Опасность подражания
«Предотвращение появления синдрома Вертера — серии суицидов, вызванных публикациями в масс-медиа, является общей задачей общества и государства, при этом рекомендации Всемирной организации здравоохранения дают хорошую базу для такой работы»
Почти 250 лет назад Иоганн Вольфганг Гете написал роман «Страдания юного Вертера», в котором из-за трагической любви главный герой совершает суицид. Книга оказалась настолько популярной, что по Европе прокатилась волна самоубийств молодых людей, подражавших ее персонажу. Чтобы ограничить влияние романа на читателей, власти разных стран даже запрещали его. Проблема распространения деструктивной информации особенно актуальна сейчас, в эпоху быстрого развития инфокоммуникационных технологий. Об этом рассказал RSpectr криминолог Артем Токарев.
RSpectr: Как вы считаете, насколько актуален вопрос о необходимости ограничения распространения суицидального контента в Сети? Почему именно последние годы государство уделяет так много внимания этой теме?
Артем Токарев (А. Т.): Я бы перешел от термина «суицидальный» к термину «суицидогенный». Первый относится к поведению, а в случае с контентом речь идет, как мне кажется, о способности информации порождать определенные действия.
Что же касается актуальности, то здесь вопрос очевидный. Развитие «цифры» приводит к постоянному росту скорости передачи информации, кроме этого, увеличивается количество пользователей коммуникационных технологий. На недавней конференции РИФ было заявлено, что число россиян, которые в течение месяца выходят в интернет, по состоянию на зиму 2018 года, достигло 90 млн человек. А это 73% населения страны старше 12 лет.
Распространяться, как известно, может любая информация, в том числе и способная формировать суицидальные намерения.
О масштабах «эпидемии» суицидального поведения (кстати, французский социолог Эмиль Дюркгейм часто использовал этот термин) можно судить по статистике последних лет Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ). Согласно этим данным,
самоубийство стоит на втором месте среди причин смерти у молодых людей в возрасте от 15 до 29 лет в мире
RSpectr: Есть ли научно подтвержденные аргументы, что информация о способах самоубийства и призывов к ним оказывает влияние на психологическое состояние пользователей, в том числе несовершеннолетних? И как можно охарактеризовать это воздействие?
А. Т.: Если совсем кратко, то начнем с упомянутого выше Эмиля Дюркгейма. Он, среди прочего, интересовался природой подражания при суицидальном поведении. Например, в сочинении «Самоубийство. Социологический этюд» он описал несколько «эпидемий», объединенных одним и тем же способом и местом.
На современном этапе эти вопросы зачастую связывают с так называемым синдромом Вертера. Собственно, название отсылает нас к известному произведению немецкого писателя Иоганна Вольфганга Гете «Страдания юного Вертера», увидевшему свет в последней четверти XVIII века. Считается, что оно породило волну подражаний в странах Старого Света, после чего сочинение стали запрещать то тут, то там.
Спустя почти два века после появления романа – в 70-х годах прошлого столетия – американский ученый Дэвид Филлипс выявил эффект, который и назвал синдромом Вертера. Он описал случаи, когда информация о самоубийствах, растиражированная в СМИ, может в определенных обстоятельствах привести к появлению подражаний.
Один из ярких примеров развития синдрома Вертера – волна подражаний после ухода Мэрилин Монро. Открытым остается вопрос о его проявлении после самоубийства Курта Кобейна. Дело в том, что это, пожалуй, был первый случай, когда предпринимались шаги для недопущения «эпидемии». С одной стороны – очень корректное освещение случившегося в СМИ, с другой – выступление гражданской жены музыканта, которая зачитала его предсмертную записку и, обратившись к аудитории, заметила, что такой уход из жизни – не способ решать проблемы.
Ряд экспертов утверждает, что именно постоянным ажиотажным вниманием СМИ было вызвано множество суицидов в Венском метро в 80-е годы
Если говорить о научно-практическом уровне, то речь идет о рекомендациях для медиа, изданных Всемирной организацией здравоохранения. Над брошюрой работали ВОЗ и Международная ассоциация по предупреждению самоубийств. Первый вариант документа вышел в свет еще в начале нулевых.
В настоящий момент на сайте ВОЗ в публичном доступе размещено издание 2017 года. Документ построен максимально удобно для читателя. Сперва приводится шесть пунктов, о которых рекомендуется помнить при освещении подобных эпизодов, а после – шесть вещей, которые делать не рекомендуется. Эти пункты очень просты.
ВОЗ предлагает публиковать информацию о том, где можно получить помощь, и рассказывать, как преодолевать подобные мысли. Кроме этого, организация советует быть очень осторожными при освещении инцидентов с участием известных лиц, а также предельно корректно общаться с родственниками и друзьями погибшего.
Теперь о том, чего ВОЗ не рекомендует делать. Не стоит выкладывать новости о подобных фактах на самые заметные места, использовать «сенсационные заголовки» и бесконечно их повторять. Следует избегать употребления слов, представляющих подобное поведение как норму или конструктивный способ решения проблемы.
Кроме этого, ВОЗ предостерегает от описания того, как и где произошел инцидент. Призывает не выкладывать фото или видео с места происшествия, а также не публиковать ссылки на страницы погибших в соцсетях или предсмертные записки.
RSpectr: Некоторое время назад общество было взбудоражено сообщениями о «группах смерти» в социальных сетях. Эта история раздута СМИ или действительно есть пострадавшие? В чем состоит мотивация людей, создающих такие группы?
А. Т.: Данная проблема действительно стояла достаточно остро. Долгое время, несмотря на совместные усилия уполномоченных органов и интернет-сообществ, наблюдался рост таких групп.
Стоит отметить, что подавляющий объем данного контента распространяется в соцсетях, а сообщества были объединены не только тематикой, но и особым сленгом.
Активность рассматриваемых пабликов оставалась относительно высокой весной 2017 года. Летом она медленно снижалась, а к концу года свелась к единичным постам или сообщениям на личных страницах или в сообществах депрессивной направленности. Интерес к таким группам падает, так как это уже «не модно».
Что касается мотивации «кураторов» и создателей таких групп, то спектр причин может быть чрезвычайно широк: от желания получить быструю популярность и поучаствовать в хайпе до жажды власти и прибыли.
RSpectr: Кто занимается экспертизой контента? Какую подготовку проходят специалисты?
А. Т.: Стоит сразу отметить, что административное решение о признании материала запрещенным к распространению в интернете по причине того, что он содержит информацию о способе или призыв к суициду, принимает должностное лицо соответствующего ведомства, в зависимости от организационной формы электронного ресурса, на котором он был опубликован.
В свою очередь эти решения основаны на заключениях экспертов и независимых специалистов. Они должны обладать опытом и достаточной компетенцией в сфере психологии, лингвистики, культурологии и иных областях в соответствии с типом изучаемого контента, его вербальными, изобразительными и иными характеристиками. Обязательным условием является профильное высшее образование; в некоторых случаях нужны дополнительные допуски и квалификации, а также опыт работы по специальности.
Кроме того, компетентный эксперт должен знать профильные нормативные акты и руководствоваться современными методиками оценки материалов.
RSpectr: По каким критериям эксперты определяют, что информация является, согласно Вашей терминологии, суицидогенной? Есть ли разработанные и утвержденные методики?
А. Т.: Законодательством РФ устанавливается запрет на распространение в интернете информации о способах совершения самоубийства и призывов к подобным действиям. Профильными ведомствами – Роскомнадзором и Роспотребнадзором – согласованы и уточняются соответствующие критерии. Они утверждены нормативно-правовым актом и определяют основания для признания материала содержащим способ или призыв к суициду (Приказы Роскомнадзора № 84, МВД России № 292, Роспотребнадзора № 351, ФНС России ММВ-7-2/461-С).
Среди критериев:
- наличие указания на самоубийство как на способ решения проблемы;
- наличие побуждающих к совершению самоубийства аргументов, включающих утверждения (суждения), способные склонить к принятию решения о совершении суицида;
- наличие информации о совокупности необходимых для самоубийства условий (выбор места, времени, способа, иные подготовительные действия, которые необходимо совершить).
На основе этих критериев, а также практического экспертного опыта формируются и утверждаются методики, используемые специалистами при подготовке заключения по тому или иному материалу.
RSpectr: В Сети часто встречаются шуточные перечни способов самоубийства. Как относиться к такому контенту и следует ли его блокировать?
А. Т.: Прежде всего стоит разобраться с категорией «шуточности». Это соотносится с чувством юмора, которое является крайне субъективным. С другой стороны, здравый смысл подсказывает, что к оценке любого контента необходимо подходить как с позиции изучения формального соответствия установленным критериями и нормам, так и учитывая второстепенные факторы, такие как социальная опасность и реальная воспроизводимость результатов, целевая аудитория материала и восприимчивость реципиентов различных возрастов. В том числе и для этого пишутся методические рекомендации – чтобы исключать явную бессмыслицу в рамках установленного законом порядка.
RSpectr: Кто, помимо уполномоченных органов, должен участвовать в работе по ограничению распространения такого контента? Какие советы или рекомендации вы можете дать пользователям (родителям, детям, подросткам), которые сталкиваются с подобной информацией?
А. Т.: В этой работе должны участвовать администрации крупных социальных сетей, таких как «ВКонтакте», Instagram, Facebook, Twitter, а также форумов. Они должны оперативно реагировать на появление такого контента и ограничивать к нему доступ.
Для разработки стратегии по ограничению распространения и профилактике появления контента необходимо привлекать различных специалистов – психологов, педагогов, медицинских и социальных работников, а также представителей заинтересованных общественных объединений
У пользователей, которые сталкиваются с таким контентом, есть возможность обратиться в Роскомнадзор, оставив соответствующую заявку на официальном сайте.
Родителям же можно посоветовать тщательно следить за любым изменением в поведении ребенка, обращать внимание на его пассивность или задумчивость. Важно наладить контакт и уметь разговаривать с детьми, понимать их, избегая авторитаризма в отношениях. Подросткам, в свою очередь, можно порекомендовать в поисках решения проблем обращаться к родителям, социальным работникам, психологам.
СПРАВКА
Артем Токарев
криминолог, кандидат юридических наук
Высшее образование получил в МГЮА имени О.Е. Кутафина по специальности «криминология».
Защитил диссертацию по теме «Роль СМИ в предупреждении преступности».
С 2008 года работает в сфере массмедиа
Фото: А. Токарев.
Подражание — самоубийство. Зеркало просветления. Послание играющего Духа
Подражание — самоубийство
Что такое зрелость? Зрелость — это четкое понимание того, что вы обязаны быть самим собой, а не чьей-то копией. Найдёте ли вы в себе такую зрелость? Вы подражаете другим. Суть подражательства в том, что потребность в идеале приходит к вам извне, она не исходит из ваших внутренних побуждений.
При подражательстве вы не расцветаете. Подражая, вы выбираете быть искусственными цветами. Кто-то другой внушил вам идеал, навязал идеал, и вы ему следуете. Не достигнув его, вы будете несчастны, ведь вы не достигли идеала. Достигнув его, вы также будете несчастны, ведь этот идеал никогда не был вашим идеалом.
Вы никогда не желали его, потому что он не был вашей глубинной потребностью. Поэтому в мире так много несчастных. Люди подражают друг другу. Подражают звездам эстрады, кумирам, политикам, соседям, духовным авторитетам. Они так похожи на обезьян, передразнивающих друг друга.
Они даже подражают в том, чтобы выглядеть оригинально. Поистине, нет большей неудачи, чем успех, которого вы достигаете, подражая. Вы совершаете опасное путешествие, тратя массу усилий, времени и энергии, чтобы в результате обнаружить: «Я никогда не хотел этого. Это был идеал другого человека, позаимствованный мною». Чем в более зрелом возрасте вы находитесь, тем реже вы подражаете.
Будьте правдивы с собой, даже если это вам не слишком удается, ведь ваша собственная истина может привести вас к Истине. Чужая правда не может стать вашей правдой. В вас заключено некое зерно. Лишь при условии, что это зерно прорастет и станет деревом, вы достигаете расцвета; и на вас снизойдут благословения. Если вы всего лишь чей-то последователь, ваше зерно останется мертвым.
Люди будут приветствовать ваши успехи в подражательстве. Все преуспевающие имитаторы очень знамениты. Но они не знают, что при этом совершают самоубийство. Но вы способны даже на самоубийство, если вас оценят по достоинству. Никто не хвалит людей истинных, подлинных, ведь эти люди — бунтари.
Такой человек не станет никого копировать. Он скажет: «Я не собираюсь становиться Иисусом, Буддой или Кришной. Достаточно одного Иисуса. Второй Иисус, как бы ни был прекрасен, будет всего лишь копией. Бог не станет спрашивать, почему вы не стали Иисусом. Он спросит, почему вы не стали собой».
Не подражайте даже своему духовному учителю. Это самоубийственно. Упивайтесь его присутствием, но не становитесь фальшивым. Не повторяйте их слова, жесты, действия.
Самоубийство как крик о помощи.
Самоубийство как крик о помощи. Часть «Я» человека, которая заставляет его совершить самоубийство, может таким образом найти легкий путь решения внутреннего конфликта. Вследствие различных причин ситуация, в которую попадает человек, начинает казаться ему неразрешимой,
Рак – неосознаваемое самоубийство?
Рак – неосознаваемое самоубийство? И в результате во многих случаях он сам «выключает» механизмы сопротивления болезни. Во всяком случае большинство больных раком признают, что за несколько месяцев до начала заболевания они в течение длительного времени переживали
Подражание королю
Подражание королю Однажды в Лондоне шла премьера «Мессии» Генделя, на которой в числе прочих гостей присутствовал и король. Он настолько расчувствовался во время исполнения хором «Аллилуйя», что молча встал со своего места вопреки всем канонам. Он сделал это в знак
Предотвратите собственное самоубийство!
Предотвратите собственное самоубийство! Современный человек не умирает — он совершает медленное самоубийство. Даже если вам кажется, что вы в прекрасной форме, не засоряйте свой организм высокохолестериновой пищей, привычной для большинства людей западной
Имитация самоубийства. Настаивайте на себе; никогда не подражай. — Ральф Уолдо Эмерсон — Eleganthack
Дизайн
Я записался на 30-дневный писательский конкурс RWE, но не соблюдал ежедневные подсказки. Тем не менее, сегодняшнее событие нашло во мне отклик.
По дороге на работу я снова слушал прекрасную книгу «Ненасильственное общение». Я стал слушать ее каждый раз, когда подозревал, что мне предстоит трудный разговор. В книге описывается метод, который был разработан для разрешения конфликтных ситуаций, подобных тем, которые мы слишком часто наблюдаем на Ближнем Востоке. Это порождает разговор, сосредоточенный на выражении потребностей без требований или обвинений, что может привести к оборонительной позиции. В то утро я услышал отрывок, в котором он описывает, как сделать себя несчастным. Он рекомендует сравнивать себя по внешнему виду с супермоделями, а по достижениям — с такими людьми, как Моцарт, сочинявший симфонии в возрасте 5 лет9.0005
Подражать — значит увидеть что-то и решить, что вы скорее будете копировать то, что видите, чем ценить себя. Оно рождается из болезненной неуверенности и отсутствия доверия к себе. Это самосожжение. Это вы говорите себе: «Я видел лучше, чем вы можете когда-либо создать, не беспокойтесь».
Когда много лет назад я изучал живопись, нам велели ходить в музеи, выбирать великие работы и делать копии. Это часть формального образования художника. Следуя каждому штриху мастера, разрушаете ли вы себя? Вовсе нет, вы учитесь видеть, как видят они, двигаться, как они. Это путь к мастерству. Если в конце вы посмотрите на свою копию, заметите различия и вздохнете: «Я никогда не буду таким хорошим», значит, вы упустили цель: учиться, а не подражать.
Вы не можете быть Ренуаром или Пикассо. Вы можете быть величайшим фальшивомонетчиком в мире, но это имеет уникальную известность. Вы гордитесь обманом, а не болью жизни в тени величия.
Если подражание — самоубийство, то сравнение — бритва.
Опубликовано в Дизайн и помечено как Дизайн. Предыдущий Бизнесили
Следующий Дизайнили
Подпишитесь на мою очень редкую рассылку новостей
Radical Focus ВТОРОЕ ИЗДАНИЕ
«Кристина взяла мою любимую книгу по OKR и углубила ее, ответив на самые трудные вопросы, с которыми сталкиваются люди, применяя ее в реальном мире. Еще раз, спасибо!» – Брюс Маккарти, автор и основатель Product Culture
Купить сейчас! https://amzn.to/3dzuQwn
Отмеченный наградами автор книги Команда, которая справилась сама с собой и Нарисуй меня в 9003 6 возвращается с новым и расширенным изданием ее знаковая книга по OKR.
Пытаетесь принять цели и основные результаты? Radical Focus научит вас всему, что вам нужно.
Radical Focus был переведен на шесть языков и продан тиражом более 60 000 копий. Теперь второе издание ее манифеста OKR доказывает, что бизнес-стратегии Водтке необходимы в мире, где цель кажется все более и более недостижимой. Обновленная версия включает в себя 50 хорошо написанных и понятных наборов OKR, которые будут вдохновлять и направлять вас, а также 22 000 слов совершенно нового материала, предназначенного для того, чтобы помочь пользователям OKR на предприятии создавать OKR и управлять ими. Если вы хотите ускорить успех и ускорить организационное обучение, вам необходимо прочитать эту книгу.
Команда, которая справилась сама с собой: история лидерства
«В этой новой книге Кристина взялась за то, что я считаю самой важной проблемой в технологической отрасли. Лишь небольшая часть продуктовых команд использует свой потенциал, и, хотя на это есть много причин, ответственность за это лежит на руководстве или его отсутствии. Люди, которые достаточно заботятся о том, чтобы обеспечить уровень коучинга, чтобы помочь своим людям стать сначала компетентными, а затем исключительными в своем деле». Марти Кейган, автор Inspired и основатель Silicon Valley Product Group
Получите копию прямо сейчас! Команда, которая справилась сама с собой
Заколи меня карандашом! Книга делового рисования для людей, которые не умеют рисовать.
Хотите стать лучше в бизнесе? Научитесь рисовать.
В мире нет более быстрого и дешевого прототипа, чем эскиз на листе бумаги. То, что неясно на словах, внезапно становится кристально ясным в наброске, и вы и ваша команда можете решать проблемы совершенно по-новому. Поиграйте с идеями. Документируйте свой процесс. Думай на бумаге. Визуальное мышление привносит в работу совершенно новую силу.
Думаешь, ты не умеешь рисовать? Не волнуйся! Самые простые наброски наиболее эффективны для общения и решения проблем, поэтому вы можете начать рисовать за меньшее время, чем обычный перерыв на кофе. Узнайте больше и покупайте!
При участии Амели Сарразин, Александры Мичек, Тейлор Риз, Дэна Брауна, Дэниела Кука, Кейт Раттер, Евы-Лотты Ламм, Мэтью Магейна, Сунни Браун, Кристины Негрут, Дэрила Мейера Фарни, Марка Бургиньона, Лауры Кляйн, Дэвида Грея , Мелисса Ким, Майк Роде, Брайан Гуласса, Эндрю Рид, Рольф Фасте, Раф Костер, Стоун Либранд, Робин Хунике, Алисия Лоринг, Эрин Мэлоун, Стивен П. Андерсон, Джорджия Лупи, Алекс Остервальдер, Ноэль Странски, Джеймс Янг и Дэн Бродить.
Поиск вещей
Искать:Блоги Стэнфордского класса
Я преподаю в Стэнфорде, и мои ученики размещают там свои сочинения и наброски. В блоге геймдизайна тоже есть задания, если хотите поиграть дома
- Дизайн игр (cs247G и cs377g)
предыдущие 247G и 377g - Дизайн для изменения поведения (CS247B)
- Дизайн для понимания: CS 247i, осень 2019 и 2021
Больше не преподается
- История и этика дизайна
- Креативный основатель (обучал с Кейт Раттер)
- CCA IxD Тезис
Уверенность в себе (1840) Ральфа Уолдо Эмерсона |
Ральф Уолдо Эмерсон (1801–1882) был гением-аниматором, стоящим за американским трансцендентализмом. Он черпал свой взгляд на жизнь из различных источников — классической философии, немецкого идеализма, английского романтизма, восточного мистицизма и пуританства Новой Англии, — но он также многому научился на собственном опыте. Его отец-министр умер в 1811 году, оставив свою семью обездоленной и зависящей от собственной изобретательности и бережливости. Позже Эмерсон считал, что «железная цепь бедности, необходимости и аскезы» увела его от жизни, полной материальных потворств, и направила его к «великому, прекрасному и хорошему». Семейная традиция первоначально привела Эмерсона в унитарное служение, но к 1832 году он решил, что традиционная религия слишком ограничивает его возможности. Поэтому он ушел из бостонского служения и после поездки в Европу поселился в Конкорде со своей женой и матерью. Там он разработал научную рутину самоанализа, письма, чтения лекций, общественных работ и случайных проповедей. В своем, пожалуй, самом известном эссе «Уверенность в себе» он призвал своих читателей поверить в себя и выбрать трансцендентное несоответствие вместо того, чтобы просто следовать общепринятым диктатам общества. . . . Верить своим собственным мыслям, верить, что то, что верно для вас в глубине души, верно и для всех людей, — это гениально. . . . Человек должен научиться замечать и наблюдать тот отблеск света, который вспыхивает в его уме изнутри, больше, чем сияние небосвода бардов и мудрецов. И все же он незаметно отбрасывает свою мысль, потому что она принадлежит ему. В каждом гениальном произведении мы узнаем свои отвергнутые мысли: они возвращаются к нам с каким-то отчужденным величием. Великие произведения искусства не несут для нас более важного урока, чем этот. Они учат нас следовать нашему спонтанному впечатлению с добродушной непреклонностью, тогда как весь крик голосов с другой стороны. Иначе завтра чужой человек с виртуозным здравым смыслом скажет именно то, что мы все время думали и чувствовали, и мы вынуждены будем со стыдом принять собственное мнение от другого. В процессе обучения каждого человека наступает момент, когда он приходит к убеждению, что зависть — это невежество; что имитация есть самоубийство; что он должен считать себя к лучшему или к худшему своей долей; что, хотя обширная вселенная полна добра, никакое питательное зерно не может прийти к нему, кроме как через его труд, дарованный на том участке земли, который ему дан для возделывания. Сила, которая пребывает в нем, нова по своей природе, и никто, кроме него, не знает, что именно он может сделать, и не знает, пока не попробует. . . . Доверься себе: каждое сердце вибрирует под эту железную струну. Примите место, которое Божий Промысел нашел для вас; общество ваших современников, связь событий. Великие люди всегда поступали так и по-детски доверялись гению своего времени, выдавая свое ощущение, что Вечное шевелится в их сердце, действует их руками, господствует во всем их существе. И мы теперь люди, и должны принять в высшем разуме ту же трансцендентную судьбу; и не зажатые в угол, не трусы, бегущие перед революцией, а искупители и благодетели, благочестивые стремящиеся стать благородной пластичной глиной под Всемогущим усилием, будем наступать и наступать на Хаос и Тьму. . . . Общество повсюду находится в заговоре против мужественности каждого из его членов. Общество является акционерным обществом, в котором члены соглашаются для лучшего обеспечения своего хлеба каждому пайщику, отказаться от свободы и культуры едока. Достоинством большинства запросов является соответствие. Уверенность в себе — это его отвращение. Он любит не реалии и творцов, а имена и обычаи. Тот, кто хочет быть мужчиной, должен быть нонконформистом. Тому, кто хочет собрать бессмертные пальмы, не должно мешать имя добра, но нужно исследовать, добро ли это. В конце концов нет ничего святого, кроме целостности нашего собственного разума. . . . Мне стыдно думать, как легко мы капитулируем перед значками и именами, перед большими обществами и мертвыми институтами. Каждый порядочный и хорошо говорящий человек влияет на меня и влияет на меня больше, чем нужно. Я должен идти прямо и жизненно, и говорить грубую правду всеми способами. Если злоба и тщеславие облачаются в плащ человеколюбия, пройдет ли это? Если разгневанный фанатик возьмет на себя эту благодатную причину отмены смертной казни и придет ко мне с последними новостями с Барбадоса, почему бы мне не сказать ему: «Иди, люби своего младенца; люби дровосек твой: будь добродушен и скромен: имейте ту благодать; и никогда не приукрашивайте свои жестокие, немилосердные амбиции этой невероятной нежностью к черному народу за тысячу миль. Твоя любовь издалека — злоба дома». Грубо и некрасиво было бы такое приветствие, но истина красивее притворства любви. В вашей доброте должна быть какая-то грань, иначе ее нет. . . . Добродетели в народной оценке скорее исключение, чем правило. Есть человек и его достоинств. Люди совершают то, что называется добрым поступком, как проявление мужества или милосердия, подобно тому, как они заплатили бы штраф в искупление за ежедневное отсутствие на параде. Их работы совершаются как оправдание или облегчение их жизни в этом мире, поскольку инвалиды и сумасшедшие платят высокую плату. Их добродетель — покаяние. Я хочу не искупать, а жить. Моя жизнь не извинение, а жизнь. Это для себя, а не для зрелища. Я предпочитаю, чтобы он был более низкого напряжения, чтобы он был подлинным и ровным, чем чтобы он был блестящим и неустойчивым. . . . Моя жизнь должна быть уникальной; это должна быть милостыня, битва, завоевание, лекарство. . . . Я знаю, что для меня не имеет значения, совершаю я или воздерживаюсь от тех поступков, которые считаются превосходными. Я не могу согласиться платить за привилегию, если у меня есть неотъемлемое право. Какими бы незначительными и ничтожными ни были мои дары, на самом деле я таков, и мне не нужно для моей собственной уверенности или уверенности моих товарищей какое-либо второстепенное свидетельство. То, что я должен делать, это все, что касается меня, а не то, что думают люди. Это правило, одинаково трудное как в реальной, так и в интеллектуальной жизни, может служить для всего различия между величием и низостью. Это тем труднее, потому что вы всегда найдете тех, кто думает, что знает ваш долг лучше, чем вы его знаете. Легко на свете жить по мнению мира; легко в одиночестве жить по-своему; но великий человек тот, кто посреди толпы с совершенной сладостью хранит независимость одиночества. За несоответствие мир стегает вас своим неудовольствием. И потому мужчина должен уметь оценить кислое лицо. Прохожие косо смотрят на него на улице или в гостиной друга. Если бы это отвращение было вызвано таким же презрением и сопротивлением, как и его собственное, он вполне мог бы вернуться домой с грустным лицом; но кислые лица толпы, как и их милые лица, не имеют глубокой причины, не маскируют бога, а то появляются, то исчезают, как дует ветер, как направляет газета. И все же недовольство толпы более грозно, чем недовольство сената и коллегии. Твердому, знающему мир человеку достаточно легко вынести ярость образованных классов. Ярость их чинна и благоразумна, ибо они робки, так как сами очень ранимы. Но когда к их женскому гневу прибавляется народное негодование, когда возбуждаются невежды и бедняки, когда заставляют рычать и косить неразумную грубую силу, лежащую на дне общества, тогда ей нужна привычка великодушия и религиозности. обращаться с ним по-божески, как с пустяком, не вызывающим беспокойства. Другой ужас, который отпугивает нас от самоуверенности, — это наша последовательность; благоговение перед нашим прошлым действием или словом, потому что у глаз других нет других данных для вычисления нашей орбиты, кроме наших прошлых действий, и мы не хотим их разочаровывать. Глупое постоянство — это чудище маленьких умов, которого обожают маленькие государственные деятели, философы и богословы. С постоянством великая душа просто не имеет ничего общего. С таким же успехом он может заняться своей тенью на стене. В твои охраняемые уста! Зашейте их нитками, сделайте. Иначе, будь ты мужчиной, говори то, что думаешь сегодня, словами твердыми, как пушечное ядро, а завтра снова твердыми словами говори то, что завтра думает, хотя бы это противоречило всему, что ты сказал сегодня. Ах, тогда, восклицают пожилые дамы, вас обязательно неправильно поймут. Неправильно понятый! Это правильное слово дурака. Так ли уж плохо быть непонятым? Непонятыми были и Пифагор, и Сократ, и Иисус, и Лютер, и Коперник, и Галилей, и Ньютон, и всякий чистый и мудрый дух, когда-либо обретавший плоть. Быть великим значит быть неправильно понятым. Народ думает, что ваш отказ от общепринятых стандартов есть отказ от всех стандартов и простой антиномизм; и смелый сластолюбец будет использовать имя философии, чтобы позолотить свои преступления. Но закон сознания соблюдается. Есть две исповедальни, в одной или в другой из которых мы должны быть огорошены. Вы можете выполнить свой круг обязанностей, очистив себя прямым , или рефлекторным способом. Подумайте, удовлетворили ли вы свои отношения с отцом, матерью, двоюродным братом, соседом, городом, кошкой и собакой; может ли кто-нибудь из них упрекнуть вас. Но я также могу пренебречь этим рефлекторным эталоном и отдаться самому себе. У меня есть свои строгие претензии и идеальный круг. Он отрицает название долга для многих должностей, которые называются обязанностями. Но если я смогу погасить его долги, это позволит мне отказаться от популярного кодекса. Если кто-нибудь воображает, что этот закон слаб, пусть однажды исполнит его заповедь. И действительно, это требует чего-то богоподобного от того, кто отбросил общечеловеческие мотивы и осмелился довериться себе как надсмотрщику. Высок будет его сердце, верна его воля, ясный его взгляд, чтобы он мог серьезно быть учением, обществом, законом для себя, чтобы простая цель была для него столь же сильна, как железная необходимость для других. Если кто-нибудь рассмотрит нынешние аспекты того, что называется обществом отличия, он увидит необходимость в этой этике. Сухожилия и сердце человека кажутся вытянутыми, и мы становимся робкими, унылыми нытиками. Мы боимся правды, боимся удачи, боимся смерти и боимся друг друга. Наш век не рождает великих и совершенных людей. Нам нужны мужчины и женщины, которые обновят жизнь и наше социальное положение, но мы видим, что большинство натур несостоятельны; не могут удовлетворить свои собственные потребности, имеют честолюбие, несоразмерное их практической силе, и поэтому постоянно просят и просят день и ночь. Наше домашнее хозяйство нищенское, наши искусства, наши занятия, наши браки, нашу религию выбрали не мы, а общество выбрало за нас. Мы салонные солдаты. Суровой битвы судьбы, где рождается сила, мы избегаем. Легко понять, что большая уверенность в себе, «новое уважение к божественности в человеке» должны произвести революцию во всех должностях и отношениях между людьми; в их религии; в их образовании; в своих занятиях; их образ жизни; их объединение; в их собственности; в своих спекулятивных взглядах. |