Обществознание 5.8
1. Способы влияния
2. Положительное влияние
3. Негативное влияние
Для полноценного развития человека как личности нужно общение с другими людьми. Это способствует скорейшему восприятию социальных норм, установленных законов морали и ценностных ориентаций.
Влияние – это процесс, результатом которого является полное или частичное изменение манеры поведения человека, его интересов, жизненных целей, установок, принципов.
Оно бывает отрицательное или положительное, носит спонтанный характер, но является навязчивым. Влияние общественности не подлежит какому-либо контролю. Может использоваться для достижения положительных или негативных целей.
В психологии утверждают, что влияние не должно негативно сказываться на формировании личности. Грамотность, корректность, аргументированность мысли – главные требования к психологическому воздействию.
Заключается в положительном изменении человека, его личностном росте. Значение имеет окружение. Чтобы результат был действительно позитивным, необходимо общение с успешными, умными, перспективными личностями, у которых можно учиться. Критика от них будет аргументированной, преподнесенной в вежливой, толерантной форме. Нахождение рядом с такими людьми будет мотивировать личность становиться лучше, пытаться достичь такого же высокого уровня развития и самоорганизации. Положительное влияние на изменение личности оказывают психологи, иногда — гипнологи. Это представители таких видов профессиональной деятельности, которые предполагают развитое восприятие и правильную личностную оценку. Применяя различные техники НЛП, внушения, они помогают человеку избавиться от фобических и других психических расстройств, понять свои ошибки, увидеть возможные перспективы. Спикеры-коучеры – еще одна категория людей, мнение и выступления которых положительно сказываются на публике. Их цель – вдохновить на принятие решение и на саморазвитие, объяснить определенное явление.
Человек, который способен принять мысли, полностью противоречивые его размышлениям, способен к самоусовершенствованию и работе над собой. Это положительно скажется на принятии решений в дальнейшем. Правильное воспитание – еще одно проявление положительного влияния на формирование личности. Является базой образования определенного характера. Родители обучают ребенка, как правильно себя вести в обществе, что предпринять в конкретной ситуации и как лучше не поступать. Приучают к основным законам морали, нормам поведения. Положительное влияние общества проявляется в: устранении комплексов; полноценном формировании убеждений; умении аргументировать свое мнение; понимании, что каждый человек – уникальная личность со своими убеждения и рассуждениями, которые могут не совпадать у нескольких человек; стимулировании развития человека в выбранном направлении; ликвидации негативных эмоций, пополнении позитивных и т. д. Современный научный анализ доказал, что некоторые особенности поведения индивида исчезают, когда он покидает социальную среду или выходит из сферы воздействия определенной группы людей.
Правильно сформированный коллектив дает возможность обучаться воспринимать себя и других, замечать ошибки остальных и суметь увидеть собственные. Человек учится фильтровать информацию, в процессе обсуждения у него формируется собственное мнение или взгляды на конкретные ситуации, модели поведения.
В жизни каждого бывает период, когда в окружении преобладают безуспешные, бесперспективные люди, которые тянут человека на дно. Их критика ничему не обучает, а лишь отображается в виде психологической деформации личности. В результате такой индивид, находясь под давлением общества, часто действует в ущерб собственным интересам. Существует 3 основных реакции на подобное поведение группы. Каждой из этих составляющих присущи свои особенности: Внушаемость. Человек бессознательно соглашается с мнением других, принимает поведение группы. Не замечает, как меняется его манера общения, тип мышления.
Последствия негативного влияния: повышенная эмоциональность; снижение уровня самопознания, самовыражения; обезличивание – отказ от своих интересов и мнения; развитие межличностных конфликтов; повышение уровня тревожности и озадаченности и т. д. Еще одним возможным отрицательным следствием группового воздействия может быть невозможность раскрытия творческого потенциала. Главной причиной является нежелание общества воспринимать человека с отличительным типом мышления и другим видением мира. Все творческие идеи отвергаются. В результате творческий потенциал и вовсе может пропасть или застрять в развитии на длительное время.
Основные проявления созависимости, созданной на негативной почве: навязчивая помощь, даже когда в ней нет потребности; ощущение ничтожности без взаимоотношений с кем-то; энергия тратится на поддержание отношений с другими, чтобы получить безопасность и душевное спокойствие; страх сделать что-либо вопреки общественному мнению; восприятие чужих проблем как собственных; погашение творческого потенциала; отсутствие позитивного мышления и принятия оригинальных решений; есть чувство ответственности за действия других; помощь другим даже в случаях, когда человек вынужден делать то, что он не хочет, чтобы не разочаровать кого-либо; может выражать негодование по поводу несправедливости, но неспособен защищать собственные интересы; всегда чувствует себя марионеткой; присутствует отклонения похвалы, комплиментов, приятных высказываний; больной винит себя буквально во всем, даже когда он реально невиновен; всегда считает себя недостаточно хорошим. Созависимый человек не умеет говорить «нет».
Такая личность боится ошибок и неудач. Теряет интерес к своей жизни. В результате становится трудоголиком. Не доверяет никому, даже себе. Очень переживает, когда ее подводят остальные, из-за чего впадает в депрессию. Страдает пищевыми расстройствами, не способна контролировать эмоции. Созависимость также отображается на стиле жизни индивида.
Правила, которых нужно придерживаться, если необходимо защитить себя от негативного влияния общественности: Помнить, что всем угодить нельзя. Если другого человека что-то не устраивает, не пытаться ему понравиться. Это избавит от необходимости постоянно подчиняться приказам этой личности. Прекратить обращать внимание на неадекватных или вечно недовольных людей. Это отбирает очень много сил и жизненной энергии, которой можно найти более достойное применение. Если кто-то начал изливать свою душу или часто делиться своими проблемами, сумейте вовремя остановить такого человека. Следует объяснить, что вы не готовы или не имеет времени выслушивать подобные жалобы. Больше отдыхать на свежем воздухе. Переутомление негативно сказывается на всех аспектах здоровья. Важно научиться медитации, часто повторять мотивирующие аффирмации. Очень помогают занятия спортом (подойдет даже обычная прогулка в парке). Необходимо брать ответственность только за собственные действия и поступки. Тогда не будет времени думать о других. Следует создавать такие ситуации, которые обогащают положительной энергией и делают счастливым. Никогда не поддавайтесь на грубость. Это один из самых эффективных методов манипуляции. Можно задействовать холодное презрение, чтобы дать понять, что подобное общение недопустимо. Знайте себе цену. Постоянно проводите самоанализ. Это поможет держать себя в тонусе и не поддаваться давлению общества. Старайтесь развивать только хорошие качества. Точно определите цели, расставьте приоритеты и обдумайте план действий. Подобное действие делает человека сильным и независимым. Учитесь отклонять людей с проявлениями жалости. Посочувствовать кому-либо можно, но делать это постоянно – плохое решение. Помните основное правило — никто никому ничего не должен. Избавьтесь от влияния социальных стереотипов. Самый популярный из них – социальный обман. Кто-то делает добро, и другой индивид тоже должен сделать что-то хорошее в ответ. Таким примитивным способом многие управляют другими ради достижения собственных целей. Можно попытаться избавиться от общения с неприятными личностями или свести любой контакт к минимуму. Это позволит сэкономить жизненную энергию и использовать ее более продуктивно.
Учебник:
Кравченко А.И. Обществознание: учебник для 10-11 классов. – 7-е изд. – М.: ООО ТИД «Русское слово — РС», 2014. – 312 с.
Глава 3
§ 9 стр. 58-65
Составление конспекта по плану:
1. Неоклассическая экономическая теория.
2. Кейнсианство.
3. Монетаризм.
4. Институционализм.
Вопросы для закрепления и повторения:
1. Постарайтесь самостоятельно описать, в чем заключается тот или иной вид познания и в чем их различия.
2. Какие формы познания вы знаете? Объясните их содержание?
3. Что такое истина, как она проверяется?
4. Что такое научное познание, чем оно отличается от обыденного?
5. Перечислите основные методы научного познания.
Как общество влияет на человека — аргументы для итогового сочинения
Тезисы
- Общество подавляет волю человека, навязывая ему свое мнение.
- Общество влияет на судьбу человека, ведь определяет вектор его развития и социальный климат.
- Общество определяет характер человека, ведь он с детства усваивает модели поведения, принятые в его окружении.
- Общество формирует мировоззрение человека, так как именно через социальные контакты нам передаются религиозные догматы, этнические традиции, особенности ментальности.
- Общество положительно влияет на человека: оно обучает его правилам, которые необходимы для совместной жизни с другими людьми.
- Общество отрицательно влияет на личность, так как подавляет ее индивидуальность.
- Общество формирует нравственные и этические принципы, по которым живут люди.
- Влияние общества на человека положительное, ведь оно позволяет нам научиться эффективно взаимодействовать со своими собратьями и усвоить единые культурные коды.
Аргументы
«Евгений Онегин», А.С. Пушкин. Общество во многом определяет мировоззрение и поведение человека. Мы можем убедиться в этом, читая роман «Евгений Онегин». Главный герой усвоил все привычки и традиции дворянской среды. Он поздно просыпается, завтракает в дорогом ресторане, употребляя заграничные блюда, потом гуляет по Невскому проспекту, а вечера проводит в театрах или на балах. Так живет вся столичная молодежь высшего света. Евгений ничем не отличается от нее: он рано усвоил «науку страсти нежной», имел поверхностные знания о науках, но хорошо владел познаниями в области этикета, танцев, новейшей литературы. Он блестяще говорит на французском языке и выглядит «как дэнди лондонский». И прическа, и фрак, и манера себя вести — все это выбор общества, а не самого Онегина. Он слепо подражает окружению, но в то же время хочет от него отделаться, поэтому бежит в деревню. Но и там Евгений поступает так, как велит ему общественное мнение: он идет на дуэль с Ленским только потому, что боится сплетен Зарецкого. Таким образом, социум диктует герою основы мировоззрения и даже образ жизни.
«Ионыч», А.П. Чехов. Порой общество способствует деградации человека и становится причиной его несчастья. Такой пример мы находим в рассказе А.П. Чехова «Ионыч». Главный герой получил место земского врача и был рад своему назначению, ведь у него были возвышенные идеалы и благородное стремление помогать людям. Дмитрий Старцев был талантливым врачом и собирался преумножать свои знания, совершенствуя себя. Но окружение героя никак не соответствовало его темпераменту и мировоззрению. Местные обитатели были ограниченными обывателями, которых интересовали только азартные игры, спиртные напитки, обильные обеды и финансовые накопления. Они ничего не читали, зато знали все местные сплетни. Они ни к чему не стремились, но жаждали получать больше денег любой ценой. Находясь в обществе этих закоренелых мещан, Дмитрий постепенно превратился в Ионыча. Так его прозвали пациенты. Старцев и вправду опустился, потолстел, стал грубым и ленивым человеком, безразличным к результату своего труда. От работы он хотел только денег. Все остальное его не интересовало. Вместо светлых идеалов в его жизни остались только смутные сожаления о том, что он что-то делает не так, как и все остальные. Именно окружение отрицательно повлияло на героя: оно поспособствовало его деградации.
«Горе от ума», А.С. Грибоедов. Порой общество не просто влияет на человека, но и давит на него. Яркий тому пример – Александр Андреевич Чацкий из пьесы Александра Сергеевича Грибоедова «Горе от ума». Этот герой умён, образован, честен. Он прямо говорит окружению о его пороках и аргументирует свою позицию. Чацкий критикует высший свет, но не для самоутверждения, а для того, чтобы поспособствовать развитию родной страны, погрязшей в кумовстве, казнокрадстве и алчности вельмож. Фамусовское общество встречает эти замечания с негодованием и недовольством. Чацкий не вписывается в его представления о норме, а значит, подлежит наказанию. Оно не влияет и не может повлиять на Александра Андреевича напрямую – герой активно сопротивляется, у него есть собственное мнение, он не стесняется и боится высказывать его. Он смело заявляет, например, что «служить бы рад – прислуживаться тошно». В то время как светское общество считает возможным использовать лесть и раболепство для того, чтобы получить высокую должность, подняться по карьерной лестнице. Однако общество влияет на Чацкого иным образом. Оно не может поменять личность героя, его характер, убеждения, поведение. Тогда оно будто бы исключает юношу из своего круга. Гости Павла Афанасьевича Фамусова и вовсе принимают Александра Андреевича за сумасшедшего. Герой чувствует себя чужим, ему некомфортно, даже противно находиться среди этих людей. Таким образом, общество диктует свои правила и нормы, порой даже нелепые и глупые. И есть пути для человека: поддаться этому общественному давлению и соблюдать неписаный протокол или пойти наперекор и оказаться за бортом. Чацкий оказался слишком умён и образован, чтобы ломать себя и подстраиваться под общество – и из-за этого испытал одиночество и непонимание.
«Недоросль», Д.И. Фонвизин. Общество – это один из институтов воспитания человека. На развитие личности влияет круг общения – родители, их друзья и знакомые семьи, учителя. Яркий пример этому можно найти в пьесе Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль». В этом произведении читатель видит двух персонажей, которые противопоставлены друг другу. В семье Простаковых живёт девушка Софья – её дядя Стародум уехал в Сибирь, чтобы там заработать деньги честным путём. Девушка сильно отличается от семьи, в которой живёт. Она умна, добра, благородна, мудра, спокойна, честна. Всего этого нельзя сказать о другом молодом человеке – Митрофане. Он родной сын Простаковых. Именно о нём автор неодобрительно пишет «недоросль» (хотя до Д.И. Фонвизина это слово не имело отрицательной коннотации и значило лишь несовершеннолетнего дворянина, который ещё не поступил на государственную службу). Юноша не любит учиться, он глуп и не желает этого исправлять. Кроме того, он ленив, не привык к труду и к самостоятельной жизни. Что же сделало его таким? И почему Софья другая, хотя с определённого возраста живёт вместе с Простаковыми, во главе которых стоит жестокая и властная госпожа Простакова? Всё дело в обществе. С детства Софья была окружена добропорядочными родителями, дядюшкой и другими членами семьи, которые помогли ей найти правильные нравственные ориентиры, сформировать собственное мировоззрение. Общество Митрофана составляли другие люди: его деспотичная мать и те, кто всегда ей поддакивали. Простакова опекала его чересчур и много жалела, а вместе с ней эту манеру обращения усвоили и остальные. Вот и получается, что общество сформировало героев. Родственники влияли на общество других людей, с которыми общался ребёнок. Необразованная госпожа Простакова выбрала неграмотного учителя для сына – Вральман раньше работал конюхом. Стародум же постарался окружить племянницу такими людьми, как Милон. Кроме того, Стародум сознательно покинул службу при царском дворе. Он осознал, что это не его круг общения, ему противны их корыстные взгляды и льстивые натуры, противен обман. Таким образом, общество сильно влияет на человека – оно действительно формирует его личность, характер, отношение к тем или иным вещам и поведение.
«Обломов» И.А. Гончаров. Безусловно, общество имеет значение для отдельного человека. Но далеко не все личности поддаются общественному влиянию и меняются под его давлением. Есть люди, которым удаётся сохранять себя, несмотря ни на что. В таком случае влияние общества сводится практически к нулю. Такой пример мы находим в романе Ивана Александровича Гончарова «Обломов». Главный герой – Илья Ильич Обломов – не любит светские мероприятия, не любит выходить из дома. Его любимое место – диван, а лучший наряд – домашний халат. Мужчина спокойный и добродушный, его круг общения ограничивается близкими друзьями, он не наносит огромное количество визитов малознакомым людям только из вежливости. Словом, Илья Ильич не подчиняется нормам светского общества. И попытки поменять его натуру оказываются тщетны. Его товарищ Штольц пробует изменить друга. Сначала ему это даже удаётся – Обломов начинает чаще выходить из дома, меняет свои взгляды, ведь он влюбился в Ольгу Ильинскую и менялся ради любви. Но, в конце концов, главный герой возвращается в свой домашний уют. Ему не нужны ценности, навязанные обществом – он знает, как ему будет комфортнее, что ему приносит удовольствие в жизни. Из всего выше написанного можно сделать вывод о том, что общество никак не влияет на человека, если его личность и мировоззрение сформированы и укреплены, если он достаточно смел, чтобы оставаться самим собой, несмотря ни на что.
«Тихий Дон», М.А. Шолохов. Общество порой напоминает машину-пресс, которая норовит придавить человека тяжестью своих норм и правил – многочисленных, неизвестно кем провозглашённых и далеко не всегда верных и полезных. За примером обратимся к роману Михаила Александровича Шолохова «Тихий Дон». Главный герой – Григорий Мелехов – живёт в семье донских казаков. Он не женат. По соседству живут Астаховы – Степан и его жена Аксинья. Именно эта женщина и становится возлюбленной Григория. Что говорит об этом общество? Это неправильно, это порочно, так нельзя. А сердце говорит при этом: «Вы мне не указ! Я люблю и буду любить!». Происходит некое столкновение личности и общества. Настолько сильное, настолько мощное столкновение, что Григорий даже вынужден покинуть родной дом и отправиться жить с Аксиньей в другое место. То есть сначала выбор героя не может понять и принять даже его семья. Конечно, они переживают о том, что подумают люди, как к этой истории отнесётся окружение. Впоследствии Мелеховы примиряются с решением Григория. Однако это очень яркий пример того, как общество влияет на человека. Оно диктует свои правила и решает, что вписывается в рамки, а что — нет. К сожалению, часто общество не считается с отдельной личностью и не заботится о счастье конкретного человека. Иногда оно не берёт в расчёт и человеческие чувства.
«Старуха Изергиль», М. Горький. Общество – это большинство, это сила, это власть. Оно способно решать, кого изгнать и кого принять, кого помиловать и кого наказать. Общество имеет колоссальное влияние на человека. Проблема лишь в том, что окружение – это тоже люди, и им свойственно ошибаться. Обратимся в рассказу Максима Горького «Старуха Изергиль». В нём героиня – старуха Изергиль – делится двумя легендами с путником. В одной из них сын женщины и орла – Ларра – страдает от собственного высокомерия, от своей гордыни. Он отказался примкнуть к обществу, хотя изначально оно вовсе не отвергало его. Но когда Ларра стал вести себя надменно по отношению к другим людям и нарушил их закон, общество приняло решение изгнать самолюбивого юношу, не желавшего считаться с кем-либо ещё, думать о ком-либо, кроме себя самого. Вот яркое проявление власти общества, которое оказалось справедливым и заслуженно наказало обидчика. Однако во второй легенде читатель узнаёт другую историю. Однажды народ встречает сильного неприятеля. Выход один – найти другое место для жизни, пробраться сквозь густые заросли деревьев, чтобы выйти к свету и к прекрасной жизни. Но как это сделать? Никто не знает, куда идти, всем страшно. Кроме того, вести за собой целый народ – это ответственное дело, на которое готовы решиться единицы. Таким человеком стал Данко. В какой-то момент, когда часть пути была уже пройдена, уставшие, голодные и напуганные люди стали ругать юношу, винить его во всех бедах, в том, что он ведёт их ошибочной дорогой и спасения нет. Данко не растерялся, не оробел и не сдался. Он вырвал из своей груди горящее сердце и осветил им путь. Когда люди достигли цели, пришли на новое, комфортное и пригодное для жизни место, Данко умер. «Люди же, радостные и полные надежд, не заметили смерти его и не видали, что ещё пылает рядом с трупом Данко его смелое сердце. Только один осторожный человек заметил это и, боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой… И вот оно, рассыпавшись в искры, угасло…», – так пишет автор. Таким образом, общество сильно влияет на человека. Можно даже сказать, что именно оно решает, кого принимать в свой круг, а кого изгнать за его пределы. Но ему тоже свойственно совершать ошибки и принимать неверные решения. Общество заслуженно наказало Ларру и незаслуженно обвинило Данко. Однако это не меняет того, что окружение обладает огромной силой и властью над людьми.
«Война и мир», Л.Н. Толстой. Выше мы уже привели в пример Илью Ильича Обломова из романа И.А. Гончарова. В русской классической литературе есть и другой герой, которому удалось сохранить себя, несмотря на общественное давление. Это Пьер Безухов из романа-эпопеи Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Один из самых ярких и наглядных эпизодов встречается ещё в начале первого тома. Это описание вечера в салоне мадам Анны Павловны Шерер. Юноша ведёт себя совсем не так, как «полагается» на светском вечере. Он живой, искренний, настоящий. Он умеет проявлять эмоции и делает это. Он не ищет выгоды в знакомствах – общается с теми, с кем ему интересно. Несмотря на то, что Пьер не вписывается в светское общество, он не остаётся одиноким. Герой находит своих людей – тех, кому он нужен именно таким, какой он есть. Прелесть Безухова именно в том, что он Человек – настоящий, с недостатками и достоинствами, способный чувствовать, искренний, любящий, невероятно добрый, честный и благородный. К счастью, никакому общество не удалось повлиять на Пьера, изменить его. Получается, оно бессильно, когда перед ним встаёт сформировавшаяся личность, крепкая и уверенная. В таком случае оно никак не влияет на человека.
«Гроза» А.Н. Островский. Общество часто бывает жестоко по отношению к отдельному человеку. У него слишком много силы и власти, которыми оно распоряжается далеко не всегда справедливо и не всегда на благо людей. Вспомним бедную Катерину из пьесы Александра Николаевича Островского «Гроза». Обществом небольшого городка Калинова управляли два жестоких самодура – купец Савел Прокофьевич Дикой и купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова (по прозвищу «Кабаниха»). Они держали в страхе не только собственных родственников, но и всех жителей маленького города. Проблема заключалась в том, что общество согласилось с тем, что на верхушке его стоят столь грубые и глупые люди. Они стали лидерами мнений, и никто не стремился что-либо изменить. Так что Катерина, которая чувствовала давление со стороны Кабанихи, поняла, что она не в силах поменять окружение, увязшее в предрассудках. Ведь большинство просто приспособилось и лицемерно приняло ханжеские «нормы». Например, Варвара – дочь Кабанихи – часто обманывала мать. Это казалось ей более лёгким решением, чем бороться за свои права, за свою свободу, за свои убеждения. Катерина была совсем не способна так же влиться в общество, принять множество нелепых и жестоких «правил» – словом, подчиниться окружению, забыв о собственном мнении. Это привело к настоящей трагедии – смерти девушки. Таким образом, общество колоссально влияет на человека – и не щадит тех, кто идёт ему наперекор, кто выбирает не то, как «удобнее», а справедливость и свободу.
«Матрёнин двор» А.И. Солженицын. Общество влияет на человека меньше, чем человек на общество. Позволю себе столь смелое заявление. Дело в том, что, на мой взгляд, всё как раз наоборот: человек формирует общество, оно держится на отдельных личностях. Для того чтобы доказать свою точку зрения, я обращусь к рассказу Александра Исаевича Солженицына «Матрёнин двор». Его главная героиня – Матрёна – настоящий праведник. На таких, как она, стоит мир – и общество тоже. Это мудрая, добрая, честная, трудолюбивая женщина, которая не устаёт бескорыстно помогать соседям, знакомым и незнакомым – всем, кто обращается к ней за подмогой и поддержкой. Она все свое время посвящает бескорыстному труду и никогда не отказывает в ответ на просьбу. Даже свою горницу героиня отдает приемной дочери Кире, обделяя себя. Матрёна – это пример невероятной силы духа, которую ничто не способно сломить. Она не поддалась всеобщему корыстолюбию или лени. Она не стала играть по правилам общества и думать только о себе самой и своей выгоде. В то же время Матрёна не пыталась побороть окружение – она часть его, которая меняет его изнутри. Меняет собственными благородными поступками и убеждениями. Вот и получается, что не общество влияет на человека, а человек на общество.
«Мастер и Маргарита» М.А. Булгаков. Общество порой неразборчиво и жестоко. Свою силу и власть над людьми оно иногда использует отнюдь не во благо. Безусловно, окружение обладает огромным влиянием на человека. Убедиться в этом мы можем на примере романа Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Главный герой – Мастер – писатель. Он долго и упорно работал над созданием своего исторического романа о Понтии Пилате. Это был кропотливый труд. Но после публикации произведения на автора посыпался шквал критики и недовольства – в основном, от людей из литературного сообщества. И того самого МАССОЛИТа, членов которого так иронично описывает М.А. Булгаков и которые постоянно едят в ресторане и ждут, когда им дадут отпуск или награду в виде, например, путёвки. Сначала Мастер отчаивается. Такая реакция на его книгу действительно расстраивает и сбивает его с ног – к счастью, за спиной стоит возлюбленная Маргарита, готовая подхватить героя и поддержать. Получается, в такой ситуации за успех или неудачу творца отвечает общество, которое далеко не всегда справедливо. Более того, тот же социум почему-то решает, что такое «успех». По-настоящему талантливые люди порой остаются за бортом – только потому что они чем-то не угодили доминирующей силе, формирующей общественное мнение. Таким образом, общество в самом деле колоссальным образом влияет на человека. Нужно быть достаточно смелым и сильным духом, чтобы не потерять уверенность в себе и выстоять под натиском общества, которое бывает тобою недовольно.
«Олеся» А.И. Куприн. Повесть Александра Ивановича Куприна «Олеся» – яркий пример того, как жестоко общество по отношению к людям, которые отличаются от всеобщего эталона. Главная героиня – девушка Олеся. Она и её бабушка вынуждены были покинуть родную деревню, потому что местные жители приняли женщин за ведьм. Может быть, они были просто более умны и мудры, может, знали какие-то знахарские тайны и рецепты – доподлинно нам неизвестно. Но нам точно известно то, что Олеся и её бабушка не причиняли вреда другим людям, не желали им зла. Эти добрые героини жили честно и спокойно, пока общество не изгнало их – из-за непонимания, неприятия, страха. Из-за того, что они отличались от всех, были другими, особенными – но это не значит, что они были плохими или злыми. Но окружение же разбираться не стало. Таким образом, общество действительно сильно влияет на человека. Оно фактически решает, кто входит в это общество, а кто- нет. К сожалению, выбор этот отнюдь не всегда справедлив.
Социальное воздействие: определение и почему социальное воздействие важно? – Карьерный центр
Социальные воздействия вызывают изменения во многих сферах нашей жизни. От того, как мы оцениваем, как компании ведут свою деятельность, до вещей, которые мы выбираем для покупки, социальные последствия становятся все более и более важными для многих людей. Нет сомнений в том, что то, как мы управляем разнообразием и инклюзивностью или другими темами, такими как теория социального воздействия , также повлияет на социальное воздействие.
Несмотря на то, что у предприятий и организаций нет простого способа сократить социальные издержки, существует множество способов достижения социальных результатов. Многие предприятия, организации и фонды прилагают сознательные усилия для достижения большего и лучшего социального воздействия.
Что такое социальное воздействие?
По сути, определение социального воздействия означает любые значительные или позитивные изменения, которые устраняют или, по крайней мере, устраняют социальную несправедливость и проблемы. Предприятия или организации достигают этих целей за счет сознательных и преднамеренных усилий или действий в своей деятельности и управлении .
Предприятия или организации постоянно воздействуют на своих потребителей и общественность, хотя и в разной степени. Социальное влияние, однако, концентрируется на прямых положительных последствиях , которые эти партии предлагают обществу.
Социальное воздействие может исходить от многих различных секторов и отраслей. Государственный, частный, множественный и четвертый секторы играют разные роли в обеспечении общества. Эти секторы предпочитают работать с определенным набором целей и подходов для создания социального воздействия наиболее значительным образом.
Когда началось осознание социального воздействия?
Социальное влияние началось как форма благотворительной помощи нуждающимся . Благотворительность не является чем-то новым, так как многие люди и организации всегда были готовы протянуть руку помощи с незапамятных времен.
Однако в 1972 году эта концепция стала общепринятой. Идеология стала известной благодаря американскому социальному предпринимателю Биллу Дрейтону . У него большой и впечатляющий опыт создания организаций, направленных на оказание социального воздействия.
Билл Дрейтон увлечен социальными изменениями в борьбе с социальной несправедливостью еще со времен учебы в университете. Он горячо верит в то, что каждый способен внести изменения, и поэтому все мы «создатели изменений». В 2005 году за свои усилия он был назван одним из 25 лучших лидеров Америки.
Типы социального воздействия
Предприятие или организация, которые хотят оказывать социальное воздействие и согласовывают свою деятельность с Целями социального развития, могут создавать изменения разными способами. Это касается не только того, как они относятся к своим сотрудникам, но и любых форм взаимодействия и отношений.
Существует четыре типа социального воздействия, которое может оказать бизнес. Четкое воздействие измеряет изменения в деятельности заинтересованных сторон, например, в оценке навыков или инструментах наблюдения. Высокое воздействие измеряет изменения в бизнес-системах, например, их влияние на окружающую среду и входные показатели.
The Wide Impact измеряет изменения в картировании отношений и оценках социального воздействия, чтобы убедиться, что операции могут достичь желаемого социального воздействия. Глубокое воздействие — это конечное воздействие, которое измеряет удовлетворенность потребителей с помощью показателей счастья от усилий, предпринимаемых бизнесом для создания социальных воздействий.
Устойчивый бизнес, который хочет оказывать социальное влияние, должен учитывать все бизнес-факторы компаний в своей цепочке поставок через эти четыре воздействия. Им необходимо прилагать целенаправленные усилия для налаживания и поддержания отношений с другими предприятиями, которые также оказывают социальное воздействие.
Владельцы бизнеса, которые хотят оказать или оказывают значительное влияние на общество, известны как социальные предприниматели. Эти социальные предприниматели владеют предприятиями, которые приносят непосредственную пользу обществу благодаря их усилиям по решению одного или нескольких компонентов социальных проблем.
Социальные предприятия могут оказывать социальное воздействие любым доступным им способом с помощью 17 Целей социального развития (ЦУР), установленных Организацией Объединенных Наций . Эти ЦУР установлены как способ совместной работы отдельных лиц, предприятий и организаций для оказания значительного влияния на мир.
- ЦЕЛЬ 1: Борьба с бедностью
- ЦЕЛЬ 2: Ликвидация голода
- ЦЕЛЬ 3: Хорошее здоровье и благополучие
- ЦЕЛЬ 4: Качественное образование
- ЦЕЛЬ 5: Гендерное равенство
- ЦЕЛЬ 6: Чистая вода и санитария
- ЦЕЛЬ 7: Доступная и чистая энергия
- ЦЕЛЬ 8: Достойная работа и экономический рост
- ЦЕЛЬ 9: Промышленность, инновации и инфраструктура
- ЦЕЛЬ 10: Сокращение неравенства
- ЦЕЛЬ 11: Устойчивые города и сообщества
- ЦЕЛЬ 12: Ответственное потребление и производство
- ЦЕЛЬ 13: Борьба с изменением климата
- ЦЕЛЬ 14: Жизнь под водой
- ЦЕЛЬ 15: Жизнь на суше
- ЦЕЛЬ 16: Мир и справедливость Сильные институты
- ЦЕЛЬ 17: Партнерство для достижения цели
Помимо социальных предприятий, социальные инновации также являются еще одним типом социального воздействия, которое быстро набирает обороты. Мы видим много впечатляющих и почти невероятных социальных инноваций от людей со всего мира.
Социальные инновации — это новая социальная практика, в которой новаторы стремятся удовлетворить социальные потребности лучше, чем существующие решения. Эти инновации часто очень изобретательны, помогая решить проблему социальной несправедливости и в то же время достичь многих из 17 ЦУР.
Предприятие или организация могут оказывать множество различных социальных воздействий. Несмотря на то, что сознательное изменение парадигмы и процессов может занять некоторое время, многие компании в настоящее время вносят изменения в свою деятельность, чтобы добиться лучшего и большего социального воздействия.
Почему важно социальное воздействие?
Менять мир всегда важно. Какими бы незначительными ни были усилия, социальные последствия затрагивают каждого во многих отношениях, которые мы можем не осознавать . Речь идет не только об обеспечении равенства на рабочем месте или создании устойчивых продуктов для сокращения отходов.
Когда процветает один компонент общества, многие другие аспекты их жизни будут процветать . Это может привести к большим и лучшим изменениям. 17 Целей социального развития помогают различным слоям общества разными способами и с разным потенциалом.
Социальное воздействие помогает не только людям. Когда предприятия и организации сознательно выбирают устойчивые способы работы, другие формы жизни на Земле также могут процветать . Многие предприятия в прошлом нанесли значительный ущерб окружающей среде. Помня о социальном воздействии, компании теперь могут выбирать более экологичные способы работы и производить меньше побочных продуктов.
Социальное воздействие создает возможности, недоступные другим меньшинствам или неимущим . Эти группы могут получить доступ к качественному образованию, чистой воде, гендерному равенству или получить достойную работу и, таким образом, добиться экономического роста и т. д.
Прочитайте полную статью здесь.
Николь Митчелл (она/она)
Николь Митчелл (она/она) Заместитель директора, Career Readiness
Отправить письмо
Откройте силу социального воздействия
Социальное влияние — это влияние действий человека или организации на социальную структуру сообщества. Это мера влияния отдельного человека или группы на благополучие общества в целом. Это может включать как положительные, так и отрицательные эффекты и может наблюдаться на местном, национальном или глобальном уровне. Организации и отдельные лица, работающие над социальным воздействием, стремятся улучшить мир, решая социальные проблемы и способствуя позитивным изменениям.
Социальное воздействие — это позитивные изменения в жизни людей и планеты, которые лучше понять благодаря хорошо разработанной теории изменений, направленной на улучшение результатов. Социальное воздействие исторически существовало в форме филантропии на протяжении многих десятилетий. Однако в 1972 году Билл Дрейтон, отец социального предпринимательства, начал новое движение, которое породило новый подход социального воздействия. В результате происходит революция социального воздействия, и COVID-19 ускорил эту тенденцию, оказав давление на бизнес, инвесторов и благотворительность.
Фактом является то, что программы и инициативы социального воздействия влияют на бизнес. Сегодня мы видим растущее число покупателей, которые ищут товары или услуги, которые положительно влияют на людей и планету. Согласно исследованию, 90% миллениалов заявляют, что они предпочитают бренд, который поддерживает благое дело, а не два бренда с одинаковым качеством и ценой. Кроме того, 51% людей во всем мире будут платить дополнительно за продукты и услуги, имеющие положительное социальное и экологическое воздействие.
В этом контексте инновационные решения Sopact помогают организациям понять и измерить влияние своей миссии и разработать теорию изменений, улучшающую результат. Наша команда экспертов предлагает уникальный и инновационный подход к ESG/управлению воздействием с глубоким пониманием проблем человечества. Мы помогаем организациям ориентироваться в сложном ландшафте измерения и управления воздействием, предоставляя им инструменты и идеи, необходимые для принятия обоснованных решений и достижения своих целей.
Положительное воздействие
Положительное социальное воздействие относится к положительному влиянию действий человека или организации на людей и планету. Это может включать улучшение здоровья людей, расширение доступа к образованию, поощрение равенства и поддержку местной экономики. Организации и отдельные лица, стремящиеся к положительному социальному воздействию, обычно сосредотачиваются на улучшении мира, решая социальные проблемы и способствуя позитивным изменениям.
Негативное социальное воздействие
С другой стороны, негативное социальное воздействие относится к неблагоприятному воздействию действий человека или организации на благополучие сообщества. Это может включать загрязнение окружающей среды, преступность, неравенство и экономический спад.
Организации и частные лица, оказывающие негативное влияние на общество, должны уделять больше внимания тому, чтобы сделать мир лучше. Они могут даже активно работать против интересов общества. Негативное социальное воздействие может иметь далеко идущие последствия, затрагивая не только людей, на которых непосредственно влияют действия человека или организации, но и более широкое сообщество и общество.
Примеры социального воздействия
Примеры положительного социального воздействия включают:
- Обеспечение доступа к чистой питьевой воде в сообществе, где ее нет
- Строительство школы в обществе, где ее нет
- Профессиональное обучение безработных
- Посадка деревьев в сообществе для улучшения качества воздуха и уменьшения загрязнения
- Поддержка местных предприятий и фермеров путем приобретения их товаров и услуг
- Обеспечение доступа к образованию детей из малообеспеченных семей
- Разработка и внедрение устойчивых энергетических решений
- Создание программ и инициатив по борьбе с бездомностью и бедностью
- Продвижение равных прав и возможностей для маргинализированных групп
- Пропаганда политики защиты окружающей среды и борьбы с изменением климата
- Поддержка служб охраны психического здоровья и снижение стигмы в связи с психическими заболеваниями
- Предоставление доступа к медицинской помощи малообеспеченным слоям населения
- Разработка технологий и инноваций, улучшающих жизнь и благополучие людей.
Примеры негативных социальных последствий включают:
- Строительство завода, который загрязняет воздух и воду в сообществе
- Вырубка деревьев в обществе без их повторной посадки
- Необеспечение безопасных условий труда для работников
- Дискриминация определенных групп людей, например, по признаку расы или пола
- Невыплата работникам справедливой заработной платы или предоставление им адекватных льгот.
Организации социального воздействия
Организации социального воздействия относятся к организациям, которые специально сосредоточены на создании положительного социального воздействия. Эти организации могут включать некоммерческие организации, социальные предприятия и инвестиционные фирмы. Организации социального воздействия, как правило, ориентированы на достижение определенных социальных или экологических целей.
Они работают над созданием позитивных изменений, решая социальные проблемы и способствуя позитивным изменениям в своих сообществах и обществе. Они часто используют различные стратегии и подходы, такие как предоставление услуг и поддержки, пропаганда изменения политики и инвестирование в проекты социального воздействия.
Ниже приведены три различных типа организаций и их роль в социальном воздействии.
- Бизнес
- Некоммерческие организации
- Социальные инвестиции
Социальное влияние бизнеса
Предприятие может помочь добиться положительного социального воздействия разными способами. Некоторые примеры того, как компании могут оказать положительное влияние на общество, включают:
- Предоставление продуктов или услуг, направленных на решение социальных или экологических проблем: многие предприятия сосредоточены на предоставлении продуктов или услуг, направленных на решение конкретных социальных или экологических проблем. Например, компания, которая продает солнечные панели, помогает продвигать возобновляемые источники энергии, а компания, продающая органические продукты, помогает поддерживать устойчивое сельское хозяйство.
- Создание рабочих мест и поддержка местной экономики: Предприятия могут помочь улучшить благосостояние общества, предоставляя возможности трудоустройства. Это может включать непосредственное предоставление рабочих мест и поддержку местных предприятий и поставщиков.
- Отдача сообществу: многие предприятия поддерживают свои местные сообщества посредством благотворительных пожертвований и других форм филантропии. Это может включать финансовую поддержку местных организаций, время и ресурсы волонтеров, а также спонсирование общественных мероприятий.
- Содействие разнообразию и инклюзивности. Поощряя разнообразие и инклюзивность в своих организациях, предприятия могут содействовать обеспечению равных возможностей и созданию более инклюзивного общества.
Социальное влияние некоммерческих организаций
Некоммерческие организации играют решающую роль в обеспечении положительного социального воздействия. Некоммерческие организации — это организации, ориентированные на продвижение определенного дела или решение конкретной социальной проблемы, и они обычно полагаются на пожертвования и другие формы благотворительности для поддержки своей работы. Вот некоторые примеры того, как некоммерческие организации могут помочь добиться положительного социального воздействия:
Предоставление услуг и поддержки недостаточно обеспеченным сообществам: многие некоммерческие организации сосредоточены на предоставлении услуг и поддержки недостаточно обслуживаемым сообществам, таким как бездомные, беженцы или люди с ограниченными возможностями. Эти организации могут помочь улучшить качество жизни людей, которым они служат, предоставляя еду, кров, здравоохранение и образование.
Защита социальных и политических изменений: Некоммерческие организации часто выступают за социальные и политические изменения для устранения коренных причин социальных проблем. Это может включать в себя работу по принятию законодательства, поддерживающего доступное жилье, пропаганду справедливой заработной платы или кампанию по защите окружающей среды.
Поддержка исследований и инноваций. Некоммерческие организации также могут поддерживать исследования и инновации для решения социальных и экологических проблем. Это может включать финансирование исследовательских проектов, поддержку разработки новых технологий и содействие обмену знаниями и передовым опытом.
Обучение и образование. Многие некоммерческие организации проводят обучение и обучение, чтобы дать людям и сообществам возможность решать социальные проблемы и способствовать позитивным изменениям.
Социальное воздействие инвестиций воздействия
Инвестиции воздействия относятся к инвестициям, направленным на получение как финансовой отдачи, так и социального или экологического воздействия. Импакт-инвестиции осуществляются в компании, организации и фонды, ориентированные на достижение конкретных социальных и экологических результатов, таких как предоставление доступного жилья, улучшение образования или продвижение возобновляемых источников энергии.
Предоставляя капитал организациям, ориентированным на социальное воздействие, импакт-инвесторы могут помочь этим организациям расти и расширять свою деятельность, что приведет к более значительному положительному влиянию на общество. Таким образом, импакт-инвестиции могут ускорить прогресс в решении социальных и экологических проблем и помочь сделать мир лучше для всех.
В дополнение к оказанию положительного социального воздействия, импакт-инвестиции могут также обеспечить финансовую отдачу для инвесторов. Это означает, что инвесторы могут чувствовать себя хорошо, поддерживая организации, которые меняют мир к лучшему и получают прибыль от своих инвестиций. Это может сделать импакт-инвестиции привлекательным вариантом для инвесторов, стремящихся привести свои инвестиции в соответствие со своими ценностями и положительно повлиять на мир.
Измерение социального воздействия
Измерение социального воздействия необходимо для понимания эффективности инициатив по социальному воздействию и принятия обоснованных решений о будущих усилиях. Существует множество различных способов измерения социального воздействия, и конкретный используемый подход будет зависеть от конкретных целей и задач человека или организации.