Как создается взаимопонимание — Психологос
Взаимопонимание — готовность услышать и понять друг друга. Основа взаимопонимания — Сходство, Общение и Теплота.
Чтобы налаживалось взаимопонимание, нужно встречаться и общаться. Взаимопонимание быстрее налаживается между теми, кто общается между собой — и теряется, если и когда общение становится более редким. Больше общайтесь — и будете лучше друг друга понимать. Однако если при встрече много и весело вы говорите сами — возможно, вам вместе будет весело, но это в мало степени способствует взаимопониманию. Встречаясь с интересными и важным для вас человеком, полезнее распрашивать и слушать, стараясь понять его взгляды, отношения и привычки.
Интересно: если девушка сама не очень понимает себя, если у нее самой «плавают» взгляды и отношения, то с ней самой взаимопонимание налаживать труднее. Легче налаживается взаимопонимание с теми, у кого взгляды и ценности определены.
Встречи и частое общение помогают взаимопониманию, но еще важнее — как вы общаетесь, каков стиль вашего общения? Вы сразу встречаете человека улыбкой, теплыми фразами, с удовольствием говорите ему что-то приятное? Заметьте: те люди, для которых естественно относиться к другим тепло и доброжелательно, легче налаживают взаимопонимание с самыми разными людьми.
При этом взаимопонимание всегда легче между теми людьми, у которых более сходны точки зрения, интересы, круг и стиль общения. Взаимопонимание затруднено, если у людей сильно разные точки зрения, позиции, различное семейное или культурное воспитание. На взаимопонимание влияют и гендерные различия, и является фактом, что мужчинам и женщинам не всегда легко понимать друг друга. Что делать? Учиться понимать друг друга. Узнавать особенности друг друга, освоить технику Тотальное Да и «Повтори, согласись, добавь», избавляться от категоричности, вместо споров и давления больше слушать и спокойно обсуждать разногласия, начиная в первую очередь с того, что вас сближает.
Для пар, собирающихся строить семью, практически обязательно обсудить вопросник «Основы семейного договора», где предлагается обсудить множество практичных тем и вопросов, с которыми все равно придется столкнуться.
Если вас никто не понимает — не жалуйтесь, а учитесь сами понимать окружающих.
Итого, если для вас важно взаимпонимание с людьми (или с конкретным человеком):
- Больше общайтесь. Не прерывайте общение надолго. Старайтесь возобновить общение, если оно было прервано.
- В общении больше ищите черты сходства. Избегайте тем, противопоставляющих ваши позиции, по возможности уходите от разногласий, подчеркивайте свое согласие с собеседником (смотри Тотальное ДА), используйте подстройки в общении.
- Дарите людям приятие и теплоту. Делайте это авансом, чаще используйте похвалу, восхищение и благодарность.
Взаимопонимание между людьми, как иллюзия. Примеры общения в семье и бизнесе
© Статья Михаила Казанцева и Александры Дербенёвой
Многие считают, что язык – это именно то, что делает нас людьми. С помощью языка мы усваиваем культуру. Не «культуру» с большой буквы, а то, что превращается нас из «голых обезьян» в мало-мальски человекоподобных существ. Язык мы усваиваем автоматически, в раннем детстве. И этот автоматизм всю нашу дальнейшую жизнь играет с нами злые шутки.
В основном эти шутки происходят из-за того, что любая вербальная информация дешифруется нами абсолютно бессознательно. Вдумайтесь, хоть на секунду в этот факт! Мы проводим дешифровку содержания и смысла нашего общения автоматически, на лету. И совершенно не задействуя свое сознание!
Мы ничего об этом этом процессе не знаем. Мы получаем только результат.
Но поведение и решения строим на основании этих данных. Мы удивительные существа!
Мы проводим дешифровку содержания и смысла нашего общения автоматически, на лету. И совершенно не задействуя свое сознание!
Именно в силу бессознательности наша система интерпретации (или расшифровки) сообщений практически никогда не вызывает у нас даже тени сомнений. А принципиальное отсутствие сомнений штука тупая и страшная одновременно.
Взаимопонимание в семье. Как это обычно происходит?
Представим себе двух героев: Васю и Лизу. Это муж и жена, у которых есть маленький ребенок Федя. Вася приходит домой в подавленном настроении и в ответ на вопросительный взгляд Лизы выдает фразу: «День не задался. Кругом – одни козлы». Если эту фразу начать рассматривать «включив мозг», то она выглядит в высшей степени загадочно. Что значит: «День не задался»? Каких «козлов» имел в виду Вася? И многое другое. Мы изрекаем подобные фразы – ребусы не из вредности. Мы просто хотим передать своим коротким посланием гигантский пласт информации о том, что происходит с нами, что мы думаем, чувствуем и т.п.
Наша фраза строится на базе всей той информации, которую мы имеем в момент ее произнесения. Когда Вася говорит, что его «день не задался», он имеет в виду что:
- Он порезался утром во время бриться,
- Опрокинул чашку кофе себе на брюки,
- Обнаружил, что хулиганы отломали боковые зеркала у его автомобиля,
- Он опоздал на работу и получил выговор от начальника,
- Кто-то стащил его любимую ручку со стола в офисе,
- Ключевой клиент сказал, что не будет продлевать контракт на следующий год,
- Начальник отдела передвинут Васин отпуск с мая на февраль…
Всю эту бездну переживаний, эмоций и негативного опыта Вася сворачивает в короткую фразу, которую отправляет на расшифровку своей жене. Что же делает Лиза в момент получения этого сообщения? Она «лезет внутрь себя» и на основании имеющейся у нее информации, чувств, эмоций и мыслей пытается расшифровать Васино послание.
Например, она вспоминает, что вчера вечером Вася настойчиво предлагал ей заняться сексом, но у нее не было настроение и она сказала, что у нее болит голова. «Ага – думает Лиза – это все из-за того, что я ему вчера отказала». И начинает прикидывать, какими сексуальными утехами компенсировать расстройство Васи.
При этом, дорогие читатели, это всего лишь одна из возможных расшифровок. Например, находясь в другом настроении, Лиза могла бы посчитать, что Вася просто ею манипулирует, чтобы добиться близости. Она могла бы демонстративно надуться и перестать с ним разговаривать.
Какой из этой милой и забавной истории можно сделать вывод?
Взаимопонимание между людьми – не более, чем иллюзия.
Если вы действительно хотите чуть-чуть приблизиться к пониманию того, что имел в виду партнер по общению, вам придется проделать определенную работу, которая будет учитывать целый набор составляющих вашей коммуникации:
- Цель общения, а точнее набор целей участников общения;
- Форму общения;
- Личностные особенности обоих участников общения;
- Саму субъективную ситуацию общения, в которой находятся партнеры;
- Индивидуальные субъективные ситуации, в которых находится каждый из участников общения.
Что такое ситуация общения и из чего она складывается я подробно расскажу в следующих статьях.
- Шаг 1. Вспомните одного или двух людей, с которыми у вас существуют проблемы во взаимопонимании и коммуникациях.
- Шаг 2. Вспомните, что они говорят вам. Запишите, как обычно вы воспринимаете их слова, что, на ваш взгляд, за ними стоит и почему вам это не нравится.
- Шаг 3. Проделайте то же самое в обратную сторону. Что обычно вы говорите этому человеку, как он реагирует на ваши слова, почему это так происходит. Как этот человек воспринимает вас и ваши слова?
Посмотрите на ваши записи и задайте себе вопросы:
- Что вам показывает, что ваша интерпретация поведения и намерений вашего партнера по общению верна?
- Почему вы считаете эту интерпретацию единственно возможной?
Второй вопрос может показаться особенно странным именно в силу очевидности тех эмоций и смыслов, которые вы вкладываете в ваше общение и получаете в ответ. Вам они кажутся единственно возможными. Но это не так.
В качестве примера приведу одно из открытий, сделанных во время этого упражнения одним из моих клиентов.
Взаимопонимание людей в бизнесе. Типичный случай.
Руководитель компании Евгений жалуется на своего сотрудника. «С ним невозможно разговаривать, он просто тупой» – утверждает Евгений.
В ходе упражнения Евгений ответил сам себе на вопрос: как и на основании чего приходит понимание, что сотрудник тупой? Оказалось, что индикатором тупости сотрудника для него служила долгая пауза, которая тот «брал» перед тем, как ответить на любой вопрос. При этом сотрудник еще и отводил глаза в сторону. В этот момент он очень напоминал руководителю двоечника, которого вызвали к доске. Самое смешное заключалось в том, что сотрудник в этот момент просто думал над тем, что сказал ему начальник. А после раздумья выдавал вполне дельные мысли. Однако, его поведение, к этому моменту уже интерпретировалось, как тупость. И все дальнейшие слова с раздражением игнорировались. В результате выполнения упражнения Евгений осознал этот автоматизм, который заставлял его делать абсолютно неверные выводы. Нельзя сказать, что он «полюбил» этого сотрудника. Но конструктивно общаться с ним смог. Раздражение исчезло. Появилось что-то напоминающее взаимопонимание.
Если вы обнаружите что-либо интересное или совершите свои маленькие индивидуальные открытия из области вашего общения и взаимопонимания людей, напишите мне об этом.
Понимание других | SkillsYouNeed
Если бы вы попросили группу людей дать определение « эмпатия », вы почти наверняка обнаружите, что одним из первых предложенных ими слов была « способность понимать чувства других людей ».
Дэниел Гоулман, автор книги «Эмоциональный интеллект », назвал «понимание других» первым элементом эмпатии.
Гоулман также предположил, однако, что понимание других — это больше, чем просто ощущение чувств и эмоций других людей. Это также означает искренний интерес к ним и их заботам.
Понимание других — навыки, которые вам нужны
человек, которые хорошо понимают других:
Поберите эмоциональные сигналы , часто из языка тела, тона голоса и других невербальских элементов общения , часто из языка тела и других невербальских элементов общения
Внимательно слушайте, что говорят люди , активно проверяя их понимание. Возможно, вам будет полезно прочитать наши страницы на Активное слушание , Прояснение и Размышление .
Когда люди говорят, слушайте полностью. Большинство людей никогда не слушают.
Эрнест Хемингуэй
Большинство людей слушают не с намерением понять; они слушают с намерением ответить.
Стивен Р. Кови, 7 навыков высокоэффективных людей: мощные уроки личностных изменений
Проявите чуткость по отношению к другим и поймите их точки зрения. Они стараются не обидеть, говоря или делая неправильные вещи, и осознают, что не все имеют одинаковую точку зрения. Наши страницы Вежливость , Такт и дипломатия и Межкультурная осведомленность могут помочь вам развить эту область ваших навыков. Если вы пытаетесь найти баланс между правдой, честностью и вежливостью, вы можете найти наши страницы по адресу Truthfulness 9.0019 и Баланс честности и вежливости полезны.
Помогайте другим людям должным образом , исходя из их понимания их потребностей и эмоций.
Понимание других
Развитие эмпатии и, в частности, умения понимать других важно не только для ваших межличностных отношений. Это также может иметь гораздо более широкое влияние.
Например, в США врачи, которые внимательно выслушивают своих пациентов, гораздо реже подвергаются судебному преследованию.
Одно исследование показало, что врачи первичного звена (эквивалент врачей общей практики в Великобритании), на которых никогда не предъявлялись иски, гораздо лучше умеют общаться, чем их коллеги.
Эмпатия как экономический смысл: подтягивания Huggies
Подтягивания Huggies были разработаны как прямой результат эмпатии в действии. Для тех, у кого нет детей, это подгузники (подгузники) для малышей, промежуточный этап между подгузниками и «взрослым бельем».
Компания Kimberly-Clark, производитель Huggies, отправила наблюдателей, чтобы они наблюдали за родителями и малышами, использующими подгузники. Это дало компании реальное представление о том, как работают семьи и какие продукты им нужны. Компания поняла, что было бы полезно иметь что-то среднее между подгузниками и трусиками: «трамплин», который позволит детям начать одеваться. Huggies Pull-Ups появились на свет.
Важность искренности
Можно сделать вид, что вы понимаете чувства людей и, в частности, их опасения. Продавцы часто делают это, пытаясь установить контакт с клиентами.
Однако, как люди, мы запрограммированы обнаруживать неискренность и не любить ее.
Справедливости ради стоит сказать, что ваше притворство будет замечено окружающими, вероятно, по тонким намекам на языке вашего тела или, возможно, по ответу на неожиданный вопрос.
Другой человек может даже не подозревать об этом, но ему будет неудобно из-за разговора, который вы пытались завязать, или из-за того, что вы говорите, и он обнаружит, что на самом деле вам не доверяет.
Другими словами, это « ложное сочувствие » будет контрпродуктивным.
Попытка манипулировать эмоциями может иметь неприятные последствия для преступника и может оказаться бесполезной. Те, кто искренне сочувствует, получат совсем другой ответ.
Избегание эмпатии и перегрузка эмпатии
Есть два аспекта понимания других и интереса к их проблемам, которые, как часть эмпатии, заслуживают дальнейшего изучения.
Первый, избегание эмпатии , представляет собой преднамеренное отсутствие эмпатии, которое можно назвать «эмоциональной тональной глухотой».
Полное избегание эмпатии вряд ли будет полезным для ваших долгосрочных отношений, но способность отключать некоторые ваши эмпатические реакции может быть полезна при определенных обстоятельствах. Например:
Дома . Детям необходимо делать определенные прививки. В первые несколько месяцев жизни им делают несколько прививок, иногда по две-три сразу. Больно, когда игла вонзается в ногу, и дети кричат, когда это происходит.
Родители, однако, должны подавить свою немедленную реакцию и признать долгосрочные преимущества вакцинации в предотвращении серьезных заболеваний, а не сосредотачиваться на краткосрочном дистрессе ребенка.
На работе. Менеджеры, отвечающие за увольнения, должны уметь принимать правильные решения. Они вряд ли смогут это сделать, если борются со своей собственной эмоциональной реакцией на страдания окружающих.
Хотя важно, чтобы они осознавали чувства вовлеченных, они должны быть в состоянии сбалансировать это с помощью разума и логики и не быть подавленными.
В сфере здравоохранения. Хирург, выполняющий неотложную операцию у человека, получившего серьезные травмы в результате дорожно-транспортного происшествия, должен быть в состоянии использовать все свои навыки, чтобы попытаться восстановить повреждение или, при необходимости, выполнить ампутацию, чтобы спасти жизнь пациента. Они не могут тратить время на размышления о том, как это может заставить пациента чувствовать себя.
Однако после того, как операция закончилась и человек пришел в себя, ему необходимо объяснить свои действия и помочь пациенту начать смиряться со всем, что произошло. Они должны осознавать своего пациента как личность, с чувствами и опасениями, и реагировать соответствующим образом.
Перегрузка эмпатией иногда случается, когда люди сталкиваются с трудной и неприятной информацией.
В таких ситуациях люди могут оказаться не в состоянии справиться со своей эмоциональной реакцией на ситуацию. Это может произойти, например, если вы обнаружите, что друг серьезно болен. Вы хотите помочь и поддержать их, но вы слишком расстроены, чтобы сделать это. Это также проблема, которая может возникнуть у людей, работающих в таких профессиях, как медицина, уход за больными и социальная работа.
Чтобы справиться с возможной перегрузкой эмпатии, нужно работать над своей саморегуляцией , и особенно над самоконтролем . Улучшив саморегуляцию, вы сможете управлять своими эмоциями и адекватно реагировать на эмоции других.
Понимание других — это не «
Мягкость »Мы часто говорим о « мягких навыках », и нет никаких сомнений в том, что эмпатия и понимание других являются важными мягкими навыками.
Однако нет абсолютно ничего мягкого в смысле « легко » в понимании забот и чувств других. Это также не «мягкость» в том смысле, что не быть жестким: лучшие менеджеры чутки, но не «мягки» в своей команде.
Понимание других не означает, что вы должны соглашаться с их чувствами или точкой зрения. Наоборот, это означает, что вы признаете их точку зрения и признаете, что она отличается от вашей.
Возможно, вам все равно придется делать сложные вещи, с которыми другие не согласны, но, надеюсь, и вы, и они это понимают.
Дополнительные сведения о необходимых вам навыках
Понимание и развитие эмоционального интеллекта
Узнайте больше об эмоциональном интеллекте и о том, как эффективно управлять личными отношениями дома, на работе и в обществе.
Наши электронные книги идеально подходят для всех, кто хочет узнать или развить свои навыки межличностного общения, и полны легкой для понимания практической информации.
Понимание других: почему это так важно?
4 минуты
Что побуждает нас, людей, хотеть понимать эмоции других людей? В этой статье мы рассмотрим, почему так важно понимать других!
Последнее обновление: 23 ноября 2020 г.
Люди — единственный вид, способный приложить усилия, чтобы понять других людей. Понимание других — задача, облегчающая процессы социализации. В результате это повышает шансы на выживание людей в различных условиях благодаря взаимопомощи.
Будучи социальными существами, понимание других людей открывает возможность видеть и понимать ситуации с разных точек зрения. В этом смысле он благоприятствует процессам, связанным с созданием эмпатии, и систем ценностей, которыми обладают люди. Однако, несмотря на то, что понимание других людей является экстраординарным навыком, это не означает, что это простая цель.
Понимание других зависит от нескольких факторов. Настроения, эмоции, усталость и болезни, среди прочего. Все они влияют на то, как тот или иной человек готов оказать услугу или оказать помощь.
Это означает, что если у человека хорошее настроение, то он будет охотнее оказывать другим людям услуги или проявлять сочувствие и понимание. С другой стороны, если этот же человек чувствует себя раздражительным, то он вряд ли захочет понимать других людей.
Бывают случаи, когда можно легко распознать эмоциональное состояние человека по его выражению лица, взгляду и манерам. Однако в других случаях справиться с этими невербальными сигналами довольно сложно. Таким образом, остается единственное решение — спросить человека, в чем проблема.
Эта вторая стратегия часто терпит неудачу, потому что иногда люди хотят скрыть свои более интимные чувства, скрыть или солгать о своем эмоциональном состоянии.
Роль эмпатии в понимании других
Эмпатия играет важную роль в понимании других людей. Принятие опыта другого человека для того, чтобы узнать его точку зрения и то, как он себя чувствует, открывает дверь к пониманию.
Чтобы понять других людей, вам нужно испытать их эмоции и сравнить их со своими. Это означает вспоминать похожий опыт, через который вам пришлось пройти, и признавать различия между вашей точкой зрения и точкой зрения другого человека.
Активное слушание также играет ключевую роль в этом отношении. Вы не должны реагировать немедленно, и это поможет вам поделиться своими индивидуальными различиями.
Почему важно понимать других?
Мы знаем, что люди выжили и развились благодаря своим социальным навыкам групповой жизни. Социализация часто способствует выживанию благодаря обучению и приобретению навыков, которым обучают другие.
Понимание других было одним из ключевых факторов в развитии этих основных навыков. Это помогает нам понять, когда необходимо взаимодействие и реализация механизмов для защиты собственной жизни и жизни других людей.
Более того, когда другие люди в группе либо игнорируют, либо неправильно понимают вас, это может привести к большим эмоциональным и психологическим последствиям.
Ошибки при попытке понять других людей
Склонности или намерения людей могут различаться, независимо от поведения, которое они могут демонстрировать по отношению к другим. Такое поведение покажет их душевное состояние или эмоции, которые могут быть уместны в данных обстоятельствах. Например, если вы находитесь в аэропорту, где до выхода на посадку всего час, и вам нужно пробежать сквозь толпы людей, означает ли это, что вы нетерпеливый и неуважительный человек?
Обычно можно подобрать определенные ключевые факторы, но при этом не учитывать другие, не менее важные ключи. Поэтому понимание других часто не является легкой задачей.
С другой стороны, мнение других людей об определенных обстоятельствах также влияет на понимание определенных ситуаций и настроений других людей.