Понятие интеллекта: уровень, коэффициент, виды и развитие интеллекта

Понятие интеллекта в психологии — Студопедия

Интеллект (от лат. intellectus— познание, понимание) — это обобщенное когнитивное образование, в состав которого входят: восприятие, память, внимание, воображение, представление. Обладает он также свойствами, которые не обнаруживаются при изучении отдельных когнитивных процессов, а являются обобщенными проявлениями всей познавательной сферы личности. Интеллект, кроме того, зависит от личностных особенностей субъекта.

Связь интеллекта с управлением очевидна и первостепенна по значимости. Изучена тема «интеллект руководителя» недостаточно, лишь в теоретической форме. Практический интеллект, связанный с управленческой деятельностью, долго оставался вне сферы исследований, считался низшим, более простым типом, не заслуживающим внимания. Его труднее исследовать научными методами, поскольку они должны применяться в естественных условиях профессиональной деятельности, а не в лабораторных.

Этот взгляд, в корне ошибочный, изменился благодаря ставшей классической работе Б. М. Теплова «Ум полководца», где рассматривается практический интеллект на материале деятельности великих полководцев и государственных деятелей. Теплов говорит о том, что умственная работа ученого яснее и спокойнее (но не обязательно легче), чем умственная работа политика или полководца.

Практический интеллект в ряде аспектов богаче и комплекс -нее, чем теоретический, но обладает специфическими особенностями.

Интеллект в широком смысле — совокупность всех познавательных   особенностей  человека.   Познавательные  процессы взаимосвязаны и образуют целостную систему. В психологии выделяют частные (специальные) и общие способности. Общие способности первичны, так как в большей степени предопределены генетически, чем специальные. История развития психологии интеллекта, а также его основные модели концентрируются вокруг вопроса о соотношении частных и общих познавательных функций, интеллектуальных способностей.

К. Спирмен, автор первой модели интеллекта, определил, что уровни развития познавательных процессов (внимания, памяти, восприятия и др.) взаимосвязаны. Он предположил в интеллекте существование двух основных факторов: общего фактора (general factor, G-фактор) и специфического для каждой познавательной функции фактора (S-фактор). Эта модель называется «двухфакторная теория интеллекта». Принцип ее строения — иерархический, имеет два соподчиненных уровня (G- и S-факторов). G-фактор Спирмен определяет как «общую умственную энергию», собственно интеллект.

В многофакторной модели Л. Терстоуна существование G-фактора отвергается, ее суть заключается в том, что интеллект состоит из множества первичных умственных способностей. Терстоун насчитывает их семь: 1) «S» — пространственный фактор, 2) «Р» — восприятие (детализация зрительных образов), 3) «N» — вычислительный, 4) «V» — вербальный, 5) «F» — беглость речи, 6) «М» — память, 7) «R» — логическое рассуждение.


Модель Дж, Гилфорда тоже является многофакторной, но в ней выделяется 120 узкоспециализированных и независимых друг от друга познавательных способностей. Зависят они от трех основных параметров интеллектуальной деятельности: содержания (4 типа), характера интеллектуальных операций (5 типов) и ее целей (6 видов). 4x5x6=120 специальных способностей (кубическая модель интеллекта Гилфорда).

Основная заслуга Гилфорда — выделение двух типов мышления:

дивергентного и конвергентного. Первый — это показатель творческого начала, второй направлен на поиск единственно верного решения, являясь индикатором логического мышления.

Р. Кеттел в своей модели, не отрицая существования общего и частных (парциальных) факторов, указывает на два различных типа интеллекта: кристаллизованного (связанного) и текучего (свободного). Первый является мерой овладения культурой того общества, к которому человек принадлежит; второй характеризует биологические возможности нервной системы индивида. Кристаллизованный тип больше связан с вербальным интеллектом.


Впоследствии Л. Хамфрейс доказал, что оба эти типа интеллекта связаны друг с другом и входят в общий, так называемый интеллектуально-образовательный фактор, что сближает эту модель с моделью К. Спирмена. Общая психологическая закономерность при исследовании различных сторон интеллекта — отчетливое выделение G-фактора, что говорит о наличии общего интеллекта как неоспоримой психологической реальности.
Структура интеллекта очень сложна — она хоть и базируется на общем факторе, но к нему не сводится. Один из современных обобщающих подходов к пониманию интеллекта рассматривает его как целостную систему «ментального» (умственного) опыта человека и психических механизмов, обеспечивающих его накопление, обработку и использование. В интеллекте (ментальном опыте) выделяются три уровня.

  1. Когнитивный опыт — структуры, обеспечивающие хранение, систематизацию и использование информации; их предназначение — оперативная переработка текущей информации.
  2. Метакогнитивный опыт — структуры, позволяющие человеку осуществлять саморегуляцию своей интеллектуальной активности; их предназначение — контроль интеллектуальных ресурсов.
  3. Интенциональный опыт — структуры, лежащие в основе индивидуальных интеллектуальных способностей; их предназначение — субъективное предпочтение определенной предметной области и направления поиска решений.

Специфические проявления интеллектуальной деятельности руководителя характеризуются следующими понятиями психологии интеллекта.

Метакогнитивная осведомленность — знание своих интеллектуальных качеств и умение их оценивать, способность к мобилизации своих интеллектуальных резервов для решения сложных проблем.

Открытая познавательная позиция — наличие легкой, эмоционально положительной восприимчивости явлений действительности.

Среди интеллектуальных стилей выделяются три основных, наиболее четко проявляющихся в управленческой деятельности.

Исполнительский стиль — действие по правилам и общепринятым нормам.

Законодательный стиль — разработка новых путей к решению проблем.

Оценочный стиль — работа с готовыми системами, которые «приводятся в порядок». Люди этого типа анализируют, критикуют и усовершенствуют проблемы.

Среди высших проявлений интеллектуальных способностей выделяют определенные типы интеллектуальной одаренности.

Сообразительные — с коэффициентом интеллекта больше 135 баллов (по шкале Д. Векслера норма — 100—115 баллов).

Блестящие ученики — люди с высокими показателями учебных достижений.

Креативы — люди, порождающие творческие, оригинальные идеи в большом числе и испытывающие потребность в решении сложных проблем.

Компетентные — люди, имеющие большой объем профессиональных знаний и опыт практической работы.

Талантливые — люди с чрезвычайными интеллектуальными достижениями, нашедшие признание в общественно значимых формах.

Мудрые — люди с экстраординарными интеллектуальными возможностями, связанными с анализом и предсказанием «обыденной» жизни.

В заключение характеристики природы и структуры интеллекта надо подчеркнуть, что интеллектуальные способности в психологии трактуются как одна из общих способностей личности в целом. Но в эту категорию входят и иные, аналогичные «по рангу» степени обобщенности способности личности: креативность, обучаемость, рефлексивность. В деятельности они выступают в неразрывной связи с интеллектом, составляя основу для новых особенностей интеллектуальной деятельности. Для управленческой деятельности наиболее значима комплексность строения общих способностей. Поскольку интеллект является одной из общих способностей, последние влияют на него, что необходимо учитывать при характеристике практического интеллекта руководителя.

Читайте также:

Основные виды и типы прогнозирования в управленческой деятельности

Роль и место планирования в организационном функционировании

Перцептивные процессы. Понятие и определение

Общая характеристика процессов принятия управленческих решений

Специфика функции принятия решения в деятельности руководителя

Вернуться в оглавление: психология менеджмента



Патология памяти и интеллекта (В.В. Дунаевский)

Память и ее расстройства

Под памятью понимают способность к запечатлению, фиксации (импрегнации), сохранению (ретенции) и воспроизведению (репродукции) нашего опыта, информации. Она представляет собой один из основных познавательных процессов, вместе с функцией внимания обеспечивает эффективность восприятия, мышления, а также является важнейшей предпосылкой интеллекта. Память обеспечивается функциональной активностью всех отделов головного мозга, однако, как было установлено экспериментально, процессы репродукции в наибольшей степени связаны с деятельностью височных долей.

Физиологической основой памяти являются следовые реакции в коре головного мозга – временные нервные связи, которые возникают между нейронами под влиянием внешних раздражителей. Надежность запоминания зависит от способности к концентрации внимания, частоты повторений, индивидуальных особенностей памяти. По характеру преобладающей активности у тех или иных людей может доминировать образная (зрительная, слуховая, вкусовая, обонятельная, осязательная), двигательная (моторная) либо идеаторная (словесно-логическая) память. Эти индивидуальные особенности памяти могут носить как врожденный характер, так и приобретаться и закрепляться в процессе профессиональной деятельности, а иногда могут быть связаны с наличием какого-либо заболевания, например, доминация осязательной памяти у слепых.

По степени надежности ретенции и содержательно выделяют кратковременную и долговременную память. Кратковременную память называют также оперативной, поскольку она представляет собой способность фиксировать и удерживать в актуальном поле сознания события, происходящие в данный момент. Она обеспечивается, главным образом, физиологическим механизмом активной циркуляции электрических импульсов по замкнутой цепи нейронов. Долговременная память способна репродуцировать информацию, усвоенную в далеком прошлом, и по механизмам связана со структурными изменениями в молекулах нуклеиновых кислот (ДНК, РНК). Эта информация сохраняется более надежно, чем объясняется забывание сначала событий недавнего прошлого при возрастных или болезненных расстройствах памяти, а затем – далекого. Описанная особенность регрессии памяти носит название закона Рибо.

Способность к запоминанию и воспроизведению информации, так же как и качественные особенности памяти, индивидуально колеблется в широком диапазоне; так у одних людей преобладает зрительная, у других – слуховая память (например, иногда во время письма, чтобы вспомнить, как правильно пишется слово, его произносят вслух), у третьих – моторная.

Также по-разному может изменяться мнестическое функционирование при психических заболеваниях. Чаще всего расстройства памяти связаны с органическим поражением головного мозга. В этих случаях они отличаются стойкостью и необратимостью. Однако они также могут возникать при нарушении других сфер психического функционирования. Так, например, нарушения ясности сознания или концентрации внимания, возникающие при ускорении мышления у больных с маниакальным синдромом, могут нарушить процессы запечатления и последующего воспроизведения информации.

Патология памяти

Гипермнезия – патологическое усиление функций памяти. При этом запоминание может оставаться на обычном уровне, а воспроизведение — резко усиливаться. Наплывы воспоминаний у больных приобретают хаотический характер, что понижает способность к концентрации внимания и снижает продуктивность мышления и психической деятельности в целом. Подобные нарушения наблюдаются в маниакальной фазе маниакально-депрессивного психоза, при эйфорических состояниях, шизофрении, а также могут сопутствовать эпилептическим пароксизмам, например, во время ауры или психо-сенсорного припадка. Явления гипермнезии также могут встречаться у больных со сравнительно легкими (невротическими) расстройствами психики.

Гипомнезия – болезненное снижение памяти. При этом расстройстве обычно страдают все ее составляющие. Больные забывают даты безусловно известных им событий, например, начала и окончания Великой Отечественной войны, дни рождения близких людей, содержание прочитанных книг, просмотренных кинокартин и т.д. Пациентам приходится записывать важную для них информацию. Нередко при этом наблюдается симптом анэкфории, когда репродукция названий известных предметов, имен близких людей, «выскочивших из памяти» слов возможна не иначе как при подсказке со стороны. Чаще всего гипомнезия носит прогрессирующий (в соответствии с законом Рибо) характер и наблюдается при органических, в первую очередь, сосудистых заболеваниях головного мозга (гипертоническая болезнь, атеросклероз). Однако она может быть вызвана и преходящими функциональными расстройствами невротического характера (например, при психогенной астении).

Амнезия – утрата способности сохранять и воспроизводить ранее усвоенную информацию, а в некоторых случаях и невозможность фиксировать ее. При органических поражениях мозга она может распространяться на продолжительные промежутки времени, в то время как, например, при истерии носит фрагментарный характер и связана с выпадением из памяти эмоционально негативных эпизодов.

Конградная амнезия представляет собой амнезию на период состояния нарушенного сознания, чаще всего выключения. Она объясняется не столько расстройством функции памяти, сколько невозможностью восприятия информации, запечатления ее, например, во время комы или сопора.

Также выделяют ретроградную амнезию – утрату воспоминаний о событиях, предшествовавших возникновению заболевания или состояния, сопровождавшегося нарушением сознания (например, состояния сопора при менингите или черепно-мозговой травме).

При антероградной амнезии из памяти больного выпадает отрезок времени после завершения острого или острейшего проявления болезненного состояния, например, судорожного припадка, мозговой травмы, и восстановления ясности сознания. При этом больные правильно ориентируются в окружающем, доступны контакту, правильно отвечают на вопросы, однако позднее оказываются не в состоянии воспроизвести эти события. Нередко имеет место сочетание ретро- и антероградной амнезии, в этих случаях говорят о смешанной, ретроантероградной амнезии.

Фиксационная амнезия – резко сниженная или полностью утраченная способность запечатлевать и удерживать в памяти события, происходящие в настоящий момент. Эти больные не в состоянии запомнить только что услышанную, увиденную и прочитанную информацию, однако могут сохранять воспоминания о событиях, имевших место раньше, обычно не утрачивают профессиональных навыков. Ограниченная способность к интеллектуальной деятельности также может сохраняться. Однако фиксационная амнезия иногда имеет своим следствием настолько выраженную дезориентировку больных в окружающем и собственной личности, что делает их практически беспомощными, не способными к какой-либо целенаправленной деятельности. Этот симптом является базисным нарушением при корсаковском синдроме.

Парамнезии – ложные воспоминания. Они представляют собой заполнения амнестического дефекта, провала памяти фиктивными воспоминаниями, которые выглядят тем более нелепыми, чем больше выражено общее интеллектуальное снижение больных. В некоторых случаях парамнезии представляют собой вариант временной деперсонализации с невозможностью точной датировки биографических событий во времени.

В первую очередь это касается симптома псевдореминисценций, при котором реальные события прошлого переносятся больными в настоящее. Например, на вопрос о том, чем стационарная больная занималась вчера, она сообщает, что с большим удовольствием слушала «Пиковую даму» в оперном театре. Другая пожилая больная, уже два года находившаяся в отделении, отвечая на тот же вопрос, рассказала, как ходила в лес за грибами, работала в поле, доила корову. И в первом, и во втором случае упомянутые события не только могли иметь место в жизни больных, но и имели его в другие отрезки времени.

Конфабуляции – это замещение провала памяти вымышленными событиями фантастического, нереального характера, которые не могли иметь место в принципе. Симптом конфабуляций обычно имеет место при выраженном интеллектуальном снижении с утратой критики. Заполнение амнестического дефекта происходит на основе патологического фантазирования либо на основе бредовой реконструкции прошлого, наблюдающейся чаще всего у больных с фантастическим бредом величия (конфабуляторный бред). Эти больные не столько утрачивают воспоминания о произошедших событиях, сколько интерпретируют их с точки зрения представления о самих себе в настоящем. Эти фантастические воспоминания входят в структуру или представляют собой один из вариантов парафренного синдрома.

К парамнезиям относятся также криптомнезии, выражающиеся в том, что больные приписывают своему творчеству воспоминания, почерпнутые из книг, рассказы о событиях, случившихся с другими людьми или произошедших во сне. Эти пациенты могут приписывать себе произведения известных авторов, фрагменты научных работ. Болезненность этих мнений, а также отсутствие корыстной заинтересованности отличают криптомнезии от плагиата.

Корсаковский амнестический синдром был впервые описан С.С. Корсаковым в 1887г. как специфическое проявление алкогольного психоза. Описание корсаковского психоза наряду с мнестическими расстройствами включало неврологические нарушения в виде алкогольной полиневропатии. В дальнейшем оказалось, что наблюдающиеся при этом алкогольном психозе расстройства кратковременной памяти не являются специфическими и наблюдаются при самых разных органических заболеваниях мозга.

Клиническими проявлениями прогрессирующего снижения кратковременной памяти являются следующие симптомы: 1. Фиксационная амнезия, которая представляет собой невозможность ретенции событий, происходящих в настоящем. Фиксационная амнезия в некоторых случаях (при острых мозговых катастрофах) может сопровождаться ретро– и антероградной амнезией. 2. Амнестическая дезориентировка является следствием невозможности сохранить в памяти информацию о событиях, происходящих в реальной действительности. Как правило, аллопсихическая амнестическая дезориентировка сочетается с дезориентировкой в собственной личности. 3. Парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии)

Корсаковский синдром, возникший вследствие длительно текущих хронических мозговых заболеваний, обычно имеет плохой прогноз. В случаях же острого поражения мозга надежды на положительную динамику остаются достаточно реалистичными, хотя полного восстановления функций памяти, как правило, не происходит.

Интеллект и его расстройства

Интеллект не является самостоятельной психической функцией – это совокупный результат всех познавательных процессов, а также уровень способностей, потенциальных возможностей человека. Понятие интеллекта также включает возможность творческой самореализации и социально полезной гуманистически направленной деятельности человеческой личности.

К предпосылкам интеллекта относятся психические процессы, обеспечивающие восприятие, накопление, хранение информации, а также анализ приобретенного опыта. Таким образом, в этом смысле речь идет о функциях памяти, мышления, речевой деятельности, которые чаще всего позволяют оценить интеллектуальные возможности человека.

Количественный уровень интеллекта можно охарактеризовать с помощью теста IQ (интеллектуальный индекс), который оценивает общую осведомленность, понимание ситуации, арифметические способности, память, словарный запас, степень развития абстрактного мышления и т.д. Показатели IQ выше 100% свидетельствуют о высоком интеллекте и опережающем развитии. В диапазоне от 70 до 90% располагаются пограничные состояния, соответствующие низкому интеллекту, которые, однако, не являются патологическими. Показатели ниже 70% свидетельствуют об интеллектуальном недоразвитии. Тем не менее, психометрическое тестирование является достаточно формальной процедурой.

Более детальные представления о состоянии интеллектуальной сферы пациента врач может составить в процессе беседы. При этом следует обращать внимание на самые разные стороны человеческой личности, а также учитывать возможности диссимулятивного поведения. При некоторых формах слабоумия больные могут обладать достаточным словарным запасом и сохранять практические навыки, поэтому в разговоре на конкретно-ситуационные темы можно упустить наличие расстройств абстрактного мышления и в целом неправильно оценить состояние пациента.

При ряде заболеваний развитие слабоумия может сопровождаться нарушением праксиса, по этой причине, оценивая состояние больного в целом, следует обращать внимание на поведенческие стереотипы и двигательные навыки: артикуляцию, способность к письму, изображению простейших фигур, умение пользоваться предметами повседневного обихода.

Расстройство интеллекта – слабоумие – может быть врожденным и приобретенным.

Врожденное слабоумие (олигофрения) может быть представлено различными степенями недоразвития психики или задержки психического развития, наблюдающегося в первые годы жизни. В любом случае формирование большинства функций нервной системы не достигает уровня полноценной нормы, а многие важные для жизнедеятельности и адаптации функции не формируются вообще. Однако динамика олигофрений характеризуется отсутствием прогрессирующего нарастания интеллектуального дефекта. Напротив, в процессе эволюционного развития, накопления жизненного опыта и соответствующих поведенческих навыков возможно улучшение адаптации и умения использовать приобретенные знания.

Выделяют 3 степени олигофрении, которые подробно будут описаны в соответствующем разделе, здесь же ограничимся указанием, что самой легкой степенью врожденного слабоумия является дебильность, характеризующаяся примитивностью суждений и умозаключений, преобладанием конкретного мышления над абстрактным. При этом выявляется недостаточная дифференцированность эмоций. Возможности обучения снижены, социальная адаптация нарушена. Словарный запас измеряется сотнями слов.

Имбецильность представляет собой среднюю степень умственной отсталости, при которой имеются нарушения не только абстрактного, но и конкретного мышления. Его продуктивность резко снижена, словарный запас ограничен десятками слов, речь косноязычна. Обучение больных невозможно, поскольку они способны лишь к усвоению элементарных навыков самообслуживания. Социальная адаптация резко снижена.

Идиотия – наиболее глубокая степень олигофрении. Характеризуется практически полным отсутствием речи, навыки самообслуживания отсутствуют, психическая жизнь больных ограничивается удовлетворением простейших жизненных потребностей (вегетативное существование). У больных могут наблюдаться примитивные эмоциональные реакции (плач, крик), иногда агрессивность.

Слабоумие при идиотии нередко сочетается с дефектами внутренних органов и внешними аномалиями (лица, конечностей и т. п.). Вследствие общей неполноценности больные редко доживают до зрелости, а различные соматические заболевания и инфекции приводят таких больных к преждевременной смерти.

Приобретенное слабоумие, или деменцию, в зависимости от клинических особенностей подразделяют на виды, а также по характеру заболевания, в результате которого оно возникло, или же по его психопатологической структуре. Так, например, при церебральном атеросклерозе или гипертонической болезни оно может быть парциальным, а при травматическом поражении мозга или первично атрофических процессах оно может быть тотальным.

Признаками деменции являются утрата накопленных знаний, снижение продуктивности психической деятельности, изменения личности, достигающие иногда степени, при которой больные становятся не способными к самообслуживанию, удовлетворению своих первичных потребностей. По клиническим проявлениям выделяют лакунарное и тотальное слабоумие.

Лакунарное слабоумие характеризуется нарушением лишь отдельных сторон познавательной деятельности, в первую очередь, расстройством памяти. Это существенно затрудняет способность к усвоению новых знаний, однако приобретенные профессиональные навыки и поведенческие стереотипы могут сохраняться у таких больных достаточно долго. По этой причине они, обычно легко справляясь с повседневными домашними делами, нередко производят впечатление сохранных. Характерно наличие критического отношения к своему состоянию – пациенты пытаются записывать наиболее важную информацию, пользуются шпаргалками, стесняются своей несамостоятельности. Эмоциональные изменения при лакунарной деменции характеризуются лабильностью, повышенной слезливостью, сентиментальностью. В целом изменения характера не затрагивают его основных, наиболее существенных свойств, в этом смысле говорят о сохранности ядра личности. Однако все же отмечается некоторое заострение, «шаржирование» имеющихся у больных характерологических черт. Бережливые становятся скаредными, недоверчивые – подозрительными. Данный тип деменции наиболее свойственен сосудистым заболеваниям головного мозга (церебральный атеросклероз, гипертоническая болезнь), но может встречаться и при других заболеваниях.

Тотальное (глобарное) слабоумие проявляется относительно равномерным снижением всех познавательных процессов: мышления, памяти, внимания и др. Расстройства мышления проявляются в невозможности образования логических связей, абстрагирования. Резко снижается доступный больному уровень обобщения понятий, выявляется слабость суждений. Постепенно нарастает расстройство как кратковременной, так и долговременной памяти, нарушается активное внимание. Больные не способны сосредоточиться на задаваемых вопросах. Снижение высших нравственных чувств обнажает и делает бесконтрольными низшие, инстинктивные эмоции. Преобладающий эмоциональный фон может быть угрюмо-раздражительным, эйфорически-благодушным либо апатическим. Очень быстро больные теряют критику к своему состоянию, суждения и поступки становятся нелепыми. Быстро утрачиваются индивидуальные психические особенности, ценностные установки, навыки поведения (распад «ядра личности»).

Тотальное слабоумие характерно для грубоорганических процессов, при которых поражается преимущественно кора головного мозга. Оно может наблюдаться при дегенеративных заболеваниях (болезнь Альцгеймера, Пика, старческое слабоумие), при сифилисе головного мозга и прогрессивном параличе. В некоторых случаях к аналогичному исходу приводит локальный патологический процесс, например, при травмах, опухолях мозга.

Эпилептическое (концентрическое) слабоумие. Характерной особенностью данного типа деменции является постепенно нарастающая концентрация интересов больного на собственной личности и потребностях телесной жизни, эгоцентричность установок. Мышление больных становится обстоятельным, ригидным, способность к обобщению, абстрагированию снижается. Оно концентрируется на обслуживании сугубо личных, эгоистических интересов больного. За пределами этого круга и чем дальше от его центра, тем большую интеллектуальную беспомощность проявляют больные, что необратимо выключает их из социальной жизни и сферы общественных отношений. Расстройства памяти носят избирательный характер, больные обычно хорошо запоминают события и факты, имеющие для них особое значение (названия принимаемых лекарств, размер пенсии, имена врачей и т. п.), однако совершенно не помнят того, что не касается их непосредственно. Личностные изменения характеризуются педантичностью, слащавостью, склонностью к лицемерному подобострастию в сочетании с деспотичностью и подчас агрессивным эгоцентризмом. Это слабоумие по сути является одной из разновидностей органического и чаще всего наблюдается на заключительных этапах эпилептической болезни.

Самой тяжелой разновидностью слабоумия является маразм. Это понятие включает крайнюю степень не только психической, но и физической деградации, что проявляется в угасании базисных инстинктов (пищевого, самосохранения). Больные становятся абсолютно беспомощными, нуждаются в постоянном уходе (кормлении, санации пролежней), качество которого определяет продолжительность их жизни. Маразм наблюдается в завершающих стадиях болезней Альцгеймера, Пика, старческого слабоумия, нейросифилиса.

Интеллект — Роберт Дж. Штернберг

Теория адаптивного интеллекта

Наша последняя работа по адаптивной компетентности основана на моей теории адаптивного интеллекта (Штернберг, 2019, в печати-a,b,c). Основная идея теории состоит в том, что мы больше не можем позволить себе определять интеллект просто как g или IQ. Это было катастрофой — буквально, а не только фигурально. В то время как IQ «выиграл» от 30-балльного увеличения в 20-м веке, мир справлялся — или часто не справлялся должным образом — с бедствиями, которые, возможно, беспрецедентны в истории человечества. Эти бедствия включают в себя глобальное потепление, вызванное деятельностью человека, загрязнение воздуха и воды, которое убивает миллионы людей, неравенство в доходах, которое привело к ошеломляющим доходам для 1% самого богатого населения за счет всех остальных, голод, нищету, глобальную пандемию. , и страна, разорванная на части (моя собственная — Соединенные Штаты в результате преднамеренных и циничных манипуляций со стороны политиков и их корыстных подхалимов), и это лишь некоторые из проблем. Где именно был высокий IQ нашего нынешнего населения, когда эти проблемы стали более серьезными?

Наша работа над адаптивным интеллектом основана на представлении о том, что интеллект есть и всегда был прежде всего об адаптации к окружающей среде в широком смысле. Упорствовать в представлении об интеллекте, который оказался более чем бесполезным для решения, а тем более решения социальных проблем, — проявление небрежности. Это страусиный поступок ученых, засунувших голову в песок. В настоящее время у нас есть три проекта по измерению адаптивного интеллекта. Эти проекты включают в себя представление учащимся реальных проблем и просьбу их определить проблемы, выяснить способы решения этих проблем и предложить возможные решения.

Основные ссылки

Штернберг, Р. Дж. (2019). Теория адаптивного интеллекта и его связь с общим интеллектом. Journal of Intelligence, https://doi.org/10.3390/jintelligence7040023

Sternberg, R. J. (31 августа 2020 г.). COVID-19 научил нас тому, что такое интеллект на самом деле. Внутри высшего образования, https://insidehighered.com/views/2020/08/31/pandemic-has-proven-standardized-tests-dont-measure-whats-important-opinion

Штернберг, Р. Дж. (в печати). Адаптивный интеллект. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж. (в пресс-б). Земля для людей: смирись с этим или убирайся! Адаптивный интеллект в эпоху техногенных катастроф. В A. Kostic & D. Chadee (Eds.), Текущие исследования в области позитивной психологии. Чам, Швейцария: Palgrave-Macmillan.

Штернберг, Р. Дж. (в печати). Переосмысление того, что мы подразумеваем под интеллектом. Фи Дельта Каппан.  

Расширенная теория успешного интеллекта

Традиционное представление об интеллекте состоит в том, что он включает в себя единую общую способность ( g ), под которой иерархически расположены последовательно более конкретные уровни способностей, такие как текучая способность (способность мыслить гибко и по-новому) и кристаллизованные способности (кумулятивные знания).

Расширенная теория успешного интеллекта, напротив, предполагает, что интеллект более сложен. Успешный интеллект определяется как способность человека ставить и достигать лично значимые цели в своей жизни с учетом своего культурного контекста. Успешный умный человек достигает этих целей, выясняя свои сильные и слабые стороны, а затем извлекая выгоду из сильных сторон и исправляя или компенсируя слабости. Сильные и слабые стороны относятся к четырем видам навыков: творческим, аналитическим, практическим и основанным на мудрости. В частности, человеку необходимо проявлять творческий подход, чтобы генерировать новые и полезные идеи; аналитический, чтобы удостовериться, что идеи, которые есть у него (и у других), являются хорошими; практичным, чтобы применить эти идеи и убедить других в их ценности; и мудрым, чтобы гарантировать, что реализация идей поможет обеспечить общее благо посредством позитивных этических принципов.

Хотя интеллект рассматривается как разный, умственные процессы, связанные с творческим, аналитическим, практическим и мудрым мышлением, одинаковы. Метакомпоненты, или исполнительные процессы более высокого порядка, планируют, контролируют и оценивают ход мыслей и действий. Примерами метакомпонентов являются признание существования проблемы, определение характера проблемы и мысленное представление информации о проблеме. Компоненты производительности реализуют инструкции метакомпонентов. Примерами компонентов производительности являются отношения логического вывода и отношения применения. А компоненты приобретения знаний в первую очередь учатся решать проблемы. Примерами компонентов приобретения знаний являются избирательное кодирование (определение того, какая информация, доступная в настоящее время в задаче, имеет отношение к чьим-либо целям) и выборочное сравнение (решение, какая предшествующая информация, хранящаяся в памяти, имеет отношение к чьим-либо целям).

Мои коллеги и я проверили теорию успешного интеллекта на различных этапах, используя различные конвергентные операции, включая анализ времени реакции, культурный анализ, факторный анализ, корреляционный анализ, прогнозирующий анализ и обучающий анализ, среди прочего методы. Результаты, по большей части, очень поддерживали теорию.

 

Основные ссылки

Sternberg, R. J. (1977). Интеллект, обработка информации и рассуждения по аналогии: Компонентный анализ способностей человека . Хиллсдейл, Нью-Джерси: Lawrence Erlbaum Associates.

Штернберг, Р. Дж. (1980). Набросок компонентной подтеории человеческого интеллекта. Науки о поведении и мозге , 3 , 573–584.

Штернберг, Р. Дж. (1984). К триархической теории человеческого интеллекта. Науки о поведении и мозге, 7 , 269–287.

Штернберг, Р. Дж. (1985). За пределами IQ: триархическая теория человеческого интеллекта . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж. (1997). Успешный интеллект . Нью-Йорк: Плюм.

Штернберг, Р. Дж. (1999). Теория успешного интеллекта. Обзор общей психологии, 3 , 292–316.

Штернберг, Р. Дж. (2003). Синтез мудрости, интеллекта и творчества . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж. (2005). Теория успешного интеллекта. Межамериканский журнал психологии , 39 (2), 189-202.

Штернберг, Р. Дж. (2011). Теория успешного интеллекта. В R J Sternberg & SB Kaufman (Eds.), , Кембриджский справочник разведки (стр. 504-527) . Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

 

 

Практический интеллект (здравый смысл)

Практический интеллект, или здравый смысл, согласно теории, которую я разработал вместе с Рихардом Вагнером, в значительной степени основан на неявном знании, или на том, что нужно знать, чтобы преуспеть в конкретной среде, которая явно не заявлена ​​и часто даже не вербализирована. Каковы характеристики неявного знания, концепции, впервые предложенной Майклом Поланьи?

Во-первых, неявное знание обычно приобретается самостоятельно, при незначительной поддержке со стороны других людей или ресурсов. Обычно это приобретается, например, без поддержки формального обучения или прямого обучения. Когда приобретение знаний поддерживается, определенные процессы, лежащие в основе этого приобретения, облегчаются. Эти процессы включают выборочное кодирование (отделение релевантной информации от нерелевантной в окружающей среде), выборочное комбинирование (интеграция информации в осмысленную интерпретацию ситуации) и выборочное сравнение (связывание новой информации с существующими знаниями). Когда эти процессы недостаточно поддерживаются, как это часто бывает при обучении на основе повседневного опыта, возрастает вероятность того, что некоторые люди не смогут приобрести знания. Кроме того, поскольку его приобретение обычно не поддерживается, неявное знание, как правило, остается невысказанным, недооценивается и плохо передается по сравнению с его важностью для практического успеха.

Во-вторых, неявное знание носит процедурный характер. Это знание того, как действовать в определенных ситуациях или классах ситуаций. Но, как и в случае со многими процедурными знаниями, людям может быть трудно сформулировать знания, которыми они руководствуются. В частности, подразумеваемое знание представляет собой подмножество процедурных знаний, которые черпаются из личного опыта и направляют действия, но их нелегко сформулировать. Другими словами, мы считаем все неявное знание процедурным, но не всякое процедурное знание является неявным.

В-третьих, неявное знание часто выражается в форме сложных правил с множеством условий (производственных систем) для достижения конкретных целей в конкретных ситуациях (например, правила о том, как точно судить о людях для различных целей и в зависимости от ситуации). различные обстоятельства). Эти сложные правила могут быть представлены в виде пар условие-действие.

Наконец, в-четвертых, характерной чертой неявного знания является то, что оно имеет практическую ценность для индивидуума. Знания, основанные на опыте и ориентированные на действия, скорее всего, будут более полезными для достижения целей, чем знания, основанные на чьем-либо опыте или не определяющие действия. Например, руководителей могут проинструктировать о том, какой подход к лидерству (например, авторитетный или основанный на участии) считается наиболее подходящим в данной ситуации, но они могут узнать на собственном опыте, что какой-то другой подход более эффективен в этой ситуации.

 

Основные ссылки

Вагнер Р.К. и Штернберг Р.Дж. (1985). Практический интеллект в реальных занятиях: роль неявного знания. Журнал личности и социальной психологии , 49 , 436–458.

Вагнер, Р.К., и Штернберг, Р.Дж. (1986). Неявные знания и интеллект в повседневном мире. В RJ Sternberg & R.K. Wagner (Eds.), Практический интеллект: природа и происхождение компетентности в повседневном мире (стр. 51–83). Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж., Окагаки, Л., и Джексон, А. (1990). Практический интеллект для успеха в школе. Лидерство в образовании , 48 , 35–39.

Гарднер Х. , Кречевский М., Штернберг Р. Дж. и Окагаки Л. (1994). Интеллект в контексте: Повышение практического интеллекта учащихся для школы. В К. МакГилли (ред.), Классные занятия: интеграция когнитивной теории и классной практики (стр. 105–127). Кембридж, Массачусетс: MIT Press.

Штернберг, Р. Дж., Вагнер, Р. К., Уильямс, В. М., и Хорват, Дж. А. (1995). Проверка здравого смысла. Американский психолог , 50 (11), 912–927.

Уильямс В. М., Блайт Т., Уайт Н., Ли Дж., Штернберг Р. Дж. и Гарднер Х. И. (1996). Практический интеллект для школы: Пособие для учителей 5–8 классов . Нью-Йорк: HarperCollins.

Штернберг, Р. Дж., Форсайт, Г. Б., Хедлунд, Дж., Хорват, Дж., Снук, С., Уильямс, В. М., Вагнер, Р. К., и Григоренко, Е. Л. (2000). Практический интеллект в повседневной жизни. Нью-Йорк: Издательство Кембриджского университета.

Штернберг, Р. Дж., Хедлунд, Дж. (2002). Практический интеллект, g и психология труда. Возможности человека 15 (1/2), 143–160.

Уильямс В. М., Блайт Т., Уайт Н., Ли Дж., Гарднер Х. и Штернберг Р. Дж. (2002). Практический интеллект для школы: развитие метакогнитивных источников достижений в подростковом возрасте. Developmental Review, 22 (2), 162–210.

Хедлунд, Дж., Форсайт, Г. Б., Хорват, Дж. А., Уильямс, В. М., Снук, С., и Штернберг, Р. Дж. (2003). Выявление и оценка неявных знаний: понимание практического интеллекта военачальников. Leadership Quarterly, 14, 117–140.

Чанчоло А.Т., Григоренко Э.Л., Ярвин Л., Гил Г., Дребот М.Е. и Штернберг Р.Дж. (2006). Практический интеллект и неявные знания: достижения в измерении развивающегося опыта. Обучение и индивидуальные различия, 16 (3), 235–253.

Хедлунд, Дж., Уилт, Дж. М., Небель, К. Р., Эшфорд, С. Дж., и Штернберг, Р. Дж. (2006). Оценка практического интеллекта при поступлении в бизнес-школы: дополнение к вступительному экзамену по управлению выпускниками. Обучение и индивидуальные различия, 16, 101–127.

Концепция интеллекта – наука об интеллекте

Преодоление фрагментарности исследований интеллекта: важность междисциплинарного подхода
Research Unit 4, SCIoI Project 20

SCIoI стремится преодолеть фрагментацию разведывательных исследований. В этом проекте мы фокусируемся на этой центральной цели и разрабатываем основу для интегративной теоретической основы, которая поддерживает и отражает междисциплинарный диалог в рамках SCIoI относительно концепции интеллекта, выявляет и решает важные проблемы и обеспечивает возможности для будущих исследований. Это в основном теоретическое и концептуальное усилие, и, следовательно, требует философских методов. У проекта три цели:

  1. Разработайте и пересмотрите рабочее определение интеллекта SCIoI по мере продвижения исследований в кластере, чтобы зафиксировать парадигматические формы интеллекта и отличить их от других форм адаптации или поведенческого контроля, особенно от познания в целом.
    Мы также будем проводить исследования на основе анкетирования (экспериментальная философия), чтобы выявить, какие черты миряне считают центральными и/или существенными для интеллекта; считают ли они, что интеллект — это понятие «все или ничего» или «градуированное» понятие; и если последнее, то какие критерии определяют степень интеллекта, приписываемого системам. Понимание того, что поставлено на карту в общепринятой концепции интеллекта, поможет пролить свет на наше рабочее определение.0192 укажет пути интеграции научной работы об интеллекте с дотеоретической концепцией.
  2. Обеспечьте основу для комплексной теории интеллекта, применимой к людям, животным, не относящимся к человеку, и системам ИИ, выходящей за рамки рабочего определения. Это будет включать в себя интеграцию результатов других проектов в SCIOI с философскими соображениями, сосредоточение внимания на парадигматических случаях интеллекта, чтобы определить механизмы, ответственные за основные функции, характеризующие интеллектуальные системы. Эта часть проекта
    также описывает, как интеллект влияет на поведение и контролирует его, какова его адаптивная ценность и каковы типичные ограничения и компромиссы интеллекта. Отвечая на эти вопросы, теория также поможет понять, почему интеллект имеет степени, то есть что отличает более разумные системы от менее разумных и в какой степени можно сравнивать интеллект различных типов разумных агентов. Сотрудничество с принципами разведки RU2 будет играть решающую роль в этом начинании. Настоящий проект свяжет базовую исследовательскую деятельность SCIoI как в их аналитической, так и в синтетической сторонах с нашим общим пониманием интеллекта, тем самым сделав важный шаг на пути к общей науке об интеллекте.
  3. Свяжите общую теорию интеллекта с исследовательской деятельностью в других исследовательских подразделениях, активно взаимодействуя с их результатами. Мы рассчитываем достичь этой третьей цели, по крайней мере, двумя способами. Во-первых, центральная интегративная теория будет необходима для выявления и разрешения концептуальных противоречий, которые неизбежно возникают в междисциплинарных исследованиях, таких как наука об интеллекте, в которой разные точки зрения используют разные концепции и предположения. Разрешение таких противоречий проложит путь к интеграции результатов, полученных из разных дисциплин. Во-вторых, философская перспектива поможет поставить новые исследовательские вопросы, т.е. путем переноса идей из гуманитарных наук в рамки естественных и технических наук.
Связанные публикации

2756394 проект020 предметы 1 автор по возрастанию год https://www.scienceofintelligence.de/wp-content/plugins/zotpress/

Коэльо Молло, Д. (2020). Против вычислительного перспективизма. Британский журнал философии науки . https://doi.org/10.1093/bjps/axz036

Коэльо Молло, Д. (2022). Интеллектуальное поведение. Эркеннтнис . https://doi.org/10.1007/s10670-022-00552-8

Коэльо Молло, Д. (2021 г.). Дефляционный реализм: представление и идеализация в когнитивной науке. Разум и язык , 1–19. https://doi.org/10.1111/mila.12364

Коэльо Молло, Д.

Добавить комментарий