Понятие манипулятивное общение: Карта сайта

Реферат — Манипулятивное общение

Реферат

  • формат doc
  • размер 44.35 КБ
  • добавлен 07 февраля 2012 г.
35 стр., 2011, МПСИ, Москва

Оглавление:
1. Определение понятия манипуляция
2. Манипуляция как психологическое взаимодействие
3. Основные составляющие манипулятивного воздействия
Оперирование информацией
Сокрытие манипулятивного воздействия
Степень и средства принуждения, применения силы
Мишени воздействия
Роботизация, машиноподобие адресата воздействия
4. Элементы планирования акта манипуляции
Контекстуальное оформление
Выбор мишени воздействия
Установление контакта
5. Методы воздействия
6. Переменные, используемые манипулятором при взаимодействии

7. Механизмы манипулятивного воздействия
8. Другие формы манипулятивного воздействия
9. Э. Шостром – манипулирование как система
10. Разрушительное влияние манипулятивного взаимодействия
Заключение
Список литературы

Похожие разделы

  1. Академическая и специальная литература
  2. Деловое общение
  1. Академическая и специальная литература
  2. Междисциплинарные материалы
  3. Теория коммуникации
  1. Академическая и специальная литература
  2. Связи с общественностью (PR)
  1. Академическая и специальная литература
  2. Социологические дисциплины
  3. Социология массовых коммуникаций
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Лингвистика
  4. Коммуникативная лингвистика
  1. Академическая и специальная литература
  2. Языки и языкознание
  3. Межкультурная коммуникация

Смотрите также

degree

  • формат doc
  • размер 113. 44 КБ
  • добавлен 17 ноября 2011 г.

Дипломная работа. – РГСУ. – Москва. – 2004. — 52 с. Выполнила: студентка 4 курса дневного отделения факультета социальной работы, педагогики и психологии Носова Е.Г. Научный руководитель: кандидат психологических наук Чертыкова Ирина Петровна. Аннотация. Объект исследования: общение Предмет: общение, опосредованное Интернет. Цель: исследование влияния Интернет-общения на общение вообще. Гипотеза: существует критический стаж общения, негативн…

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 133 КБ
  • добавлен 06 августа 2010 г.

Введение. Общая характеристика общения. Понятие и виды общения. Проблема структуры общения и функции общение. Общение – основа межличностных отношений. Факторы, определяющие межличностное общение. Типы взаимодействий людей в общени. Развитие общения и его роль в психическом развитии человека. Развитие общения Роль общения в психическом развитии человека. Заключение. Библиографический список

Контрольная работа

  • формат doc
  • размер 116.5 КБ
  • добавлен 23 ноября 2011 г.

ВГТУ, Витебск, 2010, 20 страниц. Общение как основная сфера жизнедеятельности личности. 1. Общение – ведущий фактор развития личности. 2. Мир общения: материально-практический, духовно-информационный, практическо-духовный. 3. Общительность как качество личности. 4. Деструктивное общение личности, факторы дезорганизующие общение.

Реферат

  • формат doc
  • размер 128.
    5 КБ
  • добавлен 19 февраля 2011 г.

22 стр. Содержание Введение Понятие делового общения Виды делового общения Структура и функции общения Коммуникативная функция общения Интерактивная и перцептивная функции общения Специфические особенности делового общения Диалоговое общение Групповые формы делового общения Заключение Библиография

Реферат

  • формат doc
  • размер 210 КБ
  • добавлен 03 марта 2010 г.

Введение. Основные характеристики общения. Функции и структура общения. Цели и содержание делового общения. Стили общения. Деловое общение: функции, параметры, способы. Вербальные и невербальные средства общения. Методика устного выступления. Стратегия ведения переговоров. Беседа как форма делового общения. Совещание – форма делового взаимодействия. Деловой этикет: правила, нормы, условности. Имидж в деловом общении. Заключение. Литература.

Реферат

  • формат doc
  • размер 70 КБ
  • добавлен 05 июня 2011 г.

Введение. Жесты в совокупности. Классификация жестов. Виды жестов. Сила Ладони. Как сказать неправду, не раскрыв себя. Невербальное общение. Жесты разных стран. Список литературы.

Реферат

  • формат doc
  • размер 43.01 КБ
  • добавлен 03 июля 2011 г.

Понятие общения и коммуникации. Функциями общения являются. Информационная. Перцептивная. Интерактивная. Виды общения по содержанию, целям, средствам. Виды общения по содержанию. Примеры. Виды общения по целям. Примеры. Виды общения по средствам. Примеры. Деловое общение. Личностное общение. Инструментальное общение. Целевое общение. Используемая литература.

Реферат

  • формат doc
  • размер 167.5 КБ
  • добавлен 12 мая 2011 г.

РЭУ им. Плеханова, 2010г. 23стр. Дисциплина-психология делового и межличностного общения Общение Механизмы взаимопонимания в общении: Идентификация Эмпатия Аттракция Рефлексия

  • формат doc
  • размер 133.08 КБ
  • добавлен 24 декабря 2010 г.

М. : Издательский центр «Академия», 2000. — 160 с. Содержание: Введение. Общение и его роль в развитии ребенка. Общение ребенка со взрослым. Развитие общения ребенка со взрослым в дошкольном возрасте. Понятие «форма общения». Личностно-смысловая сфера дошкольника и ее развитие в общении со взрослым. Особенности личностно-смысловой сферы дошкольника. Развитие произвольности и осознанности поведения в общении дошкольников со взрослым. Произвольност…

  • формат pdf
  • размер 840.46 КБ
  • добавлен 10 мая 2010 г.

Елабуга: Издательство ЕГПУ, 2005. — 43 с. Содержание. Введение. Общение как социально-психологическое явление Общение как коммуникация Общение как взаимодействие Межличностная перцепция (восприятие людьми друг друга). Публичное выступление Методика проведения занятий с группой социально-психологического тренинга. Заключение Литература

Манипулятивное общение и свобода подростка

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 23

имени  В. А. Шеболдаева

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Исследовательская работа по теме:

 

 

 

«Манипулятивное общение и свобода подростка»

 

 

 

 

Выполнила

ученица 10 А класса

МОУ СОШ № 23

Ромахова Мария

Консультант:

учитель истории и обществознания

Моисеева Л.А.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гуково

2013 г. 

Оглавление

 

 

 

 

 

 

 

Кукол дергают за нитки,  
На лице у них улыбки, 
И играет клоун на трубе. 
И в процессе представленья, 
Создается впечатленье, 
Что куклы пляшут сами по себе. 
                      Андрей Макаревич.

1. Введение.

    Свобода всегда была, есть и будет самым наивысшим благом, к которому стремиться человек. В гражданском обществе, основанном на защите прав человека, создаются условия для самоопределения, самореализации личности, обеспечения ее автономности и независимости от любого незаконного вмешательства.

Каждый хочет быть свободным, независимым, не хочет, чтобы им пользовались, а как встать на этот путь свободного, равноправного общения не знает, не понимает, что нужно изменить в себе, в ситуации.

Одним из «тормозов» личностной свободы является использование одним человеком другого в личных целях, т.е. манипуляция.

Любое общение – это по большому счету манипуляция. Все что мы говорим, по нашему мнению, должно вызвать определенную реакцию. Отвечая на вопрос «Как дела?», – ждем понимания, сочувствия, одобрения. А когда не получаем ничего из этого, задаем наводящий вопрос, например: «У тебя все хорошо?»

 Предельно  честное общение, лишенное манипуляции, в данном случае выглядело  бы просто смешно: «Давай я  тебе расскажу, как у меня дела, а ты меня похвалишь». В том случае, когда одно понятие подменяется другим и происходит манипуляция в общении.

Тема манипуляций – тема, касающаяся человеческих отношений, всегда была одной из самых важных в жизни. Ведь, как правило, мы не можем полноценно существовать в этом мире и взаимодействовать с ним, не усвоив, как правильно общаться. Манипуляция – часть процесса общения. Мы всегда неосознанно или осознанно применяем данный метод. Это – оружие «нон грата», обычно к нему относятся с некоторым презрением. Да, можно и так… Но гораздо полезнее иметь его в своём арсенале. И, если его использовать с чистыми намерениями, оно приносит много пользы и удовольствия.

Меня заинтересовала проблема ограничения личностной свободы подростков в общении с использованием манипуляций, и я предложила одноклассникам ее обсудить на уроках права. Такие уроки всегда помогают нам, подросткам, получить более широкое  представление о своих правах, обязанностях и свободах. После этого, я настолько заинтересовалась, что решила провести исследование данной темы.

В ходе изучения самой разнообразной литературы, я выявила проблему, которую постаралась изучить: как манипуляция выступает барьером в достижении подростком свободы.

Цель моей работы: выявить проблемы становления  личностной свободы подростков при различных стратегиях общения, в частности, при манипулятивном общении.

 

В ходе исследовательской работы я стремилась решить следующие задачи:

— собрать и  изучить теоретический материал  по данной теме и проанализировать различные точки зрения на явление манипуляции, существующие в современной литературе;

— выявить виды  манипуляций, наиболее часто встречающихся  в общении подростков;

— провести анкетирование  подростков для определения их осведомлённости по данной проблеме; исследовать степень их участия в манипулятивном общении и причины манипулятивного воздействия на них;

— предложить конкретные шаги позволяющие использовать манипулятивное общение осознанно, не в ущерб другим и варианты поведения, при которых  можно избежать отрицательного манипуляционного воздействия.

2. Что такое манипуляция?

В подростковом возрасте ребятам часто приходится сталкиваться с манипуляцией: в отношениях с родителями, со сверстниками, в школе и т. д. Боязнь потерять друзей, стать не таким, как все, нередко приводит к  тому, что они вынуждены делать многие вещи против своего желания. Уметь распознать манипуляцию, противостоять ей, сказать «нет» и не потерять друзей хотел бы каждый подросток.  

Понятие «манипуляция».

Единого, однозначного определения понятия «манипуляция» мне найти не удалось. Мнения различных авторов в чем-то схожи, а в чем-то нет, вот почему необходимо обратиться к исходному понятию слова «манипуляция». Термин «манипуляция» обозначает сложные виды действий, выполняемых руками: управление рычагами, произвольное обращение с предметами и т.п., требующие мастерства и сноровки при исполнении. Рассматривая метафору термина «манипуляция», можно понять ее, как стремление «прибрать к рукам», «приручить» другого, «поймать на крючок», то есть попытка превратить человека в послушное орудие, как бы в марионетку.

Полная метафора психологической манипуляции содержит три важнейших признака:

— идею «прибирания к рукам»,

— обязательное условие сохранения иллюзии самостоятельности решений и действий адресата воздействия,

— искусность манипулятора в выполнении приемов воздействия.

Для определения манипуляции большинство исследователей используют немало важные критерии: принуждение, контроль, управление, игра на слабостях, косвенное воздействие влияние, программирование мыслей намерений, скрыто, неявно, обман и прочие.

Можно добавить, что манипуляция — это способность, по усмотрению манипулирующего, воздействовать на сознание либо одного человека, либо группы людей с целью достижения определенной цели установленной самим манипулирующим.

Манипуляция – это скрытое психологическое воздействие с использованием эмоций (чувств) партнера, с целью получения выгоды. Здесь два ключевых слова. «Скрытое», то есть неочевидное, скрываемое манипулятором, со спрятанным смыслом. И второе ключевое слово «эмоции (чувства)». Чувства – инструмент манипуляции! Чем откровенней ведет себя подросток по отношению к определенному человеку, тем больше он подвержен воздействию со стороны этого человека.

3. Психологическое определение манипуляции.

В психологических исследованиях манипуляция в общении рассматривается как «вид психологического воздействия, искусное выполнение которого ведет к скрытому возбуждению у другого человека намерений, не совпадающих с его актуально существующими желаниями». Заставить человека захотеть сделать то, что вам нужно, — наивысшее искусство манипулирования.

Впечатлительному подростковому сердцу по душе, как авантюризм, так и страстная устремленность к цели, ради достижения которой порой допустимыми кажутся любые средства. Тем более что среди используемых героями средств уловки и хитрости, сноровка в их изобретении и исполнении занимают почетное место.

Как не восхититься находчивостью Тома Сойера, блестящая манипуляция которого над своими приятелями позволила ему, не прикладывая рук, побелить весь забор, да еще приобрести множество ценных для него безделиц. Том с помощью имитации (как фокусник или актер) удовольствия и вдохновенности в работе, которая самому ему представляется рутинной, достиг сразу двух целей. С одной стороны, обеспечил себе удобную позицию, защищающую его от насмешек приятелей, тем, что представил крашение забора не как работу, а как творческое увлекательное занятие: “Разве мальчикам каждый день достается белить заборы?”. А с другой стороны, возбудил зависть и интерес к работе у друзей, чем добился основной манипулятивной цели — приятелям захотелось делать то, что Тома тяготило. Тонкость, на которой он сыграл, заключается в разном отношении к работе и к игре: “Работа есть то, что, мы обязаны делать, — говорит в авторском анализе данного эпизода Марк Твен, — а Игра есть то, что мы не обязаны делать”.

Приведу примеры представлений различных авторов о понятии манипуляции: 

 

Авторы

Определения

Бессонов Б.Н.

Форма духовного воздействия скрытого господства, осуществляемая насильственным путем

Волкогонов Д.А.

Господство над духовным состоянием, управление изменением внутреннего мира

Гудин Р.

Скрытое применение власти (силы) вразрез с предполагаемой волей другого

Йокояма О.Т.

Обманное косвенное воздействие в интересах манипулятора

Прото Л.

Скрытое влияние на совершение выбора

Рикер У.

Такое структурирование мира, которое позволяет выигрывать

Рудинов Дж.

Побуждение поведения посредством обмана или игрой на предполагаемых слабостях другого

Сагатовский В.H.

Отношение к другому как к средству, объекту, орудию

Шиллер Г.

Скрытое принуждение, программирование мыслей, намерений, чувств, отношений, установок, поведения

Шостром Э.

Управление и контроль, эксплуатация другого, использование в качестве объектов, вещей

Робинсон П. У.

Мастерское управление или использование

Вывод….

 

 

4. Виды манипуляций.

Существует множество способов и видов манипуляций, однако исходя из того, на каких чувствах играет манипулятор, их можно разделить на шесть основных принципов:

 — манипуляция любовью;

В детстве нам говорили: «Не кривляйся так, а то я тебя любить не буду». Хотя просто имели в виду: «Слушайся меня».

Данный вид чаще применяется в семьях и наиболее жесток. Ведь ребенок, привыкший к такому общению, решает, что в семье его рассматривают не целиком, а те действия, которые он сделал или не сделал.

— манипуляция страхом;

Подросткам говорят: «Не будешь делать уроки, станешь дворником». Хотя на самом деле не могут сказать: «Я не знаю, как еще заставить тебя делать уроки».

Использование людских страхов – один из самых любимых приемов всех манипуляторов. Очень часто они играют на недостаточной информированности жертвы.

— манипуляция неуверенностью в себе;

Проверяя уроки, родители говорят: «Русский ты сделала, я вижу. А давай посмотрим, что у тебя не получается?» Хотя тем самым хотят показать нам: «Ты ни на что не способна без моей помощи».

Манипуляция – это всегда вопрос власти, который здесь проявляется наиболее остро. «Я – начальник, ты – дурак», — так можно перефразировать данный пример.

— манипуляция чувством вины;

«Мне лень мыть посуду, но не хочется тебя об этом просить» — это имеют ввиду родители говоря: «Снова получила двойку по химии, значит, будешь мыть посуду».

Данный принцип чаще используется в семье и начинается своеобразная игра – коллекционирование твоих провинностей. Хотя не ясно, почему нельзя распределить обязанности?

— манипуляция  чувством гордости;

Нам говорят: «Почему ты не можешь прыгнуть с вышки, ты же отличник?»  Хотя на самом деле имеют ввиду: «Не трусь!»

— манипуляция чувством жалости.

Как это происходит у подростков: «Тебе меня совсем не жалко, я устала, а ты ничего не ешь», так это происходит и на работе, и в политике.

Это немного детская манипуляция, ведь подросткам более свойственно бесконечно обсуждать одну и ты же проблему, но никогда не сделают ничего, чтоб ее решить. Потому что они – счастливые жертвы.

5. Основные характеристики манипулятивного общения подростков.обрывочно, переход

Характерные черты

Действия подростков

  • скрытый характер воздействия, невозможность открыто признать факт манипулирования

«начинает выкручиваться, придумывает разные причины»,

«главное – не опускать глаза, смотреть прямо, чтобы не поняли»,

«нужно не молчать, говорить, что знаешь, и ждать, пока другие помогут»

  • невозможность быть полностью искренним

«нельзя все честно рассказывать»,

«не хочется обижать отказом, вот и скрываешь настоящую причину»,

«лучше всего не говорить, только кое-что»

  • невозможность полностью избежать морального осуждения со стороны своей совести

«скажешь «нет», а потом жалеешь об этом», «не пошла, а потом весь вечер переживала», «лучше подчиниться и сделать, чтоб потом совесть не мучила»

  • невозможность самостоятельно и осознанно принимать решения

«приходится подчиниться»,

«нельзя выбрать, что хочется»,

«тобой руководят»

  • внутренний дискомфорт

«неприятно на душе, когда тобой пользуются»,

«сидишь весь вечер, а кто-то потом просто спишет у тебя»,

«как камень на душе после этого».

Чат-боты могут использоваться для создания манипулятивного контента — понимание того, как это работает, может помочь решить эту проблему.

Манипулятивная коммуникация включает в себя дезинформацию, пропаганду, мошенничество и мошенничество. С ростом использования искусственного интеллекта (ИИ) манипулятивному общению не только помогают ИИ, автоматизация и машинное обучение, но, вероятно, в ближайшем будущем такие методы будут доминировать.

«Социальная инженерия» исследует, как Интернет повлиял на манипулятивное общение.

Как специалисты по коммуникациям, мы были заинтересованы в применении ИИ для поддержки манипулятивных коммуникативных усилий. В нашей недавней книге «Социальная инженерия : как краудмастеры, фрики, хакеры и тролли создали новую форму манипулятивного общения » рассматривается влияние Интернета на манипулятивное общение.

Чат-боты с искусственным интеллектом

ChatGPT, один из самых популярных и широко используемых чат-ботов, представляет собой чат-бот с искусственным интеллектом, способный анализировать вводимый текст и быстро давать текстовые ответы.

Хотя его критиковали за то, что он вводит в заблуждение, когда мы спросили его о возможностях манипулятивного общения, его ответ был удивительно пророческим:

ИИ можно использовать для манипулятивного общения несколькими способами:

• Боты для социальных сетей: боты на базе искусственного интеллекта могут быть запрограммированы так, чтобы имитировать поведение человека и распространять ложную или вводящую в заблуждение информацию для манипулирования общественным мнением.

• Технология Deepfake: алгоритмы искусственного интеллекта могут использоваться для создания поддельного аудио- или видеоконтента, который кажется реальным, что упрощает распространение ложной информации или манипулирование людьми.

• Персонализированная реклама: алгоритмы ИИ могут анализировать данные о поведении, предпочтениях и отношениях человека для создания целевой рекламы, которая манипулирует его эмоциями и влияет на его решения о покупке.

Как мы утверждаем в разделе Социальная инженерия , манипулятивное общение можно понимать как форму «массовой персональной социальной инженерии». Это «массово-личностное» в том смысле, что оно может колебаться между целевыми сообщениями или манипуляциями в масштабах общества. Это «социальная инженерия», поскольку она сочетает в себе соответствующие инструменты и методы хакеров и пропагандистов в попытке сформировать восприятие и действия аудитории.


Читать далее: Величайшим достижением ChatGPT может быть просто его способность обманывать нас, заставляя думать, что это честно.


Массовая персональная социальная инженерия обычно включает в себя три этапа: разгром, предлог и чушь.

Каждый из этих этапов можно автоматизировать, а новые инструменты искусственного интеллекта увеличат скорость и интенсивность.

Мусор

Мусор — это этап, на котором массовый персональный социальный инженер собирает информацию о потенциальных целях. Мы используем термин «удаление мусора», потому что он восходит к хакерскому процессу середины 20-го века, который буквально просматривал корпоративный мусор в поисках паролей и конфиденциальной информации.

В то время как социальные инженеры все еще работают с физическим мусором, в наши дни мусор происходит в цифровой среде.

Например, корзина стала ключом к взлому русскими электронной почты бывшего главы администрации Белого дома Джона Подесты в 2016 году. Подеста, который руководил президентской кампанией Хиллари Клинтон в 2016 году, стал жертвой фишинговой атаки.

Подеста была не первой целью — русские хакеры проникли через несколько адресов электронной почты, которыми пользовались сотрудники Клинтон, в том числе сотрудники, которые больше не участвовали в ее кампании и отказались от своих учетных записей электронной почты несколько лет назад.

Другими словами, им пришлось пробираться через цифровой мусор старых и заброшенных электронных писем, пока они не смогли найти активные, в том числе письма Подесты, и тогда они смогли отправить фишинговое письмо.

Цифровая корзина уже автоматизирована. Facebook/Meta, Twitter и особенно LinkedIn были готовыми целями для автоматического сбора данных о потенциальных целях.

Помимо социальных сетей, целями являются веб-сайты, особенно те, которые имеют организационную структуру, имена сотрудников и адреса электронной почты.

Предлог

Предлог — это роль, которую играет массовый персональный социальный инженер, пытаясь получить информацию или манипулировать целью. Например, в фишинговом электронном письме фишер играет роль представителя банка или правительства. Наиболее эффективные предлоги разрабатываются на основе информации, собранной в процессе сбора мусора — чем больше у социального инженера информации о своей цели, тем больше вероятность того, что социальный инженер сможет создать привлекательную роль для игры.

При фишинге для получения информации социальный инженер может сыграть обманчивую роль. (Джефферсон Сантос/Unsplash), CC BY

И предлоги можно автоматизировать. Мы уже видели влияние социальных ботов на дискурс в социальных сетях. И вот уже несколько лет люди бьют тревогу по поводу дипфейковых видео и аудио политических деятелей.


Читать далее: Как бороться с неэтичным и дорогостоящим использованием дипфейков


Но данные специалистов по безопасности показывают, что автоматизированная имитация обычных людей тоже имеет место. Уже произошел случай мошенничества с имитацией голоса генерального директора на основе ИИ, и есть сообщения о мошенниках, использующих сгенерированные ИИ голоса родственников для обмана своих близких.

Бред

Третий и последний этап, бред, это фактическое взаимодействие с целью. Всякое разбрасывание и развитие предлога ведет к этому моменту: разбрасывание дает социальному инженеру справочную информацию, а предлог обеспечивает основу для ролевой игры, но в любом постоянном контакте с целью социальный инженер занимается импровизацией. .

Как классно определил это философ-моралист Гарри Франкфурт, «чушь» — это не ложь, это безразличие к истине. Бред может говорить правду, а может и нет. Истина не имеет отношения к делу; это эффект сообщения, которое имеет значение.

ИИ может создавать бредовый контент, включая дипфейки, который наводняет медиасистему в гораздо большем масштабе, чем человек или группа людей, работающих вместе. Основной проблемой здесь является производство кажущегося реальным контента, предназначенного для обмана или запутывания дебатов.

И мы уже наблюдаем интерес со стороны контент-маркетологов, которые используют ИИ, чтобы помочь им создавать больше контента для своих блогов.

Даже если ни одна часть не будет особенно эффективной, поток такого контента в Интернете еще больше увеличит «пожарный шланг лжи». Это может еще больше замутить воду онлайн-дискуссий и подорвать наше понимание того, что является правдой, ложью и подлинностью в Интернете.

Повышенная интенсивность

Манипулятивное общение не ново. Но автоматизированная манипулятивная коммуникация — это новая разработка, увеличивающая скорость и интенсивность дезинформации и дезинформации.

Мы надеемся, что эта структура, которая разбивает процесс манипулятивной коммуникации на этапы, поможет будущим исследователям и политикам справиться с этим развитием.

Сокращение числа обращений в корзину включает в себя улучшение правил конфиденциальности и кибербезопасности для предотвращения утечки данных, а также усиление наказаний для организаций, которые действительно допускают утечку личных данных.

Решение проблемы предлога может потребовать большей прозрачности в финансировании рекламных кампаний, особенно в случае политической рекламы в социальных сетях.

А чтобы бороться с чушью, мы должны поддерживать проекты, обучающие цифровой медиаграмотности.

International Review of Pragmatics Volume 1 Issue 2 (2009)

Abstract

Манипулятивный дискурс привлек большое внимание в различных смежных областях лингвистических исследований, особенно в риторике, теории аргументации, философии языка, анализе дискурса, прагматике, среди прочих. Мы начнем с обзора существующих определений, представленных в этих областях, и выделим некоторые трудности, с которыми они сталкиваются. В частности, мы утверждаем, что по-прежнему существует потребность в аналитической модели, которая делает прогнозы относительно манипулятивного дискурса. Мы предлагаем альтернативное описание манипуляции, сформулированное в рамках теории релевантности, которое рассматривает манипуляцию как двухэтапную коммуникативную попытку ввести в заблуждение процесс выбора контекста при интерпретации целевого высказывания. Далее мы утверждаем, что такие попытки систематически используют присущие человеческой когнитивной системе слабости или изъяны, которые широко обсуждаются в когнитивной психологии под заголовком «когнитивные иллюзии». Мы утверждаем, что такая модель правильно отражает классические случаи манипулятивного дискурса, которые выходят за рамки других подходов.

Заголовок:
Определение манипулятивного дискурса: прагматика когнитивных иллюзий
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/187730909X12535267111651
Язык:
Английский
Страницы:
348–370
Ключевые слова:
ЗАБЛУЖДЕНИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ; МАНИПУЛЯЦИЯ; ПРОЦЕСС ВЫБОРА КОНТЕКСТА; ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ; АРГУМЕНТАЦИЯ
В:
Международный обзор прагматики
В:
Том 1: Выпуск 2
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
1877-3109 гг.
Распечатать ISSN:
1877-3095 гг.
Предметы:
Прагматика и анализ дискурса, Языки и лингвистика, История языкознания и философии языка, Социолингвистика, Общий, Философия

Все время Прошлый год Последние 30 дней
Абстрактные представления 2078 781 92
Полнотекстовые просмотры 344 53 4
Просмотры и загрузки PDF 322 102 10

Abstract

Манипулятивный дискурс привлек большое внимание в различных смежных областях лингвистических исследований, особенно в риторике, теории аргументации, философии языка, анализе дискурса, прагматике и других. Мы начнем с обзора существующих определений, представленных в этих областях, и выделим некоторые трудности, с которыми они сталкиваются. В частности, мы утверждаем, что по-прежнему существует потребность в аналитической модели, которая делает прогнозы относительно манипулятивного дискурса. Мы предлагаем альтернативное описание манипуляции, сформулированное в рамках теории релевантности, которое рассматривает манипуляцию как двухэтапную коммуникативную попытку ввести в заблуждение процесс выбора контекста при интерпретации целевого высказывания. Далее мы утверждаем, что такие попытки систематически используют присущие человеческой когнитивной системе слабости или изъяны, которые широко обсуждаются в когнитивной психологии под заголовком «когнитивные иллюзии». Мы утверждаем, что такая модель правильно отражает классические случаи манипулятивного дискурса, которые выходят за рамки других подходов.

Заголовок:
Определение манипулятивного дискурса: прагматика когнитивных иллюзий
Тип статьи:
исследовательская статья
DOI:
https://doi. org/10.1163/187730909X12535267111651
Язык:
Английский
Страницы:
348–370
Ключевые слова:
ЗАБЛУЖДЕНИЕ; ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ИЛЛЮЗИЯ; МАНИПУЛЯЦИЯ; ПРОЦЕСС ВЫБОРА КОНТЕКСТА; ТЕОРИЯ ОТНОСИТЕЛЬНОСТИ; АРГУМЕНТАЦИЯ
В:
Международный обзор прагматики
В:
Том 1: Выпуск 2
Издатель:
Брилл
E-ISSN:
1877-3109 гг.

Добавить комментарий