1. Понятие интеллекта
19
Понятие интеллекта . Теории интеллекта.
Интеллект (от латинского – Intellectus) в широком смысле – это совокупность всех познавательных функций индивида: от ощущения и восприятия до мышления и воображения; в более же узком смысле – это мышление.
Интеллект является основной формой познания действительности.
Существует три разновидности в понимании функции интеллекта: 1) способность к обучению, 2) оперирование символами, 3) способность к активному овладению закономерностями окружающей нас действительности.
Термин интеллект часто применяется для того, чтобы подчеркнуть специфику человеческой психологической деятельности. При этом не следует упускать из виду, что способности иметь дело с абстрактными символами и отношениями только одна сторона интеллекта; не менее важна и такая сторона как конкретность мышления. Нередко интеллект трактуют, как возможность приспосабливаться к новым ситуациям, используя ранее приобретенный опыт.
Современная наука уже многое знает о сущности человеческого интеллекта. Наиболее общая природа интеллекта как способности отображения мира в понятиях, законы мышления, связь интеллекта с языком и т. д. раскрыты и объяснены весьма основательно. Однако остаются и более глубокие уровни неисчерпаемой сущности человеческого интеллекта, к изучению которых современная наука еще только приближается. К ним следует отнести в первую очередь те глубинные уровни человеческого интеллекта, которые закладываются в бесконечной предыстории интеллекта и скрыто «работают» в деятельности интеллекта, обеспечивая его способность адекватно познавать мир.
Интеллект человека представляет собой чрезвычайно многофакторную величину. Он определяет как социальную полезность человека, так и его индивидуальные особенности, служит главным проявлением разума. По сути, интеллект то, что выделяет нас из мира животных, что придает особую значимость человеку, что позволяет ему динамически изменять окружающий мир, перестраивая среду под себя, а не приспосабливаться к условиям быстро меняющейся действительности. Тест или проверка интеллекта является важнейшей задачей, которая на любом этапе позволит спланировать дальнейшее развитие личности, определить ход интеллектуальной, моральной и психологической эволюции человека. Именно уровень и тип развития интеллекта определяет будущее человека, его судьбу. Исследование интеллекта интересовало человечество с древних времен и постепенно от вопросов «Кто полезнее, умнее, нужнее?», выросли в отдельную отрасль психологии. Тесты интеллектуального развития занимают отдельное место в ряду методик психологического исследования.
1.2 Теории интеллекта.
1. Основные теории интеллекта
www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии
Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.
Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.
Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.
Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.
Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения
Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.
Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.
Специфика конфликтов в образовательных процессах
В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.
Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.
Современная психология: ее задачи и место в системе наук
В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.
Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.
Методы психологии
Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.
Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.
Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа
Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.
Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.
Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном
Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.
Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.
Проблема психодинамического диагноза
Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.
Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.
Психологическая профилактика конфликтов в коллективе
Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.
Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.
Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.
Четыре элемента процесса убеждения
Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.
Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.
Повышение уровня сознания. Насколько это важно?
Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.
Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.
Интеллект: определение, теории и примеры
Что делает человека умным? Как мы узнаем, разумны ли мы? Вот некоторые вопросы, которые вы, вероятно, задавали себе. Кажется, мы все были в ситуации, когда кто-то недооценивал наш интеллект. Это оставляет нас разочарованными и раздраженными. Вы когда-нибудь чувствовали, что кто-то не понимает всего вашего интеллекта? Является ли интеллект чем-то, что состоит из половинок и целых частей и фрагментов? Существуют ли разные виды интеллекта? Психологи использовали подобные вопросы в качестве отправной точки для более глубокого исследования интеллекта.
- Что такое интеллект?
- Какие существуют теории интеллекта?
- Что такое эмоциональный интеллект?
Определение интеллекта в психологии
Все знают, что такое интеллект, но оказывается, что дать точное и быстрое его определение труднее. Возможно, вы преуспеваете в интерпретации литературы, но не так хороши в математике. Может быть, вы блестяще ведете себя на уроках биологии, но с трудом находите страницу для своего сочинения по сравнительному искусству. У вас может быть, казалось бы, естественное понимание того, как управлять пространством и использовать его, но вы полностью потеряетесь, пытаясь разобраться в сути стихотворения. А как же творчество? Разве Эйнштейн не говорил следующие слова?
Воображение важнее знаний. Знания ограничены. Воображение окружает мир».
Означает ли больше творчества больше интеллекта? Как видите, трудно точно сказать, из чего состоит интеллект.
Fg.1 Эйнштейн сказал, что знания ограничены, pixabay. com
В психологии интеллект определяется как способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте
Ранние психологические исследования интеллекта подходили к этому предмету как к единственному фактору. Психологи заметили, что те, кто набрал больше среднего балла по стандартизированным тестам по одному учебному предмету, часто получали аналогичные баллы по другим учебным предметам. Это привело их к выводу, что существует общий фактор интеллекта, называемый g-фактором . В конечном счете, g-фактор был тем, что измеряли психологи при проведении тестов интеллекта.
G-фактор можно наблюдать и в других областях человеческого опыта, таких как атлетизм. В атлетизме задействовано множество различных навыков и элементов, и немногие спортсмены хорошо владеют всеми спортивными навыками. Тем не менее, те спортсмены, которые показывают высокие результаты в одной области, обычно получают высокие результаты и в некоторых других областях.
Представление об интеллекте как о единственном выражении, g-факторе, было спорным в свое время и продолжает оставаться таковым. С годами психологи пришли к более глубокому пониманию динамического качества интеллекта. Это привело к появлению нескольких различных теорий о природе интеллекта.
Примеры интеллекта
Как мы видели, множество различных факторов отражают всю концепцию интеллекта. Давайте рассмотрим несколько примеров, которые попытаются углубить наше рабочее определение интеллекта.
Теории интеллекта
В то время как некоторые ранние исследования предполагали, что интеллект — это единственная способность, представленная через g-фактор, другие исследователи предположили, что он включает в себя ряд навыков и способностей.
Теория множественного интеллекта ГарднераЭта является общей теорией, изучаемой при изучении интеллекта. Если вы думаете, что теория интеллекта с одним g-фактором немного ограничена, вы в хорошей компании. Психолог Говард Гарднер предположил, что интеллект состоит из более чем одного простого академического фактора. Интеллект проявляется во многих сферах нашей жизни. Это привело его к созданию теории множественного интеллекта. Гарднер предложил базовый набор из восьми различных элементов интеллекта: лингвистический , логико-математический, пространственный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический. По его словам, восемь типов интеллекта различны и управляются определенными областями мозга. Следовательно, если кто-то испытал повреждение одной области мозга, это повлияет только на интеллект, управляемый этой конкретной областью.
Теория множественного интеллекта поддерживает такие состояния, как синдром саванта. Люди с этим заболеванием часто исключительно блестящи в определенных областях, но получают значительно более низкие баллы в основных тестах интеллекта и часто не могут выполнять основные задачи.
Три типа интеллекта ШтернбергаКак и Гарднер, психолог Роберт Штернберг считал, что существует более одного типа интеллекта. Однако вместо восьми Штернберг предложил теорию трех типов. Эти три компонента являются аналитическими, творческими и практическими.
Критики этой теории ссылаются на надежность g-фактора в предсказании успеха. Сочетание g-фактора и мужества считается высшим достижением.
Несмотря на то, что существует множество примеров интеллекта, которые можно рассмотреть в более широкой картине человеческого интеллекта, теория Роберта Штернберга оказала влияние на эволюцию классной комнаты и стандартизированного тестирования.
Аналитический интеллектЭто академический интеллект, который можно оценить с помощью стандартных тестов.
Творческий интеллектТворческий интеллект подразумевает инновации и адаптивность. Это включает не только художественное творчество и создание новых вещей в среде, но и способность использовать базовые знания для достижения других и лучших результатов.
Практический интеллектПрактический интеллект — это знания, полученные на основе опыта и применяемые в повседневной жизни. Это может быть так же просто, как найти лучшее и самое дешевое предложение по новому тарифному плану.
Эмоциональный интеллектЭтот тип интеллекта измеряет силу нашей способности общаться с другими. Это включает в себя нашу способность распознавать и реагировать на свои эмоции и эмоции других.
Фг. 2 Эмоциональный интеллект помогает нам общаться с другими, pixabay.com
Эмоциональный интеллект
Вы знаете такого друга или коллегу, который всегда знает, что сказать? У них, казалось бы, естественная легкость в чтении и реагировании на социальные ситуации. Они самостоятельны и самосознательны. Они справляются со своим мрачным настроением, спокойно принимают вызовы и имеют глубокие, полезные отношения. Это люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта.
Эмоциональный интеллект в психологии
Эмоциональный интеллект связан с нашей способностью понимать чувства других людей и реагировать соответствующим образом. Он принимает во внимание четыре различных способности.
ВосприятиеЭто способность точно распознавать эмоции в себе и других. Наличие этой способности означает способность точно определять масштаб эмоций в музыкальном произведении, литературном произведении или фильме.
ПониманиеПонимание означает предсказание эмоций на основе знания динамики ситуации или отношений. Это включает в себя способность понимать и предсказывать чью-либо эмоциональную реакцию на основе их личной истории или личности.
УправлениеЭто способность адекватно выражать эмоции в данной ситуации и управлять эмоциями других.
ИспользованиеНаконец, эта способность означает поиск творческого или адаптивного выхода из наших эмоций. Это включает в себя эмоциональное восстановление и нашу способность преодолевать взлеты и падения жизни.
Характеристики интеллекта
Как мы уже видели, человеческий интеллект — это понятие гораздо большее, чем простая оценка IQ. IQ — это всего лишь небольшой фактор в создании всестороннего интеллекта.
Концепция человеческого интеллекта прошла долгий путь от простого g-фактора и коэффициента интеллекта. От социальной смекалки и эмоционального интеллекта до практического и аналитического интеллекта — казалось бы, исчерпывающий список факторов способствует нашему пониманию измеряемого интеллекта. Хотя мы понимаем, что интеллект относится к качеству наших знаний и нашей способности учиться и адаптироваться, более широкая концепция остается развивающимся предметом исследования.
Разведка — Основные выводы
- Интеллект в психологии — это способность мыслить рационально, понимать мир, адаптироваться и учиться на собственном опыте.
- G-фактор — это обобщенный фактор интеллекта, связанный с академическим интеллектом.
- Эмоциональный интеллект включает в себя восприятие, понимание, управление и использование эмоций.
- Множественный интеллект Гарднера — это восьмифакторный интеллект, включающий лингвистический, логико-математический, пространственный, межличностный, внутриличностный, телесно-кинестетический, музыкальный и натуралистический интеллект.
- Штернберг выделяет три типа интеллекта: практический, творческий и аналитический.
Определение, характеристики, 6 основных теорий (упрощено)
Содержание страницы
Что такое интеллект?
Интеллект можно определить как способность человека использовать свои знания таким образом, который наилучшим образом соответствует конкретной среде. Умный человек может приспособиться к ситуации, а неразумный обвиняет ситуацию.
На одной положительной стороне спектра мы описываем людей как умных, остроумных, быстрых, резких или медлительных, тупых, прямолинейных на другом конце спектра. Нам нравится называть себя умным человеком и ценить интеллект. Некоторые люди могут преуспеть и получить отличные оценки, в то время как другие терпят неудачу по тем же предметам. Успешные люди, кажется, обладают общей способностью очень хорошо справляться с различными задачами, особенно теми, которые связаны с управлением, отношениями с другими и взаимодействием с окружающей средой.
Понятие интеллекта — спорная тема, определяемая по-разному. На вопрос, что означает интеллект, большинство людей подчеркивают способность решать проблемы и знания о мире. Они также иногда выделяли академический интеллект как «книжный ум», а социальный интеллект и личные навыки — как отдельные типы интеллекта.
Выдающаяся группа экспертов определяет интеллект у людей как «способность понимать сложные идеи, эффективно адаптироваться к окружающей среде, учиться на опыте, использовать различные формы рассуждений, преодолевать препятствия путем тщательного обдумывания (Neisser et ал., 1996).
Benjamin B. Lahey (1995) в своей книге «Психология: введение» называет интеллект «суммой познания». По его словам, интеллект относится к когнитивным способностям человека учиться на опыте, хорошо рассуждать и эффективно справляться с требованиями повседневной жизни. Короче говоря, это касается того, насколько хорошо человек может использовать свое познание, чтобы справиться с миром. Из приведенного выше обсуждения мы можем указать на это следующим образом:
- Интеллект — это способность учиться на опыте.
- Эффективно адаптируется к окружающей среде.
- Это способность рассуждать, понимать сложные идеи и мыслить абстрактно.
- Это общая сумма познания, которая относится к общей способности человека.
Теории интеллекта в психологии
Давайте рассмотрим теории интеллекта,
Двухфакторная или G-факторная теория интеллекта
Английский психолог Чарльз Спирмен (1927) отстаивал эту теорию. Он считал, что выполнение любой когнитивной задачи зависит от основного общего фактора и одного или нескольких конкретных факторов, относящихся к конкретным задачам. Спирмен использует термин «g» для обозначения общего фактора интеллекта и «s» для обозначения конкретного фактора. Таким образом, эта теория также ссылалась на фактор «g» и «s» интеллекта.
Общий фактор описывает интеллект как общее явление, которое существует у людей в разной степени. Это делает всех разными, поэтому производительность каждого человека различна. Общий фактор — это вид психической энергии, которая координирует и влияет на умственные способности. Спирмен заметил, что люди, которые хорошо справляются с одним типом интеллектуальных задач, как правило, хорошо справляются с большинством других задач, хотя их оценки по этим задачам редко совпадают.
Спирмен предложил другой тип фактора «s» для обозначения специфичности, чтобы объяснить различия в корреляциях между разными парами тестов, которые служили мерами. По его словам, фактор «s» выявляет специфические способности, присущие определенным тестам. Люди различаются по своим общим интеллектуальным способностям (фактор «g»), но некоторые люди лучше справляются с математическими задачами, в то время как другие лучше справляются с вербальными задачами (фактор «s»).
Теория группового фактора
Другие психологи утверждают, что интеллект — это не единый общий фактор, как это теоретизировал Спирмен, а совокупность множества отдельных специфических способностей. Л. Л. Терстон (1938) возражал против акцента Спирмена на общем интеллекте. Терстон предположил, что его можно разбить на множество основных способностей. Он разработал альтернативу тесту Спирмена под названием «Тест основных умственных способностей», который измеряет семь основных факторов интеллекта.
- Вербальное понимание — Способность понимать значение слов, тест на словарный запас может измерить уровень владения языком, используя эту способность.
- Свободное владение словами – Способность быстро думать о словах, например, при решении анаграмм или придумывании рифмующихся слов.
- Номер — Умение работать с числами и производить математические вычисления.
- Пространство – Способность визуализировать пространство, формировать отношения, как при распознавании одной и той же фигуры, представленной в разных ориентациях.
- Память — Способность вспоминать вербальные стимулы, такие как пары слов или предложения.
- Скорость восприятия – Способность быстро схватывать визуальные детали и видеть сходства и различия между изображенными объектами.
- Рассуждение – Способность найти общее правило на основе представленных экземпляров, например, при определении того, как строится числовой ряд после представления только части этого ряда.
Теория множественного интеллекта Гарднера
Третье определение, рассматривающее интеллект как многогранный, предложено Говардом Гарднером (1993, 1999). Он предположил, что интеллект — это нечто большее, чем отдельные баллы или текущие его тесты. Люди могут проявлять это многими способами, которые не измеряются такими тестами.
По его словам, человек с высоким межличностным интеллектом может стать превосходным продавцом, несмотря на средние логические/математические способности, или блестящий композитор может иметь плохие языковые навыки. Гарднер предположил, что разные типы интеллекта опосредованы разными частями мозга.
Первоначально Гарднер предложил семь множественных интеллектов, позже добавил один, получив восемь вместо семи, которые состоят из:
- Вербальный/лингвистический – Мастерство, любовь и способность использовать язык и слова, присущие поэтам, ораторам , писатели и рэп-исполнители.
- Музыкальный – Высокий уровень компетенций в сочинении и исполнении, чувствительность к высоте и тону, присущие композиторам, певцам и музыкантам.
- Логический/Математический — Используется при решении математических задач и в логическом мышлении, например, в естественных науках и математике, особенно в высшей математике.
- Визуальный/Пространственный – Способность понимать, как объекты ориентируются в пространстве, что может быть очень полезно в искусстве и навигации, поэтому наблюдается у художников, пилотов и космонавтов.
- Движение или телесно-кинестетическая – Способность контролировать движения тела и умело обращаться с предметами, присуща танцорам и спортсменам.
- Межличностный интеллект — Чуткость к людям и способность понимать, что ими движет, как эффективно с ними работать, как вести за собой и следовать за ними.
- Внутриличностный интеллект – Понимание своих эмоций и способность использовать их для управления своим поведением.
- Натуралист — Способность распознавать закономерности в природе, идентифицировать и классифицировать растения, животных и минералы, а также использовать эту информацию в таких видах деятельности, как сельское хозяйство или ландшафтный дизайн.
Триархическая теория
Интеллект всегда используется для решения проблемы или выполнения задачи. Это способность к целенаправленному адаптивному поведению (Штернберг и Солтер, 1982). Роберт Штернберг подчеркивал важность «практического интеллекта», который более важен в реальной жизни, обычно вне классной комнаты.
Новую модель, названную «Триархической теорией интеллекта», предложил Штернберг. Эта модель включает в себя три аналитического, творческого и практического интеллекта.
- Аналитический – Способность разбивать проблему или ситуацию на составляющие. Обычно его измеряют с помощью большинства современных интеллектуальных тестов.
- Креативность – Способность справляться с новизной и решать проблему новыми и необычными способами. К этой категории относятся выдающиеся ученые и изобретатели.
- Практичный — Эта категория включает публичное понимание учетной записи. Здравый смысл, или уличная смекалка, или неявные знания отсутствуют в стандартных тестах интеллекта, обычно демонстрируемых как результат практического ноу-хау из повседневного опыта.
Текучий и кристаллизованный интеллект: подход Кеттела
Один из влиятельных и недавних взглядов на интеллект предполагает, что он состоит из двух компонентов, а именно текучего и кристаллизованного интеллекта (Cattel, 1967, 1987). Это комплексный подход, оба они работают вместе как система координации.
Кристаллизованный интеллект относится к накопленным знаниям и информации благодаря нашему прошлому опыту. Он включает в себя использование информации, полученной ранее, для принятия решений и решения проблем. Например, тесты в классе, тесты на словарный запас, обсуждение решения той или иной темы, например, беспризорных детей и т. д.
Подвижный интеллект относится к нашим унаследованным способностям мыслить и рассуждать. Это аппаратное обеспечение нашего мозга, которое устанавливает предел наших возможностей обработки информации. Он включает в себя способности рассуждать, формировать память понятий, находить сходства и решать аналогии. Это более интуитивно, творчески, чем простое использование существующих знаний.
Исследования показывают, что навыки, связанные с подвижным интеллектом, достигают пика в раннем взрослом возрасте и снижаются в пожилом возрасте. С другой стороны, навыки, связанные с кристаллизованным интеллектом, остаются стабильными, а в некоторых случаях даже улучшаются.
Культурная концепция интеллекта
Она также определяется культурой. То, как человек определяется, варьируется в зависимости от культуры, отличается во времени и месте.
Люди разных культур от дальнезападных до дальневосточных локаций имеют свое собственное определение интеллекта. Японцы уделяют больше внимания процессу мышления, чем люди в Соединенных Штатах. У японцев есть несколько характеристик интеллекта, связанных с мышлением, таких как здравый смысл и хорошая память, в то время как американцы придавали большее значение внешнему виду и результатам (хороший внешний вид, умные жесты, ориентированность на результат).
Тайваньские китайцы включили в свое определение межличностный, внутриличностный талант и самоутверждение. Африканцы сосредотачиваются на навыках, которые облегчают и поддерживают гармоничные групповые отношения. Большинство африканских культур определяют интеллект как форму перцептивных способностей, которые являются адаптивными для людей, которые должны охотиться и избегать опасных животных.