ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Общая психология
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ. Общая психологияВикиЧтение
Общая психологияПервушина Ольга Николаевна
Содержание
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТРЕБНОСТЕЙ
Потребности – субъективные явления, побуждающие к деятельности и представляющие собой отражение нужды организма в чем-либо. Все многообразие потребностей может быть сведено к двум основным классам:
биологические (витальные)
информационные (лежащие в основе социальных потребностей).
Биологические потребности являются легко и быстро насыщаемыми. Регулирующая функция биологических потребностей ограничена, так как они определяют поведение в сравнительно небольшие отрезки времени, в течение которых происходит удовлетворение потребностей. Если бы животное или человек действовали под влиянием только этих потребностей, то их активность была бы очень ограниченной.
Информационные потребности (к ним относятся и познавательные, и социальные) являются ненасыщаемыми или значительно менее насыщаемыми по сравнению с биологическими потребностями. Поэтому их регулирующая функция по отношению к поведению человека является неограниченной.
Биологические потребности имеют индивидуалистический, эгоцентрический характер, ставят особь в конкурентные, враждебные отношения с другими особями. Информационные потребности, как правило, не ведут к возникновению конкурентных отношений между людьми. Удовлетворение информационной потребности за счет какого-либо объекта никак не сказывается на самом объекте. Эта потребность имеет вторую сторону: поделиться информацией с другими людьми.
Типы потребностей
Иерархия потребностей
Иерархия потребностей В 1943 году Абрахам Маслоу впервые представил миру свою концепцию иерархии потребностей; ее часто изображают в виде пирамиды. По идее психолога, потребности играют важную роль в мотивации людей, заставляя их вести себя определенным образом.
Развитие потребностей
Развитие потребностей Потребности в совести, морали — отличают человека от животных. Потребности можно разделить на два главных вида: эгоистических и социальных.Для материалистически мыслящего ума духовное есть сочетание идеальной потребности познания и творчества с
Конфликт потребностей
Конфликт потребностей Канада / Соединенные Штаты АмерикиМартин Гун и Энн ГадерманЛюди – социальные существа.
Любовь без потребностей
Любовь без потребностей Мы с подругой планировали устроить встречу с ее новой приятельницей, которая ей очень понравилась и которая и мне должна была понравиться. Но нам никак не удавалось одновременно выкроить время для встречи. И я сказал, что могу встретиться с ней
Возвышение потребностей
Возвышение потребностей Сама природа является действительной частью истории, природы, становления природы человеком. К. Маркс[62] Справедливо подчеркивая культурно-историческое происхождение психики человека, мы подчас недооцениваем принцип историзма. Протест против
Глава 3 Отражение и преломление света Определение потребностей и нахождение комплементарной пары
Глава 3 Отражение и преломление света Определение потребностей и нахождение комплементарной пары В девяностых годах прошлого века продавался любопытный прибор под громким названием «рентгеновский аппарат».
Мимикрия потребностей
Мимикрия потребностей Часто проявления одних потребностей мимикрируют под проявления других. Есть даже типовые случаи такой мимикрии. Их и разберем.Принятие и самооценкаИх, и правда, часто путают. А разница на самом деле принципиальная: при потребности в принятии не
Пирамида потребностей
Пирамида потребностей В основе мотивов лежат потребности – состояния, которые возникают у человека, когда он нуждается в чем-то, необходимом для его существования. Таким образом, потребности являются источником активности индивида. Человек – существо желающее, и вряд
Неудовлетворенность потребностей
Неудовлетворенность потребностей Вторая группа рассогласованности ожиданий связана с потребностями, которые супруги надеются удовлетворить в семье. Обсуждая мотивы создания семьи, мы видим, что они могут быть разными для супругов и, в соответствии с этим, их
2.9. Классификация потребностей
2.9. Классификация потребностей Существуют различные классификации потребностей человека, которые строятся как по зависимости организма (или личности) от каких-то объектов, так и по нуждам, которые он испытывает. А. Н. Леонтьев в 1956 году соответственно с этим делил
3.2. Исследование потребностей
3.2. Исследование потребностей Мы перечислили десять из двадцати существующих у человека потребностей. В следующей главе мы поговорим об остальных. А пока займитесь практикой и начните исследование того, как вы удовлетворяете теперь уже известные вам потребности. Ведь
Удовлетворение потребностей
Удовлетворение потребностей
Удовлетворение потребностей Потребность есть нечто такое, без удовлетворения чего вам трудно обойтись, – например, потребность в любви, уважении, безопасности. Проблема в том, что неосознанная и неудовлетворенная потребность может управлять вашими действиями, мешая
Потребность — Психологос
Фильм «9 рота»
Фильм «Шопоголик»
Потребность в психологии описывается с трех сторон: как объективное положение дел, как субъективное ощущение и как динамическое состояние. Потребность как объективка — объективное положение нужды или недостатка чего-либо, необходимого для нормального функционирования живой системы. «Рядом со мной нет того, что нужно. У организации потребность в дополнительных помещениях. России нужна национальная идея. Организму требуется вода». Потребность как ощущение — внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо. «Очень хочется покушать». Потребность как динамическое состояние — внутренний побудитель активности, динамическое состояние повышенного напряжения, которое «толкает» человека к определенным действиям. Субъективно переживается или просто называется как тяга, влечение, хотение, желание. «Не могу усидеть на месте…»Сегодня о потребностях говорят все психологи, хотя раньше люди обходились словом нужда. Нужда — это было нечто объективное, то, без чего человеческий организм (или военный отряд, или завод, или город) обойтись не может.
В английском язык слова «потребность» нет, есть слова needs (нехватка, нужда) и requirements (запрос, требования, испрашиваемые средства). Все понятно, все объективно: если у тебя чего нет — добудь, купи или делай запрос, мы его рассмотрим.
Похоже, что понятие «потребность» лежит за пределами естественнонаучного подхода, в области подхода гуманитарного и прочей высокой поэзии. Очевидно, что мотору для нормальной работы требуется бензин и моторное масло, но нельзя сказать, что у мотора в этом есть потребность. Почему? Потому что мотор — не живой, а о потребностях говорят только применительно к тому, что видится как живое.
Техник скажет, что условием нормальной работы является наличие бензина, а добавка моторных масел увеличивает срок эксплуатации мотора. Все, это «условия функционирования», и здесь нет никаких «потребностей». Впрочем, если водитель начинает воспринимать свою машину как живое существо (а это распространено повсеместно), то у его машины появляются потребности и помыться, и пополнить запас бензина, и пройти ТО… «Моя машинка хочет помыться!»
Последователи естественнонаучного подхода говорят не о потребностях, а о запросах субъекта (обращениях за помощью) и условиях, которые так или иначе влияют на жизнедеятельность организма.
А.С. Пушкин словом «потребность» не пользовался, в словаре В.И. Даля о потребностях также ничего говорится, а вот в словаре Брокгауза и Эфрона уже есть статья об «эластичных» и «малоэластичных» потребностях. Потребность в хлебе элементарна и малоэластична: наелся — и сыт. Все определенно, растяжки по времени нет, по сути — это нужда. А вот потребность в одежде несравненно более эластична: покупка одежды эту потребность не насыщает, покупать хочется еще и еще… Все эластично тянется до бесконечности, потому что тут не нужда, а хочется.
Потребности различают и классифицируют самым различным образом. Выделяют, в частности, потребности целостные и фрагментарные, реальные и придуманные, базовые и нет, высшие и низшие, потребности в общении, в любви, в уважении и многие другие. Похоже, что сегодняшнее понимание потребности ближе к эластичным, мало насыщаемым потребностям. И похоже, что за такой потребностью стоит в малой степени «нужда», а в большей степени — скулеж на тему «хочется» и «мне без этого плохо!».
Люди, как дети, очень быстро учат список своих потребностей, а общество потребления этому только радо, поскольку под любую потребность можно продать ту или иную услугу. Понятие «потребность» очень удобно: одни могут под созданную потребность что-то продать, другие — снять с себя ответственность за свои действия. «Я купила, потому что чувствовала в этому потребность. Не идти же мне против себя?!» С развитием запросов людей список желаний, которые они хотят называть реальными потребностями, растет с невероятной скоростью.
Люди, начавшие играть в игру под названием «Потребности», сами же оказываются у себя на крючке. Люди легко вовлекаются, привыкают и привязываются, после чего свои привязанности и привычки называют своими потребностями. У дедушки теперь потребность быть в курсе новостей каждый вечер, у бабушки — потребность посмотреть сериал, у мамы — потребность купить платочек от D&G, у папы — заменить айфон на последнюю модель, у трехлетнего ребенка — поиграть на айпаде. И каждый из этих детей убежден, что без этого они не могут, потому что это их потребности.
Исследователи вводят понятие «базовые потребности», чтобы отличить потребности надуманные от настоящих нужд, но этот список оказывается таким же эластичным и ненасыщаемым, как потребности тех, кто привык себе что-либо выпрашивать.
Утверждения психологов, что именно потребности движут людьми, является внушением, и внушением контрпродуктивным. Те, кто это внушают, заставляют на все смотреть с эгоистической точки зрения, а те, кто этому поверил, получают якобы научное объяснение, почему каждый человек заботится в первую очередь о самом себе. Разговоры о потребностях воспитывают потребителей: тех, кто живет ради себя, ради удовлетворения собственных потребностей.
Понятие «потребность» — опасное понятие. Кроме приучения к эгоизму, оно несет в себе и другое метасообщение: «Кто-то отвечает за мои нужды, кто-то должен обо мне позаботиться». А эта установка легко воспитывает паразитов, которые убеждены, что их потребности обязательно надо обслужить — ведь каждый человек имеет право на удовлетворение своих потребностей!
Потребность в безопасности — обеспечьте. Потребность в общении — предоставьте! — учтите! Потребность в любви — позаботьтесь!
Наверное, это не так, мы все-таки не дети. У каждого из нас есть свои нужды и свои желания, и каждый взрослый человек может себя обслужить, если возьмет на себя такую ответственность.
С позиций синтон-подхода, потребность — это замена ценностей, целей и воли у человека, который живет как организм, еще не став личностью. И замена эта — не вполне достойная.
Большинство людей действительно большую часть своей жизни живут и действуют, побуждаемые потребностями. Когда им что-то не хватает, у них возникает повышенное напряжение, им становится плохо, но напряжение подвигает их к активности, они действуют. Достигли — напряжение разрядилось, источник активности иссяк, энергия действия кончилась. Чтобы куда-либо двигаться, они снова ищут состояния неудовлетворенности, ищут свое плохо, и постоянно качаются между «мне плохо, но я двигаюсь» или «мне хорошо и я не могу себя поднять».
Это правда, что жизнью человека-организма заведует не он, а его потребности. Читай — его тело. Так живет большинство, но будете ли так жить вы? Разумный человек знает нужды своего тела и заботится о нем, при этом выборы взрослого человека определяются им самим, а не его потребностями. Ведь за совершенные поступки вы спрашиваете с человека, а не с потребностей, которые ими двигали… Да?
Человек, живущий ценностями, более человек, чем существо, живущее удовлетворением своих потребностей. Правда, что людьми движут потребности, но не правда, что ими движут только потребности. Потребности движут теми, кто не умеет разума и воли определять свои поступки, люди же в авторской позиции принимают самостоятельно принимают свои решения, ориентируясь на свои ценности и цели. Мы привыкли к тому, что у каждого из нас есть потребности, и мало задумываемся о том, что у нас есть обязанности. Верно, что у нас тело, которое необходимо питать, отдыхать и освобождать от продуктов жизнедеятельности; но также верно, что у нас есть разум, мы можем делать выборы, можем любить и заботиться не только о себе.
А что думаете вы?
Теория человеческих потребностей Маслоу
4 минутыПоследнее обновление: 23 июля 2018 г.
Абрахам Маслоу — основоположник и главная фигура психологии человека. Он создал иерархию человеческих потребностей, которую основывал на существовании серий потребностей, касающихся каждого человека. Маслоу организовал эти потребности от самых срочных до наименее срочных. Он построил свою теорию таким образом, потому что, согласно Маслоу, наши действия рождаются из мотивации, направленной на удовлетворение определенных потребностей. Другими словами, мы упорядочиваем наши собственные потребности в соответствии с тем, какое влияние они оказывают на наше благополучие.
Маслоу наглядно представил свою теорию пирамидой , поэтому теория также известна как Пирамида Маслоу .
Самая нижняя часть пирамиды содержит самые насущные и важные потребности для нашего биологического выживания. Верхняя часть пирамиды содержит менее насущные потребности. Вместо этого верхняя часть занимается самореализацией. Когда мы удовлетворяем потребности в нижней части пирамиды, , мы можем перейти к верхней части пирамиды и получить удовлетворение новыми способами.
Наше общество потребления породило глубокие культурные изменения. Эти культурные изменения изменили содержание, термины и понятия естественных желаний человека. Сегодня, вопреки маслоуской иерархии человеческих потребностей, кажется, что все, о чем мы заботимся, — это накопить как можно больше материальных благ и услуг, независимо от того, насколько они полезны.
В то же время более экзистенциальные части иерархии Маслоу утратили свою актуальность. Кажется, что мы потеряли прежние ценности. Поэтому мы должны пересмотреть и переклассифицировать наши потребности.
Теория человеческих потребностей Маслоу представляет собой иерархическую структуру. Теория утверждает, что когда наши основные потребности удовлетворены, у людей начинают возникать более возвышенные желания. Маслоу разделил эти потребности на пять уровней:
- Физиологические потребности. Они составляют большую часть пирамиды, поскольку связаны с нашим выживанием и размножением. На этом уровне мы находим такие потребности, как гомеостаз, усилия тела поддерживать нормальное и постоянное состояние. Кроме того, на этом уровне мы находим такие потребности, как пища, в-третьих, поддержание адекватной температуры тела, секс и дыхание.
- Потребности в безопасности. В этой части пирамиды мы ищем ощущение порядка и стабильности. Нам нужны стабильность, занятость, ресурсы, здоровье и защита. Эти желания связаны с нашим страхом потерять контроль над своей жизнью.
- Социальные нужды. Как только мы удовлетворяем наши физиологические потребности и потребности в безопасности, наша мотивация сосредотачивается на социальной части нашей жизни. Мы желаем компании с другими людьми и ее аффективного аспекта. На этом уровне находятся такие потребности, как общение с другими, установление дружеских отношений, выражение и получение любви, жизнь в сообществе, а также принадлежность к группе и принятие ею.
- Потребность в признании , также известная как самооценка. На этом уровне нам нужно чувствовать, что нас ценят, иметь престиж и выделяться в нашей социальной группе. Маслоу также включает в этот раздел самооценку и самоуважение.
- Потребности в самосовершенствовании. Мы можем назвать эти потребности «потребностями самореализации». В этом разделе собраны самые сложные для достижения цели. Маслоу предполагает, что на этом уровне люди хотят превзойти собственную смертность и оставить свой след в мире. Другие желания на этом уровне включают нашу потребность развивать таланты и выполнять собственную работу. Эти потребности связаны с нашим моральным и духовным развитием, когда мы ищем миссию в жизни.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) определяет психическое здоровье как «состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или недомоганий».
Психологическое благополучие охватывает наши самые высокие потребности и относится к тому, как мы оцениваем нашу любовь на глобальном уровне. Эти потребности не обязательно связаны с приятными ситуациями или удовлетворением наших личных желаний. Вместо этого существует набор более широких измерений.
К наиболее важным психологическим потребностям относятся потребность в привязанности и любви, потребность в принадлежности и потребность в признании. Самореализация является высшей психологической потребностью человека. Именно через это осознание мы находим смысл в нашей жизни.
Многие исследователи и исследования поддерживают иерархию человеческих потребностей Маслоу. Однако есть много других, которые, кажется, не согласны с ним. Некоторые критикуют модель Маслоу, особенно когда дело доходит до рассуждений Маслоу о самореализации. Фактически, некоторые исследования утверждают, что даже когда наши основные потребности не удовлетворяются, самореализация и признание по-прежнему важны.
Независимо от критики, которую получил Маслоу, его теория потребностей является фундаментальным вкладом в психологию. Он помог создать и развить гуманистическую психологию и концепцию общего блага.
Это может вас заинтересовать…
Человеческие потребности – простая философия Саймона Хертнона
Саймон пишет об универсальной необходимости понимать общечеловеческие потребности.
Чем лучше мы понимаем наши основные потребности, тем лучше мы подготовлены к тому, чтобы жить хорошо и положительно влиять на жизнь других. Мое собственное понимание человеческих потребностей составляет основу практически всех моих действий как философа, писателя, учителя, мужа, отца, друга и так далее.
В дополнение к приведенному ниже краткому введению я рекомендую вам прочитать и поразмышлять над моей теорией универсальных человеческих потребностей, состоящей из 75 слов, а также изучить список литературы, следующий за введением. Вам также могут быть интересны две связанные статьи: «Девятая потребность» и «Киноединство».
Меня всегда интересовало, почему люди делают то, что делают. Я очарован нашей мудростью и нашей глупостью, нашей потребностью в обществе и индивидуальности, а также нашей врожденной сплоченностью и нашими, казалось бы, неразрешимыми конфликтами.
Теория универсальных человеческих потребностей Саймона Хертнона — диаграмма «наутилус»
Не зная, что такое теория человеческих потребностей, я год за годом путешествовал, наблюдал и размышлял об универсальных потребностях — о том, что нас всех связывает. Затем, в марте 2004 года, один из моих шуринов просматривал ранний вариант моего руководства по писательскому мастерству «Чистое, краткое, убедительное» и заметил, что на самом деле я написал теорию человеческих потребностей (без диссертации).
«Теория универсальных человеческих потребностей» звучит несколько пафосно, но это точное название, а содержание (всего 75 слов) совсем не пафосно. И хотя я опирался на советы ученых (например, доктора Ники Харре из Оклендского университета) и читал академические тексты, моя теория не является формальной академической. Это делает его менее полезным? Я так не думаю (и, судя по бесчисленным цитатам из теории, кажется, что многие согласны с этим), но вы можете решить сами. И это ключ к моей теории: доступность — любой может ее прочитать и подвергнуть критике, что мне кажется полезным качеством для теории, которая пытается идентифицировать и понять универсальные человеческие потребности. Он предназначен для того, чтобы быть списком потребностей каждого.
Итак, мой подход основан на краткости и естественной философии (наблюдение, размышление, логика), и я просто надеюсь, что теория окажется полезной. Я на всякий случай воткнул колышек в землю.
Введение | Статья | Диаграмма Наутилуса | Переводы
Дополнительная литература о человеческих потребностях
Удивительно, но очень немногие люди пытались определить наши общие потребности. Кажется, мы знаем гораздо больше о том, что нужно, например, для бесперебойной работы автомобиля, чем о том, что нужно водителю этой машины, чтобы жить спокойно. Было опубликовано лишь несколько теорий, касающихся человеческих потребностей. Вот список из четырех, которые я рекомендую вам изучить.
- 1940-е годы: Иерархия человеческих потребностей Абрахама Маслоу
Маслоу является автором известной пирамиды человеческих потребностей. Возможно, самое поразительное различие между нашими теориями, визуально выделенное в его пирамиде и моей диаграмме наутилуса, — это контраст между потребностью самореализации Маслоу и моей восьмой потребностью (помочь другим). Хотя обе эти потребности являются нашими высшими потребностями (которые могут быть достигнуты только тогда, когда другие потребности удовлетворены), я считаю помощь другим нашим основным мотиватором, в то время как Маслоу рассматривал (по крайней мере изначально) самореализацию как потребность, доступную лишь немногим ( элита) пытаются удовлетворить. - 1960-е: Теория приобретенных потребностей Дэвида Макклелланда
Макклелланд предлагает три типа врожденной мотивации, которые существенно влияют на наше поведение. - 1960-е годы: ЭРГ-теория Клейтона Альдерфера
Теория Маслоу хорошо переработана в виде трех взаимосвязанных потребностей: существования, родственности и роста. - 1980-е: Матрица основных потребностей Манфреда Макса-Нифа
Макс-Ниф выделяет 9 потребностей из множества удовлетворяющих, которые он сгруппировал в 4 категории (качества, вещи, действия и установки).
Если, как и я, вы также заинтересованы в разрешении конфликтов , я также рекомендую вам прочитать статью Джона У. Бертона о человеческих потребностях и разрешении конфликтов. Бертон утверждает, что если причиной конфликта являются неудовлетворенные потребности, а не врожденная агрессия, то для разрешения конфликта мы должны направить наши усилия на то, чтобы помочь всем сторонам в конфликте удовлетворить свои человеческие потребности.