Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале «Молодой ученый»
Реализация любой деятельности не может быть эффективной, если группу психических процессов принимающих в них участие не будет координировать внимание. Эффективность деятельности зависит не только от процессов вовлечённых, непосредственно выполняющих её, но и от развития психического процесса – внимания. В чём же особенность его? Почему так важно иметь высокий уровень развития внимания? Какую пользу приносит максимальное использование этого процесса? Что же такое внимание?
Очевидна роль внимания в жизни человека и его необходимость в отборе содержаний сознательного опыта, научении и запоминании. Нелегко не поверить в важность всестороннего и детального исследования его феноменов. По словам Ф. Уордена можно предположить, что «явление внимания играют заметно важную роль в науке о поведении, но и как ни странно, в учебниках психологии внимание как, правило, занимает скромную и незаметную позицию» [9].
Описание круга явлений изучаемой действительности — первый шаг и необходимая предпосылка любого научного исследования. Знание явлений внимания и невнимания, умение правильно их выделять и различать необходимы каждому психологу, независимо от его научных интересов или практической специализации. Описательная характеристика внимания образует исходную основу, наиболее устойчивое ядро данной области общей психологии. А.Ф. Лазурский завершает обзор различных теоретических представлений о внимании следующими, актуальными и в настоящее время, словами: «Едва ли мы, однако, ошибемся, если скажем, что все эти разногласия относятся исключительно к объяснению того сложного явления, которое мы называем процессом внимания, а никак не к его описанию. Что же касается собственно описательной стороны, то здесь мы почти не встречаем противоречий. Во всяком, более или менее полном описании мы находим всякий раз одни и те же элементы.
Современный исследователь внимания Х. Пэшлер в 1998 году издал монографию «Психология внимания», где уже на первой странице задался вопросом следующего характера «А может, того, о чём мог бы знать каждый, попросту нет?» [2].
Философ X. Ортега-и-Гассет находит в фиксации внимания на одном объекте общую причину и суть состояний влюбленности, гипноза, одержимости и мистического экстаза. Различие содержаний фокуса и периферии сознания он описывает следующим образом: «То, что привлекло наше внимание, наделено для нас ipso facto1 большей реальностью, бытием более полноценным, чем то, что не привлекло,— нечто почти иллюзорное и безжизненное, дремлющее на подступах к нашему сознанию. Вполне понятно, что, обладая большей реальностью, оно оказывается более весомым, более ценным, более значительным и заменяет собой затененную часть мира» [4].
В своих работах Эдвард Титченер напомнил всему миру, что психический процесс внимание есть «нерв всякой психологической системы»[9].
Актуальность данной темы в условиях современного общественного развития заключается в необходимости человеку достаточного внимания как в повседневной жизни, так и в профессиональной. Использование потенциала внимания на пределе, будет играть важным фактором в познание окружающей реальности и открытие в себе новых горизонтов развития.
Внимание субъективно понимается как некоторый ограниченный капитал, которым можно распорядиться по собственному желанию. Поэтому выражение благодарности за внимание слушателей — не простая формула этикета вежливости оратора или лектора. Мы можем обращать, удерживать, направлять и концентрировать свое внимание. Вклад внимания, как правило, окупается увеличением продуктивности и качества деятельности. Внимание необходимо для приобретения действительных знаний и выработки навыков. Особо внимательными мы должны быть в критических и опасных ситуациях. Но мы также знаем, что в определенных случаях внимание как бы выходит из повиновения и может прерываться, проваливаться, отвлекаться внешними стимулами или навязчивыми мыслями, блуждать, рассеиваться и уходить. Также известно, что внимание эффективно не во всех ситуациях, а иногда оно может быть даже вредно. В качестве примера отрицательного эффекта активного исполнительного внимания часто приводят ухудшение или полный развал сложной, хорошо отработанной и автоматизированной деятельности.
Необходимо сказать про тот факт, который представляет внимание как универсальный психический процесс, имеющий в своей структуре оригинальные компоненты, которые позволяют ему отличатся от других познавательных процессов при их максимальной сплочённости и взаимодействии. Внимание как процесс, не имеет собственного содержания, его проявление осуществляется за счёт других когнитивных процессов, является внутри их и выполняет дополнительную функцию.
Субъективные явления внимания как бы уходят на периферию сознания, проявления объективные нередко замаскированы элементами целенаправленного поведения, которому оно служит. «Внимание, подобно пищеварению, обычно находится за пределами нашей сознательной осведомленности»,— именно такую метафору представил Р. Дженнингз для описания этого загадочного процесса. [7] Ещё одна особенность феноменологии внимания заключается в пестроте и разнородности входящих в нее явлений. Разнообразие явлений внимания подчеркивалось еще У. Джеймсом. Смешение столь разнородных явлений под общей шапкой «внимание» Д. Берлайн считает наиболее серьезным препятствием на пути его изучения. Он утверждает, что эти феномены совершенно различны, поскольку возникают независимо друг от друга и подчиняются разным факторам и закономерностям [5].
Исследования внимания начались уже на этапе становления научной психологии, а в определенном смысле даже предшествовали ему и составляли его главное содержание. Фактор внимания существенно влиял на результаты физиологических экспериментов. Опыты и наблюдения Г. Гельмгольца, У. Карпентера, И. Мюллера и Г. Фехнера подготовили почву и возбудили широкий интерес к исследованиям феноменов внимания, в частности у ассистента Г. Гельмгольца, молодого врача и физиолога В. Вундта. Ему, безусловно, принадлежат права автора первой научной системы психологии и, одновременно, основателя психологии внимания. Примечательно, что одно из самых ранних исследований В. Вундта было направлено на изучение эффектов внимания в опытах с регистрацией времени реакции на зрительный и слуховой стимулы при условии их совпадения
Э. Титченер считал открытие внимания одним из главных достижений научной психологии. Под открытием он подразумевал четкую формулировку проблемы внимания, признание ее особого статуса и фундаментальной важности. В частности, Э. Титченер утверждал, что «доктрина внимания является нервом любой целостной психологической системы, и перед общим судом психологии эта система будет оцениваться по тому, как решается данная проблема». Но тут же он признавал, что «открытие внимания не привело к какому-то немедленному триумфу экспериментального метода: как будто нашли осиное гнездо, и первое же прикосновение к нему вызвало целый рой настоятельных проблем» [9].
Психология сознания поставила проблему внимания, но к окончательному и общепризнанному ее решению не пришла. В работах В. Вундта, У. Джеймса, Э. Титченера и Т. Рибо были сформулированы фундаментальные понятия психологии внимания и предложены основные парадигмы его экспериментального исследования. Каждая из множества теорий внимания обладала своеобразием и выглядела достаточно убедительно. По словам К. Гросса, на вопрос о сути внимания «не только отсутствует общепризнанный ответ но и направления различных попыток его решения расходятся самым тревожным образом.
Долгое время психология внимания в открытой форме развивалась в области чисто эмпирических исследований с ярко выраженной прикладной направленностью. Именно здесь, в связи с решением вопросов эксплуатации сложной военной техники, в середине 50-х годов произошел новый взлет теоретической мысли и поворот к фундаментальному изучению природы внимания. Примечательно, что эта, вторая волна исследований внимания поднялась не в связи с противоречиями внутри научной ситуации, а благодаря прямому запросу со стороны практики. Экспериментальные исследования К. Черри и Д. Бродбента вернули внимание в фокус психологической науки. С работ этих авторов начинается современный этап развития психологии внимания. Но, за всё то время, когда внимание являлось предметом исследования, когда оно представляло собой сложнейшую загадку над которой работали знаменитые мыслители, единой точки зрения так м не сложилось. Сегодня внимание это направленность психики (сознания) на определенные объекты, имеющие для личности устойчивую или ситуативную значимость, сосредоточение психики (сознания), предполагающее повышенный уровень сенсорной, интеллектуальной и двигательной активности.
Чтобы достаточно полно представить картину внимания как психического процесса, необходимо упомянуть физиологические корреляты этого процесса. По особенности строения нашего мозга, в котором возможны два процесса: возбуждение и торможение, именно они определяют процесс внимания как реагирование на что-либо. Когда мы напряжены и сосредоточены, в нашей коре возникает очаг возбуждения или доминанта, характеризуемая А.А.Ухтомским как устойчивый очаг повышенной возбудимости нервных центров. Остальные области коры находятся в пассивном состоянии, так как в них протекает процесс торможения. С психологической точки зрения такая концентрация обеспечивает чёткое видение одного объекта и не замечание другого. В то же время, деятельность участков мозга, которые не подвержены активности, называется неосознанной или автоматической.
Множество крупных психологических течений неизбежно выходили на проблему внимания, пытались раскрыть, разработать или закрыть ее. Следуя избранному пути, различные психологические школы давали свои варианты постановки и решения этой проблемы. Просчеты в методологии приводили к однобоким и потому уязвимым для критики решениям. Основное препятствие, с которым сталкивалась психология внимания на протяжении всей истории своего развития, заключается в том, что исследователи никак не могли прийти к единому мнению относительно первичного эффекта или продукта внимания. П.Я. Гальперин делает два вывода относительно причин трудности исследования внимания. Во-первых, про себя и внешнему наблюдению внимание представляется как бессодержательный процесс; во-вторых, у внимания нет собственного продукта[1]. Внимание проявляется, как уже говорилось, вместе или сопряженно с другими психическими процессами. Ряд этих явлений столь разнороден, а связи между ними столь скрыты, что предположение об их общей основе выглядит сомнительным. Среди них трудно выделить явления, которые характеризуют внимание как особый процесс, и явления, указывающие на его продукт. Поэтому ставится под сомнение специфика внимания как особого психического процесса и снимается вопрос о его содержании. Там, где указывается продукт или эффект внимания, редуцируется специфическое содержание процесса, и наоборот, когда раскрывается содержание, исчезает продукт. В итоге, вниманию чаще всего отводилась роль описания иных психических процессов, сознания или деятельности. Многим казалось, что построение единой концепции внимания, которая смогла бы непротиворечивым образом объяснить все явления сосредоточенности и рассеянности человека, означало бы создание глобальной общепсихологической теории. Поэтому психологию внимания следует рассматривать либо как психологию которая имеет плотную оболочку, либо, что по сути то же самое, вообще не считать самостоятельным разделом психологической науки. Большинство современных исследований внимания проводится в рамках зарубежной когнитивной психологии, которая начиналась с анализа внимания и памяти. На первом этапе своего развития она находилась под мощным влиянием гештальтпсихологии, кибернетики и методологических установок необихевиоризма. Область когнитивной психологии определяют как исследование процессов приема, хранения, воспроизведения и использования информации [8]. В отличие от различных вариантов бихевиоризма здесь утверждается и подчеркивается внутренняя активность субъекта. В то же время когнитивная психология старается придерживаться строго научного подхода к изучению познавательной деятельности человека. Это выражается в высоком статусе и тщательном планировании лабораторных экспериментов, обязательном применении процедур статистической обработки результатов, в недоверии к метафорическому языку описания психологических механизмов и явлений, в стремлении к ясным дефинициям и устранению любого рода двусмысленностей на всех этапах научной работы.
Все большее число психологов приходит к выводу, что найти ответ на вопрос о сущности внимания путем проведения исключительно экспериментальных исследований в настоящее время невозможно. Необходимы постановка и серьезное обсуждение этой проблемы на более широкой базе данных и твердом методологическом основании, решение комплекса теоретических вопросов, недоступных прямой эмпирической разработке и экспериментальной проверке. Понятие внимания, как и прежде, привлекает тех психологов, которые прямо проблемой внимания не занимаются, поскольку оно обеспечивает простое и согласованное объяснение широкого круга разнообразных феноменов. Поэтому, наряду с возражениями против объяснения темного путем ссылок на еще более темное, иногда раздаются призывы обратного характера. Внимание не доступно прямому наблюдению.
Каждый знает, что такое внимание. Это пристрастное, осуществляемое посредством умственной деятельности обладание в ясном и четком виде одним из нескольких, как кажется, одновременно возможных объектов или рядов мысли. Фокусировка, концентрация сознания — его суть. Мысли У. Джеймса дают нам возможность верить в то, что этот процесс, через некоторое время поддастся упрямому стремлению ученых, и мы узнаем много нового о его динамике существования.
Психология внимания прошла свой не долгий, но насыщенный путь. Учёные много раз могли убедиться в том, что именно в этой области психологической науки вопросов значительно больше нежели ответов. Такое представление о психическом процессе как данности, современному обществу даёт возможность увидеть огромный потенциал этого процесса. Если проводить аналогию с научным познанием, которое предполагает постоянное изменение научных знаний и поиск нового, внимание как психологический ресурс, имеет мало разработанную область, верифицируемость фактов полученных при изучении его условна. исследование в этой области всегда будет актуальным, так как она содержит множество вариантов поиска нового и постоянное опровержение полученных знаний будет интересовать новых исследователей, которые внесут и свою лепту в этот неординарный процесс психической реальности.
Пока учёным остаётся только строить догадки о том, был замысел Творца ли, было ли это воспроизведение природой предыдущих вариантов познания реальности, был ли это замысел эволюции, когда живое существо впервые было наделено вниманием. Остаётся надеяться, что ещё будет привлекать в свои ряды новых исследователей психология внимания, замысловатая и однородная, но очень увлекательная область общей психологии.
Литература:
Гальперин П.Я. К проблеме внимания//Доклад АПН РСФСР. 1958. N 3. С. 33-38.
Добрынин Н.Ф.Колебания внимания: Экспериментальное психологическое исследование.- М.:РАНИОН, 1928
Лазурский А.Ф. Очерк науки о характерах. М.: Наука, 1995. 271с
Ортега-и-Гассет X. Эстетика. Философия культуры. М.: Искусство, 1991.588с.
Berlyne D.E. Attention//Handbook of Perception. Vol. 1 / E.G. Carterette, M.P. Friedman (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1974. P.123-147.
James W. The Principles of Psychology. Chicago: Encycl. Brit., 1990.897p. (1st ed. 1890).
Jennings J.R. Bodily changes during attending//Psychophysiology: Systems, Processes, and Applications / M. G.H. Coles et al. (Eds.). N.Y.: Gailford Press, 1986. P. 268-289.
Neisser U. Cognitive Psychology. N.Y.: Appleton, 1967. 351 p.
Titchener E.B. Lectures on the Elementary Psychology of Feeling and Attention. N.Y.: McMillan, 1908. 404 p.
Worden F.G. Attention and auditory electrophysiology//Progress in Physiological Psychology. Vol. 1. / E. Stellar, J.M. Sprague (Eds.). N.Y.: Academic Press, 1966. P. 45-116.
📖 39. Понятие о внимании. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 40. Читать онлайн
Внимание представляет собой психологический феномен, в отношении которого до настоящего времени среди психологов нет единого мнения. С одной стороны, в психологической литературе рассматривается вопрос о существовании внимания как самостоятельного психического явления. Одни авторы утверждают, что внимание не может рассматриваться как самостоятельное явление, поскольку оно в той или иной мере присутствует в любом другом психическом процессе. Другие, наоборот, отстаивают самостоятельность внимания как психического процесса.
С другой стороны, существуют разногласия в том, к какому классу психических явлений следует относить внимание. Одни считают, что внимание это познавательный психический процесс. Другие связывают внимание с волей и деятельностью человека, основываясь на том, что любая деятельность, в том числе и познавательная, невозможна без внимания, а само внимание требует проявления определенных волевых усилий.
Направленность и сосредоточенность психической деятельности на чем-либо определенном и называется вниманием.
В свою очередь, под направленностью психической деятельности следует подразумевать ее избирательный характер, т. е. выделение из окружения значимых для субъекта конкретных предметов, явлений или выбор определенного рода психической деятельности. В понятие направленности включается также и сохранение деятельности на определенный промежуток времени. Недостаточно только выбрать ту или иную деятельность, чтобы быть внимательным, – надо удержать этот выбор, сохранить его.
Другой характеристикой внимания является сосредоточенность. Под сосредоточенностью прежде всего подразумевается большая или меньшая углубленность в деятельность. Чем сложнее задача, тем большей должна быть интенсивность и напряженность внимания, т. е. требуется большая углубленность. Кроме того, сосредоточенность связана с отвлечением от всего постороннего.
Направленность и сосредоточенность тесно связаны между собой. Одно не может существовать без другого. Однако несмотря на тесную связь между ними, эти понятия не являются тождественными. Направленность связана с переходом от одного занятия к другому, а сосредоточение с углубленностью в занятие.
Внимание, как и любой психический процесс, связано с определенными физиологическими механизами. В целом физиологическую основу выделения отдельных раздражителей и течения процессов в определенном направлении составляет возбуждение одних нервных центров и торможение других. Воздействующий на человека раздражитель вызывает активизацию мозга. Активизация мозга осуществляется прежде всего ретикулярной формацией. Раздражение восходящей части ретикулярной формации вызывает появление быстрых электрических колебаний в коре головного мозга, повышает подвижность нервных процессов, снижает пороги чувствительности. Кроме этого, в активизации мозга задействованы диффузная таламическая система, гипоталамические структуры и др.
Среди «пусковых» механизмов ретикулярной формации следует прежде всего отметить ориентировочный рефлекс. Он представляет собой врожденную реакцию организма на всякое изменение окружающей среды у людей и животных. Однако внимание не может быть объяснено лишь одним ориентировочным рефлексом. Физиологические механизмы внимания более сложны.
К периферическим механизмам можно отнести настройку органов чувств. Прислушиваясь к слабому звуку, человек поворачивает голову в сторону звука и одновременно соответствующая мышца натягивает барабанную перепонку, повышая ее чувствительность. При очень сильном звуке натяжение барабанной перепонки ослабевает, что ухудшает передачу колебаний во внутреннее ухо. Остановка или задержка дыхания в моменты наивысшего внимания также способствуют обострению слуха.
Центральные механизмы внимания связаны с возбуждением одних нервных центров и торможением других. Именно на этом уровне происходит выделение внешних воздействий, что связано прежде всего с силой вызванного ими нервного возбуждения. В свою очередь, сила нервного возбуждения зависит от силы внешнего раздражения. Более сильное возбуждение подавляет возникающее одновременно с ним слабое возбуждение и определяет течение психической деятельности в соответствующем направлении. Однако возможно слияние двух или нескольких одновременно воздействующих раздражителей, усиливающих друг друга. Этот вид взаимодействия раздражителей также является одной из основ выделения внешних воздействий и течения процессов в определенном направлении.
Говоря о физиологических основах внимания, нельзя не сказать еще о двух очень важных явлениях: об иррадиации нервных процессов и доминанте. Закон индукции нервных процессов, установленный Ч. Шеррингтоном и широко использованный И. П. Павловым, в определенной степени объясняет динамику физиологических процессов, обеспечивающих внимание. Согласно этому закону, возбуждение, возникающее в одной области коры головного мозга, вызывает торможение в других ее областях (так называемая одновременная индукция) или сменяется торможением в данном участке мозга (последовательная индукция). Участок коры головного мозга, в котором возникает явление иррадиации, характеризуется наиболее оптимальными условиями для возбуждения, поэтому здесь легко вырабатываются дифференцировки, успешно образуются новые условные связи. Деятельность же других участков мозга связана в это время с тем, что обычно называется неосознанной, автоматической деятельностью человека.
Согласно принципу доминанты, выдвинутому А. А. Ухтомским, в мозгу всегда имеется временно господствующий очаг возбуждения, обусловливающий работу нервных центров в данный момент и придающий тем самым поведению человека определенную направленность. Благодаря особенностям доминанты происходит суммирование и накапливание импульсов, поступающих в нервную систему, с одновременным подавлением активности других центров, за счет чего возбуждение еще больше усиливается. Основой возникновения господствующего очага возбуждения является не только сила воздействующего на человека раздражения, но и внутреннее состояние нервной системы, обусловленное предшествующими воздействиями и уже закрепленными нервными связями.
Однако ни закон индукции нервных процессов, ни учение о доминанте не раскрывают до конца механизмы внимания, особенно произвольного. В отличие от животных люди целенаправленно управляют своим вниманием. Именно постановка и уточнение целей деятельности вызывает, поддерживает и переключает внимание. Поэтому развитие современной науки привело к появлению целого ряда концепций, пытающих объяснить физиологические механизмы внимания.
Известность также приобрела теория Т. Рибо, который считал, что внимание всегда связано с эмоциями и вызывается ими. Особенно тесную связь он усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Рибо полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания обусловлена интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Кроме того, Рибо считал, что внимание всегда сопровождается изменениями физического и физиологического состояния организма. Это связано с тем, что с точки зрения физиологии внимание как своеобразное состояние включает комплекс сосудистых, дыхательных, двигательных и других произвольных или непроизвольных реакций. При этом особую роль в объяснении природы внимания Рибо отводил движениям. Движение физиологически поддерживает и усиливает данное состояние сознания. Усилие, которое прилагается для сосредоточения и удержания внимания на чем-то, всегда имеет физиологическую основу. Этому состоянию соответствует, по мнению Рибо, мышечное напряжение. В то же время отвлечение внимания Рибо связывал с мышечной усталостью. Следовательно, секрет произвольного внимания, как считал автор данного подхода, заключается в способности управлять движениями. Поэтому не случайно данная теория получила название моторной теории внимания.
Д. Н. Узнадзе полагал, что внимание напрямую связано с установкой. По его мнению, установка внутренне выражает состояние внимания. Под влиянием установки происходит выделение определенного образа или впечатления, полученного при восприятии окружающей действительности. Этот образ, или впечатление, и становится объектом внимания, а сам процесс был назван объективацией.
Концепция П. Я. Гальперина состоит из следующих основных положений.
1. Внимание является одним из моментов ориентировочно-исследовательской деятельности и представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент в психике человека.
2. Главная функция внимания контроль над содержанием действия, психического образа и др. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительная и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием.
3. В отличие от действий, направленных на производство определенного продукта, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного результата.
4. Внимание как самостоятельный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. При этом не всякий контроль следует рассматривать как внимание.
Контроль вообще лишь оценивает действие, в то время как внимание способствует его улучшению.
5. Если рассматривать внимание как деятельность психического контроля, то все конкретные акты внимания и произвольного и непроизвольного являются результатом формирования новых умственных действий.
Психология bookap
6. Произвольное внимание есть планомерно осуществляемое внимание, т. е. форма контроля, выполняемого по заранее составленному плану или образцу.
Однако, несмотря на значительное количество имеющихся теорий, проблема внимания не стала менее значимой.
17.1 Внимание – значение и важность
17.1. 1
Внимание – значение и важность
ЦелиПройдя этот сеанс, вы быть способным к…
- Описать концепцию внимания
- Обоснуйте важность внимания
Сценарий
Саина пошла на ярмарку. Там было несколько киосков, привлек ее внимание. Она решила обойти все вокруг, прежде чем посетить какой-либо конкретный киоск. Прогуливаясь, она наткнулась на молодую девушку, которая кричать в толпу, что крутят информативный документальный фильм Внутри одного из прилавков Сайна решила, что именно этот прилавок она хотела посетить.
Упражнение Выберите правильный вариант.
Вне почему из всех киосков Сайна выбрала именно тот, где показывают документальный фильм?
Это был единственным интересным прилавком на ярмарке. | |
Крики девушки за прилавком схватили внимание Саины. | |
Этот киоск посещало много людей, так что Сайна тоже посетил. | |
Саину особенно интересовали документальные фильмы. |
Наши чувства бомбардируются взглядами и звучит каждую секунду. Если каждое изменение в цвете, движении, звуке, запахе, температура и так далее должны были быть восприняты, жизнь была бы невозможна. Заплатив обращая внимание на одни раздражители и игнорируя другие, мы выбираем из всех возможности что будет обрабатываться. Мы никогда не сможем обратить внимание на все отдельные ощущения, имеющиеся в сенсорном регистре.
Упражнение Выберите правильный вариант.Что можно ли сделать вывод из этой истории об Арджуне и птичьем глазу?
У Арджуны было хорошее зрение. | |
Арджуна был магом. | |
Арджуна был очень силен. | |
Арджуна обладал огромной силой концентрации. |
Внимание можно определить как внутреннее когнитивный процесс, посредством которого человек активно выбирает информацию об окружающей среде (т. ощущение) или активно обрабатывает информацию из внутренних источников (т.е. внутренние сигналы или другие мыслительные процессы). В более общем плане внимание может можно определить как способность концентрироваться и поддерживать интерес к заданной задаче или идея, включая управление отвлекающими факторами.
Рассмотрим несколько определений, приведенных со стороны видных авторитетов.
Дамвиль (1938): Внимание — это концентрация сознания на одном объекте, а не на другом.
Морган и Гиллиленд (1942): внимание быть остро восприимчивым к какому-то конкретному фактору в нашем окружении.
Росс (1951): Внимание — это процесс четкое получение объекта или мысли перед умом.
Уильям Джеймс, психолог XIX века, объясняет внимание следующим образом:
«Внимание есть сосредоточение сознания на конкретный объект. Подразумевает уход от некоторых вещей, чтобы иметь дело эффективно с другими. Это овладение одним из нескольких одновременно возможные объекты или ходы мыслей разума, в ясной и яркая форма».
Упражнение Выберите правильный вариант.Который из следующих предложений верно?
Внимание — это односторонний процесс. | |
Внимание — это активный процесс. |
Внимание не просто смотрит. Это активный процесс, связанный с взаимодействием с окружающей средой. Когда мы занимаемся что угодно, мы склонны что-то с этим делать; будь то просто сохранить его перед нашим умом или удалить его из сознания.
Дискуссионный форумКак внимание играет важную роль в нашей повседневной жизни? жизни? Объясните последствия невнимательности в различных ситуации.
Посетите созданный дискуссионный форум для обсуждения вышеуказанной темы. Опубликуйте свой ответ на форуме.
Написав свой пост и прочитав другие посты, перейти к следующему модулю.
Разработано Департаментом образовательных технологий Женского университета SNDT, Мумбаи
Распределенное внимание — когнитивные навыки
Что такое разделенное внимание?
Распределенное внимание можно определить как способность нашего мозга обращать внимание на два разных стимула одновременно и реагировать на множественные требования вашего окружения. Разделенное внимание — это тип одновременного внимания, который позволяет нам обрабатывать различные источники информации и успешно выполнять несколько задач одновременно. Эти когнитивные навыки очень важны, поскольку они позволяют нам быть более эффективными в нашей повседневной жизни.
Наша способность обращать внимание на несколько раздражителей и выполнять различные задачи одновременно имеет свои пределы. Когда вы разделяете свое внимание, эффективность ваших действий снижается, и вы почти наверняка будете работать плохо. Интерференция — это термин, используемый для описания того, что человеку трудно обращать внимание на два раздражителя одновременно. Мы видим интерференцию, когда мозг способен обрабатывать только определенное количество информации. Тем не менее, когнитивная тренировка может помочь улучшить разделенное внимание и, как следствие, возможность заниматься более чем одним видом деятельности одновременно.
Примеры разделенного внимания
- Распределенное внимание является важным фактором в академической среде. Умение понимать, что говорит учитель, читая доску и делая заметки, — это задачи, необходимые для успешного обучения. Это может быть одной из причин, почему люди с расстройствами внимания (такими как СДВГ) плохо учатся в школе.
- Водитель грузовика едет по шоссе и начинает кого-то обгонять. Проходя мимо, они видят знак выхода. Если водитель не сможет безопасно объехать другой автомобиль и обратить внимание на дорожные знаки, он может потерять важную информацию или даже создать опасность для себя и окружающих. Распределенное внимание очень важно для безопасного и успешного вождения.
- Официант должен использовать свое рассеянное внимание при обслуживании стола. Они должны помнить, что хотел мужчина за столом 4, записывать заказ за столом 3 и быть осторожным, чтобы сбалансировать тарелки с едой, которые они держат.
- Если покупатель спрашивает о распродаже при оплате на кассе, кассир должен сканировать и упаковывать товары, думая об ответе на вопрос.
- Когда вы едите и разговариваете одновременно, или даже когда вы смотрите телевизор и разговариваете по телефону, вы используете разделенное внимание.
Расстройства или патологии, связанные с расщепленным вниманием
Распределение внимания может быть изменено при ряде различных расстройств, будь то из-за проблем с самим расщеплением внимания или проблем с другими подпроцессами внимания. Для человека с плохим распределением внимания любое вмешательство может изменить задачу, которую он выполняет одновременно. Если ваше рассеянное внимание изменится, вам будет труднее выехать на перекресток и одновременно говорить, и, следовательно, у вас будет более высокий риск попасть в аварию. Если Возбуждение изменено (уровень активации или общая бдительность) и вы находитесь в коматозном состоянии, вы также не сможете говорить и управлять автомобилем одновременно.
Хотя на рассеянное внимание могут влиять психиатрические состояния, такие как шизофрения или различные расстройства, такие как Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) , это больше всего влияет на общее внимание. Также довольно часто возникают проблемы с вниманием после перенесенной черепно-мозговой травмы (ЧМТ) или инсульта . В этих случаях изменение внимания и его подкомпоненты могут различаться в зависимости от пораженных областей мозга.
Распределение внимания, вероятно, будет затронуто при любом расстройстве, которое изменяет процессы внимания. Если пациент страдает от контралатеральной невнимательности (неспособность обратить внимание на поле зрения, противоположное травме), гипопроксии (отвлекаемость), гиперпроксии (интенсивная концентрация на одном стимуле) или апросексия (неспособность сконцентрироваться), это будет затруднено или почти невозможно для пациента выполнять задачи, требующие разделенного внимания.
Как можно измерить разделенное внимание?
Распределенное внимание — это когнитивная способность, которая очень важна в нашей повседневной жизни, поскольку позволяет выполнять задачи быстро и эффективно. Правильное выполнение задач подразумевает более чем одну перцептивную, моторную или познавательную деятельность, в то же время напрямую зависящую от нашего разделенного внимания. Оценка разделенного внимания может быть полезна в профессиональных областях, где ключевое значение имеет разделенное внимание (водители, спортсмены и т. д.). Это также может помочь в академических областях (если учащемуся нужно дополнительное время для ведения заметок или выполнения определенных задач) или в клинических областях (возможно, пациенту нужно больше времени для сбора правильной информации). Во всех этих областях когнитивная оценка может напрямую помочь пользователю понять свою повседневную жизнь в более глубоком контексте.
CogniFit («КогниФит») основывает свои задачи на разделенное внимание на классическом тесте Струпа. Тест одновременности не только оценивает разделенное внимание, но также помогает оценить когнитивную гибкость и зрительно-моторную координацию.
- Тест одновременности DIAT-SHIF : Пользователь должен следить за шариком указкой и следить за словами, которые появляются в середине экрана. Когда слово в середине экрана соответствует цвету, которым оно написано, пользователь должен дать соответствующий ответ (одновременно обращая внимание на оба стимула). В этом упражнении пользователь должен менять стратегии, создавать новые ответы и одновременно управлять моторными и зрительными навыками.
Как улучшить разделенное внимание?
Распределенное внимание, как и другие когнитивные навыки, можно выучить, натренировать и улучшить. Тренировочные программы CogniFit («КогниФит») могут помочь улучшить скорость переключения внимания пользователя между задачами, объем ресурсов мозга, которые он использует при одновременном обращении к нескольким раздражителям, а также улучшить способность обрабатывать сложную информацию.
Программа реабилитации разделенного внимания основана на нейропластичности . В CogniFit («КогниФит») есть целая батарея упражнений, предназначенных для восстановления рассеянного внимания и других когнитивных навыков, что стало возможным благодаря пластичности мозга. Мозг и его нейронные связи можно укрепить и улучшить с помощью практики. Тренируя разделенное внимание, частые действия станут автоматизированными, что позволит пользователю работать более эффективно.
Научная группа профессионалов CogniFit в области синаптической пластичности и нейрогенеза создала s персонализированная программа когнитивной стимуляции , чтобы помочь каждому пользователю улучшить свои самые слабые когнитивные навыки. Программа начинается с оценки разделенного внимания и ряда других фундаментальных когнитивных навыков. Затем программа когнитивной стимуляции автоматически создает персонализированную программу тренировки мозга на основе результатов начальной оценки. Использование результатов первоначальной оценки гарантирует, что программа тренировки мозга будет максимально точной и будет тренировать самые слабые навыки пользователя.
Постоянные тренировки необходимы для улучшения разделенного внимания. CogniFit («КогниФит») предлагает инструменты для оценки и реабилитации, помогающие оптимизировать эту и другие когнитивные функции. Этот навык следует практиковать около 15 минут в день 2-3 раза в неделю .
Вы можете получить доступ к программе когнитивной стимуляции CogniFit («КогниФит») онлайн Существует ряд игр и упражнений для развития мозга, в которые можно играть онлайн, на телефоне или планшете.