Послетрудовая стадия социализации: Стадии процесса социализации

3.2.3. Стадии социализации

Стадиальность социализации признается и отечественными, и зарубежными социальными психологами. Однако в рассмотрении этих стадий существуют определенные различия. Л. Столяренко вводить пятистадиальную модель социализации, привязываясь к основным возрастным периодам человека. В западной социальной психологии большей популярностью пользуется модель Э. Эриксона, предусматривающая восемь стадий развития личности.

Г.М. Андреева выделяет три основные стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. Дотрудовая стадия включает в себя весь период жизни человека от рождения до начала трудовой деятельности. Эта стадия разделяется на два периода: первый период – ранняя социализация, от рождения ребенка до поступления в школу (период детства), второй – стадия обучения в учебном заведении – школе, колледже, вузе и т.д. (период юности). Многие отечественные и западные психологи считают, что наибольшее влияние на личность социализация оказывает в периоды детства, отрочества и юности.

О.Г. Брим (1966) одним из первых высказал мысль о том, что социализация происходит в течение всей жизни. Он выделил следующие различия между социализацией детей и взрослых.

  1. Социализация взрослых выражается главным образом в изменении их внешнего поведения, в то время как детская социализация связана с усвоением внутренних базовых ценностей.

  1. Взрослые люди могут оценивать нормы, дети способны только некритично усваивать нормы.

  1. Социализация взрослых часто связана со способностью понимать ограниченность любых норм и правил и уметь видеть за рамками этих правил индивидуальность и богатство человеческой личности, видеть множество оттенков «серого цвета».

  1. Социализация взрослых направлена на то, чтобы помочь человеку овладеть определенными социальными навыками, необходимыми для поиска своего места в обществе; социализация детей формирует главным образом мотивацию их поведения. Например, на основе социализации взрослые могут строить свою профессиональную карьеру, детей же учат выполнять правила, быть вежливыми, слушаться старших.

Психолог Роджер Гоулд (1978) предложил теорию, согласно которой социализация взрослых не является продолжением социализации детей, она представляет собой процесс преодоления детских стереотипов и сценариев, сложившихся в детстве. Это происходит в процессе рефлексии, самоанализа и наблюдений взрослых за окружающим миром. В результате формируются более реалистичные установки взрослых людей. Р. Гоулд считает, что успешная социализация взрослых связана с постепенным преодолением детской уверенности во всемогуществе авторитетных лиц и в том, что другие обязаны заботиться о твоих нуждах. Преодолев детские мифы, люди становятся терпимее и добрее, обретая в итоге большую внутреннюю свободу.

Общий принцип деятельности, принятый в отечественной психологии, а также признание того, что именно трудовая деятельность является ведущим фактором развития личности, позволяет выделить

трудовую стадию социализации. Трудовая стадия социализации охватывает весь период трудовой деятельности. Если рассматривать развитие личности в аспекте деятельности, то можно заметить, что в процессе социализации человек приобретает все больше и больше знаний, умений и навыков для освоения все новых видов деятельности, то есть происходит процесс расширения возможностей индивида как субъекта деятельности.

Основанием для выделения в отдельную стадию с. – пожилой возраст — может служить классификация возрастных периодов, предложенная Э.Эриксоном. Эриксон выделяет период после 65 лет, который называет «зрелость». Этот период характеризуется проявлением мудрости и соответствует окончательному становлению идентичности. В ходе данного периода осуществляется

послетрудовая стадия социализации. Особенности данной стадии изучены в современной психологии недостаточно. Однако, увеличение продолжительности жизни, увеличение границ пенсионного возраста, бурное развитие геронтологии и гериатрии, свидетельствуют об актуальности изучения процессов социализации в пожилом возрасте.
В тоже время следует отметить, что темпы социализации в послетрудовой стадии ниже, чем на предыдущих стадиях развития личности. Большинство социальных психологов считают, что социализация в пожилом возрасте часто неэффективна. Это связано с уменьшением эмоциональных впечатлений в жизни пожилых людей, снижением социальной активности, потери друзей и близких, а вследствие этого все большее переживание одиночества.

Социализация пожилых людей также отличается от социализации на предыдущих стадиях нарушением ролевой структуры личности. В пожилом возрасте исчезают профессиональные роли, а семейные часто редуцируются. Роли пожилых людей в обществе размыты и мало связаны с определенными нормами. Даже если роль, которую играет в системе общественных и личных отношений пожилой человек достаточно ясна для него, ослабление физических и психологических возможностей оказывает влияние на данный процесс.

Л. Столяренко значительно расширяет подходы, рассматривая стадии социализации:

  1. Первичная социализация, или стадия адаптации (от рождения до подросткового периода ребенок усваивает социальный опыт некритически, адаптируется, приспосабливается, подражает).

  1. Стадия индивидуализации (появляется желание выделить себя среди других, критическое отношение к общественным нормам поведения). В подростковом возрасте стадия индивидуализации, самоопределения «мир и я» характеризуется как промежуточная социализация, так как все еще неустойчиво в мировоззрении и характере подростка. Юношеский возраст (18-25 лет) характеризуется как устойчиво концептуальная социализация, когда вырабатываются устойчивые свойства личности.

  1. Стадия интеграции (появляется желание найти свое место в обществе, «вписаться» в общество). Интеграция проходит благополучно, если свойства человека принимаются группой, обществом. Если не принимаются, возможны следующие исходы:

    • сохранение своей непохожести и появление агрессивных взаимодействий (взаимоотношений) с людьми и обществом;

    • изменение себя, «стать как все»;

    • конформизм, внешнее соглашательство, адаптация.

    1. Трудовая стадия социализации охватывает весь период зрелости человека, весь период его трудовой деятельности, когда человек не только усваивает социальный опыт, но и воспроизводит его за счет активного воздействия человека на среду через свою деятельность.

    1. Послетрудовая стадия социализации рассматривает пожилой возраст как возраст, вносящий существенный вклад в воспроизводство социального опыта, в процесс передачи его новым поколениям.

    В современной социальной психологии используется такое понятие как степень социализированности личности. Считается, что индивид, успешно прошедший процесс социализации, характерный для своего возраста, ею, социализированностью, обладает. Под этим термином понимается степень соответствия индивида социальным требованиям, предъявляемым к нему как к личности на данном возрастном этапе. Также социализированность свидетельствует о наличии у индивида личностных и социально-психологических предпосылок, обеспечивающих дальнейшую социальную адаптацию.

    Последнее означает, что человек:

    • способен адекватно воспринимать новые социальные требования;

    • способен избирательно реагировать на социальные воздействия;

    • имеет низкую социальную ригидность;

    • у него сформировались личностные предпосылки для следующего этапа социализации.

    Андреева Г. М

    Андреева Г. М

    Скачать 1,8 Mb.

    Pdf просмотр
    страница1/80
    Дата06.01.2021
    Размер1,8 Mb.
    #84392
    ТипУчебник

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   …   80

      Навигация по данной странице:
    • Раздел II. Закономерности общения и взаимодействия
    • Раздел III. Социальная психология групп


    Андреева Г.М.
    Социальная психология: Учебник, 2003
    Предисловие
    Раздел I. Введение


    Глава 1. Место социальной психологии в системе научного знания
    Глава 2. История формирования социально-психологических идей
    Глава 3. Методологические проблемы социально-психологического исследования
    Раздел II. Закономерности общения и взаимодействия
    Глава 4. Общественные отношения и межличностные отношения
    Глава 5. Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)
    Глава 6. Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)
    Глава 7. Общение как восприятие людьми друг друга (персептивная сторона общения)
    Раздел III. Социальная психология групп
    Глава 8. Проблема группы в социальной психологии
    Глава 9. Принципы исследования психологии больших социальных групп
    Глава 10. Стихийные группы и массовые движения
    Глава 11. Общие проблемы малой группы в социальной психологии

    Каталог: files -> File
    File -> Минобразования РФ от 27. 06. 2003 n 28-51-513/16
    File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
    File -> Программа по магистратуре направление 050400 «Психолого-педагогическое образование»
    File -> Дискурсивно-стилистическая эволюция медиаконцепта: жизненный цикл и миромоделирующий потенциал
    File -> Обзор диссертаций, выполненных в лаборатории педагогических исследований при кафедре педагогики
    File -> Методические рекомендации по организации работы со студенческой группой. Предназначено для кураторов академических групп, специалистов, организующих воспитательную работу в вузах
    File -> Мотивация материалы рекомендаций для педагогов Мотивация учебной деятельности
    File -> Семья в психологической консультации


    Скачать 1,8 Mb.


    Поделитесь с Вашими друзьями:

      1   2   3   4   5   6   7   8   9   . ..   80


    База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
    обратиться к администрации

        Главная страница

    Автореферат

    Анализ

    Анкета

    Бағдарламасы

    Бизнес-план

    Биография

    Бюллетень

    Викторина

    Выпускная работа

    Глава

    Диплом

    Социальная жизнь после рождения ребенка? Да!

    «У тебя есть друг во мне…» Это не просто рефрен из «Истории игрушек», это отражение серьезного исследования: поддержка друзей и семьи помогает молодым матерям лучше справляться со стрессом.

    Как бы ни было радостно приветствовать ребенка в семье, он также может быть напряженным и потенциально изолированным периодом даже для самых общительных мам и пап.

    Почему важна социальная поддержка?

    Рождение ребенка и первые дни воспитания истощают его физически и эмоционально. Независимо от того, испытывает ли мать послеродовую депрессию или «бэби-блюз», начало отцовства обычно представляет собой американские горки эмоций. Наличие людей, к которым можно обратиться в этот период — чтобы поговорить, пожаловаться, поплакать, посмеяться и сказать нам, что ребенок восхитителен, — может быть жизненно важным источником поддержки для родителей. Исследователи согласны: исследования показали, что матери, которые могут получить доступ к надежной помощи от других, чувствуют большую самооценку, уверенность в себе как родитель и меньше борются за доступ к информации, необходимой им в воспитании детей

    Вы, ваши друзья и ребенок

    Dragon Images / Shutterstock

    Некоторые дружеские отношения могут продолжать расти и углубляться по мере того, как вы становитесь новым родителем, в то время как другие могут временно исчезнуть. Поиск возможностей познакомиться с другими семьями на том же жизненном этапе может помочь.

    Добавление ребенка в уравнение может изменить существующую дружбу, если, например, вы забеременеете первым из группы друзей (или последним). Друзья могут не понять ваших новых взглядов, приоритетов или проблем после рождения ребенка. Некоторые дружеские отношения могут продолжать расти и углубляться даже перед лицом этих различий, в то время как другие могут временно исчезнуть. Поиск возможностей познакомиться с другими семьями на том же жизненном этапе может помочь.

    Многие новые родители считают, что вступление в группу поддержки новых родителей или местную игровую группу — отличный способ познакомиться с другими людьми, которые также по колено в подгузниках. Эти отношения могут оказать невероятную поддержку, поскольку вы все сталкиваетесь с одинаковыми вопросами, проблемами и радостями. Услышать мнение других в подобных ситуациях может быть бесценной «проверкой реальности». На самом деле это не , а ваш ребенок , у которого проблемы со сном.

    Я присоединилась к группе молодых мам, и мы, 10 человек, стали такими близкими… первые 2 года жизни моей дочери мы виделись раз в месяц. Когда у меня был действительно ужасный день, я знал, что всегда могу связаться с кем-нибудь из группы, чтобы поговорить об этом. Наши встречи прекратились, когда наши дети подросли, но эти женщины поддерживали меня в первые дни. У нас даже было воссоединение, когда нашим детям исполнилось 13 лет!

    Ребекка, мама Эллы, 15 лет

    Картографирование новых сетей

    Digitalskillet / Shutterstock

    Поиск и создание вашей сети может потребовать времени и усилий, но оно того стоит. Знание того, что другие прикрывают вашу спину, может помочь вам справиться с повседневными стрессами, связанными с новым родителем.

    Несмотря на то, что может быть сложно понять, как поддерживать дружбу и семейные связи с новорожденным (например, ребенок какает, как только вы сажаете его в автокресло, чтобы отправиться на свидание), это один из способов, которым вы можете может позаботиться о себе в эти первые месяцы. Вот несколько советов, как оставаться на связи:

    • Просто убирайся. Из дома, то есть.  Вам не нужно далеко ходить. Даже поход в продуктовый магазин, торговый центр или на игровую площадку может разрушить чувство изоляции. Так вы почувствуете себя более связанным с окружающим миром.
    • Найдите группу «Мама и я» или новый родительский класс.  Есть разные группы, к которым могут присоединиться новые родители и взять с собой ребенка. Некоторые сосредотачиваются на потребностях взрослых, например, родительские дискуссионные группы или курсы для родителей, проводимые в больнице. Другие сосредотачиваются на интересах ребенка, таких как музыка и движение или уроки детского массажа. Оба являются отличными способами познакомиться с новыми людьми. Поговорите со своим акушером или педиатром о возможностях в вашем районе.
    • Найдите занятие для взрослых.  Многие молодые родители чувствуют себя виноватыми или подавленными при мысли о том, что нужно делать что-то только для себя. Но в то время, когда удовлетворение потребностей вашего ребенка является большой частью вашего дня, выделение небольшого отрезка времени каждую неделю только для вас может быть здоровым способом восстановить связь с собой до рождения ребенка. Возьмите класс или присоединитесь к группе, которая фокусируется на ваших собственных интересах и талантах. Или просто встретиться с друзьями. Помните, смех полезен для вас.
    • Поддерживайте отношения, которые у вас уже есть.  Поначалу полагаться на друзей и семью может быть неестественно. Но позволение людям помочь может принести много пользы. Несколько примеров: игровые свидания, присмотр за детьми, обеды или обмен едой.
    • Найти онлайн-группу.  В Интернете есть родительские группы любого типа. Попробуйте поискать группы в социальных сетях или на любом веб-сайте для родителей, которые могут подойти. Некоторые организованы по возрасту детей, в то время как другие вращаются вокруг конкретных родительских практик и философий, так что исследуйте и находите своих виртуальных людей.

    Поиск и создание вашей сети может потребовать времени и усилий, но оно того стоит. Будь то другие новые родители, приятели по прогулкам, друзья-книголюбы или ваши собственные братья и сестры, знание того, что другие прикрывают вашу спину — что вы не одиноки, — может иметь большое значение для преодоления повседневных стрессов, связанных с тем, чтобы стать новым родителем.

    Общение после рождения ребенка: важность, проблемы и советы

    Как только у вас появляется ребенок, он или она становится центром вашего мира, в то время как ваша социальная жизнь имеет тенденцию отходить на второй план. Важно не упускать ни одну из сторон и сохранять баланс между воспитанием детей и общественной жизнью.

    Когда в вашей жизни появляется ребенок, это радостное событие, но также период одиночества и стресса для большинства мам и пап, особенно если они всегда были социально активными. Рождение ребенка и ранние этапы воспитания — это эмоциональная поездка на американских горках. Иметь рядом кого-то, с кем можно поговорить, пожаловаться или поплакать в этот период, — это находка для вас как для родителя.

    Вы знаете, что рождение ребенка изменит вашу жизнь. Но знаете ли вы, что ваши существующие дружеские отношения также могут быть затронуты? Вот несколько испытаний, к которым вы должны быть готовы:

    1. Singles Effect

    Новый ребенок означает меньше ночей с друзьями-одиночками. Они могут перестать звонить вам, когда встречаются вместе, думая, что вы слишком заняты или не заинтересованы в том, чтобы встречаться с ними, когда у вас дома есть ребенок. Или, может быть, вы не хотите звонить им, думая, что у вас с ними меньше общего, чем раньше.

    2. Спонтанности станет меньше

    Возможно, вы и ваш супруг не сможете посмотреть фильм в последнюю минуту или поужинать, как раньше. Даже если друзья неожиданно заглянут к вам домой в неурочное время, вам будет трудно, потому что у вас есть крошечный ребенок, о котором нужно заботиться. Любое свободное время, которое у вас есть, будет потрачено либо на сон, либо на отдых. В результате ваши друзья могут перестать звонить или приходить домой из-за вас.

    3. Пара Эффект

    Вы и ваш партнер можете начать больше интересоваться общением с другими парами, у которых есть дети, из-за общих тем для разговора. Но не обрывайте ради этого других друзей!

    4. Бесплатные советы

    Вас может раздражать каждый раз, когда вы встречаетесь со своими друзьями, некоторые из них дают вам слишком много ненужных советов по воспитанию детей. Возможно, вы захотите встречаться с ними реже, если это так. Но если у вас есть друзья, которые дают вам конструктивный совет, то они являются благословением и могут оказать вам сильную поддержку.

    Все будет продолжать меняться, когда ваш ребенок станет старше. Например,

    1. Большой круг

    Ваш ребенок будет играть с любым другом, с которым вы его познакомите в начале. Он или она подружится с детьми вашего друга. Но по мере того, как они становятся старше, они сами начинают заводить друзей, и вы можете в конечном итоге общаться с родителями их друзей. Таким образом, круг ваших друзей расширится.

    2. Соревнование

    Ваша дружба с новыми и старыми друзьями может пострадать, когда ваши дети начнут расти. Все родители хотят, чтобы их ребенок был самым умным, быстрым и лучшим в школе. Это создаст конкуренцию вашим друзьям, у которых есть дети, и, если вы не будете осторожны, вы можете стать напористым родителем.

    Поддерживать дружеские отношения после рождения ребенка может быть непросто, но в конечном итоге это того стоит. Вот советы о том, как общаться во время воспитания ребенка:

    1. Примите перемену

    Как только в вашей жизни появится ребенок, вы будете постоянно недосыпать, уставать или расстраиваться. В конечном итоге вы потеряете некоторых друзей, или они могут потерять вас. Но не расстраивайтесь, в процессе можно завести много новых друзей.

    2. Назначайте свидания

    Легко давать расплывчатые обещания о том, когда вы встретитесь со своими друзьями, а потом забудете о своем новорожденном. Так что запрограммируйте дату в своем расписании, установите напоминания в своем телефоне и сообщите своим друзьям, когда вы будете свободны, чтобы встретиться с ними без таких действий, как кормление вашего ребенка или купание его на пути.

    3. Общайтесь

    Когда у вас появится ребенок, вы можете быть слишком заняты и пропустить общение с друзьями или ответы на их сообщения. Даже если они могут понять, это может вызвать напряжение в вашей дружбе. Именно поэтому важно всегда сообщать сообщением или звонком о том, что у вас дела заняты. Только короткое, но постоянное общение может их успокоить.

    4. Просто расслабьтесь

    Если некоторые из ваших друзей кажутся вам не такими понимающими или увлеченными вашим ребенком, как вы, не принимайте это близко к сердцу. У них могут быть собственные проблемы, поэтому, если они не кажутся поддерживающими, просто расслабьтесь и не обращайте внимания. Это также поможет сохранить вашу дружбу.

    5. Следите за тем, что вы говорите

    Не все хотят постоянно слышать, как вы болтаете о своем ребенке, поэтому в разговоре с друзьями также говорите о разных вещах.

    6. Не поддавайтесь давлению

    Если ваши друзья заставляют вас оставить родительские обязанности вашему партнеру, не слушайте. Присоединяйтесь, чтобы сделать это самостоятельно. Избегайте такой компании любой ценой.

    7. Наблюдайте за соревнованиями

    Вы можете завидовать своим друзьям, ребенок делает что-то лучше, чем ваш, но немедленно прекратите этот мыслительный процесс.

    Добавить комментарий