Потребность человека в вере | вера для человека |человек и религия
Нуждается ли человек в религии?
$Einstein.jpg*
Эйнштейн
Мировой физик
Сильнейший резльтаты
“Вера – это сильнейший и высочайший результат научных исследований”.Ни при каких обстоятельствах человек не может жить без веры.
Подобно тому, как человек по своей природе не может жить в одиночку и изолироваться от общества. Он так же является верующим по своей природе и не может без религии. Религиозность – естественный инстинкт человека.
И не в последнюю очередь, это доказывается тем, что когда с человеком случается беда (попадает в бедственное положение) он стремиться к защите Всевышнего Аллаха (просит у Него помощи). Сказал Аллах Всевышний: «Когда они садятся на корабль, то взывают к Аллаху, очищая перед Ним свою веру. Когда же Он спасает их и выводит на сушу, они тотчас начинают приобщать сотоварищей. 65». Сура «Паук».
Подобно тому, как сделавший машину знает все что ей нужно (ее потребности), так и Творец знает свое творение и знает, что ему необходимо:
$Dale_Carnegie.jpg*
Дейл Карнеги
Американский писатель
Религиозный и больной
“Я помню время, когда все вокруг спорили о конфликте между наукой и религией. Этих дискуссий больше нет. Новейшая из всех наук — психиатрия — проповедует религиозные принципы. Почему? Потому что психиатры понимают, что вера поможет избавиться от волнений, тревог и страхов, являющихся причиной половины наших болезней. Они знают, что, как сказал один из корифеев психиатрии д-р А. А. Брилль: «Любой, кто истинно верует, не болеет неврозом».”И так как, Творец обладает милостью, прощением, щедростью, Он дал людям божий закон (шариат), чтобы их душа жила (не была погубленная, не была мертвой) и их жизнь была урегулирована должным образом.
И даже те, кто отрицает существование Бога, внутри самого себя знает, что это ложь и отвергает это. Сказал Всевышний: «Они отвергли их несправедливо и надменно, хотя в душе они были убеждены в их правдивости. Посмотри же, каким был конец распространяющих нечестие! 14».
И это становиться ясным, когда с ним случается беда и он взывает к Господу. Сказал Всевышний «Скажи: «Скажите мне, станете ли вы призывать кого-либо наряду с Аллахом, если вас поразит наказание Аллаха или наступит Час, если только вы говорите правду?» 40. О нет! Вы будете призывать только Его. Если Он пожелает, то избавит вас от того, по поводу чего вы станете взывать к Нему, и тогда вы забудете о тех, кого приобщали в сотоварищи. 41». Сура «Скот».
Сказал Всевышний: «Когда человека коснется вред, он взывает к своему Господу, обращаясь к Нему одному.
$Dale_Carnegie.jpg*
Дейл Карнеги
Американский писатель
Глубина
Филосов Фрэнсис Бэкон был прав, когда сказал: “Поверхностное знание философии приводит человека к атеизму; но глубокое знание философии приводит человека к религии».Все люди человечества рождаются с инстинктом поклонения Аллаху, потому что Он дарует благо и если захочет, может наслать беду и делает все, что пожелает. Он способен на всякую вещь. Сказал Всевышний: «Если Аллах коснется тебя бедой, то никто не сможет избавить от нее, кроме Него. Если же Он коснется тебя благом, то ведь Он способен на всякую вещь. 17». Сура «Скот».
И Сказал: «Никто не удержит милость, которую Аллах открывает людям. А то, что Он удерживает, никто не может ниспослать после Него. Он – Могущественный, Мудрый. 2». Сура «Ангелы».
Как человек достигает счастье через силу науки и желания??
$Dr._Douglas_R._ Archer.jpg*
д-р Дуглас
Мэр Риджины
Очевидность
“Проводя исследования для докторской в области образования и национально – государственного устройства, я обнаружил, что основные столпы ислама являются основой и имеют базавое значение для восстановления нации в социальном, экономическом и духовном плане”.Есть у человечества две силы: сила (власть) науки и сила воли. И если будут приложены усилия, то цель обязательно будет достигнута, и это сделает человека счастливым. Для первой силы: Что бы увеличить эту силу необходимо знать о Боге, Его именах и атрибутах, знать Его приказы и запреты, обязательные в исполнении. Твое поведение и этика должны быть хорошими, и тех людей, которое живут «идут по жизни» радом с тобой.
Все это для того, что ба определить свое положение перед Богом, свою степень и статус. И достичь счастья в жизни, не говоря уже о последней жизни.
Ведь эта научная сила является ориентиром увеличения силы воли. В том числе в ней должны присутствовать разум и стабильность. Сказал Всевышний:
$William_James.jpg*
Уильям Джеймс
Американский психолог
Самолечение
“Самое лучшее лечения психической тревожности (стрессов и волнений)– это вера в Бога”.Доктрина атеизма оказалась несостоятельной, так как люди, соблюдавшие ее не могли обеспечить ни физический ни моральный комфорт (не было душевного удовлетворения). Соблюдение этой концепции не давало людям истинного счастья, независимо от того, как они вдохновляли и обольщали себя красивыми речами.
А когда у человека происходит бедствие или катастрофа?! Он ищет того, на кого можно опереться, того, кто мог бы ему помочь. Он поворачивается к Аллаху Всевышнему, у Которого есть сила, надежда, прощение, терпение, доверие во всем. Сказал Всевышний: «Они уверовали, и их сердца утешаются поминанием Аллаха. Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца? 28». Сура «Гром».
$Dale_Carnegie.jpg*
Дейл Карнеги
Американский писатель
Религиозность как лекарство от болезней
“Психиатры знают, что сильная вера и приверженность религии гарантирует победу над беспокойством и нервным напряжения – лечит эти болезни.”Человек, которого коснулась сильная несправедливость, узнавший ее горечь, уверен, что есть Господь Вселенной. И Он поддерживает помогает угнетенных, даже если пройдет некоторое время. И наступит Судный день, где каждый человек получит то, что заслужил. И вознаградит Он лучшим за добро и накажет того, кто поступал несправедливо. И распахнется грудь для доверия и уверенности во Всемогущем Аллахе. Сказал Всевышний: «Разве тот, кто последовал за довольством Аллаха, подобен тому, кто попал под гнев Аллаха и чьим пристанищем будет Геенна?! Как же скверно это место прибытия! 162».
Что произойдет если человек потеряет религию?!
$Alija__Ali_Izetbegovic.jpg*
Иззет Алия Бегович
Бывший президент республики Боснии и Герцеговины
Существует рзница между ними…
“Материализм указывает на то, что является общим между человеком и животным… религия указывает на то, что отличает их”.В отличии от вышесказанного, тот, кто не верит во Всевышнего Аллаха и не имеет представление о Его власти, не имеет комфорта, уверенности и счастья. Он живет среди забот и печалей, не имеет самоконтроля и внутренней стабильности. И его главной заботой является удовлетворение своих желаний и накопительство. Он не знает какова его цель, ради чего он живет. На его лице полная отрешенность. Он ищет счастья, следуя своим желаниям. В плоть до того момента, пока он не станет как животное, сбившееся с пути. Сказал Всевышний:
$Henry_Ford.jpg*
Генри Форд
Основатель Ford Motor Company в Америке
Врачи проповедники
“Психологи новый тип проповедников. Они не побуждают нас соблюдать все религиозные законы в ожидание мучений ада и загробной жизни. Они рекомендуют нам религию, только как избавления от мук этой мирской жизни, от язвенной болезни желудка, нервного срыва, безумия”.Когда его постигает несчастье он становится жертвой психологического опустошения и внутреннего стресса и тревог: «А кто отвернется от Моего Напоминания, того ожидает тяжкая жизнь, а в День воскресения Мы воскресим его слепым» 124». Сура «Та Ха».
$Arnold_Toynbee.jpg*
Арнольд Тойнби
Британский историк
Религиозная жизнь
“Религия – одна из главных составляющих необходимых человечеству. Достаточно сказать, что религии приводит в состояние духовного отчаяния. И без религии человек ищет утешение в пустоте”.Какая сильная разница с тем, кто верит в Бога, Я понимаю Его величие, знаю, что Аллах ждет от меня, стремлюсь к Его довольствию, живу по шариату, повинуюсь Его приказу, отстраняюсь от всего того, что Он запретил. Постоянно нуждаюсь в Господе, во всем, маленьком или большом, скрытом или явном, в любое время и в любом месте. Сказал Всевышний: «О люди! Вы нуждаетесь в Аллахе, тогда как Аллах – Богатый, Достохвальный. 15». Сура «Ангелы».
$Dr._ Rene_ Dubos.jpg*
Рэнэ Доле
Автор, удостоенный Нобеля
Эпоха тревог
“Мы живем в эпоху тревог. Нет никаких сомнений, что научные и технологические достижения увеличили благосостояние людей и процветания. Однако, это не привело к обретению счастья и спокойствия, а произошло усиление тревог, отчаяния, психологических травм и не способности видеть прекрасное в этой жизни”.Тот, кто не верит – заброшен подозрениями и фантазиями в бездну нищеты и во мрак страдания. Как слепой натыкается на все. Его сердце наполнено сомнением и замешательством. Всякий раз, когда он пытается нащупать счастья и ему кажется, что он схватил его, в его руках оказывается только мираж (иллюзия счастья), пусть даже у него есть все богатства мира (этой жизни) и он удовлетворит все свои желания, и у него самое высокое положение. Если ты оставил Бога, то что у тебя есть?! Если Аллах с тобой, чего тебе бояться?!
«ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ПОТРЕБНОСТЬ ЧЕЛОВЕКА КАК ОСНОВА ДУХОВНОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ»
Сейчас уже ни у кого не вызывает сомнений наличие относительно самостоятельного исследовательского поведения не только у человека, но и у высших животных. Ориентировочное, исследовательское поведение имеет врожденный характер как у животных, так и у человека. Кроме того, у человека познавательная потребность вплетена во все другие. Ученые единодушны в том, что основным условием, вызывающим ориентировочно-исследовательскую деятельность, является новизна раздражителя.
Отмечается следующий ряд особенностей данной потребности: врожденный характер, автономность от физиологических потребностей, ненасыщаемость, доминирование среди других потребностей у человека, т. е. возрастание ее роли в филогенезе в системе потребностей, предмет этой потребности — новизна раздражителя — информация. По поводу последней особенности познавательной потребности у нас имеется существенное уточнение.
Согласно нашей концепции самоорганизующихся систем, в основе ориентировочно-исследовательской деятельности лежит не потребность в самой по себе новой информации, новизне, а потребность в оптимальном уровне функционирования, т. е. в устойчивости. Нервная система все время стремится к этому, но такое состояние является лишь моментом в ее деятельности, так как постоянно приходящая информация как извне, так и из самого организма (флуктуации) выводит ее и из этого состояния. Нужна не сама по себе информация, новизна, она необходима как недостающее звено в уже складывающейся информационной системе. Поэтому идет поиск не просто новой, а соответствующей этой системе информации. Чем более высокоразвита нервная система, психика, тем больше ее способность к восприятию более дифференцированной информации, а следовательно, тем труднее упорядочить, привести в непротиворечивую систему всю поступающую информацию. Это главная причина того, почему человек не может перестать думать, мыслить, и в этом суть познавательной потребности и причина ее ненасыщаемости. Упорядочивание информации приводит систему в стабильное состояние, приносит большое удовлетворение, положительные эмоции, радость, а незаконченность информационной системы приводит к перевозбуждению нервной системы, отрицательным эмоциям. Эти рассуждения легко согласуются с экспериментальными данными и явлениями в повседневной жизни.
Е.Н.Соколов показал, что ориентировочная реакция не возникает как прямой результат приходящего возбуждения, а порождается сигналами рассогласования, появляющимися при компарации афферентных сигналов со сложившимся в нервной системе следом ранее нанесенного стимула . Ориентировочная реакция является реакцией на неопределенность ситуации и длится до тех пор, пока неопределенность сохраняется. «Сама ориентировочная реакция, — пишет Е.Н.Соколов, — направлена на устранение неопределенности данной ситуации путем сбора дополнительной информации или изменения способа ее переработки» .
Г.А.Голицын, исследующий восприятие с позиций теории информации, отмечает, что основной целью и законом восприятия является формирование представления, наиболее близкого к объекту. «На языке термодинамики достижение этого результата можно было бы описать как равновесие между объектом и представлением», — пишет он . Рассогласование же между параметрами стимула и представления, по его мнению, переживается как потребность и порождает соответствующую мотивацию. Удовлетворение этой потребности происходит путем ассимиляции представлений близких стимулов.
Гештальтпсихологи, изучив врожденные механизмы перцептивных процессов, сформулировали несколько законов, убедительно показывающих, что нервная система стремится к стабильности через упорядоченность. В основе этих законов лежит центральный принцип прегнантности, в соответствии с которым наши восприятия стремятся быть настолько простыми и «хорошими», насколько позволяют условия стимуляции. И самым убедительным доказательством этого является пример науки. Ее суть — поиск общих закономерностей, упорядочивающих всю систему знаний.
Следовательно, как в основе простых сенсорных процессов, так и в основе высших психических функций (абстрактное мышление) лежит единый механизм, а именно стремление нервной системы к упорядочиванию поступающей информации, т. е. к максимальной устойчивости. Удовлетворение познавательной потребности может вызывать сильные положительные эмоции, что говорит о том, что данная потребность, как и все другие, напрямую связана с центром эмоций в гипоталамусе.
Таким образом, в основе познавательной потребности, как и в основе всех витальных потребностей, лежит потребность в устойчивости организма.
Какие выводы могут быть сделаны из изложенного?
Первое. Человек, как самоорганизующаяся система, рационален по своей природе, иначе — эгоистичен, а следовательно, призывы к человечеству изменить себя, чтобы избежать экологической катастрофы и построить гуманное общество, утопичны (никто еще не отменял всеобщий принцип наименьшего действия).
Второе. Процесс глобализации и развитие духовных потребностей человека подчиняются одним закономерностям, и механизмом их взаимодействия является обратная положительная связь, что позволяет делать дальнейшие выводы.
Третье. Так как создаваемые технические средства предназначены для все более полного, дифференцированного и быстрого удовлетворения потребностей (факторы скорости и площади развития систем в нашей концепции), то процесс психического пресыщения будет ускоряться и, как следствие этого, возможны потеря смысла жизни и нарастание психического напряжения.
Четвертое. В силу ненасыщаемости познавательной потребности и все ускоряющегося темпа и увеличения возможностей ее сиюминутного удовлетворения человек современной цивилизации все в большей мере становится «человеком играющим» — Homo ludens. Даже «самое серьезное» занятие — бизнес — в значительной степени для многих, по существу, является игрой. Это тоже может приводить как к росту психического напряжения, так и к потере смысла жизни. Возникновение постмодернистского мировоззрения является следствием этой закономерности.
Пятое. Рациональная природа развития как человека, так и цивилизации с неизбежностью приведет к возникновению новой — техногенной — формы движения материи. На матрице психобиологических и социальных особенностей человека развивается техногенная самоорганизующаяся система, в которой человек будет выступать ее элементом. Таким образом, происходит переход геологической формы движения в биологическую и затем в социальную.
Политическая пресса | Понимание человеческих потребностей, Хартли Дин
Запросить копию электронной инспекции В СМИ
- Описание
- отзывов
- Автор
- Содержание
Это второе издание уважаемого учебника является одним из немногих ресурсов, доступных для обзора потребностей человека как ключевого понятия социальных наук. Используя подход, охватывающий как глобальный Север, так и Юг, эта доступная и увлекательная книга моделирует существующие практические и теоретические подходы к человеческим потребностям, а также предлагает радикальную альтернативу.
Включая важные текущие дебаты и иллюстрации, автор исследует:
• различия между различными типами и уровнями потребностей;
• как различные подходы отражаются в различных политических целях;
• дебаты о взаимосвязи между потребностями, правами и благосостоянием;
• оспариваемое мышление о потребностях в отношении заботы, неблагополучия и человечности.
В этом новом издании, полностью переработанном и обновленном, уделено должное внимание изменчивому характеру идеологий и режимов социального обеспечения. Предлагая важные идеи для студентов, изучающих социальную политику, он также будет интересен другим дисциплинам социальных наук, политикам и политическим активистам.
«Отважившись на стандартную редакцию, это второе издание учебника Дина развивает новое радикальное гуманистическое видение потребностей и обрисовывает в общих чертах этику «потребности прежде всего». Представляет интерес для более широкой аудитории, выходящей за рамки социальной политики». Ян Гоф, Лондонская школа экономики и политических наук
«Дин… [установил] изучение человеческих потребностей в качестве основы социальной политики и предлагает этику приоритета потребностей, которая служит нашему человечеству, понимаемому как сознание, работа, социальность и историческое развитие» Citizen’s Basic Income Trust
«В этом новом издании Хартли Дин снова демонстрирует свое мастерство в предмете и способность анализировать сложные вопросы, касающиеся природы человеческих потребностей и их связи с правами и благосостоянием. Его книга станет стандартным справочником по человеческим потребностям на долгие годы». Джеймс Мидгли, Калифорнийский университет
«Действительно всесторонний отчет о человеческих потребностях и оригинальный основанный на ценностях аргумент в пользу новой политики потребностей — незаменимое чтение по социальным наукам». Дэвид Тейлор, Брайтонский университет
«Эта книга является долгожданным дополнением к литературе и очень полезным ресурсом для обучения, который заполняет важный пробел.» Джиллиан Брок, Университет Окленда
Хартли Дин — заслуженный профессор социальной политики Лондонской школы экономики и политических наук.
Введение
Часть первая: понимание и концепции
Потребности человечества
Тонкие и толстые нужды и нужды
Потребности в теории
Потребности на практике
Человеческие потребности и социальная политика
Часть вторая: выводы и дебаты до крайней жажды воды
Мы путешествовали по Боливийской Амазонке, обливаясь потом. Облаченные с ног до головы в средства от насекомых, мы держались прямо перед тучами комаров, обходя корни, лианы и гигантских муравьев. Мой местный научный сотрудник Дино Нейт, моя партнерша Келли Розингер и я в этот день следовали за Хулио, одним из моих друзей Цимане и нашим проводником. Цимане — это группа собирателей-садоводов, живущих в этом жарком и влажном регионе. Сразу за нами трехлетний сын Хулио счастливо плыл по джунглям, не обращая внимания на жару и насекомых, несмотря на отсутствие защитной одежды, затмив мои пропитанные потом усилия.
Мы остановились перед тем, что выглядело как маленькое дерево, но оказалось большой лианой. Хулио сказал нам, что Цимане используют его, когда они находятся в старовозрастном лесу и нуждаются в воде. Он начал бить лозу со всех сторон своим мачете, с каждым ударом разбрасывая щепки коры. За две минуты он отрезал метровый отрезок. Из него начала литься вода. Он поднес его ко рту, несколько секунд пил из него, чтобы утолить жажду, а затем предложил его мне. Я поставил бутылку с водой под лиану и взял чашку. На вкус он был довольно приятный: легкий, немного меловый, почти газированный.
В рамках полевых исследований я спрашивал Хулио и других людей Цимане, как они добывают необходимую им питьевую воду в разных местах — дома, в поле, на реке или в лесу. Он сказал мне, что для воды используются только два вида виноградных лоз; остальные не работают или делают вас больными. Но когда он указал на те другие лозы, я почти не заметил разницы. Лозы — это скрытый источник воды. Наблюдения Хулио поднимают фундаментальный вопрос адаптации человека: как наша эволюционная история сформировала стратегии, которые мы используем для удовлетворения наших потребностей в воде, особенно в условиях, когда доступ к чистой воде отсутствует?
Здесь, в лесу, мы находились в относительно богатой водой среде, но, поскольку мы удалялись от ручьев, Хулио все еще точно знал, где и как достать воду. Не только люди внимательно следят за естественными источниками воды — многие животные составляют мысленные карты своего окружения, чтобы помнить, где находятся важные ресурсы, а некоторые даже изменяют свое окружение ради воды. Но мы уникальны тем, что принимаем гораздо более крайние меры.
На протяжении всей истории люди радикально изменяли окружающую среду, чтобы обеспечить доступ к воде. Возьмем исторический римский город Кесарию на территории современного Израиля. Когда он был построен, более 2000 лет назад, в регионе не было достаточного количества естественной пресной воды для поддержания города. Из-за его географического значения для их колониального правления римляне с помощью рабского труда на добыче полезных ископаемых построили серию акведуков для транспортировки воды из источников на расстояние до 16 километров. Эта договоренность обеспечивала до 50 000 человек примерно 145 литрами воды на душу населения в день.
Сегодня города используют обширные распределительные сети для снабжения людей питьевой водой, что привело к значительному улучшению общественного здравоохранения. Когда у нас много воды, мы забываем, насколько она важна на самом деле. Но когда вода драгоценна, мы только о ней и думаем. Все, что нужно, это известие об отключении или загрязнении, чтобы возникли опасения по поводу отсутствия безопасности воды.
Без достаточного количества воды наши физические и когнитивные функции ухудшаются. Без них мы умираем в течение нескольких дней. Таким образом, люди больше зависят от воды, чем многие другие млекопитающие. Недавние исследования пролили свет на происхождение наших потребностей в воде и то, как мы адаптировались, чтобы утолить эту жажду. Оказывается, как пища повлияла на эволюцию человека, так и вода.
Подросток Цимане пьет воду из виноградной лозы в боливийской Амазонии. Фото: Matthieu PaleyBreaking a Sweat
Чтобы понять, как вода повлияла на ход эволюции человека, нам нужно вернуться к ключевой главе нашей предыстории. Примерно между тремя миллионами и двумя миллионами лет назад климат в Африке, где впервые появились гоминиды (члены человеческого семейства), стал более сухим. В течение этого интервала ранний род гоминидов Australopithecus уступил место нашему собственному роду, Человек . В ходе этого перехода пропорции тела изменились: в то время как австралопитеки были невысокими и коренастыми, Homo имел более высокое, стройное телосложение и большую площадь поверхности. Эти изменения уменьшили подверженность наших предков солнечному излучению, но позволили больше подвергаться ветру, что увеличило их способность рассеивать тепло, что сделало их более эффективными с точки зрения использования воды.
Этот сдвиг в плане тела сопровождался другими ключевыми адаптациями. По мере того, как изменение климата заменяло леса пастбищами, а ранние гоминиды стали лучше передвигаться на двух ногах по открытой местности, они потеряли волосы на теле и у них появилось больше потовых желез. Эти приспособления увеличили способность наших предков сбрасывать избыточное тепло и, таким образом, поддерживать безопасную температуру тела во время движения, как показала работа Нины Яблонски из Пенсильванского государственного университета и Питера Уиллера из Ливерпульского университета Джона Мура в Англии.
Потовые железы — важная часть нашей истории. У млекопитающих три типа потовых желез: апокринные, сальные и эккринные. Эккриновые железы мобилизуют воду и электролиты внутри клеток для производства пота. У человека больше экзокринных потовых желез, чем у любого другого примата. Недавнее исследование, проведенное Даниэлем Алдеа из Пенсильванского университета и его коллегами, показало, что повторяющиеся мутации гена Engrailed 1 могли привести к такому обилию эккринных потовых желез. В относительно сухих условиях, подобных тем, в которых эволюционировали ранние гоминиды, испарение пота охлаждает кожу и кровеносные сосуды, что, в свою очередь, охлаждает сердцевину тела.
Вооружившись этой мощной системой охлаждения, ранние люди могли позволить себе быть более активными, чем другие приматы. На самом деле, некоторые исследователи считают, что настойчивая охота — загон животного до тех пор, пока оно не перегреется, — могла быть важной стратегией поиска пищи для наших предков, которой они не могли бы следовать, если бы у них не было способов избежать перегрева.
У этой усиленной способности к потоотделению есть и обратная сторона: она повышает риск обезвоживания. Мартин Хора из Карлова университета в Праге и его сотрудники недавно продемонстрировали, что Homo erectus мог упорно охотиться в течение примерно пяти часов в жаркой саванне, прежде чем потерял 10 процентов своей массы тела. У людей 10-процентная потеря массы тела из-за обезвоживания обычно является пороговым значением, прежде чем возникает серьезный риск физиологических и когнитивных проблем или даже смерти. После этого питье становится затруднительным, и для регидратации необходимы внутривенные жидкости.
Наша уязвимость к обезвоживанию означает, что мы больше зависим от внешних источников воды, чем наши родственники-приматы, и гораздо больше, чем адаптированные к пустыне животные, такие как овцы, верблюды и козы, которые могут терять от 20 до 40 процентов воды в своем теле, не рискуя смерть. У этих животных есть дополнительное отделение в кишечнике, называемое преджелудком, которое может хранить воду в качестве внутреннего буфера от обезвоживания.
На самом деле млекопитающие, живущие в пустыне, имеют целый ряд приспособлений к нехватке воды. Некоторые из этих признаков связаны с работой почек, которые поддерживают водный и солевой баланс организма. Млекопитающие различаются по размеру и форме их почек и, следовательно, по степени, в которой они могут концентрировать мочу и, таким образом, сохранять воду в организме. Пустынная карманная мышь, например, может месяцами жить без воды, отчасти из-за того, что ее почки способны концентрировать мочу в чрезвычайной степени. Люди могут делать это в определенной степени. Когда мы теряем большое количество воды из-за потоотделения, сложная сеть гормонов и нейронных цепей заставляет наши почки экономить воду, концентрируя мочу. Но наша ограниченная способность делать это означает, что мы не можем обходиться без пресной воды почти так же долго, как карманная мышь.
Мы также не можем предварительно наполнить наши тела водой. Пустынный верблюд может пить и хранить достаточно воды, чтобы питаться в течение нескольких недель. Но если люди пьют слишком много жидкости, выделение мочи быстро увеличивается. Размер нашего кишечника и скорость, с которой наш желудок опорожняется, ограничивают скорость регидратации. Хуже того, если мы выпиваем слишком много воды слишком быстро, мы можем нарушить электролитный баланс и развить гипонатриемию — аномально низкий уровень натрия в крови — что так же смертельно, если не больше, чем обезвоживание.
Даже при благоприятных условиях, при наличии еды и воды, люди обычно не восстанавливают всю свою потерю воды в результате тяжелых упражнений в течение по крайней мере 24 часов. И поэтому мы должны соблюдать баланс между тем, как мы теряем и восполняем воду в нашем теле.
Пустынные млекопитающие, такие как верблюды, имеют ряд приспособлений к нехватке воды. Фото: Mlenny Getty ImagesУтоление жажды
Я не зря спрашивал Хулио о «скрытых» источниках воды, таких как виноградные лозы, которые потребляла Цимане. Однажды вечером после ужина, через несколько недель после начала моей первой полевой работы в Боливии в 2009 году., сочетание жажды и голода заставило меня съесть большую папайю. Соки текли по моему подбородку, когда я ел спелый фрукт. В тот момент я не особо об этом думал, но вскоре после того, как я забрался на ночь в москитную сетку, моя ошибка обнаружилась.
В Боливийской Амазонии влажность ночью достигает 100 процентов. Каждый вечер перед сном я раздевался до боксеров, туго сворачивал одежду и складывал ее в большие закрывающиеся пластиковые пакеты, чтобы она не промокла на следующее утро. Примерно через час, когда я пролежал в москитной сетке, молясь, чтобы порыв ветра освежил меня, появилось ужасное ощущение: мне нужно было помочиться. Зная, сколько работы потребуется, чтобы одеться, справить нужду, а затем снова сложить и убрать одежду, я проклял свое решение съесть папайю. И мне пришлось повторить процесс снова позже той же ночью. Я начал думать о том, сколько воды было в этом фрукте — оказалось, что это эквивалентно трем чашкам. Неудивительно, что мне пришлось пописать.
Гибкость в питании, пожалуй, лучшая защита от обезвоживания. Той душной ночью я на собственном горьком опыте убедился, что количество воды, присутствующей в пище, способствует общему потреблению воды. В США около 20 процентов потребляемой людьми воды поступает с пищей, однако моя работа с Цимане показала, что продукты, в том числе фрукты, составляют до 50 процентов от общего количества потребляемой ими воды. Взрослые в Японии, которые обычно пьют меньше воды, чем взрослые в США, также получают около половины своей воды из продуктов, которые они едят. Другие группы населения используют различные диетические стратегии для удовлетворения своих потребностей в воде. Скотоводы Даасанах в северной Кении потребляют много молока, которое на 87 процентов состоит из воды. Они также жуют насыщенные водой корни.
Шимпанзе, наши ближайшие живущие родственники приматы, также проявляют диетические и поведенческие приспособления к получению воды. Они облизывают мокрые камни и используют листья как губки для сбора воды. Приматолог Джилл Прутц из Техасского государственного университета обнаружила, что в очень жарких условиях, таких как саванны в Фонголи в Сенегале, шимпанзе ищут убежища в прохладных пещерах и кормятся ночью, а не днем, чтобы свести к минимуму тепловой стресс и сохранить воду в организме. Но в целом нечеловеческие приматы получают большую часть воды из фруктов, листьев и других продуктов.
Акведуки доставили воду из дальних источников в древний город Кесарию. Предоставлено: MARIE LISS Getty ImagesВ ходе эволюции люди стали потреблять меньше воды, чем шимпанзе и другие человекообразные обезьяны, несмотря на более высокую способность к потоотделению, как показало новое исследование Германа Понцера из Университета Дьюка и его коллег. Тем не менее, наша большая зависимость от простой воды, а не от воды из пищи, означает, что мы должны усердно работать, чтобы избежать обезвоживания. Однако то, насколько вода полезна для здоровья, различается между популяциями и даже от человека к человеку. В настоящее время существуют две разные рекомендации по потреблению воды, включая воду из пищи. Первый, от Национальной академии медицины США, рекомендует 3,7 литра воды в день для мужчин и 2,7 литра для женщин, а беременным и кормящим женщинам советует увеличить потребление воды на 300 и 700 миллилитров соответственно. Второй, от Европейского агентства по безопасности пищевых продуктов, рекомендует 2,5 и 2,0 литра в день для мужчин и женщин соответственно, с одинаковым увеличением для беременных и кормящих женщин. Мужчинам нужно больше воды, чем женщинам, потому что их тела в среднем крупнее и имеют больше мышц.
Это не жесткие рекомендации. Они были рассчитаны из средних показателей населения на основе опросов и исследований людей в конкретных регионах. Они предназначены для удовлетворения большинства потребностей в воде умеренно активных, здоровых людей, живущих в умеренной и часто климатически контролируемой среде. Некоторым людям может потребоваться больше или меньше воды в зависимости от факторов, в том числе образа жизни, климата, уровня активности и возраста.
На самом деле потребление воды сильно различается даже в относительно безопасных с водой регионах, таких как США. Большинство мужчин потребляют от 1,2 до 6,3 литров в день, а женщины от 1,0 до 5,1 литров. На протяжении эволюции человека потребление воды нашими предками, вероятно, также существенно варьировалось в зависимости от уровня активности, температуры и воздействия ветра и солнечной радиации, а также размера тела и наличия воды.
Тем не менее, два человека одинакового возраста и физического состояния, живущие в одной и той же среде, могут потреблять совершенно разное количество воды и при этом оба быть здоровыми, по крайней мере, в краткосрочной перспективе. Такие вариации могут быть связаны с ранним жизненным опытом. Люди проходят чувствительный период во время развития плода, который влияет на многие физиологические функции, в том числе на баланс воды в нашем организме. Мы получаем сигналы о нашей питательной среде в утробе матери и во время кормления грудью. Эта информация может формировать потребности потомства в воде.
Экспериментальные исследования показали, что ограничение воды у беременных крыс и овец приводит к критическим изменениям в том, как их потомство обнаруживает телесное обезвоживание. Потомство, рожденное от таких матерей, лишенных воды, будет более обезвоженным (то есть их моча и кровь будут более концентрированными), чем потомство, рожденное от матерей, не лишенных воды, до того, как они почувствуют жажду и начнут искать воду. Эти результаты показывают, что контрольная точка чувствительности к обезвоживанию устанавливается еще в утробе матери.
Таким образом, сигналы гидратации, полученные во время развития, могут определять, когда люди ощущают жажду, а также сколько воды они пьют в более позднем возрасте. В некотором смысле этот ранний опыт подготавливает потомство к тому количеству воды, которое присутствует в их среде. Если беременная женщина имеет дело с дефицитом воды и хронически обезвожена, это может привести к тому, что ее ребенок будет постоянно пить меньше воды в более позднем возрасте — черта, которая является адаптивной в местах, где вода труднодоступна. Однако для проверки этой теории требуется гораздо больше работы.
Содержание в чистоте
Хотя ранний жизненный опыт может определять, сколько воды мы пьем, даже не подозревая об этом, поиск безопасных источников воды — это то, чему мы активно учимся. В отличие от моего случайного открытия увлажняющих свойств папайи, Циманэ намеренно ищет продукты, богатые водой. В среде, где нет чистой воды, потребление большего количества воды вместо питья может защитить от воздействия патогенов. Действительно, мое исследование показало, что те цимане, которые потребляли больше воды из продуктов и фруктов, таких как папайя, реже страдали от диареи.
Во многих обществах сложились диетические традиции, включающие слабоалкогольные ферментированные напитки, которые могут быть важными источниками гидратации, поскольку ферментация убивает бактерии. (С другой стороны, напитки, содержащие более высокий процент алкоголя, увеличивают выработку мочи и тем самым истощают запасы воды в организме.) Как и другие жители Амазонки, цимане пьют ферментированный напиток, называемый чича, который готовится из юки или маниоки. Для мужчин Цимане употребление ферментированной чичи было связано с меньшей вероятностью обезвоживания.
Получение достаточного количества воды — одна из старейших и самых неотложных задач человечества. Возможно, поэтому неудивительно, что мы наносим на карту расположение источников воды в своем воображении, будь то стоянка для отдыха на шоссе, родник в пустыне или растения в джунглях. Пока я смотрел, как Хулио срезает виноградную лозу, его сын тоже смотрел, узнавая, где находится этот важный источник воды. Я увидел, как этот процесс протекает в разных поколениях.