Построение поведенческого портрета по методу наблюдения, Практическое задание
метки:Портрет, Наблюдение, Поведенческий, Испытуемый, Высокий, Мимика, Одежда, ЭмоцияРоссийский государственный гуманитарный университет
ИП имени Л.С. Выготского
ОТЧЁТ №1
По курсу общего психологического практикума
на тему «Построение поведенческого портрета по методу наблюдения»
Выполнила: Павлова А.А., студентка 1 курса, психология служебной деятельности.
Проверила: Персиянцева С.В., старший преподаватель, кандид.психол.наук
Москва 2015
Содержание
Введение
Методика
Результаты
Обсуждение результатов
Выводы и заключение
Список литературы
Приложение
Введение
Цель работы — построить поведенческий портрет испытуемого, на основе пяти наблюденческих срезов построить другой поведенческий портрет, сравнить его с первым и подтвердить/опровергнуть гипотезу.
Гипотеза — первый и второй поведенческий портреты будут иметь определенные отличающиеся детали, но в целом будут одинаковы.
Для данной работы применяется полевое включенное скрытое нестандартизированное наблюдение.
Полевое наблюдение происходит в естественных условиях, не создаваемых экспериментатором, что способствует более истинным результатам наблюдения.
Данное наблюдение не имеет определенное строго плана и конструкции поэтому в данной работе используется нестандартизированное наблюдение.
Экспериментатор сам находится в среде, изучаем им. То есть, он является частью этой самой среды. Поэтому наблюдение также является включенным.
Притом, наблюдение скрытое. То бишь наблюдатель не проявляет себя, как наблюдатель. Испытуемый не знает о наблюдении, и это позволяет снизить до минимума воздействие наблюдателя на ход эксперимента.
Данная работа посвящена построению поведенческих портретов и их сравнению.
Зачастую многие путают понятия «поведенческий» и «психологический» портреты.
Поведенческий портрет — совокупность общих закономерностей поведения человека, таких как речь, жесты, мимика и т.д.
Психологический портрет в свою очередь отражает психологическую структуру человека. Характер, темперамент, эмоции, самооценка, самоконтроль и способности человека.
3 стр., 1132 слов
2. Генотипически обусловленные психические и поведенческие свойства человека 3
… поведенческие свойства человека Проблема генетических источников психологии и поведения человека является одной из важнейших в психологической … житейская психология, базировались в основном на наблюдениях и предположениях. Научная психология в … введения понятия сензитивного периода развития. Он обозначает возраст, в рамках которого при формировании тех или иных психологических качеств человека …
Чтобы составить поведенческий портрет, необходимо проанализировать поведение и привычки человека. То, как человек ведет речь, как жестикулирует, как ведет себя в общем течение дня и в общем в данный период жизни. Все это составляет общую картину поведения человека.
Методика
Испытуемая — девушка 18 лет, студентка, не работает, живет на родительское обеспечение. Обучается на отделении международных отношений в Российском Государственном Гуманитарном Университете.
В поведенческом портрете должны быть отражены наиболее характерные черты поведения испытуемой по следующим критериям:
) Внешний вид
) Мимика
) Пантомимика
) Речь
) Поведение в общении с другими
) Поведение относительно себя
) Примеры вербальных шаблонов.
На основании имеющегося представления и знания о характере человека был составлен Поведенческий портрет №1. Далее в течение недели каждый вечер проводилось наблюдение и составлялись срезы, вносимые в протокол наблюдения. Наблюдение проводилось в домашней обстановке. Каждое наблюдение проводилось 15 минут.
Результаты
поведенческий портрет наблюдение
В ходе данной работы составлены два поведенческих портрета (представлены в приложении).
В них есть сходные черты и определенные отличия. Проведем сравнительное описание этих двух портретов (результат представлен в таблице «Сравнительное описание поведенческих портретов до и после систематического наблюдения»)
Таблица №1
Сравнительное описание поведенческих портретов до и после систематического наблюдения
Характерные черты Поведенческий портрет до систематического наблюдения Поведенческий портрет после систематического наблюдения 1) Внешний видПредпочитает свободную не стесняющую одежду и не особо сильно занимается своей внешностью в целом. Но использует косметику в основном чтобы изменить представление о ее лице. Волосы обычно собраны в высокий хвост или пучокТщательно, но быстро, подбирает одежду, сочетает ее с аксессуарами. Желает более походить на девушку индийской национальности, использует автозагар, ярко выделяет брови и изменяет очертание губ и лица в целом. Волосы собирает в хвост или пучок, не любит распускать их. Более всего внимательно подходит к маникюру.2) МимикаПредпочитает мимически не проявлять эмоции.В моменты удивления широко открывает рот и смотрит наверх на долю момента. 3) ПантомимикаПредпочитает жестикулировать во время разговора. Походка спокойная, плечи обычно сгорблены.Во время эмоционального разговора активно жестикулирует. Чаще всего вскидывает руки вверх. Не старается держать ровную осанку.4)Речь Речь эмоциональная, иногда переходящая на громкий тон. Проговаривает слова довольно быстро.Обычно она довольно немногословна, но когда речь заходит о том, что ей не нравится, начинается довольно эмоциональный на повышенных тонах разговор. При разговоре положительного характера спокойна. Предпочитает вести со знакомыми разговор на трех языках : хинди, русский, английский.5)Поведение в общении с другимиНе вступает в конфликты, предпочитает не обращать внимание на проблему.Предпочитает закрыть глаза на появляющуюся проблему с каким-либо человеком. Не общительна. Старается не показывать свои эмоции другим, чужим, людям.6)Поведение относительно себяПредпочитает по минимуму контактировать с другими. Не сильно заботится о своем состоянии.К себе относится критично. Строит четкий план своих действий, который должен быть четко выполнен.7)Примеры вербальных шаблонов. Нельзя выявить без систематического наблюдения«Братец, ну ты же меня понимаешь»(по отношению к знакомым девушкам)
9 стр., 4245 слов
Профессиональная позиция (психологический портрет) студента, будущего педагога.
… Участие представителей различных стран (наук) Систематическое изучение развития одних и тех же испытуемых на … разными средствами). · эмпирические методы, включающие: наблюдение и самонаблюдение; экспериментальные методы, психодиагностические методы . .. исследования:профессиональная позиция педагога. Предмет исследования: психологический портрет учителя математики и информатики Цели:анализ …
Обсуждение результатов
В поведенческом портрете №1 данные о внешнем виде испытуемой, мимике, пантомимике и прочем описаны недостаточно подробно и развернуто. Довольно мало данных об испытуемой в общем. В поведенческом портрете №2 представлен более полный и точный портрет испытуемой . Более подробные данные выявлены в разделах «Внешность», «Мимика», «Речь». Второй поведенческий портрет более точный, подробный, но нет значительных отличий от поведенческого портрета №1. Из этого мы можем сделать вывод, что гипотеза подтверждена.
Выводы и заключение
Проведя данную работу, мы можем сделать вывод, что для построения подробного поведенческого портрета необходимо провести систематическое наблюдение за человеком. Портрет, построенный без проведения систематического наблюдения, будет скорее основан на собственных впечатлениях экспериментатора, чем на объективных поведенческих данных испытуемого.
Список литературы
1) Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.; Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. Экспериментальная психология: Практикум: Учебное пособие для вузов — М.:Аспект Пресс, 2002. — С.136 — 144 (383 с.) — Поведенческий портрет по данным наблюдения.
24 стр., 11941 слов
Психологический портрет серийного преступника
… как: анализ литературных источников, контент-анализ, обобщение) и психологические (такие, как: наблюдение, интервью) Теоретическая значимость работы состоит в том, что собран и систематизирован … серийные преступления. Гипотеза исследования заключается в том, что компонентами психологического портрета являются: анатомические и функциональные признаки внешности, социально-типологическая и ролевая …
) Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Статья «Метод наблюдения в психологии»
Приложение
Объект наблюдения: Катя Т.
Пол: Женский
Возраст: 18 лет
Образование: Является студентом дневной очной формы обучения на отделении Международных отношений в Российском Государственном Гуманитарном Университете.
Наблюдатель: Павлова А.А.
Дата составления: 25.05.2015
Испытуемая Катя Т.
Предпочитает свободную одежду, не стесняющую движения. Не зацикливается на своей внешности. Обладает сдержанной неэмоциональной мимикой. Активно жестикулирует во время диалога. В разговоре ведет себя спокойно, говорит быстро, придпочитает без надобности на то не говорить. Не вступает в конфликты. Если есть вероятность конфликта, предпочитает его «замять» или же не обращать внимания.
Поведенческий портрет №2
Одежда в основном свободная, не стесняющая. Но умело подобранная. Девушка быстро подбирает одежду, необходимые подходящие аксессуары. Использует большое количество косметических средств, чтобы изменить впечатление о ее национальности. Волосы обычно собраны в высокий хвост либо пучок. Мимика в основном не проявляется. Только в случаях крайнего удивления она вскрикивает и открывает рот, поднимая глаза к потолку недовольно. Во время диалога с кем-либо предпочитает жестикулировать, размахивая руками либо вскидывая их наверх. Обычно не следит за осанкой, плечи сгорблены. Относится к себе критично, строит четкий план своих действий, которому строго следует. Требует от себя лучших результатов. Ее любимая фраза, это обращение к знакомым девушкам во время диалога «Братец», «Братишка, ну ты же понимаешь».
Дневник наблюдения
Срез №1. Дата: 18.05.2015. 18:05
Испытуемая вернулась из университета. Одета в темно-синие обтягивающие джинсы и белую свободную блузку. Разувшись, по пути включила чайник и ноутбук. Подошла к комоду, снимая браслет и ожерелье. Приняла звонок от одногруппницы, села за компьютерный стол. Стала обсуждать с ней предстоящий на следующий день экзамен и тестирование. Во время разговора стала постукивать ногтями по столу. Во время обсуждения вскинула руками и привела аргумент того, что завтра нужно сдавать презентацию и отвечать на вопросы. Сказала это более громко чем озвученные фразы до этого. Когда диалог зашел в обсуждение того, стоит ли на следующий день идти в университет, была употреблена фраза «Ну ты же понимаешь, братишка, завтра последняя пара»
Срез №2 Дата: 19.05.2015 19:35
13 стр., 6156 слов
Тесты на директорский срез по дисциплине
… псевдоэфедрин, эрготамин, эргометрин. 12. Перечислите дополнительные реквизиты для специального рецептурного бланка: а) дата выписки; б) наименования ингредиентов, их количества; в) подпись, личная печать врача; + … Выберите дополнительные реквизиты для специального рецептурного бланка на наркотическое ЛС: а) дата выписки; б) наименование ингредиентов, их количества; + в) подпись главного врача и …
Ситуация происходит все в той же комнате. Девушка одета в спортивные черные штаны, закатанные до колен, свободную синюю теплую кофту. Волосы собраны в свободный пучок. Лежит на кровати, не поднимая головы и уткнувшись в подушку. На вопрос второй соседки отвечает, что «Все в норме». Отвернувшись к стене прикрывает лицо ладонью, дабы никто не заметил ее эмоции (расстройство, слезы, растекшаяся по лицу тушь).
После встала, взяла влажную салфетку, вытерла щеки. Поднявшись, чуть сгорбленно медленно спокойно подошла к столу, взяла ключи от ванной комнаты и вышла.
Срез №3 Дата: 20.05.2015
Вновь испытуемая возвращается из университета. Одета в темно-синие обтягивающие джинсы, кофту с леопардовой расцветкой. Волосы собраны в высокий хвост. Поставила сумку на стул. Говорит по телефону на английском. Переходит в процессе разговора на хинди и обратно на английский. Подходит к тумбочке, достает пакет, подходит к холодильнику, достает две бутылки вина. На вопрос соседки о том, куда она идет, Катя отвечает, что сегодня ночью ее не будет. Подходит к зеркалу, с помощью помады возвращает необходимый контур линии губ, кидает помаду в сумку. Молча подходит к полке, берет ключи, обувается, желает всем удачи, берет пакет и сумку, уходит.
Срез №4 Дата: 21.05.2015
Девушка сидит, делает домашнее задание по хинди, парарллельно прослушивая необходимое, связанное с заданием, на ноутбуке. Одета в спортивные черные штаны и свободную синюю кофту с длинными рукавами. Волосы собраны в высокий хвост. Сидит за столом, подняв ноги на стул и обняв их одной рукой. Задумалась, начала постукивать ногтями по столу. Посмотрела на календарь на стене, взяла стопку стикеров. Написала то, что необходимо сделать в ближайшие дни, прикрепила стикер с кратким планом на стену перед собой . Стикер содержит такую запись:
«- доделать текст и пр-ю
курсовая
учить 1 лекцию»
Срез №5 Дата: 22.05.2015
В комнате сменилась соседка. Катя сидит за ноутбуком раздраженная и рассуждает о том, что в комнате будет незнакомый человек, который будет часто появляться в комнате, в отличие от прошлой соседки. Одета девушка в штаны, теплые носки, свободная синяя кофта с длинными рукавами.
Взяла посуду, пошла на кухню мыть ее. Вернувшись, положила телефон, сделала какао села пить и листать интернет-страницы.
Построение поведенческого портрета по данным наблюдения
1. Тема: «Построение поведенческого портрета по данным наблюдения»
Выполнил: студент группы26МЗ Тавдгиридзе Т.М.
Курск 2022
2. Цель работы — построить поведенческий портрет испытуемого, на основе данных скрытого включенного полевого наблюдения человека
— общим— главным
— наиболее характерным
— малохарактерным
— индивидуальным
— второстепенным
Наблюдение — целенаправленное систематическое
изучение человека, по результатам которого дается
экспертная оценка, ориентированная на изучение
спонтанных проявлений.
Поведенческий портрет — совокупность общих
закономерностей поведения человека, таких как речь,
жесты, мимика и т. д. без отражения его
психологической структуры (характер, темперамент,
эмоции, самооценка, самоконтроль и способности
человека).
В поведенческом портрете должны быть отражены
наиболее характерные черты поведения испытуемого по
следующим критериям:
— Отдельные особенности внешнего вида, имеющие значение для
характеристики наблюдаемого человека
— Пантомимика
— Мимика
— Речевое поведение
— Поведение по отношению к другим людям
— Поведенческие проявления отношения к самому себе
— Поведение в основной деятельности
— Примеры характерных индивидуальных вербальных
штампов/шаблонов
5. типы дневниковых записей
Различают три главных способа словесной фиксации поведения:истолковательную запись
обобщающе-описательную запись
фотографическую запись
В условиях скрытого включенного наблюдения дневник
пишется чаще всего по памяти.
Но следует стремиться к тому, чтобы использовать в дневнике
комбинированный тип записей (как по памяти, так и
непосредственно во время наблюдения процесса поведения)
6.
Дневник наблюденияОбъект наблюдения: Наталья О.Пол: Женский
Возраст: 20 лет
Образование: Является студентом дневной очной
формы обучения на Экономическом Факультете в
СпбГУ.
Наблюдатель: Тавдгиридзе Т.М.
Дата составления: 20.05.2022
7. День №1. Дата: 18.05.2022. 19:05
Со слов соседки испытуемая вернулась из университета. Одета Натальяв темно-синие обтягивающие джинсы и белую свободную блузку.
Разувшись, поздоровалась, пошла на кухню включила чайник и
ноутбук. Подошла к комоду в коридоре, снимая браслет и кольца.
Приняла звонок от одногруппницы, села за компьютерный стол. Стала
обсуждать с ней предстоящее на следующий день тестирование. Во
время разговора периодически постукивала ногтями по столу. В
диалоге много жестикулировала, часто вскидывая руки, обсуждая, что
завтра нужно сдавать презентацию и отвечать на вопросы. Сказала это
более громко, чем озвученные фразы до этого и с легкой долей
недовольства. В разговоре шло обсуждение того, стоит ли на
следующий день идти в университет, ей была употреблена фраза
«Чика, ну ты че? Не понимаешь? Завтра же последняя пара». По
окончании разговора сделала себе чай, потом села на стул сгорбившись
и поджав под себя ноги и начала с интересом рассматривать новости и
новую информацию в социальных сетях у себя в телефоне.
Параллельно пила пустой чай без ничего.
8. Описание поведенческого портрета
Характерные чертыПоведенческий портрет
1. Внешний вид
Предпочитает свободную не стесняющую одежду. Косметику в повседневности в
основном не использует, за исключением случаев, связанных с отдыхом вне дома.
Волосы обычно собраны в высокий хвост или пучок. Внешность не выделяющаяся.
Имеет опрятный внешний вид.
2. Мимика
Предпочитает мимически не проявлять эмоции. Общее выражение лица —
спокойное. Мало гримасничает.
3. Пантомимика
Предпочитает жестикулировать во время разговора. Походка спокойная, плечи
обычно сгорблены. Не следит за осанкой.
Речь эмоциональная, иногда переходящая на громкий тон. Проговаривает слова
4. Речь
довольно быстро. Использует слова – паразиты. В речи мало пауз, Чаще говорит
короткими фразами.
Положение в коллективе ситуативное. Позиция в общении – активная. Не делится
5. Поведение в общении с своими проблемами, неразговорчива в присутствии малознакомых людей. Со
другими
знакомыми более эмоциональна и открыта. Предпочитает по минимуму
контактировать с незнакомыми.
6. Поведение
относительно себя
Реалистка, старается трезво оценивать себя. Мало задумывается о своей внешности,
но следит за аккуратностью, относится объективно.
7. Поведение в основной
деятельности (учеба)
Переживает за учебу и результаты университетских заданий.
8. Примеры вербальных
шаблонов.
По отношению к знакомым девушкам «Детка», «Чика, ну ты че?».
9. Выводы и заключение
Проведя данную работу, можно сделать вывод,что для построения подробного поведенческого
портрета необходимо провести систематическое
наблюдение за человеком. Портрет, построенный
без проведения систематического наблюдения,
будет
скорее
основан
на
собственных
впечатлениях
экспериментатора,
чем
на
объективных
поведенческих
данных
испытуемого.
10. Список литературы
1) Т.Г. Богданова, Ю.Б. Гиппенрейтер, Е.Л. Григоренко и др.;Под ред. С.Д. Смирнова, Т.В. Корниловой. Экспериментальная
психология: Практикум: Учебное пособие для вузов — М.:Аспект
Пресс, 2002. — С.136 — 144 (383 с.) — Поведенческий портрет по
данным наблюдения.
2) Михалевская М.Б., Корнилова Т.В. Статья «Метод
наблюдения в психологии»
Благодарю за внимание!
English Русский Правила
Как и когда собирать данные наблюдений — Atlan
Данные наблюдений представляют собой ценную форму исследования, которая может дать исследователям информацию, выходящую за рамки цифр и статистики. В общем, наблюдение — это систематический способ сбора данных путем наблюдения за людьми в естественных условиях или условиях. Существует множество различных типов наблюдения, каждое из которых имеет свои сильные и слабые стороны.
Участник и неучастник наблюдения
Включенное наблюдение: исследователь вовлечен в деятельность
Наблюдение без участия: исследователь отделен от деятельности
Наблюдение с включением — это когда исследователь вовлечен в деятельность, которую он наблюдает. Например, исследователь является участником группы Анонимных Алкоголиков, и он что-то наблюдает в этой группе. При неучастном наблюдении исследователь отделен от деятельности (например, взрослый в конце класса наблюдает за навыками учащихся при сдаче теста).
Как включенное, так и неучаствующее наблюдение имеют сильные и слабые стороны, в зависимости от исследования и данных наблюдения, которые необходимо собрать.
Совместное наблюдение дает исследователю больше контекста и лучшее понимание того, что изучается. Однако участие в деятельности может изменить поведение тех, за кем наблюдают. По той же причине наблюдение без участия позволяет исследователям использовать такие инструменты, как записывающие устройства или камеры, для более точного захвата того, что наблюдается, но может дать более ограниченное представление о динамике и контексте того, что изучается.
Совместное наблюдение дает исследователю лучшее понимание того, что изучается. Однако это может изменить поведение тех, за кем наблюдают.
Как участвующие, так и неучаствующие наблюдения могут дать ценные или вредные данные наблюдений, в зависимости от вашего исследования. Тем не менее, они часто наиболее эффективны, когда используются вместе для получения более полной картины того, что изучается.
Например, исследователь, который хочет изучить соревнующихся шахматистов, может сначала посмотреть шахматные турниры с трибун (т. е. наблюдение без участия), чтобы получить общее представление о том, как игроки взаимодействуют. Затем исследователь может участвовать в шахматных турнирах (т. е. участвовать в наблюдении), чтобы напрямую взаимодействовать с шахматистами и больше узнавать о мотивах и внутренней динамике сообщества.
Простое и поведенческое наблюдение
Простое наблюдение: исследователь собирает простые числовые данные
Поведенческое наблюдение: исследователь интерпретирует поведение людей спят во время урока. Поведенческое наблюдение, с другой стороны, наблюдает и интерпретирует поведение людей, например, сколько машин опасно ездят или насколько увлечен лектор.
Простое наблюдение собирает простые числа. Однако это не объясняет , почему эти числа могут быть .
Ценность простого наблюдения частично заключается в его названии — оно собирает простые числа, которые исследователи могут использовать для легкого расчета трендов или средних значений и предоставления четких числовых данных. Однако простое наблюдение не объясняет , почему эти числа могут быть . Наблюдение за поведением может быть очень ценным с точки зрения контекстуального понимания определенных числовых тенденций, но оно оставляет много места для предвзятости или субъективности исследователя.
Подобно наблюдению с участием и без участия, обе эти формы наблюдения наиболее ценны, когда используются вместе для понимания деталей в рамках более широкой картины. Например, исследователь может объединить простые данные наблюдений (сколько людей посещают семинар) с данными наблюдений за поведением (насколько активно люди участвуют в семинаре), чтобы оценить эффективность семинара.
Даже опытные профессионалы подвержены предвзятости исследователя — ошибкам из-за предвзятости и умственных ошибок. Остерегайтесь этих недостатков, которые могут дискредитировать даже самые лучшие обзоры.
Прямое и косвенное наблюдение
Прямое наблюдение: исследователь наблюдает за действием, как оно происходит
Косвенное наблюдение: исследователь наблюдает за результатами действия
Несмотря на то, что они могут показаться похожими, прямое и косвенное наблюдение имеют важные методические различия. Прямое наблюдение — это когда исследователь наблюдает за действием или процессом во время его выполнения (например, он наблюдает за студентами в столовой во время обеда, чтобы узнать об их привычках в еде). Напротив, косвенное наблюдение предполагает, что исследователь наблюдает за результатами деятельности или процесса после того, как это произошло (например, они исследуют мусор, оставшийся после обедов студентов, чтобы узнать об их привычках в отношении пищевых отходов). Хотя они очень похожи, прямое и косвенное наблюдение происходит в разное время в ходе исследования и, что более важно, дает исследователю разную релевантную информацию.
Непосредственное наблюдение ценно, потому что оно дает информацию в режиме реального времени. Однако его слабость в том, что он пропускает все, что находится за пределами наблюдения.
Прямое наблюдение ценно, потому что оно дает информацию об изучаемом предмете в режиме реального времени. Его слабость, однако, в том, что он упускает из виду все, что выходит за рамки наблюдения (например, он не учитывает, как учащиеся едят вне обеденного перерыва или вне столовой). Это означает, что прямое наблюдение дает информацию только о части общей картины. Прямое наблюдение также может быть подвержено предвзятости и неточностям, поскольку люди часто ведут себя иначе, когда знают, что за ними наблюдают.
Ценность косвенного наблюдения заключается в том, что оно неинвазивно и присутствие наблюдателя не повлияет на поведение людей. Его слабость, однако, заключается в том, что собранная информация может быть ограничена в зависимости от того, что наблюдается косвенно.
Скрытое и явное наблюдение
Скрытое наблюдение: исследователь наблюдает тайно
Открытое наблюдение: люди знают, что исследователь наблюдает за ними
Скрытое и открытое наблюдение, возможно, имеет наиболее заметную разницу в роли, которую исследователь играет в процессе. Скрытое наблюдение имеет место, когда исследователь тайно наблюдает за деятельностью (возможно, через скрытую видеокамеру). При открытом наблюдении, как следует из названия, люди, за которыми наблюдают, знают, что исследователь наблюдает за ними.
Как и в случае с другими методами, обе формы наблюдения имеют очевидные сильные и слабые стороны. Преимущество открытого наблюдения в том, что оно позволяет исследователям быть честными с участниками и говорить им, что за ними наблюдают. Это позволяет избежать каких-либо этических проблем, таких как отсутствие информированного согласия. Однако связанный с этим недостаток заключается в том, что участники понимают цели наблюдателя, поэтому они с большей вероятностью изменят свое поведение.
Открытое наблюдение позволяет избежать каких-либо этических проблем. Однако участники с большей вероятностью изменят свое поведение.
Как упоминалось выше, скрытое наблюдение сразу же поднимает этические вопросы (поскольку люди, участвующие в исследовании, должны сначала дать информированное согласие). Однако скрытое наблюдение позволяет исследователям получить доступ к группам, которые в противном случае не участвовали бы в исследованиях, что позволяет исследователям расширить знания о менее известных социальных группах.
Стоит ли собирать данные наблюдений?
Все эти методы наблюдательного исследования имеют сильные и слабые стороны. Следует обдуманно выбирать, будете ли вы использовать наблюдение и как вы решите его проводить, в зависимости от вашего исследования.
Хотите знать, подходят ли наблюдательные исследования для сбора данных? Ознакомьтесь с другими методами сбора данных в разделе «4 метода сбора данных: какой из них вам подходит?»
Ниже приведен список плюсов и минусов сбора данных наблюдений. Проверьте это и посмотрите, подходит ли наблюдение для вашего следующего исследования!
Плюсы сбора данных наблюдений
- Наблюдение позволяет исследователям просматривать и проверять гипотезу в реальном мире, что делает ее менее гипотетической, чем другие методы сбора данных.
- Наблюдение позволяет исследователям создавать и наблюдать реальные ситуации. Например, вместо того, чтобы использовать данные, чтобы попытаться предсказать, что произойдет, когда потребители пройдут мимо большой витрины с товаром, наблюдение может собрать фактические результаты.
- Наблюдение идеально подходит для ситуаций, когда невербальная коммуникация важна для полного исследования.
- Наблюдение обеспечивает более надежное измерение фактического поведения, чем показатели, о которых сообщают сами.
Минусы сбора данных наблюдений
- Наблюдательные исследования могут включать в себя высокую степень предвзятости исследователя — наблюдатель — человек, и его/ее подсознательные мнения или предубеждения могут повлиять на анализ.
- Наблюдение может сильно зависеть от интерпретации. Поскольку исследователь не может «видеть» отношения или мысли, может быть трудно провести точный анализ того, почему люди делают то, что они делают, только на основании наблюдения.
- Некоторые виды обсервационных исследований не всегда дают точную демографическую выборку. Например, исследователей иногда оставляют на милость тех, кто был доступен во время исследования, независимо от того, соответствует ли это большей части населения.
- Наблюдение часто рассказывает только одну часть истории. Наблюдение за действиями сообщает исследователю, что люди предпочитают делать, но не объясняет, почему они решили это сделать.
Изображение предоставлено: Штефан Штефанчик на Unsplash
У данных наблюдений есть проблемы. Знают ли о них исследователи?
Мир переходит от постановки вопросов к использованию данных наблюдений (в основном по очень веским причинам), и это создает новый набор проблем, которые исследователям необходимо признать и решить.
Что такое данные наблюдений?
В исследованиях рынка данные наблюдений относятся к информации, собранной без участия субъекта исследования (например, отдельного клиента, пациента, работника и т. д.) в регистрации того, что они делают. Например, сбор данных без необходимости отвечать на анкеты, без участия в глубинных интервью и без необходимости вести исследовательский дневник.
Большинство больших данных — это данные наблюдений, например, записи о транзакциях из банка, привычки просмотра людьми службы потокового видео или сообщения в социальных сетях. Но данные наблюдений также могут быть небольшими данными (основанными всего на нескольких людях). Например, этнографические методы участников, используемые для изучения людей в их повседневной жизни, собирают данные наблюдений, которые явно не являются «большими данными».
Данные наблюдений в маркетинговых исследованиях могут быть основаны на переписи населения или на выборке. Например, несколько лет назад ведущая компания по производству мобильных телефонов могла продавать очень подробные данные о передвижениях своих контрактных клиентов (более десяти миллионов человек), но не могла предоставить эту информацию за миллионы своих клиентов с оплатой по мере использования. клиенты. В этом случае компания мобильной связи (в зависимости от вашей точки зрения) проводила перепись своих контрактных клиентов или предлагала большую выборку своей общей клиентской базы (или выборку всех пользователей мобильных телефонов в стране).
Напротив, компания по доставке еды из маленького городка может иметь данные обо всех тысячах своих клиентов. Данные могут включать: что было куплено при покупке (дата и время), цена, время доставки и, возможно, фоновые переменные, такие как погода. Эти данные наблюдений можно было бы считать переписью, хотя она была основана всего на 1000 клиентов.
Данные наблюдений могут быть относительно объективными или более субъективными. Если, например, данные включают в себя цифровую запись всех банковских транзакций, они будут считаться объективными и числовыми. Если бы данные представляли собой этнографические записи исследователя, наблюдающего за посетителями кофейни, данные были бы более субъективными и (по всей вероятности) менее числовыми.
Данные наблюдений могут быть числами, изображениями, видео — вообще всем, что можно записать. Данные наблюдений могут быть записаны без каких-либо активных действий людей, например, мониторинга подключения их мобильных телефонов к ячейкам, или они могут быть результатом действий, которые они предпринимают в рамках своей повседневной жизни (например, сообщения, которые они публикуют в социальных сетях).
Данные наблюдений можно смешивать с данными вопросов. Например, компания по доставке еды может иметь множество данных наблюдений о каждом покупателе и каждой покупке, но они также могут запрашивать оценку удовлетворенности и комментарий об удовлетворенности — эти две части данных не являются данными наблюдения, но могут использоваться для помощи в интерпретации. данные наблюдения.
Существуют также некоторые тонкие методы наблюдения, которые сочетают в себе вопросы и наблюдения, например, система тестирования рекламы, в которой выборка людей просматривает одну или несколько рекламных объявлений, отвечает на некоторые традиционные вопросы, но за ними также наблюдают с помощью таких методов, как отслеживание взгляда. , кодирование лица и, возможно, какую-то форму сканирования мозга. Это данные наблюдений, но они не основаны на наблюдениях за людьми в их естественной среде, в их повседневной жизни.
Почему переход на данные наблюдений?
Произошел значительный сдвиг в сторону данных наблюдений с точки зрения сбора данных для информирования о людях и действиях, которые они предпринимают. Это было результатом нескольких тенденций, которые, как правило, двигались в одном направлении.
1. Растущее осознание ограниченности вопросов
Например, насколько люди плохо следят за своими мотивами и планами. Эти проблемы были отмечены нейробиологами (например, Антонио Дамасио) и экономистами-бихевиористами (например, Дэниелом Канеманом и Дэном Ариели), но исследователи знали об этих проблемах на протяжении десятилетий и стремились смягчить их.
2. Увеличение сложности проведения исследования на основе вопросов
Например, снижение доли ответов и проблемы с доступом к репрезентативным выборкам.
3. Данные наблюдений становятся все более доступными
Это изменение доступности в значительной степени связано с переходом к цифровому миру. Интернет и интеллектуальные устройства (смарт-карты, смартфоны, умные дома и т. д.) означают, что люди создают цифровой след информации за собой, который можно использовать для создания наборов данных наблюдений. Мало того, что эти данные наблюдений широко доступны, они также часто намного дешевле, чем данные, собранные с помощью исследователей, задающих вопросы.
4. Повышенная вычислительная мощность
В прошлом одной из причин, по которой необходимо было сосредоточить внимание на небольших объемах качественных данных или ответов на тщательно структурированные вопросники, была сложность их обработки. По мере того, как компьютеры и алгоритмы становились все более мощными, диапазон возможностей расширялся.
5. От выборки к переписи
Во многих случаях данные наблюдений позволяют исследователям работать с переписью, а не с выборкой. Например, изучение вариантов покупки/путешествия каждого клиента конкретной авиакомпании. Иногда это имеет реальные преимущества (например, устранение ошибки выборки и потенциальной систематической ошибки выборки) и часто имеет преимущества «номинальной стоимости»).
Каковы основные проблемы с данными наблюдений?
Несмотря на привлекательность реальных данных, от реальных клиентов, живущих реальной, повседневной жизнью, данные наблюдений создают свои проблемы. Исследователи должны знать об этих проблемах и стремиться к их решению. Проблемы включают в себя следующие десять вопросов:
1. Когда данные наблюдений сообщают вам неверную информацию
Например, когда ЗГТ была впервые оценена с использованием данных наблюдений, было решено, что она уменьшает проблемы с сердцем у женщин, что и привело к ней. широко прописывается. Позже «правильный» рандомизированный контролируемый тест показал, что ЗГТ была несколько хуже для женских сердец. Данные наблюдений не учитывали тот факт, что более состоятельным/здоровым женщинам чаще назначали ЗГТ.
Ведущий специалист по данным и комментатор Нейт Сильвер сказал, что по мере роста больших данных доля ложных корреляций будет расти намного быстрее, чем доля полезных, значимых результатов. В эту категорию проблем входят систематическая ошибка отбора, систематическая ошибка выживания, ошибка post hoc ergo propter hoc и случайная вариация, обеспечивающая ложные корреляции.
2. Смешение причины и следствия
В данных наблюдений может существовать реальная связь, но направление причинно-следственной связи может быть определено неправильно. Петух поет перед зарей, но не вызывает зарю; надвигающийся рассвет — это спусковой крючок для кукареканья петуха. С точки зрения маркетинга рассмотрим случай, когда кто-то ищет в Google и на основе того, что он находит, решает купить определенные умные часы.
В качестве альтернативы, они могли решить купить эти часы, потому что их друг порекомендовал их, а затем использовал Google, чтобы узнать, в каких магазинах поблизости они продаются. С данными наблюдений определить причину и следствие может быть сложно.
3. Игнорирование истинного драйвера
Рассмотрим случай, когда руководитель отдела социального маркетинга показывает директору по маркетингу компании, что продажи мороженого его компании, по-видимому, обусловлены рекламой в социальных сетях. Когда расходы на рекламу растут, продажи мороженого растут, а когда расходы на рекламу снижаются, продажи мороженого падают.
Директор по маркетингу может (если он или она сообразительны) указать, что продажи растут летом и падают зимой, и что расходы на социальные сети также следуют этой схеме (чтобы максимизировать долю рынка).
4. Если мультиколлинеарность означает, что отдельные факторы не могут быть измерены
Если все бренды на рынке одновременно изменяют свои цены вверх и вниз, будет невозможно смоделировать связь между ценой и брендами на основе данных наблюдений – потому что нет достаточного разнообразия.
Если сложная, многоканальная рекламная кампания запускается по всем каналам одновременно, часто бывает невозможно точно измерить влияние одного изолированного элемента кампании — например, сколько стоило добавление этого известного Телеведущий способствует изменению продаж?
5. Отношение слишком сложное и/или хаотичное для измерения
Некоторые отношения можно аппроксимировать с помощью относительно простых моделей (моделей, состоящих из линейных компонентов), однако другие отношения являются более сложными. Нейт Сильвер противопоставляет прогнозирование погоды (которое значительно улучшилось за последние тридцать лет) с предсказанием землетрясений (которое за это время практически не изменилось, и некоторые эксперты в этой области опасаются, что оно никогда не будет предсказуемым). Нассим Талеб писал (в своей книге «Черный лебедь») о редких событиях, которые невозможно предсказать с помощью традиционной статистики.
6. Из-за обратной связи между причиной и следствием
Экономисты используют данные наблюдений, чтобы попытаться понять рынки и сделать прогнозы о таких вещах, как рецессии. Однако у экономистов очень плохая репутация в предсказании рецессии, и это в основном по двум причинам. Во-первых, переменных гораздо больше, чем рецессий, а это означает, что существует бесконечное количество решений (если вы вспомните школьную математику, вы вспомните, что вам нужно больше наблюдений, чем переменных).
Во-вторых, экономисты смотрят на предыдущие рецессии и делают вывод, что когда валюта делает X, правительства делают Y, а инвесторы и компании делают Z, результатом являются A, B и C. Однако правительства, инвесторы и компании также смотрят на то, что они сделали в прошлый раз, и при том, что опубликовали экономисты, и в следующий раз, когда валюта сделает X, правительства, инвесторы и компании изменят свое поведение из-за того, что было изучено в ходе последней итерации.
Когда интеллектуальные счетчики устанавливаются в домах людей, они предоставляют отличные данные наблюдений о том, как потребляется энергия, но они также подчеркивают это потребителю, который затем может корректировать свои действия (например, для снижения затрат). Точно так же данные об эффективности цифровых кампаний часто используются в режиме реального времени для корректировки кампании, это может привести к лучшим результатам, но может поставить под сомнение способность статистика измерять общие взаимосвязи.
7. Эффект измерения
Во многих ситуациях, когда вы что-то измеряете, вы это изменяете. Например, если вы поместите термометр в стакан с водой, чтобы измерить температуру воды, вы (очень незначительно) измените температуру воды. Исследователи показали, что, просто нарисовав пару глаз на коробке честности за оплату пончиков, они могут изменить поведение человека. По мере того, как все больше людей осознают, что их поведение измеряется, поведение, которое мы пытаемся измерить, может измениться.
8. Путаница влияния и гомофилии
Синан Эйрал показал, что исследователи часто путают влияние (степень, в которой мы копируем кого-то другого) с гомофилией (когда мы общаемся с людьми, которые выбирают то же, что и мы). Например, курят ли курильщики, потому что это делают их друзья (влияют), или курильщики проводят время вместе, потому что курят? Исследование Синана Арала, основанное на данных наблюдений, полученных в результате экспериментов, показало, что данные наблюдений, основанные на естественных явлениях, могут вводить в заблуждение, если предполагается неправильная модель (например, если модель предполагает, что поведение обусловлено влиянием, а не гомофилией).
Одним из примеров этого эффекта является изучение воздействия кампаний, в которых используются бесплатные образцы. Простое исследование часто может показать рентабельность инвестиций в раздаваемые образцы, но эксперименты могут показать, что многие люди, которым были предоставлены бесплатные образцы, купили бы их. в любом случае, изменение ROI.
9. Не объясняя почему
Анализ данных наблюдений может сказать нам, что происходит определенный паттерн, но он может не сказать нам, почему это происходит, и для использования паттерна нам может понадобиться знать «Почему». Например, обсервационные исследования показывают, что, когда прогнозируется дождь, меньше людей ходят пешком или ездят на велосипеде на работу, а больше людей пользуются личным или общественным транспортом — в этом случае вопрос «Почему?» кажется относительно простым. Хороший пример того, как данные наблюдений не дают ответа на вопрос «почему», приводит Бен Веллингтон в своем видео TEDx в Нью-Йорке в 2014 году. На основе данных Нью-Йорка он определяет, какие пожарные гидранты на Манхэттене приносят наибольший доход.
В частности, два гидранта влекут за собой гораздо больше штрафов, чем любые другие в городе – более 55 000 долларов в день. Но Веллингтон не может интуитивно понять, что его вызывает. Итак, он посещает место, смотрит на него, фотографирует и определяет, что это из-за нечетких вывесок и конкретной схемы дороги. С точки зрения исследования, то, что он сделал, — это использование качественного исследования, чтобы понять, почему из анализа больших данных.
10.
Неспособность исследовать вещи, которые (еще) не произошлиБольшая часть маркетинговых исследований относится к вещам, которых еще не существует, например, реклама и предварительное тестирование концепции. Никакое прослушивание социальных сетей или анализ данных о покупательском поведении не скажет вам, будет ли следующая реклама вашей авиакомпании «работать». Чисто наблюдательные данные не скажут вам, какие новые вкусы вы должны добавить в свой ассортимент напитков. В обоих этих случаях данные наблюдений могут дать некоторую полезную информацию, но не могут решить проблему.
Какие шаги должны предпринять исследователи, чтобы свести к минимуму проблемы с данными наблюдений?
Существует множество вещей, которые исследователи могут и должны сделать для улучшения использования данных наблюдений, в том числе: если бы летом мы не использовали социальные сети для продвижения нашего мороженого, какими были бы продажи? Контрфактическое значение, скорее всего, будет приблизительным (например, продажи за июнь-август будут средними за последние три года).
2. Делайте прогнозы заранее
Существует так много способов анализа данных наблюдений, что если начать анализ после завершения проекта, то, скорее всего, можно будет найти положительные новости, но эти новости могут быть неверными или недостаточно надежными. Лучше всего заранее сказать, что это действие (например, эта новая рекламная кампания) должно работать, охватывая эту группу, оно должно заставить их воспринимать бренд как более «дерзкий» и должно увеличить пробную версию на 10%, а продажи на 8%. Вооружившись этими прогнозами, гораздо проще оценить, дала ли кампания желаемый эффект9.0003
3. Попробуйте смоделировать данные, чтобы смягчить различные предубеждения
Методы, используемые для смягчения проблем с данными наблюдений, включают взвешивание данных, чтобы они лучше соответствовали совокупности, использование сопоставления для поиска похожих людей в популяции, которые не подвергались воздействию стимулы и использование байесовской статистики (на основе вероятности X при условии, что Y произошло). Эти модели могут быть очень сложными, но это не обязательно сделает их правильными. Если систематическая предвзятость была упущена, то такое моделирование сделает данные более правдоподобными, но не обязательно более точными.
4. Включите эксперименты в процесс наблюдения
Если вы хотите измерить влияние сложной многоканальной рекламной кампании, не запускайте ее сразу. Попробуйте изменить последовательность и провести по группам, которые можно измерить (в прежние времена это было бы по географии, с цифровыми это может быть достигнуто путем создания групп). На конференции ESOMAR APAC 2018 года в Бангкоке Брент Смарт, директор по маркетингу IAG (австралийская страховая компания), показал кейс, в котором он экспериментировал с определенной кампанией — одна группа людей это видела, другая — нет. Эксперимент показал, что кампания не принесла дополнительных продаж, но проведенный анализ атрибуции (две версии) показал значительный прирост продаж.
5. Используйте опросы и оцените недостающую часть картины.
большие данные) потребности. Во многих случаях, как в приведенном выше примере с Беном Веллингтоном, исследования, которые откроют доступ к количественным данным наблюдений, будут качественными.Этика сбора данных
Существуют два основных этических аспекта сбора данных наблюдений. Первый довольно очевиден — есть ли у вас разрешение на сбор и использование данных? Фиаско с Facebook и Cambridge Analytica, а также европейские требования GDPR показывают важность наличия у вас разрешения на обработку индивидуальных данных, в том числе данных наблюдений.
Вторая проблема связана с информацией, которую вы можете обнаружить, и действиями, которые вы должны предпринять. Эта этическая проблема яснее всего проявляется в социальных и медицинских исследованиях. Применяются два разных метода лечения или плана: одна группа получает вариант А, а другая группа — вариант Б. Однако, если результаты испытания показывают, что один из методов лечения менее хорош (или фактически вреден), то он может быть неэтичным.