Поведение как форма приспособительной деятельности организма: Ошибка 403 — доступ запрещён
Содержание
Поведение как форма адаптации организмов
Особенности поведения живых организмов
Выживание организмов во многом определяется их способностью взаимодействовать с окружающей средой. Это в наибольшей степени достигается через реализацию целого ряда поведенческих реакций.
Поведение — совокупность всех действий организма.
Поведенческие реакции тем более очевидны, чем заметнее изменение силы действия экологических факторов. При этом в поведенческой реакции может быть задействована либо только какая-то функция или орган, либо весь организм. Например, при встрече хищника и жертвы жертва подвержена испугу и часто вынуждена спасаться бегством. При этом в ответной реакции жертвы принимает участие большинство систем органов: нервная, дыхательная, опорно-двигательная, кровеносная, пищеварительная. Это, по сути, и есть тот суммарный ответ на внешнее воздействие, который и принято называть поведением.
Известно, что определенные поведенческие реакции вызываются не только внешним, но и внутренним воздействием. Так, при длительном отсутствии пищи в крови хищника снижается количество питательных веществ (глюкозы, аминокислот). Этот недостаток воспринимается хеморецепторами и далее посредством нервных импульсов поступает в центр голода головного мозга. Таким образом, у хищника формируется чувство голода, которое толкает его на поиск добычи.
В зависимости от эволюционного положения организма поведенческие реакции и средства достижения определенных потребностей различны. В то же время единым для всех организмов является то, что возникшая потребность побуждает к действию, направленному на ее удовлетворение. Такое побуждение к действию называется мотивацией. Например, при снижении количества корма в среде обитания и одноклеточные протисты, и хищные млекопитающие способны проявлять сходные действия. Они изменяют территорию поиска, переходят на новые участки. Таким образом, совершаются сходные поведенческие акты, хотя их механизмы различны.
Поведение играет очень важную роль в выживании организмов. Безусловно, поведенческие реакции самые быстрые и характеризуют физиологическое состояние организма. Например, от прямых солнечных лучей человеку проще спрятаться в тень, чем ждать, пока кожа загорит и станет менее чувствительной.
Уровни поведения и эволюция
Выделяют пять уровней (форм) поведения, характерных для животных. Их можно объединить в две группы: врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они практически не меняются в течение жизни и чаще всего носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность. По мере усложнения организации врожденные формы поведения постепенно уступают место приобретенным. Например, таксисы чаще проявляются у протистов, в меньшей степени — у червей и исчезают у примитивных млекопитающих. У пчел преобладает инстинктивное поведение, а у собак оно сменяется способностями к обучению. Высший уровень — рассудочная деятельность начинает формироваться у низших млекопитающих, усиливается у высших приматов и максимальна у человека.
Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты)
Врожденные формы поведения (таксисы, рефлексы, инстинкты) являются полезными для жизнедеятельности реакциями организма. Они сформировались и закрепились в генотипе в результате действия естественного отбора. Данные формы поведения очень разнообразны и постоянны для видов, а также для более крупных таксономических единиц (родов, семейств, отрядов). Поэтому врожденные формы поведения можно использовать в качестве систематического признака при классификации животных. Например, представители семейства волчьих на охоте используют длительную погоню, основанную на выносливости и изнурении жертвы. Представители же кошачьих предпочитают выжидательный способ охоты. Они набрасываются на жертву, подстерегая ее в укрытии.
Простейшей врожденной формой поведения являются таксисы.
Таксис — форма пространственной ориентации организмов по отношению к источнику раздражения. Если движение осуществляется к источнику раздражения — это положительные таксисы, если в противоположную сторону — отрицательные. В зависимости от природы раздражителя выделяют фото-, термо-, хемотаксисы и др. Примером положительного термотаксиса служит скопление водных беспозвоночных в верхних, наиболее прогреваемых участках водоема. Положительным хемотаксисом является распознавание насекомыми половых партнеров, а также мест своего обитания даже на значительном удалении от них. Отрицательным таксисом будет, к примеру, движение анаэробных бактерий в сторону от повышенной концентрации кислорода.
Рефлексы представляют собой стереотипные реакции организма на определенные воздействия, происходящие при участии нервной системы. Они могут быть направлены на удовлетворение потребностей организма в пище, воде, безопасности и др. Безусловные рефлексы одинаковы у всех животных одного вида, и именно на них основаны все формы врожденного поведения. Условные рефлексы, открытые И. П. Павловым, лежат в основе научения — приобретенной формы поведения. Их формирование можно рассматривать как звено между врожденными и приобретенными формами поведения. Примером рефлекторной формы поведения может быть пассивно-оборонительный рефлекс у животных. В данном случае животное замирает при появлении хищника или незнакомом звуке.
Интересной формой стереотипного поведения являются инстинкты — цепи сложных безусловных рефлексов. Инстинкты возникли в процессе эволюции в качестве приспособлений к типичным условиям существования вида. Благодаря наследственной закрепленности инстинкты проявляются в любой момент жизнедеятельности организма и не требуют специального обучения. Инстинктивное поведение направлено на повышение выживаемости организмов. Примером инстинктов является деятельность насекомых, птиц и других животных по добыванию пищи, постройке гнезд, выведению потомства. При строительстве гнезда певчий дрозд, например, смазывает лоточек глиной, а дрозд белобровик этого не делает. Синица ремез строит из растительного пуха сложное гнездо в виде мешочка, подвешенного к ветвям дерева. У млекопитающих только что родившиеся детеныши сразу начинают сосать материнское молоко. Птенцы лебедей и уток, только вылупившись, уже умеют плавать.
Индивидуально приобретенные формы поведения (научение, рассудочная деятельность)
Перечисленные врожденные формы поведения обеспечивают приспособленность организма для удовлетворения основных жизненных потребностей при неизменных условиях внешней среды. Для выживания в динамически изменяющихся условиях организмам необходимо менять свои поведенческие реакции. Этой способностью в форме приобретенных условных рефлексов в наибольшей степени обладают птицы и млекопитающие. В данном случае животное обучается реагировать на новый, безразличный в старых условиях стимул.
Научение — приспособительное изменение поведения в результате предшествующего опыта, за счет которого достигается индивидуальное приспособление живых организмов к среде обитания.
Простейшим способом индивидуального научения в природе является метод проб и ошибок. К примеру, молодой птенец, слетевший с гнезда, будет пытаться поймать осу, пока не убедится, что это яркоокрашенное насекомое несъедобно. Точно так же лягушки отказываются от поедания насекомых с предостерегающей окраской, если ранее с ними уже встречались.
Для теплокровных животных характерна интересная форма научения — импринтинг (запечатление). Запечатлением является следование детенышей за объектом их постоянного внимания, например за матерью. Однако, если только что вылупившемуся утенку представить другой передвигающийся объект, утенок пойдет за ним. Если в дальнейшем птенцу будет представлена собственная мать, он все равно пойдет за первоначально запечатленным объектом. Запечатление формируется исключительно в раннем возрасте. Если оно не возникает сразу, данный вид научения может вообще не развиться.
Простой формой научения является привыкание. Оно развивается при продолжительном повторении неподкрепленных стимулов. Например, птицы, собирающие на поле корм, со временем перестают реагировать на работающую сельскохозяйственную технику. Этот вид научения позволяет животным с раннего возраста различать нейтральные факторы окружающей среды и не реагировать на них.
У птиц и млекопитающих развито подражание, которое также является приспособительной поведенческой реакцией. К примеру, молодые тигры, охотясь, подражают взрослым при выслеживании и подкрадывании к жертве. Подражание играет важную роль в поведении человека. Так, маленькие дети неосознанно подражают старшим братьям и сестрам, подростки — педагогам или кумирам.
Высшей приспособительной формой поведения, наиболее развитой у человека, является рассудочная деятельность.
Рассудочная деятельность — способность к выполнению адаптивного поведенческого акта в сложившейся ситуации.
В основе рассудочной деятельности лежит мышление. Мышление — вид умственной деятельности, заключающийся в познании сущности предметов и явлений и установлении закономерных связей и отношений между ними. Помимо человека, только высшие приматы оказались способны решать мыслительные задачи с минимальным числом повторений.
Например, шимпанзе, пытаясь достать банан, подвешенный к потолку клетки, использует деревянный ящик в качестве опоры. Стараясь максимально приблизить ящик к цели, обезьяна ставит его на ребро. При этом расстояние до банана, безусловно, сокращается. Задачи на элементарную рассудочную деятельность на основе мыслительных процессов решают и некоторые породы собак. Так, пастушьи собаки самостоятельно могут собрать стадо, разбить его на определенные группы, найти и вернуть отставших животных и др.
Мышление позволяет человеку адаптироваться к меняющимся условиям среды без метода проб и ошибок. Оно позволяет устанавливать логические связи между изучаемыми предметами и явлениями. Благодаря мышлению человек способен непрерывно пополнять запас понятий и представлений об окружающем мире. Только человек способен формулировать новые суждения и умозаключения. Благодаря мышлению человек с раннего возраста может воспринимать информацию в виде символов (букв и слов). Способность мыслить — одна из самых важных поведенческих адаптаций человека. Недаром древние мудрецы говорили: «Мыслю — значит существую».
Поведение — совокупность всех действий организма. Формы поведения бывают врожденные и приобретенные. К врожденным относятся постоянные (стереотипные) формы поведения — таксисы, рефлексы и инстинкты. Они не меняются в течение жизни и носят наследственный характер. Приобретенными формами поведения являются те, которые развиваются в течение жизни индивида, — научение и рассудочная деятельность.
Биология Врождённое и приобретённое поведение
Поведение — это способность человека изменять свои действия под влиянием внутренних и внешних факторов окружающей среды. Поведение имеет огромное приспособительное значение, позволяя избегать негативных факторов или пользоваться благоприятными условиями. У человека поведение находится под контролем нервной системы и проявляется в виде врожденных и приобретенных форм поведения.
Врожденным поведением называются генетически запрограммированные действия, которые основывается на безусловных рефлексах. Безусловные рефлексы позволяют организму быстро и безошибочно отвечать на изменения внутренней и внешней среды. Безусловные рефлексы классифицируют на пищевые, защитные, ориентировочные, половые.
Пищевой рефлекс считается одним из основных и наиболее сильным в жизни человека. В течение тысячелетий человек делал все, чтобы прокормить себя, и это стремление стало, безусловно, закрепившимся пищевым рефлексом. Эту мысль удачно выразил в одной из своих работ по физиологии пищеварения И. П. Павлов: «Недаром над всеми явлениями человеческой жизни господствует забота о насущном хлебе».
Примером безусловного пищевого рефлекса является сосание и глотание. Выделение пищеварительного сока железами также является безусловным рефлексом.
Рефлекторная дуга пищевого рефлекса состоит из рецепторов, проводящих путей и пищеварительного центра, расположенного в продолговатом отделе головного мозга.
Защитные рефлексы человека обеспечивают безопасность. Один из них — мигательный. Веки защищают глаза от механического повреждения, и потому для них характерно рефлекторное мигание. А от чрезмерного светового потока организм защищает человека, рефлекторно сужая зрачок.
Самые маленькие мышцы нашего среднего уха резко сокращаются, и система косточек не пропускает во внутреннее ухо очень сильные звуковые колебания.
Чихание и кашель тоже относятся к группе защитных рефлексов. Благодаря высокой скорости выдоха, воздушная струя уносит из организма микробы и бактерии. Боль является сигналом опасности для организма и одновременно боль — это приспособление, вызывающее специальные защитные рефлексы.
Не все безусловные рефлексы проявляются сразу после рождения. Так, примерно через неделю после рождения у ребенка появляется ориентировочный рефлекс: реакция на появление нового раздражителя и поворот в сторону раздражителя головы или глаз.
В период полового созревания у человека появляются половые рефлексы, связанные с потребностью в продолжение рода.
Для осуществления врожденных рефлексов организм имеет готовые рефлекторные дуги, поэтому врожденное поведение обеспечивает реакцию организма очень быстро и всегда безошибочно. В осуществлении врожденных форм поведения участвуют низшие отделы нервной системы. Их центры находятся в спинном мозге и в нижних отделах центральной нервной системы.
Сложная врожденная форма поведения называется инстинктом. Инстинкты отличаются от простых безусловных рефлексов степенью сложности.
У новорожденного ребенка легкие еще не работают. Когда связь с организмом матери прерывается, в крови ребенка начинает накапливаться углекислый газ. Он воздействует на дыхательный центр продолговатого мозга и вызывает инстинктивный вдох. Ребенок делает вдох и начинает дышать самостоятельно. О первом вдохе говорит крик. В этом инстинкте проявилась следующая цепочка врожденных рефлексов: рождение —> углекислый газ —> вдох —> крик.
Приобретенное поведение у человека формируется на основе условных рефлексов, которые образуются в ответ на условия или раздражители, и являются простой программой поведения человека в процессе развития.
Условные рефлексы индивидуальны. Их особенность — отсутствие готовых и постоянных рефлекторных дуг. Все рефлекторные дуги условных рефлексов временные, формируются при каких-либо определенных обстоятельствах, изменяются и адаптируются к вновь возникшим условиям.
Примером условного рефлекса может быть слюноотделение у собаки в ответ на раздражитель в опытах И. П. Павлова.
Все индивидуальные привычки человека можно назвать условными рефлексами. У одного человека «текут» слюнки на вид лимона еще до того, как он его употребит в пищу, у другого «текут» слюнки на вид сладкой груши. Умение просыпаться без будильника в одно и тоже время, включать музыку во время завтрака, не глядя находить выключатель и многое другое — все это условные рефлексы, которые вырабатываются путем многократного повторения условия или раздражителя.
Внешний мир действует на человека не единичными, а обычно системой одновременных и последовательных раздражителей. Если такая система повторяется часто, это ведет к образованию системности, или динамического стереотипа, и закрепляется в деятельности коры головного мозга. В данном случае можно говорить о том, что у человека сформировался динамический стереотип, который является следствием сложной системы реакций организма на комплекс раздражителей.
Динамический стереотип трудно вырабатывается, но если он выработан, на поддержание его действия не требуется много усилий, действия человека становятся автоматическими.
Динамический стереотип является основой образования привычек, формирования определенной последовательности в трудовых операциях, приобретении умений и навыков.
Ходьба, бег, прыжки, катание на коньках, ходьба на лыжах, игра на рояле, пользование при еде ложкой, вилкой, ножом, письмо, чтение и другие навыки — в основе всего этого лежат динамические стереотипы в коре больших полушарий головного мозга.
Примером формирования динамического стереотипа служит письменная речь: чтобы обучиться ей, нужно сопоставлять звук и видеть букву. Но после тренировки достаточно услышать знакомое слово, чтобы правильно его записать.
В процессе жизни у человека накапливается большое количество условно-рефлекторных связей, которые обрабатывают полученную информацию и создают новые пути для получения какого-либо результата. Большое количество условно-рефлекторных связей ведет к формированию рассудочной деятельности.
Эта форма поведения человека осуществляется при первой встрече с необычной ситуацией, и человек сразу спонтанно принимает решение.
Разницу между условным рефлексом и рассудочной деятельностью изучают в лабораториях. Классическими примерами являются шимпанзе, применяющие палку в качестве шеста, которым можно дотянуться до приманки. В природе тоже можно увидеть умных и сообразительных животных.
Так, некоторые птицы бросают камни в сосуд с небольшим количеством воды, чтобы приблизить ее уровень к краям и напиться. Эту особенность отмечали еще древнегреческие ученые Плиний и Аристотель.
У человека рассудочная деятельность является началом мышления. Мышление человека можно назвать разумом, интеллектом, рассудком. Важнейшая особенность мышления человека — способность обобщать полученную информацию и хранить ее в памяти в абстрактной форме, уметь выражать свои мысли с помощью слов. Все это — особенности высшей нервной деятельности.
Индивидуальное влияние на поведение — обзор MCAT
Биологические основы поведения (PSY, BIO)
Нервная система. Включает периферическую нервную систему и центральную нервную систему. Нервная система отвечает за регулирование и определение чьего-либо поведения в его или ее среде.
Нейроны (например, рефлекторная дуга) — специализированные клетки, улавливающие и передающие нервные импульсы.
Рефлекторная дуга — набор нейронов, отвечающих за получение рефлекторных нервных импульсов (например, если вы прикоснетесь к горячей сковороде, нейроны, содержащиеся в рефлекторной дуге, немедленно отреагируют, заставив вас отдернуть руку.)
Нейротрансмиттеры – химические вещества, используемые нейронами для связи и передачи нервных импульсов другим структурам тела (например, мышечным волокнам).
Существуют возбуждающие нейротрансмиттеры (например, ацетилхолин, норадреналин) и тормозные нейротрансмиттеры (например, дофамин, серотонин)
Что касается поведения, то различные нейротрансмиттеры воздействуют на разные области мозга, что может заставлять человека чувствовать и вести себя определенным образом.
Пример: Серотонин — это нейротрансмиттер, отвечающий за чувство счастья и благополучия. Высокий уровень серотонина, вероятно, заставит кого-то вести себя счастливо (высокий уровень заботы о себе, общения и т.
д.)
Структура и функция периферической нервной системы (ПНС) – состоит из всех внешних нервных волокон, не входящих в головной или спинной мозг. Функция ПНС заключается в отправке нервных импульсов от наших конечностей (кожи, мышц) и туловища (органов) в центральную нервную систему для обработки.
Структура и функции центральной нервной системы (ЦНС) – состоит из головного и спинного мозга. Его функция заключается в получении и обработке нервных импульсов от ПНС. Он также отвечает за обработку мыслей и движение тела.
Мозг
Передний мозг — состоит из большого мозга, таламуса, лимбической системы и гипоталамуса. Отвечает за абстрактное мышление, логику и эмоции.
Средний мозг — состоит из покрышки, тектума и ножек мозга. Отвечает за выработку дофамина, который регулирует привыкание и мотивацию. Также играет роль в зрении и слухе.
Задний мозг — состоит из мозжечка, моста и продолговатого мозга. Отвечает за жизненно важные функции организма (моторный контроль, дыхательные и пищеварительные рефлексы), а также за сексуальное возбуждение.
Латерализация корковых функций — некоторые функции нашего тела выполняются преимущественно одной стороной мозга.
Функции левого полушария включают: обработку правого поля зрения, грамматику, положительные эмоции, речь и письмо.
Функции правого полушария включают: обработку левого поля зрения, негативные эмоции, распознавание эмоций и пространственные навыки (например, распознавание лиц).
Методы, используемые при изучении головного мозга
Визуализация структур головного мозга (например, компьютерная томография или компьютерная томография {компьютерная аксиальная томография}, МРТ {магнитно-резонансная томография})
Визуализация функций головного мозга (например, ПЭТ {позитронно-эмиссионная томография}, фМРТ {функциональная магнитно-резонансная томография}
Показатели химической активности головного мозга
Компьютерное сканирование мозга
Спинной мозг — пучок нервных волокон, расположенный внутри позвоночного столба, который соединяет большую часть тела с головным мозгом.
Нейронная коммуникация и ее влияние на поведение (PSY)
Дофаминергические нейроны стимулируются дофамином (нейромедиатором, который влияет на настроение -> влияет на поведение)
Дефектные нейроны могут вызывать болезнь Паркинсона (нарушение моторики, потеря чувствительности) и болезнь Альцгеймера (изменения настроения, нарушение движений и памяти)
Влияние нейротрансмиттеров на поведение (PSY)
Нейротрансмиттеры — это химические вещества, которые позволяют нейронам взаимодействовать друг с другом
Типы нейротрансмиттеров:
Эндорфины – высвобождаются во время сильного удовольствия или боли, могут притуплять боль.
Норадреналин – регулирует бдительность, способность к обучению и долговременную память (дефицит может привести к расстройствам настроения).
Гамма-аминомасляная кислота (ГАМК) – снижает возбудимость нейронов (дефицит может вызвать тревогу и депрессию).
Серотонин – регулирует настроение, сон, либидо (дефицит может вызвать тревогу и депрессию).
Дофамин — играет роль в обучении и способности концентрироваться.
Ацетилхолин – регулирует память, сон и играет роль в обучении (дефицит связан с деменцией)
Эпинефрин (адреналин) — усиливает настроение (выделяется во время боя или бегства)
Эндокринная система
Компоненты эндокринной системы
Гипоталамус – контролирует деятельность эндокринной системы.
Надпочечники – выделяют адреналин в ситуации «сражайся или беги».
Гипофиз (Гипофиз) — секретирует гормоны роста и репродукции. Также секретирует нейротрансмиттеры.
Репродуктивные органы. Яичники вырабатывают эстроген и прогестерон, яички вырабатывают тестостерон.
Паращитовидная железа – контролирует высвобождение паратиреоидного гормона (ПТГ) и уровень кальция в организме (высокий уровень ПТГ заставляет организм повышать уровень кальция в крови, где он становится доступным для костей).
Шишковидное тело (шишковидная железа) – регулирует уровень мелатонина (гормона, играющего роль в циклах сна). Позволяет нервной системе посылать сигналы эндокринной системе.
Гормоны и нейромедиаторы влияют на настроение, сексуальное возбуждение и циркадные ритмы (циклы бодрствования и сна).
Поведенческая генетика — описывает взаимосвязь между поведенческими чертами и унаследованными генами.
Гены, темперамент и наследственность
Часть нашей личности закодирована в наших генах, на остальное влияют факторы окружающей среды.
Наша личность во многом определяется нашим темпераментом, или нашей природой (насколько мы капризны).
Мы склонны думать и вести себя как наши родители из-за наследственных факторов личности.
Адаптивная ценность черт и поведения
Ваши черты и поведение способны изменяться и адаптироваться в ответ на различные события и условия.
Пример: Если вы переезжаете в город с высоким уровнем преступности, вы можете стать более осторожными с незнакомцами и решить выгуливать собаку днем, а не ночью.
Взаимодействие между наследственностью и влиянием окружающей среды
Характеристики личности человека, закодированные генетически, взаимодействуют с окружающей средой человека, формируя его поведение (и, в более долгосрочной перспективе, личность).
Исследования показали, что когда близнецы воспитывались раздельно (в разных условиях), они вели себя более похоже, чем пара случайно выбранных людей, но тем не менее проявляли разные личности.
Фенилкетонурия (ФКУ) — это генетическое заболевание, при котором больной не может расщеплять аминокислоту фенилаланин, что приводит к крайней умственной отсталости. Лечение: создать среду, полностью исключающую все продукты, содержащие фенилаланин.
Влияние генетических факторов и факторов окружающей среды на развитие поведения
Опыт и поведение (PSY)
Наш жизненный опыт помогает сформировать нашу личность и то, как мы себя ведем.
Регуляторные гены и поведение (БИО)
Регуляторные гены – контролируют экспрессию других генов (например, кодирующие различные белки и микроРНК).
Эпигенетика — гены, которые изменяют свою экспрессию без изменения общего генетического кода. Это изменяет фенотип без изменения генотипа. Эпигенетика во многом зависит от окружающей среды, но также может передаваться по наследству.
Пример: метилирование ДНК, процесс, при котором метильная группа добавляется к цепи ДНК, предотвращая экспрессию некоторых генов.
Генетически обусловленные поведенческие вариации в природных популяциях
В популяциях животных и людей существуют разные гены, кодирующие различные типы поведения.
Например, в популяции волков некоторые генетически запрограммированы вести себя более агрессивно. Эти волки, вероятно, убьют больше добычи.
Шагательный рефлекс — если подошва стопы младенца касается плоской поверхности, он ставит одну ногу впереди другой (также известный как «рефлекс ходьбы»)
Тонический шейный рефлекс — если голова ребенка повернута в сторону, ребенок вытягивает руку в эту сторону и сгибает противоположную руку.
Мигательный рефлекс — если ребенок увидит яркую вспышку света или испытает порыв ветра, он моргнет глазами
Рефлекс укоренения — если вы погладите щеку ребенка, он повернется в этом направлении и откроет рот (ищет материнский сосок)
Рефлекс Бабинского – если погладить ножку ребенка, его большой палец вытянется вверх, а пальцы другой ноги раздвинутся.
Ладонный хватательный рефлекс — если вы погладите ладонь ребенка, его пальцы сомкнутся, и его рука схватит ваш палец (или что-то, что гладит его ладонь).
Рефлекс плавания – если ребенка положить в воду лицом вниз, он будет совершать скоординированные плавательные движения.
Рефлекс вздрагивания (моро): если ребенок слышит громкий шум или видит внезапное движение, он вздрагивает. Затем он будет плакать и вытягивать шею и конечности.
Сосательный рефлекс – если предмет касается нёба ребенка, он начинает сосать.
Прогресс моторного развития в младенчестве:
Ребенок наклонен (лежит лицом вниз, горизонтально), может поднимать голову (~2 месяца)
Может использовать руки, чтобы поднять грудь и перевернуться (~3 месяца)
Может сидеть один (~6 месяцев)
Может стоять с опорой (~7 месяцев)
Может ползать (~9месяцев)
Может ходить с поддержкой (~10 месяцев)
Может стоять отдельно (~12 месяцев)
Может ходить в одиночку (~13 месяцев)
Моторное развитие в течение жизни:
Рефлекторные движения (0–1 год) включают непроизвольные движения (например, моргание, хватание, сосание)
Элементарные движения – (0-2 года) это первые произвольные движения (например, ползание, сидение, стояние)
Основные движения – (2-7 лет) ребенок начинает координировать свои конечности (например, бег, ловля мяча)
Специализированное движение – (7-14 лет) основные движения осваиваются и применяются для выполнения определенных действий (например, занятия спортом, езда на велосипеде, гимнастика)
Применение движений — (14+ лет) движения применяются и совершенствуются на протяжении всей жизни
Изменения в развитии в подростковом возрасте
Женские изменения: Рост груди, волос на лобке, в подмышечных впадинах, менструальный период, повышенное выделение кожного сала и пота (акне), общий рост тела.
Мужские изменения: рост волос на лобке, лице и в подмышечных впадинах, огрубление голоса, повышенное выделение кожного сала и пота (акне), эякуляция, развитие яичек, полового члена, семенных пузырьков и предстательной железы.
Личность (PSY)
Теории личности
Психоаналитическая точка зрения, разработанная Зигмундом Фрейдом, утверждает, что наша личность состоит из бессознательных воспоминаний, эмоций и мыслей. Считается, что наши сны раскрывают элементы нашего бессознательного.
Гуманистическая перспектива, разработанная Карлом Роджерсом, говорит о том, что человеческая природа по своей природе добра, и что у нас есть свобода воли (наше поведение не определено и не основано на прошлом).
Перспектива черт — говорит о том, что наша личность определяется наличием и отсутствием разных уровней черт (характеристик).
Социально-когнитивная перспектива — утверждает, что наша личность формируется посредством различных экологических и когнитивных переживаний, и посредством обучения через наблюдение мы, вероятно, будем имитировать позитивное поведение, которое наблюдаем у других.
(например, если вы видите, что кто-то ходит в спортзал каждый день, и в результате получается подтянутое, мускулистое тело, вы можете повторить это поведение в надежде достичь того же результата).
Биологическая перспектива — утверждает, что по крайней мере часть нашей личности предопределена нашей генетической структурой.
Бихевиористская точка зрения — утверждает, что наша личность создается моделями поведения, которым мы учимся в соответствии с окружающей средой
(например, если мы растем с родителями, которые ведут себя благосклонно, мы, скорее всего, сами будем благосклонными родителями).
Ситуационный подход к объяснению поведения
Противоречие между чертами и состоянием (также известное как «противоречие между личностью и ситуацией») утверждает, что серьезность чьей-либо реакции в любой данной ситуации диктуется их чертами (личностью) или самой ситуацией (состоянием). 0014
Черта — характеристики личности, которые стабильны, длительны и находятся внутри себя. Черты обычно присутствуют постоянно и не зависят от ситуации.
Состояние — характеристики личности, неустойчивые, кратковременные и подверженные изменению в зависимости от внешней среды.
Психологические расстройства (PSY)
Понимание психологических расстройств — психологическое расстройство — это психическое расстройство, которое включает мысли, эмоции и поведение, которые вызывают значительный стресс у себя или других. Стрессовые ситуации включают неспособность функционировать/удовлетворять личные потребности и подвергать себя и/или других опасности.
Биомедицинские и биопсихосоциальные подходы
Биомедицинский подход — этот подход рассматривает психологические расстройства с биологической точки зрения, включая такие факторы, как генетика, структура мозга и химия мозга.
Биопсихосоциальный подход — этот подход рассматривает психологические расстройства с социологической/культурной точки зрения, включая такие факторы, как образование, социально-экономические стандарты и ожидания сверстников.
Классификация психологических расстройств. Чтобы официально диагностировать психологическое расстройство, клиницисты обращаются к Диагностическому и статистическому руководству по психическим расстройствам (DSM-5, пятое издание).
Категории включают: расстройства, связанные с употреблением психоактивных веществ, расстройства сна, расстройства пищевого поведения, расстройства настроения, психотические расстройства, тревожные расстройства, расстройства личности, соматоформные расстройства, диссоциативные расстройства, нейрокогнитивные расстройства.
Частота психологических расстройств. Примерно у 25% американцев в какой-то момент жизни была диагностирована та или иная форма психического заболевания. Во всем мире пострадало около 450 миллионов человек.
Виды психических расстройств
Тревожные расстройства, характеризующиеся чрезмерным чувством страха или беспокойства, включают фобии, генерализованное тревожное расстройство (ГТР), паническое расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР) и обсессивно-компульсивное расстройство (ОКР).
Обсессивно-компульсивное расстройство — тип тревожного расстройства, характеризующийся навязчивыми, повторяющимися мыслями, часто сопровождаемыми рутиной или ритуалами.
Расстройства, связанные с травмой и стрессом, характеризующиеся тревогой и/или депрессией после травматического события. Включает посттравматическое стрессовое расстройство (ПТСР).
Соматические симптомы и связанные с ними расстройства — характеризующиеся физическими симптомами, которые сопровождаются негативными мыслями, чувствами и поведением, которые иначе нельзя объяснить употреблением психоактивных веществ или любым другим психологическим расстройством. Включает ипохондрию, болевые расстройства, телесные дисморфические расстройства, расстройства соматизации и конверсионные расстройства.
Биполярное и родственное расстройство — тип расстройства настроения, характеризующийся резкими перепадами настроения, от депрессивных эпизодов (упадок энергии, грусть, низкая мотивация) до маниакальных эпизодов (повышенное настроение, раздражительность, чрезмерное количество энергии).
Депрессивные расстройства — тип расстройства настроения, характеризующийся чувством безнадежности, бесполезности и печали. Включает дистимическое расстройство и большое депрессивное расстройство.
Шизофрения — тип психотического расстройства, характеризующийся потерей связи с реальностью, включая аудио- и зрительные галлюцинации, психоз и бред.
Диссоциативные расстройства — характеризуются потерей памяти, чувством оторванности от себя и искаженным восприятием идентичности. Включает диссоциативное расстройство личности, расстройство деперсонализации и диссоциативную амнезию.
Расстройства личности — характеризуются длительными негативными/дезадаптивными мыслями и поведением, которые создают неспособность придерживаться того, что считается «социально приемлемым». Включает параноидальное, шизотипическое, пограничное, антисоциальное, шизоидное, истерическое, избегающее, нарциссическое, обсессивно-компульсивное и зависимое расстройство личности.
Биологические основы заболеваний нервной системы (PSY, BIO)
Шизофрения. Дофаминовая гипотеза шизофрении утверждает, что это состояние возникает из-за нерегулярной, гиперактивной передачи дофаминергического сигнала. В результате люди с шизофренией, как правило, имеют аномально высокое количество дофамина в мозгу. Было обнаружено, что чрезмерная активация D2-рецепторов головного мозга является еще одной распространенной чертой среди шизофреников. Существует и генетическая предрасположенность.
Депрессия. У людей с депрессией наблюдаются аномальные уровни дофамина, норадреналина и серотонина. В крови часто присутствует высокий уровень кортизола, секретируемого надпочечниками. Также может быть генетическая предрасположенность.
Болезнь Альцгеймера – образование бляшек вокруг клеток головного мозга приводит к их гибели. Это сопровождается образованием клубков, длинных нитей белков, которые мешают клеткам мозга получать надлежащие питательные вещества. Часто присутствует генетическая предрасположенность.
Болезнь Паркинсона – дегенерация клеток черной субстанции в головном мозге приводит к снижению уровня дофамина. (Клетки черной субстанции вырабатывают дофамин, который облегчает связь черной субстанции с полосатым телом). Часто присутствует генетическая предрасположенность.
Терапия стволовыми клетками для регенерации нейронов в центральной нервной системе (BIO) — клетки головного мозга (нейроны, астроциты и олигодендроциты) могут быть регенерированы из нейральных стволовых клеток. Регенерация нервных клеток в центральной нервной системе может восстанавливать повреждения, вызванные дегенеративными заболеваниями (например, болезнью Паркинсона, болезнью Лу Герига).
Мотивация (PSY)
Факторы, влияющие на мотивацию
Инстинкт — необученное, врожденное поведение, которое присутствует у всего вида.
Возбуждение — необходимо достичь наивысшего уровня возбуждения (стимуляции). Это помогает нам избежать чувства скуки.
Побуждения (например, системы отрицательной обратной связи) (PSY, BIO) — побуждение — это чувство срочности, возникающее из-за физиологических ощущений дискомфорта, включая жажду, голод и усталость.
Потребности — сюда входят побуждения, а также потребности более высокого уровня, такие как самоактуализация (полная реализация своего потенциала, поиск смысла вне себя).
Теории, объясняющие, как мотивация влияет на поведение человека
Теория снижения влечения — утверждает, что физиологический дискомфорт заставляет кого-то выполнять определенное поведение, чтобы облегчить этот дискомфорт. (т.е. вы чувствуете жажду, поэтому пьете воду).
Теория поощрения – утверждает, что мы можем побуждаться/мотивироваться вести себя определенным образом с помощью стимулов (объектов/событий, которые поощряют или препятствуют определенному поведению).
Другие теории (например, когнитивные, основанные на потребностях)
Когнитивные теории мотивации
Теория ожидания утверждает, что наше поведение является результатом сознательного выбора, который мы делаем, чтобы минимизировать боль и максимизировать удовольствие.
Теория постановки целей — утверждает, что существует связь между постановкой целей и выполнением задач, и что, устанавливая и достигая небольших целей (и получая положительную обратную связь), мы с большей вероятностью достигнем более сложных целей позже.
Теория мотивации, основанная на потребностях — «Иерархия потребностей Маслоу», разработанная Абрахамом Маслоу, утверждает, что существует пять уровней потребностей человека (от низкого уровня до потребностей более высокого уровня). Уровни включают:
Физиологические потребности – включают потребность в поддержании гомеостаза (пища, вода, температура тела, кислород, способность к размножению).
Потребности в безопасности — включает потребность чувствовать себя в безопасности и защищенным в своем окружении.
Социальные потребности — включает потребность чувствовать себя принадлежащим (чувство любви и признательности, избегание одиночества).
Потребность в уважении — включает потребность в достижении независимости, самоуважения и в получении уважения от сверстников.
Самореализация — когда все эти потребности удовлетворены, можно полностью реализовать свой потенциал и найти внешний смысл.
Биологические и социокультурные мотиваторы, регулирующие поведение (например, голод, половое влечение, зависимость от психоактивных веществ)
Биологические мотиваторы — включают голод, жажду, половое влечение, температуру тела и т. д. (например, если мы голодны, мы ищем что-нибудь поесть. Если мы хотим пить, мы ищем воду, чтобы напиться.)
Социокультурные мотиваторы — включает социальные конструкты в качестве мотиваторов (например, то, что в обществе считается «идеальной» массой тела и внешним видом, может влиять на то, сколько вы тренируетесь и едите).
Установки (PSY)
Компоненты установок (т. е. когнитивные, аффективные и поведенческие)
Когнитивный – предполагает чьи-то убеждения и знания. То, что кто-то считает правдой, может повлиять на его отношение к определенным вопросам. Например, если вы знаете, что львы опасны, ваше отношение к ним может быть негативным и боязливым.
Аффективный — предполагает чьи-то чувства или эмоции, которые во многом формируют наше отношение. Например, если вы кого-то любите, вы, скорее всего, будете обращаться к нему с позитивным, любящим отношением.
Поведенческий — предполагает чьи-то действия. Наше поведение во многом зависит от нашего отношения. Например, если у нас позитивный настрой, мы с большей вероятностью будем вести себя продуктивно.
Связь между установками и поведением
Процессы, с помощью которых поведение влияет на установки (например, феномен «нога в двери», эффекты ролевых игр)
Феномен «нога в двери» — это происходит, когда кто-то убеждает кого-то сделать маленькие шаги к чему-то, прежде чем они предпримут более крупные и сложные шаги.
Например, если ребенок хочет убедить своих родителей в том, что ему нужна домашняя собака, он может использовать подход «нога в двери» и сначала завести домашнюю рыбку. Затем они получат хомяка, затем более крупного животного, например, кролика. Размер и ответственность, связанные с домашним животным, будут постепенно увеличиваться, пока заведение собаки не перестанет казаться большим делом.
Ролевые эффекты — когда людям присваивается «социальный сценарий», в котором им говорят, как вести себя в конкретной социальной ситуации. Например, Филип Зимбардо провел эксперимент, в котором людям предлагалось разыгрывать разные роли: одних заключенных, а других охранников. Результаты: заключенные стали принимать позу настоящих заключенных, безнадежных и беспомощных. Охранники приняли позу настоящих охранников и вели себя по отношению к ролевым заключенным властно.
Оправдание усилий — это происходит, когда люди меняют свое отношение, чтобы оно соответствовало тому, как они себя ведут. Например, если кто-то подавал заявление в аспирантуру для получения образования, но во время этого процесса ему предложили хорошо оплачиваемую работу в лаборатории, человек может почувствовать давление, чтобы оправдать усилия, которые он приложил для поступления в аспирантуру, решив посещать школу, а не берется за лабораторную работу.
Публичные декларации — это публичное провозглашение убеждений или идей, на которые могло или не могло повлиять внешнее социальное давление. Чем больше мы что-то заявляем, особенно публично, тем больше у нас шансов убедить себя, что мы верим в то, что говорим. Например, на школьном дворе ребенок может публично объявить своему другу: «Низкорослые люди глупы». Если это сообщение поддержат его друзья, он, скорее всего, повторит его, что увеличит его шансы искренне поверить в то, что невысокие люди глупы.
Процессы, с помощью которых установки влияют на поведение
Теория запланированного поведения Исека Айзена утверждает, что поведенческие убеждения человека влияют на его отношение к поведению, которое затем влияет на то, как кто-то решает себя вести.
Например, если кто-то считает, что ему следует вести себя тихо во время посещения церкви, он будет счастлив соблюдать это поведение и, находясь в церкви, вести себя тихо.
Теория когнитивного диссонанса объясняет, что мы чувствуем себя некомфортно, когда придерживаемся двух противоречивых убеждений, взглядов или поведения. Например, человек знает, что курение сигарет вредно для здоровья, но все равно решает закурить. В этом примере убеждение конфликтует с поведением человека.
[PDF] У мозга есть тело: адаптивное поведение возникает в результате взаимодействия нервной системы, тела и окружающей среды
Вне контроля: динамика взаимодействия мозга, тела и окружающей среды в двигательных системах.
В этой главе описывается эволюция генераторов нейронных паттернов для тела шестиногих, представлен нейромеханический анализ динамики эволюционировавших агентов, описывается, как нейронные и биомеханические ограничения структурируют пространство пригодности для этой задачи, и исследуется влияние сетевой архитектуры. .
Мозг в своем теле: управление моторикой и восприятие в биомеханическом контексте
Моделирование движения миноги, насекомых, кошек и саламандр, а также активное вибриссное восприятие у крыс иллюстрируют, что контроль может быть разделен между нервной системой и периферией, что нейронная активность организует степени свободы в биомеханически значимые подмножества и что механика датчиков имеет решающее значение для их работы.
Машинная психология: автономное поведение, перцептивная категоризация и кондиционирование в устройстве на основе мозга.
Дж. Кричмар, Г. Эдельман
Психология, биология
Кора головного мозга
2002
Описана конструкция и работа устройства реального мира на основе мозга, обозначенного как Darwin VII, которое управляется смоделированными компьютером аналогами корковых и подкорковых структур. , который предлагает нейронные механизмы для распознавания инвариантных объектов, категоризации восприятия, зависящей от опыта, обусловливания первого и второго порядка, а также влияние разных скоростей обучения на реакции на аппетитные и аверсивные события.
Устройства на основе мозга для исследования нервной системы и разработки интеллектуальных машин
Дж. Кричмар, Г. Эдельман
Биология
Искусственная жизнь
21045 900 устройства на основе мозга (BBD), то есть физические устройства с симулированной нервной системой, которые управляют поведением, чтобы служить эвристикой для проверки теорий функционирования мозга.
Целый червь: модели мозг-тело-окружающая среда C. elegans
Predicting Adaptive Behavior in the Environment from Central Nervous System Dynamics
A. Proekt, Jane Wong, Yuriy Zhurov, N. Kozlova, K. R. Weiss, V. Brezina
Biology
PloS one
2008
В этой работе предлагается использовать ограничения парной нервной системы для решения обратной задачи — предсказать по динамике нервной системы среду, к которой они адаптированы, и таким образом реконструировать производство адаптивного поведения всей парной нервной системой. система.
Моделирование нейромышечной модуляции при аплизии. III. Взаимодействие центральных моторных команд и периферического модуляторного состояния для оптимального поведения.
Предполагается, что CPG генерирует нерегулярные паттерны срабатывания, которые, тем не менее, гарантируют устойчивую работу в целом за счет действий периферийной модуляторной сети, как часть стратегии кормления методом проб и ошибок в изменчивой, неопределенной среде.
Принципы проектирования и ограничения, лежащие в основе конструкции устройств на основе мозга
J. Krichmar, G. Edelman
Биология, психология
ICONIP
2007
В этой работе утверждается, что интеллектуальная машина нейротомии должна быть ограничена и моделирована нейротомией с помощью следующих принципов: динамику, которая управляет поведением и формирует память, и она должна организовывать немаркированные сигналы, которые она получает из окружающей среды, по категориям без априорного знания или инструкции.
Новое правило пластичности может объяснить развитие сенсомоторного интеллекта
В этой статье дифференциальная внешняя пластичность (DEP) предлагается в качестве нового синаптического правила для самообучающихся систем и применяется к ряду сложных роботизированных систем в качестве тестового примера, демонстрируя, казалось бы, целенаправленную адаптивное ритмическое поведение.