Познавательные функции: Познавательные функции, системы восприятия, психомоторные навыки. | План-конспект занятия по психологии (10 класс):

Содержание

Познавательные процессы — структура и функции, классификация

Познавательные процессы – важнейшая часть человеческой деятельности. Собственно, человек является самим собой лишь постольку, поскольку у него развиты психические познавательные процессы. Издавна люди, у которых нарушена или снижена познавательная способность, считались неполноценными, и клеймо «недееспособного» в умственном смысле считалось величайшим позором – гораздо больше, чем наличие каких-то физических увечий.

Со временем медицинские термины, обозначающие умственную неполноценность или болезни, с которыми она связана, вышли за пределы науки и попали в разряд серьёзных оскорблений. Это говорит о том, насколько сильно ценились познавательные процессы с древних времён.

Психология познавательных процессов

Человеческая психика – сложнейшая структура, которая обеспечивает получение и обработку новой информации; она позволяет руководить поведением человека, принимать верные (равно как и ошибочные) решения и создаёт наш внутренний мир. Познавательные процессы связывают человеческую личность с реальным миром и позволяют с ним взаимодействовать.

Можно сказать, что всё содержание психики человека – это результат его познавательной деятельности. Психика – это отражение окружающего мира, а именно тех его элементов, с которыми эта личность взаимодействовала.

Чтобы понять важность познавательных процессов для человека, следует вспомнить, какая часть мозга за них отвечает. Это прежде всего серое вещество, которое обеспечивает высшую нервную деятельность. Эта структура является отличительной частью мозга позвоночных животных, и по мере эволюционного развития доля серого вещества неуклонно росла. У низших позвоночных (рыб, земноводных) серое вещество занимает небольшую часть мозга и действует как своеобразная надстройка, способствующая лучшей выживаемости животного. А вот у высших приматов, в том числе у человека, серое вещество представляет собой основную часть мозга, по сравнению с которой более «древние» части имеют незначительные размеры. Эти высшие представители животного мира отличаются и чрезвычайно высоким уровнем психических познавательных процессов. Познание реальности и управление ею из «приятного бонуса» превратилось в жизненную необходимость и основной вид психической деятельности.

Нарушение познавательных процессов действительно делает человека в той или иной степени неполноценным, несамостоятельным. Лёгкие нарушения не позволяют человеку занять достойное место в обществе, получить хорошую работу и достичь приемлемого уровня жизни. А более серьёзные нарушения и вовсе могут угрожать физическому здоровью и жизни.

Структура и функции

Познавательные процессы в психологии считаются самыми «молодыми». Даже центры этих процессов расположены в неокортексе – самой молодой части коры головного мозга, за исключением центров внимания и памяти.

Однако эти процессы одновременно являются и чрезвычайно важными для человека, поскольку выполняют ряд необходимых функций:

  • Приём новой информации и её дифференциация, для чего имеются разные каналы поступления информации (зрительный, слуховой, обонятельный и т. д.).
  • Обработка первичной информации и создание целостных субъективных образов.
  • Хранение информации.
  • Установление связей между разными видами сенсорной информации, понятиями, образами, а также связей между новой информацией и уже имеющейся.
  • Создание понятий и знаков, установление закономерностей между явлениями и процессами окружающего мира; знаки также используются для коммуникации, что является основой речи.
  • Создание стратегии поведения и его мотивов.
  • Формирование целей и перспективных задач деятельности.
  • Способность предвидеть результаты действий и планировать своё поведение.

Уровень интеллекта человека определяется тем, насколько эффективно его познавательные процессы выполняют свои функции. Познание окружающего мира, конечно же, не происходит стихийно и хаотично.

Оно имеет определённую структуру и состоит из нескольких этапов:

  • Вначале мозг получает новую информацию и обрабатывает полученные данные.
  • Затем пользуется методами анализа, синтеза, сравнения и обобщения.
  • Полученные сведения запоминаются и сохраняются.
  • Из полученной информации создаётся новая – в виде образов и понятий.
  • Наконец, на высшем уровне познания осуществляются сложные операции с данными, в том числе и прогностического характера.

Виды познавательных психических процессов

Познавательные процессы возникли не все сразу, и различные животные в разной степени приспособлены к познавательной деятельности. Познавательные процессы в психологии делятся на низшие и высшие.

К первой группе относятся сенсорно-перцептивные функции, а именно – ощущения, восприятие и представления. Эти процессы доступны не только человеку, но и животным; однако если у животных они являются максимальной степенью познания, то у человека – лишь начальной. Вместе с тем эти старейшие функции познания самые надёжные и эффективные, поскольку обеспечивают поступление любой информации.

Ко второй группе относятся мышление, воображение, речь и творчество. Это именно те функции познавательной деятельности, которые свойственны только человеку. Они организуются и управляются сознательно. Низшие познавательные функции делают их обладателя пассивным наблюдателем событий окружающего мира, а высшие функции позволяют активно участвовать в этих событиях, изменять мир и создавать новые.

Среди процессов познания существуют и ещё два, также очень древних по происхождению и свойственных даже достаточно примитивным существам. Это внимание и память. Они играют вспомогательную роль и обслуживают все остальные познавательные функции.

Классификация познавательных процессов

Познавательных процессов достаточно много, и их первичная классификация была приведена ранее. Теперь пришла пора описать их более подробно.

Ощущения

Это наиболее первичный и примитивный вид познавательных процессов. Это сигналы, которые воспринимаются органами чувств. Они дают нам представление об отдельных свойствах предметов – температуре, цвете, звуке, вкусе и т. д. Ощущения не могут дать целостную картину мира, к тому же они сиюминутны: когда заканчивается контакт органа чувств с предметом, ощущение пропадает.

Обычно мы говорим о пяти видах ощущений: зрение, слух, вкус, обоняние и осязание. Романтики могут попытаться описать ещё и некое «шестое чувство». В действительности ощущений у человека гораздо больше. Их даже принято делить на три группы. Первая – это те самые пять чувств, которые дают мозгу информацию о внешнем мире. Вторая группа – это ощущения, идущие от внутренних органов (чувство голода, жажды, боли, сердцебиения и др.). Третья группа – ощущения, идущие от мышц: данные о положении тела в пространстве, движении, напряжении мышц и др.

В результате экспериментов удалось даже создать искусственные органы чувств, которые позволяют человеку, к примеру, ощущать электрическое поле.

Ощущения человека и животных неодинаковые – как по степени развитости, так и по видам. Например, у рыб существует боковая линия – орган, воспринимающий вибрации и движение воды. Зрение многих животных позволяет воспринимать ультрафиолетовые и инфракрасные лучи, но в то же время им недоступны некоторые цвета из тех, что видит человек.

Восприятие

Это то, с чего для человека начинается собственно познание. Ведь ощущения в чистом виде чаще всего нами не осознаются. Процесс восприятия ещё именуется перцепцией. Он позволяет отражать мир в целостных образах, хотя по-прежнему носит лишь сиюминутный характер – мы воспринимаем дерево только тогда, когда видим его.

Восприятие тоже во многом связано с органами чувств, как и ощущения. Поэтому можно говорить о слуховых, зрительных, вкусовых, обонятельных и осязательных образах. Однако наиболее изучены только первые два, поскольку зрение и слух являются основой нашего понимания и изучения мира. Но помимо них, у нас имеются и более сложные восприятия: времени, движения, пространства. Последнее, конечно, связано с визуальными ощущениями, однако имеет свою специфику.

Вместе с тем восприятие – более сложный процесс, чем просто ощущения. Он связан со способностью мозга к синтезу и анализу. Сначала мозг фиксирует воздействие и различает его среди других воздействий, затем сравнивает с имеющимися в памяти образами и создаёт новый целостный образ.

Восприятие связано с деятельностью человека и его общим психическим состоянием. Поэтому при разном настроении мы воспринимаем одни и те же объекты несколько по-разному. Острота восприятия зависит также и от сенсорного опыта: чем больше чувственных образов хранится в памяти, тем более разнообразным является восприятие. Обладатель богатого сенсорного опыта различает огромное количество оттенков цветов, среди беспорядочного городского шума способен вычленить какой-то конкретный звук (например – пение птицы), может чувствовать едва различимые запахи и выделять в них отдельные компоненты.

Представления

Это образы предметов или явлений, которые не оказывают в данный момент никакого воздействия на наши органы чувств. Эти образы хранятся в памяти и извлекаются оттуда в нужный момент – например, тогда, когда необходимо сравнить текущие ощущения с прошлым сенсорным опытом. Представления тоже связаны с органами чувств, поэтому могут быть зрительными, слуховыми, двигательными и т. д. Но представления также разделяются по своему функциональному содержанию: они могут быть техническими, музыкальными, топографическими и другими.

Мышление

Это высшая познавательная функция, которая оперирует обобщёнными образами и понятиями. Результатом мышления является получение новых знаний, которые невозможно получить с помощью чувственного опыта. Этот процесс познания основан на таких операциях, как анализ, синтез, сравнение и обобщение. Сравнивая различные элементы полученной (в данный момент или ранее) информации, мозг приходит к определённым выводам, которыми и являются новые знания, более глубокая информация о предмете.

Мышление делится на три уровня, которые у человека развиваются постепенно по мере взросления:

  • Наглядно-действенное мышление – элементарный вид, при котором мыслительные операции осуществляются прямо в момент физической (предметной) деятельности.
  • Наглядно-образное – оперирует как конкретными, так и абстрактными образами.
  • Абстрактно-логическое – высший уровень мышления, при котором задействованы такие инструменты, как символы, понятия и знаки.

У современного взрослого человека в мыслительном процессе задействованы все три уровня. Однако у маленьких детей развито только наглядно-действенное мышление, а у подростков появляется также наглядно-образное. Точно так же развивалась мыслительная деятельность в процессе эволюционного развития человека. Установлено, что у высших приматов тоже имеется наглядно-действенное, а иногда и наглядно-образное мышление.

Наглядно-образное мышление не является высшим уровнем мыслительной деятельности, однако именно оно – основа творчества, которое представляет собой высшую ступень процесса познания.

Воображение и творчество

Воображение отвечает за рождение новых образов в нашем мозге. Поэтому оно является основой творчества. Воображение и творчество – это уже исключительно человеческая форма мыслительной деятельности, и она не встречается даже у высших приматов (горилл, шимпанзе). Именно воображение ответственно за создание нашего «внутреннего мира», который может и не соответствовать миру внешнему, а может стать основой преобразования этого внешнего мира.

Можно сказать, что с помощью воображения человек максимально оторвался от природы и погрузился в создание собственных миров и жизнь в них. Вместе с тем воображение является частью нашей природы и закономерным результатом развития человеческого организма.

Механизм воображения таков, что создаваемые нами образы никогда в точности не соответствуют реальным, даже если мы представляем то, что многократно наблюдали в реальности. Элементы прежнего опыта накладываются на создаваемый образ в определённой степени хаотично, даже если мы пытаемся контролировать этот процесс.

Тем не менее образы могут различаться по степени новизны и оригинальности, из-за чего выделяют два типа воображения:

  • Репродуктивное – отвечает за воспроизведение элементов реальности по некоторому образцу.
    Например, это позволяет представить животное по описанию, механизм по чертежу. Чем больше сила воображения и объём имеющихся знаний, тем в большей степени созданный образ будет соответствовать реальности.
  • Творческое – отвечает за создание оригинальных образов, отсутствующих в действительности. Но в какой момент воображение становится творчеством? По-видимому, это происходит тогда, когда воображаемые образы воплощаются в реальности: скульптор создаёт новое произведение, художник пишет картину, писатель выпускает книгу и т. д. В этот момент внутренний мир человека, построенный воображением, как бы вторгается в реальность и изменяет её.

Речь

Это тоже высший процесс познания. Считается, что членораздельная речь доступна только человеку, хотя научные исследования это опровергают: обезьяны способны общаться друг с другом и с людьми с помощью «йеркиша» — специально разработанного символьного языка, а также с помощью языка жестов. Высшие приматы даже способны самостоятельно изучать эти языки и обучать им друг друга. Шимпанзе вполне способны были бы овладеть и устной человеческой речью, но им не позволяет сделать это строение голосового аппарата.

Речь – это система обмена информацией с помощью знаков. Но это не просто утилитарная структура, а важный инструмент познания. В речевой форме протекает логическое мышление, которое является высшей формой познания; элементами логического мышления являются слова и другие абстрактные знаки.

Речь организует человеческое мышление и стимулирует его. Замечено, что если глухонемого человека не обучить специальному языку, то его мышление останется на уровне трёхлетнего ребёнка.

Даже процесс восприятия связан с речью. Так, воспринимаемый объект нужно как-то обозначить, чтобы «принять» её в своём сознании. А чтобы решить сложную проблему, надо обозначить непонятные задачи с помощью специальных слов-знаков.

Внимание

Это не что иное, как концентрация на предметах, явлениях и внутренних состояниях. Внимание необходимо, чтобы воспринимать что-то определённое. При этом сознание в данный момент не замечает то, что не связано с решаемой задачей. Внимание является вспомогательным процессом, обеспечивающим работу других функций познания.

Внимание бывает непроизвольным и произвольным. В первом случае человека привлекает что-то яркое и необычное, то есть те или иные раздражители. Такое сосредоточение не зависит от наших усилий и происходит как бы «само по себе». А во втором случае сосредоточение происходит целенаправленно, и внимание фиксируется на предметах, не представляющих сиюминутного интереса. Значимость объектов в данном случае определяется целями и задачами нашей деятельности. Сложный текст учебного пособия или рабочий процесс – всё это менее интересно, чем какое-нибудь развлечение, но нам приходится сосредоточиваться именно на них, чтобы достичь какой-то важной цели.

Внимание отвечает за избирательность нашего сознания в целом. Оно даже может формировать человеческую индивидуальность: так, при взгляде на красиво оформленное блюдо художник обратит внимание на его внешний облик, повар – на состав блюда и его питательность, а маркетолог – на возможную стоимость его в ресторане или магазине.

  Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста, напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.

научное описание, объяснение, понимание, научное предсказание

Познавательная функция научных знаний проявляется как:

— описание,

— объяснение,

— понимание

— прогностическая функции.

Описание— функция научного знания, состоящая в фиксации данных эксперимента или наблюдения, с помощью определенной системы обозначений, принятых в данной науке. Входит в состав эмпир уровня. На стадии описания происходит упорядочение материала. В современной науке описание в ряде случаев заменяется математ наукой.

Требования к описанию: точность и однородность

Виды описания:

эмпирическое— результат переработки чувственного материала в формы высказываний,

теоретическое – логическое воспроизведение существенных связей и отношений объектов.

Разновидность описания: графики и рисунки.

«-« описания: допускается неточность (субъект осуществляет описание), чтобы избежать недостатки проводятся корректировки, стандартизация и контроль инструмент методов.

Объяснительная функция – функция научного познания, предполагающая раскрытие сущности изучаемого объекта.

Наиболее развитая форма научного объяснения – объяснение на основе теоретических законов. В науке широко используется форма объяснения, заключающаяся в установлении причинных, генетических, функциональных, других связей.

В современной методологии научного познания наиболее широкой известностью пользуется дедуктивно-номологическая модель

научного О. Она представляет собой логический вывод, посылки которого называются экспланансом, а следствие — экспланандумом. Эксплананс должен включать в себя по крайней мере одно общее утверждение, а экспланандум должен логически следовать из эксплананса. В общем случае в эксплананс может входить несколько общих и единичных утверждений, а вывод — представлять собой цепочку логических умозаключений. Объяснение согласно данной модели состоит в подведении объясняемого явления под закон природы.

Если для О. природных событий и фактов используется дедуктивно-номологическая модель, то для общественных наук, имеющих дело с О. человеческих действий предлагаются иные формы О. Так, в области истории используется рациональное объяснение. При О. поступка некоторой исторической личности историк старается вскрыть те мотивы, которыми руководствовался действующий субъект, и показать, что в свете этих мотивов поступок был рациональным (разумным). Рациональное О. сталкивается с существенными трудностями:

— Во-первых, не ясно понятие рациональности, на которое должен опираться историк при О. поступков исторических личностей. Историк не может руководствоваться тем стандартом рациональности, который принят в его время.

Во-вторых, люди чаще всего действуют без всякого расчета — под влиянием импульса, желания, страсти.

Поэтому модель рационального О. может быть использована для О. сравнительно небольшого числа человеческих поступков.

Гораздо большую сферу охватывает телеологическое, или интенциональное, О. Интенциональное О. указывает не на рациональность действия, а просто на его интенцию, на цель, которую преследует индивид, осуществляющий действие.

Логической формой интенционального О. является т.наз. «практический силлогизм». Одна из посылок практического вывода говорит о некотором желаемом результате, или о цели, другая посылка указывает средства достижения этой цели. Выводное суждение представляет собой описание действия. Поэтому силлогизм и называется «практическим».

Понимание — присущая сознанию форма освоения действительности, означающая раскрытие и воспроизведенение смыслового содержания предмета. Понимание может быть научным и вненаучным. Вненаучные методы – понимание языка, других людей в диалоге, понимание социальных норм – складывается в непосредственном жизненном процессе.

В науке же понимание предполагает использование специальных методологических правил и представляет как интерпретация.

Типичными видами научно-теоретического понимания являются:

— историческое понимание (понимание прошедших эпох)

— философское понимание (интерпретация инокультурных символов и метафор, перевод и истолкование других текстов),

— понимание в социально-антропологических исследованиях (понимание иных форм жизни, культурных норм и ценностей),

— понимание в естествознании (понимание микрообъектов и интерпретация формализмов научных теорий)

Особенности механизмов понимания, в том числе научного, представлены в современной герменевтике. Она призвана дать ответ на основополагающий философский вопрос: Как возможно понимание окружающего мира,

Научное знание не только объясняет факт или явление, но, может их предсказать. Чем полнее, глубже будет реализована функция объяснения, тем надежнее, точнее будет предсказание. Между предсказанием, объяснением как важнейшими функциями научного знания существует глубокая взаимосвязь. Чтобы создать научное знание, которое могло бы активно служить практике, надо не только знать, что, как происходит в настоящем, но, предвидеть ход будущих событий, выявить их тенденции, закономерности. Предсказание может быть сделано, на основании закона, гипотезы, простого эмпирического обобщения. Характерная особенность предсказания заключается в том, что оно всегда относится к неизвестным событиям: либо к тем объектам и ситуациям, которые еще не существуют в настоящем и лишь возникнут в будущем, либо к объектам, которые уже существуют, но еще не стали предметом наблюдения или эксперимента.

В настоящее время прогностическая функция научного знания становится все более практико-ориентированой.

8 юнгианских функций: роли, образы и характеристики

Содержание

I. Аналитический подход к 8 функциям

II. Целостный подход: «Функциональные роли»

Fi: «Оценивание»

Fe: «Соединение»

Ti: «Рассуждение»

Te: «Структурирование»

Ni: «Видение»

Ne: «Образование»

Si: «Стабилизация»

Se: «Опыт»

Доктор А.Дж. Drenth

В своем посте «Типология 101» я представил обзор восьми предпочтений Майерс-Бриггс (E, I, S, N, T, F, J, P). Хотя предпочтения могут быть полезны для определения вашего типа личности и получения общего представления о типах, они не дают нам всей истории. Также очень важно развить понимание восьми функций.

Примерно до 2018 года я использовал исключительно концепции Карла Юнга (например, «Интровертная интуиция») при работе с функциями. Однако в какой-то момент я начал видеть потенциальные преимущества представления функций с точки зрения их основных ролей , которые я с тех пор стал называть «функциональными ролями».

Преимущество функциональных ролей в том, что они предоставляют информацию о богатстве в единой концепции (например, Fi как «оценка»). Их также можно сочетать с символическими изображениями, которые ускоряют и помогают пониманию:

Однако этот подход не лишен недостатков. Если имя, назначенное функциональной роли, не находит отклика, люди могут потерять интерес или ассоциировать себя с неправильным типом или функцией. Исключительное использование функциональных ролей может также привести к игнорированию важных деталей и нюансов, связанных с концепциями Юнга.

По сути, мы имеем дело с компромиссом между логической структурой юнговской терминологии и непосредственным целостным впечатлением от функциональных ролей; это дилемма левого и правого полушарий. Но поскольку оба подхода имеют свои достоинства, я готов предоставить каждому место за столом.

В этом посте мы рассмотрим основные особенности функций как с аналитической, так и с целостной точки зрения. Надеемся, что это обеспечит более полное и осмысленное понимание функций, чем любой подход сам по себе.

I. Аналитический подход к 8 функциям

Мое понимание функций было в значительной степени основано на интенсивном изучении аналитической работы и работ Юнга, Майерс-Бриггс и их предшественников. Итак, я хотел бы начать с краткого обзора того, что я считаю ключевыми концептуальными категориями, которые отличают восемь функций. Хотя это обсуждение ценно само по себе, оно также послужит необходимой теоретической базой для понимания функциональных ролей, которые мы обсудим позже в этом посте.

Скрытый или явный?

Скрытые/интровертные функции : Ni, Si, Ti, Fi

Выраженные/экстравертные функции : Ne, Se, Te, Fe

Это различие довольно очевидно и легко для понимания. Экстравертные (Э) функции по определению направлены наружу , тогда как интровертные (I) функции направлены внутрь . Экстравертные функции более явно выражены и их легче наблюдать. Интровертные функции, будучи в значительной степени скрытыми, труднее различить извне.

Как я уже отмечал в другом месте, это может привести к неправильному пониманию интровертов, поскольку их доминирующая функция, которая является интровертной по своей природе, не сразу обнаруживается или распознается. Вместо этого люди обычно сталкиваются с экстравертной вспомогательной функцией интровертов, которая не является ни самой сильной, ни самой предпочтительной функцией. В любом случае, это важно понимать, когда общаешься с интровертами и печатаешь их.

Суждение или восприятие?

Судейские функции : Ti, Fi, Te, Fe

Функции восприятия : Ni, Si, Ne, Se

Функции суждения помогают нам принимать решения и делать выводы. Они связаны с желанием контролировать, предсказывать, упорядочивать или иным образом формировать ход вещей. При использовании функции суждения мы можем закрыться от новой информации (т. е. перестать воспринимать) в надежде продвинуться к цели, ответу или решению.

Функции восприятия отвечают за получение или извлечение информации. Наблюдение за птицами, обоняние цветов, чтение романов и припоминание чего-либо по памяти являются примерами деятельности восприятия. Воспринимающие функции менее заинтересованы в активном формировании или контроле и, таким образом, могут рассматриваться как более пассивные, чем их оценочные аналоги.

Функции суждения и восприятия могут быть скрытыми (I) или выраженными (E). Типы с предпочтением суждения (J) внешне выражают суждение через Fe или Te и поэтому могут казаться более твердыми, серьезными и прямолинейными. Типы с предпочтением восприятия (P) демонстрируют Se или Ne и часто кажутся более непринужденными, открытыми и гибкими.

Автономный или общий?

Автономный : Fi, Ti

Общий : Fe, Te

Эта категория обсуждается реже, чем первые две, но связана с вековым различием между индивидуумом и коллективом. Хотя особенности будут различаться в зависимости от того, обсуждаем ли мы мышление или чувство, основная структура остается неизменной.

Fi и Ti, используемые главным образом FP ​​и TP соответственно, являются автономными функциями, поскольку их причины (Ti), ценности (Fi) и методы выводятся изнутри. Следовательно, их суждения могут временами казаться более своеобразными или неортодоксальными, чем суждения Fe или Te.

Будучи экстравертными функциями, Fe и Te, используемые в основном ФД и ТД, ориентированы на общие или коллективные нормы. Fe согласуется с нормами F, такими как социальные обычаи, манеры, жесты и т. д. Его суждения также имеют более сильную межличностную направленность, чем суждения Fi. Суждения направляются и основываются на заранее установленных технических, научных, юридических или организационных стандартах. В то время как Ti склонен изобретать свои собственные стандарты и методы, Te обычно верит, что стандартные процедуры существуют не просто так, а именно потому, что они доказали свою фундаментальную надежность и надежность.

Читая это, можно подумать, что Ti и Fi немного бунтарские, а Te и Fe более послушные. Я не думаю, что это совсем неправильно, особенно если мы тщательно очерчиваем контекст, в котором это верно (например, Ти более бунтарский или «свободомыслящий» в вопросах T, Fi в вопросах F). Тем не менее, когда дело доходит до идей, интуиция (N) тесно связана с оригинальностью и нестандартностью, а это означает, что NJ также склонны к неортодоксальности, даже если они не носят ее на рукаве.

Наконец, хотя и могут быть некоторые способы, которыми функции S и N можно классифицировать как автономные или общие, это различие, на мой взгляд, более применимо к функциям суждения. Воспринимающие функции лучше описываются в терминах конвергенции и дивергенции, которые мы сейчас обсудим.

Сходящийся или расходящийся?

Конвергентное : Ni, Si

Дивергентное : Ne, Se

Эта категория сосредоточена на объеме и продолжительности восприятия. Юнг иногда описывал интровертный подход как интенсивный и экстравертный подход как экстенсивный . Другими словами, интроверты, как правило, проводят больше времени, сосредотачиваясь на чем-то одном, в то время как экстраверты фокусируются на более коротком и разнообразном.

Как Ni, так и Si преуспели в извлечении из опыта, чтобы сформировать последовательное и надежное мировоззрение. Они просеивают свое восприятие, чтобы достичь согласованного и конвергентного понимания. Затем это понимание служит как ориентиром для жизни, так и линзой для интерпретации нового опыта. Сходящиеся операции Ni и Si могут в некоторых отношениях сделать их похожими на оценивающие функции. Но это только в том случае, если мы заходим слишком далеко в идее «закрытия равного суждения» и не в состоянии признать, что лежащий в основе метод Ni и Si остается перцептивным по своей природе.

С другой стороны, Ne и Se хорошо рассматриваются как расходящиеся функции. Они тонко распределяются по разнообразным сенсорным переживаниям (Se) или абстрактным идеям/возможностям (Ne). В отличие от Ni и Si, они меньше озабочены или умеют отсеивать свое восприятие. Вместо этого их привлекает новизна, они постоянно расширяют свой список впечатлений или воображаемых возможностей.

II. Целостный подход: «Функциональные роли»

Аналитические критерии функций, которые мы только что обсуждали, являются основой, из которой возникло мое понимание функциональных ролей. Кроме того, я использовал следующие критерии при выборе дескрипторов для каждой функции:

  • Дескриптор должен представлять собой легко узнаваемую человеческую роль или деятельность.
  • В целях экономии каждой функции будет присвоен только один дескриптор.
  • Дескриптор должен отражать наиболее существенные, значимые или отличительные особенности каждой функции.

Важно понимать, что функции не работают изолированно. Каждый тип личности регулярно использует все четыре свои функции. Из-за этих взаимодействий мы часто видим сходство между типами, даже если они используют разные группы функций. Две (или более) функции могут комбинироваться для создания эффекта, напоминающего эффект другой функции (например, Ni и Se объединяются таким образом, что имитирует Ne).

Следующие снимки функциональных ролей не следует рассматривать как исчерпывающее описание функций. По этой причине я разместил под каждым описанием ссылки на страницы, содержащие дополнительную информацию. Моя основная задача здесь — помочь читателям понять смысл дескрипторов и изображений.

Интровертная интуиция (Ni): «Видение»

Интуитивные (N) суждения (J) используют интровертную интуицию (Ni) в качестве своей доминирующей или вспомогательной функции.

Часто говорят, что люди больше полагаются на зрение, чем на другие органы чувств. Это кажется особенно верным для типов INFJ и INTJ, многие из которых приписывают сильный визуальный элемент своему познанию, думая не столько словами, сколько образами. Это согласуется с описанием Юнгом типов Ни как художников или «провидцев». Этим понятиям присущ ярко выраженный визуальный характер, поэтому термины, связанные со зрением — предвидение, озарение, визионерство и т. д. — часто ассоциируются с INJ.

Зрительная природа Ni связана с низшим экстравертным восприятием (Se) у INJ, которое также является зрительной функцией. Разница в том, что Se настраивается на специфику и детали окружения, а Ni больше заботится о формировании целостного впечатления и вникании в ситуацию.

Помимо буквального видения вещей мысленным взором, Ni «видение» также относится к пониманию. Это понимание может быть результатом взгляда с высоты птичьего полета (т. е. отступления назад, чтобы увидеть «общую картину») или заглянуть глубже поверхности вещей. В то время как экстравертная интуиция (Ne) образует широкую сеть связей, Ni обычно предпочитает глубину широте, преследуя основополагающие идеи и объяснительные теории.

Ni «Видение» способствует эффективности NJ в качестве идейных лидеров, теоретиков, руководителей, советников, советников, консультантов и т.п.

Подробнее об интровертной интуиции (Ni)→

Интуитивные (N) воспринимающие (P) типы используют экстравертную интуицию (Ne) в качестве своей доминирующей или вспомогательной функции. Как мы уже обсуждали выше, Ne — это дивергентная форма интуиции, специализирующаяся на генерировании множества идей, связей и возможностей. Вынужденные исследовать все доступные варианты и возможности, принятие твердых и окончательных решений может быть особенно сложным для НП.

Согласно Википедии, дивергентное мышление — это «мыслительный процесс или метод, используемый для генерации творческих идей путем изучения множества возможных решений». Из-за способности Ne колоссально создавать новые и беспрецедентные связи, NP превосходят другие типы по нескольким показателям креативности.

Merriam-Webster определяет «идеирование» как «формирование идеи или концепции». В искусстве идея относится к ранним стадиям творческого процесса, который исследуется посредством набросков, прототипирования или мозгового штурма. Кажется, это идеально отражает роль Ne, заключающуюся в генерации идей и концептуальных возможностей.

Вербальное выражение Не часто напоминает мозговой штурм вслух. Во время выступления НП не всегда может показаться, что они «имеют смысл», поскольку они блуждают от одной идеи к другой. Другим типам Нэ может показаться случайным, отвлекающим, причудливым или взбалмошным.

Ne также любит представлять и размышлять о , что могло бы быть . Его интерес к предвидению будущих возможностей дает НП хорошее чутье в таких областях, как искусство, дизайн, маркетинг, изобретательство и предпринимательство.

Подробнее об экстравертной интуиции (Ne)→

Интровертное Чувство (Fi): «Оценивание»

Чувствующие (F) воспринимающие (P) типы используют Интровертное Чувство (Fi) либо как свою доминирующую, либо как вспомогательную функцию. Как мы обсуждали ранее, Fi направлен внутрь себя, ориентируясь и управляя личными чувствами и ценностями на независимой основе. В то время как Fe полагается на других в плане эмоциональной поддержки и родства, Фай более автономен в решении эмоциональных вопросов. Когда ПЛ все же решают выразить свои чувства и ценности, они часто делают это косвенно, будь то через активные (S), творческие (N) или рациональные (T) каналы.

Как подробно описано в моей книге My True Type , каждая из восьми функций может рассматриваться как имеющая собственный набор значений. Тем не менее, я решил описать Fi как «ценный» по нескольким причинам. Во-первых, Fi больше, чем любая другая функция, имеет естественную оценку самой жизни, особенно таких вещей, как природа, дети и животные. Никому не нужно учить FP о ценности и святости жизни, потому что они уже чувствуют это на глубоком, врожденном уровне. В самом деле, многие распространенные причины FP — благополучие детей, защита окружающей среды, вегетарианство, права животных и т. д. — являются просто расширениями их основных ценностей Fi.

FP также используют свои личные ценности в качестве компаса для навигации по жизни. Хотя ценности Fi могут пересекаться с коллективными ценностями Fe, FP будут противоречить культурному зерну, если с ними что-то не так. Признавая важность свободы следовать своим собственным ценностям, ПС, как правило, рады предоставить такую ​​же свободу другим. Они также склонны ценить разнообразные выражения и образы жизни, возникающие, когда люди (и культуры) маршируют в такт своему собственному барабанщику.

Подробнее об Интровертном Чувстве (Fi) →

Чувствующие (F) осуждающие (J) типы используют Экстравертное Чувство (Fe) в качестве доминирующей или вспомогательной функции. Экстравертная природа Fe иллюстрируется тем фактом, что FJ являются наиболее эмоционально экспрессивными и коммуникативными из всех типов.

Как мы уже упоминали ранее, Fe менее эмоционально автономен, чем Fi. Это верно в двух смыслах. Во-первых, Fe быстрее обращается к другим за эмоциональной поддержкой. Во многих отношениях простой разговор о своих эмоциональных проблемах кажется терапевтическим для FJ. Во-вторых, Фе всегда внимательно следит за социальными нормами, чтобы определить «социально приемлемые» слова или эмоции для данной ситуации. Они часто отодвигают свои собственные эмоции на второй план (при условии, что знают о них), чтобы убедиться, что они сливаются с социальным контекстом. Хотя это может показаться недостоверным или неискренним для типов Fi, это помогает установить социальную сплоченность и связи, которые важны для FJ.

Помимо того, что Fe приспосабливается к социальному контексту, он отлично умеет читать и отражать эмоции других. Это делает его мощным инструментом для достижения главной цели Фе: установления эмоционального взаимопонимания с другими. Без прочной межличностной связи остальная часть программы Fe — консультирование других, повышение морального духа, достижение консенсуса и т. д. — может оказаться неэффективной.

Fe также вдохновляет FJ замечать и удовлетворять потребности других. FJ хотят знать, что все ладят и относятся к ним гуманно и гостеприимно. Им также нравится давать советы и советы, особенно по духовным, личным или межличностным вопросам 9.0003

Подробнее об Экстравертном Чувстве (Fe) →

Интровертное Мышление (Ti): «Рассуждение»

Мыслящие (T) воспринимающие (P) типы используют Ti в качестве своей доминирующей или вспомогательной функции. Полезно думать о Ti как о врожденной склонности к логическим рассуждениям — будь то пространственные, математические или другие. Читатели, которые являются школьными учителями, вероятно, знакомы с понятием «чувство чисел» и с тем, что у одних учеников оно естественно сильнее, чем у других. Точно так же логическое мышление является второй натурой для TP, позволяя им самостоятельно решать логические задачи. TP (особенно ITP) — это ваш типичный тип «сделай сам» или «действуй в одиночку», поэтому в нашем предыдущем обсуждении я классифицировал Ti как 9.0029 автономная функция по отношению к Te.

«Рассуждение», согласно Оксфордскому словарю, включает в себя «мышление, понимание и формирование суждений посредством логического процесса». Более того, термин «разум» долгое время ассоциировался с философской дисциплиной, и многие известные философы, вероятно, были INTP. Философия также служила убежищем для «свободомыслящих», для тех, кто был достаточно смел, чтобы тщательно исследовать предположения даже самых широко распространенных верований или парадигм. Это подчеркивает критический и исследовательский характер мышления Ти (особенно в партнерстве с Не), который я подробно обсуждаю в двух своих книгах INTP.

Тем не менее, мы должны быть осторожны, чтобы не слишком склонить наш взгляд на Ti в сторону абстракции NTP. Правда в том, что Ti так же актуален и полезен для решения практических (S) задач, как и для абстрактных (N); STP, как правило, больше внимания уделяют первому, а NTP — второму. Спортсмены STP, хирурги и механики, например, используют рассуждения Ti для принятия решений о конкретной ситуации, стоящей перед ними. НПТ применяют Ti более абстрактно — воздействуя на идеи, теории, проекты и т. д.

Подробнее об интровертном мышлении (Ti) →

Мыслящие (T) и оценивающие (J) типы используют экстравертное мышление (Te) в качестве своей доминирующей или вспомогательной функции. В межличностном плане Te включает внешнее выражение рациональных суждений и утверждений; TJ буквально «думают вслух». Выражаясь твердо и откровенно, они ваши типичные «прямострелы».

Te направлен на рациональное понимание внешних систем/структур, диагностику их недостатков, а также на то, чтобы сделать их более эффективными и действенными. Дома Те может контролировать такие действия, как планирование, маркировка, организация и финансы. На рабочем месте его можно использовать для упорядочения и оптимизации процессов или даже для реструктуризации всей организации. Чтобы сделать это эффективно, Те опирается на эмпирические данные и установленные методы и процедуры.

В отличие от TP, TJ предпочитают не импровизировать, а использовать проверенные способы ведения дел. Тем не менее, NTJ, в частности, будут отказываться от существующих стандартов или работать над их пересмотром, когда это необходимо, но обычно это скорее продукт их интуиции, чем Te.

Умение Te «структурировать» деятельность способствует успеху TJ в работе, которая включает планирование, организацию, картографирование или количественную оценку. Это может включать в себя карьеру в широком спектре областей, таких как право, бизнес, финансы, наука, менеджмент, технологии и т. д.

Узнайте больше об экстравертном мышлении (Te) →

Интровертное восприятие (Si): «Стабилизация»

Сенсорное (S) и оценивающее (J) типы используют интровертное восприятие (Si) в качестве доминирующей или вспомогательной функции. Si доверяет тому, что знает. А то, что он знает, это то, что он вспоминает из прошлого опыта — из воспоминаний, традиций, связей, установившихся порядков и т. д. В отличие от ориентации Не на будущее, ценности и решения Си руководствуются прошлым. Вместо того, чтобы пробовать что-то новое, Си предпочитает не рисковать, придерживаясь устоявшихся убеждений и моделей поведения. Больше, чем другие типы, SJ находят утешение и удовольствие в известном и знакомом. Как я заметил в Мой Истинный Тип :

Растущая привязанность к рутине, привычному и ожидаемому, повторение играет заметную роль в Si. Чем больше SJ повторяют что-то — едят определенную еду, слушают определенную песню и т. д. — тем более симпатичным (или терпимым) это становится… SJ также придерживаются консервативного подхода к своим убеждениям и мировоззрению. Став взрослыми, они часто упорствуют в убеждениях, представлениях и традициях своего детства.

Знакомство дает SJ чувство защищенности и защищенности. Если они могут увековечить прошлое в настоящем и будущем, они знают, чего ожидать, и могут соответствующим образом планировать. Их предпочтение стабильности и предсказуемости способствует лояльности и надежности SJ во всех аспектах жизни — будь то друзья, супруги, родители или сотрудники. На рабочем месте Si помогает с вниманием к деталям, соблюдением установленных правил и процедур и контролем качества. Это особенно полезно в юридических, канцелярских, административных и смежных областях.

Подробнее об интровертном восприятии (Si) →

Чувствительные (S) воспринимающие (P) используют экстравертное восприятие (Se) в качестве своей доминирующей или вспомогательной функции. Обычно ассоциируемый с «пятью чувствами», Se опосредует наши отношения с нашим физическим окружением. С его вниманием к деталям и быстрой интуицией он, несомненно, был (и буквально) спасателем жизни в наши дни охотников-собирателей.

SP-типы чувственны, инстинктивны и обладают аппетитом. Они наслаждаются новыми чувственными переживаниями, материальными удовольствиями и азартом действия. Se стимулируется постоянно меняющимися обстоятельствами и вызовами окружающей среды. Вот почему многим ПЛ нравятся спортивные занятия, которые обеспечивают постоянный поток новых и непредсказуемых вызовов, которые нужно воспринимать и реагировать на них. ПЛ также могут задействовать свою СЭ, выполняя практические задания и проекты, а также экспериментируя с новыми вещами (например, рецептами, расстановкой мебели, модой) и опытом (например, путешествуя).

Эстетические предпочтения Се часто отражают то, что популярно или модно. Некоторые ПЛ развивают дорогой вкус, будь то еда, вино, автомобили или жилье. Эти вещи не только доставляют удовольствие сами по себе, они также могут служить символами статуса, что, как правило, ценят ПЛ.

Благодаря своей способности наблюдать и быстро реагировать на изменения в непосредственной окружающей среде, ПЛ, как правило, получают удовольствие и преуспевают в практической работе: приготовлении пищи, столярных работах, ремонте автомобилей, хирургии, реагировании на чрезвычайные ситуации, личном обучении, косметологии и т. д.

Узнать больше об экстравертном восприятии (Se) →

Узнать больше:

Подробно ознакомиться с каждой из 8 функций можно в нашей последней книге:

Мой истинный тип: уточнение вашего типа личности, Настройки и функции

Похожие сообщения:

Типология 101: Настройки

«Стек функций» (Типология 301)

Основная страница функций

5.3K Акции

Руководство

: Когнитивные функции Юнга | Психология личности

Карл Г. Юнг изначально предложил восемь различных функций с 16 возможными функциональными сочетаниями, что соответствует 16 типам личности.

Каждая функция имеет свое имя, в зависимости от ее положения в стеке:

  1. Доминантная (Герой/Героиня)
  2. Вспомогательная (Хороший Родитель)
  3. Третичная (2)PuellaPuella 0125 Низший (Анимус/Анима)
  4. Противостоящая персона
  5. Ведьма/Сенекс
  6. Трикстер
  7. Демон/29292 Демон/Даймон 90

    Интровертное восприятие (Si)

    Телесные потребности, эстетическое восприятие и символизм в отношении пяти чувств являются отличительными чертами Si. Запах теплой чашки мокко может вызвать воспоминания о чтении в библиотеке в подростковом возрасте.

    Знакомая песня, играющая в супермаркете, может оживить времена, когда вы едете в одиночестве в машине после того, как провели время с предыдущим пламенем. В состоянии стресса Si пытается подавить и заблокировать негативные воспоминания, быстро создавая новые.

    Si является ассоциативной функцией и придает ценность и значение воспоминаниям, которые могут неосознанно всплывать на поверхность для человека. Многие музыканты или поэты имеют Si в своем стеке функций и могут перепрофилировать свои воспоминания для создания эмоционально точных произведений искусства.

    Подобно картотеке, данные хранятся в бессознательном, чтобы их можно было снова использовать, когда того потребует случай.

    Экстравертное восприятие (Se)

    Любители адреналина, искатели острых ощущений и спортсмены с высоким кинестетическим интеллектом используют Se. Настоящий момент во всей его интенсивности имеет величайшее значение, и реальность создается посредством обдуманных движений и мыслей.

    Se получает как можно больше сенсорной информации из окружающей среды, чтобы определить следующий наилучший план действий. В случае сбоя резервная копия будет быстро проконсультирована и запущена в реальный мир.

    Se быстро и автоматически сканирует окружающую среду на наличие возможных возможностей или угроз. Он проактивен, быстро реагирует и безумно искусен в чрезвычайных ситуациях.

    Интровертная интуиция (Ni)

    Видения, «а-ха!» моменты и пиковые переживания — все это столпы Ni. Он ищет целостность, большую картину и, в конечном счете, единство вечно сбивающей с толку природы мира.

    Ни стремится понять все положение дел как единое целое, чтобы предсказать, каким будет будущее (а не может ). Подобно биологической клетке, ядро ​​— это основное видение, которое наметил Ни, а поддерживающие клеточные органеллы — это концепты, которые растут и взаимодействуют, чтобы способствовать росту.

    Вспышки творческого блеска и глубокого понимания приходят к Ni, который разительно отличается от любой другой функции. Чрезвычайно трудно озвучить, как указанные реализации возникли в результате сложной работы внутри разума.

    Экстравертная интуиция (Ne)

    Ne это все о новых идеях, абстрактных связях и бесконечном потоке « Что если? » заявления. Он берет, казалось бы, разрозненные предметы и ловко связывает их вместе.

    Постороннему Не кажется диким, бешеным и слегка сумасшедшим. Посреди мешанины идей Не хочет раздвинуть границы исследования и пройти настолько далеко, насколько это возможно, — для начала даже нет коробки.

    Во время разговора Нэ с готовностью перескакивает с одной косвенно связанной идеи на другую, поэтому беседа о последнем фильме о супергероях может просочиться в более крупные социальные структуры, действующие для персонажей, которые затем могут перейти…

    … прямо к причуде персонажа напоминает человеку другого персонажа из другого фильма, что затем может привести к обсуждению того, чем кинорежиссеры отличаются друг от друга. Случайно и скорострельно, все время.

    Интровертное мышление (Ti)

    Являясь итеративной структурой, стремящейся свести элементы к их базовым основам, Ti распространяет и фильтрует входящую информацию и отсеивает несоответствия с помощью критического мышления. Ти всегда открыт для дебатов, хотя заведомо трудно переубедить или переубедить.

    Индуктивное рассуждение предпочтительнее дедуктивного, так как недостающие звенья между абстрактными явлениями бессознательно соединяются в меняющей форму сети идей Ti.

    Например, при освоении предмета Ти хочет больше, чем просто факты — ему необходимо понимать лежащие в его основе механизмы, нюансы и структуру всей сферы знаний. Этот процесс, естественно, затянут и включает в себя месяцы (или годы) непрерывного одиночества для кристаллизации.

    Серия экспериментов, проведенных в реальности после проб и ошибок, помогает Ти сформулировать более масштабные закономерности и законы, объясняющие непредсказуемую и изменчивую природу реальности.

    Экстравертное мышление (Te)

    Проверенные методологии, измерения и системы — это чашка чая Te. Тэ предприимчив, и он преуспевает в действии, когда вещи работают . Он стремится оптимизировать опыт, упростить процедуры и классифицировать задачи, чтобы продуктивно выполнять их каждый день.

    Расписания с указанием времени окончания и блоков помогают Те эффективно оптимизировать свои повседневные задачи. Они ценят награды, сертификаты и регламентированные академические программы. Статус и признание также плавают в лодке Тэ.

    Te полностью посвящен стратегии и методу и процветает благодаря постоянному совершенствованию ранее существовавших систем. Столкнувшись с проблемой, Те составляет пошаговый план, чтобы исправить и смягчить ошибки по мере их возникновения в режиме реального времени.

    Причинно-следственная природа научного метода является квинтэссенцией Те процесса, посредством которого переменные ясны, а конечный результат может быть адекватно измерен.

    Интровертное чувство (Fi)

    Моральные суждения, незыблемые ценности и явные симпатии/антипатии — вот что подпитывает Fi. Он яростно защищает людей и идеи, которые ему дороги и которые он считает значимыми или важными.

    В первую очередь он ищет мира внутри себя и высоко ценит подлинность. Что касается поведения, Fi превыше всего ценит последовательность и этичность. Он может поставить себя на чье-то место, поэтому понимает значение эмпатии.

    Приобщиться к «бессмысленным» тенденциям сродни совершению фантастического самоубийства, поскольку это означало бы принятие коллективного мышления или вкуса — истинное разочарование и предательство истинного «я».

    Системе ценностей Fi могут потребоваться годы или десятилетия, чтобы полностью созреть и укрепиться. После окончательного внутреннего подтверждения указанных значений Fi может принимать решения и совершать действия, которые полностью им соответствуют.

    Экстравертное чувство (Fe)

    Сообщество, межгрупповая гармония и расширение социальной активности характеризуют естественно дающую природу Fe.

Добавить комментарий