Когнитивная психология. Предмет, методы, принципы и области изучения, основные представители, теории и эксперименты. Понимание личности в когнитивной психологии.
Представители: Жан Пиаже.
Предмет изучения. Зависимость поведения субъекта от познавательных процессов.
Задачей когнитивной психологии являлось исследование переработки информации от момента ее попадания на рецепторные поверхности до получения ответа.
Основные теоретические положения.
Человек – это не машина слепо и механически реагирующая на внутренние факторы или события во внешнем мире, напротив, разуму человека доступно большее: анализировать информацию о реальной действительности, проводить сравнения, принимать решения, разрешать проблемы, встающие перед ним каждую минуту.
Развитие интеллекта ребенка происходит в результате постоянных поисков равновесия между тем, что ребенок знает и тем, что он стремится познать.
Внешние поступки могут быть разными, так как мысли и чувства были иными.
Практика. Разработка обучающих программ, предназначенных для развития интеллекта и научная экспертиза свидетельских показаний. Работа, анализ, создание прикладной теории.
Вклад. Введение понятий кратковременной и долговременной памяти.
Когнитивная психология во многом основывается на аналогии между преобразованием информации в вычислительном устройстве и осуществлением познавательных процессов у человека. Так были выделены многочисленные структурные составляющие (блоки) познавательных и исполнительных процессов, прежде всего памяти (Р. Аткинсон).
Представим действия, которые выполняет компьютер: получение, манипуляции с символами, сохранение в памяти элементов информации, извлечение их из памяти и т.д. Не побуждает ли это предположить, что познавательные процессы реальны, «что их можно исследовать и даже, может быть, понять» (У. Найсер). В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Задачи когнитивной психологии
Таким образом, когнитивная психология изучает, как люди получают информацию о мире, как эта информация представляется человеком, как она хранится в памяти, преобразуется в знания, которые затем влияют на наше внимание и поведение. Эти исследования привели к пониманию когнитивной психологии как направления, задачей которого является доказательство решающей роли знания в поведении субъекта.
Когнитивная психология оказывает влияние на все разделы психологии, причем основное внимание уделяется обучению. Анализируется весь учебный процесс по Д.П. Озбелу, Дж. Брунеру, когнитивная психология показывает, что эффективное обучение возможно лишь в том случае, когда новый материал, связанный с уже имеющимися знаниями и умениями, включается в существующую когнитивную структуру.
Упрощенные модели
Важное условие обучения — интерес учащихся к изучаемому предмету. Когнитивная психология фактически сводит сложный мир человека к его упрощенным моделям. Интересна в этом отношении точка зрения одного из основоположников когнитивного направления в психологии Г.Саймона, согласно которой «человек в качестве поведенческой системы так же прост, как и муравей. Кажущаяся сложность его развертывающегося во времени поведения отражает в основном сложность окружающей среды».
Согласно Р. Солсо, современная когнитивная психология заимствует теории и методы из 10 основных областей исследований: восприятия, распознавания образов, внимания, памяти, воображения, языковых функций, психологии развития, мышления и решения задач, человеческого интеллекта и искусственного интеллекта.
Одна из моделей, которой обычно пользуются когнитивные психологи, называется моделью переработки информации. Нужно понять ограничения когнитивных моделей. Когнитивные модели, опирающиеся на модель переработки информации, используют для организации существующего объема литературы, стимуляции дальнейших исследований, координации исследовательских усилий и облегчения коммуникаций между учеными. (Р. Солсо).
Обработка информации — это основной подход в когнитивной психологии. В этом случае когнитивная система человека рассматривается как система, имеющая устройства ввода, хранения, вывода информации с учетом ее пропускной способности.
Значение когнитивного подхода
Когнитивная психология рассматривает восприятие, внимание, память, знание, язык, искусственный интеллект. Это все может быть описано как сбор информации, хранение и организация информации, и, наконец, использование информации.
Для того чтобы познать механизмы сбора информации нужно понять систему интерпретации сенсорных сигналов, научиться распознавать паттерны. Распознавание паттернов — это сопоставление стимулов с тем, что находится в долговременном хранилище (памяти). Например, человек не знает многие марки машин, но, увидев машину, у него в мозгу бессознательно идентифицируется, что это машина. Пусть ему и неизвестна марка, но он с уверенностью скажет, что это машина.
Существует несколько моделей достижения и отбора информации в когнитивной системе. Когда же информация достигла когнитивной системы, она начинает преобразовываться в другие формы.
Описание этапов процесса обучения
Сейчас мы должны понять, что в когнитивной системе как нельзя лучше описываются все этапы процесса обучения человека. Очевидно, что когнитивная психология более точно, научным языком описывает процессы, происходящие в мозгу человека во время его обучения, нежели психоанализ, который более описателен и субъективен.
Для объективности можно сказать, что когнитивная психология, создававшаяся как попытка преодоления кризиса бихевиоризма, гештальтпсихологии и других направлений, находится на пути объединения разрозненных линий исследований на единой концептуальной основе. Дальнейшее развитие поможет ей преодолеть методологические трудности.
Когнитивная психология это подход, подчеркивающий значение когнитивных процессов. Многим кажется неправомерным сравнение человека с машиной, но ведь это просто удобный способ описания системы.
Существует внутренняя изменчивость личных актуализируемых в конкретных ситуациях схем интерпретации, что является причиной неточного предсказания людьми своего собственного будущего поведения. Понимание личности в когнитивной психологии. Представители социально-когнитивного направления (А.Бандура, Дж. Роттер) полага-ли, что личность – это результат взаимодействия поведения и факторов окружающей среды и то, что центральную роль в формировании личности играют когнитивные компоненты. Так
Дж. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.
Когнитивная психология Дж. Келли – это теория личных конструктов (моделей мира), система которых образует личность. Для объяснения мотивации по Дж. Келли не нужны ни-
какие специальные концепции, главное – это то, как человек объясняет любое событие.
Когнитивная психология — Психологос
01 января 2003 г., 21:23
Автор: Н.И. Козлов, д-р психологии, профессор
Ректор Университета практической психологии
Когнитивная психология (англ. cognitive psychology) — современное направление в исследовании познавательных процессов. Возникло в 1960-х гг. как альтернатива бихевиоризму — ровно потому, что других направлений естественно-научного плана в психологии в то время не существовало. Гештальт-психология к тому времени умерла, а психоанализ и гуманистическая психология к науке отношения не имеют. Когнитивная психология реабилитировала понятие психики как предмета научного исследования, рассматривая поведение как опосредствованное познавательными (когнитивными) факторами. Исследования когнитивных психологов охватывают как сознательные, так и бессознательные процессы психики, при этом и те и другие трактуются как различные способы переработки информации. Наиболее известные представители когнитивной психологии: Джордж Миллер, Джером Брунер, Ульрик Найссер.
Предмет когнитивной психологи — модели познавательных процессов. Понятие «когнитивное» (когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия…) — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными. На практике «когнитивными» называют психические процессы, которые возможно представить как логичную и осмысленную последовательность действий по переработке информации.
Или: которые можно разумно промоделировать в терминах переработки информации, где в переработке информации можно разглядеть логику и рациональность.
К когнитивным процессам обычно относят память, внимание, восприятие, понимание, мышление, принятие решений, действия и воздействия — в той мере или в той части, в какой они заняты познавательными процессами, а не чем-то другим (влечениями, развлечениями. ..). Сильно упрощая, можно сказать, что это компетентность и знания, умения и навыки.
Современная когнитивная психология состоит из многих разделов: восприятие, распознавание образов, внимание, память, воображение, речь, психология развития, мышление и принятие решения, в целом естественный интеллект и отчасти искусственный интеллект. Модели познавательных процессов позволяют по-новому взглянуть на сущность психической жизни человека. «Когнитивная, или иначе познавательная, активность – это активность, связанная с приобретением, организацией и использованием знания. Такая активность характерна для всех живых существ, и в особенности для человека. По этой причине исследование познавательной активности составляет часть психологии» (Ульрик Найссер «Познание и реальность»).
С расширением предметной области исследований обнаружилась ограниченность информационного подхода, особенно при анализе речевой деятельности, мышления, долговременной памяти и структуры интеллекта. Поэтому когнитивисты начали обращаться к генетической психологии (Ж. Пиаже), культурно-исторической психологии (Л. С. Выготский и др.), деятельностному подходу (А. Н. Леонтьев и др.). С другой стороны, разработанная ими методическая база экспериментальных исследований привлекла внимание многих европейских, в том числе российских ученых (в частности, А. И. Назаров), которые адаптировали ее для развития своих традиций (микроструктурный и микродинамический анализ, микрогенетический метод).
Когнитивный подход имеет в своей основе ряд аксиоматических предпосылок (Хабер, 1964):
- Представление о поэтапной переработке информации, т.е. о том, что стимулы внешнего мира проходят внутри психики через ряд последовательных преобразований.
- Допущение об ограниченной емкости системы переработки информации. Именно ограниченность способности человека осваивать новую информацию и преобразовывать уже существующую заставляет искать наиболее эффективные и адекватные способы работы с ней. Эти стратегии (в гораздо большей степени, чем соответствующие им мозговые структуры) моделируют когнитивные психологи.
- Вводится постулат о кодировании информации в психике. Данный постулат фиксирует предположение о том, что физический мир отражается в психике в особой форме, которую нельзя свести к свойствам стимуляции.
Вариантом когнитивной теории, завоевывающим все большую популярность в последние годы, является теория уровней переработки информации (Ф.Крейк, Р.Локхард, 1972). В настоящее время когнитивная психология все еще находится в стадии становления, но уже стала одним из самых влиятельных направлений мировой психологической мысли.
- Когнитивная психология
- Автор Н.И. Козлов
- Психология для профи
- Психика, здоровье
Комментарии (5):
Федорова Зинона, 09 мая 2014 г., 12:26
Только сегодня 08.05.14 искала значение — когнитивная психология — и попала на этот сайт. Читала два часа с восхищением, удовлетворением, именно то что хотела узнать, но не знала где найти то ,что меня интересует. Не хочу повторяться и подписываюсь под каждым Вашим словом. Зинона.
3
ответа
Гость, 20 августа 2014 г., 20:53
Очень интересная наука!
Гость, 11 января 2020 г., 05:03
2 часа, серьёзно?
Гость, 10 июня 2020 г., 08:04
Вы в разрезе сегодняшнего времени посмотрите, пожалуйста, на эту науку и что может принести ее использование к человеку.. подумайте.
Гость, 12 июня 2018 г., 13:32
Мне кажется, что для полноты описания следует раскрыть уровни переработки информации Ф.Крейк, Р.Локхард. Достаточно даже взять из классического учебника психологии Р.С.Немова.
Материалы по теме:
14 дек. 2018 г.
4 исследования о несовершенстве нашего мышления
Человеческое мышление исключительно неидеально. Если мы не прикладываем усилий, то наши суждения и выводы часто становятся необоснованными.
0Подробнее
27 февр. 2021 г.
Нейрокогнитивное переобучение: вот чем я занимаюсь на самом деле
Работа психолога с клиентом не является лечением. Мы не лечим, мы переобучаем. Это образовательная деятельность.
1Подробнее
31 дек. 1999 г.
Когнитивные и аффективные процессы
Когнитивные процессы — психические процессы, выполняющие функцию рационального познания (от лат. cognitio — знание, познание, изучение, осознание). Понятие «когнитивное»: когнитивные процессы, когнитивная психология и когнитивная психотерапия — получило распространение в 60-е годы XX века, во время увлечения кибернетикой и электронным моделированием интеллектуальных процессов, переросшим в привычку представлять человека как сложный биокомпьютер. Исследователи пытались моделировать все психические процессы, происходящие в человеке. Что получилось смоделировать — назвали когнитивными процессами. Что не получилось — аффективными.
3Подробнее
14 дек. 1988 г.
Практическая психология
Практическая психология — психология, направленная на практику и ориентированная на работу с населением: занимающаяся просветительской работой, предоставляющая населению психологические услуги и психологические товары: книги, консультации и тренинги.
0Подробнее
01 янв. 2000 г.
Психология
В академическом определении, психология — наука о закономерностях развития и функционирования психики и психической деятельности человека. Психология изучает внутренний, точнее жизненный мир человека и причины поведения нормальных, душевно здоровых людей. Психология ищет научные объяснения, почему человек ведет себя так или иначе.
8Подробнее
01 янв. 2010 г.
Теория гендерных схем Сандры Бем (ВВП)
Теория, основанная на концепции схем, была предложена Сандрой Бем. Данная теория рассматривает особенности половой принадлежности индивидуумов как основу их способа организации информации об окружающем мире. В большинстве культур различия между мужчинами и женщинами являются фактором, оказывающим существенное влияние на организацию многих аспектов повседневной жизни. От мальчиков и девочек ожидается, что они не только овладеют навыками и формами поведения, соответствующими своим половым ролям, но и сформируют представления о мире и личностные характеристики, типичные для своего пола, — иными словами, приобретут мужской или женский тип личности в соответствии с тем, как они определяются в рамках данной культуры.
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Виртуальная психология
Виртуа́льная психоло́гия — новое направление в психологии, изучающее взаимосвязи психологических феноменов и область деятельности, в которой взаимодействие объектов опосредованно электронными носителями информации. Виртуальная психология опирается на общепсихологические методологические принципы, использует общепсихологическую методологию и теорию
0Подробнее
01 окт. 2022 г.
Я-схемы (ВВП)
Схемы — это когнитивные структуры, с помощью которых мы воспринимаем, организуем, перерабатываем и используем информацию. Благодаря использованию схем у каждого индивидуума формируется система, позволяющая ему идентифицировать значимые для него компоненты окружения, игнорируя все остальные. Схемы также обеспечивают структуру, в рамках которой организуется и перерабатывается информация. Так, например, у большинства людей формируется материнская схема. Поэтому когда человека просят описать собственную мать, ему легко это сделать, поскольку соответствующая информация организована в виде строго упорядоченной когнитивной структуры. Естественно, проще описать собственную мать, чём, скажем, женщину, о которой вы слышали, но которую никогда не встречали.
0Подробнее
Как ученые изучают разум
Автор Candina Jordan
В этой статье
- Чем занимается когнитивный психолог?
- История когнитивной психологии
- Примеры когнитивной психологии
- Когнитивная психология Перспективы на практике
- Карьера в когнитивной психологии
Когнитивная психология — это раздел психологии, посвященный изучению того, как люди думают. Когнитивная перспектива в психологии фокусируется на том, как взаимодействие мышления, эмоций, творчества и способности решать проблемы влияет на то, как и почему вы думаете так, как вы это делаете. Когнитивная психология пытается измерить различные типы интеллекта, определить, как вы организуете свои мысли, и сравнить различные компоненты познания.
Чем занимается когнитивный психолог?
Когнитивные психологи занимаются клиническими исследованиями, обучением, образованием и клинической практикой. Они используют информацию, полученную в результате изучения того, как люди думают и обрабатывают информацию, чтобы помочь людям разработать новые способы решения проблемного поведения и жить лучше. Когнитивные психологи обладают специальными знаниями в области прикладного анализа поведения, поведенческой терапии, теорий обучения и теорий обработки эмоций.
Они знают, как применить эти знания к состоянию человека и использовать их при лечении:
- Тревожные расстройства
- Академическая эффективность
- расстройства личности
- ПРОИЗВОДСТВЕННЫЕ ПЕРСОВОСТИ
- Депрессивные расстройства
- Проблемы в отношениях
- Спектр аутистического спектра
- . популярность в 1950–1970-х годах, когда исследователи стали больше интересоваться тем, как мышление влияет на поведение. Этот период называется «когнитивной революцией» и представляет собой сдвиг в мышлении и фокусах психологов. До этого времени в психологии доминировал бихевиористский подход. Бихевиористы изучали только внешнее поведение, которое можно было измерить.
Бихевиористы полагали, что бессмысленно пытаться изучать разум, потому что невозможно увидеть или объективно измерить, что происходит в чьих-то мыслях. Разум рассматривался как черный ящик, который нельзя было измерить.
Когнитивный подход породил идею о том, что внутреннее психическое поведение можно изучать с помощью экспериментов. Когнитивная психология предполагает, что между появлением стимула и моментом, когда вы на него реагируете, существует внутренний процесс.
Эти процессы называются опосредованными и могут включать память, восприятие, внимание, решение проблем или другие процессы. Когнитивные психологи считают, что если вы хотите понять поведение, вы должны понять опосредующие процессы, которые его вызывают.
Примеры когнитивной психологии
Некоторые примеры исследований и работ в области когнитивной психологии включают:
Эксперты думают иначе. Новички думают буквально, когда пытаются решить проблему. Они склонны сосредотачиваться на поверхностных деталях, когда сталкиваются с незнакомой ситуацией. Эксперты могут видеть основные связи и рассматривать проблему более абстрактно.
Кратковременная память. Возможно, ваша кратковременная память намного короче, чем вы думаете. Классическое исследование в области когнитивной психологии показало, что участники исследования могли вспомнить только 10% случайных строк из трех букв за 18 секунд. Через 3 секунды участники смогли вспомнить 80% буквенных цепочек, поэтому через 15 дополнительных секунд произошло значительное падение.
Картирование мозга. Некоторые когнитивные психологи работают над Инициативой BRAIN (Исследования мозга посредством продвижения инновационных нейротехнологий). Этот проект сравнивают с проектом генома человека. Это попытка узнать больше о 100 миллиардах клеток мозга, в том числе о связях между ними и о том, как они связаны с поведением и здоровьем.
Перспективы когнитивной психологии на практике
Перспективы когнитивной психологии можно использовать для улучшения многих областей жизни, в том числе способов обучения детей. Исследователи Пуджа К. Агарвал и Генри Л. Редигер III использовали результаты своих исследований в области когнитивной психологии для разработки более эффективных методов поощрения обучения в классе. Они использовали эксперименты, чтобы определить, как студенты учатся и применяют свои знания, а также опровергали устаревшие теории.
Раньше эксперты считали, что память можно улучшить с помощью практики, но эта теория была опровергнута. Другая популярная теория, которая была развенчана, состоит в том, что ошибки мешают обучению. На самом деле все наоборот. Вы учитесь на своих ошибках, поэтому совершение ошибок улучшает вашу способность учиться. В то время как большинство педагогов вышли за рамки этих теорий, все еще существуют недоказанные теории, такие как представление о том, что у разных людей разные стили обучения.
Помимо опровержения теорий, которые не работают, когнитивная психология проливает свет на теории, которые работают. Проанализировав более 100 лет исследований, исследователи обнаружили четыре различных метода, повышающих способность учащихся к обучению:
- Практика припоминания, позволяющая быстро запомнить изучаемую информацию.
- Получение обратной связи, позволяющей узнать, чего вы не знаете. который практикует сочетание навыков
Карьера в области когнитивной психологии
Когнитивные психологи могут работать в университетах, занимаясь исследованиями или преподаванием. Они также могут работать в частном секторе в области организационной психологии, разработки программного обеспечения или взаимодействия человека с компьютером. Другой вариант для когнитивных психологов — работа в клинических условиях, когда пациенты лечат проблемы, связанные с психическими процессами, например: 9
- Проблемы с сенсорикой степень. Большинство исследований, проводимых людьми со степенью магистра, контролируются когнитивными психологами с докторскими степенями.
Что такое когнитивная психология?
СодержаниеКогнитивная психология — это наука о том, как мы думаем. Он связан с нашими внутренними психическими процессами, такими как внимание, восприятие, память, планирование действий и язык. Каждый из этих компонентов играет ключевую роль в формировании того, кто мы есть и как мы себя ведем.
Мысли, связанные с этими понятиями, могут быть сознательными или бессознательными — мы можем сознательно приложить усилия, чтобы сосредоточить свое внимание, например, на лекции, но мерцание света в комнате может вызвать бессознательное переключение в другое место.
Многие когнитивные психологи [1] рассматривают эту область как охватывающую как традиционный подход когнитивной психологии, так и когнитивную нейронауку . Когнитивная нейробиология — это область, в которой для изучения когнитивных процессов используются методы нейровизуализации. Она во многом пересекается с когнитивной психологией и использует аналогичный подход и мировоззрение, но предлагает способ визуализации мозговой активности, связанной с этими внутренними мыслями.
Когнитивная психология также во многом совпадает с когнитивной нейропсихология (в основном связанная с влиянием повреждения головного мозга на когнитивные функции) и, в некоторой степени, с вычислительной нейронаукой (связанная с созданием вычислительных моделей функционирования мозга).
Начало когнитивной психологии
Чтобы действительно понять основу этих совпадений, важно рассмотреть контекст и время, в котором возникла когнитивная психология. Начавшись в качестве ученика в 1950-х годах, эта область была в некотором смысле реакцией на доминирующий в то время подход к исследованиям в области психологии — поведенческую психологию (тема, которую мы рассмотрели ранее в предыдущем сообщении в блоге).
Поведенческая психология начинается с постулата о том, что любое человеческое поведение изучается и может быть адаптировано к контексту и среде, в которой оно находится. Поведение можно подкреплять или наказывать различными способами, что приводит к увеличению или уменьшению определенных действий. По мере развития жизни этот опыт в конечном итоге формирует набор моделей поведения, порождая многогранного человека с различными интересами, желаниями, стремлениями, навыками и привычками.
Когнитивная психология, с другой стороны, по существу предполагает большую свободу действий – мысли и чувства считаются более активными в процессе формирования поведения. Считается, что люди обрабатывают мысли, которые определяют, должно ли и как должно выполняться поведение (а не как более пассивный получатель и производитель опыта или поведения).
Этот сдвиг парадигмы от преимущественно бихевиористской точки зрения к преимущественно когнитивистской имеет несколько триггеров, и трудно выделить какой-то один источник. Тем не менее, некоторые решающие влияния можно найти в появлении и развитии теории информации (формализации передачи информации, которая имеет сходство с когнитивным подходом) [2] и разрушительной критике бихевиоризма Ноамом Хомским.
Теория информации была и остается важной, поскольку она формализует то, как происходит информационная коммуникация. Степень влияния и охват этой теории трудно переоценить — почти любая область, связанная с передачей информации (будь то передача сигналов в мозге, генетика, физика и т. д.), так или иначе испытала влияние теории информации.
Теория информации возникла рука об руку с самым важным изобретением современности — компьютером. Появление компьютера вызвало параллели (как в популярном, так и в научном воображении) с тем, как мозг обрабатывает мир — логическую разбивку на входы, выходы, хранение и обработку можно было легко сопоставить со стимулами / окружающей средой, поведением, памяти и сознания соответственно.
Это помогло породить когнитивную психологию, рассматривающую мозг как вычислительное устройство, правила которого можно формализовать, сократить и понять. Хотя бихевиоризм также следовал редукционистскому подходу, он в значительной степени избегал (или преуменьшал важность) процесса и воздействия внутренних мыслей.
Хомский против Скиннера
Одно из других основных влияний, которые привели к (временному) ослаблению бихевиоризма и возникновению когнитивной психологии, возникло в результате интеллектуальных дебатов о лингвистике.
Б. Ф. Скиннер, центральный деятель бихевиористской психологии, постулировал в статье, что язык изучается бихевиористским способом — слова запоминаются, произносятся и понимаются исключительно потому, что звук, воспроизведение и значение подкрепляются. Ноам Хомский написал критический анализ статьи Скиннера о языке, заявив, что для развития языка должен существовать врожденный компонент, поскольку язык по существу слишком регулярен и слишком быстро изучается, чтобы его можно было объяснить исключительно подкреплением.
Разногласия, по сути, повторили разногласия в «Природа против воспитания» — когда Скиннер выступал за воспитание, а Хомский — за природу. На самом деле оба вовлеченных лица имели и развили более тонкие взгляды на лингвистику и обучение. В конечном счете, ни один из них никогда не был полностью правильным, однако критика привела к тому, что многие психологи пересмотрели догму бихевиоризма, и в результате была выдвинута новая структура когнитивного подхода.
Современная когнитивная психология
По мере того, как подход когнитивной психологии становился все более общепринятым и популярным, появилось несколько влиятельных исследований, демонстрирующих полезность этого подхода.
В 1950-х и 1960-х годах российский психолог Альфред Ярбус показал, как саккадические движения глаз могут отражать внутренние когнитивные процессы [3]. Это был прорыв не в том смысле, что движения глаз были связаны с познанием, как этого многие ожидали, а в простом масштабе и изобретательности. Устройство Ярбуса было прикреплено к глазному яблоку с помощью присасывания, что обеспечило новый уровень точности, который дал надежные ответы на множество вопросов, связанных с мелкими движениями глаз и когнитивными процессами.
iMotions Lab
Powering Human Insights
Ведущая в мире биометрическая исследовательская платформа для отслеживания взгляда, анализа выражения лица, ЭЭГ, КГР и т. д. очки, показывающие, как исследование когнитивных процессов можно распространить на натуралистическую среду [4]. Исследования показали не только то, как детализированные движения глаз меняются в зависимости от стимулов, но и то, насколько спорны предыдущие споры между когнитивной и поведенческой психологией. Показано, что движения глаз зависят от когнитивных процессов, которые, в свою очередь, руководствуются бихевиористскими принципами [5, 6, 7]. Когнитивные процессы управляются невидимой рукой подкрепления.
Развитие идей, связанных с познанием, также повлияло на то, как понимаются реакции на выражение лица. Исследователи из Упсальского университета в Швеции исследовали бессознательные движения мышц лица, возникающие в ответ на подсознательное воздействие эмоциональных выражений лица [8].
С помощью техники маскирования (для предотвращения сознательной оценки представленных лиц) и лицевой электромиографии (для обнаружения изменений в мышечной активности, которые могут быть неразличимы визуально), исследователи смогли показать, как психофизиологические реакции возникают даже в отсутствие осознания, предположительно являющееся результатом бессознательных когнитивных процессов [9]. ].
Другое понимание мозга, на которое повлияло появление когнитивной психологии, — это понимание когнитивной нагрузки. Термин, введенный Джоном Свеллером из Университета Нового Южного Уэльса в 1988 году, относится к объему рабочей памяти, необходимому для выполнения поставленной задачи. Подобно оперативной памяти компьютера, исследователи попытались определить процессы, происходящие в мозгу при высокой когнитивной нагрузке.
В исследовании, проведенном учеными из Калифорнийского университета в 1994 г., изучалась активность мозга с помощью ЭЭГ у 14 пилотов ВВС на авиасимуляторе [10]. Было обнаружено, что активность альфа-волн (в пределах 7–12 Гц) подавлялась (т. е. активность в этом диапазоне проявлялась меньше) по мере увеличения сложности задачи и, следовательно, когнитивной нагрузки.
Дальнейшее исследование, проведенное учеными из Института исследований мозга в Сан-Франциско [11], подтвердило эти результаты, обнаружив общее подавление альфа-активности, а также увеличение тета-активности (4-7 Гц) в соответствии со сложностью задачи. Хотя результаты могут различаться, когнитивная нагрузка обычно связана с десинхронизацией активности альфа-волн и синхронизацией активности тета-волн.
Интересуетесь человеческим поведением и психологией?
Подпишитесь на нашу рассылку, чтобы получать последние статьи и исследования, которые высылаем вам.
Заключение
Эти исследования, конечно, представляют лишь небольшую часть научной литературы, на которую повлияло появление когнитивной психологии; многие более влиятельные исследования были созданы и выполнены в рамках когнитивной психологии.
Превосходство когнитивной психологии не было вечным, оно остается центральной темой современных психологических исследований. Часто возникает соблазн рассматривать людей в разрозненных терминах (например, люди оперируют исключительно бихевиористскими/когнитивистскими/другими терминами), но, вероятно, существует много совпадений и нет реального «победителя». Развитие каждой теории в совокупности создает лучшие идеи, которые подталкивают нас к более объективному и точному пониманию человеческой психологии.
В то время как научное мышление и теории в настоящее время расширились за пределы жесткой дихотомической догмы когнитивных и бихевиористских школ мысли, новые открытия, которые были обнаружены на этом пути, остаются чрезвычайно ценными при рассмотрении функций разума, мозга и поведения. Более целостный и в то же время нюансированный взгляд демонстрируется современными научными исследованиями, которые извлекают выгоду из прошлой фиксации предыдущих теорий.
Чтобы узнать больше о том, как психологические теории строят современные представления о человеческом поведении, и о том, как сегодня изучается человеческое поведение, загрузите наше бесплатное руководство ниже.
Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человекаДля начинающих и продолжающих
- Доступное и подробное пошаговое руководство
- Ценное исследование человеческого поведения
- Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень
Ссылки
[1] Айзенк М. и Кин М. (2005). Когнитивная психология . Хоув: Психология Press.
[2] Андерсон, Дж. Р. (2010). Когнитивная психология и ее значение . Нью-Йорк, штат Нью-Йорк: Worth Publishers.
[3] Ярбус, А. (1967). Движения глаз и зрение . Plenum Press
[4] Hayhoe, M., & Ballard, D. (2005). Движения глаз в естественном поведении. Trends In Cognitive Sciences , 9 (4), 188-194. doi: 10.1016/j.tics.2005.02.009
[5] Глимчер, П. (2003) Нейробиология визуально-саккадического принятия решений. год. Преподобный Нейроски . 26, 133–179
[6] Hikosaka, O. et al. (2000) Роль базальных ганглиев в контроле целенаправленных саккадических движений глаз. Физиол. Версия . 80, 953–978
[7] Stuphorn, V. et al. (2000) Мониторинг производительности с помощью дополнительного поля зрения. Nature , 408, 857–860
[8] Димберг У., Тунберг М. и Эльмехед К. (2000). Бессознательные реакции лица на эмоциональные выражения лица.