Гештальтпсихология. Большая российская энциклопедия
Научные школы
- Области знаний:
- Гештальтпсихология
- Исторический период:
- Новейшее время
- Область знания:
- Психология
Гештальтпсихоло́гия (нем. Gestaltpsychologie), направление психологии, существовавшее в Германии в 1910–1930-х гг. В противовес расчленению объекта исследования на элементы – методологии, характерной для таких доминировавших в начале 20 в. направлений психологии, как ассоциативная психология и бихевиоризм, – представители гештальтпсихологии выдвинули программу изучения психических феноменов как гештальтов – сложных целостностей, несводимых к сумме своих частей и определяющих их свойства.
Гештальтпсихология была основана работавшими в Берлине (другое название гештальтпсихологии – берлинская школа) и во Франкфурте-на-Майне психологами М. Вертгеймером, В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштейном. На формирование их взглядов оказали значительное влияние философские концепции И. Канта, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также естественно-научные и математические теории, прежде всего теория поля в современной им физике. Основатели гештальтпсихологии разделяли представления об изоморфизме (структурном подобии) событий, разворачивающихся в трёх сферах: физическом окружении, коре головного мозга и в психике субъекта («феноменальном поле»).
М. Вертгеймер на основании экспериментального анализа феномена кажущегося движения (1912) показал, что впечатление видимого движения не сводится к восприятию отдельных статичных стимулов и должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта» (Wertheimer. 1912). Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в гештальтпсихологии, привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон (Э. Рубин) и других законов перцептивной организации (Вертгеймер), выявлению зависимости восприятия от контекста, от характеристик пространственных и других систем отсчёта (К. Дункер, В. Метцгер), открытию ряда новых феноменов, таких как субъективный, или когнитивный, контур (Г. Канизза). Этот последний феномен иллюстрируют границы видимого в центральной части рисунка белого треугольника, которые нейроны зрительной коры не отличают от физически присутствующих на рисунке линий.
В дальнейшем гештальтпсихологи провели классические исследования продуктивного мышления у высших приматов (В. Кёлер) и человека (М. Вертгеймер, К. Дункер), показав, что решение задачи – это не механически достигнутый (путём «проб и ошибок») результат, а более глубокое понимание ситуации в целом (часто в форме «мгновенного усмотрения», инсайта), переструктурирующее её и изменяющее значение составляющих её компонентов. Один из создателей социальной психологии и бывший сотрудник Берлинского института К. Левин распространил динамические полевые модели на исследования памяти, мотивации, личности и социального поведения.
После прихода к власти нацистов ведущие гештальтпсихологи продолжили работу за пределами Германии, главным образом в США, где В. Кёлер даже стал президентом Американской психологической ассоциации. Открытые ими феномены и предложенные теоретические объяснения стали основой многих современных трудов в области психологии и когнитивной науки. Дружеские и профессиональные контакты связывали гештальтпсихологов со многими российскими коллегами. Их работы, связанные с этикой (в частности, введённое К. Гольдштейном понятие самоактуализации), стали одной из основ гуманистической психологии. Бывший ассистент Гольдштейна психиатр Ф. Перлз стал создателем гештальттерапии. Целостная трактовка работы мозга как динамической самоорганизующейся системы (Гольдштейн, Кёлер, Метцгер) предвосхитила современные модели в области нейрокогнитивных исследований (см. Нейронные сети).
Величковский Борис МитрофановичДата публикации: 24 мая 2022 г. в 19:11 (GMT+3)
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛОГИЯ • Большая российская энциклопедия
Авторы: Б. М. Величковский
ГЕШТАЛЬТПСИХОЛО́ГИЯ (нем. Gestaltpsychologie), направление психологии, существовавшее в Германии в 1910–1930-х гг. В противовес расчленению объекта исследования на элементы – методологии, характерной для таких доминировавших в нач. 20 в. направлений психологии, как ассоциативная психология, интроспективная психология, бихевиоризм, представители Г. выдвинули программу изучения психич. феноменов как гештальтов – сложных целостностей, несводимых к сумме своих частей и определяющих их свойства.
Г. была основана работавшими в Берлине (др. название Г. – берлинская школа) и во Франкфурте-на-Майне психологами М. Вертхаймером, В. Кёлером, К. Коффкой и неврологом К. Гольдштейном. На формирование их взглядов оказали значит. влияние филос. концепции И. Канта, Ф. Брентано и Э. Гуссерля, а также естественно-науч. и математич. теории, прежде всего теория поля в современной им физике. Основатели Г. разделяли представления об изоморфизме (структурном подобии) событий, разворачивающихся в трёх сферах: физич. окружении, коре головного мозга и в психике субъекта («феноменальном поле»).
М. Вертхаймер на основании эксперим. анализа феномена кажущегося движения (1912) показал, что впечатление видимого движения не сводится к восприятию отд. статичных стимулов и должно рассматриваться как новое, свойственное лишь ситуации в целом «качество гештальта». Исследования восприятия, играющие первостепенную роль в Г., привели к описанию закономерностей разделения воспринимаемого поля на фигуру и фон (Э. Д. Рубин) и др. законов перцептивной организации (Вертхаймер), выявлению зависимости восприятия от контекста, от характеристик пространственных и др. систем отсчёта (К. Дункер, В. Метцгер), открытию ряда новых феноменов, таких как субъективный, или когнитивный, контур (Г. Канизза). Этот последний феномен иллюстрируют границы видимого в центр. части рисунка белого треугольника, которые нейроны зрительной коры не отличают от физически присутствующих на рисунке линий.
Пример феномена когнитивного контура – иллюзорный контур треугольника.
В дальнейшем В. Кёлер, М. Вертхаймер и К. Дункер провели классич. исследования продуктивного мышления у высших приматов и человека, показав, что решение задачи – это не механически достигнутый (путём «проб и ошибок») результат, а более глубокое понимание ситуации в целом (часто в форме «мгновенного усмотрения», инсайта), меняющее её структуру и значение составляющих её компонентов. К. Левин распространил динамические полевые модели на исследования памяти, мотивации, личности, социального поведения.
После прихода к власти нацистов ведущие гештальтпсихологи продолжили работу за пределами Германии, гл. обр. в США. Открытые ими феномены и теоретич. объяснения стали основой многих совр. трудов в области психологии и когнитивной науки. Их работы, связанные с этикой (в частности, введённое К. Гольдштейном понятие самоактуализации), стали одной из основ гуманистической психологии. Бывший ассистент Гольдштейна психиатр Ф. Перлз стал создателем гештальттерапии. Целостная трактовка работы мозга как динамич. самоорганизующейся системы (Гольдштейн, Кёлер, Метцгер) предвосхитила совр. модели в области нейрокогнитивных исследований (см. Нейронные сети).
Гештальт-психология — Лаборатория принятия решений
Основная идея
Теория и практика
TDL — это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Когда вы ожидаете поворота налево на светофоре, и он внезапно начинает мигать зеленым светом, вы, вероятно, не интерпретируете каждую лампочку зеленого света по отдельности. Скорее всего, вы воспринимаете конфигурацию огней в целом в форме стрелки.
Точно так же, когда вы слышите песню, транспонированную в другой тональности, вы по-прежнему можете идентифицировать ту же песню, даже если каждая отдельная нота отличается от исходной версии.
Наш мозг обладает невероятной способностью воспринимать большие конфигурации стимулов, несмотря на уникальность их компонентов, и он может делать это очень предсказуемым образом. Это понимание лежит в основе гештальт-психологии, школы мысли, которая подчеркивает идею о том, что «целостность» — паттерны, которые мы создаем из отдельных стимулов, — формируют перцептивную организацию и превосходят сумму своих частей.
»Существуют целые, поведение которых не определяется поведением их отдельных элементов, но где частичные процессы сами определяются внутренней природой целого. Надежда гештальт-теории состоит в том, чтобы определить природу таких целых.
– Max Wertheimer
Теория встречается с практикой
TDL – это консультационная компания по прикладным исследованиям. В своей работе мы используем знания из различных областей — от психологии и экономики до машинного обучения и поведенческих данных — для поиска целенаправленных решений сложных проблем.
Наши консультационные услуги
Ключевые термины
Структурализм Вундта: Считающийся первой школой психологии, структурализм Вундта предполагает, что структуру сознательного опыта можно лучше всего понять, анализируя основные элементы мыслей и ощущений. .
Атомизм: Убеждение, центральное для структуралистской мысли, предполагающее, что сознание должно быть разбито на мельчайшие возможные элементы, поскольку пары мыслей соединяются на основе опыта. 1
Гештальт: Перцептивный паттерн, конфигурация или организованное поле, обладающее определенными свойствами в целом, которые нельзя описать просто как сумму своих частей. 2
Phi-феномен: Видимое движение, возникающее в результате упорядоченной последовательности стимулов (например, вспышки света в быстрой последовательности на небольшом расстоянии друг от друга на знаке) без какого-либо фактического движения, представляемого глазу. 3
Изоморфизм: Идея о том, что восприятие и лежащее в его основе физиологическое представление схожи из-за родственных гештальт-качеств, относящихся к соответствию между конфигурацией стимула и состоянием мозга, создаваемым этим стимулом. 4
История
Происходя из немецкой и австрийской психологии, школа гештальта возникла в 1912 году. Вертхаймер решил объяснить оптическую иллюзию кажущегося движения, когда две неподвижные точки света, похожие на лампочки, вспыхивают в быстрой последовательности. , причем один следует за другим на небольшом расстоянии.
То, что он описывал, было феноменом фи, позже признанным фундаментальным принципом кино; когда мы идем в кинотеатр, фильм не предстает перед нашими глазами, как кинолента, быстро перелистывающая кучу кадров. Это похоже на одно целое изображение.
Рис. 1: Пример феномена фи, когда статические световые точки, движущиеся в быстрой последовательности, создают видимость кругового движения.
Наша способность воспринимать движение по неподвижным изображениям привела Вертхаймера к вопросу о том, как мы изучаем восприятие. На самом деле феномен фи бросал вызов центральному аспекту структурализма, преобладающей психологической модели мышления того времени. В то время как атомистическое предположение структурализма предполагало, что сознание можно разбить на предполагаемые базовые элементы, эксперимент Вертгеймера показал, что конфигурация таких элементов может полностью изменить восприятие целого.
Этот ранний эксперимент спровоцировал стремление пересмотреть методы проведения научного анализа и вдохновил на более целостный подход. После открытия фи-феномена Келер и Коффка (которые внесли значительный вклад в эксперименты Вертгеймера) решили создать систематический научный анализ недостатков атомистических и структуралистских объяснений опыта. 5
В физике и химии тела состоят из молекул, атомов и частиц. Для вундтовского структурализма казалось естественным сначала определить простейшие составные части психики, изучить их по отдельности и установить, как они комбинируются, чтобы сформировать объекты восприятия, которые мы переживаем.
Поскольку психология была новой наукой в начале 1900-х годов, ученые предположили, что ее изучение должно следовать модели более зрелых естественных наук. Они приняли то, что Вертгеймер назвал «доктриной Моисея»: предпочтение анализа, разлагающего психическую реальность на ее элементарные составные части, и последующее атомистическое предположение. 6
Гештальт-психология бросила вызов этой методологии, предположив, что существуют определенные свойства, которые не могут быть отражены конкретным элементом, а вместо этого являются свойствами целого. Например, разбивка песни на отдельные ноты сделала бы мелодию непонятной, тем самым превратив свойство мелодии в гештальт-качество.
На самом деле, его немецкое название Gestalttheorie — Gestalt, означающее (по-немецки) организованную структуру, глобальную конфигурацию, организм — отражает этот подход и резко контрастирует со статус-кво того времени.
Последствия
Подобно тому, как шероховатость нельзя воспринять, коснувшись одной точки поверхности, или мелодию нельзя составить из одной ноты, гештальт-психологи утверждали, что определенные качества существуют независимо от качества их частей.
Эти виды перцептивных качеств (мелодия, линия, даже человеческое лицо) могут оставаться неизменными, даже если большинство или все его элементы изменились (тональность, размер, пространственное положение). 7 Само существование этих качеств свидетельствует о неадекватности атомистического подхода. Гештальт-психологи предположили, что мы не видим мир по кусочкам, а воспринимаем его в целом или в конфигурациях. 8
Исследования показывают, что эта школа мысли может быть чрезвычайно эффективной в терапии. Гештальт-терапия основана на идее, что наше общее восприятие зависит от взаимодействия между многими отдельными факторами. Наш предыдущий опыт, непосредственное окружение, мысли, чувства и потребности формируют наше восприятие в целом. Гештальт-терапия призывает участников осознать, что они переживают и делают «здесь и сейчас», переживая свою прошлую травму в настоящем. Вместо того, чтобы просто говорить о детской травме, участникам предлагается стать пострадавшим ребенком, воспроизведя свой опыт. 9
Практики гештальт-терапии поощряют пациентов концентрироваться на том, что происходит в их жизни в настоящий момент, а не на прошлом опыте. Его цель — подчеркнуть «здесь и сейчас». Он был эффективен при лечении симптомов депрессии и тревоги, повышении уверенности в себе и поощрении чувства самоэффективности и доброты к себе. 10
Люди
Макс Вертхаймер
Отец гештальт-мысли. Первоначально интересуясь юриспруденцией, он в конце концов решил, что предпочитает философию, и в конце концов поступил в Психологический институт Франкфуртского университета, где заинтересовался человеческим восприятием. Свою основополагающую работу он опубликовал в 1912: «Экспериментальные исследования восприятия движения», отмечающие начало движения гештальт-психологии.
Вольфганг Колер
Хотя изначально Колер интересовался решением проблем с животными, он наиболее известен своим вкладом в гештальт посредством изучения психофизического изоморфизма. Он предположил, что, поскольку мозг и разум идентичны, структура сознательного опыта, когда мы воспринимаем, запоминаем или решаем проблемы, отражает физическую структуру активности мозга. 11
Курт Коффка
Коффка играл центральную роль в продвижении гештальт-психологии в Европе и представил ее в Соединенных Штатах. Он помог систематизировать гештальт-мысль в свод теорий, оказавших влияние на американские образовательные теории и политику на долгие годы. 12
Противоречия
Структура гештальта подверглась резкой критике за отсутствие количественной описательности. Критики утверждают, что гештальт-предположения кажутся лишь качественными описаниями, которые не могут по-настоящему объяснить явления, а холистические теории гештальтистов часто были расплывчатыми и, возможно, даже неясными. 13
Особенно известная критика теории принадлежит Мерло-Понти, французскому философу-феноменологу начала 20 века. Мерло-Понти выступал против его натуралистических и физикалистских философских предположений. Он утверждал, что перевод психологических гештальтов в физиологические гештальты и, следовательно, в физические гештальты является чрезмерно редукционистским.
Его основным возражением против методологии было отсутствие дифференциации. Если бы не было структурных различий между ментальным, витальным и физическим порядками, рассуждал он, тогда не было бы вообще никакой разницы — сознание было бы именно тем, что происходит в мозгу. 14 Вместо этого Мерло-Понти предполагает, что в перцептивном опыте существует фундаментальная неопределенность и что воспринимаемые качества могут существовать только как части сложных структурированных целых. 15
Практический пример
Гештальт как структурный принцип в организациях
значимость эстетических, чувственно воспринимаемых элементов на рабочем месте значительно возрастает. В результате гештальт-теория имеет многообещающий потенциал в области управленческих исследований, связанных с эстетикой и атмосферой на рабочем месте. 16 Биль-Миссал утверждает, что гештальт-теорию можно легко применять в офисе с помощью художественных вмешательств.
С точки зрения гештальт-теории организации можно рассматривать как «гештальты». Может быть полезно поощрять членов организации «придавать форму» тому, как они воспринимают организационную жизнь посредством таких вмешательств. Такие методы, как лепка и рисование, могут помочь членам организации «найти форму» на рабочем месте. В ходе эксперимента Биль-Миссал отделу коммуникаций крупной немецкой транспортной компании было предложено использовать конструктор Lego для моделирования своего восприятия организации. Участникам было предложено смоделировать воспринимаемый ими характер командной работы и рабочих процессов и, в частности, на тему «барьеров» в их организации. В группах по пять-семь человек моделировали свой опыт, придавая форму своему восприятию, используя эстетические приемы с помощью метафорических структур, таких как «разделяющая стена» на фотографии ниже. Человек Lego, представляющий клиента, был расположен вдали от центра сцены, демонстрируя, что ориентация на клиента не является центральной, в то время как другой человек Lego виден без головы, предполагая, что вопросы могут решаться без размышлений и надлежащего планирования.
Рисунок 1: Использование дупло (Лего) на практическом семинаре с сотрудниками. 17
Используя способность человеческих органов чувств формировать формы, участники смогли придать форму своему личному, эмоциональному и атмосферному опыту работы и визуализировать возможности для позитивных изменений.
Сопутствующее содержание TDL
Выравнивание и уточнение
Гештальт-психологи внесли значительный вклад в изучение восприятия. Выравнивание-обострение происходит, когда мы забываем детали воспоминаний, преувеличивая некоторые детали и опуская другие, чтобы они соответствовали нашим когнитивным предположениям и целям.
Выводы
Ключевым открытием гештальт-школы была интерпретация отдельных стимулов в виде более крупной согласованной конфигурации. Формирование выводов необходимо для восприятия и влияет на шаги, которые мы предпринимаем в рассуждениях.
Источники
- Ясницкий А. (2014) Теория поля. В: Тео Т. (ред.) Энциклопедия критической психологии. Спрингер, Нью-Йорк, штат Нью-Йорк. https://doi.org/10.1007/978-1-4614-5583-7_685
- Словарь Коллинза. (nd) Гештальт. В словаре Коллинза. Получено 7 ноября 2021 г. с https://www.collinsdictionary.com/us/dictionary/english/gestalten 9. 0211
- Словарь Merriam-Webster. (nd) Феномен Фи. В словаре Merriam Webster. Получено 7 ноября 2020 г. с https://www.merriam-webster.com/dictionary/phi%20phenomenon
- Изоморфизм. (2015, 11 июня). В Википедии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Isomorphism_(Gestalt_psychology) - Harding, D. W. (1969, 18 декабря). Как твой гештальт? Нью-Йорк Ревью, с. 50.
- Хассан, М.С. (2007). Кассирер и структурализм восприятия: применение теории групп к гештальт-психологии (докторская диссертация, Даремский университет).
- Канижа, Г. (1994). Теория гештальта была неверно истолкована, но также имела некоторые реальные концептуальные трудности. Философская психология, 7(2), 149-162.
- Сокаль, М. М. (1984). Гештальт-психологи в бихевиористской Америке. The American Historical Review, 89(5), 1242. https://doi.org/10.2307/1867042
- Грант, С. Гештальт-терапия. Университет штата Калифорния в Нортридже. http://www.csun.edu/~hcpsy002/Psy460_Ch08_Handout_ppt. pdf
- Бреннан, Д. (2021, 22 апреля). Что такое гештальт-терапия? ВебМД. https://www.webmd.com/mental-health/what-is-gestalt-therapy
- Нейссер, У. (2002). Вольфганг Колер. В биографических мемуарах (стр. 186). Национальная академия наук.
- Гаррати, Дж. и Карнес, М. (1999). Коффка, Курт. Американская национальная биография, том. 12, 861-863.
- Якель Ф., Сингх М., Вихманн Ф. А. и Херцог М. Х. (2016). Обзор количественных подходов к восприятию гештальта. Исследование зрения, 126, 3-8.
- Эмбри, Л. (1980). Исследование Мерло-Понти по гештальт-психологии. Исследования в области феноменологии, 10, 109.. http://www.jstor.org/stable/24654310
- Уорд, Д. (14 февраля 2017 г.). III: Мерло-понти о гештальт-психологии и феноменологии. Гештальт-структура и феноменология. https://www.blogs.hss.ed.ac.uk/gestalt-structure-phenomenology/2017/02/14/iii-merleau-ponty-gestalt-psychology-phenomenology/
- Biehl-Missal, B. (2015 ). В поисках формы: гештальт-теория как развитие эстетических подходов к организации и управлению. Диалог и универсализм, (4), 163-172.
- Биль-Миссал, Б. (2015). В поисках формы: гештальт-теория как развитие эстетических подходов к организации и управлению. Диалог и универсализм, (4), 169
Курт Коффка – Восприятие и гештальт-психология
Кольцо Коффки – Коффка привел пример того, как можно управлять одновременным контрастом, изменяя пространственную конфигурацию. Верхнее правое кольцо кажется почти однородным по цвету. Когда стимул разделяется на две части, как показано в левом верхнем углу, два полукольца кажутся разными оттенками серого. Две половины теперь имеют отдельные личности, и каждая воспринимается в своем собственном контексте. Новый вариант, включающий прозрачность, показан ниже. Левый и правый полублоки перемещаются вертикально, и новая конфигурация приводит к совершенно другой организации восприятия и сильной иллюзии легкости.
18 марта 1886 года родился немецкий психолог Курт Коффка . Коффка вместе с Максом Вертгеймером и его ближайшими соратниками Вольфгангом Кёлером основали гештальт-психологию. Интересы Коффки были широкими, и они включали: восприятие, нарушения слуха у пациентов с повреждением головного мозга, интерпретацию, обучение и распространение теории гештальта на психологию развития.
«Поведение, конечно, возможно и без науки. Люди продолжали заниматься своими повседневными делами задолго до того, как зажглась первая искра науки. И сегодня живут миллионы людей, действия которых не определяются ничем, что мы называем наукой. Однако наука не могла не приобретать все возрастающее влияние на поведение людей. Краткое и грубое описание этого влияния прольет новый свет на науку. Преувеличивая и схематизируя различия, можно сказать: на донаучной стадии человек ведет себя в ситуации так, как ситуация велит ему вести себя. Первобытному человеку каждая вещь говорит, что она из себя представляет и что он должен с ней делать: плод говорит: «Съешь меня»; вода говорит: «Выпей меня»; гром говорит: «Бойся меня», а женщина говорит: «Люби меня».0025
— Курт Коффка, Принципы гештальт-психологии, 1935
Молодежь и образование
Курт Коффка родился 18 марта 1886 года в Берлине, Германия, в семье своего отца Эмиля Коффки, юриста, и матери Луис Леви, протестантки еврейского происхождения. В начале жизни Коффки его дядя-биолог пробудил в нем интерес к области философии и науки. Он научился говорить по-английски у английской гувернантки и с 1892 по 1903 год получил образование в гимназии Вильгельма, считавшейся одной из самых известных школ города. Он провел 19 лет03-1904 в Эдинбургском университете в Шотландии, где он научился свободно говорить по-английски. С 1904 по 1907 год Коффка был зачислен в Берлинский университет на факультет психологии, порвав с семейной традицией, но он нашел себя в этой области как дома и в 1909 году защитил там докторскую диссертацию, будучи учеником Карла Штумпфа, защитив диссертацию по экспериментальным исследованиям. Untersuchungen zur Lehre vom Rhythmus (1909; Экспериментальные исследования ритма ). В 1909 году Коффка женился на Мире Кляйн, которая была подопытной в его исследованиях. В 1923 года они развелись, и он женился на Элизабет Альгримм, которая недавно защитила докторскую диссертацию в Гиссене. Три года спустя, в 1926 году, они развелись, и Коффка снова женился на Мире, но в 1928 году они развелись во второй раз, и он снова женился на Элизабет.
Рождение гештальт-психологии
В 1908/1909 годах он был ассистентом в психологической лаборатории Йоханнеса фон Криса во Фрайбурге, а в 1909/1910 году он был ассистентом в Вюрцбурге, сначала у Освальда Кюльпе, а затем, после того, как Кюльпе уехал в Бонн , Карлу Марбе.[2] Коффка уже работал во Франкфуртском университете, когда Макс Вертгеймер прибыл в 1910 и пригласил Вольфганга Коффку принять участие в его исследовании феномена Фи [3]. Эта работа привела к статье Вертхаймера о восприятии движения, которая ознаменовала рождение гештальт-психологии в 1912 году.[2,3] Само движение возникло как протест против редукционистских теорий, которые тогда были в ходу. Эти теории предполагали, что если психология должна быть наукой, она должна найти способы анализа своего предмета на составные элементы. За отправную точку брался опыт, но элементы, на которые он распадался, зачастую совершенно не соответствовали качеству изучаемого опыта. Например, до исследований Вертгеймера движение обычно трактовалось как переживание последовательности состояний покоя, состояний, которые не проявляли сущностного характера движения.
Что такое гештальт-психология?
Гештальт-психология — это попытка понять законы, лежащие в основе способности приобретать и поддерживать осмысленное восприятие в явно хаотичном мире. Центральный принцип гештальт-психологии заключается в том, что разум образует глобальное целое с самоорганизующимися тенденциями. Однако предполагаемые физиологические механизмы, на которых основывается гештальт-теория, плохо определены, и их существование не подтверждается. При изучении восприятия гештальт-психологи утверждают, что восприятие является продуктом сложных взаимодействий между различными стимулами. Вопреки бихевиористскому подходу к сосредоточению внимания на стимуле и реакции, гештальт-психологи стремились понять организацию когнитивных процессов.
Академическая карьера
В 1911 году Коффка перешел в Гиссенский университет и в 1914 году стал приват-доцентом. Во время Первой мировой войны он работал в армии на должности, которая позже привела его к званию профессора и к участию в Берлинской школе экспериментальной психологии. В 1924 году Коффка отправился в Соединенные Штаты, где с 1924 по 1925 год был приглашенным профессором Корнельского университета, а два года спустя — в Университете Висконсин-Мэдисон.
Рост разума
В 1913 году Коффка начал редактировать серию публикаций под названием Beiträge zur Psychologie der Gestalt ( Вклад в психологию гештальта ). Американские психологи познакомились с гештальт-психологией в 1922 году в его статье, озаглавленной: «Восприятие: введение в гештальт-теорию» , опубликованной в «Психологическом бюллетене». Одним из основных вкладов Коффки была статья «Развитие разума » в 1921 году. Коффка хотел предоставить какие-то доказательства, поддерживающие гештальт-психологию в области психологии развития. В 1935 он написал Принципы гештальт-психологии , которые помогли членам гештальт-группы и их ученикам объединить свои гештальт-точки зрения. Это также наиболее заметно по таким темам, как восприятие, обучение и память.
Индивидуальные ощущения и человеческий разум
Коффка утверждал, что человеческий разум естественным образом организует индивидуальные ощущения и переживания в осмысленные целостности. В одной из первых статей на английском языке, которую Коффка написал в 1922 г., он предложил свою гипотезу младенческого восприятия, говоря о том, что младенцы сначала не могут различать отдельные предметы, а воспринимают все целостно. По мере взросления младенцы учатся различать отдельные объекты и реагировать на них. Таким образом, вместо того, чтобы строить значение из отдельно воспринимаемых элементов, Коффка предположил, что мы сначала воспринимаем впечатление от всей окружающей среды, а затем постепенно различаем и выделяем в ней отдельные предметы, часто не замечая отдельных элементов, из которых состоят эти предметы. 4]
Сенсомоторное обучение
Коффка считал, что большая часть раннего обучения — это то, что он назвал «сенсомоторным обучением», то есть типом обучения, которое происходит после следствия. Например, ребенок, дотронувшийся до горячей плиты, научится больше к ней не прикасаться. Коффка также считал, что во многом обучение происходит путем подражания, хотя он утверждал, что важно не понимать, как работает подражание, а скорее признать, что это естественное явление. По Коффке, высшим типом научения является научение через представление, использующее язык. Коффка отмечает, что важным моментом в развитии детей является момент, когда они понимают, что предметы имеют имена.
В 1927 году Коффка принял должность в колледже Смита в Нортгемптоне, штат Массачусетс, которую он сохранял до своей смерти в 1941 году от коронарного тромбоза.
Ссылки и дополнительная литература:
- [1] Курт Коффка, немецкий психолог, в Britannica Online
[2] «Коффка, Курт». Международная энциклопедия социальных наук.