Причины соц конфликта: Тема 7. Социальный конфликт

Содержание

СОЦИАЛЬНЫЕ КОНФЛИКТЫ КАК ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ ПРОТИВОРЕЧИЙ В РОССИЙСКОМ ОБЩЕСТВЕ

Андросова С.И., Попова Л.Н. Межличностные конфликты и согласие. Экономика и социум, 2013, No 3, 34–36.
Бисовская О.В. Конфликт как комплексная система социального взаимодействия. Этносоциум и межнациональная культура, 2009, No 8, 83–87.
Бурдье П. Социология социального пространства. М.: Институт экспериментальной социологии, 2007.
Делокаров К.Х. Синергетика и управление: методологические замечания. Самоорганизация, организация, управление, 1995, No 2, 65–91.
Зайцев А.К. Социальный конфликт. М.: Academia, 2016.
Зеркин Д. П. Основы конфликтологии. Ростов н/Д: Феникс, 1998.
Караткевич А.Г. Системный диалог как технология оптимизации политического взаимодействия в переходных обществах. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2013, No 2, 66.
Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Законы эволюции и самоорганизации сложных систем. М.: Наука, 1994.
Лихоносова А.С. Социальный конфликт как индикатор общественного развития. Луганск, 2014.
Лукин Ю. Ф. Роль конфликтов в жизни общества, 2007, 199–201. URL: https://narfu.ru/university/library/books/2912.pdf (дата обращения: 27.05.2021).
Осипов Г.В., Москвичев Л.Н. Социология. Основы общей теории. М.: Норма, 2003.
Радугин А.А., Радугин К.А. Социология. М.: Центр, 1999.
Смелзер Н. Социология. М.: Феникс, 1994.
Соколов С.В. Социальная конфликтология. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001.
Сыбенова Н.Н. Социальный конфликт как фактор самоорганизации общества. Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики, 2011, No 4, 162–166.
Цыбульская М.В., Яхонтова Е.С. Конфликтология. М.: Академия, 2004.
Эфиров С.А. Социальное согласие: утопия или шанс? М.: РАН, 2002.

References
Androsova, S.I. (2013). Popova L. N. Mezhlichnostnye konflikty i soglasie [
Interpersonal conflicts and consent]. Ekonomika i Socium [Economy and Society], 2013, no 3, 34–36.
Bisovskaya, O.V. (2009). Konflikt kak kompleksnaya sistema social’nogo vzaimodejstviya [Conflict as a complex system of social interaction]. Etnosocium i Mezhnacional’naya Kul’tura [Ethnosocium and Inter-Ethnic Culture], no 8, 83–87.
Bourdieu, P. (2007). Sociologiya Socialnogo Prostranstva [Sociology of Social Space]. Moscow: Institut eksperimentalnoj sociologii.
Delokarov, K.H. (1995). Sinergetika i upravlenie: metodologicheskie zamechaniya [Synergetics and Management: Methodological Notes]. Samoorganizaciya, Organizaciya, Upravlenie [Self-organization, Organization, Management], no. 2, 65–91.

Zajcev, A.K. (2016). Social’nyj Konflikt [Social Conflict]. Moscow: Academia.
Zerkin, D.P. (1998). Osnovy Konfliktologii [Basis of Conflict Studies]. Rostov-on-Don: Feniks.
Karatkevich, A.G. (2013). Sistemnyj dialog kak tehnologiya optimizacii politicheskogo vzaimodejstviya v perehodnyh obshhestvah [Systemic dialogue as a technology for optimizing political interaction in transitional societies]. Istoricheskie, Filosofskie, Politicheskie i Yuridicheskie nauki, Kul’turologiya i Iskusstvovedenie. Voprosy Teorii i Praktiki [Historical, Philosophical, Political and Legal Sciences, Culture and Art History. Questions of Theory and Practice], no 2, 66.
Knyazeva, E.N., Kurdyumov, S.P. (1994). Zakony Evolyucii i Samoorganizacii Slozhnyh Sistem [The Laws of Evolution and Self-Organization of Complex Systems]. Moscow: Nauka.
Lixonosova, A.S. (2014). Social’nyj konflikt kak indikator obshhestvennogo razvitiya [Social conflict as an indicator of social development]. Lugansk.
Lukin, Yu.F. (2007). Rol’ Konfliktov v Zhizni Obshhestva [The Role of Conflicts in Society] (pp. 199–201), URL: https://narfu.ru/university/library/books/2912.pdf (accessed 27 May 2021).
Osipov, G.V., Moskvichev L.N. (2003). Sociologiya. Osnovy Obshchej Teorii [Sociology. Foundations of General Theory]. Moscow: Norma.
Radugin, A.A., Radugin, K.A. (1999). Sociologiya [Sociology]. Moscow: Centr.
Smelzer, N. (1994). Sociologiya [Sociology]. Moscow: Feniks.
Sokolov, S.V. (2001). Social’naya Konfliktologiya [Social Conflict Studies]. Moscow: YuNITI-DANA.
Sybenova, N.N. (2011). Social’nyj konflikt kak faktor samoorganizacii obshchestva. istoricheskie, filosofskie, politicheskie i yuridicheskie nauki, kul’turologiya i iskusstvovedenie [Social conflict as a factor in the self-organization of society. Historical, philosophical, political and legal sciences, cultural and art studies]. Voprosy Teorii i Praktiki [Questions of Theory and Practice], no 4, 162–166.
Cybul’skaya, M.V., Yahontova, E.S. (2004). Konfliktologiya [Conflict Studies]. Moscow.
Efirov, S.A. (2002). Social,noe Soglasie: Utopiya ili Shans? [Social Consensus: Utopia or Chance?]. Moscow: RAN.

Четыре точки зрения на причины социального конфликта

 Фрагмент из книги «Социология конфликта»

Здравомыслов Андрей Григорьевич (1928-2009)

А. Г. Здравомыслов — автор наиболее фундаментальной отечественной монографии по проблеме социологии конфликта.

 

В социологии конфликта, Здравомыслов А. Г., противопоставляет две  ИДЕИ, которые были положены в разных парадигмах:   теории равновесия социальной системы, предложенной Т. Парсонсом, и социологии конфликта в варианте Р. Дарендорфа:[1]

 

Т. Парсонс

Р. Дарендорф

 

1. Каждое общество — относительно устойчивая и стабильная структура.1. Каждое общество изменяется в каждой своей точке, социальные изменения вездесущи.
2. Каждое общество — хорошо интегрированная структура.

 

2. Каждое общество в каждой своей точке пронизано рассогласованием и конфликтом; социальный конфликт — вездесущ.
3. Каждый элемент общества имеет определенную функцию, т. е. вкладывает нечто в поддержание устойчивости системы.3. Каждый элемент в обществе вносит свой вклад в его дезинтеграцию и изменение.

 

4. Функционирование социальной структуры основывается на ценностном консенсусе членов общества, обеспечивающем стабильность и интеграцию.4. Каждое общество основано на том, что одни члены общества принуждают к подчинению других.

 

Первая парадигма делает  акцент на сотрудничестве и интеграции, а вторая на конфликте и изменении. Оба компонента взаимодействия — сотрудничество и конфликт — постоянно присутствуют в общественной жизни в тех или иных сочетаниях.

Конфликт  ИДЕЙ  можно обнаружить в каждом социальном конфликте,  в котором борьба принимает непримиримые формы между инновациями и традициями, за расширение сферы влияния и господства.

 Первая причина социального конфликта:  осознание противоположности интересов.  

В современной социологической литературе вопрос о связи между противоречием и конфликтом рассматривается известным английским социологом  Э. Гидденсом.

“Под конфликтом,

— пишет он, — я имею в виду реальную борьбу между действующими людьми или группами независимо от того, каковы истоки этой борьбы, ее способы и средства, мобилизуемые каждой из сторон. В отличие от конфликта понятие противоречия относится к некоторой структуре. Оба эти понятия весьма близки между собой, так как противоречие выражает уязвимое место, слабое звено в конструкции социальной системы. Вместе с тем противоречие указывает на разделение интересов между различными группами и категориями людей, в том числе и между классами”.

 Э. Гидденс далее подчеркивает, что социальные противоречия связаны с различиями в образе жизни людей, принадлежащих к разным социальным группам, и неравенством их жизненных шансов, которые, в свою очередь, определенным образом влияют на формирование картины мира. Но противоречия далеко не всегда влекут за собой конфликты. Для превращения противоречий в конфликты необходимы осознание противоположности интересов и соответствующая мотивация поведения. Пока противоположность интересов не осознана, конфликт  еще не наступает. С этой точки зрения конфликт выступает, прежде всего, как осознанное, осмысленное противоречие несовпадающих или противостоящих друг другу интересов сторон, готовых предпринять или уже предпринявших определенные действия, основанные на указанном противостоянии.

 

Вторая причина конфликта:  неудовлетворенные базовых  потребностей.

Несколько  иной ракурс проблемы конфликта выявляется при попытках вывести социальную напряженность из уровня удовлетворения базовых потребностей людей и социальных групп. Именно такой подход к проблеме демонстрирует Питирим Сорокин при выяснении вопроса о причинах социальных конфликтов и революций.

“Непосредственной предпосылкой всякой революции, — пишет он, — всегда было увеличение подавленных базовых инстинктов большинства населения, а также невозможность даже минимального их удовлетворения… Если пищеварительный рефлекс доброй части населения “подавляется” голодом, то налицо одна из причин восстаний и революций; если подавляется инстинкт самосохранения деспотическими экзекуциями, массовыми убийствами, кровавыми зверствами, то налицо другая причина революций… Если “подавляется” собственнический инстинкт масс, господствуют бедность и лишения и, в особенности, если это происходит на фоне благоденствия других, то мы имеем еще одну причину революций”.

Питирим Сорокин
(1889-1968)

Среди подавленных инстинктов, потребностей и рефлексов, которые вызывают социальное напряжение, взрыв и конфликт, П. Сорокин выявляет, помимо перечисленных выше, потребности коллективного самосохранения (семьи, религиозной секты, партии), потребность в жилище и одежде, половой рефлекс, инстинкт самовыражения и интерес к соревновательности, творческой работе, приобретению разнообразного опыта, потребность в свободе.  Как мы видим, указание на связь неудовлетворенных потребностей и нарастающих конфликтных ситуаций, рассмотрение источника конфликтов в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворения которых он не может существовать, позволяют ближе подойти к анализу конкретных социальных конфликтов. С этой точки зрения всякий конфликт характеризуется прежде всего неудовлетворенной потребностью и стремлением найти средства для того, чтобы эту потребность удовлетворить. Многомерная неудовлетворенность потребностей и интересов, депривация значительных масс населения составляет, по Сорокину, главный источник революционных потрясений в обществе. Предотвращение революции, развитие общества по пути реформирования возможно тогда, когда власти предержащие отслеживают меру удовлетворения потребностей различных социальных слоев и находят средства для их удовлетворения или компенсации, когда они не допускают кричащих антагонизмов в мере развития и удовлетворения потребностей, поддерживая социальное неравенство на уровне социальной нормы.

 Третья причина социального конфликта:  неравенство людей.

Следующий шаг по пути конкретизации конфликтов связан с разработкой вопросов социального равенства и неравенства. Положение людей и вытекающий из него уровень социальных притязаний определяется не вечными инстинктами, а сопоставлением с другими людьми. То, что является приличным уровнем жизни для одних людей, другими может рассматриваться как бедность и нищета. Важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества. Именно в этой связи встает вопрос не только о равенстве и неравенстве в уровне благосостояния, но и сопоставлении жизненных шансов различных социальных групп. Как показал опыт советского общества, само по себе стремление к всеобщему равенству не может рассматриваться в качестве блага; оно часто приводит к уравнительности, к угасанию стимулов творческой деятельности и инициативы. Неравенство, в том числе и социальное, неустранимо. Более того, оно имеет положительное значение для общества в целом, так как оказывается важнейшим источником состязательности, конфликтности, стимулирующим жизненную энергию человека.

Неравенство, как и социальный конфликт, содействует мобилизации жизненной энергии, влечет за собой необходимость социальных изменений, в том числе и в организации общественной жизни. Применительно к социальному конфликту неравенство социальных положений означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообществ людей. Поэтому в определение природы конфликта включается и проблема ресурсов как средств достижения социальных целей.

Ральф Дарендорф
(1929-2009)

Однако здесь возникает центральный вопрос, на который указывает Р. Дарендорф.  Кто и каким образом распоряжается ресурсами? Иными словами, в чьих руках находится власть? Этот вопрос, безусловно, связан с определением самой власти, которая представляет собой совокупность социальных позиций, позволяющих одной группе людей распоряжаться деятельностью других групп людей. Именно здесь заложен центральный конфликт в любой системе общественных отношений. Люди делятся между собой не только на богатых и бедных, не только на тех, кто обладает недвижимостью, и тех, кто живет на зарплату, но и на тех, кто участвует во власти и кто не участвует в ней.

Точнее говоря, все названные деления существуют и имеют определенное значение, в том числе и для формирования конфликтов, но в сравнении с признаком участия или неучастия во власти иные признаки имеют второстепенное или третьестепенное значение.

Помимо трех названных подходов к объяснению социальных конфликтов, существует и четвертый, который может быть охарактеризован как нормативно-ценностный подход.

 Четвертая причина социального конфликта:  несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп. 

Согласно этой точке зрения, которая идет от Э. Дюркгейма и Т. Парсонса, несовпадение целей и интересов людей или соответствующих групп есть главная причина конфликтов. “Социальный конфликт, — утверждает Луис Крисберг, — существует в том случае, когда две или большее количество сторон убеждены в том, что цели их деятельности несовместимы”.  Все выделенные выше позиции имеют в своем основании некий общий фундаментальный теоретический вопрос: о природе интереса и о способе его осознания действующим субъектом. И в самом деле, в любом определении конфликта так или иначе мы сталкиваемся с вопросом о несовпадении интересов, целей, борьбы за жизненные ресурсы и т.д. Поэтому при рассмотрении конфликта вполне уместно вновь задаться вопросом: что же такое интересы как побудители социальных действий? В литературе долгое время существует спор относительно того, являются ли интересы некой объективной данностью или же они представляют собою некоторые характеристики сознания людей и различных социальных сообществ. Позиция автора этой книги по этому вопросу была сформулирована еще в 1964 г. и позже развита в более основательную теоретическую конструкцию. Вслед за Гегелем можно сказать, что интерес — это момент субъективности во всяком объективном деле. Интерес — это стремление чего-то достичь, что-то изменить или сохранить, он не просто осознается в качестве некоторой объективной данности наподобие закона природы или сложившегося порядка вещей.

Интерес — это внутреннее отношение действующего субъекта к действию, которое он производит; это переход субъективности, сложнейшей внутренней мотивации в некоторый результат, который фиксируется как нечто объективное, уже совершенное, сделанное. Такое определение интереса позволяет понять главную дилемму, сформировавшуюся при обсуждении проблемы мотивации человеческой деятельности и человеческих поступков: почему получается так, что люди, руководствуясь собственными интересами, совершают ошибки личностного и социального плана? Ответ на этот вопрос таков: интерес не есть нечто стабильное и неподвижное. Интересы подвижны, изменчивы, и главным источником изменений интересов оказывается  сам опыт человеческой деятельности. По мере развертывания социального действия происходит изменение отношения к нему или в направлении углубления заинтересованности в самом процессе действия и его результате, или же в направлении ослабления интереса и переключения его на. те аспекты последствий деятельности, которые ранее не были заметны и очевидны. Такое толкование интереса включает в себя и динамику сознания субъекта действия, распространяет сферу заинтересованности не только на непосредственные выгоды меркантильного характера, но и на нравственные аспекты сознания. Вместе с тем оно позволяет по-иному взглянуть и на известную дилемму взаимоотношения интереса и долга, ответственности, нравственных оснований социального действия.


[1] Здравомыслов А. Г. Социология конфликта» Учеб.пособие для студентов высших учебных заведений.- 3-е изд. Перераб. И доп. – М.: Аспект Пресс, 1996. С.45.

Библиотека

 

Конфликтология и конфликты

Социальные конфликты: причины и способы разрешения

​​​​​​​Причины социальных конфликтов

При любом взаимодействии двух человек, двух групп или двух стран их потребности и цели могут вступить в противоречие. Многие социальные проблемы возникают вследствие того, что люди (или группы) стремятся к удовлетворению собственных эгоистичных интересов в ущерб интересам всего общества. Две лабораторные игры – «Дилемма заключенного» и «Трагедия общинных выгонов» – отражают суть противоречий между благополучием индивидуума и благополучием общества. В реальной жизни можно избежать подобных ловушек. Для этого нужно разрабатывать правила, регулирующие эгоистичное поведение, создавать немногочисленные группы, в которых люди чувствуют ответственность​ друг за друга, предусматривать возможность коммуникации, потому что она способствует снижению уровня взаимного недоверия, использовать материальное стимулирование сотрудничества и обращаться к альтруистическим чувствам людей.

Однако при конкуренции за ограниченные ресурсы человеческие отношения нередко тонут в море предрассудков и враждебности. Такая конкуренция, в которой победа одного означает поражение другого, быстро превращает незнакомых людей во врагов, порождая несдерживаемую воинственность.

Конфликты возникают и тогда, когда люди чувствуют, что с ними поступают несправедливо. Согласно теории баланса, «справедливость» для людей – это распределение вознаграждения пропорционально вкладам. Чаще всего люди не согласны с оценкой их собственного вклада, а следовательно и с тем, что вознаграждения распределены справедливо.

Нередко конфликты содержат лишь небольшое рациональное зерно действительно несовместимых друг с другом целей, окруженное толстым слоем искаженного восприятия конфликтующими сторонами мотивов и целей друг друга. Часто конфликтующие стороны зеркально воспринимают друг друга. Если обе стороны считают, что «мы стремимся к миру, а они мечтают о войне», каждая из них может относиться к другой так, что в конце концов спровоцирует её на демонстрацию враждебности и получит подтверждение своих ожиданий. Международные конфликты нередко подпитываются иллюзией «злонамеренный лидер – хороший народ».

Способы разрешения социальных конфликтов

Внимание социальных психологов сосредоточено на четырех стратегиях, помогающих врагам стать друзьями. Их легко запомнить как четыре «К»:

04.1. Социальное неравенство и социальные конфликты

Латинское слово «conflictus» переводится как столкновение. Конфликт – это столкновение людей, взгляды, мнения, интересы, цели которых противоположны. Участники социальных конфликтов (индивиды и группы) преследуют социально значимые цели.

Если три девушки спорят о том, кто из них красивее, то это ещё не социальный конфликт. Но если победительница спора получит что-то важное для каждой из них… Например, яблоко с надписью: «Прекраснейшей».

Вы поняли, конечно, что речь идёт о Гере, Афине, Афродите и вредной Эриде, которая подбросила им «яблоко раздора». Собственно, яблоко тут, вообще, на последнем месте. Никто так и не узнал, было ли оно хотя бы сладким. Главное – общественное признание, социальный престиж. Борьба за него и спровоцировала, по версии Гомера, Троянскую войну.

Троянская война. Рисунок на древнегреческой вазе

Причины социальных конфликтов можно свести в две группы. Во-первых, это социальное неравенство: в обладании богатством или властью. И, во-вторых, культурная разнородность. Даже в самом монолитном обществе могут существовать разные представления об иерархии ценностей (в смысле, что в жизни самое важное), о приемлемом и неприемлемом поведении и так далее. Но и в конфликтах второй группы, если как следует разобраться, часто можно обнаружить борьбу за распределение ресурсов.

Говоря о социальной дифференциации, вы уже отделяли неравенство, порождаемое естественными и социальными причинами. Социальное неравенство – такое положение вещей в обществе или внутри отдельной социальной общности, когда индивиды и социальные группы обладают неравными жизненными шансами. Неравны их возможности удовлетворять свои потребности. Они имеют неравный доступ к таким социальным благам, как богатство, власть, престиж. И связано это с тем, что они располагаются на разных ступенях социальной лестницы.

Возможна ли в человеческом обществе ситуация полного социального равенства? Большинство социологов отрицательно отвечают на этот вопрос. Его нет ни в одном из современных нам обществ. Такие примеры не встречаются в письменной истории человечества. И по свидетельству этнографов, нет и не было равенства в самых примитивных общинах, с которыми их приходилось сталкиваться.

Каковы причины социального неравенства? Познакомимся с несколькими вариантами ответа на этот вопрос.

Французский социолог Давид Эмиль Дюркгейм в конце XIX века сформулировал теорию функционализма.

Эмиль Дюркгейм (1858–1917)

«Причина неравенства, – писал он, – в необходимости для общества поощрять самых лучших». Всегда одни профессии считались более важными, чем другие. И занятие ими поощрялось большим доходом и максимальным престижем. В первобытных общинах это были охотники, воины, целители. Сейчас – бизнесмены, банкиры, инженеры (в последнее время, пожалуй, всё больше – программисты), врачи. И во все времена крайне важной была профессия управленцев.

Вторая причина неравенства, по мнению функционалистов, – разный уровень развития способностей у людей. Чтобы поощрить наиболее талантливых к борьбе за занятие самых значимых для общества позиций, надо эти позиции сделать максимально привлекательными с точки зрения обеспеченности ресурсами.

Сторонников этой теории часто и обоснованно критикуют. «Если телеведущая Опра Уинфри за два дня зарабатывает больше, чем президент США Джордж Уокер Буш за год выполнения своих обязанностей, значит ли это, что вести ток-шоу важнее, чем руководить государством?» – спрашивал американский социолог Джон Масионис.

Другое объяснение существованию социального неравенства предложил Карл Маркс.

Карл Маркс (1818–1883)

Отношение к собственности на средства производства определят размер общественного богатства. И те социальные группы, которые владеют собственностью и получают максимальные доходы, стремятся сохранить такое положение вещей, не допуская представителей низших сословий до власти. Отсюда следует, что, ликвидировав частную собственность, можно ликвидировать социальное неравенство. Но попытка осуществить эту идею на практике завершилась неудачей.

А так ли уж необходимо его ликвидировать? Может быть, социальное неравенство – благо для общества? Можно ли, например, осуществлять управленческие функции (в государстве, трудовом коллективе, семье), если управленец не имеет больше прав, чем те, кем он управляет? Какие ещё аргументы «за» и «против» вы могли бы привести? И как на ситуацию влияют размеры неравенства?

Социальный конфликт и пути его преодоления

На экзамене проверяются дидактические единицы: конфликт. Участники конфликта. Причины конфликта. Виды социальных конфликтов. Пути преодоления.

Словарь основных терминов (понятий) с комментариями

Социальный конфликт — это высшая стадия развития противоречий в системе отношений людей, социальных групп, социальных институтов, обществе в целом, характеризующаяся усилением противоположных тенденций, интересов социальных общностей и индивидов.

Участники конфликта называются субъектами конфликта: свидетели, подстрекатели, пособники, посредники.

Причины конфликтов связаны с потребностями конфликтующих сторон, К причинам социальных конфликтов можно отнести:

— социальную неоднородность общества, наличие противоположных ориентаций;

— различия в уровнях доходов, власти, культуры, социальном престиже и т. д.;

— религиозные различия;

— поведение человека, его социально-психологические черты (темперамент, интеллект, общая культура).

Социальные конфликты несут как позитивные функции — информирование о наличии социальной напряженности, стимулирование социальных изменений, так и негативные — создание стрессовых ситуаций, дезорганизация и даже разрушение социальной системы.

Конфликты бывают краткосрочными и долгосрочными; глобальными, национальными, локальными; групповыми и личными; прогрессивными и регрессивными; экономическими, политическими и этническими; преднамеренными и спонтанными.

К способам решения социальных конфликтов относят:

— компромисс — решение проблемы через взаимные уступки;

— переговоры — мирная беседа конфликтующих сторон по решению проблемы;

— посредничество — использование третьей стороны при решении проблемы;

— арбитраж — обращение к наделенному специальными полномочиями органу власти за помощью в решении проблемы;

— применение силы, власти, закона — одностороннее использование власти или силы той стороной, которая считает себя сильнее.

Каждый социальный конфликт конкретен, а поэтому и пути выхода из него различны.

Социальные конфликты — презентация онлайн

1. Презентация на тему:”Социальные конфликты”

Государственное Бюджетное Профессиональное
Образовательное Учреждение
«Технологический колледж № 34»
г.Москвы
Презентация на
тему:”Социальные
конфликты”
Выполнила студентка группы 03-2ПЭ
Морева Алена

2. Социальный конфликт

— это наивысшая стадия развития противоречий в
отношениях между:
людьми,
социальными группами,
общества в целом,
которая характеризуется столкновением
противоположно направленных:
интересов,
целей,
позиций субъектов взаимодействия.

3. Социальный конфликт

Конфликты могут быть:
• Скрытыми
• Явными
но в их основе всегда лежит отсутствие согласия
между двумя или более сторонами.

4. Социальный конфликт

В области научного знания существует отдельная
наука, посвящённая конфликтам —
конфликтология.
Конфликтология- дисциплина, изучающая:
закономерности
зарождения,
возникновения,
развития,
разрешения
завершения конфликтов любого уровня.

5. Конфликтология История возникновения

Одним из основоположников общей теории
конфликта был Карл Маркс.
Однако как наука конфликтология берет начало
в середине XX в. с книгой германоамериканского социолога Льюис Козера
«Функции социального конфликта»
Льюис Козер
Карл Маркс

6. Конфликтогенез

— это процесс возникновения и развития
современных конфликтных форм общества,
накладывающих отпечаток, а нередко прямо
детерминирующих направленность и содержание
эволюции в целом.

7. Конфликтогенез

Представляет собой непрерывный диалектический
процесс зарождения, развития и модернизации
существующей социальной реальности через
своё ядро — конфликт.

8. Конфликт

это столкновение противоположных
целей,
позиций,
субъектов взаимодействия.
Вместе с этим, конфликт является важнейшей
стороной взаимодействия людей в обществе,
своего рода клеточкой социального бытия.

9. Социальный конфликт

Основной источник социального конфликта – это
сама структура общества. Чем она сложнее, тем
больше раздроблено общество. Возникают
• новые группы,
• социальные слои,
имеющие собственные
системы ценностей,
цели
методы их достижения.
Все это ведет к возникновению новых конфликтов.

10. Социальный конфликт

Основная задача общества – минимизировать
возможные негативные последствия социального
конфликта и разрешить накопившиеся проблемы.

11. Жизненный цикл социального конфликта

Включает четыре стадии:
1. Предконфликтная ситуация. Ее признак – рост
напряженности в отношениях между
субъектами.
2. Конфликт.
3. Попытки разрешения конфликта.
4. Завершение противостояния и
послеконфликтная ступень.

12. Причин, почему возникают социальные конфликты

1)Идеологические причины. Есть определенная
система идей и ценностей, определяющая
доминирование и субординацию. Взгляд на эту
систему у участников может различаться.
2)Различные ценностные ориентиры. Каждый
хочет удовлетворить именно свои потребности.

13. Причин, почему возникают социальные конфликты

3)Социальные и экономические причины. Связаны
с распределением богатства и власти, если комуто из участников кажется, что его обделили..
4) Прочие причины. различие поставленных задач,
введение инноваций, соперничество между
группами и лидерами.

14. Типы социальных конфликтов

1) По количеству участников конфликтного
взаимодействия:
o внутриличностные — состояние
неудовлетворенности человека какимилибо обстоятельствами своей жизни;
o межличностные — разногласие между
двумя или более членами одной группы
или нескольких групп;
o межгрупповые — происходят между
социальными группами, которые
преследуют несовместимые цели;

15. Типы социальных конфликтов

2) По направленности конфликтного
взаимодействия:
Горизонтальные — между людьми, не
находящимися в подчинении между собой;
Вертикальные — между людьми, находящимися в
подчинении между собой;
Смешанные — в которых представлены и те и
другие.

16. Типы социальных конфликтов

3) По источнику возникновения:
• объективно обусловленные — вызванные
объективными причинами, устранить которые
можно, только изменив объективную ситуацию;
• субъективно обусловленные — связанные с
личностными особенностями конфликтующих
людей, а также с ситуациями, которые создают
преградыя.

17. Типы социальных конфликтов

4) По своим функциям:
• созидательные (интегративные) —
способствующие обновлению, внедрению новых
структур, политики, лидерства;
• разрушительные (дезинтегративные) —
дестабилизирующие социальные системы;

18. Типы социальных конфликтов

5) По длительности протекания:
• кратковременные
• затяжные
Длительность конфликта зависит как от предмета
противоречия, так и от черт характеров
столкнувшихся людей;

19. Типы социальных конфликтов

6) По своему внутреннему содержанию:
рациональные — охватывающие сферу
разумного, делового соперничества,
перераспределения ресурсов;
эмоциональные — в которых участники
действуют на основе личной неприязни;

20. Типы социальных конфликтов

7) По способам и средствам разрешения конфликты
бывают мирными и вооруженными.
8) По учету содержания проблем, выделяют:
экономические,
политические,
семейно-бытовые,
производственные,
духовно-нравственные,
правовые,
экологические,
идеологические
и другие конфликты.

21. Типы социальных конфликтов

9) По форме:
• внутренние
• внешние;
10. По характеру развития:
преднамеренные
спонтанные;
11) По объему:
глобальные,
локальные,
региональные,
групповые
личные;

22. Типы социальных конфликтов

12) По используемым средствам:
o Насильственные
o Ненасильственные
13) По влиянию на ход развития общества:
Прогрессивные
Регрессивные;
14) По сферам общественной жизни:
экономические (или производственные),
политические,
этнические,
семейно-бытовые.

23. Функции социального конфликта

Можно разделить на две большие группы:
1)Конструктивные. Включают в себя положительные
функции: разрядка напряженности, проведение
социальных изменений и т.д.

24. Функции социального конфликта

2) Деструктивные. Сюда относятся функции,
несущие негативный характер: дестабилизацию
отношений, сложившихся в определенной
социальной среде, разрушение социального
сообщества.

25. Конфликты

Нажимай и
увидишь
повседневный
конфликт. 😀

26. Спасибо за внимание! 😀

Определение, причины, типы и другие подробности

Конфликт в обществе: определение, причины и виды!

Определение конфликта:

Конфликт — это постоянный процесс в человеческих отношениях. Это было определено А. В. Грином «как преднамеренная попытка противостоять, сопротивляться или принуждать волю другого или других. Согласно Гиллину и Гиллину, «Конфликт — это социальный процесс, в котором отдельные лица или группы стремятся к своей цели, напрямую бросая вызов антагонисту с помощью насилия или угрозы насилия.”

Как процесс, это антитезис сотрудничества. Практически любое человеческое действие может навредить надеждам или помешать чужим планам. Однако такое действие становится конфликтом только в том случае, если преднамеренная попытка встречает сопротивление. Когда кандидат получает работу, это означает, что в ней отказывают другие.

Но в действиях успешного кандидата нет намеренного намерения противодействовать, сопротивляться или принуждать, и поэтому это не может быть названо конфликтной ситуацией.Другими словами, конфликт — это соревнование в его более случайных, личных и враждебных формах. Это процесс стремления получить вознаграждение за счет устранения или ослабления конкурентов.

Посредством этого одна сторона пытается уничтожить или уничтожить или, по крайней мере, поставить другую сторону в подчиненное положение. Кроме того, хотя обычно насилие связано с конфликтом, оно может происходить и без него. Гражданское неповиновение и ненасильственная сатьяграха, с помощью которой Ганди боролся с британским империализмом, — лучшие иллюстрации к этому.

Согласно Мазумдару, конфликт — это противодействие или борьба, включающая (а) эмоциональную высоту враждебности, а также (б) насильственное вмешательство в самостоятельный выбор человека.

Вкратце можно отметить следующие характеристики конфликта:

(i) Конфликт — это сознательное действие. Это намеренное намерение противостоять.

(ii) Конфликт — это личная деятельность.

(iii) Конфликт не имеет непрерывности.

(iv) Конфликт универсален.

Причины конфликтов :

Конфликт универсален. Это происходит во всех Липах и местах. Никогда не было Лайма или общества, в котором отдельные люди или группы не вступали бы в конфликт. По мнению Мальтуса, причиной конфликта является сокращение количества средств к существованию. Согласно Дарвину, принципы борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных являются основными причинами конфликтов.

Согласно Фрейду и некоторым другим психологам, врожденный инстинкт агрессии у человека является основной причиной конфликтов.Таким образом, были упомянуты различные причины, ведущие к конфликтам. Он возникает в первую очередь из-за столкновения интересов внутри групп и обществ, а также между группами и обществами. Конфликты также возникают в результате разницы между скоростью изменения моральных норм общества и мужскими желаниями, надеждами, неудовлетворенностью и требованиями.

Моральные нормы, согласно которым дети должны подчиняться своим родителям, существуют в нашей стране с незапамятных времен, но теперь подрастающее поколение хочет идти своим путем.Как следствие, конфликты между родителями и молодежью становятся больше, чем раньше. Иногда моральные нормы настолько широки, что конфликтующие стороны могут часто заявлять о схожих нормах для оправдания своих отдельных требований.

Например, работники оправдали бы свою забастовку тем, что заслужили высокую заработную плату в эпоху раздувания цен, тогда как руководство оправдывало бы свою позицию по ее снижению, оправдывая свой дефицит в эту эпоху конкуренции.

Кратко указаны причины конфликта:

(i) Индивидуальные различия:

Нет двух мужчин, похожих по своей природе, взглядам, идеалам и интересам.Из-за этих различий они не могут приспособиться к себе, что может привести к конфликту между ними.

(ii) Культурные различия:

Культура — это образ жизни группы. Культура группы отличается от культуры другой группы. Культурные различия между группами иногда вызывают напряженность и приводят к конфликтам. Религиозные различия в истории иногда приводили к войнам и преследованиям. Индия была разделена во имя религиозных различий.

(iii) Столкновение интересов:

Интересы разных людей или групп иногда сталкиваются. Таким образом, интересы рабочих сталкиваются с интересами работодателей, что приводит к конфликту между ними.

(iv) Социальные изменения:

Социальные изменения становятся причиной конфликта, когда одна часть общества действительно изменяется вместе с изменениями в других частях. Социальные изменения вызывают культурное отставание, которое ведет к конфликту. Конфликт между родителями и молодежью — это результат социальных изменений.Короче говоря, конфликт — это выражение социального неравновесия.

Типы конфликтов :

Зиммель различал четыре типа конфликта:

(i) Война

(ii) вражда или выдуманная борьба

(iii) судебный процесс

(iv) конфликт безличных идеалов.

Война — это вид группового конфликта, с которым мы наиболее знакомы. До развития межтерриториальной торговли война была единственным средством контакта между группами пришельцев.В этом случае война, хотя и диссоциативная по своему характеру, имеет определенно ассоциативный эффект.

Зиммель объяснил войну глубоко укоренившимся антагонистическим импульсом в человеке. Но для того, чтобы привести в действие этот антагонистический импульс, необходима определенная цель, которой может быть желание получить материальный интерес. Можно сказать, что антагонистический импульс создает основу для конфликта.

Вражда — это внутригрупповая форма войны, которая может возникнуть из-за несправедливости, которую предположительно совершила одна группа по отношению к другой.

Судебный процесс — это судебная форма конфликта, когда кто-либо, физическое лицо или группа, заявляет о своих претензиях в отношении определенных прав на основе объективных факторов, при этом субъективные факторы исключаются.

Конфликт безличных идеалов — это конфликт, который люди ведут не ради себя, а ради идеала. В таком конфликте каждая сторона пытается оправдать истинность своих идеалов, например, конфликт, проводимый коммунистами и капиталистами, чтобы доказать, что их собственная система может привести к лучшему мировому порядку.

Гиллин и Гиллин упомянули пять типов конфликтов:

(i) Личный конфликт

(ii) Расовый конфликт

(iii) Конфликт классов

(iv) Политический конфликт

(v) Международный конфликт.

Личный конфликт — это конфликт между двумя людьми в одной группе. Конфликт между двумя учениками — это личный конфликт. Расовый конфликт между белыми и неграми в США является примером расового конфликта.Классовый конфликт — это конфликт между двумя классами.

Согласно Карлу Марксу, общество всегда было разделено между двумя экономическими классами — эксплуататорами и эксплуатируемыми, которые всегда находились в конфликте друг с другом. Политический конфликт — это конфликт между сторонами за политическую власть.

Таким образом, конфликт между Партией Конгресса и Оппозиционными партиями является политическим конфликтом. Международный конфликт — это конфликт между двумя странами. Конфликт между Индией и Пакистаном из-за вопроса Кашмира является международным конфликтом.

Конфликт также может быть следующих типов:

(i) Скрытый и открытый конфликт:

Конфликт обычно описывается как скрытый или открытый. В большинстве случаев задолго до того, как конфликт разразится враждебными действиями; он существовал в скрытой форме в социальной напряженности и неудовлетворенности. Скрытый конфликт становится открытым конфликтом, когда объявляется проблема и когда предпринимаются враждебные действия.

Открытый конфликт возникает, когда одна из сторон чувствует себя сильной и желает воспользоваться этим фактом.Иногда реальный конфликт может существовать в скрытой форме годами, прежде чем возникнет проблема или возникнет кризис. Скрытый конфликт между Китаем и Индией может стать явным в виде начала войны из-за пограничного вопроса.

(ii) Корпоративные и личные конфликты:

Конфликты также делятся на корпоративные и личные. Корпоративный конфликт возникает между группами внутри одного общества или между двумя обществами. Расовые беспорядки, беспорядки в общинах, религиозные преследования, конфликты между рабочими и руководителями и войны между странами являются примерами корпоративных конфликтов.

Личный конфликт, с другой стороны, происходит внутри группы. Хотя он более сурово осужден, чем корпоративный конфликт, тем не менее он также универсален. Группа в целом мало что выиграет от внутренних конфликтов или ссор между своими членами. Личные конфликты возникают из-за различных мотивов, среди которых преобладают зависть, враждебность, предательство доверия.

Роль конфликта :

Как было сказано выше, конфликт является фундаментальной чертой человека и общества.Некоторые социологи, такие как Ратценхофер и Гумплович, рассматривают его как основу социальной эволюции и прогресса. Согласно Гумпловичу, человеческие общества характеризуются «сингенизмом», изначальным чувством членов, что они принадлежат друг другу. Их развитие было отмечено непрекращающейся борьбой.

Согласно Ратценхоферу, борьба за жизнь принимает форму конфликта интересов. Зиммель утверждал, что создание бесконфликтной гармоничной группы практически невозможно. Нельзя отрицать тот факт, что обществу для своего формирования и роста необходимы как гармония, так и дисгармония, объединение и разобщение.Конфликт служит конструктивной и позитивной цели. Мак и Янг пишут: «На самом элементарном уровне конфликты приводят к устранению или уничтожению противника. Однако в человеческом обществе большинство конфликтов заканчиваются каким-то соглашением, соглашением или слиянием двух противостоящих элементов ».

В корпоративных конфликтах, то есть в конфликте между группами и обществами, солидарность и чувство товарищества усиливаются. Правильно отмечено, что в корпоративных конфликтах каждая нация обретает сплоченность и силу, подчеркивая свою судьбу по сравнению с судьбой других наций.Следовательно, внутренняя гармония и внешний конфликт — это противоположные стороны одного щита.

Вот почему считается, что война неизбежна в мире суверенных наций. Но конфликт, который вызывает войну или принимает враждебную форму, может уничтожить жизни и имущество людей, и, более того, может нанести большой психологический и моральный ущерб.

Результаты личного конфликта, то есть внутригруппового конфликта, в значительной степени отрицательны, поскольку такая борьба снижает моральный дух и ослабляет солидарность группы.В личном конфликте, конечно, есть и положительная сторона.

Противостояние одного человека другим — единственный способ сделать продолжительные отношения терпимыми. Злобные сплетни, направленные против непопулярного офицера, временами позволяют подчиненным улавливать свою агрессию, не уходя с работы и не нападая на него физически. Точно так же словесные конфликты друзей, любовников и супружеских пар часто очищают воздух и снова позволяют принять отношения.

Х. Т. Маджумдар отметил следующие положительные функции конфликта:

(i) Конфликт «имеет тенденцию укреплять моральный дух и способствовать солидарности внутри группы.

(ii) Конфликт, завершившийся победой, ведет к увеличению группы победителей.

(iii) Конфликт ведет к переопределению систем ценностей.

(iv) Конфликт может привести к разработке ненасильственных методов разрешения кризисов.

(v) Конфликт может привести к изменению относительного статуса конфликтующих сторон.

(vi) Конфликт может привести к новому консенсусу.

Хортон и Хант классифицировали последствия конфликта следующим образом:

Интегрирующие эффекты:

Определяет проблемы

Приводит к решению проблем

Повышает сплоченность группы

ведет к союзу с другими группами

Держит группы в курсе интересов участников

Дезинтеграционные эффекты:

Повышает горечь

Приводит к разрушению и кровопролитию

Приводит к межгрупповому напряжению

Нарушает нормальные каналы сотрудничества

Отводит внимание участника от целей группы.

Конфликт всегда привлекал внимание людей и общества. Это то, чем питается драма. Конфликт предполагает, что между двумя сторонами нет точки соприкосновения, нет конца выше, чем интересы, которые их разделяют, и что единственное решение — устранить одну или другую.

Общество прилагает усилия, чтобы контролировать конфликт, но ирония заключается в том, что оно само создало конфликтные ситуации и, возможно, не может этого избежать. Допуская различный статус для разных профессий, он заложил основу для зависти и негодования.

Давая власть одному человеку над другим, он открывает дверь для злоупотребления властью и, как следствие, возмездия. Создавая конкурирующие цели, он позволяет конкуренции принимать форму конфликта.

На самом деле элементы конфликта есть во всех ситуациях. Это часть человеческого общества. Индивиды — это отдельные организмы. Они могут сотрудничать для определенных целей, но не для всех. У них есть взаимоисключающие цели. Ради достижения этих целей они вступают в конфликт с другими людьми, которые также преследуют эти самые цели.

Поскольку человеческие группы представляют собой разрозненные единицы по сравнению с телом или даже колонией насекомых, чудо не в том, сколько существует конфликтов, а в том, насколько мало. Без сомнения, предпринимаются попытки сгладить конфликт с помощью определенных социальных механизмов, но они не всегда успешны.

Различие между конфликтом и конкуренцией:

Из того, что мы читали о конфликте и конкуренции, становится ясно, что это не идентичные термины. Поэтому их не следует путать.Конфликт во многом отличается от конкуренции. Например, конфликт предполагает контакт; это происходит на сознательном уровне, это личное, оно связано с насилием или, по крайней мере, с угрозой насилия.

Конфликт всегда включает в себя осознание противника, а открытый конфликт всегда включает в себя действие с противником.

Однако большая конкуренция происходит без фактического знания о существовании другого, например, при сдаче экзамена на государственную службу или при подаче заявления о приеме на работу. В соревновании две или более стороны хотят чего-то, чего все не могут разделить, но они не стремятся отрицать или противодействовать другим — иначе действие станет явным.

Опять же, конкуренция всегда регулируется моральными нормами, в то время как большая часть конфликтов — нет, как доказывает изречение «на войне все справедливо». По общему признанию, грань, отделяющая конкуренцию от конфликта, тонка. Желание добиться своей цели для себя или своей группы часто бывает настолько сильным, что конкуренция переходит в конфликт.

Наконец, в то время как конкуренция — это непрерывный процесс, конфликт носит прерывистый характер. Конфликт имеет тенденцию повторяться снова, поскольку разногласия редко разрешаются окончательно.Именно в этом начинается и останавливается характер конфликта, который помогает отличить его от конкуренции.

Чтобы прояснить различие между конфликтом и конкуренцией, можно отметить следующие моменты:

(i) Конфликт предполагает контакт, а конкуренция — нет.

(ii) Конфликт происходит на сознательном уровне, конкуренция бессознательна.

(iii) Конфликт — это прерывистый процесс, конкуренция — это непрерывный процесс.

(iv) Конкуренция ненасильственная, конфликт может быть связан с насилием.

(v) Конфликт игнорирует социальные нормы; конкуренция действительно заботится об этих нормах.

(vi) Конкуренция безлична, конфликт приобретает индивидуальный характер.

Сотрудничество и конфликт идут вместе:

Сотрудничество и конфликты — универсальные элементы общественной жизни. Они встречаются как среди животных, так и среди людей, и часто встречаются вместе. Как в физическом мире, где есть силы притяжения и отталкивания, одновременно действующие и определяющие положение тел в пространстве, так и в социальном мире существует комбинация сотрудничества и конфликта, проявляющаяся в действиях людей и групп.

В этом отношении они напоминают эквивалент связанных эмоций любви и ненависти. Психологи показали, как эти две эмоции могут существовать у одного и того же человека. Ребенок может любить свою мать за удовлетворение и удовольствия, которые она доставляет; но не любите ее тоже из-за дисциплины, которую она налагает. Точно так же сотрудничество и конфликт часто идут рука об руку.

Согласно Кули, конфликт и сотрудничество — это не отдельные вещи, а фазы одного процесса, который всегда включает в себя что-то из обоих.Даже в самых дружеских отношениях и в самых интимных ассоциациях есть моменты, когда интересы расходятся или отношения расходятся.

Следовательно, они не могут сотрудничать дальше этого момента, и конфликт неизбежен. Например, самое тесное сотрудничество в семье не предотвращает возникновения ссор. Кули пишет: «Кажется, что в наших отношениях с другими всегда должен быть элемент конфликта, а также элемент взаимопомощи; весь план жизни требует этого; наша физиономия отражает это, и любовь и борьба сидят бок о бок на челе человека.Формы оппозиции меняются, но величина ее, если не постоянная, во всяком случае не подчиняется общему закону уменьшения ».

«Конфликт определенного рода — это жизнь общества, и прогресс возникает из борьбы, в которой каждый человек, класс или организация стремится реализовать свои собственные идеалы добра. Интенсивность этой борьбы варьируется в зависимости от силы людей, и ее прекращение, если возможно, приведет к смерти ».

Сотрудничество — это состояние конфликта. Внутренняя гармония и внешние конфликты — противоположные стороны одного щита.Трудно полностью устранить конфликт от общества. Что касается внутригруппового конфликта, мир еще не организован как единое социальное целое, и только по этой причине внутригрупповой конфликт не может быть устранен.

Что касается межгруппового конфликта, то каждая группа старается его устранить, насколько это возможно. Конфликт угрожает групповой солидарности, но, несмотря на это, конфликт не может быть устранен. Хотя есть общие цели, ради которых люди объединяются в группу, есть также цели, которые касаются самого человека.

Для реализации социального положения индивид вступает в конфликт с членами своей группы. Даже если открытый конфликт можно каким-то образом устранить, конфликт в его частичной форме продолжается. Это неотъемлемая часть общественной жизни. В самом деле, не существует такой формы социального конфликта, которая не предполагала бы совместной деятельности.

Например, межгрупповой конфликт является очевидным источником внутригруппового сотрудничества. Иногда для объединения общества создаются конфликты с посторонними, которых выставляют врагами.Трудно преувеличить роль, которую внешняя борьба играет в консолидации группы внутри.

Если он не устраняет внутригрупповой конфликт, он, по крайней мере, подавляет его. Другими словами, трудно переоценить роль, которую борьба играет во внутренней консолидации группы. Он меньше всего страдает от внутреннего конфликта, когда он вовлечен во внешний конфликт с врагом. В последние годы ничто не сделало больше для укрепления единства евреев, чем возобновление повсеместных нападений на них.

И наоборот, в обществе нет примеров кооперативных предприятий, внутри которых не было бы конфликта в той или иной форме. Макивер справедливо заявляет, что сотрудничество, пересеченное конфликтами, отмечает общество везде, где оно проявляется — в культуре сотрудничества »индейцев зуни в Юго-Западной Америке, в коллективной экономике Советской России или в конкурентной экономике других стран, в формальный дискуссионный клуб и так далее.

Загрузите и поделитесь своей статьей:

Каковы причины конфликтов?

Ранее ученые, такие как Дарвин, рассматривали конфликт как неотъемлемую часть принципов борьбы за существование и выживание наиболее приспособленных, в то время как для Мальтуса, поборника теории народонаселения, причиной конфликта является сокращение количества средств к существованию.

Некоторые социологи, такие как Ратценхофер и Гумплович, считают его основой социальной эволюции и прогресса. По мнению Ратценхофера, борьба за жизнь принимает форму конфликта интересов. Для Гумпловича это представляет собой изначальное чувство «сингенизма» — чувство принадлежности друг к другу.

Есть два основных подхода, которые анализируют причины конфликта по-своему:

(1) Психологический подход:

Этот подход пытается найти причины конфликтов в человеческой природе и утверждает «инстинкт борьбы».Примером этому служат взгляды Зиммеля, Фрейда и Лоренца. Согласно Фрейду, у человека есть врожденный инстинкт агрессии, ответственный за конфликты в человеческом обществе.

Недавние биологические и антропологические исследования в целом подтвердили идею о существовании «агрессивного инстинкта», возникающего в результате естественного отбора. Эта теория подвергалась критике по разным причинам. Говорят, что теория, основанная на постоянном и постоянном агрессивном инстинкте, не может объяснить цикл конфликта и отсутствие конфликта.Это только объясняет склонность к агрессивному поведению.

(2) Социологический подход:

Этот подход основан на теории интересов, т.е. конфликт возникает, например, при вторжении на территорию. Этот подход уходит корнями в марксистскую традицию. Эта традиция предполагает, что социальная жизнь формируется группами и отдельными людьми, которые борются или соревнуются друг с другом за различные ресурсы и награды.

Они формируют не только модели повседневной жизни и взаимодействия, но также и крупные модели, такие как расовые, этнические и классовые отношения.Маркс утверждает, что большинство конфликтов носит экономический характер и основывается на неравном владении и контроле над собственностью.

Есть много других причин конфликта, которые могут быть кратко указаны как:

(1) Индивидуальные различия:

Нет двух мужчин, одинаковых по своей природе, взглядам, идеалам, взглядам и интересам. Эти различия приводят их к тому или иному виду конфликта, чтобы удовлетворить их личные интересы. Из-за этих различий они не могут приспособиться друг к другу.

(2) Культурные различия:

Культура различается от общества к обществу, а также от группы к группе. Эти различия иногда вызывают напряжение и приводят к конфликту. Религиозные различия в истории часто приводили к войнам и преследованиям. В Индии часто вспыхивали межобщинные конфликты, являющиеся результатом религиозных разногласий.

(3) Столкновение интересов:

Интересы разных людей или групп иногда сталкиваются.Например, интересы рабочих сталкиваются с интересами работодателей, что приводит к конфликту между ними в форме забастовки, бандха или дхараны и т. Д.

(4) Социальные изменения:

Не все части общества меняются с одинаковой скоростью. Это вызывает «отставание» в частях, что может вызвать конфликт между различными частями общества. Конфликт поколений (родитель-молодежь) — результат таких социальных изменений.

Причины и решения социальных конфликтов в контексте слабых государственных институтов или нестабильности государства

Исследовательский модуль фокусируется на трех областях и взаимодействиях между ними: социальные конфликты; слабые государственные институты; и хрупкость государства.

Конфликты в контексте программы r4d могут быть насильственными или ненасильственными. Они могут варьироваться от межгосударственных и внутригосударственных войн до насильственных конфликтов меньшей интенсивности, гражданских беспорядков и, прежде всего, ненасильственных социальных конфликтов, которые подрывают возможности государства.

Слабые государственные институты связаны с ситуацией, когда политические и / или социальные институты крайне дисфункциональны или даже рухнули. Такие условия могут варьироваться от несостоявшихся государств до раздираемых войной обществ в процессе восстановления политической системы до условий, характеризующихся повальной коррупцией, сильным неравенством и высокой степенью политической нестабильности.

Нестабильность государства предполагает отсутствие институциональных, организационных и финансовых возможностей для выполнения основных государственных функций по управлению населением и территорией. Государственный потенциал достигается за счет политических процессов, которые способствуют развитию и укреплению конструктивных отношений внутри общества, а также между государством и обществом. Повышение потенциала государства, если оно достигается и осуществляется демократическими способами, укрепляет легитимность государства и способствует устойчивости государства.

Три основных исследовательских темы модуля:

  • Процессы политической реконструкции и демократизации в нестабильных и подверженных конфликтам государствах
  • Конфликты из-за ограниченных природных ресурсов
  • Хронические причины и последствия нестабильности государства и слабости государственных институтов

Экспертная комиссия действовала с 2013 по 2020 год и отвечала за оценку и мониторинг проектов r4d в этом модуле.

  • Профессор Др. Дирк Месснер, президент Федерального агентства по окружающей среде, Германия (председатель комиссии)
  • Dr. Ана Элиза Каскао, Центр международных исследований — Лиссабонский университетский институт, Португалия
  • Профессор Др. Франсиско Гутьеррес Санин, Instituto de Estudios Políticos y Relaciones Internacionales, Национальный университет, Богота, Колумбия
  • Профессор д-р. Катарина Михайлова, факультет политологии, Цюрихский университет, Швейцария (делегат SNSF)
  • Др.Норберт Роперс, Сотрудничество с мирными ресурсами, Университет Чулалонгком и Институт исследований проблем мира, Университет принца Сонгкла, Бангкок, Таиланд
  • Нильс Роземанн, координатор по конфликтам и правам человека, Швейцарское агентство по развитию и сотрудничеству, Берн, Швейцария (делегат SDC)
  • Профессор Др. Джеральд Шнайдер, Университет Констанца, Германия
  • Проф. Марджо де Тейе, Департамент социальной и культурной антропологии, Университет Амстердама, Нидерланды

3 проекта тематического модуля «Социальные конфликты» стартовали в 2014 году.Они представляют собой транснациональные исследовательские партнерства между 12 странами и Швейцарией, в которых участвуют 17 грантополучателей.

Социально-политический конфликт: понимание источников

Определение политики и понимание политического и социального конфликта

Политика — это, по сути, система социального решения проблем, принятия решений и разрешения конфликтов в данном обществе или сообществе. Причина, по которой политика как решение проблем кажется настолько далекой от нашего опыта, связана с культурной тенденцией сосредотачиваться на решениях, основанных на том, кто держит власть (на основе власти) или кто «прав» в глазах закона. (на основе прав).Стандартный политический подход, который создает победителей и проигравших, имеет тенденцию вести к еще более глубокой поляризации. Возможность «проиграть», когда на карту поставлены очень важные вопросы, недопустима, а это означает, что необходимость «выиграть» становится все более важной. Эти подходы создают агрессию и раскол.

Однако есть выход из этого цикла, и он основан на поиске систем политической коммуникации, которые охватывают нюансы и учитывают основные потребности и интересы. Эти системы, основанные на интересах, будут использовать всесторонний (частичный по отношению ко всем) беспроигрышный подход к принятию решений.Подходы, основанные на интересах, будут основываться на любопытстве, творчестве, сочувствии, единстве и сотрудничестве, а также при учете различий и различных точек зрения.

Политика как процесс принятия социальных решений

Вот несколько основанных на интересах способов определения политики. Эти способы понимания политики препятствуют доминированию и указывают на необходимую и потенциально положительную роль политики:

  1. Политика — это процесс решения социальных проблем. В результате разнообразие взглядов на природу проблемы и множество альтернативных способов ее решения предсказуемо приведут к лучшим и более устойчивым решениям.
  2. Политика — это процесс принятия решений большой группой. В результате, чем больше консенсус, тем сильнее демократия, тем более склонны люди соглашаться с решением и тем выше вероятность, что оно будет эффективным.
  3. Политика — это процесс разрешения конфликтов. В результате количество хронических, продолжающихся, системных конфликтов может быть резко сокращено, если предположить, что существует более одного правильного ответа, принять комплексный, эгалитарный, основанный на интересах подход к разрешению конфликта и не допустить один проиграть просто так, чтобы другие могли выиграть.

Составляющие политических и социальных конфликтов

Почему потенциально продуктивные политические разногласия по важным социальным вопросам часто превращаются в непродуктивные конфликты?

Есть три основных компонента и необходимые характеристики любого политического или социального конфликта. Их можно использовать для создания конфликтов ИЛИ они могут показать нам, как их устранять.

  1. Разнообразие: Во-первых, должны быть два или более отдельных человека или группы людей, каждая с разными точками зрения, убеждениями, идеями, мнениями, потребностями, ценностями и интересами.Разнообразие взглядов и опыта — это сила любого общества или демократической политической системы, а также важный компонент разногласий и конфликтов.
  2. Неравенство: Во-вторых, между этими людьми или группами должно быть неравенство во власти, отражающее их способность реализовывать свои разнообразные убеждения, идеи, мнения, ценности и т.д. в обществе, и именно элемент неравенства в обществе делает конфликт политическим.
  3. Состязательный, процесс выигрыша / проигрыша: В-третьих, должен существовать состязательный процесс выигрыша / проигрыша для принятия решений или решения проблем, который настраивает различные люди и группы друг против друга, позволяя кому-то «выиграть», а кому-то терять.» Состязательные процессы, которые пытаются создать фиксированные результаты, основанные на силе и правах, приведут к поляризации и хроническому конфликту.

Некоторые стремятся снизить уровень политического / социального конфликта за счет уменьшения разнообразия и повышения уважения к общепринятым или общепринятым идеям и укрепления установленной власти.
Некоторые стремятся снизить уровень политического / социального конфликта за счет повышения равенства , отстаивая свободу выражать несогласие, формулировать, аргументировать и реализовывать различные точки зрения.
Немногие сосредотачиваются на изменении состязательного характера выигрыша / проигрыша в процессе. Многие не могут представить или не знают, что существуют эффективные процессы там, где разнообразие и неравенство не всегда приводят к социальному разделению и политической поляризации.

Убеждение, что политика и социальные вопросы должны противоречить друг другу, чрезмерно упрощено.Он фокусируется только на процессе выигрыша / проигрыша и не учитывает в достаточной мере способы, которыми инклюзивные, согласованные, совместные и основанные на интересах процессы могут «расширить круговой пирог» и генерировать новые варианты путем слушания, оценки критериев и мозгового штурма творческих альтернатив. , достижение консенсуса, успокаивание обиженных чувств, разрешение основных споров и максимизация положительных результатов.

Элементы принятия социальных и политических решений

Есть три отдельных элемента, которые составляют основу эффективного политического анализа, решения социальных проблем, разрешения конфликтов и принятия решений.

Чтобы принимать эффективные социальные и политические решения, нужно развивать эти три элемента.

  1. Содержание: Суть или содержание проблемы должны быть успешно идентифицированы, обсуждены, рассмотрены и решены.
  2. Взаимоотношения: Каждый, кого затрагивает проблема, должен быть вовлечен, и отношения между людьми, которые пытаются решить или принять решения по этому поводу, должны быть уважительными, конструктивными, доверительными и основанными на сотрудничестве.
  3. Процесс: Процесс решения проблем и принятия решений должен быть открытым, прозрачным, эффективным и справедливым.

Анализ политических и социальных конфликтов: сбалансированы ли элементы?

  • Является ли содержание проблемы успешно определенным и решенным, а отношения конструктивными, но процесс неэффективен и несправедлив?
  • Является ли содержание ясным и адресованным, а процесс эффективным, но отношения являются конкурентными, враждебными и недоверчивыми?
  • Или отношения сильны, а процесс эффективен, но отсутствует ясность или согласие по поводу содержания обсуждения?

В любом случае, когда существует дисбаланс между элементами эффективного принятия решений, возникнут хронические конфликты, которые могут помешать внедрению даже самых лучших решений.

При обсуждении политических и социальных вопросов чаще всего обращают внимание на контент . Многие пытаются убедить других в своей точке зрения, делясь дополнительными доказательствами, фактами, данными и информацией. Сама по себе эта стратегия редко бывает успешной.

Обычно мало внимания уделяется совершенствованию процессов или отношений в процессе принятия политических решений.

В случае сомнений сосредоточьтесь на улучшении процесса и взаимоотношений.«Сначала соединение, потом содержание».

Хотя эти три элемента сложно взаимосвязаны, важно периодически откладывать разногласия по поводу содержания, чтобы сосредоточить внимание исключительно на улучшении процессов и взаимоотношений. Это позволяет гораздо более эффективно достигать целей в отношении контента в долгосрочной перспективе, научившись действовать справедливо, восстанавливать доверие и конструктивно работать, даже когда есть разногласия по поводу контента.

Это особенно важно в политических и социальных конфликтах, где почти каждый сосредоточен на содержании дебатов, вплоть до готовности полностью пожертвовать процессами и отношениями.Позволяя заветным целям оправдать использование нежелательных средств, не осознавая, что, используя враждебные, состязательные средства, мы обычно добиваемся враждебных, враждебных целей. Именно наша готовность добиваться результатов за счет справедливости в процессах и доверия в отношениях подпитывает большинство политических конфликтов.

См. Ниже стратегии балансировки элементов содержания, отношений и процесса.

Перейдите к модулю «Основы построения конфликтной грамотности» данной системы конфликтной грамотности, чтобы изучить инструменты для построения взаимоотношений и более глубокого понимания содержания.

Чтобы узнать об эффективных процессах принятия решений в различных группах, перейдите к этим модулям Концепции конфликтной грамотности:

Перейти к основному содержанию Поиск