Причины тревожности у детей дошкольного возраста: Тревожность у детей | Официальный сайт Санаторно-курортный комплекс ДиЛУЧ

Содержание

Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение

  • Определение и объяснение проблемы тревожности
  • Чем опасна повышенная тревожность
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Диагностика
  • Что делать: советы родителям

Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.

Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:

И. И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.

В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.

Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка

Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию

. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.

Чем опасна повышенная тревожность

Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.

Типы тревожности

Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.

Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
    О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования.
    Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Что делать: советы родителям

Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.

Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.

Прежде всего:

  • Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др. ). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
  • Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
  • Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
  • Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
  • Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
  • Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
  • Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
  • Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
  • Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
  • Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.

Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.

Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.

В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.

Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.

Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.

Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.

Источники:

  1. И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.
  2. О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Тревожность у детей – причины, симптомы и лечение

  • Определение и объяснение проблемы тревожности
  • Чем опасна повышенная тревожность
  • Типы
  • Причины возникновения
  • Диагностика
  • Что делать: советы родителям

Среди всех проблем в детской психологии особенно выделяется повышенная тревожность у ребенка. Чаще нее встречаются только поведенческие расстройства. В целом клинические признаки тревожности можно выявить почти у 10% детей дошкольного и школьного возраста, и цифры неуклонно растут.

Тревожность типична для детей обоих полов, но есть разница в интенсивности ее переживания и сфере возможных факторов. Так, если речь идет о дошкольниках и младшей школе, большая тревожность отмечается у мальчиков, а в средней школе и периоде полового созревания чаще уже тревожатся девочки. У мальчиков самыми тревожными сферами являются насилие и возможности наказаний, у девочек – отношения с близкими и чужими людьми Источник:
И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с.302-303.

В подростковом возрасте тревожность может обладать мобилизующим влиянием, мотивировать к определенной деятельности. Но на дошкольников или детей, обучающихся в начальной школе, повышенная тревожность влияет только негативно. Если дети постоянно боятся ошибок, пытаются себя контролировать, это приводит к проблемам в повседневной деятельности. Кроме того, постоянная тревога и тревожность у детей могут существенно повлиять на уровень самооценки, занижая ее. Нередко постоянная тревога ребенка может указывать на трудности с эмоциональным приспособлением, адекватной реакцией на те, или иные социальные ситуации. Это провоцирует неуверенность в своих силах и возможностях.

Определение и объяснение проблемы тревожности у ребенка

Все мы периодически испытываем страх – как вполне реальный, так и иррациональный, связанный с нашими мыслями и чувствами. Это один из механизмов выживания человека как вида. У детей в разных возрастах преобладают те или иные страхи, связанные с этапами их психологического развития и приобретаемого опыта социализации. Так, в раннем возрасте у детей преобладают страхи боли, темноты или предметов, звуков, в дошкольном возрасте часто возникает страх смерти, у младших школьников типична боязнь того, что они потеряют уважение и оценку родителей и окружающих. Для подростков типичен страх одиночества, замкнутых пространств, толпы. Но важно определить, где обычные страхи и тревога переходят в патологию. Эпизодические страхи и тревога – это норма, они всегда завязаны на конкретные обстоятельства. Но патологический уровень тревожности ребенка – это устойчивое состояние с клиническими симптомами, которое не завязано на конкретные обстоятельства и реальные угрозы жизни, здоровью. То есть ребенок с патологической тревожностью волнуется всегда, даже когда поводов для этого нет, он не может расслабиться, всегда напряжен.

Чем опасна повышенная тревожность

Чрезмерная тревожность детей приводит к переутомлению, снижению работоспособности, уменьшает шансы на раскрытие всех талантов ребенка. Ресурсы тела расходуются на подавление эмоций и страхов, а не на продуктивную деятельность. Если проблему не решать, это может вылиться в неврозы, депрессии и изменения личности. Кроме того, страдает полноценное общение с окружающими – ровесниками и взрослыми. Такие дети чаще попадают в зависимость от лидеров, могут стать участниками не самых хороших компаний.

Типы тревожности

Для психолога важно выявление типа тревожности у детей. Различается ситуативная тревожность – эмоциональное состояние, вызванное внешними факторами. Второй тип – личностная тревожность, устойчивая черта, индивидуальная особенность. Она проявляется как склонность к чрезмерным, частым и сильным переживаниям, тревоге в силу разных обстоятельств.

Умеренная тревожность в определенных ситуациях нужна и полезна, но если она переходит рациональные границы, это уже реакция дезадаптации, которая нарушает организацию поведения и деятельность ребенка.

Причины тревожности у ребенка

Состояние может провоцироваться серьезными событиями в детской жизни: гибелью близких, разводом родителей, неудачами в учебе. Особенно высок риск тревожности, если эти события влияют совместно, отягощая друг друга. Но зачастую проблема детской тревожности заключается в самих родителях или взрослых, постоянно общающихся с ребенком, в методиках воспитания, тревожности самих родителей, которые высказывают ее при малыше.

Типы родителей, которые могут провоцировать проблемы детей:

  • Родители-наседки. Пытаются оградить детей от любых проблем и опасностей. Из-за гипер опеки дети не могут быть самостоятельными, ощущают беззащитность перед миром и не могут добиваться успехов сами.
  • Родители-прожектеры, сами не добившиеся особых успехов в жизни, пытаются реализовать их в своем ребенке. Либо другой вариант – люди с высоким положением в обществе требуют от своего отпрыска соответствия статусу. Желание подогнать ребенка под идеалы приводит к тревожности, малыш боится разочаровать родителей и не оправдать их надежд.
  • Родители-спартанцы. Желают всеми правдами и неправдами воспитывать характер и волю, слишком «закручивая гайки». Они игнорируют или высмеивают проблемы детей, что ведет к тому, что ребенок ощущает себя неудачником. Источник:
    О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т. 3, №2(4), с.63-65

Есть и смешанные типы родителей, а также бабушки и дедушки, старшие братья и сестры, влияющие на ребенка. Также стоит выделить три типа особых требований, которые могут приводить к внутренним конфликтам личности ребенка, что служит провокатором повышенной тревожности:

  • Требования, которые противоречат друг другу. Когда родители не могут договориться между собой, либо когда желания родителей идут вразрез со школьными правилами.
  • Слишком завышенные или же неадекватные возрасту, способностям ребенка требования. Например, если ребенок не способен в силу анатомии и физиологии к спортивным достижениям, а родители непременно хотят сделать из него звезду спорта.
  • Негативные (или отрицательные) требования, унижающие честь и достоинство малыша, подчеркивающие его зависимость от решений взрослых. Например, мужчины-отцы требуют перестать капризничать, иначе не будут покупать ребенку игрушки или не будут брать его с собой.

Диагностика тревожности

Для того чтобы начать преодоление тревожности у детей, важно правильно и своевременно распознать проблему. Большая часть детей не говорят родителям о проблемах, а подростки и вовсе отрицают какие-либо неприятности. Поэтому наряду с изменениями настроения и поведения важно отмечать у ребенка внешние симптомы: ознобы или приливы жара, потливость, дрожь рук, учащение сердцебиений, затруднение дыхания, мышечное напряжение. Дети могут жаловаться на боль в груди, онемение конечностей, головную боль, головокружения или предобморочные состояния.

Для диагностики тревожности можно использовать шкалу Лавреньтевой и Титаренко, а также критерии CMAS. Они подразумевают ряд вопросов. Каждый утвердительный ответ – это 1 балл. Вопросы касаются поведения ребенка, его эмоций, общения со сверстниками, высказываний. Если после прохождения опроса набраны почти максимальные баллы (до 15-20), у ребенка повышенная тревожность. При средней суме баллов (до 7-14) степень выраженности средняя, до 6 баллов – риски низкие.

Что делать: советы родителям

Узнав о проблеме, не нужно переживать и впадать в панику, особенно при ребенке. Необходима планомерная работа с детьми по снижению тревожности. По мере взросления проблема постепенно ослабевает, но ждать, когда все пройдет само, не стоит. Иначе к более старшему возрасту это может вылиться в депрессивные расстройства, снизится мотивация и жизненные успехи.

Есть ряд советов по снятию тревожности у детей, о которых стоит помнить родителям.

Прежде всего:

  • Нельзя угрожать ребенку, в том числе физическими наказаниями или нереальными действиями («Отдам тебя чужим людям, если не будешь слушаться» и др.). Дети воспринимают слова родителей с полным серьезом.
  • Откажитесь от криков, ругани на ребенка, особенно при других людях.
  • Нельзя использовать уничижительные выражения и оскорбления, они снижают самооценку детей.
  • Стоит отказаться от практики сравнения ребенка с другими детьми, каким бы ни было это сравнение (позитивным или негативным).
  • Не стоит постоянно критиковать ребенка, лучше перевести это в разряд советов (но в меру) или инструкций.
  • Не нужно предъявлять к ребенку завышенных требований, всегда нужно учитывать его индивидуальность.
  • Откажитесь от практики извинений за любые проступки. Важно, чтобы дети честно объясняли причины своего поведения.
  • Не нужно требовать проявления смелости, детям нужно привыкнуть к новой обстановке или людям.
  • Не нужно заставлять ребенка соревноваться с другими, особенно в тех областях, где он не силен.
  • Нельзя ставить под сомнение авторитет других людей (тренера, учителя в школе), требуя, чтобы ребенок слушал только вас.

Чтобы помочь в устранении тревожности, родителям нужно приложить усилия, наладить с ребенком контакт и изменить свое собственное поведение. Важно обращаться к малышу по имени, смотреть при разговоре в глаза, увеличить объем ласковых прикосновений – все это повышает уровень доверия. Чаще обсуждать с другими членами семьи успехи ребенка, искать поводы для похвалы, даже в мелочах.

Важно позволять ребенку общаться с друзьями в своем доме, устраивать с ними праздники. Это крайне важно для социализации.

В наказаниях и поощрениях нужно быть последовательными, если было обещано одно, нельзя в другой день делать совершенно иное. Всегда нужно самим соблюдать установленные правила, прежде чем требовать этого от детей.

Важно добиться единой линии воспитания всеми членами семьи, чтобы у ребенка не было двоякого ощущения в отношении реакции на воспитательный процесс.

Важно обсуждать с ребенком все его трудности общения и обучения, вырабатывая стратегии достижения успеха, покажите пример позитивных ожиданий от будущего.

Если все эти усилия родителей не приносят результата, важно обратиться к профессиональному психологу за помощью.

Источники:

  1. И.И. Хапренков. Проблема изучения тревожности у детей с точки зрения возрастной психологии // Евразийский научный журнал, 2016, с. 302-303.
  2. О.А. Андриенко. Страхи и тревожность у детей младшего школьного возраста // Хуманитарни Балкански изследвания, 2019, т.3, №2(4), с.63-65

Тревога у дошкольников нуждается в особой терапии

Когда Молли было 10 месяцев, родители взяли ее на вечеринку в честь Хэллоуина с другими молодыми семьями. Пока другие младенцы исследовали свое окружение, Молли сидела и смотрела. Она всегда была осторожна, — говорит мама Молли, Рэйчел. Однако вначале застенчивость маленькой девочки не вызывала подозрений.

Однако к тому времени, когда Молли исполнилось 4 года, жизнь стала тяжелее — для всех. Несмотря на то, что она любила танцевать, Молли отказывалась заниматься без родителей. Она цеплялась за свою маму на публике и стала плаксивой и расстроенной. Семья стала избегать прогулок. Занятия танцами прекратились, как и гимнастика. Свидания для игр были редкостью, и их приходилось проводить дома у Молли. «Наш мир становился меньше», — говорит Рэйчел, которая попросила использовать только имена, чтобы защитить частную жизнь своей дочери.

В детском саду тревога Молли усилилась. Родители должны были оставить своих детей перед школой, чтобы учитель мог провести их внутрь, но Молли сопротивлялась. «Она… выгнала бы нас на дорогу, — говорит Рэйчел. Обеспокоенные безопасностью Молли, школьная администрация в конце концов разрешила семье проводить ее внутрь. Однажды в школе Молли зацепилась за другую девочку, изо всех сил стараясь одеваться точно так же, как она. Рэйчел казалось, что Молли «хочет быть невидимой».

Страх перед школой поглощал Молли, которую тошнило каждую ночь перед школой. «У нее были боли в животе, — говорит Рэйчел. «У нее был запор».

Проблемы Молли могут показаться крайними, но тревога на удивление распространена среди маленьких детей. Оценки сильно различаются, но большинство исследований показывают, что от 10 до 20 процентов дошкольников в США страдают одним из нескольких тревожных расстройств. Когда тревога поражает молодых, она часто сохраняется в подростковом и взрослом возрасте. У детей с ранним диагнозом клинической тревожности в два раза выше риск тревожности и злоупотребления психоактивными веществами в подростковом возрасте по сравнению с детьми, у которых нет тревожного расстройства. Это более позднее беспокойство было связано с пропуском школы, злоупотреблением наркотиками, депрессией и даже самоубийством.

Итак, на протяжении десятилетий исследователи пытались расшифровать биологические корни молодого беспокойного ума в надежде понять, как вмешаться, прежде чем беспокойство станет изнурительным. Теперь кажется, что все формы беспокойства связаны с отклонениями в том, как мозг обрабатывает страх. Поэтому иногда, когда симптомы особенно серьезны и очень маленьким детям трудно делать обычные вещи, например, идти в школу или ходить на игровую площадку, психиатры обращаются к антидепрессантам.

Но исследования антидепрессантов у детей, как правило, невелики и длятся меньше года, при этом редкие исследования посвящены лечению детей в возрасте до 5 лет. Как ни странно, исследователи знают, что антидепрессанты могут вызывать гиперактивность у маленьких детей в виде неконтролируемых вспышек , беспокойство и нарушение сна.

Неудивительно, что прозак для дошкольного набора остается спорным. Некоторые психиатры говорят, что кратковременная доза может помочь тревожному ребенку найти в себе смелость поговорить с психотерапевтом. Терапия может быть формой обучения, которая помогает мозгу развиваться по менее тревожному пути. С этой целью исследователи пытаются изменить методы лечения, которые работают для взрослых, или разработать новые подходы для удовлетворения потребностей маленьких детей.

Одно из самых многообещающих направлений исследований связано с такими людьми, как Молли, поскольку исследователи выявили четкую связь между застенчивостью в младенчестве и более поздней тревогой, а именно социальной тревогой.

Человеку свойственно испытывать страх перед будущим или социальной принадлежностью, говорит Джером Каган, психолог из Гарвардского университета на пенсии и ведущий исследователь в этой области. Для детей нормально бояться больших лающих собак, беспокоиться о потере родителей или о том, как реагировать, когда над одноклассником издеваются. Только когда такие тревоги становятся всеохватывающими, когда они мешают общему счастью или способности взаимодействовать в обществе, состояние становится патологическим, заслуживающим названия «тревожное расстройство».

Но что позволяет некоторым людям противостоять своим страхам, в то время как другие шатаются? Этот вопрос занимал Кагана с тех пор, как он начал брать интервью у участников лонгитюдного исследования, которое началось еще в 1929 году. К тому времени, когда Каган присоединился к проекту в конце 1950-х годов, первыми участниками были взрослые. Каган вскоре заметил, что те, кто были осторожными младенцами — отличались осторожностью, сдержанностью по отношению к незнакомцам и склонностью держаться рядом со взрослым, которому доверяют, — во взрослом возрасте оставались застенчивыми и замкнутыми. Более того, настороженность в новых ситуациях была единственным замеченным Каганом темпераментом, который оставался неизменным на протяжении всей жизни.

В 1989 году Каган начал вербовать матерей и младенцев для создания собственного лонгитюдного исследования. Вскоре у него было 500 матерей, и все они пришли в его лабораторию, когда их детям было 4 месяца. Младенцы подвергались воздействию различных раздражителей, таких как покачивающиеся мобильные телефоны или магнитофонные записи, произносящие такие фразы, как «Привет, детка. Как вы сегодня?»

Большинство младенцев реагировали на объекты и записи взглядами, бормотанием и мычанием. Но примерно пятая часть младенцев плакала или дрыгала ногами — признаки дистресса, которые характеризовали их как крайне реактивных или заторможенных. (Исследователи использовали термин «поведенческая заторможенность» для описания этой тенденции.)

Каган продолжал наблюдать за мальчиками и девочками на протяжении всего детства. К 7 годам около половины младенцев из реактивной группы оставались осторожными в детстве. «Им нужен был ночник дома, они не ночевали у друзей, боялись собак», — вспоминает Каган. «И они были тихими и застенчивыми в классе».

К 18 годам около 40 процентов ранее реактивных детей соответствовали критериям тревожного расстройства — вдвое больше, чем у тех, кто не был реактивным в младенчестве, и среди населения в целом. Каган был сражен. Это дети, «пришедшие из семей среднего класса. У них есть защитная среда», — говорит Каган. «Они не в зоне боевых действий».

Не менее интригующим для Кагана, а позднее и для его протеже Натана Фокса, было то, что 60 процентов реактивных младенцев не развили тревожное расстройство. Фокс, нейробиолог из Мэрилендского университета в Колледж-Парке, десятилетиями наблюдал за двумя аналогичными исследовательскими группами. По словам Фокса, у осторожных, реактивных младенцев, которым удается избежать превращения в тревожных взрослых, темперамент не меняется на 180 градусов. «Здесь есть основной темперамент. У наших детей может и не быть социального тревожного расстройства, но они не капитаны футбольных команд, и они не буйные и общительные».

Это понимание заставило исследователей сосредоточиться на ключевом вопросе: есть ли способ помочь застенчивым, тревожным детям стать застенчивыми, хорошо приспособленными взрослыми?

Через два месяца после того, как Молли пошла в детский сад, ее родители впали в отчаяние. Они отправили свою дочь на терапию, что само по себе было тяжелым испытанием. «На первом сеансе терапии я не могла выйти из комнаты, — говорит Рэйчел. «У нее была истерика».

Молли постепенно привыкала к посещениям терапевта, который заставил ее нарисовать «беспокойного хулигана». (Молли назвала его Отис.) Если Молли беспокоилась, что люди будут смеяться над ней, говорит Рэйчел, терапевт говорил что-то вроде: «О, ты думаешь, Отис будет смеяться над тобой? Но Отис этого не знает. Передав свои страхи Отису, пусть Молли обозначит источник своего беспокойства. Молли также начала практиковаться в том, что ее пугало. Она получала призы за то, что сходила к подруге без мамы всего на 20 минут.

Терапевт Молли использовал классическую когнитивно-поведенческую терапию, практический подход к изменению моделей мышления или поведения и текущий золотой стандарт лечения тревоги у взрослых. Другой многообещающей терапией для лечения тревожности у маленьких детей является модификация программы, направленной на укрепление отношений между родителями и детьми. В этом подходе, известном как терапия взаимодействия родителей и детей, или PCIT, терапевт сидит за односторонним зеркалом и направляет родителей в их взаимодействии с ребенком через наушники. Идея заключается в том, что вместо того, чтобы справляться с тревогами своего ребенка, избегая пугающих ситуаций (обычная стратегия выживания), родители могут вместе с ребенком научиться справляться с этими страхами.

Считается, что когнитивно-поведенческая терапия, которая также будет включать родителей при использовании для маленьких детей, работает путем выравнивания чувствующих и мыслящих частей мозга, миндалевидного тела и префронтальной коры. В пугающих или новых ситуациях миндалевидное тело посылает сигнал страха в префронтальную кору
. Когда все работает хорошо, префронтальная кора расшифровывает ситуацию и отправляет обратно в миндалевидное тело сообщение типа: «Эй, расслабься». Но когда возникает тревога, связь между миндалевидным телом и префронтальной корой нарушается, и сообщение о «холоде» никогда не достигает миндалевидного тела. Цепь обратной связи разрывается.

Таким образом, когнитивно-поведенческая терапия направлена ​​на подавление панической реакции миндалевидного тела — превращая пугающую ситуацию, например поход в гости к другу, в рутину — и усиливая успокаивающий эффект префронтальной коры. Теоретически снижение активности миндалевидного тела должно помочь ему лучше синхронизироваться с префронтальной корой. По сути, говорит Кейт Фитцджеральд, детский психиатр из Мичиганского университета в Анн-Арборе, мозг учится «чувствовать страх и идти вперед».

Однако более чем у половины дошкольников когнитивно-поведенческая терапия не дает результатов или ее положительный эффект со временем ослабевает. Для Молли терапия была несовершенной, но она помогла. Через шесть месяцев она стала лучше учиться в школе и заводить друзей. Но она все еще изо всех сил пыталась отделиться от своих родителей и по-прежнему чрезмерно беспокоилась о том, что будут носить другие дети. Она предпочитала, чтобы на нее никто не смотрел.

Для Рэйчел успехи Молли казались незначительными. Затем Рэйчел услышала об исследовательской программе Фитцджеральда под названием Camp Kid Power для детей от 4 до 6 лет, страдающих тревожностью. Лагерь был разработан, чтобы опровергнуть представление о том, что мозг ребенка может быть недостаточно зрелым, чтобы в полной мере воспользоваться стандартной когнитивно-поведенческой терапией. Рейчел была заинтригована.

К началу 2018 года Молли была зарегистрирована для участия в следующем раунде Camp Kid Power. Перед лагерем, который должен был проходить в течение двух выходных подряд, Рэйчел взяла Молли для первоначального осмотра.

В лаборатории Молли подключили к электроэнцефалографу, или ЭЭГ, приспособлению, похожему на шапочку для душа, с электродами, расположенными в разных точках черепа. Затем, сидя перед экраном компьютера, Молли познакомили с Мелиссой, виртуальным смотрителем зоопарка. Мелисса сказала Молли, что все животные сбежали из зоопарка. Молли могла помочь вернуть животных в их клетки, нажимая кнопку каждый раз, когда животное появлялось на экране. Но она не должна была нажимать на кнопку, когда появился орангутанг, потому что эти животные были помощниками Мелиссы.

Когда Молли и другие участники Camp Kid Power случайно нажали кнопку для орангутангов, Фицджеральд и ее команда измерили электрический импульс от электрода на вершине середины черепа. Область мозга под этим электродом содержит часть префронтальной коры, известную как передняя поясная кора, или ACC. ППК реагирует на ошибки и другие ошибки мышления, такие как «Я никому не понравлюсь!» или «Я слишком глуп, чтобы понять этот урок».

Оказалось, что ППК реагирует по-разному у тревожных дошкольников, чем у тревожных подростков и взрослых, обнаружил Фитцджеральд. И эти различия могут иметь значение для терапии.

Исследователи подозревают, что у тревожных подростков и взрослых ППК чрезмерно реагирует, вызывая страх в относительно безопасных ситуациях. Возвращаясь к петле обратной связи, миндалевидное тело выдает предупреждение, которое направляется в ППК. Но вместо того, чтобы идентифицировать эти негативные мысли как ерунду и передать это другим частям префронтальной коры, сигнал безопасности ППК искажается и не проходит. В результате миндалевидное тело продолжает сходить с ума.

Для этих старших возрастных групп цель когнитивно-поведенческой терапии состоит в том, чтобы выяснить, как позволить ППК выполнять свою работу, реагируя на страх, чтобы донести сообщение «успокойся».

У детей младше 10 лет или около того реакция АСС слишком слаба, возможно, из-за того, что эта часть мозга недоразвита, сообщила группа Фицджеральда в марте в Чикаго на собрании Американской ассоциации тревожных расстройств. Например, когда ребенок случайно нажимает кнопку для орангутанга, миндалевидное тело реагирует страхом, но ППК недостаточно реагирует и никогда не понимает ошибочного сообщения о страхе.

Этот сбой в общении может объяснить, почему когнитивно-поведенческой терапии недостаточно для такого количества маленьких детей. Они не могут призвать ППК или остальную часть префронтальной коры заставить свое тело сделать что-то страшное. Представьте себе ребенка, который боится собак. Подходит соседская собака, ребенок цепляется за родителя, а родитель говорит: «Не волнуйся. Ты знаешь эту собаку. Но думающая часть детского мозга не улавливает сообщения. Испуганный ребенок остается в ужасе.

Что, если, задумался Фицджеральд, она сможет ускорить развитие ППК ровно настолько, чтобы дошкольники с различными типами тревожности могли сохранять хладнокровие? Войдите в Кэмп Кид Пауэр.

В лагере Молли играла в знакомые игры — Саймон говорит и Красный/Зеленый свет — но с изюминкой. Она должна была запомнить четыре вещи, которые сказал Саймон, прежде чем действовать в соответствии с ними. Или она должна была остановиться, а не ехать, на зеленый. Целью Фицджеральда было заставить тревожных детей совершать ошибки. А затем, когда дети реагировали с дистрессом — отказывались играть, плакали, ныли — вмешивался вожатый, просил их повторить правила игры и обсудить, как это сделать лучше. Таким образом, Фицджеральд пытался обучить детский ППК получать сообщение от миндалевидного тела, а затем задействовать другие части префронтальной коры, которые помогают замедляться и сохранять настойчивость.

Предварительные результаты ЭЭГ показывают, что АКК у детей после лагеря укрепляется. Другими словами, их мозг немного взрослеет. Фицджеральд считает, что протокол Camp Kid Power однажды сможет работать в тандеме с поведенческой терапией.

Но это пилотная программа, и Фитцджеральд не ожидает, что один только Camp Kid Power снизит тревожность дошкольников в долгосрочной перспективе — по крайней мере, пока. «Было бы удивительно, если бы четыре дня в Camp Kid Power действительно изменили траекторию [тревожного ребенка], — говорит она.

Благодаря когнитивно-поведенческой терапии и силе детского лагеря Молли выжила в детском саду. Но затем наступило лето, и, как и многие работающие родители, Рэйчел сколотила заботу о детях Молли, проводя еженедельные летние лагеря по танцам, гимнастике и искусству. Когда ее мир снова рухнул, прежняя навязчивость и плаксивость Молли вернулись сильнее, чем когда-либо. Ее страхи распространялись даже на те моменты, когда Молли чувствовала себя в безопасности, например, на еженедельных семейных ужинах с двоюродными братьями и сестрами, когда она полностью переставала разговаривать. «Казалось, что мы полностью откатываемся назад, — говорит Рэйчел.

Молли возобновила терапию, когда пошла в первый класс, но на этот раз не добилась значительных успехов. Итак, в ноябре 2018 года с благословения врача Молли перешла на прозак. Реакция маленькой девочки на антидепрессант была чудесной, говорит Рэйчел. «Теперь вы можете вести беседы. Она может понять. Она может использовать полученные навыки».

Опыт Молли с квадратами Прозака в основополагающем исследовании 2008 года с участием 488 детей с тревожным расстройством в возрасте от 7 до 17 лет, которые были разделены на группы. Некоторые получали только антидепрессант, другие получали только когнитивно-поведенческую терапию, а третья группа получала и то, и другое. Четвертая группа принимала плацебо.

Через 12 недель у 80% детей, получавших комбинированную терапию, отмечалось заметное снижение тревожности по стандартной шкале. Шестьдесят процентов в группе поведенческой терапии показали улучшение, и около 55 процентов в группе лекарств улучшились. Все методы лечения превзошли группу плацебо, которая показала ответ только на 24 процента.

Успех в группе терапии плюс антидепрессант предполагает, что медикаменты позволили детям получить больше от психотерапии, говорит Джеффри Строн, детский и подростковый психиатр из Университета Цинциннати. Несмотря на то, что в исследовании участвовали дети в возрасте 7 лет и старше, Строун говорит, что в сложных случаях лекарства могут подходить даже для детей младшего возраста. Ключ, говорит Фитцджеральд, заключается в том, чтобы следить за признаками гиперактивности и снижать дозу по мере необходимости.

Тем не менее, некоторые врачи по-прежнему скептически относятся к медикаментозному лечению или даже лечению детей в таком раннем возрасте. Для Кагана почти всегда предпочтительнее ждать и видеть. Если у 40 % застенчивых дошкольников тревожность развивается, это означает, что у 60 % ее нет. Вот почему Каган готов предложить лечение тревожным 18-летним подросткам, но не хочет делать это 4-5-летним.

Строун говорит, что он не выступает за то, чтобы все тревожные дети принимали лекарства или даже проходили терапию. Если страхи ребенка единичны, например боязнь спать ночью в одиночестве или боязнь собак, а жизнь во всем остальном довольно типична, то может быть достаточно просто медленного раскрытия детям их страхов.

Более того, по словам Строна, цель не в том, чтобы оставаться на терапии или постоянно принимать лекарства.

Но прекращение терапии, будь то фармацевтическая или поведенческая, оказалось сложной задачей. Последующее наблюдение за 488 тревожными детьми в возрасте от 4 до 12 лет после 12-недельного лечения показало, что тревожные расстройства имеют тенденцию сохраняться на протяжении многих лет. Около 22% детей, получавших 12-недельное лечение — будь то поведенческое, фармацевтическое или комбинированное — не страдали расстройством каждый год в течение четырех лет. Половина участников сообщали о периодическом беспокойстве, а 30 процентов сообщали о беспокойстве при каждом осмотре.0092 Журнал Американской академии детской и подростковой психиатрии .

Вполне возможно, что такие вмешательства, как Camp Kid Power, в конечном итоге направят тревожного ребенка на более здоровый путь развития и, в свою очередь, избавят его от необходимости в терапии или лекарствах на протяжении всей жизни. Но пока никто не знает.

Для Рэйчел было нелегко начать принимать Молли антидепрессант. Она вспоминает встречу с матерью в первый день Camp Kid Power, которая упомянула, что ее ребенок находится на прозаке. Мысль о том, чтобы лечить такого маленького ребенка, вызывала у Рэйчел дискомфорт. Тем не менее, шесть месяцев спустя, в переломный момент, она все равно приняла лекарство и тем самым почувствовала, что раскрыла потенциал своей дочери.

«Идея состоит в том, чтобы дать ей год, когда она не борется со своей парализующей тревогой, когда она может использовать эти навыки и практиковаться в том, чтобы не беспокоиться. План состоит в том, чтобы избавить ее от этих лекарств, — говорит Рэйчел.

На снимках, сделанных до прозака, Молли плачет или грызет ногти. Она кажется отстраненной и замкнутой. Но на снимках, сделанных после того, как она начала принимать наркотики, ее лицо спокойно, она улыбается и часто под руку с друзьями. Так что пока, говорит Рэйчел, она прислушивается к совету психиатра и позволяет семье наслаждаться все еще осторожной, но счастливой Молли.

Эта статья появилась в выпуске Science News от 27 апреля 2019 г. под заголовком «Молодые и тревожные: в поисках способов разорвать связь между дошкольными заботами и взрослой тревогой».

Тревожные расстройства у детей | NHS сообщить

Для детей нормально время от времени испытывать беспокойство или тревогу, например, когда они идут в школу или детский сад или переезжают в новый район.

Тревога – это чувство беспокойства, такое как тревога или страх – это понятная реакция детей на изменение или стрессовое событие.

Но у некоторых детей беспокойство ежедневно влияет на их поведение и мысли, мешая их школе, дому и общественной жизни. Это когда вам может понадобиться профессиональная помощь, чтобы решить эту проблему, прежде чем она станет более серьезной проблемой.

Итак, как узнать, что тревога вашего ребенка достигла этой стадии?

Тревога может вызвать у ребенка страх, панику, смущение или стыд.

Вот некоторые из признаков, на которые следует обратить внимание у вашего ребенка:

  • трудности с концентрацией внимания
  • не спит или просыпается ночью с плохими снами
  • неправильное питание
  • быстро становится злым или раздражительным и выходит из-под контроля во время вспышек
  • постоянное беспокойство или негативные мысли
  • чувство напряжения и суетливости или частое пользование туалетом
  • всегда плачу
  • постоянно цепляться (когда с другими детьми все в порядке)
  • жалобы на боли в животе и плохое самочувствие

Возможно, ваш ребенок еще недостаточно взрослый, чтобы понять, почему он так себя чувствует.

 Причина беспокойства (если она есть) зависит от возраста ребенка. Тревога разлуки часто встречается у детей младшего возраста, тогда как дети старшего возраста и подростки, как правило, больше беспокоятся об успеваемости в школе, отношениях или здоровье.

Какие виды беспокойства испытывают дети и подростки?

Ниже описаны распространенные типы тревоги у детей и подростков.

Страх или фобия по поводу чего-то конкретного

Дети обычно боятся монстров, собак или воды. Это совершенно нормальная часть взросления, но она может перерасти в фобию (разновидность тревожного расстройства), когда страх становится непреодолимым и влияет на повседневную жизнь вашего ребенка.

Читать о фобиях

Чувство беспокойства в течение большей части времени без видимой причины

Хотя дети часто испытывают страхи и беспокойства, это нормально, но у некоторых тревожных детей может развиться долгосрочное состояние, называемое генерализованным тревожным расстройством, когда они становятся подростками или молодыми людьми.

Генерализованное тревожное расстройство заставляет вас чувствовать беспокойство по поводу широкого круга ситуаций и проблем, а не одного конкретного события.

Люди, затронутые этим заболеванием, большую часть дня чувствуют тревогу и часто с трудом вспоминают, когда в последний раз они чувствовали себя расслабленными.

Тревога разлуки

Тревога разлуки означает, что ребенок беспокоится о том, что не может быть со своим родителем или постоянным опекуном.

Это часто встречается у маленьких детей и обычно развивается примерно в 6-месячном возрасте. Это может сильно затруднить поступление в детский сад, школу или воспитателя.

Страх разлуки у детей старшего возраста может быть признаком того, что они чувствуют себя неуверенно в чем-то — например, они могут реагировать на изменения в доме.

Социальная тревожность

Социальная тревожность — это нежелание выходить на улицу, встречаться с друзьями или принимать участие в мероприятиях.

Социальная «застенчивость» совершенно нормальна для некоторых детей и подростков, но она становится проблемой — «социальным тревожным расстройством», когда повседневные действия, такие как поход в магазин или разговор по телефону, вызывают сильный, непреодолимый страх. Дети, затронутые им, как правило, боятся сделать или сказать что-то, что, по их мнению, будет унизительным.

Социальное тревожное расстройство, как правило, поражает детей старшего возраста, переживших период полового созревания.

Беспокойство в школе

Некоторые дети беспокоятся о посещении школы, школьных занятиях, дружбе или издевательствах, особенно если они меняют школу или переходят на более высокий уровень.

Они могут не всегда делиться с вами этими заботами, а вместо этого жаловаться на боли в животе или плохое самочувствие. Одним из признаков является плач или усталость по утрам.

Это может быть проблемой, требующей решения, если она существенно влияет на их повседневную жизнь (см. ниже).

Менее распространенные тревожные расстройства

Посттравматическое стрессовое расстройство и обсессивно-компульсивное расстройство — это другие тревожные расстройства, которые иногда могут поражать детей, но обычно наблюдаются у взрослых.

Когда тревога является расстройством, требующим лечения?

Вероятно, пришло время обратиться за профессиональной помощью для устранения беспокойства вашего ребенка, если:

  • вы чувствуете, что вам не становится лучше или становится хуже, и попытки самостоятельно справиться с этим не сработали
  • вы думаете, что это замедляет их развитие или оказывает значительное влияние на их учебу или отношения
  • это случается очень часто

Насколько это может быть серьезно?

Длительное беспокойство может серьезно помешать личному развитию ребенка, семейной жизни и учебе.

Тревожные расстройства, начавшиеся в детстве, часто сохраняются в подростковом и раннем взрослом возрасте. Подростки с тревожным расстройством более склонны к развитию клинической депрессии, злоупотреблению наркотиками и суицидальным настроениям.

Вот почему вам следует обратиться за помощью, как только вы поймете, что это проблема.

Куда мне обратиться за помощью?

Вы можете поговорить со своим врачом общей практики самостоятельно или с ребенком, или ваш ребенок может прийти на прием без вас. Врач должен выслушать ваши опасения и дать несколько советов о том, что делать дальше.

Ваш ребенок может быть направлен в местную службу охраны психического здоровья детей и подростков (CAMHS), сотрудники которой обучены помогать молодым людям с широким кругом проблем. Специалисты, работающие в службах CAMHS, включают психологов, психиатров и психотерапевтов. Они должны предлагать помощь и поддержку родителям и опекунам, а также ребенку.

Дополнительная информация от CAMHS Young Minds 

Консультационные службы для молодежи 

Если ваш ребенок не хочет обращаться к врачу, он может получить помощь в местной консультационной службе для молодежи.

Консультационные службы для молодежи созданы специально для того, чтобы молодые люди могли поговорить о том, что их беспокоит, и получить совет.

Чтобы получить дополнительную информацию, найдите в Справочнике услуг Шотландии услуги по охране психического здоровья и благополучия в вашем районе, которые могут помочь молодым людям.

Телефонная или онлайновая помощь

Телефонные линии помощи или онлайновые службы могут быть полезны для детей и молодых людей, которым может быть легче поговорить с кем-то, кто их не знает.

Как лечить тревожное расстройство?

Тип предлагаемого лечения будет зависеть от того, что вызывает тревогу у вашего ребенка.

Консультирование

Вашему ребенку может быть полезно конфиденциально поговорить о том, что его беспокоит, с обученным человеком, особенно если это кто-то, кого он не знает.

Если ваш ребенок наблюдается в CAMHS, он может посещать детского и подросткового психотерапевта или клинического психолога. Если они находятся в молодежной консультационной службе, это будет обученный молодежный консультант или психотерапевт.

Эти занятия могут помочь им понять, что вызывает у них тревогу и как они могут справиться с ситуацией.

Когнитивно-поведенческая терапия

Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это разговорная терапия, которая может помочь вашему ребенку справиться со своими проблемами, изменив то, как он думает и ведет себя.

Было доказано, что он помогает при легкой тревоге и обычно предлагается молодым людям, страдающим тревогой.

Ваш ребенок будет работать с терапевтом, чтобы найти способы изменить свое мышление и найти стратегии, чтобы справиться в ситуациях, которые вызывают у него тревогу. Обычно у них 9-20 сеансов.

Неясно, эффективна ли КПТ для детей младше шести лет.

Медикамент

Если тревога вашего ребенка не улучшится, ваш врач может поговорить с вами о том, чтобы попробовать лекарства.

Тип антидепрессанта, называемый селективным ингибитором обратного захвата серотонина (СИОЗС), может помочь вашему ребенку чувствовать себя спокойнее и по-другому относиться к вещам.

Антидепрессантам обычно требуется от двух до четырех недель, чтобы подействовать должным образом, поэтому вы или ваш ребенок можете не сразу заметить разницу.

Вполне естественно беспокоиться о побочных эффектах. Ваш ребенок должен знать о любых возможных побочных эффектах и ​​должен сообщить вам или своему врачу, если они произойдут.

Что я могу сделать, чтобы помочь своему ребенку?

Если ребенок испытывает тревогу, родители и опекуны могут многое сделать, чтобы ему помочь. Во-первых, важно поговорить с ребенком о его тревоге или беспокойстве.

Почему одни дети болеют, а другие нет?

Некоторые дети просто рождаются более нервными и тревожными и менее способными справляться со стрессом, чем другие дети.

Тревожная личность ребенка может быть частично определена генами, которые он унаследовал от своих родителей. Родители тревожных детей могут распознавать признаки и помнить, что чувствовали и вели себя так же, когда они были младше.

Стрессовая среда

Дети могут перенять тревожное поведение, находясь рядом с тревожными людьми.

У некоторых детей также может развиться тревога после серии стрессовых событий. Они могут справиться с одним из этих событий, но несколько сложных событий вместе могут оказаться для них непосильными. Примеры:

  • частые переезды из дома и школы – может быть трудно договориться, когда вы всегда ожидаете перемен
  • развод или разлучение родителей, особенно когда есть новые приемные родители, братья и сестры (хотя многие дети со временем приспосабливаются к этому и осваиваются)
  • родителей дерутся или спорят
  • смерть близкого родственника или друга
  • серьезно заболеть или получить травму в результате несчастного случая
  • наличие в семье больного или инвалида
  • 90 124 проблемы, связанные со школой, такие как домашние задания или экзамены, а также запугивание или проблемы с дружбой 90 125
  • участие в преступлении
  • жестокое обращение или пренебрежение

Заболевания

Дети с определенными состояниями, такими как синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) и расстройства аутистического спектра, могут испытывать тревогу как часть симптомов своего состояния из-за различий в функционировании их мозга.

Добавить комментарий