Приемы творческого воображения в психологии: Электронная библиотека УрГПУ: Invalid Identifier

§ 2. Виды и приемы воображения

менее воображение продолжает играть в его жизни огромную роль. Нет границ познанию, работе мысли, беспредельны и фантазия, воображение, которое порой идет впереди мышления, пролагая ему путь.

В. И. Ленин назвал фантазию «качеством величайшей цен­ности», играющим важнейшую роль не только в литературном творчестве, но и в строгой науке, открывающей законы, объяс­няющей явления природы и человеческого общества.

«Если бы человек был совершенно лишен способности меч­тать,— писал Д. И. Писарев,— если бы он не мог изредка за­бегать вперед и созерцать воображением своим в цельной и законченной красоте то самое творение, которое только что начинает складываться под его руками,— тогда я решительно не могу себе представить, какая побудительная причина заста­вила бы человека предпринимать и доводить до конца обширные и утомительные работы в области искусства, науки и практиче­ской жизни» ‘.

Повседневная деятельность (работа, отдых, общение с дру­гими людьми) ставит перед человеком массу задач.

Для их решения не всегда есть необходимые знания. Воображение вос­полняет этот пробел: оно комбинирует, создает новое сочетание имеющихся сведений и таким образом, хотя и временно, но восполняет пробел в знаниях.

Объяснить природу и сущность воображения пытались многие ученые прошлого. Когда психология выделилась в самостоятель­ную область знания, ее представители искали место фантазии в ряду психических процессов, пытались определить ее соотно­шение с другими сторонами психики.

В настоящее время существует несколько точек зрения как в целом на воображение, так и на отдельные его стороны.

Идеалистическая концепция фантазии сводится к тому, что утверждается ее полная спонтанность (самопроизвольность). По мнению идеалистов, фантазия не носит отражательного ха­рактера. Она не связана с окружающей средой и таким образом свободна от нее. Фантазия, по мнению идеалистов, есть резуль­тат саморазвития, она зарождается в человеке как духовная сила, как проявление его энергии, состояния духа.

Как видим, эта теория воображения не выходит из рамок общей теории идеалистического понимания природы психического.

Не приемлемым для советской психологии является сведение фантазии к другим психическим процессам или их комбинации. Высказывается мнение, будто воображение не имеет своего «ли­ца», а является комбинацией других психических процессов. В одних случаях — это комбинация понимания и воли, в дру­гих — восприятия, памяти, интеллекта, в третьих — воображе-

1 Писарев Д. И. Промахи незрелой мысли. — Соч. М., ГИХЛ, 1956, т. 3, с. 148.

272

ние — это представления в широком их рассмотрении и пони­мании.

Существуют гипотезы относительно механизмов воображения. Вот некоторые из них.

Гипотеза случайных находок. Согласно этой гипотезе все открытия были сделаны в результате случайного совпадения нескольких образов восприятия или случайного столкновения че­ловека с некоторым внешним обстоятельством. Практическим вы­водом из нее следует: чтобы создать новое, оригинальное, нужно пассивно ждать счастливого случая.

Гипотеза рекомбинации. Главным содержанием этой точки зрения является следующее: воображение направлено на пере­тасовывание, перестановку ощущений, представлений, принципов, правил путем проб и ошибок.

В наши дни, в связи с развитием науки об управлении и кибернетики, в психологию вошли новые понятия. Все более широкое распространение получает изучение процессов в разных областях науки при помощи моделирования. Идея моделирования нашла приложение и в психологии, особенно по отношению к познавательной деятельности. Психические процессы — мышле­ние, восприятие, воображение — нередко определяют как «дина­мические модели действительности». Данным термином подчер кивают тот факт, что познавательная сторона психики модели­рует вне нас находящийся мир, а также создает образы вещей, процессов, которых пока нет, но которые могут быть получены человеческим трудом.

Воображение как раз и призвано созда­вать новую модель мира вещей, конечный результат деятель­ности человека. С таких позиций психолог А. В. Петровский и инженер М. Беркинблит и рассматривают данный процесс. Они пишут: «Мы придумываем модели, которые позволяют свя­зывать факты в систему, делаем предположения, которые должны хотя бы на время заменить неизвестные данные, а затем про­веряем, насколько полученная система соответствует действи­тельности». По мнению ученых, в ходе познания и практической деятельности человек строит систему, которая не может быть пока создана логическим мышлением, так как для этого нет достаточно доказанных и проверенных фактов, знаний. Когда же ситуация, созданная воображением, будет проверена при помощи мышления, она либо утверждается, либо отвергается. В этом случае воображение, сыграв роль заместителя недостающего зве­на в логическом построении, «передает полномочия мышлению».

Воображение и органические процессы. Как и все психиче­ские процессы, воображение обусловлено активностью головного мозга, его коры. В ней замыкаются связи при восприятии и запоминании впечатлений от окружающего мира. Здесь же, в коре, происходит и перегруппировка этих связей (ассоциаций). Образование новых ассоциаций из имеющихся в памяти представ­лений и есть физиологическая основа воображения. Разложение,

273

анализ прошлых знаний и объединение частей в новое сочетание приводят к созданию образа, не оторванного от прежнего содер­жания, но и не копирующего его.

Исследования последних лет показали, что определенную роль в процессе воображения играют подкорковые центры, и в частности гипоталамическая система. Обнаружено, что этот подкорковый центр участвует в построении цепи последовательно сменяемых действий.

>1

Рассматривая связь воображения с нервно-мозговыми и орга­ническими процессами, следует отметить другую сторону — влияние образов фантазии на эти процессы. Из повседневной жизни каждому известно, как создаваемая воображением кар­тина опасности вызывает учащение пульса, изменение дыхания. Больше того, под влиянием созданного образа в ситуации ожи­дания человек может действовать не с учетом реальных обстоя­тельств, а в соответствии с созданной его воображением моделью. Марбе описал случай, когда охотник, ожидавший в сумерках выхода кабана из леса, прицелился и выстрелил в появившуюся девочку.

Образы фантазии вызывают соматические (телесные) изме­нения. Например, появление на теле пятен, иногда превращав­шихся в язвы. Известны факты внушения признаков некоторых болезней (студенты медицинских вузов на младших курсах на­ходят в себе многие болезни, хотя в действительности их нет). Имеют место случаи появления реальных признаков болезни в силу существования стойкого образа их.

Исследователями установлен следующий факт. Если человек представляет движение какой-либо части собственного тела (ру­ки, ноги, наклон туловища, вращение головой и т. д.), но не производит этого движения, то в мышцах, которые должны осуществлять его, фиксируются импульсы, аналогичные тем, ко­торые регистрируются при реальном выполнении движения.

Правда, импульсы при образе движения значительно слабее, но «рисунок» их одинаков. Это так называемые идеомоторные акты. Ими широко пользуются спортсмены, люди овладевшие двига­тельными трудовыми навыками, так как неоднократное повто­рение представления движения упрочивает механизм выполнения данного действия. Тренеры рекомендуют своим воспитанникам перед выполнением упражнения проделать его в уме, предста­вить от начала и до конца. Как показывает практика, такое «проигрывание» улучшает выполнение упражнения.

Вышеприведенные случаи влияния воображения на органи­ческие и соматические процессы — факты нормальной мозговой деятельности. Между тем в клинической практике нередки слу­чаи изменения воображения в связи с патологией мозговой деятельности. Наиболее показательным является галлюцинация, при которой больной «воспринимает» несуществующий объект. Этот образ настолько яркий, что человек абсолютно убежден

274

в его реальности. Больное воображение рисует чертей, бегающих по крыше или скатывающихся по перилам лестницы, крокодило-подобных птиц и др.

На грани болезненного состояния находится человек, дли­тельно употребляющий алкоголь. В состоянии белой горячки ему чудятся не менее странные существа и опасные ситуации. Вре­менные состояния галлюцинации вызывают наркотические ве­щества.

Различают два вида воображения — воссоздающее и твор­ческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе вос­принятой знаковой системы: словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями. Ярким примером может служить чтение художественной литературы, чертежа де­тали, агрегата, плана сооружения.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от ряда причин. Во-первых, от исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание. Например, при чтении художественного произведения портрет персонажей, дела и их поступки, обстоятельства, в которых они действуют, пред­ставлены в воображении читателя выпукло, ярко, зримо, в за­висимости от языковых средств. Образный язык с использова­нием сравнений, метафор дает простор для воссоздания, по­скольку оживляет широкий круг знаний и личный опыт читателя. И напротив, изображение людей, ситуаций штампами, уже на­доевшими оборотами, маловыразительными и неточными словами не способствует яркости и точности воссоздания. Во-вторых, воссоздание знаковой информации зависит от суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точ­ностью, богатство жизненного опыта позволяют человеку извле­кать из памяти нужную информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор. В этом отношении показателен факт чтения топографической карты или плана военной операции. Воинский командир, имеющий солидные знания военного дела, знакомый со всеми родами войск, знающий все виды оружия и их применение, будет выгодно отличаться от ш’татского человека, не имеющего знаний военного дела.

воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с мыс­лями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в тексте, графических знаках. Определенное зна­чение в деле воссоздания имеет установка, ожидание. У води­теля автомобиля, подготовленного рассказами очевидцев к рейсу по опасной дороге, при воссоздании соответствующего преду­преждающего дорожного знака деятельность протекает иначе, нежели у водителя, не имеющего подобной установки.

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным по отношению к образам, со­зданным их автором и закрепленным в знаках. Мы читаем по­весть и воссоздаем описываемые в ней факты, персонажей, ситуации. Эта умственная работа вторична в сопоставлении с той, которая проделана писателем. Вполне естественно, нельзя игнорировать творческое начало у читателя: в ходе воссоздания в определенной мере он сам творит, но это творчество не идет в сравнение с работой автора произведения.

Воссоздающее воображение имеет большое значение при усвоении учебного материала. Немыслимо изучать географию, не опираясь на воссоздающее воображение. История оказывается безликой схемой, если в процесс учения не включено воссозда­ние. При этом используются знания, накопленные в предшест­вующей жизни. Школьник при изучении истории пользуется небогатым запасом знаний и жизненного опыта, поэтому для него бывает затруднительно, а порой и невозможно воссоздать историческую ситуацию в образах прошлого. Он подчас опирает­ся на представления современности и переносит их в прошлое. А это ошибка, искажение исторической перспективы, нарушение логики истории. Задача педагогического процесса — накапливать у учащихся яркие образы в ходе изучения истории, географии и других учебных предметов, с тем чтобы, опираясь на них, они могли воссоздавать соответствующие действительности кар­тины, ситуации, события.

Творческое воображение — создание нового, оригинального образа, идеи. В данном случае слово~ «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно новое. Объек­тивно новое — образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном, ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально. Субъективно новое—новое для данного человека. Оно может повторять су­ществующее, но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое и считает его неиз­вестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ (разложение) и синтез (соединение) накопленных человеком знаний. При этом элементы, «кирпичики», из которых строится образ, занимают иное положение, иное место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов и возникает новый

276

образ. Результат творческого воображения может быть материа­лизован, т. е.-на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но образ может остаться на уровне идеального содер­жания, поскольку его реализовать в практике невозможно.

Приемы творческого воображения. Принято различать не­сколько приемов создания творческих образов. Наиболее простым является агглютинация (в переводе с греческого — склеивание). Этот прием состоит в том, что берутся части двух или несколь­ких предметов, процессов и соединяются, «склеиваются» так, что получается образ нового предмета. Этим приемом создавались мифические образы у древних народов (кентавр: туловище быка, шея и голова—верхняя часть человеческого тела; русалка: туловище и голова женщины, хвост — рыбы). Так комбинируют­ся некоторые механизмы, машины в настоящее время.

Агглютинация широкого распространения не имеет: при ее помощи довольно редко удается создать образ, который затем воплощается в реальную вещь. Однако он часто используется, когда дело ограничивается фантазией, когда нет надобности воплощать образ в реальный предмет.

Приемом создания творческих образов является аналогия. Ее сущность состоит в том, что строится образ, в чем-то похо­жий на реально существующую вещь, живой организм, действие. На принципе аналогии возникла специальная область знания и инженерного дела — бионика. Известно, что бионика выделяет некоторые свойства живых организмов как биологических мо­делей и предлагает их для создания механизмов. Так были созданы многие ныне действующие приборы разного назначения (локатор — аналог с органами ориентации летучей мыши, элек­тронный глаз — «отпрыск» глаза леопардовой лягушки).

Аналогия может быть близкой, непосредственной и отдален­ной, ступенчатой. Например, внешний вид современного само­лета очень напоминает парящую птицу. Это близкая аналогия. Вертолет — отдаленная аналогия с птицей.

Творческие образы создаются при помощи акцентирования и преувеличения (преуменьшения). Первое сводится к тому, что в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется, осо­бо подчеркивается. Так художник рисует карикатуру, дружеский шарж. Он находит в лице, фигуре, конечностях человека непов-трримые, присущие только ему особенности и усиливает их, выпячивает, заостряет. Карикатура, шарж несут в себе сходство с оригиналом, в то же время это сходство относительно. Писа­тель-юморист изображает действующее лицо, ситуацию, заострив, выпятив то, что подлежит осмеянию, что должно вызвать чув­ство юмора.

Прием преувеличения (преуменьшения) несколько отличен от акцентирования. Если акцентирование — подчеркивание части объекта, заострение, обнажение ее, то преувеличение (преумень­шение) распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

277

Например, сказки для детей «Гулливер у лилипутов», «Гулливер у великанов», «Белоснежка и семь гномов». Этот прием широко использован в народных сказках, былинах, когда герой изобра­жается могучего сложения, со сверхчеловеческой силой, что позволяет ему вести борьбу с целым вражеским войском.

Наиболее сложный прием творческого воображения — типи­зация. Художники, писатели, скульпторы в большей мере опи­раются именно на нее. Чтобы произведение было жизненно правдивым, автор должен в персонаже, ситуации выразить не единичное лицо или событие, а типичное, много раз повторяю­щееся, наиболее распространенное. Типизация — сложный про­цесс разложения и соединения, в результате чего выкристалли­зовывается зримый образ (человека, его дела, взаимоотношений с другими людьми). По этому поводу А. М. Горький писал: «Как строятся типы в литературе? Они строятся, конечно, не портретно, не берут отдельно какого-нибудь человека, а берут тридцать — пятьдесят человек одной линии, одного ряда, одного настроения и из них создают Обломова, Онегина, Фауста, Гам­лета, Отелло и т. д. Все это — обобщенные типы». Типизация как прием воображения близко примыкает к мышлению, и прак­тически бывает трудно расчленить их в акте создания типи­ческого образа.

Воображение является существенной составной частью твор­ческого процесса, проявляющегося в различных сферах челове­ческой деятельности. Тот или иной прием создания творческих образов используется в зависимости от цели, стоящей перед человеком, от материала, содержания фантазии, от богатства знаний. Например, в инженерном деле, видимо, большее значе­ние приобретает аналогия, в изобразительной деятельности -акцентирование, типизация, в литературном труде — типизация.

Непреднамеренное и преднамеренное воображение. В психо­логии принято выделять непреднамеренное и преднамеренное воображение (непроизвольное и произвольное]. Первое из них характеризуется неучастием или крайне незначительным вклю­чением в процесс’ создания образов целеполагания и волевого усилия. Крайним случаем такого воображения считается снови­дение.

С физиологической точки зрения сновидения обусловлены неравномерным торможением различных участков коры и под­корки: одни из них находятся в состоянии глубокого торможе­ния, другие — в полузаторможенном, третьи — в бодрствующем состоянии. Неравномерность, а также подвижность (перемещение возбуждения и торможения), не подчиненные управляющим сигналам коры, приводят к случайному сочетанию возбужденных участков (клеток) и случайному содержанию сновидений.

Спящий человек не регулирует сознательно психическую дея­тельность, поэтому нет и целеполагания, произвольного управ­ления познавательной и эмоциональной деятельностью. 278

В бодрствующем состоянии у человека можно отметить не­сколько видов непреднамеренной фантазии. В пределах воссоз­дающего воображения следует назвать тот случай, когда вос­создание знаковой системы не требует постановки цели и усилия воли. Так, при чтении художественного произведения мы не прилагаем усилия для оживления картины, «стоящей» за тек­стом; она рисуется по мере чтения. Другое дело, если произведение малохудожественное. В этом случае читателю приходится на­прягаться, ставить цель «увидеть» за словами содержание. Ана­логичное положение возникает при восприятии других знаковых систем.

Непреднамеренным видом воображения являются грезы. Гре­зит человек в состоянии расслабленности, в состоянии перехода от бодрости ко сну. В этом случае хотя и есть какая-то общая нить наплывающих образов, но ассоциируются, связываются они, не считаясь с реальностью. Результат такого воображения оста­ется на уровне идеального, психического. Его реализация в поведении невозможна. У некоторых людей грезы играют гипер­трофированную роль: они являются заместителями реальности, человек живет в созданном им мире, и это доставляет ему удовольствие.

Преднамеренное воображение. Для него характерно наличие задачи на создание образа и волевое усилие при осуществлении этой задачи. Преднамеренным может быть как воссоздающее, так и творческое воображение. Представим себе человека, не­достаточно владеющего нотной грамотой. У него есть ноты, и он желает усвоить полюбившуюся песню. Попытка воссоздать на инструменте или голосом заключенный в нотах мотив прохо­дит с большими затруднениями. Человек прилагает немало уси­лий, энергии, чтобы ноты «зазвучали» мелодией. Проделываемая работа и есть преднамеренное воссоздающее воображение.

Волевое напряжение при создании творческих образов не менее сильно, чем при воссоздании. Вспомним ребенка, который, желая избежать порицания или наказания за проступок, начи­нает «сочинять». Он мучительно фантазирует, пытаясь найти реабилитирующее его и приемлемое для взрослых объяснение. Он порой искренне верит в созданную его воображением ситуа­цию, которая должна заменить подлинную, но неприятную для него.

Мечта. Особое место в структуре воображения занимает мечта — образ желаемого будущего. Мечтает человек о том, что привлекает, что доставляет радость, что удовлетворяет самые сокровенные желания и потребности. О неприятном, безрадост­ном человек не мечтает. В мечте может быть выражен смысл всей жизни. Она может быть реальной и нереальной. В первом случае человек достаточно отчетливо представляет содержание мечты и пути ее достижения. Во втором — есть содержание, но нет путей ее реализации, и они не могут быть найдены при

279

данных обстоятельствах. В мечте заложено активное начало, она является в определенном смысле движущей силой дел и поступков человека, поскольку последние реализуют ее.

Нереальную мечту можно рассматривать в двух вариантах. Первый: человек верит в содержание, и ему кажется, что мечта сбудется. Он не знает, как и когда это произойдет, но искренне верит в достижимость мечты. В этом случае он переоценивает свои объективные возможности. Усилия, которые прилагаются для достижения объекта мечтаний, оказываются напрасными. Это тот случай, который принято обозначать как «разбитые мечты».

Второй вариант нереальной мечты характеризуется тем, что с самого начала человек осознает ее таковой, но все-таки от­дается во власть ее. Она компенсирует жизненные неудачи, а иногда становится главным смыслом жизни.

Реальная мечта — это начало прогноза и планирования важ­ных личных и общественных дел. Английский писатель-фантаст Герберт Уэллс назвал В. И. Ленина «кремлевским мечтателем». Действительно, Владимир Ильич мечтал о том времени, когда послереволюционная Россия будет залита электрическими огня­ми, когда на ее полях будут работать десятки тысяч машин. Мечты В. И. Ленина были исходными в составлении грандиоз­ных планов преобразования России. Он верил в их осуществление, поэтому приглашал знаменитого писателя посетить Советскую Россию через 10 лет.

Мечта К. Э. Циолковского о полете человека в космос не была несбыточным фантазерством. Она имела научное обосно­вание, но все-таки это была мечта, поскольку много оставалось неизвестным, не все было изобретено для полета. Ныне люди овладевают космосом. Они реализовали мечту ученых прошлого, но значит ли это, что покорители космоса не мечтают о дальних космических путешествиях. Конечно нет. Путешествия к ближай­шим планетам, выход за пределы Солнечной системы — вот бу­дущее космонавтики.

Индивидуальные различия в воображении. Воображение раз­личается у людей по нескольким признакам. Прежде всего ин­дивидуальное своеобразие выражается в яркости образов. У од­них они отчетливые, сочные, соперничающие с представлениями памяти, с тем, что увидено когда-либо. Л. Н. Толстой отмечал эту особенность у себя. Он признавался, что путал события, факты, увиденные лица с теми, что создало его воображение. У других людей образы бледные, расплывчатые, своеобразные образы-схемы.

Индивидуальные различия в развитости воображения могут быть проведены по степени соотнесенности с реальностью, по жизненности, правдивости. Одним людям свойственно фанта­зировать в области нереальных представлений, другие оперируют «земными» фактами.

280

Индивидуальное своеобразие, далее, может быть рассмотре­но с точки зрения умения подчинять воображение поставленной задаче, включать его в творческую деятельность. По этому признаку различают людей с организованной и неорганизован­ной фантазией. Первые при решении творческих задач исполь­зуют фантастические образы, связанные с задачей и направ­ленные на ее решение, вторые — пускают свое воображение «на самотек», оно «отходит» от задачи, протекает по механизму сво­бодной ассоциации. Иногда такой человек, спохватившись, спрашивает: «А с чего начали?»

Индивидуальные различия также определяются областью деятельности, в которой оно проявляется,— музыкальной, лите­ратурной, инженерной, общественной и т. д.

Виды и приемы воображения

Различают два вида воображения – воссоздающее и творческое.

Воссоздающее воображение развертывается на основе воспринятой знаковой системы:

словесной, числовой, графической, нотной и др. Воссоздавая, человек наполняет

знаковую систему имеющимися в его распоряжении знаниями.

Качество воссоздания того, что заложено в знаковой системе, зависит от:

1) исходной информации, на основе которой развертывается воссоздание;

2) суммы и качества знаний человека. Обширность знаний, сочетающаяся с их точностью,

богатство жизненного опыта позволяют человеку извлекать из памяти нужную

информацию и видеть за знаками то, что вложил в них автор;

3) наличия установки. Сильные эмоциональные состояния отрицательной и положительной

направленности мешают их воссозданию, и тогда человек не в состоянии собраться с

мыслями, сосредоточиться, ясно и отчетливо воссоздать содержание, заключенное в

тексте, графических знаках.

Содержание воссоздающего воображения на основе знаковой системы оказывается вторичным

по отношению к образам, созданным их автором и закрепленным в знаках.

Внимание!

Если вам нужна помощь в написании работы, то рекомендуем обратиться к профессионалам. Более 70 000 авторов готовы помочь вам прямо сейчас. Бесплатные корректировки и доработки. Узнайте стоимость своей работы.

Расчет стоимостиГарантииОтзывы

Творческое воображение – создание нового, оригинального образа, идеи. В данном

случае слово «новый» имеет двоякое значение: различают объективно и субъективно

новое. Объективно новое – образы, идеи, не существующие в данный момент ни в материализованном,

ни в идеальном виде. Это новое не повторяет уже существующее, оно оригинально.

Субъективно новое – новое для данного человека. Оно может повторять существующее,

но об этом человек не знает. Он открывает это для себя как оригинальное, неповторимое

и считает его неизвестным для других.

Творческое воображение протекает как анализ и синтез накопленных человеком знаний.

При этом элементы, из которых строится образ, занимают иное положение, иное

место по сравнению с тем, какое они занимали ранее. В новом сочетании элементов

и возникает новый образ. Результат творческого воображения может быть

материализован, т. е. на его основе трудом человека создается вещь, предмет, но

образ может остаться на уровне идеального содержания, поскольку его реализовать

на практике невозможно.

Приемы творческого воображения:

1) агглютинация – состоит в том, что берутся части двух или нескольких предметов,

процессов и соединяются так, что получается образ нового предмета;

2) аналогия – состоит в том, что строится образ, в чем-то похожий на реально

существующую вещь, живой организм, действие;

3) акцентирование – в создаваемом образе какая-либо часть, деталь выделяется,

особо подчеркивается;

4) преувеличение (преуменьшение) – распространяется на весь объект, на всю ситуацию.

Поможем написать любую работу на аналогичную тему

  • Реферат

    Виды и приемы воображения

    От 250 руб

  • Контрольная работа

    Виды и приемы воображения

    От 250 руб

  • Курсовая работа

    Виды и приемы воображения

    От 700 руб

Получить выполненную работу или консультацию специалиста по вашему учебному проекту

Узнать стоимость

иап || Книга || Метод воображения

Под редакцией:
Шелдон Браун, Калифорнийский университет, Сан-Диего
Лука Татео, Ольборгский университет, Дания

Том из серии: Инновации в качественных исследованиях. Редакторы: Лука Татео, Университет Осло (Норвегия) и Федеральный университет Баии (Бразилия) .

Опубликовано в 2018 г.

Хотя многие психологические теории относятся к воображению как к релевантному феномену, нам все еще не хватает знаний о процессах воображения. Книга «Метод воображения» направлена ​​на расширение знаний о процессах воображения как высшей психической функции, начиная с эмпирических и феноменологических исследований.

Том представляет собой инновационное междисциплинарное исследование процессов воображения как сложных явлений. Он охватывает широкий спектр областей, от психологии до социологии, от искусства и дизайна до маркетинга и образования. Книга собирает молодых и опытных ученых из 6 разных стран мира, предлагая свежий взгляд на теоретические, методологические и прикладные аспекты изучения воображения.

В число читателей этой книги входят ученые и студенты социальных и гуманитарных наук, интересующиеся изучением и использованием процессов воображения. Том можно также использовать в качестве учебника/интегративного чтения на курсах бакалавриата и магистратуры.

СОДЕРЖАНИЕ
Введение: метод воображения, Лука Татео и Шелдон Браун. Воображение как метод: интуиция, эмпатия и инновации в практике качественных исследований, Мария Клаудиа Сантос Лопес-де-Оливейра. Текстовое политическое воображение, Кевин Р. Каррьер. Новое вино в старые мехи: изучение национализма как светской религии, Игнасио Бреско де Луна и Луис Мартинес-Герреро. Паломничество и воображение: одно без другого не бывает, Мортен Бек Кристенсен. Взаимность материализованного воображения: мышление материальности и технологий в повседневном воображении и занятиях, Стефан Силанд. В поисках смысла страдания: взгляд сквозь призму очарованных и разочарованных мировоззрений, Лукас Б. Мазур. Воображение и исполнение желаний: Диснейленд глазами 5-летнего ребенка, Филипа Кроло. «Замок в коробке»: как погружение и рациональное размышление работают вместе для эффективного вмешательства, Шуаншуан Сюй, Сяо-Вэнь Ли и Цзян Ван. «Как» и «почему» триггерного воображения в футболе: пробуждение отношения к игре, оригинальности и непредубежденности, Людвиг Йохан Торп Расмуссен. Поддержка воображения в контексте работы, Дитте Кольбек. Религия как форма повседневного концептуального мышления: свидетельства православных икон, Ааро Тоомела. Психологическое воображение религии: исследование секуляризации, Свен Хроар Клемпе и Джузеппина Марсико. Психология далеко за гранью воображения: Построение личности в обрядах и ритуалах сопровождения умерших в Аятадо культуры Догбо в Бенине, Квами Флери Серж Кики и Данило Силва Гимарайнш. Вера и религия как «ресурс смысла» в лечении редких заболеваний, Альтомаре Энца Загариа, Роза Скардиньо и Джузеппе Мининни. Об авторах.

КУПИТЬ ОНЛАЙН

КАТЕГОРИИ

  • Психология

КЛАССИФИКАЦИЯ

  • PSY034000 — ПСИХОЛОГИЯ: творческие способности
  • SOC002010 — СОЦИАЛЬНЫЕ НАУКИ: АНТРОПОЛОГИЯ: культура
  • PSY030000 — ПСИХОЛОГИЯ: исследования и методология

РОДСТВЕННЫЕ НАЗВАНИЯ

  • Культуры и материальности воображения Новая наркотическая практика и взаимодействие в цифровом мире
  • Качественные подходы к деколонизации Карибского бассейна
  • Прощай, переменные
  • Гендер и сексуальность на миграционных траекториях Исследования между северным и южным побережьем Средиземного моря
  • Одной собаки достаточно Вклад Ивана Павлова в идиографическую науку
  • Качественные исследования и социальное вмешательство Преобразующие методологии для коллективных контекстов
  • Десять лет идиографической науки

ПОДЕЛИТЬСЯ ЭТОЙ СТРАНИЦЕЙ

ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЙ ПРОСМОТР

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

  • Как сделать заказ в IAP
  • Скачать каталоги IAP
  • Присоединяйтесь к нашему списку рассылки

MA в Art Psyche и творческом воображении (уровень 9, 90 кредитов)

Какие модули я буду изучать?

Скачать ориентировочный календарь на 1 год

Скачать структуру программы и график для 1-го и 2-го года

  • 1 год

    Название: Искусство и психика: карты и модели

    Кредиты: 20 кредитов в течение всего учебного года

    читать далее »

    Искусство и психика: карты и модели . Вначале этот модуль предоставляет контекст для творческого воображения и его происхождения. Он вводит «карты» и «модели» психики с использованием методов экспериментального обучения вместе с теоретическими парадигмами интерпретаций. Он критически рассматривает мифологические структуры (карты), такие как мономиф Джозефа Кэмпбелла и «Путешествие героини» Морин Мердок, в связи с личными и культурными контекстами. Модели психики из глубинной психологической традиции (с упором на аналитическую психологию) вводятся и применяются с использованием эмпирического обучения и оцениваются посредством критического осмысления в свете современных достижений в этой области. Здесь понимание природы психики обеспечивает основу для личного развития и изменений, а также для применения теории к более широкой социокультурной сфере и в свете современной социальной и культурной проблематики. В этом контексте искусство с упором на изобразительное искусство используется в качестве тематического исследования, где глубинная психология может использоваться в качестве интерпретативной парадигмы для творчества, особенно изобразительного искусства. Этот модуль включает приглашенных лекторов.

    Оценка: Creative & Reflective Journal; Online Contributions как дискуссионный форум на основе деятельности; Презентация и эссе.


    Название: Профессиональное портфолио: рефлексивные и рефлексивные стратегии

    Кредиты: 5 кредитов в течение первого семестра

    подробнее »

    Профессиональное портфолио o: Reflective and Reflexive Strategies  поддерживает учащихся в развитии или расширении личных , профессиональная или выразительная практика, основанная на исследованиях в области искусства, психики и творческого воображения. Это будет способствовать развитию более аутентичной, глубокой позиции рефлексивных практиков на стыке теории и практики. Профессиональная идентичность и развитие понимания индивидуального голоса, самовыражения и вклада в эту область имеют решающее значение. В тандеме с практическими занятиями студенты составят Портфолио профессионального развития (PDP). Он будет иметь форму аудиовизуального и текстового документа, который будет постоянно поддерживаться в течение семестра. В качестве цифрового архива он будет содержать критические размышления об учебном опыте, визуальную документацию действий, выдержки из рефлексивных журналов, примеры индивидуального взаимодействия с идеями, мыслями, творческой и творческой деятельностью, возникающей на протяжении всего учебного пути. В первый год практическая поддержка (PDP) будет включать семинары по созданию фото/видео историй, включая обучение навыкам работы с фото и видео, редактирование для создания профессионального и убедительного портфолио обучения.

    Оценка: Дискуссионный форум на основе Etivity; Практические и цифровые семинары и портфолио профессионального развития


    Название: Профессиональное портфолио: содействие и распространение

    Кредиты: 5 кредитов в течение первого семестра

    читать далее »

    90 002 Профессиональный портфель: содействие и распространение сборок о профессиональном портфолио: рефлексивные и рефлексивные стратегии. Этот модуль продолжает предоставлять студентам навыки и ресурсы для развития их практики в этой области. Учащимся предлагается развить соответствующие навыки фасилитации и представить групповой проект фасилитации. Практический акцент этого модуля включает обзор и тематические исследования ряда упражнений по фасилитации. Примеры: семинары, ритуалы, демонстрации, праздники, терапевтические сеансы, процессная работа. Обучение включает в себя объем фасилитации и такие навыки, как вовлеченность участников, внимательность и групповая динамика. Студенты будут продолжать развивать свои PDP (портфолио профессионального развития), например. с биографиями, практическими заявлениями о видении/позиции, C.V. и изучите, как внести свой вклад в эту область с помощью таких соображений, как публикация, членство, агентство и активность. Меняющийся ландшафт поля исследуется с помощью таких тем, как возможности финансирования. Обучение основано на примерах передового опыта и тематических исследованиях. Рефлексивные и рефлексивные методы практики дополнительно интегрированы в поставку модуля.

    Оценка: Дискуссионный форум на основе Etivity; Групповая презентация и портфолио профессионального развития.


  • 2 год

    Название: Диссертация

    Кредиты: 30 кредитов, начиная с февраля 2025 г. и сдача в сентябре 2025 г.

    читать далее » завершение окончательного проекта, который может состоять из письменной диссертации документ или практический проект с сопровождающим толкованием. Концепция проекта основывается на предыдущих модулях программы и дополняется самостоятельными исследованиями. Каждый студент предложит и инициирует проект, основанный на выбранной им теме, связанной с его специализированной областью интересов. Проект должен представлять ценность для области Искусства, Психики и Творческого Воображения, а также должен ясно демонстрировать свою современную актуальность в этой области. Цель проекта — раскрыть преобразующий потенциал на стыке искусства, психики и творческого воображения. Модуль «Навыки исследования: разработка проекта» должен стать основой этого финального проекта и включать четкую концепцию проекта, вопросы исследования, обзор литературы, методологию и план реализации, включая логистику, этику, а также соображения здоровья и безопасности.

    Оценка : семинары по обзору и обратной связи; презентация и диссертация (или толкование плюс демонстрация/выставка)


    Название: Интегративная практика: личный и культурный контекст

    Кредиты: 20 кредитов в течение всего учебного года

    подробнее »

    Интегративная практика: Личные и культурные контексты  вводит теоретические основы, методы и тематические исследования, позволяющие получить более глубокий опыт и возможности интерпретации как личного, так и культурного контекстов. Его теоретическое обоснование базируется на глубинной психологической традиции (с упором на аналитическую психологию) применительно к личностному процессу, более широкой социокультурной сфере и применительно к искусству. Этот модуль включает в себя теоретические ориентиры и практику: интерпретации и оценки снов, образов, искусства; психика и сома (воплощенный соматический подход) и область экопсихологии. Культурный комплекс и психоистория также вводятся как средства исследования ценности и применимости концепций глубинной психологии к социокультурной сфере, включая роль искусства. Модуль также рассматривает аспекты «зрелой работы» Юнга вместе с ключевыми постъюнгианскими разработками по таким темам, как алхимия и синхронистичность. При оценке экспериментального обучения модуль позволяет развивать творческое воображение и интегративную практику как средство улучшения личной жизни и расширения профессиональной практики. Как и в модуле 1, в этот модуль входят приглашенные лекторы.

    Оценка:  Журнал для творчества и размышлений; Online Contributions как дискуссионный форум на основе деятельности; Презентация и эссе.


    Название: Навыки исследования: методы

    Кредиты: 5 кредитов в течение первого семестра

    читать далее »

    Навыки исследования: методы 901 36  знакомит учащихся с ценностью исследований и рядом применимых методов профессиональному использованию исследований в области искусства, психики и творческого воображения (включая арт-терапию). Эти методы снабдят студентов эффективными критическими, теоретическими и аналитическими навыками, а также выберут соответствующие методологии, соответствующие определенному исследовательскому вопросу. Студенты будут применять выбранные методы в соответствии с формулировкой и исследованием выбранного вопроса. Акцент будет сделан на качественных методах исследования, тематических исследованиях и практических исследованиях (PRB). Вводятся и оцениваются концептуальные рамки, а также авангардные методы, такие как юнгианские исследования, основанные на искусстве. Также рассматривается размещение исследования в соответствующих философских мировоззрениях.

    Оценка: Дискуссионный форум на основе Etivity, презентация и отчет о методах.


    Название: Исследовательские навыки: разработка проектов

    Кредиты: 5 кредитов во втором семестре

    читать далее »

    Исследовательские навыки: разработка проектов 901 36 основан на модуле «Исследовательские навыки: методы» путем введения ряд дополнительных методов исследования, подходящих для проектов в области искусства, психики и творческого воображения и/или арт-терапии.

Добавить комментарий