Стили преподавания — найди свой — REPIT Блог
Каждый учитель использует в своей педагогической деятельности уникальный стиль преподавания. Но так ли он уникален или их можно классифицировать?
Стили преподаванияСтиль преподавания — это устоявшаяся система педагогических методов, приёмов и средств реализации процесса преподавания. Каждый стиль отражает схему взаимоотношений учителя с учениками, способ саморегулирования, стиль общения и так далее.
В педагогике выделяется 3 стиля общения преподавателя с учеником. О них и пойдёт речь. Попробуйте определить, к какому типу преподавателя относитесь вы.
Авторитарный стиль преподаванияКоротко: учитель — мудрый мастер, а ученики — неопытные подмастерья.
Учитель не видит в учениках равноправных участников учебного процесса, а управляет ими. В такой системе координат учитель не считает нужным аргументировать, почему он прав в той или иной ситуации. Каждый ученик рассматривается учителем как белый лист, не имеющий никаких индивидуальных особенностей.
Такой учитель стремится контролировать даже мелкие действия учеников: ответы на уроке только по поднятой руке, внеурочные беседы, строгое молчание, когда учитель говорит, и так далее. В качестве инструментов воздействия используются приказы, поучения, запреты и ограничения.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: волевой человек с твёрдым характером и без лишних эмоций. Часто может наблюдаться неудовлетворённость своей деятельностью.
Такое поведение учителя зачастую приводит к тому, что ученики замыкаются в себе, теряют интерес к предмету и теряют последнюю надежду на доверительные отношения с педагогом. К педагогу они могут испытывать либо страх, либо ненависть, либо злость.
Пример: «Берем ручки, открываем тетрадки, записываем и не разговариваем!»
Демократический стиль преподаванияКоротко: учитель и ученики — на равных.
Педагог доброжелательно и терпеливо относится к своих ученикам, воспринимая каждого из них как самостоятельную личность. Учитель готов прислушиваться к мнениям учеников и уважать их выбор.
Отношения строятся на доверии и взаимной ответственности. Каждый понимает свои права и обязанности, а решения принимаются на основе конкретных аргументов. В качестве инструментов воздействия просьбы, советы. Присутствует ненавязчивый контроль за учениками. Однако для себя учитель всегда должен держать ситуацию под контролем, иначе есть риск уйти в либерально-попустительский стиль.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: понимающий и эмпатичный профессионал, любящий своё дело.
При такой форме взаимодействия у учеников с самого начала формируются чувство ответственности, логическое понимание своих действий и способность формировать собственное мнение. С учителем часто складываются уважительные и даже дружеские отношения.
Пример: «Ребята, предлагаю вам сейчас прочитать этот текст, потому что он поможет вам составить своё мнение о теме урока. »
Либерально-попустительский стиль преподаванияКоротко: учитель вообще не контролирует ситуацию.
Педагог часто в начале чувствует в себе энергию для активной работы, но через какое-то время она постепенно пропадает, тогда учитель пускает всё на самотёк. После плохих результатов учеников такой педагог может разозлиться (как на себя, так и на учеников) и резко стать строгим. Но ученики уже будут не готовы воспринимать такую манеру поведения. Скорее всего, он и сам для себя плохо разбирается в том, что происходит на занятии.
Отношения строятся на мнимой свободе. В качестве инструментов редко используется что-то на постоянной основе. А контроль носит хаотичный порядок.
Эмоциональный портрет такого учителя выглядит следующим образом: неуверенный в себе, возможно, недостаточно профессиональный человек, стремящийся перекинуть ответственность на других.
При этом стиле преподавания ученики сначала могут с радостью ощущать свободу, но в какой-то момент всё же неосознанно почувствовать необходимость систематизации процесса. Особенно это касается детей, которые в силу возраста пока ещё не могут сами себя контролировать и нуждаются в помощи старших. В результате ученики часто относятся к учителю снисходительно или даже с насмешкой.
Пример: «Прочитайте текст, а я пока пойду по своим делам в учительскую.»
Не стоит забывать, что выбор стиля преподавания зачастую зависит от личности педагога, специфики деятельности и иных предлагаемых учебным заведением условий. А также стили тесно связаны с методиками преподавания. О них мы уже писали:
Методы преподавания: как обучают в 21 веке?
Достоинства и недостатки авторитарного стиля общения — ИЗЮМ
Для каждого человека характерен свой собственный стиль общения — кто-то стремится ставить себя на одном уровне с окружающими людьми, кто-то — предпочитает держаться обособленно, в стороне, но есть также и люди, которые ставят себя над остальными.
Авторитарный стиль общения — чем он характерен, в чем его преимущества и недостатки?
Авторитаризм — понятие
Авторитаризм — это изначально политическое понятие, происходящее от латинского слова «auctoritas» (влияние, власть), которое подразумевает концентрацию власти в государстве в руках одного человека или небольшой группы людей.
В психологии же авторитаризм — это характеристика личности, которая постоянно стремится максимально подчинить себе окружающих людей, оказать на них влияние, а также достичь определенных целей за счет других.
Наиболее ярко авторитарный стиль общения показывает себя в профессиональных, деловых отношениях, а также при воспитании или обучении.
Однако он также может существовать и при межличностной коммуникации, когда в группе людей образуются неформальные лидеры — личности, не имеющие официальных прав руководства, однако пользующиеся настолько сильным авторитетом, что остальные участники такой социальной группы беспрекословно выполняют их указания и требования, а также как должное принимают сделанные ими замечания, позволяют судить о себе и указывать на недостатки.
Стили общения
Стиль общения характеризуется привычной устойчивой связью между способами и методами общения и целями, которыми оно преследует. То есть это какие-то особенности взаимодействия между людьми. Человек ищет новую работу, пришел на собеседование — тут он использует один стиль общения, при взаимодействии с коллегами – другой, в семье и в общении с родственниками – третий. Под каждую конкретную ситуацию выбираются разные стили общения. Какие бы действия ни предпринимались, слова человека всегда будут основой общения.
Чем характеризуется авторитарный стиль общения?
Авторитарный стиль общения характеризуется, прежде всего, сосредоточением влияния у его носителя.
Роль остальных членов социальной группы при этом минимизируется.
Авторитарный человек единолично принимает решения, не советуясь с окружающими и при этом требует неукоснительного их выполнения, постоянно контролируя процесс достижения поставленной цели.
Для авторитарного стиля общения доминирующими являются критика и запреты. При этом позитивное отношение авторитарной личности к его окружению встречается крайне редко.
Сам стиль коммуникации носит агрессивную форму — связано это с тем, что авторитарная личность во многих ситуациях видит угрозу своему авторитету, стараясь противодействовать ей максимально жестко.
Руководитель с авторитарным стилем общения будет минимизировать неформальные отношения со своими работниками. Для него характерен гиперконтроль за своими подчиненными, а также завышенные требования к ним.
Если же при попытке заставить выполнять какие-либо определенные действия такой руководитель встречает сопротивление от своего работника, то это гарантирует конфликтную ситуацию, при которой авторитарный руководитель будет стремиться не только подчинить себе работника, но и вынести ему наказание.
Поощрения носят крайне редкий характер — в коллективе под руководством авторитарного человека больше стремятся избежать ошибок, чем заработать поощрение.
Авторитарный стиль педагогического общения подразумевает то, что педагог сам решает вопросы, связанные как с жизнедеятельностью класса или группы, так и с каждый отдельным учеником.
При этом педагог проводит субъективную оценку деятельности учеников, противодействуя ее оспариванию.
При крайней форме авторитаризма в педагогике учащиеся не смеют обсуждать с учителем напрямую касающиеся их проблемы, их инициатива пресекается и наказывается, а противодействие учащихся авторитарному педагогу приводит к конфликтным ситуациям, устойчивым во времени.
Авторитарный стиль общения в воспитании детей
Любящие родители, отдающие предпочтение авторитарному стилю в общении со своими детьми, часто оказываются правы. Они во многом являются для них наглядным примером, вызывают уважение и восхищение своей уверенностью и силой воли. Дети копируют их, сами стараются быть такими же решительными, собранными и дисциплинированными, стремятся к успеху, хорошо учатся в школе.
Если родители постоянно демонстрируют недовольство своими детьми, провоцируют с ними конфликты, предъявляют трудновыполнимые требования, то взаимопонимание между ними будет нарушено.
Общение с позиции авторитарности, в этом случае, будет подавлять волю ребенка. Или он воспримет происходящее как стимул к действию и начнет общаться в подобном ключе, что обязательно негативно отразится на его будущем.
Признаки
Какие характерные признаки
- Все решения принимает один человек, без возможности других членов группы оспорить их.
- Возможность вклада в организационную работу членов группы минимизирована или отсутствует полностью.
- Подавление воли и желаний окружающих людей — иногда даже попреки здравому смыслу.
- Крайне агрессивное поведение в случае возникновения конфликтных ситуаций.
Данные признаки характерны для авторитарного человека вне зависимости от того, в какой группе людей он находится — в кругу родных и близких, среди подчиненных или его учеников.
Авторитарный стиль общения в педагогике
Педагоги, выбравшие общение с учащимися с ограничивающими их во многом установками, как правило, отличаются большой избирательностью по отношению к ним. У таких педагогов много запретов, они слишком часто ставят ученикам отрицательные оценки.
Чрезмерная строгость и наказания — характерные черты обучающего процесса у педагогов с авторитарным стилем общения. Им нужно лишь послушание и для этого они готовы применять различные воспитательные меры.
Авторитарное общение приводит к высокой конфликтности и общему негативному восприятию детьми. Они начинают испытывать тревогу и чувство незащищенности. Это создает неблагоприятные условия для осуществления полноценного воспитательного процесса.
Виды и примеры
Авторитарный стиль общения часто наблюдается в отношениях родителей и ребенка. При этом родителя не интересуют предпочтения и увлечения ребенка — на первом плане у него его видение ситуации.
Например, отец приказывает ребенку: «Ты будешь заниматься футболом» и отправляет его на кружок футболу, несмотря на то, что ребенку не интересно занятие этим видом спорта и он предпочел бы учиться игре на фортепиано.
Тем не менее, решающим остается влияние отца, который в случае неповиновения может наказать ребенка.
Авторитарность у руководителей проявляется в вынесении строгих поручений и постоянного контроля над их исполнением.
Работнику дается четкое указание, которому он должен следовать без проявления инициативы.
Например, руководитель приказывает работнику: «Сегодня к 14 часам квартальный отчет должен лежать у меня на столе. В случае невыполнения ты лишаешься месячной премии».
Ведущим стимулом при таком приказе является лишение работника материальных благ, а возможность поощрения даже не рассматривается.
Авторитарность педагога при его общении с учащимися может быть выражена в постоянном акцентировании внимания на негативной оценке результатов их деятельности.
Например, педагог говорит учащемуся-отличнику: «Петров, ты получаешь 3 по контрольной работе, поэтому твоя четвертная оценка снижается до 4», при этом учитель прекрасно знает, что неуспеваемость в общем способного ученика обоснована тем, что он длительное время болел и пропустил важные тематические уроки.
Однако авторитаризм учителя не позволяет ему выделить ученика, как личность, подойти к нему индивидуально и поспособствовать внеклассным занятиям по пропущенной теме — учитель руководствуется общими принципами оценивания деятельности учащихся, не вдаваясь в частные подробности.
В семейных парах авторитаризм в стиле общения одного из супругов выражен в том, что только он принимает решения, влияющие в целом на жизнь всей семьи, при этом не учитывая ни мнения остальных ее членов, ни последствий собственных решений, которые могут быть в чем-то негативны по отношению к остальным членам.
Простой пример такого стиля общения в семье, когда муж говорит жене: «Мы начинаем копить на автомобиль, поэтому твоя учеба откладывается на потом».
Данное решение звучит, как уже принятое и не терпящее возражений. При этом оно должно беспрекословно выполняться, несмотря на то, что может исключать цели одного из партнеров.
Авторитарное общение — видео
Характеристика авторитарного стиля общения
Если руководителем организации является человек целеустремленный и жесткий, скорее всего, его стиль общения будет авторитарным. Также, им может быть выстроена иерархическая лестница, с большими привилегиями для избранных. Требования для остальных — четкое выполнения всех задач, поставленных перед ними руководством, наличие строгой дисциплины.
Тем не менее, у такого стиля руководства и общения есть свои положительные стороны:
- оперативное принятие решений;
- единые и выверенные управленческие действия;
- сокращенное время на переход от одной деятельности к другой;
Насаждаемое в коллективе авторитарное общение имеет ряд недостатков:
- полное отсутствие инициативы, так как любые начинания рядовых служащих и работников рассматриваются, прежде всего, как нарушения ранговых устоев;
- большинство служащих ощущают неудовлетворенность результатами своего труда;
- бюрократический произвол, бездушие и формализм в отношениях.
Авторитарное общение не всегда снижает эффективность и комфортность деловых отношений. Все зависит от личности самого руководителя, его человеческих и профессиональных качеств.
Многие руководители, искренне уважают каждого работника в коллективе, их мнение считается авторитетным. Но они прибегают к авторитарному стилю общения, так как считают его наиболее целесообразным.
Плюсы
Авторитаризм в общении, несмотря на то, что преподносится, как подавление чужой воли и субъективную оценку ситуации, имеет как плюсы, так и минусы.
Авторитаризм при управлении группой людей позволяет в минимальные промежутки времени принять ценное решение, не консультируясь с другими членами группы.
Это позволяет в кратчайшие сроки принять ответственное решение, влияющее на исход ситуации.
Также авторитаризм руководителя незаменим в сложных, критических ситуациях, когда обычные работники не могут себе позволить взять инициативу на принятие какого-либо решения, влияющего на всю группу, так как они не желают брать на себя такой ответственности, уступая ее лидеру.
В условиях аврала и кризиса авторитаризм в общении руководителя со своими подчиненными необходим для поддержания строгой дисциплины, без которой эффективность работы предприятия может быть значительно снижена.
Также такая форма управления отлично показывает себя там, где действия работников четко прописаны по инструкциям — например, при службе в армии.
Авторитаризм в общении, как правило, оправдывает себя при форс-мажорных обстоятельствах, когда нужно быстро и четко среагировать на какое-либо изменение ситуации.
В плановой работе руководителя авторитарная форма общения допустима при четко проработанной стратегии и достаточном опыте руководителя, которому необходимо постоянно поддерживать свой авторитет правильными решениями.
Авторитарный стиль общения
Авторитарный стиль общения подразумевает то, что учитель оставляет за собой право решать вопросы самостоятельно. Они могут касаться отношений между учениками, активности в классе или касаться каждого ученика лично. Как правило, такой режим включает в себя одновременно диктаторство и заботу о подчиненных. С такими преподавателями ученики редко могут раскрыться полностью и показать свои возможности. Инициатива может стать причиной конфликта между преподавателем и учеником. Убеждение преподавателя в том, что только его мышление правильное, а все остальное ложно не позволяет обеим сторонам продуктивно взаимодействовать. Ответ ребенка не может быть адекватно оценен, потому что учитель попросту не понимает ученика и основывается только лишь на показателях успеваемости. Плохие поступки его в глазах преподавателя обязательно выходят на передний план, при этом мотивы его поведения не берутся во внимание.
Минусы
Недостатков авторитарности при общении несколько больше.
Многие психологи указывают, что авторитаризм при коммуникации родителей с детьми оказывает влияние на всю их дальнейшую жизнь — дети становятся безынициативными, теряют активность, так как она обусловлена ли приказаниями родителей.
Дети, воспитанные авторитарными родителями, легче поддаются пагубному влиянию своих сверстников, в то время как сами родители с таким стилем коммуникации ожидают большей зрелости от ребенка в каком-либо возрасте.
В результате формируется отчуждение ребенка и родителей, недоверие, невозможность проявления любви.
Авторитарность в общении одного из супругов делает возможной счастливую семейную жизнь только при готовности второй половины добровольно всегда быть жертвой и занимать более низкое положение.
В других ситуациях игнорирование и ущемление прав одного из супругов будет приводить к постоянным конфликтам, спорам и борьбе за возможность принимать решения.
При авторитаризме в педагогике ребенок, обучающийся у властного учителя, не имеет возможности самовыражения, он обучается в среде, исключающей инициативные проявления, что в дальнейшем сказывается на творческих способностях учащегося.
Руководитель с автократическим подходом управления вверенной ему командой также исключает творческое решение в некоторых ситуациях, которое привело бы к оптимизации деятельности команды.
Также работники такого руководителя редко принимают на себя ответственность при отсутствии руководителя, привычка, что за ними постоянно производится контроль, может привести к некоторой недееспособности и несамостоятельности в решениях.
Авторитарный стиль общения, хотя и дает возможность почувствовать собственную значимость человеку, способствует поднятию его самооценки, в ряде случаев приводит к ограничению его общения в коллективе, неприязни со стороны сверстников, подчиненных, учеников, супругов, которые также имеют право на самореализацию и при этом стремятся его защищать.
Авторитарный стиль воспитания:
Демократический стиль общения
Демократический стиль общения считается самым лучшим, ведь преподаватель стремится помочь ученику, задействовать все его силы и возможности, активировать роль ребенка в жизни класса. Взаимодействие и сотрудничество – вот основные цели этого стиля. Учитель оценивает, в первую очередь, хорошие поступки ученика, хорошо к нему относится, понимает его и поддерживает. Если преподаватель видит, что ребенок не успевает усваивать информацию или что-то не понимает, то он обязательно замедлит темп и разъяснит материал тщательнее, разложит все по полочкам. Преподаватель адекватно оценивает возможности подопечного и может прогнозировать направление его развития. Он учитывает интересы и пожелания своих учеников. Некоторые методы обучения и общения с учениками учителя демократического стиля немного уступают методам авторитарного стиля своих коллег, но «климат» в классе у первых все же лучше. Дети чувствуют себя гораздо свободнее.
Либеральный стиль общения
Способы обучения преподавателя либерального стиля отличаются от способов, включенных в другие стили общения педагога. Он стремится снизить все шансы принимать какое-либо участие в жизнедеятельность класса, не желает нести за учеников ответственность. Учитель ограничивается выполнением исключительно своих педагогических функций. Те стили общения учителя, что он совмещает в своей работе, влекут за собой плохую успеваемость. Он с долей равнодушия относится к проблемам как школы, так и детей, в результате чего ему очень сложно контролировать учеников.
Ритуальный стиль общения
Стили делового общения наподобие ритуального часто используются в компаниях, члены которых уже давно друг друга знают. И вот они встречаются, проводят вместе некоторое время и кажется, что по прошествии этих лет обсуждаемые в этих компаниях темы совершенно не меняются. Иногда даже можно предсказать, что скажет тот или иной участник беседы, но, тем не менее, всех все устраивает и по прошествии дня некоторые даже ощущают удовлетворение от поведенного времени. Подобный стиль общения считается типичным случаем ритуального стиля, где на передний план выходит качество общение, а не его содержание. Таким образом, происходит то самое подкрепление представления о себе как о члене команды, где каждый занимает какое-то место, каждый важен. Важны его мнения, ценности, мировоззрение.
Случаи, когда человек, который на вопрос: «Как дела?» всегда отвечает однозначное: «Нормально», а теперь вдруг начинает рассказывать подробную историю о своей жизни, семье, детях и работе, называются выходом за рамки ритуала. Такое нетипичное поведение человека, реакцию которого всегда можно было угадать, нарушает представление о ритуале, ведь главное — это носить маску, будь то социальные отношения или межличностные.
Манипулятивный стиль общения
При таком стиле общения человек воспринимается другим как средство достижения цели. Как правило, собеседник старается показать самые лучшие стороны его цели, чтобы тот помог ее достичь. Несмотря на то, что у обоих участников разговора разные представления о составляющей этой цели, победит тот, кто более искусно владеет методами манипуляции. В таких случаях собеседник знает о причинах поведения партнера, о его стремлениях, желаниях и может повернуть развитие событий в нужное ему русло. Манипуляция – это необязательно плохой метод. Многие цели достигаются именно таким путем. Иногда, чтобы убедить человека сделать что-то, заставить его действовать, необходимо прибегнуть к манипулятивному стилю общения.
Это можно сравнить с методом общения руководителя среднего звена. Со своим начальством он говорит одним тоном, а вот с подчиненными — совсем другим. Иногда это неприятно, но по-другому нельзя.
Существуют случаи, когда весь стиль общения человека сводится к манипуляции. Из-за слишком частого использования этого метода на человеке, постоянного его убеждения и подталкивания, последний может считать манипуляцию единственно правильным выходом из положения.
Гуманистический стиль общения
При гуманистическом стиле общения речь идет о межличностных отношениях, в которых человек хочет, чтобы его поняли, поддержали, дали совет, чтобы ему сопереживали. Изначально такой тип общения не подразумевает никакой цели, ситуация складывается из происходящих событий. Такой стиль общения можно назвать наиболее искренним из всех существующих, где те самые события носят интимный, исповедальный характер. Основным методом, который здесь работает, является внушение, причем обоюдное. Каждый партнер внушает другому, что он достоин доверия, что один готов выслушать, а другой — рассказать, что его тревожит.
Подобное общение может происходить не только между близкими и родными людьми. К примеру, человек за несколько десятков минут может узнать собеседника, который едет с ним в автобусе на соседнем сидении или многое рассказать ему о себе, но совершенно не знает человека, с которым работает вот уже несколько лет. Разговор с попутчиком приводит к некоторым откровениям о себе, заставляет людей почувствовать друг друга, посопереживать. Но разговор с коллегой преследует совершенно другие цели.
СТИЛЕЙ ЛИДЕРСТВА
Лидерство — это главное, чего ожидают от менеджера. Это просто означает принятие ответственности. Есть определенные качества, которые считаются важными для сильного лидера. К ним относятся: Адаптация к изменениям, Принятие решений, Поддержание открытых линий связи и ведение других к достижению целей. Лидерство, когда оно определено, даст нам лучшее понимание. Теоретики менеджмента обычно определяют его как «процесс воздействия на деятельность человека или группы в стремлении к достижению цели в данной ситуации».
Лидерство не ограничивается только менеджментом, широко признано, что в большинстве успешных организаций есть сильные и эффективные лидеры. Стиль лидерства — это подход, который лидеры принимают и отражают в своих ролях, а не способ использования власти. Объем сохраняемых полномочий и принимаемые решения играют жизненно важную роль в определении стиля руководства. Стиль лидерства поощряет и поощряет участие сотрудников в планировании, решении проблем и принятии решений. Но некоторые, кажется, ограничивают участие сотрудников в этих областях.
ТИПЫ ЛИДЕРСТВА СТИЛИ
Стили лидерства варьируются от простых определений до сложных описаний. Эти стили лидерства можно классифицировать в зависимости от того, как используется власть. Это зависит от того, когда лидер может выполнять работу, используя мускулы людей или их разум. Существует четыре общепринятых стиля лидерства. Это:
- Диктаторский стиль
- Авторитетный стиль
- Консультативный стиль
- Командный стиль
Объем полномочий, разделенных между высшим руководством и персоналом, помогает определить тип используемого стиля руководства.
Диктаторский стиль :
Как следует из названия, менеджер или лидер, использующий этот стиль руководства, будет действовать как диктатор. Менеджер будет иметь высшую власть в принятии решений относительно того, что, когда, где и как делать и кто будет их выполнять. Люди, не выполняющие свои обязанности, обязательно будут привлечены к ответственности.
Определенные характеристики лидера-диктатора:
- Обладает всей властью принимать решения
- Большую часть времени нецелесообразно с рабочими требованиями
- Применяет чрезмерные дисциплинарные меры к людям, не выполняющим свою работу
- Не дает людям возможности подвергнуть сомнению его решение или полномочия
Авторитарный стиль :
Авторитарные лидеры также известны как авторитарные лидеры. Они очень четко излагают свои ожидания относительно того, что нужно сделать и как. Но исследования показывают недостаток творчества в авторитарном руководстве, поскольку авторитарный лидер принимает решения самостоятельно, практически без участия группы.
Черты авторитарного лидера:
- Редко позволяет членам группы принимать решения, так как считает, что его знания и опыт делают его наиболее квалифицированным
- Считает свои взгляды и мысли наиболее точными
- Обнаружено, что он очень критичен при принятии решений и мнений, которые отличаются от его собственных
- Не уверен в способностях и потенциале других
- Редко поощряет или признает хорошо выполненную работу
- Принимает идеи других только в том случае, если он согласен или принимает их
- Часто получает выгоду от других
- Высокая конкуренция и ориентированность на действия
Консультативный стиль :
Консультативное лидерство в основном ориентировано на задачу и всегда фокусируется на конечном результате, используя навыки других в формулировании планов и принятии решений.
- Лидер берет на себя роль наставника/игрока и становится координатором команды
- Обычно [не всегда] принимает идеи и мысли команды, даже если это противоречит его собственным
- Уделяет больше внимания стимулированию творчества и инноваций
Стиль команды участия :
В этом типе стиля руководства все члены команды участвуют в определении жизненно важных целей и разработке процедур и стратегий для достижения этих целей. Анализируя с этой точки зрения, коллективное лидерство можно рассматривать как стиль, который зависит от лидера, действующего как фасилитатор, а не как диктатор, который отдает приказы и добивается цели. Лидерство с участием в его наиболее эффективной форме позволит наилучшим образом использовать таланты и потенциальные навыки членов команды, особенно при принятии решений и принятии правильного курса действий. Окончательное решение всегда будет приниматься лидером, но тогда это разделение функций внутри команды создаст идеальную атмосферу для каждого члена команды, чтобы внести свой вклад, достаточно ценный для принятия окончательного решения, которое в конечном итоге было бы выгодным для компании. организация в целом.
TechnoFunc — Авторитарный стиль руководства
Несмотря на то, что в целом автократический стиль считается традиционным, устаревшим и нежелательным, он все же может быть эффективно использован в определенных ситуациях. Это стиль лидерства, характеризующийся абсолютным контролем личности над группой. Если вы работаете на лидера-автократа, ваша работа обычно состоит в том, чтобы делать то, что вам говорят. Узнайте больше об этом стиле и ситуациях, когда он может быть эффективным, а когда следует избегать такого подхода. Проанализируйте характеристики этого стиля, чтобы оценить, считают ли вас последователи авторитарным лидером!
Авторитарный стиль лидерства:
Авторитарный стиль лидерства используется, когда лидер диктует политику и процедуры, решает, какие цели должны быть достигнуты, а также направляет и контролирует все действия без какого-либо значимого участия подчиненных. Авторитарных лидеров обычно называют автократическими лидерами. Прямой надзор — это то, что они считают ключевым в поддержании успешной среды и последователей.
Опасаясь непродуктивности последователей, авторитарные лидеры тщательно контролируют и считают, что это необходимо для того, чтобы что-то сделать. Авторитарные лидеры используют свою власть для оказания влияния и, как правило, ориентированы на конкретные задачи. Его также называют директивным или контролирующим стилем руководства. Авторитарное лидерство позволяет быстро принимать решения и устраняет споры о том, как и почему что-то делается. Автократически управляемые организации, как правило, не поддерживают личные отношения, а гораздо больше ориентированы на цепочку подчинения.
Характеристики авторитарных лидеров:
1. Авторитарный стиль руководства или автократический лидер сохраняет строгий, строгий контроль над последователями, тщательно регулируя политику и процедуры, данные последователям.
2. Авторитарные лидеры дают четкие представления о том, что нужно делать, когда это следует делать и как это следует делать.
3. Авторитарные лидеры принимают решения независимо, практически без участия остальной группы. Персонал и члены команды имеют мало возможностей вносить предложения, даже если они отвечают интересам команды или организации
4. Авторитарные лидеры поддерживают строгий контроль над своими последователями, напрямую регулируя правила, методологии и действия.
5. Авторитарные лидеры создают разрывы и дистанцируются между собой и своими последователями с намерением подчеркнуть ролевые различия
6. Авторитарные лидеры редко поощряют творческий подход к принятию решений
7. Авторитарные лидеры считают, что последователям вообще требуется непосредственный контроль раз, иначе они не будут работать эффективно
Модели общения авторитарного лидерства:
- Нисходящая, односторонняя коммуникация (т. е. лидеры к последователям или начальники к подчиненным)
- Управляет обсуждением с подписчиками
- Доминирует во взаимодействии
- Самостоятельно/в одностороннем порядке устанавливает политику и процедуры
- Индивидуально руководит выполнением задач
- Не обеспечивает постоянную обратную связь
- Вознаграждает уступчивое послушное поведение и наказывает за ошибочные действия
- Бедный слушатель
- Использует конфликт для личной выгоды
- Отдавайте приказы и ставьте задачи, не доверяя подчиненным
- Мало общения между участниками
- Направления даны в виде команд, а не предложений
Ситуации, в которых эффективно:
- Авторитарное лидерство лучше всего подходит для ситуаций, когда мало времени для группового обсуждения.
- Автократический стиль руководства работает хорошо, если лидер компетентен и достаточно осведомлен, чтобы принимать решения обо всем без исключения
- Авторитетный стиль считается одним из самых эффективных стилей руководства в случае возникновения чрезвычайной ситуации и необходимости принятия быстрых решений.
- Решение самодержавного лидера быстрое и экономит время
- Повышение производительности при наличии лидера
- Предоставляет более точные решения, когда арендатор хорошо осведомлен
- Более положительно воспринимается в больших группах
- Повышает производительность при выполнении простых задач и снижает производительность при выполнении сложных задач
- Также эффективно и полезно, когда группа не обучена
Ситуации, в которых неэффективно:
- Большинство людей недовольны таким обращением
- Неэффективен для сложных задач
- Неэффективен там, где требуются креативность и инновации
- Повышает уровень агрессии среди последователей
- Увеличивает скорость оборота
- Злоупотребление этим стилем обычно рассматривается как контролирующий, властный и диктаторский
- Часто приводит к большому количеству невыходов на работу
Заключение:
Покойный Стив Джобс, бывший генеральный директор Apple, был образцом такого стиля руководства. Хотя это обычно не рекомендуемый стиль руководства, исследования подтверждают, что, когда организация находится под сильным давлением, авторитарное руководство вполне может быть необходимо и может помочь в изменении организации. Мы советуем проявлять осторожность при применении этого стиля со зрелыми людьми в вашей команде.
Ссылки по теме
< Предыдущая Далее >
Дата создания 8 марта 2013 г., пятница просмотров 25489 Лидерство Теории, теории лидерства, типы лидерства
Вам также может понравиться
Признательное лидерство
Благодарные лидеры поощряют вклад окружающих и способствуют обсуждению для взаимного решения проблем. Поймите концепцию благодарного лидерства и узнайте об инструментах для создания и постановки важных вопросов, которые ведут к новым открытиям и возможностям. Вместо того, чтобы сосредотачиваться на том, что не так на рабочем месте, узнайте и опирайтесь на то, что работает. Изучите в этой статье искусство применения оценочного исследования к конкретным ситуациям и проблемам на вашем рабочем месте.
Читать далее
Харизматическое лидерство
Харизма – это определенное качество индивидуальной личности, в силу которого он выделяется среди обычных мужчин. Харизматичный лидер собирает последователей благодаря своей индивидуальности и обаянию. Понять значение и концепцию харизматического лидерства и качества харизматического лидера. Получите представление о преимуществах и недостатках использования харизматического лидерства. Наконец, исследуйте разницу между харизматическим и трансформационным лидерством.
Читать далее
Бережливый подход к лидерству
Мы определяем бережливое производство как систематическое устранение потерь за счет постоянных усилий по снижению неэффективности; бережливый лидер стремится создать более эффективную организацию. Бережливое лидерство — это философия. Это последовательный способ мышления и пребывания в роли лидера. Основное внимание в этом подходе уделяется воспитанию новых лидеров и помощи их команде в принятии культуры постоянного совершенствования. Узнайте, что мы подразумеваем под стилем бережливого руководства и его принципами.
Читать далее
Межкультурное лидерство
Понимание того, как представители разных культур взаимодействуют друг с другом, очень важно. Не все люди могут адаптироваться к стилям лидерства, ожидаемым в другой культуре, независимо от того, является ли эта культура организационной или национальной. В быстро меняющейся деловой среде развитие более глубокого понимания и чувствительности к другим культурам является навыком, которым должны обладать лидеры. Научитесь быть эффективным в кросс-культурной среде.
Читать далее
Лидерство Пятого Уровня
«Лидерство Пятого Уровня», этот термин был придуман Джимом Коллинзом в его книге «От хорошего к великому», и он касается достижения «Величия» в качестве лидера. В этой статье объясняется, что мы подразумеваем под лидерством 5-го уровня и каковы характеристики лидера 5-го уровня. Что нужно для достижения величия в качестве лидера, и какие шаги и стратегии можно использовать, чтобы подняться на этот высший уровень лидерства.
Читать далее
Фасилитативное лидерство
Фасилитативное лидерство — это вовлечение сотрудников в процесс принятия решений на всех уровнях, усиление их чувства сопричастности, ответственности и мотивации. В фасилитативном стиле лидерства используется ряд непрямых коммуникативных паттернов, помогающих группе достичь консенсуса и укрепить приверженность принятому решению. Чтобы быть эффективными в современных организациях, менеджеры должны стать фасилитативными лидерами, узнать, что значит быть единым целым.
Читать далее
Факторы лидерства
В лидерстве есть четыре основных фактора: Лидер, Последователь, Коммуникация и Ситуация. Успех лидера зависит от того, насколько эффективно лидер может общаться и мотивировать последователей для выполнения желаемых задач, используя соответствующий стиль лидерства, наиболее подходящий для данной ситуации. Взаимозависимость и динамика этих четырех факторов лидерства должны рассматриваться лидером как эффективные.
Читать далее
Типы власти в лидерстве
Власть — это способность оказывать влияние или контролировать других. Лидерство предполагает авторитет, и лидерам очень важно понимать, какой тип власти они используют. 5 типов власти в лидерстве: сила принуждения, власть эксперта, законная власть, референтная власть и власть вознаграждения. Власть – это право командовать и добиваться повиновения от других. Оно исходит от организации и позволяет лидеру использовать власть.
Читать далее
Авторитарный стиль лидерства
Несмотря на то, что авторитарный стиль обычно считается традиционным, устаревшим и нежелательным стилем лидерства, он все же может быть эффективно использован в определенных ситуациях. Это стиль лидерства, характеризующийся абсолютным контролем личности над группой. Если вы работаете на лидера-автократа, ваша работа обычно состоит в том, чтобы делать то, что вам говорят. Узнайте больше об этом стиле и ситуациях, когда он может быть эффективным, а когда следует избегать такого подхода.