Пример коммуникативного общения: Коммуникативная сторона общения: понятие, примеры из жизни

примеры педагогических ситуаций — Дидактор

В статье, посвящённой технике педагогического общения, обращалось внимание на такой приём как коммуникативная атака. Однако любой приём нуждается в практическом описании, демонстрации конкретных примеров. Итак, напомню, что коммуникативная атака – это завоевание инициативы в общении и целостный коммуникативный перевес, что впоследствии обеспечивает управление общением с классом.

Пример 1.

Д о сих пор восхищаюсь эмоциональной заряженностью своего учителя математики Григория Дмитриевича Узун. Урок начинался не обычным вставанием и приветствием. После звонка учитель буквально вбегал в класс, держа под мышками циркуль, линейку, журнал…

Доказать теорему … К доске идёт …

И все закрутилось в невероятном темпе. За урок мы умудрялись решить целый ряд сложнейших задач, подобрать по несколько вариантов их решения, поспорить о преимуществах и недостатках каждого из этих вариантов. И ни слова на уроке о дисциплине, о чем-то другом, что мешало самому процессу.

Что поучительного в примере?

Учитель задаёт темп работы.

В работоспособном классе, где большая мотивация к учению (а мы, старшеклассники, готовящиеся к поступлению, именно таковыми и были), можно опустить некоторые формальности в начале урока.

Пример 2.

Будучи ответственным секретарём общества «ЗНАНИЕ», я сопровождал поездку лектора из ЦК республиканской компартии по нашему району.  Очередным местом проведения лекции о международном положении был техникум. Мы приехали после окончания занятий.

Руководители учреждения завели нас в актовый зал, полный юных сорванцов, и внезапно исчезли. Стоял невероятный шум. Мы вдвоём стояли на сцене, и никто не обращал на нас внимания. Хотел было отправиться за директором или завучем, но лектор остановил меня.

Он подошел к боковой стене, где висели стенгазеты, и вдруг очень громко выкрикнул, показывая пальцем на одну из них:

«Кто написал эту стенгазету?».

Зал чуть притих. Он выкрикнул ещё раз:

«Я вас спрашиваю, кто написал эту стенгазету?»

Зал затих. Приехал какой-то незнакомый дядя и чему-то возмущается. И в полной тишине лектор уже спокойным голосом сказал:

«Ребята! Как же так можно?! В слове «интеллигенция» сразу три ошибки».

Затем без остановки он объявил о цели своего приезда. Лектор полностью овладел ситуацией. Весь зал слушал, затаив дыхание. Ребята оказались очень любопытными. После окончания лекции около получаса задавали вопросы.

Что поучительного?

Неожиданный эмоциональный нажим.

Пример 3.

Один из учителей литературы поведал  свою историю о том, каким неожиданным образом прошел у него урок по творчеству А.С. Грибоедова. Учитель тщательно подготовился к уроку. Подготовил хорошее мультимедийное сопровождение. Но войдя в класс, понял: урок на грани срыва. Дети очень возбуждены.

Первые увещевания мало повлияли. Неожиданно для себя, учитель тут же перестроил урок. Он включил тот слайд, которым намеревался закончить урок: демонстрацию алмаза «ШАХ», подарок персидского шаха российскому императору.

Ребят сразу привлекло это изображение. Учитель кратко объяснил, почему он показал его. Класс включился в работу. Учитель добился планируемых на урок результатов.

Что поучительного?

УДИВИТЬ! УВЛЕЧЬ!

Это один из наиболее эффективных вариантов коммуникативной атаки.

Пример 4.

Захожу в свой любимый класс и не узнаю его. Наигрались на перемене в «снежки». А для нашего южного региона это редкая возможность. Поэтому забавляются независимо от возраста. Смотрю на их румяные лица, в глазах еще «чертики бегают».

Вроде бы и притихли, а мыслями еще на школьном дворе. Невнимательны, озорно посматривают друг на друга. Пришлось менять алгоритм урока. На ходу придумал экспресс-тест. Дети стали отвечать на вопросы, сдали листочки. Рабочий ритм уже наладился. Дальше можно было работать уверенно.

Пример 5.

Завуч школы в начале урока заглянула ко мне и попросила присмотреть за соседним классом, в котором работал студент-практикант. Причем не по плану. Его попросили заменить внезапно заболевшего учителя.

Начал работу в своем классе. Подошел к соседним дверям: тишина. Только голос практиканта. Решали задачи по геометрии. Потом ребята мне рассказывали, что студент сначала поразил, удивил их тем, что без циркуля и линейки рисовал идеальные геометрические фигуры: окружности, прямоугольники и т.д.

И вместо планов «пошалить» стали нормально работать.

Конечно, практикант и не ожидал такого поворота дела. Он мне потом откровенно сказал, что шёл со страхом в незнакомый класс, да ещё и без должной подготовки.

Коммуникативная атака требует быстроты действий. Конечно, у нас не будет времени полистать «книгу рецептов», найти наиболее приемлемый вариант.

Но быть готовыми к неожиданным поворотам следует всегда.

Фото

Что такое процесс общения, этапы, формы, примеры

Процесс общения — это набор действий, которые применяются на практике для эффективной и действенной передачи сообщения между одним или несколькими людьми.

Он возникает из-за необходимости успешного общения и обмена информацией, мнением или чувствами. Следовательно, его цель — сообщить что-то, что могут понять другие.

Например, когда мы совершаем звонок, отправитель и получатель обмениваются прямыми сообщениями через телефонное соединение, которое служит каналом связи.

Коммуникативный процесс характеризуется динамичностью и непрерывностью. Точно так же для его возникновения используется ряд элементов, таких как отправитель, сообщение, канал и получатель.

Элементы коммуникативного процесса

Чтобы процесс общения развивался правильно и был эффективным, используются следующие элементы:

Отправитель: это человек, который начинает процесс общения, кодирует и отправляет сообщение другому человеку.
Получатель: это тот, кто получает и декодирует сообщение, которое он получает от отправителя.
Код: это знаки или символы, используемые отправителем для создания сообщения и известные получателю для его интерпретации или декодирования. Например, язык, язык жестов, система символов и т. Д.
Сообщение: это информация или контент, которыми отправитель собирается поделиться с получателем.
Канал связи: это физическое средство, используемое отправителем для отправки сообщения. Например, эфир в устном общении, цифровые носители, бумага, мобильный телефон и т. Д.
Шум: это внешние средства или препятствия, которые могут повлиять на передачу и / или получение сообщения. Например, сбой интернет-сервиса, отвлечение внимания, громкая музыка и т. Д.
Обратная связь или обратная связь: это ответ, который получатель отправляет отправителю и наоборот. Это обеспечивает эффективность коммуникативного процесса.

Из чего состоит процесс общения

Процесс общения состоит из следующих этапов:

Намерение общаться: на этом первом этапе отправитель должен иметь намерение сообщить что-то другому человеку. Например, у Джулии есть важное сообщение, которым она хочет поделиться со своей подругой Луизой.
Кодирование сообщения: отправитель разрабатывает и подготавливает содержание своего сообщения в соответствии с используемой коммуникацией (письменной, устной, визуальной, невербальной), которой владеет получатель. Например, Джулия собирается отправить сообщение посредством письменного общения.
Выбор канала связи: это этап, на котором отправитель выбирает канал, который, по его мнению, наиболее подходит, в зависимости от обстоятельств, для отправки сообщения. Это может быть через Интернет, письмо, телефон и так далее.
Передача сообщения: на этом этапе процесс будет зависеть от выбранного канала, такого как текстовое сообщение, телефонный или видеозвонок, электронное письмо и другие. Например, Джулия выбрала обмен текстовыми сообщениями через свой мобильный телефон.
Получение сообщения: это когда получатель получает сообщение. Это может быть получение письма на руки, уведомление о текстовом сообщении и т. Д. Это первый подход получателя к сообщению перед его декодированием. Например, когда Луиза слышит уведомление о том, что она получила текстовое сообщение на свой мобильный телефон.
Декодирование сообщения: получатель декодирует и интерпретирует полученное сообщение, что способствует его пониманию. На этом этапе процесс общения будет успешным, если получатель поймет полученное сообщение. Например, Луиза получила и прочитала текстовое сообщение, отправленное ей Джулией.
Ответ получателя: наконец, получатель поделится своим ответом с отправителем сообщения, что приведет к обратной связи и обмену сообщениями между участниками двустороннего коммуникативного процесса. Например, Луиза дает ответ на сообщение Джулии. Если бы связь была односторонней, отправитель не получил бы ответа от получателя.

Ниже мы шаг за шагом приводим различные примеры того, как коммуникативный процесс работает в различных контекстах и ситуациях:

Примеры процесса общения

Дистанционная рабочая встреча
Намерение общаться: менеджер (отправитель) компании должен проинформировать других сотрудников (получателей) о новых правилах безопасности, введенных на рабочем месте.
Кодирование сообщения: отправитель подготавливает содержание, используя в качестве кода устное сообщение на языке, общем для участников.
Выбор канала связи: отправитель выбрал в качестве канала связи подключение к Интернету.
Передача сообщения: сообщение будет передано с помощью видеозвонка.
Получение сообщения: сообщение будет получено всеми участниками (получателями) после того, как они будут подключены к видеозвонку в установленное время.
Декодирование сообщения: получатели декодируют и интерпретируют полученное сообщение, а также понимают его содержание и значение.
Ответ получателя: наконец, получатели поделятся своим мнением, что приведет к обратной связи и обмену сообщениями между участниками коммуникативного процесса. Таким образом, процесс общения был эффективным и действенным.
Общение по электронной почте
Намерение общаться: клиент (эмитент) международной телевизионной службы намеревается подать жалобу после того, как у него возникнут проблемы с телевизионной службой.
Кодирование сообщения: отправитель подготавливает содержимое, используя в качестве кода сообщение на письменном языке, на языке, который не является общим для получателя.
Выбор канала связи: отправитель выбрал в качестве канала связи подключение к Интернету.
Передача сообщения: сообщение будет передано по электронной почте.
Получение сообщения: сообщение принимается получателем по электронной почте международной телевизионной сервисной компании.
Декодирование сообщения: получатель открывает электронное письмо, но не может расшифровать или интерпретировать сообщение, потому что оно написано на языке, которым он не владеет, следовательно, он не понимает его содержания.
Ответ получателя: получатель не может отправить ответ отправителю, пока ему не удастся расшифровать сообщение. В данном случае процесс общения не был успешным.

Невербальное общение

Намерение общаться: собака (отправитель) начинает лаять и бежать на кухню, чтобы привлечь внимание своего сопровождающего (получателя), чтобы он подал ей еду в миске.
Кодирование сообщения: собака (отправитель) использует свой лай в качестве кода сообщения, даже если он не является общим для получателя.
Выбор канала связи: отправитель использует в качестве канала связи воздух, по которому распространяются и распространяются звуковые волны с их лаем.
Передача сообщения: сообщение будет передаваться через постоянный лай.
Получение сообщения: сообщение принимается получателем с помощью звука.
Декодирование сообщения: получатель слышит лай и, хотя он не может расшифровать сообщение как таковое, ему удается интерпретировать намерение лая, когда он видит, как собака (отправитель) подбегает к его тарелке с едой, которая пуста.
Ответ получателя: получатель подает еду на тарелку вашего питомца. В данном случае процесс общения прошел успешно.
Телефонный звонок
Намерение общаться: Андрес (отправитель) намеревается позвонить своему брату Эдуарду (получателю), чтобы поприветствовать его.
Кодирование сообщения: отправитель подготавливает содержание своего сообщения, используя устный язык, на общем языке участников. Сообщение от Андрея: “Привет, как дела?”
Выбор канала связи: отправитель выбрал в качестве канала связи сеть мобильной связи.
Передача сообщения: сообщение будет передано с помощью голосового вызова. Получение сообщения: сообщение принимается получателем посредством телефонного звонка.
Получение сообщения: Эдуардо (получатель) получает телефонный звонок на свой мобильный телефон.
Расшифровка сообщения: Эдуард (получатель) отвечает на телефонный звонок, прослушивает сообщение и расшифровывает его.
Ответ получателя: получатель отвечает: “Я в порядке. Как дела?”. На первоначальное сообщение был дан ответ, на который, в свою очередь, был дан ответ: “Очень хорошо. Выход из класса”. В этом случае процесс общения протекал гладко, существовала коммуникативная обратная связь, и оба участника выступали в роли отправителя и получателя.

Сохраните материал в вашей социальной сети, чтобы легко найти его:

Ответы на домашние задания:

  • org/Article»>Имплантат искусственной сетчатки
  • Колумбия на карте мира
  • Химические элементы по атомному номеру
  • Что такое распределение богатства
  • Уголовные преступления в обществе
  • Запишите римские числа в десятичной системе счисления
  • Где на карте мира расположен Бассас-да-Индия
  • Английские слова на тему «Работа»
  • Масс-спектрометрия вторичных ионов во время полета (TOF-SIMS)
  • Что такое экспансионизм
  • Приятные слова на английском языке
  • org/Article»>Взаимодействие с индикаторами — химия 8 класс
  • Таблица сложения 1 класс «Школа России» распечатать
  • Подсчет гласных в текстовом файле с помощью программирования на C ++
  • Где на карте мира расположен Барбадос

Центр передовых исследований в области овладения языком (CARLA)

Как вы узнали на первой странице этого модуля, прагматика относится к тому, как мы передаем и интерпретируем смысл в общении. Поскольку было бы невозможно охватить все области прагматики (то есть все способы передачи смысла) на этом веб-сайте, мы выбрали коммуникативные акты в качестве отправной точки.

Коммуникативный акт — это высказывание или набор высказываний (набор коммуникативных актов), которые мы используем для выполнения какого-либо языкового действия или функции в общении. Например, мы используем язык для извинений, просьб, комплиментов, приглашений, отказов, приветствий и жалоб.

Вот что нужно помнить о коммуникативных действиях:

  • Продолжительность и сложность этих действий могут сильно различаться. Иногда для них требуется только одно слово (например, приветствие «Здравствуйте!»), а иногда требуется множество слов и предложений в сложной последовательности (например, «Доброе утро, господин президент. Приятно познакомиться»).

  • На значение любого коммуникативного акта влияют невербальные сигналы, такие как жесты и даже молчание.

Где коммуникативные акты вписываются в прагматику?

Обучение эффективному выполнению коммуникативных действий необходимо для точной передачи и интерпретации значения на любом языке.

Помните, смысл — это ключ к прагматике.

У вас могут быть все необходимые языковые навыки, но неэффективные прагматические стратегии ограничат вашу способность точно выражать и интерпретировать смысл.

Какие прагматические стратегии необходимы для правильной передачи смысла?

ПРАГМАТИЧЕСКИЕ СТРАТЕГИИ можно разделить на два типа:

  1. Социокультурные стратегии — понимание социокультурных норм поведения, лежащих в основе коммуникативного акта

  2. Языковые стратегии — понимание соответствующего языкового поведения (например, грамматики, лексики, структур) для выполнения коммуникативного акта

Оба типа стратегий необходимы для того, чтобы передать и интерпретировать собственное значение коммуникативного акта.

Как бы вы применили эти прагматичные стратегии?

Давайте рассмотрим реальную ситуацию, чтобы понять, как эти прагматические стратегии применимы к общению на испанском языке.

Пассажир садится в автобус в Мадриде, Испания, и просит незнакомца поменяться местами. Он/Она говорит:

Пердон, ¿Le importaría cambiarse de site?

 

Для этой ситуации необходимы многие социокультурные стратегии.

Например…

  • Пассажир на посадке должен знать, уместно ли вообще просить человека пересесть. Отличается ли это для пожилых людей? Молодежь?

  • Поднимающийся на посадку пассажир также должен решить, как спросить, исходя из социальных отношений и навязывания запроса. Что было бы по-другому, если бы рядом с кучей кричащих детей было только одно место?

Знание того, как действовать в таких ситуациях, требует необходимых социокультурных знаний общества, в котором вы находитесь (в данном случае Мадрида), а также различных вариантов, доступных для подачи запроса.

Существует также много языковых стратегий, которые необходимы.

Например…

  • Вам нужно знать условную форму (обычно, но не всегда, более вежливо с незнакомцами на испанском языке)

  • Правильный словарь (т. е. perdón против lo siento )

  • Другие лингвистические элементы, задействованные в запросе (

    или )

Как видите, даже для относительно простой ситуации требуется сложный набор навыков. Этот веб-сайт разработан, чтобы помочь вам изучить некоторые прагматические стратегии (социокультурные и языковые) для успешного маневрирования коммуникативными действиями (например, приглашение, просьба, извинение) на испанском языке.

Речевые ресурсы: Функции общения

Эмили Дикхофф, MS, CCC-SLP

Что такое коммуникативные функции?

Общение — это взаимодействие, и мы взаимодействуем по разным причинам. Эти причины являются коммуникативными функциями, которые являются целями, с которыми мы общаемся во время повседневного взаимодействия с окружающим миром!

Мы все используем эти коммуникативные функции, но важно отметить, что особенно для пользователей AAC (Augmentative Alternative Communication), чтобы выучить язык, необходимый для общения по разным причинам, им нужно увидеть, как это делают другие! Мы можем демонстрировать и моделировать их системы AAC, разговаривая с ними во время повседневного взаимодействия. Мы можем показать, как мы передаем разные сообщения по разным причинам, используя устройства AAC, делая это на регулярной и надежной основе. Итак, каковы различные причины, по которым мы общаемся?

1. Запрос товаров/мероприятий

Эта форма общения предназначена для получения желаемого предмета или действия. Как правило, именно с этого мы начинаем обучение коммуникативным функциям, так как для многих детей это наиболее подкрепляющая функция. Многие люди могут действительно хорошо спрашивать о предметах/действиях. Они могут просить о своих любимых блюдах, видео, местах, куда пойти, любимых игрушках и т. д. Просьбы мотивируют многих детей и обычно являются одной из первых причин, по которым они начинают общение. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок указывает на крекер, чтобы получить крекер
  • Ребенок произносит: «Можно мне взять мяч?»
  • Ребенок выбирает значок «сок» на устройстве, генерирующем речь, чтобы получить сок

Идеи для практики запроса предметов:

  • Уберите необходимые предметы во время игры, рукоделия или деятельности.
  • Уберите предметы, которые хочет ребенок, вне досягаемости. Эти ситуации дают ребенку возможность просить.

Язык и общение — это гораздо больше, чем просто просьба. Есть еще столько причин, почему мы общаемся! Включение различных типов общения сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

2. Отказ или отклонение предметов/действий

Вот как это звучит! По сути, он запрашивает, чтобы что-то исчезло. Вот некоторые примеры:

.
  • Ребенок отталкивает игрушку на столе
  • Человек говорит «уходи!»
  • Ребенок выбирает «нет» на своем речевом устройстве, когда его спрашивают «Хочешь перекусить?»

Идеи для практики отказа/отказа

  • Укажите нежелательные действия или предметы и смоделируйте слова, такие как «стоп», «нет», «все готово».

3. Запрос внимания

Это другой тип запроса, но он отличается от вышеуказанных запросов, поскольку включает компонент социального взаимодействия. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок похлопывает собеседника по плечу, чтобы привлечь его внимание
  • Ребенок тянется к отцу, чтобы тот поднял его
  • Человек, зовущий «мама!» когда он хочет поговорить с ней

Идеи для практики привлечения внимания:

    • Образцовые слова, такие как «смотри» или «наблюдай за мной», когда кажется, что ребенок ищет внимания.

4. Маркировка и описание

Обозначение и наименование вещей важны для построения языка! Это позволяет вам говорить о вещах и действиях. Прилагательные, наречия и предлоги облегчают описание вещей и рассказ о событиях и ситуациях. Описание элементов может помочь с более конкретными запросами и комментариями. Вот некоторые примеры:

  • Ребенок видит птицу и говорит «птица»
  • При чтении книги ребенок говорит «там большой кот» и указывает на кота в книге.

Идеи для практики маркировки и описания:

  • Оглянитесь вокруг и назовите и/или опишите то, что вы видите!
  • Отправляйтесь на поиски мусора, маркируйте и описывайте предметы, которые вы найдете

5. Комментарии

Это включает в себя предоставление информации, иногда просто для обмена информацией о ситуации в социальных сетях. Мы часто используем его как способ установить социальное взаимодействие или поделиться опытом. Вот некоторые примеры:

  • Человек говорит «горячо» после того, как откусил кусочек пищи
  • Ребенок выбирает значок «глупый» на устройстве, генерирующем речь, после того, как кто-то рассказывает шутку
  • Ребенок говорит: «Мне не нравится эта игра»

Идеи для практики комментирования:

  • Опишите текущую деятельность (например, весело, хорошо, скучно), включая мнения (мне это нравится! мне это не нравится).

6. Вопросы и ответы

Важной коммуникативной функцией является возможность отвечать и задавать множество различных вопросов. Да/нет, кто, что, где, когда, почему и как все типы вопросов, которые люди задают и на которые отвечают в повседневной деятельности, чтобы получить или предоставить больше информации. Вот некоторые примеры:

  • Друг спрашивает Сколько тебе лет? И ребенок говорит «9» на своем речевом устройстве.
  • Ребенок спрашивает: «Куда мы идем?»

Идеи для практики ответов на вопросы:

    • Читайте книги, задавайте и отвечайте на вопросы о картинках или тексте. Покажите ребенку, как задавать вопросы и/или отвечать на них во время чтения рассказа.

7. Выражение чувств

Это включает в себя способность выражать свои чувства во время повседневного взаимодействия с окружающими. Примеры включают:

  • Ребенок говорит «Я голоден» прямо перед обедом
  • Ребенок заявляет: «Я расстроен», когда его игрушка сломалась

Идеи для практики выражения чувств

    • Моделируйте свои чувства в течение дня
    • Отметьте, как выглядит ребенок

8. Участие в общественной жизни

К ним относятся социальные взаимодействия, происходящие в повседневных ситуациях.

Примеры:

  • Подросток говорит: «Эй, как дела!»
  • Взрослый спрашивает: «Как дела?» а партнер по общению отвечает «Я в порядке»

Идеи для практики социальных процедур:

  • Назначьте время в течение дня для тренировки разговорных навыков. Например, моделирование и показ того, как сказать «привет», когда вы кого-то приветствуете.

Коммуникационных функций еще больше, но эти функции, примеры и практические идеи являются отличной отправной точкой для поддержки и расширения коммуникативных и языковых навыков. Включение различных типов коммуникативных функций сделает изучение языка более увлекательным, увлекательным и мотивирующим!

Каталожные номера:

Бейкельман, Дэвид Р. и Пэт Миренда. Дополняющая и альтернативная коммуникация: поддержка детей и взрослых со сложными коммуникативными потребностями . Паб Пола Х. Брукса, 2013.

.

«Что такое коммуникативные функции и как их расширить?» Autism Classroom Resources , 23 октября 2016 г., www.autismclassroomresources.com/communicative-functions/.

Последнее обновление: Morgan McClellan,

Добавить комментарий