Виды И Типы (Художественных Конфликтов В Литературе) ⚡
Конфликт в литературном произведении
Литературное художественное произведение, не суть важно прозаическое или лирическое, может обойтись без многих традиционных признаков художественности. Казалось бы, в основе произведения всегда лежит сюжет, но посмотрите на экспериментальную литературу модернизма — достаточно смелый и уверенный в своих, именно как художника слова, силах автор отбрасывает сюжет не задумываясь или сводит его к минимуму.
Примером того могут послужить тексты Вирджинии Вулф или Джеймса Джойса. Описывать одну секунду 40 страниц? Запросто. Значит о сюжете, как о основополагающей силе художественного литературного произведения, говорить нельзя. Может тогда в основе лежит литературный язык, тот инструмент, с помощью которого автор доносит до своего читателя ту или иную мысль? Но тогда как объяснить, что огромной популярностью пользуются произведения, которые написаны очень просто или даже откровенно плохим слогом?
На самом деле ответ прост. В основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт в литературе — это довольно широкое понятие. Есть классическое понимание конфликта. В таком случае его воспринимают как противостояние добра и зла, возвышенного и низкого, духовного и плотского. Эти явления и функции воплощают в себе герои произведения или «глас автора», то есть те суждения всевидящего автора-рассказчика, которые лежат вне сюжета, но комментируют его, поясняют.
Есть конфликты и более сложные, например конфликт личности автора с реальным внешним миром, который его так или иначе не устраивает. Такие произведения нельзя рассматривать вне этого конфликта, потому что они попросту утратят смысл. Примером может послужить творчество дадаистов — поэтов самого экспериментаторского склада. Они писали бессмысленные наборы слов и звуков, символизируя безумие мира, захваченного войной. Если лишить произведения дадаистов этого общего для них конфликта — конфликта человеческой души, нуждающейся в упорядоченности мира, и безумной планеты, захваченной кровопролитием, то набор слов и звуков, воплощающих идею, завязанную на антагонизме этих понятий, станет бессмысленным набором слов и звуков.
Конфликт произведению необходим, как оправдание самого существования этого произведения, его идейное ядро.
Виды конфликтов
Вид конфликта в литературе выделяется по тому, кто участвует в конфликте. По оппозициям «аспект личности — другой аспект этой же личности», «личность — другая личность», «личность — среда», «личность — обстоятельства, фатум и т.д».
Внутренний конфликт
Внутренний конфликт в литературном произведении — это конфликт по оппозиции «аспект личности — другой аспект личности». Довольно популярный конфликт в русской литературной классике. Примером может послужить роман-эпопея Максима Горького «Жизнь Клима Самгина». На протяжении всего повествования заглавный герой мечется между нежеланием участвовать в революционных движениях конца 19 — начала 20 века по той причине, что идеологии этих времен антииндивидуалистичны (а он крайний индивидуалист) и между желанием вызывать уважение и восхищение, чего легко добиться, приняв участие в восстании. Он испытывает одновременно отторжение происходящего и болезненный интерес. Более известный пример — это Раскольников из романа Достоевского «Преступление и наказание». Там в конфликт вступает интеллектуальное положение, выдвинутое героем, заявляющее исключительные права сильной личности (право на убийство) и его моральное чувство — чувство вины.
Межличностный конфликт
Его также называют конфликтом личностным. Это вид конфликта по оппозиции «личность — личность». В противостояние вступают реальные люди и группы людей. Типичнейшим примером межличностного конфликта в литературе является знакомый всем конфликт Чацкого, «нового человека» со свежими идеями и реформаторским настроем и «фамусовского общества», ретроградного и замкнутого на себе. Если говорить о конфликте между двумя героями, то это конфликт Онегина и Ленского — дуэль из чисто личных мотивов. Отдельно среди межличностных конфликтов стоит конфликт «отцов и детей». Противостояние поколений, культурный и идеологический разрыв между которыми непомерно велик. Такие конфликты возникают в эпохи больших социальных потрясений, когда течение жизни меняется слишком быстро и радикально. Помимо одноименного конфликту романа Тургенева, примером такого противоречия является роман Достоевского «Подросток», в котором главный герой мечтает о большом богатстве, поскольку деньги — это власть, а отец мечется между крайней религиозностью и дворянским альтруизмом. Естественно люди таких разных мировоззрений не находят точек соприкосновения и конфликтуют.
Внеличностный конфликт
Этот вид конфликта самый неопределенный и многозначный. Герой здесь не противоречит кому-то конкретному или самому себе. Он вступает в конфронтацию с судьбой, жизненными обстоятельствами, системой, возможно, с божественными силами. Примером такого конфликта можно считать пьесу Максима Горького «На дне». Герои произведения находятся в постоянном противоборстве со своим низким социальным положением и неизбежно проигрывают в этой схватке. Такие конфликты лежат в основе сказок. Помимо того, что у сказочного героя есть реальные враги (Кощей, людоед, дракон — не суть важно), есть еще понятие ряда испытаний, некого пути, который необходимо пройти. Путь сказочного героя, на котором встречаются различные реальные враги или просто препятствия вроде непроходимого леса — это тоже литературный конфликт.
В одном произведении может встречаться не один вид конфликта. Даже более того, в хорошем произведении, способном удержать внимание читателя, видов конфликтов обычно несколько. Рассмотрим на примере «Евгения Онегина». Межличностный конфликт, используемый для развития сюжетной линии — это, как говорилось выше, дуэль заглавного героя и поэта Ленского, с последующим убийством последнего. Внутренний конфликт, обычно используемый для раскрытия внутреннего мира героя, — это чувства Евгения к Татьяне. Герой сам толком не понимает, что творится в его сердце. Внеличностный конфликт — это Евгений как продукт среды. Он денди, прожигатель жизни, аристократ. Он ничего не может поделать с этими характеристиками своего существования, хоть ему и безмерно скучно так жить.
Помимо видов конфликта в традиционном литературоведении выделяют типологию литературных конфликтов. Типов значительно больше, чем видов и по ним значительно сложнее классифицировать произведения.
Тип конфликта в литературном произведении
Если говорить максимально просто, то тип конфликта — это та почва, на которой он возник, сфера существования противоречия. Выделяют следующие типы литературных конфликтов: психологический, социально-бытовой, любовный, символический, философский и идеологический, их может быть больше, в зависимости от классификации.
Психологический конфликт — это почти наверняка также и внутренний конфликт. Этот тип конфликта часто используется в литературе романтизма и в современном интеллектуальном романе. Например, двойная жизнь консьержки из романа Барбери Мюриэль «Элегантность ежика». Женщина обладает развитым умом и тонким художественным вкусом, но считает себя обязанной соответствовать простому и грубому образу недалекой женщины, поскольку в 12 лет бросила школу и всю жизнь проработала низкоквалифицированным рабочим.
Социально-бытовой конфликт — это конфликт общественных отношений. Для примера можно взять раннее произведение Достоевского «Бедные люди». Бедность Макара Девушкина сталкивается с его желанием помочь такому же обделенному существу — Варваре. В результате вгоняет себя в еще более бедственное состояние, а помочь девушке не в состоянии. Его добрые намерения разбиваются о социальную несправедливость.
Любовный конфликт — это проблемы взаимодействия между двумя любящими друг друга персонажами или противостояние любящие — весь остальной мир. Это, естественно, «Ромео и Джульетта».
Символический конфликт — это конфликт образа и реального мира. Как пример можно взять пьесу Гийома Аполлинера «Груди Терезия». В конфликт вступает реальный мир, где Тереза — девушка и мир сюрреалистический, где она выпускает грудь — воздушные шары в небо и становится мужчиной — Терезием.
Философский конфликт — конфликт мировоззрений. Примером послужат мировосприятия братьев Карамазовых из одноименного произведения Достоевского. Они спорят о политике, боге и человеческой сущности при любом удобном случае, так как их взгляды радикально расходятся.
Идейный конфликт близок к философскому, но направлен скорее не на постижение сути вещей, а на отнесение себя к группе. Особенно популярен в литературе переломных эпох. Так, русские прозаики конца 19 — начала 20 века часто прибегали к идейному конфликту, чтобы описать предреволюционные годы. Максим Горький в рассказе «Песнь о соколе» аллегорически противопоставляет революционера (сокола) и мещанина (ужа). Им никогда не понять друг друга, так как стихия одного — это свобода, а другого — прозябание в земле и прахе.
Как и видов, типов конфликтов в одном произведении может быть несколько. Но тут надо чувствовать тонкую грань между насыщенным разносторонним произведением, затрагивающим различные темы, и поверхностным чтивом, которое получается, когда автор пытается задействовать совершенно все известные ему литературные ресурсы, не считаясь с целесообразностью. В писательском деле очень важны вкус и мера.
Конфликты в произведениях литературы (с примерами) — Теория литературы
Кратко:
Конфликт (от лат. conflictus — столкновение) — разногласие, противоречие, столкновение, воплощенное в сюжете литературного произведения.
Различают конфликты жизненные и художественные. К первым относятся противоречия, отражающие социальные явления (например, в романе И. Тургенева «Отцы и дети» изображено противостояние двух поколений, олицетворяющих две социальные силы — дворянство и демократов-разночинцев), а конфликт художественный — столкновение персонажей, выявляющее их черты характеров, в этом смысле конфликт определяет развитие действия в сюжете (например, взаимоотношения Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова в указанном сочинении).
Оба типа конфликта в произведении взаимосвязаны: художественный убедителен лишь в том случае, если отражает отношения, существующие в самой действительности. А жизненный состоятелен, если воплощен высокохудожественно.
Различают также конфликты преходящие (возникающие и исчерпывающие себя по мере развития сюжета, они часто построены на перипетии) и устойчивые (неразрешимые в пределах изображаемых жизненных ситуаций или неразрешимые в принципе). Примеры первых можно найти в трагедиях В. Шекспира, детективной литературе, а вторых — в «новой драме», произведениях авторов модернизма.
Источник: Справочник школьника: 5—11 классы. — М.: АСТ-ПРЕСС, 2000
Подробнее:
Художественный конфликт — столкновение человеческих воль, мировоззренческих представлений, жизненных интересов — служит источником сюжетной динамики в произведении, провоцируя по воле автора духовное самовыявление героев. Резонируя по всему композиционному пространству произведения и в системе персонажей, он втягивает в свое духовное поле и главных, и второстепенных участников действия.
Все это, впрочем, достаточно очевидно. Но гораздо менее очевидно и бесконечно более важно другое: перевоплощение частного жизненного конфликта, твердо очерченного в форме внешней интриги, его сублимация в высшие духовные сферы, которая тем очевиднее, чем значительнее художественное творение. Привычное понятие «обобщение» здесь не столько проясняет, сколько запутывает суть дела. Ведь сущность именно в том и состоит, что в великих произведениях литературы конфликт нередко сохраняет свою частную, порой случайную, иногда исключительно единичную жизненную оболочку, уходя корнями в прозаическую толщу бытия. Из нее уже невозможно плавное восхождение на высоты, где царят высшие силы жизни и где, например, месть Гамлета вполне конкретным и духовно ничтожным виновникам гибели его отца перевоплощается в сражение с целым миром, утопающим в грязи и пороке. Тут возможен лишь мгновенный рывок как бы в другое измерение бытия, именно перевоплощение коллизии, не оставляющее и следа от пребывания ее носителя в «прежнем мире», у прозаического подножия жизни.
Очевидно, что в сфере вполне частного и вполне конкретного противоборства, обязывающего Гамлета к мести, она протекает вполне успешно, в сущности, без колебаний и каких-либо признаков рефлективной расслабленности. На духовных же высотах месть его обрастает множеством сомнений именно потому, что Гамлет изначально ощущает себя ратоборцем, призванным сразиться с «морем зла», прекрасно сознавая, что акт его частной мести кричаще несоизмерим с этой высшею целью, трагически ускользающей от него. Понятие «обобщение» не подходит к подобным конфликтам именно потому, что оно оставляет ощущение духовного «зазора» и несоизмеримости между внешним и внутренним действием героя, между конкретной и узкой целью его, погруженной в эмпирику бытовых, социальных, конкретно-исторических отношений, и его высшим предназначением, духовной «задачей», которая не умещается в границах внешней коллизии.
В шекспировских трагедиях «разрыв» между внешним конфликтом и его духовным перевоплощением, разумеется, осязаемей, чем где бы то ни было; трагические герои Шекспира: и Лир, и Гамлет, и Отелло, и Тимон Афинский — поставлены перед лицом мира, сбившегося с колеи («распалась связь времен»). Во множестве же произведений классики отсутствует или приглушено это ощущение героического единоборства с целым миром. Но и в них конфликт, замыкающий на себе волю и помыслы героя, обращен как бы к двум сферам сразу: к среде, к социуму, к современности и одновременно к миру незыблемых ценностей, на которые всегда покушаются и быт, и социум, и история. Иногда только отблеск вечного сквозит в житейских перипетиях противостояния и борьбы персонажей. Однако и в этих случаях классика потому и классика, что коллизии ее прорываются к вневременным устоям бытия, к сущности человеческой природы.
Только в авантюрном или детективном жанрах или в «комедиях интриги» совершенно отсутствует это соприкасание конфликтов с высшими ценностями и жизнью духа. Но потому и персонажи здесь превращаются в простую функцию сюжета и своеобразие их обозначено лишь внешней совокупностью поступков, не отсылающих к самобытности души.
Мир литературного произведения — почти всегда (быть может, лишь за исключением идиллических жанров) подчеркнуто конфликтный мир. Но бесконечно сильнее, нежели в реальности, здесь напоминает о себе гармоническое начало бытия: в сфере ли авторского идеала, или в сюжетно воплощенных формах катарсического очищения ужаса, страдания и боли. Миссия художника заключается, конечно, не в том, чтобы сглаживать конфликты реальности, нейтрализуя их умиротворяющими финалами, а лишь в том, чтобы, не ослабляя их драматизма и энергии, видеть вечное за временным и будить память о гармонии и красоте. Ведь в них-то как раз и напоминают о себе высшие истины мира.
Внешний конфликт, выраженный в сюжетно запечатленных столкновениях персонажей, — иногда лишь проекция конфликта внутреннего, разыгравшегося в душе героя. Завязка внешней коллизии в этом случае несет в себе лишь провоцирующий момент, падая на душевную почву, уже вполне готовую к сильному драматическому кризису. Потеря браслета в лермонтовской драме «Маскарад», конечно, мгновенно толкает действие вперед, завязывая все узлы внешних столкновений, питая драматическую интригу всевозрастающей энергией, побуждая героя к поискам способов мести. Но сама по себе эта ситуация могла быть воспринята как крушение мира лишь душой, в которой уже не было мира, душой, пребывающей в подспудной тревоге, теснимой призраками минувших лет, испытавшей нее соблазны и коварство жизни, знающей размеры этого коварства и потому вечно готовой к обороне. Счастье воспринимается Арбениным как случайная прихоть судьбы, за которой непременно должна последовать расплата. Но важнее всего, что Арбенина начинает уже тяготить безбурная гармония покоя, в чем он еще не готов признаться самому себе и что глухо и едва ли не безотчетно сквозит в его монологе, предшествующем возвращению Нины из маскарада.
Потому-то арбенинский дух так молниеносно срывается с этой неустойчивой точки покоя, с этой позиции шаткого равновесия. В единый миг просыпаются в нем прежние бури, и давно лелеявший месть миру Арбенин готов обрушить эту месть на окружающих, не пытаясь даже усомниться в основательности своих подозрений, ибо весь мир в его глазах давно уже пребывает под подозрением.
Как только вступает в действие конфликт, в системе персонажей тотчас же происходит поляризация сил: персонажи группируются вокруг главных антагонистов. Даже боковые ответвления сюжета оказываются так или иначе втянуты в эту «заражающую» среду главной коллизии (такова, например, линия князя Шаховского в драме А. К. Толстого «Царь Федор Иоаннович»). Вообще отчетливо и смело прочерченный конфликт в композиции произведения обладает особой связующей силой. В драматических формах, подчиненных закону неуклонного нарастания напряжения, эта скрепляющая энергия конфликта выражается в наиболее отчетливых проявлениях. Драматургическая интрига всею «массою» своей устремляется «вперед», и единая коллизия отсекает здесь все, что могло бы затормозить это движение или ослабить его темп.
Всепроникающий конфликт (двигательный «нерв» произведения) не только не исключает, но и предполагает существование малых коллизий, сфера действия которых эпизод, ситуация, сцена. Порою кажется, что они далеко в стороне от противоборства центральных сил, как далеки, например, на первый взгляд, те «маленькие комедии», которые разыгрываются на композиционном пространстве «Горя от ума» в тот момент, когда появляется вереница гостей, приглашенных на бал к Фамусову. Кажется, что все это лишь персонифицированная атрибутика социального фона, несущая в себе самодовлеющий комизм, никак не включенный в контекст единой интриги. Между тем весь этот паноптикум монстров, каждый из которых не более чем забавен, в совокупности своей рождает впечатление зловещее: трещина между Чацким и окружающим его миром разрастается здесь до размеров пропасти. С этого момента одиночество Чацкого абсолютно и на комедийную ткань конфликта начинают падать густые трагические тени.
За пределами социальных и бытовых столкновений, там, где художник прорывается к духовно-нравственным основам бытия, конфликты порою приобретают особую проблематичность. Особую потому, что неразрешимость их питается двойственностью, скрытой антиномичностью противоборствующих сил. Каждая из них оказывается этически неоднородной, так что гибель одной из этих сил не возбуждает лишь мысль о безусловном торжестве справедливости и добра, а вселяет скорее ощущение тяжелой грусти, вызванной падением того, что несло в себе полноту сил и возможностей бытия, хотя бы и надломленных роковым ущербом. Таково финальное поражение лермонтовского Демона, окруженное как бы облаком трагической печали, порождаемой гибелью мощного и обновляющего устремления к гармонии и добру, но роковым образом надломленного неизбывностью демонизма и, стало быть, несущего трагедию в самом себе. Таково же поражение и гибель пушкинского Евгения в «Медном всаднике», несмотря на всю кричащую несоизмеримость его с лермонтовским символическим персонажем.
Прочными узами прикованный к быту и, казалось бы, навсегда отлученный от большой Истории ординарностью своего сознания, преследующий лишь малые житейские цели, Евгений в минуту «высокого безумия», когда в нем «мысли страшно прояснились» (сцена бунта), взмывает на такую трагическую высоту, на которой он оказываетя хотя бы на миг антагонистом, равным Петру, возвестителем живой боли Личности, теснимой громадою Государства. И в этот миг его правда уже не субъективная правда частного человека, а Истина, равная истине Петра. И это равновеликие Истины на весах истории, трагически непримиримые, ибо, одинаково двойственные, они заключают в себе как источники блага, так и источники зла.
Вот почему и контрастное сцепление бытового и героического в композиции и стиле пушкинской поэмы — не просто знак противостояния двух несоприкасающихся жизненных сфер, закрепленных за противоборствующими силами (Петр I, Евгений). Нет, это сферы, подобно волнам, интерферирующие и в пространство Евгения, и в пространство Петра. Лишь на миг (однако ослепительно яркий, равновеликий целой жизни) приобщается Евгений к миру, где властвуют высшие исторические стихии, как бы прорываясь в пространство Петра 1. Но и пространству последнего, героически вознесшемуся в надбытовые выси большой Истории, подобно уродливой тени, сопутствует жалкое жизненное пространство Евгения: ведь это второй лик царственного града, детища Петрова. А в символическом смысле это возмущающий стихию и пробуждающий ее бунт, итог его государственного деяния — попрание личности, брошенной на жертвенник государственной идеи.
Забота художника слова, формирующего конфликт, не сводится к тому, чтобы непременно разрубить гордиев узел его, увенчав свое творение актом торжества какой-либо противоборствующей силы. Иногда зоркость и глубина художественного мышления в том и заключаются, чтобы воздержаться от соблазна такого разрешения коллизии, для которого не дает поводов реальность. Мужество художественной мысли особенно неотразимо там, где она отказывается идти на поводу господствующих в данный момент духовных поветрий времени. Великое искусство всегда идет «против течения».
Миссия русской литературы XIX столетия в самые кризисные моменты исторического бытия заключалась в том, чтобы сместить интерес общества с исторической поверхности в глубину, а в понимании человека сдвинуть направление неравнодушного взгляда от человека социального к человеку духовному. Вернуть, например, к жизни представление о вине личности, как это сделал Герцен в романе «Кто виноват?», в ту пору, когда уже явно претендовала на господство теория всеобъемлющей вины среды. Вернуть это представление, не упуская, конечно, из поля зрения и вины среды, но пытаясь понять диалектику того и другого, — в этом и заключались корректирующие усилия искусства в эпоху трагического, в сущности, пленения русской мысли поверхностным социальным доктринерством. Мудрость Герцена-художника здесь тем очевиднее, что ведь и сам он как политический мыслитель соучаствовал в этом пленении.
Источник: Грехнев В.А. Словесный образ и литературное произведение: кн. для учит. Нижний Новгород: Нижегородский гуманит. центр, 1997
Расшифровка шести конфликтов в литературе (с примерами) 3
Конфликт является частью сюжетной дуги и делает многое, чтобы соединить читателей с историей или персонажами истории. Это включает в себя проблемы или препятствия, возникающие в истории — как внутренние (или в уме персонажа), так и внешние (вызванные другими персонажами или силами). Поскольку все читатели знакомы с конфликтами в своей жизни, это помогает углубить взаимодействие с историей или персонажем и придать истории более глубокий смысл.
Хотя существуют некоторые разногласия по поводу того, сколько типов конфликтов встречается в литературе, наиболее общепринятым числом является шесть различных типов. К ним относятся: Человек против Я, Человек против Человека, Человек против Общества, Человек против Природы, Человек против Технологии и Человек против Судьбы (или Сверхъестественного). Важно отметить, что в этих литературных терминах «Мужчина» намекает на «Человек», так что это не ограничивается мужским полом.
Человек против себя
Человек против себя — это единственный пример внутреннего конфликта, который вы можете увидеть в литературных произведениях, в котором персонаж испытывает конфликт внутри своего собственного разума. Гамлет, вероятно, самый известный литературный персонаж, переживающий конфликт «Человек против себя» на протяжении большей части знаменитой шекспировской пьесы. Хорошим примером того, как Шекспир использует этот конфликт для построения характера, являются следующие строки:
Быть иль не быть: вот в чем вопрос: Что благороднее в уме: терпеть Пращи и стрелы яростной судьбы Или с оружием в руках бороться с морем бед И, противодействуя, покончить с ними? Умереть: спать; Больше не надо; и сном сказать, что мы покончим с сердечной болью и тысячей естественных потрясений, которым наследует плоть, — это завершение, которого искренне желают. Умереть, заснуть; Спать: быть может, мечтать: да, вот беда; Ибо в этом сне смерти, какие сны могут явиться, Когда мы вырвемся из этого бренного кольца, Должны дать нам паузу: есть уважение, Которое делает бедствие столь долгой жизни.
Гамлет
Конфликт человека против себя чаще всего наблюдается, когда персонаж сталкивается со смешанными эмоциями по поводу своих действий или решения, которое должно быть принято/было принято. Вы также можете увидеть этот конфликт очевидным, когда персонаж сталкивается с психическим заболеванием или не может простить себя за прошлые действия.
Человек против человека
Человек против человека часто встречается в литературе и современном повествовании и представляет собой тип внешнего конфликта. Этот конфликт чаще всего разыгрывается между главным героем и его или ее антагонистом, хотя он также может возникать между друзьями или знакомыми.
Известный литературный пример конфликта «Человек против человека» можно найти в первом абзаце «Бочки с амонтильядо», рассказа, написанного Эдгаром Алланом По.
Тысячи ран Фортунато я сносил как мог, но когда он осмелился на оскорбление, я поклялся отомстить. Вы, так хорошо знающие природу моей души, не подумаете, однако, что я высказал угрозу. Наконец я буду отомщен; это был вопрос, окончательно решенный, но сама определенность, с которой он был решен, исключала возможность риска. Я должен не просто наказать, а наказать безнаказанно. Зло не исправлено, когда возмездие настигает возместившего его. В равной степени безответно, когда мститель не дает почувствовать себя таковым тому, кто сделал зло.
Бочка Амонтильядо
В этих первых строках рассказчик, Монтрезор, устанавливает свой конфликт с другим человеком по имени Фортунато. Эта история также связана с внутренним конфликтом (Монтрезор известен как ненадежный рассказчик, и читатель не совсем уверен, насколько утверждениям Монтрезора они могут доверять).
Человек против общества
Этот тип конфликта часто встречается в научной фантастике и представляет собой внешний конфликт, в котором главный герой находится в противоречии с правящим органом (которым может быть семья) или социальными или культурными нормами. Например, если главный герой борется со своим правительством или обвиняется в преступлении, которого он или она не совершал, это будут примеры конфликта «Человек против общества». Если главный герой идет вразрез с ожиданиями своего общества и людей, это также является примером конфликта «Человек против общества».
Пример конфликта «Человек против общества» можно увидеть в «Алой букве» Натаниэля Хоторна, в которой главную героиню, Эстер Прин, избегают ее люди, пуритане, за то, что она родила ребенка от мужчины, который не был ее мужем. (кто был потерян в море). Ниже приводится цитата, резюмирующая эту борьбу:
Ни один человек в течение значительного периода времени не может носить одно лицо перед собой и другое перед толпой, не запутавшись, наконец, в том, что может быть правдой.
Алая буква
Человек против природы
Если вы читали рассказ или смотрели фильм, где главный герой должен столкнуться с какой-то бурей или событием, которое происходит как сила природы (например, нападение животного ), вы видели конфликт Человека и Природы в действии. Стихийные бедствия, такие как торнадо или персонаж, потерявшийся в море и пытающийся найти землю, также являются примерами этого конфликта. В этих историях подчеркивается концепция человеческого выживания, несмотря на силы природы, и во многих случаях вы также обнаружите, что внутренний конфликт Человека и Я разыгрывается одновременно. Основная причина этого заключается в том, что природа может быть значительно более могущественной, чем человечество, поэтому главный герой смиряется с этим фактом и испытывает много неуверенности в себе и борьбы.
Прекрасным примером конфликта человека и природы из литературы является роман Эрнеста Хемингуэя «Старик и море».
Он всегда думал о море как о море, как люди называют его по-испански, когда любят его. Иногда те, кто любит ее, говорят о ней плохо, но всегда говорят так, будто она женщина. Некоторые рыбаки помоложе, те, кто использовал буи в качестве поплавков для своей удочки и имел моторные лодки, купленные, когда акульи печенки принесли много денег, называли ее «el mar», что в мужском роде. место или даже враг. Но старик всегда думал о ней как о женщине и как о чем-то, что оказывает или отказывает в великих милостях, и если она совершала дикие или злые поступки, то только потому, что не могла им помочь. Луна действует на нее, как на женщину, подумал он.
Старик и море
Человек против техники
Еще один популярный конфликт в научной фантастике — Человек против техники, когда главный герой сталкивается с машинами или технологиями (такими как механические неисправности или роботы) и должен преобладать над ним. Во многих случаях вы увидите элементы конфликта «Человек против общества», происходящие в этих же историях, поскольку технология часто используется для обеспечения или поддержания социальных и культурных норм.
Отличным примером из литературы о конфликте человека и технологии является книга Филипа К. Дика «Мечтают ли андроиды об электроовцах?», книга, которая вдохновила на создание культового фильма «9».0075 Бегущий по лезвию . Вот цитата из него:
‘У вас есть информация, что в актерском составе есть андроид? Я был бы рад помочь вам, а если бы я был андроидом, был бы рад вам помочь? «Андроид, — сказал он, — не заботится о том, что происходит с другим андроидом. Это один из признаков, который мы ищем. «Тогда, — сказала мисс Люфт, — вы должны быть андроидом».
Мечтают ли андроиды об электрических овцах?
Человек против Судьбы или Сверхъестественное
Конфликт Человека против Судьбы часто встречается в древней литературе, особенно в греческих мифах и преданиях о короле Артуре. Вы даже часто увидите это в шекспировских пьесах. Человек против Судьбы или Человек против Сверхъестественного — это конфликт, который возникает, когда главный герой сталкивается с мстительным богом или могущественной сверхъестественной силой. Как и в случае с другими типами конфликтов, особенно с конфликтом Человека и Природы, этот конфликт часто сочетается с борьбой Человека и Я. Это потому, что главный герой должен смириться со своей человечностью и ограничениями, когда участвует в конфликте Человек против Судьбы.
Прекрасным примером этого конфликта из литературы может быть «Одиссея» Гомера, в которой Одиссей, возвращаясь домой с Троянской войны, сталкивается с рядом сверхъестественных сил и существ, пытающихся остановить его. Вот хорошая цитата:
Ах, как бесстыдно — как эти смертные обвиняют богов. Они говорят, что от нас одних исходят все их несчастья, да, но сами они своими безрассудными поступками усугубляют свои страдания сверх положенной им доли.
Одиссея
120 Идеи и примеры конфликтов историй
Блог > Советы по написанию книг
Советы по написанию книгКнига, написание, советы
ServiceScape Incorporated
ServiceScape Incorporated
2021
3 com/писатели/chippereditorКанада
Создание конфликта в вашей истории необходимо для привлечения интереса ваших читателей и продвижения вашего повествования вперед. Чтобы раскрыть мотивы персонажей и изучить более глубокие смыслы вашей истории, главному герою необходимо поставить задачу, связанную с конфликтом. Вот 120 идей и примеров сюжетных конфликтов, основанных на наиболее распространенных типах конфликтов в художественной литературе. От персонажа против себя до персонажа против сверхъестественного — мы охватываем все основные литературные конфликты и предлагаем идеи, которые помогут вам начать писать прямо сейчас.
Характер против себя
- Солдат справляется с посттравматическим стрессом.
- Руки хирурга подводят его, он становится неустойчивым и угрожает его карьере и жизни пациентов.
- Молодой человек, решивший стать мушкетером, постоянно втягивается в дуэли из-за своей гордыни.
- Преступник пытается исправить свои прошлые преступления, поскольку его жизнь подходит к концу.
- Человека охватывает горе, когда умирает возлюбленная.
- Родитель обнаруживает, что повторяет цикл жестокого обращения и пытается разорвать этот цикл.
- Завоеватель понимает, что стал тираном, но изо всех сил пытается изменить курс.
- Серийный убийца пытается оправдать свои преступления.
- Рэпер заикается каждый раз, когда встает перед толпой.
- Злому волшебнику трудно завести друзей.
- Торговец наркотиками становится наркоманом.
- Набожная католичка не хочет признаваться себе в том, что она лесбиянка.
- Ученик, который является выдающимся певцом, хочет попробовать себя в школьном мюзикле, но боится сцены.
- Девушка мужчины беременеет, но он не готов стать отцом.
- Ребенок винит себя в разводе родителей.
- Пожилая женщина хочет воссоединиться со своей семьей, но постепенно теряет память.
- Женщина хочет путешествовать по миру, но боится покинуть свой дом.
- Человек богат сверх своих самых смелых мечтаний, но в процессе становится все более одиноким.
- Мужчина хочет воссоединиться со своей школьной любовью, но стесняется говорить о том, что он сделал со своей жизнью после выпуска.
- Женщина собирается идти к алтарю на своей свадьбе, когда понимает, что не готова выйти замуж.
Персонаж против персонажа
- Поджигатель уклоняется от детектива, решившего его поймать.
- Свадебный организатор не в ладах с невестой.
- Ярость на дороге сталкивает двух водителей друг с другом.
- Автору не дает опубликовать свою книгу издатель, который хочет разрушить его карьеру.
- Недовольный клиент требует поговорить с менеджером.
- Андроид противостоит своему создателю, требуя освобождения от службы по контракту.
- Каждый день хулиган крадет деньги на обед у ребенка.
- Судья на футбольном матче хочет, чтобы защитник получил травму во время игры.
- Рыцарь клянется отомстить своему тираническому королю.
- Матрос поднимает мятеж против своего капитана.
- Брак заканчивается горьким разводом.
- Два политических кандидата ведут кампанию друг против друга.
- Два студента колледжа влюблены в одного и того же человека.
- Предпринимательница обнаруживает, что ее самый доверенный сотрудник строит конкурирующий бизнес.
- Молодая мать и ее свекровь спорят о том, как правильно ухаживать за новорожденным.
- Мужчина противостоит напавшему на него человеку.
- Мужчина ищет убийцу, убившего его отца.
- Мать не может связаться со своей мятежной дочерью.
- Учитель подвергается преследованиям со стороны особо непослушного ученика.
- Представители двух воюющих наций встречаются, чтобы начать мирные переговоры.
Характер против общества
- Революционер-марксист пытается уничтожить мегакорпорацию.
- Застройщик столкнулся с противодействием города предложенному им подразделению.
- Человек, у которого есть доказательства существования призраков, должен убедить мир в своих открытиях.
- Человек пытается помешать молодой фашистской политической партии захватить власть в стране.
- Францисканский миссионер пытается обратить в христианство коренные народы Нового Света.
- Учитель изо всех сил пытается убедить город увеличить финансирование школы.
- Мужчина приковывает себя цепью к дереву, чтобы его не срубило новостройкой.
- Пророк судного дня пытается убедить других, что конец близок.
- Частный сыщик должен убедить СМИ, что популярный выборный чиновник коррумпирован.
- Женщина-мормонка решает стать священником.
- Город закрывает ваш ресторан из-за нарушения санитарного законодательства.
- Женщина в 1918 году борется за свое право голоса.
- Режим объявляет воспитателя детского сада врагом народа.
- Мужчину высмеивают в сети после того, как видео с ним превратили в постыдный мем.
- Художник создает неоднозначное искусство, которое галереи отказываются показывать.
- Владелец продуктового магазина борется с джентрификацией в своем районе.
- Папарацци преследуют известную актрису.
- Мужчина сталкивается с дискриминацией.
- Человеку навсегда запрещено играть в MMORPG.
- Тайный шпион разоблачен и преследуется несколькими правительствами.
Персонаж против природы
- После авиакатастрофы человек должен выжить на необитаемом острове.
- Сирота должна найти и выжить в городской пустоши далекого будущего.
- Мужчина пытается спастись от стада скота.
- Путешественника укусила ядовитая змея.
- Мужчина просыпается и обнаруживает, что по шею засыпан песком.
- Байдарочник теряется в море.
- Андроид изо всех сил пытается найти источники энергии во время ядерной зимы.
- Кемпер заблудился в лесу.
- Сноходец оказывается в ловушке своего кошмара.
- Путешественница встречает медведя гризли, защищающего двух своих детенышей.
- Вампир ищет убежище на рассвете.
- Охранник школы работает во время сезона дождей.
- Человек бежит из своего города во время лесного пожара.
- Человека заживо хоронят в гробу.
- Мужчина случайно свернул на затопленную дорогу во время ливня, и его машина начала наполняться водой.
- Человек спешит спастись от извергающегося вулкана.
- Человек скользит по льду, пересекая замерзший пруд.
- Человек ищет убежище во время урагана.
- Земля фермера заполонила саранча.
- Человек поднимается на Эверест.
Персонаж против технологии
- Парашютист выпрыгивает из самолета, но его парашют не раскрывается.
- Человек застрял в игре виртуальной реальности.
- Мужчине неосознанно промывают мозги с помощью мобильного телефона.
- Переводчик заменен технологией перевода.
- Спасатель в бассейне с искусственными волнами обнаруживает неисправность оборудования.
- Полицейский дрон выслеживает преступника.
- Космический пират оказывается на заброшенном корабле и должен его отремонтировать.
- Человек должен обезвредить бомбу до того, как она взорвется.
- Человек должен сразиться с роботами в гладиаторском бою.
- Человека преследует машина с искусственным интеллектом.
- Человек должен инициировать всплеск ЭМИ, прежде чем тостеры захватят мир.
- Владелец магазина видеопроката конкурирует с растущим числом потоковых сервисов.
- Программистка должна уничтожить созданный ею ИИ, потому что он слишком мощный.
- Мужчина застрял на сломанных американских горках.
- Человек должен остановить всемирный компьютерный вирус.
- Женщина путешествует по стране с неисправным GPS.
- Женщина узнает, что ее бойфренд — злой киборг.
- Старик должен понять, как использовать свой недавно подаренный мобильный телефон, чтобы позвонить своему внуку.
- Ремонтник не может починить холодильник.
- Сломанная машина времени отправляет человека не в то время.
Персонаж против сверхъестественного
- Человек одержим демоном.