Пример локального конфликта: Локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI в.

Локальные конфликты второй половины ХХ – начала XXI в.

Мы уже говорили о том, как происходило становление биполярного мира после окончания Второй мировой войны. Называли его характерные признаки. Противостояние двух политических систем – Востока и Запада – шло по всем направлениям: экономическому, политическому, идеологическому. Образовывались военные блоки (крупнейшие из них – ОВД и НАТО), невиданные размеры приняла гонка вооружений. До глобальной войны дело, к счастью не дошло, хотя несколько раз мир находился буквально у последней черты.

Наибольшую опасность представлял, пожалуй, Карибский кризис. Ответом на наращивание ядерного потенциала Запада вблизи границ СССР (в Европе и Турции) стало размещение советских ракет на Кубе.

Тогда, первый и единственный раз в истории США, президент Джон Кеннеди отдал приказ о повышении боевой готовности до второго уровня. Всего таких ступенек в шкале готовности вооружённых сил Соединённых Штатов пять. Пятая соответствует мирному времени.

Первая должна объявляться буквально накануне крупного военного конфликта с применением оружия массового поражения.

В октябре 1962 года военные советники предложили Кеннеди начать вторжение на Кубу. Трудно себе представить последствия такого шага. В

1990-е годы стало известно, что командующий советскими войсками на Кубе имел полномочия на применение ядерного оружия в качестве ответной меры. Лидеры СССР и США смогли сделать шаг навстречу друг другу. Советские ракеты выводились с «острова Свободы». США гарантировали, что военного вторжения на Кубу не будет.

Но такое прямое противостояние двух супердержав – всё же исключительный случай в послевоенной истории. Чаще борьба происходила в локальных конфликтах, когда США и Советский Союз поддерживали противоборствующие стороны.

Что такое локальная война? Это военные действия между двумя, иногда большим количеством государств, которые ведутся на сравнительно небольшой территории. Цели, ради которых затеваются боевые действия, известны ещё до их начала. Как правило, в таких конфликтах не применяется оружие массового поражения. Хотя бывают и исключения.

Так, во время Ирано-иракской войны 1980–1988 годов применялось химическое оружие. Самой крупной по масштабу жертв стала газовая атака Ирака против курдского городка Халабджа.

Официальных данных по последствиям этой трагедии не публиковалось. По неофициальным – приблизительно пять тысяч человек погибли, несколько десятков тысяч остались инвалидами.

Некоторые локальные войны со временем перерастают в региональные. В качестве примера можно привести войну в Персидском заливе 1990–1991 годов. Она началась с нападения Ирака на Кувейт. Но затем в него вмешались другие государства. Коалиция многонациональных сил выступила в защиту суверенитета Кувейта.

Их основу составляли американские части, а всего в операции «Буря в пустыне» приняли участие 44 государства.

Локальные конфликты – одно из проявлений «холодной войны». Особенно это было заметно во время Корейской и второй Вьетнамской войн.

Ещё в августе 1945 года США и СССР договорились о разделе Кореи на зоны оккупации после капитуляции Японии. Граница между ними должна была пройти по 38-й параллели.

Выборы, проведённые под контролем оккупационных администраций, привели к власти разные политические силы: коммунистов во главе с Ким Ир Сеном на Севере, и прозападную коалицию Ли Сын Мана на Юге. В итоге образовалось два государства – Корейская Народно-Демократическая Республика и Республика Корея.

Оба режима были полны решимости объединить Корею под свой властью. 25 июня 1950 года северокорейские войска перешли границу. Их наступление складывалось очень успешно. Через три дня был захвачен Сеул. А к середине августа армия КНДР контролировала 90 % территории Южной Кореи.

Совет Безопасности ООН дал санкцию на оказание военной помощи Республике Корее.

Войска ООН (большую их часть составляли американские военнослужащие) переломили ход войны. В середине сентября они перешли в контрнаступление. 20 октября пал Пхеньян. Занятие всей территории Корейского полуострова было вопросом времени.

Но практически разгромленная северокорейская армия получила мощную поддержку. Советское командование ограничилось действиями в воздухе.

Более активное вмешательство в Корейскую войну грозило её перерастанием в войну с США. Известно, что командующий американских ВВС в этом регионе получил приказ нанести ядерный удар по военным базам в Сибири в случае участия СССР в корейском конфликте. Так что советские лётчики не должны были подлетать ближе, чем на 100 километров, к линии фронта. А американцы делали вид, что не замечают советской активности в воздухе.

Правительство КНР не стояло перед подобным выбором. И в конце октября 270-тысячная армия «китайских народных добровольцев» (так это официально называлось) перешла в наступление. Войска ООН потерпели несколько поражений. В начале января 1951 года Сеул вновь перешёл под контроль Северной Кореи. Командующий войсками ООН американский генерал Дуглас Макартур открыто настаивал на применении ядерного оружия.

Но президент США Трумэн эту идею не поддержал.

Летом 1951 года ситуация зашла в тупик. Добиться окончательной победы сколь-нибудь разумной ценой не представлялось возможным. В июле 1953 года военные действия были остановлены. 38-я параллель стала демаркационной линией, за которую были отведены войска. Но мирный договор стороны так и не смогли подписать.

По похожему сценарию развивалась вторая Вьетнамская война.

Вьетнам после получения независимости тоже оказался разделённым на два государства. Граница между ними проходила по 17-й параллели. На Севере была провозглашена Демократическая Республика Вьетнам во главе с лидером коммунистов Хо Ши Мином. На Юге создана Республика Вьетнам. Её главой стал поддержанный США Нго Динь Зьем. История повторялась почти со стопроцентной точностью.

Во Вьетнаме должны были быть проведены всеобщие свободные выборы. На них и определилось бы, каким быть объединённому государству. Но южновьетнамские власти отказались от их проведения.

Часть населения начала партизанскую войну против правительства. Её поддерживали северовьетнамские коммунисты, отправляя на юг «военных советников». Был создан Национальный фронт освобождения Южного Вьетнама (Вьетконг).

Для поддержки южновьетнамского режима США начали наращивать своё военное присутствие. 2 августа 1964 года произошёл так называемый «Тонкинский инцидент» – бой между американским эсминцем и северовьетнамскими торпедными катерами в Тонкинском заливе.

Он стал поводом для начала военных действий США против Северного Вьетнама. На пике войны во Вьетнаме находилось более полумиллиона американских военнослужащих. Военные действия велись как против армии Северного Вьетнама, так и против партизан-вьетконговцев на юге. Для «зачистки» территорий применялись самые варварские методы, включая напалмовые бомбы и распыление гербицидов для уничтожения растительности.

Затянувшаяся война, растущие потери вызывали массовые протесты в Соединённых Штатах.  В 1969 году на президентских выборах победил Ричард Никсон, который заявлял о необходимости завершить военные действия «почётным миром». Ставка была сделана на «вьетнамизацию» войны – усиление армии Южного Вьетнама и вывод американских частей.

В январе 1973 года были подписаны Парижские мирные соглашения. Для США Вьетнамская война завершилась. Но не для Вьетнама. Бои продолжались ещё два года. До тех пор, пока 30 апреля 1975 года коммунисты не подняли своё знамя над Дворцом Независимости в Сайгоне.

Вьетнам стал единым государством. В отличие от Кореи, где продолжалось острое противостояние Севера и Юга. Особенно опасный характер оно приобрело после того, как КНДР стала ядерной державой.

Первое ядерное испытание было проведено в этой стране в октябре 2006 года. В 2017 году Северная Корея испытала межконтинентальные баллистические ракеты и проинформировала о наличии на вооружении водородной бомбы.

Не уступает корейскому по своей продолжительности

арабо-израильский конфликт.

Противостояние арабских стран и сионистского движения началось ещё в конце XIX века. Сионизм – политическое движение, которое выступало и выступает за территориальное объединение еврейского народа. На его исторической родине – в Израиле. Оттуда евреи были изгнаны ещё во времена Римской империи.

История эта достаточно долгая, поэтому сразу перейдём к её концу. 29 ноября 1947 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о разделе Палестины для провозглашения на её территории двух государств – еврейского и арабского. Иерусалим, где находятся святыни нескольких религий, должен был стать международным городом под патронажем Организации Объединённых Наций.

Еврейские организации этот план приняли, и в мае 1948 года было провозглашено государство Израиль.

Лига же арабских государств отвергла резолюцию ООН. В ноябре 1947 года началась первая арабо-израильская война. Египет, Сирия, Ливан, Трансиордания, Саудовская Аравия, Ирак и Йемен в мае 1948 года ввели свои войска в Палестину. Их целью было «сбросить Израиль в море». Но сделать этого не удалось. К моменту прекращения огня в начале 1949 года под контроль Израиля перешло 1300 квадратных километров территории, выделенной для создания арабского государства. Территория Иерусалима была поделена между Израилем, Трансиорданией и Египтом.

Беженцами стали около 600 тысяч арабов (приводятся и другие цифры).

Первая война не стала единственной. Ближний Восток превратился в регион, который постоянно лихорадит. Это происходило и во время «холодной войны», когда в конфликт вмешивались обе сверхдержавы, и после её окончания.

Суэцкий кризис в октябре 1956 – марте 1957 года.

Англия, Франция и Израиль начали военные действия против Египта после национализации правительством Гамаля Абдель Насера Суэцкого канала. Против агрессии – редкий случай – выступили одновременно и СССР, и США.

Шестидневная война 1967 года.

Военно-воздушные силы Израиля разгромили авиацию арабской коалиции, после чего последовал быстрый разгром её сухопутной армии.

Война на истощение (1967–1970 годы). Она была начата Египтом для возращения Синайского полуострова, захваченного Израилем.

Война Судного дня в 1973 году. Две Ливанские войны (1982 и 2006 годы). Палестинская интифада – восстание на занятых Израилем арабских территориях.

Израильские операции в Секторе Газа.

Ещё один регион, локальные конфликты в котором не связаны с «холодной войной» – Персидский залив. Мы уже говорили о Ирано-иракской войне и конфликте между Ираком и Многонациональными силами из-за захвата Кувейта в 1991 году. В 2003 году с вторжения сил США и их союзников для свержения режима Саддама Хусейна началась война в Ираке.

Военные действия в этой стране велись до конца 2011 года. 

С 1947 продолжается индо-пакистанский конфликт – борьба между Индией и Пакистаном за штат Кашмир и другие пограничные территории. С конца 1970-х годов стабильно нестабильным регионом остаётся Афганистан.

В январе 2015 года начались военные действия против боевиков движения Талибан. С 1984 года продолжается противостояние правительства Турции и сторонников независимого Курдистана. В марте 2015 года ряд арабских государств во главе с Саудовской Аравией вмешался во внутренний конфликт в Йемене.

Это лишь некоторые из примеров локальных конфликтов второй половины ХХ – начала XXI века. Выясните, где военные действия продолжаются до сих пор. И подумайте над вопросом о причинах локальных войн и возможности их предотвращения.

Локальные конфликты в СНГ – Власть – Коммерсантъ

32K 3 мин. …

 
       Весной 1992 года продолжавшееся уже почти в течение трех лет противостояние Молдавии и Приднестровья переросло в вооруженный конфликт. 19 июня в Бендеры вошли части молдавской полиции и ополченцы. Приднестровские формирования, используя технику базировавшейся в республике 14-й армии, остановили наступление и отбили часть города.
       На стороне правительственных войск было заметное техническое превосходство — на вооружении молдавских ВВС находилось порядка 30 МиГ-29 из состава бывшего 86-го истребительного полка Черноморского флота СССР. Однако после того, как один из этих самолетов был сбит зенитчиками 14-й армии, авиация молдавскими войсками больше не применялась.
       23 июня вместе с батальоном спецназа ВДВ в Тирасполь прибыл генерал-майор Александр Лебедь. Ему было поручено взять на себя урегулирование конфликта. Российская артиллерия стала наносить удары по молдавским войскам в ответ на обстрелы территорий военных частей. За время конфликта молдаване потеряли 67 человек убитыми и 409 ранеными.
       После этого в Приднестровье были введены смешанные миротворческие силы, начались переговоры.
       
Таджикистан
       Движущей силой конфликта в Таджикистане стала многолетняя вражда на межэтнической и межрелигиозной почве, помноженная на обостряющуюся политическую борьбу. К концу лета 1992 года противостояние переросло в столкновения между противоборствующими группировками.
       К концу октября 1993 года части дислоцированной в республике 201-й дивизии оказались в окружении и вынуждены были перейти к круговой обороне военных городков. Обе воюющие стороны пытались захватить принадлежащую дивизии технику.
       Участились нападения на погранотряды со стороны Афганистана. В ночь на 13 июля 1993 года одна из российских застав была практически полностью уничтожена отрядом исламской оппозиции, были убиты 24 пограничника.
       В этот момент было принято решение сформировать в Таджикистане миротворческие силы, доукомплектовать 201-ю дивизию и перебросить в республику 41-ю отдельную вертолетную эскадрилью, штурмовой авиаполк и подразделения обеспечения.
       Результатом миротворческой операции в Таджикистане стало прекращение боевых действий и создание условий для достижения мирных договоренностей между противоборствующими сторонами.
       
Южная Осетия
       Осенью 1990 года, после прихода к власти в Грузии Звиада Гамсахурдиа, руководство Южной Осетии взяло курс на создание независимой республики. В ночь с 5 на 6 января 1991 года руководство Грузии ввело в столицу автономии Цхинвали подразделения милиции и национальной гвардии Грузии. После боев с группами осетинских боевиков 26 января грузинские силы оставили город.
       В феврале 1992 года грузинская артиллерия и бронетехника начали интенсивные обстрелы Цхинвали. Обстрелы продолжались до 14 июля, когда в Южную Осетию вошли смешанные российско-грузинско-осетинские миротворческие силы. Основу российского контингента составлял 104-й парашютно-десантный полк Псковской дивизии. С ноября 1990-го по июль 1992 года в результате конфликта погибло свыше 3 тыс. мирных жителей.
       
Абхазия
       В начале перестройки на сходах абхазского населения стали выдвигаться требования о выходе республики из состава Грузии. 15 июля 1989 года в Сухуми прошли первые столкновения грузин и абхазов, разрастись которым не позволили советские войска.
       14 августа 1992 года войска Грузии вошли в Абхазию. С обеих сторон было убито несколько тысяч человек, сотни тысяч покинули свои дома и стали внутренними беженцами.
       К началу конфликта ВВС Грузии располагали восемью Су-25 производства Тбилисского авиазавода. У абхазов были достаточно сильные средства ПВО, и уже в первые недели Грузия лишилась половины своего воздушного флота.
       Для эвакуации российских граждан и охраны важнейших объектов в Абхазию был направлен 10-й отдельный парашютно-десантный полк. С начала конфликта дислоцированные в Абхазии российские части подвергались постоянным атакам грузинских формирований. 19 марта 1993 года ПВО Грузии был сбит перехватчик Су-27, выполнявший разведывательный полет.
       К 26 июня 1994 года российские миротворцы вошли в зону конфликта. Три батальона разместились на территории Абхазии, один — в пограничном городе Зугдиди. Осенью 1994 года российские войска занимались возвращением в Абхазию беженцев.
       В ходе конфликта в Грузии российские вооруженные силы потеряли более 80 человек убитыми и несколько сотен ранеными.
       
       Российские войска были непременными участниками локальных конфликтов на территории бывшего СССР
        Вся лента

Местные мирные процессы и защита гражданских лиц

Консультации и диалог между фермерами и скотоводами в Восточном Дарфуре, организованные ЮНАМИД и направленные на привлечение внимания двух общин к важности мирного сосуществования. (ЮНАМИД)

Разрешение локальных конфликтов между негосударственными вооруженными группами или между общинами является ключом к снижению уровня насилия в отношении гражданского населения. Организация Объединенных Наций часто участвует в поддержке местных мирных процессов и, как представляется, расширяет перспективы разрешения местных конфликтов. Однако одним из основных препятствий для успешного местного мирного процесса является то, что локальные конфликты часто интегрируются в конфликты более высокого уровня, национальные или транснациональные. Поэтому необходим целостный подход к миротворчеству, который мог бы позволить миру просачиваться с транснационального или национального уровня на местный, что в конечном итоге привело бы к сокращению насилия в отношении гражданского населения.

Локальные, негосударственные вооруженные конфликты очень смертоносны. В то время как Программа сбора данных о конфликтах в Упсале (UCDP) регистрирует 23 879 смертей, связанных с боями, во время конфликтов между правительственными войсками и силами вооруженной оппозиции за время развертывания всех миротворческих миссий в Африке в период с 2000 по 2018 год, она регистрирует тревожные 29 612 смертей, связанных с боями, в конфликтах негосударственных вооруженных субъектов за этот же период. [1] Таким образом, на локальные, негосударственные конфликты приходится около 55,4 процента смертей, связанных с боями, в местах присутствия миротворческих сил ООН в Африке.

Это кровопролитие распространяется на более широкие слои населения, поскольку в этих локальных конфликтах обычно происходит большое количество насилия против гражданских лиц. Вооруженный конфликт между племенами хема и ленду на северо-востоке Демократической Республики Конго (ДРК), миссерия и саламат баггара в провинции Дарфур в Судане, племенами лу-нуэр и мурле в Южном Судане, догонами и фулани в Мали и христианами и мусульманские вооруженные группировки в Центральноафриканской Республике (ЦАР) — лишь несколько примеров локальных конфликтов, приведших к огромному количеству жертв среди гражданского населения в рамках миротворческих миссий.

Необходимость решения локальных конфликтов также признается ООН. В 2014 году Совет Безопасности ООН уполномочил Миссию ООН-Африканский союз в Дарфуре (ЮНАМИД) поддерживать посредничество в урегулировании конфликтов на уровне общин, а Миссию ООН в Южном Судане (МООНЮС) уполномочил содействовать межобщинному примирению в районах с высоким риском конфликт. В июне 2019 года при продлении мандата Многопрофильной комплексной миссии Организации Объединенных Наций по стабилизации в Мали (МИНУСМА) Совет Безопасности постановил, что одним из стратегических приоритетов миссии с точки зрения защиты гражданского населения должно быть сокращение межобщинного насилия и восстановление государственной власти. . Кроме того, в то время как Повестка дня для мира в 1992 слово «местный» упоминалось ноль раз, в отчете Независимой группы высокого уровня по операциям в пользу мира (HIPPO) оно встречается 84 раза (в отчете объемом 104 страницы). Действительно, в отчете HIPPO делается вывод о том, что локальные конфликты заставляют ООН реагировать.

Помимо военизированных ответных действий, миротворческий персонал ООН часто участвует в посреднических усилиях, направленных на заключение и реализацию путем переговоров урегулирования локальных, негосударственных конфликтов, в рамках своего мандата по защите гражданского населения (ЗГС). Это непростая задача, учитывая увеличение числа вооруженных сил в местах проведения операций ООН по поддержанию мира.

Современные операции по поддержанию мира сталкиваются с ситуацией, которую лучше всего описать как «сохранение большого количества мира». По этой причине недавний отчет Международного института мира о местном посредничестве в ЦАР метко назван «Мир по частям», отражая множество различных миротворческих инициатив в регионах по всей стране. Множественность конфликтов чрезвычайно затрудняет реагирование даже для хорошо укомплектованных миротворческих миссий. На приведенной ниже диаграмме показано увеличение количества конфликтных пар в местах присутствия миротворческих сил ООН в Африке с течением времени.

Ежегодные активные конфликтные пары, в которых миротворческие операции ООН присутствуют в Африке*

В связи с такими вызовами возникает вопрос, действительно ли ООН реагирует на локальные конфликты. В недавней статье Северин Аутессер утверждает, что, поскольку ООН отдает предпочтение сделкам, заключаемым с элитами сверху вниз, ее миротворцы слишком часто не достигают своих самых основных целей, беспомощно наблюдая за бушующей войной.

Тем не менее, недавний сбор данных о миротворческих усилиях в контексте локальных, негосударственных конфликтов рисует другую картину. [2] В период с 2000 по 2018 год ООН в среднем участвовала в 36 процентах негосударственных конфликтов в местах проведения миротворческих операций ООН. Эта цифра примерно аналогична участию ООН в конфликтах национального уровня в Африке. Более того, участие ООН в локальных конфликтах, похоже, со временем усилилось.

Данные также показывают, что около 55 процентов мирных процессов, в которых участвовала ООН, привели к прекращению негосударственного конфликта в следующем году, в отличие от 35 процентов, когда ООН не участвовала в мирном процессе. процесс. Таким образом, мы не должны ни романтизировать местные мирные процессы и участие ООН в этих процессах, ни вообще игнорировать их.

Примером успешных усилий ООН по сдерживанию местных боевых действий является участие в 2008 году персонала ЮНАМИД вместе с местными административными лидерами Дарфура в мирном процессе между племенами резейгат и тарджам в Дарфуре. Этот совместный процесс положил конец вооруженному конфликту между этими группами. Другим примером является работа МИНУСКА в ЦАР, где она способствовала расторжению местных соглашений между различными негосударственными вооруженными группировками, в том числе группировками «Антибалака» и бывшей «Селеки».

К сожалению, есть много примеров неудачных локальных мирных процессов. Возможно, самое большое препятствие, с которым сталкиваются миротворцы, участвующие в местных миротворческих усилиях, заключается в том, что эти процессы не являются локальными. Негосударственные конфликты редко происходят в вакууме. Вместо этого кажущиеся «локальными» конфликты часто связаны с политической борьбой более высокого уровня на национальном или региональном уровне. Негосударственные конфликты, интегрированные в конфликт более высокого уровня, вряд ли будут разрешены, если конфликт более высокого уровня будет продолжаться, потому что конфликтующие стороны более высокого уровня будут продолжать инструментализировать локальный, негосударственный конфликт.

Например, Хьюман Райтс Вотч отметила в 2003 г., что многие национальные повстанческие группировки в ДРК поддерживали местных ополченцев в их конфликтах в провинции Итури, чтобы расширить свою базу власти на национальном уровне. Точно так же несколько наблюдателей указали на то, как локальный конфликт в регионе Касаи в ДРК подпитывается заинтересованными сторонами на национальном уровне в Киншасе, которые поддерживают соперничающие ополчения, чтобы расправиться с повстанческими партиями.

С другой стороны, разрешение конфликтов более высокого уровня часто прокладывает путь к разрешению локальных конфликтов. Например, мирный процесс при международном посредничестве, начавшийся в 1999, наконец, привело к инаугурации Переходного правительства ДРК 18 июля 2003 г. Это новое правительство начало регулировать локальные конфликты в Итури. Несмотря на поддержку хема против ленду, усилия правительства по установлению мира между ополченцами Итури в Киншасе 22 августа привели к подписанию меморандума о взаимопонимании, в котором ополченцы согласились работать с правительством для восстановления государственной власти в регионе.

Аналогичным образом, за мирным соглашением, заключенным между Народно-освободительной армией Судана (НОАС) и суданским правительством в 2005 г., последовало урегулирование в 2006 г. между НОАС и крупной противоборствующей южной вооруженной группировкой, поддерживаемой Хартумом, что положило конец большей части местного конфликта между соперничающие вооруженные группировки на юге Судана. Эти примеры предполагают, что мир на более высоком уровне может просачиваться на местный уровень, по крайней мере временно.

Более свежим примером являются посреднические усилия Миссии ООН в ДРК (МООНСДРК), направленные на урегулирование конфликта с участием Патриотического фронта сопротивления Итури (ПФСИ). В своих усилиях по урегулированию этого конфликта МООНСДРК использовала не только восходящий подход к проведению консультаций с общественностью, но и нисходящий подход к вовлечению правительства в мирный процесс. Как пишет Ральф Мамия в отчете за 2018 год: «Миссия использовала эту сеть контактов для создания основы для диалога от местного до национального уровня, выступая в качестве закулисного посредника, а не видимого лидера».

Зеркальным отражением того, как участие на национальном уровне может способствовать разрешению местных конфликтов, является то, что, разрешая локальные конфликты и местные недовольства, национальные и международные субъекты имеют меньше возможностей манипулировать местной динамикой в ​​свою пользу. Ситуация в Южном Судане тому пример. Влиятельные политики в Джубе часто провоцируют местные конфликты, преднамеренно манипулируя и мобилизуя свои общины для защиты личных экономических и политических интересов. Эта инструментализация локального конфликта субъектами конфликта более высокого уровня становится сложнее, если локальные конфликты и обиды разрешаются.

Следовательно, при реагировании на локальные конфликты важно, чтобы миротворческий персонал ООН знал о том, связан ли данный локальный конфликт с национальными или транснациональными конфликтами и каким образом, и старался сделать связи между этими конфликтами положительными. тот, который помогает обуздать насилие. В отчете ООН, опубликованном в 2017 году, в этой связи справедливо отмечается, что ООН как миротворец имеет сравнительное преимущество в увязывании конфликтов на разных уровнях: «миротворцы часто лучше, чем другие действующие лица, связаны с национальными и местными заинтересованными сторонами, которые могут положительно влиять на локальные конфликты. Миротворцы могут использовать эти сети для разрешения локальных конфликтов».

ООН также может связать местный и национальный уровни посредством своих усилий по наращиванию потенциала, поддерживая принимающее правительство в его обязанностях по защите гражданского населения. Мероприятия по наращиванию потенциала, проводимые миротворческим персоналом ООН, часто носят разрозненный характер. В то время как одни миротворцы заняты наращиванием потенциала министерств и государственных учреждений, другие сосредоточены на возможностях местных участников. Тем не менее, это не всегда так. Например, Управление ООН по гражданским делам в ДРК работало как над восстановлением государственной власти, так и над примирением на местном уровне, пытаясь связать и то, и другое. Это может послужить многообещающим планом для деятельности по наращиванию потенциала в других миссиях.

Существует широкий консенсус в отношении того, что ПОК требует не только военизированного реагирования, но и разрешения вооруженных конфликтов, создающих контекст для нападений на гражданское население. Это означает, что ООН и другие акторы должны работать над разрешением локальных конфликтов, а также «увязывать» мирные процессы на транснациональном, национальном и местном уровнях. Специальные представители Генерального секретаря (СПГС), конечно же, должны продолжать вести все переговоры на высоком уровне, а сотрудники по гражданским вопросам будут по-прежнему уделять основное внимание местному уровню, но и те, и другие выиграют от более тесного сотрудничества. Многочисленные взаимосвязи между локальными, национальными и транснациональными конфликтами и их серьезное воздействие на гражданское население требуют создания эффективных связей между усилиями по разрешению конфликтов на всех различных уровнях.

Аллард Дуурсма — старший научный сотрудник Центра исследований в области безопасности (CSS) Швейцарской высшей технической школы Цюриха.

Эта статья является частью серии статей о защите гражданских лиц (POC), публикуемых на Global Observatory в ознаменование двадцатой годовщины первой тематической резолюции Совета Безопасности по POC.

[1] Авторское кодирование на основе данных UCDP. Тереза ​​Петтерссон, Стина Хёгблад и Магнус Оберг, «Организованное насилие, 1989–2018 годы и мирные соглашения», стр. Journal of Peace Research 56, вып. 4 (2019).

[2] Этот сбор данных является частью более широкой работы по сбору данных о мирных процессах, направленных на разрешение конфликтов между негосударственными вооруженными субъектами в Африке в период с 1989 по 2018 год. Сбор данных проводится на основе из различных источников, включая средства массовой информации, отчеты Генерального секретаря ООН, документы ООН, документы НПО, научные источники и интервью с экспертами, посредниками и сторонами конфликта. Сбор данных проводится автором в ETH Zurich при содействии Саманты Гамез.

6 Текущие конфликты в современном мире и их влияние на глобальный голод

Фото: ВПП/Марко Ди Лауро/2021

Поделитесь этой историей

Конфликты опустошают страны бесчисленными способами. И это причина номер один голода в мире, раздирающая семьи, сообщества, инфраструктуру, продовольственные системы и целые регионы.

Давайте поговорим о шести самых разрушительных конфликтах, происходящих сегодня в мире, и о том, как они вынуждают беспрецедентное количество людей голодать. Мы также увидим, что делает Всемирная продовольственная программа Организации Объединенных Наций (ВПП), чтобы дать отпор растущей волне голода в самых трудных местах на планете.

Статьи по теме, которые могут вас заинтересовать:

  • Что будет означать мир для людей, вовлеченных в конфликт
  • Конфликт и голод: как они связаны
  • Кодирование конфликта: как технологии могут помочь беженцам

 

1) Украина

Война на Украине — последний разразившийся конфликт. Это заставило более миллиона беженцев покинуть страну и создало новую гуманитарную чрезвычайную ситуацию в Европе.

Однако украинцы, к сожалению, знакомы с конфликтом. В 2014 году Россия вторглась и аннексировала украинский Крымский полуостров. Этот шаг положил начало восьмилетнему конфликту, который достиг апогея только на прошлой неделе. Россия вторглась в Украину 24 февраля 2022 года, и насилие привело к разрушениям, жертвам и сотням тысяч перемещенных лиц.

Фото: Доминика Зажицкая/NurPhoto через AFP/2022

В субботу, 26 февраля, украинская семья прибыла в приграничный польский город Медыка. до более 1 млн человек. Теперь мы вернулись, чтобы начать экстренные операции в связи с текущей войной. Продовольственная помощь будет доставлена ​​голодающим семьям внутри Украины, а также людям, бегущим в соседние страны.

Узнайте больше о нашей работе в Украине и сделайте пожертвование сегодня, чтобы помочь поддержать украинцев .

2) Афганистан

Афганцы пережили так много: десятилетия гражданской войны, иностранные интервенции, повстанческие движения, быстро меняющийся климат и повсеместная политическая и экономическая нестабильность. Вот краткий обзор невероятно запутанной и запутанной ситуации:

В 1980-х годах афганцы пострадали от ожесточенных последствий местных партизанских групп, которые противостояли правительственным силам. После вывода советских войск в 19В 91 году разразилась жестокая гражданская война, которая привела к формированию талибов и расширению их правления. После 11 сентября западная коалиция нацелилась на талибов и «Аль-Каиду», развязав войну, которая длилась более 20 лет. Когда в августе 2021 года США вывели свои войска из страны, правительство быстро рухнуло, и к власти вернулись талибы.

Эти недавние потрясения снова ввергли жизнь афганских семей в хаос и неопределенность. Десятилетия конфликта — в сочетании с последствиями изменения климата, гендерного неравенства, экономической нестабильности и COVID-19пандемия — вызвала глубокий голод и страдания афганских общин по всей стране.

Фото: ВПП/Марко Ди Лауро/2021

Более половины населения Афганистана живет за чертой бедности и сталкивается с острой нехваткой продовольствия.

Конфликт отрезал целые общины от средств к существованию и доступа к услугам. И помимо миллионов беженцев, сотни тысяч людей стали внутренне перемещенными лицами в пределах границ своей страны, и им некуда обратиться.

Всемирная продовольственная программа ООН работает в стране с 1963 года, и мы до сих пор обслуживаем все 34 провинции Афганистана, спасая население от голодной смерти. Мы работаем с местными и региональными партнерами, чтобы обеспечить доставку продовольствия и другой помощи наиболее уязвимым, перемещенным и пострадавшим от конфликта сообществам — от массовых лагерей беженцев до изолированных деревень. Мы также работаем над укреплением долгосрочной устойчивости афганцев, уделяя особое внимание женщинам и поддерживая местную экономику.

Узнайте больше о нашей работе в Афганистане и сделайте пожертвование, чтобы помочь накормить семьи и спасти жизни во всем мире .

Вы можете помочь отправить еду голодающим семьям, пострадавшим от конфликтов.

ПОЖЕРТВОВАТЬ СЕЙЧАС

 

3) Эфиопия

Конфликт в Эфиопии был столь же сложным и затяжным. Между десятилетиями боевых действий с соседней Эритреей, внутренней борьбой за власть и почти двумя годами опустошительной гражданской войны, бушующей в регионе Тыграй, эфиопы были вынуждены сталкиваться с войной за войной.

Конфликты нанесли огромный ущерб гражданскому населению. Сообщества постоянно оказываются посередине — убивают, перемещают и загоняют в голод, поскольку конфликт блокирует помощь и обрывает общение. Насилие также нанесло ущерб медицинским учреждениям и другой инфраструктуре, из-за чего нам стало намного труднее добираться до людей и помогать им.

Фото: WFP/Michael Tewelde/2022

В сочетании с засухой, неурожаем и внезапными наводнениями на севере усиливается крайний голод, а боевые действия останавливают производство продовольствия. Вдобавок ко всему, Эфиопия является домом для второй по величине группы беженцев на африканском континенте, приняв около 800 000 зарегистрированных беженцев из Эритреи, Сомали, Южного Судана и Судана.

Когда все кажется самым ужасным, Всемирная продовольственная программа ООН всегда рядом. Мы работаем над предоставлением продовольственной помощи перед лицом конфликта и делаем все возможное, чтобы помочь сообществам повысить устойчивость к всевозможным потрясениям, включая экстремальные погодные явления и вспышки насилия.

Мы даже сотрудничаем с певцом, автором песен и продюсером Абелем Тесфайе, более известным как The Weeknd. Сын эфиопских иммигрантов в Канаде, Абель пожертвовал 1 миллион долларов Всемирной продовольственной программе США в поддержку нашей работы в стране (что эквивалентно 2 миллионам спасательных обедов) и даже присоединился к нам в качестве посла доброй воли.

«Мое сердце разрывается за мой народ Эфиопии, поскольку ни в чем не повинных мирных жителей, от маленьких детей до стариков, бессмысленно убивают, а целые деревни покидают свои дома из-за страха и разрушения. Я призываю тех, кто может, тоже пожертвовать», — сказал он.

Узнайте больше об Эфиопии и помогите отправить еду голодающим семьям по всему миру .

4) Южный Судан

Декларация независимости Южного Судана от Судана в 2011 году превратила его в самое молодое государство в мире. Это также положило начало эре насилия, которая продолжается и по сей день.

Гражданская война в Южном Судане — многосторонний конфликт между силами правительства и оппозиции — привела общины к почти десятилетнему периоду насилия, нищеты и голода. Несмотря на многочисленные поддерживаемые международным сообществом попытки заключить перемирие и заключить мирные договоры, насилие в отношении гражданского населения продолжается.

Более 7 миллионов человек — 60 процентов всего населения — до сих пор не знают, откуда принесут их еду в следующий раз.

Фото: ВПП/Абир Этефа/2020

Из-за интенсификации боевых действий, вызванных климатом засух и наводнений, пандемии COVID-19, а также регулярных засад и насильственных рейдов, препятствующих доставке гуманитарной помощи, жизнь жителей Южного Судана постоянно находится в опасности.

Мы работаем в Южном Судане с тех пор, как он впервые получил независимость, обеспечивая миллионы людей продовольствием и специализированной помощью в области питания. По всей стране наши проекты по обеспечению продовольственной безопасности помогли семьям выжить.

Узнайте больше о Южном Судане, и сделайте пожертвование, чтобы отправить жизненно важную еду семьям в таких местах, как Южный Судан и другие районы, пострадавшие от конфликта .

5) Сирия

Это было более десяти лет адского конфликта для семей по всей Сирии, и сейчас в мире больше сирийских беженцев, чем граждан любой другой страны. В продолжающейся гражданской войне участвуют правительство, повстанческие силы, различные внутренние группировки, зарубежные страны и ИГИЛ. Он начался как часть более широких протестов «арабской весны» в 2011 году и с каждым годом обострялся гуманитарными злодеяниями, разрушениями по всей стране и миллионами смертей среди гражданского населения.

Фото: ВПП/Марко Фраттини/2021

Семьи массово голодают по всей Сирии, и им нужна наша помощь, чтобы выжить.

Сегодня крупномасштабные боевые действия и массовые перемещения — особенно на севере — в сочетании с полным развалом экономики приводят к тому, что люди сталкиваются с ужасающим уровнем бедности и отсутствием продовольственной безопасности.

«Мы устали, измотаны и теперь тоже голодны, так как экономическая ситуация берет свое», — сказала Ханан, сирийская мать четверых детей. «В течение последних четырех месяцев я не мог купить свежие продукты, молочные продукты или яйца для своих детей».

Около 12,4 миллиона человек — почти 60 процентов населения — голодают и не знают, где взять еду в следующий раз. Это на 57 процентов больше, чем в 2019 году, и это самый высокий показатель, когда-либо зарегистрированный в истории Сирии.

Мы работаем по всей стране, ежемесячно помогая более 5 миллионам человек, и мы расширяем поддержку уязвимых матерей и детей посредством школьного питания, специализированного питания и многого другого.

Узнайте больше о том, что происходит в Сирии  и делают пожертвования на спасение жизней по всему миру .

6) Йемен

Еще до начала боевых действий в начале 2015 года Йемен был одной из беднейших стран арабского мира. Теперь, почти десятилетие войны унесло тысячи жизней и более 4 миллионов перемещенных лиц. Боевые действия между силами правительственной коалиции и повстанцами-хуситами в стране продолжают причинять вред йеменским семьям и приводить к их перемещению.

Воздействие конфликта на инфраструктуру страны было разрушительным, основные наземные маршруты и аэропорты были серьезно повреждены. Блокада побережья Йемена ограничила количество гуманитарной помощи, поступающей в порт. 16,2 миллиона йеменцев страдают от нехватки продовольствия, а уровень недоедания среди женщин и детей остается одним из самых высоких в мире.

Фото: WFP/Alaa Noman/2021

Более 1 миллиона йеменцев являются внутренне перемещенными лицами.

Мы делаем все возможное, чтобы спасти йеменские семьи от катастрофы. Всемирная продовольственная программа ООН предоставляет почти 13 миллионам человек денежную и продовольственную помощь по всей стране, а также специализированную помощь в области питания для мам и детей. Мы также помогаем Йемену строить более устойчивое будущее, работая над охватом и обучением более 1 миллиона человек с помощью проектов по восстановлению дорог, ирригационных систем, школ и медицинских учреждений.

Узнайте больше о том, что происходит в Йемене  и сделайте пожертвование, чтобы отправить еду тем, кто в ней нуждается во всем мире .

Продовольственная безопасность: ключ к миру и стабильности

Голод подпитывает конфликт, а конфликт подпитывает голод. Эти шесть стран являются яркими примерами этого порочного круга.

Вот почему Всемирная продовольственная программа ООН была удостоена Нобелевской премии мира 2020 года за нашу работу по предотвращению использования голода в качестве оружия войны. Если мы хотим бороться за мир, нам нужно бороться с голодом.

Добавить комментарий