Пример нравственного поступка: Моральный выбор — урок. Обществознание, 7 класс.

Помогите! ! Приведите примеры нравственных и безнравственных поступков. Зарание спасибо) Зарание спасибо) — Спрашивалка

Марина Лаврухина

  • спасибо
  • зарание
  • поступок
  • пример

АО

Анфиска Орлова

Структура нравственного поступка
Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка) .

Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности.

В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благородные мотивы человека переросли в прекрасные результаты, то такое поведение достойно восхищения.

АД

Александр Духнов

ну…. если правильно понимаю, нравственный — это бабушке уступить или помочь дорогу перейти, поддержать дверь в подъезде, когда сосед идет навьюченый, как ишак сумками. Безнравственные — то же наоборот, вот как-то так

АС

Альфия Саитова

Предать человека, который тебе доверяет, лгать близкому-это безнравственно!!!

АК

Анастасия Ковалева

Например:

Нравственно: дела милосердия Христа ради.

Безнравственно: добрые дела для повышения своего авторитета

Elif. Uz

Вот тебе безнравственный поступок. Просрать 17 лет верности, 14 лет брака, имея двух 9-летних детей — раздвинув ноги перед женатым мужиком и продолжать сношаться с ним, несмотря на то, что дети его и ее учатся в одном!!! классе. А по нашим законам опека над детьми все равно матери и еще алименты ей, никак на презервативы. Удачи тем, кто это может пытаться оправдать прячась за «простынями» пустого текста.

Когда подобное с вами случится — почитайте вышенаписанный вами бред.

ВН

Вера Невиль

Что такое нравственные качества человека? Достоинства и недостатки человека.

Нравственность – это та часть жизни, которая связана с делами человека, его практическим поведением, реальными действиями. Внимательно наблюдая за жизнью, деятельностью, поступками человека, постепенно формируется четко-определенное правило поведения – мораль. Способность чувствовать, понимать, творить добро, распознавать зло – это особые нравственные качества личности, которые она должна вырабатывать самостоятельно. Добрая нравственность – любовь, уважение, забота, понимание и т. д. Злая нравственность – эгоистична, себялюбива, всегда утверждает свою исключительность (только я, только для себя и т. д.). Именно норма морали указывает человеку на необходимость трудится, а не жить за чужой счет, осуждает и запрещает воровство, обман. Они превращают в необходимость быть честным, верным дружбе и любви, обязанность проявлять уважение к старшим, воспитывать в себе скромность, тактичность, порядочность.

Главная задача нравственных правил, норм – создать образец поведения человека по отношению к другим людям.
Сила нравственных норм огромна, т. к. основана на силе общественного мнения. Ведь никому небезразлично мнение других людей о себе, радостно и приятно одобрение, тяжело осуждение, невыносимо ненависть.

ЭР

Эгесихора Райская

Вот тебе безнравственный поступок. Просрать 17 лет верности, 14 лет брака, имея двух 9-летних детей — раздвинув ноги перед женатым мужиком и продолжать сношаться с ним, несмотря на то, что дети его и ее учатся в одном!!! классе. А по нашим законам опека над детьми все равно матери и еще алименты ей, никак на презервативы. Удачи тем, кто это может пытаться оправдать прячась за «простынями» пустого текста. Когда подобное с вами случится — почитайте вышенаписанный вами бред.

МР

Мадина Раммо

Структура нравственного поступка
Противоречия нравственной свободы проявляются в структуре поступка, который складывается из следующего набора элементов: мотив – намерение – цели и средства – решение – деяние – последствия – оценка (самооценка) .

Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов, адекватность избранных средств. Понятно, что если благород

МБ

Мария Блинкова

Поступок начинается с мотива, внутренне осознанного побуждения к действию. На уровне мотива человек и решает те внутренние противоречия выбора, о которых шла речь выше. Мотив дает смысловое обоснование тому, что произойдет. Мотив настолько важен, что часто считается определяющим элементом поступка. То, какие побуждения двигали мною, какие ценности были избраны, и определяет смысл деяния. В отличие от мотива стимул – это внешний фактор, воздействующий на поведение.

Мотив плавно перетекает в намерение – желание совершить действие для достижения некой нравственной цели. Мотив освящает содержание намерений, делает их добрыми или преступными. Если мотивация разворачивается в сознании как рассуждение, то намерение – это установка, направленность сознания на то, чтобы перевести духовные замыслы в жизнь.

Продумывать, как именно ты собираешься воплотить свои намерения, очень важно, иначе результат не совпадет с ожидаемым. («Хотели, как лучше, а получалось, как всегда». ) Намерения и последствия часто не совпадают по нравственному смыслу, вот почему всякий поступок – это риск. Человек часто заблуждается в том, что хорошо, а что на самом деле плохо, а потому даже самые лучшие намерения подчас приводят к плачевным результатам. «Добрыми намерениями вымощена дорога в ад» , – гласит библейская мудрость.

Чтобы составить ясное представление о намерениях, надо не только поставить перед собой цель, но и выбрать средства для ее достижения. Цель поступка может быть конкретной и практической: поступить в вуз, вскопать грядку, написать письмо, – в моральном же плане важно, чтобы эта цель была нравственно положительной. Благородная цель вдохновляет нас на значительные дела, но когда мы начинаем раздумывать, каким бы способом ее достичь, то часто возникает проблема: какими средствами добиться желаемого? Понятно, что средства должны быть эффективными, однако, в стремлении добиться своего любыми методами кажется, что хорошая цель оправдывает любые средства. Но если дорога к справедливости пролегла через насилие и предательство, вряд ли наступившая справедливость кого-то устроит. И какое право рассуждать о справедливости имеют люди, способные на низкие и безнравственные поступки? Вот и оказывается, что нельзя «сначала» воровать и обманывать, а «потом» на полученные деньги помогать людям. Никакого «потом» не наступает, цель, достигнутая неправыми средствами, оказывается неправой целью.

Решение – акт воли, позволяющий перейти от моральных намерений к действиям, решительность позволяет нам преодолеть как самих себя, так и обстоятельства для утверждения нравственных ценностей в действительности. В экстремальной ситуации (на пожаре, в разведке, при освобождении заложников) намерения у всех очевидно нравственные: достичь цели при минимуме жертв. Успех такого предприятия зависит от способности участников принимать быстрые и определенные решения. В ненапряженной же ситуации этика рекомендует перед принятием решения подробно рассмотреть варианты поведения, чтобы учесть различные нравственные интересы участников. Недаром народная мудрость советует: «семь раз отмерь» .

Итак, приняв решение, мы приводим замысел в исполнение, совершаем деяние (нравственное деяние может быть как действием, так и бездействием) и смотрим на последствия. Приходит черед оценки и самооценки произошедшего. Поскольку поступок – это целостный акт, то он оценивается в единстве всех своих элементов: намерения сравниваются с последствиями, проверяется нравственная чистота мотивов

Похожие вопросы

Приведите пример картели и треста. Заранее спасибо!

пример нравственных поступках

Приведите примеры рыцарских поступков.

поведите примеры нравственных поступков

что объединяет омонимы? приведите примеры ..заранее спасибо

Приведите примеры культурных и нравственных ценностей общества, спас-о

Приведите примеры. Только примеры, пояснения не обязательны. Заранее спасибо

пример нравственного поступка дать какой-нибудь пример

Кто определяет, что нравственно, а что безнравственно?

Что для вас нравственность и что безнравственность..?

Примеры нравственных поступков из жизни людей

Содержание

  • Примеры нравственных и без нравственных поступков
  • «Нравственные поступки в жизни и литературе»
  • Приведите несколько примеров из жизни о проявлении норм нравственности.
  • ПОСТУПОК
  • Понятие поступка
  • Интересные материалы:

Примеры нравственных и без нравственных поступков


Что нужно сделать если компьютер сказал: infity (бесконечность)? Карстовые,вулканические,аброзионные пещеры приморья. (Название) Подобрать пословицы, цитаты известных людей на тему речевого этикета. Написать сочинение-рассуждение (50 слов) «Почему важно изучать речевой этикет?» Куда идти за справкой? Для школы? Я сейчас болею. У меня болит горло и болить голова и насморк. Очень надо! «Семья пешеходовых» помогите пожалуйста оветить если что:в какие годы переносят на события в этом произведении. О чём это произведение. Как вы думаете Какое слово будет ключевым в этом произведение. тема рассказа. какова основная мысль. Почему отец погибших сыновей говорит спят они во всех солдатских могилах.Что лежит в основе их подвигах. Почему мы смогли победить в Российскую армию. Что такое патриотизм ?​ У яких трьох тварин,судячи з їхньої назви,у житті все ок,так само ,як у твого улюбленого конкурсу колосок Гуманизм в работе учителей росии Опишите пример толерантности в работе передовых учителей россии По горизонтали:2.Получение одного товара взамен другого. 5.То же, что и банкнота.7 . Вещи, продукты, которые люди предлагают для обмена и торговли. 8. Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле -продаже. По вертикали:1.Достоинство денег, официально объявленная стоимость монеты или купюры, обозначения на ней цифрами. 3.Деньги , изготовленные из металла. 4.Обмен одного товара на другой без использования денег.6.Работы , которые выполняют людей, за что, как и за товары, платят деньги. Разгадай кроссворд ответы Mes mots Les professions de stars 9 Mots fléchés. Remplis la grille.

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

«Нравственные поступки в жизни и литературе»

Путь каждого человека к нравственности начинается с детства. Он, человек, рождается на свет чистым и невинным ребенком, для которого все в этом мире ново. И люди, которые прививают ему нравственность, это семья, самые близкие. Именно в семье закладывается тот самый фундамент, на котором будут строиться последующие убеждения и ценности человека, фундамент, который сформирует его нравственность. Ведь, по сути, нравственность – это воспитание, которое дается человеку родителями. Влияние общества, конечно, неоспоримо, но оно вторично, и в данном случае правильно воспитанный человек будет непосредственно сам оказывать влияние на общество: привносить что-то хорошее, совершать добрые дела и поступки.

Нравственность характеризуется объективным отношением человека к вещам, возвышением его объективной сущности над субъективной. Это, по сути, выбор, который стоит перед каждым человек, и который каждый человек волен избрать самостоятельно – выбрать путь морали и нравственности или безнравственности.

Нравственность очень тесно пересекается с моралью и этикой. Они как ее внешние регуляторы с позиций добра и зла, прекрасного и безобразного. В то время как нравственность –это внутренние качества человека, которые определяют его поведение в обществе. Некие внутренние установки, которые ведут человека по пути сотворения добра и блага, неписаный закон любви, ответственности, совести души, которому следует человек на протяжении всей жизни.

К сожалению, грустно признавать, но в своем истинном понятии нравственность чаще всего не известна современному обществу, порой значение ее бывает настолько искажено, что самые фундаментальные установки и ценности рушатся, стираются и больше не признаются современным поколением. Стараясь идти в ногу со временем, молодые люди чаще всего не замечают, как происходит насаждённая, искусственная подмена ценностей, которые, по сути, должны были бы быть неизменной основой мировоззрения. Современные нравственные искажения, такие, как использование мата, отсутствие стыда, неряшество во внешнем виде и другие, обязательно влекут за собой не только внешние эффекты, но и психические деформации. Таким образом, это очень пагубно воздействует на здоровье общества, его нравственное состояние, его ценности.

Нравственные ценности довольно часто неразрывно связывают с семьей, ведь семья – очень влиятельная малая группа, которая выступает важнейшим фактором формирования нравственности у человека, передавая свои традиции, культуру, ценности, тем самым воспитывая в человеке тягу к благому бытию.

Здесь мне хочется вспомнить об одном случае, произошедшем в реальности. Во времена Великой Отечественной войны фашисты, чтобы вернуть в строй своих солдат, решили использовать воспитанников Полоцкого детского дома №1 как доноров. На защиту совсем еще маленьких мальчиков и девочек, подростков, встал директор детского дома. Однако он понимал, что для фашистов жалость, сострадание и сам факт вершившегося зверства – пустой звук. Их нравственная база была абсолютно уничтожена их крайней идеологией, навязываемыми ценностями. Поэтому директор детского дома решил, что весомым аргументом может стать болезненность, слабость и недостаток витаминов у детей – какие же они доноры? И когда немецкое командование с этим согласилось, началась тщательная подготовка к перевозу детей в партизанскую зону, а затем и их спасение. И вот в одну из ночей воспитанники детского дома вышли из села, где их держали фашисты. Благополучно добравшись всем составом до партизанского тыла, ребятишки теперь должны будут быть эвакуированы за линию фронта. На помощь пришли летчики, которые начали вывозить детей и раненых, одновременно доставляя партизанам боеприпасы. Но данная история сводится лишь к одному полету, самому последнему. Александр Мамкин был уже очень опытным летчиком, и тот рейс в этой операции был для него девятым. Сначала все шло хорошо, но при подлете к линии фронта, его самолет подбили. один на борту, он бы набрал высоту и выпрыгнул с парашютом. Но за его спиной сидели перепугавшиеся мальчишки и девчонки, жизнь которых он не собирался отдавать в руки смерти. Тем более после всего, что они пережили. И Мамкин продолжал вести самолет. Когда пламя добралось до кабины пилота, от температуры начали плавиться очки, намертво прикипая к коже. От ног почти оставались только кости… За его спиной раздавались крики и плачь, и он продолжал управлять самолетом, уже практически вслепую. Взмахнув косой, смерть так и не смогла опустить ее. Все пассажиры выжили. Посадив самолет и как-то выбравшись из кабины, он лишь успел спросить, живы ли дети, и, услышав ответ, потерял сознание. Никто не мог объяснить, что заставляло его преодолевать ту страшную боль и шок, какими усилиями он продолжал оставаться в сознании до самого конца. Откуда черпал он такую неимоверную духовную и физическую силы. Он, что рос все детство без отца, но который всем сердцем любил детей. Он, который носил фамилию Мамкин и самостоятельно, словно мать, подарил детям жизнь.

Безусловно, лишь только высоконравственный человек мог совершить подобный героический поступок. Человек, чьи моральные ценности и установки не позволили ему эгоистично спастись, позволив детям умереть. Война поднимает вопросы о нравственных истоках героизма. И случаев, похожих на подвиг Александра Мамкина, в военные годы было очень много. Поэтому нам также не стоит и забывать об общественном воспитании, когда на примерах таких Героев мы учимся добру, состраданию, перенимаем от них нравственные ценности. Подрастающее поколение обязаны воспитывать не только семья, но и общество, особенно учебные заведения. Они должны стараться формировать у ребенка внутренние стимулы развития личности, стремление совершать благие дела, добрые поступки, прививать такие качества как долг, толерантность, любовь, честь, достоинство, милосердие и прочее. Когда ребенок на примере взрослых, учителей видит, как проявляются данные качества в повседневной жизни, ему самому хочется быть похожим на них, вести себя также и поступать также.

В основном, если говорить о школе, нравственное воспитание происходит на уроках литературы, риторики, искусствоведения и таком прочем. Мы учимся воспринимать окружающее и смотреть на мир сквозь призму истинно нравственного, прекрасного, до нас это донесено через книги, картины, музыку.

Одним из самых запоминающихся моментов на уроке литературы стало для меня знакомство с произведение Федора Михайловича Достоевского «Преступление и наказание». На примере Раскольникова мы ясно видим, насколько важна моральная база ценностей и понятий, чтобы не совершать ужасные преступления против человека. Мы видим, что в вопросах нравственности никак нельзя полагаться только на расчетливость, но нужно прислушиваться к сердцу, к своей совести. «Есть один закон – закон нравственный», — утверждает , и, осознав это, главный герой возвращает себе душевное спокойствие и равновесие, которые были отняты у него совершенным преступлением. В процессе взросления на человека ложится ответственность за самостоятельное нравственное воспитание, что на своем примере продемонстрировал нам Раскольников. Благодаря своему преступления он, в какой-то степени, вырос нравственно, осознал, что никто не вправе распоряжаться чужими человеческими жизнями. Никто не имеет права играть в Бога, отбирая жизнь ни в чем не повинных людей.

В заключение хочу сказать, что в зависимости от того, какие ценности человек ставит в приоритет, определяется, какими будут его поступки – нравственными или безнравственными. Ведь, как я уже говорила ранее, нравственность – это исключительно самостоятельный выбор человека.

Приведите несколько примеров из жизни о проявлении норм нравственности.


озные А 2. Эстетические нормы закрепляются в государственном законодательстве обеспечиваются силой государственного принуждения основаны на вере в сверхъестественные силы закрепляют представления о прекрасном и безобразном А 3. Отклоняющееся поведение – это любые изменения в жизни человека перемещение человека в пределах своей группы несоблюдение принятых в обществе норм изменение статуса человека А 4. Примером негативного отклоняющегося поведения является повышенный интерес к результатам спортивных состязаний фанатическая преданность творчеству музыкальной группы применение криминальных методов для решения личных проблем чрезмерное увлечение гуманитарными предметами А 5. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека – это социальная норма социальная санкция социальная роль социальный статус А 6. Автор романа получил государственную премию. Другим примером формальных позитивных санкций является (-ются): всенародная слава вручение памятного подарка всеобщее уважение лестные отзывы читателей А 7. К числу неформальных санкций относится: вручение грамоты лестный отзыв премирование вручение памятного подарка А 8. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальные нормы задают границы, условия, формы поведения людей. Б. Социальные нормы могут быть выражены с помощью понятий «запрещено», «разрешено» или «должно быть». 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны А 9. Учёные изучали мнение жителей страны Р. Им задавали вопрос: «С чем, по вашему мнению, связано отклоняющееся поведение людей?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в таблице. Причины отклоняющегося поведения Группа опрошенных мужчины женщины Некоторые люди генетически предрасположены к отклоняющемуся поведению 30 15 Отклоняющееся поведение является следствием психологических качеств, черт характера 10 10 Отклоняющееся поведение связано с социальными условиями жизни человека 55 60 Человек случайно попадает под влияние «плохой» компании 5 15 Какой вывод можно сделать на основании таблицы? Одинаковые доли опрошенных в обеих группах считают, что отклоняющееся поведение является следствием психологических черт характера. Доля тех, кто видят биологические причины отклоняющегося поведения, выше среди женщин, чем среди мужчин. Наименьшие доли опрошенных в обеих группах видят причину отклоняющегося поведения во влиянии «плохой» компании. Доля тех, кто считает, что влияние «плохой» компании определяет отклоняющееся поведение человека, выше среди мужчин, чем среди женщин. А 10. За добросовестный многолетний труд гражданин Р. Был награждён орденом. К числу других формальных позитивных санкций относится (-сятся): вручение грамоты комплименты аплодисменты слава А 11. Верны ли следующие суждения о социальных нормах? А. Социальная норма предполагает, что все члены общества ожидают от других людей её соблюдения. Б. Социальная норма обеспечивает сохранение и развитие общества. 1) верно только А 2) верно только Б 3) верны оба суждения 4) оба суждения неверны В 4. Найдите в приведённом ниже списке примеры, иллюстрирующие применение формальных позитивных санкций. К. присвоили звание «Заслуженный учитель РФ» Коллеги похвалили С. За хорошо выполненный доклад В. получил на заводе премию за своё изобретение Л. присвоена степень доктора физико-математических наук Выступление учеников 10 класса на празднике «Последнего звонка» вызвало аплодисменты Офицеру-подводнику присвоили очередное воинское звание С 6. С опорой на обществоведческие знания и личный опыт смоделируйте конкретную ситуацию, иллюстрирующую позитивное отклоняющееся поведение. Приведите три примера формальных позитивных санкций, возможных в этом случае. С 7. Раскройте на трёх примерах роль социальных норм в жизни общества.

ПОСТУПОК

Исследуя в начале текущей главы понятие добра, мы указали, что одним из его важнейших значений считается правильный, моральный поступок. До сих пор мы рассматривали словосочетание «добрый поступок» чисто интуитивно, полагая, что все представляют, о чем идет речь. Но его осмысление приведет нас к новым парадоксам, помогающим глубже понять нравственный опыт человека.

Понятие поступка

Первое существенное затруднение возникает вокруг самого понятия поступка. Всякое ли наше действие можно признать таковым? Ежедневно мы совершаем множество механических действий: переходим дорогу, включаем свет, разговариваем по телефону. Каждое ли из этих проявлений активности имеет отношение к добру и злу? По этому поводу также существуют два соперничающих мнения. Одно из них предлагает считать поступками, имеющими отношения к морали, только значительные события из жизни людей, связанные с необходимостью делать важный выбор. Например, поступление в институт, устройство на работу, вступление в брак и т.д. В этом плане все множественные повседневные действия считаются несамостоятельными, т.е. обусловленными внешним воздействием на нас. Например, в элементарной операции открытия двери не требуется никакого свободного выбора, а значит, ее следует признать нравственно нейтральной.

Но другая точка зрения настаивает на обратном: любые, даже самые элементарные действия следует оценивать как добрые или злые, поскольку все они имеют последствия, в той или иной степени влияющие на других людей. Так, переходить дорогу можно согласно правилам дорожного движения, а можно нарушать их, подвергая тем самым опасности нескольких людей. Дверь можно открыть аккуратно или же небрежно, задев кого-то, а разговор по телефону можно вести корректно или же грубо. Оказывается, поскольку любой поступок совершен в мире людей, то его нельзя считать нравственно нейтральным.

На наш взгляд, обе представленные точки зрения впадают в крайность и поэтому не отражают сути вопроса. Дело не в том, значительное ли событие нам предстоит в жизни или весьма обыденное; представляет ли собой поступок быстротечное, разовое свершение или включает в себя множество составных действий. Для этики важно, насколько поступок зависел от нас самих, определялся именно нашим решением, и какую ценность мы желали посредством него реализовать. В этой связи нам важно упомянуть мнение основателя этики Аристотеля. Он полагал, что поступок, который может быть назван добродетельным, должен отвечать следующим критериям.

Во-первых, он сознателен, т.е. мы должны отчетливо понимать, что мы делаем и чего таким образом избегаем. Отсюда чисто механические действия, производимые нами во многом неосознанно, не подходят под данный критерий. Разумеется, они влекут за собой определенные положительные либо отрицательные последствия, но далеко нс очевидно, что мы несем за них полную ответственность. Во-вторых, поступок избирается преднамеренно, т.е. мы ясно осознаем цель, которую хотим достичь, и выбираем средство для ее достижения из нескольких возможных альтернатив. Наконец, в терминологии Аристотеля, поступок отличает «уверенное и устойчивое» совершение. Здесь имеются в виду ситуации, когда поступок представляет собой совокупность многих действий или других поступков. Например, один человек решил сменить место работы. Для достижения данной цели ему потребуется выполнить немало других операций, но только уверенное, устойчивое и последовательное их выполнение позволит нам назвать его поведение единым поступком. Если же, напротив, человек меняет несколько раз свое решение и предпринимает весьма противоречивые действия, то мы имеем дело с серией различных поступков.

Таким образом, под поступком мы будем в дальнейшем подразумевать свободное действие, ставшее следствием самостоятельного решения, и преследующее при этом отчетливую цель.

Информация для студентов и преподавателей

«Мы предоставляем надежные, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают мнение экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


Крис Дрю, доктор философии
Основатель и главный редактор

О курсе «Уверенность в написании эссе»