Пример проявления стихийной нравственности в поведении людей: Укажите с опорой на авторский текст отличия поведения человека, соответствующего первому и второму критериям. Приведите, опираясь на знание курса, личный социальный опыт и социальную практику, два примера проявления «стихийной нравственности» в поведении людей.

Альтруизм: что это такое, виды, теории, примеры, кто такой альтруист

Большинство людей готовы бескорыстно помогать близким, если те оказались в беде. Но как далеко простирается такого рода доброта? Forbes Life разбирается, каким бывает альтруизм и что вынуждает нас действовать в интересах других

Принципы альтруизма

Определение альтруизма в психологии довольно размытое. Как правило, под ним понимают поведение, которое выражается в заботе о других людях. Альтруистом называют бескорыстного человека, который совершает поступки из желания помочь, а не потому, что его обязывает к этому чувство долга, давление общества или религиозные соображения. Этому феномену противоположен эгоизм. Однако некоторые теории альтруизма не исключают наличия выгоды, которая может даже не осознаваться альтруистом. Выделяют три основных принципа альтруизма:

  • Жертвенность. Под ней подразумевают готовность поступиться своими целями ради дорогих людей. Считается, что альтруизм наиболее ярко проявляется при помощи близким родственникам.
  • Бескорыстие. Альтруист не ждет ничего взамен. Он никогда не пойдет на сделку с совестью, помогая другому для того, чтобы манипулировать им в дальнейшем.
  • Справедливость. Это своеобразный компас морали и одновременно двигатель альтруизма. Борьба за справедливость объединяет людей, мотивирует действовать сообща без преследования личной выгоды.

О добродетелях человека рассуждали еще античные мыслители. Затем с появлением христианской религии любовь к ближнему и любовь к Богу толковалась как одно целое. Термин «альтруизм» появился только в XIX веке. Его ввел в науку философ и социолог Огюст Конт, подразумевая под этим словом жизнь ради других как принцип высокой нравственности.

Конт отвергал религиозное великодушие, потому что оно, по мнению философа, имело эгоистичную цель спасения души. Ницше не принимал альтруизм, поскольку видел в нем проявление «морали рабов». Фрейд считал, что безвозмездная помощь ближним излечивает чувство вины.

Материал по теме

В каких ситуациях «включается» альтруизм

Научная теория Дарвина гласит, что выживают и эволюционируют те особи, которые лучше всего приспосабливаются к обстоятельствам. То есть не те, кто наиболее силен физически, а те, кто может изменять свои качества, адаптироваться к неблагоприятным факторам. В природе крайне мало примеров жертвенного поведения, животные действуют по отношению друг к другу по принципу сильного. Но даже у них прослеживается альтруистическое поведение в группах, когда нужно обеспечить выживание вида. Мотивы людей часто бывают обусловлены теми же механизмами.

Полвека назад предполагалось, что чистого альтруизма не существует и что это явление имеет эгоистические предпосылки: «Эта теория устарела лет на 60. Когда человек творит добрые дела, ему становится хорошо: дарение, благодарность вызывают биохимические процессы в мозге человека и качественные изменения в личности. Ощущение сопричастности к радости других является проявлением эмпатии. Должен ли человек страдать, совершая альтруистические поступки, — вопрос философский. Современная теория альтруизма это не поддерживает. Альтруизм — про создание качественного социума вокруг себя, хорошего самоощущения и получение личной радости через эмпатию», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Иногда альтруистичное поведение побуждает людей рисковать своей жизнью, чтобы помочь другим. В основе героического альтруизма лежит чувство эмпатии — умения сострадать, эмоционально чувствовать боль ближнего. Яркий пример — деятельность Елизаветы Глинки, известной как Доктор Лиза. 

В других случаях люди помогают окружающим с альтруистической целью, то есть в надежде, что им предложат равноценную помощь взамен. Например, коллега берет часть вашей работы, рассчитывая, что вы отблагодарите его тем же. Здесь есть прагматизм, но такое поведение обусловлено не только сознательным поиском выгоды: задействованы и биологические причины. Например, отдельные виды летучих мышей могут прожить без еды всего 36 часов. Ученые заинтересовались, почему их популяция сохраняет свою численность, когда, по подсчетам, она должна сокращаться. Оказалось, что животные подкармливают ослабевших от голода сородичей своей добычей, поскольку завтра могут оказаться на их месте.

Почему альтруизм выгоден обществу и поддерживается в нем

Существует несколько социологических теорий, объясняющих, почему альтруистическое поведение полезно для общества.

Делать бескорыстные поступки для других — это пример просоциального (взаимного, обусловленного социальными нормами) явления. Как и в случае с животными, помощь соплеменникам помогает людям сохраняться как вид. 

Все альтруистические действия просоциальны, не все просоциальные действия полностью альтруистичны. То есть альтруизм возникает на определенной почве и поддерживается рядом механизмов. Ученые вывели следующие теории сохранения этого явления:

  1. Генетическая. Эмпатия, отзывчивость, способность к поиску компромисса на 50% обусловлены генетически. Другие 50% связаны с факторами окружающей среды. Гены, отвечающие за альтруистичное поведение, могут наследоваться.
  2. Эмоциональная. Позитивная реакция того, кому вы оказываете бескорыстную помощь, способствует выработке эндорфинов — гормонов удовольствия. Это побуждает повторять подобные действия снова и снова. Имеет значение и сила привязанности к человеку: при регулярных актах альтруизма она растет.
  3. Адаптационная. В ряде экспериментов было замечено, что дети охотно повторяют альтруистические паттерны поведения. Причем наиболее эффективно взаимодействие со сверстниками. Ранняя социальная адаптация (дошкольный возраст) помогает воспитать в ребенке альтруистические черты.
  4. Социального ожидания. Люди стремятся избежать чувства вины, которое возникнет, если они не будут соответствовать нормам, диктуемым обществом. Уступить место беременной женщине в транспорте или перевести пожилого человека через дорогу — примеры альтруизма с механизмом социального ожидания.

На основе этих теорий психологи выделяют несколько различных видов альтруизма. Каждый из них характерен для какой-либо конкретной ситуации. Так, взаимный альтруизм предполагает помощь по принципу кредита: предполагается, что помощь придется возвращать, подобно долгу.

Демонстративный альтруизм подчиняется нормам общества и строится на правилах нравственного поведения, хорошего тона. Компенсирующий вид является способом снять с себя чувство вины при предполагаемом бездействии. Рациональный связан с обдумыванием своих поступков, которые не должны нарушать границ других или причинять окружающим вред. Родительский альтруизм подразумевает самоотречение взрослого в пользу потребностей ребенка. Есть также вид ситуационного альтруизма, когда условный манипулятор побуждает человека совершить какое-то действие в его пользу, пренебрегая личными интересами. 

Материал по теме

Кто такой альтруист и как им стать

Альтруизм и эгоизм — две стороны одной медали. Альтруисту присущи такие черты личности, как чуткость, ответственность, нонконформизм, щедрость, дружелюбность и даже наивность. Часто такие люди находятся в гармонии с собой, живут полной жизнью и так или иначе разрешили свои психологические проблемы. Они достаточно зрелы, чтобы принимать ответственность за свои поступки, в том числе промахи и неудачи. 

Правда, есть и обратный эффект: исследователи считают, что сознательное взращивание в себе альтруистических черт помогает справиться с невротическими расстройствами. У некоторых людей склонность к альтруизму может быть естественной, другие больше подвержены эгоизму. Но развивать в себе положительные качества может каждый: «Выработать альтруистические качества можно только путем наработки привычки заниматься альтруизмом. Начать нужно с помощи родным, друзьям, коллегам. Не нужно замахиваться на спасение мира, потому что вы этого никогда не сделаете. Хотите изменить мир — начните заботиться о своих близких. Любить абстрактный мир легко и безответственно. А любить конкретных людей, которые могут быть и злыми, и ревнивыми, да и вообще не всегда вести себя по отношению к вам так, как хочется, — вот это как раз и есть тренировка альтруистических качеств», — рекомендует нейропсихолог Алена Ванченко.

Для начала нужно проследить за тем, как вы ведете себя в конфликтных ситуациях, легко ли идете на компромиссы и как часто размолвки заканчиваются полным разрывом отношений по вашей инициативе. Если вы регулярно ставите окружающих перед выбором между вашими интересами и их собственными, путь к альтруизму будет нелегким. Важно не смешивать эгоизм с себялюбием (превозношение своих интересов, но без ущерба другим) и индивидуализмом (когда частные интересы ставятся выше общих). Наиболее опасной формой является деструктивная агрессия: «Избыточного эгоизма с точки зрения психологии не бывает. Здоровый эгоизм — когда человек заботится о своем я, качественно удерживает границы. Когда он становится агрессором, то начинает преступать границы других людей», — замечает нейропсихолог Алена Ванченко.

Агрессор убежден в своем превосходстве над другими и считает, что он может преступать чужие границы или что он должен быть избавлен от навязанных социумом нравственных норм. Его часто сравнивают с младенцем, который требует от посторонних чуть ли не материнского поведения. Часто у таких личностей снижена способность к эмпатии, то есть сопереживанию. 

Избавиться от эгоистических качеств непросто: человек должен приложить сознательное усилие воли, чтобы принять на себя ответственность за результат всех своих действий. Ему нужно снизить планку требований к окружающим и заставить себя уважать их личные границы. Например, признать, что отказы на просьбы не являются сигналом к разрыву отношений, что люди могут отстаивать те ценности, которые для них важны. Начать можно со следующих шагов:

  1. Найти вдохновляющие истории людей, которые известны своими добрыми делами. Нередко они делятся на страницах в социальных сетях, как изменилась их собственная жизнь благодаря альтруизму. 
  2. Начать практиковать эмпатию. Не дистанцируйтесь от окружающих, а постарайтесь понять их проблемы и представить себя на их месте. Подумайте, что вы можете сделать, чтобы изменить такую ситуацию.  
  3. Действовать во благо ближнему. Сознательно выполняйте небольшие шаги, которые могут быть приятны или полезны окружающим. Начните хотя бы с комплиментов. Испанские исследователи выяснили, что такая практика существенно улучшает атмосферу в рабочем коллективе.
  4. Расширять сферу добрых дел. Подумайте, кому сейчас может быть нужна ваша помощь. Возможно, пожилому соседу, который недавно перенес операцию, не так просто выбраться в супермаркет. Свяжитесь с волонтерскими организациями в своем районе и спросите, что вы можете сделать. Даже непродолжительная деятельность в таком направлении поможет вам выработать черты личности настоящего альтруиста. 

Чем опасен альтруизм

Небольшие добрые дела не требуют много ресурсов и под силу каждому. Они просты в исполнении и при этом создают волнообразный эффект, который приносит счастье как тому, кто принимает помощь, так и тому, кто ее совершает. Реакции, происходящие в организме в это время, делают нас обоюдно счастливыми.

Альтруистическое поведение улучшает ментальное и физическое здоровье, способствует восстановлению романтических отношений после охлаждения или налаживания духа взаимопомощи в рабочем коллективе. Альтруисты имеют больше социальных взаимодействий, следовательно, у них много знакомых, готовых помочь в трудную минуту, выше шансы на карьерный успех и наличие своеобразной вакцины от одиночества. 

Плюсы довольно очевидны, но без минусов тоже не обойтись, считает Алена Ванченко: «Альтруизм задействует внутренние установки, что мы делаем мир лучше. Но если мы помогаем людям, жертвуя собой, — это уже мазохистическая история. Такое поведение является скорее отклонением. Чаще всего мы жертвуем чем-то ценным ради идеи, и в этом есть определенная форма ущербности мышления. С альтруизмом и жертвенностью важно не переборщить. Как только они становятся деструктивными для самого альтруиста, это уже признак, что нужно обратиться к психологу или психотерапевту». 

В качестве примера можно привести несколько негативных эффектов альтруизма:

  1. Альтруистом легко манипулировать. Такие люди принимают переживания других близко к сердцу и не всегда отличают случаи, когда их добротой пользуются в корыстных интересах.
  2. Иногда альтруизм превращается в пренебрежение собственными интересами. Человек жертвует своим здоровьем, социальными или финансовыми потребностями, чтобы посвящать все время заботе о ближних.
  3. Альтруистическое поведение может быть опасным для жизни, когда человек постоянно рискует собой, спасая других (например, во время чрезвычайных ситуаций, стихийных бедствий, пожаров, боевых действий).
  4. Заядлые альтруисты, у которых в приоритете только лишь помощь окружающим, могут регрессировать в тех сферах, которые необходимы для гармоничного развития личности.

Чтобы избежать побочных эффектов альтруизма, нужно периодически спрашивать себя, какие задачи на текущем жизненном отрезке важно выполнить, чтоб состояться как личность и не упустить нужный момент для их реализации. Полезно также задумываться, прежде чем броситься помогать всем нуждающимся, могут ли они справиться со своими проблемами самостоятельно; если нет — как снизить степень вашего участия в этом процессе. Иногда нужно научиться говорить нет, если вы чувствуете, что отказ от планов в пользу чужих интересов вызывает дискомфорт и разочарование.

Философ Иммануил Кант, посвятивший себя исследованию природы морали, вывел такое правило: «Поступай так, чтобы максима твоего поступка могла стать принципом всеобщего законодательства». Небольшие добрые дела делают нас и мир вокруг лучше. Каждый может взять на себя такую ответственность и ничего от этого не потерять. В то же время здоровый индивидуализм важен (особенно в науке и искусстве) для саморазвития и осуществления тех целей, которые в потенциале будут работать на благо всего человечества.

Мораль — что это, определение и ответ

Мораль – часть духовного мира человека.

Мораль — это принятая в обществе система норм, идеалов, принципов, регулирующая поведение людей.

Нравственность ― практическая реализация норм морали в повседневной жизни людей, при которой значительно смягчается строгость высокоморальных норм.

Наука, изучающая и анализирующая состояние нравов, прогнозирующая развитие морали – этика.

Этика выясняет место и роль морали в системе других компонентов культуры (наука, право, религия, искусство), анализирует ее сущность и внутреннюю структуру, изучает происхождение и историческое развитие нравственности.

Регулятивная — регулирование поведения и внутреннего мира человека.

Ценностно-ориентационная — создание ориентиров для человека, способствующих его самосовершенствованию.

Мотивационная — моральные принципы мотивируют человека на совершение определенных действий или на воздержание от совершения каких-либо действий.

Координационная — обеспечение единства и согласованности взаимодействия людей; обеспечение стандартизации и предсказуемости поведения людей.

Конститутивная — конститутивная функция морали заключается в том, что она выступает как центральная, фундаментальная форма социальной культуры, лежащая в основе всех других ее форм.

Оценочная — помогает расценивать с позиций добра и зла явления действительности.

Мораль как социальный регулятор состоит из ряда моральных категорий:

Моисеевы законы — Десять заповедей, сформулированных в Библии, а также известные правила: будь честен, помогай ближнему, уважай старших, береги честь смолоду и т. д.

Например: гуманизм — признание человека высшей ценностью; альтруизм — бескорыстное служение ближнему; милосердие — сострадательная и деятельная любовь, выражающаяся в готовности помочь каждому в чем-либо нуждающемуся; коллективизм — сознательное стремление содействовать общему благу.

  • Нравственные идеалы — образы нравственно совершенной личности, представления о человеке, воплотившем в себе наиболее высокие моральные качества.

  • Моральные качества — доброта, великодушие, смелость, мудрость.

  • Морально-психологические механизмы — долг, совесть, честь.

  • Высшие моральные ценности — свобода, справедливость, счастье и т. д.

Особое место в морали занимает такая ценность как смысл жизни – сложная система внутренних духовных ценностей, ради достижения которых человек учится, работает, дружит и любит, создаёт семью, воспитывает детей и т.д.

Совокупность моральных категорий формирует нравственную культуру человека – степень восприятия индивидом нравственного сознания и культуры общества, показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в реальных действиях человека.

«Золотоеправило»нравственности: «Поступай по отношению к другим так, как ты хотел бы, чтобы они поступали по отношению к тебе». Это правило требует, чтобы никто не ставил себя в исключительное положение по сравнению с другими, и тем самым устанавливает равенство между людьми.

Моральная автономия личности: личность самостоятельно осуществляет выбор нравственных принципов и способов своих действий, а потому несет ответственность за свой выбор перед самой собой и перед человечеством. Автономия личности предполагает, что о человеке следует судить по его личным качествам и поступкам, а не по происхождению, цвету кожи, религиозным убеждениям, принадлежности к социальной группе и т. д.

Гуманизм: человеколюбие, признание единства, забота о благополучии и счастье каждого человека. Этот принцип требует отказа от всех форм насилия над личностью. Он утверждает социальное равенство людей, а также «естественные права» каждого человека на жизнь, свободу, охрану здоровья, духовное развитие и др.

Альтруизм: нравственный принцип, предполагающий милосердие к другим людям, желание приносить им благо.

Моральная скрупулёзность ОКР: Часть первая

Можно утверждать, что многие формы ОКР сводятся к страху, что отсутствие бдительности может привести к потере идентичности. Человек с обсессивно-компульсивным расстройством вреда может беспокоиться о том, что неспособность уловить этот один импульс может привести к спонтанному открытию того, что он / она жестокий или вредный человек. Человек с навязчивыми идеями сексуальной ориентации может быть чрезмерно обеспокоен тем, что эта единственная мысль или ощущение, оставленные до неопределенности, могут раскрыть открытие отрицания геев. Если вы рискнете признать, что вы, возможно, коснулись своей обуви, но на этот раз просто не собираетесь вытаскивать дезинфицирующее средство для рук, это может быть оговоркой, которая показывает, что вы безответственный или негигиеничный человек. Нигде эта чрезмерная защита тождества не проявляется так ясно, как в случае моральной щепетильности.

В этой серии блогов мы будем исследовать форму ОКР, которая наиболее конкретно проявляется в виде чрезмерного беспокойства о добре и зле и ложной дихотомии хорошего человека/плохого человека при ОКР. Эта первая статья в серии будет посвящена определению и распознаванию моральной щепетильности при ОКР. Важно понимать, что то, что я здесь называю «Обсессивно-компульсивным расстройством моральной скрупулезности», не является другим видом расстройства, а просто названием для описания проявления ОКР для простоты. Термин «щепетильность» часто используется для описания религиозных навязчивых идей, которые обычно проявляются в чрезмерном увлечении деталями своих религиозных догматов и в том, соблюдаются ли они в точности. Таким образом, моральная щепетильность — это навязчивая забота о том, хорош человек или плох, независимо от религиозных ожиданий. Другими словами, речь идет о «качестве» человека в контексте культуры, в которой он или она живет. Ценности и этика этой культуры — это правила, которые диктует ОКР, которым нужно следовать безукоризненно. Более того, это совершенство должно постоянно подтверждаться вне всяких сомнений. Даже когда я пишу это, я чувствую зуд от собственной моральной неприятности, требующей, чтобы я действительно запечатлел страдания тех, у кого ОКР моральной щепетильности. я не буду.

Распространенные проявления моральной щепетильности ОКР

  • Вот некоторые распространенные проявления моральной щепетильности, которые я наблюдал в клинической практике:
  • Чрезмерное стремление быть на 100% честным
  • Чрезмерная забота о том, чтобы быть «хорошим» или не быть «плохим» (так называемый «хороший» человек не стал бы думать или делать xyz)
  • Чрезмерная забота о том, чтобы попасть в беду или нарушить правила
  • Чрезмерная озабоченность тем, что прошлый поступок был аморальным
  • Может включать в себя осознание действительной моральной ошибки, но с навязчивой потребностью точно знать, насколько
  • Может включать опасение, что другие отвергнут вас, если узнают об этом
  • Может включать беспокойство о том, что мысль об аморальном поступке может быть воспоминанием о аморальном поступке, который, вероятно, даже не имел места (см. мой блог об ОКР с ложными воспоминаниями)
  • Чрезмерная озабоченность тем, что супружеская измена или какой-либо неверный поступок могли иметь место или могли иметь место
  • Чрезмерная забота о том, что кто-то сделал кого-то аморальным

Моральная щепетильность любит заимствовать у других распространенных проявлений ОКР. Хотя в Y-BOCS он указан в подкатегории религиозных навязчивых идей, моральная щепетильность на самом деле присутствует почти во всех видах ОКР. Вот несколько примеров:

  • Загрязнение
    • Было бы аморально прикасаться к этому грязными руками
  • Проверка
    • Было бы аморально рисковать незапертой дверью, включенной плитой и т. д.
  • Вред
    • Было бы аморально проявлять небрежность, которая может привести к причинению вреда
  • Навязчивые идеи сексуальной ориентации
    • Было бы аморально обманывать других относительно моей привлекательности и позволять им продолжать верить, что я придерживаюсь одной ориентации, когда я мог бы быть другой
  • Навязчивые идеи, связанные с педофилией
    • Было бы морально долго думать о ребенке навязчиво
  • Одержимость отношениями
    • Было бы аморально позволить моему партнеру оставаться в отношениях с кем-то, у кого есть мои мысли
  • Религиозная щепетильность
    • Было бы аморально проявлять философскую гибкость или выбирать собственную интерпретацию религиозной доктрины по моральным вопросам

Компульсии при моральной щепетильности ОКР

Принуждения, т. е. действия, которые практикуют страдающие ОКР, чтобы чувствовать себя более уверенными в ложности своих страхов, также могут охватывать широкий спектр человеческого поведения при моральной щепетильности. Учтите, что для каждого человека то, что заставляет его считать себя нравственным, опосредовано его личным мировоззрением. Часто я замечаю, что люди испытывают навязчивые мысли, что выглядят так, как будто они служат выполняет одну функцию, но на самом деле служит другой , и эта проблема неспособности распознать, почему делается компульсия, может помешать лечению ОКР. Например, легко предположить, что человек, чрезмерно моющий руки, боится заболеть. Но они могут быть больше озабочены тем, чтобы заболеть других человек. Или заразить себя или других, возможно, даже не входит в это. Они могут просто сравнивать свою моральную честность с уверенностью в том, что они соблюдают гигиену. В этом случае воздействие страха заболеть или вызвать заболевание будет менее эффективным, чем воздействие страха возможной социальной девиантности или неадекватности.

Вот некоторые распространенные принуждения, связанные с моральной щепетильностью:

  • Поиск уверенности в моральных вопросах
  • Признание предполагаемых аморальных действий или мыслей
  • Мысленное рассмотрение/проверка действий для определения моральной честности
  • Ментальные ритуалы
    • Повторение нейтрализации «хороших» мыслей
    • Размышление над гипотетическими моральными сценариями для проверки ответов
    • Неоднократное объяснение того, почему прошлый поступок не был аморальным в контексте
  • Избегание нравственно двусмысленных ситуаций
  • Самонаказание для доказательства морального беспокойства
  • Чрезмерное извинение за предполагаемые/потенциальные моральные проступки
  • Мытье и проверка поведения, связанного с моральными соображениями
  • Чрезмерное пожертвование или другие акты преувеличенного альтруизма/щедрости

В основе любой навязчивой идеи лежит ошибочное требование уверенности. Поиск уверенности в одних областях может, по крайней мере, оказаться более плодотворным, чем в других. Например, вы можете навязчиво проверять, выключили ли вы плиту. Вы увидите, что он выключен, и это вызовет у вас ощущение, что он выключен. Конечно, это вряд ли продлится долго, но это тема для другого блога. Но как ты проверить свою мораль, чтобы убедиться, что она включена или выключена? Вы можете составить список моральных принципов, которым нужно следовать, которые соответствуют вашему культурному контексту, и вы даже можете убедить себя, что доверие к этому списку (в отличие от какого-либо другого списка) оправдано. Но в какой-то момент вам все равно придется решить, доверяете ли вы своему собственному суждению, своей памяти и собственному разговору с самим собой. Хотя каждый имеет право на проверку реальности время от времени (как, например, «да ладно, это не так уж и важно), постоянное заверение себя, чтобы обрести уверенность, всегда заканчивается столкновением со стеной реальности, что что-то может быть упущено.

ERP и моральная скрупулезность OCD

Предотвращение воздействия и реакции (ERP) — наиболее эффективный способ лечения любого вида OCD. Но вы можете быть обеспокоены тем, что подверженность моральным опасениям означает совершение аморальных поступков или может иметь последствия, которые не проявляются сразу. Другими словами, если вы боитесь лгать, вы можете подумать, что лучший способ разоблачения — это ложь, но это не обязательно так. Подверженность страху лжи заключается в том, чтобы вести себя там, где это неясно имела ли место ложь (или значение извращенной правды неизвестно).

Или у вас может быть страх, что вы вели себя аморально и что могут быть негативные последствия, о которых не будут знать годами или десятилетиями (например, ваша или чья-то жизнь потом будет разрушена). Из-за этой путаницы так важно помнить, что битва с ОКР — это битва за толерантность к неопределенности. Страх столкнуться с долговременным ущербом — это страх того, что вы не можете вынести сидение в неуверенности сейчас и неизвестное будущее.

Цели ERP

Цель ERP никогда не состоит в том, чтобы доказать, что вы хороший человек. Это ловушка. Любая цель, которая по определению невозможна, очевидно, не стоит того, чтобы ее преследовать. Вот фактические цели лечения вашей моральной щепетильности с помощью ERP:

  • Повышение устойчивости к неопределенности
  • Нарушить ожидание того, что неопределенность в отношении морали невыносима
  • Улучшить способность придерживаться ценностного поведения, несмотря на нежелательные мысли/чувства

Мой терапевт заставит меня делать ужасные вещи?

ERP-терапевты много шутят о совершении ужасных поступков, но правда в том, что мы так же заинтересованы в сохранении вашей морали, как и вы. Мы просто не верим в определенность. Мы всегда работаем в рамках моральных рамок клиента и без намерения их нарушить. Это требует достаточного количества сотрудничества, чтобы и терапевт, и клиент имели достаточно доверия между собой, чтобы рискнуть овладеть ОКР. Во-первых, нам нужно определить, какие линии не будут пересекаться. Это так же верно в отношении нравственной щепетильности, как это может быть очевидно для тех, кто щепетилен в религиозной сфере. Мы бы не стали просить религиозного человека заведомо грешить и не стали бы просить нравственно щепетильного человека брать деньги из стакана бомжа — не потому, что мы особо хорошие люди, а потому, что это просто не работает. Голова на конфронтацию с неопределенностью — вот что работает. Итак, как только мы определили линии, которые нельзя пересекать, мы хотим исследовать область возле линии и научиться обходить ее более небрежно, без принуждения, и взять на себя ответственность за тот факт, что порыв ветра может случайно подтолкнуть нас к этому.

Помимо воздействия на реальный жизненный опыт, которое часто сводится к поведению, согласующемуся с поведением окружающих, но без проверки и поиска уверенности в том, что вы сделали это наиболее нравственным образом, воображаемое воздействие может быть очень полезно. Написание сценариев, разъясняющих, что неопределенность в отношении морали будет принята, что аморальные поступки могут привести к нежелательным последствиям или что сами сценарии являются аморальными поступками, — все это может быть эффективным.

Что ж, на данный момент этого достаточно… 

А пока подумайте вот о чем: обсессивно-компульсивное расстройство обусловлено навязчивыми действиями, которые вы совершаете, чтобы убедиться, что в данном случае вы нравственны. Чтобы заставить вас совершать навязчивые действия, ОКР должно вас сломить. Он должен завалить вас мысленным спамом о ваших предполагаемых моральных недостатках. Научиться радостно жить с неопределенностью даже в отношении присущей вам «хорошести» как человека — лучшая стратегия для преодоления ОКР и хорошего самочувствия. ОКР использует мошенническую концепцию «плохого человека», чтобы убедить вас доказать обратное. Меня однажды спросили, почему ОКР никогда не пытается убедить вас в том, что вы хороший человек. Ответ в том, что этот не нуждается в убеждении.

В следующих частях этой серии я рассмотрю несколько примеров моральной щепетильности при ОКР и то, как когнитивные подходы, самосострадание и роль осознанности могут быть использованы в лечении. Все это можно использовать для улучшения вашей работы с ERP и освобождения от иррационального страха быть непривлекательным.

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы прочитать ОКР «Моральная скрупулёзность: Часть вторая»

Нажмите ЗДЕСЬ, чтобы прочитать ОКР «Моральная скрупулёзность: Часть третья»

Этика и мораль | Психология сегодня

Мораль, этика, зло, жадность

Отзыв от Psychology Today Staff

Проще говоря, этика представляет собой моральный кодекс, который определяет выбор и поведение человека на протяжении всей его жизни. Идея морального кодекса выходит за рамки отдельного человека и включает в себя то, что считается правильным и неправильным для сообщества или общества в целом.

Этика касается прав, обязанностей, использования языка, того, что значит жить этичной жизнью, и того, как люди принимают моральные решения. Мы можем думать о морализаторстве как об интеллектуальном упражнении, но чаще всего это попытка разобраться в наших инстинктах и ​​реакциях. Это субъективная концепция, и у многих людей есть твердые и упрямые убеждения о том, что правильно, а что неправильно, что может поставить их в прямое противоречие с моральными убеждениями других. Тем не менее, несмотря на то, что мораль может различаться от человека к человеку, от религии к религии и от культуры к культуре, было обнаружено, что многие из них универсальны и проистекают из основных человеческих эмоций.

Содержимое
  • Наука быть добродетельным
  • Понимание аморальности
  • Стадии нравственного развития

Наука быть добродетельным

О тех, кого считают нравственно хорошими, говорят, что они добродетельны и придерживаются высоких этических стандартов, а о тех, кого считают нравственно плохими, думают как о злых, грешных или даже преступниках. Мораль была ключевой заботой Аристотеля, который первым изучил такие вопросы, как «Что такое моральная ответственность?» и «Что нужно человеку, чтобы быть добродетельным?»

Люди рождаются с моралью и этикой?

Раньше мы думали, что люди рождаются с чистым листом, но исследования показали, что у людей есть врожденное чувство морали. Конечно, родители и общество в целом могут воспитывать и развивать нравственность и этику у детей.

Возможна ли мораль без религии?

Люди этичны и нравственны независимо от религии и Бога. Люди не являются в основе своей хорошими и не являются в основе своей злыми. Однако исследование Pew показало, что атеисты гораздо реже, чем теисты, верят в существование «абсолютных стандартов добра и зла». По сути, атеизм не подрывает мораль, но концепция морали атеиста может отличаться от концепции традиционного теиста.

Есть ли у животных мораль?

Животные похожи на людей, а люди все-таки животные. Было проведено множество исследований среди животных, и более 90 процентов их поведения можно определить как «просоциальное» или позитивное. Кроме того, вы не найдете массовых войн у животных, как у людей. Следовательно, можно сказать, что животные более нравственны, чем люди.

В чем разница между моральной психологией и моральной философией?

Изучение моральной психологии включает в себя изучение моральной философии, но эта область больше связана с тем, как человек приходит к принятию правильного или неправильного решения, а не с тем, какие решения он должен был принять. Характер, рассуждения, ответственность и альтруизм, наряду с другими областями, также вступают в игру, равно как и развитие морали.

Понимание безнравственности

Семь смертных грехов были впервые перечислены в шестом веке папой Григорием I и представляют собой размах аморального поведения. Также известные как кардинальные грехи или семь смертных пороков, это тщеславие, ревность, гнев, лень, жадность, чревоугодие и похоть. О людях, демонстрирующих такое аморальное поведение, часто говорят, что у них есть недостатки в характере. Некоторые современные мыслители предполагают, что добродетель часто маскирует скрытый порок; это просто зависит от того, где мы склоняем чашу весов.

В чем разница между аморальностью и аморальностью?

Аморальный человек не понимает и не заботится о том, что правильно, а что нет. Ни к морали, ни к безнравственности нет никакого отношения. И наоборот, аморальный человек знает разницу, но все равно поступает неправильно. Аморальный политик, например, не имеет совести и делает выбор, исходя из своих личных потребностей; он не замечает, правильны его действия или нет.

Что такое аморальное поведение?

Можно утверждать, что действия Wells Fargo, например, были бы аморальными, если бы банк не понимал, что правильно, а что нет. Во время скандала с мошенничеством в 2016 году банк без ведома клиентов создал мошеннические сберегательные и расчетные счета для миллионов клиентов. Конечно, если бы банк все это время знал, что делал, то скандал был бы назван аморальным.

Почему некоторые люди много лгут?

Каждый в какой-то степени лжет во благо, и часто ложь делается для общего блага. Но идея о том, что небольшой процент людей говорит львиную долю лжи, — это принцип Парето, закон жизненно важного меньшинства. На 20 процентов населения приходится 80 процентов поведения.

Знают ли люди, что хорошо, а что плохо?

Мы знаем, что хорошо, а что плохо. Если вы вредите и раните другого человека, это неправильно. Однако то, что правильно для одного человека, вполне может быть неправильным для другого. Хорошим примером этой дихотомии является религиозный консерватор, считающий право женщины на свое тело аморальным. В этом случае чья-то этика основана на чьих-то ценностях; и моральный разрыв между ценностями может быть огромным.

Стадии нравственного развития

Психолог Лоуренс Кольберг определил свои этапы морального развития в 1958 году. Эта структура привела к текущим исследованиям в области моральной психологии. Работа Кольберга посвящена тому, как мы думаем о добре и зле, и основана на теории Жана Пиаже о моральном суждении детей. Его этапы включают доконвенциональный, конвенциональный, постконвенциональный, и то, что мы изучаем на одном этапе, интегрируется в последующие этапы.

Что такое предварительная стадия?

Доконвенциональная стадия обусловлена ​​послушанием и наказанием. Это детский взгляд на то, что правильно и что неправильно. Примеры такого мышления: «Я ударил своего брата и получил тайм-аут». «Как мне избежать наказания?» «Что это значит для меня?»

Что такое обычная сцена?

Конвенциональная стадия — это когда мы принимаем общественные взгляды на добро и зло. На этом этапе люди следуют правилам с ориентацией хороший мальчик и хорошая девочка . Пример такого мышления: «Сделай это для меня». К этому этапу относится и мораль правопорядка: «Исполняй свой долг».

Что такое постконвенциональная стадия?

Постконвенциональная стадия более абстрактна: «Ваше правильное и неправильное — это не мое правильное и неправильное». Этот этап выходит за рамки социальных норм, и человек развивает свой собственный моральный компас, придерживаясь личных принципов того, что этично, а что нет.

Добавить комментарий