Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения.
Обоснуйте необходимость предотвращения появления в российском обществе проявлений негативного девиантного поведения. (Обоснование может быть дано в одном или нескольких распространённых предложениях.)
Какие организации и учреждения в РФ осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков? (Назовите любые три организации или учреждения.) Для каждого из них приведите по одному примеру, иллюстрирующему их деятельность по предотвращению развития негативного девиантного поведения среди подростков. (Каждый пример должен быть сформулирован развёрнуто. В совокупности примеры должны иллюстрировать деятельность трех различных организаций или учреждения.)
1. Обоснование:
В каждом обществе существуют нормы, которые формировались столетиями, и без которых жизнь индивида невозможна: обычаи, традиции, мораль, религиозные и другие нормы. У государства и общества есть свои рычаги, позволяющие сохранить необходимые нормы. В первом случае это помощь правоохранительных органах, во втором – социальный контроль (социальные нормы и социальные санкции – форма социального контроля). Поведение индивида, негативно отклоняющееся от общепринятых норм поведения – это девиация.
Девиация может наносить вред не только человеку-девианту, но и обществу. Негативная девиация расшатывает устои общества и особенно опасна, когда девиантами становятся социальные группы и прослойки общества. Возрастает количество социальных конфликтов, происходит дестабилизация общества. Роль государства здесь очень велика. Чтобы сохранить порядок в обществе, оно переводит опасные девиации в ранг правонарушений.
Идёт борьба с правонарушениями посредством уголовных, административно-правовых и дисциплинарных санкций. Чтобы уменьшить количество негативной девиации в обществе, предотвратить ее, государство и общество занимаются воспитанием детей и подростков в русле культурных и социальных норм на стадии формирования личности.
2. Организации и учреждения в РФ, которые осуществляют деятельность по предотвращению появления и развития негативного девиантного поведения у подростков:
Спортивные учреждения, воскресные школы при храмах и, конечно, правоохранительные органы.
3. Примеры:
1) Спортивные учреждения. Важную роль в воспитании подрастающего поколения играют спортивные учреждения, где молодёжь не только закаляет тело, но и душу. Берёт пример со старших, учится бороться за спортивный результат, а не против общества.
2) Воскресные школы при храмах. Церковные структуры активно подключаются к профилактике проявлений негативного девиантного поведения подростков: это воскресные школы, церковные службы, где подростки получают представления о христианской морали, то есть представления о добре и зле, о справедливости и несправедливости.
3) Правоохранительные органы. Правоохранительные органы чётко реагируют на жалобы граждан, страдающих от негативного девиантного поведения соседских детей и подростков.
Источник: Пять наук | Обществознание ЕГЭ
Негативное и позитивное отклоняющееся поведение
Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?
Отклонение от нормы
Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.
Структурный функционализм
Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.
Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.
Символическое взаимодействие
Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.
Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.
Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.
Социальный конфликт
Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.
Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное
В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:
- Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
- Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
- Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.
У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.
Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.
Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.
Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.
Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.
Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма
Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.
4 основные функции отклоняющегося поведения
Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:
- Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
- Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
- Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
- Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.
Теория деформации Мертона
Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.
Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.
Положительная девиация
Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.
Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.
Особенности восприятия
Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».
Быть не таким, как все — это плохо?
Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.
Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.
Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.
Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.
Блог о повседневной социологии: Девиантность 101
Тодд Шопфлин
Когда я знакомлю своих студентов с социологическим исследованием девиантности, я стараюсь сосредоточиться на реакциях, с которыми люди сталкиваются, когда нарушают нормы или действуют нетрадиционным образом. Задумайтесь: если вы нарушаете норму, а реакции на это нарушение нет, действительно ли это девиантное поведение? Я собираюсь обсудить несколько примеров нарушения норм; некоторые включают реакции, другие нет.
Мой первый пример — реальная история. Несколько лет назад ко мне на занятия по социальной психологии пришла очень общительная ученица с отличным чувством юмора в огромном оранжевом парике. Забавно то, что он вел себя так, как будто это не имело большого значения, как будто было нормальным посещать занятия в большом ярком парике. Я от души рассмеялся и объяснил классу, что его парик — отличный пример девиантного поведения; в конце концов, никто еще не приходил ко мне в класс в сумасшедшем парике (и с тех пор никто не приходил).
Однако, оглядываясь назад, я не думаю, что это отличный пример девиантного поведения, потому что по какой-то причине другие ученики никак не отреагировали на его поведение. Они были равнодушны. На самом деле я предложил единственную реакцию, и то, как я смеялся, выражало положительную реакцию. И хотя моя реакция и мой комментарий по поводу его парика указывали на то, что I думал, что он ведет себя девиантным образом, никто другой так не думал. В принципе, им было все равно. Учитывая это, действительно ли имел место акт отклонения?
Мой следующий пример гипотетический. Предположим, я ношу спортивные штаны каждый день на занятия (кстати, это моя мечта. Некоторые люди мечтают стать миллионерами и владеть особняками. Я мечтаю носить спортивные штаны 24-7-365). Однако я не ношу спортивные штаны, опасаясь, что коллеги сочтут меня непрофессионалом.
Но будет ли это интересно моим ученикам? Может быть, сначала. Я полагаю, студент мог бы сказать: «Ты не похож на настоящего профессора колледжа из !» Но держу пари, что всего через несколько занятий студенты потеряют интерес и сочтут все предприятие ничем не примечательным. Даже мои коллеги, вероятно, привыкли бы к этому. Конечно, некоторые из них могут прошептать «он странный», а мой декан может предложить мне одеться более профессионально, но на занятиях я искренне сомневаюсь, что вызову какую-то существенную негативную реакцию.
Не поймите меня неправильно: для профессора нетрадиционно носить спортивные штаны, так же как для студента нетрадиционно носить оранжевый парик на занятиях. Но если реакции на нетрадиционное поведение мягкие, незначительные или вообще отсутствуют, на карту поставлено немногое. Другими словами, без существенной негативной реакции нестандартные действия не имеют большого значения.
Когда я познакомил студентов с социологической точки зрения на девиантность во время введения в курс социологии в этом семестре, один из моих студентов привел прекрасную иллюстрацию важности реакций, когда речь идет о поведении, которое рассматривается как девиантное. Она рассказала о негативных реакциях, с которыми столкнулась во время беременности. Например, один человек сказал ей: «Ты выбрасываешь свою жизнь на ветер». Как грубо говорить кому-то! И это именно моя точка зрения: враждебная реакция — это сильный сигнал о том, что чье-то поведение воспринимается как девиантное.
Рассказывая о своей ситуации, Ирена заметила, что отчасти неодобрение, с которым она столкнулась, было вызвано тем, что она не была замужем. Затем в сообщении по электронной почте она привела мне еще два примера негативных реакций. Одна из них заключалась в том, что некоторые из ее друзей отреагировали предположением, что ей придется бросить школу. Другой заключался в том, что некоторые из ее «друзей» сначала были взволнованы известием о ее беременности, но с тех пор перестали с ней разговаривать и практически исчезли из ее жизни.
Опыт Ирены показывает, насколько важно сосредоточиться на реакции, а не на действии. Никто не скажет, что беременность — это нарушение нормы для всех женщин во все времена. Мы должны принимать во внимание контекст, когда пытаемся определить, является ли поведение девиантным, и мы должны помнить, что то, что является девиантным для некоторых людей (и для некоторых групп и культур), не является девиантным для других людей (и для других). группы и культуры). Будет ли замужняя женщина 25 лет рассматриваться как девиантная личность из-за того, что она беременна? Я сомневаюсь в этом. Наоборот, держу пари, что это будет отпраздновано и воспринято как отличная новость.
Во время того же занятия я использовал межрасовые отношения как пример чего-то, что со временем стало более приемлемым (и, следовательно, менее девиантным), но все еще рассматривается некоторыми в обществе как неприемлемое (и, следовательно, все еще является девиантным для градус). Мне кажется, что межрасовые отношения более приемлемы в американском обществе, чем когда-либо прежде, но люди в межрасовых отношениях до сих пор иногда подвергаются негативной реакции (например, см. блог Дженис Принс Иннисс о мировом судье, который отказался жениться на межрасовой пара).
Подумайте об этом с точки зрения вашей семьи. Если бы вы привели своего нового парня или девушку домой, чтобы познакомиться с семьей, и они принадлежали к другой расе, как отреагировали бы ваши родители? А что сказали бы ваши бабушка и дедушка? Я предполагаю, что многие из вас столкнутся с неодобрением. Между прочим, моя ученица Ирена рассказала классу, что некоторые люди в ее жизни больше принимали ее, когда она была в межрасовых отношениях, чем когда она была беременной незамужней студенткой колледжа.
Хорошо, еще один пример. Когда в тот день я пришел в класс, чтобы представить тему девиантности, я был взволнован, потому что мне нравится эта тема. Но мои ученики выглядели уставшими и не готовыми заниматься каким-либо материалом. Итак, чтобы растопить лед, я намеренно рассказал глупую шутку, чтобы поднять настроение («Почему банан пошел к врачу? Потому что он плохо чистил ».) Глупая шутка послужила моей цели, потому что это была простая ледокол.
В тот день, когда я ехал домой из школы, мне пришла в голову интересная мысль: а что, если бы я рассказал моему классу грязный анекдот? Я не говорю, что хотел рассказать грязную шутку или что я рассказываю грязные шутки в свободное время. Я хочу сказать, что грязная шутка была бы крайне неуместной в классе. И я думаю, что это был бы пример девиантного поведения. Я говорю это, потому что полагаю, что получил бы много неодобрительных реакций. Кто знает, в зависимости от фактического содержания шутки некоторые студенты могли бы рассмеяться. Но я подозреваю, что некоторые бы обиделись, а некоторые покинули бы класс, считая меня «извращенцем» или «грязным стариком».
Мои примеры демонстрируют решающую роль, которую играют реакции, когда дело доходит до девиантного поведения. Вы заметите, что мои примеры девиантного поведения сосредоточены на негативных реакциях. Это потому, что негативные реакции (такие как злобный взгляд, оскорбление или акт дискриминации) являются явными сигналами того, что имело место девиантное поведение. А как же положительные реакции? В моем примере со студентом, который ходил на занятия в парике, я подразумевал, что положительная реакция (мой смех) была частью причины, по которой его поведение на самом деле не было девиантным. Но можете ли вы привести какие-либо примеры положительной реакции на действие, которое считается девиантным? Другими словами, есть ли девиантное поведение, вызывающее положительную реакцию? Хммм, может быть, это другая тема блога в другой раз…
Чтение: Девиация и контроль | Introductory Sociology
Большая часть привлекательности зрелищных выступлений артистов в переодевании проистекает из юмора, присущего наблюдению за нарушением повседневных норм.
Что такое девиантность? И какова связь между девиантностью и преступностью? По словам социолога Уильяма Грэма Самнера, девиантность — это нарушение установленных контекстуальных, культурных или социальных норм, будь то народные обычаи, нравы или кодифицированный закон (19).06). Это может быть как незначительное, как ковыряние в носу на публике, так и серьезное, как совершение убийства. Хотя слово «девиантность» в повседневном языке имеет негативный оттенок, социологи признают, что девиантность не обязательно плоха (Schoepflin 2011). На самом деле, с точки зрения структурного функционализма, одним из положительных вкладов девиантности является то, что она способствует социальным изменениям. Например, во время движения за гражданские права в США Роза Паркс нарушила социальные нормы, когда отказалась переехать в «черную секцию» автобуса, а Литл-Рокская девятка нарушила обычаи сегрегации, чтобы посещать государственную школу Арканзаса.
«Что такое девиантное поведение?» нельзя ответить однозначно. Называется ли действие девиантным или нет, зависит от многих факторов, включая местоположение, аудиторию и человека, совершающего действие (Becker 1963). Прослушивание вашего iPod по дороге на занятия считается приемлемым поведением. Прослушивание вашего iPod в 14:00. Лекция по социологии считается грубой. Прослушивание вашего iPod во время дачи свидетельских показаний перед судьей может привести к тому, что вы будете обвинены в неуважении к суду и, следовательно, оштрафованы или заключены в тюрьму.
Поскольку нормы различаются в зависимости от культуры и времени, логично, что представления об отклонениях также меняются. Пятьдесят лет назад в государственных школах США существовал строгий дресс-код, который, среди прочего, часто запрещал женщинам носить брюки на занятиях. Сегодня социально приемлемо для женщин носить брюки, но менее приемлемо для мужчин носить юбки. Во время войны действия, обычно считающиеся предосудительными с моральной точки зрения, такие как лишение жизни другого человека, на самом деле могут быть вознаграждены.
Почему я вожу катафалк
Когда социолог Тодд Шопфлин столкнулся со своим другом детства Биллом, он был потрясен, увидев, что тот водит катафалк вместо обычной машины. Профессионально подготовленный исследователь, Шёпфлин задавался вопросом, какое влияние вождение катафалка оказало на его друга и какое влияние оно могло оказать на других участников дорожного движения. Будет ли использование такого транспортного средства для повседневных дел большинством людей считать отклонением от нормы?
Шопфлин взял интервью у Билла, которому сначала было любопытно узнать, почему он водил такую нетрадиционную машину. Билл просто искал надежную зимнюю машину; с ограниченным бюджетом он искал объявления о подержанных автомобилях и наткнулся на катафалк. Машина работала хорошо, и цена была подходящей, поэтому он купил ее.
Билл признался, что реакция окружающих на машину была неоднозначной. Его родители были потрясены, и он получил странные взгляды от своих коллег. Механик однажды отказался работать над ним, заявив, что это «машина для мертвецов». Однако в целом Билл получил в основном положительные отзывы. Незнакомцы поднимали ему вверх большие пальцы на шоссе и останавливали на парковках, чтобы поболтать о его машине. Его девушке это нравилось, его друзья хотели взять его с собой, и люди предлагали купить его. Может быть, вождение катафалка не так уж и ненормально?
Шёпфлин предположил, что вождение катафалка, хотя и считается выходящим за рамки общепринятых норм, является настолько легкой формой отклонения, что на самом деле становится знаком отличия. Конформисты находят выбор транспортного средства интригующим или привлекательным, в то время как нонконформисты видят чудака, с которым они могут общаться. Как заметил один из друзей Билла: «Каждый парень хочет владеть такой уникальной машиной, и
Катафалк с номерным знаком «ЛАСТРИД». Как бы вы отнеслись к владельцу этой машины? (Фото предоставлено Брайаном Тойчем/flickr)
Видео: Важность девиантов
Посмотрите это видео, чтобы понять удивительную роль, которую девианты играют в объединении общества.
Социальный контроль
Что происходит, когда человек нарушает социальную норму? Водитель, уличенный в превышении скорости, может получить штраф за превышение скорости. Студент, который ходит на занятия в халате, получает предупреждение от профессора. Громкой отрыжки у взрослых избегают. Все общества практикуют социальный контроль , регулирование и обеспечение соблюдения норм. Основная цель социального контроля состоит в поддержании
Средства обеспечения соблюдения правил известны как санкции . Санкции могут быть как положительными, так и отрицательными. Положительные санкции — это награды за соблюдение норм. Повышение на работе – это положительная санкция за упорный труд. Негативные санкции — это наказания за нарушение норм. Арест является наказанием за магазинную кражу. Оба типа санкций играют роль в социальном контроле.
Социологи также классифицируют санкции как формальные и неформальные. Хотя магазинные кражи, форма социального отклонения, могут быть незаконными, не существует законов, предписывающих, как правильно чесать нос. Это не означает, что ковыряние в носу на публике не будет наказано; вместо этого вы встретите неофициальные санкции . Неформальные санкции возникают в социальных взаимодействиях лицом к лицу. Например, поход в оперу в шлепанцах или громкая ругань в церкви могут вызвать неодобрительные взгляды или даже словесные порицания, тогда как поведение, которое воспринимается как положительное, например, помощь пожилому человеку перенести сумки с продуктами через улицу, может вызвать положительную неформальную реакцию. например, улыбка или похлопывание по спине.
Формальные санкции , с другой стороны, являются способами официального признания и обеспечения соблюдения норм. Например, если студент нарушает кодекс поведения своего колледжа, его могут исключить. Кто-то, кто говорит с боссом неподобающим образом, может быть уволен. Тот, кто совершает преступление, может быть арестован или заключен в тюрьму. С положительной стороны, солдат, спасший жизнь, может получить официальную благодарность.
В таблице ниже показано соотношение между различными типами санкций.
Неофициальный | Официальный | |
---|---|---|
Положительный | Выражение благодарности | Повышение на работе |
Отрицательный | Гневный комментарий | Штраф за парковку |
Дальнейшие исследования
Хотя мы редко думаем об этом таким образом, девиантность может оказывать положительное влияние на общество. Ознакомьтесь с инициативой Positive Deviance Initiative, программой, инициированной Университетом Тафтса для продвижения социальных движений по всему миру, которые стремятся улучшить жизнь людей, на positivedeviance.org.
Подумай об этом
- Если бы у тебя был выбор, купил бы ты необычный автомобиль, например катафалк, для повседневного использования? Как отреагируют на это ваши друзья, семья или близкие люди? Поскольку девиантность определяется культурой, большинство решений, которые мы принимаем, зависят от реакции других. Есть ли что-то, что люди в вашей жизни побуждают вас делать, чего вы не делаете? Почему нет?
- Вспомните недавний случай, когда вы применяли неформальные негативные санкции. На какой девиантный акт вы реагировали? Как ваши действия повлияли на девиантного человека или людей? Как ваша реакция помогла сохранить социальный контроль?
Практика
1. Что из следующего лучше всего описывает, как определяется отклонение?
- Отклонение определяется федеральными законами, законами штата и местными законами.
- Определение девиантности определяется религией.
- Отклонение происходит всякий раз, когда действие причиняет вред кому-то другому.
- Девиантность определяется обществом.
2. Во время движения за гражданские права Роза Паркс и другие чернокожие протестующие выступили против сегрегации, отказавшись сидеть в конце автобуса. Это пример ________.
- Акт социального контроля
- Акт отклонения
- Социальная норма
- Криминальные нравы
3. Ученица имеет привычку разговаривать по мобильному телефону во время занятий. Однажды профессор останавливает свою лекцию и просит ее уважать других студентов в классе, отключив ее телефон. В этой ситуации профессор использовал __________ для поддержания социального контроля.
- Неформальные негативные санкции
- Неформальные позитивные санкции
- Формальные негативные санкции
- Формальные позитивные санкции
4.