Примеры обыденного мировоззрения: Подготовка к ЕГЭ 2023 Обществознание. Задание 10. Онлайн курсы

Содержание

что это такое, типы и характеристика, что составляет, кратко для 6 класса

Что такое духовный мир человека 

Понятие «духовный мир» имеет много значений. В идеалистических концепциях это нечто, противостоящее материальному миру. Во многих религиях под ним понимают сферу, где обитают сверхъестественные существа — Бог, ангелы, демоны.

В науках о человеке под духовным миром часто подразумевается внутренний мир человека со всеми его эмоциональными, волевыми и интеллектуальными составляющими.

Определение 1

Духовный мир человека — это совокупность чувств и разума человека, его нравственных и волевых качеств. Развиваясь внутри личности, он реализуется в вербальной и практической деятельности.

Также под духовным миром часто понимают усвоение, создание и распространение человеком культурных ценностей.

На формирование духовного мира индивида влияют:

  • условия повседневной жизни, как бытовые, так и общеполитические;
  • социальное окружение;
  • практическая деятельность в обществе;
  • обучение и воспитание;
  • самосовершенствование и самоконтроль.

Духовно-нравственные качества развиваются в течение всей жизни на рациональном и эмпирическом уровне. На них оказывают влияние психологические установки общества, господствующая идеология, религиозные и иные факторы.

Примечание 1

Во внутреннем мире человека тесно переплетается общественное сознание и индивидуальное начало.

О важности духовных ценностей человечество размышляет с глубокой древности до наших дней. Средневековый персидский поэт Омар Хайям высказал следующую глубокую мысль.

«В этом темном мире считай истинным только духовное богатство, ибо оно никогда не обесценится».

Общие понятия, какую роль играют для личности

Для понимания особенностей духовного мира личности важно овладеть содержанием следующих понятий:

  1. Знания. В философском смысле представляют собой образ реальности, закрепленный в сознании в виде понятий и представлений. Знания отличаются от веры тем, что их можно доказать реальными фактами, проверить на практике и обосновать с помощью логических рассуждений. Знания являются одной из главных опор внутреннего мира человека.
  2. Вера. Под верой понимают глубокую убежденность в чем-либо без логического или эмпирического обоснования. Она является основой религиозного мировоззрения. В жизни людей, считающих себя атеистами, она тоже играет большую роль. Существует вера в идеи, принципы, людей или в самого себя.
  3. Чувства. Это субъективное переживание индивидом различных ситуаций и явлений действительности. Понятие имеет схожее значение со словом «эмоции», но чувства носят более долговременный характер и отличаются большей устойчивостью.
  4. Воля. Под ней подразумевается сознательная способность человека управлять своими поступками, эмоциями, мыслями, а также достигать поставленных целей. Без развития силы воли невозможно самосовершенствование личности.
  5. Ценности. Под ними понимаются социальные определения объектов окружающего мира в категориях «добра и зла», правильности, полезности.
Примечание 2

Представления о ценностях сильно отличаются у представителей разных народов и исторических эпох.

Пример 1

В средневековом обществе главными ценностями были вера в Бога и ощущение причастности к какой-либо общности. В капиталистическом мире на первый план вышли материальные блага. В постиндустриальную эпоху одной из главных ценностей становится информация.

Что составляет духовный мир человека, структура

Духовный мир представляет собой совокупность всех личностных качеств человека и его связей с социумом.

Структура духовного мира состоит из следующих сфер:

  1. Когнитивная. У человека существует потребность познавать окружающий мир и самого себя. Путем умственных усилий совершенствуется и развивается его интеллект, приобретенные знания применяются на практике и преобразуют существующую реальность.
  2. Эмоционально-волевая. Это свойства психики человека, выражающиеся в проявлении эмоций и чувств, а также способах их волевой регуляции. Чувства отличаются по своим характеристикам. Они могут иметь разную глубину, содержание и динамику. Если у человека слабо развита эта сфера, то говорят о том, что у него низкий эмоциональный интеллект.
  3. Ценностно-идеологическая. В основе мотивации поведения человека лежат его идеи, ценности, принципы, идеалы, убеждения. В соответствии с ними индивид оценивает окружающую действительность, принимает решения, выстраивает отношения.

Важной составляющей внутреннего мира является мировоззрение.

Определение 2

Мировоззрение — система устойчивых взглядов, концепций и представлений об окружающем мире.

Мировоззрение решает ряд важных задач:

  • определяет общую направленность личности — набор устойчивых мотивов, которые ориентируют деятельность и относительно независимы от текущей ситуации;
  • несет эмоциональную окраску, которая выражается в пессимистичном или оптимистичном взгляде на окружающий мир, других людей и самого себя;
  • влияет на целеустремленность, определяет силу и твердость характера, которые являются основой моделей поведения, привычек и склонностей.

С определенной степенью условности выделяют следующие виды мировоззрения:

  1. Обыденное — это продукт повседневной жизни людей. Складывается стихийно на основе усвоения социального опыта. Главной составляющей является сосредоточенность на  удовлетворении потребностей.
  2. Религиозное — в его основе лежит вера в существование сверхъестественных сил и явлений, которые невозможно объяснить с помощью разума. Характерным признаком данного типа мировоззрения является догматичность, то есть неспособность воспринимать информацию, противоречащую религиозным догмам.
  3. Научное — базируется на осмыслении действительности с точки зрения научных методов, в том числе на эмпирических исследованиях и логике. Человек с научным мировоззрением критически относится к новым знаниям, пытается доказать их или опровергнуть, основываясь на построении логических выводов, поиске аргументов и т. д. Он ничего слепо не принимает на веру, в отличие от религиозного человека. Разновидностью научного является философское мировоззрение. Это систематизированное рациональное представление человека о мире, характерной чертой которого является попытка осмыслить все мироустройство, а не отдельные его фрагменты.
Примечание 3

Чаще всего у людей наблюдается смешанный тип мировоззрения.

Пример 2

Многие выдающиеся ученые были религиозными людьми. Они применяли научные методы познания в изучаемой ими отрасли, но были догматичны в вопросах веры. Также у любого человека присутствуют элементы обыденного мировоззрения.

Примеры духовного мира человека

В истории было немало людей, которые являются для человечества примерами настоящей духовности. При этом в разных традициях и культурах существуют свои представления о том, каким должен быть высокодуховный человек.

 Пример 3

Например, в христианстве духовными считаются люди, которые демонстрируют сильную веру в Бога, проявляют кротость, милосердие и смирение. В Китае и Японии больше всего в людях ценится трудолюбие, почитание старших, верность долгу.

Тем не менее, есть ряд универсальных качеств, которыми обычно наделяют высокодуховного человека, независимо от национальной и этнокультурной принадлежности. Это такие качества личности, как:

  • осознанность;
  • тяга к саморазвитию;
  • сострадание;
  • самодисциплина;
  • мудрость.

Высшими духовно-нравственными ориентирами для человечества служат легендарные основатели религиозных и этических учений: Иисус Христос, Гаутама Будда, Конфуций, Лао-Цзы и другие.

В каждой религиозной традиции выработано представление о великих духовных учителях, сподвижниках, святых.

Пример 4

В православии чтят как великих святых Серафима Саровского, Сергия Радонежского, Амвросия Оптинского.

Многие люди стремятся к духовности, преодолевая внутренние сомнения, тревоги и страхи. Они формируют свою личность путем непрерывного саморазвития.

Пример 5

В дневниках гениального русского писателя Льва Толстого отражена его внутренняя борьба с самим собой и постоянная тяга к самосовершенствованию.

Следовать высоким нравственным идеалам трудно, но каждому человеку следует стремиться развивать себя в духовной области. Простое удовлетворение своих потребностей низводит человека на уровень биологического существа.

Духовный мир можно развивать разными способами:

  1. Практиковать гуманное отношение к окружающим.
  2. Бережно относиться к природе.
  3. Не только брать от мира, но и отдавать ему (волонтерство, благотворительность, разные виды помощи другим).
  4. Развивать чувство эмпатии — умение прочувствовать чужие переживания как свои.
  5. Читать духовную, философскую, религиозную литературу.
  6. Заниматься самопознанием.
  7. Практиковать чувство благодарности.
  8. Работать над преодолением таких негативных черт, как жадность, зависть, раздражение, гнев, обида.
Примечание 4

Важно научиться отличать настоящую духовность от псевдодуховности, когда за красивыми словами скрывается корысть и лицемерие.

Иногда случается, что в своей жажде самосовершенствования неопытный человек попадает в руки обманщиков или даже становится жертвой деструктивной секты. Особенностью псевдодуховных обществ является то, что их лидеры преследуют свои корыстные интересы. Они стремятся к получению власти, славы, материальных и иных выгод, а не заинтересованы по-настоящему в духовном развитии членов общества.

Пример 6

Примерами псевдодуховности являются тоталитарные секты, лжеблаготворительность, лицемерная помощь другим.

В поиске моральных авторитетов люди часто пытаются возводить на пьедестал разных исторических личностей, но не все из них этого достойны. По-настоящему высокодуховными можно назвать людей, которые в первую очередь были строги по отношению к самим себе. Они были трудолюбивы и скромны, относились к другим людям с любовью и состраданием, прилагали большие усилия, чтобы сделать наш мир добрее и справедливее.

Личность 1

Альберт Швейцер (1875—1965) — известный немецко-французский врач, философ, благотворитель. В 1913 году он на собственные скромные сбережения построил в Габоне больницу. В те времена эта отсталая центральноафриканская страна была французской колонией. С тех пор Швейцер неоднократно бывал в Африке. Он привлекал на этот континент европейских врачей и медсестер, которые соглашались поработать на безвозмездной основе, основывал новые больницы и сам лечил людей. 

Альберту Швейцеру принадлежит высказывание: «Смысл человеческой жизни — стремление помогать другим и проявлять сострадание».

Источник: izbrannoe.com

Личность 2

Януш Корчак (1878—1942) — польский педагог, врач и писатель. Он основывал и руководил детскими приютами, лечил людей, спасал раненых. Его книги пропитаны высоким гуманизмом и верой в человеческую природу. В 1940 году вместе с воспитанниками своего «Дома сирот» он был помещен в Варшавское гетто — место принудительного содержания евреев. Поскольку Корчак был талантливым врачом, нацисты решили отпустить его в обмен на сотрудничество. Но он отказался и от этого, и от предложений почитателей его таланта организовать ему побег. До конца своих дней он был рядом со своими воспитанниками, стараясь приободрять и поддерживать их. Вместе со своими подопечными Януш Корчак был отправлен умирать в газовую камеру Треблинки, но его подвиг остался навечно в памяти человечества.

Источник: izbrannoe.com

Личность 3

Елизавета Федоровна Романова (1864—1918) — великая княгиня, благотворительница, сестра милосердия. Елизавета Федоровна была замужем за Сергеем Александровичем, который был сыном российского императора Александра II. Она могла бы вести роскошную светскую жизнь, предаваясь балам и развлечениям, но избрала другой жизненный путь. Испытывая острое чувство сострадания ко всем обездоленным, она опекала сирот, инвалидов, больных — всех, кто нуждался в ее помощи. В июле 1918 года вместе с другими членами царской семьи Елизавета Федоровна Романова была замучена и убита большевиками. Православная церковь причислила ее к лику святых.

Источник: tagileparhiya.ru

Образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ


Скачать 152,77 Kb.

страница1/6
Дата11.04.2022
Размер152,77 Kb.
#182050

  1   2   3   4   5   6

Связанные:
Задание 1 (1)


Задание 1 Составьте интеллект — карту статьи автора Ю.В. Маслянка «Система образования в условиях ценностно-смыслового кризиса: философский анализ»

Задание 2 Определите тип своего мировоззрения по всем имеющимся характеристикам и формам, свой анализ обоснуйте примерами.

Наименование типа и формы мировоззрения


Результаты самоанализа/Примеры

Возможности и трудности для личностного развития

Обыденное

 В ходе воспитания родителями, общение с друзьями, близкими у меня сформировали определенные ценности жизни. Обыденное мировоззрение помогает мне в жизни опираться на здравый смысл и жизненный опыт.
Интуиция, эмоциональность, чувство самосохранения эти ощущения помогают мне в формировании обыденного восприятия.
Пример: у меня прорвало трубу и позвонив в ЖЭК оставила заявку. Понимая, что пока они пришлют мастера я затоплю соседей. Здравый смысл мне подсказал, что надо обратится к человеку, который быстро починит мне её. Позвав соседа, моя проблема была решена.
Пример: Инстинкт самосохранения побуждает меня к тому, что купленные овощи и фрукты всегда мою, перехожу дорогу по светофору, иду к врачу если заболела и т.д.

Опирается на свой жизненный опыт человека. Тесная связь с формами народной мудрости людей.
Психика человека без житейских установок находилась бы в постоянном напряжении, поскольку предугадать развитие событий человек бы не мог.

Мало используется опыт других людей, опыт науки и культуры.



Религиозное

Тесная связь с мировым культурным наследием, ориентация на решение духовных проблем, стремление дать человеку веру в возможность достижения целей.
Недостаточное внимание к достижениям науки, непримиримость к другим жизненным позициям

Научное


Точное познание мира, обоснованность и доказательность.
Не всегда направлена на улучшения его положения в мире, знание безразлично к смыслам, интересам, ценностям человека

Скачать 152,77 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

  1   2   3   4   5   6


База данных защищена авторским правом ©psihdocs.ru 2023
обратиться к администрации

    Главная страница

Автореферат

Анализ

Анкета

Бағдарламасы

Бизнес-план

Биография

Бюллетень

Викторина

Выпускная работа

Глава

Диплом

Почему мое мировоззрение имеет значение?

A:

Однажды, гуляя с дочерью, мы не согласились с цветом цветка, который заметили по дороге.

Я видел оранжевый, а она видела розовый. Я был убежден, что Сара ошибается, пока она не указала на мои солнцезащитные очки. Цветные линзы изменили все. Когда я смотрел на цветок через очки, его истинный цвет искажался. Когда я их сняла, «оранжевый» цветок вдруг стал розовым.

Все мы носим «очки», которые влияют на то, как мы видим мир. Каждый из нас интерпретирует все вокруг себя через свое личное представление о реальности. Иногда мои очки — мое мировоззрение — мешают мне видеть вещи так, как их видит Бог. К сожалению, эти «очки» не так легко снять, как мои солнцезащитные очки.

Хотя я был христианином на протяжении десятилетий, Бог по-прежнему мягко преображает меня духовно через «обновление ума моего» (Рим. 12:2). Он верно продолжает согласовывать мои мысли со Своими, исправлять любые ошибочные идеи, которых я искренне придерживаюсь даже сейчас.

Божье обновление разума — это нормальный, непрерывный процесс духовного роста каждого христианина. Большинство из нас придерживаются предположений, которые не полностью отражают истину Божьего Слова. Согласно недавнему опросу, проведенному Barna Group, «только 17 процентов христиан, которые считают свою веру важной и регулярно посещают церковь, на самом деле придерживаются библейского мировоззрения». Другими словами, 83 процента из нас видят «реальность» таким образом, который не полностью соответствует Божьей истине.

Что такое мировоззрение?

Мировоззрение — это философская основа, через которую мы смотрим на мир. Это набор фундаментальных убеждений и предположений, которые формируют наше представление о том, как мы понимаем и действуем в мире. Наше мировоззрение действует как фильтр для нашего мозга. Внешняя информация, стимулы, факты и события сначала проходят через наше личное мировоззрение, которое затем влияет и формирует то, как мы будем думать, говорить и жить.

В этой статье Что такое мировоззрение?, Автор Джеймс Андерсон использует аналогию с очками, чтобы помочь нам понять эту концепцию. «Подобно очкам с цветными линзами, они влияют на то, что мы видим и как мы это видим.

В зависимости от «цвета» линз некоторые вещи могут быть видны легче или, наоборот, они могут быть ослаблены или искажены — более того, некоторые вещи могут быть не видны вообще». Наше мировоззрение — цвет наших очков — будет определять не только то, как мы видим вещи, но и то, как мы интерпретируем и реагируем на то, что видим.

Какое мировоззрение влияет на нас?

Я хочу видеть мир таким, каким его видит Бог. Я хочу, чтобы моя «реальность» совпадала с Его. Но хотя я регулярно изучаю Божье Слово, меня также постоянно бомбардируют сообщениями других мировоззрений. Иногда мне трудно определить ложные предположения и ошибочные теории. Однако я обнаружил, что базовое понимание мировоззрений, оказывающих наибольшее влияние на нашу культуру, помогает мне отличать правду от искажений. Вот краткий обзор основных убеждений четырех мировоззрений, с которыми вы, вероятно, сталкиваетесь регулярно:

1. Секуляризм/натурализм

Бога, чудес или духовного царства не существует. Материальный мир — это все, что есть. Люди — всего лишь высокоразвитые животные, и наука все объясняет.

2. Духовность/плюрализм  

Все религии одинаково действительны. Все боги одинаковы под разными именами; есть много путей к Богу.

3. Постмодернизм/релятивизм

Объективных истин и моральных норм не существует. Вся правда относительна. То, что правильно для одного человека, может быть неприемлемо для другого.

4. Библейский/христианский  

Есть один истинный Бог, который явил Себя человечеству через Библию и через личность Иисуса Христа. Абсолютная истина существует и определяется Богом. Библия точна и авторитетна для нашей жизни.

В то время как большинство христиан придерживаются

прежде всего библейского взгляда на мир, исследование, проведенное Barna Group, показало, что окружающая нас культура в той или иной степени искажает наше общее мировоззрение. Вот несколько примеров:

  • Двадцать восемь процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «все люди молятся одному и тому же богу или духу, независимо от того, какое имя они используют для этого духовного существа».
  • Двадцать три процента практикующих христиан полностью согласны с тем, что «то, что является морально правильным или неправильным, зависит от того, во что верит человек».
  • Двадцать процентов практикующих христиан полностью согласны с тем, что «смысл и цель заключаются в усердном труде, чтобы заработать как можно больше, чтобы вы могли получать от жизни максимум».

Почему наше мировоззрение имеет значение?

Я жажду более глубоких отношений с Богом. Я хочу, чтобы моя жизнь имела реальное значение для Его Царства. И я очень хочу стать духовно зрелым, все время больше похожим на Иисуса. Но мое ошибочное мышление может помешать этим желаниям, повлияв на то, как я отношусь к Богу и реагирую на окружающий меня мир.

То, во что мы верим, наши представления о мире напрямую формируют наш характер и поведение. Образцы нашего мышления и предположения влияют на наше отношение, приоритеты и предубеждения. То, как мы думаем о Боге, о себе и о нашем мире, определяет то, что мы говорим и делаем.

Короче говоря, наше мировоззрение определяет то, как мы живем.

Например, если я приму Божье Слово как авторитетное, я признаю, что сексуальные отношения с кем-либо, кроме моего мужа, неправильны. Даже если я поддамся этому искушению, я соглашусь с Богом, что это греховно и, надеюсь, буду чувствителен к обличению Святого Духа и покаюсь. Но если я верю, что истина и нравственность относительны, я легко могу убедить себя, что это греховное поведение вполне приемлемо, каким бы вредным оно ни было для меня и других.

Этот пример — только начало. Библия ясно говорит о многих актуальных темах сегодняшнего дня. Если мы верим, что Библия — авторитетное Слово Бога, определяющее истину и нравственность, то мы позволим ей руководить нашими убеждениями, действиями, речью и поведением во всех вопросах. Но если мы верим, что истина относительна, тогда мы выбираем для себя то, что считаем правильным, и отбрасываем не только Божье Слово, но и Его лучшее для нас.

Четыре преимущества библейского мировоззрения

Честно говоря, ни у кого из нас нет мировоззрения, которое на 100% соответствует Богу. На всех нас в той или иной степени влияет мировоззрение окружающей нас культуры. Однако чем больше мы думаем так, как думает Бог, тем больше мы будем пользоваться преимуществами, которые библейское мировоззрение приносит для нашего духовного здоровья и хождения с Богом. Вот лишь некоторые из этих преимуществ:

1. Углубляет наши отношения с Богом (Пс. 15:1-2)

Библейское мировоззрение способствует святой жизни. Святость привлекает нас в Божье присутствие, укрепляя близость с Ним.

2. Стимулирует наш духовный рост (Рим.12:1-2)

Наш духовный рост и зрелость совершаются Богом через «обновление ума нашего». Чем больше наше мышление согласуется с Божьим, тем больше наши взгляды, мысли, мотивы и действия согласуются с Его.

3.  Указывает другим на Иисуса (1 Пет. 2:11-12)

Главной причиной, по которой нехристиане не считают Иисуса, является лицемерие христиан, которых они знают. Но когда христиане ведут благочестивую жизнь в мире, мир воздает славу Богу.

4. Защищает нас от последствий греха (Кол. 2:8) – Мирской образ мыслей часто приводит нас к греху. Но Божий образ мышления ведет к свободе от греха и его последствий.

Какого цвета наши очки?

Я считаю полезным оценить свое собственное мировоззрение, сравнив его с этими ключевыми аспектами библейского мировоззрения:

  • Есть один истинный Бог, сотворивший все (Втор. 6:4-9, Ин. 1: 1-2).
  • Бог явил Себя нам через творение, Свое Слово и, в конечном счете, через Иисуса (Рим. 1:19-20, 2 Пет. 1:20-21, Ин. 1:14).
  • Человечество создано по образу Божию; мы созданы для отношений с Богом, чтобы приносить Ему славу (Быт. 1:27, Кол. 3:16, Откр. 4:11).
  • Иисус есть полностью Бог, пришедший во плоти и являющийся единственным путем Спасения (Ин. 14:6).
  • Библия истинна, точна и авторитетна для нашей жизни сегодня (2 Тим. 3:16-17, Евр. 4:12).
  • Абсолютная истина существует в том виде, в каком она явлена ​​Богом через Его Слово и через Иисуса (Иоанна 14:6).
  • Каждый человек духовно мертв, отделен от Бога грехом. Примирение и вечную жизнь можно получить только через жертвенную смерть и воскресение Иисуса (Рим. 3:23, Рим. 6:23, Деян. 4:12).

Эти основополагающие истины являются лишь начальной основой для построения всеобъемлющего библейского мировоззрения. Если вы хотите испытать все преимущества библейского мировоззрения, начните с того, что попросите Бога «обновить ваш разум».

Что такое библейское мировоззрение? Определения, дилеммы и опасности

Что такое библейское мировоззрение и имеет ли оно значение?

Библейское мировоззрение — это мировоззрение, которое ищет ответы на самые важные вопросы жизни из учений Библии. Многие люди считают библейское мировоззрение неважным. Сюда входят нехристиане, которые видят мир с иной точки зрения, а также христиане, которые не хотят применять то, что говорит Библия, к культурным вопросам или повседневной жизни. Тем не менее, если учения Библии верны, то нам следует держать их, как фонарь, над остальной реальностью, чтобы осветить ответы на самые важные вопросы жизни.

Давайте рассмотрим, что такое мировоззрения, а также дилеммы и опасности, с которыми мы сталкиваемся при их изучении.

Что такое мировоззрение?

Проще говоря, мировоззрение — это взгляд человека на мир. Это ваша основа для понимания реальности и ответов на важные вопросы о ней. По сути, это дорожная карта для навигации по реальности. Вот несколько метафор, которые могут оказаться полезными: Ваше мировоззрение похоже на пару очков; это определяет, как вы смотрите на мир. Ваше мировоззрение также похоже на верхнюю часть коробки-головоломки; это дает вам общую картину, чтобы вы могли понять отдельные части и расположить их на месте.


«Ваше мировоззрение дает вам общую картину, так что вы можете понять смысл отдельных частей и расставить их по местам».

Существует совпадение между вашим мировоззрением и великой историей о реальности, в которую вы верите. Стив Уилкенс и Марк Л. Сэнфорд, авторы книги «Скрытые мировоззрения» , описывают мировоззрения как «культурные истории», в которые мы верим о реальности. Например, если ваше мировоззрение — «научный материализм» (одно из восьми мировоззрений, описанных в их книге), вы верите в то, что физический мир охватывает всю реальность — это все, что было, есть и будет.

На какие вопросы помогает ответить ваше мировоззрение?

Ваш взгляд на мир помогает разобраться в самых важных жизненных вопросах. Как что? Вот пять общих общих вопросов, которые люди задают:

  • Происхождение: Откуда я пришел?
  • Личность: кто я?
  • Значение: Какова моя цель?
  • Мораль: Как мне жить?
  • Судьба: что будет, когда я умру?

Христианский философ Даллас Уиллард сводит это к трем основным мировоззренческим вопросам:

  • Что считается знанием реальности?
  • Кто действительно обеспечен?
  • Кто такой «действительно хороший» человек?

«Что считается знанием реальности? Кто действительно обеспечен? Кто такой «действительно хороший» человек?»

Джеймс Сайр, автор знаменательной книги о мировоззрениях под названием Вселенная по соседству , перечисляет восемь основных вопросов:

  • Что такое первичная реальность — настоящая реальность?
  • Какова природа окружающего нас мира?
  • Что такое человек?
  • Что происходит с человеком после смерти?
  • Почему вообще можно что-то знать?
  • Откуда мы знаем, что правильно, а что нет?
  • В чем смысл истории человечества?
  • Какие личные жизненно важные обязательства согласуются с этим мировоззрением?

Это вопросы, над которыми мыслящие люди размышляли на протяжении всей истории, и наши ответы на эти общие вопросы формируют то, как мы живем в повседневной жизни.

Почему полезно понимать мировоззрение?

Размышление о мировоззрении может помочь вам развить эмпатию и стремиться к истине.

Эмпатия . «Мировоззрение» может показаться немного философским и академическим, но на самом деле это одна из самых важных концепций, которые вы должны понять, если хотите развить эмпатию. Христианин может не понимать, почему другому человеку может быть неинтересно слушать, как она говорит о истине Евангелия (они объясняют, что счастливы, что она знает свою истину, но у них есть свои истины).0019 собственный правда). Это может помочь вам стать намного более чутким, если вы сможете понять мировоззрение постмодернизма, которое они приняли. Когда вы уделяете время размышлениям о мировоззрении другого человека, это может помочь вам не считать его сумасшедшим.


«Когда вы уделяете время размышлениям о мировоззрении другого человека, это может помочь вам не считать его сумасшедшим».

Истина . Мы всегда должны стремиться строить свою жизнь вокруг истины, чтобы 1) наши убеждения соответствовали реальности и 2) наш образ жизни соответствовал нашим убеждениям. Помнить концепцию мировоззрения может помочь в обоих случаях. Например, когда вы стремитесь привести свои убеждения в соответствие с реальностью, хорошо рассмотреть общие вопросы, которые люди задавали и на которые отвечали на протяжении всей истории, и выстраивать ответы, чтобы выяснить, какой из них лучше всего соответствует действительности. И когда вы стремитесь привести свой образ жизни в соответствие со своими убеждениями, полезно спросить, живете ли вы в соответствии с убеждениями, в которые, по вашим словам, верите? Если вы христианин, действительно ли вы доверяете Богу, когда испытываете искушение беспокоиться? Действительно ли вы поклоняетесь Богу, когда испытываете искушение преклоняться перед славой или финансовой безопасностью?

Стоит также упомянуть, что если вы христианин, одним из ваших основных убеждений будет то, что другим людям тоже нужен Иисус, поскольку часть основного учения Писания состоит в том, что люди навеки погибнут без покаянной веры в Иисуса. Изучение мировоззрения других людей является ключом к познанию вашей аудитории, когда у вас есть возможность рассказать им об Иисусе. Апостол Павел был еврейским исследователем Библии, и все же он достаточно хорошо знал мировоззрение стоицизма, поэтому, когда его попросили выступить перед Ареопагом в Афинах, он проповедовал Евангелие таким образом, который имел смысл для стоического мышления — и даже цитируется у поэтов-стоиков (Деяния 17:22-31).

Что такое библейское мировоззрение?

Мы хотим быть немного осторожными, прежде чем углубляться слишком быстро. Сосредоточив слишком на библейском мировоззрении, мы можем создать впечатление, будто наша вера — это прежде всего набор ответов на вопросы. Но Библия была написана не в первую очередь для того, чтобы быть книгой ответов. Это больше сюжетная линия для человечества. Вот почему понимание Уилкенса и Сэнфорда в Скрытых мировоззрениях особенно полезно: мировоззрения могут помочь нам ответить на самые важные вопросы жизни, но мировоззрения, возможно, лучше всего описать как «культурные истории», в которые мы верим о реальности. В этом свете Евангелие Иисуса (его воплощение, смерть, воскресение, восхождение на престол, возвращение и т. д.) гораздо более фундаментально, чем «библейское мировоззрение». В той мере, в какой мы получаем ответы на самые важные вопросы жизни из христианского Евангелия, мы можем сказать, что у нас библейское мировоззрение.


«Библия была написана не в первую очередь для того, чтобы быть книгой ответов. Это скорее сюжетная линия для человечества».

Итак, перейдем к нашему центральному вопросу. Что такое библейское мировоззрение? Библейское мировоззрение — это взгляд на мир, который ищет ответы на самые важные вопросы жизни из учений Библии, уделяя особое внимание евангельской сюжетной линии. Таким образом, вот выборка основных библейских ответов на некоторые из этих общих вопросов:

  1. Откуда мы пришли? Мы созданы Богом.
  2. Кто мы? Мы существа, созданные Богом по своему образу.
  3. Какова наша цель? Бог сотворил нас, чтобы мы знали и следовали за ним, пока мы наполняем землю и правим ею, как управляющие, которых он поставил во главе.
  4. В чем наша основная проблема? Нам не хватает Божьей славы, потому что мы гордо сопротивляемся Его авторитету как угрозе нашему благополучию.
  5. Как решается эта проблема? Мы отворачиваемся от наших эгоцентричных путей и доверяем и отдаем свою верность Иисусу Мессии как нашему Спасителю, Господу и Царю, и Он прощает нас, наполняет нас Своим Духом и восстанавливает наш первоначальный образ.
  6. Как нам жить? Мы должны жить согласно пути Иисуса Мессии, который можно резюмировать как любовь к Богу и любовь к людям, как он учит.
  7. Что происходит, когда мы умираем? Мы либо с Господом, либо отделены от Него навечно, в зависимости от наших отношений с Иисусом через веру в Него и Его Евангелие.


«Существуют огромные различия между разными мировоззрениями».

Есть и другие важные вопросы, на которые нужно ответить, и некоторые христиане могут предлагать свои ответы с небольшими вариациями. Но поучительно смотреть на разные общие мировоззренческие ответы: если бы мы составили диаграмму с этими вопросами в виде столбцов и включили разные мировоззрения в каждую строку, быстро стало бы ясно, что между разными мировоззрениями существуют огромные различия. Это также ясно показало бы, что наличие библейского мировоззрения далеко не стандартная точка зрения, даже в такой части мира, находящейся под влиянием христианства, как западный мир.

Какие еще существуют мировоззрения, кроме библейского?

Если «мировоззрение» — это просто взгляд человека на мир, то логично предположить, что мировоззрений столько, сколько людей на планете. Тем не менее, поскольку мировоззрения обычно сводятся к самым важным жизненным вопросам, мы можем разделить мировоззрения большинства людей на несколько основных.

Существуют полезные книги, в которых перечислены некоторые из самых известных мировоззрений. Например, ориентированный на философию Worlds Apart: A Handbook on Worldview (Wipf and Stock, 2003) Нормана Гейслера и Уильяма Уоткина перечисляет семь основных мировоззрений:

  • Теизм : Есть один Бог, который создал все.
  • Атеизм: Бога нет.
  • Пантеизм: Все есть Бог.
  • Панентеизм: Бог находится в вечном процессе роста и становления.
  • Деизм: Бог создал мир, но не вмешивается в него.
  • Конечный богизм : существующий Бог каким-то образом ограничен (например, не всемогущ)
  • Политеизм: Есть много богов.

«Джеймс Сайр рассматривает мировоззрения в несколько хронологическом порядке, основанном на последовательности доминирующих мировоззрений в западном мире».

В Universe Next Door (IVP Academic, 2020) Джеймс Сир рассматривает мировоззрения в несколько хронологическом порядке, основанном на последовательности доминирующих мировоззрений в западном мире (добавляя последнее, исламский теизм, который еще не доминирует, но, тем не менее, набирает популярность):

  • Христианский теизм : Триединый Бог создал все и восстанавливает нас по благодати через веру в Иисуса.
  • Деизм : Бог создал мир, но не вмешивается в него.
  • Натурализм: Все, что существует, это физический мир.
  • Нигилизм: Нет абсолютной истины, смысла, правильного и неправильного.
  • Экзистенциализм: Мы создаем свою собственную правду и смысл.
  • Восточный пантеистический монизм : Мы сливаемся с божественным с помощью медитативных техник, извлеченных из восточных религий.
  • Нью Эйдж-Духовность : Мы объединяем элементы восточного пантеистического монизма (например, реинкарнацию и восточную медитацию) с популярной психологией и оккультными практиками.
  • Постмодернизм: Понятие абсолютной истины — это человеческая конструкция, используемая для получения власти, поэтому нам нужно отдавать приоритет историям наших собственных племен и подчеркивать нашу собственную правду.
  • Исламский теизм : Единственный Бог Аллах создал все и спасает тех, кто подчиняется ему в послушании.

В книге « скрытых мировоззрений: восемь культурных историй, которые формируют нашу жизнь » (InterVarsity, 2009) Стив Уилкенс и Марк Л. Сэнфорд перечисляют восемь мировоззрений, которые часто менее очевидны, чем религиозная принадлежность человека, но которые имеют огромное скрытое влияние. в западных сердцах и умах. В дополнение к уже описанным мировоззрениям Нью Эйдж, постмодернистского трайбализма и научного натурализма они обсуждают следующее:

  • Индивидуализм: Мои интересы — центр реальности.
  • Потребительство: Моя ценность зависит от того, чем я владею.
  • Национализм: Моя нация превыше всего.
  • Моральный релятивизм : Моя истина важнее истины.
  • Спасение с помощью терапии : Мои самые глубокие проблемы можно решить с помощью психологии.

«Воззрения многих людей представляют собой синкретические комбинации общих мировоззрений».

Нет идеальных списков. Например, очень влиятельная религия буддизм не вписывается ни в одно из перечисленных выше мировоззрений. Как выяснили исследователи (см. ниже), мировоззрения многих людей представляют собой синкретические комбинации общих мировоззрений. В качестве примера, давний исследователь Джордж Барна предполагает, что «самое популярное мировоззрение Америки» в основном представляет собой комбинацию деизма и «спасения с помощью терапии», называемую «моралистическим терапевтическим деизмом» (термин, придуманный социологом Кристианом Смитом). Хотя списки, подобные этим, несовершенны и никогда не могут точно определить конкретного человека, такие классификации действительно помогают нам исследовать общие мировоззренческие ответы на самые важные вопросы жизни.

Имеет ли значение библейское мировоззрение?

Если учения Библии верны, то абсолютно важно, позволяете ли вы этим убеждениям влиять на то, как вы смотрите на мир. Используя общие метафоры, если вы не смотрите на реальность через истинное мировоззрение, то это все равно, что пытаться разобраться в тысячах отдельных кусочков головоломки без крышки коробки. Или это все равно, что пытаться понять внешний мир с помощью очков, которые искажают, а не вносят ясность.

Джордж Барна опубликовал печальные новости о том, насколько синкретичными стали в последнее время мировоззрения христиан в Америке, будь то родители или пасторы. Больше всего шокирует то, что, основываясь на опросе из 54 вопросов, проведенном Барной среди 1000 христианских пасторов (включая старших, ассоциированных, обучающих, детских/молодежных и исполнительных пасторов), «лишь немногим более трети (37%) имеют библейские взгляды». мировоззрение, а большинство — 62% — придерживаются гибридного мировоззрения, известного как синкретизм.

Подумайте о последствиях. Это пасторы и родители, которые называют себя христианами, но имеют мировоззрение, лишь частично основанное на Писании. Поскольку культурные ветры уносят западную культуру все дальше от библейского христианства, потребуется действие Бога, чтобы люди, находящиеся под пастырством этих пастырей и родителей, развили библейский взгляд на мир.


«Это пасторы и родители, которые называют себя христианами, но их мировоззрение лишь частично основано на Писании».

Если мы посмотрим на мир с библейской точки зрения, мы признаем войну, происходящую в сфере мировоззрений и мышления людей. Вот как сформулировал войну апостол Павел:

Ибо, живя в мире, мы не воюем, как мир. Оружие, которым мы сражаемся, не является оружием мира. Наоборот, они обладают божественной силой разрушать твердыни. Мы ниспровергаем доводы и всякое притязание, восстающее против познания Божия, и пленяем всякое помышление, чтобы сделать его послушным Христу. (2 Кор. 10:3-5)

Церковные руководители должны снаряжать и обучать людей, чтобы они «пленили всякую мысль, чтобы сделать их послушными Христу». То, как мы думаем и во что верим, действительно имеет значение. Статистические данные, подобные данным опросов Барны (а также, возможно, истории из вашей собственной церкви и семьи) говорят нам о том, что есть много-много духовных пастырей, которые не только не опровергают аргументы, противоречащие Христу, но и приветствуют волков в качестве приглашенных лекторов. Вместо того, чтобы думать в соответствии с путями Иисуса, слишком многие христиане теперь думают в соответствии с путями окружающего нас мира.


«…духовные пастыри, которые не только не разрушают доводы, противоречащие Христу, но приветствуют волков в качестве приглашенных лекторов…»

Какая главная дилемма возникает при изучении мировоззрения?

Есть люди, которые предпочитают не ввязываться в мировоззренческие споры. Они с удовольствием заявляют о нейтралитете в швейцарском стиле, когда речь заходит об истине в последней инстанции. Проблема, которая возникает у этих людей, заключается в том, что когда дело доходит до мировоззрения, оно есть у всех.

Повторим еще раз: у каждого свое мировоззрение.

Даже позиция, которая гласит: «Истина всех одинаково верна», сама по себе является мировоззрением («релятивизмом»), что, если бы оно было истинным, означало бы, что все противоречащие друг другу мировоззрения ложны. Так что нейтральности в столкновении мировоззрений нет. У каждого будут ответы на общие вопросы, которые будут склонять его точку зрения к истине или отклонять ее от истины.


«Каждый получит ответы на общие вопросы, которые будут склонять его точку зрения к истине или отклонять ее».

К сожалению для людей, которые предпочитают не ввязываться в такие дебаты, на самом деле это больше духовная война, чем интеллектуальные споры (опять же, см. 2 Кор. 10:3-5 выше), и каждый человек уже находится на той или иной стороне .

Каковы потенциальные опасности преподавания библейского мировоззрения?

Хотя обучать христиан библейскому мировоззрению необходимо (что мы оба делали и продолжаем делать), существуют некоторые потенциальные ловушки, о которых следует помнить. Во-первых, если мы будем учить библейским ответам только на узкий список вопросов мировоззрения, у нас будет непропорциональный, почти контрольный стиль формирования веры. Можно подумать, хорошо, если мы просто заставим их верить по-христиански в этот список областей, тогда это будет надежный путь к верности на всю жизнь. Многие христианские традиции использовали этот узкий подход. Но формирование веры — это скорее вопрос всей жизни, вопрос целостного ученичества в отношениях — сердца, души, разума и силы, а не проверки ответов на тест на вопросы мировоззрения.

Другая потенциальная опасность: легко принять во внимание мировоззрение человека (скажем, человек мусульманин) и предположить, что вы знаете большую часть соответствующей духовной информации о человеке. Полезно ли знать об официальных ответах на самые важные вопросы жизни в соответствии с религиозными убеждениями человека? Да. Но люди более сложны, чем это. Ничто не может заменить реляционное взаимодействие и искреннюю заботу.


«Ничто не может заменить общение в отношениях и искреннюю заботу».

Вот еще одна опасность, о которой следует помнить: благонамеренные проповедники и учителя могут использовать обучение библейскому мировоззрению как возможность проникнуть в учение, которое больше касается культурных и политических взглядов учителя, чем того, что Библия на самом деле учит. Допустим, вы хотели отговорить своих студентов от принятия социализма как экономической системы. Обучение ваших студентов достоинствам свободного рыночного капитализма и неудачам социалистической политики — это одно. Но делать это и называть это «тренировкой библейского мировоззрения» — это натяжка. Вероятно, лучше оставить термин «библейское мировоззрение» для более широких вопросов, на которые Библия дает четкие ответы.

Что опасного в том, чтобы не учить библейскому мировоззрению?

Задумывались ли вы о том, во что превращаются ваше христианство или ученичество, когда они остаются не связанными с тем, как Писание отвечает на самые важные вопросы жизни? Другими словами, когда мы заявляем, что являемся учениками, но на самом деле получаем наши взгляды на реальность откуда-то еще? Для слишком многих христианство стало личной, вдохновляющей, разбавленной «верой», не имеющей никакого значимого значения для того, как мы живем. Как сетовал христианский социолог Ос Гиннесс: «Многие христиане слишком приватизированы в вере. Привлекательно для частных лиц, публично неактуально. Он не интегрирован».

С чего начать обучение библейскому мировоззрению?

Прежде всего, каждый ученик и каждый ребенок, выросший в христианской семье, должен знать основные мировоззренческие положения Писания, уделяя особое внимание Евангелию. Руководители церкви обязаны сделать эту структуру кристально ясной. Это приоритет в домах и церквях по подготовке учеников. Мы учим проповедников и старейшин, которые говорят нам, что они хотят перейти к подготовке учеников, чтобы они в первую очередь сосредоточились на этом. Мы учим лидеров начинать с самого Евангелия. Сделайте это понятным для людей.


«Начните с самого Евангелия. Сделайте это понятным для людей».

Исследователь Нового Завета Мэтью Бейтс услужливо резюмирует Евангелие, нашу реакцию на него и его пользу для нас следующим образом:

Что такое Евангелие?

Иисус — царь-спаситель , который[1]

  1. существовал до этого как Бог-Сын,
  2. был отправлен Отцом,
  3. принял человеческую плоть во исполнение Божьих обетований Давиду,
  4. умерли за наши грехи по Писанию,
  5. похоронено,
  6. воскрес в третий день по Писанию,
  7. явился многим свидетелям,
  8. восседает одесную Бога как правящий Христос ,[2]
  9. послал Святого Духа своему народу, чтобы осуществить его правление, а
  10. снова придет в качестве окончательного судьи.
Какова реакция Евангелия?

Наш ответ на Евангелие вера , то есть преданность, преданность и верность царю Иисусу.

Каковы преимущества Евангелия?

Польза Евангелия для тех, кто верит, — это новая жизнь в прощении грехов, пребывающий в них Святой Дух, новая личность, цель, жизнь в царстве здесь и в вечности, а также все Божьи обетования для нового неба и новой земли.

Заключение

Опять же, у библейского мировоззрения есть большая сюжетная линия, но Евангелие — это великолепное ядро.

В Писании Бог дает нам истинный взгляд на мир. Каждый будет благословлен, зная и веря в это. Итак, давайте поделимся Евангелием и ответами Писания на самые важные вопросы жизни. Поступая так, мы помогаем людям, которых мы учим, думать и жить с Иисусом Христом в центре таким образом, который важен для них лично и для общества.

Таким образом, мы пригласим к слушанию об истинности нашей веры в быстро меняющемся мире, который сейчас больше, чем когда-либо, нуждается в надежде на библейское мировоззрение.

Добавить комментарий