Примеры позитивного отклоняющегося поведения: Позитивное отклоняющееся поведение: формы, примеры

Разновидности отклоняющегося поведения. Негативное и позитивное девиантное поведение

Девиантное поведение — это любое поведение, противоречащее доминирующим нормам общества. Существует много разных теорий, объясняющих отклонение от общепринятых правил с биологической, психологической и социологической точки зрения. Признанное нарушение культурных норм не носит исключительно негативный характер. Что такое позитивное отклоняющее поведение?

Отклонение от нормы

Когда большинство из нас думает о девиантном поведении, то сразу могут возникнуть ассоциации, связанные с нарушением закона, противоправными и асоциальными действиями. Существует как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение. Девиация, как и нормы, формируется обществом. В общем, существуют три социальные основы отклонения: структурный функционализм, символическое взаимодействие и социальные конфликты.


Что это — дискриминация? Примеры расовой, гендерной,…

Дискриминация — это термин, произошедший от латинского discriminatio, что переводится как. ..

Структурный функционализм

Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Эмиль Дюркгейм считается «отцом» структурно-функциональной перспективы, в которой общество рассматривается как сложная система, в которой стабильность поддерживается совместной работой сложных частей. Дюркгейм сделал удивительное заявление о том, что отклонение имеет много положительных функций для общества. Например, он считал, что оно может фактически объединить людей в обществе и прояснить культурные нормы и ценности.

Второй структурный функционалист Роберт К. Мертон разработал теорию деформаций. Он считал, что теория ориентации на богатство и ограниченной возможности разбогатеть приводит к росту краж, продажам наркотиков и другим уличным преступлениям. Позитивное отклоняющееся поведение, однако, может привести к появлению новаторских идей для решения различных проблем нетипичными способами.


Социальные отклонения: это… Понятие, классификация,…

Для определения социальных отклонений используется термин «девиантное поведение». Это понятие…

Символическое взаимодействие

Данный подход объясняет, как люди определяют девиации в повседневных ситуациях. Теория маркировки утверждает, что отклонение и норма не являются результатом того, что мы делаем, это скорее реакция других людей. В рамках этой теории существует первичное и вторичное отклонение. Первичное отклонение относится к прохождению эпизодов девиантного поведения, в котором участвует большинство людей. Второе — это когда кто-то делает что-то неподобающее и получает отрицательный социальный ярлык, который изменяет самооценку и социальную идентичность человека.

Чтобы продемонстрировать теорию маркировки, представьте себе двух 16-летних девочек. Обе — хорошие ученицы, спортсменки и никогда не сталкивались с нарушением закона. Допустим, обе девочки решили немного выпить спиртных напитков со своими друзьями в выходные или во время школьных перерывов. Это будет первичное отклонение.

Давайте предположим, что одну из девушек поймают. Ее ставят на учет в учебном заведении, выгоняют из спорта, направляют на консультацию по алкоголю, вызывают с родителями в школу и так далее. Девиантное действие совершили обе девочки, разница в том, что одну из них поймали, а второй повезло. Вторичное отклонение — это то же самое, что и первичное, только во втором случае плохое поведение не было замечено.

Социальный конфликт

Подход социальных конфликтов связывает девиации с социальным неравенством. Какое поведение считается отклоняющимся от нормы, а какое нет, зависит того, какие категории людей удерживают власть в обществе. Почему некоторые вещи незаконны, а другие нет? Теоретик социального конфликта будет утверждать, что многие действия считаются девиантными, потому что у власти есть ресурсы, чтобы сделать эти действия девиантными. Кроме того, нормы любого общества в целом отражают интересы богатых и могущественных, а у могущественных людей есть ресурсы, чтобы противостоять девиантной маркировке.

Отклоняющееся поведение: позитивное и негативное

В обществе существует разнообразный стиль поведения, который идет вразрез с ожиданиями и культурными нормами. Рассмотрим такие ситуации:

  • Вчера Максим вошел в 24-часовой магазин и ограбил кассира.
  • Анне выписали штраф за превышение скорости, на 15 км превышающей допустимое значение.
  • Мария, которая только что вышла замуж, решила сохранить девичью фамилию вместо того, чтобы взять фамилию своего мужа.

У кого из этих трех человек поведение будет считаться «девиантным»? Правильным ответом будет — все трое. Как негативное, так и позитивное отклоняющееся поведение — это любое действие, которое воспринимается как нарушение культурной нормы общества или группы. Именно нормы диктуют то, что считается приемлемым и неприемлемым в разных культурах.

Одной из категорий отклонения является преступление, которое происходит, когда кто-то нарушает формальные законы общества. Уголовное отклонение охватывает широкий диапазон поведения, от незначительных нарушений правил дорожного движения до поджога или убийства.

Максим, ограбивший супермаркет, и Анна, которая проигнорировала ограничение скорости, вписываются в эту категорию. Однако законы составляют всего лишь один комплекс сложной системы бесчисленных правил — формальных, неформальных, письменных, подразумеваемых и т. д., которым мы, как ожидается, должны соответствовать. Любой акт несоответствия этим правилам считается девиантным.

Маленькие нарушения совершают абсолютно все: кто-то забыл вернуть библиотечную книгу вовремя, кто-то перебежал дорогу на красный свет, кто-то прогулял несколько уроков в школе, кто-то не уступил место бабушке в автобусе. Несоответствие не всегда является отрицательным примером нарушения правил.

Какими бы ни были девиантные действия, отрицательными или положительными, они имеют общую черту — отличие от нормы. Как выглядит позитивное отклоняющееся поведение? Пример Марии показывает, что даже если девушка и не совершает преступления, решив сохранить свою девичью фамилию, она все же выполняет девиантное действие, так как взятие фамилии мужа является нормой в нашем обществе.

Позитивное отклоняющееся поведение: теория Дюркгейма

Отклонение является естественной и даже необходимой частью общества, фактически не может быть такого, чтобы не было нарушений вовсе. Что может служить иллюстрацией позитивного отклоняющегося поведения? Дюркгейм использовал монастырь в качестве примера: для посторонних монахи чрезвычайно мирны и поэтому живут в почти утопическом обществе. Тем не менее, даже там наблюдаются случаи отклоняющегося поведения. Для обычных людей пропущенная утренняя молитва не считается девиантным поведением, но в монастыре это противоречит правилам, которые были созданы, чтобы навести порядок в этом обществе. Их нарушение приводит к негативным социальным реакциям.

4 основные функции отклоняющегося поведения

Поскольку отклонение может серьезно нарушить социальный порядок, может показаться парадоксальным, что на самом деле это может иметь положительные последствия. Согласно Дюркгейму, отклонение выполняет четыре основные функции:

  1. Оно подтверждает культурные нормы и ценности.
  2. Оно разъясняет моральные границы и учит нас отличать правильное от неправильного.
  3. Это объединяет людей. Люди становятся едиными в своем совместном ответе на девиантные действия, например, когда начинает зашкаливать патриотизм во время появления внешней угрозы, например, терроризма.
  4. Некоторые примеры позитивного отклоняющегося поведения способствуют социальным изменениям. В истории полно людей, которые своим нестандартным мышлением и поведением толкали общество вперед.

Теория деформации Мертона

Отклоняющееся поведение предполагает как позитивные, так и негативные последствия. Хотя Мертон согласился с тем, что для функционирования общества необходимо определенное отклонение, он утверждал, что культура и структура самого общества оказывают давление на отдельных лиц.

Другими словами, из-за определенных культурных ценностей и целей те, кто не имеет возможности законно справляться с этими целями, чувствуют определенное напряжение. Так появляются преступники, люди с негативным отклоняющимся поведением, которые используют нетрадиционные средства, такие как преступления, для достижения этих целей.

Положительная девиация

Нормы — это правила и ожидания, которыми руководствуются члены общества. Отклонение — это отсутствие соответствия этим нормам. Например, девиантный акт может совершаться в одном обществе, которое нарушает там социальную норму, но может быть нормальным для другого общества. Социальные нормы отличаются от культуры к культуре. Про негативную девиацию понятно — это когда отклоняющееся поведение приносит вред целому социуму или отдельным личностям. А вот с положительной девиацией стоит разобраться.

Позитивное отклонение относится к поведенческому и социальному изменению. В любом контексте некоторые люди, сталкивающиеся с подобными проблемами, ограничениями и лишениями ресурсов своих сверстников, тем не менее будут использовать необычные, но успешные виды поведения или стратегии, которые позволят найти лучшие решения. Благодаря изучению этих индивидуумов-субъектов, называемых «позитивными девиантами», инновационные решения таких проблем могут быть идентифицированы и усовершенствованы из-за их поведенческой реакции.

Особенности восприятия

Причинами позитивного отклоняющегося поведения могут быть определенные события, происходящие в обществе или в жизни людей. Также это могут быть особенности восприятия отдельных индивидуумов, которые всегда стремились создать нечто невероятное, и которых все поначалу считали немного сумасшедшими и «не такими как все».

Быть не таким, как все — это плохо

Приведем примеры позитивного отклоняющегося поведения. Григорий Перельман, являясь российским гением в области математики, был первым, кто доказал теорему Пуанкаре, за что был номинирован сразу на несколько премий. Весь научный мир был в шоке, когда неординарный ученый отказался от трех крайне престижных премий, и это действительно яркая ситуация, иллюстрирующая позитивное отклоняющееся поведение.

Он это объяснил тем, что награды его не интересуют, а вклад других математиков ничуть не превышает его заслуг. Примером позитивного отклоняющегося поведения является то большое количество гениальных личностей, которые благодаря своим нетрадиционным подходам сумели оставить свой след в мире и изменить его к лучшему.

Гениальные люди, которые мыслят нестандартно и являются не такими как все, двигают вперед общественный и технический прогресс. Первые компьютеры появились в 1969 году и были размером с целую комнату. Такие знаменитые личности, как Стив Джобс и Бил Гейтс, во многом поспособствовали тому, чтобы сделать эти цифровые устройства не просто персональными, а даже мобильными.

Альберт Эйнштейн разрушил прошлые стереотипы о физической реальности и стал первым, кто открыл закон относительности. Таким образом, можно сделать вывод о том, что все научные умы и изобретатели — это девианты. Постепенно общество усваивает новые социальные нормы, и некоторые действия, не допускаемые ранее, принимаются за сами собой разумеющиеся. Границы между позитивным и негативным отклоняющимся поведением являются весьма размытыми и подвижными, как во времени, так и в пространстве.

Отклоняющееся поведение — Обществознание — Презентации

Обществознание. 8 класс

Отклоняющееся поведение

«Человек знает, что хорошо, но делает чаще то, что плохо».

Сократ

Михайлова Надежда Михайловна

Цели урока

  • содействовать пониманию роли социальных норм, как социальных регуляторов в обществе, как индикаторов позитивного поведения в обществе;
  • развивать морально-нравственные качества личности, активную гражданскую позицию;
  • помочь в определении социальных ценностей и ориентиров

План урока

1. Социальные нормы

2. Социальный контроль

3. Отклоняющееся девиантное поведение

4. Преступление

5. Тесты на закрепление

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Домашнее задание

§ 16

Причинение вреда здоровью девианта

Влияние отклоняющегося поведения на окружающих, на общество

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Всю жизнь человека и общества координируют правила направленные на защиту и сохранение

целостности общества.

Социальные нормы — установленные в обществе правила поведения, регулирующие отношения между людьми, общественную жизнь

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

К каким видам относятся следующие социальные нормы?

«Гражданин Российской Федерации несет военную службу в соответствии с Федеральным законом»

правовые

Регулярные встречи выпускников школ

традиции

Оказание помощи пожилому соседу

моральные

религиозные

Соблюдение поста

Выработка канона изображения в Древнем Египте

эстетические

Автор: Михайлова Н. М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Способы регулирования поведения людей социальными нормами

«Сделай дело – гуляй смело»

«Не зная броду, не суйся в воду»

Дозволение (что можно делать)

«Поди туда, не знаю куда; принеси то, не знаю что»

Запрет (что нельзя делать )

Предписание (что нужно делать)

Приведите примеры

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Социальные нормы обеспечивают обществу

ПОРЯДОК

СТАБИЛЬНОСТЬ

УСТОЙЧИВОСТЬ

ПРЕДСКАЗУЕМОСТЬ

КОНТРОЛЬ

Функции социальных норм

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Функции социальных норм

1. Регулируют общий ход социализации

2. Интегрируют индивидов в группы, а группы – в общество

3. Контролируют отклоняющееся поведение

4. Служат эталонами поведения

5. Прогностическая

6. Охранительная

Тем самым, включают человека в систему общественных отношений, дают возможность нормально взаимодействовать с другими людьми, организациями, обществом в целом.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Что такое социальный контроль?

Социальный контроль

— это механизм регуляции отношений индивида и общества с целью укрепления порядка и стабильности в обществе.

Социальная санкция — это любая реакция со стороны остальных на поведение людей или группы.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды санкций

Формальные санкции

Негативные

  • Штраф
  • Арест
  • Тюремное заключение

Позитивные

  • Премия
  • Почетная грамота
  • Кубок

Автор: Михайлова Н.

М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Виды санкций

Неформальные санкции

Негативные

Позитивные

  • Похвала
  • Одобрительная улыбка
  • Аплодисменты
  • Комплимент
  • Оскорбительный тон
  • Игнорирование
  • Пощечина
  • Бойкот

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Методы социального контроля

  • Совесть – способность личности самостоятельно формулировать нравственные обязанности и реализовать самоконтроль.
  • Надзор – детальный (мелочный) контроль.
  • Изоляция – установление непроходимых перегородок между девиантом и обществом.
  • Реабилитация – восстановление в правах, восстановление утраченного доброго имени, отмена необоснованного обвинения.

Автор: Михайлова Н. М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Отклоняющееся (девиантное) поведение – это поведение, которое не согласуется с социальными нормами.

«Человек знает,

что хорошо,

но делает чаще то,

что плохо».

Сократ

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Средства

массовой информации

Жизненные события и стрессы

Нестабильность

Социальная и эмоциональная напряженность

в семье

Предпосылки асоциального поведения

Меркантильность

и бедность в обществе

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение

1) Ограниченность потребностей и интересов

2) Искаженное представление о том, «что такое хорошо и что такое плохо»

3) Отсутствие чувства социальной ответственности

4) Привычка к некритической оценке собственного поведения

5) Психические отклонения

6) Социальное отчуждение

7) Отклонение в психическом и физическом развитии

8) Недостатки воспитания в семье

Автор: Михайлова Н. М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Причины девиантного (отклоняющегося) поведения

  • Нарушения в становлении, формировании и развитии личности
  • Влияние социокультурных особенностей
  • Влияние образа жизни семьи и семейных отношений
  • Изменения, обусловленные взаимодействием с окружением
  • Подростковый кризис
  • Членство в неформальных объединениях асоциальной направленности, наличие в подростковых группах антисоциальных норм
  • Влияние средств массовой информации, пропаганды сексуальной распущенности
  • Влияние мира компьютерных игр
  • Размывание понятия благородства

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Девиация

Девиация (лат. отклонение) — в широком смысле — это любые действия, не соответствующие общераспространенным нормам и стереотипам общества.

Девиантное поведение

Делинквентное поведение

В узком смысле – незначительные поступки, которые не подпадают под статью уголовного или административного кодексов

  • повторяющиеся асоциальные проступки, нарушающие правовые нормы, но не влекущие уголовной ответственности из-за их ограниченной общественной опасности.

Криминальное (преступное) поведение

противоправный поступок, который по достижению возраста служит основанием для возбуждения уголовного дела и квалифицируется по определенным статьям уголовного кодекса

Нарушение норм, подпадающих под категорию противоправного действия

Административные правонарушения

Преступления

Наносят вред человеку и обществу

Криминал

Делинквенция

Девиация

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Девиация (лат. отклонение) — в широком смысле — это любые действия, не соответствующие общераспространенным нормам и стереотипам общества.

Полезны для общества

Наносят вред человеку и обществу

Позитивное отклонение

Делинквенция

Негативное отклонение

Героизм

Новаторство

Креатив

Чудачество

Эксцентричность

Особенности личности

Аморальные

проступки

Незначительные правонарушения

Наркомания

Алкоголизм

Сквернословие

Автор: Михайлова Н. М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Формы отклоняющегося поведения

Задание: заполните таблицу, учебник

стр. 131-132

Личность

Межличностные отношения

Государство

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Уровни отклоняющегося поведения

Уровень отдельной личности

Уровень малых социальных групп

Уровень

государства

Преступления

Проступки

Чудачество

Эксцентричность

Инициатива

Новаторство

Изобретательство

Гениальность

Раздоры

Скандалы

Конфликты

Протест

Агрессия

Бюрократия Волокита Коррупция

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Последствия девиантного поведения:

1) физическое истощение организма, разрушение личности, смерть; 2) страдания и переживания близких людей,

родных и друзей; 3) «выпадение» асоциального индивида из нормальной социальной жизни общества; 4) криминализация общества (воровство, грабёж, другие более тяжкие преступления).

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Алкоголизм и наркомания

Алкоголизм – заболевание, при котором наблюдается физическая и психическая зависимость от алкоголя.

Наркомания — это хроническое заболевание, вызванное злоупотреблением наркотическими средствами. Оно характеризуется возникновением патологического влечения, психической и физической зависимости к наркотику, тенденцией к увеличению доз.

Токсикомания – это вдыхание летучих наркотических веществ. Токсикомании является одним из видов наркомании и вызывает зависимость и серьёзные нарушения в организме человека.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Зависимость

  • У взрослых лиц переход от банального пьянства к алкоголизму занимает 5–10 лет (зависит от интенсивности пьянки), у подростков формирование хронического алкоголизма происходит в 3 раза быстрее, порой минуя этап регулярного потребления
  • У подростковой наркомании особый статус. В отличие от наркотической зависимости у взрослых, это заболевание у подростков развивается по «упрощенной схеме» и приводит к гораздо более губительным последствиям. Так, даже 1-2 приема наркотиков могут вызвать тяжелую степень зависимости (средний возраст 12-13 лет)
  • У большинства же после 4-5 вдохов защитные реакции угасают. Средний возраст детей-токсикоманов – 8-15 лет. Согласно статистике, дети и подростки составляют 88% от числа всех токсикоманов.

Причины и мотивы приобщения к вредным веществам

  • Отвлечься от неприятностей 13%
  • Приятно
  • Все так делают, не хочу быть «белой вороной» 51%
  • Это «круто»
  • Так делают все в компании, на дискотеке.
  • Назло родителям 28%
  • Интересно 45 %

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Алкогольная зависимость в РФ

Медаль «За пьянство», учреждённая Петром I, вес без цепи около 7 кг.

Заядлый курильщик, согласно данным комитета «Курение и здоровье», сокращает свою жизнь на 8,5 лет. Стоит ли ежедневная сигарета такого сокращения жизни? Соразмерьте ценность жизни и пагубного увлечения курением.

Какое решение примете вы: не будете курить вовсе; будете курить меньше; продолжите курение, несмотря на угрозу здоровью и сокращение жизни? Объясните свой выбор.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Уголовный кодекс РФ

  • УК РФ Статья 228. Незаконные приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов, а также незаконные приобретение, хранение, перевозка растений, содержащих наркотические средства или психотропные вещества, либо их частей, содержащих наркотические средства или психотропные вещества
  • УК РФ Статья 230. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов

1. Склонение к потреблению наркотических средств, психотропных веществ или их аналогов —

наказывается ограничением свободы на срок до трех лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от трех до пяти лет.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Альтернатива

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

«Какая счастливая перемена произошла бы во всей жизни людской, если бы люди перестали одурманивать и отравлять себя водкой, вином, табаком, опиумом»

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРЕСТУПНОСТЬ

Преступность — самое опасное проявление отклоняющегося поведения, наносящее наибольший ущерб обществу. Преступление — это посягающее на право порядок общественно опасное деяние, предусмотренное Уголовным кодексом. Совокупность преступлений, совершаемых в данном обществе и в данный период времени, обозначается понятием «преступность» Оно вызывает тяжелые последствия для развития общества и его членов как ни одно из

других негативных явлений общественного развития.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ПРЕСТУПНОСТЬ

Уголовный кодекс Российской Федерации указывает следующие виды преступлений:

  • против личности,
  • в сфере экономики,
  • против общественной безопасности и общественного порядка,
  • против государственной власти,
  • против военной службы,
  • против мира и человечества.

Преступность не только

социальное, но и правовое

явление, так как преступно

лишь то, что закреплено в

Уголовном кoдeксе РФ.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Б орьба с преступностью включает в себя,

во-первых , мероприятия политического, экономического. социального, социально-психологического, управленческого, культурного характера, позволяющие устранять условия, благоприятствующие преступности;

во-вторых, развитие правосознания граждан;

в-третьих, специальную профилактическую деятельность, направленную на выявление и устранение непосредственных причин преступности; в-четвертых, применение уголовного законодательства по отношению к лицам, совершившим преступление преступления.                                                

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

С какой позицией вы согласны? Аргументируйте свою точку зрения.

1.Человека формирует среда, и вина общества в том, что вырос преступник, значительнее, чем его самого. Поэтому общество не имеет права лишать преступника жизни, оно должно ис­купить свою вину перед оступившимся человеком и сделать все, чтобы превратить его в полноценного члена общества.

  • Преступники своей жестокостью порождают зло. Их безнаказанность способствует развращению слабых, а особенно несовершеннолетних, поэтому преступность должна караться очень жестоко, чтобы люди, склонные к преступлению, боялись после­дующего возмездия.

3. Нельзя всю вину сваливать на общество. Человек может и должен сам себя воспитывать, поэтому вина каждого преступника в собственном нравственном падении ничуть не меньше, и он должен нести ответственность согласно тяжести совершенного правонарушения.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Синквейн

  • Первая строка   — тема синквейна, заключает в себе одно слово — существительное, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.
  • Вторая строка  — два прилагательных , они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.
  • Третья строка   — три глагола , описывающими характерные действия объекта.
  • Четвертая строка  — фраза , выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.
  • Пятая строка  — одно слово-резюме, итог , характеризующее суть предмета или объекта.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

ВЫВОДЫ

 

1 Знание социальных норм необходимо для повседневной жизни человека, стремящегося интегрироваться в современное общество.

2. Поведение отвечающее общепринятым социальным нормам обеспечит вам комфортное самочувствие в обществе.

4 Так как нормы, возникающие в малых неформальных группах, иногда противоречат существующим в обществе, каждому, кто входит в такие группы, следует сделать самостоятельный выбор и впоследствии нести ответственность за него.

5 Сделки с совестью, т. е. самооправдание поступков, идущих вразрез с собственными убеждениями, ослабляют самоконтроль и, повторяясь, мoгут открыть путь к отклоняющемуся поведению, наносящему ущерб личности и обществу. 

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

1. Верны ли следующие суждения о социальной норме?

А. Социальные нормы регулируют жизнь общества.

Б. Социальные нормы определяют обязанности одного лица по отношению к другому или другим лицам.

1) Верно только А

2) Верно только Б

3) Верны оба суждения

4) Оба суждения неверны

2. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится:

1) Вручение грамоты

2) Лестный отзыв товарища

3) Премирование

4) Вручение памятного подарка

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

3. Социальные нормы

  • играют роль регулятора поведения людей
  • гарантируют формирование у индивида совести
  • всегда зафиксированы в законах
  • всегда являются неписанными нормами поведения

4. Моральные нормы, в отличие от других социальных норм

1)регламентируют поведение людей

2)содержатся только в священных книгах

3) обеспечиваются исключительно силой общественного мнения

4) осваиваются в процессе социализац ии

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

5. Художественное творчество является формой

  • Негативного отклоняющегося поведения
  • Позитивного отклоняющегося поведения
  • Неправомерного поведения
  • Неотклоняющегося поведения

6. Верны ли следующие суждения о функциях социального контроля?

А. Социальный контроль служит достижению и поддерживанию социальной стабильности в обществе.

Б. Социальный контроль способствует формированию самоконтроля.

  • Верно только А
  • Верно только Б
  • Верны оба суждения
  • Оба суждения неверны

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

7. Какой из приведенных примеров отклоняющегося поведения нарушает правовые нормы     1) знакомый стал фанатом хоккейной команды     2) ученики шумно ведут себя на уроке     3) чиновник вымогает взятку     4) сосед стал активистом оппозиционной политической партии

8. Какой из примеров отклоняющегося поведения заслуживает осуждения?      1) увлечение историей рок-группы     2) чрезмерное потребление спиртных напитков       3) увлечение массовыми историческими играми      4) посещение митинга, участники которого протестуют против политики правительства

Автор: Михайлова Н. М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

9. Установите соответствие

ПРИМЕРЫ САНКЦИЙ

А) комплименты

ТИПЫ СОЦИАЛЬНЫХ САНКЦИЙ

Б) вручение почетной грамоты

  • Неформальные позитивные
  • Формальные позитивные

В) лестный отзыв

Г) государственная стипендия

Д) присуждение ученой степени

А

Б

В

Г

Д

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

Информационные источники:

  • Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. и др./ под редакцией Боголюбова Л.Н. Обществознание учебник для 8 класса. М., «Просвещение» 2017
  • Поурочные разработки. Обществознание. 8 класс. Боголюбов Л. Н., Виноградова Н. Ф., Городецкая Н. И. и др. М., «Просвещение» 2017
  • А.Ю. Лазебникова, Т.В. Коваль, Е.Н. Калачёва. Обществознание. ОГЭ. КИМ. Издательство Экзамен. 2015.
  • В презентации использованы материалы и иллюстрации из открытого банка иллюстраций Яндекс и Гугл: https://yandex. ru/images/ ; https://www.google.ru/imghp; https://ru.wikipedia.org/wiki/

Автор данной работы выражает благодарность истинным владельцам графических и анимированных изображений, которые были использованы в работе.

Автор: Михайлова Н.М.- преподаватель МАОУ «Лицей № 21»

10 примеров положительных отклонений (2023)

Позитивное отклонение относится к явлению, благодаря которому некоторые члены сообщества могут достичь исключительных результатов благодаря своему уникальному ненормативному (или «отклоняющемуся») поведению.

Несмотря на то, что они находятся в том же контексте и сталкиваются с теми же проблемами, что и их сверстники, эти люди работают лучше и известны как положительных девиантов . Изучая поведение этих позитивных девиантов, мы можем научиться лучше решать проблемы.

Затем этим можно поделиться со всем сообществом. Таким образом, позитивное отклонение — это, по сути, подход к решению проблем, основанный на поведенческих и социальных изменениях. Сегодня концепция применяется в различных областях, таких как здравоохранение, образование, управление бизнесом и криминология.

Определение положительного отклонения

Паскаль и Стернинс определяют положительное отклонение как:

«…подход, который включает в себя выявление и расширение решений, уже существующих в сообществе, особенно среди тех, кто находится в маргинальном положении или бедных, путем поощрения их к принятию исключительных методов, которые привели к успеху в их ситуациях». (2010).

Он включает в себя «выявление» лиц, успешно преодолевших трудности, изучение их поведения для выявления «исключительных практик», а затем «распространение» этих практик на все сообщество.

Концепция была первоначально разработана в исследованиях в области питания. В 1990-е годы Джерри и Моник Стернин работали в организации «Спасем детей» во Вьетнаме (Паскаль и Стернинс, 2010). В селах выяснилось, что 64% ​​детей недоедают.

Тем не менее, некоторые семьи в этих деревнях имели хорошо питающихся детей из-за их необычных стратегий. Эти семьи приносили продукты, которые обычно считались неподходящими для детей, такие как зелень сладкого картофеля, крабы, креветки и т. д.

Они мыли детям руки перед едой и кормили их три-четыре раза в день (в отличие от других, которые обычно давали их дети двухразовое питание). По незнанию эти семьи давали своим детям пищу, богатую такими питательными веществами, как белок, железо и кальций.

Затем Стернины создали программу питания, основанную на этих знаниях. Чтобы усилить эту стратегию, они не просто говорили другим членам сообщества следовать за позитивными девиантами. Вместо этого они разработали программу, которая поможет им «действовать» на пути к новому мышлению.

Было организовано кормление, на котором родителей попросили принести один из новых продуктов. Делясь питательной пищей со своими детьми, они научились готовить новые продукты. К концу двухлетней программы недоедание снизилось на 85%.

Затем стратегии были применены к младшим братьям и сестрам участников. Позже позитивный девиантный подход был принят для улучшения программ питания более чем в 40 странах с помощью таких организаций, как Mercy Corps, CARE, Plan International и т. д. девиантность помогает выявлять и учиться у тех, кто добился исключительных результатов в отношении здоровья. Проекты ПД в Гватемале, Кот-д’Ивуаре и Руанде помогли улучшить репродуктивное здоровье подростков. Аналогичные проекты в Индии, Пакистане и Мьянме предоставили женщинам более широкий доступ к дородовому уходу, подготовке к родам и дородовому уходу (как за собой, так и за младенцами). В Индонезии и Вьетнаме проекты ПД помогли сдержать распространение ЗППП.

  • Предприятия: Благодаря положительному отклонению предприятия могут извлечь выгоду из значительного повышения производительности. В каждом бизнесе есть позитивные девианты с отношением и поведением, которые приводят к лучшим результатам по ключевым показателям, таким как скорость обслуживания, прибыльность и т. д. Сейдман и Макколи утверждают, что в частном секторе мы можем собирать знания от позитивных девиантов и масштабировать их. всей организации (2002 г.). Такой подход, по словам Хамела, может служить примером «управленческих инноваций» (2007).
  • Первичная медицинская помощь: Позитивно-девиантный подход к первичной медико-санитарной помощи впервые появился в сельской местности Нью-Гэмпшира и получил название «Яркие пятна» (Selby, 2015). Амбулаторная клиника изучила сложную популяцию пациентов и выявила «яркие пятна» (те, кто подвергается высокому риску и все еще здоров). Они провели качественное исследование, чтобы определить свои модели поведения, а затем продвигали их на собраниях сообщества.
  • Образование: В сфере образования позитивное отклонение может помочь улучшить успеваемость и самочувствие учащихся. Проекты PD в Калифорнии и Нью-Джерси позволили снизить процент отсева и помогли девочкам продолжить свое образование в школах. Даже в неблагополучных районах некоторые учителя могут добиться отличных результатов со своими учениками благодаря инновационным методам обучения (проектное обучение, личностно-ориентированные подходы и т. д.). Благодаря ПД образование может стать более эффективным и справедливым.
  • Экологическое движение: Позитивное отклонение может помочь нам идентифицировать и учиться у отдельных лиц/групп, предпринявших новаторские шаги для решения экологических проблем. Одним из примеров является движение «Ноль отходов», которое побуждает людей сокращать количество отходов, которые они производят, с помощью таких методов, как компостирование, переработка и повторное использование. Некоторые люди также приняли возобновляемые источники энергии, несмотря на значительные барьеры стоимости и инфраструктуры.
  • Больницы: Метод ПД помог сдержать распространение внутрибольничных инфекций, таких как Clostridioides difficile и устойчивый к метициллину Staphylococcus aureus (MRSA). Это было успешно сделано в различных странах, таких как Соединенные Штаты, Бразилия, Мексика и т. д. По данным CDC, подход PD привел к снижению числа инфекций в Соединенных Штатах на 30–70% (Awad, 2009). Такие программы также позволили улучшить уход за пациентами, недавно перенесшими сердечный приступ.
  • Социальные услуги: Позитивно-отклоняющиеся подходы могут помочь решить социальные проблемы и добиться положительных социальных изменений. Например, позитивные девианты в социальной работе могут разработать программу по решению проблемы бездомности в своей стране. Они могут начать с определения основной причины бездомности (отсутствие доступного жилья, отсутствие возможностей трудоустройства и т. д.). Затем они могут работать вместе с сообществом, чтобы найти решение основной причины.
    1. Защита детей: Позитивное отклонение помогает продвигать стратегии, защищающие детей от безнадзорности, эксплуатации и жестокого обращения. В Индонезии организация «Спасите детей» и местные НПО в 2003 г. начали пятилетний проект по предотвращению торговли детьми; они помогли им найти экономически выгодные варианты остаться в своих общинах. CEDPA вместе с другими организациями работает над предотвращением КОЖПО в Египте с 1998 года, и эта практика значительно сократилась.
    2. Сельское хозяйство: Фермеры часто используют инновационные методы ведения сельского хозяйства, которые могут быть приняты другими для повышения производительности. Детское недоедание было серьезной проблемой в сельских районах Индии из-за отсутствия доступа к пище, богатой белком. Однако в некоторых деревнях состояние питания было лучше, чем в других, потому что доярки добавляли в молоко несколько капель творога, повышая в нем содержание белка. Этот простой метод был распространен в сообществе и помог улучшить статус питания.
    3. Технология: Положительное отклонение в технологии может привести к значительным улучшениям в различных областях. Во время пандемии Covid-19 правительство Сингапура разработало приложение для отслеживания контактов. Он использовал Bluetooth для обнаружения ближайших устройств, и пользователи были предупреждены, если они были рядом с кем-то, у кого позже был положительный результат. Приложение помогло контролировать распространение коронавируса в Сингапуре, а затем было воспроизведено во многих других странах.

    Реальный положительный девиант

    Марк Цукерберг — Марк Цукерберг ушел из Гарвардского университета, чтобы основать Facebook. Его можно рассматривать как положительного девианта, потому что он бросил свою престижную университетскую степень, чтобы заняться чем-то очень рискованным. Тем не менее, сегодня он один из самых богатых людей в мире. Сегодня люди пишут о нем биографии, изучая, как ему удалось добиться успеха, следуя своим путем.

    Принципы положительного отклонения

    Положительное отклонение — это подход, который предлагает решения из внутри сообщества — в отличие от внешних экспертов — и, таким образом, является эффективным инструментом для внесения изменений.

    Он основан на следующих принципах:

    • Конкретный культурный контекст: Позитивное отклонение соответствует конкретному культурному контексту. Это может быть деревня, школа, бизнес и т. д. Поскольку он функционирует в пределах ресурсов контекста, он создается специально для конкретного сообщества.
    • Сообщества — лучшие эксперты: Он основан на убеждении, что сообщества являются лучшими экспертами в своих областях. У них есть потенциал для решения своих собственных проблем и способность эффективно организовать свои ресурсы. Поскольку решения исходят от сообщества, это позволяет избежать «иммунного ответа», который может возникнуть, когда сторонние эксперты предлагают свои (бесконтекстные) решения.
    • Коллективный разум: Позитивное отклонение верит в коллективный разум. Это не просто присутствует в лидерах или экспертах сообщества; вместо этого он распространяется по всей группе. Позитивное отклонение пытается использовать этот коллективный разум для решения проблем.
    • Устойчивость и эффективность: Подход ПД устойчив и эффективен. Это позволяет сообществу находить устойчивые решения в рамках ограничений контекста. Более того, поскольку необычное поведение уже практикуется в сообществе, его с большей вероятностью перенимают другие — позитивные девианты служат «социальным доказательством» того, что такое поведение социально приемлемо и полезно.
    • Изменения происходят благодаря практике: Считается, что изменить поведение легче с помощью практики, чем знаний. Паскаль прекрасно описал это в своей поговорке: «Легче действовать по-своему, переходя к новому образу мышления, чем думать, как двигаться к новому способу действия» (2010).

    Заключение

    Положительное отклонение — это всего лишь один из видов отклонения. Это способ решения проблем путем выявления и усиления необычного поведения определенных людей.

    Эти люди, несмотря на те же препятствия, что и их сверстники, способны достичь лучших результатов благодаря своим уникальным практикам. Благодаря подходу ПД эти практики можно выявить и поделиться ими с другими, помогая всему сообществу.

    Концепция положительного отклонения возникла в исследованиях питания. Сегодня он используется в различных сферах, таких как здравоохранение, образование, управление бизнесом и т. д.

    Ссылки

    Авад С., Паласио К., Субраманиан А. и др. (2009). «Внедрение пакета профилактики метициллин-резистентного золотистого стафилококка (MRSA) приводит к снижению инфекций области хирургического вмешательства, вызванных MRSA». Американский журнал хирургии . Нью-Йорк: Эльзевир.

    Хэмел, Гэри. (2007). Будущее менеджмента . Гарвард: Издательство Гарвардской школы бизнеса.

    Паскаль, Р., Стернин, Дж., и Стернин, М. (2010). Сила положительного отклонения: как неожиданные новаторы решают самые сложные мировые проблемы . Гарвард: Гарвардская деловая пресса.

    Сейдман, Уильям и Макколи, Майкл. (2002). Повышение производительности на большом предприятии. Лос-Анджелес: Уайли.

    Селби, Лаура (2015). «Проект общественного здравоохранения использует опыт суперзвездных пациентов». НО . https://thedo.osteopathic.org/

    Сурабх Ядав (Массачусетс)

    Веб-сайт | + постов

    Сурабх Ядав — независимый писатель и режиссер. Он изучал английскую литературу в Университете Дели и Университете Джавахарлала Неру. Вы можете найти его работы на The Print, Live Wire и YouTube.

    Крис Дрю (доктор философии)

    + сообщения

    Эта статья была рецензирована и отредактирована Крисом Дрю (доктор философии). Процесс рецензирования на Helpful Professor включает в себя проверку фактов, редактирование и дополнение статей экспертом уровня доктора философии. Рецензенты следят за тем, чтобы весь контент отражал экспертный академический консенсус и подкреплялся ссылками на академические исследования. Доктор Дрю опубликовал более 20 научных статей в научных журналах. Он бывший редактор журнала «Развитие обучения в высшем образовании» и имеет докторскую степень в области образования ACU.

    Информация для студентов и преподавателей

    «Мы предоставляем заслуживающие доверия, доступные и точные рецензируемые учебные пособия, которые отражают консенсус экспертов — все на языке, понятном студентам университета!»


    Крис Дрю, доктор философии
    Основатель и главный редактор

    О курсе «Уверенность в написании эссе»