Принципы детерминизма, системности, структурности и развития в научном познании (на примере той или иной науки). — Студопедия
Поделись с друзьями:
Детерминизм — причинная обусловленность, всеобщая закономерная связь природы, общества, мышления, закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Данный принцип предполагает необходимость учета влияния различных причин, факторов на возникновение и развитие психологических явлений. В соответствии с материалистическим детерминизмом сознание человека определяется прежде всего его социальным бытием. То есть потребности, интересы, установки, представления людей определяются той социальной микро- и макросредой, в которой они находятся. В частности, поведение человека детерминируется не только внешними материальными причинами или социальной ситуацией, но и мотивационно-целевыми субъективными факторами, а также своими представлениями о прошлых, настоящих и будущих событиях.
Детерминизм – один из главных объяснительных принципов научного познания, требующий истолковывать изучаемые феномены исходя из закономерного взаимодействия доступных эмпирическому контролю факторов.
Детерминизм выступает прежде всего в форме причинности (каузальности) как совокупности обстоятельств, которые предшествуют во времени данному событию и вызывают его.
Принцип системности (системного строения психического явления) -принцип, требующий анализировать каждый элемент психики в тесной связи с ее функционированием в целом. Он предполагает, что психические явления возникают только как результат единых, взаимосвязанных процессов целостно работающего организма, обладающего нервной системой и осуществляющего внешнее поведение. Психику нельзя «слепить» из ощущений, восприятия, памяти и прочих процессов. Психическое представляет собой систему взаимодействующих компонентов ее структуры. Системность – объяснительный принцип научного познания, требующий исследовать явления в их зависимости от внутренне связанного целого, которое они образуют, приобретая благодаря этому присущие целому новые свойства. «целое больше своих частей»,Машина как образ системности. В XVII веке с появлением новой картины мира, покончившей с прежними аристотелевскими «формами» и «сущностями», представившей все зримое мироздание движущимся по законам механики, зарождается новый тип системного объяснения организма и его психических проявлений – восприятия, памяти, аффекта, движения.
— зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функции внутри целого; —— структурности — возможность описания системы через установление ее структуры, сети связей и отношений системы — обусловленность поведения системы свойствами структуры, а не только элементами; —— взаимозависимости системы и среды — система формирует и проявляет свои свойства во взаимодействии со средой; —— иерархичности — каждый компонент системы может рассматриваться как система; —— множественности описания каждой системы — необходимость множества моделей системы, связанных с различными аспектами системы. — Иерархичность, многоуровневость, структурность связаны не только со строением системы, но и с ее поведением; — Передача информации и наличие процессов управления — важнейшая особенность большинства систем.
Структура – совокупность устойчивых связей между элементами, обеспечивающих сохранение основных свойств системы при различных внешних и внутренних изменениях. Структура является внутренней формой системы и показывает, как элементы связан друг с другом.
Принцип развития предполагает рассматривать психические явления в постоянном изменении, движении и развитии, разрешении противоречий под влиянием системы внешних и внутренних детерминант. Существует единство онтогенетических, филогенетических и социально-исторических детерминант развития и проявления психики.
Данный принцип ориентирует психологов на изучение условий возникновения психических явлений, тенденций их изменения, качественных и количественных характеристик этих изменений. Любое явление, рассматриваемое психологом, может получить адекватное объяснение, если оно становится предметом изучения в его развитии. Применительно к личности, важнейшим фактором ее развития является историогенез, то есть освоение культуры как важнейшей стороны накопленного человечеством социального опыта.
Проблема развития психики представляла собой краеугольный камень всей психологии первой трети XX столетия. И.М.Сеченов наметил задачу исторически проследить развитие психических процессов в эволюции всего животного мира. Исходя из того, что в процессе познания следует восходить от простого к сложному или, что то же, объяснять сложное более простым, но никак не наоборот, Сеченов считал, что исходным материалом для разработки психических фактов должны служить простейшие психические проявления у животных, а не у человека. Роль наследственности и среды в психическом развитии.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
детерминизм | это… Что такое детерминизм?
ТолкованиеПеревод
- детерминизм
(в психологии) (от лат. determinare — определять) — закономерная и необходимая зависимость психических явлений от порождающих их факторов. Д. включает причинность как совокупность обстоятельств, предшествующих во времени следствию и вызывающих его, но не исчерпывается этим объяснительным принципом, поскольку существуют и другие формы Д.
Краткий психологический словарь. — Ростов-на-Дону: «ФЕНИКС». Л.А.Карпенко, А.В.Петровский, М. Г. Ярошевский. 1998.
- детерминизм
— концепция, согласно коей действия людей детерминируются — определяются и ограничиваются наследственностью и предшествующими событиями их жизни. В психологии — закономерная и необходимая зависимость явлений психических от порождающих их факторов.
1) детерминизм системный — зависимость отдельных компонент системы от свойств целого;
2) детерминизм типа связи обратной — следствие воздействует на вызвавшую его причину;
3) детерминизм статистический — при одинаковых причинах возникают различные в известных пределах эффекты, подчиненные статистической закономерности;
4) детерминизм целевой — предваряющая результат цель как закон определяет процесс его достижения, и пр.
Развитие научного знания о психике связано с разработкой различных форм детерминизма. Длительное время оно ориентировалось на детерминизм механический, который представлял обусловленность явлений психических материальными факторами по образцу взаимодействия объектов в механике, либо работы технических устройств. Несмотря на ограниченность этого воззрения, оно дало психологии важнейшие учения о рефлексах, ассоциациях, аффектах и пр. В середине XIX в. возник детерминизм биологический, открывший своеобразие поведения живых систем (учение Ч. Дарвина о естественном отборе) и утвердивший взгляд на психику как необходимую для выживания функцию. Если детерминизм механический представлял психику побочным явлением — эпифеноменом, то теперь она выступила как неотъемлемая компонента жизнедеятельности. Позднее, когда было установлено, что эта компонента имеет самостоятельное причинное значение, возник детерминизм психологический; однако он получил неадекватную теоретическую трактовку в учении об особой психической причинности, якобы противостоящей материальной. Иное понимание детерминизма психологического сложилось в трудах естествоиспытателей, показавших, что обусловленные воздействием внешних объектов на организм психические явления (образ, реакция выбора и пр.) формируются по законам, отличным от физических и биологических, и выступают как особые регуляторы поведения. Внедрение в психологию идей естественнонаучного детерминизма психологического привело к ее обособлению в самостоятельную область знания, изучающую процессы, подчиненные особым закономерностям. В отечественной психологии была выдвинута трактовка детерминизма как действия внешних причин через внутренние условия, и как действия внутреннего через внешнее. Но обе эти формулы односторонни. Основной принцип объяснения психики человека с позиций материализма намечен положением о том, что, изменяя реальный мир своей предметной деятельностью, ее субъект изменяется сам. Благодаря этой деятельности одновременно порождаются и «внешнее» — продукты материальной и духовной культуры, в коих воплощаются сущностные силы человека, и «внутреннее» — сущностные силы человека, формируемые в процессе их объективации в этих продуктах.
Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.
- Детерминизм
См. Свободная воля (versus детерминизм).
Психология. А-Я. Словарь-справочник / Пер. с англ. К. С. Ткаченко. — М.: ФАИР-ПРЕСС. Майк Кордуэлл. 2000.
Игры ⚽ Поможем написать реферат
Синонимы:дифферентизм
- детерминация
- детерминирована двойное
Полезное
Наука и детерминизм | Рациональность + Сознание = Свободная воля
Фильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Рациональность + Сознание = Свободная воляМетафизикаФилософияФилософия действияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Рациональность + Сознание = Свободная воляМетафизикаФилософияФилософия действияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Расширенный поиск
Иконка Цитировать Цитировать
Разрешения
- Делиться
- Фейсбук
- Твиттер
- Электронная почта
Укажите
Ходжсон, Дэвид, «Наука и детерминизм», Rationality + Consciousness = Free Will , Philosophy of Mind Series ( New York , 2012; онлайн-издание, Oxford Academic, 24 мая 2012 г. ), https://doi.org/ 10.1093/acprof:oso/9780199845309.003.0008, по состоянию на 5 июля 2023 г.Выберите формат Выберите format.ris (Mendeley, Papers, Zotero).enw (EndNote).bibtex (BibTex).txt (Medlars, RefWorks)
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Рациональность + Сознание = Свободная воляМетафизикаФилософияФилософия действияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Мобильный телефон Введите поисковый запрос
ЗакрытьФильтр поиска панели навигации Оксфордский академический Рациональность + Сознание = Свободная воляМетафизикаФилософияФилософия действияФилософия разумаОксфордская стипендия ОнлайнКнигиЖурналы Введите поисковый запрос
Advanced Search
Abstract
В главе 7 я рассматриваю, совместима ли с моей позицией общая картина мира, предлагаемая физическими науками. Я утверждаю, что лучшие современные физические теории поддерживают два утверждения, благоприятствующие моим утверждениям, а именно, что причинность не является локальной и что мир не детерминирован, и я утверждаю, что теорема Конвея/Кохена о свободе воли решительно поддерживает отказ от детерминизма. Я также утверждаю, что так называемая блочная точка зрения на вселенную, отрицающая реальность течения времени и предполагающая неизменную (и в этом смысле детерминированную) вселенную, несостоятельна.
Ключевые слова: детерминизм, блочная вселенная, законы природы, квантовая механика, неопределенность, нелокальность, индетерминизм, участие наблюдателя, теорема о свободе воли, время
Субъект
Философия действия0003Коллекция: Оксфордская стипендия онлайн
В настоящее время у вас нет доступа к этой главе.
Войти
Получить помощь с доступомПолучить помощь с доступом
Доступ для учреждений
Доступ к контенту в Oxford Academic часто предоставляется посредством институциональных подписок и покупок. Если вы являетесь членом учреждения с активной учетной записью, вы можете получить доступ к контенту одним из следующих способов:
Доступ на основе IP
Как правило, доступ предоставляется через институциональную сеть к диапазону IP-адресов. Эта аутентификация происходит автоматически, и невозможно выйти из учетной записи с IP-аутентификацией.
Войдите через свое учреждение
Выберите этот вариант, чтобы получить удаленный доступ за пределами вашего учреждения. Технология Shibboleth/Open Athens используется для обеспечения единого входа между веб-сайтом вашего учебного заведения и Oxford Academic.
- Щелкните Войти через свое учреждение.
- Выберите свое учреждение из предоставленного списка, после чего вы перейдете на веб-сайт вашего учреждения для входа.
- При посещении сайта учреждения используйте учетные данные, предоставленные вашим учреждением. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если вашего учреждения нет в списке или вы не можете войти на веб-сайт своего учреждения, обратитесь к своему библиотекарю или администратору.
Войти с помощью читательского билета
Введите номер своего читательского билета, чтобы войти в систему. Если вы не можете войти в систему, обратитесь к своему библиотекарю.
Члены общества
Доступ члена общества к журналу достигается одним из следующих способов:
Войти через сайт сообщества
Многие общества предлагают единый вход между веб-сайтом общества и Oxford Academic. Если вы видите «Войти через сайт сообщества» на панели входа в журнале:
- Щелкните Войти через сайт сообщества.
- При посещении сайта общества используйте учетные данные, предоставленные этим обществом. Не используйте личную учетную запись Oxford Academic.
- После успешного входа вы вернетесь в Oxford Academic.
Если у вас нет учетной записи сообщества или вы забыли свое имя пользователя или пароль, обратитесь в свое общество.
Вход через личный кабинет
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам. См. ниже.
Личный кабинет
Личную учетную запись можно использовать для получения оповещений по электронной почте, сохранения результатов поиска, покупки контента и активации подписок.
Некоторые общества используют личные учетные записи Oxford Academic для предоставления доступа своим членам.
Просмотр учетных записей, вошедших в систему
Щелкните значок учетной записи в правом верхнем углу, чтобы:
- Просмотр вашей личной учетной записи и доступ к функциям управления учетной записью.
- Просмотр институциональных учетных записей, предоставляющих доступ.
Выполнен вход, но нет доступа к содержимому
Oxford Academic предлагает широкий ассортимент продукции. Подписка учреждения может не распространяться на контент, к которому вы пытаетесь получить доступ. Если вы считаете, что у вас должен быть доступ к этому контенту, обратитесь к своему библиотекарю.
Ведение счетов учреждения
Для библиотекарей и администраторов ваша личная учетная запись также предоставляет доступ к управлению институциональной учетной записью. Здесь вы найдете параметры для просмотра и активации подписок, управления институциональными настройками и параметрами доступа, доступа к статистике использования и т. д.
Покупка
Наши книги можно приобрести по подписке или приобрести в библиотеках и учреждениях.
Информация о покупкеПримирение детерминизма и свободы воли: точка зрения компатибилизма
Компатибилизм — это философская позиция, предполагающая, что свобода воли и детерминизм могут сосуществовать. Другими словами, люди могут иметь возможность делать выбор и действовать свободно, даже если их действия определяются предшествующими причинами или обстоятельствами.
По мнению компатибилистов, свободная воля — это не то же самое, что быть полностью непринужденной или свободной от внешних воздействий. Вместо этого они считают, что свобода воли — это способность действовать в соответствии со своими желаниями и мотивами, без принуждения или принуждения действовать определенным образом.
Компатибилисты утверждают, что детерминизм не обязательно отрицает свободу воли, потому что детерминизм означает только то, что события во вселенной следуют заранее определенному курсу, основанному на предыдущих причинах и условиях. Это не означает, что люди не могут делать выбор или что их выбор предопределен.
Некоторые компатибилисты утверждают, что свободу воли можно понимать как способность действовать в соответствии со своими желаниями и мотивами, принимая во внимание ограничения и ограничения внешней среды. Они предполагают, что свобода воли — это не метафизическая концепция, а практическая, и что в детерминированном мире можно иметь свободную волю.
Однако не все согласны с компатибилизмом, а некоторые философы утверждают, что детерминизм и свобода воли несовместимы. Они предполагают, что если вселенная полностью детерминирована, то в ней нет места человеческой деятельности или выбору.
Свобода с компатибилистской точки зрения
С компатибилистской точки зрения свобода — это не способность действовать таким образом, который полностью не зависит от предшествующих причин, а скорее способность действовать в соответствии с нашими желаниями и мотивами. Компатибилисты утверждают, что даже если наши действия определяются предшествующими причинами, мы все равно можем действовать свободно и брать на себя ответственность за свои действия, если они являются результатом нашего обдумывания и реагируют на причины таким образом, который отражает наши ценности и желания.
Другими словами, свобода с компатибилистской точки зрения — это способность действовать в соответствии с нашими внутренними мотивами без внешних ограничений или препятствий. Компатибилисты считают, что наши действия свободны, если они являются результатом нашего обдумывания и реагируют на причины таким образом, который отражает наши ценности и желания, даже если они определяются предшествующими причинами.
Для компатибилистов ключом к свободе является способность действовать в соответствии с нашими внутренними мотивами, а не быть принужденными или принуждаемыми действовать определенным образом внешними факторами. Это означает, что свобода зависит не от отсутствия детерминизма или наличия индетерминизма, а скорее от способности действовать в соответствии с нашими внутренними мотивами и ценностями.
В целом свобода с компатибилистской точки зрения подчеркивает важность внутренних факторов, таких как убеждения, желания и ценности, в процессе принятия решений и утверждает, что даже если наши действия определяются предшествующими причинами, мы все равно можем действовать свободно и принимать решения. ответственность за наши действия, если они отражают наши внутренние мотивы и ценности.
Свободные действия в детерминированном мире
Вопрос о том, могут ли быть свободные действия в детерминированном мире, является давним философским спором. Детерминизм — это точка зрения, согласно которой все события, включая действия человека, причинно обусловлены предыдущими событиями и условиями, и поэтому будущее полностью определяется прошлым.
Однако многие философы утверждают, что детерминизм не обязательно исключает возможность свободных действий. Они предполагают, что свобода не требует способности действовать каким-либо образом, а скорее способности действовать в соответствии со своими желаниями и мотивами, без принуждения или принуждения действовать определенным образом. С этой точки зрения человек может действовать свободно, даже если его действия определяются предшествующими причинами, если они действуют по собственной воле.
Некоторые философы также утверждают, что детерминизм совместим с идеей «самоопределения», когда действия человека определяются его характером и ценностями, а не внешними факторами. В этом смысле действия человека можно считать свободными, если они являются результатом его собственного автономного выбора, даже если этот выбор определяется его внутренними факторами.
Другие утверждают, что детерминизм действительно исключает возможность свободных действий, поскольку причинно-следственная цепь событий, ведущих к действиям человека, означает, что его выбор в конечном итоге определяется факторами, находящимися вне его контроля. Они предполагают, что свобода воли требует способности выбирать между альтернативными возможностями, а это невозможно в полностью детерминированном мире.
В целом, споры о свободных действиях в детерминированном мире продолжаются, и среди философов нет четкого консенсуса.
Свобода воли и проблема каузального детерминизма
Проблема каузального детерминизма — это философский вопрос, возникающий при обсуждении свободы воли. Каузальный детерминизм — это идея о том, что все события, включая действия человека, определяются предшествующими причинами и, следовательно, неизбежны. Если каузальный детерминизм верен, то, казалось бы, он подрывает возможность свободы воли, поскольку наши действия были бы предопределены, и мы не имели бы над ними контроля.
Проблема каузального детерминизма была центральным вопросом в дебатах о свободе воли, при этом некоторые философы утверждали, что свобода воли несовместима с каузальным детерминизмом, в то время как другие утверждали, что они могут сосуществовать. Те, кто утверждает, что свобода воли и каузальный детерминизм несовместимы, известны как инкомпатибилисты, а те, кто утверждает, что они могут сосуществовать, известны как компатибилисты.
Инкомпатибилисты утверждают, что если наши действия предопределены, то нельзя сказать, что мы действуем свободно, поскольку мы не можем их контролировать. Они утверждают, что свобода воли требует, чтобы наши действия были неопределенными, чтобы мы могли выбирать, действовать тем или иным образом. Эту точку зрения защищали такие философы, как Иммануил Кант и Джон Стюарт Милль.
Компатибилисты, с другой стороны, утверждают, что свобода воли и каузальный детерминизм могут сосуществовать. Они утверждают, что даже если наши действия определяются предшествующими причинами, мы все равно можем действовать свободно и брать на себя ответственность за свои действия. Они утверждают, что свобода воли — это не способность действовать таким образом, который полностью не зависит от предшествующих причин, а скорее способность действовать в соответствии с нашими желаниями и мотивами. Эту точку зрения защищали такие философы, как Дэвид Юм и Дэниел Деннет.
В целом, проблема каузального детерминизма выдвигает на первый план противоречие между нашими интуитивными представлениями о свободе воли и научным пониманием мира. Хотя проблема остается нерешенной, она продолжает оставаться важной областью философских исследований, что имеет значение для нашего понимания человеческой деятельности, ответственности и моральной ответственности.
Компатибилизм, реагирующий на причины
Компатибилизм, реагирующий на причины, — это форма компатибилизма, которая пытается примирить очевидный конфликт между детерминизмом и свободой воли. Согласно компатибилистам, реагирующим на причины, свобода воли совместима с детерминизмом, если наши действия правильно реагируют на причины.
Основная идея компатибилизма, реагирующего на причины, заключается в том, что наши действия могут быть как детерминированными, так и свободными, если они являются результатом нашего обдумывания и реагируют на причины таким образом, который отражает наши ценности и желания. Это означает, что наши действия не определяются внешними факторами, а скорее отражают наши внутренние мотивы и убеждения.
Компатибилисты, реагирующие на причины, утверждают, что наша способность действовать свободно зависит от нашей способности распознавать и реагировать на причины, имеющие отношение к нашим решениям. Они считают, что свобода воли требует не только отсутствия внешних ограничений, но и наличия внутренних факторов, таких как убеждения, желания и ценности, которые определяют наш процесс принятия решений.
Одной из ключевых особенностей компатибилизма, реагирующего на причины, является идея «руководящего контроля». Согласно этой точке зрения, у нас есть руководство и контроль над нашими действиями, если мы можем действовать в соответствии со своими причинами и ценностями. Это означает, что наши действия не определяются внешними факторами, а скорее отражают наши внутренние мотивы и убеждения.
Компатибилисты, реагирующие на причины, также подчеркивают важность рефлексивного одобрения. Это означает, что мы должны быть в состоянии размышлять о наших причинах и мотивациях и признавать их своими собственными. Если мы не в состоянии размышлять о наших причинах и мотивах таким образом, наши действия могут быть не по-настоящему свободными.
В целом компатибилизм, учитывающий причины, является популярной формой компатибилизма, которая пытается примирить очевидный конфликт между детерминизмом и свободой воли, подчеркивая важность внутренних факторов, таких как убеждения, желания и ценности, в процессе принятия решений.
Принцип альтернативных возможностей
Принцип альтернативных возможностей (PAP) — это философская концепция, утверждающая, что человек несет моральную ответственность за свои действия только в том случае, если в данных обстоятельствах он мог бы поступить иначе. Другими словами, если у человека нет альтернативных вариантов, он не может нести моральную ответственность за свои действия.
PAP часто используется в дискуссиях о свободе воли и моральной ответственности. Это предполагает, что для того, чтобы кто-то был морально ответственным за действие, он должен был иметь возможность выбрать другой образ действий. Если человек был вынужден действовать определенным образом или у него не было других вариантов, то он не может нести моральную ответственность за свои действия.
Критики PAP утверждают, что не всегда необходимы альтернативные возможности для человека нести моральную ответственность за свои действия. Например, если кто-то страдает психическим заболеванием и причиняет вред себе или другим, возможно, у него не было возможности сделать другой выбор из-за болезни. Тем не менее, они по-прежнему могут нести моральную ответственность за свои действия, поскольку у них была обязанность обратиться за помощью или лечением от своей болезни.
В целом, принцип альтернативных возможностей остается предметом споров и дискуссий среди философов, особенно в отношении его последствий для свободы воли и моральной ответственности.
Франкфуртские кейсы
Франкфуртские кейсы — это философский мысленный эксперимент, предложенный философом Гарри Франкфуртом для изучения концепции свободы воли и моральной ответственности. Мысленный эксперимент включает в себя сценарий, в котором действия человека предопределены, но он по-прежнему несет ответственность за эти действия.
В типичном случае во Франкфурте есть два возможных действия, которые человек может предпринять, но исход предопределен третьей стороной. Третья сторона вмешивается, чтобы гарантировать, что человек выберет конкретное действие, даже если он может выбрать другое действие. Ключевым аспектом сценария является то, что человек не знает о вмешательстве и считает, что делает выбор свободно.
Франкфуртские дела часто используются для оспаривания идеи о том, что моральная ответственность требует альтернативных возможностей, как это предлагает принцип альтернативных возможностей (PAP). Согласно Франкфурту, тот факт, что человек не мог выбрать другое действие, не уменьшает его моральной ответственности за действие, которое он совершил. Он утверждает, что моральная ответственность определяется такими факторами, как намерения, характер и способность понимать последствия своих действий, а не наличием альтернативных вариантов.
Франкфуртские случаи широко обсуждались и обсуждались среди философов, причем одни утверждали, что они демонстрируют, что моральная ответственность может существовать даже при отсутствии альтернативных возможностей, в то время как другие утверждали, что они не полностью учитывают сложности человеческого принятия решений и агентство.
Как компатибилизм влияет на этические дилеммы на рабочем месте?
В контексте этических дилемм на рабочих местах компатибилизм может иметь несколько значений. Одним из важных следствий является то, что даже если поведение сотрудника определяется предшествующими причинами, такими как генетика или воспитание, он все равно может нести ответственность за свои действия. Это означает, что работодатели по-прежнему могут привлекать сотрудников к ответственности за нарушение этических норм или неправомерные действия, даже если поведение сотрудника было вызвано факторами, находящимися вне их контроля.
Кроме того, компатибилизм может обеспечить основу для понимания того, как развивать культуру этического поведения на рабочем месте. Признавая, что сотрудники могут действовать свободно и нести ответственность за свои действия, работодатели могут поощрять сотрудников к этичному выбору, предоставляя четкие руководящие принципы и стимулы для этичного поведения.
Однако стоит отметить, что компатибилизм — не единственная философская позиция, которая может повлиять на этические дилеммы на рабочем месте. Другие философские позиции, такие как детерминизм или либертарианство, также могут иметь важные последствия для того, как мы думаем о свободе воли и ответственности. В конечном счете, конкретный подход работодателей к решению этических дилемм будет зависеть от целого ряда факторов, включая характер дилеммы, отрасль и культуру организации.
Либертарианство и компатибилизм
Либертарианство и компатибилизм — две философские позиции, предлагающие разные точки зрения на вопрос о свободе воли и детерминизме.
Либертарианство — это позиция, согласно которой свобода воли существует и что наши действия не предопределены предшествующими причинами. Согласно либертарианству, мы можем действовать свободно и делать выбор, который не определяется никакими внешними факторами. Эта точка зрения часто связана с верой в существование нефизической души или разума, неподвластного законам причинности.
Компатибилизм, с другой стороны, утверждает, что свобода воли и детерминизм могут сосуществовать. По мнению компатибилистов, даже если наши действия определяются предшествующими причинами, мы все равно можем действовать свободно и брать на себя ответственность за свои действия. Эта позиция часто основана на идее, что свобода воли — это не способность действовать таким образом, который полностью не зависит от предшествующих причин, а скорее способность действовать в соответствии с нашими желаниями и мотивами.