Признаки межличностных отношений: Межличностные связи — урок. Обществознание, 6 класс.

Содержание

Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание — Студопедия

Поделись с друзьями: 

Общаясь и работая с людьми, мы фактически вступаем с ними в отношения как представители определенных социальных общностей (классов, наций, социально-демографических групп и т.п.), так и личностей (индивидуальностей). Первый из указанных типов отношений принято называть социальными, а второй – межличностными отношениями. Несмотря на различия, социальные и межличностные отношения тесно связаны между собой. Даже являясь представителями разных социальных статусов, но, работая вместе, люди довольно быстро начинают относиться друг к другу как к личностям и испытывать определенные эмоции к своим партнерам по общению. Так возникают межличностные отношения.

Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между небольшим количеством людей и его участники находятся в пространственной близости, поэтому имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.

Межличностные отношения — это система установок, ориентаций и ожиданий членов группы относительно друг друга, обусловленных совместной длительной деятельностью и общением.

Выделим признаки межличностных отношений:

1. Устойчивость и длительность. Случайные, кратковременные и ситуативные контакты не включаются в межличностные отношения. Для того чтобы стать таковыми, они должны повторяться в течение длительного времени.

2. Динамика, переход от одной стадии к другой. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут снизить свой накал и интенсивность или перейти на новый качественный уровень. Так, например, от знакомства может быть переход к приятельским, затем к товарищеским и только после этого к дружеским отношениям. Если для приятельских отношений характерна готовность к дальнейшему сотрудничеству, то для дружеских – общность интересов и целей.

3. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому выступает структурной единицей межличностных отношений. Чувства по их роли в межличностных отношениях можно разделить на две большие группы: а) конъюктивные (сближающие) чувства (дружелюбие, добросердечие, уважение, любовь и т.п.), в которых находит выражение готовность к сотрудничеству и совместным действиям; б) дизъюнктивные, разъединяющие людей чувства (отвращение, злоба, зависть, ненависть, презрение), когда по отношению к другой стороне не возникает желания сотрудничать.

4. Степень раскрытия чувств. Ядро межличностных отношений составляют сознательные действия усилия и партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или напротив скрыть их. Сближающие чувства лежат в основе психологической близости и доверия. Внешне эти эмоции не всегда показываются, так как нет в этом необходимости: вы уверены друг в друге и понимаете друг друга с полуслова. В основе деструктивных межличностных отношений лежат такие чувства, как мстительность, враждебность, обида, отвращение, презрение, которые также не всегда прямо и открыто демонстрируются.

Вместе с тем, когда мы не выражаем свои чувства, люди часто неправильно понимают наши переживания и поэтому уменьшается возможность для сотрудничества и взаимной поддержки. Ведь не исключено, что вашим мужем или другом является очень хороший человек, но вы ощущаете с ним себя одиноко, так как не знаете, что он чувствует. И происходит это потому, что ваш муж или друг просто не умеют выражать своих чувств.

Содержание межличностных отношений. К параметрам, задающим конкретное содержание межличностных отношений, относятся:

а) дистанция, определяющая степень психологической близости и доверительности партнеров: близкая, далекая и т.п;

б) валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная; амбивалентность как противоречивая оценка отношений определяется несовпадением ситуативных эмоций и чувств по отношению к одному и тому человеку. Амбивалентность вызывает часто сложность во взаимоотношениях, так как ситуативные эмоции часто принимаются человеком за чувства;

в) позиция партнеров: по этому параметру можно выделить отношения доминирования, подчинения, равенства;

г) степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные отношения.

Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить не только о том, какая у человека конкретная роль в системе этих отношений (кто он: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви, соперник, враг, союзник и т.д.), но и о позиции партнеров по отношению друг к другу, а следовательно, и о психологической близости или об отсутствии таковой между ними.

Итак, межличностные отношения представляют собой сложное образование, имеющее и содержание, и динамику своего развития. Однако на выбор людьми друг друга влияет то, почему кто-то нам нравится больше, а кто-то меньше, есть и те, кто нам вообще не нравится. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. Во всех этих случаях речь идет о межличностной аттракции, раскрытию чего посвящен следующий вопрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Межличностные отношения — Методическая копилка




Дополнительные файлы

  • приложение 2.
    Размер файла: 1 МБ Кол-во скачиваний: 308
  • приложение 1.
    Размер файла: 23 КБ Кол-во скачиваний: 301

Автор: Калюка Надежда Дмитриевна

Школа: МБОУ СОШ №7 п. Николаевка, Смидовичского муниципального района ЕАО

Учитель: Калюка Надежда Дмитриевна

Предмет: обществознание

Класс: 6

Тема: «Межличностные отношения».

Сценарный план урока «Межличностные отношения»

Цель урока: формирование представлений о понятии «межличностные отношения», об условиях их формирования и роли в жизни человека и общества.

Задачи урока:

Образовательные:

1. Выяснить какие отношения называются межличностными.

2. Определить от каких факторов зависят межличностные отношения;

Планируемые результаты:

Предметные: знать основные условия формирования межличностных отношений

Личностные: воспитание уважительного отношения к людям, осознание своих интересов, целей, позиции.

Метапредметные:

Регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения.

Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач

Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группах, давать самооценку.

Тип урока: урок-исследование

Методические технологии: проблемно-диалогическая технология, деятельностная технология, ИКТ, технология продуктивного чтения.

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

 

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент.

Цель: Создание эмоционального настроя на эффективную работу

-Приветствие учителем учащихся.

«Здравствуйте, ребята, прошу садиться!»

Приветствуют учителя, определяют себя на уроке. Концентрируют внимание на учителя.

2. Этап мотивации учащихся к учебной деятельности. Актуализация.

Цель: включение в работу. Вспомнить и систематизировать, полученный ранее личный социальный опыт о межличностных отношениях.

 

Итог:

1.Определили тему

«Межличностные отношения».

2. Определили проблему: почему одним мы симпатизируем, а других сторонимся.

3. Учебные задачи

-Что такое межличностные отношения?

-Как возникают межличностные отношения?

-Какими бывают межличностные отношения?

— Итак, ребята, я предлагаю вам следующую ситуацию.

(использую скрайб-презентацию)

-Ребята, подумайте какова тема нашего урока?

-Правильно, тема нашего урока «Межличностные отношения».

-Ребята, какую проблему вы увидели в данной ситуации?

Давайте поможем Васе разобраться в этой проблеме, поскольку он пришел к нам в класс!!!

-Ребята, а какие вопросы мы должны рассмотреть в рамках этой темы?

(2-3 мин)

Ребята следят за ходом презентации и слушают учителя.

(о Васе, об отношениях в классе между детьми).

(взаимоотношения человека с обществом или общение между людьми) (Межличностные отношения).

(Васе было некомфортно, никто с ними не общался)

-Что такое межличностные отношения?

-Как возникают межличностные отношения?

-Какими бывают межличностные отношения?

3. Этап пробного действия.

Цель: определение ключевых понятий определения межличностные отношения

Итог: формулирование понятия межличностные отношения.

-Ребята, представьте, что мы сегодня строим дом, который называется «Межличностные отношения», этому дому нужна крепкая крыша, надежные стены и основательный фундамент. Все строительные материалы у вас имеются на партах (рабочий лист и пакет с набором аппликаций). А так как строительство предполагает много людей, поэтому вы работаете в парах! Я прошу вас подписать рабочие листы, в которых вы будете самостоятельно оценивать свою работу.

-Давайте начнем наше строительство, и я предлагаю вам найти крышу дома. Посмотрите, здесь имеется название нашего дома.

Работа с учебником:

-Найдите в словаре учебника, что такое межличностные отношения? Выделите ключевые слова и запишите их в этот строительный элемент.

-Прикрепите на свою конструкцию

Контроль

-Исходя из определения, ребята, чего не хватило Василию в предыдущих отношениях?

(3-4 мин)

Подписывают рабочие листы

Читают вслух (один из класса)

Выделяют главные слова и записывают их.

-строят крышу.

Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям.

Взаимосвязи, люди, общение, совместная деятельность -1 б

Взаимного общения.

4. Этап исследования проблемы (открытия новых знаний).

Цель: учиться осмысленно работать с текстом, выделять главное и существенное для решения задачи

Итог: осмысленное прочтение текста, его анализ, выделение 3 признаков межличностных отношений.

-А мы продолжаем строить наш дом, ребята, главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный, подчеркиваем словом ВЗАИМО.

-А как вы думаете, что означает слово «Взаимный»

-Откройте в учебнике стр 51, найдите 2 верхних абзаца, прочитайте их, затем выпишите 3 признака, доказывающих, что межличностные отношения носят взаимный характер, Эти признаки и будут основательным фундаментом нашего дома.

-Ребята, какие признаки вы выделили?

-А теперь давайте укрепим фундамент межличностных отношений.

-Ребята, чем межличностные отношения отличаются от иных контактов людей.

Контроль.

-Ребята, что посоветуем нашему герою?

(4-5 мин)

Физминутка (30сек-1 мин)

Нашему дому нужны надежные кирпичные стены, и чтобы эти стены у дома появились, вам необходимо подготовить кирпичики – это правила, которые помогут правильно строить межличностные отношения.

-Итак, задание: вам необходимо сформулировать 4 правила из 4 предложенных вам пословиц и отрывков детских песен.

(4 карточки (кирпичика), на которых предложен текст)

  1. «Вместе весело шагать по просторам…»

  2. «Один в поле не воин».

  3. «От улыбки хмурый день светлей».

  4. «Давайте говорить друг другу комплименты».

— Ребята, какие правила вы сформулировали?

-А сейчас постройте стены дома

Контроль

-Ребята, посмотрите, мы сегодня построили дом, который называется «Межличностные отношения», а какой вывод можно сделать.

(7-8 мин)

-совместный, сотрудничество, взаимные действия.

Читают текст учебника, выделяют 3 признака межличностных отношений:

взаимодействие;

-взаимовосприятие;

-взаимопонимание.

-укрепляют фундамент.

Тем, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный.

— Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям.

-взаимодействовать, понимать и уважать других людей.

Формулируют правила межличностных отношений

-вместе веселее;

-помогать друг другу;

-чаще улыбаться, начинать общение с улыбки;

-хвалить друг друга.

Строят стены

Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям.

— межличностные отношения строятся на взаимодействии, на взаимовосприятии, на взаимопонимании.

5. Включение в систему знаний

Цель: осознать проблемы построения межличностных отношений.

Итог: ученики понимают проблемы построения межличностных отношений в коллективе, которые полезно учитывать самим.

-Что бы вы сегодня сказали и пожелали Василию и другим ребятам, чтобы проблем в общении с другими людьми не возникало?

-Молодцы, вот я вижу, что в вашем классе Василий точно останется и вы легко найдете с ним общий язык.

(1-2 мин)

Высказывают свою точку зрения по данному вопросу.

  1. Контроль и самоконтроль.

Цель: выявить степень усвоения материала.

7 Рефлексия.

Цель: соотнести цель и результат учебной деятельности

Сейчас, ребята, вернитесь к рабочим листам и подсчитайте свои баллы по критериям оценивания

(1-2 мин)

Оцените свою работу на уроке. Выбери одно из суждений великих людей, близкое тебе.

  1. Познание начинается с удивления. (Аристотель)

  2. Как приятно знать, что ты что-то узнал. (Мольер).

  3. Три пути ведут к знанию: путь размышления – это путь самый благородный; путь подражания – путь самый легкий и путь опыта – это путь самый горький. (Конфуций).

  4. Я знаю, что я ничего не знаю. (Сократ).

1 -2 мин.

Считают количество баллов и выставляют себе оценки в рабочих листах.

Учащиеся соотносят свою работу на уроке с высказываниями великих людей.

8. Домашнее задание.

  1. §6, пункт 1.
  2. Написать письмо своему другу, где вы укажите, как правильно строить межличностные отношения (по выбору).
 

Признаки плохих навыков межличностного общения

Что такое навыки межличностного общения?

Навыки межличностного общения включают широкий спектр навыков, таких как; используя эффективное общение, слушая, задавая вопросы и понимая язык тела. Они также включают в себя навыки и атрибуты, связанные с эмоциональным интеллектом или способностью понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.

Каковы некоторые из признаков плохих навыков межличностного общения?

• Неспособность работать в команде

• Отсутствие взаимного уважения взглядов и мнений других и отсутствие чувства доверия

• Отсутствие честности и прозрачности

• Отсутствие чувства приверженности, доверия или заботы в важных отношениях

• Критика, сарказм и/или притворство веселье с другими

• Неумение слушать и понимать язык тела

• Неспособность использовать эмоциональный интеллект

• Не осознавать присутствие других людей и пропускать вербальные и невербальные сообщения

• Неспособность понимать и управлять своими эмоциями или эмоциями других

Что подразумевается под навыками межличностного общения?

Навыки межличностного общения — это навыки, которые мы используем каждый день, когда общаемся и взаимодействуем с другими людьми, как индивидуально, так и в группах. Сильные навыки межличностного общения, такие как ведение переговоров, решение проблем и обмен знаниями, являются основными требованиями для того, чтобы хорошо работать друг с другом и достигать важных целей.

Навыки межличностного общения и навыки эффективного общения

Вот некоторые навыки межличностного общения, способствующие повышению эффективности:

Какие препятствия мешают хорошим навыкам общения?

Связь редко бывает идеальной и может дать сбой по ряду причин. Понимание большего количества различных барьеров на пути к хорошему общению означает, что вы можете осознать и снизить вероятность неэффективного межличностного общения и недопонимания.

Проблемы со связью могут возникнуть по ряду причин, таких как:

  • Физические барьеры, например, неспособность правильно видеть или слышать говорящего или языковые трудности;
  • Эмоциональные барьеры, такие как нежелание слышать то, что говорится, или заниматься этой темой; и
  • Ожидания и предубеждения, влияющие на то, что люди видят и слышат.

Есть некоторые обстоятельства, при которых общение затруднено и может затруднить разговор:

  • Разговору могут помешать различные эмоции, включая гнев и агрессию, или стресс. Немногие из нас способны эффективно общаться, когда мы изо всех сил пытаемся совладать со своими эмоциями, и иногда лучшее, что можно сделать, — это отложить разговор, пока все не успокоятся
  • Трудные разговоры часто связаны с необходимостью перемен. Многим из нас сложно управлять изменениями, особенно если они связаны с подразумеваемой критикой существующих методов работы.
  • Любой человек может улучшить свои навыки межличностного общения, и существует ряд проверенных стратегий и методов, которые могут эффективно улучшить навыки межличностного общения.

Нездоровые, устаревшие модели поведения можно заменить новыми, лучшими, обновленными, чтобы ваши отношения стали более полноценными, счастливыми и здоровыми.


Межличностные отношения

Наши отношения с окружающими важны для того, кто мы есть, как мы понимаем мир и формируем наши идеи и системы убеждений. Межличностные отношения могут относиться к романтическим и семейным связям, а также к нашим отношениям с друзьями, коллегами и людьми, которых мы встречаем на общественных мероприятиях. По сути, наши навыки межличностного общения определяют, как мы относимся ко всем, с кем пересекаемся.

Межличностные отношения представляют собой динамичные, изменчивые системы. Они требуют поддержки и заботы и часто связаны с множеством сложных эмоций с обеих сторон. Люди с близкими межличностными отношениями, скорее всего, выиграют от чувства уверенности, безопасности, принадлежности, снижения стресса и снижения вероятности депрессии и беспокойства. У них также может быть больше шансов добиться успеха как в личном, так и в профессиональном плане.

Человек с трудностями в межличностных отношениях будет испытывать трудности в общении с другими людьми и установлении связи с ними, и/или они могут обнаружить, что у них проблемы с определенными типами отношений (такими как отношения между родителями и детьми , платонические отношения между мужчиной и женщиной или профессиональные, коллегиальные или отношения между работодателем и работником). Поскольку наши отношения могут быть таким важным инструментом, помогающим управлять эмоциональным и психическим здоровьем, они очень важны, поэтому, если вы боретесь с трудностями в межличностных отношениях, вы, скорее всего, будете уязвимы для эмоциональных и психологических проблем.

Кто может испытывать трудности в межличностных отношениях?

Любой может столкнуться с трудностями в межличностных отношениях; конечно, большинство из нас в какой-то момент своей жизни чувствовали беспокойство, застенчивость или антиобщественность. Трудности в отношениях являются обычным явлением, совершенно нормальным явлением и частью повседневной жизни.

Однако для некоторых отношений может возникнуть особая проблема. Люди с определенными проблемами психического здоровья, например, с большей вероятностью будут иметь очень сдерживающие проблемы в межличностных отношениях, отличные от повседневной социальной неловкости, и довольно часто люди с расстройствами личности испытывают трудности при построении и поддержании своих отношений. Расстройства личности могут влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя, и поэтому налаживание связей с другими может быть более трудным, чем для людей без этого расстройства.

Также очень часто те, кто не имел успеха в отношениях в прошлом, уклоняются от будущих отношений из-за страха повторения той же схемы встреч, формирования близких личных связей, а затем вынуждены страдать от того, что они воспринимают. как неизбежный разрыв отношений.

Межличностные отношения также могут быть сложными для людей с тревогой, особенно социальной тревогой, депрессией, аутизмом, людьми с низкой самооценкой, а также теми, кто пережил какую-либо травму, пренебрежение или жестокое обращение.

Какие признаки того, что я борюсь с трудностями в межличностных отношениях?

Гнев

Вы можете заметить, что вам легче впасть в гнев.   Вы можете разочароваться, пытаясь найти способ общения с другими. Это может сильно повредить отношениям и вам.

Изъятие

Возможно, вы не чувствуете склонности к общению с друзьями, семьей, коллегами или любимыми.

Неуверенность и чувство отчужденности

Ощущение, будто вы недостаточно хороши для отношений или что вы чем-то отличаетесь от других людей.

Трудности в общении

Вам может быть трудно выражать свои мысли как вербально, так и невербально вы можете чувствовать, что вас часто неправильно понимают, или чувствовать разочарование из-за того, что вы, кажется, говорите неправильные вещи.

Трудно слушать 

Вам может быть трудно правильно выслушивать потребности другого человека, что приводит к конфликтам в отношениях и ощущению отдаленности от других.

Отсутствие навыков ведения переговоров

Возможно, вам не хватает умения вести переговоры с другими, чтобы найти взаимоприемлемый результат .

Изоляция

Вы можете чувствовать себя изолированным и испытывать чувство одиночества. То, как мы взаимодействуем с другими и строим межличностные отношения, является неотъемлемой частью нашей способности чувствовать себя принятыми, привязанными и принадлежащими друг другу. Если вы боретесь с трудностями в межличностных отношениях, вы можете почувствовать, что в вашей жизни есть пустота.

Как консультирование или терапия могут помочь с трудностями в межличностных отношениях?

Трудности в межличностных отношениях — очень распространенная причина, по которой люди обращаются за помощью к терапевту или консультанту. Хотя многие формы терапии могут помочь решить проблемы, возникающие из-за трудностей в межличностных отношениях, межличностная терапия — это тип терапии, наиболее сосредоточенный на проблеме.

Межличностная терапия часто поддерживает идею о том, что трудности во взаимодействии с другими людьми могут привести к одиночеству, депрессии и/или беспокойству, и что, в свою очередь, симптомы этих проблем с психическим здоровьем затрудняют нам общение с другими людьми.

Добавить комментарий