Понятие межличностных отношений, их признаки и содержание — Студопедия
Поделись с друзьями:
Общаясь и работая с людьми, мы фактически вступаем с ними в отношения как представители определенных социальных общностей (классов, наций, социально-демографических групп и т.п.), так и личностей (индивидуальностей). Первый из указанных типов отношений принято называть социальными, а второй – межличностными отношениями. Несмотря на различия, социальные и межличностные отношения тесно связаны между собой. Даже являясь представителями разных социальных статусов, но, работая вместе, люди довольно быстро начинают относиться друг к другу как к личностям и испытывать определенные эмоции к своим партнерам по общению. Так возникают межличностные отношения.
Взаимодействие между людьми может быть охарактеризовано как межличностное, если оно осуществляется между небольшим количеством людей и его участники находятся в пространственной близости, поэтому имеют возможность видеть, слышать, касаться друг друга, легко осуществлять обратную связь.
Выделим признаки межличностных отношений:
1. Устойчивость и длительность. Случайные, кратковременные и ситуативные контакты не включаются в межличностные отношения. Для того чтобы стать таковыми, они должны повторяться в течение длительного времени.
2. Динамика, переход от одной стадии к другой. Межличностные отношения зарождаются, закрепляются, достигают определенной зрелости, после чего могут снизить свой накал и интенсивность или перейти на новый качественный уровень. Так, например, от знакомства может быть переход к приятельским, затем к товарищеским и только после этого к дружеским отношениям. Если для приятельских отношений характерна готовность к дальнейшему сотрудничеству, то для дружеских – общность интересов и целей.
3. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение одного человека к другому выступает структурной единицей межличностных отношений. Чувства по их роли в межличностных отношениях можно разделить на две большие группы: а) конъюктивные (сближающие) чувства (дружелюбие, добросердечие, уважение, любовь и т.п.), в которых находит выражение готовность к сотрудничеству и совместным действиям; б) дизъюнктивные, разъединяющие людей чувства (отвращение, злоба, зависть, ненависть, презрение), когда по отношению к другой стороне не возникает желания сотрудничать.
4. Степень раскрытия чувств. Ядро межличностных отношений составляют сознательные действия усилия и партнеров, направленные на то, чтобы сделать свои чувства понятными или напротив скрыть их. Сближающие чувства лежат в основе психологической близости и доверия. Внешне эти эмоции не всегда показываются, так как нет в этом необходимости: вы уверены друг в друге и понимаете друг друга с полуслова. В основе деструктивных межличностных отношений лежат такие чувства, как мстительность, враждебность, обида, отвращение, презрение, которые также не всегда прямо и открыто демонстрируются.
Вместе с тем, когда мы не выражаем свои чувства, люди часто неправильно понимают наши переживания и поэтому уменьшается возможность для сотрудничества и взаимной поддержки. Ведь не исключено, что вашим мужем или другом является очень хороший человек, но вы ощущаете с ним себя одиноко, так как не знаете, что он чувствует. И происходит это потому, что ваш муж или друг просто не умеют выражать своих чувств.
Содержание межличностных отношений. К параметрам, задающим конкретное содержание межличностных отношений, относятся:
а) дистанция, определяющая степень психологической близости и доверительности партнеров: близкая, далекая и т.п;
б) валентность или оценка отношений: позитивная, негативная, противоречивая, безразличная; амбивалентность как противоречивая оценка отношений определяется несовпадением ситуативных эмоций и чувств по отношению к одному и тому человеку. Амбивалентность вызывает часто сложность во взаимоотношениях, так как ситуативные эмоции часто принимаются человеком за чувства;
в) позиция партнеров: по этому параметру можно выделить отношения доминирования, подчинения, равенства;
г) степень знакомства: отношения поверхностного знакомства, приятельские, товарищеские, дружеские, любовные, супружеские, родственные отношения.
Благодаря наличию устойчивых параметров межличностных отношений, можно говорить не только о том, какая у человека конкретная роль в системе этих отношений (кто он: коллега, партнер, клиент, поклонник, объект любви, соперник, враг, союзник и т.д.), но и о позиции партнеров по отношению друг к другу, а следовательно, и о психологической близости или об отсутствии таковой между ними.
Итак, межличностные отношения представляют собой сложное образование, имеющее и содержание, и динамику своего развития. Однако на выбор людьми друг друга влияет то, почему кто-то нам нравится больше, а кто-то меньше, есть и те, кто нам вообще не нравится. Стремление нравиться другим людям и их взаимные чувства по отношению к нам составляют важную сторону социальной жизни. Наши предпочтения проявляются при выборе друзей и будущих супругов; многие группы формируются на основе взаимной привлекательности входящих в них людей. Во всех этих случаях речь идет о межличностной аттракции, раскрытию чего посвящен следующий вопрос.
Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:
Межличностные отношения — Методическая копилка
Дополнительные файлы
-
приложение 2.
Размер файла: 1 МБ Кол-во скачиваний: 308 -
приложение 1.
Размер файла: 23 КБ Кол-во скачиваний: 301
Автор: Калюка Надежда Дмитриевна
Школа: МБОУ СОШ №7 п. Николаевка, Смидовичского муниципального района ЕАО
Учитель: Калюка Надежда Дмитриевна
Предмет: обществознание
Класс: 6
Тема: «Межличностные отношения».
Сценарный план урока «Межличностные отношения»
Цель урока: формирование представлений о понятии «межличностные отношения», об условиях их формирования и роли в жизни человека и общества.
Задачи урока:
Образовательные:
1. Выяснить какие отношения называются межличностными.
2. Определить от каких факторов зависят межличностные отношения;
Планируемые результаты:
Предметные: знать основные условия формирования межличностных отношений
Личностные: воспитание уважительного отношения к людям, осознание своих интересов, целей, позиции.
Метапредметные:
Регулятивные УУД: уметь выдвигать версии, выбирать средства достижения.
Познавательные УУД: находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных и жизненных задач
Коммуникативные УУД: организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность в группах, давать самооценку.
Тип урока: урок-исследование
Методические технологии: проблемно-диалогическая технология, деятельностная технология, ИКТ, технология продуктивного чтения.
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | |
1. Организационный момент. Цель: Создание эмоционального настроя на эффективную работу | «Здравствуйте, ребята, прошу садиться!» | Приветствуют учителя, определяют себя на уроке. Концентрируют внимание на учителя. |
2. Этап мотивации учащихся к учебной деятельности. Актуализация. Цель: включение в работу. Вспомнить и систематизировать, полученный ранее личный социальный опыт о межличностных отношениях.
Итог: 1.Определили тему «Межличностные отношения». 2. Определили проблему: почему одним мы симпатизируем, а других сторонимся. 3. Учебные задачи -Что такое межличностные отношения? -Как возникают межличностные отношения? -Какими бывают межличностные отношения? | — Итак, ребята, я предлагаю вам следующую ситуацию. (использую скрайб-презентацию) -Ребята, подумайте какова тема нашего урока? -Правильно, тема нашего урока «Межличностные отношения». -Ребята, какую проблему вы увидели в данной ситуации? Давайте поможем Васе разобраться в этой проблеме, поскольку он пришел к нам в класс!!! -Ребята, а какие вопросы мы должны рассмотреть в рамках этой темы? (2-3 мин) | Ребята следят за ходом презентации и слушают учителя. (о Васе, об отношениях в классе между детьми). (взаимоотношения человека с обществом или общение между людьми) (Межличностные отношения). (Васе было некомфортно, никто с ними не общался) -Что такое межличностные отношения? -Как возникают межличностные отношения? -Какими бывают межличностные отношения? |
3. Этап пробного действия. Цель: определение ключевых понятий определения межличностные отношения Итог: формулирование понятия межличностные отношения. | -Ребята, представьте, что мы сегодня строим дом, который называется «Межличностные отношения», этому дому нужна крепкая крыша, надежные стены и основательный фундамент. Все строительные материалы у вас имеются на партах (рабочий лист и пакет с набором аппликаций). А так как строительство предполагает много людей, поэтому вы работаете в парах! Я прошу вас подписать рабочие листы, в которых вы будете самостоятельно оценивать свою работу. -Давайте начнем наше строительство, и я предлагаю вам найти крышу дома. Посмотрите, здесь имеется название нашего дома. Работа с учебником: -Найдите в словаре учебника, что такое межличностные отношения? Выделите ключевые слова и запишите их в этот строительный элемент. -Прикрепите на свою конструкцию Контроль -Исходя из определения, ребята, чего не хватило Василию в предыдущих отношениях? (3-4 мин) | Подписывают рабочие листы Читают вслух (один из класса) Выделяют главные слова и записывают их. -строят крышу. Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. Взаимосвязи, люди, общение, совместная деятельность -1 б —Взаимного общения. |
4. Этап исследования проблемы (открытия новых знаний). Цель: учиться осмысленно работать с текстом, выделять главное и существенное для решения задачи Итог: осмысленное прочтение текста, его анализ, выделение 3 признаков межличностных отношений. | -А мы продолжаем строить наш дом, ребята, главное, чем межличностные отношения отличаются от всех иных контактов людей, состоит в том, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный, подчеркиваем словом ВЗАИМО. -А как вы думаете, что означает слово «Взаимный» -Откройте в учебнике стр 51, найдите 2 верхних абзаца, прочитайте их, затем выпишите 3 признака, доказывающих, что межличностные отношения носят взаимный характер, Эти признаки и будут основательным фундаментом нашего дома. -Ребята, какие признаки вы выделили? -А теперь давайте укрепим фундамент межличностных отношений. -Ребята, чем межличностные отношения отличаются от иных контактов людей. Контроль. -Ребята, что посоветуем нашему герою? (4-5 мин) Физминутка (30сек-1 мин) —Нашему дому нужны надежные кирпичные стены, и чтобы эти стены у дома появились, вам необходимо подготовить кирпичики – это правила, которые помогут правильно строить межличностные отношения. -Итак, задание: вам необходимо сформулировать 4 правила из 4 предложенных вам пословиц и отрывков детских песен. (4 карточки (кирпичика), на которых предложен текст)
— Ребята, какие правила вы сформулировали? -А сейчас постройте стены дома Контроль -Ребята, посмотрите, мы сегодня построили дом, который называется «Межличностные отношения», а какой вывод можно сделать. (7-8 мин) | -совместный, сотрудничество, взаимные действия. Читают текст учебника, выделяют 3 признака межличностных отношений: — взаимодействие; -взаимовосприятие; -взаимопонимание. -укрепляют фундамент. —Тем, что эти отношения носят обоюдный характер, то есть взаимный. — Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. -взаимодействовать, понимать и уважать других людей. Формулируют правила межличностных отношений -вместе веселее; -помогать друг другу; -чаще улыбаться, начинать общение с улыбки; -хвалить друг друга. Строят стены Сверка с эталоном и выставление баллов по критериям. — межличностные отношения строятся на взаимодействии, на взаимовосприятии, на взаимопонимании. |
5. Включение в систему знаний Цель: осознать проблемы построения межличностных отношений. Итог: ученики понимают проблемы построения межличностных отношений в коллективе, которые полезно учитывать самим. | -Что бы вы сегодня сказали и пожелали Василию и другим ребятам, чтобы проблем в общении с другими людьми не возникало? -Молодцы, вот я вижу, что в вашем классе Василий точно останется и вы легко найдете с ним общий язык. (1-2 мин) | Высказывают свою точку зрения по данному вопросу. |
Цель: выявить степень усвоения материала. 7 Рефлексия. Цель: соотнести цель и результат учебной деятельности | Сейчас, ребята, вернитесь к рабочим листам и подсчитайте свои баллы по критериям оценивания (1-2 мин) Оцените свою работу на уроке. Выбери одно из суждений великих людей, близкое тебе.
1 -2 мин. | Считают количество баллов и выставляют себе оценки в рабочих листах. Учащиеся соотносят свою работу на уроке с высказываниями великих людей. |
8. Домашнее задание. |
|
Признаки плохих навыков межличностного общения
Что такое навыки межличностного общения?
Навыки межличностного общения включают широкий спектр навыков, таких как; используя эффективное общение, слушая, задавая вопросы и понимая язык тела. Они также включают в себя навыки и атрибуты, связанные с эмоциональным интеллектом или способностью понимать и управлять своими эмоциями и эмоциями других.
Каковы некоторые из признаков плохих навыков межличностного общения?
• Неспособность работать в команде
• Отсутствие взаимного уважения взглядов и мнений других и отсутствие чувства доверия
• Отсутствие честности и прозрачности
• Отсутствие чувства приверженности, доверия или заботы в важных отношениях
• Критика, сарказм и/или притворство веселье с другими
• Неумение слушать и понимать язык тела
• Неспособность использовать эмоциональный интеллект
• Не осознавать присутствие других людей и пропускать вербальные и невербальные сообщения
• Неспособность понимать и управлять своими эмоциями или эмоциями других
Что подразумевается под навыками межличностного общения?
Навыки межличностного общения — это навыки, которые мы используем каждый день, когда общаемся и взаимодействуем с другими людьми, как индивидуально, так и в группах. Сильные навыки межличностного общения, такие как ведение переговоров, решение проблем и обмен знаниями, являются основными требованиями для того, чтобы хорошо работать друг с другом и достигать важных целей.
Навыки межличностного общения и навыки эффективного общения
Вот некоторые навыки межличностного общения, способствующие повышению эффективности:
Какие препятствия мешают хорошим навыкам общения?
Связь редко бывает идеальной и может дать сбой по ряду причин. Понимание большего количества различных барьеров на пути к хорошему общению означает, что вы можете осознать и снизить вероятность неэффективного межличностного общения и недопонимания.
Проблемы со связью могут возникнуть по ряду причин, таких как:
- Физические барьеры, например, неспособность правильно видеть или слышать говорящего или языковые трудности;
- Эмоциональные барьеры, такие как нежелание слышать то, что говорится, или заниматься этой темой; и
- Ожидания и предубеждения, влияющие на то, что люди видят и слышат.
Есть некоторые обстоятельства, при которых общение затруднено и может затруднить разговор:
- Разговору могут помешать различные эмоции, включая гнев и агрессию, или стресс. Немногие из нас способны эффективно общаться, когда мы изо всех сил пытаемся совладать со своими эмоциями, и иногда лучшее, что можно сделать, — это отложить разговор, пока все не успокоятся
- Трудные разговоры часто связаны с необходимостью перемен. Многим из нас сложно управлять изменениями, особенно если они связаны с подразумеваемой критикой существующих методов работы.
- Любой человек может улучшить свои навыки межличностного общения, и существует ряд проверенных стратегий и методов, которые могут эффективно улучшить навыки межличностного общения.
Нездоровые, устаревшие модели поведения можно заменить новыми, лучшими, обновленными, чтобы ваши отношения стали более полноценными, счастливыми и здоровыми.
Межличностные отношения
Наши отношения с окружающими важны для того, кто мы есть, как мы понимаем мир и формируем наши идеи и системы убеждений. Межличностные отношения могут относиться к романтическим и семейным связям, а также к нашим отношениям с друзьями, коллегами и людьми, которых мы встречаем на общественных мероприятиях. По сути, наши навыки межличностного общения определяют, как мы относимся ко всем, с кем пересекаемся.
Межличностные отношения представляют собой динамичные, изменчивые системы. Они требуют поддержки и заботы и часто связаны с множеством сложных эмоций с обеих сторон. Люди с близкими межличностными отношениями, скорее всего, выиграют от чувства уверенности, безопасности, принадлежности, снижения стресса и снижения вероятности депрессии и беспокойства. У них также может быть больше шансов добиться успеха как в личном, так и в профессиональном плане.
Человек с трудностями в межличностных отношениях будет испытывать трудности в общении с другими людьми и установлении связи с ними, и/или они могут обнаружить, что у них проблемы с определенными типами отношений (такими как отношения между родителями и детьми , платонические отношения между мужчиной и женщиной или профессиональные, коллегиальные или отношения между работодателем и работником). Поскольку наши отношения могут быть таким важным инструментом, помогающим управлять эмоциональным и психическим здоровьем, они очень важны, поэтому, если вы боретесь с трудностями в межличностных отношениях, вы, скорее всего, будете уязвимы для эмоциональных и психологических проблем.
Кто может испытывать трудности в межличностных отношениях?
Любой может столкнуться с трудностями в межличностных отношениях; конечно, большинство из нас в какой-то момент своей жизни чувствовали беспокойство, застенчивость или антиобщественность. Трудности в отношениях являются обычным явлением, совершенно нормальным явлением и частью повседневной жизни.
Однако для некоторых отношений может возникнуть особая проблема. Люди с определенными проблемами психического здоровья, например, с большей вероятностью будут иметь очень сдерживающие проблемы в межличностных отношениях, отличные от повседневной социальной неловкости, и довольно часто люди с расстройствами личности испытывают трудности при построении и поддержании своих отношений. Расстройства личности могут влиять на то, как люди думают, чувствуют и ведут себя, и поэтому налаживание связей с другими может быть более трудным, чем для людей без этого расстройства.
Также очень часто те, кто не имел успеха в отношениях в прошлом, уклоняются от будущих отношений из-за страха повторения той же схемы встреч, формирования близких личных связей, а затем вынуждены страдать от того, что они воспринимают. как неизбежный разрыв отношений.
Межличностные отношения также могут быть сложными для людей с тревогой, особенно социальной тревогой, депрессией, аутизмом, людьми с низкой самооценкой, а также теми, кто пережил какую-либо травму, пренебрежение или жестокое обращение.
Какие признаки того, что я борюсь с трудностями в межличностных отношениях?
Гнев
Вы можете заметить, что вам легче впасть в гнев. Вы можете разочароваться, пытаясь найти способ общения с другими. Это может сильно повредить отношениям и вам.
Изъятие
Возможно, вы не чувствуете склонности к общению с друзьями, семьей, коллегами или любимыми.
Неуверенность и чувство отчужденности
Ощущение, будто вы недостаточно хороши для отношений или что вы чем-то отличаетесь от других людей.
Трудности в общении
Вам может быть трудно выражать свои мысли как вербально, так и невербально , вы можете чувствовать, что вас часто неправильно понимают, или чувствовать разочарование из-за того, что вы, кажется, говорите неправильные вещи.
Трудно слушать
Вам может быть трудно правильно выслушивать потребности другого человека, что приводит к конфликтам в отношениях и ощущению отдаленности от других.
Отсутствие навыков ведения переговоров
Возможно, вам не хватает умения вести переговоры с другими, чтобы найти взаимоприемлемый результат .
Изоляция
Вы можете чувствовать себя изолированным и испытывать чувство одиночества. То, как мы взаимодействуем с другими и строим межличностные отношения, является неотъемлемой частью нашей способности чувствовать себя принятыми, привязанными и принадлежащими друг другу. Если вы боретесь с трудностями в межличностных отношениях, вы можете почувствовать, что в вашей жизни есть пустота.
Как консультирование или терапия могут помочь с трудностями в межличностных отношениях?
Трудности в межличностных отношениях — очень распространенная причина, по которой люди обращаются за помощью к терапевту или консультанту. Хотя многие формы терапии могут помочь решить проблемы, возникающие из-за трудностей в межличностных отношениях, межличностная терапия — это тип терапии, наиболее сосредоточенный на проблеме.
Межличностная терапия часто поддерживает идею о том, что трудности во взаимодействии с другими людьми могут привести к одиночеству, депрессии и/или беспокойству, и что, в свою очередь, симптомы этих проблем с психическим здоровьем затрудняют нам общение с другими людьми.