Процесс социализации молодёжи через призму социологической теории | Загребин
Беличева С. А. Основы превентивной психологии. М.: Социальное здоровье России, 1994. 224 с.
Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. СПб.: Речь, 2004. 272 с.
Современная западная социология / Ю. А. Давыдов, М. С. Ковалев, Л. А. Седов, А. Ф. Филлипов. М.: Изд-во полит. лит-ры, 1990. с. 317.
Мид Д. Г. Избранное: Сб. переводов / РАН ИНИОН. Центр социал. научн.-информ. исследований. Отд. социологии и социал. психологии; Сост. и переводчик В. Г. Николаев. Отв. ред. Д. В. Ефременко. М., 2009. 290 с.
Плахов В. Д. Западная социология. От классики до постнеклассической науки. М.: Алетея, 2006. 384 с.
Санжаревский И. И. История, методология и техника исследования проблем общества и личности в социологии. Тамбов, 2012. 432 с.
Сепир Э. Избранные труды по языкознанию и культурологии / пер. с англ. М.: Прогресс, 1993. 653 с.
Blumer H. Collective вehavior. Chapt. XIX-XXII / New оutline of the рrinciples of Sociology. N.Y., 1951. Р. 167-221. (Перевод Д. Водотынского). URL: http://www.hse.ru/data/2010/11/01/1223555925/Блумер. %20Коллективное %20поведение.doc (дата обращения: 21.12.2016).
Смелзер Н. Социология: пер. с англ. М.: Феникс, 1994. 688 с.
Рубчевский К. В. Социализация личности: интериоризация и социальная адаптация // Общественные науки и современность. 2003. С. 147-151.
Андреева Г. М. Психология социального познания. М.: Аспект Пресс, 2000. 288 с.
Социология: Энциклопедия / Сост. А. А. Грицанов, В. Л. Абушенко, Г. М. Евелькин, Г. Н. Соколова, О. В. Терещенко. М.: Книжный Дом, 2003. 1230 с.
Социологический словарь: Пер. с англ. Н. Аберкромби, С. Хилл, Б.С. Тернер / Под ред. С.А. Ерофеева. 2-е изд. М.: Экономика, 2004. 620 с.
Луков В. А. Тезаурусная концепция социализации // Знание. Понимание. Умение. 2007. № 6. URL: http://www.zpu-journal.ru/gum/new/articles/2007/Lukov_Val/6/ (дата обращения: 21.12.2016).
Greeson Johanna K. P. Foster Youth and the transition to adulthood. The theoretical and conceptual basis for natural mentoring // Youth & Society. March 2013. P. 40-51.
Солодникова И. В. Социализация личности: сущность и особенности на разных этапах жизни // Социологические исследования. 2007. № 2. С. 63-75.
Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. Трактат по социологии знания. М.: Медиум, 1995. 323 с.
Абельс Х. Интеракция, идентичность, презентация. Введение в интерпретативную социологию / пер. с нем. под общ. ред. Н. А. Головина, В. В. Козловского. СПб.: Алетейя, 2000. 268 с.
Загребин В. В. Подходы к определению категории «молодёжь» // Концепт. 2014. № 2. URL: http://e-koncept.ru/2014/14030.htm.
Окольская Л. А. Социализация с точки зрения социального конструктивизма и теорий социального воспроизводства // Вопросы воспитания. 2010. № 1 (2). С. 25-33.
Агеев B. C. Межгрупповое взаимодействие: социально-психологические проблемы. М.: МГУ, 1990. 240 с.
Turner J. The experimental social psychology of intergroup behaviour // Intergroup Behaviour. Oxford, 1981. P. 66-101.
Turner J. Social categorization and the self-concept: a social cognitive theory of group behaviour // Advances in Group Processes, 1985. V. 2. P. 77-121.
Чуланов В. А. Теоретические подходы в исследовании социальной идентичности // Вестник ЮРГТУ (НПИ). 2008. № 1. С. 5-13.
Ashforth B. E., Mael F. Social identity theory and the organization // Academy of management review. 1989. Vol. 14. Is. 1. P. 20-39.
Лескова И. В. Социализация и инкультурация как механизмы формирования идентичности личности // Научные ведомости БелГУ. Серия: Философия. Социология. Право. 2008. № 5. С. 19-24.
Микляева А. В., Румянцева П. В. Социальная идентичность личности: содержание, структура, механизмы формирования. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2008. 118 с.
Муха В. Н., Литовка В. А. Влияние социальных институтов на процесс формирования социальной идентификации // Социосфера. 2012. URL: http://www.sociosphera.com/publication/conference/2012/124/vliyanie_socialnyh_institutov_na_process_formirovaniya_socialnoj_identichnosti/ (дата обращения: 21.12.2016).
Григорьева И. А. Социализация в процессах исключения/включения // Отечественные записки. 2006. № 3. С. 64-76.
The Blackwell dictionary of sociology. Cambridge, 2005. P. 233-234.
Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер. с англ. М., 1996. 416 с.
Ленуар Р., Мерлье Д., Пэнто Л., Шампань П. Начало практической социологии / Пер. с фр. А. Т. Бикбова, Д. В. Баженова, Е. Д. Вознесенской, Г. А. Чередниченко; ред. Н. А. Шматко. CПб.: Aлетея. 2001. 410 с.
Дмитриева А. В. Социальное включение/исключение как принцип структурации современного общества // Социологический журнал. 2012. № 2. С. 98-115.
Загребин В. В. Социально опасные девиации современной молодёжи: теория и практика // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. 2014. № 3. С. 32-37.
Процесс социализации личности.
Социальные установки. Личность в группе.Интуитивно угадываемое содержание понятия «социализация» состоит в том, что это процесс «вхождения индивида в социальную среду», «усвоения им социальных влияний», «приобщения его к системе социальных связей» и т.д.
Процесс социализации представляет собой совокупность всех социальных процессов, благодаря которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих ему функционировать в качестве члена общества.
Идея развития личности — одна из ключевых идей отечественной психологии. Более того, признание личности субъектом социальной деятельности придает особое значение идее развития личности: ребенок, развиваясь, становится таким субъектом, т.е. процесс его развития немыслим вне его социального развития, а значит, и вне усвоения им системы социальных связей, отношений, вне включения в них. По объему понятия «развитие личности» и «социализация» в этом случае как бы совпадают, а акцент на активность личности кажется значительно более четко представленным именно в идее развития, а не социализации: здесь он как-то притушен, коль скоро в центре внимания — социальная среда и подчеркивается направление ее воздействия на личность.
В узком смысле слова термин «воспитание» означает процесс целенаправленного воздействия на человека со стороны субъекта воспитательного процесса с целью передачи, привития ему определенной системы представлений, понятий, норм и т.д. Ударение здесь ставится на целенаправленность, планомерность процесса воздействия. В качестве субъекта воздействия понимается специальный институт, человек, поставленный для осуществления названной цели. В широком смысле слова под «воспитанием» понимается воздействие на человека всей системы общественных связей с целью усвоения им социального опыта и т.д. Субъектом воспитательного процесса в этом случае может выступать и все общество, и, как часто говорится в обыденной речи, «вся жизнь». Если употреблять термин «воспитание» в узком смысле слова, то социализация отличается по своему значению от процесса, описываемого термином «воспитание». Если же это понятие употреблять в широком смысле слова, то различие ликвидируется.
Сделав это уточнение, можно так определить сущность социализации:
Первая сторона процесса социализации — усвоение социального опыта — это характеристика того, как среда воздействует на человека; вторая его сторона характеризует момент воздействия человека на среду с помощью деятельности. Активность позиции личности предполагается здесь потому, что всякое воздействие на систему социальных связей и отношений требует принятия определенного решения и, следовательно, включает в себя процессы преобразования, мобилизации субъекта, построения определенной стратегии деятельности. Таким образом, процесс социализации в этом его понимании ни в коей мере не противостоит процессу развития личности, но просто позволяет обозначить различные точки зрения на проблему. Если для возрастной психологии наиболее интересен взгляд на эту проблему «со стороны личности», то для социальной психологии — «со стороны взаимодействия личности и среды».
Если исходить из тезиса, принимаемого в общей психологии, что личностью не родятся, личностью становятся, то ясно, что социализация по своему содержанию есть процесс становления личности, который начинается с первых минут жизни человека.
Что касается деятельности, то на протяжении всего процесса социализации индивид имеет дело с расширением «каталога» деятельностей, т.е. освоением все новых и новых видов деятельности. При этом происходят еще три чрезвычайно важных процесса.
Во-первых, это
Как следствие этого возникает и второй процесс — центрирование вокруг главного, выбранного, сосредоточение внимания на нем и соподчинения ему всех остальных деятельностей.
Наконец, третий процесс — это освоение личностью в ходе реализации деятельности новых ролей и осмысление их значимости.
Экспериментальные исследования этих процессов носят, как правило, пограничный характер между социальной и возрастной психологией, в них для разных возрастных групп изучается вопрос о том, каков механизм ориентации личности в системе деятельностей, чем мотивирован выбор, который служит основанием для центрирования деятельности. Особенно важным в таких исследованиях является рассмотрение процессов целеобразования.
Вторая сфера — общение — рассматривается в контексте социализации также со стороны его расширения и углубления, что само собой разумеется, коль скоро общение неразрывно связано с деятельностью.
Наконец, третья сфера социализации — развитие самосознания личности. В самом общем виде можно сказать, что процесс социализации означает становление в человеке образа его Я. В многочисленных экспериментальных исследованиях установлено, что образ Я не возникает у человека сразу, а складывается на протяжении его жизни под воздействием многочисленных социальных влияний. С точки зрения социальной психологии здесь особенно интересно выяснить, каким образом включение человека в различные социальные группы задает этот процесс. Играет ли роль тот факт, что количество групп может варьировать весьма сильно, а значит, варьирует и количество связей общения? Или такая переменная, как количество групп, вообще не имеет значения, а главным фактором выступает качество групп (с точки зрения содержания их деятельности, уровня их развития)? Как сказывается на поведении человека и на его деятельности (в том числе в группах) уровень развития его самосознания — вот вопросы, которые должны получить ответ при исследовании процесса социализации.
Есть несколько различных подходов к структуре «Я». Наиболее распространенная схема включает в «Я» три компонента: познавательный (знание себя), эмоциональный (оценка себя), поведенческий (отношение к себе). Существуют и другие подходы к тому, какова структура самосознания человека. Самый главный факт, который подчеркивается при изучении самосознания, состоит в том, что оно не может быть представлено как простой перечень характеристик, но как понимание личностью себя в качестве некоторой целостности, в определении собственной идентичности. Лишь внутри этой целостности можно говорить о наличии каких-то ее структурных элементов. Другое свойство самосознания заключается в том, что его развитие в ходе социализации — это процесс контролируемый, определяемый постоянным приобретением социального опыта в условиях расширения диапазона деятельности и общения. Хотя самосознание относится к самым глубоким, интимным характеристикам человеческой личности, его развитие немыслимо вне деятельности: лишь в ней постоянно осуществляется определенная «коррекция» представления о себе в сравнении с представлением, складывающимся в глазах других.
Именно поэтому процесс социализации может быть понят только как единство изменений всех трех обозначенных сфер. Они, взятые в целом, создают для индивида «расширяющуюся действительность», в которой он действует, познает и общается, тем самым осваивая не только ближайшую микросреду, но и всю систему социальных отношений. Вместе с этим освоением индивид вносит в нее свой опыт, свой творческий подход; поэтому нет другой формы освоения действительности, кроме ее активного преобразования. Это общее принципиальное положение означает необходимость выявления того конкретного «сплава», который возникает на каждом этапе социализации между двумя сторонами этого процесса: усвоением социального опыта и воспроизведением его. Решить эту задачу можно, только определив стадии процесса социализации, а также институты, в рамках которых осуществляется этот процесс.
Понятие, определения, характеристики, процессы, органы социализации
0 Кошик Дас 06 ноября 2022 г.Процесс социализации: понятие, определения, характеристики, процессы социализации, роль семьи и школы в процессе социализации. Ребенок становится мужчиной или личностью через разнообразные переживания. Он становится тем, что социологи называют «социализированным». Социализация означает процесс, посредством которого человек становится функционирующим членом общества. Это процесс, посредством которого человек учится вести себя в соответствии с социальными традициями и нравами. Социализация относится к процессу взаимодействия между членами общества, посредством которого молодые люди усваивают ценности общества, а также его образ действий и мышления считаются правильными и уместными.
Определения социализации
Разные социологи по-разному определяют социализацию:
По словам Э. С. Богардуса, «социализация — это процесс совместной работы, развития групповой ответственности или руководства потребностями благополучия других. ”
У. Ф. Огберн определяет: «Социализация — это процесс, посредством которого человек учится соответствовать нормам группы».
Лундберг говорит, что «социализация состоит из сложных процессов взаимодействия, посредством которых человек усваивает привычки, убеждения, навыки и стандарты суждений, необходимые для его эффективного участия в социальных группах и сообществах».
Характеристики социализации
Социализация не только помогает поддерживать и сохранять социальные ценности и нормы, но и представляет собой процесс, посредством которого ценности и нормы передаются от одного поколения к другому. Характеристики социализации можно обсудить следующим образом:
1. Социализация прививает базовую дисциплину. Человек учится контролировать свои импульсы. Он может демонстрировать дисциплинированное поведение, чтобы получить общественное одобрение. 2. Помогает контролировать поведение человека. Человек от рождения до смерти проходит обучение, и его поведение контролируется множеством способов.
Процессы социализации
Процессы социализации описаны ниже-
- Сотрудничество
- Соревнование
- Конфликт
- Размещение
- Ассимиляция
Процесс обучения и социализации
Воспитательные игры очень важную роль в процессе социализации в следующих направлениях:
1. Передавая социально желательные знания и навыки и предоставляя социально желательный опыт. 2. Предоставляя возможности для социального обучения, группового обучения, групповой работы, игр и других социальных мероприятий, таких как спектакли, проекты, дебаты, дискуссии и т. д.
5. Подготавливая учащихся к различным ролям, развивая их в хороших граждан, повышая их социальную конкурентоспособность, повышая их инициативу и самостоятельность, то есть способность самостоятельно справляться с проблемами.
Глядя на мир, мы видим, что разные культуры используют разные методы для социализации своих детей. Существует два основных типа методов обучения – формальные и неформальные. Формальное образование — это то, что в основном происходит в классе. Обычно его структурируют, контролируют и направляют в основном взрослые учителя, которые являются профессиональными «знатоками».
Роль семьи и школы в процессе социализации
Агентства социализации можно рассматривать следующим образом:
Семья
Семья является основным средством социализации. Ребенок рождается в семье. Он не только физически близок со своими родителями и братьями и сестрами, но и эмоционально привязан к ним. Именно от них он учится говорить и начинает впитывать социальные ценности. Через семью он не только знакомится с различными социальными нормами, традициями, верованиями и т. д., но и получает первые уроки любви, привязанности, терпимости, сотрудничества и самопожертвования. Влияние семьи на развитие личности ребенка больше, чем всех других социальных организаций. Роль семьи в социализации ребенка имеет первостепенное значение.
Роль, которую семья играет в процессе социализации, можно резюмировать ниже-
- В семье от родителей он учится своей речи и языку.
- Его учат общественной морали.
- Он учится уважать авторитетных лиц.
- В семье он учится ряду гражданских добродетелей.
- Мать, с которой у ребенка самые близкие отношения, играет значительную роль в процессе формирования ребенка на начальных этапах.
- Из родителей именно мать первой начинает процесс социализации.
- Семья играет важнейшую роль в формировании личности.
- Семью по праву называют колыбелью общественных добродетелей. Первые уроки сотрудничества, терпимости, самопожертвования, любви и привязанности ребенок получает в семье.
Школа
Родители — не единственные агенты социализации в современном обществе. Поэтому каждое цивилизованное общество разработало ряд формализованных учреждений образования (школы, колледжи и университеты), которые имеют большое значение для процесса социализации. Именно в школе формально передается и приобретается культура, в которой наука и искусство одного поколения передаются другому.
Школа — второе средство социализации. В школе ребенок получает образование, которое формирует его представления и взгляды. Хорошее образование может сделать ребенка хорошим гражданином, а плохое образование может превратить его в преступника. Большое значение в социализации имеет образование. Хорошо спланированное образование может произвести социализированных людей.
Школа выполняет функции в процессе социализации-
- В школе должна быть создана идеальная среда свободы и демократии.
- Через учебную программу школа формальным образом предоставляет ребенку:
- Культурные достижения своего общества.
- Возможности для приобретения социальных и профессиональных способностей, необходимых для того, чтобы стать социальным, полезным и экономически продуктивным членом общества.
- Гендерные роли воспринимаются обществом как подходящие роли.
- Совместным занятиям в школе следует уделять больше внимания с целью социализации чувств детей.
- Образование учит ответственно относиться к конкуренции.
- Школа учит сотрудничать.
- Школьное образование прививает обществу уважение; таким образом, как хорошо относиться к другим и соблюдать правила.
- Школьное образование позволяет уважать культуру своего общества.
Ребенок многому учится в семье. После семьи его товарищи по играм и школа оказывают влияние на его социализацию. После того, как его образование закончилось, он вступает в профессию. Брак инициирует человека к социальной ответственности, что является одной из целей социализации. Короче говоря, социализация — это процесс, который начинается с рождения и непрерывно продолжается до самой смерти человека.
Библиография:
- Рао, К.Н. Шанкар. Социология: принципы социологии с введением в социальную мысль. Компания С. Чанда PVT.LTD, Дели.
_____________________________________
ТегиСоциология образования
«Процесс социализации мужественности и его проявление при ДеП» Габриэллы Хагедорн
- < Предыдущая
- Далее >
Дата присуждения
4-2019
Тип документа
Диссертация
Первый советник
Мэтью Оуэр
Второе объявление козырек
Кевин Мур
Третий советник
Сара Роули
Реферат
Можно считают, что мужественность определяется принадлежностью к мужчине, но существующая литература показывает, что гендерная идентичность — это гораздо больше, чем биологические аспекты мужественности. Пол может быть идентифицирован как мужской, женский, небинарный или гендерно неконформный. Исторически сложилось так, что наше понимание гендера приписывалось полу, что создавало жесткие гендерные бинарности мужчины и женщины. Такие бинарные системы ограничивают способы, которыми общество позволяет людям проявлять свой пол. Независимо от гендерной идентичности, чей-то опыт мужественности строится на основе этих гендерных норм и бинарных опций, которые представляют собой представления, создающие нарративы о том, как следует действовать. Точно так же идеи об эволюции, расе, средствах массовой информации и многих других культурных конструкциях также формируют такие нарративы. Используя данные 10 самоидентифицированных цисгендерных мужчин в Университете ДеПау, эта диссертация будет сосредоточена на культурных конструкциях, которые способствуют податливости мужественности.
Несмотря на то, что было проведено много исследований для изучения мужественности, многие ученые согласны с тем, что на принадлежность к мужчине влияют такие категории, как раса, средства массовой информации, класс, образование и семья. Мужчины, у которых я брала интервью, обращались к тем же категориям, обсуждая свою мужественность с точки зрения того, что они узнали от своей семьи и средств массовой информации, а также понимания того, как их время и образование в DePauw повлияло на их мужественность.
Хотя между моими данными и существующей литературой по мужественности есть связь, существует множество других способов, которыми мужчины конструируют свою мужественность. Таким образом, хотя я признаю сходство между моими данными и существующими исследованиями, я думаю, что о социальной конструкции мужественности можно сказать больше. Точно так же тот факт, что мои участники были из разных слоев общества, но повторяли схожие представления, связанные с мужественностью, показывает, что среда в DePauw влияет на мужественность.
Я считаю, что существующая литература о мужественности полезна для объяснения того, как мужчины конструируют свою мужественность. Однако, анализируя как существующие исследования мужественности, так и данные этих интервью, я обнаружил, что мужественность сложна и динамична. Настолько сложный и динамичный, что единственный способ адекватно описать его — это представить его как податливый процесс, который меняется и происходит на протяжении всей жизни.