Процесс удовлетворения духовных потребностей: Духовные потребности

Содержание

Духовные потребности

12

Содержание

Введение 3

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека 4

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества 7

3. Удовлетворение духовных потребностей 11

Заключение 13

Список литературы 15

Введение

Оптимальное, на мой взгляд, определение потребности дано в. “Философском
энциклопедическом словаре”. “Потребности – нужда или недостаток в
чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности организма,
человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний
побудитель активности” [6].

Физиологические потребности определены тем, что человек, как
представитель животного мира, должен удовлетворять потребности в
энергетическом обеспечении своего организма, поддержании в нем
необходимого обмена веществ, безопасности и т.д.

Духовные потребности человека – это потребность познать окружающий мир и
себя самого, стремление к самосовершенствованию и самореализации.

Духовные потребности людей обусловлены внутренним миром человека,
стремлением «уйти в себя», самоуглубиться, сконцентрироваться на том,
что не связано с физиологическими и социальными потребностями. Такие
потребности побуждают к занятию искусством, культурой, религией не ради
удовлетворения физиологических и социальных нужд, а из внутреннего
духовного побуждения, из стремления понять высший смысл своего
существования.

В целом потребности людей можно представить в виде пирамиды, в основании
которой лежат физиологические, а на ее вершине — духовные потребности. К
духовным потребностям (запросам) относятся: общение (обязанности, права

и др.), самовыражение (в религии, спорте, искусстве, науке и др.),
самоутверждение (уважение, признание, власть и др.).

Целью данной работы является изучение духовных потребностей человека. В
работе поставлены следующие задачи: рассмотрение понятия духовных
потребностей, рассмотрение духовных потребностей как элемент духовной
жизни общества, а также рассмотрение процесса удовлетворения духовных
потребностей.

1. Понятие духовных потребностей и их место в потребностях человека

Плюрализм потребностей определяется многогранностью человеческой

природы, а также многообразием условий (природных и социальных), в
которых они проявляются.

Трудность и неопределенность выделения устойчивых групп потребностей не
останавливает многочисленных исследователей искать наиболее адекватную
классификацию потребностей. Но мотивы и основания, с которыми походят
различные авторы к классификации, совершенно разные. Так, например
польский психолог Обуховский К. насчитал 120 классификаций. Сколько
авторов, столько и классификаций [1].

В данной работе я остановлюсь на довольно обобщенной классификации так
называемых базовых потребностей. Базовые потребности: это всеобщие
потребности, присущие всем людям. К базовым потребностям относятся:

биологические, материальные, социальные, духовные потребности.

Важным аспектом анализа потребностей является их иерархия. Условием
возникновения интеллектуальных и духовных потребностей, по мнению многих
авторов, является функционирование физиологических систем человеческого
организма, т.е. удовлетворение биологических и материальных
потребностей. Однако многие авторы эту зависимость абсолютизируют.

Хотя некоторая последовательность в удовлетворении потребностей,
несомненно, существует, однако ее нельзя считать одинаковой для всех

людей. Известны факты, когда потребность в творчестве и духовном
совершенствовании становилась доминирующей не после удовлетворения всех
остальных потребностей (биологических, безопасности, признания и т. д.),
а, по существу, на грани выживания, когда еще не удовлетворены были
основные потребности в пище, жилье и безопасности [2].

Любая из обозначенных выше потребностей характеризуется направленностью
на какой-либо предмет, побуждает человека к овладению этим предметом.

Биологическая потребность побуждает человека к овладению всеобщими
жизненными ресурсами, материальная потребность имеет своим предметом
материальные средства удовлетворения всех потребностей, социальная

потребность побуждает человека к овладению формами общения и связи с
другими людьми. Предметом духовной потребности является духовность. Но
что такое духовность?

Духовность и сознательность – понятия однопорядковые. Но не всякая
сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на
заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия
технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор
спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не
осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в
силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное

состояние. Главная причина такого падения – бездуховность.

Обладая духовными способностями, человек имеет духовные потребности. Уже
в ранние годы детства замечаются в ребенке проблески духовной жизни –
страх, гнев, удовольствие. В лета юности, молодости и зрелого возраста,
при благоприятных условиях, духовное развитие человека расширяется,
утончается, совершенствуется, с наступлением старости –
приостанавливается на достигнутой высоте и затем, по мере ослабления
организма, все более и более ослабевает.

Духовная жизнь, соответственно
своему развитию, состоянию, влиянию материального организма и внешней
среды, создает человеку духовные потребности. Сначала появляются более
простые, более грубые, главным образом отвечающие стремлению к
удовлетворению наиболее сильных материальных потребностей, а потом
выступают более тонкие и более сложные [7].

За свою долгую жизнь человечество уже определило ведущие духовные
потребности. Они еще называются высшими или общечеловеческими
ценностями, т.к. являются важными в той или иной степени для большинства
людей. К общечеловеческим ценностям относятся, к примеру, категории
Любви, Счастья, Дружбы – подразумевается духовная и физическая близость

с любимым человеком, любовь к детям, счастливая семейная жизнь, наличие
верных друзей. Этот список можно продолжить: физическое и психическое
Здоровье, возможность заниматься Творчеством, наслаждаться Красотой
природы и искусства, иметь Интересную работу, и, в целом, вести Активную
деятельную жизнь. К духовным потребностям относятся Свобода воли, как
независимость в своих поступках и действиях и Уверенность в себе, как
свобода от внутренних противоречий.

Для объяснения феномена духовности Н.М. Бережной («Человек и его

потребности» [1]) использует понятие трансцендентности. Многогранный
смысл этого понятия широко раскрыт в философии И. Канта. Но нас
интересует трансцендентность лишь применительно к духовности.

Трансцендентность есть выход за пределы повседневного естественного
бытия человека, за пределы достигнутого человеком понимания мира.
Трансцендировать – значит преодолевать рамки своего эмпирического бытия,
преодолевать себя, стремиться стать выше, выйти на новый виток свободы
[6].

Духовность – трансценденция сознания за пределы повседневного бытия до
высоты религиозного чувства, эстетического миропереживания,
всеобъемлющего философского постижения мира.

Таким образом, духовность – это стремление преодолеть себя в своем

сознании, достичь высоких целей, следовать личному и общественному
идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в
стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим
произведениям литературы и искусства. Культура – субстанция духовности,
в ней – квинтэссенция духовного опыта человечества [1].

Существует такое понятие: “твердость духа”. Так говорят о человеке,
последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив
достижение его в смысл всей своей жизни.

Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не

впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в
соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства не будет
менять своих убеждений по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки
он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины Нет более
благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа,
ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению
жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность – самое ценное
богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо,
его можно только формировать собственными лилиями.
Только духовно
богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную
любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.

Характеристика духовности не ограничивается сферой сознания, она может
реализовываться в индивидуальной жизни лишь при наличии развитых волевых
качеств индивида, его способности направлять свою жизненную энергию в
определенном направлении, а бездуховный человек – это, прежде всего,
безвольный, бесхарактерный человек. Хотя сами по себе развитые волевые
качества не сродни духовности.

Резюмируя, духовность – не просто средоточие функций сознания, она –
функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем
мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая
стремится выразить себя в духе.

Духовные потребности есть стремление приобрести и обогатить свою
духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире,
обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка,
художественное творчество, религия.

Процесс удовлетворения духовных потребностей называется духовным
потреблением, приобщением к духовной культуре.

Важнейшая духовная потребность человека – в познании. Об этом говорили
философы разных эпох. Аристотель писал: “Все люди от природы стремятся к
знанию”. А французский мыслитель XVI в. М. Монтень утверждал: “нет
стремления более естественного, чем стремление к знанию”.

Другая важнейшая духовная потребность – эстетическая. Стремление
осваивать мир по законам красоты, видеть гармонию в природе, в людях,
глубоко чувствовать музыку, живопись, поэзию, совершенствовать
человеческие отношения – все это грани единой эстетической потребности.

Еще одна духовная потребность человека – в общении. Любовь к человеку,
дружба, товарищество – подлино человеческие потребности. Моральная и
психологическая поддержка, внимание друг к другу, сочувствие,
сопереживание, обмен идеями, совместное творчество – таковы некоторые
проявления потребности в общении.

2. Духовные потребности как элемент духовной жизни общества

Структура духовной жизни общества весьма сложна. Основными элементами
духовной жизни общества принято считать:

– духовные потребности;

– духовная деятельность и производство;

– духовные ценности;

– духовное потребление;

– духовные отношения;

– проявления межличностного духовного общения.

Духовные потребности порождают виды деятельности, направленные на их
удовлетворение. Происходит как бы движение друг другу: деятельность
актера – с деятельностью зрителя и т.д.

Духовная жизнь общества немыслима без соединения духовного производства
и духовного потребления. Никто не сможет наслаждаться музыкой, которая
не создана! В духовной жизни общества деятельность, направленная на
создание, сохранение и распространение духовных ценностей, духовные
потребности и духовное потребление представляет собой неразрывное
единство.

Духовные ценности чаще всего предстают перед нами в вещественной форме.
Книга – это ценность духовная, но в то же время вещь, предмет.

Духовное потребление – это особый вид деятельности и, следовательно, он
имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования
соответствующих средств.

В процессе духовного потребления средствами достижения цели выступают, с
одной стороны, материальные возможности, с другой – соответствующие
знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно иметь возможность получить
ее в библиотеке или купить.) Уровень образования и общей культуры
личности непосредственно влияет на потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям –
книга, радио и телевидение.

Духовные потребности человека представляют собой внутренние побуждения к
творчеству, созданию духовных ценностей и их освоению, к духовному
общению. В отличие от природных – духовные потребности заданы не
биологически, а социально. Потребность индивида в освоении
знаково-символического мира культуры носит для него характер объективной
необходимости, иначе человеком он не станет и жить в обществе не сможет.
Однако сама по себе эта потребность не возникает. Она должна быть
сформирована и развита социальным контекстом, окружением индивида в
сложном и длительном процессе его воспитания и образования.

При этом сначала общество формирует у человека лишь самые элементарные
духовные потребности, обеспечивающие его социализацию. Духовные
потребности более высокого порядка – освоение богатств мировой культуры,
участие в их создании и т.д. – общество может формировать лишь косвенно,
через систему духовных ценностей, служащих ориентирами в духовном
саморазвитии индивидов.

Духовные потребности имеют принципиально неограниченный характер.
Пределов роста потребностей духа не существует. Естественными
ограничителями такого роста могут выступать лишь объемы уже накопленных
человечеством духовных богатств, возможности и сила желания человека
участвовать в их производстве.

Духовная деятельность есть основа духовной жизни общества. Духовная
деятельность – форма активного отношения человеческого сознания к
окружающему миру, результатом которого являются: а) новые идеи, образы,
представления, ценности, воплощающиеся в философских системах, научных
теориях, произведениях искусства, моральных, религиозных, правовых и
иных воззрениях; б) духовные общественные связи индивидов; в) сам
человек [5].

Идеальные образования как продукт духовной деятельности и производства
обладают всеобщим характером их потребления. Любая духовная ценность, в
отличие от материальной, в идеале может быть достоянием всех. От
потребления они не убывают, как материальные, напротив, чем больше людей
овладевают духовными ценностями, тем больше вероятность их приращения.

Особым видом духовной деятельности является распространение духовных
ценностей с целью усвоения их возможно большим числом людей. Особая роль
здесь принадлежит учреждениям науки, культуры, системам образования и
воспитания.

Духовные ценности – категория, указывающая на человеческое, социальное и
культурное значение различных духовных образований (идей, теорий,
образов), рассматриваемых в контексте “добра и зла”, “истины или лжи”,
“прекрасного или безобразного”, “справедливого или несправедливого”. В
духовных ценностях выражается общественная природа самого человека и
условия его бытия.

Ценности – форма отражения общественным сознанием объективных тенденций
развития общества. В понятиях прекрасного и безобразного, добра и зла и
других человечество выражает свое отношение к наличной действительности
и противопоставляет ей некое идеальное состояние общества, которое
должно быть установлено. Любая ценность “приподнята” над
действительностью, содержит в себе должное, а не сущее. Это, с одной
стороны, задает цель, вектор развития общества, с другой – создает
предпосылки отрыва этой идеальной сущности от своей “земной” основы и
способно дезориентировать общество посредством мифов, утопий, иллюзий.
Кроме того, ценности могут изжить себя и, безвозвратно утратив свой
смысл, перестать соответствовать новой эпохе.

Человек становится духовным, когда у него появляются потребности,
основанные на небиологических особенностях организма, то есть
потребность в получении новых знаний, потребность эффективно
эксплуатировать эти знания, потребность в общении с искусством,
потребность в творчестве, в самоанализе, самосовершенствовании, в
сопереживании и сочувствии к окружающим и многие другие.

Набор этих потребностей у разных людей различен. Вера в бога, например,
может в него и не входить. (Вообще, в моем понимании «верующий» и
«духовный» не являются синонимами, и уж тем более духовность нельзя
привязывать к какой-то определенной религии: мусульманин и буддист,
кришнаит и синтоист могут равновероятно быть или не быть «духовными»
людьми.)

Способность испытывать и удовлетворять духовные потребности ведет к
усложнению личности, ее совершенствованию, формированию более гибкого
реагирования на сложные и меняющиеся условия окружающего мира.
Существование развитого комплекса духовных потребностей накладывает
отпечаток на всю структуру личности, возвышает и облагораживает
простейшие биологические потребности. Превращает, например, инстинкт
продолжения рода – в способность испытывать любовь, а пищевой инстинкт –
в способность испытывать эстетическое удовольствие от красивой и
тщательно приготовленной пищи.

Человек, наделенный способностью испытывать духовные потребности, точнее
и лучше воспринимает окружающий мир во всем его многообразии. Такой
человек легче и быстрее понимает, что поведение, совпадающее с нормами
морали, кроме прочего, дает ощущение эмоционального удовлетворения и
внутреннего спокойствия, делает человека более успешным, легче
достигающим своих целей. Нравственным человеком быть выгодно, и
осознание этого приходит тем быстрее, чем сложнее личность [4].

3. Удовлетворение духовных потребностей

Удовлетворение потребностей происходит в процессе потребления. Духовное
потребление направлено на удовлетворение духовных потребностей людей.
Оно может быть стихийным, когда никем не направляется и человек
самостоятельно, на свой вкус выбирает те или иные духовные ценности. В
других случаях духовное потребление может навязываться людям рекламой,
средствами массовой информации, массовой культурой и т.д. В результате
такого рода воздействий можно говорить о манипулировании сознанием, об
усреднении и стандартизации потребностей и ценностей людей.

Вместе с тем, сознательное потребление подлинных духовных ценностей –
познавательных, художественных, нравственных и др. – выступает как
целенаправленное созидание и обогащение духовного мира людей. Любое
общество заинтересовано, с точки зрения долгосрочной перспективы и
будущего, в повышении духовного уровня и культуры индивидов и социальных
общностей. Понижение духовного уровня и культуры ведет к деградации
общества практически во всех его измерениях.

Духовные потребности порождают различные виды деятельности, направленные
на их удовлетворение. Музыкант–слушатель, писатель–читатель. Духовные
потребности вызывают к жизни духовно-практическую деятельность с одной
стороны, с другой – деятельность духовных потребностей.

Особенности духовного потребления следующие:

· могут использоваться многократно;

· духовные ценности в процессе потребления не исчезают, а обогащают
духовный мир человека;

· процесс духовного потребления является и процессом духовного
производства.

Духовное потребление – это особый вид деятельности и, следовательно, он
имеет свою направленность, требует определенных усилий, использования
cсоответствующих средств. В процессе духовного потребления средствами
достижения цели выступают, с одной стороны, материальные возможности, с
другой – соответствующие знания и навыки (чтобы прочитать книгу, нужно
иметь возможность получить ее в библиотеке или купить.) Уровень
образования и общей культуры личности непосредственно влияет на
потребление духовных ценностей.

Наиболее распространенные средства приобщения к духовным ценностям –
книга, радио и телевидение.

Подведем итог. Духовная деятельность людей многообразна, у каждого
широкий выбор ее форм и видов. Такая деятельность может стать его
профессией: он будет ученым или писателем, актером или художником,
учителем или библиотекарем, экскурсоводом или журналистом. Он может
приобщиться к любительскому духовному творчеству, участвуя в народном
театре, литературном объединении, создании народного музея, конкурах
художественной самодеятельности. А главное – каждый общается с книгой,
музыкой, театром и кино. И от того, какие ценности человек предпочитает,
во многом зависит то, каков он сам.

Заключение

Потребности представляют собой основу и движущую силу человеческого
поведения, его побуждение и цель. Объекты внешнего мира, с помощью
которых человек удовлетворяет свои потребности, называются ценностями.

Согласно классификации, предложенной Н.М. Бережновым [1], первый уровень
базовых потребностей делятся на четыре группы – потребности
биологические, материальные, социальные и дцуховные. В каждой группе
выделяют так называемые базисные (основные, основополагающие)
потребности, производными от которых является множество других
потребностей (квазипотребностей), которые, по сути, сводимы к той или
иной базисной потребности.

Человеку присущи духовные потребности, имеющие общественно–культурное
происхождение.

Духовное потребление — процесс удовлетворения духовных потребностей
человека. Важнейшими духовными потребностями человека являются
познавательная потребность, потребность в общении, эстетическая
потребность.

В отличие от материальных ценностей, духовные в процессе их потребления
не исчезают, они становятся частью духовного мира человека, духовно его
обогащают. При этом восприятие, осмысление духовных ценностей
субъективно, оно связано с неповторимым индивидуальным опытом человека.
Именно поэтому духовное потребление часто является творческим процессом,
приводящим к модификации личностных характеристик человека.

Специфика потребления духовных ценностей во многом определяется уровнем
образования и общей культуры личности. Чем выше образовательный и
общекультурный уровень у человека, тем более актуализированы у него
духовные запросы, тем более высокие требования предъявляет он к качеству
потребляемых духовных ценностей.

Список литературы

1. Бережной Н.М. Человек и его потребности. Под редакцией В.Д. Диденко.
Московский Государственный Университет Сервиса. 2000.

2. Генкин Б.М. Структура потребностей человека. Элитариум. 2006.

3. Духовность, художественное творчество, нравственность (материалы
“круглого стола”) // Вопросы философии. 1996. № 2.

4. Размышления о … // Философский альманах. Выпуск 6. – М.: МАКС Пресс,
2003.

5. Уледов А.К. Духовная жизнь общества. М., 1980.

6. Философский энциклопедический словарь. М. 1983.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. В 2–х тт. М., 1989.

8. Пусторолев П.П. Анализ понятия о преступлении. М.: 2005.

Нашли опечатку? Выделите и нажмите CTRL+Enter

18 Апр 2009

Виды и особенности духовных потребностей и интересов, процесс удовлетворения души человека

 

Духовное удовлетворение представляет собой будущее, в котором люди будут обладать духовным развитием и пониманием смысла жизни. В духовных потребностях человека включаются такие моменты, как поиск любви, знания, одиночества и связи, посвященности высшим ценностям.

Что такое духовные потребности людей

Духовные потребности человека — это специальный вид потребностей, которые человек должен удовлетворять, чтобы быть здоровым и счастливым. Это не только физические и эмоциональные потребности, но и мировоззренческие, просветительные и экзистенциальные.

Духовность позволяет человеку отвлечься от путаницы повседневной жизни и погрузиться во что-то большее — более глубинное и смысловое.

«Духовные потребности представляют собой не что иное, как определенное состояние сознания и проявляется как осознанное побуждение человека к духовному творчеству, к созданию и потреблению духовных ценностей. Последние же есть воплощение ума и чувств людей».

Признаки духовных потребностей человека

Основные признаки духовного потребления, которые позволяют отличить его от материального:

  • духовная потребность возникает в сознаниях;
  • духовное потребление обладает относительным характером потребности, а свобода выбора средств и методов удовлетворения значительно больше, чем материальное;
  • чаще всего это связано с материальными потребностями и внутренним миром индивида;
  • большинство духовных требований связаны в основном со сферой свободного времени;
  • в духовности взаимосвязь субъекта и объекта характеризуется определённым бескорыстным характером;
  • процесс удовлетворения духовных требований бесконечен.

 

Виды духовных потребностей

  1. саморазвитие
  2. занятия любимым делом
  3. любовь и счастье
  4. поиск смысла жизни
  5. познание окружающего мира
  6. образование и интеллектуальное развитие
  7. удовлетворение эстетических чувств

 

Особенности духовного составляющего человека

Все духовные потребности человека формируются непосредственно человеком, кроме того, удовлетворить их довольно сложно, так как они требуют выполнения всех остальных потребностей предварительно.

Еще одна проблема – поиск творчества, потому что многие люди не могут долго определить, какое творческое направление деятельности будет способствовать удовлетворению духовных потребностей.

В общем, признаки духовного потребления:

  • формирование в человеке – духовное потребление не возникает в обществе, а возникает в душе
  • относительная важность – неудовлетворение потребностей не вызывает летального исхода, но качество жизни без них усугубляется
  • возможность выбора способов достижения является способом удовлетворения духовной потребности каждого человека, абсолютно индивидуальным и неповторимым
  • свободные часы определяют потенциал достижения – если свободные часы ограничены, приоритет уделяется потребностям на более низкие ступени, такие как физиология.

 

Разновидности духовных потребностей

Главные духовные идеальные потребности условно делятся на две части: одно –  связано с накоплением духовно-энергетического потенциала и второе – с проявлением его в обществе.

Первая группа состоит из: общения и наблюдения за истинными и настоящими героями из книги, спектакля, кино, эстетического удовлетворения красивыми пейзажами, художественными работами, музыкальными композициями.

Научная и познавательная деятельность – расширяет границы мировосприятия; поддерживает здоровье как основу новых инициатив.

Вторая группа относится к социальным потребностям: трудовые действия, способствующие материализации духовного запроса.

Нравственный ориентир, используемый для сравнения собственного взгляда на ситуацию и общепринятых идеалов; патриотическая часть поступков, которая ориентирует человека на защиту, любовь к родине.

Последовательность выполнения запросов двух групп не может быть названа линейным. Чаще всего это связано с материальными потребностями и внутренним миром индивида.

Классификация духовных потребностей Ю.В. Шаров: потребности в трудовой деятельности, в общении, нравственные и эстетические потребности, научно-познавательные, потребности в сохранении здоровья и в воинском долге.

Важнейшей духовной потребностью человека является познание и эстетика.

Шаров дал такое определение: «потребность насладиться прекрасным, постоянно общаться с искусством, самовыражаться в нем, развивать художественный кругозор, эстетический вкус, художественные способности, потребность в освоении умений и навыков искусства в любимых видах искусств, стремление внести красоту в жизнь и работу».

Стремление освоить мир по закону красоты, увидеть гармонию природы и людей, глубоко ощущать музыку, рисунок, поэзию, совершенствование человеческих отношений – это все грани единого эстетического потребления.

Еще одной духовной потребностью человека является общение. Потребность в общении представляет собой потребность в человеке человека. С общением начинается процесс осознания человека самого себе.

При личном контакте формируются все спектры эмоций человека, этического и естествознания, навыков и воли.

Любовь и дружба, дружелюбие — настоящие потребности человека. Психологическая и моральная поддержка, отношение друг к другу, чувство сочувствия, сопереживания, обмена идеями, общее творчество – вот некоторые признаки потребности общения.

Духовная потребность всегда является творческим процессом, пусть и «лишь» в сознании, но это все равно активное сотворчество. Поэтому в процессе употребления культурных ценностей, человек духовно обогащается, развивается, становится личностью.

От осознания, что он творит, человек действительно получает духовное удовольствие, удовлетворяя этим свою высшую потребность. По мере интеллектуальной зрелости человек понимает свои возможности организатора, считая культуру важным фактором активизации жизнедеятельности человека.

Для полноценного развития личности необходимо возникновение потребности высшего духовного порядка, например потребность в познании, искусстве, творчестве и достижении морально-общественных ценностей.

К тому же отсутствие духовного роста этих нужд, которые обеспечивают активное формирование человеческих возможностей, обязательно приводит в первую очередь к распаду личности.

Примеры духовных потребностей

Рассмотрим некоторые примеры духовной потребности, разделив ее на несколько больших категорий:

Потребность человека в саморазвитии

Саморазвитие представляет собой целый ряд направлений, по которым личность совершенствуется, получает новое знание, открывает новые перспективы.

Одним из главных способов удовлетворить потребность в самосовершенствовании является чтение.

Каждый человек выбирает литературу, ориентируясь на свой комплекс представлений, какая литература может помочь ему совершенствоваться как личность. Кому-то – психология, кому-то – художественная литература, а кому-то – научная.

Кроме того, чтение способствует не только общему развитию, а ещё наталкивает человека на новые мысли, открытия и перемены в своей жизни.

Потребность в искусстве

Искусство – один из самых великих учителей, демонстрирующих истинные проявления духовности.

Все произведения художественного, философского, живописного, музыкального и архитектурного искусства разных поколений свидетельствуют о том, что мысли человека могут быть чрезвычайно глубокими и изысканными, и затрагивает самые глубокие аспекты жизни человека.

При этом общение с духовной культурой является не просто способом удовлетворения духовных запросов, а способом получения эстетического удовольствия.

Познавательная часть искусства и знания позволяет раскрывать все лучшие качества человека, и использовать её для личной и общественной пользы.

Поиск смысла жизни

Все мыслящие люди в какой-то мере склонны к философии, в особенности в самых сложных и кризисных периодах своей жизни. Это связано с желанием анализировать особенности его существования и ставить перед собой совсем новые задачи.

Зачастую, если человек не может найти ответ на глубокие вопросы, он будет вынужден столкнуться с внутренним конфликтом, который со временем может превратиться в депрессию и апатию.

Для того чтобы не допустить такого негативного проявления психики, нужно слушать собственное внутреннее «Я», а так же почаще анализировать происходящее вокруг.

Кроме того, помните о том, что не нужно требовать невозможного от себя, и вся цель должна быть сильной и успешной. В этом случае рискуете стать жертвой собственных предчувствий.

Познание окружающего мира

В древние времена люди стремились познать мир, стараясь понять законы устройства окружающего мира. Поверхностные анализы происходящего, привели к возникновению различных убеждений, мифологии и убеждений.

В то же время именно стремление к знанию позволило человечеству достигнуть совершенно нового уровня эволюции и позволило нам продолжать совершенствовать свою жизнь.

Все люди признают важность познавательных действий. В процессе поиска своего жизненного пути человек старается, прежде всего, определить интересную для него сферу изучения и подходящие формы его изучения.

Потребность в образовании

Образование является процессом овладения некоторыми систематизированными знаниями, навыками и умениями. В то же время образование – один из самых важных этапов развития человека, который позволяет подготовить его к будущей работе и взаимодействии в обществе.

Возможности для удовлетворения духовного потребностей человека

В реализации духовных качеств помогает:

Общение с природой

Это могут быть выезды в лес, озеро, море, горы, просто загородные дачи, путешествия.Созерцать красоту окружающей среды и любоваться его разнообразием – простой способ сохранить гармонию в себе.

Приобщение к творчеству

архитектуре, музыке, художественной самодеятельности – можно посещать различные выставки, ходить в театр или кино, также музеи или концерты.

Хорошими примерами будут читать книги, слушать музыку великих музыкантов или музыку, которая больше нравится и подходит вам по духу. Главное – это поиск гармонии внутри себя.

Психологи советуют уделять 10 минут в сутки спокойной прогулке по безлюдному парку или медитации. Внутреннее «Я» даст важные ответы на вопросы.Осталось только послушать.

Конечно же, духовные интересы каждого человека индивидуальные. Для верующих это в первую очередь посещение церкви. Для некоторых это йога, танец, музыка, изобразительное искусство.

Уход за питомцами

Активное общение человека с пушистым животным уменьшает напряжение, придает улыбку, помогает отдохнуть, расслабиться. Сохраняя и защищая слабые существа, личность обретает силу.

Домашние животные иногда могут исцелять даже больного, а здоровому человеку — помогает обрести душу.

Занятия по творчеству. Результаты творчества удовлетворяют духовное желание, озаряют человека.

Духовная потребность человека нередко выражается в самых обыкновенных желаниях – поехать на природу, побывать в незнакомых местах, просто прогуляться по вечернему городу.

Не стоит отказываться от того, чтобы исполнить свои нерешительные желания.

Таким образом происходит процесс удовлетворения духовных потребностей.

Отличия духовных потребностей от материальных

Основная особенность духовного потребления – если его не удовлетворить, человек не умрет и не будет иметь никаких опасных воздействий на здоровье. Основные проблемы будут только у него эмоционального и психического состояния.

Кроме того, существенным отличием является мотивация и причина, которая заставляет вести одну или ту же работу. Материальная ценность всегда появляется из-за непосредственной потребности, отражающей сиюминутную особенность жизни.

Духовное удовлетворение определяется на основе более долгосрочных и фундаментальных категорий.

 

Базовые отличия духовных от физических потребностей

Духовные:
  • без них вы можете обойтись;
  • само существование не будет угрожать, проблемой станет только его качество;
  • приоритетом является не получение выигрыша, хотя может быть и такой задачей, а получение внутренней удовлетворенности;
  • важнее всего – это гармония в психике;
  • определяется не внешним образом, а практическими функциями; предмет результатов деятельности культуры;
  • достоверность ценностей: память о ней остается и после физической утраты.
Физические:
  • это воспринимается как крайне необходимое;
  • первым местом является владение определенными благами;
  • направлены на обеспечение комфорта и безопасности тела;
  • утилитарное направление первичное;
  • предметность существ культуры;
  • недолговечность – вещь весит только при запечатлении определенной формы, оболочки.

 

Формирование духовных потребностей: идеальные условия

  1. Воспитание. В семье ребенок впервые получает определенное представление о личной и общественной ценности, норме.
  2. Социализация. Социум очень сильно влияет на формирование личности, формирование различных желаний и убеждений.
  3. Психические и физиологические состояния. Стремление больного человека заметно отличается от цели здорового человека. К тому же есть люди, у которых из-за особенностей интеллектуального развития не требуется постижение сферы идеала.
  4. Образование. В учебных заведениях люди проводят большую часть жизни, так что их мощь воздействия тоже огромная.
  5. Работа и сотрудники. По большей части взрослый человек влияет на коллектив, где он работает и само дело, для которого он уделяет огромное количество времени ежедневно.

Что Библия говорит об удовлетворении духовных потребностей

Исход 20:17

Мы не беспомощны перед злыми желаниями нашей человеческой природы. Мы можем сделать несколько вещей:

1. Признать, что человеческие существа имеют непостоянную, ненасытную природу . В Екклесиасте 1:8 говорится: «Все исполнено труда; человек не может выразить этого. Глаз не довольствуется видением, и ухо не наполняется слышанием». Знание этой библейской истины может помочь нам лучше понять, с чем мы имеем дело. Не обманывайтесь; счастье есть плод истинной духовности. Бог не вложил силу ни в что материальное, чтобы удовлетворить духовные потребности человека.

2. Сначала ищите Бога . Наш Спаситель советует в Луки 12:15, 31: «Смотрите, берегитесь любостяжания, ибо жизнь человека не зависит от изобилия имения… Но ищите Царствия Божия, и все это будет добавлено к вам». Павел добавляет в Колоссянам 3:1-2: «Итак, если вы воскресли со Христом, то ищите горнего, где Христос сидит одесную Бога. О горнем помышляйте, а не о земном». земля.»

Мы должны целенаправленно и обдуманно учиться, молиться, поститься и медитировать. Кроме того, мы должны сознательно вести Божий образ жизни. Это требует жертв и дисциплины, но наполняет разум такими мыслями, которые в конечном итоге сделают невозможным грех.

3. Ненавидь жадность, а не вещи . В Притчах 28:15-16 говорится: «Как рыкающий лев и атакующий медведь — нечестивый правитель над бедными. Неразумный правитель — великий угнетатель, а ненавидящий любостяжание продлит дни свои».

Очень полезно наблюдать, к чему приводит жадность. Некоторые грехи ясно понимаются, но алчность, как правило, заметить труднее, и она требует пристального внимания, чтобы понять самое начало многих грехов. Такие наблюдения помогают в оценке себя. Нам нужно помнить, что зависть нарушает основной принцип Божьего пути исходящей заботы. Это также мешает нам слушать Бога, поэтому мы должны быть настроены на обнаружение его присутствия.

4. Научитесь быть радостно щедрым . Лука записывает слова Павла в Деяниях 20:35: «Во всем показал я вам, что, так трудясь, надобно поддерживать немощных. И помните слова Господа Иисуса, которые Он сказал: блаженнее давать, чем получать». Апостол добавляет к этой мысли во 2 Коринфянам 9:6-7: «А Я говорю: кто сеет скупо, тот скупо и пожнет; а кто сеет щедро, тот щедро и пожнет. давайте по расположению сердца, не с огорчением и не с необходимостью, ибо доброхотно дающего любит Бог».

Нам нужно помнить, что в нас так много беспокойства о себе, смешанного с естественным страхом, что, если мы будем что-то раздавать, нам не хватит. Бог желает, чтобы мы преодолели эти страхи. Эгоцентризм должен быть исключен из нашего характера. Работа над ним — отличная дисциплина.

5. Тщательно изучите, чему учит благодать . Послание к Титу 2:11-14 говорит нам, что это такое:

Ибо явилась благодать Божия, спасительная для всех человеков, научающая нас, чтобы мы, отвергнув нечестие и мирские похоти, целомудренно, праведно и благочестиво жили в нынешний век, ожидая блаженного упования и явления славы великого Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа, предавшего Себя за нас, чтобы избавить нас от всякого беззакония и очистить для Себя особенный Свой народ, ревностный к добрым делам.

Исаия 1:16-17 добавляет: «Перестаньте делать зло, научитесь делать добро».

Иисус Христос искупил нас от силы, которая побуждает нас грешить. Он дает Свою силу тем, кто стремится преодолеть остатки своей старой природы. Конечно, это трудный и во многих случаях длительный процесс, но с Божьей помощью, если мы приложим усилия, мы сможем его преодолеть.

Динамика этой новой жизни заключается в пришествии Иисуса Христа сначала к нам Своим Духом, а затем на эту землю, чтобы править ею. Когда приходит королевская семья, все делается до блеска и украшается для королевских глаз. Вот что мы делаем: христианин — это тот, кто неуклонно готовится к приходу своего Царя.

С этой целью давайте последовательно и сильно стремиться мыслить правильные мысли, ведущие к правильному поведению.

Джон В. Ритенбо
Десятая заповедь

Связанные темы: Алчность | Дисциплина | Неудовлетворенность | Пост | Счастье | Счастье и довольство | Царство Божье, ищущее прежде всего | Похоть порождает неудовлетворенность | Удовлетворение | Медитация | Практиковать Божий образ жизни | молиться | Жертва | Удовлетворение | Сначала ищите Бога | Изучение | Десятая заповедь | Десятая заповедь
 

Как удовлетворять свои духовные потребности — ОНЛАЙН-БИБЛИОТЕКА Сторожевой башни

Как удовлетворять свои духовные потребности

«ЗА последнее десятилетие вышло более 300 наименований о духовности на рабочем месте — от Иисус, генеральный директор до Дао Лидерства — наводнили книжные магазины», — говорится в U. S.News & World Report. Эта тенденция является просто отражением того факта, что во многих материально процветающих странах растет жажда духовного руководства в жизни. Комментируя это, деловой журнал Обучение и развитие отмечает: «В то время, когда технологии будут управлять всеми остальными аспектами нашей жизни, мы ищем более глубокий смысл, цель и большее личное удовлетворение».

Где, однако, вы можете найти удовлетворительное духовное руководство? В прошлом люди обращались к установленной религии, чтобы найти «более глубокий смысл» и «цель» в жизни. Сегодня многие отвернулись от организованной религии. Опрос 90 высокопоставленных менеджеров и руководителей показал, что «люди сильно различают религию и духовность», говорится в заявлении 9.0063 Обучение и развитие. Респонденты считали религию «нетерпимой и вызывающей разногласия», тогда как духовность рассматривалась как «универсальная и всеобъемлющая».

Многие молодые люди в более светских обществах, таких как Австралия, Новая Зеландия, Великобритания и Европа, также видят различие между религией и духовностью. Профессор Рут Уэббер в статье Youth Studies Australia, утверждает: «Большинство молодых людей верят в Бога или в какую-то сверхъестественную силу, но не считают церковь важной или полезной для выражения их духовности».

Истинная религия способствует духовности

Этот скептический взгляд на религию можно понять. Многие религиозные организации погрязли в политических интригах и моральном лицемерии и залиты невинной кровью бесчисленных религиозных войн. Однако, отвергая религиозные организации, запятнанные лицемерием и обманом, некоторые совершили ошибку, отвергнув также и Библию, которая, по их мнению, потворствует такой практике.

На самом деле Библия осуждает лицемерие и беззаконие. Иисус сказал религиозным лидерам своего времени: «Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры! потому что вы уподобляетесь побеленным могилам, которые снаружи кажутся красивыми, а внутри полны костей мертвецов и всякой нечистоты. Так и вы по наружности кажетесь людям праведными, а внутри исполнены лицемерия и беззакония» (Матфея 23:27, 28).

Более того, Библия призывает христиан быть нейтральными во всех политических делах. Вместо того, чтобы призывать верующих убивать друг друга, он указывает, что они должны быть готовы умереть друг за друга. (Иоанна 15:12, 13; 18:36; 1 Иоанна 3:10–12). Истинная религия, основанная на Библии, не является «нетерпимой и разделяющей». Апостол Петр сказал: «Бог нелицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде угоден Ему» (Деяния 10:34, 35).

Библия — надежный путеводитель по духовному здоровью

Библия говорит нам, что люди созданы по образу Бога. (Бытие 1:26, 27). Хотя это не означает, что люди физически похожи на Бога, это означает, что люди обладают способностью отражать черты личности Бога, в том числе способность к духовным вещам или духовности.

В таком случае логично полагать, что Бог также предоставит нам средства для удовлетворения наших духовных потребностей, а также правильное руководство, с помощью которого мы сможем различать, что полезно для нас, а что вредно для нас в духовном плане. Точно так же, как Бог создал наши тела с великолепно спроектированной иммунной системой, которая борется с болезнями и помогает нам оставаться здоровыми, он также снабдил нас совестью, или внутренним голосом, который может помочь нам принимать правильные решения и избегать действий, которые вредны физически и духовно. . (Римлянам 2:14, 15). Как мы знаем, чтобы наша иммунная система работала, ее необходимо правильно питать. Точно так же, чтобы наша совесть работала, нам нужно кормить ее хорошей духовной пищей.

Определяя, какая пища будет поддерживать наше духовное здоровье, Иисус сказал: «Человек должен жить не хлебом одним, но каждым словом, исходящим из уст Иеговы». (Матфея 4:4). Речения Иеговы записаны в его Слове, Библии, и они «полезны для научения, для обличения, для исправления». (2 Тимофею 3:16). Поэтому мы должны приложить усилия, чтобы получить эту духовную пищу. Насколько мы узнаем Библию и стараемся применять ее принципы в своей жизни, настолько мы приносим пользу духовно и физически (Исаия 48:17, 18).

Стоит ли это усилий?

Конечно, нужно время, чтобы улучшить свое духовное здоровье, изучая Библию; а время, похоже, становится все более редким товаром. Но награда стоит затраченных усилий! Послушайте, как некоторые занятые профессионалы объясняют, почему для них важно уделять время заботе о своем духовном здоровье.

Марина, врач, говорит: «Я никогда особо не задумывалась о своей духовности, пока не начала работать в больнице и не начала глубоко чувствовать страдания других. Затем я понял, что должен признать и удовлетворить свою духовную потребность, если я хочу обрести удовлетворенность и спокойствие, поскольку темп жизни и потребность заботиться о проблемах людей могут стать непреодолимыми для человека моей профессии.

«Теперь я изучаю Библию со Свидетелями Иеговы. Это исследование помогает мне конструктивно анализировать свои действия и мотивы и тренирует мои мыслительные процессы, делая их более позитивными, чтобы я мог смотреть на свою жизнь в перспективе. Я нахожу большое удовлетворение в своей светской карьере. Но именно изучение Библии улучшило мое эмоциональное здоровье, помогло мне контролировать негативные чувства, уменьшить напряжение и быть более терпеливым и сострадательным по отношению к людям. Применение библейских принципов также помогло моему браку. Самое главное, я познал Иегову и в какой-то мере ощутил свободный поток его духа, который наполнил мою жизнь большим смыслом».

Николай, архитектор, , говорит: «До изучения Библии со Свидетелями Иеговы у меня не было никаких духовных интересов. Моей единственной целью в жизни было преуспеть в выбранной профессии. Изучение Библии научило меня тому, что в жизни есть нечто большее и что исполнение воли Иеговы приносит истинное и непреходящее счастье.

«Моя светская карьера приносит мне чувство удовлетворения, но именно Библия научила меня тому, как важно сохранять простоту жизни, сосредотачиваясь на духовных вещах. Поступая таким образом, мы с женой избежали большей части стресса, связанного с материалистичным образом жизни. У нас также появилось много настоящих друзей благодаря общению с теми, кто имеет схожие духовные взгляды на жизнь».

Винсент, юрист, , говорит: «Хорошая светская карьера может принести определенное удовлетворение. Однако я обнаружил, что для обретения счастья и удовлетворения необходимо гораздо больше. Еще до того, как я узнал о библейском учении по этому вопросу, я помню, как меня поразила полнейшая бессмысленность жизни — рождения, взросления, женитьбы, работы на работе, чтобы обеспечить то, что необходимо в материальном плане для воспитания детей, обучения их следовать точно такому же жизненному циклу и, наконец, стареть и умирать.

«Только изучив Библию со Свидетелями Иеговы, я получил удовлетворительные ответы на свои вопросы о цели жизни. Изучение Библии помогло мне узнать Иегову как личность и полюбить его. Это дает мне основу для поддержания здорового духовного мировоззрения, поскольку я стараюсь жить в гармонии с тем, что, как я знаю, является его целью.

Добавить комментарий