Процессы внимания в психологии: Пособие «Основы общей и медицинской психологии» Часть 2

Содержание

www.Psyarticles.ru — учебные статьи по психологии

Учебные материалы по психологии и психологические статьи — основное содержание сайта.

Проект в значительной степени рассчитан на самообразование читателей, ранее систематически не изучавших психологию, однако может оказаться полезным и для специалистов, расширяющих свой профессиональный кругозор.

Материалы сайта представляют собой наиболее важные и интересные фрагменты из учебных пособий и научных работ из самых разнообразных отраслей психологии.

Проект будет полезен психологам и врачам, студентам и преподавателям, специалистам в области управления, а также широкому кругу читателей, интересующихся вопросами современной психологии.

Предпосылки возникновения конфликта в процессе общения

Рассмотрим особенности поведения человека в конфликтной ситуации прежде всего в процессе общения. В процессе человеческих взаимоотношений, как вы уже знаете из предыдущих разделов, процесс общения предполагает наличие следующих трех факторов: восприятия, эмоций и обмена информацией. В конфликтных ситуациях легко забыть об этом. Поэтому кратко рассмотрим, что же может создавать почву для их возникновения.

Социально-психологические предпосылки. Первая трудность — это разногласия из-за несовпадения ваших рассуждении с рассуждениями другой стороны. Ведь то, какой вы видите проблему, зависит от того, с какой колокольни, образно говоря, смотрите на нее.

Специфика конфликтов в образовательных процессах

В культурно-историческом подходе Л.С. Выготского процессы образования рассматриваются, с одной стороны, как предназначенные для разрешения противоречий развития общества, с другой — как обладающие внутренне противоречивым характером.

Мы придерживаемся именно этого подхода, и вслед за Л.С. Выготским и его последователями исходим из того, что конфликт представляет собой механизм развития человеческой деятельности и соответственно личности.

Современная психология: ее задачи и место в системе наук

В последние годы наблюдается бурное развитие психологической науки, обусловленное многообразием теоретических и практических задач, встающих перед нею. В нашей стране интерес к психологии особенно показателен — ей наконец-то начинают уделять то внимание, которого она заслуживает, причем практически во всех отраслях современного образования и бизнеса.

Основной задачей психологии является изучение законов психической деятельности в ее развитии. В течение последних десятилетий значительно расширились диапазон и направления психологических исследований, появились новые научные дисциплины.

Методы психологии

Методы научных исследований — это те приемы и средства, с помощью которых ученые получают достоверные сведения, используемые далее для построения научных теорий и выработки практических рекомендаций.

Сила науки во многом зависит от совершенства методов исследования, от того насколько они валидны и надежны, как быстро и эффективно данная отрасль знаний способна воспринять и использовать у себя все самое новое, передовое, что появляется в методах других наук.

Алгоритм оценки достоверности информации в результате психофизиологического исследования с применением полиграфа

Двадцать лет назад использование прибора способного отличить ложь от правды – «детектора лжи» было исключительной прерогативой спецслужб ведущих мировых держав. За прошедшие годы ситуация кардинально изменилась.

Проверки на «детекторе», стали доступными для широкого круга потребителей – правоохранительных органов, руководителей коммерческих и банковских структур, представителей кадровых служб, частных охранных предприятий и просто граждан, желающих получить достоверную информацию.

Процесс формирования двигательного навыка. Принцип активности и его развитие Н.А. Бернштейном

Переходим к следующей важной теме, совершенно по-новому раскрытой Н. А. Бернштейном, — механизмам формирования навыка. Эта проблема очень важна для психологии, так как формирование навыков составляет, как вы уже знаете, основу всякого обучения.

Процесс формирования навыка описан у Бернштейна очень подробно. Он выделил много частных фаз — порядка семи, которые объединяются в более общие периоды. Для первого знакомства достаточно будет разобрать эти периоды.

Проблема психодинамического диагноза

Психодинамическая диагностика, в отличие от дискретно-описательного диагностического подхода, укоренившегося в отечественных медицинской и психологической традициях, представляет собой прежде всего диагностику структуры личности с точки зрения ее развития.

Подобный подход, обеспечивающий целостный и всесторонний анализ личности и ее психопатологии, определяет и специфику терапевтических методов.

Психологическая профилактика конфликтов в коллективе

Многие организационные конфликты легче предупредить, чем разрешить.

Поскольку центральными фигурами конфликтов в организации являются конкретные личности, то такая профилактика должна быть личностно-ориентированной.

Остановимся на некоторых особо значимых организационно-управленческих условиях, способствующих снижению конфликтности личности.

Четыре элемента процесса убеждения

Процесс убеждения складывается из следующих элементов: агент влияния (источник сообщения), само сообщение, условия, в которых передается сообщение (контекст), и реципиент, то есть тот индивид, которому предназначено сообщение.

Само сообщение, в зависимости от его содержания, от того, как оно сформулировано и в какой форме преподнесено, также может либо убеждать, либо внушать. Но может и не иметь вообще никакого эффекта.

Повышение уровня сознания. Насколько это важно?

Тема самосовершенствования и развития человеческих качеств, можно сказать, вечная, при этом мудрые люди часто повторяют, что самой важной задачей для каждого человека является развитие его собственного сознания.

Несмотря на очевидную важность темы, серьезных и качественных материалов, посвященных этому вопросу, не так уж и много, хотя периодически все же появляются интересные работы.

Внимание

Внимание — Психический процесс, обеспечивающий концентрацию сознания на тех или иных реальных или идеальных объектах.

Феномен внимания появился у животных в процессе эволюции как настороженность, бдительность, готовность к действию по первому сигналу, мобилизованность на восприятие этого сигнала в интересах действия, как временная заторможенность, которая служит для подготовки к действию.

Развитие внимания на протяжении эволюции тесно связано с развитием тонической рефлекторной иннервации. Тоническая иннервация обеспечивает способность быстро переходить в состояние активного покоя, необходимого для внимательного наблюдения за объектом (животное замирает, прислушиваясь или приглядываясь).

По мере развития человека разумного внимание начинает выражаться в заторможенности посторонней внешней деятельности и сосредоточенности на созерцании объекта, углубленности и собранности на предмете размышления.

Все познавательные (когнитивные) процессы, например восприятие или мышление, направлены на тот или иной объект, который в них отражается: мы воспринимаем что — то, думаем о чем — то, что — то себе представляем или воображаем. Внимание — это сквозной процесс, обеспечивающий переключение с одного такого объекта на другой.

Поэтому в каждом из изученных нами до сих пор процессов всегда имеется какое — то отношение личности к миру, субъекта к объекту, сознания к предмету.

Управляющим для внимания является отношение личности к миру, субъекта деятельности к самой деятельности и к объекту деятельности, сознания — к предметам, с помощью которых оно отражает и регулирует действительность.

Внимание, в отличие от других процессов, не имеет собственного содержания, оно проявляется внутри восприятия, мышления, представления, речи и других психических процессов.

Внимание как свойство субъекта деятельности — это в первую очередь динамическая характеристика протекания познавательной деятельности: оно выражает преимущественную связь психической деятельности с определенным объектом, на котором она как в фокусе сосредоточена. Внимание — это избирательная направленность на тот или иной объект и сосредоточенность на нем, углубленность в направленную на объект познавательную деятельность. Изменение отношения субъекта к объекту выражается во внимании — в изменении образа этого объекта, в его данности сознания: он становится более ясным и отчетливым, как бы более выпуклым. Изменения в процессе внимания выражаются в изменениях ясности и отчетливости содержания, на котором сосредоточена познавательная деятельность.

Поскольку внимание выражает взаимоотношение сознания или психической деятельности индивида и объекта, в нем наблюдается и известная двусторонность: с одной стороны, внимание направляется на объект, с другой — объект привлекает внимание.

Именно это обстоятельство и позволяет ввести понятия произвольного и непроизвольного внимания.

Причины повышенного внимания к объекту кроются не только в субъекте, но и в объекте, при определенных обстоятельствах — прежде всего в нем, в его свойствах и качествах. Точнее, они в объекте, взятом в его отношении к субъекту, и в субъекте, взятом в его отношении к объекту.

Внимание — это внутренняя деятельность под покровом внешнего покоя. Если выражением внимания, направленного на подвижный внешний объект, связанным с действием, является устремленный во вне взгляд, зорко следящий за объектом и перемещающийся вслед за ним, то при внимании, связанном с внутренней деятельностью, внешним выражением внимания служит неподвижный, устремленный в одну точку, не замечающий ничего постороннего взор человека.

Внимание — это динамическая связь сознания с объектом, более или менее тесная, цепкая; в действии, в деятельности она и крепится. Лишь совершая мысленно какую — нибудь деятельность, направленную на объект, можно поддержать сосредоточенность на нем своего внимания.

К.С. Станиславский писал: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же еще больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создает крепкую связь с объектом».

С. Л. Рубинштейн. Основы общей психологии. СПб., 1998.

Внимание — IResearchNet

Определение внимания

Внимание относится к широкому спектру явлений, включая возбуждение, бдительность, сознание и осознание. Однако в целом внимание определяется как процесс концентрации, такой как попытка вспомнить, понять или найти информацию, так и умственный ресурс с ограниченными возможностями. Внимание является избирательным в том смысле, что оно предполагает сосредоточение внимания на определенном стимуле, исключая другие.

Фокус внимания

Фокусом внимания может быть внешний раздражитель (например, телефон, другой человек или трафик) или внутреннее психическое событие (например, размышления о своем дне или попытка вспомнить имя или прошедшее событие). Стимулы, которые выделяются, то есть являются более заметными, как правило, привлекают внимание человека. Заметность стимула зависит от более широкого социального контекста. Необычные стимулы (например, женщина в группе мужчин), личностно значимые (например, слышать свое имя) или доминирующие в зрительном (например, стояние перед вами) или слуховом поле (например, громкий голос) как правило, более заметны.

Типы внимания

Процессы внимания различаются по степени автоматизации или управляемости. Процессы входного внимания, то есть процессы, связанные с передачей информации из окружающей среды в наши когнитивные системы, имеют тенденцию быть рефлексивными, быстрыми и автоматическими. К таким процессам относятся настороженность и возбуждение, ориентировочная реакция и сосредоточение внимания. Настороженность и возбуждение — самые основные процессы; они включают бодрствование и способность реагировать на информацию. Ориентировочная реакция — это рефлекторный поворот головы и глаз в сторону неожиданного раздражителя. Прожекторное внимание включает в себя мысленное переключение внимания (а не физическое перемещение головы и глаз), чтобы сфокусироваться на стимулах.

Контролируемое внимание включает преднамеренные, произвольные усилия по мышлению и выполнению задач. Во время процессов контролируемого внимания мы сознательно осознаем наши попытки обратить внимание на определенные стимулы. Таким образом, процессы контролируемого внимания медленнее, чем процессы автоматического внимания. Например, когда вы учитесь водить машину, вы должны уделять пристальное внимание каждому этапу процесса вождения. Процессы контролируемого внимания потребляют умственные ресурсы. Таким образом, трудно одновременно заниматься несколькими контролируемыми процессами, например, разговаривать по телефону во время обучения вождению автомобиля.

Автоматические процессы внимания происходят быстрее и с меньшими усилиями. Они часто непреднамеренны и требуют немного когнитивных ресурсов. Например, после обучения вождению автомобиля вы выполняете многие действия, необходимые для вождения, не осознавая каждое из них. Подобного рода автоматическое внимание может возникать, когда человек сталкивается с членом группы этнического меньшинства, и стереотип группы, кажется, автоматически приходит на ум. Другими словами, стереотип приходит в голову быстро, непреднамеренно и без усилий.

Социальные суждения и поведение обычно различаются по степени вовлечения в них контролируемого или автоматического внимания. Например, может показаться, что стереотип группы автоматически приходит на ум, когда человек сталкивается с членом группы. Однако стереотипы, по-видимому, приходят на ум только тогда, когда у человека достаточно умственных ресурсов, чтобы обратить на них внимание. Воспоминание о стереотипе группы может также привести к более сознательному и контролируемому обращению внимания на другую информацию об уместности стереотипа.

Причины и следствия автоматического и контролируемого внимания

При длительной практике многие психические процессы могут стать автоматическими. Например, набор текста, езда на велосипеде, вождение автомобиля и определение значения слов поначалу требуют внимания. Однако повторное воздействие или практика могут уменьшить количество внимания, необходимого для выполнения этих задач. В конечном счете, хорошо отработанные задачи могут стать автоматическими. То есть их можно выполнять с небольшим осознанием и с небольшим количеством когнитивных ресурсов или без них.

Способность думать и делать что-то автоматически кажется весьма желательной, потому что используется меньше когнитивных ресурсов, и, таким образом, люди могут уделять больше внимания другим стимулам. Однако автоматизм иногда может быть проблематичным. Автоматические процессы трудно разучить; таким образом, нежелательные психические процессы или поведенческие модели может быть трудно изменить. Например, предрассудки могут возникать относительно автоматически, потому что люди стали ассоциировать негативные характеристики с определенной этнической группой. Другое нежелательное последствие автоматизма состоит в том, что отсутствие сознательной обработки может привести к ошибкам. Например, люди могут управлять автомобилем, не обращая на них полного внимания, и поэтому не замечают красный свет.

Последствия внимания

Исследователи могут определить, в какой степени процессы социального суждения, такие как формирование стереотипов, являются автоматическими или контролируемыми, исследуя, нарушается ли этот процесс в результате повышенных требований к вниманию. Участников исследования могут попросить выполнить задачу социального суждения в условиях высокой когнитивной нагрузки, например, пытаясь запомнить длинный ряд чисел. Если процесс суждения нарушается (выносить суждение труднее) при повышении когнитивных требований, то процесс считается контролируемым. Если процесс социального суждения не нарушается, даже когда другие когнитивные потребности высоки, то этот процесс считается автоматическим. Например, стереотипы с меньшей вероятностью приходят в голову, когда когнитивные потребности высоки, что указывает на то, что стереотипы не приходят в голову полностью автоматически. Однако после того, как стереотипы приходят в голову, люди с высокой когнитивной нагрузкой с большей вероятностью будут их использовать, что указывает на то, что использование стереотипов является контролируемым процессом.

Ссылки:

  1. Ashcraft, MH (2002). Познание. Река Аппер-Сэдл, Нью-Джерси: Прентис-холл.
  2. Барг, Дж. А. (1982). Внимание и автоматизм в обработке релевантной для себя информации. Журнал личности и социальной психологии, 43, 425-436.
  3. Гилберт, Д. Т., и Хиксон, Дж. Г. (1991). Проблема мышления: активация и применение стереотипных убеждений. Журнал личности и социальной психологии, 60, 509-517.
  4. Кунда, З. (1999). Социальное познание: понимание людей. Кембридж: MIT Press.

Теории избирательного внимания. Простая психология

Нас постоянно бомбардирует бесконечное множество внутренних и внешних раздражителей, мыслей и эмоций. Учитывая такое изобилие доступных данных, просто удивительно, что мы хоть в чем-то разбираемся!

С разной степенью эффективности мы развили способность концентрироваться на том, что важно, и блокировать остальное.

Что такое избирательное внимание?

Избирательное внимание — это процесс направления нашего сознания на релевантные стимулы при игнорировании нерелевантных стимулов в окружающей среде.

Это важный процесс, так как существует предел того, сколько информации может быть обработано в данный момент времени, а избирательное внимание позволяет нам игнорировать незначительные детали и сосредоточиться на том, что важно.

Эта ограниченная способность концентрировать внимание была концептуализирована как узкое место, ограничивающее поток информации. Чем уже узкое место, тем ниже скорость потока.

Модели внимания Бродбента и Трейсмана являются моделями узкого места, потому что они предсказывают, что мы не можем сознательно обращать внимание на все наши сенсорные входы одновременно.

Модель фильтра Бродбента

Бродбент (1958) предположил, что физические характеристики сообщений используются для выбора одного сообщения для дальнейшей обработки, а все остальные теряются сенсорный буфер.

Затем один из входных данных выбирается на основе его физических характеристик для дальнейшей обработки путем прохождения через фильтр.

Поскольку наши возможности обработки информации ограничены, этот фильтр предназначен для предотвращения перегрузки системы обработки информации.

Входные данные, изначально не отобранные фильтром, недолго остаются в памяти сенсорного буфера, и если они не обрабатываются, они быстро затухают. Бродбент предположил, что фильтр отклонил оставленное без присмотра сообщение на ранней стадии обработки.

По словам Бродбента, смысл любого из сообщений вообще не учитывается фильтром. Вся семантическая обработка выполняется после того, как фильтр выбрал сообщение, на которое следует обратить внимание. Таким образом, любое сообщение (сообщения), ограниченное узким местом (т. Е. Неизбирательное), не понимается.

Бродбент хотел посмотреть, как люди могут сосредоточить свое внимание (выборочно посещать), и сделать это; он намеренно перегружал их раздражителями.

Один из способов, которым Бродбент добился этого, заключался в одновременной отправке одного сообщения на правое ухо человека и другого сообщения на его левое ухо.

Это называется экспериментом с разделенным диапазоном (также известным как задача дихотического прослушивания).

Задание на дихотическое прослушивание

Задание на дихотическое прослушивание включает одновременную отправку одного сообщения (трехзначного числа) на правое ухо человека и другого сообщения (другого трехзначного числа) на левое ухо.

Участников попросили прослушать оба сообщения одновременно и повторить то, что они услышали. Это известно как «дихотическое задание на слушание».

Бродбент интересовался, как это будет повторяться. Будет ли участник повторять цифры в том порядке, в котором они были услышаны (порядок предъявления), или повторять то, что было слышно одним ухом, а затем другим ухом (ухо за ухом).

Он обнаружил, что люди делают меньше ошибок, повторяя наизусть, и обычно повторяют так.

Оценка модели Бродбента

1. Дихотические эксперименты Бродбента по слушанию подверглись критике, потому что:

  • Во всех ранних исследованиях участвовали люди, которые не были знакомы с слежкой и поэтому считали ее очень сложной и требовательной. Айзенк и Кин (1990) утверждают, что неспособность наивных участников успешно вести слежку связана с их незнанием задачи слежки, а не с неспособностью системы внимания.
  • Участники сообщили после того, как все сообщение было проиграно — возможно, оставленное без присмотра сообщение было тщательно проанализировано, но участники забыли.
  • Анализ оставленного без присмотра сообщения может происходить ниже уровня осознания. Например, исследование Von Wright et al. (1975) указали на анализ оставленного без присмотра сообщения в задаче теневого копирования. Слово сначала было представлено участникам с легким электрическим током. Когда то же слово позже было представлено в автоматическом канале, участники зарегистрировали увеличение КГР (что свидетельствует об эмоциональном возбуждении и анализе слова в автоматическом канале).
  • Более поздние исследования показали, что вышеперечисленные пункты важны: например, мурена (1959) изучали эффекты практики. Наивные испытуемые могли обнаружить только 8% цифр, появляющихся либо в затененном, либо в незатененном сообщении; Мурена (опытный «шоулер») обнаружила 67%.

2. Теория Бродбента предсказывает, что услышать свое имя, когда вы невнимательны, должно быть невозможно, потому что сообщения, оставленные без присмотра, отфильтровываются до того, как вы обработаете их значение. Таким образом, модель не может объяснить «феномен вечеринки с коктейлем».

3 . Другие исследователи продемонстрировали «эффект вечеринки с коктейлем

» (Cherry, 1953) в экспериментальных условиях и обнаружили случаи, когда информация, слышимая в оставленном без присмотра ухе, «прорывалась», чтобы мешать информации, на которую участники обращают внимание другим ухом.

Это означает, что некоторый анализ значения стимулов должен был произойти до выбора каналов. В модели Бродбента фильтр основан исключительно на сенсорном анализе физических характеристик раздражителей.

Модель затухания Трейсмана

Трейсман (1964) согласен с теорией Бродбента о раннем фильтре узких мест. Однако разница в том, что фильтр Трейсмана ослабляет, а не устраняет оставленный без присмотра материал.

Затухание похоже на уменьшение громкости: если у вас есть четыре источника звука в одной комнате (телевидение, радио, разговоры людей, плач ребенка), вы можете уменьшить или приглушить 3, чтобы включить четвертый.

Это означает, что люди все еще могут понимать смысл прослушанных сообщений.

В своих экспериментах Трейсман продемонстрировала, что участники по-прежнему могут идентифицировать содержание сообщения, оставленного без присмотра, что указывает на то, что они могут обрабатывать значение как сообщений, оставленных без присмотра, так и сообщений, оставленных без присмотра.

Трейсман выполнял задания на дихотическое прослушивание, используя метод речевого затенения. Как правило, в этом методе участников просят одновременно повторять вслух речь, воспроизводимую в одно ухо (называемую обслуживаемым ухом), в то время как другое сообщение произносится в другое ухо.

Например, участников попросили затенить «Я видел, как девочка перепрыгнула через мебель» и проигнорировать «мне эту зеленую птичку, прыгнувшую за плату», сообщили, услышав «Я видел, как девочка перепрыгнула».

Очевидно, что оставленное без присмотра сообщение обрабатывалось для определения смысла, и модель фильтра Бродбента, в которой фильтр был извлечен только на основе физических характеристик, не могла объяснить эти выводы. Имеющиеся данные свидетельствуют о том, что модель фильтра Бродбента неадекватна и не позволяет принимать во внимание значение.

Оценка модели Трейсмана

1. Модель Трейсмана преодолевает некоторые проблемы, связанные с моделью фильтра Бродбента, например, модель затухания может учитывать «синдром вечеринки с коктейлями».

2. Модель Трейсмана не объясняет, как именно работает семантический анализ.

3. Характер процесса затухания никогда точно не определялся.

4. Проблема всех дихотических экспериментов по прослушиванию заключается в том, что вы никогда не можете быть уверены, что участники фактически не переключили внимание на так называемый автоматический канал.

Ссылки

Бродбент, Д. (1958). Восприятие и общение. Лондон: Pergamon Press.

Черри, EC (1953). Некоторые эксперименты по распознаванию речи одним и двумя ушами. Журнал Акустического общества Америки , 25, 975–979.

Айзенк, М. В. и Кин, М. Т. (1990). Когнитивная психология: пособие для студентов . Хоув: Lawrence Erlbaum Associates Ltd.

Moray, NP (1959). Внимание при дихотическом слушании: аффективные сигналы и влияние инструкций. Ежеквартальный журнал экспериментальной психологии , 11, 56–60.

Treisman, A., 1964. Избирательное внимание у человека. Британский медицинский бюллетень , 20, 12-16.

Фон Райт, Дж. М., Андерсон, К., и Стенман, У. (1975).

Добавить комментарий