Тест «Автопортрет» — Психологу — Тесты
Методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Интерпретация результатов данного теста
Признак | Критерии признака |
1 – самооценка (расположение рисунка на листе) | 1.1 в центре – адекватная 1.2 в верхней части листа – завышенная 1.3 в нижней части листа – пониженная |
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова) | 2. 1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность 2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность |
3 – контроль над телесными влечениями (шея) | 3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям 3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля |
4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище) | 4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений 4. 2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений 4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений |
5 – чувствительность к критике, общественному мнению | 5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику 5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике |
6 – тревожность | 6.1 сильный нажим 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу |
7 – страхи | 7. 1 интенсивная штриховка 7.2 обведение контура 7.3 затушеванные зрачки |
8 – агрессивность | 8.1 сильный нажим 8.2 жирный контур рисунка 8.3 ноги расставлены 8.4 видны зубы (вербальная агрессия) 8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность) 8.6 подбородок увеличен и акцентирован 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита) 8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости 8.9 оружие |
9 – выраженная защита | 9.1 улыбка 9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость) |
10 – эгоизм, нарциссизм | 10. 1 пишет свое имя 10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе) |
11 – депрессия | 11.1 рисунок в нижней части листа 11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур |
12 – зависимость (в том числе и от матери) | 12.1 крупный (красный) рот 12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины |
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм | 13. 1 глаза без зрачков 13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда |
14 – демонстративность | 14.1 длинные ресницы 14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная 14.5 макияж и украшения |
Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. – М.: Изд. «Дидакт», 1991. – С. С. 145-163.
Полезно для диагностики самооценки вместе с другими методиками одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.
Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:
— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;
— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;
— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;
— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;
— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.;
— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;
— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.
Интерпретация I.Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.
Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интеллектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.
Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.
Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к критике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.
Рот.Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.
Руки.Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффективность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозное и чувство неадекватности.
Ноги.Длинные ноги означают потребность в независимости. Крупные ступни подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.
ИнтерпретацияII (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.
Цель методики,выявление ивдивидуально-типологических особенностей человека.
Материал,карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.
Инструкция: «Нарисуй свой портрет».
При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.
1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.
2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.
3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.
4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.
5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.
По-видимому, к такого рода изображению склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.
6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.
7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.
8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.
Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.
Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количественные показатели изображения.
Обработка результатов теста«Автопортрет»
Выделенный показатель:
Изображение в виде одного лица
» — в виде бюста
» — в полный рост
» — профиля
» — анфас
Схематическое изображение
Реалистическое изображение
Метаморфозное изображение
Автопортрет в интерьере
Более одного изображения — 2, 3 и т д.
Автопортрет на фоне пейзажа
» — в декоративной рамке
» — в эмоциональном состоянии
» — в виде литературного персонажа
» — выполненный в виде движущегося изображения
» — с предметом в руках
Размер изображения в кв. см.
Высота изображения
Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.
Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3
Наличие штриховки 1,2, 3.
Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3
Степень прорисовки лица
-наличие глаз
-наличие носа
-наличие рта
-наличие бровей
-наличие ресниц1
Методика «Автопортрет»
(диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности: самооценки, актуального состояния, невротических состояний, страхов, агрессивных состояний детей 5 – 18 лет)
Рисуночный тест «Автопортрет» | Тест (старшая группа) по теме:
Методика «Автопортрет»
Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).
Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).
По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.
В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.
Интерпретация результатов данного теста
Признак | Критерии признака |
1 – самооценка (расположение рисунка на листе) | 1.1 в центре – адекватная 1.2 в верхней части листа – завышенная 1.3 в нижней части листа – пониженная |
2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова) | 2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность 2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания 2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность |
3 – контроль над телесными влечениями (шея) | 3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями 3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле 3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям 3. 4 отсутствие шеи – отсутствие контроля |
4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище) | 4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений 4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений 4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями 4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений |
5 – чувствительность к критике, общественному мнению | 5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику 5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике |
6 – тревожность | 6.1 сильный нажим 6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность) 6.3 перерисовка и стирание 6.4 заштрихованные волосы (беспокойство) 6.5 руки прижаты к телу |
7 – страхи | 7.1 интенсивная штриховка 7. 2 обведение контура 7.3 затушеванные зрачки |
8 – агрессивность | 8.1 сильный нажим 8.2 жирный контур рисунка 8.3 ноги расставлены 8.4 видны зубы (вербальная агрессия) 8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность) 8.6 подбородок увеличен и акцентирован 8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита) 8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости 8.9 оружие |
9 – выраженная защита | 9.1 улыбка 9.2 руки за спиной или в карманах 9.3 человек изображен в профиль (замкнутость) |
10 – эгоизм, нарциссизм | 10.1 пишет свое имя 10.2 крупный рисунок 10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе) |
11 – депрессия | 11.1 рисунок в нижней части листа 11.2 слабый нажим и контур 11.3 скованная, статичная поза 11.4 эскизный контур |
12 – зависимость (в том числе и от матери) | 12. 1 крупный (красный) рот 12.2 пуговицы по центральной оси 12.3 маленькие ступни и ладони 12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины 12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины |
13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм | 13.1 глаза без зрачков 13.2 опускание шеи 13.3 детские черты лица 13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда |
14 – демонстративность | 14.1 длинные ресницы 14.2 волосам уделено много внимания 14.3 выделенные крупные губы 14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная 14.5 макияж и украшения |
Оценка личности | Определение, типы, важность, использование и факты
- Ключевые люди:
- Джун Этта Дауни Генри Мюррей
- Похожие темы:
- френология Эффект Барнума проективный тест нормативное измерение графология
Просмотреть весь связанный контент →
оценка личности , измерение личных характеристик. Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для развития психологической теории и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например, при выборе наиболее перспективных людей из группы кандидатов на работу). Подход, принятый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой изменчивости в поведении одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.
Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько признаков присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей, а также отдельных лиц. Различаются ли группы людей из разных культурных и экономических слоев, если рассматривать их в свете их конкретных личностных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?
Открытое поведение является отражением взаимодействия широкого круга основных факторов, включая физическое состояние человека и влияние прошлого личного опыта этого человека. Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы правильно оценить сложное человеческое поведение, возникающее в условиях постоянно меняющегося набора проблем, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни. Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования множества концепций для определения черт и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, множество способов мышления, восприятия, обучения и эмоций у людей. Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструктами — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения.
Личность интерактивна в двух смыслах. Как указывалось выше, личностные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия лежащих в их основе психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно застенчивы и стремятся к социальному успеху. Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, что его оценивают, может демонстрировать слабые результаты в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционировать в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. Макияж личности может быть как преимуществом, так и недостатком в зависимости от ситуации.
Попытки измерить личностные конструкты исходят из множества источников. Часто они вырастают из теорий личности; тревога и вытеснение (забвение неприятных переживаний), например, входят в число центральных понятий теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, например, для количественной оценки степени тревожности и использования полученных таким образом баллов для оценки и предсказания будущего поведения. Среди основных вопросов в изучении измерения личности является вопрос о том, какие из многих личностных конструктов, которые были определены количественно, являются базовыми или фундаментальными, и какие можно ожидать, что их измерение потребует напрасных усилий, поскольку они представляют собой плохо определенные комбинации более элементарных конструктов.
Усилия по измерению любого данного личностного конструкта могут потерпеть неудачу из-за неадекватности формулировки или определения измеряемой черты и недостатков используемых методов оценки. Исследователь может захотеть количественно определить степень подчинения индивидуумов в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории подчинения, которую он применит к проблеме; на фактических процедурах, которые он выбирает или разрабатывает для измерения покорности; и на адекватность исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры. Каждая из этих задач должна быть тщательно рассмотрена при оценке усилий по измерению личностных качеств.
Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.
Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, различающихся по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за человеческим поведением, если они должны иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в их основе предположений, валидности и надежности (в данном случае согласованности).
Техники модерации | The Marketech Group
Проективные подходы, адаптированные из клинической психологии, чрезвычайно эффективны в исследованиях, где мы знаем, что участнику будет трудно или неохотно раскрыть свое поведение, мотивацию или восприятие. Эта неспособность может быть связана с отсутствием доверия, табу, окружением, не способствующим обмену, неприемлемыми в обществе темами и т. д. Проективные подходы обходят эти препятствия, предлагая каждому участнику спроецировать себя в другого человека или в объект.
. Хотя участник думает, что он/она выражает мнение воображаемого человека, на самом деле он/она делится своими собственными мнениями и убеждениями.Для получения эффективных и точных результатов необходимо очень хорошо владеть этими методами. Часто полезно сочетание проективных и декларативных методов.
Мокапы и ролевые игры
Проекция, которая происходит во время симуляции и ролевой игры, четко показывает, как участник видит позиционирование, аргументацию продукта и т. д. Этот метод позиционирует участника в ситуация, очень приближенная к реальности: реконструкция консультаций или демонстрация того, как пользоваться устройством. Реакции и отношения, выраженные в этих ролевых играх, сохраняют спонтанность, которая несколько теряется при декларативном подходе, поскольку участники склонны интеллектуализировать свои ответы.
Помню сложную сессию, когда у участника с самого начала было очень негативное отношение к лекарству, которое мы ему знакомили. Он категорически отверг сильные стороны продукта. Сессия пережила важный поворотный момент с того момента, как мы попросили его сыграть роль медицинского торгового представителя, пришедшего, чтобы представить продукт одному из своих коллег. Его отношение радикально изменилось, и он продолжал говорить об активах, которые мы ему ранее подарили.Жюльен Реньяр
Старший консультант и партнер — The MarkeTech Group (TMTG)
Ассоциации и аналогии
Эти подходы предназначены для того, чтобы не спрашивать участников напрямую, что они думают о продукте, а скорее спрашивать их, что они думают о продукте. им создавать ассоциации. В основе этой техники лежит игра «Китайский портрет». Участник произносит пришедшие ему в голову слова или фразы, относящиеся к предмету исследования.
Список покупок или воображаемый доктор
Этот метод основан на исследовании списка покупок Хейра, разработанном в 1950 году на тему растворимого кофе. Потребители должны были описать профили покупателей, соответствующие нескольким разным спискам покупок. Таким образом, потребители говорят не о том, что они думают о продукте, а о том, что они думают о человеке, который его покупает.
Чтобы адаптироваться к отрасли здравоохранения, мы в TMTG разработали методологию воображаемого врача на основе списка покупок Хейра. От респондента требуется подробно описать того, кто выписал данное лекарство, и причины выбора на основании выданного рецепта (в сравнении со списком покупок).
Этот высокоуровневый подход позволяет нам определить самые сокровенные убеждения врача относительно терапевтического подхода.
Мы разработали особый подход к воображаемому списку покупок для безрецептурных рынков и аптечного сектора.
Подход «Крестный отец»
Этот подход связывает двух людей, у которых есть общие точки соприкосновения и которые лично заинтересованы в обмене друг с другом. Роль модератора заключается в создании условий, которые побуждают их к максимально свободному обмену без вмешательства модератора.
Вариант этого подхода заключается в добровольном объединении двух подгрупп населения с противоположными взглядами на предмет. Это известно как боевая группа. Цель состоит в том, чтобы генерировать мнения, начиная с конкретного предмета разногласий (например, терапевтический подход).
Такой метод подчеркивает образ мышления каждого респондента. Их мотивация становится более ясной, когда она представлена для защиты своей точки зрения.
Подход «крестный отец» необходимо хорошо освоить, чтобы обеспечить его точное использование. Например, некоторые темы слишком деликатны, чтобы обсуждать их с пациентами.