Проективная методика автопортрет: 2.3.4. Проективная методика «Автопортрет»

Тест «Автопортрет» — Психологу — Тесты

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация результатов данного теста

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2. 1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3.4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4. 2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7. 1 интенсивная штриховка

7.2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8 – агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10. 1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость

(в том числе и от матери)

12.1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13. 1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

Романова Е.С., Потемкина О.Ф. Графические методы по психологической диагностике. – М.: Изд. «Дидакт», 1991. – С. С. 145-163.

Полезно для диагностики самооценки вместе с другими методиками одновременно использовать тест «Автопортрет». По определению, автопортрет — это изображение-человека, созданное им самим. Для психодиагностики важно, в какой мере автопортрет как изображение его создателя исчерпывает свою модель и ограничивается ею, а также по каким типологическим признакам можно его различать.

Автопортрет имеет несколько линий развития, равно как и вершины его художественного воплощения. Обобщая разнообразие форм автопортретов в живописи, можно выделить следующие:

— изображение лица как центрального; очень часто это графическое изображение;

— изображение портрета в интерьере, дополняющем и оттеняющем портрет;

— изображение одновременно нескольких автопортретов, различающихся по возрасту, характеризующих различные возрастные этапы жизненного пути;

— автопортрет-метафора — становится распространенным в последнее время, являясь ареной для всякого рода психологических экспериментов, рассчитанных на самое изощренное воображение зрителя: Например, изображение молодой женщины в подчеркнуто экстравагантном модном костюме, балансирующей на подвешенном в воздухе канате;

— сюжетный автопортрет, выполненный в обычной, вполне реальной ситуации, т.е. в кругу близких друзей, где автор беседует, ест, пьет, прогуливается и т. д.;

— исключительная ситуация, но вполне реальная, при которой изображается участие в каком-либо важном событии, происходящем в действительности;

— изображение вымышленной, фантастической ситуации, в которой автор никогда не был, и все это происходило без него.

Интерпретация I.Тест «Автопортрет» адаптирован Р.Бернсом (США, Институт человеческого развития, г. Сиэтл. 1972), который предлагал нарисовать себя одного или с членами семьи, коллегами по работе. «Вы можете прийти домой, закричать или заплакать, — пишет Р.Бернс, — но вы не можете это сделать на работе. Все это отразится в вашем рисунке». Р.Бернс трактует элементы, которые могут быть обнаружены в автопортрете следующим образом.

Голова.Рисунок большой головы обычно предполагает большие интеллектуальные претензии или недовольство своим интел­лектом. Рисунок маленькой головы обычно отражает чувство интеллектуальной или социальной неадекватности.

Глаза.Большие глаза на рисунке предполагают подозрительность, а также проявление озабоченности и гиперчувствительности по отношению к общественному мнению. Маленькие или закрытые глаза обычно предполагают самопоглощенность и тенденцию к интроверсии.

Уши и нос. Большие уши предполагают чувствительность к кри­тике. Акцент, смещенный на нос, предполагает наличие сексуальных проблем. Выделенные ноздри свидетельствуют о склонности к агрессии.

Рот.Выделенный рот предполагает примитивные оральные тенденции или возможную затрудненность с речью. Отсутствие рта означает либо депрессию, либо вялость в общении.

Руки.Символизируют контакт личности с окружающим миром, скованные руки предполагают жесткую, обязательную, замкнутую личность. Вяло опущенные руки предполагают неэффек­тивность. Хрупкие, слабые руки предполагают физическую или психологическую слабость. Длинные, сильные руки предполагают амбициозность и сильную вовлеченность в события внешнего мира. Очень короткие руки предполагают отсутствие амбициозное и чувство неадекватности.

Ноги.Длинные ноги означают потребность в независимости. Крупные ступни подразумевают потребность в безопасности. Рисунок без ног означает нестабильность и отсутствие основы. Дезертиры, например, часто рисуют людей без ног.

ИнтерпретацияII (интегративно-оценочная). Нашей задачей стала разработка теста «Автопортрет» для выявления индивидуально-типологических особенностей человека, его представлений о себе; своей внешности, личности и отношения к ней.

Цель методики,выявление ивдивидуально-типологических особенностей человека.

Материал,карандаш или ручка, лист бумаги размером 10х15 см.

Инструкция: «Нарисуй свой портрет».

При анализе рисунков выделяются признаки изображения, на основе которых все рисунки можно объединить следующим образом.

1. Эстетическое изображение — выполняется лицами, имеющими художественные способности. По графическим тестам и по тесту «Автопортрет», в частности, всегда можно различить лиц, обладающих «рукой художника». Легкость, гибкость линий, выразительность черт, лаконичность образа отличают рисунки этих людей.

2. Схематическое изображение — в виде лица, схемы тела, бюста, нарисованных в профиль и анфас; чаще к такому типу изображения тяготеют лица интеллектуального склада (мыслители, по И. П. Павлову), для которых важно получить наиболее общие представления о явлении; частности и детали их интересуют по мере надобности. По-видимому, это изображение соответствует синтетическому когнитивному стилю с тенденцией к обобщению.

3. Реалистическое изображение — выполненное с более тщательными подробностями, т.е. прорисовкой лица, волос, ушей, шеи, одежды. Обычно так рисуют люди, отличающиеся большой педантичностью, склонные к детализации, аналитичному когнитивному стилю.

4. Метафорическое изображение — человек изображает себя в виде какого-либо предмета, например, чайника или химической пробирки, спортивного снаряда, животного, растения, литературного персонажа и т.д. Такое изображение выполняют лица художественного склада, обладающие развитой фантазией воображения, творческими способностями и, разумеется, известной долей чувства юмора.

5. «Автопортрет в интерьере» — изображение человека в окружении каких-либо предметов, на фоне пейзажа, комнаты и т.д.

По-видимому, к такого рода изображению склонны лица обладающие способностью к сюжетному описанию, а также направленностью на внешнее предметное окружение.

6. Эмоциональный автопортрет — человек отразил себя в каком-либо эмоциональном состоянии, часто является шаржем или напоминает его. По-видимому, лица, обладающие более высокой эмоциональностью, рефлексирующие собственное состояние, склонны к такого рода рисунку. Причем переживаемая эмоция может быть часто противоположна той, которая изображается. Например, грустный человек часто рисует улыбающееся лицо и т.п.

7. Изображение позы или движения — человек изображает себя в период совершения какого-либо действия. Возможно, такой тип изображения свойственен лицам с выразительными движениями, увлеченностью спортом, танцами и т.п.

8. Изображение автопортрета со спины — вместо лица рисуется затылок; обычно такое изображение свойственно людям, обладающим противоречивостью в отношении к инструкции, например, экспериментатору и т.д., либо при нежелании рисовать лицо и другие изображения.

Выделенные группы рисунков позволяют выполнить первый этап обработки материала. Способы обработки данного теста могут быть самые различные — от поверхностного соотнесения с тем или иным типом изображения до сложных и точных измерений и сопоставления с фотографией.

Для обработки этого теста нами разработана специальная схема, которая позволяет выявить как качественные, так и количе­ственные показатели изображения.

Обработка результатов теста«Автопортрет»

Выделенный показатель:

  1. Изображение в виде одного лица

  2. » — в виде бюста

  3. » — в полный рост

  4. » — профиля

  5. » — анфас

  6. Схематическое изображение

  7. Реалистическое изображение

  8. Метаморфозное изображение

  9. Автопортрет в интерьере

  10. Более одного изображения — 2, 3 и т д.

  11. Автопортрет на фоне пейзажа

  12. » — в декоративной рамке

  13. » — в эмоциональном состоянии

  14. » — в виде литературного персонажа

  15. » — выполненный в виде движущегося изображения

  16. » — с предметом в руках

  17. Размер изображения в кв. см.

  18. Высота изображения

  19. Степень сходства изображения с оригиналом по шкале 1, 2, 3.

  20. Степень нажима, толщины линий 1, 2, 3

  21. Наличие штриховки 1,2, 3.

  22. Эмоциональная выразительность изображения 1, 2, 3

  23. Степень прорисовки лица

  24. -наличие глаз

  25. -наличие носа

  26. -наличие рта

  27. -наличие бровей

  28. -наличие ресниц1

Методика «Автопортрет»

(диагностика бессознательных эмоциональных компонентов личности: самооценки, актуального состояния, невротических состояний, страхов, агрессивных состояний детей 5 – 18 лет)

Рисуночный тест «Автопортрет» | Тест (старшая группа) по теме:

Методика «Автопортрет»

Проективный рисуночный тест «Автопортрет» применяется в целях диагностики бессознательных эмоциональных компонентов личности  (самооценка, актуальное состояние, невротические реакции тревожности, страха, агрессивности).

Проективные рисуночные тесты человека первоначально использовались для диагностики уровня интеллектуального развития детей и подростков (F. Goodenough, 1926), далее возможности данной методики были расширены для интерпретации специфических личностных особенностей человека, его социальных взаимодействий и адаптации (K. Machover, 1949).

По определению автопортрет – это изображение человека, созданное им самим. Изображая себя, человек воссоздает основные черты собственных телесных нужд и внутренних конфликтов. Богатая проекция личностной динамики, проявляющаяся в рисунке, открывает для метода возможность анализа достоинств и конструктивных потенций, равно как и анализа нарушений.

В процессе интерпретации «схемы тела» можно судить, полностью ли соответствует полученная графическая продукция физическим и  психологическим переживаниям человека, какие органы тела несут определенный смысл, каким образом соматически закреплены и обозначены желания человека, его конфликты, компенсации и социальные установки.

Интерпретация  результатов  данного  теста

 

Признак

Критерии признака

1 – самооценка (расположение рисунка на листе)

1.1 в центре – адекватная

1.2 в верхней части листа – завышенная

1.3 в нижней части листа – пониженная

2 – интеллектуальная и социальная адекватность (голова)

2.1 пропорциональная, нормальная по размеру голова – интеллектуальная и социальная адекватность

2.2 большая голова – высокие интеллектуальные и социальные притязания

2.3 маленькая голова – интеллектуальная и социальная неадекватность

3 – контроль над телесными влечениями (шея)

3.1 нормальная шея – адекватный (сбалансированный) контроль над телесными влечениями

3.2 длинная шея – потребность в защитном контроле

3.3 короткая шея – поведение больше направляется побуждениями, нежели интеллектом; уступки слабостям

3. 4 отсутствие шеи – отсутствие контроля

4 – местонахождение базовых потребностей и влечений (туловище)

4.1 нормальное, пропорциональное туловище – равновесие потребностей и влечений

4.2 маленькое туловище — отрицание потребностей и влечений

4.3 большое, крупное туловище – неудовлетворенность осознаваемыми влечениями

4.4 отсутствие туловища – потеря схемы тела, отрицание телесных влечений

5 – чувствительность к критике, общественному мнению

5.1 большие уши – повышенная чувствительность к критике, реактивность на критику

5.2 большие глаза – повышенная чувствительность к критике

6 – тревожность

6.1 сильный нажим

6.2 помещение рисунка в левой части листа (интравертированность)

6.3 перерисовка и стирание

6.4 заштрихованные волосы (беспокойство)

6.5 руки прижаты к телу

7 – страхи

7.1 интенсивная штриховка

7. 2 обведение контура

7.3 затушеванные зрачки

8 – агрессивность

8.1 сильный нажим

8.2 жирный контур рисунка

8.3 ноги расставлены

8.4 видны зубы (вербальная агрессия)

8.5 выделены «уши-ноздри-рот» (выраженная агрессивность)

8.6 подбородок увеличен и акцентирован

8.7 ноздри выделены (примитивная агрессия — самозащита)

8.8 руки большие, подчеркнутые – компенсация слабости

8.9 оружие

9 – выраженная защита

9.1 улыбка

9.2 руки за спиной или в карманах

9.3 человек изображен в профиль (замкнутость)

10 – эгоизм, нарциссизм

10.1 пишет свое имя

10.2 крупный рисунок

10.3 глаза без зрачков; полуприкрытые глаза (сосредоточенность на себе)

11 – депрессия

11.1 рисунок в нижней части листа

11.2 слабый нажим и контур

11.3 скованная, статичная поза

11.4 эскизный контур

12 – зависимость

(в том числе и от матери)

12. 1 крупный (красный) рот

12.2 пуговицы по центральной оси

12.3 маленькие ступни и ладони

12.4 наличие карманов (зависимость от матери) и у мужчины, и у женщины

12.5 груди подчеркнуты (зависимость от матери) у мужчины  

13 – эмоциональная незрелость, инфантилизм

13.1 глаза без зрачков

13.2 опускание шеи

13.3 детские черты лица

13.4 пальцы как листочки или гроздья винограда

14 – демонстративность

14.1 длинные ресницы

14.2 волосам уделено много внимания

14.3 выделенные крупные губы

14.4 одежда, тщательно прорисованная, украшенная

14.5 макияж и украшения

Оценка личности | Определение, типы, важность, использование и факты

Ключевые люди:
Джун Этта Дауни Генри Мюррей
Похожие темы:
френология Эффект Барнума проективный тест нормативное измерение графология

Просмотреть весь связанный контент →

оценка личности , измерение личных характеристик. Оценка является конечным результатом сбора информации, предназначенной для развития психологической теории и исследований и повышения вероятности принятия мудрых решений в прикладных условиях (например, при выборе наиболее перспективных людей из группы кандидатов на работу). Подход, принятый специалистом по оценке личности, основан на предположении, что большая часть наблюдаемой изменчивости в поведении одного человека по отношению к другому является результатом различий в степени, в которой люди обладают определенными лежащими в основе личностными характеристиками (чертами). Специалист по оценке стремится определить эти черты, объективно измерить их и связать с социально значимыми аспектами поведения.

Отличительной чертой научного подхода к измерению личности является стремление по возможности описать человеческие характеристики в количественном выражении. Какая черта проявляется в человеке? Сколько признаков присутствует? Количественное измерение личности особенно полезно при сравнении групп людей, а также отдельных лиц. Различаются ли группы людей из разных культурных и экономических слоев, если рассматривать их в свете их конкретных личностных качеств или черт? Насколько велики групповые различия?

Открытое поведение является отражением взаимодействия широкого круга основных факторов, включая физическое состояние человека и влияние прошлого личного опыта этого человека. Следовательно, узконаправленный подход недостаточен для того, чтобы правильно оценить сложное человеческое поведение, возникающее в условиях постоянно меняющегося набора проблем, удовольствий, требований и стрессов повседневной жизни. Сложное измерение человеческой личности неизбежно зависит от использования множества концепций для определения черт и влечет за собой применение различных методов наблюдения и оценки. Теоретики и исследователи личности стремятся определить и понять разнообразие человеческих черт, множество способов мышления, восприятия, обучения и эмоций у людей. Такие нематериальные человеческие измерения, типы и атрибуты являются конструктами — в данном случае выводами, сделанными на основе наблюдаемого поведения.

Широко изучаемые конструкты личности включают тревогу, враждебность, эмоциональность, мотивацию и интроверсию-экстраверсию. Тревога, например, является понятием или конструктом, выводимым у людей из того, что они говорят, их мимики и движений тела.

Личность интерактивна в двух смыслах. Как указывалось выше, личностные характеристики можно рассматривать как продукты взаимодействия лежащих в их основе психологических факторов; например, человек может испытывать напряжение, потому что он или она одновременно застенчивы и стремятся к социальному успеху. Эти продукты, в свою очередь, взаимодействуют с типами ситуаций, с которыми люди сталкиваются в своей повседневной жизни. Человек, который беспокоится о том, что его оценивают, может демонстрировать слабые результаты в оценочных ситуациях (например, при сдаче тестов), но хорошо функционировать в других ситуациях, в которых оценочный акцент отсутствует. Макияж личности может быть как преимуществом, так и недостатком в зависимости от ситуации.

Например, некоторые люди подходят к оценочным ситуациям со страхом и предчувствием, в то время как другие, кажется, мотивированы в желаемом направлении конкурентным давлением, связанным с производительностью.

Попытки измерить личностные конструкты исходят из множества источников. Часто они вырастают из теорий личности; тревога и вытеснение (забвение неприятных переживаний), например, входят в число центральных понятий теории психоанализа. Понятно, что будут предприняты усилия, например, для количественной оценки степени тревожности и использования полученных таким образом баллов для оценки и предсказания будущего поведения. Среди основных вопросов в изучении измерения личности является вопрос о том, какие из многих личностных конструктов, которые были определены количественно, являются базовыми или фундаментальными, и какие можно ожидать, что их измерение потребует напрасных усилий, поскольку они представляют собой плохо определенные комбинации более элементарных конструктов.

; какие методы измерения наиболее эффективны и удобны для целей оценки; и лучше ли опросить людей в измерении личности, или попросить их сказать, например, что им напоминает чернильное пятно или облако в небе.

Усилия по измерению любого данного личностного конструкта могут потерпеть неудачу из-за неадекватности формулировки или определения измеряемой черты и недостатков используемых методов оценки. Исследователь может захотеть количественно определить степень подчинения индивидуумов в социальных и конкурентных ситуациях. Его эффективность будет зависеть от конкретной теории подчинения, которую он применит к проблеме; на фактических процедурах, которые он выбирает или разрабатывает для измерения покорности; и на адекватность исследования, которое он проводит, чтобы продемонстрировать полезность меры. Каждая из этих задач должна быть тщательно рассмотрена при оценке усилий по измерению личностных качеств.

Оформите подписку Britannica Premium и получите доступ к эксклюзивному контенту.

Подпишитесь сейчас

Методы, используемые для описания и измерения личности, делятся на несколько категорий, различающихся по типу собираемой информации и методам ее получения. Хотя все должны полагаться на данные, полученные в результате прямых наблюдений за человеческим поведением, если они должны иметь хотя бы видимость научной ценности, все они могут различаться в отношении лежащих в их основе предположений, валидности и надежности (в данном случае согласованности).

Техники модерации | The Marketech Group

 
Проективные подходы, адаптированные из клинической психологии, чрезвычайно эффективны в исследованиях, где мы знаем, что участнику будет трудно или неохотно раскрыть свое поведение, мотивацию или восприятие. Эта неспособность может быть связана с отсутствием доверия, табу, окружением, не способствующим обмену, неприемлемыми в обществе темами и т. д. Проективные подходы обходят эти препятствия, предлагая каждому участнику спроецировать себя в другого человека или в объект.
. Хотя участник думает, что он/она выражает мнение воображаемого человека, на самом деле он/она делится своими собственными мнениями и убеждениями.

Для получения эффективных и точных результатов необходимо очень хорошо владеть этими методами. Часто полезно сочетание проективных и декларативных методов.

 

 

Мокапы и ролевые игры

Проекция, которая происходит во время симуляции и ролевой игры, четко показывает, как участник видит позиционирование, аргументацию продукта и т. д. Этот метод позиционирует участника в ситуация, очень приближенная к реальности: реконструкция консультаций или демонстрация того, как пользоваться устройством. Реакции и отношения, выраженные в этих ролевых играх, сохраняют спонтанность, которая несколько теряется при декларативном подходе, поскольку участники склонны интеллектуализировать свои ответы.

 

Помню сложную сессию, когда у участника с самого начала было очень негативное отношение к лекарству, которое мы ему знакомили. Он категорически отверг сильные стороны продукта. Сессия пережила важный поворотный момент с того момента, как мы попросили его сыграть роль медицинского торгового представителя, пришедшего, чтобы представить продукт одному из своих коллег. Его отношение радикально изменилось, и он продолжал говорить об активах, которые мы ему ранее подарили.

Жюльен Реньяр
Старший консультант и партнер — The MarkeTech Group (TMTG)


Ассоциации и аналогии

Эти подходы предназначены для того, чтобы не спрашивать участников напрямую, что они думают о продукте, а скорее спрашивать их, что они думают о продукте. им создавать ассоциации. В основе этой техники лежит игра «Китайский портрет». Участник произносит пришедшие ему в голову слова или фразы, относящиеся к предмету исследования.


Список покупок или воображаемый доктор

Этот метод основан на исследовании списка покупок Хейра, разработанном в 1950 году на тему растворимого кофе. Потребители должны были описать профили покупателей, соответствующие нескольким разным спискам покупок. Таким образом, потребители говорят не о том, что они думают о продукте, а о том, что они думают о человеке, который его покупает.

Чтобы адаптироваться к отрасли здравоохранения, мы в TMTG разработали методологию воображаемого врача на основе списка покупок Хейра. От респондента требуется подробно описать того, кто выписал данное лекарство, и причины выбора на основании выданного рецепта (в сравнении со списком покупок).

Этот высокоуровневый подход позволяет нам определить самые сокровенные убеждения врача относительно терапевтического подхода.
Мы разработали особый подход к воображаемому списку покупок для безрецептурных рынков и аптечного сектора.


Подход «Крестный отец»

Этот подход связывает двух людей, у которых есть общие точки соприкосновения и которые лично заинтересованы в обмене друг с другом. Роль модератора заключается в создании условий, которые побуждают их к максимально свободному обмену без вмешательства модератора.

Например, это может быть недавно диагностированный пациент и кто-то диагностированный давно. В этом случае каждый делает проекцию в соответствии со своим положением. Пациент, у которого диагностирован диагноз, первым занимает позицию крестного отца по отношению к вновь диагностированному пациенту. Эти подходы могут также привести двух клиницистов лицом к лицу.

Вариант этого подхода заключается в добровольном объединении двух подгрупп населения с противоположными взглядами на предмет. Это известно как боевая группа. Цель состоит в том, чтобы генерировать мнения, начиная с конкретного предмета разногласий (например, терапевтический подход).

Такой метод подчеркивает образ мышления каждого респондента. Их мотивация становится более ясной, когда она представлена ​​для защиты своей точки зрения.

 

Подход «крестный отец» необходимо хорошо освоить, чтобы обеспечить его точное использование. Например, некоторые темы слишком деликатны, чтобы обсуждать их с пациентами.

Добавить комментарий