Автономное образовательное учреждение Вологодской области дополнительного профессионального образования — «Вологодский институт развития образования»
Найти:Начался прием заявок на III Всероссийский форум классных руководителей и наставников
Форум классных руководителей и наставников в третий раз пройдетс 3 по 7 октября в Москве. В этот раз в нем примут участие 3 000 классныхруководителей и кураторов СПО со всей…
28 марта, 2023
Как подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории через федеральный портал госуслуг (ЕПГУ)
Внимание! Педагогические работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность, могут подать заявление на аттестацию в целях установления квалификационной категории через федеральный портал госуслуг (ЕПГУ). Наименование государственной услуги — «Аттестация педагогических работников организаций,…
14 марта, 2023
Лекция Министра просвещения Российской Федерации Сергея Кравцова «О развитии суверенной национальной системы образования»
Добрый день, уважаемые друзья, уважаемые коллеги! Сегодня мы поговорим о развитии системы образования – в День студенчества, 25 января, праздник. Хочу с этим праздником всех поздравить, поблагодарить студентов педагогических вузов…
30 января, 2023
Два череповецких десятикласника стали призёрами заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников по биологии
Региональная команда по биологии в составе Арсения Белова, ученика 10 школы с углубленным изучением отдельных предметов и Всеволода Масленикова, ученика 14 средней школы завоевала дипломы призеров самой престижной олимпиады. Наставник Арсения…
23 апреля, 2023
Вологодская лицеистка завоевала диплом призера всероссийской олимпиады школьников по русскому языку
Завершились соревновательные мероприятия всероссийской олимпиады школьников по русскому языку в Екатеринбурге.Олимпиада проходила на базе фонда «Золотое сечение» с 17 по 23 апреля. В состязаниях участвовали 339 школьников из разных регионов страны….
23 апреля, 2023
Управленческие механизмы организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях изучили 34 управленца СПО
Практические занятия по программе повышения квалификации «Управленческие механизмы организации образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях» прошли в ВИРО с 19 по 21 апреля.
21 апреля, 2023
Межмуниципальный единый методический день провели для педагогов Кадуйского и Устюженского округов
20 — 21 апреля для педагогов Кадуйского и Устюженского муниципальных округов состоялся Межмуниципальный единый методический день на тему «Актуальные вопросы реализации современной образовательной практики в системе общего образования и среднего…
21 апреля, 2023
Программа повышения квалификации «Олимпиадная физика: теория и эксперимент»
В период с 16 по 21 июня на базе Образовательного центра «Сириус» будет проходить программа повышения квалификации «Олимпиадная физика: теория и эксперимент» Программа ориентирована на:преподавателей программ региональных центров выявления, поддержки и…
21 апреля, 2023
Семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» пройдет на дистанционной площадке Академии Минпросвещения России 25 апреля
Очередной семинар «Вектор образования: вызовы, тренды, перспективы» пройдет на дистанционной площадке Академии Минпросвещения России 25 апреля 2023 года в 10:00 (мск).
21 апреля, 2023
Учеба для учителей географии об обновленных ФГОС открылась в ВИРО
21 апреля в Вологодском институте развития образования на обучение по совершенствованию профессиональных компетенций в области реализации требований обновленных ФГОС приехали 162 учителя географии из разных муниципалитетов области. Курс открыла проректор…
21 апреля, 2023
Курс для учителей биологии об обновленных ФГОС стартовал в ВИРО
20 апреля в Вологодском институте развития образования к обучению на курсах по совершенствованию профессиональных компетенций в области реализации требований обновленных ФГОС приступили 160 учителей биологии из разных уголков Вологодчины. Курс…
20 апреля, 2023
В рамках проекта «Управленческий вторник» рассмотрели организацию образовательной деятельности в СПО в соответствии с требованиями обновленных ФГОС
18 апреля для руководителей колледжей и техникумов области в рамках реализации методического проекта «Управленческий вторник» прошел онлайн-семинар «Организация образовательной деятельности в профессиональных образовательных организациях в соответствии с требованиями обновленных ФГОС…
20 апреля, 2023
Подача заявки на курсы повышения квалификации
Заявка подается лично претендентом на обучение с указанием личного или рабочего Email
(использование общего Email организации нежелательно)
Подать заявку
помощь и профилактика – Учительская газета
Проблема буллинга – травли в детских коллективах – актуальна во всем мире. Существует она и в современной российской школе. Важно не замалчивать проблему. Не делать вида, будто все гладко, в то время когда хотя бы один ученик продолжает подвергаться травле. Чаще всего дети не понимают, что делать в подобных случаях, и тем более не знают, как их не допустить. Поэтому важнейшая обязанность школы – обеспечить безопасное пространство для всех учеников.
Ирина Колиниченко
Травлю сложно не заметить
Травля возникает при наличии нескольких составляющих. И одно из них – сообщество взрослых, нечувствительных к данной проблеме, не понимающих не только причин травли, но и ее последствий для коллектива.
Буллинг – не единичный случай проявления агрессии. При буллинге на протяжении длительного времени группа лиц травит одного конкретного человека. Поэтому малозаметной ситуация может быть только в самом начале.
Буллинг тяжело переживается детьми-жертвами, травмирует на долгие годы. А иногда травля приводит к трагичным последствиям, попыткам суицида. Для детей, подвергающихся травле, каждый школьный день становится испытанием.
Жертвой буллинга может стать любой ребенок, потому что ценности каждого класса отличаются. Вместе с тем есть закономерности: травле скорее подвергнется неуверенный в себе ребенок с низкой самооценкой, у которого нет в классе настоящих друзей.
Психолог поможет наладить ситуацию. Но без активной поддержки всех – родителей, педагогов и детей – прекратить буллинг невозможно.
Причины буллинга
Буллинг нельзя оправдать только неправильным семейным воспитанием. Тем не менее дети-агрессоры часто вырастают в семьях, где их самих оскорбляли и унижали. Впоследствии они переносят эту модель поведения в школу.
Если в семье живут по принципу «вот я вам всем покажу!», а педагоги в школе не создали теплых, дружеских взаимоотношений, подросток убеждается, что он прав, что насилие – это часть общения и для выживания в социуме необходимо унижать других.
Неэффективное поведение
Зачастую взрослые стараются не вмешиваться, не пресекают агрессию одних детей по отношению к другим. При этом они могут объяснять свое бездействие особенностями ребенка-жертвы, который «сам виноват, ведет себя, как неадекватный».
Порой учителя закрывают глаза на происходящее, считая, что «дети сами разберутся». Не хотят признавать проблему, потому что кроме отрицательных эмоций, связанных с ее разбирательством, могут приобрести репутацию педагогов, у которых это происходит.
Решение проблемы действительно может затянуться надолго. При этом перевод ребенка-жертвы или агрессора в другую школу – только временный выход. Если не создаются условия для формирования новых здоровых взаимоотношений, ситуация повторяется.
Считается, что буллинг – это проблема самой организации, той системы, которая породила возможность травли. Ребенок самостоятельно делает выбор в пользу добра или зла, но система может создать условия для проявления худшего, что в нем есть.
Эта тема была и остается сложной для всех. Многие учителя болезненно воспринимают критику в свой адрес. Поэтому, сталкиваясь с агрессией ребенка, показывают неэффективное поведение.
Как родители могут распознать проблему?
Если детско-родительские контакты на хорошем уровне, ребенок может сказать дома: «Не могу разобраться, скажите, что делать». Но абсолютное доверие царит не в каждой семье.
Если ребенок стал жертвой, но не рассказывает об этом напрямую, о травле можно догадаться по другим признакам.
Нужно обращать внимание на синяки на теле, которые появляются изо дня в день. Ребенок может попытаться скрыть их с помощью одежды даже от ваших глаз, потому что одно только упоминание о том, что он не смог постоять за себя, его травмирует.
Ребенок становится высокотревожным, начинается бессонница, пропадает аппетит. Подросток не хочет идти в школу, выдумывает правдоподобные истории типа: «сегодня свободный день», «учитель заболел», «всех забрали на соревнование, а мне нельзя, у меня освобождение на неделю» и так далее.
Регулярная травля приводит к депрессии, нарушениям в поведении, тогда родители сразу же должны обратиться к специалисту.
Как быть учителю
Что же необходимо предпринять учителю при первых признаках травли?
Спокойно, твердо и уверенно заявить, что агрессия в отношении конкретного ребенка недопустима. Защитить ребенка-жертву, при всех встать на его сторону.
Не пускать ситуацию на самотек. Постарайтесь вместе с коллегами и школьным психологом найти выход.
Научить подростков правильному поведению в социуме, уважению границ других людей.
Своевременная диагностика
Для своевременного выявления проблемы и прекращения травли в детском коллективе необходима ранняя диагностика. Это задача школьного психолога.
Для диагностики используют различные инструменты и методы. Так, сегодня все большую популярность у психологов и коучей приобретают метафорические ассоциативные карты (МАК) – наборы с изображениями людей, событий, природы, абстрактных образов, объединенных одной темой.
Психолог просит подростка выбрать одну или несколько карт, которые больше всего соответствуют его переживаниям в школьном коллективе. Если ребенку комфортно в классе, он выберет светлые карты с играми в группе или в паре. Если ему плохо – экологические и другие катастрофы, разбитые предметы. Выбрав карту с разбитым стеклом, ребенок может пояснить: «чувствую себя, как это стекло», а при расспросе начнет говорить о том, что реально наболело.
Стратегия действий
За рубежом для прекращения буллинга используют комплексный подход. Например, формируются команды специалистов, которые выезжают в школы и работают с возникшей ситуацией, индивидуально помогают детям.
Специфика решения проблемы буллинга заключается в том, что помощь должна быть направлена одновременно на всех участников – на ребенка-жертву, на детей-агрессоров и примкнувших к ним лиц, учителей, так как ситуация травматична для всех.
Если помочь справиться с ситуацией только ребенку-жертве, агрессия может быть направлена на другого.
Важно, чтобы у ребенка появился хотя бы один друг, тогда он становится включенным в коллективные процессы.
Ребенок-жертва нуждается:
– в эмоциональной поддержке психолога и родителей;
– в защите и готовности понять его проблемы в школе;
– в принятии и поддержке вне школы, чтобы в кружках по интересам, клубной работе он мог проявить себя.
Наименее вероятно возникновение буллинга в учебных заведениях, где педагоги:
– занимают четкую позицию неприятия насилия, сразу пресекают агрессивное поведение;
– обсуждают любые конфликты, не поощряют нездоровую конкуренцию между учениками, учат детей конструктивно разрешать споры;
– поощряют заботу по отношению к детям с особенностями в поведении и развитии.
Итак, нужно обязательно реагировать и вмешиваться! Вмешательство взрослого может сыграть решающую роль.
Что категорически нельзя делать в ситуации буллинга
Нельзя говорить, что «дети сами виноваты». Не противодействуя буллингу, взрослый по сути соглашается с ним и, таким образом, сам того не желая, принимает сторону нападающих.
Нельзя замалчивать ситуацию, это служит потаканием агрессору.
Не пытайтесь вызвать у агрессора жалость к жертве. Это только усугубит ситуацию.
Важно помнить, что буллинг не всегда выражается в физическом нападении. Чаще происходит психологическое насилие в форме словесной травли, распространения сплетен, бойкота.
Знала одну хорошую семью с двумя дочерьми с небольшой разницей в возрасте. Старшая девочка в 8‑м классе неожиданно перестала ходить в школу. При этом она собирала учебники и говорила дома, что идет на уроки. В школе решили, что ученица болеет. Так продолжалось, пока классный руководитель не предложила одноклассникам проведать «больную». Тут все и открылось.
Мама, преподаватель вуза, смогла по душам поговорить с дочкой и выяснила, что над ней насмехались, так как девочка не понимала один школьный предмет. Происходящее нельзя было назвать полноценной травлей, но ежедневные насмешки одноклассников девочка переносила все более болезненно. Мама сама подсказала дочке решение – стать компетентной в этой дисциплине. Девочка начала учить предмет, грамотно отвечать, и насмешки прекратились. Смеяться стало не над чем.
Этот случай – пример легкого преодоления трудностей. Грамотная мама, понятливая дочка и класс, который стал уважать ученицу по заслугам. Часто для решения проблемы требуются значительные усилия и время.
Эффективная профилактика
Учитывая опыт школ, преодолевших буллинг, понимаешь: недостаточно сделать так, чтобы дети были заняты во всевозможных кружках. Одной занятостью вопрос не решить.
Для эффективной профилактики буллинга необходимо больше:
Вокруг школьников должны выстраиваться отношения взрослых – добрые, умные, поддерживающие, честные. Дети скопируют их в свои отношения, этому даже учить не придется. Детям изначально нужен сильный, добрый, умный руководитель, который научит дружить и поддерживать друг друга в любой, даже несовершенной системе.
Создавать благоприятные условия для учеников школы, ту самую безопасную среду, о которой так много говорят.
Проводить просветительские семинары-тренинги для учителей по профилактике буллинга и противодействию травле в школах. Причем семинары-тренинги в каждом регионе нужны на постоянной основе.
На уроках организовать работу в группах из 2-3 учеников, давать задание и обучать взаимодействию, сотрудничеству.
Родители должны научить ребенка правильно защищать себя. Сохраняя здравый смысл, отличая обычные разногласия, которые можно преодолеть в споре, от кризиса и травли.
На своем примере взрослые должны показывать детям, что важно не только уметь защищаться, но и сотрудничать, искать пути к примирению.
В каждой школе создать группу учителей-медиаторов для разрешения возникающих конфликтов.
Создать школьную службу примирения с участием подростков. Подростки легче понимают таких же, как они сами.
Педагогам и родителям хотелось бы порекомендовать книги психолога-консультанта Ирины Алексеевой («Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь», «Работа с детьми, перенесшими психологические травмы. Методика проведения тренинга»), просветительские программы, например, телепередачу с участием Ирины Макаренко, клинического и юридического психолога, кандидата психологических наук, на «Ника ТВ» (nikatv.ru/tv/programs/interesno/pXRHFqRMRbXJiEsmxv56).
В профессиональных интернет-сообществах, например на сайте психологов www.b17.ru, есть множество статей о буллинге, которые стоит почитать (Елена Шпундра, «Буллинг в школах: что мы можем изменить» www.b17.ru/article/143080/?prt=732750).
Ведущая рубрики – Ирина КОЛИНИЧЕНКО,
кандидат психологических наук, доцент кафедры психологии развития личности и профессиональной деятельности Пятигорского государственного университета, директор научно-практического центра «Social Excellence» («Социальное совершенство»)
В сфере образования работаю 20 лет, поэтому психологические проблемы педагогов мне близки и понятны. Провожу психологические консультации и тренинги с лидерами профсоюзного движения страны, участвую в программе Всероссийской школы профсоюза и других значимых проектах.
С рядом проблем сталкиваюсь и сама. Если проблема требует обсуждения, получаю прекрасную поддержку коллег-психологов. Уверена, что выход всегда можно найти. Поэтому, уважаемые читатели, задавайте вопросы. Вместе мы отыщем решение.
Присылайте вопросы на почту [email protected] или [email protected].
Предотвращение запугивания
Запугивание – это неприемлемое поведение, которое взрослые и учащиеся обязаны пресечь. Школы должны иметь четкие и всеобъемлющие методы и политику предотвращения, направленные на борьбу со всеми формами издевательств и домогательств и уделяющие особое внимание предотвращению; своевременное, последовательное вмешательство; социально-эмоциональная поддержка жертв и хулиганов; и четкая, эффективная дисциплинарная политика. Школьные психологи работают с педагогами, учащимися и семьями, чтобы каждый ребенок чувствовал себя в безопасности в школе и по дороге в школу и обратно.
Программа предотвращения издевательств и обеспечения безопасности в школах
NASP стремится поддерживать доступное высококачественное образование, которое готовит наших детей к поступлению в колледж, работе и гражданству. Создание безопасных и поддерживающих школ, свободных от издевательств, дискриминации, домогательств, агрессии, насилия и жестокого обращения, имеет важное значение для этой миссии.
Издевательства: Краткие факты и советы для детей и взрослых
Информация для взрослых и детей о различных видах издевательств и способах борьбы с ними.
Поддержка жертв и лиц, виновных в издевательствах Руководство для родителей и педагогов
Важно, чтобы родители и воспитатели осознавали возможные вредные последствия, факторы риска и предупреждающие признаки издевательств и были готовы предотвратить или вмешаться, чтобы остановить такое поведение как можно раньше. .
Предотвращение запугивания: руководство для администраторов и кризисных групп
Школы несут юридическую и этическую ответственность за предотвращение запугивания и обеспечение того, чтобы все учащиеся чувствовали себя в школе в безопасности и получали поддержку.
Киберзапугивание: стратегии предотвращения и вмешательства
Киберзапугивание может привести к пагубным последствиям для психического здоровья, начиная от стресса и заканчивая суицидальными мыслями. Взрослые могут помочь, приняв превентивные меры против киберзапугивания и вмешиваясь, когда оно происходит.
Запугивание и самоубийство среди молодежи: разрыв связи
То, как руководство школы отреагирует на самоубийство учащегося, поможет определить глубину и продолжительность его воздействия на школьное сообщество.
Заявления с изложением позиции
Предотвращение буллинга и вмешательство в школах
NASP считает, что школьные психологи этически обязаны обеспечивать всем учащимся равные возможности учиться и развиваться в среде, свободной от дискриминации, домогательств, агрессии, насилия и жестокого обращения. .
Лесбиянки, геи, бисексуалы, трансгендеры и опрошенная молодежь
NASP поддерживает, чтобы все молодые люди имели равные возможности для получения образовательных и психиатрических услуг в школах, независимо от сексуальной ориентации, гендерной идентичности или гендерного самовыражения.
Безопасные школы для трансгендерных и гендерно-разнообразных учащихся
NASP поддерживает усилия, направленные на то, чтобы школы были безопасными и инклюзивными учебными средами для всех учащихся, членов семьи и школьного персонала и уважали право человека на выражение своей гендерной идентичности.
Предрассудки, дискриминация и расизм
NASP стремится отстаивать права всех учащихся на получение образования в безопасных школах и сообществах, свободных от предрассудков и дискриминации.
Предотвращение запугивания
Запугивание в школах привлекает все большее внимание школ и округов Флориды, а также Департамента образования Флориды. Закон штата Флорида 1006.147, также известный как Закон Джеффри Джонстона «В защиту всех учащихся», требует, чтобы школьные округа приняли официальную политику, запрещающую издевательства и притеснения учащихся и сотрудников на территории школы, на мероприятиях, спонсируемых школой, и через школьные компьютерные сети.
Издевательства/домогательства Определение:
Систематическое и хроническое причинение физического вреда или психологического стресса одному или нескольким учащимся или сотрудникам, которое является достаточно серьезным или всеобъемлющим, чтобы создать запугивающую, враждебную или оскорбительную атмосферу; или необоснованно мешать успеваемости или участию в школе.
- Закон и политика в отношении травли
- Закон Флориды о борьбе с издевательствами — раздел 1006.147, F.S.
- Пересмотренная типовая политика Министерства энергетики США по борьбе с запугиванием (Word)
Для преподавателей
Как создать в школе атмосферу, свободную от хулиганов?
Вмешательство взрослых — один из лучших способов защиты от издевательств. Педагоги могут сначала изучить предупреждающие знаки, а также мифы об издевательствах, особенно о социальных издевательствах, которые, как показывают исследования, взрослым труднее идентифицировать, чем другие формы издевательств. Педагоги могут вмешаться, когда они увидят издевательства, и послать четкий сигнал о том, что школа не терпит издевательств. Некоторые шаги, которые могут предпринять школы для обеспечения школьной среды, свободной от хулиганов, включают следующее: (1) определить, где и когда происходит издевательство; (2) обучить весь школьный персонал распознавать издевательства; (3) усилить надзор взрослых в «горячих точках» кампуса; (4) создать целевую группу по борьбе с издевательствами, которой будет поручено обучение студентов и сотрудников; и (5) интегрировать материалы по борьбе с травлей в учебную программу для обсуждения и ролевых игр. Педагоги могут использовать собрания персонала, собрания, родительские собрания и, что наиболее важно, ежедневное общение с учащимися для формирования культуры принятия, терпимости и уважения.
Для родителей
Как я могу поддержать своего ребенка, если над ним издеваются в школе?
Не обвиняйте ребенка в домогательствах. Дважды подумайте, прежде чем давать совет — возможно, ваш ребенок уже попробовал стратегии, которые вы собираетесь предложить. Получите как можно больше информации. Поговорите с учителем, директором или консультантом вашего ребенка и попросите их помочь вашему ребенку быть в безопасности. Их вмешательство может включать в себя последствия для обидчика, усиленный надзор и помощь вашему ребенку завести больше друзей, если он или она изолированы. Спросите ребенка, что он уже пробовал для решения проблемы. Хвалите ее за все, что она пробовала. Дайте ему разрешение перестать делать то, что не сработало, чтобы остановить издевательства. Поощряйте его продолжать рассказывать вам и другим взрослым. Помогите ему подумать о том, что сработало или может сработать. Если ваш ребенок изолирован, помогите ему наладить связи с помощью занятий, хобби или клубов.
Для молодежи
Есть большая вероятность, что вы сами сталкивались с издевательствами или сами были хулиганом. Возможно, вы видели, как над кем-то издевались. Запугивание может принимать форму слов или действий. Это можно сделать с электронных устройств.