Что такое произвольное внимание. Особенности формирования и виды.
Началась школьная пора, а, значит, многие родители снова «сядут за уроки». После каникул детям сложно сконцентрироваться на учебе, их отвлекают социальные сети, друзья, интересные занятия. Определенного усердия и включенности в процесс обучения от детей требуют и в дошкольных образовательных учреждениях.
Зачастую родители считают своих детей невнимательными, потому что видят рассеянный взгляд, неусидчивость, отсутствие желания. Но не многие знают, как формируется произвольное внимание — важный навык, который поддается «тренировке».
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
В этой статье мы поясним, что такое произвольное внимание, рассмотрим механизм возникновения произвольного внимания и расскажем, как его развить.
Что такое произвольное внимание
Внимание в общем смысле — это биологический процесс, который заключается в формировании познавательной активности и направлении ее на объекты окружающего мира.
Этот биологический процесс принято разделять на:
- непроизвольный
- произвольный
- послепроизвольный
Непроизвольное внимание не требует от человека каких-либо усилий (умственных, физических, интеллектуальных). Его можно назвать пассивным. В любом возрасте мы с вами можем непроизвольно останавливать взгляд на чем-либо и проявлять кратковременный интерес.
Произвольное внимание в психологии — это процесс осознанного, сфокусированного, нацеленного на определенный результат и активного внимания для решения поставленных задач. Этот процесс характеризуется нацеленностью на результат, наличием задачи, поэтапностью ее реализации, волевыми усилиями, повышением концентрации.
Произвольность внимания мы формируем с детства — когда в младенчестве мама дает нам игрушку, мы смотрим на ее и концентрируемся на форме и цвете. Так начинает формироваться необходимая психическая функция.
Мы концентрируемся на каком-то действии, ставим перед собой задачу и выполняем ее благодаря навыкам произвольного внимания.
Учитель удерживает интерес учеников на предмете, а ученики концентрируются на информации, написанной на доске. Водители, благодаря навыку произвольного внимания, могут следить за дорогой, движением и обстановкой вокруг для недопущения ДТП. Посетители кинотеатра включаются в увлекательный процесс, когда следят за происходящим на экране.
Психологическая сущность произвольного внимания заключается в том, что человек прилагает определенные усилия к восприятию информации, анализирует свои действия для того, чтобы достичь определенных результатов, проявляет свою волю, личные качества.
Важно! На степень развития произвольного внимания влияет интеллектуальное развитие, воспитание, процесс обучения и освоения новых знаний, социальная среда (особенно в дошкольных и общеобразовательных учреждениях).
Виды произвольного внимания
Произвольное внимание бывает нескольких видов и отличается определенными свойствами. Ниже в таблице мы рассмотрим, чем обусловлено волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное внимание.
Вид произвольного внимания |
Характеристики произвольного процесса |
Волевое |
Проявляется волевым качеством, когда нужно принять решение, выбрать между желанием и обязательствами, если они противоречат друг другу. |
Выжидательное |
Такой произвольный процесс проявляется тогда, когда человеку нужно дополнительное время на обдумывание ситуации. |
Сознательное |
Не требует больших умственных и логических усилий, естественный процесс для человека. |
Спонтанное |
Сначала возникает необходимость сконцентрироваться на каком-то действии, а потом человеку не требуются большие усилия. |
В силу возраста ребенка произвольное внимание имеет свои особенности. Младенец может концентрироваться на игрушке не более 15 минут, уровень концентрации растет, в 2-3 года занять ребенка можно на 40 минут, а к дошкольному возрасту развиваются собственные волевые черты при принятии решений.
Особенности произвольного процесса
Произвольное внимание имеет свои особенности, например, важную роль в его формировании играет социальный фактор. Уровень внимания складывается из личного прошлого опыта и знаний (они накладываются друг на друга, формируя целостную личность), окружения, воспитания и некоторых других факторов.
Произвольное внимание как психическая функция характеризуется следующими условиями:
- активной умственной деятельностью
- поэтапностью и логичностью
- осознанным подходом
- эволюционным происхождением
- наличием определенных условий для усвоения информации
Важно! Развить произвольное внимание в отрыве от социальных связей и окружения практически невозможно. Сначала этот процесс у ребенка формируют взрослые, а только после 5-6 лет он может организовывать собственную внимательность самостоятельно.
Как повысить степень концентрацию ребенка
В современном мире нас окружают очень много раздражителей, поэтому даже взрослому тяжело концентрироваться на каком-то действии, не то что ребенку.
Но при этом статистика показывает, что вниманием можно не только управлять, но и тренировать его. Для этого психологи, социальные работники, педагоги пользуются специальными методиками. Родители тоже могут участвовать в процессе тренировки.
Стоит отметить, что на степень детского произвольного внимания влияют:
- общее физическое и эмоциональное состояние ребенка
- благоприятная атмосфера и окружение (без громких звуков, шума, большого количества людей и без других отвлекающих факторов)
- правильная постановка цели
- возрастные возможности, навыки и умения
- чередование физической и умственной деятельности
Родителям детей младшего дошкольного и школьного возраста рекомендовано управлять вниманием ребенка через игры. Более старшие дети могут разгадывать кроссворды, решать логические задачи, проходить психологические тесты, решать более сложные задачи. Впрочем, игровой элемент «работает» даже со взрослыми, не говоря уже о детях.
Запишитесь на онлайн-консультацию, если вы стали замечать, что ваш ребенок стал неусидчивым, ему трудно сконцентрировать на решении задач, ему трудно проявлять свои волевые качества. Наши психологи проведут индивидуальные консультации с вами и вашим ребенком и помогут направить интерес ребенка на нужную деятельность.
Частые вопросы
Что такое произвольное внимание?
+
Приведем краткое определение — это процесс фокусировки на каком-то определенном объекте окружающей среды или задаче для получения необходимого результата.
Как формируется развитие произвольного внимания у ребенка?
+
Простейшая форма этого процесса — перевод взгляда на предмет перед глазами проявляется у младенцев. В возрасте 2-3 лет у ребенка формируется сознательное произвольное внимание. В более старшем возрасте (около 5 лет) ребенок может выполнить несложные инструкции взрослого — его навыка хватает на то, чтобы понять и проанализировать желание родителя. В 7-8 лет развиваются собственные волевые процессы, появляется осознанной в желаниях и определенное целеполагание.
Как организовать занятия с ребенком, чтобы он не терял концентрацию?
+
Как мы уже сказали ранее, дошкольники хорошо воспринимают обучение в игровой форме, поэтому вы можете перед началом игры объяснить все правила, обозначить сроки игры (специально отмечать начало и конец игры), группировать предметы таким образом, чтобы в поле зрения были только нужные для занятия атрибуты (убирайте излишний «шум»), чередуйте игры, направленные на развитие разных органов чувств (тактильные, слуховые, зрительные), дозируйте время занятия (когда от ребенка требуется максимальная концентрация) и не забывайте про краткие перерывы.
В чем причина слабого произвольного внимания у ребенка?
+
Причин может быть несколько — от усталости и стресса до серьезных заболеваний, таких как СДВГ, инфекционные заболевания, черепно-мозговые травмы, изменения структур головного мозга, сосудистые нарушения. Также психологи и врачи отмечают, что снижение концентрации может говорить о недостаточном психическом тонусе.
Заключение эксперта
Внимание, как психологический и физический процесс играет важную роль в формировании личности. Развитием интереса и усидчивости у ребенка должны заниматься родители, социальные работники, педагоги и психологи. Правильно выстроенная системы образования напрямую влияет на уровень развития внимательности и интеллекта ребенка.
Публикуем только проверенную информацию
Автор статьи
Монахова Альбина Петровна клинический психолог
Стаж 17 лет
Консультаций 1439
Статей 263
Специалист в области клинической психологии. Помощь в поиске инструментов для самореализации, проработка убеждений, страхов и тревог. Работа с самоотношением, внутренними границами, понимание взаимодействия с социумом через осознанные личностные изменения.
- 2007 — 2008 год МУЗ Детская поликлиника №4 — педагог психолог
- 2008 — 2009 ООО Здоровая страна — клинический психолог
- 2009 — 2021 год Республиканский наркологический диспансер — психолог
- 2012 — 2013 год Профессиональная медицина — психолог
- 2013 — 2015 год ООО Возрождение — психолог
- 2019 по настоящее время ООО Теледоктор24 — психолог
Основные положения определения развития внимания
Библиографическое описание:Бобокулова, Г. Ш. Основные положения определения развития внимания / Г. Ш. Бобокулова. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2016. — № 9 (113). — С. 1020-1022. — URL: https://moluch. ru/archive/113/29001/ (дата обращения: 01.11.2022).
Внимание — это психологическое состояние, характеризующее интенсивность познавательной деятельности и выражающееся в ее сосредоточенности на сравнительно узком участке (действии, предмете, процессе, явлении), который становится осознаваемым и концентрирует на себе психологические и физические усилия человека в течение определенного периода времени. Внимание само по себе не является познавательным процессом, но характеризует условия протекания любого познавательного процесса.
Внимание выполняет следующие функции: активизирует нужные и тормозит ненужные в данные момент психологические и физиологические процессы, способствует целенаправленному, организованному отбору поступающей информации, обеспечивает длительную сосредоточенность активности на одном и том же объекте.
Характеристики внимания делятся на первичные и вторичные. К первичным относятся те, которые связаны с объемом, интенсивностью, устойчивостью внимания, а ко вторичным — колебания, переключаемость внимания.
Оригинальную теоретическую трактовку внимания предложил П.Я.Гальперин. Основные положения его концепции внимания сводятся к следующим:
- Внимание является одним из моментов ориентировочно — исследовательской деятельности. Оно представляет собой психологическое действие, направленное на содержание образа, мысли, другого феномена, имеющегося в данный момент времени в психике человека.
- По своей функции внимание представляет контроль за этим содержанием. В каждом действии человека есть ориентировочная, исполнительская и контрольная части. Эта последняя и представлена вниманием как таковым.
- В отличие от других действий, которые производят определенный продукт, деятельность контроля, или внимание, не имеет отдельного, особого результата.
- Внимание как отдельный, самостоятельный, конкретный акт выделяется лишь тогда, когда действие становится не только умственным, но и сокращенным. «Когда новое действие контроля превращается в умственное и сокращенное, тогда и только тогда оно становится вниманием… Не всякий контроль есть внимание, но всякое внимание есть контроль». Контроль лишь оценивает действие, а внимание способствует его улучшению.
- Во внимании контроль осуществляется при помощи критерия, меры, образца, что создает возможность сравнения результатов действия и его уточнения.
- Произвольное внимание есть планомерное внимание, контроль, осуществляемый по заранее составленному плану, заданному нормативу, образцу.
- Чтобы сформировать новый прием произвольного внимания, мы должны наряду с основной деятельностью предложить человеку задание проверить ее ход и результаты, разработать и реализовать соответствующий план.
- «С точки зрения внимания как деятельности психического контроля все конкретные акты внимания — и произвольного, и непроизвольного — являются результатом формирования новых умственных действий».
Оригинальную психологическую теорию внимания в свое время развивал Т. Рибо. Он считал, что внимание, будь оно слабо или сильно, всегда вызывается аффективным состоянием и связано с ним. Особенно тесную зависимость Т. Рибо усматривал между эмоциями и произвольным вниманием. Он полагал, что интенсивность и продолжительность такого внимания непосредственно обусловлены интенсивностью и продолжительностью ассоциированных с объектом внимания эмоциональных состояний.
Много споров в науке было вокруг вопроса о физиологических основах внимания. Физиологическая интерпретация внимания привлекала исследователей на протяжении всего времени его изучения в психологии. Т. Рибо одним из первых пытался представить физиологическую схему произвольного внимания, связанного с волевым усилением какого-либо воспоминания.
Внимание, как и все психические процессы, имеет низшие и высшие формы. Первые представление непроизвольным вниманием, а вторые — произвольным. В онтогенезе происходит развитие внимания. Историю его, как и многих других высших психических функций, пытался проследить Л. С. Выготский. Он писал, что история внимания ребенка есть история организованности его поведения. Ключ к генетическому пониманию внимания следует искать, с его точки зрения, не внутри, а вне личности ребенка. Произвольное внимание возникает из того, что окружающие ребенка люди «начинают при помощи ряда стимулов и средств направлять внимание ребенка, руководить его вниманием, подчинять его своей власти и этим самым дают в руки ребенка те средства, с помощью которых он впоследствии и сам овладевает своим вниманием». Культурное развитие внимания заключается в том, что при помощи взрослого ребенок усваивает ряд искусственных стимулов-знаков, посредством которых он дальше направляет свое собственное поведение и внимание.
Процесс возрастного развития внимания, по А. Н. Леонтьеву, развивавшего идеи Л. С. Выготского, можно представить себе следующим образом.
Из этой кривой следует, что с возрастом внимание ребенка улучшается (пунктирная линия), однако развитие внешне опосредствованного внимания идет гораздо быстрее, чем развитие его в целом, тем более «натурального» внимания. При этом в школьном возрасте наступает перелом в развитии, который характеризуется тем, что первоначально внешне опосредствованное внимание постепенно становится внутренне опосредствованным, и со временем эта последняя форма внимания занимает, вероятно, основное место в процессах внимания.
Различия в характеристиках произвольного и непроизвольного внимания возрастают начиная с дошкольного возраста и достигают своего максимума в школьном возрасти, а затем обнаруживают тенденцию к уравниванию. Эта тенденция как раз и связана с тем, что в процессе своего развития система действий, обеспечивающих произвольное внимание, из внешней постепенно превращается во внутреннюю.
Л. С. Выготский пишет, что с самых первых дней жизни ребенка разбитие его внимания происходит в среде, включающей двойной ряд стимулов, вырывающих внимание. Первый ряд — это сами окружающие предметы, которые своими яркими, необычными свойствами приковывают к себе внимание ребенка. С другой стороны — это речь взрослого, произносимые им слова, которые первоначально выступает в роли стимулов-указаний, направляющих непроизвольное внимание ребенка. Таким образом, с первых дней жизни ребенка внимание в значительной своей части оказывается направляемым с помощью слов-стимулов.
Литература:
- Гальперин П.Я. К проблеме внимания// Хрестоматия по вниманию.-М, 1976.
- Рибо Т. Психология внимания// Там же. — С. 140-142.
- Выготский Л. С. Развитие высших форм внимания в детском возрасте// Там же. — С. 186.
Основные термины (генерируются автоматически): внимание, произвольное внимание, внимание ребенка, действие, день жизни ребенка, контроль, непроизвольное внимание, опосредствованное внимание, познавательный процесс, процесс.
Оценка уровня психического
познавательного процесса развития…Особенности психического познавательного процесса (избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания) вдетском возрасте от 10 до 11 лет.
На базе непроизвольного внимания у детей равномерно развертывается произвольное внимание.
Развитие
внимания младших школьников в учебной деятельностиПроизвольное внимание — это внимание, возникающее вследствие сознательно
Оценка уровня психического познавательного процесса развития, избирательности внимания, концентрации внимания, устойчивости внимания личности детей 10–11 лет.
Педагогические условия развития
произвольного внимания…Ключевые слова: дошкольное образование, внимание дошкольников, произвольное внимание, непроизвольное внимание, распределение, устойчивость, концентрация, переключение.
Ключевые слова: концентрированное
внимание, произвольное…Однако произвольность познавательных процессов у детей дошкольного возраста возникает лишь на пике волевого усилия, когда
Кроме преобладания непроизвольного внимания к возрастной особенности относится также его сравнительно небольшая устойчивость.
Память как
познавательный процесс у младших школьников при. ..Предмет: Психическое познавательное развитие процессов внимания личности детей младшего школьного возраста 10 -11 лет.
Непроизвольное внимание возникает как бы само по себе, без всяких усилий с нашей стороны.
К.Д. Ушинский о нравственном значении
внимания и памяти…внимание, память, ребенок, психическая деятельность, произвольное внимание, нервная система, непроизвольное внимание, необходимое условие, дурная привычка, самый человек.
Психологические особенности развития
познавательных…В дошкольном возрасте внимание носит непроизвольный характер.
складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных интересов
Игра как средство развития
внимания детей дошкольного возраставнимание, произвольное внимание, непроизвольное внимание, игра. Похожие статьи. Сюжетно-ролевая игра как средство развития межличностных отношений детей старшего дошкольного возраста.
Внимание как психологический ресурс | Статья в журнале…Таким образом, внимание это сквозной процесс, обеспечивающий переход от одной деятельности к другой.
Играя, развиваем внимание у ребенка. Интернет как ресурс формирования идентичности.
Рабочая группа по произвольным задержаниям
О мандате
Мандатом Рабочей группы является расследование случаев лишения свободы, наложенного произвольно или несовместимого с международными стандартами, изложенными во Всеобщей декларации прав человека или принятых международно-правовых документах. заинтересованными государствами.
Рабочая группа расследует предполагаемые случаи произвольного задержания, направляя срочные призывы и сообщения заинтересованным правительствам, чтобы прояснить эти случаи и/или обратить их внимание на эти случаи. Рабочая группа также рассматривает индивидуальные жалобы в соответствии со своей обычной процедурой сообщений, что приводит к вынесению заключений о произвольности задержания. Кроме того, Рабочая группа посещает страны для оценки ситуации с лишением свободы в стране.
Мандат Рабочей группы по произвольным задержаниям последний раз был продлен резолюцией 42/22 Совета по правам человека в сентябре 2019 года еще на три года.
Подробнее о мандате.
О членах
Рабочая группа состоит из пяти независимых экспертов со сбалансированным географическим представительством. Вместе они расследуют отдельные случаи и готовят отчеты и заключения для выполнения своего мандата. Они встречаются три раза в год в Женеве.
Подробнее о членах Рабочей группы.
Основные документы
Пересмотренный информационный бюллетень № 26 Рабочей группы по произвольным задержаниям
Обзор вопросов о том, как определить «лишение свободы» и когда оно может стать «произвольным»; критерии для определения этого, а также краткое изложение процедуры, с помощью которой Рабочая группа может помочь тем, кто подвергся произвольному задержанию.
Основные принципы и руководящие положения о средствах правовой защиты и процедурах, касающихся права любого лица, лишенного свободы в результате ареста или задержания, обращаться в суд
Эти руководящие принципы, принятые в 2015 году, основаны на международном праве, стандартах и общепризнанной передовой практике и призваны предоставить государствам рекомендации по выполнению их обязательства избегать произвольного лишения свободы. Они касаются права любого лица, лишенного свободы, на возбуждение дела в суде, с тем чтобы суд мог безотлагательно принять решение о законности задержания и распорядиться об освобождении лица, если задержание является незаконным.
Методы работы Рабочей группы по произвольным задержаниям
В этом документе описывается, как рабочая группа функционирует, выполняет свой мандат, обрабатывает сообщения и принимает неотложные меры, а также порядок посещения стран. В нем также разъясняется, как он работает с другими правозащитными механизмами.
Последние тематические доклады
A/HRC/51/29: Доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям за 2022 г.
В этом отчете Рабочая группа рассматривает свою годовую деятельность и рассматривает следующие тематические вопросы: тайное содержание под стражей; произвольное задержание и принципы эффективного опроса в целях расследования и сбора информации; и лишение свободы пожилых людей.
A/HRC/48/55: Доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям за 2021 г.
В 2020 году, работая в исключительных условиях глобальной коронавирусной болезни (COVID-19) пандемии Рабочая группа по произвольным задержаниям в соответствии со своей обычной процедурой приняла 92 заключения относительно задержания 221 лица в 47 странах.
Просмотреть все
Последние страновые отчеты
A/HRC/51/29/Add.
1: Визит на Мальдивы — Доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям05 сент. 2022
A/HRC/45/16/Add.2: Визит в Катар — Доклад Рабочей группы по произвольным задержаниям
30 июля 2020
См. все
Контактная информация
Рабочая группа по произвольным задержаниям
УВКПЧ-ЮНОГ, 8-14 Avenue de la Paix, 1211 Geneve 10, Швейцария
Электронная почта: [email protected]
Даже полностью произвольная группа членство оказывает удивительно сильное влияние на человеческое поведение
Социальное обучение помогает людям ориентироваться в мире, изучая последствия действий через поведение других. Люди также очень чувствительны к членству в группе, поскольку мы склонны помещать себя в социальные группы, с которыми себя идентифицируем (например, пол, раса, национальность), и членство в этих группах может мотивировать наши убеждения и поведение. Новое исследование опубликовано в Психологическая наука предполагает, что люди с большей вероятностью используют социальное обучение для копирования членов своей группы по сравнению с членами своей чужой группы.
«В последние годы наблюдается удивительное распространение дезинформации, фейковых новостей и оппозиции вакцинации, особенно в социальных сетях», — сказал автор исследования Марсель Монтрей, кандидат наук на факультете психологии Университета Макгилла.
«Почему эти убеждения и поведение так быстро распространились, вызывает недоумение, потому что они часто кажутся вредными для людей, которые их принимают. Одним из потенциальных ключей к разгадке является то, что антивакцинные сообщества и спонсируемые государством кампании по дезинформации делают акцент на групповой идентичности и языке «мы против них». Это заинтересовало нас в том, как социальные группы влияют на копирование людей. Не будем ли мы распространять информацию (и, возможно, дезинформацию) просто потому, что она исходит от «одного из нас»?»
Монтри и его коллега Томас Р. Шульц провели два эксперимента, используя «парадигму минимальных групп», которая представляет собой стратегию произвольного распределения людей по группам для установления внутренних и внешних групп в обеих выборках. «Это не позволяет группам иметь какую-либо общую историю или объединять функции, помимо членства, и гарантирует, что участники не будут лично заинтересованы в успехе или репутации своей группы. Удивительно, но метаанализ показывает, что такие группы часто вызывают внутригрупповой фаворитизм наравне с тем, что было в ранее существовавших группах», — пишут исследователи. Таким образом, участники были случайным образом распределены в одну из двух групп с цветовой кодировкой для создания внутренних групп (один и тот же цвет) и внешних групп (разный цвет) в обоих исследованиях.
Затем участники играли в угадайку, в которой смоделированный кролик выбирает одно из двух гнезд для обитания, а участники угадывали, какое гнездо выберет кролик. В каждом раунде участники случайным образом выбирали 3 предыдущих участников для наблюдения и решали, использовать ли машину для поиска кроликов, которая, как было описано, имеет две трети вероятности правильно угадать, какое гнездо выберет кролик.
Затем участникам показали, какое гнездо выбрали 3 предыдущих участника (социальное обучение) и какое гнездо выбрала машина (индивидуальное обучение), прежде чем они сделали свое предположение. После каждых 5 раундов угадывания участники видели свой счет и его сравнение с выбором предыдущих участников. Важно отметить, что не было предоставлено никакой информации о точности оценки. До и после игры участники сравнивали надежность обеих цветовых групп.
Исследователи оценили межгрупповое копирование и предвзятость внимания, определив, с какими участниками группы они соглашались или наблюдали чаще. Другими словами, участники, которые чаще соглашались с членами своей группы, считались склонными копировать свою группу. Если участники одинаково соглашались с каждой группой, они считались беспристрастными. Эти же критерии использовались для предвзятости внимания.
«Участники продемонстрировали внутригрупповую предвзятость в копировании. В среднем 62% соглашений заключались с членами группы, тогда как только 38% — с членами вне группы. Точно так же участники продемонстрировали внутригрупповую предвзятость во внимании. В среднем они наблюдали за членами группы 61 % времени, а за членами чужой группы — только 39 %.% времени», — пишут исследователи.
Интересно, что, несмотря на эти наблюдения внутригрупповой предвзятости, большинство участников не считали свою группу более надежной ни до, ни после игры, чем внешнюю группу. Это говорит о том, что участники либо не знали о своих предубеждениях, либо реагировали таким образом, чтобы казаться менее предвзятыми.
Чтобы устранить ограничения этого эксперимента, Эксперимент 2 отличался несколькими ключевыми особенностями. Во-первых, Монтри и Шульц случайным образом распределили участников для наблюдения за одним, двумя, тремя или четырьмя предыдущими участниками. «Одним из возможных объяснений внутригрупповой предвзятости в копировании и внимании является то, что участники неоднократно наблюдали за нечетным числом людей. Это заставляло их чрезмерно представлять свою или чужую группу в раундах, что могло вызвать предпочтение членов своей группы», — утверждают исследователи.
Во-вторых, вместо того, чтобы просить участников оценивать надежность каждой цветовой группы, они оценивали каждую группу по теплоте и компетентности. Чтобы получить общую оценку межгрупповой предвзятости, исследователи вычли оценки теплоты или компетентности участников вне группы из их оценок теплоты или компетентности внутри группы. Таким образом, положительные значения отражают восприятие своей группы как более теплой или более компетентной, а отрицательные значения указывают на то, что чужая группа воспринимается как более теплая или более компетентная.
Результаты показали смещение внутригруппового копирования, которое согласуется с экспериментом 1. Интересно, что смещение внутригруппового копирования ослабевало с увеличением числа предыдущих участников, которое наблюдалось. Другими словами, предвзятость внутригруппового копирования была самой сильной, когда участники наблюдали за одним человеком (71%), слабее — за двумя (65%), еще слабее — за тремя (60%) и слабее всего за четырьмя (56%). «Это говорит о том, что предвзятость внутригруппового копирования не была связана с наблюдением за нечетным числом людей, а вместо этого росла из-за нехватки социальной информации», — заключили исследователи.
«Исследователи уже давно знают, что люди предпочитают копировать членов своей собственной социальной группы (например, политическая принадлежность, раса, религия и т. д.), но часто предполагали, что это происходит потому, что члены группы более знакомы или похожи друг другу», — сказал Монтри PsyPost. «Однако наше исследование показывает, что люди с большей вероятностью копируют членов своей собственной группы, даже если у них нет ничего общего. Кажется, достаточно просто принадлежать к одной и той же случайной группе. Удивительно, но мы обнаружили, что даже люди, которые оценивали свою собственную группу как менее компетентную, все же предпочитали копировать ее членов».
Монтри и его коллеги предприняли все возможные меры для устранения потенциальных ограничений в своих исследованиях, ограничив сходство и знакомство случайным распределением, обеспечив отсутствие преимуществ в копировании какой-либо группы и сдерживая межгрупповую конкуренцию, используя оценку индивидуальных результатов. Но исследование, как и любое исследование, включает в себя некоторые оговорки.
«Человеческое социальное обучение — сложное и многогранное явление, в котором играют роль многие факторы, помимо членства в группе», — объяснил Монтри. «Например, мы знаем, что люди также предпочитают копировать успешных, популярных или престижных личностей, поэтому компании размещают рекламу через одобрение. Как взаимодействуют различные предубеждения людей в отношении обучения и какие из них наиболее важны? Поскольку эти вопросы только недавно начали изучать, актуальность наших выводов для реального мира все еще висит в воздухе. Ключевой вопрос, на который нужно ответить, заключается в том, предпочитают ли люди копировать членов своей собственной группы, даже если это более рискованно или дорого».
Исследователи предполагают, что эти результаты могут пролить свет на распространение дезинформации в Интернете и социальных сетях. «Предлагая такой детальный контроль над тем, за кем наблюдают пользователи, эти платформы могут стимулировать создание однородных социальных сетей, в которых люди более склонны копировать других, потому что они принадлежат к одной и той же социальной группе», — пишут Монтрей и Шульц.