Произвольное внимание – Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Содержание

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

•   его опосредованность и осознанность;

•   произвольность;

•   возникновение в ходе эволюции развития общества;

•   формирование в течение жизни;

•   прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

•   зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Alex Proimos

 

 

b-trainika.com

Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции. На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия. Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов. Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности. В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно. Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса. Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание. В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности. Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т.е. тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают). Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно. Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса.

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций. Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности. Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче.

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

psihomed.com

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?


Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания невозможно осуществлять длительную и планомерную деятельность.

Обычно принято различать следующие свойства внимания: концентрация (или сосредоточенность), объем, распределение, переключение и устойчивость.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике. 2013.

  • Производство свойство
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе


psychology_pedagogy.academic.ru

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?


Произвольное внимание
— один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК. Под общей редакцией А.А. Реана. 2002.

  • Произвольная память
  • Произвольное воображение

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе


psihologiya_cheloveka.academic.ru

Произвольное внимание. Развитие произвольного внимания, нарушения и коррекция

Внимание проявляется не само по себе, а в процессе проявления таких познавательных функций, как мышление, восприятие, память. Оно является показателем динамики происходящих психических процессов, поэтому развитое произвольное внимание – непременное условие качественного выполнения любого дела.

Развитие произвольного внимания ребёнка

Важнейшую роль в развитии произвольного внимания ребёнка играет… игра. Именно она вызывает эмоциональный интерес, т.е. стимулирует непроизвольное внимание, на основе которого затем выстроится внимание произвольное. Во время игры у ребёнка формируются основные элементы волевых действий, таких как постановка цели, принятие самостоятельного решения, составление плана действий и его выполнение, приложение усилий для преодоления препятствий и, наконец, оценка конечного результата своих действий.

Развитие речи у ребёнка-дошкольника способствует развитию восприятия и формированию произвольного внимания. Уровень формирования речи напрямую связан с уровнем развития произвольного внимания, и поэтому игры на формирование речи благоприятствуют развитию произвольного внимания. Во время игры условия и требования, озвученные взрослым, помогают ребёнку овладеть произвольным вниманием.

Развивая произвольное внимание, не обойтись без воспитания силы воли, и в этом вопросе педагогам и родителям важно проявлять разумную требовательность. Разумеется, строгость и требовательность старших не должны вызывать у ребёнка страх, ведь в противном случае результат окажется плачевным – от нежелания заниматься до душевной травмы и комплекса неполноценности.

Однако опираться только на интерес в работе с детьми старшего дошкольного возраста тоже нельзя. Их нужно научить сосредоточиваться на занятиях, которые необходимы, даже если они не вызывают интереса. Неумение работать приведёт к плохому усвоению материала на последующих занятиях в школе. Ребёнок может понимать, что быть внимательным – это важно, но этого недостаточно, произвольному вниманию нужно учиться. Для дошкольника это означает научиться:

•   принимать все усложняющиеся инструкции,

•   удерживать их, сохраняя внимание, в течение всего занятия,

•   развивать в себе навыки самоконтроля.

Игры на произвольное внимание

Развитие произвольного внимания происходит постепенно, по мере развития каждого из его свойств (устойчивости, распределения, объёма, концентрации, переключаемости). Эти свойства развиваются независимо друг от друга, и их освоение неравномерно.

Для развития произвольного внимания с успехом используются разные виды игр. Это могут быть подвижные игры на внимание, развивающие разные его свойства или игры на произвольное внимание, предполагающие внимательность, усидчивость, неподвижность.

Ниже мы приводим несколько игр, хотя не сомневаемся, что при желании Вы без труда найдёте сколько угодно игр, подходящих для именно Ваших обстоятельств.

Игра «Бывает – не бывает»

Эта игра развивает слуховое внимание и помогает научиться распределению внимания. Для игры понадобится мяч. В ходе игры взрослый произносит короткое высказывание и бросает мяч. Ребёнок должен поймать его, если то, о чем говорил взрослый, бывает. Если такого не бывает, мяч ловить не нужно. Например, можно использовать такие высказывания:

•   Мышка бежала, кошку поймала.

•   Зелёный крокодил по лесу бродил.

•   В вазе у Наташки расцвели ромашки.

•   Над рекой росла метла.

•   Под кустом сидит лиса.

•   На кувшинке лягушка позвонила подружке.

•   Иван принёс проросший овёс

•   и так далее.

Не обязательно использовать рифмы, можно придумывать на ходу: «муха сочиняет пьесу», «Витя рассыпал игрушки» и т.д.

Игра «Найди меня».

Для этой игры понадобится раздаточный материал – листы с буквами, напечатанными без пробелов. Кто скорее отыщет спрятанное слово, тот и молодец. Кто найдёт больше всех слов, тот и выиграл. Например:

араимтсьвлрпаратинакинооатмтил

миаоаоплисаполеконьаттьилилвал

сливамтмтмтароперокашатитилпли

делсимимиимоаонебоводатеньмта

итдыняселорткепакошкамбаньавти

Как вариант, для детей постарше можно использовать одно длинное слово, с тем чтобы из его букв составить новые слова – такой вариант хорошо подходит для игры двоём. В этом случае после окончания заданного времени (например, один из игроков скажет: «Стоп!») игра останавливается, игроками называются найденные слова, все совпавшие вычёркиваются, и побеждает тот, у кого в результате слов останется больше. Взрослый (или словарь) поможет удостовериться, что слова существуют и написаны грамотно.

Игра «Что исчезло?»

Для игры понадобится не менее семи-восьми разных мелких предметов. Взрослый называет каждый из них их и коротко характеризует. Затем просит ребёнка закрыть глаза, убирает один из предметов и предлагает открыть глаза, посмотреть и вспомнить, чего не хватает.

Нарушения произвольного внимания

Нарушения произвольного внимания затрудняют или даже делают невозможным восприятие и изучение объекта окружающего мира. Причины нарушения произвольного внимания могут быть разными. Среди них:

•   стрессы;

•   интоксикация;

•   перенесённые инфекционные заболевания;

•   сосудистые нарушения головного мозга;

•   нейро-эндокринные процессы;

•   атрофические и дегенеративные изменения структур головного мозга;

•   органические поражения мозга.

При истощении нервной системы у любого человека может возникнуть астеническое состояние. Причиной, как правило, служат перенапряжения разного рода, истощающие нервную систему. Это могут быть и хронические недосыпания, и переживания, и умственные перегрузки, и ослабившие организм перенесённые инфекции, и интоксикация. В этом случае человеку трудно сконцентрировать внимание, сосредоточиться на выполнении задания, его раздражают и отвлекают любые посторонние звуки.

Слабая устойчивость внимания, рассеянность часто отмечаются у пожилых людей, это связано с началом проявления склероза сосудов головного мозга. Локальные поражения лобных долей головного мозга приводит к трудностям с переключением внимания.

Классификация нарушений произвольного внимания отражает нарушение его отдельных функций:

— Рассеянность – неспособность сосредоточиться на объекте. Это нарушение концентрации внимания.

— Уменьшение объема воспринимаемой информации – ограничение её количества. Это нарушение объема внимания.

— Скачкообразность, лабильность внимания – постоянная смена занятий и интересов. Это нарушение устойчивости внимания.

— Инертность (малоподвижность) внимания – проявление нарушения его переключаемости или патологическая фиксация на чём-то.

— Истощаемость внимания – нарушение его интенсивности в процессе работы.

Коррекция произвольного внимания

Поскольку нарушения произвольного внимания в большинстве случаев имеют временных характер и связаны с физическими и эмоциональными перегрузками, при правильном подходе можно достичь хороших результатов в коррекции. С этой целью используются методы психолого-педагогической коррекции, иглорефлексотерапия, электростимуляция коры и подкорковых структур мозга токами малой интенсивности, ноотропы, стимуляторы мозговой активности. Помочь выявить проблему и назначить лечение должен врач (невролог, психиатр), основываясь на тщательном предварительном обследовании.

Особо хочется остановиться на проблеме коррекции нарушений произвольного внимания у старших дошкольников, ведь без хорошо развитого произвольного внимания они не смогут усвоить необходимую информацию на занятиях. Для успешной коррекции произвольного внимания необходимо прежде всего выявить причины и факторы невнимательности. Это могут быть:

•   слабая мотивация;

•   недостаточные волевые качества;

•   недостаток базовых учебных знаний и умений;

•   неумение планировать;

•   неумение контролировать свою деятельность;

•   недостаточность психических функций;

•   нарушение динамики психических процессов.

Выявив причины, можно работать над коррекцией произвольного внимания. Прежде всего она будет направлена:

•   на повышение психической активности ребёнка;

•   на развитие способности регулировать психическую деятельность;

•   формирование желательной модели поведения;

•   на коррекцию эмоциональных отклонений.

Так, дети с психической истощаемостью нуждаются в контроле: нагрузки должны правильно распределяться и чередоваться. Такие дети нуждаются в достаточных паузах для отдыха и в «физкультминутках» для физической разрядки. Объем заданий должен повышаться постепенно, с учётом улучшения состояния. Если родители и педагоги всё делают правильно и нагрузка рассчитана адекватно, то наградой станет повышение работоспособности ребёнка и проявление активности и интереса на занятиях.

Для коррекции произвольного внимания у детей с повышенной тревожностью следует прежде всего устранить ситуации, которые их беспокоят, приводя к эмоциональному перенапряжению. Это могут быть устные ответы перед всем классом (с места или у доски). Такие дети нуждаются в ободрении, похвале, повышении самооценки, воспитании уверенности в себе и в своих силах. Проверять задание у таких детей желательно индивидуально, в устном или письменном виде.

Дети, имеющие дефицит знаний и умений и невнимательные по этой причине, нуждаются в заданиях, соответствующих их возможностям.

Гиперактивные дети для коррекции произвольного внимания нуждаются в организации рабочего места на глазах у родителя или педагога, при этом на рабочем столе не должно быть отвлекающих внимание предметов. Время от времени они нуждаются в движении, и их нельзя в этом ограничивать, но можно разумно использовать эту особенность: на занятиях такой ребёнок может собрать тетради, или вымыть доску, или принести мел.

При повышенной психической истощаемости, слабой воле и низкой мотивации учебный материал можно подавать, связывая его с той информацией, которая для ребёнка значима. Пусть ребёнок, самостоятельно или со взрослым, подумает, как в жизни ему могут пригодиться те или иные знания, умения и навыки, полученные на занятиях. Элементы соревнования, игры, поощрения в виде флажков, баллов и т. д. помогают мотивировать таких детей и улучшают произвольное внимание.

Одной из причин нарушений произвольного внимания у детей может быть недостаточный психический тонус. В этом случае внимание быстро истощается, а умственная работоспособность снижается. В этом случае полезно использовать самомассаж, дыхательные упражнения, растяжки, релаксацию, упражнения на стабилизацию общего тонуса тела.

Роль родителей в коррекции произвольного внимания ребёнка крайне велика: от них требуется терпение и особый подход, спокойное поведение, умение избежать конфликта, доверительные и доброжелательные взаимоотношения с ребёнком, позитивность.

Профилактика нарушений произвольного внимания предусматривает тренировку основных его параметров: интенсивности, объема, устойчивости, переключаемости, концентрации.

Развивать внимание никогда не поздно! В игровой форме, с удовольствием и пользой для себя, можно развивать внимание с помощью развивающих игр, используя тренажеры для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии и воспитании!

 

Фото: Ars Electronica

b-trainika.com

внимание произвольное — это… Что такое внимание произвольное?


внимание произвольное

— направляется и поддерживается сознательно поставленной целью, а потому неразрывно связано с речью. О внимании произвольном говорят, если деятельность выполняется в русле сознательных намерений и требует со стороны субъекта волевых усилий. Оно отличается активным характером, сложной структурой, опосредованной социально выработанными способами организации поведения и коммуникации; по происхождению связано с трудовой деятельностью. В условиях затрудненной деятельности предполагает волевую регуляцию и использование специальных приемов сосредоточения, поддержания, распределения и переключения внимания.


Словарь практического психолога. — М.: АСТ, Харвест. С. Ю. Головин. 1998.

  • внимание послепроизвольное
  • внимание: объем

Смотреть что такое «внимание произвольное» в других словарях:

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — внимание, возникновение и поддержание которого требует интеллектуальной и волевой активности …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • внимание произвольное — разновидность внимания, связанная с сознательным намерением сконцентрировать сознание на каком то явлении, обьекте в результате его самонастройки; оно требует волевого усилия и предполагает достижение поставленной цели …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Внимание произвольное или целенаправленное (эксплицитное) — сосредоточенность на деятельности, требующая осознанных усилий со стороны индивида. Из психопатологии известно, что этот вид внимания нарушается при психическом расстройстве в первую очередь …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • ВНИМАНИЕ —         характеристика психич. деятельности, выражающаяся в сосредоточенности и в направленности сознания на определ. объект. Под направленностью сознания понимается избират. характер психич. деятельности, осуществление выбора данного объекта из… …   Философская энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)


psychology.academic.ru

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — это… Что такое ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?


ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение учебных задач соответственно заданной ситуации: конструирование предложений по образцу, употребление отработанного речевого образца в речи, нахождение в тексте ответов на поставленные вопросы и др. При этом необычайно важна роль психологической установки на мобилизацию волевых усилий. В реальном трудовом процессе заключено единство непроизвольного и П. в. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией возможно появление так называемого постпроизвольного внимания, когда сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий, необходимость волевого поддержания П. в. исчезает, волевой компонент замещается интересом к деятельности. Ср. непроизвольное внимание.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР. Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин. 2009.

  • ПРОЕКТЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Смотреть что такое «ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе


methodological_terms.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о