Произвольное внимание – Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Содержание

Произвольное внимание, его особенности, виды, формирование. Произвольное внимание ребёнка

Внимание – особый психический процесс, благодаря которому наша познавательная активность направляется и сосредоточивается на явлениях и предметах, процессах и связях, присутствующих в окружающем нас мире.

В психологии обычно по степени участия воли в процессе запоминания различают непроизвольное, произвольное и послепроизвольное внимание. Непроизвольное не отличается ни постановкой цели запомнить, ни приложением усилий. Произвольное, напротив, характеризуется постановкой цели запомнить и сознательным применением усилий воли для запоминания. Послепроизвольное произрастает из произвольного: становясь привычным, усилие воли перестаёт быть в тягость. Постановка цели остаётся, но волевого усилия как такового больше нет. Это происходит, когда процесс целенаправленных усилий становится настолько важным, что человека захватывает его деятельность, и прилагать волевые усилия ему уже не требуется.

Особенности произвольного внимания

Произвольное внимание проявляется, когда мы ставим перед собой задачу и разрабатываем программу её реализации. Умение владеть произвольным вниманием формируется у человека постепенно, оно не является врождённым. Зато, овладев привычкой произвольно управлять своим вниманием, его направленностью и концентрацией, мы легче решаем свои задачи и уже не чувствуем напряжения или дискомфорта в связи с необходимостью сконцентрироваться и удержать внимание на том, на чём необходимо.

Произвольное внимание демонстрирует волевые качества личности и её активность, выявляет круг интересов, цели, результативность. Главная функция этого вида внимания – активное участие в регулировании течения психических процессов. Произвольное внимание позволяет находить в памяти необходимую информацию, выявлять главное, определяться с решением и действовать, решая проблемы и задачи.

Произвольное внимание, включаясь в работу, задействует кору больших полушарий головного мозга (лобные отделы), отвечающие за программирование и корректировку деятельности человека (в том числе и его поведения). Особенность произвольного внимания проявляется в том, что основной раздражитель в этом случае – сигнал от второй сигнальной системы (а не от первой, как это происходит при непроизвольном внимании). Возбуждение, возникающее в коре больших полушарий как мысль или приказ самому себе, становится доминантным. «Подпитка» произвольного внимания происходит при активизации верхних отделов мозгового ствола, ретикулярной формации, гипоталамуса, то есть под воздействием словесных раздражителей. Произвольное внимание является высшей психической функцией, отличающей человека.

Сознательное приложение волевых усилий — особенность произвольного внимания, которая помогает в процессе работы с новым, незнакомым материалом, при возникновении затруднений в работе, при снижении познавательного интереса к теме, при наличии отвлекающих факторов разного рода.

Можно выделить некоторые отличительные особенности произвольного внимания как высшей психической функции:

•   его опосредованность и осознанность;

•   произвольность;

•   возникновение в ходе эволюции развития общества;

•   формирование в течение жизни;

•   прохождение определенных фаз развития в онтогенезе;

•   зависимость и обусловленность развития произвольного внимания ребёнка от его включённости в процесс обучения и от усвоения определенных образцов организации внимания.

Виды и характеристики произвольного внимания

Можно выделить несколько видов произвольного внимания: волевое, выжидательное, сознательное и спонтанное. Каждый из этих видов произвольного внимания имеет свои специфические черты. Характеристики произвольного внимания в этом случае несколько отличаются друг от друга:

— Волевое проявляется в условиях конфликта между «хочу» и «нужно», когда приходится применить силу воли и приложить усилия.

— Выжидательное проявляется в процессе решения задач, предполагающих бдительность.

— Сознательное по характеру произвольно, но не требует больших усилий и протекает легко.

— Спонтанное внимание, близкое к послепроизвольному, характерно тем, что в этом случае начать что-то трудно, но в процессе работы усилия уже не нужны.

У старших дошкольников произвольное внимание выражено ещё относительно слабо и отличается малой устойчивостью. Поэтому перед родителями и воспитателями стоит непростая задача организовать произвольное внимание ребёнка, не пуская дело на самотёк и не обрекая развитие внимания на зависимость от случайных стечений обстоятельств.

Произвольное внимание ребёнка

Первые признаки произвольного внимания ребёнка проявляются, когда мы указываем ему на игрушку, и при этом ребёнок переводит на него взгляд. Простейшая форма произвольного внимания ребёнка начинает активно развиваться примерно в 2-3 года. К четырём-пяти годам ребёнок под руководством взрослого уже способен выполнять довольно сложные инструкции взрослого, а к шести годам ребёнок уже способен направлять свое внимание, следуя собственной инструкции. Волевые процессы развиваются с шести-семилетнего возраста.

Следует учитывать возрастные возможности ребёнка, ограничивающие время внимательного выполнения заданий. Зачастую родители считают своего ребёнка невнимательным, предъявляя к нему слишком высокие требования. Исследования психологов показывают, что в разном возрасте дети способны сосредоточиться в течение неодинакового времени даже на игре. Так, в шесть месяцев одна игра занимает ребёнка максимум четверть часа, а к шестилетнему возрасту время игры возрастает до полутора часов. В двухлетнем возрасте малыш пока ещё не способен «отвлечься на часок» игрой.

Способность концентрировать внимание также развивается постепенно, и ребёнок, как следствие, с возрастом меньше отвлекается. Исследования показывают, что если в возрасте трёх лет за 10 минут игры малыш отвлекается около четырёх раз, то в шесть лет – только один раз. Поэтому, занимаясь с ребёнком-дошкольниками, нужно отдать предпочтение коротким, чередующимся упражнениям. Каждое задание должно запускать непроизвольное внимание, захватывая новизной, привлекая и интригуя. Затем запускается произвольное внимание: взрослый даёт инструкцию, как выполнять задание. Если ребёнок увлечётся заданием, то запустится и механизм послепроизвольного внимания, что позволит ребёнку заниматься довольно длительно.

Примерно к шестилетнему возрасту происходит постепенное становление произвольного и послепроизвольного внимания: ребёнок способен усилием воли направить внимание на что-то, что нужно сделать, хотя, возможно, предпочёл бы заняться чем-нибудь более увлекательным. И только к третьему классу ребёнок уже может удерживать внимание на протяжении всего урока.

Формирование произвольного внимания

Для формирования произвольного внимания старших дошкольников рекомендуется учитывать факторы, помогающие организовать мобилизацию внимания наиболее эффективно. Этой цели служат:

— Умение группировать воспринимаемые объекты.

— Чёткое построение начала и конца игры, наличие атрибутов.

— Логически последовательные и понятные указания взрослого.

— Чередование разных видов деятельности с использованием разных анализаторов (слуховых, тактильных, зрительных).

— Дозирование нагрузки с учётом индивидуальных особенностей ребёнка-дошкольника, как возрастных, так и личных.

Формирование произвольного внимания происходит под влиянием семьи, детского сада, интеллектуального развития, в целостной системе обучения и воспитания. Оно включает в себя и развитие волевых качеств, и вырабатывание сознательного отношения к получению знаний, и физическое, и эстетическое воспитание. При этом важная роль отводится применению педагогического мастерства, благодаря которому возможно максимально эффективно организовать занятия дошкольников. От педагога потребуются доходчивость, ясность, выразительность подачи материала, наглядность, использование специальных упражнений на развитие внимания. Эффективны выделение букв, закрашивание, нахождение ошибок и другие приёмы. Привлечение дошкольников к новым для них видам деятельности, направление и руководство взрослых постепенно помогут ребёнку овладеть умением управлять вниманием самостоятельно.

В формировании произвольного внимания важная роль отводится воспитанию настойчивого следование к цели, силы воли и целеустремлённости. Не менее важная роль отводится и играм, требующим следовать определённым правилам. Такие игры воспитывают характер, волю, самостоятельность, целеустремлённость и активность.

В следующей статье мы поговорим о развитии произвольного внимания, рассмотрим несколько игр на развитие произвольного внимания, а также подробнее остановимся на видах нарушений и способах коррекции произвольного внимания ребёнка.

Регулярные занятия и тренировки всегда приносят ощутимые результаты. Развивать объём, концентрацию, устойчивость, переключаемость внимания никогда не поздно! Это можно делать ежедневно и с удовольствием, с помощью игровых тренажеров для мозга онлайн .

Желаем Вам успехов в саморазвитии!

 

Фото: Alex Proimos

 

 

b-trainika.com

Произвольное внимание — причины и особенности развития

Произвольное внимание – это один из видов внимания человека, проявляющийся свободной направленностью при использовании волевых усилий, направляющих его на необходимую, обязательную деятельность или объект, его отдельные качества или проявления, не вызывающие природного интереса. Произвольное внимание человека всегда идёт как противопоставление непроизвольному и считается более высокой формой развития психических функций, основанных на выполнении сознательной деятельности. Оно всегда определяется не интересом, а сознательно поставленной задачей, при которой направляется на обозначенные заранее предметы или их характеристики. Именно такая сознательная и опережающая непосредственную действенную активность, постановка задачи и ограничение восприятия отличает произвольное внимание от остальных видов.

Произвольное внимание является психической функцией, позволяющей слушать не очень интересные доклады; вести автомобиль, не отвлекаясь; рассматривать определённые объекты в чётко обозначенной последовательности, а не хаотичном порядке и многие другие операции. На бытовом уровне оно может проявляться когда, читая записку или книгу, смысл придаётся содержанию, а шрифт или почерк обычно ускользают от оценки и вообще восприятия. Если же намеренно ставится задача оценки каллиграфии, шрифта, размеры букв или оценки правильности написания (при обучении или в издательском деле), но благодаря произвольному вниманию будут оценены дополнительные параметры, выделенные заранее.

Удерживается произвольное внимание на практически одинаковом уровне, независимо от внешних факторов. Направленность данного типа внимания обусловлена исключительно волевыми усилиями, поэтому более громкие звуки, яркие зрительные образы или собственные отвлекающие мысли лишь немного корректируют успешность деятельности. В принципе сама особенность произвольного направления позволяет заранее минимизировать количество отвлекающих факторов или же выбрать другое удобное время для необходимого сосредоточения.

Если взять во внимание условия возникновения, то тут важным моментом является его прижизненное формирование и возможности развития при использовании орудий исторического развития, а не врождённые параметры. Возникновение данного типа внимания обусловлено определёнными стадиями развития личности, включающими физиологические процессы активации мозговых структур и психологические причины.

Причины возникновения произвольного внимания

Возникновение произвольного внимания обусловлено связями, возникающими вследствие наложения прошлого опыта и поставленной задачи, благодаря её формулировке. После того как данная функция была использована несколько раз в последующем при словесной постановке задачи внимание переключается произвольно. Это похоже на тренировку привычки или выработку условного рефлекса. Так, например, ребёнка могут просить смотреть по сторонам, переходя улицу, и когда у него за это будет присутствовать похвала или же несколько раз он испугается, практически попав под машину, на используемые ранее слова об обращении внимания на дорогу закрепляется осознанная реакция.

Важность поставленной задачи – чем выше значимость поставленной деятельности, особенно в контексте витальности или выживания, тем легче внимание можно произвольно контролировать. Это природные, врождённые факторы, позволяющие направлять своё внимание произвольно, соотнося с необходимостью, при этом вторым моментом является внутренний интерес.

Важно отметить разницу влияния интереса на возникновение произвольности или её отсутствия в процессе внимания – в случае непроизвольного интерес является ведущим мотивом, т.е. там, где ярче, лучше, увлекательнее на данный момент, туда и устремляется внимание. В случае с произвольным вниманием интерес играет роль только, когда он включается долговременную перспективу и отражает глубинные, длительные ценностные и жизненные установки личности. Именно интерес к перспективе позволяет сосредотачивать внимание на текущем моменте, а его эмоциональная наполненность при этом остаётся на втором плане, что в итоге даёт возможность заниматься неприятными или скучными вещами ради дальнейшего прогресса.

Исторической причиной возникновения направленного внимания считается эволюционное появление осознания в направлении трудовой деятельности, т.е. тех её моментов, выполнение которых не регулируется инстинктивно или желаниями (животные не обладают). Так развитие произвольного внимания осуществлялось ради приобретения возможности достижения перспективных и значимых целей, где была необходимость выполнять не только желаемые действия, но также и требуемые ситуацией.

Особенности произвольного внимания

Особенность произвольного внимания – активность личности в достижении целей, без учёта предпочтений на настоящий момент. Эта способность формируется постепенно, для чего характерен период неприятных ощущений, связанных с внутренним напряжением силы воли, но по мере того, как данный навык приобретается, уходит напряжение, а дискомфорт от необходимости всеми силами поддерживать концентрацию значительно уменьшается.

Это качество способно проявляться не только самостоятельно, но и влиять на другие процессы. Благодаря активному использованию и возможности определять направление своего внимания, человек также регулирует свою память, выбирая необходимые моменты, корректирует темп различных процессов, подстраивая их адекватно ситуации, а также полностью регулирует деятельность ради конечного результата.

С физиологической стороны данный процесс обусловлен задействованием лобных долей коры полушарий, отвечающих за коррекцию, а также программирование будущей деятельности личности. Особенность активации данных участков заключается в том, что раздражитель (сигнал, способный изменить деятельность) поступает от второй сигнальной системы. Это означает, что мысль становится приоритетным сигналом в сравнении с окружающей средой, а значит, стимулы исходящие приказом от внутреннего «я» имеют преимущество в руководстве деятельностью и направленностью внимания. Это исключает полный контроль мозга над человеческим поведением, т.к. инстинкты самосохранения по-прежнему занимают наиболее влиятельное место среди всех внутренних процессов регулировки действий.

Особенности данной высшей психической функции обусловлены опосредованностью и осознанностью, что подразумевает определенного развития психики к моменту установления произвольного внимания. Оно опирается на минимальные волевые усилия, способность к восприятию и самосознанию с дальнейшей стыковкой имеющихся факторов и желаемых результатов. Произвольность возникла в ходе эволюции, как способность к преобразованию реальности через свою деятельность, поэтому, как и все приобретённые функции, оно обязательно проходит ускоренные стадии эволюционного появления в каждой феноменологической истории личности. Обычно период формирования способности к сознательному направлению внимания формируется от рождения к шести годам, а дальше всё более оттачивается благодаря системе образования и стараниям самого человека. Это ещё одна ключевая особенность – система образования, особенности включённости ребёнка в процесс и влияние окружающих. От данных факторов зависит скорость формирования навыка и его уровень развития.

Формирование произвольного внимания

Формирование, как и развитие произвольного внимания, находятся вне личности, поэтому самостоятельное развитие данной психической функции невозможно. Только благодаря социуму, который постоянно включает личность во взаимодействие, показывает новые виды деятельности и направляют самопроизвольное внимание возможно появление направленного и контролируемого дальнейшего процесса.

Социальное окружение как бы научает ребёнка тем механизмам волевого приспособления, использование которых в будущем будет необходимо для самостоятельной коррекции своего внимания.

Формирование произвольности происходит постепенно с усвоением внешних механизмов регулировки внимания. Это могут быть указующие жесты взрослых, потом при понимании обращённой речи такие регулировки могут происходить в словесной направляющей форме. К окончанию детского сада речь взрослого обычно заменяется собственной речью ребенка, обращённой к себе или в никуда. Такие обращения носят не корректирующий характер и не попытку взаимодействия с другими, а только планирование собственной деятельности, направлением для которой являются слова. Постепенно этот процесс переходит во внутренний мир и сворачивается до подсознательных наборов функций.

Непосредственно формирование волевого контроля внимания неразрывно связано с усвоением и принятием норм социального окружения, выполнение которых как раз и требует включения данного вида навыка. Сосредоточение на необходимости выполнить (например, собрать игрушки) прежде чем заниматься тем, что выступает в приоритете интересов минутных (игра) – первое формирование произвольности. В раннем возрасте детям довольно тяжело применять незнакомые навыки, а длительное сосредоточение может вызывать быстрое психическое истощение. Нет необходимости ругать ребёнка за то, что не выполнил то, что намеревался и отвлёкся, лучше дать время и возможность самостоятельно вернуться к не очень приятной деятельности спустя какое-то время или короткий перерыв.

Слабость произвольности в младшем возрасте требует не только дополнительного напряжения от ребёнка, но и построения учебного процесса так, чтобы максимально использовалось непроизвольное внимание, и только постепенно подключалось волевое. Это необходимо как для лучшей успеваемости, так и для органичного формирования высших психических функций. Диффузный характер развития функций контроля будет сказываться на успешности освоения произвольного внимания, поэтому необходимо учитывать моменты хороших показателей и их снижения, как вариант нормативного развития.

Наиболее оптимальный путь формирования произвольности заключается в освоении и научении новой деятельности. Применяя такой подход, изначально задействуется природное непроизвольное внимание, а потом вызванный интерес или осознание собственной дальнейшей выгоды подталкивает ребёнка совершать волевые усилия в овладении новыми навыками. Потом мотивирующими факторами развития могут становиться соревновательные чувства или самолюбие, хорошо способствует чувство долга, однако тут необходимо аккуратное формирование данной мотивировки, чтобы не возникало огромного чувства вины при неудаче.

К задачам, которые ставят перед ребёнком взрослые, существуют определённые требования, такие как ясность формулировок. Это касается как самого процесса выполнения со всеми его этапами, так и того какой конечный результат или его варианты должны получиться. Общее воспитание ответственности и наблюдательности можно поддерживать, используя постоянный интерес к происходящему, для чего рекомендуется смена деятельности, а также установка посильных заданий, не перегружающих нервную систему, но дающих ощущение преодоления нового барьера.

psihomed.com

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?



Произвольное внимание
— один из видов внимания — психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.

Психология человека от рождения до смерти. — СПб.: ПРАЙМ-ЕВРОЗНАК.
Под общей редакцией А.А. Реана.
2002.

  • Произвольная память
  • Произвольное воображение

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Готовимся к письму Развиваем мелкую моторику произвольное внимание пространственное воображение Узоры прописи букв и цифр рисуем по точкам графические диктанты, Узорова О., Нефедова Е., Данное пособие включает в себя самый полный набор заданий для развития мелкой моторики. Здесь и графические диктанты, и прописи цифр, и прописи букв, и узоры, и штриховки с раскрасками. В… Категория: Обучение письму. Прописи Подробнее  Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «Произвольное внимание» >>

psihologiya_cheloveka.academic.ru

6. Характеристика непроизвольного, произвольного и послепроизвольного внимания

Внимание
– состояние психологической концентрации,
сосредоточенности
на каком – либо объекте.
Это процесс сознательного или
бессознательного (полусознательного)
отбора одной информации, поступающей
через органы чувств, и игнорирование
другой.

Непроизвольное
внимание

это внимание, которое включается,
функционирует, переключается с объекта
на объект и отключается автоматически,
без
участия сознания и воли человека.
Его вызывают
раздражители,
соответствующие потребностям индивида,
значимые для него.
Оно связано и с общей направленностью
личности. Непроизвольное внимание
возникает независимо от сознательных
намерений субъекта, без каких – либо
волевых усилий с его стороны. Основная
функция НВ заключается в быстрой и
правильной
ориентации
в постоянно меняющихся условиях среды,
в выделении тех его объектов, которые
могут иметь в данный момент наибольший
жизненный смысл.

Произвольное
внимание –
это
внимание, которое, напротив, регулируется
волей человека, находится под его
сознательным контролем.
Оно возникает, если в деятельности
человек ставит перед собой определенную
задачу
и сознательно вырабатывает программу
действий.
В ПВ проявляется активность личности,
при этом внимании интересы носят
опосредованный характер (это интересы
цели, результата деятельности). Основной
функцией ПВ является активное регулирование
протекания психических процессов.
Именно благодаря наличию ПВ человек
способен активно, избирательно «извлекать»
из памяти нужные ему сведения, выделять
главное, существенное, принимать
правильные решения, осуществлять задачи,
возникающие в деятельности.

Послепроизвольное
внимание.
Это
понятие было введено Н.Ф.Добрыниным.
Если в
целенаправленной деятельности для
личности интересными и значимыми
становятся содержание и сам процесс
деятельности, а не только его результат,
как при произвольном сосредоточении,
то говорят о послепроизвольном внимании.
Деятельность так захватывает в этом
случае человека, что ему не требуется
заметных волевых усилий для поддержания
внимания. Послепроизвольное внимание,
появляясь
вслед за произвольным,
не может быть сведено к нему. Так как
это внимание связано с сознательно
поставленной целью, оно не может быть
сведено и к непроизвольному вниманию.
Послепроизвольное внимание характеризуется
длительной
высокой сосредоточенностью,
с ним обоснованно связывают наиболее
интенсивную и плодотворную умственную
деятельность.

свойства
внимания:

Устойчивость

проявляется в способности в течение
длительного времени сохранять состояние
внимания,
на каком – либо объекте, предмете
деятельности, не отвлекаясь и не ослабляя
внимание. Устойчивость внимания может
определяться различными причинами.
Одни из них связаны с индивидуальными
физиологическими особенностями человека,
в частности со свойствами его нервной
системы, общим состоянием организма в
данный момент времени; другие характеризуют
психические состояния (возбужденность,
заторможенность), третьи соотносятся
с мотивацией (наличием или отсутствием
интереса к предмету деятельности, его
значимостью для личности) четвертые –
с внешними обстоятельствами осуществления
деятельности.

Люди со слабой
нервной системой или перевозбужденные
могут быстро утомляться, становиться
импульсивными. Человек, который не очень
хорошо чувствует себя физически, как
правило, характеризуется неустойчивым
вниманием. Отсутствие интереса к предмету
способствует частому отвлечению внимания
от него, и, напротив, наличие интереса
сохраняет внимание в повышенном состоянии
в течение длительного времени. Если
отсутствуют внешне отвлекающие моменты,
внимание бывает достаточно устойчивым.

Сосредоточенность
проявляется
в различиях, которые имеются в степени
концентрированности
внимания на одних объектах и его
отвлечение от других.

Распределение
оно
состоит в способности рассредоточить
внимание на значительном пространстве,
параллельно выполнять несколько видов
деятельности или совершать несколько
различных действий. Известно, что память
на прерванные действия способна
сохраняться в течение определенного
времени. В течение этого периода человек
может без труда возвратиться к продолжению
прерванной деятельности. Так происходит
в случаях распределения внимания между
несколькими одновременно выполняемыми
делами. Распределение внимания зависит
от психологического и физиологического
состояния человека. При утомлении, в
процессе выполнения сложных видов
деятельности, требующих повышенной
концентрации внимания, область его
распределения обычно сужается.

Объем
внимания –
определяет
количество
информации, одновременно способной
сохраняться в сфере повышенного внимания
человека.
Численная характеристика среднего
объема внимания людей 5-7 единиц информации.
Она обычно устанавливается посредством
опыта, в ходе которого человеку на очень
короткое время предъявляется большое
количество информации. То, что он за это
время успевает заметить, и характеризует
его объем внимания. Основным условием
расширения объема внимания является
формирование умений группировать,
систематизировать, объединять по смыслу
воспринимаемый материал.

Переключаемость
понимается
как перевод
внимания с одного объекта на другой, с
одного вида деятельности на иной.
Данная характеристика человеческого
внимания проявляется в скорости, с
которой он может переводить свое внимание
с одного объекта на другой, причем такой
перевод может быть как не произвольным,
так и произвольным. В первом случае
индивид невольно переводит свое внимание
на что-либо такое, что его случайно
заинтересовало, а во втором – сознательно,
усилием воли заставляет себя сосредоточиться
на каком-нибудь, даже не очень интересном
объекте. Переключаемость внимания, если
она происходит на непроизвольной основе,
может свидетельствовать о его
неустойчивости, но такую неустойчивость
не всегда есть основание рассматривать
как отрицательное качество. Она нередко
способствует временному отдыху организма,
анализатора, сохранению и восстановлению
работоспособности нервной системы и
организма в целом.

С переключаемостью
внимания функционально связаны два
разнонаправленных процесса: включение
и отвлечение внимания. Первый
характеризуется тем, как человек
переключает внимание на нечто и полностью
сосредотачивается на нем; второй – тем,
как осуществляется процесс отвлечения
внимания.

Особенности
и условия формирования внимания ребенка
раннего, дошкольного и школьного
возрастов.

Историю
развития внимания пытался проследить
Л.С. Выготский в русле своей культурно
– исторической концепции. Он писал, что
история внимания ребенка есть история
развития организованности его поведения,
что ключ к генетическому пониманию
внимания следует искать не внутри, а
вне личности ребенка.

Произвольное
внимание возникает из того, что окружающие
ребенка люди « начинают при помощи ряда
стимулов и средств направлять внимание
ребенка, руководить его вниманием,
подчинять его своей власти и тем самым
дают в руки ребенка те средства, с помощью
которых он впоследствии и сам овладевает
своим вниманием.» Культурное развитие
внимания заключается в том, что при
помощи взрослого ребенок усваивает ряд
искусственных стимулов – средств
(знаков),
посредством которых он дальше направляет
свое собственное поведение и внимание.
Процесс возрастного развития внимания
по идеям Выготского Л.С. представил
А.С.Леонтьев: с возрастом внимание
ребенка улучшается, однако развитие
внешне опосредованного внимания идет
гораздо быстрее, чем его развитие в
целом, тем более натурального внимания.
При этом в школьном возрасте наступает
перелом в развитии, который характеризуется
тем, что первоначально внешне опосредованное
внимание постепенно превращается во
внутреннее опосредованное, и со временем
эта последняя форма внимания занимает,
вероятно, основное место среди всех его
видов.

Различия
в характеристиках произвольного и
непроизвольного внимания возрастают,
начиная с дошкольного возраста, и
достигают максимума в школьном возрасте,
а затем вновь обнаруживают тенденцию
к уравниванию.

Л.С.
Выготский пишет, что с самых первых дней
жизни ребенка развитие его внимания
происходит в среде, включающий так
называемый двойной ряд стимулов,
вызывающих внимание. Первый ряд – это
сами окружающие предметы, которые своими
яркими необычными свойствами приковывают
внимание ребенка. С другой стороны, это
речь взрослого человека, произносимые
им слова, которые первоначально выступают
в роли стимулов – указаний, направляющих
непроизвольное внимание ребенка. Таким
образом, с первых дней жизни ребенка
его внимание в значительной его части
оказывается
направляемым с помощью слов – стимулов.

Вместе
с постепенным овладением активной речью
ребенок начинает управлять и первичным
процессом собственного внимания, причем
сначала – в отношении других людей,
ориентируя их собственное внимание
обращенным к ним словом в нужную сторону,
а затем — и в отношении самого себя.

Общая
последовательность культурного развития
внимания по Л.С.Выготскому состоит в
следующем: «Сначала люди действуют по
отношению к ребенку, затем он сам вступает
во взаимодействие с окружающими, наконец,
он начинает действовать на других и
только в конце начинает действовать на
себя » Вначале
взрослый направляет его внимание словами
на окружающие его вещи и вырабатывает,
таким образом, из слов могущественные
стимулы – указания; затем ребенок
начинает активно участвовать в этом
указании и сам начинает пользоваться
словом и звуком как средством указания,
т.е. обращать внимание взрослых на
интересующий его предмет.

Слово,
которым пользуется взрослый, обращаясь
к ребенку, появляется первоначально в
роли указателя, выделяющего для ребенка
те или иные признаки в предмете,
обращающего его внимание на эти признаки.
При обучении слово все более направляется
в сторону выделения абстрактных отношений
и приводит к образованию абстрактных
понятий. Л.С.Выготский считал, что
управление языка как средства направления
внимания и указателя к образованию
представлений имеет для педагогики
огромное значение, поскольку с помощью
слов ребенок выходит в сферу межличностного
отношения, где открывается простор для
личностного развития. Первоначально
процессы произвольного внимания,
направляемого речью взрослого, являются
для ребенка скорее процессами его
внешнего дисциплинирования, чем
саморегуляции. Постепенно, употребляя
то же самое средство овладения вниманием
отношению к самому себе, ребенок переходит
к самоуправлению поведением, т.е. к
произвольному вниманию.

Этапы
развития детского внимания:

  1. Первые
    недели – месяцы жизни. Появление
    ориентировочного
    рефлекса
    как объективного, врожденного признака
    непроизвольного внимания ребенка.

  2. Конец
    первого года жизни. Возникновение
    ориентировочно
    – исследовательской деятельности
    как средства будущего развития
    произвольного внимания.

  3. Начало
    второго года жизни. Обнаружение зачатков
    произвольного внимания под влиянием
    речевых инструкций взрослого, направление
    взора на названный взрослым предмет.

  4. Второй
    – третий год жизни. Достаточно хорошее
    развитие указанной выше первоначальной
    формы произвольного внимания.

  5. Четыре
    с половиной – пять лет. Появление
    способности направлять внимание под
    влиянием сложной инструкции взрослого.

  6. Пять
    – шесть лет. Возникновение элементарной
    формы произвольной внимания под влиянием
    самоинструкции (с опорой на внешние
    вспомогательные средства).

  7. Школьный
    возраст. Дальнейшее развитие и
    совершенствование произвольного
    внимания, включая волевое.

Теоретическая
концепция внимания П.Я.Гальперина.
Основные положения:

  1. Внимание
    является одним из моментов
    ориентировочно – исследовательской
    деятельности.
    Оно представляет собой психологическое
    действие, направленное на содержание
    образа, мысли, другого феномена,
    имеющегося в данный момент времени в
    психике человека.

  2. По
    своей функции внимание представляет
    собой контроль
    за этим содержанием. В каждом действии
    человека есть ориентировочная,
    исполнительская и контрольная части.
    Эта последняя и представляется вниманием
    как таковым.

  3. В
    отличие от других действий, которые
    производят определенный продукт,
    деятельность контроля, или внимание,
    не
    имеет отдельного, особенного результата.

  4. Внимание
    как самостоятельный, конкретный акт
    выделяется лишь тогда, когда действие
    становится не только умственным, но и
    сокращенным. Не всякий контроль стоит
    рассматривать как внимание. Контроль
    лишь оценивает действие, в то время как
    внимание способствует его улучшению.

  5. Во
    внимании контроль осуществляется при
    помощи критерия, меры, образа, что
    создает возможность сравнения результатов
    действия и его уточнения.

  6. Произвольное
    внимание есть планомерно осуществляемое
    внимание, т.е. форма контроля, выполняемого
    по заранее составленному плану, образцу.

  7. Для
    того чтобы сформировать новый прием
    произвольного внимания, мы должны
    наряду с основной деятельностью
    предложить человеку задание проверить
    ее ход и результаты, разработать и
    реализовать соответствующий план.

  8. Все
    известные акты внимания, выполняющие
    функцию контроля как произвольного,
    так и непроизвольного, являются
    результатом формирования новых
    умственных действий.

Методы
исследования внимания

Исследование
внимания имеет большое значение в работе
школьных психологов, в частности при
анализе причин неуспеваемости и при
выработке индивидуальных
психолого-педагогических мероприятий.

При
исследовании внимания следует учитывать,
что качества внимания у одного и того
же человека зависят от многих факторов:
возможны колебания внимания в зависимости
от утомления и общего состояния организма,
отношения человека к тому или иному
виду деятельности, его эмоционального
состояния. С другой стороны, внимание
всегда «включено» в самые разнообразные
психические явления, при его исследовании
существует необходимость вычленения,
«извлечения» его из этих процессов.
Большинство разработанных проб на
испытание внимания имеют варианты,
позволяющие не только выявлять, но и
количественно выражать различные
свойства внимания: объем, переключаемость,
устойчивость, концентрацию, избирательность
и другие.

Объем
внимания. Все методы для изучения объема
внимания можно подразделить на прямые
и косвенные. Прямой метод предусматривает
предъявление материала (например, слов,
букв, изображений предметов) в короткие
промежутки времени с помощью тахистоскопа
с последующим подсчетом замеченного
испытуемым. Индивидуальные оценки
результатов сравниваются со
среднегрупповыми.

Расстройства
внимания выявляются как во время беседы
(отвлекается на посторонние раздражители,
не может сосредоточиться, быстро
утомляется, не может переключиться и
т.д.), так и в ходе специального
психодиагностического исследования.
Из методик исследования внимания
наиболее известны и широко применяются:
корректурные пробы, счет по Крепелину,
отыскивание чисел по таблицам Шульте,
поочередное сложение, поочередное
вычитание, тест Мюнстерберга и др.

studfiles.net

произвольное внимание — это… Что такое произвольное внимание?



произвольное внимание

Произвольное внимание с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется в результате изменения и перестройки всего процесса под влиянием внешних стимулов-средств. [6.1, 401] Произвольное и непроизвольное внимание относятся друг к другу так, как логическая память к мнестическим функциям или как мышление в понятиях к дологическому мышлению. [6.1, 401] Произвольное внимание характеризуется раньше всего умением произвольно отметить фигуру и фон. Если я умею видеть вещь только таким способом, какой диктуется структурой этой вещи, то мое внимание максимально непроизвольно. Если же я умею видеть вещь так, что я могу любой элемент этой вещи сделать центром, фигурой, а все остальное фоном, то мое внимание становится максимально произвольным. [7.1, 260 – 261]

Авторский терминологический словарь Л.С. Выготского .
2014.

  • представление
  • произвольность

Смотреть что такое «произвольное внимание» в других словарях:

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Готовимся к письму Развиваем мелкую моторику произвольное внимание пространственное воображение Узоры прописи букв и цифр рисуем по точкам графические диктанты, Узорова О., Нефедова Е., Данное пособие включает в себя самый полный набор заданий для развития мелкой моторики. Здесь и графические диктанты, и прописи цифр, и прописи букв, и узоры, и штриховки с раскрасками. В… Категория: Обучение письму. Прописи Подробнее  Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «произвольное внимание» >>

vygotsky.academic.ru

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?



Произвольное внимание

Произвольное внимание отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания невозможно осуществлять длительную и планомерную деятельность.

Обычно принято различать следующие свойства внимания: концентрация (или сосредоточенность), объем, распределение, переключение и устойчивость.

Энциклопедический словарь по психологии и педагогике.
2013.

  • Производство свойство
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Готовимся к письму Развиваем мелкую моторику произвольное внимание пространственное воображение Узоры прописи букв и цифр рисуем по точкам графические диктанты, Узорова О., Нефедова Е., Данное пособие включает в себя самый полный набор заданий для развития мелкой моторики. Здесь и графические диктанты, и прописи цифр, и прописи букв, и узоры, и штриховки с раскрасками. В… Категория: Обучение письму. Прописи Подробнее  Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «Произвольное внимание» >>

psychology_pedagogy.academic.ru

Произвольное внимание. Виды внимания. Характеристики произвольного внимания :: SYL.ru

Все человеческие процессы познания направлены на различные объекты, которые в них отражаются. К пунктам познания относятся восприятие и логическое мышление. Люди постоянно думают о чём-то, что-то воображают, мечтают о том, что привлекло их произвольное внимание. Сущность человека такова, он ― постоянно мыслящая личность, без мысли он не функционирует и не развивается во всех смыслах. В естественном восприятии заключено непредвзятое отношение личности к окружающему миру, в котором она живёт и обитает, и предметам, которые ее окружают, искусственно ей созданным и природным. Отношение формируется таким понятием, как внимание. Ощущения, мышление, память, восприятие — все эти чувства имеют своё специфичное содержание, включающее единение создаваемого образа и постоянной деятельности.

  • Восприятие — это объединённый процесс преемственности образа предмета и явления действительности.
  • Мышление сочетает реальную объективную действительность и человеческую мысль.

Произвольное внимание же своего собственного содержания не имеет. Оно внутри всех эмоциональных чувств. Мы собранны, когда что-то привлекает наше внимание, оно может быть следствием прислушивания или приглядывания, это выборочная направленность в сторону объекта. За вниманием стоят интересы и потребности человека, если он заинтересован в чём-либо, это что-то его заинтересует.

Связь

Во внимании находит себе заострённое выражение связанность сознания с предметом. Меняющаяся интенсивность психической деятельности обуславливается отчётливостью объекта в представлении, это и есть особенности внимания. Если же оно пристальное, объект взаимосвязан с нарастающей работой сознания, определяющей степень начального интереса. Внимание обнаруживает взаимоотношения психической деятельности человека и предмета, на который он обратил взор или слух. Причины, разбудившие в сознании человека интерес, заключены не только в предмете, но и в отношении к нему и наоборот.

Произвольное внимание ― это в психологии следствие трудовой деятельности, они тесно связаны между собой. Мотив поведения определяет такие отклики, как настороженность, готовность действовать, бдительность, мобилизованность. Но изначально сигналом начала внимания служит заторможенность в несколько секунд, помогающая переработать информацию.

Формы внимания

Внимание делится на несколько типов, они выражаются как в практической, так и в теоретической функциональности. Сосредоточенность на движущемся объекте является первым типом интереса, его характеризует устремлённый вовне взгляд, зорко следящий и передвигающийся вслед за движением, это явное произвольное внимание. Второй тип ― пристальное внимание, обусловленное внутренней тягучей мыслительной деятельностью. Взгляд человека почти неподвижен и устремлён в одну точку. В любом случае особенности концентрации — это совокупности мыслей и действий, направленных в одну сторону, работающих в командном режиме.

Станиславский написал на этот счёт верное определение: «Внимание к объекту вызывает естественную потребность что-то сделать с ним. Действие же ещё больше сосредоточивает внимание на объекте. Таким образом, внимание, сливаясь с действием и взаимопереплетаясь, создаёт крепкую связь с объектом».

Теории и реальность

Гештальтпсихологи (структурные учёные) и представители поведенческой психологии в начале ХХ в. предприняли весьма радикальные попытки изгнать понятие о внимании из психологических терминов. Они привязывали его как термин к рефлекторным установкам и структурности сенсорного поля. Однако их механистические попытки не увенчались успехом, а наоборот, послужили толчком к более детальному рассмотрению теории, подвигшему внимание в степень отдельного научного исследования.

Примитивные, начальные формы внимания можно отнести к рефлекторным установкам, так как именно рефлексы отвечают за внешние раздражители посредством восприятия. Так, яркие предметы привлекают произвольное внимание. Первым реагирует зрение, посылая в мозг соответствующий рефлекс. Или ухо начинает прислушиваться в сторону привлекших его звуков. Только рефлекторные установки являются лишь самыми первичными признаками.

Структурность сенсорного поля объясняет лишь часть аспекта, внимание никак не может быть разделено на чувственное содержимое вроде влечения и структурное одностороннее целое. Характеристики произвольного внимания заключаются в отвлечении, в аналитическом размышлении над всеми сторонами представляемого привычного объекта.

Виды внимания, которые повсюду разъясняются как функции мыслительного процесса, по существу выражают лишь степень отношения человека к окружающей среде. Если человек обладает высшими формами внимания, это означает обособленность от природы, противопоставление ей. Он получает возможность мысленно переключать реальную ситуацию в читаемый контекст, преобразовывать, представлять, выделять различные моменты.

Между тем внимание ― это взаимосвязь между действием и мыслью, направлением психических процессов. Сознание направляет произвольное внимание на привычный ему предмет случайным образом, скользя и не мешая текущему ходу мыслей. Здесь уже нет интереса и влечения. Развитие произвольного внимания проходит на подсознательном уровне. Первой ступенью становятся те же рефлекторные установки. В младенчестве ребёнок изучает мир посредством непроизвольного внимания, его привлекают яркие краски и звуки. Со временем непроизвольное внимание формируется в произвольное, тем самым подчиняя самовольные нейроны в мозгу человека действующим закономерностям. Произвольное и непроизвольное внимание зависит от сознательных намерений и помыслов человека в средоточии его ареала. Он вынужден изучать мир, в котором он живёт, на протяжении всего жизненного цикла, потому что он перемещается и мигрирует по планете.

Свойства

Особенности произвольного внимания заключены в странном союзе собственной пассивности и элементов активности объекта. Иными словами, если произвольное внимание человека направлено на изучаемый давно им объект, он не замечает ничего вокруг, а малейшее изменение в его фокусе будет им зафиксировано. Виды произвольного внимания делятся на первичное, вторичное и третье. Вернуться от непроизвольного обратно к произвольному и удержать его ― это вторичное. Например, отвлечься от привычного созерцания к привлекшей инородной детали и вновь вернуться к обзору, пытаясь найти предыдущую точку визуального контакта, означает вторичное произвольное. Подавление возникшей рассеянности без усилий является третьей иллюстрацией.

Часть педагогики

Формирование произвольного внимания напрямую определяет изначальную концентрированность на объекте, сулящем нам какой-то посыл. Ведь акцентируя на чём-либо внимание, мы оцениваем и разглядываем это, стимулируя мозговую деятельность и мысленно собирая картотеку предметов и явлений. Своевременное развитие произвольного внимания у детей обусловлено именно расчётом на систематизацию данных, чёткое усваивание материала вне зависимости от отвлекающих событий. Чтобы приучить школьника владеть техникой произвольного внимания, следует в первую очередь воспитать в нём дисциплину и концентрацию.

Характеристики произвольного внимания младших школьников зависят от качества педагогического материала, его размеров и объёма доступной информации, не перегружающей учеников. Правильное распределение достигается при помощи специальных методик с упражнениями, нацеленных на тренировку постоянного или косвенного изучения.

Школьникам в младших классах тяжело удерживать внимание на учебных материалах в непривычном для них количестве, поэтому психологами и педагогами разрабатываются пособия, помогающие развитию непроизвольного внимания у детей. Владение несколькими упражнениями позволяет им легче переносить смысловую нагрузку, особенно если техники по содержанию хорошего качества и приспособлены под их возраст.

Физиология внимания

Когда «включается» внимание, работа психики значительно усиливается. Нейроны посылают друг другу сигналы, характеризующие типаж эмоции, начиная с настороженности и заканчивая произвольным вниманием, пристальным. Посылы нейронов, в свою очередь, отражаются на всём организме, паническая неразбериха сигналов на самом деле является слаженным механизмом, но приводит в боевую готовность все остальные центры нервной системы.

Внимание может быть в нескольких стадиях:

  • концентрированность;
  • распределяемость;
  • устойчивость.

Концентрированность означает сосредоточенность человека на чём-либо, она зависит от степени восприятия и интереса к предмету. Тут главную роль может сыграть как произвольное, так и непроизвольное внимание, они могут сменять друг друга, в зависимости от объёма информации.

Способности к распределяемости позволяют охватывать несколько объектов одновременно, причём эта наработанная способность напрямую зависит от умения удерживать и концентрировать произвольное внимание. Устойчивость взаимосвязана с временной переменной, длительностью изучения.

Непременно стоит упомянуть такое понятие, как колебания внимания. Сенсорная ясность размывается, когда органы, связанные с сосредоточением, утомляются.

Всё-таки произвольное внимание имеет корни в непроизвольном, поэтому основой концепции разработки методических пособий по развитию устойчивости направленности умственного процесса является открытие в привычном новых граней, вторичного признака. В тех местах, где сознание упирается в скудное содержание с ограниченными возможностями изучения, неизбежны колебания, отвлекающие и не дающие сконцентрироваться. Если же тема может открыться с неизведанной стороны, есть предпосылки для исследований, произвольное внимание может долго оставаться устойчивым. Только возможность развёртывать динамику гарантирует мыслительный процесс, влияющий на прогресс произвольного внимания.

Рассеянность

Не надо путать рассеянность и многообразие интересующего объекта. Рассеянность означает зрительное и смысловое перемещение внимания, не фиксирующее никаких деталей. Одновременно вероятность существования центра взаимосвязи нескольких предметов идет равномерно с работой психических регуляторов. Если все эти предметы имеют общее основание для рассмотрения, внимание будет устойчивым и произвольным, будет нести смысловую подоплеку и не рассеиваться. Произвольное внимание — это в психологии отдельный аспект.

Умственный труд целенаправленно соединён с видом внимания. Лишь высшие формы понимания могут помочь качественно обработать несущий информативный материал. Устойчивость внимания не исключает возможности переключаться на новые объекты, не теряя предыдущей смысловой нагрузки, в этих процессах участвуют внутренние связи, делающие внимание гибким.

Умение переключаться у всех людей различно, в первую очередь оно зависит от способностей индивида, от его темперамента. Переключение можно развить путём упражнений, но ещё оно бывает трудным, если приходится перебегать с ситуации с непроизвольным вниманием на операцию с участием произвольного.

Сознание

Произвольное и непроизвольное внимание — это очень важный элемент сознания. А человеческое сознание многогранно. Мысли, эмоции, сила воли — все эти психические процессы переплетаются с видами внимания. Его типы:

  • широкое;
  • узкое;
  • распределяемое;
  • переключаемое;
  • концентрированное;
  • устойчивое;
  • неустойчивое;
  • флуктуирующее.

Учёными отмечено, что произвольное внимание, высшие формы его проявления заключены в физическом труде. Рутинная работа качественно развивает все виды произвольного внимания, причём это делается на подсознательном уровне, превращаясь в профессиональные навыки. К примеру, рабочий стоит и контролирует функциональность нескольких станков, причём не отвлекается от одного и того же, проверяя неизменные форму и качество производственных деталей.

Детское внимание

Дети более всего подвержены проявлениям непроизвольного, часто меняющегося внимания. Недолгое изучение одного предмета теряет всякую привлекательность с появлением другого. Поддержание произвольного внимания имеет ценность с малых лет. В школьном возрасте малый процент умения концентрироваться и удерживать его может сыграть негативную роль. Ребёнок, который невнимателен с объектом, не сможет тщательно его изучить. Его мыслительный процесс постоянно «соскакивает» на другие темы. Психологами давно замечена эта проблема с произвольным вниманием у детей. В упражнениях, направленных на огранку рефлексов, хорошо помогает манипулирование. Дети повторяют за взрослыми все движения и речь, этот фактор эффективно используется в методах, развивающих соответствующие навыки.

Продуманная организация упражнений позволит малышу освоить первоначальные неосознанные типы внимания, впоследствии ему будет гораздо легче осваивать школьный материал. Урок в среднестатистической школе проходит 45 минут, потому что это максимальное время для допустимой нагрузки на ребёнка согласно его возрасту. Произвольное внимание школьников рассчитывается от времени на объём материалов. Постепенно детсадовец привыкает к практическим занятиям лепкой или рисованием, так и ученик — к систематическому сосредоточению в течение недели. Для педагогов важно, чтобы подаваемый ими материал был постоянно интересен аудитории, несмотря на специфику содержания.

Таким образом, для развития произвольного внимания важны направленность и тренировка волевых навыков. Ученики способны познавать лишь при умении использовать свои способности к анализу в сочетании с дисциплинированностью и систематизацией школьной системы образования.

Послесловие

Рассеянность тоже может быть разной степенью внимания. При реальной рассеянности человек не умеет даже управляться с собственным обиходом, потому что произвольное внимание у него совсем не развито. И второе, она может быть следствием концентрированного внимания, когда человек сосредоточен на решении какой-то проблемы длительное время, все остальные элементы жизни размываются на фоне центрального изучения, в котором принимают участие все нервные окончания. Психика устроена самым непостижимым и странным образом, и чтобы управлять собственным телом, надо найти ключи к загадкам человеческого мозга. Эмоциональные факторы весьма опосредованы, они рождаются из побуждений и желаний.

Трудовая деятельность, которая осуществляется человеком с помощью и из-за произвольного внимания, идёт параллельно с игрой во взаимоотношения людей и природы, собственной и их окружающей. Действия, присущие детям, на самом деле сопровождают личность весь ее сознательный путь. Поэтому препятствия, возникающие на жизненном пути, человек рассматривает в первую очередь как головоломку, и только интерес помогает ему оценить и сопоставить размеры загадки и сделать альтернативные выводы решения. Произвольное внимание младших школьников растёт вместе с ними. Между тем, только волевое усилие влечёт выработку произвольного внимания и наоборот.

Изучение методики произвольного внимания издавна и по-прежнему представляет собой большой практический и теоретический интерес. Оно является одним из способов углублённого познания природы мышления и присущих ему закономерностей. Детальное изучение внимания требует специального анализа всех его процессов и сторон, вполне понятен практический интерес педагогов и воспитателей к этому вопросу психологии. Для этого они избегают монотонности и обыденности в своих занятиях, ведь чтобы развить произвольное внимание, надо заставить тематику зазвучать по-новому, раскрыться с другой стороны и намекнуть, что это лишь одна из скрытых потенциальных возможностей.

Итак, мы рассмотрели виды внимания и выделили важность и актуальность методики, произвольное внимание в которой, несомненно, является основополагающей частью наряду с интересом к объекту или предмету. Преподавателям же важно понимать структуру психического развития и разбираться в ней для более конкретизированной и ёмкой подачи материала. Следовательно, любая работа, связанная с обучением детей, напрямую связана с наукой психологией.

Никакая умственная работа не проходит без участия внимания. Его концентрированное содействие помогло и помогает выживать человеку, а многоообразие окружающей среды дарит познания и содействует рождению таких умных людей с гениальным потенциалом, как творческие личности, обладающие высшими формами внимания. Они способны увидеть и проанализировать с новой стороны то, что другие не оценили по достоинству, мельком проглядев. Особенности внимания помогают им. Самым ярким примером научного открытия служит легенда про Архимеда, обратившего своё произвольное внимание на обычное явление.

www.syl.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о