Произвольное внимание – Произвольное внимание

Содержание

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более
низкая форма внимания, которое возникает
в результате воздействия раздражителя
на какой-либо из анализаторов. Оно
образуется по закону ориентировочного
рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания
может быть вызвано особенностью
воздействующего раздражителя, а также
обусловливаться соответствием этих
раздражителей прошлому опыту или
психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может
быть полезным, как в работе, так и в быту,
оно дает нам возможность своевременно
выявить появление раздражителя и принять
необходимые меры, и облегчает включение
в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание
может иметь отрицательное значение для
успеха выполняемой деятельности,
отвлекая нас от главного в решаемой
задаче, снижая продуктивность работы
в целом. Например, необычный шум, выкрики
и вспышки света во время работы отвлекают
наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного
внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил
    именно этот фактор, считая, что в
    результате целенаправленной активизации
    движений происходит концентрация и
    усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что
характер непроизвольного внимания
коренится в глубоких тайниках нашего
существа. Направление непроизвольного
внимания данного лица обличает его
характер или, по меньшей мере, его
стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем
вывести заключение относительно данного
лица, что это человек легкомысленный,
банальный, ограниченный, или чистосердечный
и глубокий. Красивый пейзаж привлекает
внимание художника, действуя на его
эстетическое чувство, тогда как местный
житель в этом же пейзаже видит лишь
что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете
внимание, то я смогу определить кто Вы:
прагматик или высоко духовная личность.
Здесь речь идет уже о другом виде
внимания — произвольном, преднамеренном,
активном.

Если внимание непроизвольное есть и у
животных, то произвольное внимание
возможно только у человека, и возникло
оно благодаря сознательной трудовой
деятельности. Для достижения определенной
цели человеку приходится заниматься
не только тем, что само по себе интересно,
приятно, занимательно, делать не только
то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и
свойственное только человеку формируется
в процессе обучения: в быту, в школе, в
труде. Оно характерно тем, что направляется
на объект под влиянием нашего намерения
и поставленной цели. Здесь все просто,
нужно поставить цель: «Мне надо быть
внимательным, и я заставлю себя быть
внимательным, несмотря ни на что», и
упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного
внимания служит очаг оптимального
возбуждения в коре мозга, поддерживаемый
сигналами, идущими от второй сигнальной
системы. Отсюда очевидна роль слова
родителей или преподавателя для
формирования у ребенка произвольного
внимания.

Возникновение произвольного внимания
у человека исторически связано с
процессом труда, т.к. без управления
своим вниманием невозможно осуществлять
сознательную и планомерную деятельность.

studfiles.net

Управление персоналом, образование, личное развитие. Тесты. Внимание. Память. IQ-тесты. Effecton Studio. Эффектон

Виды внимания

Рассмотрим основные виды внимания. Это

  • природное и социально обусловленное внимание,
  • непосредственное и опосредствованное внимание,
  • непроизвольное и произвольное внимание,
  • чувственное и интеллектуальное внимание.

Природное внимание дано человеку со дня его рождения как врожденная способность избирательно реагировать на те или иные внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны. Основной механизм, обеспечивающий работу такого внимания, называется ориентировочным рефлексом.

Социально обусловленное внимание складывается в результате жизненного опыта, обучения и воспитания, связано с волевой регуляцией поведения, с сознательным избирательным реагированием на объекты.

Непосредственное внимание не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.

Опосредствованное внимание регулируется с помощью специальных средств, например жестов, слов, указательных знаков, предметов.

В самом деле, трудно заставить себя быть внимательным к чему-то, с чем ничего нельзя сделать, что не вызывает нашей внешней или внутренней активности. Но есть предметы и явления, которые как бы приковывают к себе внимание, иногда даже вопреки нашему желанию. В одном случае надо заставить себя быть внимательным, а в другом — предмет как бы сам обеспечивает внимание, заставляет на себя смотреть, слушать и т.д.

Здесь можно сказать о двух различающихся видах внимания — непроизвольном и произвольном внимании. Непроизвольное (пассивное) внимание, в возникновении которого наше намерение не принимает участия, и произвольное (активное), возникающее благодаря нашему намерению, вследствие приложения нами усилия воли. Таким образом, само запоминается то, на что направлено непроизвольное внимание; то, что надо запомнить, нуждается в произвольном внимании.

Непроизвольное внимание

Непроизвольное внимание — более низкая форма внимания, которое возникает в результате воздействия раздражителя на какой-либо из анализаторов. Оно образуется по закону ориентировочного рефлекса и общее для человека и животных.

Возникновение непроизвольного внимания может быть вызвано особенностью воздействующего раздражителя, а также обусловливаться соответствием этих раздражителей прошлому опыту или психическому состоянию человека.

Иногда непроизвольное внимание может быть полезным, как в работе, так и в быту, оно дает нам возможность своевременно выявить появление раздражителя и принять необходимые меры, и облегчает включение в привычную деятельность.

Но в то же время непроизвольное внимание может иметь отрицательное значение для успеха выполняемой деятельности, отвлекая нас от главного в решаемой задаче, снижая продуктивность работы в целом. Например, необычный шум, выкрики и вспышки света во время работы отвлекают наше внимание и мешают сосредоточиться.

Причины возникновения непроизвольного внимания

Причинами возникновения непроизвольного внимания могут быть:

  1. Неожиданность раздражителя.

  2. Относительная сила раздражителя.

  3. Новизна раздражителя.

  4. Движущиеся предметы. Т. Рибо выделил именно этот фактор, считая, что в результате целенаправленной активизации движений происходит концентрация и усиление внимания на предмете.

  5. Контрастность предметов или явлений.

  6. Внутреннее состояние человека.

Французский психолог Т. Рибо писал, что характер непроизвольного внимания коренится в глубоких тайниках нашего существа. Направление непроизвольного внимания данного лица обличает его характер или, по меньшей мере, его стремления.

Основываясь на этом признаке, мы можем вывести заключение относительно данного лица, что это человек легкомысленный, банальный, ограниченный, или чистосердечный и глубокий. Красивый пейзаж привлекает внимание художника, действуя на его эстетическое чувство, тогда как местный житель в этом же пейзаже видит лишь что-то обыденное.

Произвольное внимание

Если Вы скажете мне, на что Вы обращаете внимание, то я смогу определить кто Вы: прагматик или высоко духовная личность. Здесь речь идет уже о другом виде внимания — произвольном, преднамеренном, активном.

Если внимание непроизвольное есть и у животных, то произвольное внимание возможно только у человека, и возникло оно благодаря сознательной трудовой деятельности. Для достижения определенной цели человеку приходится заниматься не только тем, что само по себе интересно, приятно, занимательно, делать не только то, что хочется, но и то, что необходимо.

Произвольное внимание более сложное и свойственное только человеку формируется в процессе обучения: в быту, в школе, в труде. Оно характерно тем, что направляется на объект под влиянием нашего намерения и поставленной цели. Здесь все просто, нужно поставить цель: «Мне надо быть внимательным, и я заставлю себя быть внимательным, несмотря ни на что», и упорно идти к этой цели.

Физиологический механизм произвольного внимания

Физиологическим механизмом произвольного внимания служит очаг оптимального возбуждения в коре мозга, поддерживаемый сигналами, идущими от второй сигнальной системы. Отсюда очевидна роль слова родителей или преподавателя для формирования у ребенка произвольного внимания.

Возникновение произвольного внимания у человека исторически связано с процессом труда, т.к. без управления своим вниманием невозможно осуществлять сознательную и планомерную деятельность.

Психологическая особенность произвольного внимания

Психологической особенностью произвольного внимания является сопровождение его переживанием большего или меньшего волевого усилия, напряжения, причем длительное поддерживание произвольного внимания вызывает утомление, зачастую даже большее, чем физическое напряжение.

Полезно чередовать сильную концентрацию внимания с менее напряженной работой, путем переключения на более легкие или интересные виды действия или же вызвать у человека сильный интерес к делу, требующему напряженного внимания.

Человек прилагает значительное усилие воли, концентрирует свое внимание, понимает содержание необходимое для себя и уже дальше без волевого напряжения внимательно следит за изучаемым материалом.

Его внимание становится теперь вторично непроизвольным, или после-произвольным. Оно будет значительно облегчать процесс усвоения знаний, и предупреждать развитие утомления.

Внешне- и внутренне-направленное внимание

Внимание может быть обращено либо на объекты внешнего мира, либо на мысли, чувства, воспоминания. По этому признаку различают внешне- и внутренне-направленное внимание.

Если у человека во время выполнения какого-либо задания всплывают в памяти воспоминания, отвлекающие его от основного занятия, — это будет непроизвольное внутренне-направленное внимание. Иногда непроизвольное, но интенсивное внутренне-направленное внимание может обусловливать невнимательность человека.

Произвольное внимание выделяет из всей массы явлений, действующих на анализаторы, только ту ее часть, которая должна занять центральное место в деятельности человека. Однако эта часть не всегда одинакова по объему. Она различна в одних и тех же обстоятельствах у разных людей и у одного и того же человека в различных условиях.

Волевая регуляция внимания

Непроизвольное внимание не связано с участием воли, а произвольное обязательно включает волевую регуляцию. Непроизвольное внимание не требует усилий для того, чтобы удерживать и в течение определенного времени сосредоточивать на чем-то внимание, а произвольное требует этого.

Наконец, произвольное внимание в отличие от непроизвольного обычно связано с борьбой мотивов или побуждений, наличием сильных противоположно направленных и конкурирующих друг с другом интересов, каждый из которых сам по себе способен привлечь и удерживать внимание. Человек же в этом случае осуществляет сознательный выбор цели и усилием воли подавляет один из интересов, направляя все свое внимание на удовлетворение другого.

Благоприятные условия работы

Вряд ли удастся сосредоточиться, если во всю мощность ревет включенный магнитофон, телевизор или рядом друзья обсуждают интересную, но постороннюю по отношению к вашей работе проблему. Однако не возможно добиться полной тишины и не стоит терроризировать окружающих, требованием замолчать. Иногда стремление избавиться от отвлекающих раздражителей становится болезненным.

Очень важно найти свой, т.е. наиболее благоприятный именно для Вас, режим, ритм и внешние условия работы. Обычно такой стиль вырабатывается сам собой, хотя иногда его приходится искать методом проб и ошибок.

Раздражители могут порой не только не мешать работе, но даже помогать концентрации внимания. Когда в центральной нервной системе существует доминирующее возбуждение, то посторонние слабые раздражители создают дополнительные субдоминантные очаги, которые как бы притягиваются к главному, отдают ему свою энергию, усиливают, укрепляют доминанту. Поэтому тихая музыка, рабочий шум, нормальные уличные шумы часто помогают сосредоточиться.

Наконец, можно различать чувственное и интеллектуальное внимание. Первое по преимуществу связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств, а второе — с сосредоточенностью и направленностью мысли. При чувственном внимании в центре сознания находится какое-либо чувственное впечатление, а в интеллектуальном внимании объектом интереса является мысль.

Необходимо отметить такую особенность внимания, которая как бы связывает все другие психические явления, где оно проявляется, и не сводится к моментам различных видов деятельности человека. В любой сознательной деятельности постоянно переплетаются все виды внимания.

Эксклюзивный материал сайта «www.effecton.ru — психологические тесты и коррекционные программы». Заимствование текста и/или связанных материалов возможно только при наличии прямой и хорошо различимой ссылки на оригинал. Все права защищены.

www.effecton.ru

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — это… Что такое ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ?



ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ

ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ.

Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение учебных задач соответственно заданной ситуации: конструирование предложений по образцу, употребление отработанного речевого образца в речи, нахождение в тексте ответов на поставленные вопросы и др. При этом необычайно важна роль психологической установки на мобилизацию волевых усилий. В реальном трудовом процессе заключено единство непроизвольного и П. в. По мере развития операционально-технической стороны деятельности в связи с ее автоматизацией возможно появление так называемого постпроизвольного внимания, когда сохраняется соответствие направленности деятельности сознательно принятым целям, но ее выполнение уже не требует специальных умственных усилий, необходимость волевого поддержания П. в. исчезает, волевой компонент замещается интересом к деятельности. Ср. непроизвольное внимание.

Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). — М.: Издательство ИКАР.
Э. Г. Азимов, А. Н. Щукин.
2009.

  • ПРОЕКТЫ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ
  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ЗАПОМИНАНИЕ

Смотреть что такое «ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание —    психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой либо деятельности не требует… …   Криминалистическая энциклопедия

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Готовимся к письму Развиваем мелкую моторику произвольное внимание пространственное воображение Узоры прописи букв и цифр рисуем по точкам графические диктанты, Узорова О., Нефедова Е., Данное пособие включает в себя самый полный набор заданий для развития мелкой моторики. Здесь и графические диктанты, и прописи цифр, и прописи букв, и узоры, и штриховки с раскрасками. В… Категория: Обучение письму. Прописи Подробнее  Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ» >>

methodological_terms.academic.ru

Виды внимания, типы и свойства: произвольное, непроизвольное

Внимание – это когда человек избирательно направляет и сосредотачивает свое сознание на объекте или определенной деятельности. У индивида при этом повышается сенсорная и двигательная, и интеллектуальная активности. У внимательности основа органическая, представляющая особую структуру мозга, обеспечивающая функционирование этого параметра и отвечающая за проявление характеристик внешнего плана. В мозге за внимательность отвечают особые клетки – нейроны, которых специалисты называют ещё детекторами новизны.

Для чего нужна внимательность?

Отвечают на данный вопрос функции, осуществляемые вниманием. Важность внимательности можно обозначить на простейших ситуативных примерах из ежедневной деятельности человека, проиллюстрировав произведение о «рассеянном с улице Бассейной». Так, невнимательность может привести к совершению ошибочных действий. При некоторых психических расстройствах невнимательной в крайних ее проявлениях выступает в качестве симптома недуга. Невнимательность у детей может свидетельствовать о замедленных процессах развития. Так, может быть нарушено произвольное внимание.

Психологи выделяют следующие основные функции:

  • бдительность;
  • реакция на сигналы и их обнаружение;
  • функции поиска;
  • избирательность;
  • распределение.

Бдительность важна при обеспечении чувств личной безопасности. Функции поиска также напрямую связаны с внимательностью. Так, развитию этого качества посредством поиска способствует такая простая школьная методика, как работа над ошибками и проверка собственной работы на предмет их наличия. Это не просто развивает внимательность, а формирует непроизвольное внимание.

Важна внимательность в сфере интеллектуальной работы. С целью выявления степени его сформированности и развитости, используются различные методики.

Кроме того, в психологии используется такие понятие, как признаки внимания. К их числу можно отнести пантомические особенности поведения: замирание, задержка дыхания или его замедление, проявляющиеся в сосредоточенности на определенном объекте, при интеллектуальной работе. Так, сегодня в числе наиболее изученных – зрительное внимание. Признаком его проявления является созерцание или разглядывание видимых предметов, способность к запоминанию их расстановки или внешних особенностей. Развивают зрительное внимание детей посредством цвета или формы. Развитие слухового внимания основывается на способностях к запоминанию звуков, произношений.

Внимательность во всем своем многообразии

Такой параметр, как внимательность, в рамках психологической науки также подвержено классификации. Выделяют следующие виды внимания:

  1. непроизвольное;
  2. произвольное;
  3. послепроизвольное.

В основе классификации заложены принципы сознательности выбора, его направленности и регуляции. Также важно упомянуть, что нижеописанные виды внимания никак нельзя рассматривать по отдельности.

Непроизвольное внимание

Чтобы оно себя проявило, человеку не требуется прилагать особых усилий. Достаточно какого-то сильного раздражителя в виде нового, вызывающего интерес. Ключевой функцией непроизвольного внимания считается возможность человека быстро и адекватно ориентироваться при постоянно изменяющихся параметрах окружающего мира, выделяя объекты, имеющие важное значение в жизненном, личностном плане.

Непроизвольное внимание в медицине представлено несколькими синонимами – пассивная внимательность или эмоциональная. Этим подчеркивается, что у индивидуума отсутствуют усилия, направленные на сосредоточение на объекте. Отмечается наличие связи между объектами внимания и его эмоциями.

Произвольное внимание

Имеет также следующие синонимы в литературе – активное или волевое. Данному типу характерно целенаправленное сосредоточение сознания вкупе с усилиями воли. Человек, поставивший перед собой некую задачу и осознанно вырабатывающий программу по ее достижению, запускает свое произвольное внимание. А оно начинает регулировку протекающих в мозгу психических процессов. Чем сильнее воля у индивидуума, тем больше сил он сможет мобилизовать на решение поставленных задач. Благодаря этой функции, человек может извлекать из своей памяти только необходимую для этого информацию, выделяя из всего объема памяти самое главное.

На основании этой особенности работает и развитие произвольного внимания. Обычный человек без специальных тренировок способен использовать его около 20 минут.

Послепроизвольный вид

Послепроизвольный вид возникает в ситуациях, когда задача из первостепенной переходит в обыденную. Как пример можно привести школьника с его домашними заданиями. В первое время он усилием воли садится за их выполнение, но постепенно этот процесс становится обыденностью, и для его выполнения не нужно волевого усилия с его стороны. Послепроизвольный вид – это привычка к чему-то.

По психологическим характеристикам данный вид несколько схож с непроизвольным. Длительность проявления послепроизвольной внимательности может равняться нескольким часам. Его активно используют в педагогической практике, искусственно вводя школьников в состояние послепроизвольного внимания.

Другие виды и свойства внимания

Кроме этих вышеописанных, относящихся к основным, существует еще несколько:

  • Природное внимание – дается человеку с рождения. Оно выражается в избирательном реагировании индивидуума на стимулы с элементами новизны. И неважно внутренние они или внешние. Основной процесс, обеспечивающий данные типы внимания, частности их деятельность – это ориентировочный рефлекс;
  • Социально обусловленное внимание является результатом обучения и воспитания человека. Имеет тесную связь с регуляцией поведения при помощи воли и сознательно-избирательным реагированием на объект внимания;
  • Непосредственное внимание – управляется только тем объектом, на которое оно направлено и если объект внимания полностью соответствуют потребностям и интересам человека в данный момент;
  • Опосредствованное внимание. Ее регуляция происходит при помощи специальных средств, в число которых входят жесты, слова, указующие знаки или предметы;
  • Чувственное внимание – является частью с эмоциональности человека и избирательной деятельностью его органов, отвечающих за чувства;
  • Интеллектуальное внимание контактирует направленностью и сосредоточенностью человеческой мысли.

Свойства и проявления внимательности не подвержены классификации. А наблюдать их можно в ходе интеллектуальной деятельности. Так, это способность к сосредоточенности, переключения с одного вида деятельности на другую работу. Учитывается и такая характеристика, как интенсивность. Она зависит от психологической значимости и важности для индивидуума интеллектуальной или иной деятельности.

Концентрированность – способность сосредоточения на конкретном объекте в течение длительного периода времени, является одним из основных признаков внимательности.

Развитие внимание

Практически все формы внимания можно развивать. Этому способствует учебная, интеллектуальная и трудовая деятельность человека. При этом рекомендуется создавать для него условия, способствующие формированию:

  1. интеллектуальная работа в условиях отвлекающих факторов, при этом, добиваясь того, чтобы человек на них не отвлекался;
  2. добиться от человека того, чтобы он осознал, что осваиваемый им труд имеет общественное значение, и он должен нести ответственность за выполненную им работу;
  3. распределение и объем внимания можно сформировать в качестве определенного трудового навыка или интеллектуальной деятельности путем одновременного выполнения нескольких действий в условиях, когда темп деятельности нарастает. Таким способом развивают, например, зрительное внимание. Присутствует и классификация по степени сложности различных методик.

Устойчивость внимательности можно обеспечивать развитием волевых качеств индивида. Переключение развивается подбором специальных упражнений. Метод нередко применяется, когда важно развитие произвольного внимания. Единственное условие обучения – это делать любую работу качественно.

Автор статьи: Сюмакова Светлана

pamyatplus.ru

Произвольное внимание: избирательность и переключение

Внимание играет важную роль в жизни человека, помогая обеспечить безопасность существования. За счет него происходит концентрирование мыслей на реальных или несуществующих предметах, повышение навыков и знаний человека. Эволюция человеческого сознания привела к развитию внимательности, которая проявлялась в обобщении мыслей и углубленном изучении интересующего предмета.

Внимание и внимательность представляет собой конкретное состояние сознания, помогающее сосредоточить или направить мысли в нужное направление. Оно участвует в познавательной и исследовательской работе человека, которая помогает лучше и полнее отразить жизнедеятельность людей.

Внимательность зависит от психологических процессов, протекающих в организме, связано с интеллектуальными способностями человека, эмоциями и восприятием окружающего мира.

Черты, характеризующие внимание:

  • Объем. Измеряется количеством предметов, на которые нужно направить внимание в короткий период. Объем определяется специально разработанными приборами. Установлено, что в одну секунду человек обращает свой взор на 4–6 предметов.
  • Предметность. Способность разделять поток импульсов, учитывая поставленные цели, актуальность и необходимость поступающих сигналов.
  • Переключение внимания. Учитывается переключение внимания с одного явления на другой за конкретный промежуток времени. В жизни переключение внимания играет главную роль и требуется постоянной работы. Переключаемость внимания помогает познавать окружающий мир без вреда для здоровья, так как объем внимания человека невелик и состоит из индивидуальных особенностей. Кому-то легче дается, кому-то наоборот. Переключение внимания требует затрат нервной системы и усилий воли.
  • Распределение. Способность концентрироваться одновременно на нескольких разнородных объектах.
  • Сосредоточение. Поддержание концентрации на предмете достаточное количество времени для получения достоверной информации о качествах и характеристиках.
  • Концентрирование. Концентрация на предмете продолжительное время, переключение на другие малозначащие объекты и действия, возвращение на первоначальный предмет.
  • Устойчивость. Способность концентрироваться на одном и том же предмете, не отвлекаясь от него.

Виды внимания

В психологии существует 3 вида способности, различающиеся по происхождению и методом работы:

  1. произвольное;
  2. непроизвольное;
  3. послепроизвольное.

Направление и удержание мыслительного процесса бывает произвольным и непроизвольным. Непроизвольное проявление — простой вид внимания. Оно носит пассивный, вынужденный характер, проявляется само по себе, без участия человека. В отличие от него произвольное состоит из обратных характеристик. Развитие произвольного внимания зависит от концентрации мыслей на необходимом объекте или действие.

Непроизвольное внимание

Это старый вид способности в жизнедеятельности человека. Причины проявления этого процесса нужно искать в связи физических и психических процессах, которые разделены на следующие категории:

  • Внешние раздражители.

Сюда входят причины, относящиеся к внешним раздражителям, ее силой проявления. Непроизвольное внимание направлено на объекты издающие шумы, яркое свечение, сильные запахи. В психологии установлено, что человек сильнее реагирует на звуки ночью, даже в тех случаях, когда днем не отреагировал бы на них. Причины такого поведения заложены в человеке природой и нужно как чувство самосохранения. Непроизвольное внимание происходит вне зависимости от желания и намерений.

  • Внутреннее состояние человека.

Влияние внешних сил окружающей среды оказывает неодинаковое действие на состояние человека в разные промежутки времени. Такое состояние зависит от внутренних переживаний, здоровья и от других причин.

  • Направленность действий субъекта.

Степень концентрации зависит от интересов человека, профессии, увлечений, хобби. Поэтому направление субъекта влияет на непроизвольное внимание и ее работу. Например, учитель русского языка обращает внимание на орфографические ошибки, работник ГИБДД на нарушение правил дорожного движения.

  • Отношение к ситуации.

Интерес к объекту или действию вызывает положительную или отрицательную реакцию у людей. Такое проявление эмоций нужно для дальнейшего разделения раздражителя в сознании. Негативные или приятные эмоции вызывают непроизвольное внимание у человека, например, приятная внешность или интересный сюжет фильма надолго приковывает взгляд.

Произвольное внимание

Произвольное внимание характеризуется зависимостью от сознания, поставленных целей и задач. Оно появилось в результате трудовых и умственных усилий. В жизни называется еще волевым или специальным. Человек осознано направляет мышление на решение задачи, которая ему неинтересна, но требует немедленной затраты сил и интеллекта.

Произвольное внимание помогает подавлению непроизвольного, борется с ее проявлениями. Функцией такого вида является слежение за психическими процессами сознания, в этом и состоит ее отличие от других видов. Произвольное внимание создается в ходе сознательной работы человека и наделено социальными причинами проявления.

В жизни способность появляется при общении детей со взрослыми. Родители, выделяют какое-то явление и указывают на него ребенку. В ответ ребенок обращает внимание на указанный предмет и реагирует на него. Произвольное внимание связано с эмоциями, интересом, с жизненным опытом человека, влияет на их работу. Развитие способности обязано сознанию человека. Произвольное внимание растет и развивается вместе с ребенком начиная с 2 летнего возраста.

Послепроизвольное внимание

В психологии существует еще послепроизвольное внимание, для которого необходимо усилие воли и направление сознания человека. Послепроизвольным называется такой вид, при котором оценка результата выполняемой работы и полученный результат становится не так важны для человека, как сам процесс работы и ее содержание.

Задания выполняется не только из-за необходимости, происходит появление увлечения и интерес при ее правильном выполнении. На этом этапе развитие произвольного внимания продолжается. Оно переходит на новый уровень, став послепроизвольным. И имеет схожие с ним черты, важную роль для него играет концентрация, интеллектуальная работа и трудовая деятельность человека.

Принцип работы внимания

В ходе проведенных опытов и исследований в психологии появились новые данные о принципах и механизмах работы внимания. Внимание человека работает по принципу отбора раздражителей. Этот процесс происходит только в состоянии бодрствования, благодаря работе мозговой деятельности.

Бодрствование человека проходит несколько этапов, крепкий сон меняется полудремою, после чего перетекает в спокойное бодрствование. Такое состояние называется еще состоянием покоя. После него наступает этап активного бодрствования, который переходит в эмоциональное возбуждение или беспокойство.

Исследование избирательности показало, что оно активнее работает в состоянии повышенного бодрствования. Ее работа снижается в момент наступления расслабления или спокойного бодрствования.

Состояние человека носит непрерывный характер и устанавливает степень работы нервных процессов. Этот процесс представляет собой сложную работу организма и зависит от здоровья. Сюда входят:

  • движение;
  • чувствительность;
  • обмен веществ;
  • сердечно – сосудистая система;
  • работа мозга.

Избирательность представляет собой предпочтение субъекта в выборе предмета изучения. Ее работа связана с состоянием внутреннего самочувствия человека и работы мозга. В результате исследований ученые пришли к выводу, что внимание связано c корой и подкорковыми образованиями головного мозга.

Тест корректурной пробы устойчивости внимания

Тест корректурной пробы помогает выявить степень концентрации, устойчивости, позволяет определить переключаемость. Для его проведения нужно подготовить специальный тест-бланк и секундомер. Бланк состоит из напечатанных в неодинаковом порядке русских букв, на котором нужно за конкретный период зачеркнуть только буквы «к» и «р», после чего происходит оценка выполненного задания.

Тест содержит специальную программу, которая сверяет условия задания с полученным результатом. Тест нужно проводить в спокойной приятной обстановке, не создавая дискомфортных условий для испытуемого.

yourspeech.ru

Произвольное внимание — это… Что такое Произвольное внимание?



Произвольное внимание

   психическая деятельность в определенном направлении, осуществляемая волевым усилием субъекта. В криминалистической теории и следственной практике выделяют т. н. постпроизвольное внимание, когда выполнение какой-либо деятельности не требует специальных умственных усилий, осуществляется автоматически.

Криминалистическая энциклопедия. — М.: Мегатрон XXI.
Белкин Р. С..
2000.

  • Производные вещественные доказательства
  • Прокладка

Смотреть что такое «Произвольное внимание» в других словарях:

  • произвольное внимание — с этой точки зрения является врощенным внутрь процессом опосредованного внимания. Произвольное внимание и по своему составу, и по своей структуре и функции является не просто результатом естественного органического развития внимания, а появляется …   Словарь Л.С. Выготского

  • ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ — ПРОИЗВОЛЬНОЕ ВНИМАНИЕ. Внимание, отличающееся активным характером; выбор объекта П. в. осуществляется субъектом намеренно и требует с его стороны волевых усилий. Управляя этим видом внимания учащихся, преподаватель ориентирует их на решение… …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • Произвольное внимание — отличается от непроизвольного тем, что оно направляется на объект под влиянием принятых решений в соответствии с поставленными целями и, следовательно, требует волевых усилий. Естественно, что без достаточно организованного произвольного внимания …   Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

  • Произвольное внимание — один из видов внимания психический процесс, который заключается в сознательном и активном сосредоточении субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте …   Психология человека: словарь терминов

  • внимание — сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т. д.). Выделяют три вида В. Наиболее простым и генетически исходным является непроизвольное В …   Большая психологическая энциклопедия

  • Внимание — Внимание  избирательная направленность восприятия на тот или иной объект. Изменение внимания выражается в изменении переживания степени ясности и отчетливости содержания, являющегося предметом деятельности человека. Внимание находит себе… …   Википедия

  • ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ — ВНИМАНИЕ ПРОИЗВОЛЬНОЕ. См. произвольное внимание …   Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

  • ВНИМАНИЕ ПОСЛЕПРОИЗВОЛЬНОЕ — произвольное внимание, для сохранения которого не требуются усилия воли; В. п. имеет место, когда человек увлечен какой л. работой, занятием (см. Внимание произвольное) …   Психомоторика: cловарь-справочник

  • Внимание — процесс упорядочивания поступающей извне информации в аспекте приоритетности стоящих перед субъектом задач. Выделяют произвольное внимание, обусловленное постановкой сознательной цели, и непроизвольное, представленное о …   Психологический словарь

  • Внимание — – произвольная или непроизвольная направленность и сосредоточенность психической деятельности. Внимание может быть непроизвольным, или пассивным, и произвольным, или активным. Внимание представляет собой особую динамическую характеристику… …   Словарь-справочник по социальной работе

Книги

  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет Внимание, Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Развивающие занятия Издатель: Овчинникова Ю.Л., Производитель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1360 грн (только Украина)
  • Рабочая тетрадь для детей 3-7 лет «Внимание», Фишер Ю., Уважаемые родители и педагоги! Что такое внимание? Это произвольная или непроизвольная сосредоточенность на каком-либо предмете или деятельности. Что-то неожиданно стукнуло, сверкнуло или… Категория: Рабочие тетради, прописи, альбомы Серия: — Издатель: Овчинникова Ю.Л., Подробнее  Купить за 1051 руб
  • Готовимся к письму Развиваем мелкую моторику произвольное внимание пространственное воображение Узоры прописи букв и цифр рисуем по точкам графические диктанты, Узорова О., Нефедова Е., Данное пособие включает в себя самый полный набор заданий для развития мелкой моторики. Здесь и графические диктанты, и прописи цифр, и прописи букв, и узоры, и штриховки с раскрасками. В… Категория: Обучение письму. Прописи Подробнее  Купить за 170 руб

Другие книги по запросу «Произвольное внимание» >>

criminalistics.academic.ru

Что такое произвольное внимание и как его тренировать — Советы педагогов — Каталог статей

Что
такое произвольное внимание и как его тренировать

«Будь внимательнее!» — эта
фраза все чаще сопровождает растущего ребенка и дома, и в детском саду, и даже
во время прогулок на улице.

Взрослый считает ребенка рассеянным и
стремится активизировать его внимание. Но если призадуматься, то можно
обнаружить в этих же самых высказываниях указание на то, что ребенок очень даже
сосредоточен. Просто его внимание направлено не на то, что важно с точки зрения
взрослого, а на то, что значимо для него самого.

Внимание — психический процесс, который
обязательно присутствует при познании ребенком мира и проявляется в
направленности и сосредоточенности психики на определенных объектах. Из
огромного потока информации, непрерывно идущей из окружающего мира, благодаря работе
внимания ребенок выбирает ту, которая наиболее интересна, значима и важна для
него. Природа внимания проявляется в том, что выделенный объект, занимая
главное, доминирующее положение, создает в коре головного мозга человека
наиболее сильный очаг нервного напряжения — доминанту. При этом действие всех
остальных раздражителей тормозится. Они не доходят до сознания ребенка, он их
не замечает.

Выделяют
несколько типов внимания:

  1.  внешнее внимание,
    обращенное на предметы и явления окружающего мира, на действия других
    людей. Данный тип можно замечать уже у младенца. (Поисковые движения глаз,
    поворот головки в сторону источника света, запаха или звука, замирание и
    т.д.).
  2. У
    дошкольника можно наблюдать и проявление внутреннего внимания,
    которое направлено на его собственные мысли и переживания. Самым ярким
    примером этого является ситуация, когда ребенок, забросив все дела,
    замирает с отрешенным взглядом. Не стоит принимать подобную отрешенность
    за рассеянность. Наоборот, это кульминация внутреннего внимания.
  3. Сосредоточенность
    и направленность психики может возникнуть в ответ на какой-либо сильный,
    необычный, резкий, внезапный раздражитель без каких-либо усилий со стороны
    человека. Такое внимание называют непроизвольным. Оно появляется
    вместе с вопросом: «Что это такое?», который возникает, когда мы
    сталкиваемся с чем-то новым, необычным. Для ребенка пяти — семи лет такой
    вопрос очень актуален. «Обыкновенные чудеса» поджидают
    дошкольника в самых разных ситуациях и в самое разное время.
    Непроизвольное внимание отличается стихийностью возникновения, отсутствием
    усилий для его появления и сохранения. Случайно возникнув, оно может тут
    же угаснуть.
  4. На шестом
    году жизни ребенок сам начинает управлять собственным вниманием, заставляя
    себя сосредоточиваться на чем-либо важном и нужном, жертвуя занимательным
    и интересным. Вид внимания, при котором человек ставит перед собой
    сознательную цель сконцентрироваться на чем-либо, называется произвольным.
    В этом случае постановка и достижение цели требуют затрат физической
    энергии, которую дают эмоции и воля. Ребенок, проявляя произвольное
    внимание, расходует не только свое время, но и часть своей энергии. Вот
    почему важно благодарить ребенка за проявление произвольного внимания.

Как
развивается произвольное внимание? Средства, с помощью которых ребенок начинает
управлять своим вниманием, он получает в процессе взаимодействия с взрослыми.
Родители, воспитатели включают ребенка в такие новые виды деятельности, как
игры по правилам, конструирование и т. п. Вводя ребенка в эти виды деятельности,
взрослые организуют его внимание при помощи словесных указаний. Ребенка
направляют на необходимость выполнять заданные действия, учитывая те или иные
обстоятельства.

Позднее
ребенок начинает сам обозначать словами те предметы и явления, на которые необходимо
обращать внимание, чтобы добиться нужного результата. Так он овладевает одним
из главных средств управления вниманием — умением словесно сформулировать то, на что
он будет ориентироваться
. На протяжении дошкольного возраста
использование ребенком речи для организации собственного внимания резко
возрастает. Выполняя задание по инструкции взрослого, дети старшего дошкольного
возраста проговаривают инструкцию в 10-12 раз чаще, чем младшие дошкольники.
Таким образом, произвольное внимание формируется в дошкольном возрасте в связи
с общим возрастанием роли речи в регуляции поведения ребенка.

  1. Часто
    бывает так, что занятия, которые вначале требовали волевых усилий для
    сосредоточения внимания, становятся затем интересными и увлекают ребенка.
    Произвольное внимание при этом переходит в послепроизвольное, в
    котором смешиваются характерные признаки как произвольного, так и
    непроизвольного внимания. С произвольным послепроизвольное внимание сходно
    активностью, целенаправленностью, а с непроизвольным — отсутствием усилий
    для его сохранения.

Таким
образом, к пяти-шести годам можно наблюдать развитие произвольного и
послепроизвольного внимания.

Тренировка внимания                                                                                    

В 5-7 лет можно заметить, что игры и
любая другая деятельность ребенка стали значительно дольше по времени, чем в
младшем дошкольном возрасте, это говорит о том, что возрастает устойчивость
внимания, которая отвечает за то, как 
долго ребенок может поддерживать достаточный уровень сосредоточенности
психики на объекте или выполняемой деятельности. Старшие дошкольники способны
удерживать внимание на действиях, которые приобретают для них интеллектуально
значимый интерес (игры-головоломки, загадки, задания учебного типа). Но существуют
особенности устойчивость внимания дошкольника и условия, при соблюдении которых
оно только возрастет:

  • Занимайтесь
    с ребенком без перерыва не больше 35 минут, идеальное время составляет 25
    минут.
  • Перерывы
    между занятиями или какой-то деятельности требующей сильно напряжения
    внимания не должно быть меньше 20 минут.
  • Идеальный
    дни для деятельности, требующей усиленного внимания это вторник и среда.
  • Не стоит
    перегружать его в выходные занятиями в различных кружках, студиях,
    посещением гостей, театров, музеев, просмотром фильмов, компьютерными играми
    и так далее. Такое изобилие впечатлений не дает ребенку возможности
    сосредоточиться на деятельности, предлагаемой ему в рабочие дни, и так же
    может вызвать сонливость, а нервные клетки могут потерять восприимчивость
    и перестать отвечать на падающие, на них раздражители. Чтобы избежать
    этого, важно следить за тем, чтобы ребенок соблюдал режим дня,
    особенно в выходные дни.

Существуют
так же и другие свойства внимания:

Концентрация внимания определяет,
насколько сильно, интенсивно ребенок может сосредоточиться на объекте, а также
насколько он способен сопротивляться отвлекающим обстоятельствам, случайным
помехам. Чаще всего сила сосредоточения у дошкольников невелика, ее важно
развивать. Например, с помощью такого упражнения:

     
Попробуйте вместе с ребенком разучить какое-нибудь
стихотворение при включенном радио или телевизоре. Первое четверостишие учите
при очень слабом звуке. Запоминая второе четверостишие, немного увеличьте
громкость. Последнее четверостишие разучивайте при достаточно громком звуке.

Переключение
внимания

определяется скоростью преднамеренного перехода ребенка с одного объекта или
вида деятельности на другой. При этом перевод внимания всегда сопровождается
некоторым нервным напряжением, которое реализуется волевым усилием.

Распределение
внимания

предполагает его рассредоточение в одно и то же время на несколько объектов.
Именно это свойство дает возможность совершать сразу несколько действий,
сохраняя их в поле внимания. В дошкольном возрасте переключение и распределение
внимания развиты слабо и требуют тренировки.

Для тренировки
переключения и распределения внимания можно использовать такое упражнение:

     
Ребенку предлагается лист со строчками, состоящими
из разных фигур, которые расположены вперемежку: круги, квадраты,
прямоугольники, трапеции, овалы и т. п. Дается задание: одну фигуру (например,
круг) зачеркивать вертикальной чертой, а другую фигуру (например, треугольник)
подчеркивать горизонтальной чертой, все остальные фигуры пропускать.

 

ds180.ucoz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о