Виды воображения
Воображение – глаза души. Это слова французского писателя, а писателям можно верить в вопросах о мысленной работе. Вся информация, которую способны улавливать наши органы восприятия, преобразуется мозгом в некие, более или менее реалистичные, образы. Это и есть воображение – отображенная реальность внутри нас. Понятие объединяет очень разные формы, и в этой статье мы рассмотрим возможные виды и функции воображения.
Классификация видов воображения
В психологии выделяют два вида воображения: активное и пассивное.
- Пассивное, или непроизвольное воображение. Небывалые события, путешествия, пейзажи, общение – реальные и придуманные образы могут посещать человека помимо его воли. В детстве только так и происходит – пока ребенок не научится контролировать течение своих мыслей. Но и с взрослым такое случается – человек замирает, вглядываясь в никуда, переживая некие внутренние события.
Пассивное воображение, в свою очередь, может быть:
- преднамеренное;
- непреднамеренное.
Преднамеренное пассивное воображение человека – это грезы и фантазии, возникающие помимо воли человека. То есть человек не сосредоточивает свои усилия на том, чтобы вызвать эти образы в своем сознании, они возникают сами собой. Но они носят отпечаток личности человека – например, соответствуют его предпочтениям или тревогам.
Лучший пример непреднамеренного пассивного воображения – это сновидение. Именно во сне образы и события могут нарушать все законы логики и физики, а их изменение не зависит от желания человека. Этот же вид наблюдается и в результате болезни, когда нарушена работа мозга, или как следствие воздействия некоторых веществ. Пример – галлюцинации.
Активное воображение начинает формироваться в детстве, когда у ребенка появляется первая осознанная деятельность.
К этому виду воображения относятся:
- мечтания;
- воссоздающее воображение;
- творческое воображение.
Мечта, как особый вид воображения. В отличие от непроизвольных грез, мечта представляет собой осознанную мыслительную работу. Человек создает в уме образы желанных целей, а затем ищет способы воплотить их в жизнь.
К активному виду относится воссоздающее воображение. Оно подразумевает способность человека представить себе нечто по описанию. Любители художественной литературы способны воссоздавать в воображении героев, страны, события, о которых читают. Ученики на уроках истории представляют события, которые происходили в прошлом.
Творческое воображение также относится к активному виду. Виды и приемы творческого воображения можно наблюдать в научной работе, в искусстве, в созидательной деятельности. С его помощью дизайнер представляет образ будущего костюма, а модельер в уме представляет раскрой ткани, который позволит создать этот костюм. Он помогает конструкторам создавать новые технические решения. И даже ученые сначала творчески генерируют гипотезы, а потом уже занимаются их доказательством.
Именно воображение, его формы, свойства и функции сделали возможным создание окружающей нас социальной, технической и культурной среды.
Статьи по теме:
Как унизить человека? Существуют два полярных мнения по поводу унижений: одни говорят, что унижать достоинство другого человека – недопустимо ни при каких обстоятельствах, другие утверждают, что иногда не только можно. Но и нужно унизить другого. Так все таки – стоит ли унижать другого в принципе и как это сделать грамотно? |
Состояние аффекта Иногда, совершая преступление, человек не может вспомнить ни единой его детали. Даже само событие как будто стирается из памяти. Только спустя какое-то время человек начинает понимать, что же он совершил. Это явление называется состоянием аффекта. В чем же его особенность и почему за него уменьшают срок наказания? |
Панические атаки — как бороться? Представьте обычное доброе утро самого обычного дня. Человек едет в метро или находится на вокзале. Он занимается своими делами и вдруг в какой-то момент начинает ощущать как волнение и страх сковывают все тело, не дают дышать и двигаться, а пульс начинает зашкаливать. Это не описание фильма ужасов. С подобными недугами может столкнуться каждый. Имя им — панические атаки. | Панические атаки -причины Такое явление как паническая атака давно признали проблемой жителей современных мегаполисов. Именно среди большого скопления людей, в транспорте и даже при выходе из собственного дома каждого второго может застать этот недуг. |
📖 30. Основные виды воображения и их краткая характеристика. Общая психология: Ответы на экзаменационные билеты. Маклаков А. Г. Страница 31. Читать онлайн
Процессы воображения, как и процессы памяти, могут различаться по степени произвольности, или преднамеренности (рис. 11). Крайним случаем непроизвольной работы воображения являются сновидения, в которых образы рождаются непреднамеренно и в самых неожиданных и причудливых сочетаниях. Непроизвольной в своей основе также является деятельность воображения, развертывающаяся в полусонном, дремотном состоянии, например перед засыпанием.
Рис. 11. Характеристика основных типов воображения
Произвольное воображение имеет для человека гораздо большее значение. Этот вид воображения проявляется тогда, когда перед человеком стоит задача создания определенных образов, намеченных им самим или заданных ему со стороны. В этих случаях процесс воображения контролируется и направляется самим человеком. В основе такой работы воображения лежит умение произвольно вызывать и изменять нужные представления.
Среди различных видов и форм произвольного воображения можно выделить воссоздающее воображение, продуктивное (творческое) воображение и мечту.
Воссоздающее воображение проявляется тогда, когда человеку необходимо воссоздать представление объекта, как можно более полно соответствующее его описанию. С этим видом воображения сталкиваются тогда, когда читают описание географических мест или исторических событий, а также когда читают описание литературных героев. Следует отметить, что воссоздающее воображение формирует не только зрительные представления, но и осязательные, слуховые и т. д. Так, читая описание Полтавской битвы, сделанное А. С. Пушкиным, можно отчетливо представить раскаты орудийных выстрелов, крики солдат, бой барабанов, запах пороха.
Чаще всего с воссоздающим воображением сталкиваются, когда необходимо воссоздать какое-либо представление по словесному описанию. Однако бывают случаи, когда человек воссоздает представление о каком-либо предмете, не пользуясь словами, а на основе схем и чертежей. В этом случае успешность воссоздания образа во многом определяется способностями человека к пространственному воображению, т. е. способностью воссоздать образ в трехмерном пространстве. Следовательно, процесс воссоздающего воображения тесно связан с мышлением человека и его памятью.
Следующий вид произвольного воображения продуктивное (творческое) воображение. Оно характеризуется тем, что человек преобразует представления и создает новые не по имеющемуся образцу, а самостоятельно намечая контуры создаваемого образа и выбирая для него необходимые материалы. Продуктивное воображение, как и воссоздающее, тесно связано с памятью, поскольку во всех случаях его проявления человек использует свой предшествующий опыт. Поэтому между воссоздающим и творческим воображением нет жесткой границы. При воссоздающем воображении зритель, читатель, или слушатель должен в большей или меньшей степени восполнять заданный образ деятельностью своего творческого воображения.
Особой формой воображения является мечта. Суть данного типа воображения заключается в самостоятельном создании новых образов. Однако мечта имеет ряд существенных отличий от продуктивного (творческого) воображения. Во-первых, в мечте человек всегда создает образ желаемого, тогда как в образах творческих вовсе не всегда воплощаются желания их создателя. В мечтах находит свое образное выражение то, что влечет к себе человека, к чему он стремится. Во-вторых, мечта это процесс воображения, не включенный в творческую деятельность, т. е. не дающий немедленно и непосредственно объективного продукта в виде художественного произведения, научного открытия, технического изобретения и т. д.
Главной особенностью мечты является то, что она направлена на будущую деятельность, т. е. мечта это воображение, направленное на желаемое будущее. Причем следует различать несколько подтипов данного вида воображения. Чаще всего человек строит планы в отношении будущего и в своей мечте определяет пути достижения задуманного. В этом случае мечта является активным, произвольным, сознательным процессом.
Однако существуют люди, для которых мечта выступает в качестве замещения деятельности. Их мечты остаются только мечтами. Одна из причин этого явления, как правило, заключается в тех жизненных неудачах, которые они постоянно терпят. В результате ряда неудач человек отказывается от исполнения своих планов на практике и погружается в мечту.
Психология bookap
Если произвольное, или активное, воображение преднамеренно, т. е. связано с волевыми проявлениями человека, то пассивное воображение может быть преднамеренным и непреднамеренным. Преднамеренное пассивное воображение создает образы, не связанные с волей. Эти образы получили название грез. В грезах наиболее ярко обнаруживается связь воображения с потребностями личности. Легко предугадать, о чем будет грезить человек, с волнением ожидающий значимого для него события. Людям свойственно грезить о приятном, заманчивом. Но если грезы начинают подменять деятельность и преобладать в психической жизни личности, то это уже свидетельствует об определенных нарушениях психического развития. Преобладание грез в психической жизни человека может привести к его отрыву от реальной действительности, уходу в выдуманный мир, что, в свою очередь, начинает тормозить психическое и социальное развитие этого человека.
Непреднамеренное пассивное воображение наблюдается при ослаблении деятельности сознания, его расстройствах, в полудремотном состоянии, во сне и т. д. Наиболее показательным проявлением пассивного воображения являются галлюцинации, при которых человек воспринимают несуществующие объекты. Как правило, галлюцинации наблюдаются при некоторых психических расстройствах.
Что такое мысль? И как информация является физической?
Источник: Источник: Wikimedia
Погуглите слово «мысль», и вы найдете это неинформативное, круговое определение: «идея или мнение, порожденные мышлением или внезапно возникающие в уме». Словарь Merriam-Webster определяет слово «думать» таким же бесполезным образом: «формировать или иметь в уме». Но что такое мысль?
Мысль есть представление чего-то. Представление — это подобие — вещь, которая изображает другую вещь, обладая характеристиками, соответствующими этой другой вещи. Например, изображение, изображение, отпечаток или слепок объекта являются представлением этого объекта.
Карта — еще один пример представления. Ум — это своего рода карта. Мозг и его функциональный продукт, разум, развились как карта отношения тела к его внешней среде. По сути, наши мысли — это карты, представляющие и соответствующие вещам, которые наш мозг либо воспринял с помощью наших органов чувств, либо ощутил с помощью наших эмоций, либо сформировал в виде плана действий (например, формирование образа достижения спелого плода на ветке дерева). Все это электрохимически опосредованные процессы. Мысли могут быть мимолетными, или позже они могут быть объединены в воспоминания. Память также является физическим процессом, кодируемым структурными молекулярными изменениями в нейронных связях.
Сенсорные восприятия и их воспоминания являются физическими представлениями или картами, отпечатанными событием
Давайте рассмотрим, как сенсорные восприятия преобразуются органами чувств в нервные сигналы: пугает тебя. Звук удара грома трансформируется из определенного паттерна звуковых волн в воздухе в соответствующий паттерн вибраций, передаваемых через барабанную перепонку и маленькие косточки среднего уха к улитке, в соответствующий паттерн электрохимических импульсов вдоль слухового прохода. нерва, к соответствующим сигналам в нейронах в слуховой коре и ассоциативной коре. Он также активирует схему страха, передаваемую через миндалевидное тело, и, возможно, также зрительную схему, которая записывает то, что вы видели в данный момент. Сигналы между нейронами передаются с помощью химических нейротрансмиттеров. Вся широко распространенная сеть, активируемая по всей коре головного мозга этим стимулом
Поскольку это был такой сильный стимул — момент «вспышки памяти», то схема соединений в этой конкретной сети становится постоянно восстанавливаемой. Это происходит за счет изменений в мембранных белках в местах соединений между всеми участвующими нейронами, которые активируются вместе в ответ на этот стимул — «Нейроны, которые активируются вместе, соединяются вместе» (закон Хебба).
Это составляет память: та же самая приблизительная сеть может быть повторно активирована в будущем напоминанием, неким ассоциативным сигналом. Паттерн связей — это представление («карта»), соответствующее воспринятому вами паттерну информации. Скорее всего, оно также переплетается с представлениями о других чувствах или воспоминаниях, которые вы связываете с этим опытом, добавляя к этому опыту слои смысла.
Информация является физической
Современная теория информации учит нас, что информация является физической сущностью. Рольф Ландауэр, физик IBM, сформулировал случай:
«Информация не является абстрактной сущностью, а существует только через физическое представление, что связывает ее со всеми ограничениями и возможностями нашей реальной физической вселенной». «Информация неизбежно вписана в физический носитель». 2
В другом месте Ландауэр объяснил далее:
«Информация не является бестелесной абстрактной сущностью, она всегда привязана к физическому представлению.
Она представлена гравировкой на каменной табличке, спином, зарядом [т.е. элементарных частиц типа электронов], дыркой в перфокарта, отметка на бумаге или что-то подобное». 3
Точно так же никакая мысль не может возникнуть без своего нейронного субстрата.
Информация является реляционной
Информация является моделью организации материи или энергии — способ расположения вещей по отношению друг к другу.
Рассмотрим компьютерный код. Различия в напряжении в схемах компьютера, обычно представленные единицами и нулями, представляют собой разные буквы алфавита, когда они связаны друг с другом в определенных шаблонах: буква «А» представлена как 01000001, а буква «В» представлена как 01000010. ничего само по себе значимого не содержится в конкретном напряжении в изолированной части электрической цепи. Именно из ассоциации или паттерна возникает информация.
Точно так же нет ничего изначально значимого в произвольных символах, составляющих буквы алфавита, или в звуках отдельных слов языка. Они приобретают значение только по отношению друг к другу и в их соединении или ассоциации с реальными вещами в мире.
Сложная информация, такая как память, распределяется
Точно так же, как буква «А», закодированная в компьютерной схеме, ваша память о вашей бабушке не «содержится» в одном нейроне — «нейроне бабушки», в отличие от, скажем, нейрон «президента Соединенных Штатов». Существует обширная сеть (часто удаленных) нейронов, которые в своих связях друг с другом в совокупности представляют память о вашей бабушке.
Возможно, один конкретный нейрон может кодировать крошечный фрагмент воспоминаний о вашей бабушке, скажем, только один визуальный аспект одного определенного контура лица. Другими словами, этот конкретный нейрон будет активироваться электрохимически в сочетании с визуальным вводом, соответствующим этому контуру. И этот нейрон предназначен не только для того, чтобы хранить часть воспоминаний о вашей бабушке; один и тот же нейрон, вероятно, участвует в огромном количестве других воспоминаний в силу своего участия во множестве различных соединений с другими массивами нейронов.
Кроме того, различные аспекты каждого воспоминания связаны с множеством других воспоминаний — аспекты воспоминаний о вашей бабушке могут быть связаны с вашими воспоминаниями об определенном виде яблочного пирога. Как отмечалось ранее, конкретная сеть нейронов, которая формирует конкретное воспоминание, вероятно, является той же самой сетью, которая была активирована во время первоначального восприятия воспоминаний о событии. Большинство мгновенных восприятий не запоминаются навсегда. Только некоторые из них врезаются в долговременную память в силу их значимости в то время.
Абстрактные мысли тоже в своей основе физические
А как насчет более абстрактных мыслей – как они могут быть физическими?
Мысли более абстрактного характера являются просто представлениями более высокого уровня. Они строятся из иерархий или лестниц представлений (т.е. представлений представлений). Одна вещь напоминает нам другую из-за какой-то сходной черты. В основе лежат все еще физические чувственные восприятия и движения, на которых строятся все остальные мысли. Абстрактные мысли по своей сути являются еще принципиально всего лишь «картами», соответствующими внешней среде и положению в ней личности.
Карта является аналогом окружающей среды, которую она изображает, и соответствует ей. Аналог — это то, что похоже или сравнимо с чем-то другим в целом или в какой-то конкретной детали. Карты можно рассматривать как форму проведения аналогий («А» относится к «В», как «X» относится к «Y»).
Когнитивист Дуглас Хофштадтер и психолог Эммануэль Сандер предполагают, что все мысли строятся на аналогиях. Они предполагают, что категоризация посредством проведения аналогий является «движущей силой всех мыслей». 4 Наш мозг обнаруживает сходство или соответствие между новыми и ранее встречавшимися ситуациями, позволяя применить ранее полученную информацию к новой ситуации. «Суть аналогии в том, что она отображает одну ментальную структуру на другую ментальную структуру». 5
Язык изобилует примерами того, как мысль строится из аналогий. Наши слова для вещей, которые не существуют «там» в природе, построены из слов, обозначающих конкретные вещи, которые мы можем воспринимать нашими органами чувств.
Вот некоторые из более простых аналогий/метафор из сложной коллекции Хофштадтера и Сандера: « ножек стола; корешок книги; . . . язык , на котором говорят островитяне; . . . окно возможности что-то сделать; поле одно изучает; маргинальная идея ; зарплаты, которые попадают в определенную скобку . . ». 6
Точно так же наши пять основных чувств используются нашим языком для описания абстрактных явлений в знакомых физических терминах. Например: «может быть коснулся добрым жестом , поразил красивой сценой или ранил колющим замечанием». Или: «можно вкусить радость победы, найти фильм безвкусным , быть в кислом настроении или сделать горькое замечание». 8 Счастье и несчастье представлены в вертикальном пространстве (до поднять чей-то боевой дух; до повергнуть в отчаяние; быть очень вниз ). Абстрактные понятия часто передаются через сравнения с привычной человеческой деятельностью (ее эксперимент породил новую теорию; факты говорят сами за себя ;… религия диктует определенное поведение; его усталость настигла его .)» 7
Сознательное ощущение себя возникает из петель самореферентных символических репрезентаций
«бессмысленные» элементы. 9 И как психологическая самость возникает из абстрактных петель обратной связи самореферентных символических представлений, рекурсивно отражая себя в реверберирующей цепи — кибернетической петле. 10 Довольно головокружительная концепция.
Ощущение себя начинается с карты нервной системы собственного тела
Нейробиолог Антонио Дамасио предложил модель постепенного появления личности в организмах с возрастающей эволюционной сложностью. Согласно этой модели, простой организм развивает рудиментарную форму «самосознания», формируя карту своего тела и своего положения в занимаемом им физическом пространстве. Дамасио называет самое базовое представление о себе прото-я — бессознательное состояние, которое может быть у многих видов. Это очень базовый уровень осознания, состоящий из нейронных паттернов, представляющих или отображающих физическую структуру тела. 11
Чтение мыслей на основе мыслеформ
Поскольку мысли являются физическими и имеют пространственные измерения (каждая мысль представлена сложными связями между большими массивами нейронов), вы можете задаться вопросом, возможно ли «прочитать» мысли человека. мысли из паттернов нейронной активности их мозга. Фактически, ученые уже несколько лет занимаются этим проектом: см. этот пост Psychology Today и эту статью Мэтью Хатсона.
Весомые мысли
Мозг требует чрезмерного количества энергии для выполнения своей работы, используя 20% энергии, потребляемой телом в состоянии покоя, несмотря на то, что на его долю приходится всего 2% веса тела. Скорость сжигания калорий мозгом увеличивается при выполнении когнитивных задач. Энергия и масса взаимозаменяемы (E=mc 2 ). Поскольку мысли являются энергетическими сигналами, энергия, передающая мысль, имеет массу. Ионы и молекулы, кодирующие энергетический сигнал, тоже имеют массу. Но можем ли мы на самом деле вычислить вес одной мысли? Конечно, это было бы бесконечно малое число. Но не ноль. Для одного спекулятивного удара по этому вопросу: посмотрите это видео PBS Nova.
Подводя итог: Информация физична и относительна, и мы являемся информационными сетями
Мысли не бесплотны. Они являются представлениями материи и закодированы в материи. Они имеют форму и вес. Абстрактные идеи аналогичным образом строятся из более конкретных чувственных представлений. Самоощущение строится из представлений о себе. Мысли — это формы информации, а вся информация является физической и реляционной. Это «ощущается» чем-то «иметь» мысль и «быть» собой, потому что мы — это та самая информация, рекурсивно отражающая сама себя в бесконечном регрессе. 11
Власть развращает всех одинаково?
«Любой человек может противостоять невзгодам; если хочешь испытать его характер, дай ему силу». — Авраам Линкольн
Недавно я смотрел экранизацию Стэнфордского тюремного эксперимента . Как и большинство рецензентов, я нашел это мучительным. Но как психолог я также нашел это показательным. С восторженным вниманием, прикованным к экрану глазами, с учащенным сердцебиением, я стал одержим пониманием того, что на самом деле происходит, и уроками, которые мы можем извлечь из такого ужасного эксперимента.
Стандартная история, рассказанная экспериментатором Филиппом Зимбардо, состоит в том, что эксперимент является уроком того, как обычные люди (и группы, состоящие из обычных людей), получив слишком большую власть, могут стать садистскими тиранами. В недавней статье для The New Yorker Мария Конникова подвергает сомнению этот вывод, утверждая, что настоящий урок заключается в способности институтов формировать поведение и в том, как люди формируются этими ранее существовавшими ожиданиями.
Реклама ИксПознакомьтесь с набором инструментов «Большое добро»
Из GGSC на вашу книжную полку: 30 научно обоснованных инструментов для хорошего самочувствия.
Хотя это, безусловно, ценный урок, я считаю, что еще одна важная переменная, которая редко упоминается комментаторами тюремного эксперимента или даже в учебниках по психологии, — это человек. Да, власть развращает. Но власть не развращает всех одинаково.
Небольшая группа участников Стэнфордского тюремного эксперимента никак не могла представить весь спектр вариаций человеческой личности. Во-первых, это были молодые мужчины. Уровень тестостерона в среднем уже будет выше, чем у большинства других групп населения. Но есть также проблема, что эти участники активно стремились принять участие в исследовании, связанном с тюрьмой. Исследование, опубликованное в 2007 году, показало, что люди, откликнувшиеся на объявление об участии в исследовании «тюремной жизни», показали более высокие результаты в тестах на агрессивность, авторитаризм, макиавеллизм, нарциссизм и социальное доминирование и более низкие показатели эмпатии и альтруизма.
Но даже среди небольшой выборки молодых мужчин, участвовавших в Стэнфордском тюремном эксперименте, наблюдалась большая вариабельность реакции людей на власть. Одни надзиратели отличались особой жестокостью, другие едва выдерживали жестокость и предлагали поехать с поручениями, а третьи были активно добры к заключенным, выполняя их просьбы. Не забудем и героиню фильма, аспирантку Зимбардо Кристину Маслач, которая в ужасе отшатнулась при виде того, как обращались с участниками эксперимента.
Боюсь, нам слишком легко сосредоточить свое внимание на этом громком, дерзком человеке, который злоупотребляет властью, игнорируя большинство, которые не были столь жестокими. Зимбардо заметил, что боялся, что его ждет очень долгий и скучный эксперимент. Я подозреваю, что если бы «Хладнокровный Люк» не подписался на эксперимент, эксперимент действительно продлился бы целых две недели. Люди обычно следовали бы правилам, и у нас, вероятно, не было бы фильма, снятого после этого.
Сила не бывает доброй или злой
Кадр из фильма Стэнфордский тюремный эксперимент 2015 года.
После Стэнфордского тюремного эксперимента мы многое узнали о психологии власти. Вот что мы обнаружили: сила по своей сути не является добром или злом.
Да, сила коренным образом меняет восприятие. Как выразились Адам Галински и его коллеги, «сильные люди блуждают в совершенно другом психологическом пространстве, чем те, у кого нет власти». Сила увеличивает уверенность, оптимизм, склонность к риску, чувствительность к внутренним мыслям и чувствам, целенаправленное поведение и познание, а также креативность.
Но это не обязательно плохой результат. При правильном использовании сила может оказать невероятно положительное влияние на людей. Есть так много сострадательных учителей, боссов, политиков, гуманитариев и других, обладающих властью, которые искренне хотят сделать мир лучше.
Я думаю, очень важным моментом здесь является то, что сила усиливает человека . Это придает уже существующим личностным предрасположенностям и тенденциям более громкий голос и увеличивает шансы на то, что эти тенденции получат более полное выражение. Таким образом, мы должны рассмотреть взаимодействие между человеком и ситуацией. Как отмечают Галинский и его коллеги, «ситуация теряет удушающую власть над мыслями и поведением сильных мира сего… и они остаются со своими собственными мнениями, убеждениями, установками и личностями, которые определяют их поведение».
Исследования показывают, что активизация концепции власти у мужчин с уже существующей склонностью к сексуальным домогательствам или агрессии увеличивает объективацию женщин. Также появляется новое направление исследований «Темной тетрады», которое состоит из более темных личностных склонностей нарциссизма, психопатии, макиавеллизма и повседневного садизма. Одно исследование показало, что при наличии возможности садисты-обычники (те, кто более склонен к жестокости) убивали жуков чаще, чем несадисты, и с большей готовностью работали ради возможности причинить вред невиновному человеку. Точно так же, когда эго нарциссов находится под угрозой (например, когда их оскорбляют), они с большей вероятностью станут агрессивными, даже по отношению к невинным прохожим.
Однако не только тот, кто наделен властью, причиняет вред другим. Серена Чен и ее коллеги обнаружили, что люди с «ориентацией на обмен отношениями» (которые сосредотачиваются на отношениях «око за око») проявляли более корыстное поведение, когда им давали власть, в то время как люди с «ориентацией на общинные отношения» (которые принимали во внимание потребности других людей). и чувства при принятии решения) проявил большую щедрость когда дали власть.
Ставим во главу угла социальные цели
Подробнее о мощности
Дачер Келтнер о парадоксе власти.
Узнайте о силе приматов.
Узнайте, как разница в мощности влияет на здоровье.
Откройте для себя шесть привычек высокоэмпатичных людей
Так что же мы можем сделать, чтобы уменьшить вероятность того, что власть приведет к плохому поведению?
Интересным отступлением от вывода о том, что власть усиливает человека, является то, что, когда люди, находящиеся у власти, ставят перед собой четкие и важные цели, ситуация становится гораздо более важной и может подавляют врожденные склонности людей. * Возможно, мы сможем переориентировать тенденции людей в положительном направлении, поставив перед ними четкие просоциальные цели.
Это предложение признает тот факт, что никто не бывает полностью плохим или хорошим; у всех нас много сторон. Даже у людей, злоупотребляющих властью, наверняка есть и другие, более просоциальные стороны, которые могут быть не исследованы. Мы должны спросить себя, какую сторону мы больше всего хотим выявить в человеке. Эксперимент Зимбардо проливает свет на плохое, но я могу представить столь же убедительное исследование, разработанное таким образом, чтобы показать невероятный потенциал добра практически в любом человеке, наделенном властью с просоциальными целями.
Еще один способ добиться более позитивных результатов — просто поставить больше людей с просоциальными установками (например, высокой эмпатией и состраданием) на руководящие должности и позволить им выполнять свои уже существующие просоциальные цели (например, желание уменьшить насилие, накормить голодные и др. ).
В этом мире так много гуманных людей. На самом деле, большинство людей гуманны. Давайте не позволим меньшинству, злоупотребляющему властью, заставить нас забыть об этом факте. Я думаю, что средства массовой информации, а также психологи могли бы сделать гораздо больше, чтобы привлечь внимание к наиболее оптимистичным и полным надежд сегментам человечества. Как однажды сказал Джимми Картер: «Какие важные вещи вы не видите? Я бы сказал: справедливость, истина, смирение, служение, сострадание, любовь. Вы не можете видеть ни одного из них, но они являются путеводными огнями жизни».
Признавая, что сила по своей природе не является ни хорошей, ни плохой, мы можем попытаться максимально сложить колоду, чтобы использовать невероятную силу силы. Как красноречиво пишут Галинский и его коллеги:
Возможно, человеческое достижение так же зависит от возможностей и неспособностей, как и от имущих и неимущих. Хотя власть часто рассматривается как пагубная сила, развращающая тех, кто ею обладает, именно продемонстрированная здесь защита от ситуационного влияния помогает влиятельным людям преодолевать социальные препятствия и достигать больших творческих высот для выражения непопулярных сегодня идеалов, которые могут привести к другие к горизонтам завтрашнего дня.
* Это еще один ценный урок Стэнфордского тюремного эксперимента: сила целей, поставленных авторитетными фигурами. Экспериментаторы, подобные Зимбардо, сами обладают властью и несут ответственность за то, чтобы не злоупотреблять этой властью. Это также был урок знаменитого эксперимента Милгрэма. В Стэнфордском тюремном эксперименте не было этического надзора. Зимбардо взял на себя роль надзирателя за заключенными и прямо приказал охранникам получить контроль над заключенными. В некоторых случаях он поощрял заключенных злоупотреблять охраной. В показательной попытке воспроизвести Стэнфордский тюремный эксперимент BBC обнаружила, что заключенные работали вместе, чтобы свергнуть охранников, которые изначально неоднозначно относились к своей роли. Разница между экспериментами? Экспериментаторы были привлечены к ответственности, поскольку в исследовании BBC был комитет по этике, который постоянно следил за ходом исследования, чтобы убедиться, что оно не выйдет из-под контроля. Кроме того, была даже некоторая неопределенность с ролями. По крайней мере, вначале заключенным говорили, что они могут стать охранниками. Исследования показывают, что в среде, в которой власть нестабильна или, по крайней мере, воспринимается как нестабильная, положение с низкой властью может на самом деле придавать силы. Как выразилась одна группа исследователей: «Для маломощных людей нестабильность власти наделяет их полномочиями, заставляя их действовать и вести себя как обладающие большой властью личности… Обладание нестабильной малой властью приводит к чувству уверенности и самоэффективности, особенно когда люди с низким могуществом могут получить власть, будучи творческим. Они могут быть более уверены в своих способностях, а также осознавать, что у них есть «сила изменить свою ситуацию». Я согласен с другими психологами в том, что первоначальный посыл Стэнфордского тюремного эксперимента — что группы — это плохо и что люди, находящиеся у власти, автоматически злоупотребляют властью, — слишком упрощен.