Прямое и косвенное общение: Прямое (непосредственное) и косвенное (опосредованное) общение — Студопедия

Виды общения. Различают прямое и косвенное общение

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Различают прямое и косвенное общение. Прямое общение предполагает личные контакты и непосредственное восприятие друг друга общающимися людьми. Косвенное общение осуществляется через посредников, например при проведении переговоров между враждующими сторонами.

Выделяют также целевое и инструментальное общение. Целевое общение связано с удовлетворением потребности в общении, а инструментальное общение не является самоцелью, оно вызвано производственной необходимостью в организации индивидуальной или совместной деятельности.

В зависимости от используемых средств говорят о вербальном и невербальном общении (подробно об этом говорится в следующей главе).

В зависимости от числа общающихся людей различают три вида общения: межличностное – общение между двумя-тремя субъектами, личностно

-групповое – общение между одним человеком и группой и межгрупповое.

По содержанию и целям выделяют деловое и неделовое общение. Деловое общение включено в продуктивную деятельность и направлено на то, чтобы повысить качество этой деятельности. Оно не затрагивает внутренний мир участников общения, и содержанием такого общения являются производственные вопросы.

Неделовое (личностное) общение, наоборот, связано с решением внутренних психологических проблем: разрешением внутреннего конфликта, обсуждением происходящего вокруг, выражением своего отношения к этому, поиском смысла жизни и т. д.

В зависимости от цели выделяют также ритуальное, манипулятивное и гуманистическое общение. Их характеристика дана Ю. С. Крижанской и В. П. Третьяковым.

Ритуальное общение имеет целью поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Его характерными особенностями являются ненаправленность, неинформативность, бессодержательность, невовлеченность или малая вовлеченность партнеров в общение.

При таком общении партнер становится необходимым атрибутом выполнения ритуала.

С помощью ритуального общения «осуществляются многие контакты, разговоры, которые со стороны, да иногда и изнутри, кажутся бессмысленными, бессодержательными, так как они на первый взгляд совершенно неинформативны, нецеленаправленны, не имеют и не могут иметь никакого результата.

Ну, действительно, какой, казалось бы, смысл в общении, предположим, на некоем дне рождения. Все присутствующие знают друг друга лет 20, собираются вместе раза 3-4 в год, сидят по нескольку часов и говорят все об одном и том же. И мало того, что темы разговоров в сущности не меняются, так, кроме этого, каждый наверняка может предсказать точку зрения любого по любому вопросу. Казалось бы, абсолютно бессмысленная трата времени, которая должна вызывать только раздражение. Это иногда и случается, но редко – гораздо чаще мы получаем от такого рода заседаний удовольствие. Мало того, чем больше „отягчающих“ обстоятельств – чем больше стаж знакомства, чем меньше новых людей, чем меньше неожиданных точек зрения, – тем больше удовольствие.

Зачем же нам это нужно?

Описанное общение – типичный случай ритуального общения, где главным делом является подкрепление своих установок, ценностей, мнений и т. д., повышение самооценки и самоуважения» Поэтому участники такого общения стараются избежать всякого столкновения мнений.

Ритуальное общение не затрагивает важнейших проблем и интересов человека.

Хотя во многих случаях мы с удовольствием принимаем участие в таком ритуальном общении, в еще большем количестве случаев мы участвуем в нем просто автоматически, выполняя требования ситуации, практически не осознавая, не отдавая себе отчета в том, что мы делаем.

Мы много раз здороваемся и раскланиваемся со знакомыми и незнакомыми людьми в родном учреждении, на лестничной площадке, на улице, спрашиваем их «Как дела?», узнаем, что «Нормально», говорим о погоде, ругаем общественный транспорт, который «плохо ходит», рассказываем и слушаем анекдоты, смеемся, и все это происходит походя, совершенно нас не затрагивая.

И такое общение человеку тоже необходимо – представьте себе, какая была бы реакция, если бы все вдруг перестали с вами здороваться. Понятно, что реакция была бы далеко не оптимистическая, ведь лишение человека этого ритуала прямо свидетельствует и понимается как социальная изоляция.

 

Второй вид целевого общения – манипулятивное. Это вид общения, имеющий целью использовать партнера по общению в своих целях.

Третий вид – гуманистическое общение. Это личностное общение, позволяющее удовлетворить потребность в понимании, сочувствии, сопереживании. Отличием гуманистического общения от двух вышеназванных является то, что ожидаемым результатом общения является совместное изменение представлений обоих партнеров, а не поддержание социальных связей, как при ритуальном общении, и не изменение поведения партнера, как при манипулятивном общении.

 

⇐ Предыдущая1234567Следующая ⇒

Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2015-06-28; Просмотров: 5869; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



Виды и формы общения — ZNZN📗

Общение чрезвычайно разнообразно по своим формам. Можно говорить о прямом и косвенном общении, непосредственном и опосредствованном, массовом и межличностном.

При этом под прямым общением понимается естественный контакт лицом к лицу при помощи вербальных (речевых) и невербальных средств (жесты, мимика, пантомимика), когда информация лично передается одним из его участников другому.

  • Косвенное общение характеризуется включением в процесс общения дополнительного участника как посредника, через которого происходит передача информации.

  • Непосредственное общение осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой: руки, голова, туловище, голосовые связки и т. п. Непосредственное общение является исторически первой формой общения людей друг с другом, на его основе на более поздних этапах развития цивилизации возникают различные виды опосредствованного общения.

  • Опосредствованное (то есть посредством чего-либо) общение может рассматриваться как неполный психологический контакт при помощи письменных или технических устройств, затрудняющих или отдаляющих во времени получение обратной связи между участниками общения.

Опосредствованное общение связано с использованием специальных средств и орудий для организации общения и обмена информацией. Это или природные предметы (палка, брошенный камень, след на земле и т. д.), или культурные (знаковые системы, записи символов на различных носителях, печать, радио, телевидение и т. д.).

Далее различают межличностное и массовое общение.

Массовое общение — это множественные, непосредственные контакты незнакомых людей, а также коммуникация, опосредованная различными видами массовой информации.

Межличностное связано с непосредственными контактами людей в группах или парах, постоянных по составу участников. Оно подразумевает известную психологическую близость партнёров: знание индивидуальных особенностей друг друга, наличие сопереживания, понимания, совместного опыта деятельности.

Современному специалисту сферы торговли и обслуживания приходится в своей повседневной деятельности наибольшее внимание уделять межличностному общению, а потому сталкиваться с определёнными проблемами как вербального, так и невербального характера. Давайте же уделим этим проблемам достойное внимание.

В соответствии с установившейся традицией, в отечественной социальной психологии выделяют три различных по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию и диалог.Императивное общение — это авторитарная, директивная форма воздействия на партнёра по общению с целью достижения контроля над его поведением и внутренними установками, принуждения к определённым действиям или решениям. В данном случае партнёр по общению рассматривается как объект воздействия, выступает пассивной, «страдательной» стороной. Особенность императива в том, что конечная цель общения — принуждение партнёра — не завуалирована. В качестве средств описания влияния используются приказ, указания, предписания и требования.

Манипуляция — это распространённая форма межличностного общения, предполагающая воздействие на партнёра по общению с целью достижения своих скрытых намерений. Как и императив, манипулятивное общение предполагает объектное восприятие партнёра по общению, который используется манипулятором для достижения своих целей. Роднит их и то, что при манипулятивном общении также ставится цель добиться контроля над поведением и мыслями другого человека. Коренное отличие состоит в том, что партнёр не информируется об истинных целях общения; они либо просто скрываются от него, либо подменяются другими.

В манипулятивном процессе партнёр по общению воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определённых, «нужных» манипулятору свойств и качеств. Так, неважно, насколько добр этот человек, важно, что его доброту можно использовать, и так далее. Однако человек, выбравший в качестве основного именно этот тип отношения к другим, в результате сам часто становится жертвой собственных манипуляций. Самого себя он тоже начинает воспринимать фрагментарно, переходит на стереотипные формы поведения, руководствуется ложными мотивами и целями, теряя нить собственной жизни. Манипулятивное отношение к другому приводит к разрушению близких, доверительных связей между людьми.

Сравнение императивной и манипулятивной форм общения позволяет выявить их глубокое внутреннее сходство. Объединив их вместе, мы можем охарактеризовать их как различные виды монологического общения. Человек, рассматривая другого как объект своего воздействия, по сути дела общается сам с собой, со своими целями и задачами, не видя истинного собеседника, игнорируя его. Как сказал по этому поводу А. А. Ухтомский, человек видит вокруг себя не людей, а своих двойников. В качестве реальной альтернативы такому типу отношений между людьми может быть рассмотрено диалогическое общение, позволяющее перейти от эгоцентрической, фиксированной на себе установки к установке на собеседника, реального партнёра по общению.

Диалог возможен лишь в случае соблюдения следующих непреложных правил взаимоотношений:

  • Психологический настрой на актуальное состояние собеседника и собственное актуальное психологическое состояние. В данном случае речь идёт об общении по принципу здесь и сейчас с учётом тех чувств, желаний и физического состояния, которые партнёры испытывают в данный момент.

  • Безоценочное восприятие личности партнёра, априорное доверие к его намерениям.

  • Восприятие партнёра как равного, имеющего право на собственное мнение и собственное решение.

  • Содержанием общения должны являться не прописные истины и догмы, а проблемы и нерешённые вопросы (проблематизация содержания общения).

  • Персонификация общения — разговор от своего имени, без ссылки на мнения и авторитеты, презентация своих истинных чувств и желаний.

Способность к такому общению — величайшее благо для человека так как оно, по мнению известного психотерапевта К. Роджерса, обладает психотерапевтическими свойствами, приближает человека к большему психическому здоровью, уравновешенности и целостности.

Прямые и непрямые стили общения

Марджори Фризен

Марджори Фризен

Профессиональный тренер по деловому английскому и корпоративной культуре

Опубликовано 3 ноября 2015 г.

+ Подписаться

Стиль общения — это то, как мы используем язык для обмена информацией с другими.

Прямая коммуникация происходит, когда истинные намерения говорящего сообщаются в его устном сообщении. Он явно выражает потребности и желания говорящего/отправителя. Когда прямой коммуникатор хочет или нуждается в чем-то, он / она «сразу выйдет и скажет это».

Прямые коммуникаторы принимают слова другого говорящего за чистую монету: они не будут анализировать сообщение на предмет скрытого смысла. Они ценят эффективность коротких, прямых ответов и ожидают и уважают честность и откровенность.

Косвенное общение происходит, когда истинные намерения говорящего скрыты. Косвенные говорящие не будут делать прямое заявление или прямо отвечать на вопрос, который может вызвать напряжение или создать неудобную ситуацию. Они с большей вероятностью скажут «может быть» или «возможно», когда истинный ответ «нет».

Непрямые коммуникаторы считают, что вежливость важнее, чем правдивый ответ; это убеждение связано с концепцией «сохранения лица» — чтобы не задеть самооценку другого человека.

В США и большинстве западных культур предпочтение отдается прямому общению. В других культурах, включая африканские и некоторые азиатские страны, более распространено непрямое общение.

Для прямо говорящего косвенное вербальное общение часто считается уклончивым, даже не заслуживающим доверия, а для косвенного говорящего прямое вербальное общение воспринимается как резкое, даже грубое.

Для говорящих в культурах, где прямое общение является нормой, может быть неприятно общаться с говорящими в культурах или из культур, которые используют непрямое общение. Например:

Менеджер по продажам только что получил плохо написанный отчет с несколькими неподтвержденными утверждениями.

Если менеджер является прямым коммуникатором, он/она может сказать сотруднику: «В этом отчете вы сделали ряд ошибок и неверных предположений. Вернитесь, проверьте свои данные и проверьте свою работу.

Если менеджер является косвенным коммуникатором, он/она может сказать: «Кажется, в этом отчете есть некоторые ошибки, и читатели могут подвергнуть сомнению некоторые из ваших предположений.

Не могли бы вы проверить это в другой раз, прежде чем закончить?»

Цель у прямого и непрямого коммуникатора одна и та же: он/она хочет, чтобы сотрудник предоставил лучший отчет. Однако второй запрос может потребовать интерпретации.

Человеку, не привыкшему к определенному стилю общения, может быть трудно «догадаться» о скрытом значении косвенного общения, и это может создать препятствие для полноценного общения.

При прямом общении меньше риск непонимания, но больше риск удивить или обидеть получателя. При непрямом общении больше риск непонимания, но меньше риск обидеть получателя.

На рабочем месте возрастает вероятность напряжения и стресса, когда два разных стиля объединяются.

Чтобы справиться с разногласиями, требуется понимание и гибкость. Поймите, как ваш стиль может повлиять на других, и станьте более гибкими в подходе к людям с другим стилем. Попробуйте немного другой подход — например, используйте менее «напористый» язык с косвенным коммуникатором.

Продвижение в профессиональном мире требует умения «переходить мост» между обоими стилями общения.

Прямые и непрямые стили общения – Вы мультикультурны

Во многих восточноевропейских странах, если вы приходите к кому-то домой и вам предлагают чашку чая, считается невежливым сразу принять. Вы должны отказаться пару раз, сказав, что не хотите беспокоить хозяина, а затем продолжить отказ, но с меньшим акцентом, что означает, что вы действительно хотите чашку чая. Для немца, который спрашивает один раз и рассчитывает получить честный ответ, это может показаться странным. Восточноевропейцу, который переезжает в Германию, в конечном итоге придется приспособиться к более прямому общению.

Один из самых важных выводов для успешной межкультурной коммуникации — это понимание уровня прямоты (или косвенности), который люди используют в своих сообщениях.

Прямая коммуникация

Прямая коммуникация — это когда говорящий сообщает истинные намерения непосредственно в вербальном сообщении. Прямые коммуникаторы сообщения обычно не имеют основного смысла . Они ценят прямые ответы, честность и откровенность.

Этот стиль общения считается более « ориентированным на задачу », потому что критика выражается более свободно и воспринимается менее лично .

Прямые люди не боятся конфликтов и привыкли открыто не соглашаться с другими. Для них честность — лучшая политика .

Косвенное общение

Косвенное общение это когда истинные намерения не выражены устно , но исходят из контекста или невербального общения . Косвенные говорящие обычно не делают прямого заявления , если это может вызвать напряжение или конфликт . Они найдут более запутанных способов ответить на избегание слов «нет» .

Для них быть вежливым и « сохранять лицо » – не задевать самооценку другого человека важнее, чем честный ответ.

Поскольку прямого конфликта необходимо избегать любой ценой, непрямые говорящие будут выражать неодобрение или беспокойство невербальным общением, туманными вопросами или даже жаловаться третьей стороне.

 

Культурные истоки прямого и косвенного общения

Прямое общение обычно считается характерным для западных культур , которые имеют тенденцию быть индивидуалистическими, эгалитарными и аналитическими. Непрямая связь типичен для восточных культур , которые имеют тенденцию быть коллективными и иерархическими.

Прямое общение согласуется с индивидуалистическим личным интересом. В этих культурах люди заботятся о выполнении действий и поиске решений. Они склонны предлагать решения и ценят их обоснованность. Предложение и обсуждение альтернатив характерно для низкоконтекстных и аналитических культур. Люди из этих культур анализируют множество альтернативных решений, обсуждая их плюсы и минусы с корыстной, возможно, беспроигрышной точки зрения.

Свободное предложение и обсуждение решений требует эгалитарного общества, в котором несогласие с тем, кто обладает большей властью, не повлияет на вашу позицию.

Прямая связь также называется низкоконтекстной. Этот термин был впервые введен Эдвардом Т. Холлом в 1976 году. Он состоит из прямого утверждения, а затем его обоснования. И утверждение , и обоснование сформулированы в терминах аристотелевской логики, характерной для аналитического мышления западной культуры .

Косвенное общение не любит прямой конфронтации или критики. В нем часто участвуют третьи лица, наделенные полномочиями принимать решения, чтобы люди более низкого уровня не потеряли лицо. Действительно, принятие на себя ответственности за решение проблем является социальной обязанностью партии с более высоким статусом в иерархических культурах.

Непрямая конфронтация может также основываться на историях, метафорах или образах, чтобы вызвать ассоциативную логику, предназначенную для обеспечения достаточного понимания, чтобы другая сторона могла выработать соответствующий ответ.

В академической статье мы находим следующий пример: «Китайская студентка сказала своим западнокультурным одноклассникам, которые изо всех сил пытались понять косвенную конфронтацию:

« Я бы никогда не сказала другу, что мне не нравится ее платье. . Вместо этого я бы сказал ей, что мне нравятся ее туфли, опустив упоминание о ее платье. Она бы поняла, что мне не нравится ее платье, потому что я не упомянул о нем.

Этот танец может быть трудно понять людям, привыкшим к прямому общению, но те, кто привык к косвенному, обычно очень хорошо улавливают эти сигналы.

Косвенное общение способствует гармонии и сохранению лица , это характерно для коллективных и иерархических культур. Также называется высококонтекстной связью . Высокий контекст  культуры — это те, которые сообщают  неявным образом и в значительной степени зависят от контекста .

Непрямая связь согласуется с конфуцианскими рассуждениями, которые являются диалектическими и ассоциативными .

Прямое и косвенное управление конфликтами

Как вы, вероятно, уже поняли, эти различия могут создавать конфликты, если люди не осознают свой стиль общения или принимают его как должное.

Как мы можем избежать подобных конфликтов или разрешить их ?

Прежде всего, понимая, что у каждого стиля общения есть свои плюсы и минусы . Некоторые из них связаны со степенью, в которой участники спора контролируют исход конфликта.

В прямой конфронтации такие результаты, вероятно, будут отражать интересы сторон, а не интересы более крупного социального образования , такого как организация, группа, семья, частью которой они являются.

успешный конец против косвенной конфронтации должен стать восстановлением гармонии и социального равновесия .

Понимание этих плюсов и минусов позволяет понять, что каждый подход может многому научиться у другого.

Люди, предпочитающие прямой стиль общения :

• Если они обижают людей своей резкостью, вы можете помочь им увидеть, как их воспринимает другая сторона, и предложить более тонкий стиль общения.

• Поощряйте их замечать такие тонкости, как зрительный контакт или невербальное общение.

 Люди, предпочитающие непрямой стиль общения :

• Максимально отражайте свой стиль общения. Если вам кажется, что вы не понимаете, что происходит, говорите прямо

• Постарайтесь, чтобы они рассказали больше контекста или предыстории своего сообщения.

• Дайте время установить взаимопонимание, прежде чем переходить к основной теме.

Пример успешного общения

В своей книге 2007 года «Глобальные переговоры» Жанна Бретт приводит следующий пример: Главный герой отправился на китайскую фабрику, попросил директора снять с конвейера два велосипеда, чтобы вместе покататься по сельской местности, и заметил в конце поездки, что, возможно, слышал стук или два (когда, по его мнению, велосипеды были определенно гремит) и вернулся в Гонконг, ничего больше не сказав. Через месяц велосипеды были отправлены, покупатель из Германии остался доволен велосипедами и заказал еще.

Как видно из этого примера, возможность эффективно общаться с кем-то, кто предпочитает непрямое общение, означает сохранение их лица . Если бы немецкий бизнесмен столкнулся с директором завода напрямую, он, вероятно, получил бы тот же результат, но отношения были бы скомпрометированы.

Косвенное разрешение конфликта может означать, что правонарушение или претензия никогда не признаются открыто , но это не означает, что конфликт не воспринимается.

Людям из западных культур труднее всего понять, что непрямая конфронтация обычно понимается.

Если косвенная конфронтация не понимается и не принимается мер, вполне возможна эскалация, как и в случае, когда игнорируется прямая конфронтация. Конфликт, с которым столкнулись косвенно, может не признаваться явно, а просто разрешаться способом, приемлемым для заявляющей стороны и сохраняющим лицо обеих сторон, например, с просьбой о взаимодействии с третьей стороной.

В непрямом стиле общения, , не может быть обсуждения причин конфликта, , поскольку причинная атрибуция является скорее аналитической , чем целостной точкой зрения мышления.

Использование непрямой конфронтации для успешного разрешения конфликта имеет целью сохранить гармонию и отношения , а не индивидуальный результат.

Тем не менее, такой подход к разрешению конфликтов может привести к отказу от инноваций или невозможность изменить статус-кво .

Добавить комментарий