Высшие психические функции — Психологос
01 октября 2022 г., 21:54
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) — психические процессы, социальные по своему происхождению, опосредованные по строению, произвольные по характеру регуляции и системно связанные друг с другом.
Высшие психические функции — одно из основных понятий современной психологии, введенное Л. С. Выготским и далее развитое А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьевым, А. В. Запорожцем, Д. Б. Элькониным, П. Я. Гальпериным и др.
Высшие психические функции — культурные, а не натуральные психические процессы, они детерминированы не генетикой, а обществом и человеческой культурой.
Еще раз основные пункты, характеризующие ВПФ. Это функции:
- Социальные по своему происхождению — говорит о том, что это не нечто врожденное, эти процессы формируются прижизненно при непосредственном влиянии культуры (семьи, школы и пр.). Основной механизм — интериоризация, овнутрение внешнего во внутреннее.
- Опосредованные по строению — внутренним инструментом их осуществления являются культурные знаки. В первую очередь это речь, в целом — представления о том, что в культуре принято и понятно.
- Произвольные по характеру регуляции — человек может ими сознательно управлять.
Список ВПФ
К высшим психическим функциям уверенно относят память, мышление, речь и восприятие. Относить ли к высшим психическим функциям внимание, волю, мотивацию в целом, внутренние чувства и социальные эмоции — вопрос спорный.
Основная трудность здесь в том, что по определению ВПФ — функции произвольные, а произвольность второго списка под вопросом. Для развитого человека это вполне произвольные функции, для массовой личности эти функции непроизвольны.
- Высшие психические функции
Комментарии (8):
Н., 03 сентября 2015 г., 21:05
Н.П. Бехтерева относит к ним и внимание.
2ответаГость, 18 октября 2017 г., 13:48
Относят. Но как-то не уверенно ;))
Гость, 21 сентября 2018 г., 15:29
Произвольное относят, непроизвольное нет 🙂
Гость, 22 мая 2019 г., 23:45
Для массовой личности и первый список непроизволен..
1ответГость, 17 февраля 2023 г., 11:35
Гость, 13 октября 2019 г., 15:25
Почему восприятие и память определены культурой, а не генетикой?
1ответГость, 02 декабря 2019 г., 15:06
Восприятие мира навязывается средой. На счет памяти тоже думал, но ответа не нашел.
1ответГость, 14 марта 2020 г., 21:18
Узелок, на память!)
Материалы по теме:
01 окт. 2022 г.
Формирование высших психических функций
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Характеристики высших психических функций
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Интериоризация
Интериоризация (франц. interiorisation — переход извне внутрь, от лат. interior — внутренний) — формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности, присвоение жизненного опыта, становления психических функций и развития в целом. Любое сложное действие, прежде чем стать достоянием разума, должно быть реализовано вовне. Благодаря интериоризации мы можем говорить про себя, и собственно думать не мешая окружающим. Термин был впервые введён Л. С. Выготским.
3Подробнее01 окт. 2022 г.
Психофизиологическая основа высших психических функций
0Подробнее01 окт. 2022 г.
Высшие психические функции в прикладных направления современной психологической науки
0ПодробнееСодержаниеНет событий
Новые статьи:
- Кого спасать при пожаре: ребенка или мужа?
- Очень необязательный мужчина
- Единственный учитель для умного мужчины — это он сам
- Психотерапия в консультировании
- Как отмечать день рождения ребенка?
Популярные статьи:
- Мужчину может воспитать только мужчина
- Как вести себя девушке, чтобы выйти замуж
- Мужчины ненавидят слабых женщин
- Манипуляции – нравственное увечье или высокое искусство
- Как быть замужем за генералом?
Хиты недели:
- Ребенок орет, кричит, визжит. .. Что с этим делать?
- Взгляд: как смотреть на собеседника?
- Вопросник Основы семейного договора
- Шлепки по попе
- Аутогенная тренировка, аутотренинг
Высшие психические функции. Что такое «Высшие психические функции»? Понятие и определение термина «Высшие психические функции» – Глоссарий
Глоссарий. Психологический словарь.
- А
- Б
- В
- Г
- Д
- Ж
- З
- И
- К
- Л
- М
- Н
- О
- П
- Р
- С
- Т
- У
- Ф
- Х
- Ц
- Ч
- Ш
- Э
- Я
Высшие психические функции (англ. higher mental functions) – одно из важнейших центральных понятий современной психологии. Понятие введено Л.С. Выготским, в дальнейшем разрабатывалось А.Р. Лурия, А.Н. Леонтьевым, П.Я. Гальпериным и другими.
Выготский выделял два уровня психических функций. Низший уровень – натуральные психические функции, обусловленные генотипом и формирующиеся под воздействием наследственных факторов. Культурные (высшие) психические функции формируются при жизни человека на основе натуральных под влиянием социокультурной среды. К высшим психическим функциям относят воображение, память, мышление и т.д.
Высшие психические функции появляются в процессе взаимодействия между ребенком и взрослым, через некоторое время ребенок может перенести механизмы управления ими во внутренний план (это называется интериоризацией).
Важной особенностью этих сложных психических процессов является опосредованность. Основным средством опосредования Высших психических функций является речь.
Высшие психические функции – результат системной работы мозга, ни одна из них не закреплена за определенным участком мозга. При появлении на определенном этапе развития ребенка какой-либо психической функции различные мозговые центры начинают сообща работать на то, чтобы она правильно сформировалась и развивалась.
Понятие высшие психические функции не только используется в общей психологии, но и широко применяется в прикладных сферах, активно используется в педагогической психологии, патопсихологии и нейропсихологии.
< Вуайеризм
Выученная беспомощность >
Популярные термины
Высшие психические функции
Зачем ребенку воображение?
Что мы знаем о мире, в котором живут дети? Мульгерои и говорящие животные, сказочные сокровища, волшебные приключения… Реальный мир увлекает малыша не меньше, чем сказочный, и именно от воображения зависит развитие ребенка: как он будет адаптироваться в изменяющейся среде и чем сможет заниматься в будущем.
Новости СМИ2
новое на сайте- «Как угомонить бывшего мужа-наркомана, чтобы отстал от меня?»
- Не-молоко, безглютеновая диета и кофе без кофеина: мифы и реальность
- Как не дать психологическим травмам испортить вашу жизнь
- Как убить самооценку: 22 вредных совета — личный опыт психолога
- «Свекор любит на домашних посиделках рассказывать о достоинствах свекрови в постели»
- «Мужчина зовет замуж. Но он врун. Как донести до него, что мне нужна честность?»
- Каждый день или раз в месяц: как часто нужно заниматься сексом — мнение психологов
- Как легко и быстро успокоиться прямо сейчас: техника «Дыхание по квадрату»
- 10 цитат Ирвина Ялома, которые отрезвляют и учат находить счастье в каждом дне
- Как с первого взгляда распознать в человеке алкоголика: мнение нарколога
- Важнейшее условие счастья в отношениях: новое открытие ученых
- Япония повысила возраст сексуального согласия: почему понадобилось ужесточать закон — мнение психолога
- Что заставляет женщин выбирать женатых мужчин: 3 мотива
- «Свекровь наслала на нас порчу, и ребенок умер. Как от нее защититься?»
Psychologies ВКонтакте
ПОДПИСАТЬСЯ
новый номерЛЕТО 2023 №74
спецпроекты
Библиотека иллюстраций ICF
Библиотека иллюстраций ICFБиблиотека иллюстраций ICF на английском языке | |
ФУНКЦИИ ТЕЛА |
|
б140 | б144 | б147 | б152 | б156 | б160 | б164 | б167 |
Функции внимания | Функции памяти | Психомоторные функции | Эмоциональные функции | Функции восприятия | Мыслительные функции | Когнитивные функции более высокого уровня | Психические функции языка |
Специфические психические функции концентрации внимания на внешнем раздражителе или внутреннем опыте в течение необходимого периода времени. | Специфические умственные функции регистрации и хранения информации и ее извлечения по мере необходимости. | Специфические психические функции контроля над моторными и психологическими событиями на уровне тела. | Специфические психические функции, связанные с чувственными и аффективными компонентами психических процессов. | Специфические психические функции распознавания и интерпретации сенсорных раздражителей. | Специфические психические функции, связанные с мыслительным компонентом ума. | Специфические психические функции, особенно зависящие от лобных долей головного мозга, в том числе сложное целенаправленное поведение, такое как принятие решений, абстрактное мышление, планирование и выполнение планов, умственная гибкость и принятие решения о том, какое поведение уместно при определенных обстоятельствах; часто называют исполнительными функциями. | Специфические психические функции распознавания и использования знаков, символов и других компонентов языка. |
б172 | б176 | б180 | б189 | ||||
Расчетные функции | Психическая функция последовательности сложных движений | Опыт функций себя и времени | Специфические психические функции, другие уточненные и не уточненные | ||||
Специфические психические функции определения, приближения и манипулирования математическими символами и процессами. | Специфические психические функции последовательности и координации сложных целенаправленных движений. | Специфические психические функции, связанные с осознанием своей личности, своего тела, своего положения в реальности своего окружения и времени. | |||||
Авторские права на иллюстрации принадлежат TAI TAKAHASHI, Международному университету здравоохранения и социального обеспечения. |
Исследователи улучшают умственную деятельность человека с помощью стимуляции мозга
Исследование Медицинской школы Университета М показывает, что этот метод может стать новым подходом к лечению различных тяжелых психических заболеваний
MINNEAPOLIS/ST. ПОЛ (01.11.2021) — В пилотном исследовании на людях исследователи из Медицинской школы Миннесотского университета и Массачусетской больницы общего профиля показали, что можно улучшить определенные функции человеческого мозга, связанные с самоконтролем и умственной гибкостью, путем объединения искусственного интеллекта. с целенаправленной электростимуляцией головного мозга.
Алик Уидж, доктор медицинских наук, доцент кафедры психиатрии и член исследовательской группы по наркомании в Медицинской школе Университета М, является старшим автором исследования, опубликованного в журнале Nature Biomedical Engineering. Результаты получены в результате исследования, проведенного на людях в Массачусетской больнице общего профиля в Бостоне среди 12 пациентов, перенесших операцию на головном мозге по поводу эпилепсии — процедуру, при которой сотни крошечных электродов размещаются по всему мозгу, чтобы регистрировать его активность и определять, где возникают приступы.
В этом исследовании Уидж сотрудничал с Сиднеем Кэшем из Массачусетской больницы общего профиля, доктором медицинских наук, экспертом в области исследований эпилепсии; и Дарин Догерти, доктор медицинских наук, эксперт в области клинической стимуляции мозга. Вместе они определили область мозга — внутреннюю капсулу — которая улучшала умственную функцию пациентов при стимуляции небольшим количеством электрической энергии. Эта часть мозга отвечает за когнитивный контроль — процесс перехода от одного образа мыслей или поведения к другому, который нарушается при большинстве психических заболеваний.
«В качестве примера можно привести человека с депрессией, который просто не может избавиться от «застрявших» негативных мыслей. Поскольку это так важно для психических заболеваний, поиск способа улучшить его может стать новым мощным способом лечения этих заболеваний», — сказал Видж.
Команда разработала алгоритмы, чтобы после стимуляции они могли отслеживать способности пациентов к когнитивному контролю как по их действиям, так и непосредственно по активности их мозга. Метод контролера обеспечивал усиление стимуляции всякий раз, когда пациенты хуже справлялись с лабораторным тестом когнитивного контроля.
«Эта система может считывать активность мозга, «расшифровывать» ее, когда у пациента возникают трудности, и применять небольшой импульс электрической стимуляции к мозгу, чтобы помочь им преодолеть эти трудности», — сказал Видж. «Я часто использую аналогию с электрическим велосипедом. Когда кто-то крутит педали, но испытывает трудности, велосипед это чувствует и усиливает. Мы сделали аналог этого для умственной деятельности человека».
Исследование впервые показало, что:
Определенная психическая функция человека, связанная с психическим заболеванием, может быть надежно улучшена с помощью точно направленной электрической стимуляции;
Существуют определенные части структуры внутренней капсулы мозга, которые особенно эффективны для улучшения когнитивных функций; и
Алгоритм с обратной связью, используемый в качестве контроллера, был вдвое эффективнее, чем стимуляция в случайное время.
У некоторых пациентов в дополнение к эпилепсии отмечалась выраженная тревожность. Когда им давали стимуляцию, улучшающую когнитивные функции, они сообщали, что их тревога уменьшилась, потому что они были в большей степени способны отвлечь свои мысли от беспокойства и сосредоточиться на том, чего они хотели. Видж говорит, что это говорит о том, что этот метод можно использовать для лечения пациентов с тяжелой и резистентной к лекарствам тревожностью, депрессией или другими расстройствами.
«Это может быть совершенно новый подход к лечению психических заболеваний. Вместо того, чтобы пытаться подавить симптомы, мы могли бы дать пациентам инструмент, который позволит им контролировать свой разум, — сказал Видж. место водителя и дайте им почувствовать новое чувство свободы действий».
Исследовательская группа сейчас готовится к клиническим испытаниям. Поскольку цель улучшения когнитивного контроля уже одобрена Управлением по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов для глубокой стимуляции мозга, Видж говорит, что это исследование может быть проведено с помощью существующих инструментов и устройств — после официального одобрения испытания — и перевода этой помощи в современную медицину. практика может быть быстрой.
«Самое замечательное в этих результатах то, что теперь мы можем проводить клинические испытания, чтобы еще больше продемонстрировать эффективность, а затем, мы надеемся, перейти к помощи резистентным к лечению пациентам, которые отчаянно нуждаются в дополнительных вмешательствах для лечения своих болезней», — Догерти. сказал.
Эта работа была поддержана грантами Агентства перспективных оборонных исследовательских проектов (DARPA) в соответствии с соглашением о сотрудничестве номер W911NF-14-2-0045, выданным контрактным бюро Армейской исследовательской организации (ARO) в поддержку программы DARPA SUBNETS, Национальных институтов здравоохранения, Фонда Эллисона, Фонда Tiny Blue Dot, Исполнительного совета MGH по исследованиям, Института OneMind и MnDRIVE и группы медицинских открытий по инициативам в области наркомании в Медицинской школе Университета Миннесоты.
###
О Медицинской школе Университета Миннесоты
Медицинская школа Университета Миннесоты находится в авангарде обучения и открытий, преобразования медицинского обслуживания и обучения следующего поколения врачей. Наши выпускники и преподаватели проводят высокоэффективные биомедицинские исследования и продвигают медицинскую практику. Мы признаем, что Медицинская школа U of M, кампус городов-побратимов и кампус Дулута, расположены на традиционных, исконных и современных землях дакота и оджибве, а также множества других коренных народов, и мы подтверждаем нашу приверженность племенным общинам.