Психика ребенка: особенности формирования. Как укрепить нервную систему?
Дети в семье – это «губки», которые впитывают в себя все, что видят и слышат. Именно эти факторы и влияют на развитие психики ребенка. Поведение малыша отражает то, что происходит у него дома между мамой и папой или другими родственниками. Конечно, это не единственный показатель, стоит учитывать также еще генетические предрасположенности. Большое влияние на психоэмоциональное состояние вашего чада оказывает и его окружение, а также электронные гаджеты, которые дети берут в руки уже с первого года своей жизни. В этой статье мы поговорим подробно на эту тему, чтобы выяснить, что же именно влияет на формирование психики ребенка, и что делать, чтобы ее укрепить, если это необходимо.
Особенности психики ребенка в год
Детская психика – это важная составляющего общего здоровья ребенка. На нее все родители должны обращать должное внимание, чтобы воспитать личность с нормальным восприятием мира, характером и амбициями.
Как показывают результаты исследований психики ребенка, она начинает у него формироваться еще тогда, когда он развивается в утробе матери. На этот процесс влияет исключительно образ жизни будущей мамы, а также генетика. Малыш появляется на свет уже со своим характером и с первых дней начинает его проявлять. Сначала поведение ребенка обуславливается только его рефлексами, которые вырабатываются у него постепенно по мере роста:
- В первые несколько дней у него есть только один рефлекс – сосательный. Характерными движениями губами он показывает маме, что голоден.
- У него гораздо быстрее формируются чувственные рефлексы, чем двигательные. Сначала он начинает видеть, слышать, тактильно ощущать, а только потом учиться контролировать свои движения.
- Когда период новорожденности заканчивается (это обычно происходит на 2 месяце жизни ребенка), он уже узнает, где его мама, папа. Проявляется активно рефлекс «оживления».
- В период жизни ребенка до года на его психику сильнее всего влияют родители, которые должны правильно реагировать на его потребности. Малыш все повторяет за ними, подражает им. Ему очень важно внимание родственников на этом этапе жизни, чтобы он рос, полноценно развиваясь.
- Ближе к году кроха уже пытается что-то говорить, потому что у него хорошо развиты связи между предметами, которые он чаще всего видит и держит в руках, и их названиями.
Особенности психики ребенка в 2-4 года
Когда крохе исполняется 2 года, то он уже не может восприниматься родителями просто, как ребенок. Это уже личность, которая активно заявляет о себе. Малыш требует, проявляет амбиции и характер. Все, что он видит вокруг. Воспринимается им близко к сердцу и откладывается в виде отпечатка на его психоэмоциональном развитии. Он во всем подражает своим родителям и познает мир посредством игры.
Именно в возрасте 2-4 лет у ребенка формируется социальная позиция. Если родители будут отталкивать от себя малыша, когда ему нужна помощь или внимание, то он просто станет замкнутым и не захочет общаться со сверстниками.
В этом возрасте начинает активно себя проявлять у детей «Кризис 3 лет», когда он хочет во всем проявлять самостоятельность. Именно так малыш доказывает, что он самостоятельный, взрослый. Родителям на это нужно правильно реагировать – не ругать, не наказывать, а проявлять исключительное спокойствие и поддержку. Даже если что-то ломается в процессе познания мира ребенка – это нормально. Если вы позволите ему все это, то он вырастет полноценным, раскрепощенным и любознательным человеком.
Особенности психики ребенка 5-7 лет
Ребенок, достигший дошкольного возраста – это человек с ярким темпераментом. Дети в возрасте 5 лет очень любознательны и активны. Им хочется общаться, именно поэтому они начинают задавать очень много вопросов, на которые им обязательно нужно давать ответы. В этом возрасте родителям нужно обеспечить своему ребенку нормальную среду для развития:
- Они должны позволять ему общаться со сверстниками столько, сколько хочется ребенку. Не надо его заставлять делать это, если он не хочет, но и ограничивать его нельзя. Крохе обязательно нужно научиться, как вести себя в детском коллективе. В этом ему помогает общение с одногодками в детском саду. Если вы хотите, чтобы малыш быстро адаптировался к школе, то его обязательно нужно отдать в детский садик.
- Кроме того, родители должны именно в этот период развития своего чада обратить внимание, к чему у него имеются склонности, какие у него таланты. Ребенку нужно ходить на разные развивающие занятия, чтобы расти эмоционально удовлетворенным человеком.
В дошкольном возрасте ребенку требуется повышенное внимание со стороны родителей. Если он будет испытывать дефицит общения с ними, то у него разовьется нездоровый дух соперничества. Он начнет привлекать к себе внимание любым способом. Вы должны всеми возможными способами проявлять по отношению к своему крохе любовь, если хотите, чтобы он вырос милосердным, добрым и отзывчивым человеком.
Что оказывает влияние на психику ребенка?
Исходя из всего вышесказанного, получается, что на психику ребенка влияет несколько основных факторов:
- Семья. Если в ней царит гармония, любовь и взаимопонимание, то никаких проблем со здоровьем у ребенка не будет. Он вырастет спокойным, уравновешенным и любознательным человеком. Но если дома постоянные скандалы, или родители разводятся, то все это травмируем психику малыша. Он начинает думать, что никому не нужен, что его жизнь ничего не значит. Особенно сильно это понимание отражается на его поведении, если у сверстников хорошие семьи, в которых мама и папа любят друг друга. Вы обязаны контролировать все, что произносите вслух. Психологи выделили несколько фраз, разрушительных для психики ребенка. Их вы должны вообще исключить из своей лексики:
- «Даже не плачь, потому что это ни для кого значения не имеет» — услышав такое, ребенок испытает страшное разочарование.
- «Плохо, что ты совсем не похож на своего брата! Вот он молодец» — эта фраза просто убьет в ребенке все человеческое, он будет ненавидеть и вас, и брата, с которым вы его сравниваете. Под эту же категорию детей попадают и те, чьи родители все время пытаются сравнить своих чад с соседскими детьми.
- «Ты постоянно все делаешь неправильно!» — если вы хотите, чтобы у ребенка развился комплекс неполноценности, и никогда не возникало желания исправлять свои ошибки, то можете, безусловно, говорить ему такие обидные вещи. Но вы поставьте себя на место ребенка. Как бы вы отнеслись к подобного рода словам.
- «Мне из-за тебя стыдно!» — казалось бы, безобидная фраза, которая должна заставить вашего малыша задуматься о своем поведении. Но на самом деле, когда малыш слышит в свой адрес такие слова, он думает, что мама его не любит, потому что не воспринимает таким, какой он есть.
- «Ты итак толстый/глупый/некрасивый» — если даже ваш ребенок имеет какой-то изъян, вы не должны акцентировать на этом внимание. Наоборот, предпринимайте всевозможные меры, чтобы он думал, что для вас он самый красивый, умный и лучший. Если вы этого делать не будете, то неуверенность в себе по жизни будет сопровождать вашего ребенка, он станет несчастным человеком.
- «Зачем я только тебя родила!» — в порыве гнева многие родители могут сказать такую ужасную фразу. Особенно часто такие слова звучат в неблагополучных семьях, в которых изначально были сомнения – рожать ребенка или нет. Если ваш малыш когда-либо услышит подобное, он может просто свести счеты с жизнью или вырасти злым, мстительным и плохим человеком.
- «Ты мне надоел! Я сдам тебя в детский дом!» — ребенку вообще не будет понятно, как он мог надоесть собственной матери или отцу! Это ненормально, родительский труд предполагает, что на пути воспитания ребенка будут возникать множественные трудности, но это не позволяет ни маме, ни папе говорить обидные слова своему ребенку.
- Окружение. Если малыш постоянно пребывает в одиночестве, ему не позволяется общение с другими детками, он не видит ничего, кроме своих игрушек, бабушек и дедушек, то развиваться полноценно он не может. Он однозначно замкнется в себе и будет расти в какой-то мере аутсайдером, потому что никто не будет его воспринимать нормально.
- Интернет и электронные гаджеты. Чаще всего у детей нарушается психика, потому что они подолгу проводят время у экранов телевизора, с телефоном или планшетом в руках. Это очень удобно, конечно, для родителей, которые заняты работой – включить мультфильм ребенку и оставить его в своей комнате. Но ученые свидетельствуют от обратном. Они утверждают, что влияние компьютера на психику детей пагубное. Ему можно позволить всего несколько минут в день просидеть за игрой или за просмотром мультфильма. Даже если вам кажется, что то, что смотрит ваш ребенок, никак не повлияет на его мировоззрение, вы должны осознавать, что влияние мультфильмов на психику детей огромное. Они начинают подражать героям, на которых смотрят, повторять их поступки. А ведь современные мультипликационные передачи не всегда построены на основах морали и духовных ценностей.
Если вы заметили какие-либо расстройства психики ребенка, незамедлительно обращайтесь к детскому психологу, чтобы исправить ситуацию, пока не поздно. Если явных нарушений в поведении своего малыша вы не наблюдаете, это не значит, что повода для беспокойства нет.
- Попросите своего ребенка нарисовать портрет семьи. Дайте ему карандаши, фломастеры и чистый лист. Потом проанализируйте, что у него получилось. Обращайте внимание на все детали – какого размера человечки, что вокруг них, какие цвета малыш использовал. Все это отображает, как он воспринимает свою семью и себя в ней. Если вы увидите, что он себя нарисовал очень маленьким, почти незаметным, при этом использовал темный цвет фломастера, а вокруг себя нарисовал странные значки, то срочно обращайтесь к специалистам. Если вы не можете расшифровать, что значит изображение, которое сотворило ваше чадо, тоже обратитесь к психологу. Он точно вам скажет, стоит ли вам переживать, или все с вашим крохой хорошо.
- Попросите своего малыша нарисовать на листе бумаге дом, дерево и человека. Обратите внимание на все детали каждого рисунка:
- Дом – это отображение того, как ребенок воспринимает себя в этом мире. Если малыш нарисовал старый дом, это значит, что ему некомфортно жить. Если дом вдали, значит, малыш не знает, какое место в семье ему отводят родители. Если дом красивый, новый и расположен на переднем плане рисунка, это говорит о том, что ему все нравится, и он счастлив.
- Дерево – отображение того, что тревожит ребенка. Если он нарисовал голое дерево без листьев с тонким стволом, который разукрасил в темный цвет или небрежно заштриховал, это говорит о том, что в душе у вашего малыша живет страшная тревога, которая не дает ему полноценно развиваться.
- Человек – отображение того, как он относится к своей семье. Обратите внимание, красивый ли получился человечек, какие у него руки, ноги, волосы, выражение лица. Эти детали вам подскажут, любит ли ребенок своих родителей, или он испытывает уже по отношению к ним какой-то негатив.
Есть еще много разных методик, но их лучше проводить в кабинете профессионального психолога, который сразу же проведет анализ психоэмоционального состояния малыша и поможет вам найти ответы на многие интересующие вас вопросы.
Как укрепить нервную систему и психику ребенка?
Если имеются какие-то проблемы с психикой ребенка, то вы должны, прежде всего, исключить все факторы, которые могут негативно отражаться на психоэмоциональном здоровье малыша. Психологи советуют современным родителям придерживаться таких рекомендаций:
- Не решайте никаких проблем в присутствии ребенка – чего бы они не касались.
- Не разговаривайте громко и не проявляйте агрессию ни к кому. Даже если ваша кошка или собака дома нагадили, не кричите, а ведите себя спокойно и уравновешенно.
- Показывайте на личном примере своему малышу, каким должен быть у него режим дня и рацион. Ешьте все то же самое, что даете ему, спите с ним в одном режиме, гуляйте, занимайтесь, ведите активный образ жизни, но не в одиночку, а вместе со своим ребенком.
- Давайте ему народные успокоительные отвары – это валериана, мята, пустырник. Не используйте седативных средств, потому что они, кроме привыкания, ничего хорошего вашему ребенку не принесут.
Окружите свое чадо любовью, заботой и вниманием. Разговаривайте с ним, ведите себя так, как будто он уже взрослый человек, с которым можно пообщаться на равных. Благодаря нашим советам вы сможете вырастить полноценного и жизнерадостного человека, который по жизни будет творить добро и дарить другим людям радость.
Вся информация взята из открытых источников.
Если вы считаете, что ваши авторские права нарушены, пожалуйста,
напишите в чате на этом сайте, приложив скан документа подтверждающего ваше право.
Мы убедимся в этом и сразу снимем публикацию.
Как вырастить ребенка со здоровой психикой: рассказывают психологи
Пять китов психического здоровья
Психолог, эксперт по развитию эмоционального интеллекта Виктория Шиманская выделяет два ключевых момента, которые влияют на формирование у ребенка стабильной психики.
Первый — безусловное принятие — когда родители с самого рождения ребенка смотрят на него через призму искренней любви, видят в нем исследователя и личность, а не пытаются через него реализовать свои амбиции. «Многие об этом слышали, но воплотить это на практике не так просто, — объясняет Шиманская — Если смотреть на ребенка как на человека, которому можно помогать раскрывать его таланты, а не на коробочку, в которую нужно побольше всего запихнуть, то родителям удастся избежать чувства неоправданных ожиданий, а также раздражения и расстройства по этому поводу».
Второй — умение родителя не накладывать на текущие события свой личный травматический опыт или страх перед будущим. Например, ребенок разбивает тарелку или приносит из школы двойку, а родитель из этого делает вывод, что теперь вся жизнь пойдет под откос: «Сегодня двойка — завтра бродяга под забором». Такие ситуации, по словам психолога, чаще всего дают детям травматический опыт.
Психолог и академический директор онлайн-школы для детей и подростков Skysmart напоминает, что залогом крепкой психики является не только благоприятный эмоциональный климат в семье, но и сон, питание и режим — три ключа к физиологическому и как следствие психическому здоровью.
«Достаточно учитывать эти три базовые величины, и ребенок (он же будущий взрослый) уже будет в силах справиться и физически, и эмоционально со многими сложностями», — подчеркивает специалист, добавляя, что сон — залог роста, качественной умственной деятельности и здоровой психики.
«Я была двоечницей и победительницей олимпиад одновременно»: колонка о школьной травле
Может ли один и тот же человек пройти в финал олимпиады с конкуренцией более 45 человек…
19 ноября 10:04
Отказ от наказаний и правильная похвала
Стоит отказаться от наказаний в том смысле, в котором мы привыкли их воспринимать, советует Шиманская. По ее мнению, наказание может быть только в контексте причинно-следственной связи.
«Если ребенок отказался убираться в комнате, хотя у нас с ним есть на этот счет договоренности, то мы не идем на прогулку», — приводит пример Шиманская, отмечая, что такое поведение со стороны родителя не является наказанием. Это объективная причинно-следственная связь: когда есть четкие правила и они не соблюдаются, дальше наступают последствия.
close
100%
«Если очень хочется отругать и наказать ребенка, надо попробовать абстрагироваться от ситуации, и постараться посмотреть на его поступок как на сигнал. Он капризничал, разбросал вещи, отказался делать уроки — все это его способ что-то сказать. Если мы постараемся разобраться в причине случившегося, ответить на вопрос «Почему он так делает», то найдется метод, который не потребует наказаний», — делится специалист.
Умение правильно хвалить — искусство, отмечает специалист по эмоциональному интеллекту. Шиманская перечислила случаи, в которых похвала не принесет ни радости, не удовлетворения.
Первый — когда родитель хвалит через сравнение («Ты старательный, но, наверное, у Васи лучше получилось?»), второй — сухая похвала, направленная на ребенка, а не на его действия («Молодец, так держать»), третий — слишком глобальная похвала («Вот это да! Ты у меня гений»), четвертый — когда родитель «забивает» радость ребенка собственными приятными переживаниями («Мама, у меня была такая сложная контрольная, но, представляешь, я успел вовремя все решить. — А у меня сегодня был долгий и напряженный созвон с коллегами, и я тоже справилась»). В каждом из перечисленных примеров, по словам психолога, у ребенка не получится полноценно прожить свою радость.
Лучшая стратегия со стороны родителя — использование техники активного слушания: искренний интерес («Да? А что там у вас было? Расскажешь?»), общение, которое поможет ребенку рассказать о том, что его волнует и самому дать этому оценку. Задача родителя, объясняет Шиманская — слушать, помогать подбирать слова для описания опыта ребенка. И только в этом случае у ребенка получится разобраться, в чем он хорош.
Эффективные правила и поддержка
Психолог Екушевская подчеркивает, что в семье со здоровым эмоциональным климатом выстраивают эффективные правила, где у ребенка всегда есть право голоса и он всегда знает, что может рассчитывать на поддержку старших.
Специалист по эмоциональному интеллекту Шиманская согласна с коллегой. Чтобы свести конфликты к минимуму и проще договариваться внутри семьи, психолог рекомендует воспользоваться принципом «красно-желто-зеленой зоны». В каждой из них действуют свои правила, о которых знает каждый член семьи и соблюдает их.
Красная зона — это важные правила, которые имеют четкое обоснование и логику, которую родитель может донести до ребенка. Например, у нас убирают за собой посуду, у всех вещей есть место и т.д.
«Желтая зона — про развитие, общение, эксперимент и поддержку. Когда родитель и ребенок вместо что-то исследуют, изучают. Например, договариваются, что хотят вместе сходить в музей, чтобы подтянуть историю. Вместе выбирают, на какой фильм сходить», — объясняет психолог.
Зеленая зона, по словам Шиманской, — это та зона, где ребенок сам вправе решать, что он делает. Например, с кем он хочет дружить, что он делает в свободное время.
«Когда эти зоны понятны и родителю, и ребенку, то дисбаланса и раздражения в семье становится меньше», — делится Шиманская.
Уроки и занятия в школе — не поле для семейной битвы
«Личностное развитие человека начинает формироваться в точке покоя, поэтому задача родителя создать эту «точку» для ребенка и сделать так, чтобы учеба не превращалась в стрессовое событие», — рассказывает руководитель направления психологической помощи подросткам образовательной компании MAXIMUM Education Анна Тимофеенко.
close
100%
Специалист отмечает, что успеваемость и школьная жизнь ребенка нередко становится полем для семейных конфликтов. Однако разногласия можно свести к минимуму, если не навязывать ученику конкретный стиль обучения и устанавливать правила в духе «либо ты станешь отличником, либо будешь наказан». Иначе есть риск, что учеба станет сильным раздражителем.
«Предоставьте ребенку свободу выбора, не оставляя его при этом без помощи: «А давай подумаем вместе?», «Давай поищем решение?». Детям нужно понимать, что при необходимости они всегда могут обратиться за поддержкой к близкому человеку», — поддерживает слова коллег Тимофеенко.
«Родился в СССР, применяется по всему миру, а у нас забыт»: педагог — о наборе ТРИЗ-методик
О том, как обучали креативу в СССР, какие методики появились в постсоветский период, какие…
26 октября 08:23
Специалист уверена, что больше всего обучению ребенка и нарушению его психоэмоционального состояния мешает родительский перфекционизм: «Нужно быть лучшим», «Получать пятерки по всем предметам», «Все должно получаться».
«Пусть ребенок лучше попробует и сделает так, как он умеет, а родитель будет наблюдать за процессом, концентрироваться на успехах, поощрять, мотивируя работать дальше», — подчеркивает психолог.
Тимофеенко обращает внимание, что в вопросах контроля над обучением нужно быть предельно осторожными, поскольку учебный процесс является важным фактором формирования самостоятельности.
«Ребенок должен со временем научиться понимать, что учеба — только его зона ответственности», — заключает эксперт.
11 советов по пониманию эмоционального развития детей
Создание позитивной обстановки поможет вашим детям лучше справляться с эмоциями.
Подтверждено исследованиямиMomJunction считает, что предоставляет вам достоверную информацию, подкрепленную исследованиями. В соответствии с нашими строгими требованиями редакционной политики мы основываем наши статьи о здоровье на ссылках (цитатах), взятых с авторитетных сайтов, международных журналов и научных исследований. Однако, если вы обнаружите какие-либо несоответствия, не стесняйтесь писать нам.
Изображение: ShutterStock
Родители оказывают большое влияние на эмоциональное развитие ребенка. Расшифровка чувств вашего ребенка и выяснение смысла его поведения важнее, чем оценка его поведения. Вам не требуется степень в области детской психологии, чтобы понять, что они хотят выразить, но вам нужно признать уникальные качества, с которыми они рождаются. Вы должны определить, что расстраивает вашего ребенка и делает его счастливым. В этом посте мы объясняем эмоциональное развитие детей и предлагаем несколько советов, которые помогут вам понять, что происходит у них в голове.
Потребность в понимании опыта вашего ребенка
Родители часто по понятным причинам ищут ответы для решения проблем. Но исследования показывают, что простое любопытство к смыслу поведения вашего ребенка помогает ему регулировать свои сильные эмоции, гибко мыслить и справляться с социальными ситуациями . Хотя иногда вы можете не понимать значения поведения вашего ребенка, может быть полезным просто задаться вопросом, а не неверно интерпретировать и делать поспешные выводы. Родители играют ключевую роль в эмоциональном развитии ребенка.
Некоторые базовые знания об эмоциональном развитии могут помочь родителям внести значимый вклад в эмоциональное развитие ребенка и стабильное психическое здоровье.
Краткий фактДети учатся выражать эмоции, наблюдая за семьей и окружающим миром. Культурные нормы, финансовое положение, семейные ценности и убеждения играют роль в развитии эмоциональных навыков у детей (3).
Связанный: Что такое социальная ссылка в развитии ребенка?
Советы по пониманию эмоционального опыта вашего ребенка
Воспитание — это больше, чем просто создание комфорта для ваших детей. Это эмоциональное присутствие ребенка и обеспечение ему чувства безопасности. Вот несколько основных советов по детской психологии, которые помогут вам лучше понять детей:
1.
Ключ к успеху — наблюдениеИзображение: IStock
Один из самых простых, но наиболее эффективных способов узнать об опыте вашего ребенка — внимательное наблюдение. Проявляйте интерес к тому, что ваши дети делают или говорят. Наблюдайте за их действиями, выражениями и темпераментом. Помните, что каждый ребенок уникален. Ваш ребенок будет отличаться от вас и своих братьев и сестер. Задайте себе несколько вопросов, которые помогут вам понять психологию вашего ребенка.
- Что ваш ребенок любит делать больше всего?
- Как они реагируют, когда им приходится делать что-то, что им не нравится, например есть определенные продукты, ложиться спать или делать домашнее задание?
- Насколько они общительны? Готовы ли они поделиться или попробовать что-то новое?
- Сколько времени требуется вашему ребенку, чтобы привыкнуть к окружающей среде? Способны ли они приспосабливаться к изменениям в окружающей среде?
Отвечая на эти вопросы, помните, что нельзя осуждать ребенка. Просто наблюдайте, чтобы осознавать.
Проявите сочувствие и дайте ребенку понять, что вы понимаете его эмоции и чувства, это может помочь направить поведение вашего ребенка в положительное русло (9).
Связанный: Как вести себя с упрямым ребенком?
2. Проводите «качественное» время со своими детьми
Сегодня родители заняты совмещением работы и дома. Многозадачность, как они это называют, позволяет им заботиться о многих вещах одновременно, одной из «вещей» является ребенок. Если вы проводите время со своим ребенком таким образом, пришло время для перемен. Если вы хотите понять своих детей, вам нужно уделять им время.
- Беседы с детьми — отличный способ развить навыки общения и установить с ними более тесный контакт, основанный на доверии и сопереживании. Через этих разговоров вы можете узнать, что происходит в их жизни в школе и дома, какая у них любимая музыка или телешоу, что их волнует, а что нет.
- Качественное время не обязательно означает общение или совместные занятия. Иногда вы можете просто сесть вместе и молча понаблюдать за ними, чтобы получить представление об их опыте.
3. Дети получают пользу от сосредоточенного внимания
Даже если только на короткие периоды времени, может быть полезно сосредоточить все свое внимание на том, чтобы быть с ребенком и слушать его. Вы можете проводить с ними много времени, выполняя другие задачи, такие как приготовление ужина и отвозка в школу. Это время тоже важно. Но даже 10 минут «особого времени» могут иметь большое значение для создания позитивной домашней обстановки и построения ваших отношений с ребенком.
Если возможно, постарайтесь организовать занятия, которые позволят вам проводить время исключительно с каждым ребенком. Когда вы уделяете своему ребенку безраздельное внимание, он чувствует себя в безопасности и с большей вероятностью откроется вам.
4. Будьте внимательны к среде, в которой живет ваш ребенок
Изображение: Shutterstock
Исследования показали, что поведение и отношение ребенка в значительной степени определяются средой, в которой он вырос (1). Домашняя среда может повлиять на развитие мозга ребенка, развитие речи, а также когнитивные и межличностные навыки. (2).
На поведение вашего ребенка влияют окружающие его люди и качество взаимодействия с ним. Потратьте время, чтобы оценить атмосферу, созданную дома и в школе.
5. Иметь базовые знания о развитии мозга
Мозг растет в отношениях. Некоторые исследователи детского развития называют родителей «нейроархитекторами». Когда дети взаимодействуют с опекуном, который сосредоточен на них, это способствует росту связей между клетками мозга. Мозг формируется опытом ребенка, а это, в свою очередь, влияет на то, как он реагирует на различные ситуации.
Позитивные взаимодействия могут влиять на рост мозга, способствуя здоровому развитию. И наоборот, неблагоприятный опыт, такой как обстановка постоянной борьбы или эмоционального пренебрежения, может оказать негативное влияние на развитие мозга. Эти переживания могут привести к травмам и поведенческим проблемам, которые могут повлиять на жизнь ребенка в долгосрочной перспективе, если их не решить. По словам Дэниела Дж. Сигела, автора книги «Ребенок с цельным мозгом: 12 революционных стратегий для развития развивающегося разума вашего ребенка», вы можете помочь своим детям заложить прочную основу для здоровой социальной и эмоциональной жизни и научить их справляться с трудными ситуациями с базовым пониманием функций мозга .
6. Слушайте
Когда вы разговариваете с ребенком, очень важно уметь слушать. Вы можете инициировать разговор, чтобы ваш ребенок заговорил, но затем приложите усилия, чтобы выслушать то, что он пытается сказать. Дети могут быть не в состоянии ясно выражать свои мысли, поэтому полезно обращать внимание на слова, которые они используют, а также на их невербальные сигналы.
Обратите внимание на:- Тон, ударение в слове или фразе.
- Выражения, которые говорят вам, что вы чувствуете. Постарайтесь оценить их эмоции, когда они говорят о чем-то, чтобы понять, нравится ли им это, боятся ли они этого или испытывают ли они стресс из-за этого.
- Язык тела, следить за зрительным контактом, как они используют свои руки и осанку.
Вы должны не только слушать, но и дать понять ребенку, что его слышат и воспринимают всерьез. Признавайте то, что они говорят, и отвечайте, чтобы дать им понять, что вы пытаетесь понять, что они говорят. Если вы не понимаете, задавайте вопросы для ясности. Но будьте осторожны, не говорите слишком много и не задавайте слишком много вопросов, так как это может прервать общение.
Связанный: 10 веселых и интересных занятий для детей по аудированию
7. Дети выражают эмоции по-разному
Изображение: IStock
Помимо разговора, дети выражают свои чувства посредством деятельности.
- Если ваши дети любят рисовать, писать или играть, поощряйте их делать это чаще. Посещение уроков рисования или рисования может помочь им лучше выразить себя. Ваш ребенок может вести дневник, в котором он может писать о том, что он делал в определенный день, и что он чувствовал по этому поводу. Чем больше ваш ребенок пишет или рисует, тем лучше он выражает себя.
- Проявите интерес к их произведениям искусства, но будьте осторожны, чтобы не интерпретировать их чрезмерно, иначе вы можете в конечном итоге выдать свои эмоции за их. Если вы неправильно понимаете их работу, найдите время, чтобы преодолеть это непонимание.
- Вы также можете рассмотреть возможность игровой терапии, которая использует игру в качестве терапевтического инструмента для детей, чтобы они могли комфортно выражать себя и передавать свои эмоции с помощью игрушек, не полагаясь исключительно на словесный язык.
8. Задавайте вопросы, поощряющие общение
Если вы хотите, чтобы ваш ребенок поделился своими намерениями, могут помочь определенные виды вопросов. Вместо того, чтобы спрашивать «Вам нравится эта песня?» , что гарантирует ответ «да» или «нет» , спросите «Что вы думаете об этой песне?», , что даст вашему ребенку возможность сказать больше.
Хотя у вас может не быть ответа на вопросы, которые поднимает ваш ребенок, отмахивание вопроса ребенка как глупого может отбить у него охоту задавать вопросы в будущем.
9. Узнайте больше о развитии ребенка
Изображение: Shutterstock
Может оказаться полезным некоторое понимание развития ребенка, полученное из книг или от специалистов. Но всегда помните, что вы являетесь экспертом в отношении вашего ребенка. Культура чрезмерных родительских советов может подорвать природный опыт родителей.
10. Проявите сочувствие
Когда вы серьезно относитесь к чувствам вашего ребенка и даете ему понять, что у вас могут быть не те же чувства, вы помогаете ему взять на себя ответственность за свои эмоциональные переживания. Например, у малыша может случиться нервный срыв, потому что он не может найти свою красную чашку-непроливайку, а вместо этого должен использовать зеленую.
Их сильные чувства проистекают из чувства беспомощности и разочарования. Хотя вы испытываете разные чувства и можете думать, что разница незначительна, серьезное отношение к их чувствам и установление ограничений на их поведение показывает им, что вы уважаете их точку зрения.
11. Понимание темперамента вашего ребенка
Каждый ребенок обладает уникальным набором качеств и способов взаимодействия с миром. Некоторые более склонны к гибкости, в то время как другим нравится рутина. Некоторые из них приятны, в то время как другие чрезвычайно чувствительны к различным формам сенсорной информации. Дети по-разному справляются с переходами и изменениями. Начиная с рождения, уделяя время тому, чтобы замечать особый образ жизни вашего ребенка в мире, вы можете способствовать его здоровому развитию.
Примите вызов
Понимание эмоционального развития вашего ребенка требует времени и усилий. Если у вас более одного ребенка, каждый из них будет отличаться. Хотя последовательный стиль воспитания может быть полезным и обнадеживающим для всех ваших детей, важна гибкость в соответствии с уникальным темпераментом каждого отдельного ребенка . Время и забота, которые вы потратите на то, чтобы понять эмоциональный опыт вашего ребенка, помогут ему вырасти здоровым взрослым.
Щелкните здесь, чтобы просмотреть увеличенную версию этой инфографики.
1. Что понимают под эмоциональным развитием детей?
Эмоциональное развитие детей помогает им узнавать о различных чувствах, понимать, почему они возникают, распознавать и связывать их со своими чувствами, а также разрабатывать эффективные методы управления ими (3).
2. Какие три стадии эмоционального развития у детей?
Три стадии эмоционального развития у детей (4):
• Недостаточно развитые эмоции: у младенцев в возрасте от одного до шести месяцев; первая стадия развития, когда младенцы не знают о сложных реакциях; они начинают показывать первичные реакции на различные ситуации.
• Развитие личности: у младенцев в возрасте от шести до 12 месяцев; их личность начинает развиваться, когда они начинают осознавать свои чувства; испытывать смешанные чувства.
• Сложные эмоции: в возрасте от 18 до 24 месяцев у детей развиваются сложные чувства, самосознание и разнообразные способы самовыражения. Они также понимают концепции обмена и заботы и реагируют на эмоции других, что поможет улучшить их навыки социализации.
3. Почему для ребенка важно эмоциональное развитие?
Эмоциональное развитие очень важно для детей, потому что оно помогает им стать уверенными в себе и чуткими. Они также умеют ценить себя и окружающих (5). Кроме того, такие дети могут способствовать более значимым отношениям с друзьями и семьей.
4. Какие занятия могут помочь мне способствовать эмоциональному развитию моих детей?
Некоторые виды деятельности, которые могут способствовать эмоциональному развитию детей, включают чтение сказок на ночь и их обсуждение, проведение времени с семьей, проявление чувств через кукольные игры и ведение дневника благодарности (6) (7). Упражнения и расслабление с помощью медитации также могут быть полезными.
5. Как педагог может поддержать эмоциональное развитие ребенка?
Педагог может поддерживать эмоциональное развитие ребенка, читая и обсуждая детские книги, планируя мероприятия, связанные с обменом чувствами и интерпретацией эмоций, а также ограничивая неуместное выражение (3) (8). Педагоги также могут предоставить соответствующую обратную связь, относящуюся к личности ребенка, и обеспечить положительное подкрепление через оценку.
6. Какие эмоциональные изменения обычно происходят в детстве?
Некоторые общие эмоциональные изменения, наблюдаемые в детстве, включают частые перепады настроения, тягу к вниманию или уединению, угрюмость, вспыльчивость и эмоциональные вспышки (9).
Как родители, вы должны понимать эмоциональные качества своего ребенка, чтобы понять причины его поведения и способствовать здоровому эмоциональному развитию. Проводите время со своим ребенком, будьте наблюдательны, слушайте своего ребенка, когда он говорит, узнавайте об основах развития мозга ребенка и обеспечьте благоприятную среду для общего развития вашего ребенка. Имейте в виду, что не все дети одинаково проявляют свои эмоции, и ваш ребенок может выражать свои чувства по-разному. Инвестируйте время, поощряйте хорошее общение, помогайте им развивать навыки самоконтроля и решения проблем за счет стойкости, будьте чуткими и терпеливыми в понимании их эмоций и темперамента; это также поможет вам поддержать их, чтобы они превратились в эмоционально стабильных людей.
Ссылки:
Статьи MomJunction написаны на основе анализа исследовательских работ авторов-экспертов и учреждений. Наши ссылки состоят из ресурсов, установленных властями в соответствующих областях. Вы можете узнать больше о достоверности информации, которую мы представляем в нашей редакционной политике.
- Наука подросткового риска: отчет семинара.
https://www.ncbi.nlm.nih.gov/books/NBK53409/ - Домашняя среда ребенка в раннем возрасте оказывает долгосрочное влияние на его развитие.
http://www.urbanchildinstitute.org/sites/all/files/databooks/TUCI_Data_Book_VII_2012. 05_family.pdf - Эмоциональное развитие.
https://beyou.edu.au/fact-sheets/social-and-emotional-learning/emotional-development - 3 этапа эмоционального развития детей.
https://www.flextalk.org/the-3-stages-of-emotional-development-in-kids - Что такое социальное и эмоциональное развитие?
https://helpmegrowmn.org/HMG/HelpfulRes/Articles/WhatSocialDev/index.html - Развитие социальных и эмоциональных навыков дома.
https://www.naeyc.org/our-work/families/building-social-emotional-skills-at-home - Социально-эмоциональное благополучие #LearningAtHome Challenge.
https://www.unicef.org/northmacedonia/social-emotional-wellbeing-learningathome-challenge - Содействие социальному и эмоциональному здоровью детей младшего возраста.
https://www.naeyc.org/resources/pubs/yc/mar2018/promoting-social-and-emotional-health - Понимание этапов эмоционального развития детей.
https://www.rasmussen.edu/degrees/education/blog/stages-of-emotional-development/ - Изменения — помощь ребенку в раннем подростковом возрасте
https://www2.ed.gov/parents /academic/help/adolescence/part4.html
Как дети смотрят на мир — Ассоциация психологических наук — APS
Смит, психолог из Университета Индианы в Блумингтоне (IU), известная своими исследованиями развития языка и распознавания объектов у младенцев и детей младшего возраста, была основным докладчиком на Международной конференции психологических наук 2017 года в Вене. Ее речь «Как младенцы овладевают языком» была посвящена пересечению идентификации объектов и языкового обучения у детей в возрасте от 3 недель до 24 месяцев.
Смит неуклонно искал новые способы исследования мозга и тела младенцев, особенно в том, что касается изучения как овладения языком, так и познания объектов. Ее текущее направление исследований изучает роль окружающей среды в процессах роста детей младшего возраста, уделяя особое внимание ключевым периодам развития и механизмам изменений, которые играют решающую роль в эти периоды.
«У нас еще нет теории или компьютерного понимания последствий упорядоченной последовательности опыта, которую младенцы создают для себя», — сказал Смит, отметив, что у младенцев одновременно развиваются системы развития. «То, что делает мозг, определяет то, что делает тело, а то, что делает тело, меняет окружающую среду… эти изменения, которые мы вносим в мир, возвращаются в мозг через тело».
Смит сделал своим приоритетом анализ динамики взаимодействия между мозгом, телом и окружающей средой ребенка. Эти взаимодействия, по ее словам, могут оказать огромное влияние на то, как дети учатся говорить и идентифицировать определенные объекты в своем поле зрения, тем самым проливая свет на пути развития как языкового развития, так и изучения объектов. Для достижения этой цели она провела несколько исследований, в которых изучала младенцев с головными камерами. Проект Home-View, инициатива, разработанная при поддержке Национального научного фонда, на данный момент собрал данные о 75 детях в возрасте от 3 недель до 24 месяцев, с видеозаписью от 4 до 6 часов на головную камеру для каждого ребенка.
Это есть у глаз
Общее практическое правило при изучении сенсомоторных систем, по словам Смита, заключается в том, что «когда люди движутся в мире — будь то младенцы или взрослые — они склонны смотреть на мир с головы и глаза выровнены». То есть, когда мы видим что-то, на чем действительно хотим сосредоточиться (а не просто бросить взгляд), мы поворачиваем всю голову в сторону объекта; это движение, как объяснил Смит, занимает примерно 500 мс. Однако дети в разном возрасте по-разному подходят к этому процессу. Трехнедельные младенцы могут видеть только то, что находится перед ними, и поэтому фокусируют свой взгляд прямо перед собой, в то время как годовалые малыши «управляют новыми видами потока и оптической информации, и когда это движение начинается… вызывает очень важные изменения в зрительной системе».
Повышенная способность ребенка двигать головой (а затем и всем телом) приводит к соответствующему расширению поля зрения, отметил Смит. Данные с головных камер, прикрепленных к младенцам, показали, что они рассматривали лица 15 минут в час — чрезвычайно большую часть времени бодрствования. Они также видели эти лица с близкого расстояния примерно в 2 фута, вероятно, потому, что родители довольно близко наклонялись, чтобы посмотреть на своих детей в этом возрасте.
Годовалые дети, однако, видели лица только 6 минут в час, а также рассматривали их с большего расстояния, вместо этого сосредоточив свое внимание на руках и предметах.
«С возрастом стареют лица, а не люди в поле зрения», — объяснила она. «Когда 2-летний ребенок смотрит на чье-то тело в естественном виде, вряд ли это будет лицо, но когда 3-месячный ребенок видит тело в поле зрения, это, скорее всего, лицо».
Это создает систематический сдвиг в отношении того, какая часть тела наиболее важна для физического обучения ребенка, из-за того, как дети воспринимают функцию рук в этом возрасте: будь то младенец или малыш, 70% времени, которое они тратят на поиск на руках, эти руки держат предметы.
Игра с восприятием
Чтобы приблизить этот критический период развития, Смит в сотрудничестве со своим коллегой из APS Fellow Chen Yu провела мультисенсорный проект, в котором использовались головные камеры (или наголовные устройства отслеживания глаз для младенцев), движение датчики, аудиозаписи и несколько комнатных камер. В более крупном проекте они набрали около 200 детей в возрасте от 9 до 36 месяцев, а также по одному родителю на каждого ребенка. Внимательно изучив взаимодействия, которые возникали во время игры родителей и младенцев, особенно в отношении объектов, Смит надеялся получить представление о том, как дети узнают о языке и идентификации объектов в разном возрасте.
Они обнаружили, что в первые 2 года жизни ребенка объекты быстро появлялись и исчезали из поля зрения, и что один объект обычно был намного ближе к глазам ребенка, чем другие (предполагая, что родитель, возможно, держал его перед глазами). лицо ребенка). Не менее важно и то, что родитель часто называл объект, который был самым большим в представлении ребенка. Для Смита это вызвало вопрос: «Является ли этот тип игры оптимальным моментом для изучения названий предметов?»
Смит и Ю дали родителям шесть предметов с конкретными названиями, чтобы они могли использовать их во время игр со своими детьми. Им не сказали учить детей названиям предметов; им также не сказали, что детей будут проверять после игры (это гарантировало, что родители не будут намеренно пытаться превратить сеанс в урок). После 1,5-минутного сеанса исследователи дважды измерили знания детей о каждом объекте, предложив ребенку три варианта и попросив выбрать один. Если ребенок выбирал правильный объект, Смит и ее коллеги пересматривали динамику игрового сеанса, просматривая материал от 10 секунд до события наименования до 10 секунд после события наименования.
Они обнаружили, что успешное распознавание объектов происходит, когда объект находится физически близко к лицу ребенка и находится в его центре. «Малыши узнают названия объектов, когда референт визуально выделяется, больше в поле зрения и [и] более центрирован, чем конкуренты», — объяснил Смит. «Это прямое следствие… того, как работают тела малышей».
Кроме того, экспериментаторы обнаружили, что моменты называния чаще всего возникают, когда дети сами держат предмет и когда их голова устойчива (т. е. сфокусирована на предмете). «Все это означает, что у малышей зрительное внимание и обучение включают всю сенсомоторную систему», — сказал Смит. «Это проявляется в соединении и самоорганизации головы, глаз и рук в реальном времени. На данном этапе изучение названий объектов связано с скоординированным фокусом глаз, головы и рук, стабилизированным зрительным вниманием и уменьшением визуальной конкуренции, вызванной удержанием объекта».
Смит воодушевлен этими последовательными выводами и считает, что они могут быть важны для исследователей, стремящихся глубже изучить пересечение изучения языка и познания объектов у маленьких детей. Она объяснила, что каждый возраст дает новое понимание этого процесса: когда детям исполняется 18 месяцев, они учатся совершенно иначе, чем в детстве (например, они достаточно координированы, чтобы хватать и удерживать предметы, тем самым побуждая родителей называть их).