Психологическая расшифровка рисунка человека: Какие особенности человека можно узнать благодаря психологии рисунка? Что означают рисунки, которые мы неосознанно рисуем?

Содержание

что означает, расшифровка по размеру, цвету, типу линий, месту расположения

Содержание:

  • Методики проекции в психологии: вариант работы с подсознанием взрослых и подростков
  • Рисунок как один из тестов в психологии
  • Что рисунок может сказать о человеке 
  • Что может быть изображено на рисунке: трактовка
    • Как показан человек на рисунке: анализ 
    • Преобладающие цвета
    • Величина и местоположение изображения
  • Какие детали привлекают внимание специалистов

Содержание

  • Методики проекции в психологии: вариант работы с подсознанием взрослых и подростков
  • Рисунок как один из тестов в психологии
  • Что рисунок может сказать о человеке 
  • Что может быть изображено на рисунке: трактовка
    • Как показан человек на рисунке: анализ 
    • Преобладающие цвета
    • Величина и местоположение изображения
  • Какие детали привлекают внимание специалистов

Методики проекции в психологии: вариант работы с подсознанием взрослых и подростков

Проективные методики базируются на теории З. Фрейда о личности, а также на мысли о том, что проекция является инструментом защиты психического здоровья человека. Проекция помогает человеку переложить собственную тревожность на иные предметы. В рамках данного подхода в психологии человека внедряют в рамки конкретных обстоятельств. Он должен реагировать на данные обстоятельства, исходя из того, значима ли для него подобная ситуация или нет, отзывается ли она его чувствам или нет. 

При помощи проективных методик можно увидеть мотивацию действий и чувств человека. Их также называют глубинными методами понимания себя в психологии. Одна из первых концепций подобной методики была создана американским психологом Генри Мюрреем. Базой собственной теории он сделал такие принципы, как: 

  • направление на выделение личности из толпы, уникальность каждого организма и каждой психической системы; 
  • личность — сформированная система постоянно изменяющихся процессов, которые базируются на личном жизненном опыте и пожеланиях; 
  • внутренний комплекс чувств, который действует в течение всей жизни человека и создает, изменяет и мотивирует реакцию на все ситуации в жизни человека.
     

Так выглядел Генри Мюррей: 

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

Источник: ru.wikipedia.org

У всех методик проекции есть такие объединяющие характерные черты, как: 

  • непонятность мотивировки; 
  • нет никаких лимитов в области избрания вариаций и техник ответа; 
  • отсутствие оценки действий человека; 
  • нет никаких границ и сформированных изначально задач исследования; 
  • небольшая инструкция к проведению исследования. 

Данные характерные черты методики нужны для того, чтобы волновать воображение человека. А именно воображение является основным инструментом создания проекции в психологии. Во многих исследованиях отмечается, что есть строгая зависимость между тем, что делает пациент и мотивацией действий пациента. Эту зависимость невозможно не брать в расчет в рамках эксперимента.

 

Однако стоит обратить внимание на то, что проективные методики являются вспомогательными, потому что в отношении них невозможно использовать психометрические данные. Проективные методы зародились в клинической психологии. Самым популярным проективным методом является тест по пятнам Роршаха. 

Рисунок как один из тестов в психологии

Рисунок обычно в психологии создается в качестве проекции собственных чувств, внутренних ощущений, впечатлений, травм. При помощи изображения можно заглянуть в переживания человека, в его голову и чувства. Подобная методика анализа появилась в психологии в 20 веке. В тот период в психологической науке было создано огромное количество различных профессиональных тестов. Основная задача всех подобных тестов состояла в том, чтобы проанализировать различные характерные черты психологии человека, увидеть его травмы и проблемы. Рисунок стал прекрасным средством диагностики личности. 

Примечание 1

В современной психологии рисунок очень часто используют как одну из методик проекции. Это популярная техника, потому что у нее очень много вариантов, она надежна, дает корректные результаты вместе с техниками разговора с пациентом. При помощи рисунка в психологии можно узнать многое о личности человека, который пришел на терапию. 

Тестов подобного типа в настоящее время существует огромное количество. Все они направлены на выяснение определенной проблемы в конкретной области жизни человека. Они нужны для того, чтобы понять, что являлось мотивацией человека в тех или иных его поступках. К трактовке изображений нельзя подходить, исходя из типичности подхода. Каждый рисунок должен трактоваться на основе индивидуальных данных конкретного человека. Но есть некоторые типичные признаки, которые можно считать общими для большого количество тестов такого типа. Возьмем в качестве примера распространенную технику создания автопортрета. 

Человеку предлагается взять ручку и маленький бумажный листок. На нем нужно изобразить себя. Причем можно на рисунке оставить себя одного или добавить людей.

Психолог не оценивает способности человека к рисованию — он оценивает только то, что он рисует и как. А насколько это красиво его не должно волновать. Так, в рамках данного теста можно сделать следующие первичные выводы: 

  1. Голова. Обычно размеры головы сообщают психологу о том, как себя мыслит человек в плане интеллекта — доволен ли он своим интеллектуальным развитием, как он себя оценивает. 
  2. Глаза. Обратите внимание, что большие глаза показывают, что человек чего-то боится, находится в сомнениях. Небольшие глаза показывают, что человек закрыт и сконцентрирован только на своей личности. 
  3. Нос и уши. Крупные уши показывают, что человек очень зависим от мнения других людей, он не может не думать о том, что подумают другие. Большой нос показывает, что человек несколько озабочен, ему не дает покоя область секса. Большие ноздри показывают, что человек агрессивен. 
  4. Рот. Если человек на рисунке сильно выделяет рот, то это говорит о том, что у него есть некоторые проблемы с коммуникацией. Если человек на рисунке делает рот слабо выраженным или вообще не рисует, то это говорит о том, что человек не проявляет инициативу в коммуникации, он нестабилен эмоционально, находится в депрессивном состоянии. 
  5. Руки. Они показывают, как человек коммуницирует с другими людьми. Скованность в руках показывает, что человек жесток, замкнут, он слишком много требует от самого себя. Хилые руки говорят о том, что человек не обладает уверенностью в себе и своих действиях. Длинные мощные руки говорят, что человек очень силен и амбициозен. 
  6. Ноги. Они показывают, витает ли человек в облаках или может крепко стоять на земле. Большие ноги показывают, что человек нуждается в защите. Если на рисунке ног нет, то это говорит о нестабильном состоянии, о том, что человек не чувствует опоры, он опустошен. Длина ног показывает, насколько независим человек. Больше длина — больше уровень независимости. 

Еще несколько деталей по рисунку: 

  1. Если изображение дано в качестве схемы.
    Такой человек является интеллектуалом, он все измеряет по собственным критериям, общим понятиям. 
  2. Если изображение очень реалистично. Такие люди очень скрупулезно относятся к жизни, им нужно, чтобы все было в порядке и идеально выполнено. Обычно такие люди прекрасные аналитики. 
  3. Если изображение очень метафорично. Когда специалист видит, что человек рисует свою фигуру через что-то другое, это показывает, что человек очень креативен, обладает творческой жилкой. Такие люди обладают очень хорошим чувством юмора. 
  4. Если рисунок лица дан в интерьере. Когда человек рисует себя в окружении каких-то вещей или природы, это показывает, что он открыт к миру, экстраверт, который не может оставаться без людей. 
  5. Если на рисунке видны какие-то эмоции. Если рисунок человека дан с эмоциями, это говорит о том, что человек очень чувствителен, он часто думает о своих поступках, анализирует себя. 
  6. Если человек изображает себя со спины. Когда на рисунке человек рисует не свое лицо, а спину, то он старается выделиться в толпе. Такие люди желают, чтобы все увидели их уникальность, необычность. 

Что рисунок может сказать о человеке 

Очень многие специалисты отмечают, что рисунок служит одним из вариантов показать собственные чувства. Причем на рисунках нередко показываются эмоции, которые человек очень сильно скрывает, даже от себя самого. Если в разговоре человек начинает без осознания рисовать что-то, чертить, писать слова (не записывать), то это можно трактовать как то, что у человека огромное количество скрытых чувств, которые он старается с силой подавить. И только через рисунок человек может рассказать о собственных чувствах. 

Очень часто люди начинают чертить на бумаге, если они злятся, раздражаются. То есть, такие люди выплескивают на бумагу то, что нельзя показывать на публике в данный момент. Такие люди пытаются не показывать, что по-настоящему происходит с их мыслями и эмоциями. Человек может заниматься одним делом, но все его мысли будут сосредоточены только на перекручивании иного события. Такие события беспокоят человека, но показывать он их не может. 

При помощи рисунков пациент может найти ресурс внутри себя, который помогает им психологически. Так, люди при помощи рисунков справляются с собственными мыслями и чувствами. Для того чтобы понять все переживания человека и начать с ними работать, нужен специалист, который расшифрует работу. 

Что может быть изображено на рисунке: трактовка

Специалисты говорят, что при анализе рисунка человека очень важно обращать внимание на все детали, в том числе на выбор цветовой гаммы, величину предметов, каким образом создается рисунок, какие предметы человек на рисунке изображает. Очень часто после того, как люди получают задание нарисовать что-то, они начинают рисовать животных, пишут слова, рисуют цветы, а также где-то вставляют имена. 

Примечание 2

Обратите внимание на то, что, если пациент начинает писать слова, выписывая каждый символ, подчеркивает, выделяет что-то на рисунке, то это говорит об абсолютной уверенности человека в том, что он прав. Такой человек желает заставить всех людей вокруг думать о том, что он знает все. Он старается всех убедить в том, что его мнение истинно. Когда человек подчеркивает символы ровно, то можно говорить о твердости убеждений и действий такой личности. Такие люди решительны и точно не отступаются от своих убеждений. Волнистые линии говорят о сомнениях личности. 

Если на рисунке очень много подписей человека, личных инициалов или имени человека, то это говорит о неуверенности, сомнениях. Такой человек точно не уверен в том, что все его решения верны. Обычно человек пишет собственные инициалы или имя в моменты, когда он пытается убедить себя в каких-то вещах, старается пройти границу кризиса, найти внутреннюю уверенность. 

Очень часто рисунки животных трактуются также, как и в различных сказках, то есть аллегорично раскрываются. К примеру, обычно: 

  • волк означает агрессивность человека; 
  • лиса означает хитрость человека; 
  • заяц показывает, что человек не чувствует защищенность; 
  • лев показывает, что человек чувствует себя королем этого мира, эгоцентричен.  

Если пациент все время рисует одно животное, он пытается проецировать его качества и манеру поведения на себя. 

Как показан человек на рисунке: анализ 

В случаях, когда человек изображен на рисунке в качестве схемы, можно говорить о нестабильности эмоций человека. Такой пациент может сильно стрессовать или находиться в кризисе, стараться закрыться от окружающих. Если на рисунке присутствует большое количество небольших человечков, то это можно трактовать как нежелание брать на себя ответственность, желание избавиться от всех обязательств. Возможно также такой рисунок говорит об абсолютной неспособности человека что-то важное сделать. Он не чувствует себя защищенным. 

Когда пациент очень старается сделать лицо на своем рисунке, можно сделать вывод, что он очень сильно волнуется о том, что о нем подумают другие люди. Для него много значит, как он будет выглядеть, что другие люди скажут о нем и его поведении. Когда на рисунке не совсем можно понять, где человек, у человечков лиц нет, можно сделать вывод, что пациент очень сильно стесняется, он интроверт, не может спокойно познакомиться с новыми людьми или поддержать обычный разговор.  

Преобладающие цвета

В случаях, когда рисунок обладает цветными пятнами, именно они могут дать большое количество информации о том, как чувствует себя человек. Темные оттенки показывают, что человек находится в расстройстве и депрессии, он много злится, грустит, испытывает много отрицательных эмоций.
Яркие цвета показывают, что человек испытывает положительные эмоции. Каждый основной цвет палитры обладает собственной трактовкой. Вот несколько из них: 

  • красный показывает перенапряжение человека, возбуждение эмоциональной системы; 
  • серый показывает нейтральное отношение человека ко всем вещам; 
  • зеленый показывает, что человек уверен в себе, указывает на стабильную ситуацию в жизни; 
  • синий показывает желание уюта, а также степень удовлетворения жизнью; 
  • черный говорит о противоречивых чувствах и эмоциях. 

Например, по рисунку с большим количеством красного цвета можно судить об эмоциональном возбуждении человека.  

Величина и местоположение изображения

Очень многое может сказать местоположение и величина рисунка на бумаге. Психологу стоит обратить внимание на то, как и где рисует человек. Так, большие предметы на рисунке сообщают психологу о том, что человек перед ним — лидер по своей природе. Такие люди очень уверены в своих действиях, они понимают свои цели, знают, что хотят. Очень часто также большие объекты говорят о том, что у человека несколько повышенная самооценка. Объекты, которые являются слишком большими, например, на целый лист бумаги, говорят о том, что человек сейчас очень сильно возбужден эмоционально. 

Объекты, которые рисуются на 2/3 бумаги показывают, что человек обладает нормальной самооценкой. Небольшие изображения показывают, что человек немного трусит, неуверен в себе, хочет уйти ото всех людей, закрыться. Если работа, которую создает человек, не имеет границ — больше листа — то стоит поработать с ним над уменьшением уровня стресса и тревожности.  

Немаловажной особенностью является местоположение предметов на бумаге. Рассмотрим несколько стандартных положений: 

  1. Рисунок тянется к верхней части бумаги. Такое расположение говорит о том, что человек обладает высокой самооценкой, однако он не чувствует поддержку со стороны других людей. 
  2. Рисунок тянется к нижней части бумаги. Такое расположение говорит о том, что человек очень робок, обладает сильной нерешительностью, низкой самооценкой.
  3. Рисунок располагается в левой части бумаги. У человека наблюдается сильная тревога из-за того, что с ним произошло в его прошлом. У такого человека есть множество обид и ситуаций, которые он не может решить и отпустить. 
  4. Рисунок располагается в правой части бумаги. Человек думает о будущих событиях жизни, он старается получить новые ощущения и навыки. 
  5. Рисунок, который располагается равномерно по всему листу показывает, что человек очень сильно напряжен. 

Какие детали привлекают внимание специалистов

Очень важно для специалиста отметить, изменял ли автор рисунка работу или порывался ли он это сделать. К примеру, очень важно следить за тем, как часто человек стирает нарисованное, перерисовывает работу. Очень часто такая активность сообщает о повышенной тревожности человека. Подобное действие также говорит о том, что человек является перфекционистом или имеет склонность к тому, чтобы все выполнять идеально. 

Изображение, на котором в качестве основных линий используются четкие линии, может говорить о том, что личность, сделавшая его, очень решительна, напориста. Такие люди склонны говорить все в лоб, не скрывая своих чувств. Ослабленные линии сообщают, что человек очень часто идет на уступки, он нечасто принимает решения без колебаний. В общем, таких людей можно назвать нерешительными. Огромное значение имеют и штрихи. Например, длина штриха может рассказать о характере человека. Так, люди со спокойным характером используют длинные штрихи, а вот вспыльчивые и быстро возбуждающиеся люди используют короткие. 

Изображения, которые создаются пациентами, могут сказать многое о человеке, который их сделал, о том, что его волнует и тревожит. Но нельзя сказать о том, что данный прием является гарантией понимания человека. Его можно использовать как каркас создания психологического портрета человека. 

Насколько полезной была для вас статья?

У этой статьи пока нет оценок.

Как узнать характер человека по рисункам

В статье мы расскажем:

  1. Расшифровка рисунков в психологии
  2. Расположение рисунка на листе
  3. Значение нарисованных предметов
  4. Значение рисунков: анализ по размеру
  5. О чем говорит цвет рисунка
  6. Линии на рисунке
  7. Заключение

Замечали за собой такое? В момент разговора, учебы, задумчивости, когда в руке есть ручка, вы начинаете неосознанно рисовать.

В психологии эту «неосознанность» научились расшифровывать. Оказывается эти рисунки могут рассказать все о нас. Это связано с тем, что наша центральная нервная система и мелкая моторика рук взаимосвязаны.

В статье мы расскажем, что означают рисунки, которые мы рисуем, их размер и цвет. И как узнать характер человека по рисунку.

Расшифровка рисунков в психологии

Точной расшифровкой рисунка взрослого занимается психолог, но вы можете попробовать сами, если хотите. Эффективность психологического теста обусловлена двумя характеристиками:

  • Движения рук зависят от эмоций, которые испытывает человек в данный момент. Именно эти эмоции характеризуют внутреннее состояние человека. Это можно объяснить с помощью простого примера жестикуляции. Когда люди общаются между собой, они передают информацию не только разговором, но и невербально. Именно поэтому жесты могут многое рассказать о характере человека.

  • Рисунки обычно изображают внутренние переживания и желания человека. Изображения – это особый способ общения с внешним миром. Например, при общении с другими, разговор должен проходить через серию фильтров, чтобы не сказать что-то плохое. Рисунок как раз помогает освободиться от ограничений.

На что надо обращать внимание при анализе рисунка?
  • Как построена композиция;

  • Как расположены предметы на бумаге;

  • Какого цвета они;

  • Какие есть линии и штрихи в рисунке;

  • Насколько был сильный нажим;

  • Пропорциональны ли объекты.

Расположение рисунка на листе

Расположение рисунка Характеристика человека
   
Ближе к верхнему краю – Довольно высокая самооценка;
– Недовольство своим положением в обществе;
– Ощущение недостатка признания со стороны окружающих.
Ближе к нижнему краю – Неуверенность в себе;
– Нерешительность;
– Незаинтересованность в повышении своей значимости.
Слева – Ностальгическое настроение;
– Акцент на переживания, которые были в прошлом;
– Ориентир только на опыт прошлого.
Справа – Стремление приблизить будущее;
– Неудовлетворенность нынешним положением;
– Жажда изменений к лучшему.
Центр Жизнь гармонична

Значение нарисованных предметов

Геометрические фигуры


Для начала нужно обратить внимание на углы фигуры. Чем больше на рисунке острых углов, тем увереннее настроен художник. Если фигура имеет 6 и больше углов – это значит, что автор рисунка слишком внимательный к окружающим событиям.

  • Круг. Человек не любит конфликты, он добрый и уравновешенный.

  • Прямоугольники и квадраты. Человек любит определенность, ясность и порядок.

  • Треугольники (острые углы). Чаще всего такие фигуры рисуют те, кто четко знают свои желания и цели, но не понимают, как их достичь.

  • Геометрические композиции. Это творческие и увлекающиеся личности.

  • Волны и спирали. Такой человек углублен в мир собственных переживаний. Ему не нужны мнение и советы окружающих. Ему нужно самому постепенно разобраться в себе. Большие спирали говорят о нужде комфорта и уюта. Маленькие – человек переживает сильный эмоциональный дисбаланс. Волны относят к прорисовке сексуального подтекста. Автору рисунка не хватает внимания от партнера.

Свое имя/подпись


Рисунок

человека
  • Маленький и схематический – давление со стороны, беспомощность. Желание остаться наедине. Страх перед общением.

  • Изображение прямо – отсутствие страха перед общением. Чем больше смотрит в сторону, тем более скрытная личность.

  • Непропорционально большая голова – интеллектуал, эрудиция, философия. Очень маленькая – технический склад ума.

  • Чем детальнее прорисована внешность, тем больше она волнует самого художника.

  • Маленькие, плохо прорисованы глаза – актуальный страх чего-либо.

  • Чем больше уши, тем важнее мнение окружающих. И наоборот.

  • Широкие плечи – внутренняя сила и уверенность.

  • Сутулость – чувство вины.

  • Длинные ноги – желание быть независимым. Короткие – ощущение неловкости.

  • Закрытый рот – человек не хочет ничего никому рассказывать.


Элементы природы (растения, цветы, солнце)

В неосознанном рисовании при разговоре по телефону такие рисунки могут означать следующее:

  • скорее всего человек доволен тем, как проходит телефонный разговор;

  • вероятнее всего, слушая собеседника, он попутно уже мечтает и фантазирует о чем-то приятном;

  • также, наоборот, это может указывать на потребность в красоте и радости;

  • стремление внести в свою жизнь положительные эмоции.

Другие элементы:






Значение рисунков: анализ по размеру

При анализе важно обратить внимание не только на размер всего рисунка, но и каждой ее части:

  1. Маленькие рисунки и маленькие фигурки говорят о неуверенности, застенчивости, тревожности художника.

  2. Размещение изображения над центральной линией страницы указывает на завышение самооценки и неудовлетворенность своей ролью в социуме.

  3. Чрезмерный размер изображения, которое имеет тенденцию выходить за границы листа, указывает на низкий самоконтроль, склонность к необдуманным поступкам.

О чем говорит цвет рисунка?


Линии на рисунке

Виды линий Характеристика человека
Зигзаги – Импульсивность
– Противоречивость характера
Прямые линии – Твердость характера
– Упрямство
Стрела – Направление вверх – ориентированность на других
– Вниз – на себя
– Влево – ориентир на прошлое
– Вправо – надежда на будущее
Сплошные линии – Стабильность в эмоциональном плане
– Спокойствие и уверенность в себе
Прерывистые линии – Неопределенность
– Неустойчивость
Жирные линии – Стремление к успеху
– Внутренняя неуверенность
Тонкие линии – Избегание внимания и общения
– Желание уединиться

Заключение

Как мы видим, рисунок человека может многое сказать о нем. О его характере, эмоциях и чувствах, которые он испытывал при рисовании.

Понаблюдайте за своими рисунками, тогда поймете, что все правила, которые мы рассказали, работают. И вопрос «Как узнать человека по рисунку?» не будет казаться уже таким смешным и странным.

Конечно, не рекомендуем полностью полагаться только на рисунки человека. Возьмите информацию только с тех, в которых четко виден мотив, только такие рисунки помогут вам узнать больше о человеке.

О психологической интерпретации рисунка

На протяжении истории человек претерпел огромные изменения, и это нашло отражение в искусстве. Наскальные рисунки, например, были примерами выражений и способов общения, разработанных с течением времени.

С детства мы являемся отражением окружающей нас среды. Рисунок, в частности, является способом выражения прожитого, воспринятого и т. д., поэтому он является источником информации о семье, школе или социальной среде. Чтобы понять рисунок, необходимо определиться с очень важным фактором: культурным контекстом человека. Интересен тот факт, что очень редко в рисунках ребенка появляется сексуальная тематика, хотя это может быть в рисунках младенцев, подвергшихся какому-либо сексуальному насилию.

Рисование как у детей, так и у взрослых обычно считается формой речи. Также известно, что способ его рисования, а также эволюция дизайна эволюционируют с течением времени, как и психомоторный компонент. На самом деле, некоторые психологи утверждают, что все, что связано с ребенком, например, его чувства, переживания, привычки и прочее, явно влияет на развитие языка жестов. Чтобы лучше понять эту идею, скажем, что когда ребенок злится, его черты обычно энергичны, а когда он не хочет существования близкого родственника, его черты имеют тенденцию быть более рудиментарными.

Обычно ребенок рисует небо, солнце, горы, корабли, дома. Однако самое главное не рисунок, а словарный запас, который он выражает через рисунок, раскрывающий его процесс восприятия, как это бывает у взрослых, процесс, постоянно структурируемый с детства.

Рисование — это не что иное, как способ общения, творчества, высказывания чего-либо. Многие люди при рисовании снимают страхи или внутренние конфликты, выражая их и проецируя на лист бумаги. Таким образом, рисунок всегда несет в себе образ бытия человека, и с этого принципа начинается его мировосприятие, его страхи, душевное состояние, желания и психологическая оценка. С помощью рисунка оценщик, обладающий опытом и знанием предмета, может получить информацию о личности, способности к воображению, конкретному конфликту или психопатологическим показателям, которые показывают когнитивные и перцептивные изменения, трудности в обучении, жестокое обращение, тревогу, домогательства, жестокое обращение или депрессию. На рисунке можно наблюдать различные аспекты, которые необходимо оценивать в целом, чтобы лучше понять и сделать выводы о психике человека.

Чертежи связаны со многими аспектами. Одним из самых важных является размер. В то время как лист представляет внешний мир, размер рисунка сообщает, как человек видит себя перед миром. Отсюда можно определить степень самооценки, жизненной энергии и т. д. Если рисунок очень маленький, это выдает возможное чувство заниженной самооценки или неполноценности.

Расположение на листе бумаги также имеет решающее значение. Согласно исследованиям, левая сторона символизирует наше прошлое, центр – настоящее, а правая – будущее. Верхняя сторона составляет ментальный план, а нижняя — тело и его импульсы. Цвета, с другой стороны, дают информацию о настроении и эмоциональном факторе: самые темные почти всегда связаны с пустотой, тоской, беспокойством, одиночеством; более теплые, с другой стороны, связаны с такими состояниями, как радость, стабильность и т. д. С другой стороны, красный цвет обычно выражает агрессивность или ярость. Значима и форма, потому что, если она точная и четкая, значит, есть рациональный контроль и отграничение своей идентичности от мира. Обратное подразумевает наличие путаницы и отсутствие рационального контроля, а также проблемы с идентичностью.

С другой стороны, метафорическое или символическое содержание. Если вы сталкиваетесь с более оригинальными символами, способность разрабатывать концепции выше. Если в рисунке воспринимаются определенные метафоры, такие как какое-то природное явление или стихия, будь то буря или темные тучи, то человек, в основном дети, может выражать переход через тяжелые времена, например, разлуку родителей, так вполне возможно, что он выразит свою печаль, нарисовав рушащийся дом.

Наконец, штрихи, обозначающие уровень энергетического напряжения. Если мы находимся в присутствии твердых линий, это представляет собой безопасность, контроль, напористость и уверенность в себе. Очень мягкие или едва уловимые штрихи выражают неуверенность, недоверие и заниженную самооценку. Эти очень сильные и прямые штрихи символизируют, прежде всего, агрессивность, а круговые – подчинение, подчинение и эмоциональность.

Визуализация мозга показывает, что визуальное восприятие более абстрактно, чем считалось ранее

Кристофер Фишер, доктор философии, , 17 мая 2011 г.

Новое исследование с использованием сложного сканирования мозга показывает, как простые линейные рисунки могут передать сущность пляжа или горы для зрителей так же хорошо, как и фотография. Исследователи обнаружили, что просмотр «пляжной» сцены, изображенной на линейном рисунке, активировал у участников исследования почти те же паттерны мозговой активности, что и при просмотре реальной цветной фотографии пляжа. То же самое было верно, когда люди просматривали рисунки и фотографии других природных сцен, включая городские улицы, леса, шоссе, горы и офисы.

Даже когда исследователи удаляли до 75 процентов пикселей на штриховом рисунке, люди все равно лучше случайного определяли, что представляли линии — до тех пор, пока оставшиеся линии отображали широкие контуры сцены.

«Наши результаты показывают, что наш мозг может воссоздавать целые детализированные сцены всего из нескольких строк, — сказал Дирк Бернхардт-Вальтер, ведущий автор исследования и доцент кафедры психологии Университета штата Огайо.

«Представления в нашем мозгу для классификации этих сцен кажутся немного более абстрактными, чем некоторые могли подумать — нам не нужны такие особенности, как текстура и цвет, чтобы отличить пляж от уличной сцены», — сказал он.

Вальтер провел исследование вместе с Барри Чаем и Ли Фей-Фей из Стэнфордского университета, а также Имоном Кэддиганом и Дайан Бек из Университета Иллинойса. Их результаты опубликованы в раннем онлайн-издании Proceedings of the National Academy of Sciences.

В ходе исследования 10 участников просматривали цветные фотографии и штриховые рисунки шести категорий сцен — пляжей, городских улиц, лесов, автомагистралей, гор и офисов — в то время как их мозг сканировался с помощью функциональной магнитно-резонансной томографии (фМРТ).

Изображения фМРТ показали исследователям, что происходило в нескольких областях мозга участников, когда они просматривали фотографии и рисунки. Наиболее важные результаты были получены в области парагиппокомы (PPA), области мозга, которая, как известно ученым, играет важную роль в кодировании и распознавании сцен (а не лиц или объектов).

Используя данные о том, когда участники просматривали цветные фотографии, исследователи обучили программный декодер определять, какой тип сцены просматривали участники — пляж, гора и т. д. — на основе паттернов мозговой активности, выявленных в PPA. на фМРТ. Декодер был далек от совершенства, но он предсказал, какую сцену просматривает человек на конкретном МРТ-изображении лучше, чем просто случайность.

Самое главное, декодер мог так же хорошо предсказывать, какую сцену просматривал человек, когда он был сфокусирован на штриховых рисунках, как и на фотографиях. На самом деле декодер немного лучше — хотя и не значительно — предсказывал рисунки линий по сравнению с фотографиями в первичной зрительной коре.

«Мы ожидали, что штриховые рисунки будут достаточно хороши, чтобы их можно было декодировать, но было удивительно, что от фотографий не было никакой пользы — декодер работал не лучше, когда он использовался для фотографий, чем для штриховых рисунков», — сказал Вальтер.

Результаты показали, что когда декодер обучался на фотографиях, он по-прежнему одинаково хорошо предсказывал, какие сцены люди просматривают на штриховых рисунках, и наоборот.

«Это говорит о том, что мозг использует одну и ту же информацию для расшифровки того, какую сцену он просматривает, когда ему представляют линейные рисунки или фотографии», — сказал он.

Кроме того, результаты показали, что когда декодер делал ошибки, он делал одинаковые ошибки как на фотографиях, так и на штриховых рисунках. Например, если декодер думал, что люди смотрят на фотографию горы, в то время как на самом деле они смотрели на фотографию леса, он допустил бы ту же ошибку при анализе штриховых рисунков.

«Схемы ошибок невероятно хорошо совпадают, так что это еще одно доказательство того, что представления фотографий и штриховых рисунков в мозгу очень похожи», — сказал Бернхардт-Вальтер.

Но что такого в линейных рисунках, которые позволяют людям узнавать, что они изображают? В рамках исследования исследователи удалили некоторые линии на линейных рисунках и спросили участников, могут ли они по-прежнему сказать, какая сцена была изображена. В некоторых случаях они удаляли до 75 процентов пикселей на рисунке.

Если бы исследователи оставили на рисунках длинные контуры, которые представляли глобальные структуры, такие как небо, вода или песок, участники все равно могли бы правильно предсказать, какая сцена была изображена примерно в 60 процентах случаев.

Однако, когда исследователи убрали эти длинные контуры и оставили только короткие, представляющие такие детали, как листья, окна в зданиях или отдельные хребты на склоне горы, точность участников значительно снизилась.

Эти результаты ставят под сомнение некоторые модели человеческого зрительного восприятия, которые утверждают, что людям нужна определенная информация, содержащаяся на фотографиях, такая как цвет, оттенок и текстура, чтобы классифицировать сцену.

«Конечно, мы используем богатые источники информации, найденные на фотографии, когда она доступна, но мозг — оппортунист — он использует то, что доступно», — сказал Вальтер. «Мы можем получить много информации из линейного рисунка».

Результаты также показывают, почему линейные рисунки сыграли такую ​​важную роль в истории человечества как форма искусства и способ простого представления информации.

«Представьте себе удивление первобытного человека, когда он обнаружил, что может рисовать фигуры на каменной стене, и это напоминало настоящее животное, которое он только что убил. Штриховые рисунки были с нами с доисторических времен», — сказал Вальтер.

Материал адаптирован Университетом штата Огайо.

О Кристофере Фишере, доктор философии

Доктор Кристофер Фишер, управляющий редактор The Behavioral Medicine Report, получил докторскую степень в области клинической психологии здоровья и поведенческой медицины в Университете Северного Техаса. В его клинической подготовке особое внимание уделялось биопсихосоциальным подходам к здоровью и благополучию, включая когнитивно-поведенческую терапию (КПТ), нейробиоуправление, биологическую обратную связь, электростимуляцию черепа (CES) и QEEG.

Добавить комментарий