Психологические причины неуспеваемости школьников: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

ДОКЛАД Психологические причины неуспеваемости младших школьников при обучении письму, чтению, счету (недостатки процессов саморегуляции).

 

ДОКЛАД

Психологические причины неуспеваемости младших школьников при обучении письму, чтению, счету (недостатки процессов саморегуляции).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учитель нач. классов

Василькова А.М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

До сих пор одной из самых актуальных проблем, в школьном образовании, особенно в образовании младших школьников, является слабая успеваемость. Основные причины данной проблемы кроются не только в несовершенстве методов и форм работы на уроках, но и также в психологических особенностях ребенка, в его готовности, как психологической, так и педагогической, и социальной к школе.

Когда ребенка впервые приводят в школу, для него начинается новый, не виданный ранее, этап в жизни, поэтому логично, что в процессе привыкания к новой действительности у него могут возникнуть стрессовые ситуации, особенно если на первых порах не будет получаться быстро усваивать предлагаемый учителем материал.

Ребенку достаточно сложно резко переключиться с ежедневных игр и беззаботных занятий на серьезные школьные предметы, такие как письмо, чтение, счет. Кроме того, учителю бывает трудно завлечь абсолютно всех учеников в образовательный процесс, а сами организовывать себя дети еще не умеют, отсюда и начинаются проблемы с неуспеваемостью.

Анализ научной, педагогической, психологической литературы указывает на то обстоятельство, что многими авторами изучалась, и в настоящее время изучается проблема неуспеваемости школьников.

Для подробного изучения данного явления обратимся к понятию неуспеваемости.

Суммируя изложенную в педагогической литературе информацию, можно сказать, что под неуспеваемостью понимается положение школьника, в котором ни по дидактическим, ни по воспитательным параметрам ребенок не отвечает требованиям учреждения образования, в котором он учится. Неуспеваемость может быть обусловлена разными факторами и выражается в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, письма, счета, слабо владеет анализом, обобщением и т. д. [2] Контрольной точкой систематической неуспеваемости становится педагогическая запущенность, т. е. недостаточный для социума и школы уровень воспитания и обучения, приводящий к развитию большого количества негативных качеств личности. Если взглянуть на это явление с социальной, моральной и даже экономической точки зрения, оно является чрезвычайно нежелательным и в какой-то степени даже опасным и для самого ребенка, и для окружающих его людей. [8] Дети с сильной педагогической запущенностью в разы чаще других по своей воле покидают школу, а также являются неисчерпаемым ресурсом для пополнения групп риска.

Таким образом, можно прийти к выводу, что неуспеваемость не такое простое явление, каким может показаться на первый взгляд. На самом деле оно очень многогранно, и за ним скрываются достаточно серьезные, а иногда и необратимые последствия, поэтому для исследования неуспеваемости необходим основательный подход.

Часто проблема неуспеваемости может сопровождать школьника еще с начальных классов, так как уже тогда, в процессе изучения первых предметов, у него начались предпосылки к неуспеваемости, а педагог этого не заметил. Это неудивительно, ведь ребенок еще не мог сам себя организовать, а учитель не научил его саморегуляции, не дал ему той самой опоры, которая впоследствии помогала бы ему в изучении нового.

Неуспеваемость – это несоответствие подготовки учащихся требованиям школы в усвоении знаний, развитии умений и навыков, творческой деятельности. Предупреждение неуспеваемости – достаточно сложный процесс, но именно благодаря ему можно вовремя выявить и ликвидировать предпосылки всех ее элементов.

Для того, чтобы начать бороться с неуспеваемостью ребенка, в первую очередь нужно выяснить причины, по которым она возникла. Причины могут быть психологическими и непсихологическими. К первым относятся индивидуальные психологические особенности учащихся, неспособность к обобщению и анализу информацию, упущения в познавательной и потребностно-мотивационной сферах.

Вторые могут быть обусловлены уровнем образования родителей, условиями воспитания, общей педагогической запущенностью. [11]

В связи с тем, что причин может быть достаточно большое количество, учитель может испытывать трудности, пытаясь разобраться в корне проблемы. Зачастую учителя применяют классические способы помощи ученику со слабой успеваемостью, такие как дополнительные и факультативные занятия. Как правило, на таких занятиях ученики снова и снова повторяют уже пройденное, пока у них не сформируется четкое восприятие материала и способность в нем ориентироваться. Но чаще всего у учителя нет возможности проводить индивидуальные занятия (обычно в классе находится больше одного учащегося со слабой успеваемостью), поэтому на дополнительных уроках присутствует несколько учеников, что значительно снижает эффективность обучения. [3]

Проблеме школьной неуспеваемости всегда уделялось особое внимание со стороны как психологов, так и педагогов. Большой вклад в изучение данного явления внесли такие отечественные ученые, как М. Н. Данилов, В.И. Зынова, Н.А. Менчинская, Т.А. Власова, М.С. Певзнер, А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, А.А. Смирнов, Л.С. Славина, Ю.К. Бабанский и др.

В соответствии с исследованиями, основные причины неуспеваемости это:

-проблемы со слухом и зрением;

-недостатки речи, не проработанные с логопедом;

-соматическая ослабленность из-за длительных заболеваний до школы;

-отсутствие подготовленности к обучению, в итоге приводящее к педагогической и социальной запущенности;

-напряженная обстановка в коллективе;

-умственная отсталость.

Все вышеперечисленные причины изучаемого явления можно разделить на 3 группы: это психологические, педагогические и патологические факторы неуспеваемости учащихся.

А теперь мы подробнее рассмотрим каждый из упомянутых факторов.

Психологические.

Первой психологической причиной неуспеваемости школьника является недостаточность или же отсутствие таких ресурсов, как высокая внутренняя активность, мобилизация всех ресурсов внимания, памяти и мышления.

У школьников зачастую недостаточно развиты саморегуляция и усидчивость, из-за чего они не могут на протяжении нескольких часов сидеть неподвижно и учиться, ни на что не отвлекаясь.

Вторая причиной может быть отсутствие у ребенка способности контролировать собственную умственную деятельность, то есть самостоятельно, без внешнего воздействия, сосредоточиваться на выполняемом задании, запоминать нужную информацию, учиться ее воспроизводить, обобщать и сравнивать, а также формировать собственные суждения о прочитанном материале и выполненных заданиях.  

К третьему психологическому фактору относится дефицит или нарушения мотивации или вовсе ее отсутствие. Как известно, независимо от рода деятельности, наличие мотивации побуждает человека к выполнению действий различного характера. Если мотивация ребенка низкая – можно не ожидать никаких результатов.

В данной группе причин необходимо рассматривать и индивидуальные особенности детей, так как личность каждого ребенка уникальна, со своими особенностями нервной системы и психики. Поэтому каждый учитель при организации учебной деятельности должен учитывать индивидуальные особенности учащихся и искать свой подход к каждому. Это, безусловно, достаточно трудоемкий и энергозатратный процесс, но впоследствии он принесет свои плоды, и результатом будет удовлетворительная успеваемость всего класса.

Кроме того, следует учитывать степень обучаемости детей, так как она может сильно различаться от ученика к ученику. Некотрым детям новый материал дается с легкостью, в то время как другие затрачивают много сил на его усвоение. Таким образом, у всех детей разные способности, и учителю стоит принимать данный факт во внимание.

На основании изучения способности учащихся к учебной деятельности было разработано такое понятие как «обучаемость», которое  рассматривается, как предрасположенность школьников к обучению (З.И. Калмыкова, доктор психологических наук) [4]. Естественно, обучаемость ребенка находится в прямой зависимости от его интеллектуальных способностей, которые, в свою очередь, влияют на эффективность обучения .

Мыслительная деятельность ребенка – одна из главных составляющих его предрасположенности к обучению. Такие психические процессы, как память, внимание и мышление в целом отражаются в полной мере на обучаемости ребенка.

 Среди распространенных проблем, сопутствующих неуспеваемости, наблюдается недостаток памяти. В детском возрасте память является одной из главных функций психики, именно она обусловливает правильное функционирование всех остальных процессов, происходящих в психике ребенка.

Таким образом, у слабо успевающих детей довольно часто имеются проблемы с памятью. Низкая познавательная активность – одна из причин недостаточного уровня развития памяти. В процессе роста и взросления у детей должно происходить развитие произвольной памяти, которая реализуется, как особая форма деятельности, и которая является одной из основ нормального, полноценного обучения детей. Хорошо известно, что для эффективного обучения слабо успевающих школьников учителю крайне необхлдимо выбрать правильную форму подачи материала. Лучше отдавать предпочтение наглядному материалу, так как его гораздо легче понять и усвоить.

Кроме недостатка памяти, существуют и другие проблемы, мешающие успеваемости. Исследуемая категория учащихся   характеризуется   низкой мыслительной деятельностью, что выражается в слабой способности к анализированию материала, его обобщению, в отсутствии умения отделять главное от второстепенного, в недостаточном развитии абстрактного мышления.

 Кроме того, одной из характерных особенностей слабо успевающих школьников является недостаточная сформированность основных психических процессов. Данную причину не так легко распознать. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приемам и способам работы, а так же к индивидуальным особенностям памяти и внимания.      

Важнейший психический процесс, как известно, это мышление.  Оно в наибольшей степени влияет на обучаемость каждого школьника. Если есть нерешенные проблемы памяти и внимания учащегося, а к ним добавляется недостаточно развитое мышление, данные недоработки в совокупности становятся распространенной психологической причиной неуспеваемости учащихся.

После проведения исследования памяти и внимания неуспевающих учащихся установлено, что они не имеют рациональных приемов запоминания. А как известно, недостатки памяти неразрывно связаны с недостатками в развитии мышления. У детей наблюдается рассеянное внимание, которое объясняется тем, что им нелегко принимать участие в активной учебной деятельности, они быстро устают от обучения. Поэтому на уроке они часто отвлекаются на посторонние разговоры и игры друг с другом, не слушают учителя и внезапные вопросы учителя являются для них неприятной неожиданностью.

Говоря об индивидуальных особенностях детей, нельзя не упомянуть нервную систему. Подвижность нервной системы и ее сила являются факторами, которые больше всего влияют на обучаемость школьников. С целью профилактики неуспеваемости учитель должен знать психологические характеристики школьников и брать их за основу в организации учебной деятельности.

Слабая нервная система – также особо важная причина отсутствия успеваемости у ребенка.   Большая часть неуспевающих школьников имеет слабую нервную систему. Такие качества, как высокая чувствительность, неустойчивость к раздражителям, невысокая работоспособность, достаточно сильно замедляют процесс обучения ребенка и также может привести к образованию неуспеваемости. В таком случае, учителю тоже необходимо приложить усилия и найти подход к ребенку, чтобы занятия не стали для него стрессом.

Детям, имеющим слабую нервную систему ни в коем случае нельзя перенапрягать психику во время изучения материала как на уроке, так и дома. Учащиеся быстро утомляются, что приводит к большому количеству ошибок, и тогда эффективность и скорость усвоения материала стремительно снижаются. К неуспеваемости может привести ситуация, когда учитель в высоком темпе задает вопросы и требует на них немедленного ответа. Для детей со слабой нервной системой больше подходит письменное тестирование, а не устный опрос. Тогда ребенок сможет спокойно сконцентрироваться и без лишнего стресса ответить на все вопросы. Кроме того, при написании ответственной, требующей нервно-психического напряжения, контрольной работе в условиях ограниченного времени данная группа школьников может показывать неудовлетворительные результаты.

Следует добавить, что для учащихся со слабой нервной системой недопустимо быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой. Например, когда на уроке учитель планирует, чтобы дети усвоили большой по объему и разнообразный по содержанию материал. Работа в шумной неспокойной обстановке, когда учитель подает материал в достаточно высоком темпе и ученики не успевают усвоить услышанное и увиденное, – еще одна причина, приводящая к неуспеваемости.

Подвижность нервной системы определяется скоростными характеристиками основных нервных процессов: возбуждения и торможения. Подвижной нервной системе противостоит инертная. Учащиеся с инертной нервной системой характеризуются замедленным протеканием нервных процессов.

Инертность часто приводит к неуспеваемости. Дети с подвижной нервной системе гораздо менее к ней склонны.  

Если учитель организует учебный процесс не принимая во внимание индивидуальные особенности его учеников, такие, как слабость и инертность нервной системы, это чревато серьезными последствиями для детей, появление трудностей и отставание в учебе неминуемы.

Если педагоги не умеют определять тип нервной системы учеников, то фактически в ста процентах случаев слабые и инертные школьники обречены на плохую успеваемость. Таким образом, учителю перед организацией образовательного процесса необходимо тщательно изучить индивидуальные психические особенности детей, чтобы сделать обучение максимально эффективным для всех. Зная индивидуальные черты своих учеников, педагог может применять специальные приемы, помогающие им безболезненно усваивать материал. Следовательно, особенности организации образовательного процесса, зависящие от учителя, играют немаловажную роль. [12]

Еще одна причина неуспеваемости – «педагогическая запущенность», то есть социальную незрелость личности ребенка, вызванная недостатком внимания от взрослых; чаще всего это просто безнадзорность. В такой ситуации у ребенка могут возникнуть такие черты, как отсутствие мотивированности, неаккуратность, интеллектуальная пассивность, невнимательность,  которые также приводят к трудностям в обучении, а впоследствии – к неуспеваемости.

Педагогические факторы.

Педагогические факторы обусловлены объективной реальностью, которую ребенок должен принять и научиться жить в ней и входить с ней во взаимодействие. К данным факторам относятся все свойства школьной среды: программа обучения, поведение и квалификация педагога, количество и состав учеников в классе, их взаимоотношения, смена, в которую происходит обучение (первая или вторая) и т. д.

Патологические факторы.

К группе патологических факторов неуспеваемости входят различные отклонения в психическом развитии детей. К ним прежде всего относятся часто встречающиеся задержки психического развития разного происхождения и «очаговые» (локальные) поражения ЦНС, которые ведут к стойким нарушениям письма (дисграфия), чтения (дислексия), счета (дискалькулия).

В зависимости от того, какое из отклонений является основным и наиболее серьезно сказывается на поведении школьника, все отклонения условно можно объединить в 3 группы. Это нарушения: в познавательной сфере; в развитии личности; в сфере межличностных отношений. [10]

В реальной жизни у одного ребенка могут иметься все упомянутые нарушения. Углубленная диагностика способствует определению основного из них, и тогда психолого-педагогическая коррекция будет в максимальной степени эффективной.

Таким образом, существует множество причин, которые могут привести к неуспеваемости. Педагогам нужно обращать как можно больше внимания на индивидуальные особенности учащихся, чтобы обучение каждого их них было максимально комфортным и эффективным. В особенности такой подход необходим на ранних этапах обучения, в младших классах при изучении самых первых предметов, так как в начальных классах учитель должен научить ребенка, в первую очередь, учиться, то есть организовывать себя самостоятельно. На ранних этапах обучения закладываются основы, и благодаря им в дальнейшем у учеников не будет проблем с успеваемостью.

 

                                     


 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Ануфриев А. Ф., Костромина С. Н. Как преодолеть трудности в обучении детей. М., 2003

2. Безруких М.М. Трудности обучения в начальной школе: причины, диагностика, комплексная помощь. – М., 2009

3. Вергелес Г.И., Матвеева Л.А., Раев А.И. Младший школьник: помоги ему учиться: Книга для учителей и родителей. – СПб., 2000

4. Калмыкова З.И. Проблема преодоления неуспеваемости глазами психолога. – М., 1982

5. И.Ю.Кулагина Младшие школьники: особенности развития. М.. 2009

6. Локалова Н.П. Школьная неуспеваемость: причины, психокоррекция, психопрофилактика: Учебное пособие. – СПб, 2009

7. Г.Б.Монина, Е.В.Панасюк Тренинг взаимодействия с неуспевающим учеником СПб, 2005

8.    Отстающие в учении школьники. (Проблемы психологического развития)/ Под ред. З.И.Калмыковой и И.Ю.Кулагиной. – М., 1986

9. Слободяник Н.П.Психологическая помощь школьникам с проблемами в обучении: Практическое пособие. – М., 2004

10.Сомова Н.Л. В пятый класс – в первый раз / Пособие по профилактике и коррекции школьных проблем учеников 10-11 лет // СПб., 2001. .

11.Цукерман Г.А. Школьные трудности благополучных детей. – М., Знание, 1989

12.Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003. Ясюкова Л.А. Психологическая профилактика проблем в обучении и развитии школьников. – СПб.: Речь, 2003

Психологические причины неуспеваемости школьников


База данных защищена авторским правом ©dogmon.org 2023
обратиться к администрации

Психологические причины неуспеваемости школьников

К психологическим причинам неуспеваемости относят свойства самого ученика, его способности, мотивы, интересы и пр. Таким образом, выделяют несколько сфер, влияющих на обучение:



  • познавательная;

  • эмоционально-волевая;

  • мотивационная.

Познавательная сфера

     Для успешного овладения школьниками каждым предметом необходимо формировать у них определенные качества познавательных процессов, поскольку существует определенная взаимосвязь между уровнем развития внимания, памяти, мышления и успеваемостью в школе. Но развитие психических функций происходит неравномерно и у каждого ребенка можно выделить свою индивидуальную траекторию развития. И вот когда неравномерность становится ярко выраженной, ребенок и начинает испытывать трудности в обучении.


Внимание сосредоточенность деятельности субъекта на данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте – предмете, событии, образе, рассуждении и др.

Характеристики внимания: — избирательность;

                                                 — объем;

                                                 — распределение;

                                                — концентрация;

                                                 — устойчивость;

                                                 — переключаемость.


Одним из факторов успешности обучения является поведение детей на уроке, которое педагоги часто рассматривают с точки зрения эффективности функции внимания. Нарушение внимания может быть следствием физиологических изменений или результатом ситуативного психического состояния ребенка (отсутствие мотивации к обучению, конфликты с учителем, родителями, сверстниками).
Из всех изучаемых свойств внимания самая большая связь обнаружена между успеваемостью и переключаемостью внимания.
Память – это процессы организации и сохранения прошлого опыта, позволяющие его повторное использование в деятельности или возвращение в сферу сознания.

Характеристики памяти: — объем;

                                               — скорость запоминания:

                                               — скорость забывания;

                                               — длительность сохранения;

                                               — точность.
Для успешного усвоения многих школьных предметов учащиеся должны обладать высоким уровнем развития памяти, так как память – важнейший познавательный процесс, лежащий в основе обучения.
Успешность памяти зависит от:


  • степени завершенности действий запоминания;

  • интересов и склонностей личности;

  • отношения личности к той или иной деятельности;

  • эмоционального настроя;

  • волевого усилия.

Причиной неуспеваемости могут стать особенности развития мышления.


Мышление – процесс познавательной деятельности индивида, характеризующийся обобщенным и опосредованным отражением действительности.

Виды мышления:


  • По форме – наглядно-действенное, наглядно-образное, абстрактно-логическое;

  • По характеру решаемых задач – теоретическое и практическое;

  • По степени новизны и оригинальности – репродуктивное (воспроизводящее) и продуктивное (творческое).

Недостатки развития мыслительных процессов в ряде случаев могут быть вызваны возрастными особенностями мыслительной деятельности, что следует учитывать в работе с детьми различных возрастных групп.
Эмоционально-волевая сфера
В комплексной активизации познавательных функций (внимания, памяти, мышления) необходимым условием является умение педагога использовать речевые свойства экспрессивности, которые способствуют осознанному пониманию учебного материала.

Учитель стимулирует учебную деятельность детей, эмоционально окрашивая умственные операции.

Специалисты делают заключение, что какой-либо разговор о предмете без сформированного интереса к нему невозможен.
Отсутствие интереса к учению, равнодушие к школьным занятиям, повышенная тревожность, отрицательные эмоции, неадекватная (заниженная или завышенная) самооценка могут выступать как причины накопления у детей негативного отношения к школе, к учебе, в результате чего может возникнуть школьная дезадаптация.

А следствием этого является плохая успеваемость. Как правило, она ведет к ухудшению отношений ребенка с одноклассниками, усложнению отношений с родителями и учителями и как следствие – к обострению ситуации в целом.   

    

Волевое действие характеризуется тем, что оно является собственным, инициативным, и одновременно осознанным и осмысленным действием субъекта.

Важным компонентом учебной деятельности является самоконтроль и самооценка учащихся.

Отсутствие таких волевых качеств, как инициативность, самостоятельность, умения поставить перед собой цель и достичь ее и др., может повлиять на успешность обучения ребенка. А вот формирование этих качеств может осуществляться лишь при наличии положительного эмоционального отношения ребенка к обучению.

Как правило, дети приходят в школу с желанием учиться, но постепенно нарастающие сложности, проблемы, возникающие в школе у некоторых детей, приводят к формированию отрицательного отношения к учителю и снижению самооценки.

А низкий уровень самооценки создает проблемы как в освоении учебного материала, так и в отношениях с одноклассниками и учителями.

Формирование адекватной самооценки зависит от установки учителя по отношению к ребенку и от его положения в школьном коллективе.

Мотивационная сфера

Мотив – это:

1) Побуждения к деятельности, связанные с удовлетворением потребностей субъекта; совокупность внешних или внутренних условий, вызывающих активность субъекта и определяющих ее направленность.

2) Осознаваемая причина, лежащая в основе выбора действий и поступков личности.
Задачи обучения можно считать решенными только при условии воспитания полноценных мотивов учебной деятельности.
Тип отношения к учению и мотивация учения школьников


Тип отношения к учению

Мотивация учения

Мотивы

(ради чего учится)


Цели

(какие цели ставит и реализует в учении)


Эмоции

(как переживает учение)


Отрицательное отношение

Отсутствие интереса к процессу и содержанию учения.

Объяснение своих неудач внешними причинами.



Отвлечения на уроках.

Неумение возобновить работу после отвлечения. Разрушение деятельности после затруднений.

Низкий уровень притязаний.


Отрицательные эмоции: избегания неудач, страха, обиды, неудовлетворенности собой и учителем, неуверенности в себе из-за длительного неуспеха.

Нейтральное отношение

Неустойчивые мотивы интереса к внешним результатам обучения.

Уход от трудностей. Отсутствие самостоятельных целей, невозвращение к нерешенным задачам.

Неустойчивость эмоций.

Отрицательные эмоции скуки, неуверенности.



Положительное аморфное, ситуативное

Неустойчивость мотивов.

Широкий познавательный интерес к результату учения и к отметке учителя.



Ориентация на результат своей деятельности. Понимание, первичное осмысление и достижение целей, поставленных учителем.

Эмоции удивления, переживания необычности, новизны и привлекательности материала. Положительные эмоции от пребывания в школе.

Общий неустойчивый положительный настрой к учению, зависящий от ситуации.



Положительное осознанное

Осознанное соотношение мотивов и целей своих действий.

Понимание связи результатов со своими возможностями.

Достижение и реализация всех видов целей и доведение деятельности до ее завершения. Объяснение своих успехов и неудач внутренними причинами.



Устойчивый оптимистический внутренний настрой.

Положительные эмоции от поиска разных способов решения, активной позиции в коллективе, уверенности в своих возможностях, чувство гордости и достоинства.

Психологи А.Ф. Ануфриев и С.П. Костромина выделили ряд трудностей в обучении школьников и возможные психологические причины данных трудностей.
Трудности в обучении школьников и их возможные психологические причины


Трудности

Возможные психологические причины

В письменных работах пропускает буквы.

1. Низкий уровень развития фонематического слуха. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Несформированность приемов самоконтроля. 4. Индивидуально – типологические особенности личности.

Неразвитость орфографической зоркости.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Несформированность приемов учебной деятельности (самоконтроля, умение действовать по правилу). 3. Низкий уровень объема и распределения внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Слабое развитие фонематического слуха.

Невнимателен и рассеян.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Низкий уровень объема внимания. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Преобладающая мотивация учения – игровая.

Испытывает трудности при решении математических задач.

1. Низкий уровень развития общего интеллекта. 2. Слабое понимание грамматических конструкций. 3. Несформировано умение ориентироваться на систему признаков. 4. Низкий уровень развития образного мышления.

Испытывает затруднения при пересказе текста.

1. Несформированность умения планировать свои действия. 2. Слабое развитие логического запоминания. 3. Низкий уровень речевого развития. 4. Низкий уровень развития образного мышления. 5. Низкий уровень развития логических операций (анализа, обобщения, систематизации). 6. Заниженная самооценка.

Неусидчив.

1. Низкий уровень развития произвольности. 2. Индивидуально – типологические особенности личности. 3. Низкий уровень развития волевой сферы.

Трудно понимает объяснения с первого раза.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Слабая концентрация внимания. 3. Низкий уровень развития восприятия. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Низкий уровень развития общего интеллекта.

Постоянная грязь в тетради.

1. Слабое развитие тонкой моторики пальцев рук. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Недостаточный объем внимания. 4. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 5. Импульсивность.

Плохое знание таблицы умножения и сложения.

1. Низкий уровень развития механической памяти. 2. Низкий уровень развития долговременной памяти. 3. Развитие общего интеллекта ниже возрастной нормы. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Слабая концентрация внимания. 6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Не справляется с заданиями для самостоятельной работы.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности.

Постоянно забывает дома учебные предметы.

1. Высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 4. Низкая школьная мотивация.

Плохо списывает с доски.

1. Несформированность предпосылок учебной деятельности. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3.Низкий уровень переключения внимания. 4. Недостаточный объем внимания. 5. Низкий уровень развития кратковременной памяти.

Домашнюю работу выполняет отменно, а в классе справляется плохо.

1. Низкая скорость протекания психических процессов. 2. Несформированность приемов учебной деятельности. 3. Высокая школьная тревожность.

Любое задание необходимо повторить несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять.

1. Низкий уровень концентрации и устойчивости внимания. 2. Низкий уровень развития произвольности. 3. Высокая импульсивность. 4. Несформированность предпосылок учебной деятельности.

Постоянно переспрашивает учителя.

1. Низкий уровень объема внимания. 2. Низкий уровень развития концентрации, устойчивости и переключения внимания. 3. Низкий уровень развития кратковременной памяти. 4. Низкий уровень развития произвольности. 5. Несформированность умения принять учебную задачу.

Плохо ориентируется в тетради.

1. Низкий уровень развития восприятия и ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень развития произвольности.

Поднимает руку, а при ответе молчит.

1. Несформированность позиции школьника. 2. Заниженная самооценка. 3. Низкий уровень развития произвольности.

Опаздывает на уроки.

1. Несформированность приемов самоконтроля. 2. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Возможные трудности в семье. 5. Причины вторичной выгоды.

Постоянно отвлекается на уроках, залезает под парту, играет, ест.

1. Несформированность позиции школьника. 2. Преобладает игровая мотивация обучения. 3. Индивидуально – типологические особенности личности. 4. Низкий уровень развития концентрации и устойчивости внимания. 5. Низкий уровень развития произвольности. 6. Несформированность приемов учебной деятельности.

Испытывает страх перед опросом учителя.

1. Заниженная самооценка. 2. Повышенная тревожность, страхи. 3. Возможные трудности в семье (неадекватное отношение родителей к оценкам).

При проверке тетрадей после урока оказывается, что письменная работа полностью отсутствует.

1. Несформированность приемов учебной деятельности. 2. Низкая школьная мотивация. 3. Низкий уровень развития произвольности. 4. Негативизм.

Во время урока выходит и отсутствует продолжительное время.

1. Отсутствует учебная мотивация. 2. Несформированность позиции школьника. 3. Заниженная самооценка. 4. Внутеннее стессовое состояние. 5. Трудности в усвоении материала.

Комментирует оценки и поведение учителя.

1. Возможные трудности в семье. 2. Особенности развития «Я – концепции».

Долгое время не может найти свою парту.

1. Слабое развитие ориентировки в пространстве. 2. Низкий уровень самоконтроля. 3. Адаптационный стресс, связанный с большим количеством ярких событий.

В каждом конкретном случае для выяснения причин школьной неуспеваемости необходимо обращаться к психологу, который проведет комплексную диагностику.

На основе полученных в ходе диагностики данных, а также принимая во внимание мнение родителей и учителей, психолог подбирает индивидуальную коррекционную программу для ребенка, дает рекомендации педагогам и родителям. При необходимости психолог может рекомендовать обследование у невролога или направляет ребенка на ПМПК. При наличии речевых дефектов у ребенка дается направление на консультацию к логопеду.

Каталог: DswMedia
DswMedia -> Методические рекомендации для родителей Агрессивное поведение в подростковом возрасте
DswMedia -> Реферат расстройства поведения и личности у детей и подростков с умственной отсталостью
DswMedia -> Трудные дети
DswMedia -> Консультации для педагогов. «Профилактика нарушений поведения в детском возрасте»
DswMedia -> Агрессивность как свойство личности подростка
DswMedia -> Конструктивное преодоление конфликтов
DswMedia -> Детская агрессивность Выдающийся психолог и философ Э. Фромм подразделял агрессию на «злокачественную»
DswMedia -> Агрессия подростков


Скачать 129.17 Kb.


Поделитесь с Вашими друзьями:

Распространенные проблемы с психическим здоровьем у школьников и способы их решения

Это правда, что дети иногда нарушают правила. Также факт, что они время от времени демонстрируют всплеск эмоций или закатывают истерику посреди продуктового магазина. Детское развитие — это трудное время, и дети часто плохо подготовлены к тому, чтобы понять или правильно справиться с изменениями, через которые они проходят.

Но есть момент, когда поведенческие проблемы выходят за рамки нормы. Если ваш ребенок становится крайне замкнутым и избегает социального взаимодействия, это может быть нечто большее. Если ваш ребенок выражает злые или агрессивные мысли и поведение, это может быть поводом для беспокойства. Психическое здоровье трудно оценить, но вы можете увидеть признаки, когда ваш ребенок демонстрирует поведение, ненормальное для его личности или для других детей его возраста. Ваша работа как родителя — заметить изменения и обратиться за помощью.

В этой статье мы рассмотрим проблему психического здоровья школьников. Мы поговорим о наиболее распространенных проблемах, затрагивающих детей школьного возраста, и о том, как родители и учителя могут работать вместе, чтобы выявить эти проблемы. Мы также поговорим о том, что школы и родители могут сделать, чтобы поддержать этих детей.

В этом TEDx Talk обсуждается психическое здоровье в наших школах.

Насколько распространены проблемы психического здоровья у детей?

По данным Национального альянса по психическим заболеваниям (НАМИ), более 19% взрослых американцев каждый год испытывают психические заболевания — это примерно 1 из 5 взрослых. Проблемы с психическим здоровьем затрагивают миллионы людей каждый год, хотя осведомленность о них распространяется, и все больше людей обращаются за помощью.

А что делать тем, кто не понимает, что с ними происходит? Как они могут получить необходимую помощь, если не знают, как о ней просить?

Родителям бывает трудно определить проблемы психического здоровья у детей. Мало того, что многие родители не знают признаков психического заболевания, но и изменения в поведении растущих детей являются нормальными. Трудно сказать, следует ли приписывать определенные изменения нормальному росту и развитию или они могут быть ранними признаками растущей проблемы. Более того, стигматизация психического здоровья заставляет многих родителей игнорировать ранние признаки психического заболевания, если они действительно их замечают.

По данным Ассоциации психического здоровья детей (ACMH), у 1 из 5 детей и подростков имеется какое-либо диагностируемое эмоциональное, поведенческое или психическое расстройство. Кроме того, у 1 из 10 подростков проблемы с психическим здоровьем настолько серьезны, что нарушают их функции дома или в школе.

Во многих случаях, когда ребенок плохо учится в школе, психическое здоровье не является первой потенциальной причиной, которую необходимо исследовать. Легче обвинить домашнюю жизнь ребенка, социально-экономический статус или даже способность ребенка учиться в академических проблемах, чем признать, что может происходить что-то более глубокое, вместо того, чтобы признать, что ребенок может нуждаться в поддержке.

В этом видеоролике предлагаются некоторые шаги к системе охраны психического здоровья в наших школах.

Что больше всего беспокоит психическое здоровье детей?

Дети могут страдать теми же проблемами психического здоровья, что и взрослые, хотя они обычно проявляются по-разному. Например, взрослый с депрессией может иметь проблемы с концентрацией внимания или получением удовольствия от деятельности, которой он когда-то наслаждался. У детей с депрессией раздражительность является более распространенным симптомом, чем грусть. Дети также чаще демонстрируют изменения в поведении как проявление психических проблем. У многих детей они проявляются в форме поведенческих проблем, таких как оппозиционно-вызывающее расстройство (ODD), расстройство поведения (CD) или обсессивно-компульсивное расстройство (OCD).

Некоторые из наиболее распространенных психических расстройств у школьников:

  • Тревожное расстройство
  • Синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
  • Расстройство аутистического спектра (РАС)
  • Расстройства пищевого поведения
  • Расстройства настроения

Беспокойство расстройства принимают различные формы. У детей наиболее распространены обсессивно-компульсивное расстройство, посттравматическое стрессовое расстройство, социальные фобии и генерализованное тревожное расстройство. Некоторое беспокойство нормально для любого человека, будь то ребенок или взрослый, но когда это мешает ребенку функционировать в школе или в социальных взаимодействиях, это может быть что-то более серьезное.

Синдром дефицита внимания и гиперактивности представляет собой сложное нарушение развития нервной системы, которое проявляется широким спектром симптомов. Многие люди предполагают, что трудности с концентрацией внимания являются основным симптомом, но это не обязательно так. СДВГ влияет на способность ребенка обрабатывать свои собственные эмоции и распознавать эмоции и потребности других людей. Это часто принимает форму нетерпения и суетливости, но может также включать проблемы с выполнением инструкций и частые мечтания.

Еще одна проблема психического здоровья, которую трудно идентифицировать и понять, — это расстройство аутистического спектра. Это нарушение развития, которое влияет на общение и поведение ребенка. Обычно оно проявляется в первые три года жизни и называется расстройством «спектра», поскольку симптомы сильно различаются по типу и степени тяжести. Все дети с РАС разные, но многие дети с расстройством испытывают трудности в общении и взаимодействии с другими людьми, что может стать проблемой в школе.

Помимо проблем с психическим здоровьем, которые имеют неврологическую основу, существуют также некоторые психические расстройства, которые могут развиваться со временем в зависимости от ситуации или окружающей среды ребенка.

Расстройства пищевого поведения и расстройства настроения могут поражать детей всех возрастов и часто первоначально вызываются стрессом или травмой. Иногда детям трудно идентифицировать свои эмоции и справляться с ними, поэтому у них иногда развиваются нездоровые механизмы преодоления. Расстройства пищевого поведения, такие как анорексия, булимия и компульсивное переедание, могут стать опасными для жизни, а расстройства настроения могут привести к опасным и даже суицидальным мыслям.

Какое поведение является «нормальным» для растущих детей?

Как родитель, вы не можете ожидать, что будете понимать все, что делает ваш ребенок. Однако вы должны знать своего ребенка достаточно хорошо, чтобы замечать, когда что-то меняется. Вы можете не знать, почему у вашего ребенка наблюдается изменение поведения, но если вы что-то заметили, сообщите об этом педиатру. Помимо наблюдения за изменениями в поведении вашего ребенка, это также помогает узнать, что является нормальным, а что ненормальным для его или ее возрастной группы.

Вот краткий обзор нормального поведения детей разного возраста:

  • Дошкольный возраст (от 4 до 5 лет) – Дети в этом возрасте начинают стремиться к независимости и учатся говорить «нет». Они могут время от времени закатывать истерику, но должны начать контролировать свои эмоции и импульсы. Могут быть незначительные вспышки агрессии, но следует научиться использовать их слова. Тайм-аут — эффективная дисциплинарная техника в этом возрасте.
  • Начальная школа (с 6 по 9 классы)лет) – Дети в этом возрасте начинают брать на себя больше ответственности и начинают хотеть больше свободы (часто больше, чем они могут вынести). Им требуется руководство для выполнения работы по дому и домашней работы, но они начнут решать проблемы самостоятельно. Они начнут испытывать более сложные эмоции, такие как разочарование и беспокойство, и им может не хватать контроля над вербальными импульсами. Дисциплина в стиле положительного подкрепления эффективна в этом возрасте.
  • Подростки (от 10 до 12 лет) – В этом возрасте дети хотят еще большей независимости и часто становятся слегка оппозиционными и склонными к спорам с родителями. Им может не хватать способности видеть долгосрочные последствия своего поведения, и у них могут быть проблемы с социальными навыками.
  • Подростки (от 13 лет и старше) – Детям в этом возрасте нравится думать, что они взрослые, но им все равно будет сложно принимать здоровые решения. Подростки проходят различные этапы, пытаясь найти себя как личность, и могут часто менять социальные группы. Небольшой бунт — это нормально, но подростки должны улучшить самодисциплину, когда дело доходит до работы по дому.

Как вы видите (и, вероятно, уже испытали на себе), можно ожидать, что поведение вашего ребенка со временем изменится. Однако, как только ваш ребенок достигнет определенного возраста, он будет проводить больше времени в школе, и вы, возможно, не так быстро заметите изменения. Читайте дальше, чтобы узнать, как узнать, скрывает ли ваш ребенок проблемы в школе.

Ваш ребенок скрывает проблемы в школе?

У каждого ребенка в школе бывают взлеты и падения. Смена класса, изучение сложного материала и изменения в развитии — все это источники стресса, которые могут повлиять на поведение вашего ребенка в школе, а также на его психическое здоровье. Несмотря на все эти изменения, родители обязаны следить за предупреждающими признаками того, что ваш ребенок борется больше, чем обычно.

Вот некоторые из наиболее распространенных признаков психического заболевания у детей:

  • Изменения настроения (например, чувство грусти, замкнутость или перепады настроения).
  • Сильные эмоции (например, непреодолимый страх, вспышки гнева, крайнее беспокойство).
  • Изменения в поведении (например, неконтролируемое поведение, частые драки, использование оружия).
  • Трудности с концентрацией внимания, снижение успеваемости в школе.
  • Необъяснимая потеря веса или изменение аппетита.
  • Физические симптомы, такие как частые головные боли или боли в животе.
  • Членовредительство или членовредительство, например порезы или ожоги, а также попытка самоубийства.
  • Злоупотребление психоактивными веществами, употребление или злоупотребление наркотиками и алкоголем.

К сожалению, эти признаки не всегда легко идентифицировать. На самом деле, ваш ребенок может скрывать от вас некоторые из этих симптомов, если он обеспокоен или стыдится. Ваша задача — читать между строк и видеть, что происходит на самом деле.

Вот некоторые скрытые признаки того, что ваш ребенок плохо учится в школе:

  • Оправдания, чтобы не ходить в школу, например, притворяются больными.
  • Пропускать школу или сокращать занятия без вашего ведома.
  • Потеря интереса к школе и внеклассным занятиям.
  • Развитие низкой самооценки, сравнение себя с другими детьми.
  • Частые задержания или дисциплинарные взыскания в школе.
  • Отказ от выполнения домашнего задания и/или плохие оценки в школе.

Если вы заметили у своего ребенка какие-либо явные признаки психического заболевания или скрытые признаки школьных проблем, не игнорируйте это. Неспособность признать трудности вашего ребенка может усугубить ситуацию — если родитель не признает проблему, ребенок может в конечном итоге почувствовать, что она не реальна или не имеет значения. Психическое здоровье вашего ребенка хрупко и заслуживает защиты.

Что могут сделать школы для поддержки психического здоровья учащихся?

Неспособность замечать или решать проблемы в школе означает, что психические и поведенческие проблемы вашего ребенка могут ухудшиться. Что еще более важно, это оставляет вашего ребенка решать эти проблемы в одиночку.

Проблемы в школе могут привести к множеству дополнительных проблем у детей. Во-первых, дети, имеющие проблемы со школой, имеют повышенный риск отсева. Избегание школы или сокращение занятий в краткосрочной перспективе из-за школьных проблем может иметь долгосрочные последствия. Ваш ребенок может отставать в школе, и, если его проблемы с психическим и поведенческим здоровьем не исчезнут, у него могут возникнуть проблемы с возвращением на правильный путь в будущем. Хуже того, их могут заклеймить нарушителями спокойствия и полностью игнорировать.

Что же могут сделать школы для поддержания психического здоровья своих учеников?

Для многих учащихся, имеющих проблемы с поведением, психическим здоровьем или способностями к обучению, лучшим решением является разработка индивидуальной образовательной программы (IEP) или плана 504.

С технической точки зрения, IEP — это юридический документ, в котором излагаются детали специальной образовательной программы, включающей обучение, поддержку и другие услуги, необходимые ребенку для успешной учебы в школе. Однако на самом деле IEP — это больше, чем просто письменный документ — это дорожная карта для учителей и других сотрудников школы, которая поможет им удовлетворить уникальные потребности ребенка. IEP являются обычной частью государственного образования.

Если вашему ребенку не требуется специальное образование для удовлетворения его уникальных потребностей, план 504 может быть более подходящим.

Эти планы разработаны для детей, которые могут хорошо учиться в стандартном классе, но нуждаются в специальной поддержке или услугах, чтобы иметь возможность учиться в такой среде. Некоторые из положений, которые ваш ребенок может получить в рамках плана 504, включают в себя продление времени на тесты, возможность покидать класс, чтобы делать короткие перерывы, или занятия для изучения механизмов выживания или навыков обучения.

Независимо от того, получает ли ваш ребенок IEP, план 504 или ни то, ни другое, ваша работа как родителя заключается в обеспечении поддержки дома. В идеале вы сможете работать с учителями вашего ребенка и другим школьным персоналом, чтобы убедиться, что потребности вашего ребенка удовлетворяются, пока он находится в школе, но ваша работа заключается в том, чтобы оказывать поддержку дома.

Как вы можете поддерживать психическое здоровье вашего ребенка дома?

Как родитель, вы хотите для своего ребенка самого лучшего. К сожалению, иногда бывает трудно сказать, что это такое, особенно когда ваш ребенок не говорит о своих проблемах. Добавьте к этому тот факт, что ваш ребенок проводит большую часть времени в школе, где вы не можете наблюдать за ним, и вы увидите, как проблемы с психическим здоровьем часто отходят на второй план.

Что вы как родитель можете сделать, чтобы поддержать психическое здоровье вашего ребенка дома?

Первым шагом к тому, чтобы ваш ребенок получил помощь, в которой он нуждается, является диагностика проблемы. Поговорите со своим педиатром и предоставьте как можно больше информации о поведении, настроении и проблемах вашего ребенка в школе. Если вы не сталкивались с такими проблемами на собственном опыте, получите подробный отчет от учителя вашего ребенка или другого школьного персонала, чтобы помочь педиатру получить точную картину проблемы.

После того, как вашему ребенку поставили диагноз психического или поведенческого расстройства, важно разработать план лечения. Лечение не всегда (и во многих случаях не должно) включать медикаментозное лечение. Для детей это часто включает поддерживающую терапию, чтобы помочь детям справиться с трудностями, с которыми они сталкиваются. Вы и ваш педиатр будете работать вместе, чтобы решить, что лучше для вашего ребенка.

Вот некоторые из наиболее эффективных вариантов лечения детей с проблемами психического здоровья:

  • Психотерапия . Психотерапия, также известная как разговорная терапия, является одной из наиболее эффективных форм лечения проблем психического здоровья в целом, а не только у детей. Цель состоит в том, чтобы научить вашего ребенка понимать свои умственные проблемы и научить их полезным способам решения этих проблем. Даже если вы не принимаете непосредственного участия в занятиях вашего ребенка, детский терапевт захочет работать с вами, чтобы убедиться, что ваш ребенок получает то, что ему нужно.
  • Лекарства – Лекарства не являются предпочтительным первым вариантом лечения психических расстройств у детей, но в некоторых случаях они оправданы. В зависимости от того, с чем борется ваш ребенок, педиатр может назначить антидепрессанты, стимуляторы, стабилизаторы настроения или что-то еще. Ваша задача — следить за тем, чтобы ваш ребенок принимал лекарства в нужной дозе и в нужное время, хотя вы также должны научить ребенка, как правильно принимать лекарства.
  • Семейная консультация . Даже если у вашего ребенка проблемы с психическим здоровьем, это может повлиять на всю семью. Семейное консультирование может помочь вам узнать, что происходит с вашим ребенком и как вы можете помочь. Это также отличный способ узнать, чего не следует делать — вещей, которые могут отбросить вашего ребенка назад или помешать ему получить необходимую ему поддержку.
  • Поддержка родителей – Быть родителем означает ставить потребности ребенка выше собственных, но вы не сможете дать ребенку все, что ему нужно, если вам не нужно содержать себя. Доступны группы поддержки и различные ресурсы, которые помогут вам снять стресс, обратиться за индивидуальной помощью и изучить новые стратегии помощи вашему ребенку в решении его проблем с психическим здоровьем.

Следующее самое важное, что вы можете сделать, это построить и поддерживать прочные отношения с учителями вашего ребенка и со школой.

Если у вашего ребенка диагностировали проблемы с психическим или поведенческим расстройством, сообщите об этом школе и убедитесь, что они участвуют в вашем плане лечения. Если ваш ребенок нуждается в особом уходе или внимании в школе, сотрудничайте со школой, чтобы убедиться, что он получает то, что ему нужно. Если школа отказывается работать с вами или не может предложить какую-либо помощь, возможно, пришло время поискать другую школу, которая лучше соответствует потребностям вашего ребенка.

Объединив педиатра и учителей вашего ребенка, вы сможете создать всестороннюю систему поддержки для вашего ребенка. Ваша задача — поддерживать эти связи и способствовать плану лечения. Хотя дорога может быть трудной, ваш ребенок зависит от вас в плане любви и поддержки, поэтому сделайте все возможное, чтобы дать вашему ребенку то, что ему нужно для успеха и роста.

Вопросы? Свяжитесь с нами на Facebook. @publicschoolreview

Пожалуйста, включите JavaScript для просмотра комментариев Disqus.comments работает на Disqus

Неуспеваемость в школе: что это такое, симптомы и лечение

Возврат

Индекс:

  1. Что такое школьная неуспеваемость?
  2. Каковы признаки неуспеваемости в школе?
  3. Причины неуспеваемости в школе
  4. Профилактика неуспеваемости в школе
  5. Решения для школьной неуспеваемости

Школьная неуспеваемость — это процесс, при котором учащийся постепенно отстает от своих сверстников и теряет связь с обязательным образованием, что в конечном итоге приводит к тому, что он бросает учебу до окончания учебы. Этот процесс может произойти в любое время, но чаще он происходит в «переходные» периоды, например, при переходе из начальной школы в среднюю.

Неуспеваемость в школе может быть вызвана эмоциональными проблемами, проблемами с психическим здоровьем, расстройствами обучения и неспособностью соответствовать стандартам, установленным школой. Хотя те, кто испытывает неуспеваемость в школе, могут считать, что это связано с интеллектом, существует множество факторов, которые приводят к неуспеваемости в школе, и, как правило, это не так.

Одним из признаков, который легко заметить на ранней стадии, является снижение оценок учащегося. Родители или опекуны могут также заметить, что их ребенок продвигается в учебе в разном темпе, когда вместе делают домашнее задание, когда они могут видеть, что их ребенок не понимает информацию, объясняемую в классе. При диагностике неуспеваемости очень важно, чтобы учителя сотрудничали в наблюдении за школьниками.

Неуспеваемость в школе влияет на эмоциональные и учебные характеристики ребенка. Поэтому есть несколько причин, которые могут привести к неуспеваемости в школе:

Интеллектуальный: проблемы с интеллектуальной адаптацией в школьной среде могут возникнуть у детей с трудностями в обучении, а также у одаренных детей из-за отсутствия прочной базы на предыдущих курсах.

Мотивация: даже если учащийся имеет возможность получить знания, представленные в классе, отсутствие мотивации может привести к тому, что он не воспользуется этими знаниями.

Методы обучения: некоторым детям трудно привыкнуть к учебе, или они не знают, как учиться, чтобы добиться хороших результатов.

Эмоциональные способности: детей с проблемами в семье, гиперопекающие или очень строгие родители, гиперактивные дети с эмоциональными недостатками или те, кто переживает трудные времена.

Образовательная среда: иногда на результаты ребенка влияет организация многочисленных занятий или профессиональные и эмоциональные качества учителей.

Добавить комментарий