Психологические причины школьной неуспеваемости кратко: 5. Психологические причины неуспеваемости школьников

Содержание

Причины неуспеваемости младших школьников

Здравствуйте, дорогие мамы и папы! Не успеем оглянуться, как закончится декабрь. За плечами у детей останется целое школьное полугодие. Радуют ли ваши дети отметками или вы с опаской ждёте дневник? Слабая успеваемость  – больное место не только родителей. Это ещё и камень преткновения у педагогов.

Результат ли это недостаточного внимания взрослых или слишком сложная для ребёнка программа, неспособность учиться по причине каких-то заболеваний или обычная детская лень? Что приводит к плохим оценкам, и каковы причины неуспеваемости младших школьников – тема нашего урока на страничке «ШколаЛа».

План урока:

Кто они – отстающие дети?

В каждом классе найдётся пара-тройка детей, заметно отстающих от своих сверстников. Учиться им тяжело с первого дня: запоминают информацию и решают простейшие задачи с трудом, с одной темы на другую переключаются медленно и зачастую кажется, что всё проносят мимо ушей.

Анализ педагогов показывает, что таких детей среди всех обучающихся от 10 до 20 процентов.

Сегодня учителя выделили таких отстающих в три основные группы.

  1. В первой те, у которых есть всё, чтобы учиться неплохо, но они этого не хотят. Причины такого нежелания кроются во внутреннем мире ребёнка и связаны с психологическими проблемами, заниженной самооценкой и отсутствием общения. Такие отъявленные двоечники начинают искать другие пути самоутверждения, нежели успехи в учёбе.
  2. Во вторую входят школьники, стремящиеся учиться, но у них в силу разных причин не получается. Связано это может быть с внешними факторами – например, недостаточной эрудицией и низкой культурой родителей, а также с внутренними – учёбе может мешать специфика развития организма ребёнка.
  3. В третьей те, что не могут и не хотят. У таких детей все причины отставания в учёбе в полном наборе. Здесь смешано всё – недостаточное внимание, нарушение здоровья, отсутствие воли и много-много чего другого.

Школьную неуспеваемость педагоги тоже делят на группы:

  • при общей отставание происходит по всем основным предметам программы;
  • при специфической получаются неудовлетворительные результаты по отдельным дисциплинам.

Проще говоря, либо ребёнок — потерянный для школы двоечник и его «за уши» перетаскивают в следующий класс, либо плохие отметки объясняются тем, что он гуманитарий и по математике слабак, или наоборот, считает как калькулятор, а упражнения по русскому языку пишет «как кура лапой».

Многие могут посетовать: по вечерам стихи вместе учим, задачи решаем, диктанты пишем, и на завтра на тебе — картина Решетникова «Опять двойка!».

У педагогов, в отличие от нас, ответы есть: причины неуспеваемости они подразделяют на социальные, психологические и биологические.

Биологические факторы у отстающих

Это самые частые причины плохой учёбы.

Не достиг школьной зрелости

Как часто родители стремятся побыстрее маленького всезнайку вывести в школьную жизнь. А зачем? Оставьте своему чаду драгоценные минуты детства, пусть докачает кукол и докатает машинки.

В саду нет таких требований, как в школе, поэтому ребёнок на ура справляется с заданиями. Но это вовсе не значит, что он с таким же успехом будет щёлкать школьную программу с шести лет.

Левша

Сегодня каждый родитель знает, что левшей переучивать чревато. Особенности обучения таких детишек мы с вами рассматривали в соответствующей статье. Постоянное понукание школьника и желание сделать его «как все» приведут к проблемам в успеваемости.

Нарушены некоторые функции организма. Мы с вами уже обсуждали такие расстройства. Кратко напомню.

Дислексия

Искажённые навыки чтения могут быть вызваны дислексией. Всё, что связано с заданием прочитать и уяснить смысл, вызывает у таких ребят затруднения. Здесь часто встречаются замедленный темп чтения, пропуски слов, их замена и изменение на свой лад.

Дисграфия

Нога в ногу с дислексией идёт ещё одно расстройство, затрудняющее обучение по русскому языку, — дисграфия. Ребёнок с таким диагнозом не может устно произнести слово по буквам, неграмотно пишет, заменяя и пропуская нужные буквы и слоги. Об этом расстройстве вот здесь мы тоже разговаривали.

Акалькулия

У некоторых бывают проблемы со счётом по математике, названные врачами акалькулией. Ну не получается у такого ученика ни складывать, ни вычитать, не даётся таблица умножения и решение задач!

Гиперактивность

Ни для кого не секрет, что причиной плохой учёбы могут стать гиперактивность и противоположный ей гиподинамический синдром. «Вечные двигатели» и «тормозящие тюфячки» часто находятся в списках неуспевающих.

Одна репрезентативная система

Мешает учёбе восприятие информации только с доски либо только со слов учителя, либо только посредством жестов и действий. Когда у школьника лишь одна ведущая система понимания и запоминания материала – аудиальная, визуальная или кинестетическая, то ему тяжёло подстроиться, в результате он постоянно что-то пропускает.

Частые заболевания

Сложнее учиться тем, кто по причине частых больничных пропускает уроки. А учиться самому дома да ещё, если температура, горло болит и кашляешь каждые пять минут – занятие непосильное. В результате в дневнике хорошие отметки с каждым новым больничным «тают как прошлогодний снег». Как помочь ребёнку зимой не заболеть, вы можете узнать в статье про иммунитет.

Эмоциональная сторона неуспеваемости

Среди психологических причин, приводящих к нежеланию учиться, большинство связано с конфликтами, вызванными окружением.

Родители

Навязчивая идея заполучить выпускника-отличника с золотой медалью приводит к внутреннему противостоянию ребёнка, завышенные требования и боязнь получить «неправильную» отметку – к неврозам и срывам. Часто с таким напряжением дети не справляются, съезжая в успеваемости.

Конфликтные отношения в семье и недостаток общения по вечерам за чашкой чая тоже становятся поводом не стремиться получать хорошие отметки и порождают череду иных трудностей.

Проблемы с одноклассниками

Ребёнок – изгой все силы направляет не на учёбу, а на постоянную борьбу с дразнящими его сверстниками. Вовремя не остановленный конфликт часто приводит к нежеланию идти в школу. Пути преодоления такой ситуации мы с вами уже освоили в статье о том, как быть, если ребёнка обижают в школе.

Отсутствие общего языка педагогом

Давление со стороны учителя, занижение оценок и повышенные требования к избранным ученикам при одновременном выделении в классе любимчиков приводит к снижению мотивации для учёбы. Зачем стараться, всё равно не оценят?!

Социальные проблемы

Сложная программа обучения

Ошибка родителей – записывать ребёнка в класс с программой, которую ученик не потянет. Желание «попробуем, там видно будет» неизбежно приведёт к неуспеваемости, так как семеро действительно одного не ждут. И чем дальше затягивается эта апробация сил, тем больше ученик вязнет в непонимании школьной программы.

Непрофессионализм педагога

Думаю, многие из школьной жизни помнят, что на каких-то уроках мы слушали, открыв рот, а на каких-то позволяли себе вольности. Ничего не поменялось и сегодня. Заинтересованность в предмете и желание учиться во многом зависит от учителя.

Отсутствие предшкольной подготовки

Как бы вам не хотелось это слышать, но ребёнок сегодня должен быть к школе подготовлен, так как навёрстывать то, что другие знают и умеют с детского сада, трудно.

Как быть?

В первую очередь, не стоит наказывать за плохую успеваемость. Поверьте, все дети переживают из-за своих неудач.

Лишение прогулок и общения с друзьями – не выход из положения, а лишь повод накалить ситуацию ещё больше.

Если причины плохих отметок не связаны с заболеваниями, то простыми и одновременно хорошими способами исправления положения и восполнения пробелов в знаниях могут стать дополнительные занятия по проблемным дисциплинам дома и в школе, а также помощь репетиторов.

Спасательной соломинкой послужит мотивация со стороны учителей и родителей, а потерявшим веру в себя нужно помочь поднять самооценку. Откровенные беседы с педагогами позволят сообща найти решение проблемы и вывести отстающего ученика в передовики.

А про эффект Пигмаллиона вы что-нибудь слышали? Нет? Сейчас услышите. Посмотрите видео и узнайте, что же это такое.

Конечно, не всем быть отличниками, но задерживаться в одном классе ещё на год и слыть в кругу друзей не очень умным – не лучший вариант, поэтому желаю вам успехов в школе и с нетерпением жду советов, как помочь детям хорошо учиться.

Всегда ваша, Евгения Климкович.

Нейропсихологический фактор влияющий на школьную успешность, как инструмент коррекции

Нейропсихологический фактор влияющий на школьную успешность, рассматривается как метод понимания по каким причинам у ребенка возникли проблемы с обучением и можно ли их решить. Существует множество факторов, которые приводят к тому, что банальное снижение концентрации внимания, оборачивается отставанием в интеллектуальном развитии от сверстников. Как избежать подобных проблем и своевременно выявить причины, приведшие к их появлению?

Содержание

  • 1 Своевременное выявление причин школьной неуспеваемости
  • 2 Нейропсихологический подход к школьной неуспеваемости
    • 2.1 Нейропсихологический фактор в процессе обучения и его роль
    • 2.2 Кинетический
    • 2.3 Цикличность
    • 2.4 Интуиция в процессе обучения
  • 3 Нейропсихология как инструмент коррекционной работы

Своевременное выявление причин школьной неуспеваемости

Развитие детей сложная тема, поскольку каждый ребенок индивидуален и, столкнувшись с трудностями в обучении, «решает» их особым образом. Задача специалистов не упустить момент и помочь ученику справиться с трудностями, возникшими на его пути.

Как правило, проблемы появляются на начальном этапе обучения, причём носят они различный характер. Кто-то из школьников испытывает затруднения при счете, другие – при чтении и письма. 

Важно понимать, что здоровый школьник, без заболеваний центральной нервной системы, не испытывает глобальных затруднений в обучении. То есть, определенные проблемы есть, но они касаются одной сферы. В остальном же, развитие школьника не вызывает беспокойства.

Если ребенок по всем показателям отстает от сверстников, то есть смысл проконсультироваться с психологами, психиатрами, неврологами по этому вопросу.

Задача педагога в такой ситуации, не упустить момент и своевременно информировать родителей.

Когда возникают проблемы и с чем они связаны:

  1. Есть ряд факторов, которые влияют на успеваемость детей в школьные годы.
  2. Нейропсихологический и психолого–педагогический факторы, их влияние на школьную успеваемость, условно все факторы разделяют на 3 группы.

Проблемы возникают в течении первого или первых 3 лет обучения и связаны они не только с особенностями развития ребенка и чертами его характера.

Чем поможет своевременное выявление причин школьной неуспеваемости:

  • ребенок, отстающий от сверстников, находится в стрессовой ситуации, коррекция поможет решить эту проблему;
  • проведенная работа, позволит освоить информацию, которая вызывает трудности в усвоении.

Если школьник не усваивает определённую информацию, то с течением времени, под влиянием неблагоприятных факторов, у него развивается дисфункция некоторых структур головного мозга. С годами эти проблемы станут хорошо заметными и решить их будет сложнее.

Даже если у школьника есть заболевания нервной системы, то нейропсихология поможет решить проблему. Ведь ни одна из функций не нарушается полностью, а значит, ее можно развить, в той или иной мере. Опираясь на первоначальные значения школьника, уровень его интеллектуального развития.

У детей, с некоторыми заболеваниями ЦНС и психическими расстройствами, есть способность утрачивать приобретенные навыки. Такие проблемы часто возникают у детей с диагнозом РАС и аутизм. Но в таком случае они явно заметны еще до похода в школьное учебное заведение.

 На что обратить внимание при снижении успеваемости:

На способность школьника самостоятельно решить возникшие трудности:

У детей с явными отклонениями в развитии такая функция развита плохо. Им непременно требуется помощь со стороны, причем даже малейшие затруднения могут вводить их в ступор.

На скорость мысли и принятие решений:

Что напрямую говорит о высокой концентрации внимания. Если школьник быстро принимает решение, верно разобравшись в ситуации или предлагает несколько вариантов решения. То у него нет проблем с развитием.

На продолжительность занятия и способность усваивать информацию:

Если ребенок не в состоянии на протяжении длительного периода времени усваивать и перерабатывать информацию (продолжительность зависит от возраста), то ему требуется помощь специалиста.

Дети, с различными нарушениями часто не могут концентрировать внимание, долго заниматься тем или иным делом. Любая заминка взывает определенную реакцию, чаще это недовольство, раздражение. 

Активные, подвижные дети, не способны на протяжении урока сидеть спокойно, как того требует процесс обучения, нередко, проблема заключается именно в этом. Ребенок, по ходу урока утрачивает способность усваивать информацию в полной мере, что негативным образом сказывается на успеваемости.

В таком случае, установление причины, помогает скорректировать обучение, а значит, повысить успеваемость. Это происходит постепенно и требует приложения определенных усилий, как со стороны педагога, так и со стороны ученика.

Своевременное установление причины, по которой ученик отстает в школе поможет, главным образом, скорректировать процесс обучения и справиться с проблемой. Это довольно сложно, несмотря на кажущуюся простоту, под силу далеко не каждому педагогу. 

Нейропсихологический подход к школьной неуспеваемости

Нейропсихология определяет процесс обучения, как сложенное звено, которое формируется из мелких звеньев, они связанны между собой и выполняют различные функции. Основным звеном считается то, что «играет» главную роль, остальные – сопутствующую.  То есть помогают в достижении главной цели.

Нейропсихологический фактор в процессе обучения и его роль

Нарушение связи между звеньями приводит к тому, что «рушится» вся цепочка и ребенок не понимает, как выполнить задание.

«Рушит» цепочку фактор, тот самый, что мешает ученику усваивать информацию в полной мере. В результате возникает «пробел», восполнить который самостоятельно ребенок не может.

У детей с нарушениями развития отсутствуют причинно-следственные связи, то есть процесс взаимодействия звеньев в цепочке нарушен. В результате чего ученик упорно пытается выполнить задание, но у него ничего не получается. Но не по причине влияния каких-либо факторов, а в результате особого состояния.

Способность выстраивать цепочку из звеньев, в процессе школьного обучения, считается нейропсихологическим фактором, влияющим на успеваемость. 

Кинетический

Существует также и кинетический фактор, который определяется последовательностью действий. Взаимосвязь действий, как при формировании пазла или картинки, собранной из нескольких кусочков, последовательность помогает в достижении цели.

В случае несформированности мозговых структур или при наличии определённых заболеваний, цикл движений нарушается. Ребенок не видит между ними взаимосвязи и выполняет действия изолированно, что нарушает цепочку.

Человек не только последователен в движениях, мышлении, но и в речи. Если у ребенка есть определенные проблемы с речевой функцией, то ему нужны:

  1. Занятия музыкой, игра на инструментах.
  2. Занятия ритмикой, подвижные игры, танцы.

Речь требует последовательного формирования, она строится от букв к слову, от слов к предложениям. Если в этой последовательности происходят нарушения, то выстроить речь ученик не может. Или делает это, но с определенными нарушениями.

Отставание в речевом развитии сказывается на уровне интеллекта и приводит к тому, что школьник плохо понимает, о чем говорит ему учитель. Возникают трудности, которые и заканчиваются плохой успеваемостью.

Нейропсихологии полагают, что выстроить полноценное общение с таким ребёнком можно, как и добиться от него понимания. На это у учителя уйдет не мало времени.

Цикличность

Сказывается не только способность выстраивать связи, искать причину и следствие, но и общая готовность структур головного мозга к обучению. 

Это сложный процесс, происходящий в органе, его связывают с цикличностью. Цикл сна и бодрствования нарушается по различным причинам. Если ребенок плохо спит, его мозг активен в ночные часы, а не в часы обучения, он будет испытывать определенные трудности в школе, усвоении информации. 

На фоне плохого сна снижается концентрация внимания, появляется раздражительность, нередко приступы агрессии, несвойственные обычным детям.

Снижение концентрации внимания приводит к тому, что мозг не успевает перерабатывать информацию.  На фоне нарушения цикличности начинают проявлять себя мозговые дисфункции, ситуация усугубляется.

Но проблемы со сном могут возникать и по иным причинам, они часто обусловлены:

  • напряженными отношениями со сверстниками, причем как в школе, так и за ее пределами;
  • частыми конфликтными ситуациями в семье, с родителями, братьями или сестрами;
  • нестабильным положением ребенка в цепочке взаимоотношений взрослых людей.

Стресс негативным образом сказывается не только на сне, но и на успеваемости ученика. Нередко подобные проблемы возникают и при приеме определенных препаратов. Чаще речь идет о стимуляторах, ноотропах.

Интуиция в процессе обучения

Помимо последовательного, существует и одномоментное, то есть интуитивное восприятие информации. Когда ребенок не выстраивает цепочек, не формирует их из звеньев, а просто принимает сведенья в первозданном виде. Как их преподносит учитель.

Суть фактора, заключается в том, что ребенок не видит грани между картинками, которые складываются в общее изображение. Поэтому и воспринимает его целым.

Как взрослый человек воспринимает уже готовую картину, написанную художником, не замечая и не различая каждого мазка кистью по холсту.

По такой схеме школьник воспринимает правила-исключения, усваивает и запоминает их. Ещё таким образом мозг запоминает иностранную речь и усваивает ее.

Когда ученик плохо воспринимает подобную информацию, не усваивает ее, то говорят о нарушении связи между полушариями головного мозга.

Нейропсихология как инструмент коррекционной работы

Нейропсихология считается наукой, которая объединяет в себе 3 направления. Это сочетание медицины, педагогики и психологии. Условно цель, которую преследует эта наука, можно сформулировать следующим образом: «выявление нарушений в психоэмоциональном, речевом развитии детей и коррекция таковых».

Так уж получилось, что на данный момент, специалистов, способных работать в нужном направлении не много, и они крайне востребованы.

Оно и понятно, ведь детей, отстающих в развитии становится все больше. Мозговые дисфункции, неврологические заболевания и психические расстройства – «бич современности». При этом подготовить к самостоятельной жизни и обучить такого ребенка крайне сложно.

Коррекция осуществляется не только с участием нейропсихологов, но и при совокупной работе нескольких специалистов. Могут быть «подключены»:

  1. Дефектологи, психологи, логопеды.
  2. Преподаватели музыки и танцев.

С кими детьми работают нейропсихологи и каких результатов удается достичь:

  • с отстающими, наука помогает скорректировать поведение ребенка таким образом, чтобы он усваивал информацию в понятной, доступной форме;
  • с неговорящими или плохо владеющими речью, учитывая индивидуальные особенности развития, формируется процесс обучения, он складывается из различных занятий, которые помогают ученику достичь успехов.

Внимание! Специалисты корректируют нарушения речи, стараясь сформировать, выстроить с ребенком общение таким образом, чтобы достичь взаимопонимания.

На начальном этапе оценивается степень нарушений, выявляется сама проблема, над которой и планируется осуществлять работу. Когда проблема идентифицирована, устраняется ее причина, а дальше начинается коррекция состояния. Она выстраивается постепенно, поэтапно. Результатом подобной работы считается отсуствие глубоких «пробелов» в школьном обучении.

Естественно, что программу дети усваивают различным образом, но методы, которые применяет нейропсихология, помогают оптимизировать этот процесс. Если ученик чего-то не понимает, по причине неспособности сформировать цепочку, созданную из взаимосвязанных звеньев, то задача нейропсихолога, в такой ситуации, найти подход к ребенку и донести до него информацию.

В каких областях наука применяться, как метод коррекции:

  1. В логопедии, в практике дефектолога, для наилучшего понимания нарушений в механизме мозгового и речевого развития.
  2. Используется при работе психолога, который практикует на детях, испытывающих трудности при обучении.
  3. Коррекционные методы подобного рода показали эффективность при работе с подростками, имеющими нарушения развития, особенности психичесокго поведения.
  4. При работе с детьми и лицами подросткового возраста, имеющими различные особенности психики, речевого и психомоторного развития.

Нейропсихология помогает обучать детей с диагнозом РАС, аутизм, СДВГ. Она незаменима при работе со школьниками, которые имеют нарушения интеллекта, речевого развития. Неговорящие дети школьного и дошкольного возраста также успешно взаимодействуют с подобными специалистами.

Если школьник, по каким-то причинам, агрессивен, не может выстроить отношения со сверстниками, ему тяжело дается «жизнь» внутри коллектива, то помочь такому ребёнку может нейропсихолог.

Если высшие психические функции человека, как индивида, развиваются не надлежащим образом, есть определенные отклонения. То задача специалиста их обнаружить и своевременно скорректировать, чтобы в дальнейшем не возникло серьезных проблем.

Понятно, что этот метод коррекции эффективен при работе со школьниками, которые имеют определенные нарушения в развитии, то есть обучаются по специализированной программе, в коррекционных заведениях. Но и в обычных случаях, когда ребенок не имеет подобных проблем, нейропсихология дает неплохие результаты, чем она полезна:

  • повышает успеваемость школьника и облегчает усвоение информации;
  • способствует общему развитию ребенка, помогает выстроить отношения со сверстниками и родителями;
  • корректирует нарушения психического или иного характера, которые слабо выражены и часто остаются без должного внимания со стороны родителей;
  • помогает в выстраивании речи, улучшает коммуникационные способности школьника, препятствует развитию стрессовых ситуаций, которые потенциально опасны.

Любое заболевание проще лечить на начальном этапе развития, так и коррекцию проще проводить, когда нарушения только возникли и не обернулись глобальными последствиями. Если школьник не успевает, отстает от программы, у него есть определенные проблемы со сверстниками, ему поможет нейропсихолог.

На школьную успеваемость влияют различные факторы, в том числе и нейропсихологический. Причем это влияние можно назвать обширным, ведь оно затрагивает весь процесс обучения и сказывается на общем развитии ребенка.

Роль семьи в обеспечении школьной успешности в следующем видео:

Заметили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter, чтобы сообщить нам.

Психологи находят новые способы научить студентов из числа меньшинств бояться неудачи

Нил де Грасс Тайсон, известный научный коммуникатор, получил докторскую степень. получил степень бакалавра астрофизики в Колумбийском университете в 1991 году. В то время в стране проживало около 4000 астрофизиков. Тайсон довел общее число афроамериканцев среди них до ничтожной семерки. В обращении к собранию он открыто рассказал о проблемах, с которыми столкнулся:

«В восприятии общества… мои академические неудачи ожидаемы, а мои академические успехи приписываются другим», — сказал Тайсон. «Потратить большую часть своей жизни на борьбу с этими установками — значит взимать эмоциональный налог, который является формой интеллектуальной кастрации. Это налог, которого я не пожелал бы своим врагам».

Слова Тайсона говорят об общей истине: негативные стереотипы ложатся интеллектуальным бременем на многие меньшинства и на тех, кто думает, что окружающие воспринимают их как неполноценных. Во многих различных ситуациях — в школе, на работе или на спортивных стадионах — эти люди беспокоятся о том, что они потерпят неудачу так, что это подтвердит уничижительные стереотипы. Молодые белые спортсмены опасаются, что они не будут так же эффективны, как их чернокожие сверстники, например, а женщины на продвинутых уроках математики беспокоятся, что они получат более низкие оценки, чем мужчины. Это беспокойство — «эмоциональный налог» Тайсона — известно как стереотипная угроза. Сотни исследований подтвердили, что угроза стереотипов подрывает производительность, приводя к неудачам, которых они боятся.

Иногда люди попадают в порочный круг, в котором плохая работа приводит к еще большему беспокойству, что еще больше снижает производительность.

В последние годы психологи значительно улучшили свое понимание того, как угроза стереотипа влияет на человека, почему это происходит и, самое главное, как ее предотвратить. Хотя угроза реальна, некоторые исследователи задаются вопросом, насколько хорошо некоторые из соответствующих лабораторных исследований отражают тревогу в реальных условиях; они также отмечают, что это лишь один из многих факторов, способствующих социальному и академическому неравенству. Тем не менее, это также один из факторов, который можно легко изменить. В исследованиях, проведенных в реальных школах, относительно простые вмешательства, такие как письменные упражнения для повышения самооценки, выполненные менее чем за час, давали впечатляющие и долгосрочные результаты, сокращая разрывы в успеваемости и устраняя угрозу стереотипов из класса и умов учащихся. . Некоторые педагоги работают над тем, чтобы расширить масштабы этих вмешательств в образовательных программах штата.

Определение угрозы

Два психолога, Клод Стил из Стэнфордского университета и Джошуа Аронсон, тогда тоже работавший в Стэнфорде, в 1995 году ввели термин «стереотипная угроза». досрочно бросают на всех уровнях образования. Различные объяснения этого разрыва включали пагубную идею о том, что чернокожие студенты от природы менее умны. Стил и Аронсон не были убеждены. Вместо этого, рассуждали они, само существование этого негативного стереотипа может ухудшить успеваемость учащегося.

В ходе ставшего уже классическим эксперимента они предложили более чем 100 студентам колледжа разочаровывающий тест. Когда они сказали студентам, что экзамен не будет измерять их способности, чернокожие и белые студенты с сопоставимыми результатами SAT справились одинаково хорошо. Однако, когда Стил и Аронсон сказали студентам, что тест оценит их интеллектуальные способности, оценки чернокожих студентов упали, а их белых сверстников — нет. Тот же самый эффект имело простое предложение студентам заранее записать свою гонку.

Исследование было новаторским. Стил и Аронсон показали, что стандартизированные тесты далеки от стандартизированных. Когда они представлены таким образом, что вызывает угрозу стереотипов, даже ненавязчиво, они автоматически ставят некоторых учащихся в невыгодное положение. «Сначала было много скептицизма, но со временем он уменьшается», — говорит Аронсон. «Вначале даже я не верил, насколько сильными были эффекты. Я подумал: «Кто-то другой должен повторить это».

У многих исследователей есть. На сегодняшний день сотни исследований обнаружили доказательства угрозы стереотипов во всех группах. Это поражает студентов из более бедных слоев населения в академических тестах и ​​мужчин в задачах социальной чувствительности. Белые ученики страдают от этого, когда им противостоят азиатские сверстники на контрольных по математике или чернокожие в спорте. Во многих из этих исследований самые сильные ученики терпят наибольшие неудачи. Те, кто больше всего заинтересован в успехе, скорее всего, будут обеспокоены негативным стереотипом и в результате, скорее всего, будут хуже работать.

Стереотипная угроза не что иное, как болезненная ирония.

Однако остается неясным, насколько широко распространена угроза стереотипов в реальных условиях, в основном потому, что соответствующие исследования сталкиваются с теми же проблемами, которые преследуют большую часть социальной психологии. Большинство из них были проведены с небольшим числом студентов колледжа, что увеличивает вероятность статистических случайностей, и не все исследования показали сильный эффект. Некоторые критики также отмечают, что лабораторные эксперименты часто являются плохой заменой реальному миру. Пол Сакетт из Миннесотского университета утверждает, что за пределами лаборатории угроза стереотипов может быть менее распространена и ее легче преодолеть. В прошлом году Гийсберт Стоет, тогда работавший в Университете Лидса в Англии, и Дэвид С. Гири из Университета Миссури в Колумбии изучили все исследования, в которых изучалась угроза стереотипов среди женщин, сдающих математические тесты, — явление, которое Стил и его коллеги впервые выявили в 1999.

Из 20 участников, повторивших эксперимент 1999 года, только 11 пришли к выводу, что женщины работают хуже, чем мужчины. Гири не готов сбрасывать со счетов стереотипную угрозу, но считает, что она может быть не такой сильной, как ее иногда изображают.

Энн Мари Райан из Мичиганского государственного университета определила некоторые правдоподобные причины таких противоречивых выводов. В 2008 году она и Ханна-Хан Нгуен, тогда работавшая в Калифорнийском государственном университете в Лонг-Бич, сравнили результаты 76 различных исследований угрозы стереотипов у старшеклассников и студентов. Они обнаружили, что в лаборатории ученые могут обнаружить угрозу только при определенных условиях, например, когда они дают добровольцам особенно сложный тест или когда они работают с людьми, которые сильно идентифицируют себя со своей социальной группой.

В последнее десятилетие психологи перешли от демонстрации того, что угроза стереотипа существует, к пониманию того, как она работает. Исследователи продемонстрировали, что угроза действует одинаково в разных группах людей. Приходит тревога; падает мотивация; ожидания ниже. Основываясь на этих выводах, Тони Шмадер из Университета Британской Колумбии предположил, что угроза исходит от чего-то фундаментального. Наиболее очевидным виновником была рабочая память — набор когнитивных навыков, который позволяет нам временно удерживать информацию и управлять ею в уме. Этот набор навыков — ограниченный ресурс, и угроза стереотипов может его истощить. Люди могут психологически истощить себя, беспокоясь о предрассудках других людей и думая о том, как доказать их неправоту. Чтобы проверить эту идею, Шмадер дал 75 добровольцам сложный тест на рабочую память, во время которого они должны были запомнить список слов, решая математические уравнения. Она сказала некоторым добровольцам, что тест оценит их навыки памяти и что мужчины и женщины могут иметь врожденные различия в своих способностях. Конечно же, женщины, которым сообщили об этом предполагаемом несоответствии, меньше запоминали слов, в то время как у их коллег-мужчин таких проблем не было.

Это истощение рабочей памяти создает различные камни преткновения на пути к успеху. Люди склонны слишком много обдумывать действия, которые в противном случае были бы автоматическими, и становятся более чувствительными к сигналам, которые могут указывать на дискриминацию. Неоднозначное выражение лица может быть истолковано как насмешка, и даже собственная тревога может стать признаком скорого провала. Умы тоже блуждают, а самоконтроль ослабевает. Когда Шмадер останавливал женщин посреди контрольной по математике и спрашивал их, о чем они думают, те, кто подвергался угрозе стереотипов, скорее всего, были мечтателями.

Изгнание стереотипов

Совсем недавно исследователи перенесли изучение угрозы стереотипов из лаборатории в школы и лекционные залы, где они пытаются полностью развеять или предотвратить угрозу. «Я вижу три волны исследований, — говорит Шмадер. «Первым было определение явления и того, как далеко оно распространяется. Второй смотрел на то, кто испытывает эффект и его механизмы. Третья волна теперь заключается в том, чтобы перевести эти результаты в интервенции».

Джеффри Коэн, также работающий в Стэнфорде, добился особенно впечатляющих результатов. Его метод обезоруживающе прост: он просит людей подумать, что для них важно, будь то популярность или музыкальные способности, и написать о том, почему это важно. 15-минутное упражнение действует как ментальная вакцина, которая повышает уверенность учащихся в себе, помогая им бороться с любой угрозой стереотипов в будущем.

В 2003 году Коэн посетил разные в расовом отношении средние школы в Калифорнии и подверг свое упражнение рандомизированному контролируемому испытанию — золотому стандарту в медицине, который проверяет, работает ли вмешательство, сравнивая его с плацебо. Коэн проводил свое упражнение с семиклассниками: половина написала о своих собственных ценностях, а остальные написали о том, что для них неважно. Испытание было двойным слепым, а это означало, что ни Коэн, ни студенты не знали, кто в какой группе.

В конце семестра чернокожие учащиеся, выполнившие упражнение, сократили 40-процентный академический разрыв между ними и их белыми сверстниками. Лучше всего то, что учащиеся из последних классов получили наибольшую пользу. В течение следующих двух лет одни и те же ученики выполняли два или три дополнительных варианта исходного упражнения. Только 5% самых бедных учеников, которые написали о своих ценностях, оказались в коррекционных классах или остались на второй год, по сравнению с 18% в контрольной группе. В конечном итоге средний балл чернокожих учащихся вырос на четверть балла, а среди худших — на 0,4 балла.

Несколько долей балла тут и там могут показаться незначительным улучшением, но даже небольшие изменения в уверенности — положительные или отрицательные — имеют кумулятивный эффект. Дети, которые сначала плохо учатся, могут быстро потерять уверенность в себе или внимание учителя; и наоборот, признаки скромного прогресса могут мотивировать к гораздо большему успеху. Вмешиваясь на раннем этапе, утверждает Коэн, педагоги могут превратить порочный круг в добродетельный.

Задача Коэна настолько проста, что Райан и другие не совсем уверены в его результатах. «Нам было трудно в это поверить, но с тех пор мы повторили это», — говорит Коэн. За последние пять лет он использовал свое упражнение, чтобы изменить судьбу чернокожих учеников в трех разных средних школах и в значительной степени сократить гендерный разрыв в классе физики на уровне колледжа. Скептики, тем не менее, все еще надеются, что независимые исследователи попытаются повторить эти исследования.

Тем временем Коэн ищет новые способы помочь студентам. Он сотрудничал с Грегом Уолтоном, также работавшим в Стэнфорде, чтобы противостоять своего рода изоляции, которую часто вызывает угроза стереотипов. Многие меньшинства опасаются, что их академические коллеги не примут их полностью. Уолтон боролся с этими опасениями с помощью статистики опросов и цитат старших школьников, показывающих, что такие чувства свойственны всем, независимо от расы, и что они исчезают со временем. «Это заставляет их переосмыслить свой собственный опыт через призму этого сообщения, а не расы», — объясняет Уолтон.

Уолтон и Коэн протестировали свои часовые упражнения со студентами колледжа в их первый весенний семестр. Три года спустя, когда студенты окончили школу, разрыв в успеваемости между черными и белыми сократился вдвое. Чернокожие студенты также были счастливее и здоровее, чем их сверстники, не принимавшие участие в упражнении Уолтона. За последние три года они меньше посещали врача. Уолтон признает, что со стороны такое простое упражнение может показаться тривиальным. Но, по его словам, для студентов, которые «активно беспокоятся о том, подходят ли они друг другу, знание того, что эти проблемы общие и временные, на самом деле очень важно».

Коэн и Уолтон в настоящее время расширяют масштабы своих простых и недорогих вмешательств с отдельных школ на целые штаты. Эта пара, а также Кэрол Двек и Дэйв Паунеску, оба также в Стэнфорде, создали PERTS (проект P для E ducation R search T с S калесами), который позволяет им быстро управлять их выступления онлайн. Они также могут комбинировать программы или противопоставлять их друг другу, чтобы увидеть, какие из них имеют наибольший эффект.

Даже если программы работают по плану, исследователи, изучающие угрозу стереотипов, признают, что ее устранение не является панацеей от неравенства. Коэн, например, проверял свое первоначальное упражнение по письму только в школах со смешанными этническими группами, и он не уверен, сработает ли оно в школах, где преобладают меньшинства. «Есть много причин, по которым у нас есть пробелы в успеваемости: неравенство ресурсов, плохие школы, менее подготовленные учителя», — добавляет Уолтон. «Кажется, нет большой надежды на устранение этих структурных барьеров. Что интересно в угрозе стереотипов, так это то, что мы можем добиться прогресса перед лицом этих вещей».

Недавняя работа над этим явлением не только дает реальную надежду на решение некоторых действительно насущных проблем, но и переворачивает широко распространенные убеждения. Предотвратив угрозу стереотипов, исследователи показали, что сами стереотипы необоснованны. Разрыв в успеваемости между черными и белыми студентами или между мужчинами и женщинами-учеными не указывает на различия в способностях; скорее они отражают предрассудки, которые мы можем изменить. «Вещи, которые мы считали такими неразрешимыми 15 лет назад, таковыми не являются, — говорит Аронсон, — и это очень позитивный сигнал».

Эта статья была первоначально опубликована под названием «Броня против предубеждений» в журнале Scientific American 308, 6, 76-80 (июнь 2013 г.)

Рекурсивные процессы в самоутверждении: вмешательство, чтобы закрыть разрыв в достижениях меньшинства. Джеффри Л. Коэн и др. в Наука , Vol. 324, страницы 400–403; 17 апреля 2009 г.

Кратковременное вмешательство, связанное с социальной принадлежностью, улучшает успеваемость и здоровье учащихся из числа меньшинств. Грегори М. Уолтон и Джеффри Л. Коэн в Science , Vol. 331, страницы 1447–1451; 18 марта 2011 г.

НАУЧНЫЙ АМЕРИКАНСКИЙ ОНЛАЙН
Чтобы узнать больше об усилиях по расширению социальных вмешательств, противодействующих угрозе стереотипов, посетите сайт ScientificAmerican. com/jun2013/stereotype-interventions

ОБ АВТОРАХ

Эд Йонг — научный писатель из Англии. Он написал для Природа , Wired , National Geographic и New Scientist , среди прочих публикаций.

7 наиболее частых причин, по которым дети бросают школу

Прекращение учебы может отрицательно сказаться на учебе, финансовой стабильности и социальном развитии.

Изображение: ShutterStock

Поскольку некоторые известные личности, такие как Билл Гейтс и Марк Цукерберг, бросают школу, неудивительно, если вы услышите, что ваш ребенок тоже хочет этого. Каждый год около 1,2 миллиона детей бросают школу в США (1). Хотя дети бросают школу по разным причинам, это неправильная практика, поскольку это может повлиять на их будущее и общее развитие. Более того, родители обеспокоены тем, что их дети бросают школу. Если вы задаетесь вопросом о возможных причинах отказа детей от учебы и некоторых эффективных способах предотвращения отсева, чтение этого поста может вам помочь.

Почему дети бросают школу?

Доктор Кэтрин Грилл, поведенческий нейробиолог из области залива Сан-Франциско, говорит: « Факторами риска отсева из школы могут быть проблемы с психическим здоровьем (учащиеся в два раза реже заканчивают школу), инвалидность (уровень отсева 36%), прогулы, плохие оценки и плохая успеваемость на экзаменах.

Вот некоторые из наиболее вероятных причин, по которым дети бросают школу : Злоупотребление психоактивными веществами из-за раннего или неограниченного воздействия алкоголя, наркотиков, Интернета, давления сверстников и телевидения может отвлечь детей от занятий учебой и вместо этого побудить их к антиобщественным действиям.

Связанный: 12 Хорошее и плохое влияние телевидения на детей

2. Трудности в учебе:

Неспособность справиться с академическим давлением и трудностями в обучении являются другими причинами, по которым дети отказываются от школы. Исследования доказывают, что дети, не умеющие читать к четвертому классу, в четыре раза чаще бросают школу. Исследования также подтверждают тот факт, что учащиеся, которые не успевают по математике и английскому языку в восьмом классе, на 75% чаще бросают среднюю школу.

На что следует обратить внимание

Издевательства, отстранение от занятий или исключение из школы — это некоторые другие распространенные причины, по которым дети имеют низкую успеваемость и бросают школу (2).

3. Семейные и социально-экономические потребности:

Изображение: Shutterstock

Исследования показывают, что учащиеся, принадлежащие к группам с низким доходом или имеющие низкий социально-экономический статус, чаще бросают школу. Возможно, им придется работать, чтобы прокормить семью. Некоторым детям, возможно, придется остаться дома, чтобы позаботиться о своих братьях и сестрах, пока родители уходят на работу.

Развод или раздельное проживание родителей и нездоровая домашняя обстановка также могут отрицательно сказаться на образовании детей.

График интерпретирует процент отсева из школы среди подростков в возрасте от 16 до 24 лет в зависимости от расы/этнической принадлежности, зарегистрированный в период с 2010 по 2020 год. Согласно данным, средний уровень отсева снизился в 2020 году по сравнению с 2010 годом (4). Большая разница была замечена в латиноамериканском населении, за которым последовало чернокожее население.

Отсев учащихся в возрасте от 16 до 24 лет в США в разбивке по расе/этнической принадлежности

Источник: Национальный центр статистики образования (NCES)

4. Плохое здоровье:

Здоровье ребенка сильно влияет на его способность к обучению и успеваемость в школе. Заболевания, возникающие в детстве и сохраняющиеся на протяжении всей жизни, могут ограничивать способность ребенка закончить школу.

Связанный: Нарушение питания у детей: причины, симптомы и лечение

5. Удержание:

Удержание отрицательно влияет на самооценку детей. Они чувствуют себя старше своих одноклассников и, как правило, бросают школу.

6. Disengagement:

Изображение: Shutterstock

Многим детям школьная культура кажется скучной. Согласно исследованию, почти 71% учащихся перестают интересоваться старшей школой, когда они учатся в 9-м и 10-м классах. Они предпочитают опаздывать в школу, прогуливать уроки и устраивать длительные обеденные перерывы. Отсутствие интереса часто приводит к отчислению из школы. Некоторым учащимся трудно найти общий язык с учителем. Большинство учащихся считают, что их учителя недостаточно мотивируют их, чтобы усердно работать.

7. Переход:

Исследования показывают, что переход от сплоченной среды средней школы к анонимности старшей школы может сказаться на академическом интересе и успеваемости учащихся. Отношения с учителями не такие крепкие, как в средней школе. Это может демотивировать студентов и заставить их потерять интерес к учебе.

Кроме того, некоторые дети могут бросить учебу из-за проблем, связанных с самой системой образования. Например, некоторые семьи могут предпочесть домашнее обучение вместо традиционного школьного образования из-за неудовлетворенности образовательной политикой или реформой образования. Другие учащиеся могут изо всех сил пытаться найти то, что соответствует их интересам и способностям в рамках традиционной академической программы, и могут извлечь выгоду из программ профессионального обучения. Учащимся, которые уже бросили учебу, программы восстановления после отсева могут предоставить возможность получить аттестат об окончании средней школы и улучшить показатели выпускников средней школы. В целом, устранение этих различных факторов имеет решающее значение для сокращения числа учащихся, бросающих школу.

Как предотвратить отсев ребенка из школы?

Изображение: Shutterstock

Вы можете легко предотвратить отсев детей из средней школы или колледжа, следуя нескольким простым советам.

1.
Примите участие:

Участие родителей является основным фактором, мотивирующим ребенка к успешной учебе в школе. Следите за успеваемостью вашего ребенка, чтобы помочь ему улучшить свои оценки.

Краткий факт

Улучшение связи между родителями и школой может помочь выявить учащихся, которым грозит отсев, и оказать поддержку в снижении количества прогулов (3).

2. Имейте реалистичные ожидания:

Поощряйте и мотивируйте своего ребенка хорошо учиться в школе. Однако не возлагайте на своего ребенка нереалистичных ожиданий. Это может вызвать чрезмерный стресс у вашего ребенка и привести к катастрофической успеваемости, плохой посещаемости школы и прогулам.

Связанный: 15 лучших внеклассных мероприятий для детей и их важность

1. Есть ли признаки того, что ребенок может бросить школу?

Предупреждающие признаки того, что ребенок может бросить школу, включают отсутствие занятий в школе, плохие оценки, участие в дисциплинарных проблемах, историю частых переводов, низкую самооценку и наличие взрослых обязанностей, таких как уход за братом или сестрой или их ребенком (5).

2. Каковы последствия ухода из школы для общества?

Последствия ухода из школы для общества значительны. У тех, кто бросил школу, может не быть возможности найти хорошо оплачиваемую работу, и они могут столкнуться с безработицей. Кроме того, они могут иметь плохие показатели здоровья, проблемы с поведением и с большей вероятностью участвовать в преступной деятельности. Эти факторы воздействуют на человека и имеют более широкое влияние на общество.

Проблемы с учебой и финансовые нужды семьи — две наиболее распространенные причины, по которым дети бросают школу. В некоторых случаях это также может быть связано с компанией плохих друзей. Однако отсутствие базового образования может не иметь хорошего влияния на будущее ребенка, поскольку ограничивает его возможности трудоустройства. Поэтому рекомендуется принять участие и поддержать своего ребенка, чтобы он завершил свое образование. В конце концов, это поможет им получить адекватные возможности для счастливой и здоровой жизни.

Какие виды программ вмешательства эффективны для предотвращения отсева учащихся?

Доктор Гриль предлагает программы вмешательства, такие как программы психического здоровья, особенно если они носят профилактический характер. «Профилактические программы поддерживают учащихся с помощью подходов к обучению, развитию навыков и снижению стигмы».

Основные указания

  • Негативные факторы, такие как алкоголь, наркотики или чрезмерное использование Интернета, могут отвлекать детей.
  • Проблемы с учебой, плохие оценки и плохая успеваемость могут способствовать отчислению из школы.
  • Детям из малообеспеченных семей, возможно, придется работать, чтобы поддерживать свои семьи или ухаживать за братьями и сестрами.
  • Задержка или задержка в оценке может подорвать самооценку ребенка.
  • Хронические заболевания могут повлиять на способность ребенка приобретать знания и заканчивать школу.
  • Учащиеся могут потерять интерес к школе из-за скуки или нежелания учителя мотивировать их.

Добавить комментарий