Психологические барьеры в общении: причины, как преодолеть
Психологический барьер — неприятное состояние, которое мешает полноценной жизни. Внутренний страх и тревога не позволяют заводить новые знакомства, проявлять себя интересным собеседником, а иногда и просить о необходимой помощи. Рассмотрим, почему возникают психологические барьеры и как от них избавиться.
Содержание
- Что такое психологический барьер
- Причины психологических барьеров
- Виды психологических барьеров
- Интеллектуальный
- Эстетический
- Барьер «первого впечатления»
- Мотивационный
- Ситуативный
- Моральный
- Психологический барьер установки
- Психологический барьер возраста
- Симптомы психологического барьера
- Способы преодоления психологических барьеров
- Как устранить психологический барьер в общении
- Общайтесь на схожем языке
- Слушайте собеседника
- Соблюдайте субординацию
- Учитесь находить компромиссы
- Будьте позитивными
- Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
- Заключение
Что такое психологический барьер
Психологический барьер — это состояние человека, которое мешает совершать желаемые действия и становится препятствием для проявления своих качеств личности.
Например, даже при желании он не может свободно беседовать в компании нового человека, ограничиваясь кратким «да-нет». При этом среди старых знакомых он обычно открытый и расслабленный.
Если психологический барьер приводит к негативным переживаниям, то стоит задуматься о причинах их возникновения. Это поможет разобраться, как преодолеть такое состояние.
Причины психологических барьеров
Люди настолько зациклены на себе, что считают себя и свои проблемы уникальными. А между тем, более 30% из них регулярно испытывают проблемы в общении, а, значит, сталкиваются и с психологическими барьерами. Наиболее часто это выражается в тревожности, дискомфорте и необоснованном страхе:
- страх, что вас неверно поймут;
- тревога, что не получится сделать что-то новое, в чем нет практического опыта;
- стресс, вызванный незнакомой обстановкой и людьми;
- волнение и неуверенность при общении с незнакомцами.
Эти признаки найдут у себя люди, которые имеют заниженную самооценку, внутреннюю дисгармонию, тяжелый замкнутый характер, инфантильность и переживания о неизвестности будущего.
В общении с другими людьми они воспринимают и передают информацию через призму собственного опыта. Именно это и становится причинами возникновения психологических барьеров.
Виды психологических барьеров
На возникновение трудностей в коммуникации влияет не только индивидуальный опыт, но и различия во взглядах, темпераментах, чертах характера, типах личности и условиях воспитания. Психологические барьеры в общении можно разделить на несколько видов.
Интеллектуальный
Типы мышления собеседников часто могут не совпадать: например, один человек обрабатывает информацию быстрее, чем другой. Это делает коммуникацию не очень комфортной, что и создает барьер. Также имеет значение и уровень интеллекта: людям с высоким интеллектом вряд ли будет интересно общаться с человеком более низкого уровня IQ. Интеллектуальный психологический барьер возникает и при обсуждении профессиональных вопросов, если у людей разная компетентность в этом, — такая беседа приведет к разочарованию или раздражению.
Эстетический
Эта преграда появляется, когда у человека возникает неприязнь к собеседнику, связанная с его внешностью или манерами. Можно пытаться не замечать раздражающие особенности: неряшливый вид, необычные черты лица, тембр голоса или сильную жестикуляцию, но внимание с сути разговора все равно будет переключаться на эти детали.
Барьер «первого впечатления»
Этот вид психологического барьера чем-то похож на предыдущий. Но суть его в том, что человек испытывает внутренний страх при первой встрече с кем-либо. Этот страх связан с переживаниями о том, что он не сможет произвести впечатление и понравиться собеседнику, а, возможно, сделает и скажет еще и лишнее, что напрочь оттолкнет окружающих.
Поэтому многие люди при первом знакомстве стараются остаться сдержанными, молчаливыми и безынициативными — ведь в таком случае неудачная встреча не нанесет большого вреда самолюбию.
Мотивационный
Если у людей, занятых одним общим делом, разные взгляды и цели на него, то рано или поздно это приведет к непониманию и возникновению психологического барьера. Командной работы при таких условиях явно не получится.
Например, семейный отдых будет испорчен, если каждый его участник стремится исполнить свои планы: мама хочет съездить на популярный курорт к морю и солнцу, папа хочет спокойно расслабиться на рыбалке, а дети и вовсе надеются остаться дома без родительского контроля.
Ситуативный
Ежедневно у каждого человека возникают ситуации, которые влияют на настроение. Даже мелкая неурядица может серьезно его подпортить. Испытывая негативные эмоции, вряд ли получится построить открытый и конструктивный диалог. Человек будет воспринимать все попытки разговорить его как вторжение в личное пространство, поэтому будет создавать психологический барьер для общения.
Моральный
Это самый труднопреодолимый психологический барьер. Даже если обе стороны будут заинтересованы в конструктивном диалоге, в процессе они столкнутся с разногласиями. Взрослому человеку очень непросто отказаться от своих устоявшихся взглядов и принципов.
Но у этого вида психологического барьера есть и положительная сторона. Люди, которые избегают общения с грубыми, лживыми, двуличными людьми, оберегают себя таким способом от контактов с неприятными личностями (например, маргиналами).
Психологический барьер установки
Если у человека есть причина негативно относиться к собеседнику, то он всеми явными и скрытыми методами будет пытаться построить преграду в общении с ним. И, несмотря на то, что он сам устанавливает такие коммуникативные связи, даже при желании, изменить свое отношение может быть непросто.
Психологический барьер возраста
Психологический барьер возраста — это часто встречающаяся ситуация в повседневном общении. Это непонимание между людьми разного возраста, которые не понимают поступков и мыслей другого поколения. Такая ситуация может стать причиной многих конфликтов как в семье, так и на работе.
Например, взрослым трудно понять, чем живут дети, почему их волнуют сущие пустяки. А пожилые люди не могут принять поведение молодежи, они часто осуждают молодое поколение, а те высмеивают стариков в ответ.
Симптомы психологического барьера
Психологические барьеры в общении проявляются по-разному, но все они являются следствиями пережитых травм и психологических особенностей личности.
Чаще всего психологические барьеры в общении проявляются как:
- предвзятое отношение к собеседнику, сомнение во всех его словах;
- неестественные проявления сексуальности;
- скованность в движениях, тихий голос;
- снижение чувствительности;
- внутреннее напряжение;
- необоснованные попытки защищать себя и отстаивать мнение, даже когда никто не ставит его под сомнение;
- отстраненность, отсутствие заинтересованности по отношению ко второй стороне;
- спутанность мыслей, косноязычие;
- разное понимание с собеседником объекта разговора;
- наигранность в поведении, интонациях и жестикуляции;
- чувство стыда.
Способы преодоления психологических барьеров
Если вы понимаете, что у вас присутствуют симптомы психологических барьеров и они мешают налаживанию контактов с собеседником, то нужно провести работу над собой. Если игнорировать эту проблему, то в скором времени к остальным проявлениям добавятся: безынициативность, готовность уступать во всем, неумение выражать и отстаивать свое мнение.
- Научиться прислушиваться к себе и определять свои чувства. В момент, когда что-либо смущает, стоит замедлиться и задать себе вопрос: «Что я чувствую сейчас?». Тогда дальше строить общение станет немного проще.
- Попробовать активную терапию: индивидуальные или групповые тренинги. Со специалистом, который способен объективно оценить ситуацию со стороны, будет намного проще найти и устранить первопричину психологических зажимов. К основным видам терапии можно отнести: танцы, ритмичную двигательную гимнастику, занятия искусством, телесную терапию, отработку практических навыков общения (спросить дорогу, занять очередь, позвонить в службу поддержки и т.
- Отработать универсальные фразы, которыми можно устранить неловкую паузу в разговоре. Хорошо, если они не будут тесно связаны с какой-то определенной темой.
- Приучите себя задавать вопросы собеседнику. Этим вы не только поддержите беседу, но и покажете свою заинтересованность в разговоре, а также узнаете больше информации о предмете разговора. Хорошо, если это будут открытые вопросы, которые требуют развернутого ответа, а не сухого «да-нет».
- Занимайтесь своим саморазвитием и расширением кругозора. Так вы поднимете свою самооценку и узнаете много нового, о чем можно завести беседу. Например, можно подписаться на интересных личностей, паблики и каналы в соцсетях. Это поможет получить новую информацию стихийно, а не выискивая на специальных ресурсах.
Как устранить психологический барьер в общении
Если вы почувствовали напряжение в разговоре с собеседником, то можно попробовать устранить этот психологический барьер универсальными способами.
Как преодолеть психологические барьеры» src=»https://www.youtube.com/embed/VCE5z9HjL7c?feature=oembed&wmode=opaque» frameborder=»0″ allow=»accelerometer; autoplay; clipboard-write; encrypted-media; gyroscope; picture-in-picture» allowfullscreen=»»>Общайтесь на схожем языке
Употребляйте в разговоре те фразы и выражения, которые привычны собеседнику. Попробуйте «отзеркаливать» его речь: повторять темп, интонации, построение фраз (но это не должно выглядеть наигранно).
Слушайте собеседника
Учитесь слушать других людей, не перебивайте их. Так вы не только проявите уважение к ним, но и сможете установить более глубокий эмоциональный контакт.
Соблюдайте субординацию
В разговоре не стоит ставить себя выше собеседников или, наоборот, принижать себя перед ними. Такое поведение лишь заставит вас обдумывать неприятные мысли, на которые совсем не стоит терять время и энергию.
Учитесь находить компромиссы
Иметь четкую позицию и устойчивые моральные принципы — прекрасно. Но если бездумно настаивать на своем и не соглашаться на уступки, чтобы грамотно решить вопросы и разногласия, то можно произвести впечатление инфантильного или вздорного человека. Вряд ли кто-то тянется к общению с такими людьми.
Будьте позитивными
Позитивный настрой помогает легче справиться с любыми неприятностями и преодолеть психологический барьер. А уместная шутка в разговоре может коренным образом развернуть его в вашу пользу. Человек, умеющий относиться ко всему с юмором, производит впечатление интеллектуально развитой и склонной к самоанализу личности.
Сводите к минимуму контакты с неприятными людьми
Если есть возможность, лучше как можно быстрее завершить разговор с раздраженным или агрессивным человеком. Находясь в таком состоянии, он не готов к конструктивному диалогу.
Заключение
Психологический барьер — это состояние, которое создается на подсознательном уровне. Если оно не доставляет дискомфорта, то беспокоиться не о чем. Но если любой из видов психологических барьеров приводит к скованности и стрессам, то стоит задуматься о первопричинах и способах их преодоления.
15 препятствий на пути к эффективной коммуникации
Общение ‒ это клей, который объединяет людей. Общение выходит за рамки только передачи и получения информации, поскольку помогает строить и развивать межличностные отношения. В мире труда работодатели высоко ценят сильные коммуникативные навыки, поскольку они помогают ориентироваться в повседневной деятельности. Будь то неформальный разговор за кружкой чая или общение на деловом мероприятии, правильное общение помогает точно передавать мысли, идеи и сообщения.
Эффективное общение может значительно изменить вашу жизнь: вы сможете завести новые знакомства, построить крепкие и надежные отношения с партнером и легко подниматься по карьерной лестнице. Благодаря правильному общению не остается места для путаницы, и ваши собеседники воспринимают информацию именно так, как и было задумано. Несмотря на широкий спектр преимуществ, не каждый человек способен всегда хорошо взаимодействовать с другими людьми, ведь определенные психологические ограничения могут помешать нам общаться эффективно.
Каждый из нас хоть раз в жизни, но наблюдал, как его коллеги перебивают кого-то или как кто-то громко разговаривает в кафе с друзьями, не обращая никакого внимания на негативную реакцию окружающих людей. Существуют разные виды ограничений, которые нарушают естественный ход общения. Одно из таких ограничений ‒ это психологические барьеры в общении. Что такое психологические барьеры в общении и какими они бывают? Давайте узнаем!
✔ Психологические барьеры в общении: что это такое?Психологические барьеры в общении ‒ это состояние ума человека, которое может ограничивать его способность правильно интерпретировать информацию и принимать правильные решения. Психологические барьеры негативно влияют на способность человека качественно общаться с другими людьми, находить с ними общий язык и создавать глубокую эмоциональную связь. Психологические барьеры известны и как эмоциональные барьеры.
Эмоциональный барьер ‒ это психическое ограничение, которое мешает вам открыто выражать свои мысли и чувства. Он может помешать вам быть самим собой, поскольку влияет на ваши эмоции и чувства. Психологический барьер в общении часто является результатом низкого уровня эмоционального интеллекта, эмоциональной осведомленности и эмоционального контроля. Чтобы общаться с людьми более качественно и непринужденно, необходимо научиться лучше понимать свои чувства и эмоции.
Преодолеть эмоциональные барьеры нелегко, поскольку эмоции выступают в качестве мощных мотиваторов. Они могут не только направить нас к нашей страсти, но и уберечь от опасности. Так, неизвестный поворот на улице вызывает страх и заставляет нас дважды подумать, прежде чем решиться пойти по нехоженой дороге. Но парадокс заключается в том, что если эмоции не контролировать, то они могут сбить нас с пути. Эмоциональные препятствия могут привести к недопониманию, обидам и разрыву связей в самых разных сферах жизни. Вот почему так важно держать свои эмоции под контролем и находить способы их преодоления.
В данной статье представлены основные виды психологических (эмоциональных) барьеров, которые мешают здоровому и эффективному общению.
✔ Основные психологические барьеры в общенииПсихологические барьеры на пути к эффективному общению могут создать массу проблем. Ограничения подобного рода обусловлены эмоциональным характером и умственными способностями человека. Эти барьеры приводят к рассеянности, боязни высказать свои мысли другим, волнению и эмоциональной неустойчивости ‒ все это является причиной подавляющего числа проблем в общении. Психологический барьер ‒ один из многочисленных барьеров в подклассе внутриличностных барьеров.
Любое психологическое состояние может повлиять на вашу способность отправлять и получать вербальные сообщения. Это связано с тем, как работает наш разум и как его работа влияет на наше поведение. Так, когда вы расстроены, вам будет трудно эффективно выслушать сообщение и дать на него адекватный ответ. Психологические потребности и чувства можно по праву назвать основными барьерами в процессе организационной коммуникации, на которые могут повлиять оба участника: и отправитель, и получатель.
1. Ложные предположения
Коммуникативный сбой может произойти, если отправитель не смог хорошо передать инструкции, потому что он/она предполагает, что получатель понял сообщение, но в реальности может оказаться, что получатель лишь частично понял то, что было передано, или не понял вообще; обе ситуации могут привести к коммуникативному срыву. Способность отправителей к пониманию часто определяется их личным опытом, и в этом отношении нет двух одинаковых людей.
Реклама
Предположение отправителя о том, что получатель знает, как что-то делать или следовать инструкциям, часто ошибочно и может ввести в заблуждение. Аналогичным образом получатель может хотеть и быть понятым определенным образом, и поощрять ложные предположения отправителя. Так, чтобы предотвратить ложные предположения, менеджер по контролю качества должен сначала проверить, знакомы ли работники с определенными стандартами, прежде чем ругать работников за их несоблюдение.
2. Гнев
Эмоциональное состояние может стать препятствием для общения. Если отправитель зол, когда посылает сообщение, это повлияет на то, как получатель интерпретирует сообщение. Гнев негативно влияет на мышление, разрушает коммуникацию и понимание.
Так, если вы с кем-то горячо спорите, то вы можете разгневаться и сказать обидные вещи, которые вы не имели в виду.
Гнев может повлиять на ваше поведение, потому что ваш разум обрабатывает информацию по-другому. Когда гнев влияет на мышление, вы будете выражать себя нездоровым образом, что негативно скажется на ваших межличностных отношениях. Отправитель может показаться агрессивным и неприступным. Получатель может почувствовать угрозу или страх, в результате чего он может воспринять сообщение по-другому.
3. Гордость
Гордость мешает слушать и воспринимать информацию адекватно. Гордость ‒ это эмоциональный барьер, который влияет на то, как вы воспринимаете других людей. Она мешает вам сосредоточиться на чьих-либо взглядах и мнениях, отличных от ваших собственных.
Так, вы, находясь под влиянием гордости, в девяти из десяти случаев будете доминировать в разговоре, потому что не придаете значения тому, какие слова произносит другой человек. Это мешает вам услышать, что хотят сказать другие, или внести свой вклад в разговор.
4. Беспокойство и тревога
Данный психологический барьер отвлекает ваше внимание от реально важных вещей. Беспокойство и тревога ‒ распространенные эмоции, когда речь идет об общении с другими людьми. Существуют разные типы тревожности, которые влияют на навыки и стиль общения человека. Так, социальная тревога может помешать вам подойти к незнакомым людям на вечеринке. Общая тревожность может привести к тому, что публичное выступление покажется вам тяжелым испытанием.
Хотя у эмоционального барьера в виде беспокойства и тревоги иногда бывает не одно, а несколько лиц одновременно, важно помнить, что эмоциональная реакция может исходить как от говорящего, так и от слушающего. Независимо от того, от кого она исходит, то, как вы на нее реагируете, определяет ваши коммуникативные способности. Иногда наличие плана по управлению эмоциями является хорошим способом вести качественные разговоры с одним или несколькими собеседниками.
5. Отношение и ценности
Отношение ‒ это заранее усвоенная предрасположенность, которая бывает тесно связана с убеждениями и системами ценностей человека. Независимо от того, является ли ваше отношение положительным или отрицательным, оно может влиять на процесс коммуникации как положительно, так и отрицательно. Если одно из ваших убеждений находится под угрозой, вы в девяти из десяти случаев отреагируете эмоционально, вместо того чтобы внимательно выслушать сообщение.
Если отправитель сообщения настроен позитивно, это может убедить получателя реально выполнить просьбу отправителя. Если у отправителя негативное отношение, получатель не будет склонен выполнять условия просьбы.
Реклама
6. Негативное самовосприятие
Негативное самовосприятие в процессе общения может повлиять как на отправителя, так и на получателя, что приводит к нарушению коммуникации. Если у отправителя негативное самовосприятие, он или она не сможет передать сообщение должным образом. Из-за негативного самовосприятия сообщение часто бывает бессильным и лишенным убежденности.
Аналогичным образом, если кто-то на стороне получателя имеет плохое представление о себе или не уверен в себе, он или она может зародить в себе боязливые мысли, считая себя недостаточно умным, чтобы понять сообщение.
7. Страх и оборона
Когда отправитель боится или защищается по поводу сообщения, которое ему необходимо передать получателю, он может зайти слишком далеко в попытке общения и оттолкнуть получателя мелодраматическими жестами и словами. Вместо того чтобы признать ошибку, отправитель может попытаться оправдать свои действия или вообще отказаться признать ошибку, что приведет к дальнейшему недопониманию.
Такое защитное поведение может здорово подорвать доверие отправителя к получателю или получателям. Аналогичным образом, когда получатель испытывает страх, он может не понять, что ему пытаются сказать, в результате чего он перестанет слушать, что приведет к еще большим ошибкам в будущем.
8. Подтекст и умозаключения
Подтекст ‒ это значение, полученное не через конкретные детали, а благодаря умению «читать между строк». Умозаключение ‒ это вывод, сделанный на основе подтекста, а не конкретных деталей. Коммуникатор, который что-то подразумевает, может заставить получателя сделать вывод о значении, отличном от того, которое было задумано. Так, человек, который утверждает, что его работу недооценивают, может подразумевать, что он не получает достаточно положительных отзывов от своего руководителя. Но без конкретных деталей получатель сообщения может сделать вывод, что говорящий считает свою зарплату недостаточно большой. У нас есть веские основания ожидать, что наши умозаключения окажутся верными, но они могут оказаться неверными из-за какой-то непредсказуемой ситуации.
Поскольку умозаключения выходят за рамки фактов при составлении определенных утверждений, то они могут давать неверные сигналы. Мы интерпретируем символы на основе предположений, которые обычно оказываются верными, но существует вероятность, что иногда они могут оказаться неверными. Этот тип умозаключений называется преждевременной оценкой, когда получатель имеет тенденцию судить преждевременно, не понимая системы отсчета. Для защиты от этого психологического барьера отправители всегда должны использовать конкретный язык, а получатели должны уточнять смысл, задавая вопросы.
9. Недоверие, неуверенность и сомнение
Недоверие ‒ это наихудший психологический барьер, который негативно влияет на общение и создает враждебную обстановку. Если два человека не доверяют друг другу, они не поймут сообщение, переданное другим человеком, и потратят свои усилия на поиск недостатков, игнорируя важность сообщения. Для эффективного общения обе стороны не должны иметь проблем с доверием и должны верить друг в друга.
Если человек сомневается или не уверен в каком-либо факте, он не может принять логическое решение. Неуверенность и сомнения ‒ распространенные психологические барьеры, и необходимо научиться правильно ими управлять для эффективной коммуникации и принятия решений.
10. Абстрагирование
Мы используем язык для передачи нашего опыта и чувств, но мы с меньшей вероятностью передадим все детали из-за тенденции фокусировать наше внимание только на некоторых деталях. Когда мы готовим деловой отчет о наших наблюдениях за различными событиями на рынке, мы абстрагируем отобранную информацию и представляем только ту, которая имеет отношение к делу.
Наблюдения не будут совершенными, поэтому и коммуникация будет несовершенной, потому что наш опыт в отношении события не является полным. Когда мы пытаемся преобразовать наш опыт и наблюдения в слова, мы еще больше абстрагируем их, используя отобранные слова, которые подразумевают отказ от деталей. Так, если мы попытаемся полностью описать такой простой предмет, как ботинок, нам потребуется несколько томов, которых все равно будет недостаточно для описания предмета.
Реклама
11. Закрытость мышления, излишняя самоуверенность и апатия
Люди иногда не готовы получать новую информацию о предмете, о котором, как они полагают, знают все. У таких людей разум закрыт для новых идей, фактов и предложений. Когда человек находится в таком состоянии духа, он рискует проявить излишнюю самоуверенность. Так, если сотрудник обращается к своему начальнику с закрытым мышлением с предложениями по улучшению работы подразделения, начальник может ответить: «Я эксперт в этой области. Я занимаюсь этой работой с 1997 года, у меня в голове все ноу-хау. Нет ничего нового, чему мне можно было бы научиться, особенно у новичка!».
Так начальник, обладающий закрытым мышлением и излишней самоуверенностью, полностью отвергает информацию и рекомендации коммуникатора еще до того, как узнает реальные факты. Замкнутость мышления может стать причиной нежелания человека узнавать новые идеи. Эффективнее всего подходить к общению со смирением и желанием учиться, поскольку практически невозможно знать все о какой-либо конкретной области.
Другая крайность ‒ апатичный отправитель или получатель, который создает барьер из-за отсутствия эмоций или интереса к сообщению, которое он отправляет или получает. Апатия приводит к нарушению коммуникации, поскольку мешает эффективному слушанию. Именно по этой причине апатичный оратор плохо передает информацию и может упустить ключевые аспекты.
12. Искажение, фильтрация и редактирование
Когда сообщение «открывается в новом окне» ‒ передается через переводы, интерпретации, объяснения и упрощения, ‒ оно теряет оригинальность и искажается. Точность сообщения теряется, и передача становится несовершенной, поскольку сообщение проходит через фильтры переводов и упрощений. Это происходит из-за манипулирования информацией со стороны отправителя, чтобы она воспринималась получателем как более благоприятная, поскольку отправитель хочет добиться определенных результатов. Такой психологический барьер очень часто используют манипуляторы и сотрудники тех организаций, где акцент делается на статусных различиях и сильных стремлениях к карьерной мобильности. Искажение и редактирование наблюдается и там, где больше вертикальных уровней, поэтому восходящая коммуникация фильтруется.
Основная форма реализации данного эмоционального барьера ‒ «виноградная лоза». Суть этого приема заключается в том, что с каждым повторением сообщение получает свежие дополнения, и становится все более и более искаженным. Именно поэтому очень часто первоначальная информация, особенно устная, переданная по формальным и неформальным каналам, искажается и теряет свой первоначальный смысл. Иногда сохраняется лишь малая часть информации. Принятие письменной коммуникации для важных сообщений может уменьшить искажение и неизбежное непонимание.
13. Неумение слушать
Неумение слушать собеседника часто становится причиной серьезных проблем в общении. Большинство людей плохо слушают из-за различных отвлекающих факторов, эмоций, волнения, безразличия, агрессивности и рассеянного внимания. Одна из основных причин плохого слушания ‒ постоянное обдумывание человеком собственных проблем и забот. Плохому слушателю всегда кажется, что мысли в его голове интереснее, чем то, что говорит оратор.
Если получатели будут слушать отправителя сообщения с достаточным вниманием, то они смогут преодолеть этот психологический барьер и снизить уровень недопонимания.
14. Эмоции
Эмоции ‒ это наши чувства по отношению к окружающему миру. Обычно положительные эмоции, такие как радость, любовь или привязанность, не мешают общению; именно отрицательные эмоции создают барьеры. Эмоционально возбужденный коммуникатор не может правильно организовать свое сообщение. Он выражает свои размытые мысли жестикуляцией и постоянно повторяет одни и те же слова.
Отправитель не понимает, что сообщением, которое он хочет передать, управляют неконтролируемые эмоции, и он неправильно ориентируется, поскольку эмоции заставляют его закрывать глаза на разум. Каждый, кто сталкивается с таким раздраженным человеком, становится жертвой его расфокусированных негативных эмоций. Недоуменное, нервное и возбужденное состояние ума никогда не позволяет нормально общаться.
15. Поспешность и информационная перегрузка
Многие люди делают поспешные выводы, не дослушав сообщение до конца и не рассмотрев все его элементы. Этот психологический барьер свойственен нетерпеливым людям. Он негативно влияет на эффективность общения и не позволяет увидеть цельную «картинку».
Когда количество информации, с которой нам приходится работать, превышает наши возможности по её обработке, возникает информационная перегрузка. Из-за этого психологического барьера коммуникатор может искажать, игнорировать, пропускать или забывать важную информацию. Так происходит потеря информации и снижение эффективности общения.
✔ Несколько примеров психологических барьеров в общении на рабочем местеХорошая коммуникация ‒ это краеугольный камень успешной организации. Именно качественная коммуникация сплачивает команды и ускоряет рост проекта, помогает установить доверительные связи и контакты с разными людьми из разных слоев общества. Но эффективная коммуникация включает в себя не только хорошие вербальные навыки, но и невербальные сигналы, такие как язык тела. Так, простое пожатие плечами на деловой конференции может передать множество значений. Очень важно совершенствовать свои навыки общения в профессиональной среде, если вы хотите продемонстрировать уверенность и надежность.
Существуют разные типы эмоциональных барьеров, и вот несколько повседневных примеров психологических барьеров в общении на работе и то, как они могут повлиять на вас.
1. Гнев
Гнев ‒ очень опасный психологический барьер в деловом общении. Он разрушает коммуникацию и понимание. Рассерженный человек ответит неправильно, а получатель почувствует угрозу. На работе иногда возникают ситуации, когда вы ссоритесь с коллегой, потому что у вас разные взгляды на один проект.
Может возникнуть конфликт, и гнев может лишить вас возможности логически обрабатывать информацию. Вы можете потерять из виду конечную цель проекта и отвергнуть решения или объяснения, которые будут полезны для успеха проекта.
2. Гордость
Работа в команде и сотрудничество требуют, чтобы вы не только слушали других, но и позволяли им свободно выражать свои мысли. Гордость может помешать вам обращать внимание на других, поскольку вы будете сосредотачивать внимание только на своих мыслях, мнениях и перспективах.
Бывают случаи, когда вы отвергаете чужие идеи, не выслушав их. Этот эмоциональный барьер является предостережением для менеджеров и руководителей команд.
3. Беспокойство
Беспокойство, один из самых распространенных видов эмоциональных барьеров, проявляется на работе в самых разных формах. Будь то нервозность в первый день или важная встреча с клиентом, данный психологический барьер может негативно повлиять на вашу уверенность и креативность.
Из-за беспокойства вы можете создать эхо-камеру и повторять то, что произносят другие, потому что боитесь высказать свое мнение. Особо мнительные люди могут просто отказаться говорить.
психологических барьеров: определение, значение и виды