Теоретические основы
Тест «Несуществующее животное»
Автор: Майя Захаровна Дукаревич.
Литература: Психологические тесты для психологов, педагогов, кадровиков/ сост.Н.Ф.Гребень.- Минск: Современная школа, 2011.-283с.
Контингент испытуемых: для обследования различных групп испытуемых.
Описание методики
Проективная методика исследования личности; предложена М.3. Друкаревич.
Испытуемому предлагают придумать и нарисовать несуществующее животное, а также дать ему ранее не существовавшее имя. Из имеющейся литературы видно, что процедура обследования не стандартизована (используются разных размеров листы бумаги для рисования, в одних случаях рисунок выполняется цветными карандашами, в других — одним цветом и т. д.). Общепринятой системы оценки рисунка не существует. Теоретические посылки, положенные в основу создания методики, совпадают с таковыми у прочих проективных методик. Как и многие другие рисуночные тесты, тест направлен на диагностику личностных особенностей, иногда ее творческих потенций.
Это одна из наиболее популярных рисуночных методик. Она широко используется отечественными психологами при обследовании детей и взрослых, больных и здоровых чаще всего в качестве ориентирующей методики, т. е. такой, данные которой позволяют выдвинуть некоторые гипотезы об особенностях личности.
Метод исследования личности с помощью проективного теста «Несуществующее животное» построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование моторики (в частности, моторики рисующей доминантной правой руки, зафиксированной в виде графического следа движения, рисунка) По И. М. Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально — «Всякая мысль заканчивается движением»).
Если реальное движение, интенция по какой-то причине не осуществляется, то в соответствующих группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного движения (на представление — мысль). Так например, образы и мысли-представления, вызывающие страх, стимулируют напряжение в группах ножной мускулатуры и в мышцах рук, что оказалось бы необходимым в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук — ударить, заслониться. Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, наклон, выпрямление, подъем, падение. При выполнении рисунка лист бумаги (либо полотно картины) представляет собой модель пространства и, кроме состояния мышц, фиксирует отношение к пространству, т.е. возникающую тенденцию.
Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом: настоящим, прошлым, будущим. Связано оно также с действенностью или идеально-мыслительным планом работы психики. Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с прошлым периодом и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением, планированием и его осуществлением). Правая сторона, пространство спереди и вверху связаны с будущим периодом и действенностью.
Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические нормы оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.
Процедура проведения: Предлагается лист А4, толщина средняя, простой карандаш, 6 цветных, ластик, точилка.
Инструкция: «Придумайте и нарисуйте животное, которое не существует, его не существовало раньше ни в кино, ни в мультфильмах, ни в сказках, ни в компьютерных играх и назови несуществующим названием».
Психолог отмечает все реакции:
— вербальные;
— невербальные;
— стирания и к чему они приводят;
— порядок рисования объектов, наличие пауз.
По окончанию рисования ему предлагают придумать название и ответить на вопросы: (уточнение рисунка, беседа: где живет, с кем, чем питается, какое оно по характеру, настроение у него, что любит, а что нет, есть ли друзья, враги, как с ними борется, чего боится).
Представь себе, что оно встретило волшебника, который может исполнить три желания и что оно загадает.
Анализ данных проводится путем интерпритации рисунка и особенности рассказа.
Признаки агрессии на рисунке:
— острые импульсивные линии, сильный нажим;
— общий характер агрессивный, нападающий;
— наличие агрессивных приспособлений (когти, шипы, иглы, пластины и т.д.)
— вербальная агрессия (жало, пасть, зубы, изрыгает огонь)
Иногда животное снабжено агрессивными приспособлениями, но характер использования будет указывать не на агрессию, а на страх агрессии. Распознать это поможет интерпритация беседы. Если ребенок говорит, что это нужно чтобы защищаться, обороны и т. д., то можно говорить о страхе агрессии.
Признаки агрессии в рассказе:
— злой характер;
— питается животными, людьми;
— очевидные указания на агрессию (рушить, ломать, убивает, поедает), причем, если признаки агрессии не наблюдаются в поведении, а в рисунке, рассказе они не выявлены – это агрессия подавляемая;
— удаленное место жительства;
— одиночество животного.
Предмет диагностики: личность человека, его страхи, используется также для выявления потенциальных проблем личности.
Операционный статус: данный тест относится к обширной категории проективных тестов, имеет корни в основном в психоанализе (Фрейд и др.).
Психометрические показатели: Данное исследование было проведено с 13 октября по 21 октября 2005 года. В исследовании участвовали студенты 4-го курса очно – заочной формы обучения Самарской Гуманитарной Академии и студенты 4-го курса очного отделения Самарского Государственного Аэрокосмического Университета.
а) Постановка гипотезы;
б) Выбор испытуемых;
в) Тестирование испытуемых с помощью проективной методики «Несуще-ствующее животное» и проверка ее психометрических показателей (валид-ность) с помощью личностного опросника Р. Кеттелла
г) Обработка полученных данных;
д) Написание групповых психологических портретов по каждой группе ис-пытуемых;
е) Качественная характеристика и сравнительный анализ групп;
ж) Подтверждение либо опровержение поставленной эмпирической гипоте-зы.
Выборка испытуемых состоит из 20-ти человек. В первую группу входят 10 студентов гуманитарной академии, среди которых 1 мальчик и 9 девочек; во вторую группу – 10 студентов технического университета из которых, 7 мальчиков и 3 девочки. Средний возраст испытуемых – 23 года
Гипотеза: Студенты технических ВУЗов являются более конформными по сравнению со студентами гуманитарных ВУЗов.
В ходе исследования были использованы две методики:
1. Проективный тест «Несуществующее животное», являющийся одним из самых показательных графических проективных методов. Предоставляя испытуемому безграничные возможности самовыражения, он обеспечивает полную реализацию механизмов проекции. Задание обычно рассматривается испытуемым как процедура исследования воображения. Тем самым значительно смягчается действие механизмов психологической защиты. Для проведения теста требуется стандартный лист белой бумаги формата А4 и карандаш – твёрдый или твёрдо-мягкий. Использование ручки, фломастера или мягкого карандаша допустимо, но нежелательно, поскольку в этом случае невозможно учесть такой важный диагностический показатель, как нажим. В инструкции испытуемому предлагается нарисовать несуществующее животное и назвать его несуществующим именем. Затем полученные результаты интерпретируются, и составляется психологический портрет испытуемого.
2. Для проверки валидности методики «Несуществующее животное» был использован Личностный опросник Р. Кеттелла (шкала Q2) , где испытуемому необходимо ответить на 187 вопросов, каждый из которых содержит 3 варианта ответов. Ответы заносятся в ответный лист, который затем совмещается с ключом. Подсчитываются количественные значения каждого фактора, в результате чего получаются сырые баллы. Сырые баллы переводятся в стэны. Для составления психологического портрета интерпретируются те факторы, по которым получены самые высокие и низкие значения.
Ход исследования: тестирование проходило в октябре 2005 года среди студентов 4-го курса двух различных ВУЗов. На выполнение заданий теста Р. Кеттелла отводилось 50 мин; методика «Несуществующее животное» была выполнена за 20 минут.
Исследование имеет 2 направления: 1- подтверждение или опровержение поставленной эмпирической гипотезы. 2- проверка психометрических показателей методики «Несуществующее животное», к этим показателям относится конвергентная валидность. Конвергентная валидность — это характеристика меры связи между данной аналогичной, уже проверенной методикой. Она указывает на то, что данная методика измеряет тоже психологическое качество что и эталонная. В качестве эталонной методики для проверки валидности конформности был использован опросник Кеттелла (шкала Q2). Сравнительный анализ по этим методикам был проведен с помощью коэффициента корреляции Пирсона.
Коэффициент корреляции составил 0,559651
Для выборки состоящий из 20 человек по 1% уровню коэффициент корреляции значим. Следовательно, можно полагать, что методика «Несуществующее животное» является валидной.
Практические задачи: консультационная и корреляционная деятель-ность.
Компетентность исполнителя: тест широко используется среди разных групп населения.
Комплектность и состав методики: Для проведения этого теста человеку дают чистый белый лист писчей бумаги (формата А4 или близкого к нему) и простой не жесткий карандаш. Бумага не должна иметь разлиновки, водяных знаков и т. п. Затем ему предлагают нарисовать несуществующее животное и дать ему несуществующее название. Следует подчеркнуть, что качество рисунка не влияет на результат теста, поэтому не умеющим рисовать не следует пугаться, а профессиональным художникам не рекомендуется увлекаться техникой рисования, но лучше следовать собственному порыву (стандартный «техничный» рисунок отражает скорее художественную школу, чем какие-либо свойства личности).
Выполнение рисунка на меньшем или большем листе, а также ручкой за-трудняет интерпретацию, часть информации может быть утеряна. Время вы-полнения специально не ограничивается, но человека просят рисовать сразу, не задумываясь. Обычно рисунок выполняется за несколько минут. Если человек рисует очень долго, исправляет нарисованное, нужно обратить внимание, какая часть фигуры вызвала затруднения и, если прошло больше 15 минут, а человек явно «застрял» на какой-то части рисунка или на доведении его до совершенства, рисование следует прекратить. Желательно заметить порядок рисования. Нормально, если рисунок выполняется сверху вниз и слева направо или от головы к хвосту и лапам. Если порядок иной, можно предположить, что часть, нарисованная первой, привлекает особое внимание человека, а часть, нарисованная последней, символизирует сферу внутреннего конфликта, беспокойства. Символическое значение частей фигуры создаваемого животного будет описано ниже, поскольку тест является проективным, психологическая интерпретация нарисованного исходит из того, что каждый рисунок – своеобразный автопортрет. Понимание символического значения частей фигуры и особенностей рисования восходит к психоанализу, но за многие годы использования теста подвергалось многократной экспериментальной проверке.
Здесь мы сначала приведем правила интерпретации рисунка. Следует учитывать, что данный тест создан специально для выявления потенциальных проблем личности (и дальнейшего сопоставления их с реальностью, чтобы понять, на какие именно из разложенных внутри граблей человек уже наступил, а на какие скоро наступит, если не предупредить). Поэтому описываемые многочисленные проблемы следует воспринимать именно как предупреждения, если только при чтении интерпретации теста человек сразу же не узнает их, как старых знакомых. К сожалению, при чтении слишком «профессиональных» интерпретаций подобных тестов может сложиться мнение об абсолютно любом человеке как о клубке проблем. Постарайтесь избежать этой ошибки.
Тест для детей. Несуществующее животное
Tweet
Если Вы заметили, что у ребенка не складываются отношения со сверстниками, он плохо ведет себя в коллективе, можно проверить, насколько серьезны Ваши опасения с помощью теста для детей под названием «Рисунок несуществующего животного».
Всем известно, что ребенок, рисуя, переносит на бумагу свой внутренний мир. Поэтому рисунок может рассказать о многом: настроении малыша, характере, склонностях, проблемах с окружающим миром.
Как провести тест «Рисунок несуществующего животного»?Нужно взять лист светлой бумаги (белой либо кремовой) и простой карандаш, только средней твердости.
Задание для ребенка: придумать и нарисовать несуществующее животное, а затем, назвать его несуществующим именем.
Расскажите малышу, что животное должно быть придуманное, он должен создать такое существо, которое до этого никто не рисовал и не показывал.
После того, как малыш закончит рисовать, спросите его, какого пола животное, возраста, какие его размеры. Если малыш нарисовал необычные части тела, расспросите их предназначение.
Уточните, есть ли у него семья, и в каких он отношениях с ее членами. А также, какой у него характер, чего он боится и что любит, есть ли у него друзья?
Обратите внимание, что ребенок неосознанно идентифицирует себя с животным, которое он нарисовал. Он переносит на это существо свою роль в обществе и свои качества.
Очень часто дети от лица нарисованного существа рассказывают о своих проблемах.
Давайте попробуем разобраться с ними, расшифровав рисунок.
Итак, тест для детей «Несуществующее животное», на что стоит обращать внимание?1. Расположение рисунка на листе
В идеале рисунок должен находиться в середине листа либо чуть выше и правее. Если кроха нарисовал животное ближе к верху, это может свидетельствовать о высокой самооценке, которую он не может реализовать в обществе. Причем, чем выше располагается на листе картинка, тем больше ребенка волнует вопрос неудовлетворенности. Он считает, что его недооценивают.
Чем ниже располагается рисунок на листе, тем ниже самооценка карапуза. Он неуверен в себе, нерешителен.
Если рисунок сдвинут вправо, то ребенок склонен к экстраверсии, если влево – интроверсии.
2. Голова
Это очень важная часть рисунка. Если голова повернута вправо, ребенок активный и целеустремленный. Хотя родители эти качества могут оценивать, как упрямство.
Если голова повернута влево, малыш любит размышлять и фантазировать.
Если голова крупнее по размеру, чем все тело, для ребенка важны интеллектуальные качества в себе и окружающих.
Если изображение с головой в анфас, это может свидетельствовать о бесконтрольности поведения, присутствии эгоцентризма.
3. Глаза
Если у животного большие, крупные глаза, которые сильно выделяются на рисунке, это означает, что малыша мучают страхи.
Если ребенок красиво прорисовывает все элементы глаз – ресницы, брови, то он признает свою привлекательность.
Если малыш рисует язык, ему не хватает общения.
Открытый рот свидетельствует о недоверии и опасениям со стороны крохи.
4. Уши
Если ребенок нарисовал животному уши, для него важна информация окружающих о нем. Чем больше на картинке ушей, тем важнее для крохи мнение окружающих о нем.
5. Рога, когти, щетина
Если на рисунке есть рога, когти и щетина – это свидетельствует об агрессии. Она может быть спонтанной, скрытой, защитно-ответной.
6. Перья
Этот элемент свидетельствует о стремлении ребенка к самоутверждению.
7. Шерсть, грива
Это символы чувствительности.
8. Лапы, ноги и т. п.
Эти элементы нужно оценивать, соизмеряя с размером всей фигуры. Если они большие, ребенок обладает рациональностью, он способен принимать обдуманные решения.
Маленькие лапки свидетельствуют об импульсивности и поверхности суждений.
9. Крылья, щупальца
Это дополнительные элементы и лучше спросить ребенка, что они означают.
Декоративные части свидетельствуют чаще всего о стремлении малыша обратить на себя внимание.
10. Хвост
Это элемент, который отражает самооценку малыша.
Если хвост опущен вниз, ребенок недоволен собой, если приподнят вверх, у него положительная самооценка.
Несколько хвостов либо разветвление свидетельствует о противоречивости.
11. Контуры рисунка
Обратите внимание, нет ли на рисунке выступов, типа шипов, наростов и т. п. Подобные детали отображают особенности психологической защиты ребенка.
12. Линии
Если рисунок нарисован тонкими, слабыми, не яркими линиями, ребенок склонен к повышенной утомляемости, нарушениям сна.
Жирные линии свойственны тревожным детям. Обратите внимание на детали, которые нарисованы с особым нажимом, они помогут разобраться в том, что именно тревожит карапуза.
13. Название животного
Если в названии использовано рациональное содержимое, ребенок имеет рациональный склад ума.
Если книжно-научное сочетание, ребенок стремиться подчеркнуть свою эрудицию.
Бессмысленное сочетание слов свидетельствует о легкомысленном отношении к окружающему миру.
Иронично-юмористичное название свидетельствует об иронично-снисходительном отношении к действительности.
Чрезмерно длинное название свидетельствует о склонности к фантазированию.
Проанализировав детали рисунка несуществующего животного, выпишите их и рассмотрите в целом. Вы увидите психологический портрет малыша. Но, обратите внимание на то, что один тест не способен полностью раскрыть внутренний мир ребенка, его интересы и переживания. Для полного анализа нужно пройти несколько тестов.
Ограничения испытаний на животных — Humane Society International
jxfzsy/iStock.comНеважно, живете ли вы в городе, пригороде или на ферме, и неважно, работаете ли вы в офисе, на заводе , или дома, или вообще не работаете. Вы будете вступать в контакт с большим количеством синтетических химикатов каждый день, начиная с зубной пасты (даже вашей «натуральной» зубной пасты) и шампуня, и так далее. Синтетические или созданные человеком химические вещества, наряду со всеми природными химическими веществами, являются просто фактом современной жизни. Чтобы убедиться, что эти химические вещества используются безопасно, тестирование на токсичность также является фактом современной жизни.
К сожалению, действующая система тестирования на токсичность имеет серьезные проблемы. Некоторые из этих проблем могут не вызывать удивления, например, тот факт, что тестирование на токсичность чрезвычайно дорого или что оно поднимает сложные моральные и этические проблемы, поскольку оно наносит вред или убивает многих животных. Но некоторые трудности менее очевидны. Как этот: нынешний подход к тестированию на токсичность работает не так, как хотелось бы ученым.
Тесты на животных часто пропускают наиболее важные признаки токсичности у человека
Когда ученые изучают химическое вещество, они часто пытаются выяснить, безопасно ли для человека подвергаться воздействию очень небольшого количества этого вещества в течение многих лет. В конце концов, вы же не съедаете тюбик зубной пасты каждое утро и вечер; вы используете только мазок, и когда вы закончите, вы выплевываете его. Точно так же вы не едите химикаты, используемые для изготовления пластиковых контейнеров для пищевых продуктов, но вы заботитесь о безопасности этих химикатов, потому что небольшое их количество может попасть в ваши остатки пищи. Другими словами, ученые часто пытаются ответить на вопросы о безопасности длительного воздействия низких концентраций вещества, но невозможно изучить эти долгосрочные эффекты на животных, поскольку большинство из них не живут так долго. и токсические эффекты обычно редки. Чтобы попытаться увидеть эти токсические эффекты, ученые подвергают животных воздействию гораздо более высоких доз химических веществ, чем люди когда-либо испытывали — максимальная доза в экспериментах обычно должна иметь некоторые признаки передозировки. Кроме того, ученые хотели бы получить информацию гораздо быстрее, чем естественная жизнь животного!
На самом деле, исследователи могут использовать концентрации химического вещества, которые в тысячи раз превышают те, которые могут возникнуть при типичном воздействии в реальных условиях. Проблема в том, что этот подход не заставляет проблемы обнаруживаться в тысячи раз быстрее. Это приводит к появлению различных проблем. Это все равно, что бросить крысу в чан с бензином, а затем сделать вывод, что бензин вызывает утопление. Крыса умирает от других причин до . Тесты могут показать неврологическое повреждение, которое может быть вызвано длительным воздействием низких доз бензина. Все, что мы можем узнать из экспериментов с высокими дозами, это то, что может произойти в случае передозировки.
Животные — это не просто маленькие люди
Еще одна проблема с испытаниями на животных заключается в том, что они предполагают, что люди — это просто гигантские крысы, мыши, кролики или другие экспериментальные животные. Конечно, есть некоторые ключевые сходства в базовой биологии, клетках и системах органов, но есть и различия, и эти различия могут иметь большое… ну… различие !
Четыре основных фактора помогают определить, как химическое воздействие повлияет на животное: как a поглощается химическое вещество, d распределяется по всему телу, m метаболизируется, а e ограничивается. Эти процессы ADME могут сильно различаться от вида к виду, и это может привести к критическим различиям в эффектах химического воздействия между видами. Исследователи пытаются использовать животных, которые очень похожи на людей, таким образом, чтобы это имело значение для тестируемого химического вещества. Например, если их беспокоит потенциальное влияние на сердце, они могут выбрать собаку или свинью, потому что кровеносная система этих животных больше похожа на человеческую, чем у других животных. Если их беспокоит нервная система, они могут использовать кошек или обезьян. Но даже при относительно хорошем совпадении различия между видами могут затруднить перевод результатов на животных в риск для человека, особенно потому, что небольшие различия в биологии могут иметь большое влияние на процессы ADME.
Например, кожа крыс, мышей и кроликов быстро впитывает химические вещества — намного быстрее, чем кожа человека. Так что тесты с использованием этих животных могут переоценить опасность химических веществ, впитывающихся через кожу. Даже что-то вроде того, сколько слизи животное производит для выравнивания своего желудка, может повлиять на то, насколько и как быстро химическое вещество всасывается в кровоток.
На практике попытки исследователей найти подходящую замену животному часто терпят неудачу. Просто взгляните на данные из мира медицины — единственного места, где для сравнения имеется обилие информации о людях. По данным Управления по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США, более 90% многообещающих новых соединений терпят неудачу при испытании на людях либо потому, что они не работают, либо потому, что вызывают слишком много побочных эффектов, но каждая из этих неудач хорошо зарекомендовала себя в многочисленных испытаниях на животных, обычно на нескольких разных видах. И все слышали о лекарствах, которые разбиваются и горят после того, как попадут в аптеки и кухонные шкафы. Лекарство от артрита Vioxx, лекарство для похудения фенфлурамин («Фен» в «Фен-Фен») и лекарство от аллергии Seldane были изъяты с рынка после многочисленных сообщений о побочных эффектах со стороны сердечно-сосудистой системы, таких как сердечный приступ, инсульт, аритмия, болезни сердца. Испытания на животных дали этим лекарствам полную чистоту.
Тесты на животных требуют много времени и денег, что ограничивает количество химических веществ, которые можно тестировать.
Тесты на животных требуют много времени и денег. Например, для завершения всех исследований на животных, необходимых для регистрации одного единственного пестицида в Агентстве по охране окружающей среды США, требуется около десяти лет и 3 000 000 долларов. И тесты на этот единственный ингредиент пестицида убьют до 10 000 животных — мышей, крыс, кроликов, морских свинок и даже собак. Теперь учтите, что десятки тысяч химикатов выстраиваются в очередь для испытаний на безопасность в странах по всему миру, а новые законы в некоторых странах потребуют более тщательного тестирования как старых, так и новых химикатов. Например, правила регистрации, оценки, авторизации и ограничения химических веществ (REACH) в Европе потребуют испытаний на животных всех новых и существующих химических веществ, производимых или импортируемых в ЕС в больших объемах. На оценку каждого химического вещества могут уйти миллионы долларов, много лет на проведение экспериментов и тысячи жизней животных. Когда вы занимаетесь математикой, тесты на животных просто не приносят «центов»!
Высокая стоимость испытаний на животных также означает, что компании теряют много денег и времени, когда тесты не позволяют точно предсказать реакцию людей. Как мы упоминали выше, это происходит гораздо чаще, чем вы думаете: менее 10% потенциальных новых лекарств проходят испытания на людях. Согласно статье в журнале Forbes, фармацевтические компании тратят в среднем четыре миллиарда долларов на разработку нового лекарства. Когда лекарство терпит неудачу в конце игры, это миллиарды потерянных долларов.
Возражения против тестирования на животных
Несмотря на то, что многие отрасли продолжают полагаться на тесты на рахитичных животных, другие сталкиваются с новыми законами, запрещающими тестирование определенных видов продуктов на животных. В Европейском союзе Индия, Израиль, Сан-Паулу, Бразилия, Южная Корея, Новая Зеландия и Турция ввели полное или частичное тестирование на животных и/или ограничения на продажу косметики. Великобритания пошла еще дальше и запретила тестирование бытовых химикатов (например, чистящих средств и средств для стирки, освежителей воздуха) на животных. И все больше стран, вероятно, примут эти запреты, поскольку все больше и больше людей возражают против химических испытаний на животных.
Потенциальные применения оценок личности для управления приматами, кроме человека: обзор 10-летнего исследования
Adams, King & Weiss (2012) Adams MJ, King JE, Weiss A. Большинство генетических вариаций личности орангутана а субъективное благополучие неаддитивно. Генетика поведения. 2012;42(4):675–686. [PubMed] [Google Scholar]
Altschul et al. (2018) Альтшул Д. М., Хопкинс В. Д., Херрелко Э. С., Иноуэ-Мураяма М., Мацузава Т., Кинг Дж. Э., Росс С. Р., Вайс А. Связь личности с продолжительностью жизни у шимпанзе. электронная жизнь. 2018;7:e33781. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Altschul, Terrace & Weiss (2016) Altschul DM, Terrace HS, Weiss A. Серийное познание и личность макак. Поведение животных и познание. 2016;3(1):46–64. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Altschul et al. (2017) Альтшул Д.М., Уоллес Э.К., Зоннвебер Р., Томонага М., Вайс А. Интеллект шимпанзе: личность, производительность и мотивация при выполнении задач с сенсорным экраном. Открытая наука Королевского общества. 2017;4(5):170169. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Бейкер, Леа и Мелфи (2015) Бейкер К.Р., Леа СЭГ, Мелфи В.А. Сравнительная оценка личности трех видов приматов, содержащихся в неволе: Macaca nigra , Macaca sylvanus и Saimiri sciureus . Международный журнал приматологии. 2015;36(3):625–646. [Google Scholar]
Берг и др. (2014) Берг В., Луммаа В., Лахденпера М., Роткирх А., Йокела М. Личность и долгосрочный репродуктивный успех, измеряемый количеством внуков. Эволюция и поведение человека. 2014;35(6):533–539. [Google Scholar]
Блащик (2017) Блащик МБ. Смелость по отношению к новым объектам предсказывает осмотр хищников у диких верветок. Поведение животных. 2017; 123:91–100. [Google Scholar]
Brando & Buchanan-Smith (2018) Brando S, Buchanan-Smith HM. Круглосуточный подход к обеспечению оптимального благополучия диких животных в неволе. Поведенческие процессы. 2018; 156:83–95. [PubMed] [Google Scholar]
Brandão et al. (2019) Брандао А., Коста Р., Родригес Э., Висенте Л. Использование наблюдений за поведением для изучения личности в группе обезьян-капуцинов ( Cebus apella ) в неволе. Поведение. 2019;156(3–4):203–243. [Google Scholar]
Бремнер-Харрисон, Продол и Элвуд (2004) Бремнер-Харрисон С., Продол П.А., Элвуд Р.В. Оценка поведенческих признаков как критерий выпуска: смелость предсказывает раннюю смерть в рамках программы реинтродукции выращенных в неволе стрижей ( Vulpes velox ) по охране животных. 2004;7(3):313–320. [Google Scholar]
Campbell & Fiske (1959) Campbell DT, Fiske DW. Конвергентная и дискриминантная проверка по матрице мультипризнаков-мультиметодов. Психологический вестник. 1959;56(2):81–105. [PubMed] [Google Scholar]
Canteloup, Hoppitt & van de Waal (2020) Canteloup C, Hoppitt W, van de Waal E. Дикие приматы копируют особей более высокого ранга в эксперименте по социальной передаче. Связь с природой. 2020;11(1):459. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Capitanio et al. (2017) Капитанио Дж. П., Блозис С. А., Снарр Дж., Стюард А., МакКован Б. Дж. «Рычаги одного полета собираются вместе» или «противоположности притягиваются»? Поведенческие реакции и темперамент предсказывают успех спаривания макак-резусов в лабораторных условиях. Американский журнал приматологии. 2017;79(1): e22464 [бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Capitanio et al. (2005) Capitanio JP, Mendoza SP, Mason WA, Maninger N. Среда воспитания и регуляция гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы у молодых макак-резусов ( Macaca mulatta ) Психобиология развития. 2005;46(4):318–330. [PubMed] [Google Scholar]
Carlstead, Mellen & Kleiman (1999) Carlstead K, Mellen J, Kleiman DG. Черный носорог ( Diceros bicornis ) в зоопарках США: I. Профили индивидуального поведения и их связь с успехом размножения. Зообиология. 1999;18(1):17–34. [Google Scholar]
Картер и др. (2012) Картер А.Дж., Маршалл Х.Х., Хейнсон Р., Коулишоу Г. Как не измерять смелость: новые реакции объекта и антихищника у диких бабуинов неодинаковы. Поведение животных. 2012;84(3):603–609. [Google Scholar]
Картер и др. (2014) Картер А.Дж., Маршалл Х.Х., Хейнсон Р., Коулишоу Г. Личность предсказывает склонность к социальному обучению у диких приматов. Пир Дж. 2014;2:e283. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Коулман (2012) Коулман К. Индивидуальные различия в темпераменте и методах управления поведением нечеловеческих приматов. Прикладная наука о поведении животных. 2012;137(3):106–113. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Costa et al. (2020) Costa T, Nogueira-Filho S, Vleeschouwer K, Oliveira L, Sousa M, Mendl M, Catenacci L, Nogueira S. Индивидуальные поведенческие различия и здоровье златоголовых львиных тамаринов ( Leontopithecus chrysomelas ) Американский журнал приматологии . 2020;82:e23118. [PubMed] [Академия Google]
Cronbach & Meehl (1955) Cronbach LJ, Meehl PE. Построить валидность в психологических тестах. Психологический вестник. 1955; 52 (4): 281–302. [PubMed] [Google Scholar]
Dammhahn & Almeling (2012) Dammhahn M, Almeling L. Является ли риск во время поиска пищи чертой личности? Полевой тест на кросс-контекстную согласованность жирности. Поведение животных. 2012;84(5):1131–1139. [Google Scholar]
Dochtermann, Schwab & Sih (2015) Dochtermann NA, Schwab T, Sih A. Вклад аддитивной генетической изменчивости в личностные вариации: наследуемость личности. Труды Королевского общества B: Биологические науки. 2015;282(1798):20142201. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Ebenau et al. (2019a) Эбенау А., фон Борелл С., Пенке Л., Остнер Дж., Шюльке О. Гомофия личности влияет на социальные связи самцов у диких ассамских макак, Macaca assamensis’ Поведение животных. 2019а; 155:21–35. [Google Scholar]
Ebenau et al. (2019b) Эбенау А., Фон Борелл С., Пенке Л., Остнер Дж., Шюльке О. Интегративная оценка личности диких ассамских макак ( Macaca assamensis ) Журнал сравнительной психологии. 2019б; 134(1):27–41. [PubMed] [Google Scholar]
Eckardt et al. (2015) Эккардт В., Стеклис Х.Д., Стеклис Н.Г., Флетчер А.В., Стойнски Т.С., Вайс А. Индивидуальные параметры и их поведенческие корреляты у диких горных горилл Вирунга ( Gorilla beringei beringei) Журнал сравнительной психологии. 2015;129(1):26–41. [PubMed] [Google Scholar]
Айзенк (1997) Айзенк Х. Измерения личности. Первое издание. Нью-Брансуик, Нью-Джерси: Transaction Publishers; 1997. [Google Академия]
Fernandez & Timberlake (2008) Fernandez EJ, Timberlake W. Взаимная выгода от сотрудничества в исследованиях между зоопарками и академическими учреждениями. Зообиология. 2008;27(6):470–487. [PubMed] [Google Scholar]
Fernández-Lázaro et al. (2019) Фернандес-Ласаро Г., Латорре Р., Алонсо-Гарсия Э., Барха Нуньес И. Благополучие нечеловеческих приматов: может ли быть связь между личностью, латерализацией и физиологическими показателями? Поведенческие процессы. 2019;166:103897. [PubMed] [Академия Google]
Феррейра и др. (2018) Ferreira VHB, Silva CPCD, Fonseca EDP, Chagas ACCSD, Pinheiro LGM, Almeida RND, Sousa MBCde, Silva HPAD, Galvão-Coelho NL, Ferreira RG. Гормональные корреляты поведенческих профилей и стратегий выживания у содержащихся в неволе обезьян-капуцинов ( Sapajus libidinosus ) Прикладная наука о поведении животных. 2018;207:108–115. [Google Scholar]
Franks et al. (2013) Фрэнкс Б., Рейсс Д., Коул П., Фридрих В., Томпсон Н., Хиггинс ET. Предсказание того, как люди приближаются к обогащению: фокус регулирования у хлопчатобумажных тамаринов (9).0011 Сангвинус Эдип ) Зообиология. 2013;32(4):427–435. [PubMed] [Google Scholar]
Freeman et al. (2013) Фримен Х.Д., Броснан С.Ф., Хоппер Л.М., Ламбет С.П., Шапиро С.Дж., Гослинг С.Д. Разработка комплексного и сравнительного вопросника для измерения личности шимпанзе с использованием одновременного дизайна «сверху вниз» и «снизу вверх». Американский журнал приматологии. 2013;75(10):1042–1053. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Freeman & Gosling (2010) Freeman HD, Gosling SD. Личность нечеловеческих приматов: обзор и оценка прошлых исследований. Американский журнал приматологии. 2010;72(8):653–671. [PubMed] [Академия Google]
Гарай и др. (2016) Гарай С., Вайс А., Арно С., Фуруичи Т. Личность диких бонобо ( Pan paniscus ) Американский журнал приматологии. 2016;78(11):1178–1189. [PubMed] [Google Scholar]
Gartner & Powell (2012) Gartner CM, Powell D. Оценка личности снежных барсов ( Uncia uncia ) Зообиология. 2012;31(2):151–165. [PubMed] [Google Scholar]
Gartner & Weiss (2018) Gartner MC, Weiss A. Изучение личности приматов в зоопарках: последствия для управления, благополучия и сохранения человекообразных обезьян. Международный ежегодник зоопарков. 2018;52(1):79–91. [Google Scholar]
Gottlieb, Capitanio & McCowan (2013) Gottlieb DH, Capitanio JP, McCowan B. Факторы риска стереотипного поведения и самокусания у макак-резусов ( Macaca mulatta ): история животного, текущая среда и личность . Американский журнал приматологии. 2013;75(10):995–1008. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Gottlieb et al. (2018) Готлиб Д. Х., Дель Россо Л., Шейхи Ф., Готлиб А., МакКован Б., Капитанио Дж. П. Личность, стрессоры окружающей среды и диарея у макак-резусов: интеракционистская точка зрения. Американский журнал приматологии. 2018;80(12):e22908. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Grampp et al. (2019) Grampp M, Sueur C, van de Waal E, Botting J. Предубеждения социального внимания у молодых диких верветок: последствия для процессов социализации и социального обучения. Приматы: Журнал приматологии. 2019;60(3):261–275. [PubMed] [Google Scholar]
Herrelko, Vick & Buchanan-Smith (2012) Herrelko ES, Vick SJ, Buchanan-Smith HM. Когнитивные исследования шимпанзе в зоопарке: влияние личности и влияние на благополучие. Американский журнал приматологии. 2012;74(9): 828–840. [PubMed] [Google Scholar]
Higgins (1997) Higgins ET. Помимо удовольствия и боли. Американский психолог. 1997;52(12):1280–1300. [PubMed] [Google Scholar]
Highfill (2008) Highfill L. «Использование оценок личности при разработке обогащения окружающей среды для кустарников Гарнетта (Otolemur garnettii)», Dissertations. 1143. 2008. https://aquila.usm.edu/dissertations/1143/
Highfill et al. (2010) Хайфилл Л., Хэнбери Д., Кристиансен Р., Кучай С., Уотсон С. Рейтинг против кодирования в исследованиях личности животных. Зообиология. 2010;29(4): 509–516. [PubMed] [Google Scholar]
Хоппер, Кронин и Росс (2018) Хоппер Л.М., Кронин К.А., Росс С.Р. Межведомственная оценка краткого личностного опросника для использования с макаками. Зообиология. 2018;37(5):281–289. [PubMed] [Google Scholar]
Hopper et al. (2014) Хоппер Л.М., Прайс С.А., Фримен Х.Д., Ламбет С.П., Шапиро С.Дж., Кендал Р.Л. Влияние личности, возраста, пола и эстрального состояния на успех решения проблем шимпанзе. Познание животных. 2014;17(4):835–847. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Hosey, Melfi & Pankhurst (2013) Hosey G, Melfi V, Pankhurst S. Животные зоопарка: поведение, управление и благополучие. Второе издание. Оксфорд: Издательство Оксфордского университета; 2013. [Google Scholar]
Inoue-Murayama et al. (2018) Inoue-Murayama M, Yokoyama C, Yamanashi Y, Weiss A. Обыкновенная мартышка ( Callithrix jacchus ), личность, субъективное благополучие, уровень кортизола в волосах и генотипы AVPR1a, OPRM1 и DAT. Научные отчеты. 2018;8(1):10255. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Ито (2002) Ито К. Исследование личности приматов, кроме человека: теоретическая формулировка и методы. Приматы. 2002;43(3):249–261. [PubMed] [Google Scholar]
Iwanicki & Lehmann (2015) Iwanicki S, Lehmann J. Оценка поведения и характеристик личности обыкновенных игрунок ( Callithrix jacchus ) Журнал сравнительной психологии (Вашингтон, округ Колумбия: 1983) 2015; 129(3):205–217. [PubMed] [Google Scholar]
Izzo, Bashaw & Campbell (2011) Izzo G, Bashaw M, Campbell J. Обогащение и индивидуальные различия влияют на показатели благополучия беличьих обезьян ( Saimiri sciureus ) Журнал сравнительной психологии. 2011; 125:347–352. [PubMed] [Google Scholar]
Jin et al. (2013) Jin J, Su Y, Tao Y, Guo S, Yu Z. Личность как предиктор общего состояния здоровья у содержащихся в неволе золотых курносых обезьян ( Rhinopithecus roxellana ) Американский журнал приматологии. 2013;75(6):524–533. [PubMed] [Google Scholar]
Jones, Miller & Lynam (2011) Jones SE, Miller JD, Lynam DR. Личность, антиобщественное поведение и агрессия: метааналитический обзор. Журнал уголовного правосудия. 2011;39(4): 329–337. [Google Scholar]
Kendal et al. (2015) Кендал Р., Хоппер Л.М., Уайтэн А., Броснан С.Ф., Ламбет С.П., Шапиро С.Дж., Хоппитт В. Шимпанзе копируют доминирующих и знающих людей: последствия для культурного разнообразия. Эволюция и поведение человека. 2015;36(1):65–72. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
King & Figueredo (1997) King JE, Figueredo AJ. Пятифакторная модель плюс доминантность личности шимпанзе. Журнал исследований личности. 1997;31(2):257–271. [Академия Google]
Kleiman, Thompson & Baer (2012) Kleiman DG, Thompson KV, Baer CK. Дикие млекопитающие в неволе: принципы и методы управления зоопарком. Второе издание. Чикаго: Издательство Чикагского университета; 2012. [Google Scholar]
Konečná et al. (2012) Конечная М., Вайс А., Лгота С., Валлнер Б. Личность берберийских макак ( Macaca sylvanus ): временная стабильность и социальный статус. Журнал исследований личности. 2012;46(5):581–590. [Google Scholar]
Koski (2011) Koski SE. Социальные черты личности у шимпанзе: временная стабильность и структура поведенческих черт личности в трех популяциях, содержащихся в неволе. Поведенческая экология и социобиология. 2011;65(11):2161–2174. [Академия Google]
Коски и др. (2017) Коски С.Е., Бьюкенен-Смит Х.М., Эш Х., Букарт Дж.М., Бугняр Т., Вайс А. Обыкновенные игрунки ( Callithrix jacchus ) личность. Журнал сравнительной психологии. 2017;131(4):326–336. [PubMed] [Google Scholar]
Koski & Burkart (2015) Koski SE, Burkart JM. Обычные мартышки демонстрируют социальную пластичность и сходство личности на групповом уровне. Научные отчеты. 2015;5(1):8878. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Kuhar et al. (2006) Кухар К.В., Стойнски Т.С., Лукас К.Е., Мэйпл Т.Л. Пересмотренный индекс поведения горилл: возраст, жилище и поведение. Прикладная наука о поведении животных. 2006;96(3):315–326. [Google Scholar]
Lehmann, Korstjens & Dunbar (2007) Lehmann J, Korstjens AH, Dunbar RIM. Размер группы, уход и социальная сплоченность у приматов. Поведение животных. 2007;74(6):1617–1629. [Google Scholar]
Lutz & Brown (2018) Lutz CK, Brown TA. Подъезды как обогащение для одиночно содержащихся яванских макак ( Macaca fascicularis ) Журнал Американской ассоциации лабораторных зоотехников: JAALAS. 2018;57(2):134–137. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Мэнсон и Перри (2013) Мэнсон Дж. Х., Перри С. Структура личности, половые различия, временные изменения и стабильность у диких белолицых капуцинов ( Cebus capucinus ) Журнал сравнительной психологии. 2013;127(3):299–311. [PubMed] [Google Scholar]
Martin & Suarez (2017) Martin JS, Suarez SA. Оценка личности и сравнение модели с поведенческими данными: статистическая основа и эмпирическая демонстрация с бонобо ( Panpaniscus ) Американский журнал приматологии. 2017;79(8): e22670 [PubMed] [Google Scholar]
Martin-Wintle et al. (2017) Мартин-Винтл М.С., Шепердсон Д. , Чжан Г., Хуан И, Луо Б., Суэйсгуд Р.Р. Притягиваются ли противоположности? Влияние соответствия личности в размножающихся парах гигантских панд, содержащихся в неволе, на репродуктивный успех. Биологическая консервация. 2017;207:27–37. [Google Scholar]
Масилкова, Вайс и Конечная (2018) Масилкова М., Вайс А., Конечная М. Сколько времени это занимает? Надежная оценка личности, основанная на обычном поведении хлопчатобумажных тамаринов ( Saguinus edipus ) Поведенческие процессы. 2018;157:59–67. [PubMed] [Google Scholar]
Mason (2010) Mason GJ. Видовые различия в реакциях на содержание в неволе: стресс, благополучие и сравнительный метод. Тенденции в экологии и эволюции. 2010;25(12):713–721. [PubMed] [Google Scholar]
Massen et al. (2013) Массен Дж.Дж.М., Антонидес А., Арнольд А-МК, Бионда Т., Коски С.Е. Поведенческий взгляд на личность шимпанзе: склонность к исследованию, настойчивость, смелость и ориентация на инструменты, измеренные с помощью групповых экспериментов. Американский журнал приматологии. 2013;75(9): 947–958. [PubMed] [Google Scholar]
Massen & Koski (2014) Massen JJM, Koski SE. Шимпанзе одного пера сидят вместе: дружба шимпанзе основана на гомофилии личности. Эволюция и поведение человека. 2014;35(1):1–8. [Google Scholar]
McCowan et al. (2011) МакКован Б., Бейснер Б.А., Капитанио Дж.П., Джексон М.Е., Кэмерон А.Н., Сейл С., Этвилл Э.Р., Фушинг Х. Стабильность сети — это уравновешивающий акт личности, власти и динамики конфликта в обществах макак-резусов. ПЛОС ОДИН. 2011;6(8):e22350. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
McDougall et al. (2006) McDougall PT, Reale D, Sol D, Reader SM. Сохранение дикой природы и темперамент животных: причины и последствия эволюционных изменений для содержащихся в неволе, повторно интродуцированных и диких популяций. Сохранение животных. 2006;9(1):39–48. [Google Scholar]
Мелфи (2005) Мелфи В. Применение науки к приматам, содержащимся в зоопарке. Прикладная наука о поведении животных, приматы в зоопарках. 2005;90(2):97–106. [Google Scholar]
Мелфи, Дори и Уорд (2020) Мелфи В.А., Дори Н., Уорд С.Дж. Обучение и дрессировка животных в зоопарке. Хобокен, Нью-Джерси: Wiley-Blackwell; 2020. [Google Академия]
Молести и Майоло (2016) Молести С., Майоло Б. Сотрудничество у диких берберийских макак: факторы, влияющие на свободный выбор партнера. Познание животных. 2016;19(1):133–146. [PubMed] [Google Scholar]
Morton, Lee & Buchanan-Smith (2013) Morton FB, Lee PC, Buchanan-Smith HM. Серьезное отношение к предвзятости личностного отбора в исследованиях познания животных: тематическое исследование на обезьянах-капуцинах ( Sapajus apella ) Познание животных. 2013;16(4):677–684. [PubMed] [Академия Google]
Мортон и др. (2013) Morton FB, Lee PC, Buchanan-Smith HM, Brosnan SF, Thierry B, Paukner A, de Waal FBM, Widness J, Essler JL, Weiss A. Структура личности коричневых капуцинов: сравнение с шимпанзе, орангутангами и макаки-резусы. Журнал сравнительной психологии. 2013;127(3):282–298. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Morton et al. (2015) Мортон Ф.Б., Вайс А., Бьюкенен-Смит Х.М., Ли ПК. Обезьяны-капуцины со схожими личностями имеют более качественные отношения независимо от возраста, пола, родства и ранга. Поведение животных. 2015; 105: 163–171. [Академия Google]
Полгар, Вуд и Хаскелл (2017) Полгар З., Вуд Л., Хаскелл М.Дж. Индивидуальные различия в реакциях беличьих обезьян в зоопарке ( Saimiri sciureus ) на посетителей, участие в исследованиях и личностные рейтинги. Американский журнал приматологии. 2017;79(5):e22639 [PubMed] [Google Scholar]
Polit & Beck (2010) Polit DF, Beck CT. Обобщение в количественных и качественных исследованиях: мифы и стратегии. Международный журнал медсестер. 2010;47(11):1451–1458. [PubMed] [Академия Google]
Powell & Gartner (2011) Пауэлл Д., Гартнер М. Применение личности в управлении и сохранении нечеловеческих животных. В: Иноуэ-Мураяма М., Кавамура С. , Вайс А., редакторы. От генов к поведению животных. Приматологические монографии. Токио: Спрингер; 2011. С. 185–199. [Google Scholar]
Pritchard et al. (2014) Причард А.Дж., Ширан Л.К., Габриэль К.И., Ли Дж.Х., Вагнер Р.С. Поведение, предсказывающее компоненты личности у взрослых свободноживущих тибетских макак Macaca thibetana . Текущая зоология. 2014;60(3):362–372. [Google Scholar]
Račevska & Hill (2017) Račevska E, Hill CM. Личность и социальная динамика западных равнинных горилл, содержащихся в зоопарке. Журнал исследований зоопарков и аквариумов. 2017;5(3):116–122. [Google Scholar]
Ример и др. (2014) Ример Л.А., Халлер Р.Л., Тиле Э.Дж., Фриман Х.Д., Ламбет С.П., Шапиро С.Дж. Факторы, влияющие на успешность начального обучения тестированию уровня глюкозы в крови у содержащихся в неволе шимпанзе ( Pan troglodytes ) Zoo Biology. 2014;33(3):212–220. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Робинсон и др. (2017) Робинсон Л. М., Альтшул Д.М., Уоллес Э.К., Убеда И., Льоренте М., Мачанда З., Слокомб К.Е., Лич М.С., Варан Н.К., Вайс А. Шимпанзе с положительным благополучием более счастливы, экстравертированы и эмоционально стабильны. Прикладная наука о поведении животных. 2017;191:90–97. [Google Scholar]
Робинсон и др. (2018) Робинсон Л.М., Коулман К., Капитанио Дж.П., Готлиб Д.Х., Гендель И.Г., Адамс М.Дж., Лич М.С., Варан Н.К., Вайс А. Личность макаки-резуса, доминирование, поведение и здоровье. Американский журнал приматологии. 2018;80(2):e22739[Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Robinson et al. (2016) Робинсон Л.М., Варан Н.К., Лич М.С., Мортон Ф.Б., Паукнер А., Лонсдорф Э., Гендель И., Уилсон В.А.Д., Броснан С.Ф., Вайс А. Счастье — это положительное благополучие бурых капуцинов ( Sapajus apella ) Прикладная наука о поведении животных . 2016; 181:145–151. [Google Scholar]
Ruhde et al. (2020) Руде А.А., Бейкер К.С., Рассел-Лодриг К.Е., Бланшар Дж.Л., Бом Р.П. Трио взрослых самцов макак-резусов ( Macaca mulatta ): Методология и предикторы результатов. Журнал медицинской приматологии. 2020;49(4):188–201. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Schaefer & Steklis (2014) Schaefer SA, Steklis HD. Личность и субъективное благополучие содержащихся в неволе самцов горилл западной низменности, живущих в холостяцких группах. Американский журнал приматологии. 2014;76(9):879–889. [PubMed] [Google Scholar]
Schapiro (2017) Schapiro SJ. Справочник по управлению поведением приматов. Первое издание. Бока-Ратон: CRC Press; 2017. [Google Академия]
Seyfarth, Silk & Cheney (2012) Seyfarth RM, Silk JB, Cheney DL. Различия в характере и приспособленности диких самок бабуинов. Труды Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки. 2012;109(42):16980–16985. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Seyfarth, Silk & Cheney (2014) Seyfarth RM, Silk JB, Cheney DL. Социальные связи у самок бабуинов: взаимодействие личности, родства и ранга. Поведение животных. 2014;87:23–29. [Академия Google]
Stevenson-Hinde & Zunz (1978) Stevenson-Hinde J, Zunz M. Субъективная оценка отдельных макак-резусов. Приматы. 1978;19(3):473–482. [Google Scholar]
Stoinski, Jaicks & Drayton (2012) Stoinski TS, Jaicks HF, Drayton LA. Влияние посетителей на поведение содержащихся в неволе западных равнинных горилл: важность индивидуальных различий при изучении благополучия. Зообиология. 2012;31(5):586–599. [PubMed] [Google Scholar]
Tetley & O’Hara (2012) Tetley C, O’Hara S. Рейтинги личности животных как инструмент улучшения разведения, управления и благополучия млекопитающих в зоопарках. Забота о животных. 2012;21(4):463–476. [Академия Google]
Томассетти и др. (2019) Томассетти Д., Караччоло С., Манчокко А., Кьяротти Ф., Витале А., Де Филиппис Б. Личность и латерализация у обыкновенных мартышек ( Callithrix jacchus ) Поведенческие процессы. 2019;167:103899. [PubMed] [Google Scholar]
Uher, Addessi & Visalberghi (2013) Uher J, Addessi E, Visalberghi E. Контекстуализированные поведенческие измерения личностных различий, полученные в поведенческих тестах и социальных наблюдениях у взрослых обезьян-капуцинов ( Cebus apella ) Журнал исследований личности. 2013;47(4):427–444. [Google Scholar]
Uher & Visalberghi (2016) Uher J, Visalberghi E. Наблюдения и оценки личности: многоэтапное исследование с использованием пяти методов выявило многочисленные предубеждения в оценках и методологические ограничения стандартизированных оценок. Журнал исследований личности. 2016;61:61–79. [Google Scholar]
Uher, Werner & Gosselt (2013) Uher J, Werner CS, Gosselt K. От наблюдений за индивидуальным поведением к социальным представлениям личности: пути развития, предвзятость атрибуции и ограничения методов опроса. Журнал исследований личности. 2013;47(5):647–667. [Академия Google]
ван Орс и др. (2005) ван Орс К., де Йонг Г., ван Нордвейк А., Кемпенайрс Б., Дрент П. Вклад генетики в изучение личности животных: обзор тематических исследований. Поведение. 2005;142(9):1185–1206. [Google Scholar]
Vandeleest, McCowan & Capitanio (2011) Vandeleest JJ, McCowan B, Capitanio JP. Раннее воспитание взаимодействует с темпераментом и условиями содержания, чтобы повлиять на риск двигательной стереотипии у макак-резусов (Macaca mulatta) Applied Animal Behavior Science. 2011; 132(1–2):81–89. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Verdolin & Harper (2013) Verdolin JL, Harper J. Являются ли застенчивые люди менее изменчивыми в поведении? Информация из популяции мышиных лемуров в неволе. Приматы. 2013;54(4):309–314. [PubMed] [Google Scholar]
Verspeek et al. (2019) Verspeek J, Staes N, van Leeuwen EJC, Eens M, Stevens JMG. Личность бонобо предсказывает дружбу. Научные отчеты. 2019;9:19245. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Ward & Melfi (2013) Ward SJ, Melfi V. Влияние обучения животноводству на реакцию животных в зоопарке. Прикладная наука о поведении животных. 2013;147(1):179–185. [Google Scholar]
Watters & Powell (2012) Watters JV, Powell DM. Измерение личности животных для использования в управлении популяцией в зоопарках: предлагаемые методы и обоснование. Зообиология. 2012;31(1):1–12. [PubMed] [Google Scholar]
Weinstein & Capitanio (2012) Weinstein TAR, Capitanio JP. Продольная стабильность дружеских отношений у макак-резусов ( Macaca mulatta ): эффекты на индивидуальном уровне и на уровне отношений. Журнал сравнительной психологии. 2012;126(1):97–108. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Weiss et al. (2009) Вайс А., Иноуэ-Мураяма М., Хонг К.В., Иноуэ Э., Удоно Т., Очиай Т., Мацузава Т., Хирата С., Кинг Дж. Э. Оценка личности и субъективного благополучия шимпанзе в Японии. Американский журнал приматологии. 2009;71(4):283–292. [PubMed] [Google Scholar]
Weiss et al. (2013) Вайс А., Гартнер М.С., Голд К.С., Стойнски Т.С. Экстраверсия предсказывает более длительное выживание у горилл: 18-летнее продольное исследование. Труды Королевского общества биологических наук. 2013;280(1752):20122231. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Weiss et al. (2015) Вайс А., Стаес Н., Перебум Дж.Дж.М., Иноуэ-Мураяма М., Стивенс Дж.М.Г., Энс М. Личность бонобо. Психологическая наука. 2015;26(9):1430–1439. [PubMed] [Google Scholar]
Weiss et al. (2017) Вайс А., Уилсон М.Л., Коллинз Д.А., Мджунгу Д., Каменя С., Ферстер С., Пьюзи А.Е. Личность шимпанзе из национального парка Гомбе. Научные данные. 2017;4(1):170146. [Бесплатная статья PMC] [PubMed] [Google Scholar]
Weergård et al. (2016) Вергорд Э.М., Вестлунд К., Спанберг М., Фредлунд Х., Форкман Б. Успех дрессировки длиннохвостых макак, содержащихся в группах ( Macaca fascicularis ) лучше объясняется личностью, чем социальным статусом. Прикладная наука о поведении животных. 2016; 177:52–58. [Google Scholar]
Wielebnowski (1999) Wielebnowski NC. Поведенческие различия как предикторы статуса размножения у содержащихся в неволе гепардов.