как понять характер, книги, психологические поведенческие особенности личности
Поведенческая и жестикулярная психология личности — это целое мастерство, научная сфера, разъясняющая невербальные способы оценки человека. В процессе коммуникации его образ составляется преимущественно из внешних проявлений — только 30% данных о собеседнике приобретаются из непосредственной беседы. Психология человека по поведению и жестам ассоциирует это явление с бессознательным рассмотрением собеседника, создающим позитивное или отрицательное впечатление о нем.
Исследование поведенческой психологии
Внешний вид, повадки человека могут рассказать о его социальном статусе, действия, жесты — о его профессии, должности, нраве.
Психология поведения базируется на отношении индивида к окружению. Она включает оценку движения, совокупность телесных ответов на наружные стимулы, перемены. Т. е. поведение — это проявление психического аспекта состояния человека посредством физиологических явлений. Оно регулируется сознанием, характеризующим мировоззрение индивида.
Значение жестов
В психике человека значение невербальных сигналов — жестов и мимики — заложено в сфере бессознательного. Люди могут не обращать внимания на свои и чужие попытки передавать информацию, но подсознательно распознают их. Для более точного чтения посылов необходимо изучать их значение в соответствии с культурной средой, к которой принадлежат собеседники.
Несмотря на распространенность значений большинства мимических реакций, в некоторых культурах общепринятые жесты могут иметь противоположное значение. Так, кивок головой обычно означает согласие, но в отдельных культурах — отрицание.
Язык тела изменяется в зависимости от пола говорящего, возраста, социального статуса и других личностных характеристик. Общение с помощью жестов ограничено: движениями можно передать только базовые эмоции, но невозможно показать тонкости отношения. Поэтому язык тела используется для дополнения, усиления эмоциональной окраски речи. Сознательное использование жестов, контроль мимики — результат волевого усилия, направленный, в основном, на стремление скрыть вранье.
Нельзя путать язык тела и жестовый язык. В отличие от бессознательных мышечных реакций, жестовый язык — полноценная языковая единица, используемая для нормальной коммуникации. Использование жестового языка позволяет людям с нарушениями слуха и речи общаться, успешно социализироваться.
Как понять человека по его поведению?
Исследование речи тела общедоступно. Нет необходимости в специальном обучении — сегодня есть возможность бесплатно читать онлайн книги по психологии человека по поведению и жестам.
Проанализируем тенденции, согласно которым совершается рассмотрения поведения собеседника.
Внешний вид
Человек, акцентирующий внимание на собственном внешнем виде, выглядящий как «с картинки», часто стремится самоутвердиться, скрыть собственную нерешительность посредством стиля. Также это может обозначать чрезмерную аккуратность, доскональность.
Яркий, слишком уникальный, изысканный внешний вид свидетельствует о созидательной, артистичной личности. Но излишняя неаккуратность способна сказать не столько об артистичности, сколько о склонности к неряшливости.
Пастельные, спокойные цвета выбирают сбалансированные личности. Красочные тона свойственны для эмоциональных людей.
Поведение
Поведение человека в окружении обеспечивает возможность предположения его решений, действий. Нередко люди, соблюдающие дистанцию в истоке общения, сокращают ее в процессе сближения. При отсутствии перемен во взаимоотношениях можно судить об отсутствии симпатии между ними, следовательно, невозможности дальнейшего сплочения.
Для проработки собственных страхов, фобий, неуверенности в себе рекомендуем обратиться к специалисту, например, к Никите Валерьевичу Батурину.
Как понять человека по его поведению? Психология указывает на ряд манер:
- Частые попытки сокращения дистанции (пристальный взгляд, прикосновения). Эти жести типичны для дерзких, враждебных людей, предпочитающих устанавливать собственные правила.
- Физическое сокращение расстояния, предпочтение конфликтных, личных тем в беседе выявляет в человеке назойливость.
- Избегание визуального контакта, проявлений эмоций, прикосновений, нерешительное поведение — к таким манерам склонны люди, желающие укрыться от внешнего мира. Для них часто типична одежда, скрывающая часть лица.
- Непринужденные, свободные положения тела, походка сообщают о недисциплинированности лица, желанию уклонения от общепризнанных поведенческих мерок.
- Прерывистая речь, покраснение — это свойства неустойчивого, нерешительного человека. Нервозные попытки принять комфортную позицию — это критерии беспокойства в конкретной ситуации.
- Драматичные позиции свидетельствуют о стремлении обратить на себя внимание. Широкая поступь, деланные жесты говорят о повышенной самооценке, самолюбовании. Такое поведение свойственно креативным личностям, людям с мастерским основанием.
- Четкие, целенаправленные движения свидетельствуют о расчетливом складе личности, умении скрывать эмоции. Эти свойства характерны для бережливых людей. Ними обладают предприниматели, политики.
- Беспорядочные движения характеризуют раздражительную личность. Бесполезная моторика (вращение ручки, перебирание в руках различных предметов) — это свойство, типичное для нервозных людей.
- Спокойные движения информируют об отсутствии склонности к конфликтам, пластичности нрава. В комбинации с эмоциональностью данное поведение свидетельствует о беззаботности. Мягкие жесты сообщают о способности к самоконтролю.
Психология поведения человека также включает осанку. Важно обратить внимание на следующие факторы:
- Сутулость. Это критерий повиновения, бессилия. Поднятые плечи сообщают о чувстве неполноценности.
- Возвышенное положение головы, возможно, откинутой назад. Этой позицией проявляется высокомерие. Одновременно с выдвинутой вперед грудью она говорит о честолюбии, гордыни.
- Мышечная напряженность, малоподвижность. Это критерий отсутствия способности свободного общения с людьми, стремления отделиться от действительности. Эта позиция, как утверждает психология поведения, характерна для человека, страдающего социофобией.
- Расслабленность, сочетающаяся со сдержанностью. Эти манеры типичны для личности, обладающей чувством собственного достоинства.
Речь рук
Это первостепенный компонент общения, общепринятая модель связи, популярная преимущественно среди представителей сильного пола. Знак приветствия зачастую определяет взаимоотношения между собеседниками:
- энергичное рукопожатие — активность, коммуникабельность, удовольствие от встречи;
- рукопожатие вверх ладонью — готовность к общению, доверие;
- рукопожатие вниз ладонью — замкнутость; при одновременном сгибе локтя такое приветствие говорит о жестокости, двуличности;
- рукопожатие с направлением руки вниз — властность, склонность к доминированию;
- слабое рукопожатие — бездейственность, нерешительность;
- неповоротливость при рукопожатии — стеснительность.
Положение рук в психологии поведения человека:
- скрещение спереди — оборонительная реакция, неготовность к продлению беседы;
- за спиной — затруднительное обстоятельство;
- кулаки — напористость, желание самоутверждения;
- частое касание лица — стремление утаить душевное положение, скрыть конкретные факты;
- в карманах — скрытность; при одновременно закатанных рукавах — склонность к конфликтам, готовность к внезапным задачам;
- трение переносицы — раздумывания, оценка;
- постукивание по столу, щелчки ручкой — скука, задумчивость.
Речь мимики
Поведение — это в психологии фактор, включающий также выражение лица человека, мимика, высказывающая настроение:
- Рот. Спущенные уголки — это критерий пессимистичности, негодования. Вместе с тем, сжатые губы в психологии человека по поведению сообщают о твердости нрава, неготовности следовать компромиссам. Расслабленные губы выявляют пассивность, слабохарактерность.
- Взгляд. Сверху — решительность, злобность, снизу — подчиненность, услужливость. Продолжительный — требование повиновения, бегающий — склонность ко лжи, страх.
- Смех. Это еще один пункт психологии и поведения человека. Беспечный смех характерен для естественной, открытой личности; сдавленный говорит о враждебности. Хихиканье выдает стремление вызвать интерес к собственной персоне, самохвальство, лицемерие.
Интонация
Речь, манера разговора прямо ассоциируется с передачей информации, определяет чувственное состояние личности. Часто человек оценивается не по содержанию, а по манере разговора. Принимается во внимание эмоциональность выражений, скорость, громкость речи:
- Сдержанность, рассудительность, аналитический склад ума характеризует равномерность речь, умеренная громкость.
- Быстрое произношение фраз, переменная громкость — это критерий импульсивности.
- Повышенная спокойность типична для человека, желающего скрыть эмоции.
- Дефицит эмоциональности, слабая громкость речь — проявление утраты заинтересованности беседой.
Обманные жесты
Сегодня обман стал важным компонентом человеческой коммуникации. В литературе также имеется ряд работ, затрагивающих тему лжи в психологии человека по поведению. Читать их можно как в классическом варианте, так и онлайн.
Есть методы, позволяющие определить человека, желающего обмануть, неверно интерпретировать обстоятельство. Манеры, типичные для лгуна, включают:
- Частое изменение положения тела, покашливание, прикосновение к носу, другим частям тела, отвлечение, направленное на получения времени для придумывания «правильного» ответа.
- Скрытие глаз (также типично для неуверенного в себе человека), взгляд мимо собеседника, частое мигание.
- Натянутая, неприродная улыбка, напряженность лицевых мышц.
Жесты, помогающие распознать ложь
Главное, к чему стремиться любой изучающий язык тела — умение определять ложь в речи собеседника. О нечестности говорят:
- Частые прикосновения к лицу, почесывания лба и носа, прикрывание рта рукой. Человек буквально пытается помешать себе говорить ложь, закрыть лицо, избегая прямого осуждающего взгляда.
- Поглаживание, почесывание шеи. Говорит о лжи, вызванной страхом или непониманием. Такие жесты часто демонстрируют подчиненные при разговоре с начальником.
- Прикосновение к мочке уха. Во время коммуникации прикосновение к ушам означает, что человек не верит в услышанную информацию, но старается не подавать виду.
- Быстрые частые улыбки, облизывание губ. Означает волнение, желание скрыть обман.
Несоответствие жестов произнесенным словам свидетельствует о лжи, но нужно учитывать индивидуальные особенности. Возможно, диссонанс вызван анатомическими особенностями, является последствием заболевания. Также характерно несоответствие движение и слов у иностранцев, которые плохо знают язык и пытаются дополнять слова жестами.
Книги по поведенческой психологии
Следующие работы помогут отыскать решения возникших проблем, оценить поведение окружающих людей.
- Р. Чалдини, «Психология влияния. Убеждай. Воздействуй. Защищайся». Книга собрала в себя 6 базовых основ поведения. Эту книгу о психологии человека по поведению и жестам читать можно онлайн или в классическом варианте.
- Т. Силиг, «Сделай себя сам. Советы для тех, кто хочет оставить свой след». Возникающие задачи — это стимулы для дальнейшего движения вперед. Так говорит автор этой книги.
- С. Кови, «Семь навыков высокоэффективных людей». Руководство, направленное на обучение управлению собственной жизнью.
- Д. Майерс, «Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры». Еще одно руководство по исследованию поведенческой психологии.
- М. Гоулстон, «Ментальные ловушки на работе». Эта книга о психологии человека по поведению и жестам представляет информацию, раскрывающую понятие ментальных ловушек, указывает способы их устранения в рамках коммуникации.
Понимание бихевиоральной психологии — это ключ к осмыслению собеседника. Кроме того, знание этого направления помогает скрыть собственные эмоции путем контроля поведения. Исследование психологии обмана помогает выявить двуличность, ложь, не поддаться на манипуляции.
ВАЖНО! Статья информационного характера! Перед применением необходимо проконсультироваться со специалистом.
Мужские и женские жесты
Во время разговора женщины склонны чаще жестикулировать, если предмет обсуждения им приятен. Обсуждая малоприятные вещи или разговаривая с неприятным собеседником, женщины инстинктивно стремятся отойти, сжаться, стать меньше. Они прижимают руки, склоняют голову, отворачиваются. Выражая заинтересованность, женщины стараются подойти ближе, их жесты открыты, ладони повернуты к собеседнику.
Мужчины реже выражают раздражение через жестикуляцию. Их настроение проще оценить через позу: расслабленная поза говорит о доверии, открытости, стремлении продолжить разговор. Сгорбленность, сведение плеч, выставление перед собой рук — формирование своеобразного заслона от неприятного собеседника.
Что нам говорят дети своими выходками?
Психология поведения ребенка основывается на трех основных принципах:
- чувство принадлежности к семейной системе;
- эмоциональная связь с родителями;
- собственная значимость.
Когда основные потребности ребенка удовлетворены (сон, еда, вода), у него возникает желание в удовлетворении эмоциональных. Ему необходимо, чтобы у него были какие-то обязанности, закрепленные только за ним. То есть то, что зависит только от него. Это повышает его самооценку. Он должен чувствовать, что вносит вклад в жизнь семьи, знать, что с его мнением считаются, что он тоже управляет событиями.
Как же помочь ребенку и удовлетворить его потребность в значимости и причастности?
Прежде всего, необходимо сформировать тесную эмоциональную связь с мамой, папой и другими родственниками. И привлекать ребенка к обсуждению семейных проблем, принятию решений.
Если возникает конфликт с ребенком, поговорить с ним, возможно, ему не хватает родительского внимания. Необходимо дать ему понять, что он очень важен и нужен.
Проводить время с ребенком хоть 20 минут в день, но оно должно быть посвящено только ему. Детям очень нравится дурачиться и играть с родителями, именно так устанавливается самая прочная эмоциональная связь. Не учить его как надо играть с теми или иными игрушками, лучше остаться безоценочными. У него должна быть сфера жизни, в которой только он один должен принимать решения. Постараться превратиться в друга, а не воспитателя.
Ключевые сегменты тела
Один из основателей психологии движений тела Вильгельм Райх условно разделил тело на 7 сегментов, сокращение мышц в которых олицетворяет соответствующую проблематику:
- Глазной сегмент — страхи, связанные с человеческими отношениями (конфликты, обиды, оценки и так далее).
- Оральный сегмент — трудности с выражением чувств и эмоций в словесной форме.
- Шейный сегмент — сдерживание злости и агрессии.
- Грудной сегмент — подавление положительных и отрицательных эмоций, переживаний и желаний, самоконтроль, неспособность к выражению чувств.
- Диафрагмальный сегмент — подавление тревожности или удовлетворенности, проблемы силы воли.
- Брюшной сегмент — подавление страха перед опасностью и злости.
- Тазовый сегмент — подавление чувств, вызванных инстинктом самосохранения, блокирование интимного возбуждения.
Выражение симпатии с помощью жестов
Изучая язык тела и жестов, человек легко может понимать заинтересованность в интимных и романтических отношениях. Телодвижения женщин, привлекающих внимание мужчин, активно выражены:
- демонстрация запястий, поворачивание внутренней стороны ладоней вверх;
- встряхивание волосами, накручивание локона на палец;
- облизывание, прикусывание губ;
- прикосновение к бедрам, щиколоткам;
- направление носков обуви в сторону мужчины.
Мужчина, показывая заинтересованность в отношениях с женщиной, подсознательно старается демонстрировать лучшие качества:
- вытягивается вверх, расправляет плечи;
- постоянно поправляет галстук, манжеты и воротник рубашки;
- проводит руками по бедрам, коленям.
У представителей обоих полов заинтересованность в интимных отношениях выдает изучающий взгляд. Он скользит по фигуре привлекающего человека сверху вниз, задерживаясь на вырезе декольте и уровне бедер.
Наука выживания
Лица всегда конкурируют с другими людьми за ограниченные ресурсы, включая продукты питания, территории и помощников. Конфликт происходит между хищниками и жертвами, между соперниками и товарищами, между братьями и сестрами, партнерами и даже между родителями и потомками. Роли поведения — это особая ниша, которую субъект занимает в этом перманентном конфликте со всеми.
Значение социального поведения частично зависит от соседей животного. Поведение — это то, что часто согласуется с окружающими представителями того же вида. Например, чем больше вероятность того, что соперничающий самец откажется от угрозы, тем большая ценность возникает у второго самца из-за угрозы, которую он якобы собой представляет. Впрочем, для защиты группы самцы могут действовать и в команде. Когда население проявляет ряд взаимодействующих социальных форм поведения, таких как это, оно может выработать стабильную модель, известную как эволюционно стабильная стратегия (или ESS). Этот термин, полученный из экономической теории игр, стал заметным после того, как Джон Мейнард Смит (1982) признал возможное применение концепции равновесия Нэша для моделирования эволюции стратегий поведения.
Полезные советы
Изучение психологии души и тела позволяет читать людей, как открытую книгу еще до того, как они успели передать вам какую-то вербальную информацию. Но процесс познания достаточно долги и сложный. Если вы интересуетесь этим вопросом, придерживайтесь таких рекомендаций:
- Научитесь чувствовать и понимать собственное тело, сопоставлять чувства и желания с конкретными телодвижениями. Это поможет вам проще «разгадывать» других людей.
- Не торопитесь с выводами и не берите за основу личные догадки и интерпретации. Проверяйте свои предположения, основываясь на косвенных признаках. Иногда нелишним будет задать собеседнику деликатный уточняющий вопрос.
- Высказав свои предположения собеседнику, не настаивайте на собственной правоте. Попросите его рассказать о переживаниях и сопоставьте услышанное с ранее сделанными наблюдениями за телодвижениями.
- не бойтесь ошибок и поправок. Это лишь углубляет и развивает ваши знания и навыки.
- При наблюдении за собеседником проявляйте деликатность. Мало кому понравится чувствовать на себе пристальный изучающий взгляд. Это может заставить человека закрыться, после чего никакой объективной информации вы уже точно не получите.
- Развивайте свою наблюдательность. Тренируйте свои способности в любом месте и ситуации, старайтесь изучать как знакомых, так и посторонних людей.
Как “читать” людей по поведению?
Умение понимать мотивы другого человека, распознавать ложь собеседника, видеть симпатию, антипатию, скрытую агрессию и прочее очень привлекательно! Широко известна книга Пола Экмана “Психология лжи. Обмани меня, если сможешь”. По ее мотивам был снят увлекательный и популярный сериал с Тимом Ротом в главной роли. Его герой помогает полиции, клиентам, решает личные вопросы, обладая удивительным навыком: видеть и распознавать мимолетные изменения мимики человека и понимать, какие эмоции за ними кроются.
Возможно ли по особым знакам “читать” другого человека? На что конкретно обращать внимание, чтобы понять, например, степень искренности собеседника? Расскажу свою точку зрения психолога-феноменолога.
У человека нет хвоста…
Помню, в школьном учебнике биологии моей средней дочери (когда она была в 6м классе) была картинка, которая показывала, как кошка демонстрирует разные эмоции. Главная героиня прижимала или направляла вперед уши, вздыбливала шерсть, топорщила усы, ее зрачки расширялись или сужались. Ну и, конечно, хвост играл в этом главную роль. Дети изучали поведение кошки по картинкам и учились распознавать в них эмоции страха, гнева или инстинктивных реакций. Многие стайные животные обладают набором специальных сигналов, показывающих сородичу, что они испуганы, довольны, разгневаны, признают поражение. Для понимания этих знаков много ума не надо. Это и понятно. У животного мира нет интеллектуального уровня человека.
Люди не могут похвастаться обильным шерстяным покровом, нет хвоста, вибрисс, шевелящихся ушей и усов. Это и осложняет распознавание чувств, намерений собеседника 🙂 Действительно, чтобы увидеть расширившийся от ярости зрачок, нужно подойти довольно близко…что небезопасно.
Позы не помогут!
Да, будь у нас хвост, все было бы проще. Есть даже мнение, что люди, имея хвост, были бы честнее.
Благодаря не менее известному, чем Пол Экман, Аллану Пизу, среди людей стали бытовать представления о том, что информативными являются позы человека. Я с его «расшифровками» поз человека в его книгах не согласен, поскольку в них не берутся в расчет такие банальные факторы, как удобство и привычка. Конечно, если человек слушает, отвернувшись буквально всем телом, едва ли можно рассчитывать на прямоту и открытость в разговоре, но если человек стоит, скрестив руки, эта “закрытая” поза может быть обусловлена ощущением прохлады, легкой болью в плече или же многолетней привычкой.
Конечно, невербальная коммуникация осуществима и осуществляется. Я рекомендую обращать внимание на следующие аспекты:
1) Голос.
Голос — это самый яркий феномен с точки зрения психологии системных феноменов и феноменологического подхода в целом.
2) Глаза.
Взгляд собеседника открытый, прямой или блуждающий? В первом случае те слова, которые человек говорит, совпадают с его истинными переживаниями. А во втором? Можно долго убеждать собеседника в своей «истинной» позиции словами, но тон голоса и взгляд «сдадут» любого, даже самого хитрого маскировщика. Учитесь сопоставлять несколько факторов: взгляд, голос, произносимые слова.
3) Мимика.
Порой человек носит в себе определенную эмоцию, переживание, которое “фонит” во всех его проявлениях: выражении лица, действиях, решениях. Она видна в некоторой однообразности, застывшем выражении лица, и ей можно верить. Например, если в душе поселилась печаль, то скрыть ее с глаз невозможно. Даже самый «неопытный Тим Рот» увидит эту эмоцию на лице собеседника. Печальные люди мало контактны, часто они вовсе избегают длительных разговоров и продолжительных встреч. Поэтому бесполезно на них обижаться или вытягивать на вечерние прогулки по городу Санкт-Петербургу для просмотра разведения мостов. Они быстро устанут и вам не дадут насладиться процессом. Внимание к эмоциям, запечатленным на лице собеседника, позволит избежать многих «неожиданностей» во взаимодействии с людьми.
Полагаю, что физическая способность человека лгать, скрывать информацию, выдавать желаемое за действительное, возможность по-разному трактовать одни и те же слова, опираясь на едва уловимые оттенки интонации, — не последний фактор в развитии человеческой культуры, интеллекта. Усложнение задачи способствует развитию способов ее решения. В заключение замечу, что путь к пониманию другого человека лежит через глубокое понимание самого себя. Потому что только испытав, отследив в себе рождение и развитие различных эмоций, можно более чутко и верно интерпретировать их в другом человеке.
Изучайте свои собственные эмоции и реакции голоса, мимики, жестов в разных жизненных ситуациях. Отслеживайте свои поведенческие клише и взаимосвязи между ними. Записывайте все свои «реакции на ситуации» и тогда язык вашего собственного тела откроет многие «тайны» других людей. Проверено моим опытом!)
Изучение поведенческой психологии — онлайн-степени психологии
Изучение поведенческой психологии Клифф Штамп 2023-06-25T16:47:59+00:00Что такое поведенческая психология? Поведенческая психология
Поведенческую психологию иногда называют бихевиоризмом или наукой о поведении, и классические бихевиористы определяют эту психологию как изучение влияния мозга на поведение, поскольку они не имеют дело с какими-либо ненаблюдаемыми явлениями. Сны — это пример поведения, которое недоступно для стороннего наблюдения и, следовательно, не может быть объективно наблюдаемо. Классические психологи-бихевиористы не имеют дело с ненаблюдаемыми явлениями, но со временем область их применения расширилась.
Джон Б. Уотсон обычно считается основателем бихевиоризма, а его публикация Behaviorism в 1925 году стала поворотным моментом в этой области и одной из первых книг по поведенческой психологии. Уотсон считал, что классическая обусловленность необходима и достаточна для описания и объяснения всех случаев обучения у всех видов. Однако, в то время как другие теоретики приветствовали его работу, они не были убеждены в том, что только классическая обусловленность является единственным всемогущим средством обучения и поведения.
Поведенческая психология, Б. Ф. Скиннер и оперантное обусловливание
Хотя все слышали об Иване Павлове и его собаках, эксперименте, демонстрирующем силу классического обусловливания, все тонкости оперантного обусловливания не так легко приходят на ум. Б. Ф. Скиннер разработал теорию и принципы поведенческой психологии оперантного состояния в 1950-х годах и проверил их с помощью множества экспериментов. Оперантное обусловливание утверждает, что поведение, которое подкрепляется, более вероятно, но подкрепление может стать сложным предложением. Два общих типа подкрепления, положительное и отрицательное, определяются следующим образом:
- Положительное подкрепление — это представление определенного стимула, который вызывает выполнение определенного действия. Например, собака, которая получает угощение при рукопожатии, получает положительное подкрепление. Девушка, которая получает похвалу от своей команды после хоумрана, получает положительное подкрепление.
- Отрицательное подкрепление возникает, когда стимул (чаще всего отталкивающий или неприятный) удаляется после того, как субъект выполняет целевое поведение. Вероятность того, что конкретное поведение повторится в будущем, увеличивается из-за устранения/избегания негативных последствий. Важно понимать, что негативное подкрепление — это не то же самое, что наказание. Наказание включает в себя предъявление аверсива — болезненного или неудобного стимула, — который уменьшает определенное поведение. Отрицательное и положительное подкрепление всегда увеличивает вероятность определенного поведения. Наказание снижает вероятность поведения, но не может научить новому поведению. Этот недостаток является одним из многих недостатков наказания.
- Подкрепление всегда увеличивает вероятность того, что будет выполнено определенное поведение. Взаимодействие отрицательного и положительного подкрепления можно использовать для обучения очень сложным задачам. Напротив, целью наказания является устранение нежелательного поведения.
Примеры и поддисциплины поведенческой психологии
Примеры поведенческой психологии можно разделить на четыре основные поддисциплины:
- прикладной анализ поведения
- когнитивная терапия
- поведенческая терапия
- когнитивно-поведенческая терапия
Сама по себе когнитивно-поведенческая терапия имеет несколько разновидностей, например, рационально-эмоциональную поведенческую терапию. Каждое из этих подразделений поведенческой психологии может взаимодействовать с другими. Все они направлены на то, чтобы помочь людям преодолеть проблемы и препятствия в их жизни.
- Прикладной поведенческий анализ (ABA) с большим успехом используется для того, чтобы помочь детям с аутизмом научиться говорить, взаимодействовать с другими людьми, обобщать полезное поведение из одной ситуации в другую и получить множество других необходимых жизненных навыков. ABA можно использовать в любой ситуации, когда сложные задачи можно разбить на конкретные шаги.
- Когнитивная терапия. Аарон Бек разработал когнитивную терапию в 1960-х годах. Он утверждает, что эмоции, поведение и мысли взаимосвязаны и влияют друг на друга. Основанная на когнитивной психологии, когнитивная терапия помогает людям научиться более адаптивным способам удовлетворения своих потребностей, находя и изменяя неточные и бесполезные модели мышления и глубоко укоренившиеся, но ошибочные убеждения. Она относится к коллаборативным моделям психотерапевтических практик.
- Поведенческая терапия. Эта терапия утверждает, что всему поведению обучаются, включая вредное поведение. Вредное или бесполезное поведение можно забыть и заменить здоровым, полезным поведением. Некоторые терапевтические методы включают в себя:
- Систематическая десенсибилизация
- когнитивно-поведенческая терапия
- когнитивно-поведенческая игровая терапия
- аверсионная терапия
Все перечисленные полезные и эффективные варианты поведенческой терапии.
Карьера в области поведенческой психологии
Поведенческая психология — это превосходная основа для карьеры в профессии консультанта. Он имеет множество ответвлений и вариаций в рамках консультирования, но все они утверждают, что вредное, нежелательное поведение и деструктивные привычки можно преодолеть. Их можно заменить продуктивным, полезным и жизнеутверждающим поведением. Когнитивно-поведенческая терапия (КПТ) — это быстро развивающаяся область консультирования, в которой используются эти концепции, в частности то, что, изменяя непродуктивные, даже ошибочные мысли и модели мышления, мы можем изменить поведение.
Вот лишь небольшая выборка профессий в области поведенческой психологии:
- Образование. В обучении используются принципы поведенческой психологии ежедневно. Помощь учащимся в повышении их способности учиться, приобретать и запоминать новую информацию и демонстрировать новое поведение лежит в основе образования. Для преподавания в средней школе достаточно степени бакалавра и государственной лицензии. Обычно для преподавания в университете требуется степень магистра или доктора наук.
- Поведенческий психолог . Поведенческие психологи обращаются к профессионалам за помощью в том, чтобы сделать их жизнь более позитивной. Поведенческая психология требует, по крайней мере, степени магистра поведенческой психологии на уровне магистра, чтобы стать консультантом, а для работы в качестве поведенческих психологов требуется степень доктора философии. И психологам, и консультантам уровня магистра требуется лицензия в каждом штате, в котором они работают. Специалисты по поведенческой психологии лечат:
- углубление
- тревожные расстройства
- фобии
- проблемы в отношениях
- расстройства пищевого поведения
- психические расстройства
- негативное поведение
- и многие другие проблемы
- Менеджер по маркетингу. Степень бакалавра может подготовить вас к тому, чтобы стать маркетологом или руководителем отдела маркетинга. Маркетологи изучают психологию поведения человека , чтобы выяснить, как покупки и покупательское поведение связаны со всеми рыночными сферами жизни. Это огромная работа, и маркетологи, имеющие опыт психологии поведения, пользуются большим спросом. Анализ рынка — это аналогичная карьера в поведенческой психологии, в которой используются статистика и исследования человеческого поведения с упором на компьютерные модели покупательского поведения.
- Социальная работа
Поведенческая психология — одна из тех редких областей, где то, что вы изучаете в классе, быстро применимо к реальным ситуациям. Если вы увлечены человеческим поведением и способами его изменения, то курсовая работа или программы по поведенческой психологии с полной степенью стоят вашего времени.
Люди также спрашивают
Что изучает психология?
Психология изучает разум и поведение. Психологи – специалисты в области психического здоровья.
Как стать поведенческим психологом?
Первым шагом к тому, чтобы стать психологом-бихевиористом, является получение степени бакалавра в области психологии, за которой следует ученая степень в области психологии, психологии поведения или аналогичной. Аккредитованная программа для выпускников поведенческой психологии со степенью подготовит студентов к лицензированию, что является последним шагом на пути к тому, чтобы стать клиническим поведенческим психологом.
Какую работу можно получить со степенью в области поведенческой психологии?
Если у вас есть степень бакалавра в области поведенческой психологии , то у вас есть квалификация для работы в области поведенческой психологии. Вот некоторые вакансии:
- исследователи
- вожатые
- учителей
- консультанты по злоупотреблению психоактивными веществами
- школьные психологи
- другие психологи
- детский и семейный социальный работник (хотя в некоторых случаях требуется дополнительная сертификация)
Степень магистра в области поведенческой психологии откроет двери для работы в области клинической психологии в частной практике или в больницах, клиниках или организациях.
Связанные ресурсы:
- Что такое нейропсихология?
- Что такое психология цвета?
- Что такое ненормальная психология?
- Что такое судебная психология?
Что такое поведенческая психология? — iMotions
Определение поведенческой психологии довольно простое: это изучение того, как наше поведение соотносится с нашим разумом — оно рассматривает наше поведение через призму психологии и устанавливает связь между ними.
Понимание того, почему мы действуем определенным образом, всегда было центральной задачей психологов, которые пытались заглянуть в разум и мозг, чтобы раскрыть то, что стоит за ними. В то время как современные исследования часто используют методы нейровизуализации для поиска данных, демонстрирующих связь между мозгом и действиями, поведенческая психология берет свое начало еще до того, как такие методы стали обычным явлением.
Но как все это сложилось и как на самом деле выглядит теория?
Истоки поведенческой психологии
Кто основал поведенческую психологию? Истоки поведенческой психологии восходят к Джону Б. Уотсону в 1913 году, который предложил психологам сосредоточиться на наблюдаемом поведении людей, а не на невидимой внутренней работе их разума (эта теория восходит к Фрейду).
Позже Б. Ф. Скиннер развил эту теорию и представил доказательства в ее пользу, став в процессе этого одним из самых важных психологов 20-го века. Он предположил, что все человеческое поведение определяется окружающей средой, что нас можно заставить действовать определенным образом в зависимости от предшествующих последствий предыдущих действий.
Джон Б. УотсонБ. Ф. Скиннер, по сути, предположил, что положительные последствия предыдущих действий приведут к тому, что человек будет выполнять больше этих действий, а отрицательные последствия приведут к тому, что человек завершит эти действия меньше.
Он знаменито заявил: «Дайте мне ребенка, и я превращу его во что угодно» — перефразируя свою веру в способность окружающей среды влиять на то, кем мы становимся. Бихевиоризм, по сути, был аргументом исключительно в пользу воспитания в споре о природе и воспитании.
Бихевиоризм в общих чертах
Бихевиоризм исторически состоит из двух центральных компонентов : оперантного и классического обусловленного.
Оперантное обусловливание, на котором основана большая часть современного бихевиоризма, определяется как формирование будущих действий на основе прошлых вознаграждений или наказаний и в значительной степени является контекстом, в который поведенческая психология помещает поведение.
Хотя это довольно простая концепция, существует больше к этому, чем кажется на первый взгляд. Например, положительное наказание относится к добавлению негативных последствий к поведению (например, ребенок должен убрать свою комнату за беспорядок), в то время как отрицательное наказание относится к устранению последствий в ответ на поведение (например, ребенок не получает любые карманные деньги за беспорядок в их комнате).
Существует также отрицательное подкрепление и положительное подкрепление. Последнее, положительное подкрепление , — это то, что мы традиционно считаем наградой — в результате действия получается что-то положительное. Отрицательное подкрепление относится к отвращению к чему-то негативному посредством действий (например, нанесение солнцезащитного крема, чтобы не обжечься).
Отрицательное подкрепление можно разделить на побег и активное избегание . Бегство относится к действиям, направленным на то, чтобы уйти от негативного стимула, в то время как активное избегание предотвращает столкновение с таким стимулом.
Классическое обусловливание определяется как ассоциация условного раздражителя (например, пищи) с нейтральным раздражителем (например, звонком). Нейтральный стимул в конечном итоге становится условным раздражителем (т. Е. Звонок становится вознаграждением благодаря ассоциации с едой даже в отсутствие еды). Исследования Павлова сыграли ключевую роль в формировании бихевиористского мышления.
Современная поведенческая психология
Бихевиоризм стал одной из ведущих психологических теорий 20-го века, и его принципы до сих пор лежат в основе многих современных исследований человеческого поведения. Хотя радикальный подход Б. Ф. Скиннера в конечном итоге оказался более тонким — с появлением таких областей, как когнитивная психология (которую мы обсуждаем здесь в блоге), — он вдохновил на новые способы изучения человеческого поведения.
Современная поведенческая психология, или бихевиоризм, продолжает исследовать, как наше поведение может формироваться подкреплением и наказанием. Например, новые эксперименты по отслеживанию взгляда могут развить понимание того, как мы учимся с помощью положительной и отрицательной обратной связи.
Айтрекеры смогли выявить, как даже такие процессы, как небольшие движения наших глаз, могут управляться положительным и отрицательным подкреплением [1, 2]. Это имеет значение для исследований по широкому кругу тем, от фундаментальных исследований обучения до практики вождения.
В других исследованиях изучалось, как наше поисковое поведение управляется потенциальными подкрепляющими переменными в нашем окружении — другими словами, мы смотрим туда, где ожидаем найти что-то хорошее [3].
В исследованиях также изучалось, как на нашу электродермальную (EDA/GSR) активность и частоту сердечных сокращений может влиять выигрыш или проигрыш в контексте азартных игр [4], показывая, как могут быть физиологические реакции как на негативные, так и на позитивные стимулы (наказание и вознаграждение). захвачен.
Это может позволить исследователям более систематически понять азартные игры. Используя структуру поведенческой психологии, исследователи могут затем делать дальнейшие прогнозы, которые позволят им предложить потенциальные пути лечения или сдерживания [5].
В другом исследовании изучалось, как активность GSR может помочь в понимании фобических реакций в терапевтическом контексте [6], что может помочь в понимании того, что работает и что не работает в рамках терапевтического лечения.
Все вышеперечисленные исследования показали, как биосенсоры могут собирать данные, которые помогают понять поведение человека в контексте поведенческой психологии.
Современная поведенческая психология может сегодня использовать методы исследования человеческого поведения для дальнейшего изучения связи между мозгом и поведением. Чтобы узнать больше о поведенческой психологии и о том, как исследователи лучше понимают процессы, которые определяют наше поведение, загрузите наше бесплатное руководство по человеческому поведению ниже.
Бесплатно 52-страничное руководство по поведению человекаДля начинающих и продолжающих
- Доступное и подробное пошаговое руководство
- Ценное исследование человеческого поведения
- Узнайте, как вывести свои исследования на новый уровень
Ссылки
[1] Земля МФ. Движения глаз и контроль действий в повседневной жизни. Progress Retin Eye Res . 2006; 25: 296–324. doi: 10.1016/j.preteyeres.2006.01.002.
[2] Лэнд, М., Фурно, С. (1997). База знаний глазодвигательной системы. Philosophical Transactions of the Royal Society B: Biological Sciences , 352, 1231–1239.