Психология детей 1 2 года: Особенности развития ребенка 2 лет

Раннее детство (от 1 года до 3 лет) — Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи

РАННЕЕ ДЕТСТВО (ОТ 1 ГОДА ДО 3 ЛЕТ)

Социальная ситуация развития

Раннее детство – это период от 1 года до 3 лет. В этом возрасте происходят изменения в личностном развитии, познавательной сфере, социальной ситуации развития.

Новообразования младенческого возраста приводят к тому, что меняются отношения между ребенком и взрослым, что в свою очередь ведет к формированию новой социальной ситуации развития, которая заключается в возникновении совместной деятельности ребенка и взрослого, а также в том, что данная деятельность становится предметной.

Суть совместной деятельности состоит в усвоении общественно выработанных способов употребления предметов, т. е. взрослый учит ребенка правильно пользоваться окружающими предметами, а также объясняет, для чего они нужны и где их надо использовать.

Социальная ситуация развития ребенка в этом возрасте выглядит так: «Ребенок – ПРЕДМЕТ – взрослый». Как видно из этой триады, важным для ребенка является предмет. Убедиться в этом можно, наблюдая за тем, как ребенок играет: он постоянно смотрит на тот предмет, которым увлечен, будь то машинка, стул, кукла, ложка и т. д. Может возникнуть ощущение, что ему ничего больше не требуется и никто не нужен, его внимание сосредоточено только на объекте увлечения. Но это не так, поскольку без взрослого ребенок не может овладеть человеческими способами употребления предметов.

Совместная деятельность становится предметной, потому что мотив этой деятельности заключается в самом предмете и способе его употребления. Общение в этом возрасте приобретает форму организации предметной деятельности. Иными словами, оно происходит в момент объяснения правильности употребления того или иного предмета. Общение развивается интенсивно и становится речевым, потому что овладение предметами с использованием только эмоциональной окраски не может быть эффективным.

Развитие познавательной сферы ребенка

В этом возрасте развиваются восприятие, мышление, память, речь. Этот процесс характеризуется вербализацией познавательных процессов и возникновением их произвольности.

Развитие восприятия определяется тремя параметрами: перцептивными действиями (целостностью воспринимаемого предмета), сенсорными эталонами (возникновением эталонов ощущений: звуковых, световых, вкусовых, тактильных, обонятельных) и действиями соотнесения. Иначе говоря, процесс восприятия заключается в выделении наиболее характерных для данного предмета или ситуации качеств, признаков, свойств; составлении на их основе определенного образа; соотнесении данных образов-эталонов с предметами окружающего мира. Так ребенок учиться делить предметы на классы: куклы, машины, мячи, ложки и т. д.

С года начинает активно развиваться процесс познания окружающего мира. Ребенок в возрасте от одного года до двух лет для выполнения одного и того же действия использует различные варианты, а с полутора до двух лет у него появляется способность решать проблему путем догадки (инсайта), т. е. ребенок внезапно находит решение данной проблемы, избегая метода проб и ошибок.

Со второго года жизни восприятие ребенка меняется. Научившись воздействовать одним предметом на другой, он оказывается способным предвидеть исход ситуации, например, возможность протаскивания шарика через отверстие, перемещения одного предмета при помощи другого и т. д. Ребенок может различать такие формы, как круг, овал, квадрат, прямоугольник, треугольник, многоугольник; цвета – красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый.

Благодаря развитию восприятия к концу раннего возраста у ребенка начинает складываться мыслительная деятельность. Это выражается в появлении способности к обобщению, переносу полученного опыта из первоначальных условий в новые, в установлении связи между предметами путем экспериментирования, запоминании их и использовании при решении проблем. Полуторагодовалый ребенок может прогнозировать и указывать направление движения объекта, место расположения знакомого предмета, преодолевать препятствия на пути достижения желаемой цели. А после полутора лет появляется реакция выбора объекта по наиболее ярким и простым признакам: форме и цвету.

В раннем детстве продолжается развитие мышления, которое от наглядно-действенного постепенно переходит в наглядно-образное, т. е. действия с материальными предметами заменяются действиями с образами. Внутреннее развитие мышления идет таким образом: развиваются интеллектуальные операции и формируются понятия.

Наглядно-действенное мышление возникает к концу первого года жизни и остается ведущим до 3,5–4 лет. Сначала ребенок может абстрагироваться и выделять форму и цвет, поэтому при группировке предметов в первую очередь обращает внимание на размер и цвет предмета. В возрасте около двух лет он выделяет предметы, основываясь на существенных и несущественных признаках. В 2,5 года ребенок выделяет предметы по существенным признакам: цвет, форма, величина.

Особенностью мышления в раннем детстве является его нерасчлененность. Ребенок, решая задачу, не выделяет в ней отдельных параметров, воспринимая ситуацию как целостную картину.

Роль взрослого в данном случае заключается в выделении из ситуации и анализе отдельных деталей, из которых ребенок потом выделит главные и второстепенные.

Наглядно-образное мышление возникает в 2,5–3 года и остается ведущим до 6–6,5 лет. Формирование этого мышления связано со становлением элементарного самосознания и началом развития способности к произвольной саморегуляции, сопровождаемой развитым воображением.

Развитие памяти. К двум годам у ребенка развивается оперативная память. Ему доступны легкие логические и тематические игры, он может составлять план действий на короткий промежуток времени, не забывает цель, поставленную несколько минут назад.

Развитие речи. До года ребенок уже может называть вещи своими именами. Он имеет богатый опыт познания окружающего мира, у него сложилось представление о родителях, пище, об окружающей обстановке, игрушках. И все же из множества качеств, заключенных в слове как в понятии, ребенок сначала усваивает только отдельные свойства, характерные для того предмета, с которым первоначально это слово оказалось связанным в его восприятии.

Годовалый ребенок реагирует на слова как на ситуацию в целом. Слово оказывается связанным с обстановкой, а не с представляющим ее предметом. Ребенок внимательно наблюдает за мимикой, жестами говорящего взрослого, улавливая по ним смысл того, что говорится.

В 3 года ребенок научается правильно применять падежи, начинает пользоваться сначала однословными предложениями, затем, в возрасте от 1,5 до 2,5 лет, может комбинировать слова, объединяя их в двух-трехсловные фразы или предложения из двух слов, где есть и подлежащее и сказуемое. Потом благодаря развитию грамматической структуры речи он овладевает всеми падежами и способен с помощью служебных слов строить сложные предложения. В это же время возникает сознательный контроль за правильностью произношения речевых высказываний.

После 1,5 лет отмечается активность самостоятельной речи и речевого общения. Ребенок начинает сам спрашивать названия интересующих его предметов или явлений. Вначале он пользуется языком жестов, мимики и пантомимики или указующим жестом, а потом к жесту добавляется вопрос, выраженный в словесной форме.

Ребенок научается при помощи речи управлять поведением других людей. Но ребенок в возрасте от 2,5 до 3 лет не может следовать инструкциям взрослых, особенно тогда, когда надо выбирать одно действие из нескольких; он сумеет сделать данный выбор только ближе к 4 годам.

В течение второго года жизни ребенок начинает усваивать словесное обозначение окружающих предметов, а затем имен взрослых, названия игрушек и только потом – частей тела, т. е. существительных, а к двум годам при нормальном развитии понимает значение практически всех слов, относящимся к окружающей действительности. Этому способствует развитие семантической функции детской речи, т. е. определение смысла слова, его дифференциация, уточнение и присвоение словам обобщенных значений, которые с ними связываются в языке.

К 2 годам дети имеют четкое представление о назначении окружающих их предметов домашнего обихода и личной гигиены. Они понимают общие вопросы, требующие ответа типа «да» или «нет».

Около 3 лет ребенок начинает внимательно слушать, о чем говорят взрослые, любит, когда ему читают рассказы, сказки, стихи.

До 1,5 лет ребенок усваивает от 30 до 100 слов, но употребляет их редко. К 2 годам он знает 300 слов, а к 3 – 1200–1500 слов.

Основные тенденции в развитии речи ребенка раннего возраста таковы.

• Пассивная речь в развитии опережает активную.

• Ребенок открывает, что каждый предмет имеет свое название.

• На границе 2-го и 3-го года жизни ребенок как бы интуитивно «открывает», что слова в предложении связаны между собой.

• Происходит переход от многозначности детских слов к первым функциональным обобщениям, построенным на основе практических действий.

• Фонематический слух опережает развитие артикуляции. Ребенок сначала научается правильно слушать речь, а затем правильно говорить.

• Осуществляется овладение синтаксическим строем языка.

• Развиваются функции речи, происходит переход от индикативной (указательной) к номинативной (обозначающей) функции речи.

Личностные образования

В раннем детстве наряду с развитием познавательной сферы идет и личностное развитие. В первую очередь происходит личностная социализация ребенка, так как, наблюдая за взрослыми, он старается подражать им: делать так, как делают они, вести себя так, как они ведут себя в тех или иных ситуациях. Процесс подражания идет через общение и взаимодействие взрослого и ребенка.

Наблюдение за поведением людей и подражание им становится одним из основных источников личностной социализации ребенка.

В развитии личности немаловажную роль играет и чувство привязанности, которое формируется у ребенка к концу первого года жизни и продолжает развиваться в раннем детстве. Причина привязанности, возможно, кроется в том, что взрослые удовлетворяют основные потребности ребенка, снижают их тревожность, обеспечивают безопасные условия существования и активного изучения окружающей действительности, формируют основу для нормальных взаимоотношений с людьми в более зрелом возрасте.

Когда мать находится рядом с ребенком, он более активен и склонен к изучению окружающей среды. Положительная оценка поступков и личных качеств ребенка родителем формирует у него чувство уверенности в себе, веру в свои способности и возможности. Если ребенок привязан к своим родителям и они платят ему тем же, то он более послушен и дисциплинирован. Если родители доброжелательны, внимательны и стремятся удовлетворять потребности ребенка, то у него вырабатывается личная, персональная привязанность.

Если ребенок лишен постоянного положительного эмоционального контакта с матерью или близкими людьми, то у него в дальнейшем возникнут проблемы в установлении нормальных, доверительных отношений с другими.

В раннем детстве происходит становление самосознания. Развитие самосознания введет к формированию самооценки. Отмечается развитие самостоятельности. Фраза «Я сам» как нельзя лучше говорит о ее проявлении. Ребенок уже не всегда хочет, чтобы ему помогали. Овладев ходьбой, он находит себе преграды, препятствия и старается их преодолеть. Все это доставляет ребенку удовольствие и свидетельствует о том, что у него начинают складываться такие качества, как сила воли, настойчивость, целеустремленность.

В этом возрасте у многих детей проявляется непослушание. Когда им говорят, что так делать нельзя, те продолжают делать по-своему. Зачастую это происходит из-за стремления детей как можно быстрее познать окружающий мир.

С 1,5 лет ребенок начинает осознавать свои возможности и собственные качества личности. Двухлетний ребенок понимает, что может оказывать влияние на людей и добиваться желаемой цели.

У детей начинает развиваться эмпатия – понимание эмоционального состояния другого человека. Можно наблюдать, как полуторагодовалый ребенок стремиться утешить расстроенного человека: он обнимает его, целует, дает ему игрушку и т. д.

У ребенка появляется потребность в достижении успеха. Эта потребность формируется поэтапно. Сначала ребенок начинает осознавать свои успехи и неудачи, затем может объяснить успехи и неудачи других людей, потом он приобретает способность различать задания по степени трудности и оценивать меру развития собственных умений, необходимых для выполнения данного задания, и, наконец, может оценивать свои способности и прилагаемые усилия.

Подготовлено специалистом центра педагогом -психологом Вервайн А. В.

по материалам Запорожец А.В. «Психологическое развитие ребенка.» М. 1986 г.

стратегии и трудности – Развитие ребенка

Воспитание детей, которые только начинают ходить, – непростое дело. Недаром этот период в жизни ребенка называют «ужасным двухлетним возрастом». Он еще совсем маленький, но его упрямство и настойчивость впечатляют.

Хотя ребенок в этом возрасте еще не готов к тому, чтобы нести наказание за свои поступки, родители должны уже сейчас прививать ему определенные правила, которые научат его управлять своим поведением. 1-2 года – хороший возраст, чтобы научить ребенка делать правильный выбор.

Типичное поведение ребенка 1-2 лет

Двухлетние дети, как правило, очень энергичны. Они готовы до упаду бегать, прыгать и играть. Дети могут легко перевозбуждаться, и восстановить самообладание им бывает очень сложно. Иногда причиной перевозбуждения является окружение или обстановка – в таких случаях ребенка нужно увести в более спокойное место.

Дети познают окружающий мир с помощью органов чувств – особенно с помощью осязания. Сильное любопытство и недостаточно развитые моторные навыки приводят к тому, что дети бывают неуклюжими. Поэтому родителям нужно научить ребенка, к каким вещам прикасаться опасно.

Двухлетние дети любят проявлять самостоятельность. Не удивляйтесь, если ребенок, который только начал говорить, слишком часто говорит «нет» и постоянно пытается от вас убежать. И хотя уследить за ним трудно, наблюдать за тем, как он растет и развивается, очень увлекательно.

С малышом в этом возрасте происходит множество изменений. Чтобы справиться с ними, ему нужна дисциплина. Следование определенным правилам поможет ребенку стать самостоятельнее и при этом научиться социально приемлемому поведению.

Какие трудности могут возникнуть

Маленькие дети могут говорить неправду. Но на самом деле они этого не осознают. Если вы задаете ребенку прямой вопрос (например, «Это ты съел печенье?»), он может ответить: «Нет». Это может быть реакцией на тон вашего голоса или невербальные сигналы, которые говорят о том, что он сделал что-то неправильно.

Не забывайте, что речевые навыки ребенка в этом возрасте еще ограничены, поэтому им сложно выражать свои мысли и чувства словами. Вместо этого они используют язык тела. Из-за ограниченных речевых навыков ребенок может впадать в истерику, когда он злится, расстраивается или когда перевозбужден и не может справиться со своими эмоциями.

Также двухлетние дети могут проявлять агрессию. У них еще нет достаточных навыков для того, чтобы решать конфликты мирным путем, и они не понимают, как их действия могут влиять на других людей. Поэтому они могут драться, кусаться или бросать предметы.

Установите дома несколько простых правил и последовательно их соблюдайте. Детям 1-2 лет необходимы частые напоминания, они должны повторять одно и то же действие снова и снова, чтобы научиться чему-то. Поэтому повторяйте правило, используя одни и те же формулировки, чтобы ребенок его усвоил.

Эффективные стратегии воспитания детей 1-2 лет

Прежде всего, стратегии, которые вы применяете в воспитании ребенка, должны соответствовать его индивидуальным особенностям и потребностям. Тем не менее, существуют определенные рекомендации, которые подойдут большинству детей. Рассмотрим их подробнее.

Показывайте, а не рассказывайте

Когда вы говорите ребенку: «Погладь собаку нежно» через всю комнату, он вряд ли сделает все правильно. Покажите ему, как это сделать. Положите свою руку на руку ребенка и нежно погладьте собаку. Скажите: «Нежно» во время поглаживаний. Если вы увидите, что ребенок все еще грубо обращается с собакой, повторите этот урок. Со временем ребенок научится гладить собаку нежно.

Показывать гораздо эффективнее, чем рассказывать. Поэтому возьмите руку ребенка в свою руку и показывайте, как выполнять то или иное действие.

В течение дня давайте ребенку много возможностей сделать правильный выбор. Когда он чувствует, что не контролирует ситуацию или собственные эмоции, это может перерасти в истерику. Поэтому предлагайте ребенку выбор: что приготовить на ужин, какую книгу почитать перед сном и т. д. Так он будет чувствовать себя лучше.

Уводите ребенка с места, где он проявляет плохое поведение

Иногда ребенок просто не может выполнить ваши инструкции, и заставлять его не имеет смысла. Если он не может хорошо себя вести в супермаркете, вам лучше закончить покупки пораньше. Если же в парке он не слушает вас и постоянно убегает, возвращайтесь домой и повторите прогулку в другой день.

Хвалите ребенка за хорошее поведение

Все люди любят похвалу и маленькие дети – не исключение. Хвалите ребенка за хорошее поведение, и он будет стараться и дальше вести себя так же. Важно обращать внимание на его хорошие поступки. Хвалите его за то, что он спокойно играет, пытается сам одеваться, собирает за собой игрушки. Ребенок готов повторять хорошие поступки, когда родители обращают на них внимание.

Не обращайте внимание на мелкие проступки

Маленькие дети часто ведут себя плохо, чтобы привлечь к себе внимание. Если вы обращаете внимание на капризное поведение или истерики ребенка, это только усугубит ситуацию. Лучше просто игнорировать такое его поведение, с помощью которого он хочет привлечь к себе внимание. Посмотрите в другую сторону, ведите себя так, как будто не видите и не слышите его криков или истерики. Отвлекитесь на что-то, например, на чтение книги.

Как только ребенок перестанет вести себя плохо, вы можете опять обратить на него внимание. Скажите ему: «О, ты сейчас ведешь себя тихо. Значит, ты готов выйти на улицу поиграть».

Если ребенок капризничает из-за того, что голоден или устал, игнорирование его поведения не решит проблему. Вам нужно устранить причину, которая вызвала его плохое поведение. Если вы будете внимательны к признакам голода и усталости у ребенка, это поможет вам избежать подобных ситуаций в будущем.

Если вы не можете полностью игнорировать ребенка или уйти от него, когда у него случается истерика, не реагируйте слишком бурно. Если вы показываете, что устали от капризов ребенка, он получает такой же сигнал, как и при полном игнорировании.

Давайте ребенку побыть самому в другой комнате

Если ребенок ведет себя плохо, родители часто в качестве наказания заставляют его побыть определенное время самому в комнате или посидеть на стуле. Однако большинство детей 1-2 лет не могут спокойно сидеть на одном месте долгое время. Им не хватает на это терпения и собранности. Однако он может провести немного времени в другой комнате.

Определяйте время такого наказания в расчете 1 минута на 1 год жизни ребенка. Таким образом, двухлетнему ребенку нужно будет провести в комнате 2 минуты. Не используйте в качестве места для наказания комнату, в которой спит ребенок. Его комната должна быть для него безопасным местом и не вызывать ассоциаций с наказаниями.

Как предотвратить проблемы в будущем

Маленькие дети очень любопытны. Любой предмет они хотят потрогать, бросить и постучать им, чтобы проверить на прочность. Не стоит ожидать, что ребенок будет соблюдать правила безопасности. Чтобы он мог безопасно играть и исследовать окружающий мир, обеспечьте ему надлежащие условия.

Используйте накладки на выступающие поверхности и острые углы, уберите из зоны досягаемости ребенка хрупкие предметы. Когда ребенок сможет безопасно исследовать окружающий мир, вы будете тратить гораздо меньше времени на его воспитание. Проверьте, насколько прочно прикреплена к стенам мебель, поскольку именно она чаще всего становится причиной травм у детей.

Составьте распорядок дня, чтобы упорядочить занятия вашего ребенка. Постарайтесь, чтобы время приема пищи, сна и игр было постоянным. Когда ребенок будет знать, что его ожидает, он быстрее настроится на распорядок.

Чтобы помочь малышу плавно перейти от одного занятия к другому, заранее предупредите его и дайте ему почувствовать себя вовлеченным в процесс. Начните с того, что сообщите ребенку, что время для игр (рисования, просмотра мультфильмов и т. д.) подходит к концу. Вместо фраз типа «У тебя осталось еще несколько минут» используйте более понятные ребенку выражения. Например: «У нас осталось время поиграть еще с одной игрушкой, после этого мы пойдем купаться». Затем дайте ребенку выбор: «Ты хочешь поиграть с машинкой или почитать книжку перед тем, как идти купаться?»

Тщательно планируйте все выходы на улицу вместе с ребенком. Ваши походы в магазин будут намного спокойнее, если ребенок будет сытым и отдохнувшим. По возможности привлекайте ребенка к социальному взаимодействию – это заставит его вести себя лучше.

Дети учатся хорошему поведению, наблюдая за окружающими. Покажите ребенку пример такого поведения, которое вы хотите видеть у него – это поможет ему быстрее сформировать необходимые навыки. Например, вместо того чтобы раз за разом напоминать ему о необходимости говорить «спасибо» и «пожалуйста», сами употребляйте эти слова. Помните, что ребенок может перенять у вас и вредные привычки.

Как общаться с детьми

Когда вы объясняете что-то ребенку, делайте это кратко. У детей 1-2 лет еще недостаточно внимания для того, чтобы выслушивать долгие нравоучения. Используйте короткие предложения, например: «Драться нельзя. Мне больно». Когда ребенок разовьет речевые навыки, вы сможете использовать более подробные объяснения.

Как бы сложно вам ни было сохранять самообладание, когда ребенок разбрасывает вещи или впадает в истерику, постарайтесь сохранять спокойствие. Так вы покажете ребенку пример самообладания и поможете ему развить этот навык.

Не используйте телесные наказания и не используйте резкие слова в адрес ребенка. Шлепать, кричать или стыдить малыша – не только неэффективно, но и вредно для организма и психики. Если вас расстраивает поведение ребенка, сделайте глубокий вдох и сосчитайте до 10, прежде чем опять говорить с ним. Выделите время, чтобы позаботиться о себе. Если вы научитесь справляться со стрессом, вы сможете лучше воспитывать ребенка.

Развитие ребенка 1–2 года

Развитие ребенка 1–2 года

В возрасте от 1 до 2 лет вы увидите много изменений в вашем ребенке. Как родитель, вы теперь должны думать о безопасности и установлении ограничений, а также заботиться о своем ребенке.

Ваш малыш путешествует и познает мир. Они «разговаривают» и издают узнаваемые звуки. Им нравится, когда вы разговариваете, вместе смотрите книжки с картинками и показываете на знакомые им предметы. Ваш ребенок собирает звуки вместе, бормоча, пытаясь скопировать или произнести первые слова и говоря «нет», покачивая головой.

Ваш ребенок может быть цепким и осторожным с незнакомцами, но у них формируются особые отношения с вами и другими членами семьи. Их личность становится ясной для вас.

Социальные и эмоциональные

Ваш малыш теперь понимает, что он совершенно отдельный от вас человек. Это может означать, что они беспокоятся о том, что вы можете их бросить. Это также означает, что они будут продолжать повторять «я» и «мое».

Теперь ваш ребенок знает, что он независимый человек, он начинает понимать, что может «владеть» вещами. Иметь «свою» позицию или называть объект «своим» — это способ осознать эту захватывающую и довольно пугающую новую идею.

Трудно понять, что есть что-то, если вы также не знаете, чем оно не является, поэтому ваш малыш может быть настроен на противоположности – возможно, на противоположное тому, что вы предлагаете в данный момент!

Хотя они, вероятно, знают много слов, в этом возрасте они еще не могут понимать абстрактные понятия.

Часто кажется, что ваш ребенок игнорирует вас, когда вы говорите ему что-то сделать, и его нужно отвлечь, отодвинуть или взять на руки. Несмотря на то, что они, кажется, понимают «нет», они все еще не могут контролировать свои импульсы настолько, чтобы подчиняться.

  • Быть родителем 18-месячного ребенка может быть тяжелой физической и умственной работой.
  • Ваш малыш будет любознательным и энергичным, но ему все еще нужно много внимания со стороны взрослых, а также ваше присутствие для успокоения.
  • Они будут зависеть от вас (своих родителей) и очень привязываются. Скорее всего, они боятся разлуки, потому что еще не до конца понимают, что вы вернетесь.
  • Они любят играть со взрослыми и любят повторяющиеся игры.
  • Они проявляют интерес к другим детям, но обычно играют в одиночку. Не ожидайте, что они будут делиться вещами — в этом возрасте малыши не понимают идеи делиться.
  • Ваш малыш будет имитировать действия и игры, например, говорить по игрушечному телефону.
  • Они могут быть более склонны к сотрудничеству в одежде, потому что хотят подражать взрослым и «сделать это сами».
  • Однако, поскольку ваш малыш хочет «сделать все правильно», он может сильно расстроиться, если не сможет справиться с заданием.
  • Ваш малыш медленно начинает лучше есть самостоятельно, но может стать разборчивым в том, что он ест.

Развитие понимания

На втором году жизни ваш малыш все еще не может видеть мир в перспективе. Понятия времени и расстояния — «слишком быстро, слишком медленно, слишком далеко» — все это им недоступно.

Тем не менее, ваш малыш усердно сортирует объекты, которые он видит, на понятные группы. Сначала эти группы могут быть довольно рыхлыми. Например, увидев и запомнив утку, они скажут «утка», когда увидят курицу, потому что у них обоих есть перья и крылья.

Потратьте время, чтобы понаблюдать за наблюдательностью вашего ребенка, пока он упорядочивает предметы, персонажей и животных, которых встречает в своем мире.

  • Ваш малыш лучше запоминает – он начинает думать, прежде чем действовать, например, вспоминая что-то горячее. Они также будут помнить и копировать прошлые события.
  • В возрасте от 18 месяцев до 2 лет ваш малыш будет лучше узнавать сходства и различия в вещах и начнет сортировать вещи по группам, таким как автомобили, кубики или животные.
  • Ваш малыш также начнет понимать, какие вещи связаны друг с другом, например, выбирать обувь папы или складывать мелки с бумагой.
  • Они начнут сопоставлять и подгонять и могут решать простые головоломки, такие как фигуры или знакомые животные.
  • Однако они все еще очень плохо понимают время и не могут понять, что значит завтра. Ваш малыш не понимает абстрактных слов, таких как «красивый», «пустой» или «тяжелый», и не может говорить о вещах, которые он не может увидеть, взять или потрогать.
  • Они также не имеют реального представления о размерах и пространстве – они могут бояться упасть в унитаз или в сливное отверстие в ванне.

Физическое развитие

Быстрая подвижность вашего малыша означает, что вам, вероятно, придется реорганизовать свой дом. Ваш ребенок перейдет от ползания или шатания в ограниченном пространстве к уверенной ходьбе и широкому исследованию, открывая каждую ручку и поворачивая каждую ручку, которую он может увидеть.

Закрепите или уберите тяжелые или бьющиеся предметы.

Оставляйте интересные небьющиеся предметы там, где они могут их достать.

Будьте позитивны

Постарайтесь ограничить использование отрицательных слов, таких как «нет» и «нельзя», так как они сильно повлияют на отношение вашего малыша к себе и миру. Вы хотите нарисовать позитивную картину мира, где многое возможно, а не места, где ничего не дозволено.

Когда вам нужно управлять их поведением, постарайтесь предложить альтернативы и как можно проще объяснить опасности. Примерно к 15 месяцам ваш малыш может:

  • подтолкнуть себя, «несясь вперед» на четырехколесной игрушке для верховой езды
  • ходить в одиночестве с широко расставленными ногами и высоко поднятыми руками для сохранения равновесия
  • встают на ноги, отжимаясь руками.

К 2 годам ваш малыш:

  • может вставать без помощи рук
  • , вероятно, сможет бежать, не натыкаясь на предметы, и останавливаться при необходимости
  • , вероятно, может спускаться по лестнице, держась за нее, но будет ставить обе ноги на каждую ступеньку, прежде чем перейти к следующей
  • будет заинтересован и способен крутить ручки и нажимать кнопки.

Проверка того, «как далеко они могут зайти», является частью физической и социальной жизни вашего малыша. Постарайтесь позволить им исследовать мир свободно и безопасно, но не позволяйте им забегать слишком далеко. Всегда давайте малышу понять, что вы рядом, чтобы он мог вернуться.

Речь и язык

На втором курсе язык является зеркалом других изменений в развитии. Ваш малыш быстро начинает называть больше вещей в своем мире и для чего они нужны. Они по-прежнему будут хотеть, чтобы вы говорили то, что у них в голове, но слишком сложно для них выразить — например, «Я хочу зеленую чашку для моей воды».

Хотя количество слов, которые они знают, в этом году увеличивается, они будут очень расстроены, потому что просто не могут сказать столько, сколько хотят, или потому что вы не понимаете, что они говорят.

Много разговаривайте с ними и повторяйте то, что они сказали, когда отвечаете. Опишите то, что вы видите вместе, простыми словами, например: «Посмотрите на большой автобус».

  • Речь вашего малыша увеличивается примерно с 5-20 слов в 18 месяцев до 150-300 слов к 2 годам. Они могут понимать даже больше слов.
  • К 2 годам ваш малыш может сказать вам большую часть того, что он хочет, с помощью таких слов, как «снаружи», «молоко» или «печенье», даже если он не всегда произносит их правильно.
  • Предложения вашего малыша станут длиннее и точнее — от «больше» до «хочу еще», а затем «я хочу еще».
  • Ваш малыш также лучше понимает язык и может помнить по две вещи одновременно, например, «Возьми мяч и принеси его папе».
  • Помимо слов, чтобы сказать, что они хотят, они начинают учить слова о том, как они себя чувствуют, например, «оу», когда они причиняют себе боль.
  • К 2 годам ваш малыш будет иметь достаточные языковые навыки, чтобы говорить людям, что они хотят, чтобы они сделали — «нет» или «уходи».
  • Во время волнения они могут колебаться над некоторыми словами.

Занятия

  • Вашему малышу понравится крутить ручки и кнопки. Это помогает им научиться использовать свои мышцы и чувствовать, что они могут управлять новыми вещами. Защитите телевизор и другое заманчивое оборудование и дайте им свои игрушки с ручками и кнопками, на которые можно нажимать.
  • Им понравятся простые головоломки. (Если ваш малыш теряет интерес, когда он может собрать головоломку, возьмите что-нибудь из библиотеки игрушек).
  • Им понравятся игрушки, которые соединяются друг с другом, например, поезда или игрушки-складчики, наборы молотков и колышков, а также контейнеры для наполнения и опорожнения.
  • Вашему малышу понравится рассматривать картинки. Называйте с их помощью знакомые предметы и животных. Иногда пусть переворачивают страницы.
  • Любимые разговоры включают разговоры о том, что они видят, делают или чувствуют. Ваш малыш узнает больше слов, когда вы болтаете таким образом, а не когда вы задаете вопросы.
  • Избегайте вопросов, на которые вы уже знаете ответ. Вместо того, чтобы спрашивать «Что это?», вы можете сказать: «О, это вкусное яблоко».
  • Играйте в игры, в которых они могут сказать «нет», например, «Папа под кроватью?»
  • Подарите малышу разные игрушки, чтобы он мог узнавать о разных и одинаковых предметах, например, о фруктах, животных или машинах.
  • Им понравится копировать вас и играть в «дом», например, мыть посуду, играть с игрушечными телефонами, одевать кукол и играть в переодевание.

Не забывайте иногда просто позволять им играть самим, чтобы они научились развлекаться. Они попросят о помощи, если захотят.

Ваш ребенок уникален

Все дети разные и могут развиваться с разной скоростью. Таким образом, если ваш ребенок не делает некоторых из этих вещей, он может «работать» над другой областью обучения и развития.

Тем не менее, дети обычно развиваются по одной и той же схеме, и приятно осознавать, что ваш ребенок развивается нормально, своим уникальным путем.

Если вас беспокоит развитие вашего ребенка или если он сильно отличается от других детей, поговорите со своим врачом или детской медсестрой. Если есть проблема, лучше обратиться за помощью заранее.

На что следует обратить внимание

Поговорите со своим врачом или детской медсестрой, если ваш ребенок:

  • часто спотыкается о ноги, и это не улучшается
  • не может ходить
  • не может держать ложку и доносить большую часть еды до рта
  • не может поднимать мелкие предметы
  • нельзя построить башню из 3-4 кирпичей
  • регулярно использует не более 20 слов
  • не понимает простых указаний (это не значит, что они всегда будут делать то, что вы им говорите)
  • часто убегает очень далеко (с глаз долой) или без колебаний забирается очень высоко.

Безопасность

Безопасность является большой проблемой, так как малыши любопытны и очень подвижны, но еще слишком малы, чтобы понимать опасность.

  • Убедитесь, что все опасные предметы, включая лекарства, заперты наверху.
  • Прикрепите мебель, включая книжные полки и телевизоры, к стене.
  • Убедитесь, что температура горячей воды установлена ​​на 50 градусов или меньше.
  • Всегда следите за детьми у воды.

Дополнительная информация

Местная общественная, школьная или детская медсестра

  • См. фиолетовую книгу «Все обо мне» для вашего ребенка
  • Посмотрите в системе поиска детских поликлиник
  • Посетите ближайшую детскую поликлинику

Местный семейный врач

Линия для родителей Ngala

  • 8:00–20:00 Без выходных
  • Телефон: (08) 9368 9368
  • За пределами метро – бесплатный звонок 1800 111 546 (бесплатно только со стационарных телефонов)
  • Посетите веб-сайт Ngala (внешний сайт)

Raising Children Network

  • Посетите веб-сайт Raising Children Network (внешний сайт)

    Последняя проверка: 21 мая 2019 г.

    Благодарности

    Служба охраны здоровья детей и подростков – Общественное здравоохранение (CAHS CH)


    Эта публикация предназначена для образовательных целей и только в информационных целях. Это не замена профессиональной медицинской помощи. Информация о терапии, услуге, продукте или методе лечения не означает одобрения и не предназначена для замены рекомендаций вашего лечащего врача. Читатели должны иметь в виду, что со временем актуальность и полнота информации могут измениться. Все пользователи должны обратиться за советом к квалифицированному медицинскому работнику для постановки диагноза и получения ответов на свои медицинские вопросы.

    См. также

    • Развитие ребенка

    Развитие ребенка от 1 до 2 лет I Начальные блоки

    Пособие по уходу за ребенком увеличилось. Посетите сайт childcaresubsidy.gov.au для получения подробной информации.

    Ваш ребенок сейчас совсем малыш, ему нравится делать что-то по-своему, в свое время, поэтому важно, чтобы у него была безопасная среда, в которой он мог бы учиться, играть и исследовать. играть дольше. День за днем ​​они открыты для новых вызовов и могут казаться более независимыми, но не дайте себя одурачить — вы не сможете оторвать от них глаз ни на секунду!!

    Следующая информация была получена из брошюры Рамки обучения в раннем возрасте Вехи развития, разработанной Community Child Care Co-operative Ltd NSW (CCCC) для Министерства образования.

    Как вы можете поощрять обучение вашего малыша?
    • Поощряйте малыша задавать вопросы и сталкиваться с новыми проблемами, например. как правильно спускаться по лестнице — пройди с ними каждую проблему

    • Помогите малышу поэкспериментировать с повседневными вещами, например. показать и объяснить, почему одни предметы плавают в ванне, а другие тонут

    • Вместе проводите простые эксперименты, например, лепите тесто для лепки, пускайте мыльные пузыри и смотрите на насекомых

    • Поговорите с ними о технологиях и предметах, которые мы используем каждый день, и о том, как они помогают нам жить. чашки, карандаши, телевизоры и компьютеры

    • Вместе исследуйте природу и говорите о том, как все меняется в течение дня или года. погода или времена года

    • Разберите вещи и снова соберите их (например, игрушку) и обсудите, что делает каждая часть

     

    Какие вехи развития вы можете наблюдать?

     

    Физические
    • прогулки, лазание и бег
    • делает два-три шага без поддержки, широко расставив ноги и подняв руки для равновесия
    • ползет вверх по ступенькам
    • танцует под музыку
    • взбирается на стул
    • пинает и бросает мяч
    • сами себя кормят
    • начинает бежать (торопливая прогулка)
    • каракули карандашом или мелком в кулаке
    • перелистывает страницы книги по две-три страницы за раз
    • катает большой мяч обеими руками
    • эффективная подача пальцем
    • начинает ходить в одиночестве, «шатаясь», с частыми падениями
    • приседания, чтобы поднять предмет
    • возвращается к сканированию, если вы спешите
    • можно пить из чашки
    • пытается использовать ложку/вилку
    Социальный
    • начинает сотрудничать с другими во время игры
    • может играть вместе с другими малышами, делая то же, что и они, но без видимого взаимодействия (параллельная игра)
    • любознателен и энергичен, но зависит от присутствия взрослых для самоуспокоения
    Эмоциональный
    • может проявлять беспокойство при разлуке со значимыми людьми в своей жизни
    • ищет утешения, когда расстроен или боится
    • учится у родителей или основного опекуна в отношении отношения к незнакомцам
    • может легко расстроиться, если устал или расстроен
    • помогает другим в беде, похлопывая, издавая сочувствующие звуки или предлагая материальные предметы
    Когнитивный
    • повторяет действия, которые приводят к интересным/предсказуемым результатам, напр. ложка ударов по кастрюле
    • указывает на объекты, когда они названы
    • знает некоторые части тела и указывает на части тела в игре
    • узнает себя на фото или в зеркале
    • имитирует домашнюю деятельность, т.е. купание ребенка, подметание пола
    • может подать сигнал, когда она/он закончит пользоваться туалетом
    • тратит много времени на изучение объектов и манипулирование ими, кладет их в рот, трясет и стучит ими
    • складывает и опрокидывает предметы
    • выбирает игры и убирает их
    • называет себя по имени, использует «я», «мое», «я делаю это сам»
    • будет искать спрятанные игрушки
    Язык
    • понимает и выполняет простые вопросы/команды
    • говорит имя
    • говорит много слов (в основном называя предметы)
    • начинает использовать предложения из одного-двух слов, например. «хочу молока»
    • взаимное подражание другому малышу: будут имитировать действия друг друга
    • любит стишки и песни

     

    Обратитесь за советом к местному медицинскому работнику или врачу, если вашему малышу: 9 лет.

    Добавить комментарий