Психологические комплексы. Можно ли распознать и преодолеть?
Психологические комплексы – это мысли, чувства, установки, опыт, воспоминания, которые были сформированы сознательно или подсознательно, влияющие на возникновение и проявление определенных шаблонов поведения, а также соответствующих эмоций.
Они проявляются во всех аспектах функционирования личности, и оказывают существенное влияние на развитие и работу психики, Чаще всего психологические комплексы возникают в детстве из-за различных неприятных впечатлений, отсутствия чувства безопасности, слишком жесткого воспитания, сравнения с более талантливыми сверстниками и т. д.
У поэта Заболоцкого есть потрясающее стихотворение «Некрасивая девочка». В нем идет речь о внешне непривлекательном ребенке, который пока не осознает этого, радуется счастью других детей, без зависти и злобы. Автор задумывается о том, сумеет ли она сохранить красоту и чистоту души в будущем, столкнувшись с пониманием своих внешних данных, возникновением насмешек со стороны.
Известный писатель, автор произведения «Маленький принц», Экзюпери говорил, что все мы родом из детства. Действительно, детские годы – это период, когда у человека формируется характер, появляются жизненные сценарии. Это схоже с установкой компьютерного программного обеспечения. Иногда при этом «загружаются» и вредоносные программы – вирусы. К ним, безусловно, относятся психологические комплексы.
Детальнее о психологических комплексах
О психологических комплексах сегодня говорят многие, начиная от профессионалов (психотерапевтов, психологов) и заканчивая обывателями. Эти комплексы присутствуют практически у каждого, в той или иной степени. Кто-то стыдится своей внешности, умственных или физических способностей, кто-то постоянно чувствует себя ущербным из -за социального статуса или материального положения. Они доставляют различные проблемы человеку в его дальнейшей жизни, изменяя ее в негативную сторону. Тот, кто не может справиться с ними, упускает множество возможностей. Кто-то терпит фиаско в личной жизни или не может найти друзей, кто-то рушит карьеру или боится начать собственное дело.
Разновидности психологических комплексов
- Комплексы относительно физических данных – веса, роста, формы или размера носа, глаз, ушей и т.д. Они могут проявиться под давлением социальных рамок, мнения близких людей.
- Комплексы по поводу возрастных изменений. Чаще страдают женщины, которых очень огорчает появление морщин на лице или шее, а также – новой складочки на талии. Вопрос о возрасте или весе может вызывать у дам огорчение или даже агрессию, поскольку ответить на него бывает крайне трудно.
- Психологические комплексы, связанные с самовыражением личности, – сюда относится болезненное чувство вины, позиция жертвы, и т.д. Такого рода психологические комплексы связаны с положением в обществе, наличием высшего образования, успеваемостью в вузе или других учебных заведениях, обеспеченности, финансовой независимости.
Как возникаю психологические комплексы в детстве?
Психологические комплексы могут сформироваться в процессе воспитания. Родители, ближайшие родственники и учителя способны принести их в жизнь еще не сформировавшегося маленького человека. Желая воспитать ребенка правильно, не разбаловать его, родные нередко чересчур критикуют свое чадо, сравнивают его со сверстниками (не в лучшую сторону), публично наказывают, и тем самым культивируя в нем неуверенность, стыд и непринятия себя. Произнесенные взрослыми фразы с уничижительными интонациями, грубое отношение к ребенку – причина проблем в будущем. Психологические комплексы появляются у многих детей с самого раннего детства.
Воспитание, безусловно, очень ответственное и непростое дело. Но если пытаться точно соответствовать кому – то по написанным правилам и идеалам, тогда есть очень много шансов, что человек вырастет со многими психологическими комплексами. Жить в мире как по учебнику просто невозможно, людям также нужны различные эмоции, как положительные, так и отрицательные. Им тоже нужно ошибаться, потому что это учит нас чему – то новому, дает жизненный опыт.
Психологические комплексы очень живучие. Приобрести их просто, а избавиться от них крайне трудно. Если родители, не давая ребенку достаточно нежности и любви, говорят, например, обидные, унизительные слова о том, что плачут только сопливые девчонки, а нормальные мальчики держат себя в руках, что грязнулями бывают только свиньи, что с такой успеваемостью в школе ребенку светит стать только дворником, тогда у него сформируется комплекс неполноценности. Естественно, что такого рода высказывания очень сильно травмируют, оставляя след на всю последующую жизнь. Достаточно часто, уже будучи взрослым, самодостаточным человеком, мужчина или женщина вспоминают свои детские обиды. Слова или поступки родителей не забываются, а выходят с обидами, упреками во время работы с психологом или психотерапевтом. В последующем также возможно возникновение различных психических расстройств и соматических заболеваний, где особое место, конечно, занимают невротические расстройства. И тогда уже понадобиться помощь врача, и такого специалиста, как психиатр, в том числе.
Комплекс неполноценности, ущербности развивается в ситуации, если родители не верят в способности собственного ребенка. Внушают, что у сына или дочери никогда ничего не получится, что ребенок плохой, глупый, родитель уничтожает потенциал своего чада. Вместо мотивации – угнетение и унижение. Еще травматичнее действуют сравнения с другими людьми, конечно, не в пользу своего ребенка. Формируется чувство ущербности, неспособность справляться с трудностями, чувство вины. А также может проявиться зависть или агрессия к тем, кто соответствует пожеланиям родителей, кого они хвалят, т.н. идеалам.
Иногда один из родителей, чаще мать, внушает ребенку демонстративную жертвенность, говоря, что оставила ради него карьеру, потеряла здоровье, красоту, много времени, финансов. Часто встречаются и манипуляции чувствами. Мама может сказать, что ей было ужасно плохо и больно, когда сын получил двойку, но она все равно приготовила ему обед. Такие фразы формируют у ребенка комплекс вины.
Возникновение психологических комплексов в детском возрасте, когда дети не могут оценить критику и замечания, которые воспринимаются ими буквально, могут стать впоследствии очень устойчивыми к психотерапевтической работе.
Психологические комплексы начинают формироваться под влиянием значимых людей. Гораздо меньшую роль здесь играет мнение посторонних, например, что скажут друзья соседей о вашем новом платье, но если оно не понравится любимому человеку, родственнику или подруге – это может вызвать массу негативных переживаний.
Варианты проявления психологических комплексов:
- Неосознаваемые, когда они закреплены в подсознании и неизменно влияют на жизнь человека – мешают чувствовать себя удовлетворительно, развиваться и радоваться окружающему. Но с комплексом переоценки значимости своей личности можно жить даже с удовольствием, хотя человек не понимает, что по отношению к людям и событиям его отношение является деструктивным, да и, пожалуй, к самому себе. Но это понимание может прийти позже и то, скорее, с помощью психолога или психотерапевта.
- Осознаваемые, когда человек понимает, что у него есть психологические комплексы, которые также не дают жить в свое удовольствие, но их очень сложно быват преодолеть самостоятельно.
Показатели, указывающие на наличие психологических комплексов:
- Излишние переживания, нервозность по поводу своего повышенного внимания, чрезмерной фиксации на некоторых особенностях, обстоятельствах и поступках других людей.
- Атипичные реакции на различные жизненные ситуации и окружающих людей.
- Ощущение внутренней чрезмерной скованности преимущественно в те моменты, когда другие люди смотрят или должны дать оценку чему-то, какому-то действию или поступку.
- Повышение уровня тревоги и беспокойства в обстоятельствах, связанных со встречей и взаимодействием со значимыми людьми.
Как не сформировать психологические комплексы у детей?
Необходимо рассмотреть рекомендации, как не сформировать , и как бороться с имеющимися детскими комплексами.
Всегда интересуйтесь делами своих детей, будьте к ним внимательны, показывайте, что они значимы для вас, узнавайте их мнение даже в решении собственных вопросов или вопросов семьи. Например, при обустройстве комнаты можно посоветоваться с ребенком. Обсудить, как лучше расставить мебель, куда положить игрушки, где повесить фотографии и картины. Можно также обсуждать меню на неделю.
Помогайте своим детям выражать эмоции, не только счастья и радости, но и грусти, недовольства. Ваши дочь или сын имеют полное право на злость, капризы, страхи – это абсолютно нормально, даже если временами и выглядит слишком бурно.
Не стоит негативно оценивать личность ребенка. Говорить можно о поступке, как бы отделяя его от человека.
Также стоит дать ребенку возможность определить самостоятельно, насколько правильно он повел себя в той или иной ситуации. Так он ощутит ответственность за свои действия, научится принимать решения и осознавать их последствия.
Навязывание стандартов поведения и гендерных стереотипов сказывается крайне негативно. Не сравнивайте свое чадо с другими или эталонным образцом.
Учите детей переживать не только победы, но и неудачи, поражения. Это неизбежный опыт, который очень важен для формирования полноценной личности. Без этого невозможно сделать правильный вывод из сложившейся ситуации и исправить ее в дальнейшем.
Не завышайте планку достижений: глупо ругать ребенка за четверку в дневнике или третье место в соревнованиях.
Излишняя строгость только вредит. Наиболее закомплексованными становятся дети, родители которых очень властные, подавляющие эмоциональность, непосредственность и желание познавать мир.
Объясните своим детям, что подстраиваться под всех – бессмысленно: сколько людей – столько и мнений, и невозможно абсолютно всем нравится. Любите ребенка таким, какой он есть, любовь помогает в избавлении от психологических комплексов.
Как преодолеть психологические комплексы?
Дать универсальный ответ на этот вопрос – невозможно, поэтому лучшее, что можно предпринять – обратиться к психотерапевту или психологу. Только работая с профессионалом, возможно достичь устойчивого результата.
Существуют полезные рекомендации, которые полезны и значительно облегчают жизнь:
- Примите действительность и живите здесь и сейчас.
Часто мы впадаем в ненужные переживания по поводу того, что было или будет. Стоит сфокусироваться на том, что можно сделать сегодня. - Старайтесь познавать себя и других. Многие страхи и переживания появляются от отсутствия информации. Не зря же, средства массовой информации (СМИ) называют пятой властью.
- Попробуйте находить в себе достоинства, когда думаете о недостатках. Создайте противовес негативным мыслям и убеждениям.
- Воспринимайте неудачи только как опыт, а не провал. Такая позиция поможет избежать уныния и самоедства.
- Отделите главное от второстепенного. Старайтесь не тратить силы и эмоции на то, что не является важным в вашей жизни.
- Добавьте спонтанности в повседневность. Это поможет всегда находить выходы из неожиданно возникших ситуаций.
- Если понимаете, что можете уменьшить комплекс, поработав над проблемой – вперед. Почему бы не сбросить лишний вес, не сходить к косметологу или не начать учить английский? Возможно, результаты настолько изменят ситуацию, что ни от каких психологических комплексов не останется и следа.
Любите себя, избавляйтесь от психологических комплексов. Будьте здоровы и благополучны!
Мы постоянно выявляем плагиат на наши материалы без указания кликабельной follow ссылки на них. В таком случае без предупреждения мы обращаемся в DMCA Google, что приводит к пессимизации плагиатора. Наоборот, мы приветствуем популяризацию наших материалов, но с обязательной активной follow ссылкой на эту страницу psyhosoma.com/psixologicheskie-kompleksy-mozhno-li-raspoznat-i-preodolet/.
Психологические комплексы — природа происхождения и способы борьбы
Бытует мнение, что психологические комплексы являются уделом только слабых людей. На самом деле ошибочное представление о собственных психологических или же физических недостатках, а также их значительное преувеличение, есть у каждого. По утверждению специалистов, психологические комплексы людей зарождаются в детстве и объясняется это неумением ребенка отфильтровывать негатив на свой счет, увиденный либо услышанный им от родителей, друзей и знакомых.
- психические (ментальные). Относятся к двум сферам – душевной и умственной. Также касаются предубеждений. Речь о неуверенности в себе, комплексах вины и т.д.;
- физические (физиологические). Относятся к физическим особенностям тела и внешности. Речь о маленьком или чересчур большом росте, форме или размере носа, ушей, губ и т.д.
Существуют как негативные, так и позитивные психологические комплексы личности. Первые провоцируют на отрицательные эмоции и негативное поведение. Вторые служат мотивацией для преодоления различных трудностей.
Практически все психологические комплексы детей становятся причиной психологической дисгармонии во взрослой жизни. Человеку кажется, что все окружающие его люди умнее, интереснее, успешнее и красивее.
Проявляется в отсутствии четких ориентиров, уверенности в своих возможностях и силах. При возникновении необходимости принять серьезное решение самостоятельно у человека возникает паника. Он может принять решение и тут же от него отказаться, или же сменить его в последний момент.
Это еще один очень распространенный психологический комплекс, который проявляется в чрезмерной уверенности человека в собственном превосходстве. Его представление о себе и своих возможностях завышено и нереалистично. При каждом удобном случае человек с комплексом превосходства старается донести до окружающих тот факт, что они до его уровня не дотягивают.
Одной из гарантий успеха борьбы с комплексами является их признание и определение первопричин болезненного состояния. Чтобы избавиться от неправильного представления о себе и его негативного влияния на качество жизни, необходимо работать над собой. Существует комплекс психологических упражнений для устранения разных видов психических и физиологических комплексов. Упражнения помогают повысить самооценку, а также изменить свое отношение как к самому себе, так и к окружающему миру. Важно, без глубокой работы над собой и своим внутренним миром избавиться от психологических комплексов невозможно!
Оставить комментарий
Топ-10 психологических комплексов в психиатрии
HealthScience
2 минуты чтения
Многие люди страдают психологическими расстройствами и комплексами. Вот список самых частых психологических комплексов.
10 Комплекс Эдипа\Электры
Хорошо известный психический приступ у ребенка, которому приходится выбирать между отцом и его мужской тягой к матери, перерос в психологическое расстройство, которое может потребовать обращения к биологу-психиатру по имени Комплекс Эдипа у мальчиков или Комплекс Электры у девочек. Считалось, что герои греческой мифологии Эдип и Электра влюбились в своих родителей и, чтобы полностью завладеть ими, должны были убить другого родителя.
9 Комплекс бога
Комплекс бога — это обширная психологическая катастрофа с безграничным личным потенциалом, которая вводит человека в заблуждение и часто может привести к опасным проблемам между человеком и обществом. Это обманчивое представление о всемогуществе может быть связано с жестоким обращением с допинговыми веществами, а также с постоянной стимуляцией мозгового центра.
8 Комплекс преследования
Комплекс преследования — один из самых обычных психологических симптомов современного глобализированного мира. Постоянно торопясь и чувствуя бег времени, человек может легко овладеть его синдромами.
7 Комплекс вины
Человек, страдающий этим комплексом, часто взимает с себя плату за все, что выходит из-под контроля. Они откровенно самокритичны и не могут беспристрастно оценивать дело. В результате они не понимают истинной ответственности. Они лгут или обманывают, чтобы предотвратить возможно воображаемые и преувеличенные последствия.
6 Комплекс Дон Жуана
Этот комплекс часто считают типичным бабником. Чарли Харпер из «Два с половиной человека» выглядит идеальным образцом Дон Жуана. Такой мужчина обычно меняет партнерш и часто рассматривает их как источник удовольствия. Он часто бесчувственен к эмоциональным потребностям женщин, однако часто может быть превосходным обаятелем. Такие мужчины бессильны иметь длительные отношения, а многие из них даже всю жизнь остаются холостыми.
5 Комплекс превосходства
Человек с комплексом превосходства считает, что он лучше других. В отличие от человека с комплексом неполноценности, они не заботятся о том, чтобы вести себя лучше перед другими. Эти люди часто считают других низшими существами или даже незначительными, которые на самом деле не достойны их общества. Тем не менее, они создают отношения с людьми только для стратегической выгоды.
4 Комплекс неполноценности
Этот комплекс заставляет человека чувствовать себя меньшим по сравнению с другими или в отношении социальных стандартов. Время от времени они сверхкомпенсируют себя превосходными достижениями, несмотря на свое негативное убеждение. В противном случае они проявляют крайне антиобщественное действие. Часто они склонны не заботиться о своих потребностях и часто ограничивают себя во многих областях, полагая, что они слишком ничтожны, чтобы преуспеть в любом случае. Они безразлично говорят о себе и с трудом чувствуют себя уверенно, несмотря на то, что их хвалят.
3 Комплекс неспособности сказать «нет»
Широко распространено мнение, что люди, которые верят в реальность своими эмоциями, а не своим суждением, склонны к «комплексу неспособности сказать «нет». ‘.
2 Комплекс Наполеона
Те, у кого есть «Комплекс Наполеона», — это те, кто испытывает определенные физические трудности и одновременно оказывается на голову выше всех остальных в своей области, что дает ему/ей высокий статус и публично признанный менеджмент.
1 Комплекс Мессии/Искупителя
Такие люди регулярно выделяются в толпе и ведут себя как проводники точных причин. Работа «Избранного» может служить предполагаемой причиной большей части социальных демаршей. Комплекс может формироваться и в более взрослом возрасте из-за невозможности самореализации и в результате жизненного кризиса.
Статьи по теме
Что это такое и как это работает
Эдипов комплекс — это термин, использованный Зигмундом Фрейдом в его теории психосексуальных стадий развития и являющийся общим термином как для комплексов Эдипа, так и для комплексов Электры.
Эдипов комплекс возникает на фаллической стадии развития (возраст 3-6 лет), когда источник либидо (жизненной силы) концентрируется в эрогенных зонах детского тела (Фрейд, 1905).
На этом этапе дети испытывают бессознательное чувство влечения к родителю противоположного пола, ревность и зависть к родителю своего пола.
Эдипов комплекс успешно разрешается, когда мальчик начинает идентифицировать себя со своим отцом как косвенный способ иметь мать. Неспособность разрешить Эдипов комплекс май
Эдипов комплекс
Эдипов комплекс является теорией Зигмунда Фрейда и возникает на фаллической стадии психосексуального развития.
В нем рассказывается о мальчике в возрасте от 3 до 6 лет, который бессознательно испытывает сексуальную привязанность к своей матери и враждебно относится к своему отцу (которого он считает соперником).
У маленького мальчика Эдипов комплекс или, точнее, конфликт возникает из-за того, что у мальчика развиваются бессознательные сексуальные (приятные) желания к матери.
Зависть и Ревность направлены на отца, объект материнской привязанности и внимания. Эти чувства к матери и соперничество с отцом приводят к фантазиям о том, чтобы избавиться от отца и занять его место с матерью.
Враждебные чувства к отцу приводят к тревоге кастрации, иррациональному страху, что отец кастрирует (удалит пенис) его в качестве наказания.
Чтобы справиться с этим беспокойством, сын идентифицирует себя с отцом. Это означает, что сын перенимает/усваивает установки, характеристики и ценности, которых придерживается его отец (например, личность, гендерная роль, поведение мужского отца и т. д.).
Отец становится образцом для подражания, а не соперником. Через эту идентификацию с агрессором мальчики обретают свое супер-эго и мужскую половую роль. Мальчик заменяет свое желание матери желанием других женщин.
Фрейд (1909) предложил исследование Маленького Ганса как свидетельство Эдипова комплекса.
Комплекс Электры
Комплекс Электры описывает женскую версию Эдипова комплекса. В нем рассказывается о девочке в возрасте от 3 до 6 лет, которая бессознательно испытывает сексуальную привязанность к отцу и все более враждебно относится к своей матери.
Комплекс Электры, который часто приписывают Фрейду, на самом деле был предложен протеже Фрейда Карлом Юнгом (Jung & Kerenyi, 1963).
У девочек комплекс Электры начинается с убеждения, что ее уже кастрировали. Она винит в этом свою мать и испытывает зависть к пенису. Для развития своего супер-эго и женской сексуальной роли девочки должны идентифицировать себя с матерью.
Но мотивация девочки отказаться от отца как объекта любви, чтобы вернуться к матери, гораздо менее очевидна, чем у мальчика, идентифицирующего себя со своим отцом.
Как следствие, идентификация девочек с матерями менее полная, чем у мальчиков с отцами. В свою очередь, это ослабляет женское супер-эго, а их идентичность как отдельных, независимых личностей менее развита.
Критическая оценка
Фрейд считал Эдипов комплекс «центральным явлением сексуального периода раннего детства». Но мало доказательств, подтверждающих его заявление о половых различиях в морали (из-за более слабого суперэго женского пола).
Например, если судить по способности детей сопротивляться искушению, девочки во всяком случае сильнее мальчиков (Hoffman, 1975).
Согласно Horney (1924) и Thompson (1943), девушки завидуют не пенису, а более высокому социальному положению мужчин. Фрейд предполагал, что Эдипов комплекс является универсальным явлением, но исследование жителей Тробрианских островов, проведенное Малиновским (1929), показало, что там, где отец является любовником матери, но не приверженцем дисциплины сына (т. е. общество добродушия), отношения отца и сына были очень хорошими. .
Похоже, что Фрейд переоценивал роль сексуальной ревности. Но это все еще только одно исследование, и необходимо изучить больше обществ, как западных, так и добродушных.
Кроме того, другие психодинамические теоретики, такие как Эриксон (1950), считали, что Фрейд преувеличивал влияние инстинктов, особенно сексуального инстинкта, в своем описании развития личности.
Эриксон пытался исправить это, описывая этапы психосоциального развития, отражая влияние социальных, культурных и исторических факторов, но не отрицая роли биологии.
Другая серьезная критика теории Эдипа Фрейда заключается в том, что она была почти полностью основана на случае Маленького Ганса (1909). Теория Эдипа Фрейда была предложена еще в 1905 году, и Маленький Ганс был просто представлен как «маленький Эдип».
Учитывая, что это был единственный ребенок-пациент, о котором сообщил Фрейд, и что любая теория развития должна включать изучение детей, Маленький Ганс представляет собой чрезвычайно важное исследование.
Но это было крайне предвзято: отец Ганса (сторонник теорий Фрейда) проводил большую часть психоанализа, а Фрейд просто видел в Гансе подтверждение своей эдипальной теории.
Помимо критики надежности и объективности метода тематического исследования в целом, другие психодинамические теоретики предлагали альтернативные интерпретации боязни лошадей Ганса. К ним относится реинтерпретация Боулби (1973) с точки зрения теории привязанности.
Однако Би (Bee, 2000) считает, что исследования привязанности подтверждают основную психоаналитическую гипотезу о том, что качество ранних отношений ребенка влияет на его дальнейшее развитие.
Оба Боулби (1973) и Эриксон (1963) рассматривают ранние отношения как прототипы более поздних отношений. Вера в влияние раннего опыта — прочное наследие теории развития Фрейда.
Ссылки
Бьорклунд, Б. Р., и Би, Х. Л. (2000). Путешествие во взрослую жизнь (4-е изд.). Флорида: Пирсон.
Боулби, Дж. (1973). Привязанность и потеря: Разлука: Тревога и гнев (Том 2) . Нью-Йорк: Основные книги.
Эриксон, Э. Х. (1950). Детство и общество . Нью-Йорк: Нортон.
Эриксон, Э. Х. (ред.). (1963). Молодежь: измениться и бросить вызов . Нью-Йорк: основные книги.
Фрейд, С. (1905).
Фрейд, С. (1909). Анализ фобии пятилетнего мальчика. В библиотеке Pelican Freud (1977), том 8, истории болезни 1, страницы 169–306
Хоффман, М.Л. (1975). Половые различия в моральной интернализации и ценностях. Журнал личности и социальной психологии, 32 (4) , 720.
Хорни, К. и Хорни. (1924). О генезе комплекса кастрации у женщин (стр. 37-54) .